Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходным моментом такого культивирования личностной ориентации выступает представление о гуманистической конверсии образования: отказ от жесткой ориентации на исключительное обслуживание потребностей государства. Однако, поскольку платежеспособный спрос на образовательные услуги исходит от государственных и ведомственных заказчиков, то и уйти от так называемого социального заказа, исходящего… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Индивидуализация обучения как социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Становление и развитие проблемы индивидуализации в теории и практике обучения школьников ≤
    • 1. 2. Личностные особенности учащихся и индивидуальный подход к ним в процессе обучения с*
    • 1. 3. Педагогическая диагностика особенностей учебной деятельности учащихся начальных классов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Создание условий для индивидуализации обучения учащихся начальной школы с особенностями развития
    • 2. 1. Индивидуально-коррекционные программы как основа индивидуализации обучения
    • 2. 2. Коррекционная работа и условия ее осуществления в индивидуализации обучения учащихся С
    • 2. 3. Взаимосвязьедовой и образовательной интеграции, как важнейшее условие индивидуализации обучения учащихся 114-Выводы по второй главе 1

Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня, качественно новая социальная обстановка в России, значительно повлиявшая и на педагогическую мысль и образовательную деятельность, требует качественно нового, не формального подхода к учебно-воспитательному процессу в школе. Одним из наиболее эффективных подходов, способным решить назревшие проблемы в становлении личности, является индивидуализация обучения.

Учитывая способности и возможности ребенка, присущие ему способы овладения знаниями, специфику его логики, опираясь на достижения педагогической науки, обновлённая педагогика может предложить спектр педагогических условий, программ для успешного развития личности ученика, помогая при этом формированию его самобытности и индивидуальности.

Важнейшей задачей современной системы образования является максимальное развитие задатков, возможностей, творческих потенциалов человека. Эту задачу невозможно решить на платформе информационно-натаскивающих методов обучения, здесь нужен переход к технологиям поисково-творческого характера.

Существенная роль в преобразовании личности, а значит и общества принадлежит школе. Школа — образовательное учреждение. Однако, сегодня российская школа вынуждена стать образовательно-развивающей. Второе качество объясняется не столько историческими причинами, сколько необходимостью вступления личности в совершенно неизвестные для нее ранее отношения.

Развитие современного общества характеризуется вниманием к миру личности. В Законе РФ «Об образовании» законодательно закреплено требование к образовательным учреждениям: создать условия для самореализации и саморегуляции личности, обеспечить ее самоопределение. Продекларировать же личностную ориентацию образования легче, чем осуществить ее в образовательной практике. Этот процесс не осуществляется автоматически, его нужно специально культивировать.

Исходным моментом такого культивирования личностной ориентации выступает представление о гуманистической конверсии образования: отказ от жесткой ориентации на исключительное обслуживание потребностей государства. Однако, поскольку платежеспособный спрос на образовательные услуги исходит от государственных и ведомственных заказчиков, то и уйти от так называемого социального заказа, исходящего от «денежного мешка», трудно. Заметим вместе с Тем, что эффективность денежных вложений в личность будет тем выше, чем более глубоко и разносторонне происходит вовлечение личности в образовательную деятельность.

Выход для организаторов образовательного пространства из этого парадокса образования, когда необходимо соблюсти равновесие и государственного заказчика к качествам личности, и личностного проявления индивидуальности в самом человеке, возможно, лежит в наиболее полном включении образовательной деятельности в целостный мир личности, когда сама эта деятельность становится средством самореализации личности.

На переломном этапе развития общества активизировался поиск инновационного преобразования образовательного пространства, стремление к конструированию его содержания и технологии учебно-воспитательного процесса, для этого необходим научный подход прежде всего к основам обучения.

Гуманизация образования выливается в личностно-ориентированное обучение, а в условиях государства это обстоятельство столкнуло в противоречии интересы, ожидания и нормы с одной стороны индивида, с другой — общества, это противоречие для своего преодоления требует научной основы преобразовывающего обучения.

Особенность российского общества заключается в том, что резкого перехода к новым типам школ, очевидно, не предвидится, массовая муниципальная общеобразовательная школа остается господствующей, а в ней все больше намечается сочетание традиционных и инновационных процессов, возможность их уживчивости необходимо научно-теоретически объяснить.

Появление новых видов образовательных учреждений и разнообразных форм обучения, требует измененного процесса обучения, основанного на применении методик интегрированного обучения учащихся.

Анализ научной литературы, посвященной вопросам индивидуализации обучения, показал, что проблема индивидуального подхода в обучении волновала педагогов уже во времена Конфуция во второй половине тысячелетия до нашей эры. И в разных странах по-разному искали пути ее решения. В России наиболее близкий к научному взгляд на индиви- | дуальный подход характерен для XIX века, связанного с деятельностью | революционных демократов В. Г. Белинского /15/, Н. Г. Чернышевского | /282/, Н. А. Добролюбова /80/, а также выдающихся классиков литературы | и педагогики Л. Н. Толстого /263/, К. Д. Ушинского /266/, П. Ф. Каптерева /133/, | В. П. Вахтерова /42/ и др.

Развивали эту тему как передовые педагоги России XIX век, а Н. Ф. Бунаков /16/, В. В. Водовозов /43/, В. Я. Стоюнин /250/, а также и зарубежные педагоги Дж. Дьюи /81/, А. Дистервег /82/. Но рассматривая эту проблему, педагоги того времени акцентировали свое внимание лишь на необходимости доступности образования для всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей, пропагандируя единые гуманные требования к ученику. В то время эта проблема являлась первоочередной задачей образования.

В годы Советской власти и особенно в ее самом начале, проблемой индивидуализации в воспитании и обучении занимались А. В. Луначарский /164/, Н. К. Крупская /134/, С. Т. Шацкий /286/. Наиболее эффективный результат в обучении через индивидуально-дифференцированный подход к учащимся видел Л. П. Блонский /17/, который об этом говорил в своих выступлениях и академических работах. В 20-ые годы проблему индивидуального подхода в обучении начинают разрабатывать, учитывая различные подходы П. О. Ефрусси, позднее А. М. Гельмонт /66/, С. М. Ривес /231/, Л. С. Славина /251/, А. А. Бударный /18/ и ряд других ученых, посвятивших свои работы исследованию индивидуального подхода как средству предупреждения неуспеваемости и второгодничества.

Изучением средств повышения эффективности обучения при индивидуальном подходе занимался В. И. Гладких /68/, М. Д. Сонин /252/, познавательной активности и самостоятельности И. Э. Унт /268/, Е. С. Рабунский /232/, способов организации работы учащихся В. И. Загвязинский /93/, Т. М. Николаева /188/, Н. Г. Огурцов /193/, программированного подхода к учащимся А. А. Аукум /1/, Г. А. Данилочкина /83/, В. В. Иванов /107/ и индивидуального стиля деятельности В. С. Мерлин /174/, Е. А. Климов /135/, Ю. А. Самарин /253/. Индивидуальные особенности восприятия материала изучаются Л. В. Занковым /96/, Д. В. Элькониным /301/, В. В. Давыдовым /84/.

В настоящее время обостренный интерес к проблеме индивидуализации вызван изменившимися социально-экономическими условиями как в России, так и во всем мире.

По этой причине педагогами-новаторами детально изучаются различные аспекты многогранной проблемы индивидуализации обучения.

В педагогике до сих пор нет единого подхода к трактовке понятий «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход в обучении» .

Э.Унт /268/ и другие исследователи трактуют индивидуализацию как организацию такого учебного процесса, при котором выбор средств, способов и приемов обучения ориентирован на индивидуальные различия школьников в учебно-воспитательной деятельности.

Ряд исследователей рассматривают индивидуальный подход в обучении на конкретном учебном предмете.

Г. А.Данилочкина /83/, А. А. Кирсанов /136/ и их последователи рас-1 сматривают индивидуализацию как систему воспитательных и дидакти- 1 ческих средств, которые соответствуют целям деятельности и познавательным возможностям класса, групп учащихся и отдельных учеников.

Значительный вклад в систему индивидуализации обучения учащихся внес В. К. Шишмаренков /289, 290, 291/. В своем исследовании он значительное место уделяет разноуровневому обучению учащихся средней школы, конкретизируя получение эффективности от технологии дифференцированной организации учебного процесса.

Работа Н. В. Приходкиной /203/ акцентирует свое исследование на индивидуальном обучении при изучении учениками 5−8 классов гуманитарных дисциплин. Где упор делается на предоставлении каждому ученику возможности выбора способа овладения учебным материалом. Эта и ряд других работ посвящены изучению индивидуализации, имеют не только большое теоретическое, но и практическое значение для разработки данной проблемы, но все же не исчерпывают ее полностью в силу следующих причин.

Во-первых, имеется острая необходимость более детальной разработки технологического процесса для обучения детей с особенностями развития с учетом психо-соматических факторов.

Во-вторых, не достаточно полно отработана технология интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в условиях массового класса.

В-третьих, новые социальные условия создали потребность в таком индивидуальном подходе, когда не только учитель выбирает приемы индивидуальной работы со школьником, но и обязательно требуется участие в данном процессе ряда разных специалистов: логопедов, психологов, педиатров, психиатров, дефектологов и других в соответствии с личными потребностями и особенностями ученика.

В силу этого остается немало нерешенных вопросов данной проблемы. И особенно остро стоит вопрос индивидуализации обучения в начальной школе, так как, во-первых, именно в начальном звене ребенок получает первичную базу знаний. Во-вторых, в этом возрасте ребенок еще не совсем четко осознает свой неуспех по сравнению с одноклассниками. В-третьих, возможна эффективная коррекция, ввиду ненасыщенности в начальном звене программного материала и достаточного количества часов на повторение.

Учитывая вышеизложенные особенности, мы выделили следующие противоречия в образовательном процессе:

1) между необходимостью учета индивидуальных особенностей учеников и отсутствием технологий интегрированного обучения;

2) между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальной формой его усвоения каждым учеником;

3) между необходимостью ученика в знании изучаемого предмета и формировании у него потребности усвоения учебного материала.

Анализ научной и учебной литературы, педагогическая практика, осознание потребности общества в свободной и деятельной личности определили тему нашего исследования — «Педагогические условия индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития» .

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ — необходимость обосновать и апробировать индивидуализацию обучения младших’школьников с особенностями развития с целью повышения качества их обучения.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс обучения учащихся начальных классов.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются педагогические условия организации процесса обучения на основе индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — выделить, обосновать и экспериментально проверить эффективность сочетания выделенных условий обучения учащихся начальных классов на основе индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ :

1. Определить состояние проблемы индивидуализации обучения учащихся начальных классов в процессе обучения.

2. Определить основу индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития.

3. Выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий обучения учащихся начальных классов на основе комплексных индивидуальных учебно-коррекционных программ.

4. Разработать практические рекомендации для учителей по использованию комплексных индивидуальных учебно-коррекционных программ в процессе обучения учащихся начальных классов с особенностями развития.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основой индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития являются индивидуальные комплексные учебно-коррекционные программы, эффективность использования которых определяет сочетание следующих условий:

— применение технологии интегрированного обучения в образовательном процессе.

— сопровождение индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ внутришкольным медико-психолого-педагогическим консилиумом.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ составляют учения А. Н. Леонтьева о том, что в личностном подходе необходимо руководствоваться концепцией о ведущей роли мотивации в деятельности человека, И. Э. Унта об индивидуальных особенностях мыслительной деятельности школьников при усвоении изучаемого материала, Б. М. Теплова о том, что одинаковой успешности в деятельности могут достичь люди с разной степенью выраженности того или иного типологического свойства /силы-слабости, подвижности-инертности/, Якиманской И.С.- о личностно-ориентированном обучении в современной школе.

Основная и очень ответственная задача школы — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиваться, устоять, проявиться, обрести изобретательность и устойчивость к социальным воздействиям. В исследовании применялся комплекс теоретических методов: анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование педагогического процесса, ознакомление с трудом учителя.

Исследование учитывает труды педагогов, психологов, философов о свойствах индивида и общественной ценности личности.

Работа опирается и на обобщенный опыт учителей новаторов, экспериментальное исследование автора.

ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование проводилось в три этапа, каждый из которых решал конкретные задачи.

На первом этапе (1991;1993 гг.) изучалась литература о передовом опыте учителей, исследования ученых педагогов, философов, психологов. На этом этапе выделены теоретические обоснования педагогических условий интегрированного обучения, обобщена выдвинутая гипотеза.

Второй этап (1993;1995 гг.), предусматривал проведение формирующего эксперимента, основанного на апробации педагогических условий индивидуализации образования и отработки технологии использования выявленных условий.

Третий этап экспериментальной части нашего исследования, проходивший в течение 1995;1997 гг., заключался в повторяемости созидательного эксперимента-и обобщении полученных данных в ходе всего эксперимента.

В ходе исследования были использованы различные методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование учителей и учащихся школ города, тестирование школьников с целью выявления основных форм восприятия и преобладающих видов памяти, педагогический констатирующий и формирующий эксперименты, конструирование оптимальных педагогических ситуаций, наблюдения, контрольные работы, беседы.

На всех трех этапах исследования автором проводилась корректировка учебных заданий, а также апробация педагогических условий индивидуализации образования.

Эксперимент проводился в школах N 4, 73, 57, 33, а также в районном диагностико-коррекционном центре Металлургического района г. Челябинска, школе N 140 г. Перми.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в выявлении условий индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития, в разработке технологии создания комплексных индивидуальных учебно-коррекционных программ и механизма их сопровождения в учебном процессе, как внутри образовательного учреждениятак и в других социальных институтах на основе индивидуально-коррекционного маршрута.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что разработанная технология создания индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ и механизма их сопровождения нашла практическое применение в образовательном процессе начального звена общеобразовательной школы и дала положительные показатели в обучении учащихся начальных классов с особенностями развития. Обсуждение полученных результатов теоретического и практического исследования проводилось на разных уровнях, в том числе:

На первом (в январе 1994 года) и втором (в январе 1996 года) Всероссийских слетах директоров гимназий и лицеев в г. Москве «Проблемы развития личности» .

На городском семинаре «Совершенствование санитарно-гигиенических условий работы образовательных учреждений», г. Челябинск, май, 1995 г.

На городском семинаре «Опыт создания гуманистической воспитательной системы. Управленческий аспект», г. Челябинск, март 1997 г.

На международной научно-практической конференции «Ян Амос Коменский и современная образовательная система: проблемы, поиски, решения», г. Челябинск, март 1997 г.

На научно-практической конференции «Теория и практика психологического обеспечения образования», г. Челябинск, апрель 1997 г.

На итоговой методической конференции педагогов школы N 73 «Развитие индивидуальности ребенка через реализацию его наклонностей и способностей в разнообразных видах деятельности», г. Челябинск, май, 1997 г. гг.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ :

• Основой индивидуализации обучения учащихся начальных классов с особенностями развития являются комплексные индивидуальные учебно-коррекционные программы.

• Эффективность применения этих программ обуславливается уровнем овладения технологией интегрированного обучения, наличием механизма сопровождения в виде внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума, / работающего на постоянной основе /, и системой коррекционных кабинетов.

• Эти условия обеспечивают комплексное применение разнообразных форм и методов обучения, формируют способы овладения учебным материалом в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ обеспечивается исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных предмету и задачам диссертации, длительность экспериментальной работы, репрезентативностью эмпирических материалов.

В опытно-экспериментальной работе было задействовано около 500 учащихся начальных классов. И только в экспериментальной работе школы N 73 /где проходил основной эксперимент/ приняли участие 75 учащихся из 3-х классов начального звена, в том числе 18 учащихся с особенностями развития и 57 учеников с нормой развития. Диссертантом в ходе констатирующего и контрольного экспериментов было проведено анкетирование 19 учителей начальных классов и 15 учителей среднего звена, 200 родителей учащихся начальных классов.

О результатах и ходе исследования было сообщено:

На первом в январе 1994 года и втором в январе 1996 годов Всероссийских слетах директоров гимназий и лицеев в г. Москве «Проблемы развития личности» .

На семинаре «Развертывание социально-педагогической работы в Металлургическом районе г. Челябинска», декабрь, 1993 г.

На городском семинаре «Совершенствование санитарно-гигиенических условий работы образовательных учреждений», г. Челябинск, май, 1995 г.

На семинаре «Валеологическое образование в образовательном учреждении», г. Сочи, сентябрь, 1995 г.

На городском семинаре «Методика консультирования родителей по созданию условий здорового образа жизни учащихся», г. Челябинск, октябрь 1996 г.,.

На областном семинаре-совещании «О направлениях научно-методического обеспечения повышения эффективности физического воспитания и укрепления здоровья на основе внедрения базисного плана», ноябрь 1996 г., г. Челябинск.

На городском семинаре «Опыт создания гуманистической воспитательной системы. Управленческий аспект», г. Челябинск, март 1997 г.

На международной научно-практической конференции «Ян Амос Коменский и современная образовательная система: проблемы, поиски, решения», г. Челябинск, март 1997 г.

На научно-практической конференции «Теория и практика психологического обеспечения образования», г. Челябинск, апрель 1997 г.

На работе секции практического опыта в рамках городской конференции по теме «Теория и практика психологического обеспечения образования» — «Из опыта работы школы по укреплению психологического здоровья школьников», г. Челябинск, апрель, 1997 г.

На районном семинаре «Лечебно-оздоровительный центр в системе валеологического образования в школе. От теории к практике», г. Челябинск, апрель, 1997 г.

На научно-практической конференции педагогов «Личностно-ориентированное обучение — стратегия и практика современного образования», г. Челябинск, май, 1997 г.

На школьной конференции «Управление качеством образования», г. Челябинск, май 1996 г.

На итоговой методической конференции педагогов школы N 73 «Развитие индивидуальности ребенка через реализацию его наклонностей и способностей в разнообразных видах деятельности», г. Челябинск, май, 1997 г.

На педагогических советах образовательных школ города Челябинска N 4,42,73 в 1993;94, 1995;96, 1996;97 учебных годах.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1. Анализ всего экспериментального исследования подтвердил поставленные нами цели и задачи, утвердив результатами, что индивидуализация обучения с использованием технологии интегрированного обучения является одним их главных факторов разрешения противоречий современного психолого-педагогического процесса.

2. Организация учебного процесса для учащихся с особенностями развития, через внутришкольный медико-психолого-педагогический консилиум с разработкой индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ и сопровождение по ним учащихся в процессе их психолого-интеллектуального развития, является одним из основных условий обучения учащихся с особенностями развития.

3. Каждое выделенное нами педагогическое условие индивидуализации образования является составной частью повышения эффективности усвоения учебного материала учащихся школы.

4. Неотъемлемой частью социального образования и оказания комплексной помощи ученику с особенностями развития все более и более становится система его изучения, направленная не на постановку диагноза, как такового, а на подбор соответствующих развивающих программ, условий его обучения и подготовки к будущей жизни.

5. Проблема интегрированного обучения учащихся с особенностями развития все еще дискуссионна, она имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Хорошо, что учащиеся с особенностями развития в обычных общеобразовательных школах не будут изолированы от общества, их обучение будет не столь дорогостоящим, но плохо, что в массовой школе, еще крайне ограничены возможности для специального обучения таких учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экологическое, социальное, психологическое напряжение современного мира в числе наиболее острых социально-педагогических проблем выдвинуло проблему экологии детства.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей.

Поэтому, в структуре педагогики приобретает особую значимость междисциплинарная область научного знания и практической педагогической деятельности — коррекционная педагогика, одной из важных задач которой является изучение качественных характеристик состояния и ситуаций риска в развитии личности, разработка психолого-педагогического инструментария, предусматривающего их современную диагностику, профилактику и коррекцию на разных этапах онтогенеза.

Наше наблюдение за развитием учащихся с особенностями в развитии показало, что необходимо внести изменения в обучение учащихся обычного классного коллектива, чтобы процесс адаптации учащихся с особенностями в развитии проходил быстрее и плодотворней.

Педагогика начального обучения, развиваясь в тесном сотрудничестве с дефектологией и психологией, рассматривает вопросы компенсации и коррекции при обучении учащихся начальных классов во взаимосвязи, ввиду наметившегося в последние годы увеличения в начальной школе учащихся с разными видами дефектов.

Теоретические основы отечественной дефектологии были заложены Л. С. Выготским, который определил общие закономерности развития и обучения аномальных детей разных категорий, основные принципы коррекции имеющихся нарушений.

Важную роль в формировании дефектологии играет развитие комплексного подхода (с участием педагогов, врачей, психологов, физиологов, методистов) к изучению аномальных детей. Основным принципом работы с учащимися имеющими особенности развития должен быть процесс обучения и воспитания, ориентированный не на дефект и ограниченный им уровень развития, а на потенциальные возможности ученика.

Изучив богатое педагогическое наследие, посвященное индивидуализации образования, мы определили для себя научно-обоснованную основу для собственного исследования и сформулировали в выводах:

1. Коррекционная работа в младших классах сосредотачивается на потребности в общении, стимулировании развития словесной речи.

2. Формирование личности осуществляется в процессе перестройки приспособительных функций организма. В условиях интегрированного обучения в классах меняется соотношение теории и практики обучения: практика выступает главным образом как один из важнейших способов приобретения знаний, Предметно-практическая деятельность — одно из ведущих средств развития ученика.

3. Мы пришли к выводу, что интеграция в обучении на содержательном материале «Здоровье ребенка» должно стать объединяющим принципом, связующим звеном в начальном обучении.

Основная идея коррекционного обучения выражается в том, что основные закономерности развития организма: закаливание, предупреждение заболеваний, режим дня, режим питания — все это относится к физкультурной грамотности, и она должна стать предметом изучения и осознания учащимися школы.

Для того, чтобы они стали соучастниками и помощниками педагогов в коррекционно-воспйтательной работе.

4. Использование сопровождения в учебном процессе для учащихся с особенностями развития медико-психолого-педагогического внут-ришкольного консилиума и разработка на консилиуме индивидуальных комплексных учебно-коррекционных программ, становятся в нынешнем социуме, основными и наиболее эффективными педагогическими условиями при соблюдении органически вписавшихся в наше исследование остальных педагогических условий, которые в комплексе создают технологию интегрированного обучения учащихся с особенностями развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Индивидуализация обучения в советской школе при использовании программированного учебника. Автореферат на соиск. учен.степ. канд.пед.наук М., 1967.
  2. М.М. Индивидуализация обучения задача сегодняшнего дня — Тула, 1971.
  3. .Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.-288 С.
  4. Г. П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностей их высшей нервной деятельности II Вопросы психологии, 1966, N 1, с.49−61.
  5. .Г. Некоторые вопросы индивидуального подхода в воспитательной работе классного руководителя. В сб.: «Классный руководитель». Л., 1948.
  6. К.Ш., Бронников С. А., Исхаков Т. К. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения, 1992, Уфа, с.10−24
  7. М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту // Вопросы психологии, 1977, N 2, с, 175−185.
  8. М.К., Козлова В. Т. индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.-М.: Знание, 1992, 78 С.
  9. Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Ч.1.-Кишинев: МНТЦ «Прогресс», Картя Молдавеняскэ, 1990.273 С.
  10. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-психологическое исследование.-М.:Педагогика, 1984.-296 С.
  11. А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 1986, N 1, с.28−40.
  12. А.Е. Индивидуальный подход кучащимся."Начальная школа", 1941, № 1.
  13. Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Тарту, 1970.
  14. И.Г. Избранные педагогические сочинения. Под ред. А. Ф. Смиронова.- М.: Педагогика, 1982.- 288 С.
  15. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения //Вводная 2 статья проф. В. В. Смирнова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 412С.
  16. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т.1 /Под ред. А. А. Петровского.-М.:Педагогика, 197^.-304С.
  17. A.A. Индивидуальный подход в обучении //Советская педагоги-ка, 1965, N7,c.70−87.19. БСЭ.-М.1972 Т.10,с.188.
  18. В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смирнова.-М.:Педагогика, 1982.-290С.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества.-М.:Худ.лит., 1975.-324 С.
  20. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт.Т.1 /Под ред.А. В. Петровского.-М.:Педагогика, 1979.-304 С.
  21. Д.Н. Психология усвоения орфографии. Изд.2-е,-М.просвещение, 1966.-307С.
  22. Н.Е. Значение слова в восприятии младших школьников и принципы составления учебного словаря: Метод.пособие.-Свердловск: Изд-во Свердл. ГПИ, 1975.- 96 с.
  23. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в шко-ле.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, — 347С.
  24. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика. Учебн. пособие для пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1968.-526С.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.педагогика, 1989.-192 С.
  26. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.-М.Политиздат, 19 990.-41 ЗС.
  27. A.A. Личность и общение: Избранные труды.-М.:Педагогик, 1983.272 С.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968.-464 С.
  29. Й., Пинский А. Что такое Вальдорфская педагогика? //Семья и школа, 1990, NN 10,11,12.
  30. Ф.Д. Логический способ обучения:Апьтернативное образование /Метод.пособие для учителей и студентов. -Баку:Маариаф, 1990.-110 С.
  31. В.Е., Тутушкина М. К. К вопросу о восприятии и опознании знаковой индикации /Проблемы общей и инженерной психологии.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.-168 С.
  32. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.(Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов-на-Дону, 1972.
  33. А.К. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассников//Вопросы психологии, 1966, № 6.
  34. A.B. Взаимосвязь профессионального и личност- ного аспектовмышления /Мышление, процесс, деятельность, общение.-М., 1982, с. 5−49.
  35. A.B. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ.-М., 1979.-148 С.
  36. С.П. Изложение в Y-YIH классах: Пособие для учителя.-М.-Л.: Просвещение, 1965.222 С.
  37. С.П. Уроки внеклассного чтения в Y классе. Из опыта работы.-Л.:Учпедиздат, 1962.-119С.
  38. В.П. Избранные педагогические сочинения /Вступит.ст.С.Ф.Егорова/ АПН СССР. М.: Педагогика, 1978.-400С.
  39. В.И. Избранные педагогические сочинения /Сост.В. С. Аранский: АПН СССР.- М.: Педагогика, 1986.-474 С.
  40. Л.С. Мышление и речь /Собр.соч.: в 6 т. Т.2/ Под ред. М. Г. Ярошевского.-М.: Педагогика, 1983, с.5−361.
  41. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991. -480С.
  42. Л.С., Лаурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив.Ребенок.-М.:Педагогика-Пресс, 1993.-224 С.
  43. А.Н. Об отношении между некоторыми показателями подвижности нервных процессов. Автореферат на соиск.учен.степ.канд.псих.наук.-М., 1960.
  44. Л.А. Об экспериментальном выявлении типов восприятия./Доклады АПН РСФСР, 1957, вып.2, с.85−89.
  45. Восприятие и действие/Под ред. Л. А. Венгера, A.B.Запорожца, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской.-М.: Просвещение, 1967−323С.
  46. Вайзер-Удод Г. А. Об индивидуальных особенностях учащихся в овладении методами рассуждения /Индивидуальный подход к школьникам в обучении.
  47. Республиканский сборник. Вып. З. Горьковский нос.пед.ин-т иностр. языков им. Н. А. Добролюбова.-Горький, 1975, с.11−17.
  48. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /И.С.Якиманская и др.-М.:Педагогика, N989.-2210.
  49. Возрастные и индивидуальные различия памяти /Сб.статей под ред. А. А. Смирнова.-М.:Просвещение, 1967.-300 С.
  50. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка.-М.: Изд-во АПН РСФСР, N 950.-508С.
  51. Вопросы психологии внимания и мышления: Сб. статей /Под.ред. И. В. Страхова и др.- Саратов.: Сарат.гос.пед.инт-т им. К. А. Федина, 1979.-96С.
  52. Вопросы психологии восприятия и мышления /Труды института психологии. Отделение психологии/ Под ред. Б. М. Теплова.Известия АПН РСФСР, вып.12.-М.,-Л., 1948.-203 С.
  53. Вопросы психологии памяти: Сб. статей /Под ред. А. А. Смирнова.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958. -216С.
  54. Вопросы психологии познавательной деятельности.:Сб.научных трудов/Под ред.И. Л. Баскаковой и др.-М.:МГПИ, 1980.-144 С.
  55. Вопросы психологии познавательной: Сб. научных трудов Моск.гос.пед.инт-т им. В. И. Ленина /Под ред. И. Л. Баскаковой и др.М.: МГПИ, 1986.-181 С.
  56. Вопросы психологии понимания. Труды ин-та психологии. Отделение психологии /Под ред. А. А. Смирнова. Известия АПН РСФСР, вып.7,1947, 240 С.
  57. Вопросы психологии способностей /Под ред.В. А. Крутецкого.-М.: Педагогика. 1973.-216С.
  58. А.Н. Индивидуальная работа сучащимися по русскому языку.-«Русский язык в школе», 1959, N3.
  59. Возрастные и индивидуальные различия памяти.М., 1967.
  60. Р.Х. Учет личностных характеристик девушек в физическом воспитании в общеобразовательной школе. Автореферат на соиск.уч.степ.канд.пед.наук.- Тарту, 1989.-16С.
  61. Л.Н., Михайлова З. Е. Организация изучения, обобщения и внедрения передового опыта в учебно-воспитательный процесс,-М.:Высш.шк., 1985.-72 С. 65. Верцинская H.H. Индивидуальная работа с учащимися.-Минск.:Нар.асвета, 1983.-143С.
  62. A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1954.-52 С.
  63. В.И. Об индивидуальном подходе кучащимся в школе и семье. Из опыта школ Пензы и области.-Пенза.:Кн.изд., 1958.-116 С.
  64. Груздев П. Н. Педагогика.-М.Учпедгиз, 1940.-624С.
  65. Л.Л. Психологический анализ решения задач.-Воронеж:Изд-во Воронежского ун-та, 1976.-327С.
  66. K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников.-М.'Знание, 1988.-80С.
  67. P.A. Индивидуальная работа с учащимися, отстающими по арифметике.-В сб.:"В помощь учителю".Улан-Уде, 1959.
  68. В.И. и др. Роль индивидуального подхода в повышении эффективности урока.Краснодар, 1964.
  69. K.M. Индивидуальный подход кучащимся при производственном обучении.М., 1963.
  70. Г. Развивать способности всех учащихся.-«Народное образованием 962, N2.
  71. A.M. Индивидуальный подход к ученику как средство повышения успеваемости.-„Начальная школа“, 1938, N1.
  72. Е.Я. Актуальные вопросы обучения и истории советской школы.Сборник ст./Под ред.Е. Я. Голанта.-Л.: Изд-во ЛГПИ им А. И. Герцена, Учен. записки, Т.391.-1970−214 С.
  73. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофизическое исследование. -М., 1980.-151С.
  74. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка .-М.:Изд-во МГУ, 1985.-45С.
  75. М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Автореферат дисс. на соиск.уч.степ.докт.псих.наук.-М., 1977.-38С.
  76. H.A. Избранные педагогические сочинения /Сост.В. Ф. Козьмин, Ю. А. Рудь.-М.:Педагогика, 1986.-352С.
  77. Дж. Школа и общество.Пер. с англ., 2-е изд.-М.:Работник просвещения, 1923.-47С.
  78. А. Избранные педагогические сочинения.-М.:Госуд. учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1956.-374 С. t
  79. Г. А. Комплексный подход к трудовому воспитанию и профориентации молодежи: Межвуз. сб.науч.тр./Куйбышев.гос.пед. ин-т им. В. В. Куйбышева. Куйбышев: КГПИ, 1988. -176С.
  80. В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности /сб.:Психолого-педагогические проблемы.-М., 1980, с.7−12.
  81. М.А. Индивидуализация обучения учащихся на уроке /процесс обучения в советской школе.-М.:Учпедгиз, 1960.-299С.
  82. А. Индивидуальный подход- предупреждение второгодничества.- „Народное образование“, 1966, N1.
  83. В.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов младших курсов в педагогическом ВУЗе (теоретический аспект), 1987 г., Челябинск, с. 9−18
  84. И.П. Социальное и биологическое в современной проблеме чело-века//Вопросы философии, 1972, N10, с.51−52.
  85. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников.-М.:Знание,. 1975.-64С.
  86. Ермолаева-Томина Л. Б. Индивидуальные различия в концентрированности внимания и сила нервной системы//Вопросы психологии, 1960 N2, c.84−95.
  87. .П. Проблема улучшение самостоятельной работы учащихся на уроках//Советская педагогика, 1957, N 8.
  88. Т.Н. Некоторые результаты индивидуальной работы сучащимися по устранению пробелов в технике чтения на английском языке. Ученые записки Горьковского ГПИИЯ, вып.30.1967.
  89. М.С. Взаимосвязи некоторых характеристик активированности, интеллекта и личности в структуре индивидуальности.
  90. В.И. Противоречия процесса обучения /Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Свердловск.:Средн.-Урал.кн.изд-во, 1971.-183С.
  91. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.-М.:Учпедгиз, 1960.-311С.
  92. Л.В. Обучение и развитие /Экспериментально-педагогическое ис-следование/Избр.пед.труды.-М.:Педагогика, 1990, с.83−318.
  93. В.П. Непроизвольное запоминание. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961.-561С.
  94. В.П., Репкина Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти //Вопросы психологии, 1964, N6, c.3−12.
  95. .Л., Зусман A.B. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. Кишинев: Лумина, 1988.271 С.
  96. А.И. Индивидуальные различия взаимодействия зрительных ощущений в динамике последовательных образов. Учен. записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1956, т.ХХШ.
  97. A.B. Особенности и развитие процесса восприятия/ Избр.психол.труды. В 2 т.Т.1.-М.:Педагогика, 1986, с.52−65.
  98. И.Д. Проблемы факультативных занятий в средней школе.-„Советская педагогика“, 1971, N 4.
  99. А.А. Индивидуальное знание: Специфика и принципы функ-ционирования.-Тверь:Изд-во Тверского ун-та, 1992.-136С.
  100. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-11.9С.
  101. Закон Российской Федерации „Об образовании“ 05.01.1966 г.
  102. В.В. О некоторых возможностях учета индивидуальных особенностей учащихся при составлении обучающих программ //Индивидуальный стиль умственной деятельности школьников. Учен. записки Казанского гос.пед.ин-та, вып.169.-Казань, 1976, с.107−116.
  103. Индивидуальный стиль умственной деятельности школьников.:Сб.статей /Под ред. А. А. Кирсанова.-Казань.:Казанский пед. ин-т, 1976.-139С.
  104. Индивидуальный подход к школьникам в обучении. Республ. сборник, вып.З.-Горький:Горьк.гос.пед.ин-т ин. языков им. Н. А. Добролюбова, 1975.-118С.
  105. Индивидуальный подход к школьникам в обучении. Республ. сборник Горьк.пед.ин-та им. А. М. Горького, вып.4.-Горький, 1977.-93С.
  106. Индивидуальность человека: условия проявления и развития //Тезисы докладов научной сессии, посвященной 90-летию со дня рождения В. С. Мерлина /5/6 февраля 1988.-Пермь, 1988.-101 С.
  107. Индивидуально-типологические особенности психики.Учен.записки Куйбышевского гос.пед.ин-та им. В. В. Куйбышева, вып.72.-Куйбышев1969.-96С.
  108. Индивидуальный подход как важнейшая форма обучения и воспитания школьников.-Челябинск:ЧГПИ, 1987.-1 ЗС.
  109. Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. Учен, записки Горьковского гос.пед.ин-та иностр.яз.им.Н. А. Добролюбова, вып.50.-Горький, 1072.-132С.
  110. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1963.
  111. Е.Ф. Соотношение типов мышления и способов запоминания //Вопросы психологии, 1976, N3,c.48−58.
  112. A.A. Искусство правильно мыслить.-М.: Просвещение, 1986, 224С.
  113. К. Педагогическая диагностика. Пер с нем,-М.:Педагогика, 1991.-240С.
  114. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. Пособие для работников вечерней/сменной школы//Под ред.Г. Д. Глейзера. М.:Просвещение, 1985.-144С.
  115. H.H. Основы и практика социального воспитания.-М.:Работник просвещения, 1923.-1 ЭОС.
  116. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966.
  117. Иванов-Клышников В. П. Опыт объединения контрольной и обучающей функций урока. „Иностранные языки в школе“, 1960, N5.
  118. Т.А. Общие основы методики программированного обучения. Автореферат докт. дис.М., 1970.
  119. Т.А. Педагогика.М.:1969.
  120. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников.М., 1962.
  121. М. Мои друзья-учителя."Народное образование», 1966, N10
  122. З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников."Советская педагогика", 1968, N6.
  123. Калмыкова З. И. Темп продвижения-один из показателей индивидуальных различий учащихся."Вопросы психологии", 1961, N2.
  124. Каталог рабочих тетрадей, изданных в Эстонской ССр в 1959—1969годах. Таллин, 1969.
  125. A.A. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся."Советсткая педагогика", 1963, N5.
  126. П.Ф. Избранные педагогические сочинения//Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.-704С.
  127. Н.К. Вопрос о трудовой школе на БЕрлинском конгрессе немецких учителей/Педагогические соч. в 6 тт. Т.1.-М.:Педагогика. 1978, с.94−104.
  128. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы, — Казань, 1969.-278С.
  129. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности уча-щихся//Сов.педагогика, 1963, М5,с.27−34.
  130. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.-Казань: Изд-во Казанского университета, 1982.-224С.
  131. Я.А.Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоции Педагогическое наследие. Москва «Педагогика», 1988, с.40−42.
  132. A.M. Индивидуальный подход к учащимся начальной школы как средство повышения успеваемости /на материале 3−10 классов/ Кандидатская диссертация. Л., 1955.
  133. Л.П. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы сучащимися на уроке. Кандидатская диссертация. Одесса, 1958.
  134. .Б. Зависимость структуры восприятий от индивидуальных особенностей человека/Известия АПН РСФСР, труды ин-та психологии. Восприятие и мышление/ Отв. ред. П. А. Шеварев. Вып.120.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, с.102−109.
  135. A.A. Индивидуальный подход в обучении .Казань, 1966.
  136. Классы выравнивания. Таллин, 1973.
  137. Г. Н. Способы реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в условиях программированного обучения. Автореферат на соиск.учен.степ.канд.пед.наук.-М., 1971.
  138. Н.В. Внутрипредметная индивидуализация и дифференциация обучения подростков в общеобразовательной школе. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед.наук.-Минск, 1994.-19С.
  139. А.И. Индивидуальные занятия по русскому языку для учащихся 5−7 классов. 4-е изд., испр.-М.:Учпедгиз, 1960.-166С.
  140. И.И. Педагогические условия индивидуализации обучения курсантов высших военно-учебных заведений /по материалам/.
  141. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учите-ля.-М.'.Просвещение, 1989.-126 С.
  142. Т.И. Развитие художественного мышления подростков. Автореф. на соиск.уч.степ.канд.пед.наук.-М., 1992.-16С.
  143. Н.И. Развитие индивидуального стиля познавательной деятельности у студентов в процессе управляемого проектирования.-Автореф.на соиск. уч. степ. канд. пед.наук.-Вильнюс, 1992.-26 С.
  144. Г. Введение в дифференциальную психологию учения.: Пер. с нем./Под ред И.В.Равич-Щебро.-М.:Педагогика, 1987.-176 С.
  145. А.И. Индивидуально-типологические различия во влиянии метода обучения на динамику и продуетивность умственной деятельности учеников 4-х классов/ Типологические исследования по психологии личности.-Пермь, 1967, вып.4,с.186−221.
  146. С.H., Колбова И.H. Особенности ориентировки на слово у детей,-М.: Изд-во МГУ, 1978.-165С.
  147. Л.К. Теория и практика индивидуализации перевоспитания трудного подростка. Автореферат дис. на соиск.уч.степ.докт.пед.наук.-Апма-Ата, 1992,-49С.
  148. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников на основе дифференцированного обучения.М., 1968.
  149. В.А. Развитие ленинских идей в советской психологии способностей.-«Вопросы психологии», 1970, N1.
  150. В.Г. О некоторых индивидуальных различиях высокоуспевающих выпускников выпускников средних школ //Сов.педагогика, 1966. N7,С.92−98.
  151. К проблеме управления обучением и воспитанием /Сб.статей/ Ред. Н. Ф. Талызина.-М.:Изд-во МГУ.1970.-265С.
  152. Кабанова -Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение.-М.:3нание, 1981 .-96С.
  153. З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников//Советская педагогика, 1968, N6,с. 105т117.
  154. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.-М.:Просвещение, 1989,-255С.
  155. Кумарина Г. Ф. Теоретические основы компенсирующего обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новгород, 1994.
  156. A.B. О воспитании и образовании /Под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, И. А. Каирова и др.-М.:Педагогика, 1976,640С.
  157. Н.С. Возрастные особенности развития склонностей /Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Научн.-иссл.ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР/Под ред. В. В. Давыдова.-М.:Педагогика, 1978, с.222−236.
  158. Н.С. Способности и одаренность в детские годы.-М.:3нание, 1984.-78С.
  159. Н.С. Умственные способности и возраст.-М."Педагогика, 1971.-279С.
  160. А.Н. Деятельность, сознание, личность/Избранные психологические произведения: в 2-х тт.Т.П.-М.:Педагогика, 1983, с.94−231.
  161. А.Н. Развитие высших форм запоминания /Избранные психологические произведениям 2-х тт. Т.1-М.: Педагогика, 1983, с.31−64.
  162. В.К. Родной язык. /Учебное пособие для пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, доп.-М.просвещение, 1973.-272С.
  163. Н.Д. Психологические особенности подростков.-м.:Изд-во АПН РСФСР, 1954.-52С. ¦
  164. М.И. Индивидуальный подход к учащимся младших классов в процессе самостоятельной работы. Кандидатская диссертация. Л., 1950.-156С.
  165. В.К. Дифферецированная работа при изучении глаголов в 4-м классе.-«Начальная школа», 1967, N2.-144C.
  166. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.:Педаго-гика, 1968.-256С.
  167. B.C.Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения //Сов.педагогика, 1967, N4,c.110−118.
  168. Л.Л. Индивидуальный подход в воспитательной работе мастеров производственного обучения.-М., 1959.
  169. A.C. Собр.соч. в 7 тт.-М.:Педагогика, 1957−1958.
  170. Л.Д. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и борьбе с второгодничеством. Кандидатская диссертация. Киев, 1949.-112С.
  171. Jl.M. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся //Вопросы психологии, 1991, N5, с.28−35.
  172. Г. П. Элементы программированного обучения на уроках математики /Ср.школа N3 г. Уфы.-Уфа: Башкнигоиздат, 1968., 64С.
  173. Мотивация познавательной деятельности /Под ред.Ю. Н. Кулюткина и г. С.Сухобской.-Л., 1972.-1110.
  174. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении,-М.:Педагогика, 1972, И 68С.
  175. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избр. психол.труды.-М.:Педагогика, 1989.-224С.
  176. А.Н., Сахарук Л. Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. -С.Петербург.:С.-Петербургский госуд. уни верситет педагогического мастерстёа, 1992.-80С.
  177. Материалы в 1-й Всесоюзной конференции по программированному обу-чению.М., 1966.16С.
  178. М. Об индивидуализации обучения.-'Народное образование", 1964, N 2.-64 С.
  179. Н.И. Типы неуспевающих школьников.-«Советская педагогика», 1965,-N 7&-658С&-
  180. Т.М. Сочетание индивидуальной, групповой и общеклассной работы учащихся на уроке./Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников.-Казань, 1972.
  181. Л.К. Приемы обучения правописанию во If классе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.-М."Изд-во АПН РСФСР, 1960.-115С.
  182. Л.К. Обучение грамоте с учетом индивидуальной подготовки учащихся.-/"Начальная школа", 1963, N7.-16С.
  183. В.Д. Индивидуальные различия в зрительном и слуховом анализаторах по параметру сила-чувствительность // Вопросы психологии 1957, N4,с.53−69.
  184. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий // АН СССРбИн-т психологии АПН СССР, Ин-т общей и пед. психоло-гии.-М."Наука, 1976.-236С.
  185. Народное образование в СССР" Сб.док. 1917−1973 гг.-М., 1974.
  186. Н.Г. Воспитание общественной активности учащихся.-Минск" Нар. асвета, 1972.-216С.
  187. И.Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся в опыте школ Татарии. «Советская педагогика», 1963, N 5.-114С.
  188. И.Т. О некоторых итогах экспериментального изучения эффективности урока по основам наук в школе. В кн.: «Вопросы повышения эффективности урока». М.6,1959.-18 С.
  189. И.Т. Содержание и методика сравнительного изучения эффективности отдельных методов обучения в школе. В кн.: «Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе». М., 1969.-157 С.
  190. И.Т. Учитель и самостоятельная работа учащихся «Народное образование», 1960, N 10,-13С.
  191. Общее среднее образование России. Сб. нормативных документов 19 921 993 гг. В 2-х кн. Кн.1. /М-во образования Рос.Федерации.гМ.просвещение, 1993.-186С.
  192. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.-М.:Просвещение^ 991 ,-287С.
  193. Опыт составления программированных пособий для школы. М., 1966.-45С.
  194. Основы дидактики.М.1967.-24С.
  195. Н.Б. Педагогические условия индивидуализации обучения подростков на материале гуманитарных дисциплин: Автореферат канд.дис.-Челябинск, 1966.
  196. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения /Сб. статей под ред.С. Л. Рубинштейна.-М.:Изд-во АН СССР, 1960.-168С.
  197. Проблемы психологии индивидуальных различий /Сб.статей/Под ред. Н. М. Пейсахова.-Казань:Изд-во Казан. ун-та, 1974.-241 С.
  198. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977.
  199. Проблемы интегрального исследования индивидуальности.-Пермь, 1978, вып.2.
  200. Педагогическая энциклопедия.Т.2.Ст.201.
  201. И.П. Полное собрание соч., изд.2-е, т. Ш, кн.2.-М.-Л.Изд-во АН СССР, 1951.-368С.
  202. Педагогическая энциклопедия в 4-х тт/Под ред. И. К. Каирова, Ф. Н. Петрова, М.Сов.энциклопедия, 1965, с.202−203.
  203. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Пер. с англ. и фр./Вст.ст. А. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина.-М.:Международная академия, 1994.-680С.
  204. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Баженова.-2-е изд.-М."Педагогика, 1988.-472С.
  205. В.Ф. Проблема индивидуализации обучения в современной буржуазной педагогике//Сов.педагогика, 1979, Ы3,с.125.
  206. Н.И. Избранные педагогические сочинения /Сост.А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок.-М.'.Педагогика, Ы985.-496С.
  207. М.М. Педагогика. Учебник для высших пед. учебных заведений.-М.Учпедгиз, 1935.-411С.
  208. Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе.М., 1960.
  209. К.А. Проблемы способностей.-М.'.Наука, 1972.-312С.
  210. Познавательная активность в системе процессов памяти /Под ред. Н. И. Чуприковой: Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР.-М.:Педагогика, 1989.-192С.
  211. Проблемы диагностики умственного развития учащихся /Под ред. З. И. Калмыковой.-М.:Педагогика, 1975.-207С.
  212. A.B. Дифференцированный подход кучащимся при обучении физи ке. Автореферат кандидатской диссертации.М.,-1965.
  213. Психологические проблемы неуспеваемости школьников.М., 1971.
  214. И.М. Индивидуальные особенности сдерживания в связи с типологическими различиями по уравновешенности нервных процессов// Вопросы психологии, 1968, N5,с.30−46.
  215. И.М. и др. Опыт комплексного исследования некоторых индивидуально-типологических особенностей человека/Человек и общество.1. J1., 1966, вып.1,с.162−175.
  216. И.П. Представление и использование знаний.в системах понимания языка /Механизмы вывода и обработки знаний в системах понимания текста. Труды по искусственному интеллекту. Уч. записки Тартуского унта.Вып.621 .-Тарту, 1983, с. 101 -109.
  217. В.З. Взаимоотношение языка и мышления.-М.:Наука, 1971'.-232С.
  218. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова,
  219. A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.:Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР.-М.:Педагогика, 1983.-448С.
  220. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского,-2-е изд.-М.Политиздат, 1990.-494С.
  221. Психология памяти. Материалы конференции/Под ред. П. И. Зинченко,-Л., 1965.-223С.
  222. Проблемы интегрального исследования индивидуальности.-Пермь, 1978, вып.2,с.125−139.
  223. Г. Л. Индивидуализация педагогической помощи школьникам на основе учета акцентуаций характеров/Автореферат на со-иск.учен.степ.канд.пед.наук.-Владимир, 1993.-21 С.
  224. С.М. Воспитание воли учащихся в процессе обучения /Под ред.Н. К. Гончарова.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958.-222С.
  225. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников /На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности.
  226. М.-Педагогика, 1975.-194С.
  227. Е.С. Разработка дидактической проблемы индивидуального подхода в СССР /Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения.Республ. сб. научн.тр.Горьковский гос.пед.ин-т иностр.яз. им. Н. А. Добролюбова.-Горький, 1974, с.9−48.
  228. С.Л. Основы общей психологии:В 2-х тт.-М.'Педагогика, 1989.
  229. Райский Б? Ф. Из опыта школ /"Народное образование", 1961, N3.
  230. В.И. Формирование приемов мышления школьников. Ме-тод.пособие для студентов и учителей.-Владимир:Изд-во Владимир.гос.пед.ин-та им. П.И.Лебедева-Полянского, 1973.-184С.
  231. В.В., Середа Г. К. О некоторых условиях рационального использования памяти в процессе обучения /Проблемы инженерной психологии.Вып.3.Психология памяти/Под ред.П. И. Зинченко и др.-АПН РСФСР.-Л., 1965, с.217−222.
  232. Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий- необходимое условие успешного обучения.-Калининград.1962.-59С.
  233. С.Л. Принципы творческой самостоятельности:К философским основам современной педагогики//Вопросы психологии, 1986, Ы4,с.Ю1.
  234. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/Научн.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР.-М."Педагогика, 1987.-160С.
  235. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.- М.1979.-352С.
  236. И.И. Личность.Индивидуальность.Общество:Проблемы индивидуализации и ее социально-философский смысл.-М.:Политиздат, 1984.141 С.
  237. И.И. Философские основы теории индивидуал ьности.-Л. :Изд-во ЛГУ, 1973.-175С.
  238. Л.А. Проблема индивидуального подхода в процессе формирования самостоятельного мышления учащихся.-В сб.
  239. Е.С. Донаучный этап истории дидактической проблемы индивидуального подхода.-В сб.: «Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения». Горький, 1972.
  240. Дж. Грамматика фантазии." Введение в искусство придумывания историй.-М."Прогресс, 1978.-212С.
  241. И.И. Об индивидуальном подходе учителя кучащимся 3−4-х классов начальной и средней школы в процессе обучения. Кандидатская диссертация.М., 1953.
  242. Развитие логической памяти у детей /А.А.Смирнов, З. М. Истомина, Б.И.Самохва-лова и др.:Научн.-исслед.ин-т общей и пед. психологии АПН СССР.-.:Педагогика, 1976.-256С.
  243. С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе.-Л."Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988.-76С.
  244. В.Я. Избранные педагогические сочинения /АПН СССР М.: Педагогика, 1991.-367С.
  245. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-214С.
  246. М.Д. Применение принципа индивидуального подхода к учащимся в учебной работе. Автореферат дис. на соиск.уч.степ.канд.пед.наук.-М., 1960.
  247. Ю.А. Стиль умственной работы старших школьников. Известия АПН РСФСР.Вып.17.М.:1948.
  248. A.A. Возрастная и психологическая психология /Избранные психологические труды в 2-х тт.Т.1.-М.:Педагогика, 1987.-с.163−240.
  249. A.A. Вопросы психологии усвоения понятия школьника-ми/Сов.психология, 1946, NN8,9,с.76−88.
  250. A.A. Проблемы психологии памяти/Избр.психологические труды: В 2-х тт. Т.П. -М.:Педагогика, 1987.-344С.
  251. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам.М., 1958.
  252. Советская педагогика, 1956, N8. Мотивация в развивающем обучении.
  253. И.Г. Дифференциация учебной работы в смешанных по национальному составу классах /на материале русского языка в 1-м кпас-се/.Автореферат кандидатской диссертации.Л.1966.
  254. Н.П. Индивидуальный подход путь к ускорению второгодничества.
  255. В сб.: «В помощь учителю», вып. XXX. Якутск, 1961.
  256. В.А. Человек неповторим . «Народное образование», 1961, N5.
  257. Л.Н. Педагогические сочинения /сост.Н. В. Вейнман /Кудрявая/-М.-.Педагогика, 1989.-544C.
  258. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  259. .М. Простейшие способы факторного анализа. «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека», т.5.М., 1967.
  260. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х тт.М.:Учпедгиз МП РСФСР, 1953.
  261. Унт И. Э. Развитие учащегося и индивидуализация учебной работы /Советскаяпедагогика и школа.-Тарту, 1972.
  262. Унт. И. Э. Диагностика исходного уровня знаний учащихся как предпосылка индивидуализации учебных заданий. В сб.: «Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения», Горький, 1972.
  263. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса /"Советскаяпедагогика", 1971, N11.
  264. Унт И. Э. Индивидуализация учебных заданий и ее эффективность. Дост.дис.-Тарту, 1975.
  265. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.61 990.
  266. Н.Г. Дифференцированный подход при работе сучащимися.-«Начальная школа», 1965, N5.
  267. А.Ф. Формирование учебных умений учащихся //Советская педаго-гика.1982, N1.
  268. К.Т. Индивидуальный подход к учащемуся в советской шко-ле.-«Советская педагогика», 1937. N3.
  269. И.Т. Дидактические основы оптимизации подготовки учащихся к усвоению новых знаний:Автореферат докт.дис.Киев, 1976.
  270. И.Т. Пути совершенствования техники чтения школьни-ков.Харьков, 1978.
  271. Л.М. О корректном применении статистических методов в психолого-педагогических исследованиях//Советская педагогика. 1971. N3.
  272. С.Э. Опыт изучения различий в умственной работе между второгодниками и переведенными в следующий класс: Авто-реф.канд.дис.Тарту, 1970.
  273. Э. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся в начальных классах /на материале малокомплексных школ Эстонской ССР/: Автореф.канд.дис.Л., 1967.
  274. В.Ф. Индивидуальный подход к слабоуспевающим школьникам в процессе обучения: Автореф.канд.дис.М., 1974.
  275. Н.Г. Избранные педагогические сочинения. Под ред. А. Ф. Смирнова, сост. А. В. Плеханов. М.:Педагогика, 1983.-336С.
  276. И.М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках /5−8 классы/. Автореферат канд.дис.Красноярск, 1970.
  277. Чекина JIM. Фиаско «открытого обучения» в школах США //Советская педагогика. 1985, N6.
  278. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход кучащимся как эффективное средство активизации их познавательной деятельности: Ав-тореф. канд. дис. Казань, 1973.
  279. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х ТТ.Т.2.М. :Просвещение, 1964.-476С.
  280. Шаджалилов АДифференцированный подход кучащимся первого класса в процессе обучения. Автореферат кандидатской диссертации. Ташкенту 969.
  281. Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии. Материалы Российской научно-практической конферен-ции.Новгород, 1994, с. 67.
  282. В.К. Основные формы и методы индивидуального воспитания. Вк.н.Наставник и воспитание молодежи. Челябинск, 1975.
  283. В.К. Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения в средней школе:Автореферат докт.дис.Челябинск, 1997.
  284. С.Г. Условия эффективности коррекции детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе/Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новгорода 994,
  285. Л.Е. Интегрированное обучение в школе // В сб. Психолого-педагогическое обеспечение приоритетных направлений развития образования: стандартизация и мониторинге образовании. Челябинск. ЧПУ. 1996. С.16−18.
  286. К.П. Сравнительная эффективность устного изложения знаний учителем и самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала по естествознанию. В кн.: «Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе». М.1969.
  287. Ф. Ученическое общество «Искатель». «Народное образование». 1966.№ 12.
  288. Т.И. Проблемы активизации учения школьников/дидактические концепции и пути реализации принципа активности в обучении/: Авто-реф.канд.дис, М., 1977.
  289. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения.М., 1962.
  290. Н.И. Некоторые нерешенные дидактические вопросы проблемы познавательных интересов// Учен.зап.Ленинградского гос.пед.ин-та им. А. И. Герцена.1986.Ы 382.
  291. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.М., 1971.
  292. Г. И. Введение //Актуальные вопросы формирования интересов в обучении.М., 1984.
  293. Ю.И. Педагогическое руководство познавательной деятельности младших школьников с учетом их индивидуально типологических особенностей: Автореф. канд. дис. М., 1980.
  294. Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика, 1978.-304С.
  295. С.Г. и Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников.М., 1967.
  296. И.С. Дифференцированное обучение :"внешние" и «внутренние» формы. Директор школы N3,1995.
  297. Е.А. О методических и организационных основах компенсирующего обучения. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995.
  298. Проект Закона РФ «О специальном образовании», 1995.
  299. Концепция развития специального образования в Челябинской области. Челябинск, 1993. Автор разработки профессор В. В. Коркунов.
  300. Приказ «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии». Мин-во образования РСФСР, Мин-во здравоохранения РСФСР. 1991, N 125/251.
  301. Решение коллегии «О проекте Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Мин-во образования РФ. Москва, 1993.
  302. Положение об организации работы по педагогической поддержке индивидуальных способностей учащихся. Челябинск, ГлавУНО, 1990.312. Закон об образовании
Заполнить форму текущей работой