Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Полярные педагогические мифологемы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мифологема прогресса. Суть ее заключается в том, что развитие непременно подразумевает улучшение, и новое принципиально предпочтительней старого. Мифологема прогресса должна быть уравновешена мифологемой движения по кругу. Мифологема о наставничестве в обучении. Содержание ее состоит в том, что чем дольше и основательней наставлять человека, тем лучше. Мифологему наставничества необходимо… Читать ещё >

Полярные педагогические мифологемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приведем некоторые определения понятия «мифологема»:

А. М. Лобок: «Мифологема — общее место, идея»[1].

И. Т. Касавин: «В качестве мифологемы может выступать любой образ, отвечающий задаче первоначальной систематизации реального жизненного материала»[2].

Б. М. Мастеров: «Мифологема — утверждение, лежащее в основе картины мира нашей культуры, которое, не присутствуя в сознании как таковое, направляет деятельность и тела, и чувств, и сознания, позволяет человеку описывать себя, ощущать свои чувства и происходящие с ним изменения»[3].

А. Гуггенбюль-Крейг[4] выделяет три мифологемы, связанные с деятельностью учителя. Данные мифологемы оказывают отрицательное влияние на деятельность педагога, когда они тенденциозны (односторонни) и не уравновешены полярными мифологемами. Приведем эти мифологемы:

  • 1. Мифологема равенства {"равных шансов"). Содержание данной мифологемы предполагает, что если бы люди воспитывались в одинаково благоприятных условиях (имели равные шансы), то они были бы в равной степени музыкальны, высокоморальны и т. д. Некоторые педагоги не допускают вероятность врожденной интеллигентности или врожденного низкого уровня интеллекта. Но даже, но определению шанс — нечто такое, что не имеет никакого отношения к равенству («фортуна, судьба, удача, везение»). Архетип, который детерминировал возникновение данной мифологемы — миф о Дионисе, основная идея которого — пьяные купец и рабочий равны. Опасность указанного мифа состоит в том, что он может быть истолкован чересчур буквально: следует уравнять всех и вся на земле, разрушить несправедливое, жестокое, иерархичное общество, и тогда оно превратится в справедливое общество, и все живущие стартуют с одной, нулевой отметки. Имевшие место в истории революции доказали невозможность уравнять всех. Также и учащиеся имеют разные шансы на образование. Мифологема равенства должна быть уравновешена полярной мифологемой индивидуальности, разных шансов.
  • 2. Мифологема о наставничестве в обучении. Содержание ее состоит в том, что чем дольше и основательней наставлять человека, тем лучше. Мифологему наставничества необходимо уравновесить мифологемой естественной одаренности.
  • 3. Мифологема прогресса. Суть ее заключается в том, что развитие непременно подразумевает улучшение, и новое принципиально предпочтительней старого. Мифологема прогресса должна быть уравновешена мифологемой движения по кругу.
  • [1] Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. С. 391.
  • [2] Касавин И. Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 7.
  • [3] Мастеров Б. М. Психология саморазвития: психотехника риска и правилабезопасности. Рига, 1995. С. 29.
  • [4] Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. СПб, 1997. С. 38.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой