Формирование информационно-образовательных потребностей студентов вуза
В ходе второго этапа (2002 — 2004 г. г.) разрабатывалась модель формирования образовательных потребностей студентов, проводилась работа по выявлению и уточнению комплекса педагогических условий их формирования и целенаправленному внедрению их в образовательную практику вузаосуществлялась разработка программно-методического обеспечения и его применение с целью реализации комплекса педагогических… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Формирование информационно-образовательных потребностей студентов вуза как педагогическая проблема
- 1. 1. Социально-культурные предпосылки формирования информационно-образовательных потребностей в педагогическом процессе вуза
- 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования информационно-образовательных потребностей студентов
- 1. 3. Социально-педагогические аспекты инфопотребности в учебно-познавательной деятельности студентов
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Педагогические условия формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза
- II. 1 .Проектирование информационно-образовательных потребностей студентов в педагогическом процессе вуза
- II. 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования информационно-образовательных потребностей студентов
- II. 1 .Проектирование информационно-образовательных потребностей студентов в педагогическом процессе вуза
Формирование информационно-образовательных потребностей студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Центральная задача, стоящая сегодня перед системой высшего образования — повышение его качества. Под качеством образования традиционно понимают уровень подготовки выпускников, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в новых условиях, умеющих использовать полученные знания на практике, способных к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. В современных условиях повышение качества образования специалистов приобретает характер национальной проблемы, включающей целый ряд аспектов. В данном случае мы остановимся на одном аспекте этой проблемы — рассмотрении вопроса формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза, который, тем не менее, очень важен, так как его решение позволяет прогнозировать успешную работу личности по самообразованию и саморазвитию в условиях постоянно растущей и обновляющейся информации во всех сферах жизни общества.
Образовательная деятельность вуза, как и всякая деятельность, имеет соответствующую структуру: мотивы, цели, средства и конечный результат. В вузе образовательная деятельность специально организована с целью создания необходимых условий, позволяющих полнее раскрыться личности студента, стимулирующих его интеллектуальную активность и, что особенно важно — развивающих познавательные потребности студентов. Развитие познавательных потребностей личности в учебном процессе рассматривается учеными как важнейший результат обучения, являющийся основой для возникновения новых учебно-познавательных мотивов (А.К.Маркова, С. Л. Рубинштейн, Г. Н.Щукина). Эту мысль мы развиваем в исследовании на основе приоритетов личностного подхода, констатируя необходимость содействия формированию информационно-образовательных потребностей студентов в процессе их обучения в вузе.
Интенсивное внедрение понятия информации и его производных в педагогическую теорию и практику привело ко все большей кооперации сфер информатизации и образования. В связи с этим образовательный процесс правомерно рассматривать как процесс включения человека в сферу информационной деятельности. Это позволяет рассматривать информационно-образовательные потребности в качестве особой группы потребностей, подлежащих формированию. В данном случае подчеркивается, что предметом, на который направлена образовательная потребность, выступает информация.
Изучение научно-педагогических источников показало, что сложился определенный научно-теоретический базис для исследования проблемы развития информационно-образовательных потребностей студентов в вузе.
В первую очередь необходимо отметить положения теории педагогического проектирования, в том числе — в системе высшего образования, обоснованные в трудах А. П. Аношкина, В. С. Безруковой, С. М. Марковой, Ю. Н. Петрова, Г. С. Сухобской, А. А. Червовой и др. Это положения о сущности и звеньях педагогического проектирования, его дидактических основах, личностно-развивающей направленности, позволяющие создавать (проектировать) педагогические условия, направленные на формирование информационно-образовательных потребностей студентов.
Существенное значение имеют труды в области изучения информационных процессов в их философском, технологическом и гуманитарном аспектах (Р.Ф.Абдеев, Н. И. Жуков, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул и др.), позволяющие определить содержательные основы работы со студентами в направлении формирования образовательных потребностей на основе работы с образовательной информацией.
В отечественной и зарубежной психологии раскрыты базовые механизмы становления мотивационно-потребностной сферы человека и влияния на нее организованного обучения (М.И.Дьяченко, В. П. Зинченко, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, D. Dery, T.J. Mosk и др.), что позволяет изучать конкретные потребности и возможности их формирования в образовательных процессах.
Анализ научных источников показал, что проблема формирования информационно-образовательных потребностей студентов в условиях вуза остается открытой для научно-педагогического исследования. Теоретический анализ научной литературы, наряду с изучением состояния практики работы вуза в этом направлении позволили выявить противоречие между практической значимостью информационно-образовательных потребностей студентов для их дальнейшего саморазвития и самообразования и недостаточной научно-педагогической разработанностью теории и практики их формирования в вузе.
Необходимость разрешения указанного противоречия обусловила актуальность настоящего исследования и позволила сформулировать его проблему: каковы педагогические условия формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза?
Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования информационно-образовательных потребностей студентов в вузе.
Объект исследования: педагогический процесс в вузе, обеспечивающий формирование информационно-образовательных потребностей студентов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективное формирование информационно-образовательных потребностей студентов вуза возможно, если выполнены следующие педагогические условия:
— выявлена сущность формирования информационно-образовательных потребностей студентов в вузе;
— создана модель формирования информационно-образовательных потребностей студентовразработано и реализовано программно-методическое обеспечение формирования информационно-образовательных потребностей студентов в педагогическом процессе вуза.
Задачи исследования:
— выявить психолого-педагогические предпосылки и степень разработанности проблемы формирования информационно-образовательных потребностей студентов;
— уточнить сущность понятия «информационно-образовательные потребности» и их структуру;
— разработать модель формирования информационно-образовательных потребностей студентов вузавыявить и научно обосновать комплекс педагогических условий эффективного формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза;
— разработать программно-методическое обеспечение реализации педагогических условий формирования информационно-образовательных потребностей студентов в вузеопытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанных педагогических условий формирования информационно-образовательных потребностей студентов.
Методологические основы исследования составили положения системного подхода к изучению педагогических явленийфундаментальные положения теории познания и положения философии о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийметодологические положения личностного, деятельностного, культурологического и аксиологического подходов в педагогике и образовании.
Теоретические основы исследования составили: общие положения теории личности (А.Г.Асмолов, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) — положения психологии и педагогики высшей школы (С.И.Архангельский, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С.Д.Смирнов) — труды в области теории информации и информатизации образования (В.Г.Абдеев, В. Г. Афанасьев, В. В. Васильев, В. М. Вергасов, Г. А. Кручинина, А. Д. Урсул и др.) — концепции личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская,.
М.А.Викулина, В. А. Сластенин, В. В. Сериков, И.С.Якиманская) — концепция развития и саморазвития студентов в условиях вуза (К.Я.Вазина, Е. А. Климов, С. М. Маркова, Ю. Н. Петров, А. А. Червова и др.) — положения теории индивидуализации и дифференциации обучения (А.А.Кирсанов, Е. С. Рабунский и др.) — положения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин), положения концепции оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский) — положения о реализации функции смыслообразования в педагогическом процессе (А.Г.Асмолов, Е. Н. Дмитриева, А. Н. Леонтьев и др.).
Методы исследования: в процессе исследования был использован комплекс методов: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование) — эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа анализ продуктов учебно-познавательной деятельности студентов, констатирующий и формирующий эксперименты) — оценочно-диагностические методы, количественный и качественный анализ опытно-экспериментального материала.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2005 г. г. Первый этап (2000;2001г.г.) был посвящен анализу состояния информационно-образовательных потребностей студентов и практики работы вуза по их формированию, изучению и анализу научных источников по проблеме исследования. Это позволило наметить исходные позиции исследования, определить его цель, сформулировать рабочую гипотезу, определить основные задачи исследования и наметить пути их решения.
В ходе второго этапа (2002 — 2004 г. г.) разрабатывалась модель формирования образовательных потребностей студентов, проводилась работа по выявлению и уточнению комплекса педагогических условий их формирования и целенаправленному внедрению их в образовательную практику вузаосуществлялась разработка программно-методического обеспечения и его применение с целью реализации комплекса педагогических условийанализировался ход и результаты формирующего экспериментаосуществлялось внедрение материалов исследования в образовательный процесс Нижегородского государственного лингвистического университета и Арзамасского филиала Нижегородского государственного технического университета.
На третьем этапе (2004;2005г.г.) происходил анализ итогов исследованияосуществлялась окончательная обработка его материалов и оформление итоговых выводовапробация результатов исследованияоформление рукописи диссертации.
Опытно-экспериментальная база исследования: филиал Нижегородского государственного технического университета (г.Арзамас), Нижегородский государственный лингвистический университет (г.Нижний Новгород).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— выявлен и проверен опытно-экспериментальным путем комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию информационно-образовательных потребностей студентов в вузе;
— выявлена сущность и структура информационно-образовательных потребностей студентов как субъективного условия для повышения качества обучения в высшей школе;
— на основе совокупности педагогических подходов разработана модель формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза;
— разработано и научно обосновано программно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе с целью формирования информационно-образовательных потребностей студентовопределены критерии, уровни и показатели формирования информационно-образовательных потребностей студентов;
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнении понятия «информационно-образовательные потребности» студентовразвитии положений личностного подхода посредством выявлении закономерной связи между качеством обучения и состоянием информационно-образовательных потребностей студентовтеоретической и практической разработке задачи проектирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в практику вуза: научно обоснованной системы обучения умениям работать с образовательной информацией как базы для формирования информационно-образовательных потребностейсовокупности проблемно-поисковых и стимулирующих методов, активизирующих информационно-образовательные потребности студентовсовокупности оценочно-диагностических методов выявления образовательных потребностей студентов.
Апробация и внедрение материалов исследования происходило в процессе обсуждения на заседаниях кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета (г.
Нижний Новгород) — в виде выступлений на научных конференциях в течение 2003;2005г.г. (г.г. Пенза, Нижний Новгород) — опубликования научных статей в межвузовских сборниках научных трудов. Внедрение программно-методических материалов, разработанных в процессе исследования осуществлено в Нижегородском государственном техническом университете и Нижегородском государственном лингвистическом университете.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается благодаря выбору методологических позиций, опоре на достижения педагогики и психологии, адекватности методики исследования его предмету и поставленных задачам, сочетанием количественного и качественного результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обоснование сущности формирования информационно-образовательных потребностей студентов в вузе, которое рассматривается в диссертации как процесс и результат целенаправленного влияния на личность студентов посредством специально разработанной педагогической системы, включающей следующие элементы: дидактический комплекс по обучению студентов работать с информациейсовокупность проблемно-поисковых, эвристических методов, активизирующих мыслительную деятельность и познавательную самостоятельность студентов в процессе обучениярегламентированные и самостоятельные формы учебно-познавательной деятельности, способствующие актуализации и осуществлению информационно-образовательных потребностей.
2. Модель формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза, включающая подсистемы: целеполагания, содержательную, функциональную, организационную, оценочнуюреализующая социально-педагогическую основу педагогического процесса в вузе, его цель и задачи, формы и методысодержание работы со студентамикритерии сформированности указанных потребностей и их уровнипредставление о результативности данного процесса.
3. Программно-методическое обеспечение процесса формирования информационно-образовательных потребностей, разработанное в соответствии с принципами: самостоятельности, проблемности, информационной достаточности, осознанной перспективы, диагностического подхода.
Структура диссертации включает две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список, приложения.
ВЫВОДЫ по второй главе.
В результате проведенного исследования мы констатируем, что формированию информационно-образовательных потребностей студентов способствует работа по актуализации информационных потребностей, формированию у студентов совокупности знаний, умений и навыков в области работы с информацией, снимающих трудности в данной сферецеленаправленная работа по развитию личности студентов в направлении приобретения умений самообразования и самовоспитания, а такжеформирование личностной уверенности в собственных силах.
Включение многообразных методов, способствующих активизации мыслительной деятельности, а также — вариантов форм организации работы позволило обеспечить вариативную систему обучения студентов с целью содействия развитию познавательных способностей. Особое значение для выявления недостаточности имеющегося информационного запаса имели эвристические и проблемные методы обучения, проблемные ситуации, а также — новые технические возможности в работе с учебно-научной информацией.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что возникновение информационно-образовательных потребностей побуждается не только новыми требованиями, но, в значительное мере, и новыми возможностями, предоставленными образовательным процессом.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного срезов (таблица 3) показал достоверную положительную динамику формирования образовательных потребностей студентов в специально созданных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1 .В процессе исследования выявлены предпосылки формирования информационно-образовательных потребностей студентов как совокупность социально-культурных, методологических и педагогических составляющих, определяющих возможность решения данной задачи в вузе. Установлено, что в педагогической теории условия формирования образовательных потребностей изучены недостаточно, в традиционной образовательной практике вуза задача формирования образовательных потребностей специально не ставится, анализ образовательных потребностей осуществляется эпизодически и фрагментарно (например, опросы об удовлетворенности студентов количеством учебников и т. п.), что позволяет считать данное направление открытым для научно-педагогического исследования.
2. Уточнена сущность понятия «информационно-образовательные потребности» студентов в педагогическом контексте как многозначного, характеризующего процессы развития и саморазвития студентов в педагогическом процессе вуза, многофункционального явления. Названные потребности рассматриваются в исследовании как механизм, способствующий осуществлению непрерывного саморазвития студентов, реализации развивающего потенциала вузовского образованиякак состояние личности, вызванное стремление к саморазвитию, неудовлетворенностью состоянием собственной личности с точки зрения определения «образованная личность" — как феномен жизнедеятельности субъекта. Структура образовательных потребностей включает когнитивный, рефлексивный и динамический компоненты.
3. В исследовании разработана модель формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза, включающая подсистемы: целеполагания, содержательную, функциональную, организационную, оценочную. В рамках данных подсистем реализуются следующие компоненты: социальный заказ общества на образованную личность как социально-педагогическая основа педагогического процесса в вузеего цель и задачи, формы и методыкомплекс педагогических условийкритерии сформированности информационно-образовательных потребностей и их уровнипредставление о высоком уровне образовательных потребностей как результате осуществления модели.
4. Выявлен и научно обоснован комплекс дидактических условий эффективного формирования образовательных потребностей студентов вуза, включающий в себя: актуализацию информационной потребности студентов в процессе обученияактивизацию познавательной деятельности студентов с помощью эвристических методов обученияформирование установки на самообразование и саморазвитие путем стимулирования рефлексивной позиции студентов.
5. Разработано программно-методическое обеспечение формирования образовательных потребностей студентов в виде педагогической системы, компоненты которой соответствуют компонентам модели и включают в себя: конкретную цель (формирование образовательных потребностей), принципы, содержание, методы, формы, позволяющие достичь этой цели.
6. Опытно-экспериментальным путем доказана возможность формирования в специально разработанных педагогических условиях образовательных потребностей, способствующих повышению качества образования и обеспечивающих его развивающий эффект, актуализирующих механизмы саморазвития студентов. Определены критерии и выявлены три уровня сформированности информационно-образовательных потребностей студентов: высокий, средний и низкий.
Список литературы
- Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации/ Р. Ф. Абдеев.-М.: Наука.- 1994.- 336с.
- Абдуллина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки/ О. А. Абдуллина //Высшее образование в России.- 1993.-№ 3.
- Айламазян, А.К. Информация и информационные системы/ А. К. Айламазян.- М., 1982.- 160с.
- Айламазян, А.К. Образование и телекоммуникации/ А.К.Айламазян// Педагогическая информатика.- 1993.- № 1.- С.5−12.
- Айнштейн, В.Г. Анализ с помощью моделирования/ В.Г.Айнштейн// Вестник высшей школы.- 1975.- № 10.- С.7−21.
- Акатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Акатова.-М., 1994.- 124с.
- Алейникова, А.Г. О креативной педагогике/ А.Г.Алейникова// Вестник высшей школы.- 1989.- № 12.- С.29−34.
- Аналитический обзор по проблеме «Образование и информатика» (понятие, состояние, перспективы)/ Макушин Э. А., Колин К. К., Петров
- A.В., Христочевский С. А., Федосеев А. А., Богданов Д. А., Галичин
- B. А.// Второй междунар. конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: Материалы.- М., 1997. КН.1, т.1, c. xv -1- xv-36.
- Ананьев, Ю.В. Культура как интегратор социума/ Ю. В. Ананьев.-Н.Новгород: ННГУ, 1996.- 98с.
- Ю.Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческогосаморазвития/ В. И. Андреев.- Казань, 2000.-608с. П. Анисимов, С. Ф. Формирование духовного мира человека и НТР/
- C.Ф.Анисимов.- М.: МГУ, 1977.- 221с.
- Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление/ С. Ф. Анисимов.- М.: Мысль, 1981.- 253с.
- И.Анисимов, О. С. Развивающие игры и игротехника/ О. С. Анисимов.-Новгород: Б.И., 1989.- 178с.
- Н.Аношкин, А. П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения/А.П.Аношкин.- Омск: ОмГПУ, 1998.- 143с.
- Анохин, П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга/ П.К.Анохин//Вопросы психологии.- 1966.- № 3.- С. 12−19.
- Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования/ С.Г.Антонова// Высшее образование в России.- 1994.-№ 1.- С.82−89.
- Анциферова, Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности/Л.И.Анциферова.-М.: Наука, 1982.- 140с.
- Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе/ С. И. Архангельский.- М., 1974.- 111с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы/ С. И. Архангельский.- М.: Высшая школа, 1980.-367с.
- Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров/А.Г.Асмолов.- М., 1996.
- Асмолов, А.Г. Кризис современной педагогики/ А.Г.Асмолов// Вузовская педагогика в информационном обществе: М-лы семинара 28−31 января 1998.-Голицыне, 1998.-217с.
- Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом/ В. Г. Афанасьев.- М., 1975.
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения/ Ю. К. Бабанский.- М.: Знание, 1987.- 80с.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды/ Ю. К. Бабанский /Сост. М. Ю. Бабанский.- М.: Педагогика, 1989.- 558с.
- Бадмаев, Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить/ Б. Ц. Бадмаев.- М.: Учебная лит-ра, 1997.- 256с.
- Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр./ По ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой.- М., 1989.
- Безрукова, B.C. Педагогика. Проектная педагогика: Учеб. пособие/ В. С. Безрукова.- Екатеринбург: «Деловая книга», 1996.- 344с.
- Беляева, А.П. Интегративно-модульная система профессионального образования/ А. П. Беляева.- СПб: Ин-т профтехобраз. РАО, 1997.- 223с.
- Берг, А.И. Непрерывность технического прогресса/ А.И.Беляева// Новый мир.- 1975.- № 1.
- Березкин, Б.С., Дракин, В.И., Лепский, В. Е. Проблемы психологического обеспечения автоматизированных систем управления/ Б. С. Березкин и др. //Психологический журнал.- 1984.- № 4. С.74−85.
- ЗЬБерулава, М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы/ М.Н.Берулава// Педагогика.- 1996.- № 4.- С.23−28.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем/ В. П. Беспалько.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.
- Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования/ В.П.Беспалько// Педагогика, — 2000.- № 5.- С. 13−20.
- Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность/ В. С. Библер.-М., 1990.
- Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода/И.В.Блауберг и др.- М.: Наука, 1993.- 270с.
- Блюменау, Д.И. Проблемы свертывания научной информации/ Д. И. Блюменау.- Л.: ЛГУ, 1982.-97с.
- Богданова, Д., Федосеева, А., Христочевский, С. Телекоммуникации для образования/ Д. Богданова и др.// Информатика и образование.-1993.-№ 2.- С.27−29.
- Боголюбов, В. И. Педагогическая технология/ В. И. Боголюбов.-Пятигорск, 1997.- 146с.
- Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования/ Е.В.Бондаревская// Педагогика.- 1997.-№ 4.
- Бордовский, Г. А., Извозчиков Б. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики/ Г. А. Бордовский и др. //Дидактические основы компьютерного обучения.- Л.: ЛГПИ, 1989.- С.36−40.
- Бордовский, Г. А., Извозчиков, В.А. Эдукология как наука об образовании/ Г. А. Бордовский и др.// Вестник высшей школы.- 1991.-№ 3.
- Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании и развитии личности/ Е. М. Борисова.- Л.: ЛГУ, 1957.-123с.
- Буева, Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия/ Л.П.Буева// Вопросы философии.- 1997.- № 2.
- Буева, Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме/ Л.П.Буева// Вестник высшей школы.- 1997.- № 4.
- Бурый-Шмарян, О.Е., Шибаев, Е. С. Планирование и учет работы органов НТИ по справочно-информационному обеспечению специалистов/ О.Е.Бурый-Шмарян и др.- М.: ИПКИР, 1979.- 67с.
- Валицкая, А.П. Современная стратегия образования (варианты выбора)/ А.П.Валицкая// Педагогика.- 1997.- № 2.- С.3−5.
- Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы образования/ А. П. Валицкая //Педагогика.- 1997.- № 3.- с. 15−19.
- Васильев, В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой/ В. В. Васильев.- Воронеж: Изд. ВГУ, 1990.- 140с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А. А. Вербицкий.- М.: Высшая школа, 1991.- 207с.
- Вергасов, В.А. Проблемное обучение на лекциях по математике/ В.А.Вергасов// Вестник высшей школы.- 1976.- № 6.- С. 14−16.
- Вергасов, В.А. Критерии оценки качества лекции по экономической и научно-технической тематике/ В. А. Вергасов.- Киев: «Знание» УССР, 1981.- 20с.
- Вергасов, В.А. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе/В.А.Вергасов.- Киев: Вища. школа, 1985, — 215с.
- Вершловский, С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис. д-ра пед. наук/С.Г.Вершловский.- М., 1985.- 41с.
- Веселовский, В.Н. Философские основы информационной парадигмы/ В. Н. Веселовский.- Арзамас: АГПИ, 1999.- 35с.
- Вильвовская, А.В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно-ориентированном подходе к образованию: Дис.канд. пед. наук/А.В.Вильвовская.- М., 1996.
- Викулина, М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории)/ А. А. Викулина.- Н. Новгород: НГЦ, 2000.- 136с.
- Волкова, В.Н., Денисов, А.А. Основы теории систем и системного анализа/ В. Н. Волкова и др.- СПб: СПбГУ, 1997.- 510с.
- Воробьев, Г. Г. Твоя информационная культура/ Г. Г. Воробьев.- М.: Прогресс, 1987.- 132с.
- Вузовская педагогика в информационном обществе: М-лы симпозиума 28−31 января 1998 г., Голицыно.- М., РГГУ, 1998.- 138с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский.-М.:Педагогика, 1991, — 480с.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы/ О.С.Газман// Новые ценности образования /Р.М.Вейсс, О. С. Газман, Н. Б. Крылова.- М.: Рос. гуманит. науч. фонд, 1995.- С. 17−21.
- Гаффин, А. Путеводитель по глобальной сети Internet/ А.Гаффин.- ТПП «Сфера», 1995.- 275с.
- Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы/Б.С.Гершунский.- М.: Педагогика, 1987.- 263с.
- Гершунский, Б.С. Философско-методологические основания развития образования в России/ Б. С. Гершунский.- М.: ИТП МИО, 1993.
- Гершунский, Б.С. Грамотность для 21 века/ Б.С.Гершунский// Советская педагогика.- 1990.- № 4.- С.58−64.
- Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики/ В. И. Гинецинский.- СПб: СПбГУ, 1992.- 154с.
- Глушков, В.М. О кибернетике как науке/ В. М. Глушков //Кибернетика, мышление, жизнь.- М.: Наука, 1964.- С.48−54.
- Горский, В.А., Журкина, А .Я. Педагогические основы развития дополнительного образования/ В. А. Горский и др.// Дополнительное образование.- Март.- 1999.- Пилотный выпуск.- С.4−8.
- Григорьев, Э.П. Концептуальная основа синтеза альтернативных решений/ Э. П. Григорьев //Информатика и вычислительная техника.-1997.- № 1.- С.78−82.
- Громыко, Ю.В. Проектирование развития образования/ Ю. В. Громыко.-М.: Моск. Академия развития обр-я, 1996.- 545с.
- Громыко, Ю., Давыдов В. и др. Концепция развития образования к 2015г./ Ю. Громыко и др.// Народное образование.- 1999.- № 1−2.
- Грэй, К., Грэм, Р. Руководство по операционным играм/ К. Грэм и др.-М.: МГУ, 1977.- 122с.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии/ В. В. Гузеев, — М.: Знание, 1996.- 112с.
- Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г. Этика: Учебник/ А. А. Гусейнов и др.- М.: Гардарики, 1998.
- Гусинский, Э.Н. Образование личности/ Э. Н. Гусинский.- М.: Интерпракс, 1994.- 136с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В. В. Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.-544с.
- Джонс, Дж.К. Методы проектирования/ Дж.К.Джонс.- М.: Мир, 1985.-91с.
- Дмитриева, Е.Н. Информационный подход в контексте проблем педагогики/ Е.Н.Дмитриева// Гуманитарное образование: проблемы и решения.- М.: ННОУ «ГИ», 2002.
- Дмитриева, Е.Н. Информационно-смысловой подход в профессиональной подготовке учителя (теоретические основы)/ Е. Н. Дмитриева.- Нижний Новгород: ИГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003.- 183с.
- Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания/ Л. П. Доблаев.- М.: СГПИ, 1982.- 221с.
- Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг/ Д. И. Дубровский. М.: Наука, 1980.- 342с.
- Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы/ М. И. Дьяченко и др.- Минск: Изд-во БГУ, 1981.- 383с.
- Елчанинова, О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке решения по управлению социальными процессами: Автореф. дис. канд. филос. наук/ О. В. Елчанинова.- М., 1969.- 24с.
- Емельянов, Г. В., Лепский, В.Е., Стрельцов, А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России/ Г. В. Емелянов и др. //Информационное общество.- 1990.- № 3.- С.47−51.
- Ершов, А.П. Время информационных технологий/ А.П.Ершов// Знание -сила.- 1986.-№ 3.- С.4−5.
- Ефремов, Л.Г. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании: нравственные аспекты/ Л. Г. Ефремов //Известия РАО.-2000.- № 1.- С.22−24.
- Жинкин, Н.И. Внутренние коды языка и внешние коды речи/ Н.И.Жинкин// Tu Honour Roman Jacobson, Mjuton, 1967.
- Жуков, Н.И. Информация: Философский анализ информации -центрального понятия кибернетики/ Н. И. Жуков.- Минск: Нар. Асвета, 1971.- 277с.
- Жуков, В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты/ В. И. Жуков.- М.: Союз, 2001.- 167с.90.3агвязинский, В. И. Дидактика высшей школы/ В. И. Загвязинский.-Челябинск: ЧГПИ, 1990.- 95с.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования/ Е.С.Заир-Бек.-СПб.: РГПУ, 1995.-С. 234.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: Новая школа, 1992.-61с.93.3анков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении/ Л. В. Занков, — М., Учпедгиз, I960.- 311с.
- Зинченко, В.П. Образование. Мышление. Культура/ В.П.Зинченко// Новое педагогическое мышление.- М.: педагогика, 1989.
- Иванников, А.И. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации/ А.И.Иванников// Высшее образование в России.- 1995.- № 2.- С.12−16.
- Иванов, Р.Н. Организация и методика информационной работы/ Р. Н. Иванов.-М., 1982.- 192с.
- Ильин, Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия/Г.Л.Ильин.- М.: 1992,104. Ильясов, И.И., Голотенко, Н. А. Проектирование курса обученияпо учебной дисциплине/ И. И. Ильясов и др.- М., 1994.- с. 45.
- Имитационные игры для обучения и отработки инноваций в управлении.-М., 1977.
- Инновационные процессы в образовании: Сб. статей.- СПб: РГПУ, 1997.-204с.
- Информатика и культура/ Под ред. И.С.ладенко.- Новосибирск: наука, 1990.-232с.
- Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика/ В. Т. Кабуш.- Минск: Академия последипломного образования, 2001.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа/ М. С. Каган.- М.: Наука, 1974.110. Каган, М. С. Философия культуры/ М. С. Каган.- СПб: Петрополис, 1996.-414с.
- Каныгин, Ю.М., Калитич, Г.И. Информатизация и управление научно-техническим прогрессом/ Ю. М. Каныгин и др.- Киев.: Наукова думка, 1988.- 230с.
- Квиртия, Л.Д. Методологические вопросы теории и практики информационных процессов: науковедческие и историко-семасиологические аспекты исследования/ Л.Д.Квиртия// Обзор, информ. Вып. 12.- М., 1976.
- Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема/ А. А. Кирсанов.- Казань, 1982.-245с.
- Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании/ М.В.Кларин// Педагогика.- 1996.- № 2.
- Климов, Е.А. Психология профессионала/ Е. А. Климов.- М.: МГУ, 1996.- 241с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов.- Ростов-н/Д: «Феникс», 1996.- 512с.
- Кобыляцкий, И.И. Учебный процесс и формирование специалистов в высшей школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук/И.И.Кобыляцкий.- М., 1975.- 66с.
- Коган, В.З., Уханов, В.А. Человек: информация, потребность, деятельность/В.З.Коган и др.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.- 191с.
- Коган, В.З. Информационное взаимодействие/ В. З. Коган.- Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1980.- 194с.
- Корочкина, М.Г. Формирование межкультурной компетенции в техническом университете: Дисс. .канд. пед. наук/ М. Г. Корочкина.-Таганрог, 2000.- 181с.
- Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н. Философские основания современной педагогики/И.Б.Котова.- Ростов-н/Д: Рост. ГПУ, 1994.
- Краевский, В.В. Методология педагогического исследования/ В. В. Краевский.- Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- 165с.
- Краевский, В.В. Содержание образования: вперед к прошлому/ В.В.Краевский// Преподаватель.- 2000.- № 1.- С.2−10.
- Краткий философский словарь.- М.: Политиздат, 1970.- 398с.
- Круглый стол «Парадигмы искусственного интеллекта» //Новости искусственного интеллекта.- 1998.- № 3.- С. 140−161.
- Кручинина, Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальное исследование)/ Г. А. Кручинина.- М.: Ml 11 У, 1996.-176с.
- Кузнецов, О. А. Информационное обеспечение ученых как средство повышения эффективности педагогических исследований: Обзоры по важнейшим научно-педагогическим проблемам/ О. А. Кузнецов /Юбз. инфор. Вып.5 (15).- М., 1980.- 24с.
- Кузнецова, Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования/ Т. Ф. Кузнецова.- М.: Знание, 1990.- 123с.
- Кузовлев, В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство/ В.П.Кузовлев// педагогика.- 2000.- № 1.- С.52−57.
- Кураков, Л.П. Россия неотъемлемая часть западной цивилизации/ Л. П. Кураков //Известия РАО, — 2000.- № 1.- С.2−10
- Кураков, Л.П. Интегрированное образование: В 2-х т.т./ Л. П. Кураков Чебоксары: Изд. Чув. ГУ, 2001. Т. 1.
- Ларичев, О.И. Современные проблемы построения и обоснования методов принятия решений/ О. И. Ларичев //Управление и научно-технический прогресс.- 1986.- № 9.- С.85−93.
- Левин, К. Типология и теория поля/ К. Левин// История психологии: Тексты/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.- М.: МГУ, 1992 (а).- С. 181−190.
- Левко, А.И. Социально-культурная сущность образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук/ А. И. Левко.- Минск, 1992.- 40с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/ B.C.Леднев.- М.: Высшая школа, 1991.- 224с.
- Лейбович, А. Основные подходы к разработке государственного стандарта профессионального образования/ А. Лейбович// Народное образование.- 1994.- № 2−3.- С. 121−123.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/
- A.Н.Леонтьев.- М.: Политиздат, 1977
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла/ Д. А. Леонтьев.- М.: Смысл, 1999.
- Лепский, В.Е. Технократический подход к информатизации общества источник угрозы национальной безопасности России/
- Лепский, В.Е. Субъектно-ориентированная концепция компьютеризации управленческой деятельности: Автореф. дис. .д-ра психол. наук/ В. Е. Лепский.- М., 2000.- 42с.
- Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128с.
- Локтюшина, Е.А., Петров, А.В. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза/ Е. А. Локтюшина и др.-Волгоград: Перемена, 1996.- 100с.
- Максимова, В.Н. Акмеология. Новое качество образования/ В. Н. Максимова.- СПб: Изд-во ГПУ им. А. И. Герцена, 2002.- 256с.
- Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути/ М. К. Мамардашвили.- СПб: СПбГУ, 1997.
- Маслоу, А. Самоактуализация/ А. Маслоу// Психология личности: Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.- М., 1982.- С.108−117.
- Машарова, Т.В. Основные положения личностно-ориентированной модели образования/ Т.В.Машарова// Сознание -мировоззрение мышление.- Киров, 1998.- Вып.З.- С. 137−148.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения/ Е. И. Машбиц.- М.: Педагогика, 1988.-168с.
- Методы системного педагогического исследования/ Под ред. Н. В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1980.- 172с.
- Микаберидзе, Г. Информация и международное сотрудничество в области образования/ Г. Микаберидзе //Народное образование.- 1979.-№ 9.- С.84−85.
- Милитарев, В.Ю., Яглом, И.М. Информационная культура эпохи НТР/ Информатика и культура/ В. Ю. Милитарев и др.// Сб. науч. тр.-Новосибирск, 1990.- 232с.
- Михайлов, А.И., Черный, А.И., Гиляревский, Р. С. Основы информатики/ А. И. Михайлов и др. 2-е изд.- М., 1968.- 756с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой.- Л., 1984.
- Моисеев, Н.Н. Алгоритмы развития/ Н. Н. Моисеев.- М., 1987.
- Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество/ Н. Н. Моисеев.- М.: Устойчивый мир, 2001.- 200с.
- Моисеева, М.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ: Дис.канд. пед. наук/ М. В. Моисеева.- М., 1997.- 250с.
- Монахов, В.М. Технологические основы конструирования учебного процесса (закрытая часть «ноу-хау»)/ В. М. Монахов.- М.-Тула: «Будрус», 1995.
- Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса/ В. М. Монахов.- Волгоград: «Перемена», 1995.
- Монахов, В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения/ В.М.Монахов// Педагогика.- 1990.- № 7.- С. 74.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Официальные документы в образовании.- 2001.- № 24, — С.3−12.
- Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат.- М.: Изд. центр «Академия», 1998.- 255с.
- Образование и XXI: Информационные и коммуникационные технологии.- М.: Наука, 1999.- 354с.
- Образовательная программа — маршрут учения/ Под ред. А. П. Тряпицыной.- СПб: СПбГПУ, 1998. Ч.1.- 118с.
- Овчинникова, К.Н. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных телекоммуникаций: Дис.канд. пед. наук/ К. Н. Овчинникова.-Челябинск, 1999.- 176с.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов и др.- М.: Азъ, 1996.- 980с.
- Околелов, О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Дис. д-ра пед. наук/ О. П. Околелов.- М., 1994.- 393с.
- Олех, Л.Г. Проблемы гуманитарного пространства образования/ Л.Г.Олех// Современное образование: проблемы и перспективы.-Новосибирск, 1995.- С.80- 86.
- Орлов, В.В. Материя, развитие, человек/ В. В. Орлов.- Пермь: Перм. ГУ, 1974.
- Павиленис, Р.И. Проблема смысла/ Р. И. Павиленис, — М.: Мысль, 1983.
- Педагогическая энциклопедия.- М.: Педагогика, 1968.- Т.4.-912стлб.
- Первин, Ю.А. Информатика и современная школа/ Ю. А. Первин //Советская педагогика.- 1981.- № 11.- С.56−62.
- Петров, В.В., Караулов, Ю.Н. Вступительная статья/ В. В. Петров и др.// Дейк Ван.Т. А. Язык. Познание. Коммуникация.- М.: Прогресс, 1989.
- Петрушенко, Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики/ Л. А. Петрушенко.- М.: Наука, 1971.- 121с.
- Полушкин, В.А. К вопросу об определении информации/ В. А. Полушкин //Язык и мышление.- М.: Связь, 1967.- 57−69с.
- Пономарев, К.В., Кузьмин, Л.Г., Морев, В. Н. Информационное обеспечение АСУ/ К. В. Пономарев.- М., 1981.- 247с.
- Попов, С. Организационно-деятельностные игры: мышление в зоне риска/ С. Попов// Кентавр.- 1994.- № 3.- С.2−31.
- Портер, У. Современные основания общей теории систем/ У.Портер.- М.: Наука, 1971.- 556с.
- Попов, В.В. Возможности креативной педагогики в условиях перехода к информационному обществу/ В.В.Попов// Вестник высшей школы.- 1999.- № 4.- С.23−27с.
- Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история/ Б. Ф. Поршнев.-М.: Наука, 1996.
- Прикот, О. Г. Теория и практика прогнозирования в области профтехобразования/ О.Г.Прикот// Теоретические проблемы развития профессионально-техническогообразования.-Л.:ВНИИ прфтехобразования, 1990.- С.39−49.
- Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований.- М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.-72с.
- Радугин, А.А. Психология и педагогика/ А. А. Радугин.- М.: Центр, 1999.-421с.
- Ракитов, А.И. Наш путь к информационному обществу/ А.И.Ракитов// Теория и практика общественно-научной информации.-М.: ИНИОН, 1989.- С.227−238с.
- Рациональность, рассуждение, коммуникация.- Киев: Наукова думка, 1987.- 257с.
- Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании/И.В.Ракитов.- М., 1994.- 156с.
- Розенберг, Н.М. Информационная культура в содержании общего образования/Н.М.Розенберг// Советская педагогика.- 1991, — № 3.- С. ЗЗ-38.
- Розин, В.М. Образование в конце XX века/ В.М.Розин// вопросы философии.- 1992.-№ 10.- С. 10.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.т. Т. П/ С. Л. Рубинштейн. М., 1989.
- Савотина, Н.А. Проблемы формирования будущего специалиста/ Н.А.Савотина//Педагогика.- 1997.- № 1.- С.55−59.
- Сахаров, А.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления/А.Д.Сахаров.- Л., 1991.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К. Селевко.- М., 1998.
- Семенов, И.Н. Рефлексика гуманизации и интеллектуализации профессионального образования/ И.Н.Семенов// Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации.- Новосибирск, 1995.-С.108−123.
- Серафимов, Л., Айнштейн, В. К вопросу о принципах технологии/ Л. Сервфимов и др. //Высшее образование в России.- 1995.-№ 5.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии/В.В.Сериков.- Волгоград: «Перемена», 1994.- 152с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В. В. Сериков.- М.: Изд. корп. «Логос», 1999.- 272с.
- Сидоренко, В.Ф. Образование: Образ культуры/ В.Ф.Сидоренко// Социально-философские проблемы образования.- М., 1992.- С.86−102.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом/ В. П. Симонов.- М.: РПА, 1997.- 264с.
- Сиск, Д.А. Изучение будущего. Концепция образовательного курса/ Д. А. Сиск //Вопросы психологии.- 1991.- № 4, — С.5−10.
- Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации/ А. Н. Славская.- Дубна: «Феникс+», 2002.
- Сластенин.- М.: Магистр-Пресс, 2000.- 488с.
- Смирнов, С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности/ С. Д. Смирнов.- М.: Аспект-Пресс, 1995 .-271с.
- Советский энциклопедический словарь. З-е изд.- М., 1985.
- Современный философский словарь/ Под ред. В. Е. Кемерова.-Бишкек- Екатеринбург, 1996.
- Соколов, В.М. Стандарты в управлении качеством образования/ В. М. Соколов.- Н. Новгород: ННГУ, 1993.
- Соловьева, Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Дис. д-ра пед. наук/ Н. В. Соловьев.- Казань, 1997.-401с.
- Степанов, В.Н. Сверхзадача развитие личности: моделирование культурного пространства школы/ В.Н.Степанов// Новые ценности образования.- 1997.- Вып.7.- С.45−49.
- Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций/ Т. А. Стефановская, — М.: «Совершенство», 1998.- 368с.
- Суббето, А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования (системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования)/А.И.Субетто.- СПб-М., 1992.- 36с.
- Суханов, А.П. Информация и человек/ А. П. Суханов.- М., 1980.-208с.
- Сэпир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии/ Э. Сэпир/ Общ. ред. А. Е. Кибрика.- 2-е изд.- М.: прогресс, 2001.- 510с.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста/ Н. Ф. Талызина //Современная высшая школа.- 1986.- № 2 (54).- С.75−85.
- Терминологический словарь по информатике.- М., 1975.- 752с.
- Тоффлер, Э. Футуршок/ Э.Тоффлер.- М., 1973.- 390с.
- Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры/ В. П. Тугаринов.-Л.: ЛГУ, 1960.
- Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе/ А.Ю.Уваров//Педагогическая информатика.- 1993.- № 1.- С. 12−21.
- Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай (гор)ОНО / Под ред. М. И. Кондакова, M. J1. Портнова, П. В. Худоминского.-М., 1981.- 192с.
- Урсул, А. Д. Информация: Методологические аспекты/ А. Д. Урсул.- М., 1971.- 295с.
- Урсул, А.Д. Проблемы информации в современной науке: Философские очерки/ А. Д. Урсул.- М., 1975.- 287с.
- Урсул, А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу/ А. Д. Урсул //Философские науки.- 1991.- № 5, — С.9−14.
- Федеральная программа развития образования// Российская газета.- 18апр. 2000 г.
- Федосеев, А.А. Метод проектов как основа информатизации школьного образования/ А.А.Федосеев// Тез. докл. на Втором конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика»: М-лы.- М., 1998. Кн.2. Т.4.
- Фромм, Э. Психоанализ и этика/ Э.Фромм.- М.: Республика, 1993.-415с.
- Ходякова, Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вуза: автореф. дис.канд. пед. наук/ Н. В. Ходякова.- Волгоград, 1996.- 22с.
- Хуторской, А.И. Свободное развитие как пространство образования/ А.И.Хуторской// Новые ценности образования.- 1997.-Вып.7.- С.23−33.
- Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы междунар. научно-практич. кофер. (12−14 сент.2000г.). Ч.1.- М.: МПГУ, 200с.
- Чанилова, Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников: Дис.канд. пед. наук/ Н. Г. Чанилова.- Саратов, 1997.- 185с.
- Чошанов, М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: Дне. д-ра пед. наук/ М. А. Чошанов.- Казань, 1996.227. Шадриков, В. Д. Философия образования и образование политики/В.Д.Шадриков, — М.: Логос.- 1993.- 181с.
- Шамова, Т.И. и др. Управление образовательными системами/ Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин.- М.: ВЛАДОС, 2001.-320с.
- Штокман, И.Г. Вузовская лекция/ И. Г. Штокман.- Киев: «Вища школа, 1981.- 150с.
- Шубин, Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам/ Э. П. Шубин.- М.: Просвещение, 1972.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т.т./ Под ред. С. Я. Батышева.- М.: АПО, 1998.- 568с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И. С. Якиманская.- М.: 1996.
- Dery D, Mosk T.J. Information Support Systems for Problem Solving Decision Support Systems. 1985, 1, № 2, p. 103−109.