Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с реформированием социально-экономических отношений в Российской Федерации изменяется роль трудового коллектива. Возникает дисбаланс (несоответствие) во взаимодействиях общества и коллективаруководителя и коллективаличности и коллектива. Это приводит к недооценке роли каждого члена коллектива в решении поставленных задач, превышению значимости роли руководителя. В настоящее время… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ^ ^
  • Глава 1. Теоретические основания решения проблемы формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом
    • 1. 1. Проблема формирования профессиональной готовности личности специалиста к управлению трудовым коллективом в процессе профессиональной подготовки. с. Л Ч
    • 1. 2. Структура профессиональной готовности будущих инженеров (выпускников технических вузов) к управлению трудовым коллективом, с
    • 1. 3. Педагогические условия формирования готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом. С. -51 $
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом
    • 2. 1. Цель, этапа и содержание опытно-экспериментальной работы. С. 8О
    • 2. 2. Особенности реализации комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом
    • 2. 3. Результаты и
  • выводы опытно-экспериментальной работы по реализации организационно-педагогических условий. С. ^ <
  • Выводы по второй главе с % Л

Формирование профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая проблема нашего исследования заключается в повышении эффективности профессиональной подготовки выпускников технического вуза к деятельности в трудовом коллективе. Частный аспект проблемы нашего исследования заключается в обеспечении эффективности управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач.

Одним из направлений постановки и решения этой проблемы является формирование готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом.

Актуальность поставленной проблемы определяется следующими факторами.

В связи с реформированием социально-экономических отношений в Российской Федерации изменяется роль трудового коллектива. Возникает дисбаланс (несоответствие) во взаимодействиях общества и коллективаруководителя и коллективаличности и коллектива. Это приводит к недооценке роли каждого члена коллектива в решении поставленных задач, превышению значимости роли руководителя. В настоящее время мы наблюдаем смену приоритетов в системе управления экономическими и социальными процессами. На уровне общества, государства, отдельных трудовых коллективов в нормативном порядке признается необходимость повышения статуса (роли) каждой личности (члена коллектива), значения ее профессиональной деятельности в решении проблем общества.

Одним из факторов актуальности поставленной проблемы является недостаточный профессиональный уровень выполнения членами трудовых коллективов тех или иных профессиональных задач, своих функциональных обязанностей, в основе которого лежит низкое качество управленческой деятельности руководителя. Исследователи отмечают кризисное состояние управления в сфере осуществления профессиональной деятельности различными коллективами, например производственными коллективами.

Кризис определяется причинами природного, техногенного и человеческого характера. В сфере нашего исследования находится человеческий фактор неэффективного управления трудовым коллективом.

Непрофессиональное управление деятельностью членов трудового коллектива своих прямых служебных обязанностей приводит и к возникновению чрезвычайных ситуаций. Во многих случаях непрофессионализм в управлении дополняется низкой социальной и профессиональной ответственностью руководителей, их корыстными побуждениями.

В профессиональном коллективе от руководителя требуется высокий уровень подготовки не только в профессиональной деятельности, но и в управленческой деятельности. Эта особенность предъявляет повышенные требования к личности руководителя, к его способностям. Но как показывают исследования (Е.В. Климин и др.), в том числе и наше исследование, в реальной практике руководители профессиональных коллективов зачастую не имеют должной управленческой подготовки. Ее отсутствие снижает эффективность управления коллективом при решении любых профессиональных задач.

Таким образом, необходима система образовательных действий, направленных на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки членов коллектива при решении профессиональных задач и подготовки руководителя к управлению их деятельностью.

Еще один фактор актуальности проблемы заключается в том, что решение большинства профессиональных задач требует высокого качества профессиональной подготовки специалистов, не только членов производственных коллективов, но их руководителей. Эта подготовка предполагает высокий уровень взаимодействия между ними, На наш взгляд, это взаимодействие должно носить системный характер и включать в себя управленческое взаимодействие на всех этапах решения профессиональных задач.

Одним из аспектов актуальности поставленной нами проблемы исследования мы считаем недостаточный уровень разработки теории решения профессиональных задач членами и руководителями трудового коллектива. В основе профессионального взаимодействия членов трудовых коллективов и их руководителей лежит объективная необходимость решения сложившихся и вновь возникающих профессиональных задач. Качество решения профессиональных задач определяется уровнем профессиональной готовности специалистов. В ее основе лежат особенности профессиональной деятельности, особенности тех или иных требующих разрешения производственных ситуаций. Но, к сожалению, в теории управления и теории профессионального образования понятие профессиональных задач в аспекте профессиональной готовности специалистов, на наш взгляд, не нашло должного обоснования. Мы же считаем, что профессиональная задача определяет характер и профессиональной деятельности коллектива, и характер управления им.

Еще один важный, на наш взгляд, аспект актуальности поставленной проблемы заключается в следующем. Управление трудовым коллективом, непосредственно решающим профессиональные задачи, в современных условиях в большинстве случаев осуществляют инженеры, выпускники технических вузов. Именно инженеры в наибольшей степени востребованы в качестве управленцев начального уровня (прорабы, бригадиры, сменные мастера и т. д.). Но в программах по их профессиональной подготовке очень слабо затрагиваются вопросы управления. Можно констатировать, что управленческая подготовка ведется на недостаточном уровне. Без этого компонента нельзя обеспечить высокий уровень профессиональной готовности будущих инженеров.

В то же время в теории управления затрагиваются аспекты управления деятельностью трудового коллектива по решению им профессиональных задач. Есть многочисленные исследования в области управления, профессиональной деятельности, теории коллектива, профессиональной подготовки и образования специалистов.

Теоретические основы управления различными функционирующими и развивающими системами раскрыты в работах А. Файоля, М. Мескона, МАльберта, Ф. Хедоури, Г. Кунца, С. О. Донеля и других зарубежных ученых.

Вопросы функций управления и его развития рассматриваются в ра- • ботах отечественных исследователей — М. Афанасьев, В. И. Бовыкин, С. Вавилов, И. П. Волков, Е. В. Глущенко, Е. В. Захарова, П. Кузнецов, Ю.В. Тихо-нравов, А. Фоминых и другие.

Вопросы профессионального образования рассматриваются в работах С. Я. Батышева, В. Ф. Башарина, Н. Н. Булынского, В. Горелова, Э. Ф. Зеера, В. Щербинина, С. А. Шапоринского, О. Н. Шахматова.

Современная теория коллектива формируется благодаря исследованиям Л. И. Новиковой, Г. А. Рогалевой, В. Д. Семенова и других ученых.

Вместе с тем целый ряд вопросов, связанных профессиональной подготовкой будущих инженеров к управлению деятельностью коллектива в процессе непосредственного решения профессиональных задач остается нерассмотренным.

В теории управления рассматриваются многие аспекты эффективности управления деятельностью, коллективом, но остаются недостаточно исследованными вопросы о роли личности, особенно о роли профессиональной готовности руководителя и рядовых членов коллектива в обеспечении эффективности этой деятельности.

Можно отметить, что существует прямое противоречие между потенциалом личности в решении профессиональных задач коллективом и реальным статусом личности руководителя и рядовых членов коллектива. Особенно это касается профессиональной готовности выпускников технических вузов, только что приступивших к трудовой деятельности в том или ином коллективе.

Таким образом, актуальность поставленной проблемы определяется необходимостью разрешения противоречия между высоким уровнем потребности производства в специалистах-управленцах начального звена (ИТР) и недостаточным уровнем профессиональной подготовки их в технических вузах.

Актуальность проблемы исследования определила следующую формулировку темы исследования — «Формирование профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом».

Объектом нашего исследования в аспекте выбранной проблемы мы определили процесс профессиональной подготовки будущих инженеров в технических вузах.

Предметом исследования в таком случае является формирование профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом.

Цель исследования — разработка комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров в техническом вузе к управлению трудовым коллективом.

При этом мы рассматриваем профессиональную готовность личности к управлению трудовым коллективом как ее характеристику, включающую — мотивы деятельности и поведения, ценностные ориентации, уровень владения профессиональной деятельностью, характер общения личности с другими членами коллектива. Профессиональная готовность будущих инженеров определяется также совокупностью нравственных и правовых норм, установленных (принятых) в трудовом коллективе.

В связи с этим мы принимаем следующую гипотезу нашего исследования.

Повышение эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров — выпускников технических вузов обеспечивается при реализации комплекса организационно-педагогических условий, предполагающего что формирование профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом должно:

— строиться на принципах контекстного подхода (локальности, глобальности и целостности взаимодействия внутренних и внешних факторов);

— учитывать основные направления деятельности трудового коллектива в полном управленческом цикле (от информационно-аналитической до регулятивно-контрольной функции);

— осуществляться с учетом специфических особенностей профессиональных задач, решаемых тем или иным трудовым коллективом;

— осуществляться в системе на основе единой информационной базы данных, созданной по основным направлениям профессиональной деятельности будущего инженера;

— носить личностно-ориентированный характер и максимально полно учитывать индивидуальные особенности будущих инженеров.

Поставленные цель и сформулированная гипотеза исследования определили формулировку следующих задач:

1) выявление структурных особенностей профессиональной готовности будущих инженеров, обеспечивающих их подготовку к управлению трудовым коллективом при решении профессиональных задач;

2) оценка эффективности существующих подходов к формированию профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом;

3) выявление и апробация организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом в рамках контекстной модели;

4) экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом и разработка методических рекомендаций по их реализации.

Методологической основой нашего исследования выступают положения теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский,.

П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — системный подход (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько и др.) — педагогическая теория коллектива (A.C. Макаренко, Л. И. Новикова и др.) — проблемно-развивающий подход к формированию профессиональных знаний, умений и навыков (С.Я. Батышев, Э. Ф. Зеер, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.) — ценностно-ориентационный и личностно-ориентированный подходы к формированию личности в процессе деятельности (Е.В. Бондаревская, В. А. Беликов, A.B. Кирьякова, В. Я. Ляудис и другие).

Цель и задачи исследования

определили логику и содержание теоретико-экспериментального исследования, которое осуществлялось на протяжении пяти лет в три этапа.

Первый этап (2000 год) был посвящен четкому определению круга вопросов, охватывающих проблемы повышения эффективности профессионального образования, повышения эффективности управления трудовыми коллективами при решении профессиональных задач, анализу литературы по данной проблеме и выделению направлений решения выбранных аспектов проблемы. На этом этапе в аспекте выбранной проблемы нами были изучены нормативно-правовые документы, теоретические и практические работы по повышению эффективности профессионального образования студентов технических вузов.

Основными методами исследования на данном этапе явились методы анализа, сравнения, изучения документации и результатов профессиональной деятельности членов различных коллективов.

Результатом этого этапа исследования явилось определение теоретической базы исследования и формулирование стартовой гипотезы решения поставленной проблемы.

На втором этапе (2001; 2003 год) диссертационного исследования мы ставили цель выделить, теоретически обосновать и осуществить предварительную экспериментальную проверку комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом при решении профессиональных задач. Особый упор на этом этапе делался нами на выявлении содержательных компонентов профессиональной готовности, обеспечивающих эффективное управление трудовым коллективом.

Основными методами исследования на данном этапе явились методы наблюдения, беседы, анкетирования, изучения документации, эксперимента.

Результатом данного этапа исследования явилось определение комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом, а также определение основных компонентов контекстной модели ее формирования.

Третий этап (ноябрь 2003 — 2005 года) был посвящен окончательному оформлению теоретических и праксиологических основ решения проблемы, итоговой экспериментальной проверке предлагаемого комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом при решении профессиональных задач. На этом этапе была осуществлена проверка предлагаемой нами контекстной модели ее формирования, а также разработке методических рекомендаций по ее реализации.

Основными методами данного этапа явились методы контрольного эксперимента и связанных с ним методов наблюдения, тестирования, а также методы математической статистики.

Результатом третьего этапа выполнения исследования формулировка выводов о правильности поставленной гипотезы исследования.

Основной базой исследования явились трудовые коллективы производственных предприятий г. Магнитогорска, г. Южно-Уральска и г. Верхне-уральска Челябинской области.

Всего в проведенном нами исследовании, а также в эксперименте приняли участие 1325 человек.

Научная новизна выполненного нами исследования заключается в следующем:

1. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий, реализация которого обеспечивает повышение эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом.

2. На основе выделенного комплекса организационно-педагогических условий разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована контекстная модель формирования данного вида профессиональной готовности будущих инженеров.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении признаков, компонентов профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективомв выявлении личностных особенностей будущего инженера, определяющих высокий уровень их профессиональной готовности к управлению трудовым коллективом, а также в уточнении особенностей управления трудовым коллективом при решении профессиональных задач.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что разработанные нами комплекс организационно-педагогических условий и контекстная модель формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом при решении профессиональных задач, а также методические рекомендации реализации данных комплекса и модели способствуют повышению эффективности профессионального образования студентов технических вузов и повышению эффективности управления трудовыми коллективами.

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяются четким определением исходных методологических предпосылок, взаимосвязью и взаимообусловленностью цели, объекта, предмета и задач исследования, опорой на положения современных психологических и педагогических теорий развития личности и коллектива, а также опорой на теорию профессионального образования личностииспользованием комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования, повторяемостью результатов исследования, репрезентативностью выборок, обработкой экспериментальных данных с помощью вычислительной техники, а также высокими результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику профессионального образования студентов технических вузов.

Апробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась путем выступлений на научно-практических конференциях (Магнитогорский государственный университет, 1998, 1999, 2001 годы, Магнитогорский государственный технический университет 20 012 004 годы) — выступлений на совещаниях руководителей различных подразделений ММКпроведения независимых экспертиз и комплексных проверок деятельности трудовых коллективов, управляемых выпускниками МГТУ (2003 и 2004 гг.) — а также выступлений с лекциями и докладами в рамках курсов повышения квалификации инженерно-технических работников акционерных обществ.

Апробация проводилась также путем публикации основных результатов нашего исследования в научных и специализированных изданиях и получения отзывов на них от ведущих специалистов в области управления.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Повышение эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом при решении профессиональных задач обеспечивается реализацией выделенного нами комплекса организационно-педагогических условий.

2. Реализация данного комплекса осуществляется в рамках контекстной модели формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом, основными элементами которой являются деятельностный, уровневый, субъективный и содержательный компоненты.

Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретическая и экспериментальная), заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Исходя из общей цели исследования, мы ставили и в целом решили следующие основные задачи опытно-экспериментальной работы:

— оценили состояние и уточнили особенности процесса формирования профессиональной готовности студентов к управлению трудовым коллективомв ходе эксперимента формирование готовности осуществлялось через различные виды деятельности, в том числе решение профессионально-ориентированных задач;

— осуществили апробацию комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности к управлению трудовым коллективом;

— реализовали методику формирования профессиональной готовности студентов к управлению трудовым коллективом.

В целом опытно-экспериментальная работа по решению поставленной проблемы осуществлялась по следующему направлению — реализация комплекса педагогических условий в отношении профессионально-ориентированной образовательной среды, формируемой в вузе средствами задач контекстного содержания.

Выполненное нами опытно-экспериментальное исследование эффективности предлагаемого комплекса организационно-педагогических условий формирования профессиональной готовности студентов к управлению трудовым коллективом.

В результате исследования мы пришли к выводу, что одним из эффективных способов формирования управленческой подготовки студентов является ее осуществление средствами заданного подхода.

Организация процесса решения профессиональных ситуативных задач обеспечивает формирование управленческих умений выпускников вузов на уровне, требуемом для эффективного управления трудовым коллективом.

Эта подготовка, осуществляемая в процессе решения контекстных задач, может быть эффективно осуществлена, если формирование профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом:

— строится на принципах контекстного подхода (локальности, глобальности и целостности взаимодействия внутренних и внешних факторов);

— учитываются основные направления деятельности трудового коллектива в полном управленческом цикле (от информационно-аналитической до ре-гулятивно-контрольной функции);

— осуществляется с учетом специфических особенностей профессиональных задач, решаемых тем или иным трудовым коллективом;

— осуществляется в системе на основе единой информационной базы данных, созданной по основным направлениям профессиональной деятельности будущего инженера;

— носит личностно-ориентированный характер и максимально полно учитывать индивидуальные особенности будущих инженеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Осуществляемые в обществе преобразования создали реальные предпосылки пересмотра стратегии педагогической деятельности в вузе и объективного ответа на вопрос о степени готовности будущего специалиста принимать на себя ответственность за управленческие процессы эффективного руководства деятельностью трудового коллектива.

Механизм эффективной профессиональной подготовки будущих инженеров к управлению трудовым коллективом находит свое отражение в создании новых образовательных технологий, в разработке и введении элементов нового содержания образования, укреплении связей с трудовыми коллективами различных типов, в подготовке к решению профессионально-ориентированных задач.

Нами принят и реализован подход к определению структуры профессиональной готовности студентов к управлению трудовым коллективом, при котором в ее структуре выделяются:

1) содержательный компонент (ориентация в целях и задачах профессиональной деятельности, адекватное их восприятие, в содержании профессиональной и смежных с нею сферах);

2) ресурсно-временной компонент (информированность о трудоемкости и сложности профессиональных задач и деятельности по их решению, о необходимом и имеющемся уровнях профессиональной подготовленности членов коллектива, технических кадровых и временных ресурсах);

3) социально-психологический компонент (коммуникативность, адекватность межличностного восприятия и взаимодействия, умение предупреждать и разрешать конфликты).

При этом мы также учитывали, что интегральным выражением уровня развития профессиональной готовности является степень сформированности специальных профессиональных знаний, умений, а также профессионально значимых качеств личности будущего специалиста-руководителя .

При этом профессионализм и готовность — основные характеристики профессиональной подготовки специалистов.

Мы учитывали так же и то, что важнейшим признаком трудового коллектива, его интегральной характеристикой является уровень развития коллектива, под которым понимается способность коллектива ставить актуальные и реалистические общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, интегрированными с общими целями, строить и гибко изменять структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью.

На формирование этого интегрального признака в конечном итоге и должна быть нацелена управленческая деятельность руководителя коллектива.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что разработанный комплекс организационно-педагогических условий и контекстная модель формирования профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом при решении профессиональных задач, а также методические рекомендации реализации данного комплекса и модели способствуют повышению эффективности профессионального образования студентов технических вузов и повышению эффективности управления трудовыми коллективами.

В исследовании важное значение мы придавали тому, что одним из основных способов подготовки будущих инженеров к управлению трудовым коллективом является решение профессионально-ориентированных задач, обеспечивающих создание соответствующей образовательной среды. Решение профессионально-ориентированных задач формирует комплекс личностных структур будущих инженеров как руководителей трудовым коллективом — критичность, рефлексивность, мотивирование, умение выбирать нравственные ориентиры для построения личностной картины мира, автономность и др.

Профессионально-ориентированные задачи рассматриваются как основание для формирования готовности студентов к управлению трудовым коллективом.

В ходе исследования нами доказано, повышение эффективности формирования профессиональной готовности будущих инженеров (выпускников технических вузов) обеспечивается при реализации комплекса организационно-педагогических условий, предполагающего, что формирование профессиональной готовности будущих инженеров к управлению трудовым коллективом должно:

— строиться на принципах контекстного подхода (локальности, глобальности и целостности взаимодействия внутренних и внешних факторов);

— учитывать основные направления деятельности трудового коллектива в полном управленческом цикле (от информационно-аналитической до регулятивно-контрольной функции);

— осуществляться с учетом специфических особенностей профессиональных задач, решаемых тем или иным трудовым коллективом;

— осуществляться в системе на основе единой информационной базы данных, созданной по основным направлениям профессиональной деятельности будущего инженера;

— носить личностно-ориентированный характер и максимально полно учитывать индивидуальные особенности будущих инженеров.

Результаты эксперимента демонстрируют позитивное изменение в уровне готовности будущих специалистов к управлению трудовым коллективом.

В качестве критериев, характеризующих уровень профессиональной готовности студентов к управлению трудовым коллективом мы выделяем: степень сформированности профессиональных знанийстепень сформированное&tradeпрофессиональных уменийстепень сформированности и проявления профессиональных мотивов, интересов, установокактивность и самостоятельность в деятельности.

Таким образом, мы можем заключить, что поставленная цель исследования — выделение, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий, способствующих профессиональной готовности выпускников технических вузов к управлению трудовым коллективом, в целом достигнута, поставленные задачи в основном решены.

Дальнейшее исследование проблемы связано с разработкой индивидуализированных приемов и средств эффективного формирования управленческой компетентности будущего специалиста, с разработкой информационно-технологической основы решения поставленной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Н. Целостность и управление. — М.: Наука, 1974 — 384с.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. В.Н. Организационно-педагогические условия осуществления региональной программы развития образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 16 с.
  4. А.Г. Управление и эффективность.- М.: Экономика, 1981.- 71с.
  5. Активизация учебной деятельности / Сб.ст. под ред. Китайгородской Г. М. -М., 1982.-176 с.
  6. Г. Н., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста. М.: Знание, 1984. — С. 69 -90.
  7. H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 40 с.
  8. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КГГТУ, 1994.-237 с.
  9. П.Ф., Сосоненко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования. — Казань: Ин-т среднего профессионального образования РАО, 2001. 256 с.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. -Т.1. — № 2. — С.47−56.
  11. П.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.-84.
  12. П.Р. Технология и современное образование. / Педагогика, 1996, № 2.-С. 11−14.
  13. З.Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
  14. А. Стратегия развития образования в России: Стенографический отчет. М.: МО РФ, 1994, 16 апреля.
  15. П.Р. Политехническое образование школьников. Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. -176 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990
  18. М.П. Методологические основы развивающего обучения. М.: Высш. шк., 1991.-232 с.
  19. С.Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. -М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
  20. С.Я. Реформа профессиональной школы. М.: Высш. шк., 1987. -343 с.
  21. В.Ф. Понятие «образовательный стандарт средней профессиональной школы» // Специалист. 1997. — № 12. — С.27−30.
  22. B.C. Педагогика ПТО. Проектирование педагогического процесса в ПТУ. Свердловск: СИПИ, 1990. — 170 с.
  23. С.А. Обеспечение эффективности профессионального образования студентов колледжа на основе государственной аттестации: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 158 с.
  24. В. А. Уровни организации учебно-познавательной деятельности школьников. Магнитогорск: Издательство МГПИ «Ротапринт», 1994. -42 с.
  25. В.А. Философия образования личности:Деятельностный аспект. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  26. А.Н. Перспектива развития профессиональной школы // Педагогика. 1994. — № 4. — С.26−29.
  27. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб: НИИ ПТП РАО, 1997. — 227 с.
  28. З.А. Педагогические условия подготовки будущих руководителей профессиональных училищ к управлению качеством начального профессионального образования: Дис.. канд.пед. наук. Челябинск, 1999.-208 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.- 192 с.
  30. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием / Мир образования, 1996, № 2. — С. 32−36.
  31. БлаубергИ.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. 270 с.
  32. В.М. Эффективность обучения. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  33. A.A. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  34. В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. Киев: Радяньская школа, 1987. — 166 с.
  35. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб: Питер, 2000. — 304 с.
  36. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 159−177.
  37. Л.В. Личностный опыт в структуре профессионального образования учащихся. В кн.: Вестник учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации. Екатеринбург: УГППУ, 1999. — № 1. — С. 126 — 129-
  38. H.H. Внутриучилищное управление качеством профессионального образования: теория и практика. Челябинск: ЧГАУ, 1996. — 161 с.
  39. Е.Я. Итоги реализации международного пилотного проекта европейского фонда образования // Профессиональное образование. — 2003. -№ 6. -С.2−3.
  40. Е.Я. Начальное профессиональное образование: новый этап развития // Профессиональное образование. 2003. — № 10. — С.2 — 4.
  41. К.Я. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1992. — 268 с.
  42. К.Я., Костыко Г. С., Кустов JI.M. Педагогические основы управления развитием профессионального лицея. Челябинск: ЧТКС-ЧИРПО, 1998.-170 с.
  43. В.А. Ценности и ценностные отношения И Проблема ценности в философии. М., 1966.
  44. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139 с.
  45. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  46. A.B. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: Дис.. канд.пед.наук. Оренбург, 2003. — 170 с.
  47. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМД СПО, 1999. — 538 с.
  48. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  49. И.П. Руководителю о человеческом факторе. JL: Лениздат, 1989. -222 с.
  50. Вопросы профессиональной педагогики / Под ред. Батышева С. Я., Шапо-ринского С.А. и др. М.: Высшая школа, 1968. — 439 с.
  51. Л.С. Педагогическая психология.-М.:Педагогика, 1981.-479 с.
  52. Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. Казань, 1985. — 108 с.
  53. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. 1995. № 2. — С. 16−45
  54. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. № 6. — С. 10−37
  55. В.М. и др. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 30−33.
  56. Д.М. Организация и управление.- М.: Экономика, 1987. 278 с.
  57. Ф. Психология управления. М.: МГУ, 1986. — 196 с.
  58. С.С. Статистическое обоснование программ подготовки и использования специалистов. Киев: Высш. шк., 1990. — 132 с.
  59. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Вищ. шк., 1986. — 216 с.
  60. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике. Изд-во «Прогресс», М., 1976. — 495 с.
  61. Е.А., Кустов Л. М. Профессиональная компетентность руководителя учреждения начального профессионального образования. Учебное пособие. Челябинск, 1994. — 129 с.
  62. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 383 с.
  63. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Утвержден постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. № 4 (с дополнениями и изменениями на 1 августа 1998 г.).
  64. М.И., Краснявская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.-135 с.
  65. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении //Педагогика, N1,1995. С. 45−51.
  66. С.С. Самооценка и выбор профессии // Профессиональная ориентация: Школа и производство. М., 1995. — 9 с.
  67. Г. В. Концептуальная модель управления качеством образования в регионе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
  68. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  69. JI.JL. Задания по педагогике. М.: Просвещение, 1978.
  70. М.Е., Жернов В. И. и др. Вопросы активизации профессионально-познавательной деятельности студентов. Челябинск: ЧГПИ, 1990. -72 с.
  71. А. Модель рабочего места и карьеры. // Кадры. 1996. — № 12. -С. 17−19.
  72. В.И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента Магнитогорск: Ml ПИ, 1995.- 111 с.
  73. В.А. Подходы к анализу деятельности // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М.: Смысл, 1999.-С. 38−47.
  74. А.П. Административный менеджмент в деятельности директора многопрофильной гимназии: Дис. канд пед. наук. М, 1995. — 175 с.
  75. Е.И. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987. 208 с.
  76. Из рукописного наследия К. Маркса // Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. -Т. 12.-С. 709−738.
  77. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Российский открытый университет, 1992. — 140 с.
  78. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  79. Инновационное обучение: Стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования, Сочи, 3−10 октября 1993 г./ Под ред. В. Я. Ляудис. — М.: Изд-воМГУ, 1994.-203 с.
  80. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность.-М.: Знание, 1981. 96 с.
  81. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  82. Н.И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная деятельность учащихся: Учебное пособие.-М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  83. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: ОГПУ, 1996.-188 с.
  84. .С. Социально-экономические проблемы профессионального образования. Минск: МГУ, 1992. -108 с.
  85. Е.В. Организационно-педагогические условия управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач: Дис.. канд.пед.наук. Магнитогорск, 2001.- 156 с.
  86. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб пособие. М.: Изд-воМГУ, 1995.-222 с.
  87. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.-437 с.
  88. Ф.Д. Процесс управления. М.: Мысль, 1988. — 237 с.
  89. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе // Под ред. Я. С. Турбовского. М.: АПН, НИИ Общей педагогики. — 1988.
  90. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993.- 140 с.
  91. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  92. Н.И. Логический словарь-справочник. -М., 1975.
  93. В.И. Теоретические основы исследовательской подготовки преподавателей колледжа.-Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2000. 251 с.
  94. Л.В. управление качеством общего и начального профессионального образования на муниципальном уровне: Дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 1999. — 285 с.
  95. Г. С. Управление развитием профессионального лицея: педагогический аспект. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Курган, 1997.25 с.
  96. А.И. Основы социологии: Учеб. Пособие для студентов средних спец. уч. заведений. 3-е изд., испр. Екатеринбург: Деловая книга- М.: Раритет, 1999 — 384 с.
  97. Н.Б. Социокультурный контекст образования.// Новые ценности образования. 1995. — № 2.- С.67−103
  98. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания: Учеб пособие. М.: МЭИ, 1985.-108 с.
  99. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  100. Г., Одоннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. М.: Процесс, 1981. — 512 с.
  101. Ф.В. Педагогические основы управления школой-комплексом самоопределения личности. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 24 с.
  102. Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск: Вы-шейшая школа, 1978.
  103. JI.M. Исследовательская деятельность инженера-педагога: Основы педагогической теории. Челябинск: ЧФИРПО, 1995. — 207 с.
  104. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980.- 334 с.
  105. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: АТУ, 1998. — 156 с.
  106. Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология. Барнаул: АТУ, 1995. — 120 с.
  107. Н.Ф., Некрасов С. Д. Контроль качества образования: понятие // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 6 — С. 29−31
  108. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-112 с.
  110. И.Я. Базовое содержание общего образования // Советская педагогика. 1991. — № 11. -С.15−21
  111. В.Ф. Педагогические условия управления инновационным учебным заведением. Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1996. — 196 с.
  112. А.П. Реинтеграция образовательного пространства СНГ: проблемы и перспективы. // Педагогика 2000. — № 8. — С. 3−11
  113. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2. — № 5. — С. 3−22.
  114. В.Я. Методика преподавания психологии. М.: МГУ, 1989-
  115. А.И., Сахарчук Л. Б., Сотов A.B. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб.: Гос. ун-т пед. мастерства, 1992. — 79 с.
  116. A.C. Педагогическая поэма. М.: Дет. лит., 1988. — 575 с.
  117. А.Т. Задачи по профессиональной подготовке. М.: Высш. шк., 1987.-166 с.
  118. А.Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования. Минск: Вышейшая школа, 1980.-166 с.
  119. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профессиональном лицее: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 269 с.
  120. М. Теория социального управления. М.: Политиздат, 1978. -420 с.
  121. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  122. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. — Т. 23 — М., 1974.-784 с.
  123. К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. -Т. 3. — С.1−4.4.
  124. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001. -128 с.
  125. С.А. Взаимодействие индустриально-педагогического колледжа и ПТУ в решении задач подготовки мастеров производственного обучения. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 111 с.
  126. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  127. A.A. Теория и технология конструирования профессионально-ориентированных структур учебных элементов. Автореф. дис.. докт. пед. наук. Ижевск, 1999. — 39 с.
  128. JI.A. Основы управления педагогическими системами. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 139 с.
  129. В.М. Тенденции развития содержания общего среднего образования // Педагогика. 1992. -№ 1. — С. 17 — 22.
  130. A.B. Введение в социальную педагогику: Учеб. Пособие для вузов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 222 с.
  131. O.JI. Управление качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже. Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2003.-316 с.
  132. А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждениям: теоретические основы/ Монография. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999.-328 с.
  133. А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: ЧелИРПО, 1998. — 264 с.
  134. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Минск: Скакун, 1998.-896 с.
  135. A.M. Профессиональное образование в России. М.: Ровесник, 1997.-254 с.
  136. A.M. Профтехшкола: Стратегия развития. М.: ровесник, 1991.-68 с.
  137. А.Г. Взаимодействие районного управления образования и учебных заведений как фактор повышения качества образования учащихся: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 160 с.
  138. A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1990. — 169 с.
  139. A.A. Управление средней общеобразовательной школой. М.: Просвещение, 1979. — 280 с.
  140. Основы внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского. -М.: Педагогика, 1997. 168 с.
  141. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  142. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС / Марьин М. И., Иванихина И. В. и др. М.: ВНИИПО, 1998. — 117 С.
  143. Педагогические ситуативные задачи: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Магнитогорск, пед. ин-т. Сост. Ю. Дорофеев, А. Головкин Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 20 с.
  144. B.C. Теоретические основы управления (Школоведческий аспект). М.: Высш. шк., 1990. — 175 с.
  145. М.У. Организация учебного труда студентов. Минск: Изд-воБГУ, 1982.-142 с.
  146. Ю.П. Психология профессионального становления личности. -Курск: КГПИ, 1991. 163 с.
  147. Подготовка кадров в профессиональном училище / Под ред. В. А. Антропова. Екатеринбург: УГТУ, 1996. — 138 с.
  148. Политико-экономический словарь. М.: Политиздат, 1972. — 367 с.
  149. Д.А. Ситуативное управление. Теория и практика. М.: Наука, 1986.-216 с.
  150. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. Новая школа. М., 1997. — 350 с.
  151. Практикум по педагогике / З. И. Васильева, Т. К. Ахаян, Е.П. Белозер-цев и др. М.: Просвещение, 1988.
  152. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  153. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-с. 166.
  154. Ю.М. Экономическая реформа в сфере образования // Магистр. 1996. — № 4. — С. 1−4.
  155. Г. М. Теоретические основы развития начального профессионального образования в России: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -Екатеринбург, 1998.-45 с.
  156. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.//Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Русская энциклопедия, 1994.- 604 с.
  157. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  158. Д.А. К вопросу о профессиональной деятельности выпускников вузов// Психодидактика высшего и среднего образования/ Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. Барнаул: БГПУ, 2004. 4.1. -39 с.
  159. Д.А. Профессиональная деятельность как основа формирования статуса выпускников вузов// Проблемы образования и развитияличности учащихся/ Под ред. В. А. Беликова. Магнитогорск: МаГУ, 2004.-С. 60−63.
  160. Д.А. Профессиональная компетентность как фактор готовности специалиста к управлению трудовым коллективом// Гуманизация высшего профессионального образования/ Под ред. В. А. Беликова. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. С. 174−176.
  161. Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессиональной подготовки студентов. В кн.: Социально-психологическая адаптация подростков и молодежи в современных условиях. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-С. 10−14.
  162. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: народное образование, 1998. — 256 с.
  163. П.С. Разработка модели специалиста // Специалист. 1994. -№ 6.-С. 11−13.
  164. Н.Р. Принципы формирования продуктивных творческих задач // Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М.:МГУ, 1994. — С. 95−112
  165. А.Н. Педагогика и методика подготовки рабочих для производственной отрасли. Челябинск: Ин-т развития проф. образования, 1996.-180 с.
  166. А.Н. Педагогическая практика на технологическом факультете: Проблемы и пути их решения. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 176 с.
  167. Н.К. Концепция непрерывного педагогического образования: от функциональной к личностной парадигме // Известия Российской академии образования. М., 1993. № 3 — С. 84−89.
  168. Г. Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧГТШ, 1993. — 172 с.
  169. В.Д., Суровицкая Т. Б., Ретивых М. В. и др. Профессиональное самоопределение. Брянск: БГПУ, 1995. — 100 с
  170. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М.: Роспедагенство, 1995
  171. О. Необходимое условие индивидуализация // Народное образование. — 1996. — № 8. — с. 24−26.
  172. М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. М.: Педагогика, 1977. — 156 с.
  173. В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Школа-Пресс, 1997.- 571 с.
  174. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М.:МПГУ, 1993.-260 с.
  175. A.M. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие. -М.: Высш. шк., 1991. 176 с.
  176. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984.-1600 с.
  177. А.Г. Теория и практика управления средним профтехучилищем. М.: Высш. шк., 1988. — 183 с.
  178. Справочник менеджера образования. В 2-х т./ Сост. B.C. Гиршович. -М.: Новая школы, 1995. Т. 1. — 400 с.
  179. Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998.- С. 335−347.
  180. Е.А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика // Профессиональное образование. 2003. — № 10. — С. 11−12.
  181. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 166 с.
  182. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  183. В.В. Опережающая профессиональная переподготовка граждан, находящихся под риском увольнения: Автореф.дис. канд.пед.наук. Магнитогорск, 2001. — 22 с.
  184. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. № 3. — 2004. — С.20−26
  185. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Круглый стол // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−80.
  186. Технологические изменения и спрос на квалифицированный труд // Человек и труд. 2000 г. — № 10. — С.32 — 37.
  187. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования М., 1994
  188. Ю.А. Управленческое решение. М.: Наука, 1972. — 134 с.
  189. Е.В. Основные приоритеты начального профессионального образования // Проф. образование. 1998. — № 7−8. — С. 10−11.
  190. Д., Голоушева Д. К теории учебных задач. Прага, 1992-
  191. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  192. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико ориентированная монография. — М.: Новая школа, 1997.-352 с.
  193. Я.С. Передовой педагогический опыт: от формализма к технологии // Народное образование. 1990. — № 7. — С. 38−47.
  194. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  195. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1993. — 351 с.
  196. Управление «информация, интеллект /Под ред. А. И. Берга и др. М.: Мысль, 1976. — 383 с.
  197. Управление качеством профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих: Основные положения и подходы. М.:РАГС, 2002. — 52 с.
  198. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  199. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. B.C. Лазарева.-М., 1999.
  200. А. В. О критериях и уровнях сформированное&trade- познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. — № 12. — С. 45 -48.
  201. Л.П. Организационно-педагогические условия управления системой непрерывной профессиональной подготовки кадров: Дис.. канд.пед.наук. Челябинск, 1990. -202 с.
  202. Федеральная программа развития образования в России. М.: МО РФ, 1993. — 83 с.
  203. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  204. В.М. Некоторые основные мероприятия по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании. 2003. — № 3.- С. 5 — 33
  205. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1989.-911 С.
  206. Ю.Г. Психодидактика высшей школы. МГТУ, 2000, с. 103−107
  207. И.Ф. Педагогика. М.: Юристь, 1997. — 512 с.
  208. О.Г. Организационно-педагогические условия повышения эффективности начальной профессиональной подготовки учащихся на основе дифференциации образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 130 с.
  209. И.А. Средства активизации в профессиональной консультации подростков. В кн.: Проблемы образования и развития личности учащихся. Магнитогорск: Ml НИ, 1997. — С. 96 — 99.
  210. В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высш. шк., 1980. — 197 с.
  211. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М.: Знание, 1986.-79 с.
  212. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. — Т.З. — № 5. — С. 13−46.
  213. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
  214. Т.Н. Менеджмент в управлении школой. М.: Магистр, 1995. -223 с.
  215. В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: Культура и спорт, ИНИТИД994. — 320 с.
  216. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования.- М.: педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  217. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. -М.: Наука, 1978.-391 с.
  218. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-271 с.
  219. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М.: Просвещение, 1996. — 145 с.
  220. C.B. Инновационные процессы в системе начального профессионального образования. Барнаул: БГПУ, 1996. — 76 с.
  221. В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. 2000. — № 2. — С.3−14
  222. Crowder N.A. Intrinsically programmed materials for teaching complex skills and concepts. Paper read at the Amer. Psychol. Ass. Washington, D.C.- 1958.
  223. Declaration on the social aspects of technological change /The OESD od-server. 1987.-N144.-35 p.
  224. Gilford J.P. The nature of human intelligence. New-York., 1967.
  225. Pippid G. Zur entuichland mathematician Fahigkeitin. Berlin.: Volk und Wissen, 1971.-272 s.
  226. Pressey S.S. Development and appraisal of devices providing immediate scoring of objective tests and concomitant selfinstruction. Washington, D.C. — 1950.
  227. Skinner B.F. Science of learning and the art of teaching. Harv. Educ. Rev., 1954.
  228. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing. // R. Stemberg, T. Tardif (eds.)/ The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988, P.43−75.
Заполнить форму текущей работой