Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Универсальное определение профессиональной подготовки учителя дать затруднительно, ввиду сложности и многогранности самого явления. В нашем исследовании профессиональная подготовка педагога рассматривается в рамках теории деятельности (состояние и процесс), теории личности (отношения и установки), теории профессиональной подготовки учителей к практической деятельности (способности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы профессиональной подготовки учителя к формированию ценносгно-гуманисгических ориентации младших школьников
    • 1. 1. Ценностно-гуманистические ориентации как социальный и психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Специфика формирования ценностно-гуманистических ориентации младших школьников
    • 1. 3. Сущностная характеристика профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентации младших школьников
  • ГЛАВА II. Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентации младших школьников
    • 2. 1. Диагностика готовности учителя к ценностно-ориентационной деятельности
    • 2. 2. Личносгно-ориентированная технология профессиональной подготовки учителя к формированию ценносгно-гуманисгических ориентации младших школьников

Профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В социально-экономической и духовной жизни современного общества проблема становления гуманистического мировоззрения приобретает особую значимость. Ответственность каждого человека за судьбу окружающих людей и страны в целом, гармоничные взаимоотношения с поликультурной и многонациональной средой позволят обществу вступить на новый, цивилизованный путь развития в XXI веке.

Формирование ценностно-гуманистических ориентаций учащихся, как одно из основных направлений обновления школьной образовательной системы, крайне актуально в условиях быстрой либерализации общественной жизни в России. Принципы партийности и моноидеологичности вытесняются признанием гуманистической природы образовательно-воспитательной деятельности, ориентированной на общечеловеческие ценности и идеалы. Образование может быть департизированным, но оно не может быть свободным от нравственности, понятий добра и милосердия.

Поликультурность социального окружения, неоднозначность предъявляемых массовой культурой моделей поведения ведут к дезориентации формирующейся личности младшего школьника. Часто примерами для подражания становятся объекты и установки, не имеющие ничего общего с образцами гуманности.

На этапе ознакомления с основами нравственного поведения важно помочь подрастающему поколению определить направление своего духовного развития в соответствии с гуманистическими принципами.

Подготовка учителя к самостоятельной творческой деятельности по формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников требует особого внимания, поскольку является одним из важнейших звеньев концепции гуманистического воспитания учащихся.

Вместе с тем, анализ воспитательной работы в школах позволил сделать вывод о том, что процесс формирования гуманных ценностей идет сложно, противоречиво и отстает от диктуемых временем требований. У большинства педагогов нет достаточных философских, культурологических и социологических знаний для реализации гуманистической концепции в профессиональной деятельности. Учителя испытывают затруднения при адаптации уже известных или разработке новых форм работы, которые учитывали бы возрастные особенности школьников. Наблюдается низкий уровень личной мотивации учителя к осуществлению воспитательной работы в начальной школе.

Возникла необходимость разработки и внедрения эффективной системы профессиональной подготовки будущих педагогов к самостоятельному, творческому решению задач формирования ценносгно-гуманисгических ориентаций младших школьников.

В основе исследования этой проблемы лежат труды, раскрывающие философию и методологию образования (П.Я.Гальперин, Т. А. Ильина, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, М.Н.Скаткин) — общие закономерности развития высшей школы (С.И.Архангельский, С. Д. Смирнов, С. И. Зиновьев, А. Г. Мороз, Н.Ф.Талызина).

Общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки учителя заложен в трудах К.М.Дурай-Новаковой, Р. Ж. Божбановой, В.А.Кан-Калика, Е. А. Левановой, Н. Д. Левитова, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой.

В работах И. Ф. Исаева, А. И. Мшценко, Е. Н. Шиянова, Л. Ф. Спирина изложена система педагогических умений, применяемых учителем по ходу развертывания педагогического процесса, установлены компоненты педагогического мастерства (Ю.П.Азаров, С. Б. Елканов, И.А.Зязюн).

Исследованию подвергнуты целостная личность учителя (В.А.Крутецкий, Р. С. Немов, Л. Б. Ительсон и др.), технология педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина, М. М. Левина, Л. М. Митина, А.И.Щербаков).

Установлена специфика педагогической деятельности в начальной школе с опорой на психологические особенности детей семи — девяти лет (Ш.А. Амонашвили, О. С. Богданова, В. В. Давыдов, А. А. Люблинская, В. А. Ситаров, К. Д. Ушинский, А. Г. Хрипкова, И. Ф. Харламова, Д. Б. Эльконин, П. М. Якобсон).

Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации мы находим в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И. Канта, М. Вебера. Нам близки философские концепции В. И. Вернадского, В. С. Соловьева, Н. Л. Бердяева, раскрывающие духовнонравственное совершенствование человека. Исследование опирается на труды О. Г. Дробницкого и В. П. Тугаринова, отражающие фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации содержат работы П. М. Ершова, А. Г. Здравомыслова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, М. Рокича, В. Франкла, В.АДдова.

Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (А.И.Адамский, Н. П. Аникеева, А. А. Бодалев, П. П. Блонский, З. И. Васильева, О. С. Газман, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова Р.М.Рогова, Т. А. Стефановская и др.) и зарубежных.

А.Маслоу, К. Роджерс) педагогов и психологов.

Несмотря на достаточно глубокое освещение проблемы профессиональной подготовки учителя к осуществлению воспитательной работы с детьми семи — девяти лет в современной научно-педагогической литературе, остаются недостаточно разработанными теоретический и методический аспекты проблемы профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников: не представлено определения профессиональной готовности и профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьниковне накоплен необходимый совокупный эмпирический материал, характеризующий интегральные показатели процесса профессиональной подготовки учителя к формированию ценносгно-гуманисгических ориентаций младших школьниковне выявлены условия эффективности этого процесса на разных этапах вузовской подготовки.

Есть основание утверждать, что возникло противоречие между социальным заказом общества и недостаточной разработанностью проблемы профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников.

С учетом этого реального противоречия сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, способствующие эффективной профессиональной подготовке учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — система высшего педагогического образования.

Предмет исследования — процесс профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентации младших школьников.

В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1.Выявить теоретические основы проблемы профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников.

2.0пределить сущность и специфику профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников.

3.Разработать технологию профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников.

4.0босновать психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников.

Исследование опирается на ряд исходных предположений.

Исходя из положения о том, что усвоение новых видов профессиональной деятельности способствует возникновению новых потребностей, в частности, потребности определиться в системе личных ценностных ориентаций, мы предположили, что осознание студентом собственных ценностей влияет на становление и развитие системы профессиональных ценностей, мотивацию овладения педагогическим опытом и знаниямипрофессиональная подготовка к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников происходит эффективнее только в условиях специально организованной работы, в которой адекватно отражается и структура будущей ценностно-ориентационной деятельностивыбор педагогических средств подготовки будущих учителей должен осуществляться с учетом специфики ценностно-ориентационной деятельности, ее опорой на самосознание и самовоспитание личности и выступать в определенной системе на основе единства воспитания и самовоспитания, теоретической и практической подготовки.

Методологической основой исследования являются положения о деятельности как способе реализации человека в труде и общенииличностно-ориентированный подход, предполагающий гуманизацию высшего образования, а также индивидуально-творческий подход, ориентирующий на реализацию личностно-творческого потенциала специалиста.(Ю.К.Бабанский, Б. З. Вульфов, В. В. Краевский, З.И.Равкин).

Теоретическая основа исследования сформировалась из общей теории деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ляудис, А. В. Петровский, С.Л.Рубинштейн), основных концепций формирования личности учителя (В.А.Кан-Калик, В.А.Сласгенин) и основ дидактики высшей школы (А.М.Матюшкин, С. И. Зиновьев, В.И.Загвязинский).

Поставленные цели и задачи обусловили выбор методов исследования, включающих методы теоретического анализа релевантной литературы по педагогике, психологии, социологии и философиианкетирование, фокусированное интервью, анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентовспециальное (технологическое) обучениеметоды статистической обработки данных.

Основной опьгтно-экспериментальной базой исследования служили факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, факультет педагогики и методики начального обучения Самарского государственного педагогического университета, начальная школа № ПО г. Самары. Исследованием охвачено 375 абитуриентов, 56 студентов-первокурсников, 150 учеников начальной школы.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1993;1997гг.) — поисковый. Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить ее современное состояние. Были определены объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы. Проведен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

Второй этап (1997;1998гг.) — опытно-экспериментальный. В ходе констатирующей и формирующей части эксперимента была подвергнута проверке общая гипотеза исследования, в результате чего выявлен реальный уровень профессиональной готовности студентов к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников, определена система подготовки к этой деятельности. Разрабатывалась программа специального курса для студентов педагогического факультета по формированию ценносгно-гуманистических ориентаций младших школьников. Изучался опыт педагогических вузов по исследованию возможностей учебно-воспитательного процесса по этой проблеме.

Третий этап (1998;1999гг.) — обобщающий. Систематизировались и обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы, проходила их апробация и внедрение, оформлялись теоретические положения.

Основные положения, выносимые на защиту:

— профессиональная подготовка педагога рассматривается в рамках теории деятельности (состояние и процесс), теории личности (отношения и установки), теории профессиональной подготовки учителей к практической деятельности (способности и направленность) и определяется как целостный процесс, характеризующийся целенаправленностью, систематичностью, последовательностью и организованностью. Процесс профессиональной подготовки педагога представляет собой систему, объединяющую теоретический, практический и личностный компоненты, системообразующим из которых является личностный компонент (формирование положительных установок и мотивов профессиональной деятельности, диагностика и усвоение профессионально важных черт характера, становление профессиональной направленности);

— профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников определяется как динамический процесс, включающий усвоение на теоретическом и практическом уровне историко-философских и социальных тенденций в становлении и развитии ценностных ориентацийпсихолого-педагогических знаний, отражающих специфику ценностно-ориентационной деятельности учителя в начальной школеумений и навыков прогнозирования, планирования, организации, контроля результатов формирования у детей младшего школьного возраста ценностно-гуманистических ориентаций. Основой этого процесса является закрепление устойчивого положительного отношения к гуманистическим ценностям, к осуществлению деятельности по формированию ценносгно-гуманисгических ориентаций младших школьниковактуализация гуманистической направленности в профессиональной деятельности, диагностика и становление ориентаций на гуманное общение и взаимодействие с людьми;

— ценностно-гуманисгические ориентации определяются как устойчивые отношения индивида к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, основанные на признании ценности человека как важнейшей цели общественного развития;

— специфика формирования ценносгно-гуманисгических ориентаций младших школьников отражает возрастные особенности детей семи — десяти лет и предусматривает: целостный подход к формированию когнитивной, эмотивной, поведенческой подсистем системы ценностных ориентацийформирование опыта общественного поведения в деятельностисоздание гуманной среды воспитанияиспользование метода примера как приоритетного в осуществлении ценностно-ориентационной деятельности;

— качество профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников зависит от совокупности психолого-педагогических условий, таких как комплексная диагностика ценностных ориентаций абитуриентов и студентов с целью выявления направленности учебно-воспитательной работы в вузеразработка личностно-ориентированной технологии, обеспечивающей высокий образовательный потенциалсоздание условий для самовоспитания и творчества личностигуманистическая направленность организации учебного процессаорганизация межличностных взаимоотношений студентов на основе гуманистических ориентироввысокий уровень профессиональной компетентности преподавателей вуза в осуществлении подготовки студента к ценностно-ориентационной деятельностиматериальное обеспечение учебного процесса.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в том, что в нем раскрыты теоретические основы проблемы профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьниковвыявлена и экспериментально подтверждена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективную профессиональную подготовку учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников (комплексная диагностика ценностных ориентаций абитуриентов и студентов, разработка личностно-ориентированной технологии, обеспечивающей высокий образовательный потенциал, гуманистическая направленность организации учебного процесса, создание условий для самовоспитания и творчества будущих педагогов). Разработана и апробирована личностно-ориентированная технология профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, разработанная личностно-ориентированная технология профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников, программа диагностики ценностных ориентаций студентов и абитуриентовпрограмма воспитательной работы в начальной школе по формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников на базе курса «Мировая художественная культура в начальной школе» педагогического вуза существенно повышают эффективность профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников. Материалы исследования могут непосредственно использоваться в массовой практике, что способствует совершенствованию системы подготовки педагогических кадров.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования, его задачам и логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализов.

Результаты исследования апробированы путем публикаций статей по теме исследованияобсуждения на ежегодных научных сессиях Московского педагогического государственного университета по итогам научно-исследовательской работы (1998г.), Международной научно-практической конференции ученых и практиков сфер культуры и образования «Педагогический процесс как культурная деятельность» (1997г.), Международной научно-практической конференции «Содержание и формы работы педагогических вузов по начальному образованию молодежи в современных условиях» (1996г.), Научно-методической конференции «Развитие и совершенствование учебного процесса для подготовки специалистов XXI века (1998г.), Всероссийской конференции соросовских аспирантов (1998г.), Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. Ф. Каптерева (1999г.).

Внедрение результатов исследования. Выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании, используются в практике работы факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета и факультета педагогики и методики начального обучения Самарского государственного педагогического университета. Автором диссертации создана программа спецкурса «Ценностно-ориентационная деятельность учителя в начальной школе», которая прошла апробацию и обнаружила достаточно высокую результативность.

Разработана и апробирована личностно-ориентированная технология профессиональной подготовки будущих учителей к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников.

Внедрена и апробирована программа воспитательной работы по формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников на базе курса «Мировая художественная культура в начальной школе». Программа используется в практике работы школы в течение шести лег.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

В результате диагностики ценностных ориентаций установлено, что структура системы ценностных ориентаций студентов педагогического вуза определяется социальной ситуацией и общественными ценностями.

Выявлено, что иерархия ценностей студентов не устойчива, нет взаимосвязи между когнитивной и поведенческой подсистемами системы ценностных ориентаций будущих учителей.

Показано различие между профессиональными и личностными ориентациями студентов.

Опровергнута гипотеза о существовании системы приоритетных ценностей студентов педагогического вуза.

Экспериментально подтверждено, что в ходе изучения курса «Ценносгно-ориентационная деятельность учителя в начальной школе» совершенствуется профессиональная подготовка учителя к формированию ценносгно-гуманисгических ориентаций младших школьников.

Выявлены условия совершенствования профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников (комплексная диагностика ценностных ориентаций абитуриентов и студентов, разработка личностно-ориентированной технологии, обеспечивающей высокий образовательный потенциал, гуманистическая направленность организации учебного процесса, создание условий для самовоспитания и творчества будущих педагогов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

XXI век выдвигает в качестве главной общественной фигуры фигуру учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в образовательных процессах, активно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности.

На передний план выступают новые требования к образовательному процессу: инновационное обучение, интегрированное с научно-исследовательской деятельностью, тесная связь исследований с потребностями общества, междисциплинарность образования, всемерная гуманизация образования.

Важнейшим направлением реформы образования в России является изменение системы гражданского воспитания в духе гуманистических идеалов и ценностей.

Подготовка педагога, который с высоким профессионализмом выполняет свои образовательные и воспитательные функции, осуществляет профессионально-личностное развитие и саморазвитие одно из важнейших условий реформирования образования.

Результаты диагностики абитуриентов и студентов педагогических вузов свидетельствуют о невнимании к развитию общечеловеческих ценностей в школьном и вузовском обучении.

В частности, доказано, что иерархия ценностей студентов педагогического вуза не устойчива, нет взаимосвязи между когнитивной и поведенческой подсистемой системы ценностных ориентацийне установлена взаимосвязь между личными и профессиональными ценностями студентовневозможно четко выделить приоритетные ценности в системе ценностных ориентаций будущих педагогов.

Анализ имеющихся учебно-методических материалов дает основание считать, что в них процесс профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций не рассматривается специально. В какой-то мере эти задачи решаются попутно на других направлениях профессиональной подготовки, но происходит это стихийно, без целенаправленности.

Краткая характеристика состояния изучаемой проблемы позволила установить, с одной стороны, ее психолого-педагогическую значимость, а с другой, — ее неразработанность в соответствии с запросами современного педагогического процесса.

Анализ психолого-педагогической и социально-философской литературы по проблеме исследования позволил установить сущность понятия «ценностно-гуманистические ориентации». Так, под ценносгно-гуманистическими ориентациями мы понимаем устойчивые отношения индивида к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, основанные на признании ценности человека как важнейшей цели общественного развития.

В работе определена специфика формирования ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников, которая отражает возрастные особенности детей семи — десяти лет и предусматривает: целостный подход к формированию когнитивной, эмотивной, поведенческой подсистем системы ценностных ориентацийформирование опыта общественного поведения в деятельностисоздание гуманной среды воспитанияиспользование метода примера как приоритетного в осуществлении ценностно-ориентационной деятельности.

Изучение вопросов, связанных с разработкой теоретических основ проблемы профессиональной подготовки учителя к формированию ценностногуманистических ориентаций младших школьников велось параллельно с изучением структуры общепедагогической подготовки учителя к профессиональной деятельности.

Универсальное определение профессиональной подготовки учителя дать затруднительно, ввиду сложности и многогранности самого явления. В нашем исследовании профессиональная подготовка педагога рассматривается в рамках теории деятельности (состояние и процесс), теории личности (отношения и установки), теории профессиональной подготовки учителей к практической деятельности (способности и направленность) и определяется как целостный процесс, характеризующийся целенаправленностью, систематичностью, последовательностью и организованностью. Процесс профессиональной подготовки педагога представляет собой систему, объединяющую теоретический, практический и личностный компоненты, системообразующим из которых является личностный компонент (формирование положительных установок и мотивов профессиональной деятельности, диагностика и усвоение профессионально важных черт характера, становление профессиональной направленности).

С этих позиций определилось понятие профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников, как динамического процесса, включающего усвоение историко-философских и социальных тенденций в становлении и развитии ценностных ориентацийпсихолого-педагогических знаний, отражающих специфику ценностноориентационной деятельности учителя в начальной школеумений и навыков прогнозирования, планирования, организации, контроля за результатами формирования у детей младшего школьного возраста ценносгно-гуманисгических ориентаций. Основой этого процесса является закрепление устойчивого положительного отношения учителя к гуманистическим ценностям, к осуществлению деятельности по формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьниковактуализация гуманистической направленности в профессиональной деятельности, диагностика и становление ориентаций на гуманное общение и взаимодействие с людьми.

Установлено, что эффективная профессиональная подготовка к формированию ценностно-гуманистических ориентаций возможна при соблюдении ряда условий, таких как комплексная диагностика ценностных ориентаций абитуриентов и студентов с целью выявления направлений учебно-воспитательной работы в вузеразработка личностно-ориентированной технологии, обеспечивающей высокий образовательный потенциалсоздание условий для самовоспитания и творчества личностигуманистическая направленность организации учебного процессаорганизация межличностных взаимоотношений студентов на основе гуманистических ориентироввысокий уровень профессиональной компетентности преподавателей вуза в осуществлении подготовки студента к ценностно-ориентационной деятельностиматериальное обеспечение учебного процесса.

В работе описаны этапы личностно-ориентированной технологии профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций, которые представляют собой совокупность последовательных действий по передаче информации о психолого-педагогической и социально философской сущности понятия «ценностно-гуманистическая ориентация» и специфике ценностно-ориентационной деятельности в начальной школе с опорой на возрастные особенности младших школьниковорганизации учебно-познавательной, творческой, практической работы студентов по овладению умениями и навыками ценностно-ориентационной деятельностистимулированию развития личности будущих педагоговрегулированию и контролю результатов действий студентов в ходе осуществления педагогического процесса.

В рамках технологии нами была разработана и внедрена новая форма аудиторных занятий, объединяющая в себе формирующие и мониторинговые функции. Использование ее в учебном процессе позволяет стимулировать развитие ценностных ориентаций каждого студента, не нарушая целостности личности каждого участника воспитательного процесса.

Данные экспериментального исследования позволили сделать вывод об эффективности разработанной нами программы профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманисгических ориентаций младших школьников. Установлено, что в результате занятий в рамках курса углубляются и осмысливаются теоретические знания по психолого-педагогическим дисциплинамформируется установка на саморазвитие и самовыражениеформируется мотивационно-ценностное отношение к ценностно-ориентационной деятельности, развиваются прикладные умения и навыки работы с детьмираскрываются возможности развития творческого потенциала педагогического трудареализуется по существу единственная возможность приобретения и осмысления в вузе педагогического опыта по формированию ценностно-гуманисгических ориентаций у младших школьников.

Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы подготовки учителя к формированию ценносгно-гуманисгических ориентаций младших школьников. В частности, в более детальном изучении нуждается проблема профессиональной подготовки учителя к формированию ценностно-гуманисгических ориентаций у младших школьников на разных этапах вузовского обучения, а также система ценностно-ориентационной работы со студентами на подготовительном, основном и послевузовском уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. М.: Просвещение, 1989. — 173с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. -448с.
  3. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя. М., 1987. — 206с.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск.: Университетское изд-е, 1990. — 559с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. Бодалева А. А. и др. М.: Педагогика, 1980.
  6. А. Психологическая тестирование /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  7. Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы. //Высшее образование в России. 1996, № 3. — С. 37−43.
  8. В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1992. — 16с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Аспектпресс, 1998. -373с.
  10. В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников. //Вопросы психологии. 1985, № 4. С. 38−46.
  11. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 223с.
  12. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: «Мысль». 1988. 253с.
  13. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: «Мысль», 1970.-181с.
  14. Антология педагогической мысли России VIII века. М.: Педагогика, 1985. — 479с.
  15. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: «Знание», 1978. — 64с.
  16. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: «Высшая школа», 1974. 382с.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: «Высшая школа», 1980. — 368с.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -104с.
  19. Э. Содержание и структура практической готовности студентов к воспитательной работе в школе. М.: Изд-во «Прометей», 1989. — 32с.
  20. А.Х. Гуманистическая направленность подготовки будущего учителя к воспитательной работе с младшими школьниками: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1992. — 16с.
  21. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80с.
  22. М. М. Лукьянова М.И. Личностно-ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. — 28 с.
  23. В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара.: Изд-во Самар. гос. пед. ин-та, 1992. — 104с.
  24. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 174с.
  25. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 1.-М.: Изд. НПО МОДЭК, 1996. 70с.
  26. Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель. 1990. — 346с.
  27. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностикаинтеллекта и личности. Киев: Вшца школа. 1978. — 140с.
  28. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А. В. Петровского: В 2-х т. Т1. — М., 1979. -304с.
  29. JI.A. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущего учителя к воспитательной работе: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1992. — 16с.
  30. О.С. Опыт исследования нравственного воспитания младших школьников // Советская педагогика. 1972. — № 10. — С. 511.
  31. О.С., Калинина О. Д., Рубцова М. Б. Этические беседы с подростками. М.:Просвещение, 1987. — 189с.
  32. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.:Просвещение, 1980. — 208с.
  33. А. С. Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: «Наука», 1983. — 286с.
  34. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199с.
  35. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271с.
  36. Р.Ж. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к организации детского коллектива: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1992. — 16с.
  37. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464с.
  38. Е.В. Гуманистическая программа личносгно-ориентированного образования. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 1117.
  39. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995.- № 4. — С. 29−36.
  40. Н.М. Система подготовки будущего учителя начальныхклассов к педагогическому творчеству: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 16с.
  41. Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М.: «Знание», 1985. — 64с.
  42. А.П. Аксибиографическая методика // Социологические исследования. -1991. № 7. — С. 80 — 84.
  43. А.П. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дис. док-ра.социол.наук. Минск, 1992. — 36с.
  44. В.А. Ценности и ценностные отношения. /Проблемы ценностей в философии. М., Д., 1966. — С. 38−46.
  45. В.П. Нравственное воспитание и начальная школа. М.: Редакция журн. «Русская мысль», 1900. — 242с.
  46. Введение в научное исследование по педагогике. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 237с.
  47. М. Избранные произведения, М.: Прогресс. 1990. — 804с.
  48. Л.В. Учебно-познавательные задания по педагогике в системе подготовки студентов к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1988. -16с.
  49. К.Н. Основные задачи нравственного воспитания. М., 1896.-47с.
  50. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991. — 204с.
  51. С.Г., Хазард Дж. Ценностные ориентации советских и американских учителей. // Педагогика, 1992. № 3−4. — С. 15−25.
  52. В. История древней философии. СПб., 1908. — 386с.
  53. Вопросы практической психодиагностики и психологическое консультирование в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 153с.
  54. Всеобщая декларация прав человека ООН. Деятельность организации объединенных наций в области прав человека. Нью -Йорк, 1974. — 264с.
  55. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика 1982−1984.
  56. О.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992. — 219с.
  57. П.Я. Формирование умственных действий и понятий. -М.: МГУ, 1965. 51с.
  58. Б. С. Штейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. //Педагогика, 1992. № 5−6. — С. 3−14.
  59. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. 260с.
  60. А.Б., Э. Дюрегейм. О ценностях и идеалах. // Социологические исследования, 199. № 2. С. 105−106.
  61. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во Моск. с.-х. акад. — 1993. — 163с.
  62. Л. Основные компоненты школьного анализа. /В сб.: Математические методы в современной буржуазной социологии. -М., 1966.-С. 13−25.
  63. Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982. — 312с.
  64. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423с.
  65. В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности. /В сб.: Психолого-педагогические проблемы. М.: Педагогика, 1980. — С. 16−32.
  66. В.В., Маркова А. К., Эльконин Д. Б. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. /В.сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.- М.: Педагогика, 1984. С. 34−40.
  67. А. Избранные педагогические сочинения М.: Уч. педгиз, 1956. — 374с.
  68. А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов. // Начальная школа, 1990. № 7., — с. 65.
  69. О.Г. Наука и ценности: Состояние проблемы и ее постановка. // Философские науки. 1973., — № 4. — С. 14 -18.
  70. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей. /В сб.: Проблемы ценности в философии. М.-Л., 1966. — С. 25 — 30.
  71. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. // Вопросы психологии, 1983. № 1. — С. 59−66.
  72. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 203с.
  73. Т.В. Формирование профессионально-нравственных отношений будущего учителя в процессе педагогической практики на младших курсах: Автореф.дис.канд.пед.наук. Иркутск, 1992. -16с.
  74. Э. Ценности и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. — с. 106−114.
  75. Т.Я. Педагогическое мировоззрение и условия его становления у студентов в педагогическом вузе. /В сб: Развитие педагогического мышления у будущих учителей начальных классов.- Н. Новгород, 1996. С. 24−32.
  76. П.М. Потребности челевека / Научн. ред. Г. В. Таратыкова -М., 1990. 364с.
  77. В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций. -Челябинск, 1990. 95с.
  78. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
  79. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.:1. Политиздат, 1986. 221с.
  80. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностной ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. — М., 1966. — С. 195−202.
  81. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. 1987. — № 4. — С. 13 — 20.
  82. Д.А. Философско- методологические основания педагогической деятельности, реализующей личностно-ориентированное содержание образования. //Вопросы методологии.- 1992.- № 3−4. С. 16−23.
  83. Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988. 221с.
  84. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Белгород, 1993. — 217с.
  85. Как построить свое «Я». / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.- 131с.
  86. З.И. Педагогика гуманизма. М., 1990. — 79с.
  87. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190с.
  88. В.А. Воспитай гражданина. М.: Моск. рабочий, 1987.- 142с.
  89. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Б. Н., 1993. — 8с
  90. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности: Автореф. дис. док-ра.пед.наук. Л., 1991. — 36с.
  91. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: «Знание», 1986. — 78с.
  92. B.C. Некоторые проблемы эмпирического исследования социальных установок // Вестник МГУ. Сер.
  93. Философия. 1967, № 4. — С. 19−22.
  94. Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании». /Отв. ред. проф. В. Н. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998. — 558с.
  95. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -254с.
  96. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. М.: НИИ семьи, 1988. — 215с.
  97. Т.Е. Нравственное воспитание школьников в коллективе. Д. Педагогика, 1970. — 103с.
  98. Концепция воспитания учащейся молодежи. Бодалев А. А., Малькова З. А. // Педагогика, 1992. № 3−4. — С. 16−24.
  99. Конфуций и его школа. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 176с.
  100. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Книга для учителя. Самара.: Самар. ун-т. 1994. — 103с.
  101. ЮО.Краевский В. В. Методология педагогического исследования. -Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  102. Ю1.Кривицкий К. Школьникам об эстетике. М.: Просвещение, 1979. -152с.
  103. .С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. /В сб.: Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. — С. 34−42.
  104. Н.К. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. -429с.
  105. JI.B. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.: Просвещение, 1988. — 222с.
  106. Н.В. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 90с.
  107. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии, 1984. -№ 1.- С. 20−27.
  108. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. JL: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1985. — 32с.
  109. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайан Е. Робинсон, Петси Скин. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношение с окружающими. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. 236с.
  110. Ш. Леванова Е. А. Формирование практической готовности учителя к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Автореф. дис. док-ра.пед.наук. М., 1994. — 31с.
  111. Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 384с.
  112. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат. 1975. 303с.
  113. А.Н. К теории развития личности ребенка /В сб.: Проблемы развития психики. М., 1972. С.28−36.
  114. Д.А. Метод исследования смысловых связей в структуре образа мира: Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Ч. 1. — Даугавпилс, 1985. — 152с.
  115. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Психодиагностическая серия. Вып.5 — М.: Мысль, 1992. — С. 3−15.
  116. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: «Педагогика», 1981. — 185с.
  117. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: «Знание», 1980.-96с.
  118. В.Т. Советское студенчество. М.: «Высшая школа», 1990. 302с.
  119. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. — 183с.
  120. Ш. Лордкипанидзе Д. О., Ян Амос Коменский. М.: Педагогика, 1970. -439с.
  121. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — 634с.
  122. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224с.
  123. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т 1. М.: Педагогика, 1977. — 397с.
  124. В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: Автореф дис. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 18с.
  125. Пб.^Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: «Ваклер», 1997. -430с.
  126. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.:Педагогика, 1972. 208с.
  127. Р., М.Фиске, П.Кендалл. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи, 1991.
  128. П.Н. Интеллигенция и историческая традиция // Вопросы философии. -1991. № 1. — С. 16−20.
  129. Мировоззренческая культура личности. Киев.: Наука, 1986. — 292с.
  130. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: «Дело», 1994. — 216с.132., Мшценко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. -М., 1993. 54с.133'.Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 111с.
  131. А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М.:1. Просвещение, 1986. 160с.
  132. Р.С. Психология. ВЗ кн. Кн 1. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576с.
  133. Р.С. Психология. ВЗ кн. Кн 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496с.
  134. Р.С. Психология. ВЗ кн. Кн 3. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-512с.
  135. A.M. Как работать над диссертацией. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996. — 122с.
  136. Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978. — 142с.
  137. Новые идеи в философии. Сб.7. Теория познания СПб., 1913. — С. 1 -13.
  138. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. — 103с.
  139. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432с.
  140. Педагогика и психология высшей школы. Р. н/Д.: «Феникс», 1998. -544с.
  141. Педагогика. /Ред.Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  142. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мшценко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512с.
  143. Педагогический поиск. / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. — 472с.
  144. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М: Политиздат, 1982. — 255с.
  145. А.В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки. /В кн.: Новое педагогическое мышление. -М., 1989. С. 52−59.
  146. О.П. Дифференцированная игра как средство подготовки студентов к иновационной деятельности: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Астрахань, 1996. — 20с.
  147. Проблема ценности в философии. М.-Л., «Наука», 1966. — 261с.
  148. Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителей. Тула.: Тул. ГПИ, 1992. — 214с.
  149. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. /Ред. Равкина З. И. -Йошкар-Ола, 1972. 292с.
  150. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сласгенина. -М., 1993. 77с.
  151. Профессиональная подготовка педагога. М., 1993. — 95с.
  152. Психическое развитие младших школьников. /Ред. Давыдова В. В. -М.: Педагогика, 1990. 168с.
  153. Психология воспитания. Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / Под. ред. В. А. Петровского. М.: «Аспект-пресс», 1995. — 151с.
  154. К. Клиентоцентрированная терапия. М.: «Ваклер», 1997. — 450с.
  155. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. «Прогресс», 1994. — 479с.
  156. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400с.
  157. М.Г. Основные направления психолого-педагогическойподготовки учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников / В сб.: Проблемы педагогического образования. Вып. 2. Под. ред. В. А. Сластенина. -М. 1997. С. 21−22
  158. М.Г. Проблемы формирования ценностных ориентаций в образовании. / В сб.: Проблемы педагогического образования. Вып.З. М.: МПГУ, 1998. — С. 21−22.
  159. М.Г. Проблемы ценностного самоопределения студентов педагогического вуза. / В сб.: Проблемы педагогического образования. Вып 4. М.: МПГУ, 1999. — С. 25−26.
  160. P.M. Становление гуманистического мировоззрения личности. М., 1994. — 114с.
  161. В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979. -183с.
  162. М.А. Проблема ценностей и развитие науки /В сб.:
  163. Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. Новосибирск, 1987. — С. 23−28.
  164. В. А. Целенаправленное формирование духовных интересов студенчества важный фактор повышения качества подготовки специалистов: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Куйбышев, 1984. — 17с.
  165. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. — 322с.
  166. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. — 354с.17 5. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.АЛдова. JI.: Наука, 1979. — 264с.
  167. JI.E. Формирование гуманитарного целеполагания личности студента в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Красноярск, 1994. 16с.
  168. В.В. Личностно-ориентированное образование.// Педагогика. 1994.- № 5. — С. 16−21.
  169. Е.Г. Критерии эффективности психолого-педагогической подготовки учителей./ В сб.: Профессиональная подготовка учителя начальных классов. Ставрополь, 1986. — С. 28−36.
  170. P.M. Комсомольский педагогический отряд как фактор подготовки студентов к идейно-нравственному воспитанию учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1984. — 20с.
  171. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96с.
  172. Ш. Скрипин А. Г. Подготовка студентов педагогических вузов к использованию различных видов искусства в воспитании учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1985. — 16с.
  173. В. А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя /В сб.: Психология труда иличности учителя. JL, 1976. — С. 23−36.
  174. В. А. Профессиональное самосознание учителя. //Магистр, 1995. № 3. — С.2−7.
  175. В.А. Учитель и время. // Советская педагогика, 1990. -N9. С.3−16.
  176. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  177. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования социально-активной личности учителя. М., 1987. — 148с.
  178. Н. Социология. М.: «Феникс», 1994. — 678с.
  179. А.С. Личностно- ориентированный подход в системе образования. // Наука и школа, 1998. № 1. — С. 7−12.
  180. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 270с.
  181. Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 199с.
  182. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ. Москва-Амстердам. М.: Центр социол. РАО, 1994. — 151с.
  183. Современная западная социология: М., 1990. — 201с.
  184. А.Д. Ориентация школьников на духовно-значимые ценности: Автореф. дис. док-pa. пед. наук. М., 1994. — 46 с.
  185. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1998 г. -М., 1999.- 192с.
  186. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. -М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1997. 174с.
  187. Становление гуманистического мировоззрения личности. /Под ред. Р. М. Роговой. М., 1994. — 223с.
  188. Т.А. Диагностика и прогнозирование нравственного развития подростков в системе воспитательной деятельности классного руководителя: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1982. 18с.
  189. И.А. Ценностные ориентации как предмет социального исследования. Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи, 1996 г. — 132с.
  190. Е.А. Подготовка студентов педвузов к работе по нравственному воспитанию младших школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 16с.
  191. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. — 272с.
  192. В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984.
  193. Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 30. М. -Л.: Гос. изд. худож. лит., 1951. — 605с.
  194. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 124с.
  195. Д.Н. Экспериментальные основы психологических установок. // Психологические исследования. М., 1966. С. 158 -165.
  196. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974.
  197. К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. — М., 1990. — с 390 391.
  198. К.Д. Человек как предмет воспитания / Собрание сочинений: В 11 т. Т.8. — М., 1950. — 495с.
  199. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 127с.
  200. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Пенов. М.:
  201. Советская энциклопедия, 1983. 839с.
  202. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366с.
  203. Фридман J1.M. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. — 206с.
  204. Фридман J1.M. Какая школа нам нужна? Кемерово.: Изд-во Кемер. обл. ИУУ, 1993. — 48с.
  205. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987. — 223с.
  206. В.Г. Культура и мировоззрение учителя. // Педагогика, 1992. № 3,4. — С. 58−63
  207. И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. — 558с.216.'ФроммЭ. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336с.
  208. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. -606с.
  209. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности. // Магистр, 1995. № 2. — С. 10−15.
  210. С.Т. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. Кузина и др.: В 2-х т. Т 2. — М.: Педагогика, 1980. — 414с.
  211. В.Б. От общечеловеческих ценностей с позиций системно-эволюционного подхода. // Психологический журнал, 1993. № 6. -С. 14−17.
  212. М. И. Эверт Н.А. Диагностика мастерства учителя -воспитателя. / В сб.: Психолого- педагогический анализ перестройки деятельности учителя и учащихся. Тезисы краевой конференции. -Красноярск, 1990. С.23−34.
  213. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М.- Ставрополь, 1991. — 179с.
  214. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д: АО «Цв. печать», 1995. — 310с.
  215. Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям. // Педагогика, 1994. № 5. — С.13−18.
  216. С.А. Игры учащихся феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. — 238с.
  217. М.В. Динамика ценностных ориентаций студенчества в условиях преобразований российского общества / Автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 1997. — 22с.
  218. А.И. О методологии и методике психологии труда и личности учителя /В сб.: Психология труда и личности учителя. Л., 1976. — С. 32−38.
  219. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266с.
  220. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии, 1981. № 5. — С. 13−22.
  221. Г. И. Вопросы методики воспитательной работы в школе. -Л., 1964. 180с.
  222. Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, — 111с.
  223. Н.Е. Диагностика воспитанности. М.: Изд-во МПГУ, 1994. — 19с.
  224. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 96с.
  225. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554с.
  226. Д.Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. -М.: Педагогика, 1989. 180с.
  227. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. /В сб.: Методологические проблемы социальнойпсихологии. М.: Наука, 1975. — С. 27 — 44.
  228. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. — 328с.
  229. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. // Библиотека журнала «Директор школы» Спецвыпуск 2. — М., 1996. — С. 16−23.
  230. П.М. Изучение эстетических запросов учащейся молодежи в сфере искусства. /В сб.: Методы социально-психологических исследований. М., 1975. — С. 24−33.
  231. Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. -М.: Просвещение, 1985. 208с.
  232. С. Структура системы ценностей / АН СССР М: ИНИОН, 1990. — 20с.
  233. Е.А. Воспитание историей. М.: «Знание», 1989. — 78с.
  234. М.Г. Эмоциональные аспекты воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 155с.
  235. Rokeach М. The nature of human values. N.V., 1973. — 130c.
  236. Rojers C.R. Freedom to learn for the 80*s. N.Y. Taronto Sydney, 1983. — 220c.
  237. Thurstone L.L. and L.J. Chave. The Measurement of Attitudee. Chicago: University of Chicago Press, 1989. 200c.
Заполнить форму текущей работой