Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая система мониторинга качества профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате эксперимента преподавателями и мастерами производственного обучения были разработаны и внедрены в учебный процесс педагогические технологии и индивидуальные программы обучения, прошедшие экспертную оценку Главной аттестационной комиссии областного управления образования. Инженерно-педагогическими работниками училища была усовершенствована учебно-программная документация, разработаны… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Системный анализ проблем мониторинга качества профессионального образования
  • 1. 1- Качество профессионального образования как объект управления
    • 1. 2. Особенности управления качеством профессионального образования
    • 1. 3. Мониторинг качества профессионального образования
    • 1. 4. Отбор контрольно-измерительных материалов для мониторинга
  • Выводы
  • 2. Эффективная педагогическая система мониторинга качества профессионального образования
    • 2. 1. Структура и алгоритм функционирования системы мониторинга
    • 2. 2. Методы и средства получения первичной информации о качестве профессионального образования
    • 2. 3. Практическое применение пакета прикладных программ по нейронным сетям для целей мониторинга
    • 2. 4. Результаты эксперимента по применению педагогической системы мониторинга качества профессионального образования
  • Выводы

Педагогическая система мониторинга качества профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идеология повышения качества образования заложена во многих государственных документах последних лет и, прежде всего, — в Законе Российской Федерации «Об образовании» и в Концепции модернизации российского образования. В последнее время проблема особенно обострилась, что во многом обусловлено созданием рынка образовательных услуг, рынка труда, предъявляющего жесткие требования работодателей к уровню профессиональной компетентности работника, качествам учащегося системы начального профессионального образования, а также содержанию образования и образовательным технологиям. Проведенный в 2001;2002 годах массовый социологический опрос учащихся системы начального профессионального образования показал, что качество образования лишь частично соответствует современным требованиям у 38,2% выпускников, а в основном соответствует лишь у 40% выпускников.

Теоретические основы управления качеством профессионального образования определены в работах исследователей — Ю. А. Конаржевского, А. И. Субетто, Т. И. Шамовой (управление образовательными системами), В. И. Загвязинского, В. С. Гершунского, Д. Ш. Матроса, М. М. Поташника (управление качеством образования), А. Т. Глазунова, А. Т. Соколова, П. И. Третьякова, Ю. А. Якубы (управление качеством профессионального образования), И. И. Маркеловой, И. В. Чистовой (новые принципы и содержание оценки качества профессионального образования), В. А. Малышевой (лицензирование и оценка качества профессионального образования).

Оценка качества образования на основе Государственных стандартов профессионального образования является показателем достижения обучающимися заданного (нормативного) уровня обученности. В условиях перехода на новую парадигму образования — личностно-ориентированнуюна передний план выдвигается развитие учащегося, сформированность у него личных (в том числе и профессионально значимых) качеств, основы для социальной и профессиональной адаптации. Системное управление качеством — новая методология управления в сфере профессионального образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования учреждений начального профессионального образования.

В этих условиях актуальным является теоретический и практический поиск новых эффективных систем управления качеством профессионального образования, в том числе и в учреждениях начального профессионального образования. В сфере образования, в отличие от сферы производства, система управления качеством не может иметь жесткой схемы управления, основанной на строго регламентированных процедурах выполнения. Чрезмерная технологизация образовательной деятельности в интересах управления качеством может привести к снижению рефлексивных процессов, общего мотивационного потенциала, замедлению темпов развития образовательной системы. Таким образом, необходимо органическое сочетание программно-целевых и синергетических начал управления качеством (синергетические основы профессионального образования заложены в работах И. П. Смирнова, Л. Г. Соломко). При этом особенности системы управления обусловлены свойствами объекта управления.

В исследовании использованы основные понятия: качество профессионального образования, педагогическая система и педагогическая система мониторинга.

Качество профессионального образования, как объект управления, -интегральная оценка, характеризуемая системой показателей результатов образовательного процесса, отражающих степень удовлетворения запросов личности, рынка труда, общества и соответствия требованиям Госстандарта профессионального образования.

Педагогическая система мониторинга — совокупность взаимосвязанных процессов, средств, методов, необходимых для целенаправленного систематического отслеживания качественных параметров профессионального образования. Педагогическая система мониторинга является неотъемлемой частью системы управления качеством профессионального образования. Мониторинг идет дальше традиционной диагностики благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления, высокой технологичности, прогностичности получаемых результатов.

В существующих системах управления качеством профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) систематический мониторинг отсутствует, контроль качества в виде разрозненных фрагментов используется на определенных направлениях. Как правило, отсутствует планомерно действующая педагогическая система мониторинга качества.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью создания эффективной системы управления качеством профессионального образования в УНПО и отсутствием педагогической системы полномасштабного мониторинга.

Существующее противоречие выявляет проблему: организационная структура и механизм педагогической системы мониторинга при управлении качеством профессионального образования.

Объект исследования: управление качеством профессионального образования в УНПО.

Предмет исследования: педагогическая система мониторинга качества профессионального образования в УНПО.

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка педагогической системы мониторинга качества профессионального образования в учреждении НПО, позволяющей проверить соответствие фактических показателей качества профессионального образования прогнозируемому уровню.

Гипотеза исследования: педагогическая система мониторинга качества профессионального образования будет эффективна при соблюдении следующих условий:

— организации мониторинга как составной части системы управления по результатам;

— реализации функций системы, направленных на соответствие различных параметров качества профессионального образования стандартам и нормам;

— включении в систему мониторинга прогнозирования, цели, информации, организации педагогической деятельности, коммуникации;

— использовании при мониторинге критериев, индикаторов, обладающих достоверностью, полнотой, своевременностью.

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования.

1. Проанализировать проблемы управления качеством начального профессионального образования с применением мониторинга.

2. Разработать структуру и организационный механизм системы мониторинга качества в УНПО.

3. Определить критерии качества профессионального образования, инструментарий получения и обработки результатов мониторинга.

4. Создать систему измерителей качества профессионального образования в УНПО.

5. Проверить в ходе эксперимента эффективность работы системы мониторинга при управлении качеством профессионального образования в УНПО.

Методологическую основу исследований составили концепции управления, заложенные в трудах М. Альберта, М. Мескона, Ф. Хедоури, теория управления образовательными системами, основанная на принципах социального управления — Ю. А. Конаржевский, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, положения отечественной школы управления качеством — А. В. Гличев, В. В. Окрепилов, А. И. Суббето, идеи управления качеством образования — А. Т. Глазунов, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, А. Т. Соколов, принципы развития профессиональной школы, раскрытые в трудах В. П. Беспалько, Б. Я. Бутко, А. Н. Лейбовича, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко.

Методы исследования. В исследовании использован комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследований, учебно-методической документации, изучение и обобщение опыта руководителей УНПО по управлению качеством профессионального образования, опыта работы преподавателей УНПО по проблеме управления качеством, результатов учебной деятельности учащихсяпедагогическое наблюдениеанкетированиенаучно-методический анализ состояния проблемы исследованиябеседы с учащимися и преподавателямипедагогический экспериментанализ и обработка результатов педагогического экспериментаобсуждение результатов исследования на семинарах и конференциях.

Этапы исследования. Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе (1999 — 2000 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической науке и практике, анализировалась методическая, дидактическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, анализировался опыт УНПО региона по управлению качеством профессионального образования. Определялась актуальность, цель и задачи исследования, формировалась рабочая гипотеза, определялись задачи исследования на основе накопленного материала по управлению качеством образования.

На втором этапе (2000 — 2003 гг.) определена педагогическая система мониторинга качества начального профессионального образования, ее структура, алгоритм функционирования, критерии качества, разработаны информационные технологии, проводилась экспериментальная работа.

На третьем этапе (2003 — 2004 гг.) осуществлялось обобщение и систематизация результатов исследования, внедрение обобщенных результатов в практику работы учреждений УНПО, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— определены и проверены принципы менеджмента качества в учреждении начального профессионального образования: управление образовательным процессом по результатам, ориентация в мониторинге на развитие личности обучающихся, педагогов, руководителей УНПО;

— разработана матричная организационная структура управления качеством с набором основных целей, сочетающая возможности линейно-функциональной и целевой структуры, обеспечивающая сбор информации о качестве профессионального образования, ее анализ, определение проблем и корректировку образовательного процесса;

— проведен системный анализ видов мониторинга качества профессионального образования, обусловленный целями УНПО, этапами профессионального образования, временными факторами, периодичностью процедур, полнотой охвата объектов мониторинга, организационными формами, типами объектно-субъектных отношений;

— создана и проверена педагогическая система мониторинга качества профессионального образования в УНПО, выявляющая педагогические средства стимулирования развития личности, педагогический статус учащегося в образовательном процессе, динамику его развития, рекомендации по коррекции учебного процесса;

1. определен и проверен организационно-управленческий механизм и структура системы мониторинга в УНПО, включающая группу получения первичной информации, информационную группу, аналитическую группу;

2. обоснованы индикаторы оценки качества профессионального образования: реализация требований образовательных стандартов, уровень учебных и коммуникативных умений, мотивация, эффективность социо-профессиональной адаптации выпускников на производстве, разработан рейтинговый инструментарий мониторинга.

Практическая значимость исследования заключается в разработке:

— матричной системы управления качеством профессионального образования с использованием мониторинга, позволяющей руководителям учреждений НПО и СПО осуществлять управление по результатам;

— организационной структуры и механизма мониторинга качества образования, который может использоваться педагогическими коллективами НПО и СПО любого профиля;

— контрольно-измерительного материала по оценке качества профессиональнбого образования по профессии «Оператор швейного оборудования», «Портной», который может быть использован в УНПО швейного профиля;

— технологии обработки данных, делающей возможным использование мониторинга в практике учреждений профессионального образования.

На защиту выносятся:

1. Педагогическая система мониторинга качества профессионального образования в УНПО.

2. Матрица видов мониторинга качества профессионального образования.

3. Контрольно-измерительный материал получения и обработки данных мониторинга.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Задачи, ход и результаты исследования докладывались автором и обсуждались на конференциях в Рязанском институте развития образования, в Рязанском филиале Московского института экономики, менеджмента и права, на семинарах работников профессионального образования области, на ФПК ИРПО. Результаты работы внедрялись в практику работы учреждений НПО путем их публикаций в педагогических изданиях, а также при непосредственной организации работы в учебных заведениях.

Результаты исследования используются на кафедре менеджмента и экономики ФПК ИРПО.

Основные результаты исследования представлены в шести публикациях.

Достоверность и обоснованность результатов.

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается комплексным подходом к проблеме исследования с помощью применения разработок и методов, адекватных целям, задачам исследования, педагогическим экспериментом с общим охватом 766 учащихся, 83 педагогов УНПО.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Основная опытно-экспериментальная работа проводилась в ГОУ УНПО № 9 г. Рязани. Педагогический эксперимент охватил за пять лет 766 учащихся в контрольных и экспериментальных группах.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Список литературы

включает 214 источников.

Выводы.

Педагогическая система мониторинга качества профессионального образования имеет строго определенную структуру, состоящую из блоков мониторинга, цели, сравнения цели и текущего состояния объекта управления.

Блок мониторинга включает группу получения первичной информации о состоянии объекта управления (качество профессионального образования) и информационной группы.

Система мониторинга вписывается в матричную структуру управления качества профессионального образования УПО. При этом члены педагогического коллектива, осуществляющие мониторинг подчиняются одновременно функциональному руководителю и совету по качеству.

Организация мониторинга, представляющая собой определенную систему деятельности, связана с выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом конкретной учебно-педагогической ситуации.

Полученная в ходе мониторинга информация о текущих показателях качества собирается и перерабатывается в форму удобную для сравнения информационной группой. При этом используются современные технологйи хранения, переработки и представления информации с помощью соответствующих прикладных программ.

Группой разработки цели формируются цели профессионального образования таким образом, чтобы возможно было проверить, оценить их достижение.

Аналитическая группа сравнивает данные блока цели и мониторинга. В результате сравнения текущих показателей качества образования и заданных получают надежную, объективную информацию для принятия управленческих решений по корректировке учебно-воспитательного процесса в целях улучшения качества профессионального образования.

Полученные в ходе эксперимента данные позволили обеспечить всех участников образовательного процесса необходимой информации для того, чтобы каждый из них, оценив достигнутый уровень, определил дальнейшую траекторию своего движения.

— учащийся УНПО — к саморазвитию;

— педагог — к повышению своего профессионального уровня;

— руководитель УНПО — к совершенствованию управления качеством профессионального образования.

По результатам мониторинга составлялись акмеологические портреты учащихся и акмеологическая картина УНПО, которые в совокупности являлись визуальной базой. данных учащихся данного учебного заведения. Созданная таким образом база данных сформировала единое информационное пространство в УНПО, способствующее повышению эффективности управления качеством профессионального образования.

В результате эксперимента качество профессионального образования улучшилось на ~ 30%.

Заключение

.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что проблема управления качеством профессионального образования на основе использования мониторинга является актуальной и нуждается в теоретическом и практическом разрешении.

1. Обоснована матричная структура системы управлением качеством профессионального образования с использованием педагогической системы мониторинга, реализующей принцип управления по результатам с ориентацией на создание условий для развития и самореализации личности обучающегося, педагога, руководителя УНПО.

2. Доказано, что предложенная структура педагогической системы мониторинга, включающая группу получения информации о состоянии объекта управления (качество), группу разработки цели, информационную и аналитическую группы, позволяет для принятия управленческих решений по корректировке учебного процесса оценить достижение цели образовательного процесса, динамику развития учащегося, предпосылки для работы преподавателя, соответствие уровня сложности учебного материала предмета возможностям обучающегося.

3. Определено, что использование в качестве инструментария мониторинга, наряду с другими контрольными процедурами, тестирования, позволяет получить информацию об учебных достижениях, особенностях развития личности, формировании мотивационной сферы и коммуникативных качеств обучающихся, социальной и профессиональной адаптации.

4. В результате эксперимента преподавателями и мастерами производственного обучения были разработаны и внедрены в учебный процесс педагогические технологии и индивидуальные программы обучения, прошедшие экспертную оценку Главной аттестационной комиссии областного управления образования. Инженерно-педагогическими работниками училища была усовершенствована учебно-программная документация, разработаны и внедрены в учебный процесс комплекты листов-заданий, комплект тестовых заданий, комплект творческих проблемных заданий развивающего характера, по предмету «Основы конструирования и моделирования одежды» — учебное пособие. В ходе эксперимента проверены.

— система мониторинга качества профессионального образования, ее структуры и организационного механизма функционирования;

— система методов и средств получения информации мониторинга;

— технология обработки данных с помощью необходимых прикладных программ.

Результаты эксперимента доказали, что педагогическая система мониторинга будет эффективна при реализации ее в виде подсистемы управления качеством профессионального образования, обеспечивающей обратную связь и позволяющей целенаправленно систематически отслеживать параметры качества. Экспериментально доказана эффективность использования системы мониторинга как условия, обеспечивающего улучшение качества профессионального образования.

Полученные выводы не исчерпывают рассматриваемую проблему, но дают основание считать, что поставленные задачи выполнены. Предметом дальнейших исследований должна стать разработка региональной системы мониторинга качества профессионального образования не только для создания информационной среды управления качеством профессионального образования в регионе, но и для формирования консультационной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука. 1980.-335 с.
  2. В. А. Менеджмент. СПб: издательство «Союз», 2002. — 463 с.
  3. О. С. Основы методологического мышления. М.: Всероссийская школа управления АПН РСФСР, 1989. — 412 с.
  4. Аристотель. Метафизика. — Ростов н/Д.: Феникс. Сер. «Выдающиеся мыслители», 1999.-608 с.
  5. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: 1980. — 94 с.
  6. В. Г. Актуальные проблемы научного управления обществом. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1975. — 64 с.
  7. В. Г. Общество: системность. Познание и управление. — М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
  8. М. П., Козлова С. А., Клейман И. С., Севрук А. И. Управление качеством образования в общеобразовательном учреждении. — Стандарты и мониторинг, 1999, № 1. С. 35 38.
  9. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982.-216 с.
  10. Ю. К. Закономерности обучения. // Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. С. 154 — 161.
  11. JI. И. Организационно-педагогические условия реализаций развивающего обучения в УНПО. Автореферат канд. пед. наук.—М., 2002. 21 с.
  12. Л. И. Самооценка и самоконтроль — основа развивающего обучения. Профессиональное образование, 2002, № 1. С. 25 — 26.
  13. А. А. Активные методы обучения. — М.: Педагогика, 1986.- 173 с.
  14. А. В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. — 90 с.
  15. А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. 176 с.
  16. С. Я., Соколов А. Г., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. — М.: АПО, 1995. — 280 с.
  17. Башарина J1. А., Гришина И. В. Организационные технологии управления школой. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. СПб: КАРО, 2002. — 144 с.
  18. А. П. и др. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1998. — 200 с.
  19. А. И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — М.: Советское радио, 1964. — 89 с.
  20. JI. А. О формировании общеучебных умений в процессе освоения информационных технологий. — Профессиональное образование, 2002, № 7. — 21 с.
  21. В. П. Основы теории педагогических систем // Методы системы педагогического анализа / Под ред. Н. В. Кузьминой. JI.: Ин-т профтехобразования РАО, 1980. — 136 с.
  22. В. П. Объективный контроль необходимое условие стандартизации образования / Педагогическое обеспечение гос. стандарта образования. Выпуск I. — М.: ИПО РФ, 1994. — 28 с.
  23. В. П. Слагаемые педагогической технологии— М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  24. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. -140 с.
  25. И. А. Управление общеобразовательной подготовкой учащихся в среднем профтехучилище. — М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  26. А. А. Личность и обучение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  27. А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб: Изд-во Питер, 2000. — 416 с.
  28. Большой энциклопедический словарь / Под Ред. А. М. Прохорова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 1456 с.
  29. Г. А., Нестеров А. А., Трапицин С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -359 с.
  30. Е. М. Тест диагностики профессиональных достижений / Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1985. — 164 с.
  31. А. Т. Метрологические характеристики стандартов образования. Проф. образование, 2002, № 4. — 23 с.
  32. А. Т. Система стандартизированного контроля качества обучения и условия ее применения в деятельности профессионального образования: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2001. — 18 с.
  33. Т. А., Мяшенченко JI. П. Как оценить качество образования? Стандарты и мониторинг в образовании.—2001, № 2. С. 59—62.
  34. Н. Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: Дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1997.
  35. Е. Я. НПО: проблемы и тенденции развития. — Профессиональное образование, 1999, № 1. 46 с.
  36. Е. Я. Социальное партнерство мост в будущее профессионального образования России. Профессиональное образование, 2002, № 7. С. 13−14
  37. А. П. Философские основания современной парадигмы образования. — Педагогика. — 1997, № 3. С. 15−19.
  38. Н. Н. К проблеме диагностики мотивации. — Вестник московского университета. Серия Психология, 1998, № 2. С. 80 — 88.
  39. Н., Бодряков В. Мониторинг результативности учебного процесса -М.: Педагогика, 1996.— 93 с.
  40. Т. В. Лядова JI. Н. Проект региональной информационной системы мониторинга образования. Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002, № 4. С. 33 40.
  41. Т. Ю. Менеджер образования: Особенности управленческо-педагогической деятельности. Проф. образование, № 3, 2002. С. 22−23.
  42. JI. С. Педагогическая психология. — М: Педагогика, 1996.-536 с.
  43. Ю. Б. Развитие личности, способности к творческой самореализации. Психологическая наука и образование, 1998, № 1. С. 93 —102.
  44. Гегель. Наука логики //Энциклопедия философских наук: В 3 т. М.: Наука, 1970, Т. 1.-561 с.
  45. . С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  46. . С. Философия образования для 21 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М: Интер-Диамант+, 1997.- 697 с.
  47. . С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. —432 с.
  48. А. Т. Педагогические исследования: Содержание, организация, обработка результатов. -М.: Издательский центр АПО, 2003.-41 с.
  49. А. Т. Синергетический подход к оценке региональных систем проф. Образования / Мир образования образование в мире. — 2001, № 4. С 3 — 7.
  50. А. Т., Зиновьева И. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. Методическое пособие / АПО. — М.: ИРПО, 1999−92 с.
  51. А. Т. Дектяренко JI. Ю., Казаков В. Г., Устюгова И. А. Учись учиться. М.: Изд. центр АПО, 2002. — 71 с.
  52. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976. — 371с.
  53. А. В. Основы управления качеством продукции. М.: АМИ, 1998.-354 с.
  54. Гоберман JL А., Гоберман В. А. Концептуальные и методологические аспекты проблем качества // Качество: теория и практика. 1998. № 1. С. 42−51.
  55. В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов. Стандарты и мониторинг в образовании. 2000, № 5. С. 33 — 37.
  56. М. И. Проблемы измерений и проверка гипотез при мониторинге результатов обучения / Стандарты и мониторинг в образовании. 2000, № 3. 49 с.
  57. О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект под ред. М. И. Махмутова. М.: Педагогика, 1985. — 151 с.
  58. Г. С. Слагаемые качества профессионального образования. — Профессиональное образование, 2003, № 7. — 21 с.
  59. Н. А. Тестовые методики и пути их использования. Методические рекомендации. М.: ИПК СК, 1995. — 34 с.
  60. Т. И. Информационные технологии в организации воспитательной работы. Профессиональное образование, 2003, № 9.-33 с.
  61. А. П. Усиление обучающее-развивающих возможностей текущего контроля знаний студентов. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М.:ИПО, 1981.-14 с.
  62. А. И. Организационно-педагогические основы обучения безработных граждан и незанятого населения. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 1999. — 16 с.
  63. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Русский язык, 1989, Т. 2. 779 с.
  64. JI. Д., Епифановская JI. И. Модель образовательного мониторинга. — Профессиональное образование, 2002, № 12. С. 22−23
  65. Ю. JI. Обучающий процесс в системе открытого обучения. -Профессиональное образование, 2002, № 2. С. 32 — 33
  66. . В. Мониторинг качества профессиональной подготовки. — Профессиональное образование, 2003, № 8. 5 с.
  67. Дж. Все о качестве. Зарубежный опыт. Выпуск 15. — М.: НТК «Трек», 2000. 33 с.
  68. В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). -М.: Советское радио, 1976. 296 с.
  69. М. И., Полисар Э. JI. Разработка и применение тестов успешности усвоения. Пособие для самостоятельной подготовки методистов и преподавателей профессиональных учебных заведений. — М.: НМЦ СПО, 1996.-84 с.
  70. В. И. Методология и методика педагогического исследования. М: Педагогика, 1982. — 162 с.
  71. В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования. М.: Академия, 2001. — 160 с.
  72. Закон Российской Федерации «Об образовании» (новая редакция) и Постановление Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений взакон РФ «Об образовании» (принят Гос. Думой 12.07.1995- одобрен советом Федерации 05.01.1996).
  73. Закон Российской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10. 07. 1992, № 3267 1. — М., 1992. — 57 с.
  74. В. И. Самоаттестация школы / Образовательный центр «Педагогический поиск». — М., 1999. — 160 с.
  75. В. С. Управление профлицеем: проблемы информационного обеспечения. Профессиональное образование, 2002, № 4. — 24 с.
  76. JI. В., Сазонова JI. И. Влияние исследовательской деятельности преподавателей на качество образования. — Профессиональное образование, 2003, № 11. 23 с.
  77. В., Ланнэ A. MATLAB для DSP. Нейронные сети: графический интерфейс пользователя. Chip News/ Инженерная микроэлектроника, 2001, № 8, С. 4 — 10.
  78. И. А., Панасюк В. П., Чернышева Е. Г. Управление качеством профессионального образования. Терминологический словарь. — СПб.: Институт образования РАО, 2001. 40 с.
  79. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. — М: Педагогика, 1991.- 240 с.
  80. К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. — 215 с.
  81. А. А. Внедрение информационных технологий в профессиональном училище. Профессиональное образование, № 9,2003. -14 с.
  82. Ю. А., Кива А. А., Голяков М. П. Дидактические элементы конструирования тестов. Профессиональное образование, 2002, № 12.-16 с.
  83. И. И. Программно-целевой метод управления как фактор развития региональной системы образования. Автотеферат дисс. канд. пед. наук. — Магнитогорск: 1999. — 8 с.
  84. М. Д. Универсальная тест-программа для проверки знаний в школе. — Информатика и образование, № 4, 1993. — 78 с.
  85. А. И. Психология управления: Учебник для слушателей Акад. МВД СССР. М.: Акад. МВД СССР, 1979. — 521 с.
  86. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1974. — 280 с.
  87. Г. В. Социализация личности учащегося УНПО. — Профессиональное образование, № 2, 2002. — 29 с.
  88. Л. Ф., Гурченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. — М: Педагогика, 2000. — 336 с.
  89. Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 224 с.
  90. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002, № 393. 30 с.
  91. Т. В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. М.: Русский язык, 1990. — 464 с.
  92. Э. М. Исследование систем управления. М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «Дека», 2000. — 288 с.
  93. Г. Психология развития. — СПб: Питер, 2000. — 992 с.
  94. М. Г. и др. Менеджмент систем качества. М.: Изд-во стандартов, 1997.-232 с.
  95. А. М. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Завуч, 2000, № 8. С 10−22.
  96. Е. Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Педагогика, 1997. — 76 с.
  97. А. Н. Научные основы разработки стандартов профессионального образования. М., 1994. — 96 с.
  98. А. Я. Начала кибернетики. М.: Изд-во «Мир», 1967. — 400 с.
  99. И. Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления // Теоретические основы содержания общего среднего образования. -М.: Педагогика, 1983. С. 137—160.
  100. М. Учебная мотивация как показатель качества образования. — Народное образование, 2001, № 8. С. 77 89.
  101. А. Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998. — 344 с.
  102. А. Н. Теория и практика создания тестов. — М.: Народное образование, 2000. 352 с.
  103. А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1996. — 304 с.
  104. А. А. Методология и методы системной организации комплексного мониторинга качества образования: Дисс. доктора техн. наук.-М., 1999.
  105. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. М.: Терра, 1997, Т. 1.475 с.
  106. В. А. Методика тестового контроля. — Профессиональное образование, 2000, № 7. С. 7 8.
  107. В. А. Оценка качества профессионального обучения при подготовке УНПО и к аттестации. — Профессиональное образование, 1999, № 8.-24 с.
  108. И. И, Комплексная система контроля качества образования в ПЛ: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000.
  109. Д. Ш., Полев Д. М., Мельников Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий иобразовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
  110. В. С., Потемкин В. Г. Нейронные сети MATLAB 6 / Под. общ. Ред. канд. техн. наук Потемкина. М.: ДИАЛОГ — МИФИ, 202 — 496 с.
  111. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9 000−9 004.-М.: Изд-во стандартов, 1989. 332 с.
  112. М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер с англ. М.: Дело ЛТД, 1995. — 204 с.
  113. А. А., Уткина О. Н., Уткина Н. С. Когнитивно-алгоритмический подход к интеграции содержания программ общего и начального профессионального образования. — Профессиональное образование, № 10, 2003. С. 12 13
  114. Е. А. Дидактическая тестология. — М.: Народное образование, 2001. 432 с.
  115. Е. А. Разработка и адаптация в педагогической практике диагностических методов. Школьные технологии, 2002, № 1. С. 154 -161.
  116. Г. И. Профессионализм общения (Учителю о коммуникативных умениях). — СПб: Б.и., 1993. — 56 с.
  117. В. И. Моделирование и методика измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 198 с.
  118. А. Л. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1991. — 133 с.
  119. Нейронные сети. STATISTICA Neural Networks: Пер. с англ. М.: Горячая линия — Телеком. 2001. — 182 с.
  120. В. Я. Социология образования. -М.: Изд-во МГУ, 1992.—200 с.
  121. М. В. Модернизация управления развитием образовательных учреждений. М.: Изд-во АПО, 2001. — 168 с.
  122. М. В. Освоение новых ценностных ориентаций в коллективе профессионального образовательного учреждения. М., 1985:
  123. М. В., Поляк Ю. С. Маркетинг и мониторинг платных образовательных услуг в учреждениях профессионального образования / под науч. ред. проф. Смирнова И. П. М.: ИРПО, 1996. — 85 с.
  124. А. М. Принципы демократизации профессионального образования. — Педагогика, 2000, № 3. — 22 с.
  125. А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИДП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  126. А. М. Профтехшкола: стратегия развития НМО «Непрерывное образование». — М.: Ровесник, 1991. 68 с.
  127. С. И. Словарь русского языка (10-е изд.) М.: Сов. Энцикл., 1975. — 846 с.
  128. В. В. Всеобщее управление качеством: Учебник. — СПб: СПбГУЭФ, 1996. 454 с.
  129. Особенности обучения и психического развития школьников 13 — 17 лет: педагогическая наука — реформе школы / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  130. С. Нейронные сети для обработки информации. Пер. с польского И. Д. Рудвинского. М.: Финансы и статистика, 2002. — 344 с.
  131. В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса.: Автореферат док. дисс. — СПб., 1998.-17 с.
  132. В. П. Системное управление качеством образования в школе. СПб. — М., 2000. — 239 с.
  133. В. П. Школа и качество: выбор будущего. — СПб.: Изд-во КАРО, 2003. 384 с.
  134. А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. -Вопросы психологии, 1987, № 1. С. 15 26.
  135. Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985. — 496 с.
  136. Н. П., Ананишнев В. М. Технологизация управления образованием. Школьные технологии, 2001, № 4. С. 3 — 12.
  137. К. К. Структура и развитие личности. А. Н. СССР, Институт психологии. — М.: Наука, 1986. 254 с.
  138. М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002.-352 с.
  139. М. И. Основы менеджмента в сфере образования. Учебное пособие: ИТМО, 1994. 134 с.
  140. В. Г. MATLAB 6: среда проектирования инженерных приложений. М.: Диалог. — МИФИ, 2003. — 448 с.
  141. Е. А. Формирование умений учиться. — Профессиональное образование, № 6, 2002, 23 с.
  142. Принципы самоорганизации. Пер. с англ. под ред. А. Я. Лернера. М.: Изд-во «МИР», 1966. — 621 с.
  143. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под. Ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 368 с.
  144. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: пособие для школьных психологов. М.: Государственное рекламно-коммерческое предприятие «Олимпик», 1990. — 87 с.
  145. О. М. Как определить качество знаний на уровнях теоретического обучения. — Профессиональное образование, 1999, № 2.-8 с.
  146. Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах -М», 2002. — 672 с.
  147. А. А. Системы экстремального управления. — М.: Изд-во «Наука», 1974. — 632 с.
  148. В. В. и др. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности. Вопросы психологии, 1995,№ 1. С. 13−24.
  149. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985. — 147 с.
  150. В. Ф., Клименко 3. Г., Егоров В. И. Модель социально-педагогической адаптации обучающихся в учреждении начального профессионального образования. — М.: АПО, 2001. — 46 с.
  151. Т. А. Теория и практика управления качеством / Под науч. ред. Э. М. Короткое. — Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2001.- 172 с.
  152. А. И. Качество в образовании. Проблемы, модели, технологии. Пермь, 2000. — 158 с.
  153. А. И., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе. Учебное пособие.—М.: Педагогическое общество России, 2003. —144 с.
  154. Н. А. Качество образования и информационные технологии в образовании // X юбилейная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Материалы конференции. Часть I. М.: МИФИ, 2000. С. 56 — 58.
  155. С. Е. Формирование общеучебных умений. — Профессиональное Образование, 2003, № 10. 10 с.
  156. В. П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136 с.
  157. М. П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. — СПб.: Центральный институт повышения квалификациируководящих работников и специалистов профессионального образования, 1995.-80 с.
  158. В. Ф. Развивающая функция тестового контроля. — «Профессиональное образование» № 6, 1999 24 с.
  159. В. П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. -М.: Изд. «Российское педагогическое агентство», 1997 210 с.
  160. Системы менеджмента качества, Основные положения и словарь / ИСО /ОПМС 9000: 2000. М.: Пер. и ред. ВНИИС, 2000. 49 с.
  161. И. П. Начальное профессиональное образование: Современные реформы / Академия профессионального образования. — М.: Издательский дом Ореол — Лайн, 1998. — 88 с.
  162. И. П. Человек — образование — профессия — личность. Монография. М.: УМИЦ «Граф — Пресс», 2002. — 420 с.
  163. И. П., Лейбович А. И. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе государственного стандарта. — М., 1994.-192 с.
  164. И. П., Ткаченко Е. Д. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. — М.: Издательский центр АПО, 2002. — 45 с.
  165. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская Энциклопедия, 1984. 634 с.
  166. Современный словарь по педагогике. — М.: Современное слово, 2001.-928 с.
  167. Современный философский словарь / Под ред. Кемерова. — М., 1996−708 с.
  168. В. М. Стандарты в управлении качеством образования: монография. Нижний Новгород: Нижегородский университет, 1993. — 93 с.
  169. Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во МГУ, 1980 174 с.
  170. В. Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000) — Учебное пособие. — СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 200. 336 с.
  171. Н. Л. Формирование и педагогическая диагностика профессионально значимых качеств.
  172. А. И. Исследование проблемы качества сложной продукции: Дисс. доктора экономических наук. Л., 1987. — 722 с.
  173. Е. А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика. Профессиональное образование № 10 2003 с. 11
  174. Н. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для сред. пед. учебных заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 1998—288 с.
  175. Н. Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебн. Пособие: Для студентов педвузов. — М.: «Академия», 2002. 190 с.
  176. П. И. и др. Адаптивное управление педагогическими системами / Под ред. П. И. Третьякова. — М.: Изд. Центр «Академия», 2003. — 368 с.
  177. П. И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 368 с.
  178. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  179. Д. Ф. Новый механизм социального партнерства в начальном профессиональном образовании. — Профессиональное образование, 2003,№ 12. С. 4−5
  180. К. Д. Педагогические сочинения, В 6 Т. — М.: Педагогика, 1988. Т. 5, 526 с.
  181. Л. Д. Рыкова Е. А. Научные основы мониторинга НПО. — Профессиональное образование, 2000, № 11. С. 3 — 7.
  182. JI. Д., Рыкова Е. А. Теория и практика контроля и оценки профессиональных знаний и умений. — Профессиональное образование, 2000, № 7. С. 3 6
  183. JI. Д., Рыкова Е. А., Малышева В. А. Оценка качества профессионального образования (методические рекомендации). — М.: АПО, 2000.-114 с.
  184. А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986,471 с.
  185. Философский словарь. / Под. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. — М.: Политиздат, 1972. — 192 с.
  186. Фор А. Восприятие и распознавание образов. Пер. с фр. А. В. Серединского / под ред. Г. П. Катыса. М.: Машиностроение, 1989 г. — 272 с.
  187. Хекхаузен Хайнц. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. / Под ред. Величковского М.: Педагогика, 1986, Т. 1. — 408 е.- Т. 2. — 392 с.
  188. Хекхаузен Хайнц. Психология мотивации достижения. Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
  189. М. Н. Влияние мотивации на когнитивное развитие личности. Профессиональное образование, 2002, № 12. — 21 с.
  190. В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: «Педагогика», 1989. — 152 с.
  191. О. Б. Подготовка квалифицированных рабочих по массовым профессиям. Профессиональное образование, 1997, № 4. С. 10 -12.
  192. О. Б. Профессиональное образование в коммерческой сфере: Монография. М., 1999. — 82 с.
  193. В. Д. Философия образования и образовательная политика. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.-181 с.
  194. P. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: «Просвещение», 1990.-206 с. ¦
  195. Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.—М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.—384 с.
  196. И. А. Разработка и внедрение технологий мониторинга качества образования. — Профессиональное образование, 2002, № 11.-2 с.
  197. А. Н. Матричная структура управления образовательным учреждением. — Проф. образование, 2003, № 12. — 12 с.
  198. JI. В., Кузнецова Н. М., Гранкина Т. Г. Система отслеживания успешности и продуктивности основных направлений образовательной деятельности школы Стандарты и мониторинг, 2000. № 1. С. 56−62.
  199. Г. П. Распознавание в системах автоконтроля. М.: Машиностроение, 1973.-424 с.
  200. А. Н. Организационный и педагогический аспект управления педколлективом.—Профессиональное образование, 2002, № 6. —14 с.
  201. С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России (приложения), 2000. — 320 с.
  202. Г. А. Руководить сообразно ситуациям. — М.: Интерэкспорт, 1994.-352 с.
  203. Ф. Диалектика / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е. М: Политиздат, 1985. — Т. 20. — 626 с.
  204. Ю. А. Современные методы контроля качества производственного обучения. М.: ИРПО, 2001. — 109 с.
  205. Ю. А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. Методические рекомендации / М.: ИРПО, 1995−94 с.
  206. Е. А. Эта скучная наука управления. — М.: «Новая школа», 1992 47 с.
  207. Янг С. Системное управление организацией. — М., «Советское радио», 1972. 456 с.
  208. Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности. — Вопросы психологии, 1982, № 6. С. 57 — 65.
  209. Янч Эрих. Прогнозирование научно-технического прогресса. Пер. с англ. Д. М. Гвишиани. М.: Изд-во «Прогресс», 1974. — 585 с.
  210. Г. В. Педагогические основы комплексной системы контроля качества подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах и лицеях: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М.: ИРПО, 1997.-26 с.
Заполнить форму текущей работой