Педагогические условия экологического образования сельских школьников: На примере образовательной области «Технология»
Теоретическая база работы: фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л. В. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др.) — теории и практики экологического образования (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И.Т. Суравеги-на и др.) — о сущности целостного педагогического процесса (В.П. Беспаль-ко, B.C. Ильин, В. М. Коротов, И. Я. Лернер… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
- 1. Теоретические предпосылки к обоснованию решения проблемы экологического образования сельских школьников
- 2. Становление экологии и экологического воспитания учащихся в историко-педагогическом контексте
- 3. Практика экологического воспитания учащихся
- Ивановской области
- 4. Возможности экологического образования сельских школьников в структуре содержания образовательной области «Технология»
- Выводы
- Глава II. НАУЧНАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СТРУКТУРЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
- 1. Обоснование критериев по определению и разработке экологического образования сельских школьников
- 2. Моделирование педагогических условий экологического образования сельских школьников в процессе изучения технологии
§ 3. Определение основных требований к результатам экологического образования сельских школьников при изучении технологий технического труда и сельскохозяйственного производства образовательная область «Технология»).
§ 4. Организация, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Педагогические условия экологического образования сельских школьников: На примере образовательной области «Технология» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс, кардинальные изменения в аграрном секторе производства, интенсивные преобразования в природе вызывают необходимость и потребность поиска действенных подходов к экологическому обучению и воспитанию учащихся, в том числе по-новому подойти к экологическому образованию сельских школьников на уроках технологии.
Развитие науки и техники привело к тому, что проблема взаимоотношения человека и природы, антропогенных воздействий на окружающую среду в настоящее время уже не является сугубо биологической, а приобретает междисциплинарный характер. Проблема экологического образования в настоящее время имеет несколько направлений: природное, экономическое и технологическое. Последний аспект, особенно важный для учителей технологии (трудового обучения), которому уделяется немалое внимание в специальной литературе, в педагогических работах, является наименее исследованным (19,36,78,146,179 и др.).
Цели экологического образования, связанные с формированием у подрастающего поколения экологического сознания, ответственного отношения учащихся к природе раскрыты в исследованиях С. В. Алексеева, С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной и др. (4,68,92,93,95,205,206 и др.).
В научной литературе (Е.К. Андреева, А. П. Андриянов, Б. Т. Лихачев,.
B.И. Панова, В. И. Платонов и др.) освещены вопросы экологического просвещения и воспитания учащихся (7,9,18,72,129,157,169,186,193 и др.).
С позиции системного подхода процесс развития личности во взаимодействии с окружающей средой рассматривают в своих трудах и исследованиях А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Н. Моисеев, В. М. Назаренко,.
C.Г. Паринова, Н. З. Смирнова, ИТ. Суравегина и др. (93,94,140,142,153, 158, 201,205 и др.).
Вопросы экологии в трудовом обучении учащихся включены в научные труды и методические руководства П. Р. Атутова, А. Н. Воробьева,.
B.М. Казакевича, В. Д. Симоненко, Ю. А. Хотунцева и др. (15,36,78 и др.). Проблемы подготовки функциональной грамотной личности на основе гармонического взаимодействия человека с природой отражены в педагогических теориях и системах отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов прошлого: А. Ф. Дистервега, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского,.
C.Т. Шацкого, Disinger J., Gardella R. и др. (67,112,133,163,189,207 и др.). К настоящему времени проведено немало исследований по проблеме экологической подготовки учащихся в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, включая трудовое обучение (5,18,30,41,45,125 и др.).
Однако сегодня в школах России коренным образом изменилась концепция трудовой подготовки учащихся. Министерство образования Российской Федерации утвердило Базисный учебный план (БУП), в который вместо трудового обучения включена новая школьная дисциплина — образовательная область «Технология» (17). Вариативная часть БУПа позволяет в образовательную область «Технология» включать региональный и школьный образовательные модули с учетом местного производственного окружения, в том числе модуль сельскохозяйственного профиля (179). В этой связи требуются уточнения целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов экологической составляющей технологической подготовки сельских школьников.
Анализ философской, педагогической литературы и практики преподавания образовательной области «Технология» в сельской школе позволил выявить ряд противоречий, на разрешение которых направлено наше исследование:
— между необходимостью осуществления экологического образования сельских учащихся на основе реализации трех взаимосвязанных функций технологической, аграрной и экологической) и преобладанием в учебно-воспитательном процессе их разобщенности;
— между необходимостью выявления и построения содержания экологического образования с учетом аграрного фактора и сельской среды на основе положений, отражающих особенности концепции образовательной области «Технология», и отсутствием их дидактического обоснования;
— между потребностью в изучении вопросов экологии на уроках технологии в сельской школе и недостаточной разработанностью педагогических аспектов экологизации изучения предмета технологии в сельской школе.
С учетом изложенных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, необходимые для эффективного экологического образования в технологической подготовке сельских школьников.
Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования — экологическое образование в технологической подготовке сельских школьников.
Предмет исследования — педагогические условия экологического образования сельских школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования. Экологическое образование сельских школьников есть единство и взаимосвязь образующих его компонентов и осуществление его в процессе обучения и воспитания учащихся при изучении технологий технического труда и сельскохозяйственного производства может быть эффективным, если.
— содержание экологического образования базируется на интеграции технологических и аграрных научных знаний;
— экологическое образование выступает как часть целостной системы технологической подготовки учащихся, сохраняющей характерные свойства целого;
— реализована совокупность педагогических условий, выполнение которых побуждает учащихся к необходимости выбора способов решения экологических задач в учебной и практической деятельности.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Выявить особенности экологического образования на уроках технологии в условиях сельской образовательной школы.
2. Установить основные критерии к определению содержания и требования к результатам экологического образования сельских школьников в структуре изучения образовательной области «Технология».
3. Определить педагогические условия экологического образования сельских школьников в процессе изучения технологии технического труда и сельскохозяйственного производства.
4. Разработать и экспериментально проверить педагогическую модель экологического образования учащихся в структуре технологической подготовки и компонента научных знаний аграрного производства на основе их интеграции в учебно-воспитательном процессе сельской школы.
Методологической основой исследования являются диалектические принципы системности, непрерывности развития, целостности явлений и процессов реального мира, взаимодействия человека и природыконцепция системно-деятельностного подхода к изучению и проектированию педагогических явленийважнейшие социальные и психолого-педагогические идеи о ведущей роли воспитания и образования в формировании и становлении личности, целостности педагогического процесса и его личностно-деятельностном характереконцепция самореализации и самоутверждения личности в различных сферах деятельности.
Теоретическая база работы: фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л. В. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др.) — теории и практики экологического образования (А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И.Т. Суравеги-на и др.) — о сущности целостного педагогического процесса (В.П. Беспаль-ко, B.C. Ильин, В. М. Коротов, И. Я. Лернер и др.) — об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (Ю.К. Бабанский, Л. В. Байбородова, Б. Т. Лихачев, П. И. Пидкасистый, М. И. Рожков, В. А. Сластенин и др.) — о личностно-ориентированном образовании и обучении (Е.В. Бондаревская, Ю. Н. Кулюткин, И. С. Якиманская и др.) — концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (П.Р. Атутов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.).
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, законодательных и нормативно-правовых документов по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта) — эмпирические (опытно-экспериментальная работа, диагностика состояния объекта с помощью анкетирования, тестирования, педагогического наблюдения, опроса, бесед, метод экспертных оценок, контрольные срезы знаний, умений и навыков учащихся) — методы математической статистики при обработке и оценке экспериментальных данных.
База исследования — Китовская и Перемиловская средние общеобразовательные сельские школы Шуйского района Ивановской области. Исследование проводилось с 2000 по 2003 гг. Им было охвачено свыше 445 учащихся 5−9 классов.
Основные этапы исследования.
На первом этапе — поисково-теоретическом (2000;2001) — осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования. Определены проблема, цель, задачи и гипотеза, спроектирована педагогическая модель экологического образования сельских школьников.
На втором этапе — опытно-экспериментальном (2001;2002) — были выявлены причины низкого уровня экологического образования сельских учащихсявыявлялась и обосновывалась совокупность педагогических условий, реализация которых способствовала устранению недостатков в осуществлении экологического образования учащихся при изучении технологии в сельской школе. Проводилась опытно-экспериментальная работа, в результате которой был определен необходимый состав содержания экологического образования с учетом возраста и возможностей сельских школьников (5−9 кл.) в соответствии с содержанием технологических и аграрных научных знаний образовательной области «Технология».
На третьем этапе — заключительно-обобщающем (2002;2003) — осуществлялась корректировка задач исследования, статистическая обработка данных опытно-экспериментальной работы, сформулированы основные выводы и рекомендации, оформление материалов диссертационного исследования.
Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечивается теоретической обоснованностью исходных предпосылок, вытекающих из достижений педагогической науки и практики, адекватностью авторских позиций методологическим основам системно-деятельностного подхода к экологическому образованию учащихся, репрезентативностью источников информации, применением комплекса методов исследования в соответствии с задачами исследования, всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
— выявлены особенности экологического образования сельских школьников на примере изучения образовательной области «Технология»;
— определена совокупность критериев для определения содержания экологических знаний и умений, необходимых для усвоения сельскими школьниками при изучении образовательной области «Технология»;
— разработана педагогическая модель экологического образования учащихся в структуре содержания образовательной области «Технология» и компонента технологии сельскохозяйственного производства на основе их интеграции в учебно-воспитательный процесс сельской школы;
— выделены и сформулированы основные требования к результатам экологического образования при изучении технологий технического труда и сельскохозяйственного производства;
— обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия экологического образования учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии общеобразовательной сельской школы.
Практическая значимость. На основе теоретических положений и выводов выделены и систематизированы основные критерии и обоснованы педагогические условия экологического образования, необходимого для усвоения сельскими школьниками при изучении технологий технического труда и сельскохозяйственного производства. Результаты исследования могут обогатить практику работы учителей технологии (трудового обучения), а также курсы подготовки и переподготовки учителей трудового обучения по преподаванию образовательной области «Технология» в сельской общеобразовательной школе. В процессе работы был обобщен и систематизирован опыт школ Ивановской области по экологическому воспитанию учащихся. Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для разработки дидактических пособий и информационно-дидактических материалов в помощь учителю технологии (трудового обучения).
Личный вклад автора состоит в самостоятельной разработке процедуры исследования, в разработке педагогической модели экологического образования сельских школьников (на примере изучения образовательной области «Технология»), в выявлении и обосновании педагогических условий экологизации технологической подготовки учащихся сельской школы, в проведении опытно-экспериментальной работы, в интерпретации и обобщении полученных результатов.
На защиту выносятся:
— педагогическая модель экологического образования сельских школьников (на примере изучения образовательной области «Технология»), которая представляет собой систему знаний, умений и обоснованных действий на основе изучения технологии технического труда и сельскохозяйственного производства;
— совокупность критериев для определения содержания и требования к результатам экологического образования учащихся, обеспечивающие междисциплинарную интеграцию различного типа технологических и аграрных научных знаний и умений, необходимых для усвоения сельскими школьниками при изучении образовательной области «Технология»;
— педагогические условия экологизации технологической подготовки учащихся сельской школы, которые включают подходы, установки, принципы.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в ходе проведения опытно-экспериментальной работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались ежегодно на заседаниях кафедры технологии ШГПУ, методологического семинара молодых ученых и аспирантов ШГПУ (2000;2003) — на ежегодных областных педагогических чтениях и конференциях по проблеме совершенствования обучения и воспитания учащихся сельских школ (Шуя, Ярославль, Кострома, 2001;2003) — на международных и региональных научно-практических конференциях (Иваново, Кострома, Москва, Санкт-Петербург, Шуя, Ярославль, 2001;2003) — на российской региональной научно-практической конференции «Образовательная область „Технология“: экологическая подготовка учителей и учащихся» (Шуя, 2002). Содержание исследования раскрывалось в докладах и выступлениях на семинарах учителей технологии (трудового обучения) по вопросам экологического образования школьников г. Шуи и Шуйского района Ивановской области. Основные идеи исследования отражены в публикациях автора.
Реализация системно-деятельностного подхода в проведенном иссле довании позволила нам обосновать педагогическую модель и выделить со вокупность основных дидактических критериев по определению и обосно ванию экологического образования сельских школьников: связь техноло гической подготовки с окружающей природной средой и сельскохозяйст венным производствомсоответствие экологических сведений внутренней структуре содержания модулей ОО «Технология" — доступность экологиче ских материаловотражение основных направлений охраны окружающей средыпреемственность экологических сведенийосуществление внутрии межпредметных связей содержания технологии и других школьных дис циплинединство экологического обучения и воспитанияреализация ме тода проектов с учетом содержания экологического компонента техноло гической подготовки и познания основных экологических проблем аграр ного производства. В ходе теоретического исследования и экспериментальной работы вы явлены и обоснованы педагогические условия, включающие совокупность ведущих факторов экологического образования сельских школьников: • основные подходы, обеспечивающие системность и единство экологи ческого образования учащихся (непрерывность, инновационность, ци вилизационный, аксиологический и нормативный подходы) — • исходные основные требования, характеризующие экологическую на правленность технологической подготовки учащихся (экологизация со держательных и процессуальных аспектов обучения и воспитания, личностно-ориентированная направленность реализации метода проектов, установление дидактико-экологических связей с другими школьными.
предметами) — • мотивационная направленность экологического образования (ответст венность, понимание социальной значимости сохранения окружающей средырешение экологических проблем как показатель личностного и социального статуса в обществеориентация на многообразные воз можности взаимодействия с окружающей средой, сверстниками и взрослыми, направленные на эффективные способы природоохранной деятельности в различных формах трудаориентация технологической подготовки учащихся на совершенствование экологических знаний и навыков через различные формы дополнительного образования и сред ства массовой информации) — • направленность познавательного интереса учащихся к вопросам эколо гии: первый (элементарный) уровень направленности, выражающийся во внимании к конкретным экологическим фактам («эффект любопыт ства»), знаниям-описаниям, действиям по образцу (выполнение техни ко-технологических заданий с учетом решения экологических задач) — второй (продуктивный) уровень — установление зависимости между природой и человеком, между трудом и здоровьем человека, установле ние причинно-следственных связей между деятельностью человека и окружающей средойтретий (высший) уровень — проявление интереса к глобальным и актуальным теоретико-экологическим проблемам, к творческой деятельности по освоению экологических знаний и умений (учебные задания, практические работы и творческие проекты с учетом сельского производства и окружающей среды).Осуществление экологического образования сельских школьников подчиняется определенной дидактической идее: технологические сведе ния (понятия, определения, теория, закономерности, включая закономерности сельскохозяйственного производства и др.) — практические работы (объекты труда, инструменты и приспособления, последовательность опе раций и действий, в том числе связанных с сельскохозяйственным трудом.
учащихся) — творческие проекты (поиск, выбор и обоснование проекта, в том числе с элементом сельского труда, составление плана изготовления изделия, выполнение технологических операций, контроль изделия, анализ.
результатов) — экологическое образование: знания (основные понятия социальной экологии — природа и человек, труд, окружающая сельская среда и здоровье человека, природные ресурсы и сельскохозяйственное производство, деятельность людей сельского социума как экологический фактор средыспособы экономии материаловвозможности первичной пе реработки отходов сельскохозяйственного производства) — умения (исполь зование знаний о способах охраны окружающей среды в учебной деятель ности, об экономии расходования электроэнергии, материалов, сырья и сельскохозяйственной продукциипринимать и выполнять доступные и необходимые экологические решения в ходе практических работ и осуще ствления творческих проектов с сельской спецификой) — воспитание (рачи тельное отношение к общественному и личному имуществу, бережное от ношение к природе в труде и быту, участвовать в доступной природоохра нительной деятельности с учетом моделируемых и реальных ситуаций сельской местности).Эксперимент показал, что разработанная и реализованная нами сово купность критериев, требований и педагогических условий экологического образования сельских школьников на уроках технологии дает положитель ный эффект. Он заключается в том, что: • повысилось качество знаний учащихся, касающихся необходимости и возможности экологической оценки технологии технического труда и технологии сельскохозяйственного производстваподтвердилось большое значение реализации межпредметных связей различных учебных предметов, различных средств массовой информа ции, имеющих важное значение для усвоения школьниками экологиче ских знаний и умений с новых концептуальных теоретико методологических подходов к изучению образовательной области «Технология" — получило подтверждение дальнейшее развитие таких интеллектуальных умений учащихся как умения на достаточном уровне анализировать учебную, справочную и научно-популярную литературу, ориентиро ваться в экологических сведениях и использовать их в конкретном учебном задании и проектной деятельности с учетом сельской специ фики. ЗАКЛЮЧЕНР1Е В результате теоретического и опытно-экспериментального исследо вания выполнена работа и сформулированы следующие выводы.1. Подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы об эффектив ности осуществления экологического образования сельских школьников на основе диалектической взаимосвязи информационной, проектно деятельностной и эмоционально-волевой функцией обучения образова тельной области «Технология». Под «экологическим образованием» пони мается целенаправленный процесс обучения и воспитания (в узком смыс ле) в структуре общего образования учащихся. Установлено, что использо вание экологических сведений необходимо осуществлять по следующим критериям: тесная связь с изучаемым материалом технологииотражение основных направлений охраны окружающей среды, базирующихся на дос тижениях техники и современных технологий. Показано, что сельская школа является ведущим социально-педагогическим учреждением, фор мирующим экологизированную среду. Создание экологизированной обра зовательной среды — это результат не только целенаправленного учебно воспитательного процесса, но и общественно-социального отношения сельского населения к экологической деятельности учащихся.2. Необходимость исследования проблемы экологического образова ния сельских учащихся определяется изменившейся концепцией трудовой подготовки при изучении 0 0 «Технология», диктуется современными процессами развития аграрного комплекса и требованиями общества к экологическому воспитанию подрастающего поколения. Изучение и ана лиз психолого-педагогической, учебной и специальной литературы, нор мативных документов и педагогических исследований по этой же пробле ме свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы в педагогике. Придание содержанию 0 0 «Технология» экологической направленно сти является важным условием успешной адаптации сельских учащихся к аграрно-производственным и природным изменениям в их жизни и дея тельности. Эффективность технолого-экологической направленности обра зования обеспечивается: его непрерывным характероминтеграцией тех нологического и содержания общего образования на уровнях конверген ции (синхронизации), взаимодействием и интеграцией экологических све дений и учебного материалаорганизацией эколого-ориентированной дея тельности учащихся, в процессе которой воспроизводится и совершенст вуется их образовательный и социальный опыт, обогащая его технолого экологическим компонентом обучения и воспитаниясочетанием воспита ния у школьников социально-экологических качеств с их самовоспитани емотсутствием перегрузки учащихся от введения экологического мате риала в учебно-воспитательный процесс при изучении 0 0 «Технология».3. Установлено, что экологическое образование сельских школьников при изучении ОО «Технология» способствует усилению политехнического принципа в обучении и трудовой подготовки учащихся. Вместе с этим ис следование подтвердило положение о том, что экологические знания и умения являются действенным фактором укрепления обучения учащихся с практикой сельскохозяйственного окружения школы, подготовки учащих ся к жизни, к трудовой деятельности, в том числе в аграрном комплексе. Отсюда вытекает необходимость и важность систематического экологиче ского обучения и воспитания учащихся при изучении технологии.4. Обоснована и разработана на основе системно-деятельностного подхода педагогическая модель экологического образования сельских школьников, обеспечивающая внутреннее единство содержательно процессуальных аспектов обучения на уроках технологии. Целостность экологического образования сельских школьников в проведенном иссле довании играет определяющую роль, так как она обеспечивает формирование основ интегрированного знания об экологической культуре в про цессе изучения 0 0 «Технология». Спроектированная педагогическая модель включает: основные дидак тические критерии по определению и обоснованию экологического обра зования сельских школьников, отражение тенденций экологической на правленности технологической подготовки учащихся (усиление проектной деятельности в экологическом образовании учащихсяреализация воспи тательного и развивающего потенциала технологической подготовки, об щекультурной и экологической направленности обучения учащихся) — пе дагогические условия (реализация основных требований и ведущих фак торов (основные подходы, исходные установки, мотивационная и познава тельная направленность экологического компонента) — учет сельской спе цифики реального отношения учащихся к природе и трудуобогащение технологической подготовки содержанием основных направлений охраны окружающей среды, сельскохозяйственного производства и трудаосуще ствление взаимосвязи нравственного воспитания и экологического обуче ния учащихся).5. На обогащение субъективного социально-экологического опыта сельских школьников позитивно влияют: целенаправленная организация выполнения учащимися творческого проекта с учетом важных и близких им технолого-экологических ситуацийстепень их причастности к техно лого-экологическим проблемам взрослых, осознанности масштабности и социальной значимости экологических проблемнасыщенность содержа ния их проектной деятельности решением вопросов экологической на правленности при изучении содержания модулей СО «Технология» (тех нологий технического труда и сельскохозяйственного производства). Реа лизация основных требований к результатам экологического образования в практике сельской школы способствовала проявлению в учебно воспитательном процессе на уроках технологии следующих устойчивых тенденций: изменение ориентиров технологий технического труда и сель скохозяйственного производства приоритетом на ценности экологического характераповышение познавательного интереса к культивируемым эколо гическим ценностямпозитивное отношение сельских школьников к суж дению о взаимосвязи всех структурных элементов системы «человек труд-техника-общество» при ведущей экологической составляющей в технологической деятельности человека, в том числе в сельскохозяйствен ном производстве.6. Статистический анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил эффективность выявленных критериев, условий, подходов и установок, которые обоснованы в теоретической части исследования. По лучило дальнейшее развитие педагогическое положение о том, что проект ная деятельность может быть использована на уроках естественнонаучных дисциплин как источник самостоятельного приобретения знаний, в том числе экологических. Проведенное исследование, безусловно, не дает ответы на многие во просы, освещающие экологическое образование учащихся при изучении технологии. Вместе с этим опытно-экспериментальная работа открывает возможность разработки темы преемственности в формировании экологи ческой культуры учащихся на всех ступенях обучения в общеобразова тельных учреждениях, включая обучение учащихся ОО «Технология» в начальной, средней и старшей ступенях средней школы и более глубокого рассмотрения вопросов, связанных с ролью проектной деятельности в формировании экологической образованности учащихся различных воз растных групп.
Список литературы
- Иностранный язык 9 б 7 6 11 7 9 9 8 8
- Математика 12 б б 9 10 б 8 8 б 9
- История 1 9 2 8 1 7 3 б 1 8
- География — 12 13 9 10 14 12 10 11
- Окруж. мир (природа) 5 6 — - - - - -
- Физика — - - 11 10 10 11 9 109 Химия — - - - - 9 11 10 8
- Биология — б 9 9 15 9 14 7 8
- Экология — 9 10 8 8 — - 9 1312 Музыка 3 8 2 8 3 9 4 7 13 ИЗО 4 8 4 8 2 4 3 7
- Черчение — - - - - 10 11 11 1415 МХК — - - - - - - 3
- Физическая культура 11 10 8 11 7 11 9 9 7 1317 ОБЖ 10 9 б 9 б 8 7 8 8 11
- Технология (дев.) 1 8 2 7 4 10 3 9 4 8
- Как ты понимаешь, что такое «экология»? 14 73,7 6 37,5 19 90,5 13 67,4 19 79,2
- Что значит «охранять природу»? — - - - - - - 9 37,5
- Ты знаешь, что такое «Красная книга»? 14 73,7 15 93,8 17 81,0 21 95,5 24 100,0
- Перечисли известные тебе способы охраны природы — - - - - - - 8 33,3
- Поясни, как связаны состояние природы и здоровье человека? 10 52,6 5 31,5 — 8 36,4 16 66,7
- Сегодня можно часто слышать об экологической катастрофе? Поясни, что это такое • - - 7 33,3 12 54,5 16 66,7
- Что ты лично можешь сделать по улучшению охраны природы и укреплению своего здоровья? 8 42,1 9 56,3 16 76,2 8 36,4 14 58,3
- Каковы пути уменьшения отрицательного воздействия станкообработки на окружающую среду? -8 класс 1 Чем вызвана актуальность сохранения окружающей среды и природных ресурсов? 8 36,4
- Какова сущность системы охраны окружающей среды? 10 45,5
- Как загрязняет среду дерево- и металлообрабатыва-щие производства? 8 36,41 9 класс 1 Как осуществляется очистка загрязнений? 9 37,5
- Какие устройства относятся к очистке воздуха от загрязнений? 8 33,3