Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования: Гуманитарный цикл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача подготовки квалифицированного рабочего, формирование его творческих способностей, раскрытие его потенциальных возможностей возлагается, прежде всего, на учреждения начального профессионального образования. Однако в практике обучения и воспитания развитие творческих способностей не включено в образовательные технологии, доминирует функциональный подход к развитию творческих способностей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Проблема развития творческого воображения учащихся У НПО в философской и психолого-педагогической литературе
    • 12. Система креативного образования и формирование творческих качеств личности учащихся УНПО
    • 13. Констатирующий эксперимент
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ИННОВАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Педагогические технологии в развитии творческих способностей учащихся профшкол
    • 2. 2. Педагогические условия формирования ведущих творческих качеств личности
    • 2. 3. Активные методы и средства развития творческого воображения учащихся УНПО в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 4. Формирующий эксперимент
  • Выводы по главе 2

Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования: Гуманитарный цикл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности квалифицированного рабочего, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней.

Требования к повышению творческого уровня работника стали общемировой тенденцией. В рекомендациях II Международного конгресса ЮНЕСКО (г. Сеул, 1999) подчеркивается, что профессиональное образование должно «не просто обеспечивать учащихся знаниями и умениями специфической работы, а давать им нечто большее и более тщательно готовить личность к миру работы».

Задача подготовки квалифицированного рабочего, формирование его творческих способностей, раскрытие его потенциальных возможностей возлагается, прежде всего, на учреждения начального профессионального образования. Однако в практике обучения и воспитания развитие творческих способностей не включено в образовательные технологии, доминирует функциональный подход к развитию творческих способностей учащихся. Одни педагоги акцентируют внимание на стимулировании положительных мотивов учебно-творческой деятельности, другие — на развитии интеллектуальных качеств, третьи максимально активизируют самоорганизацию личности учащегося в учебно-творческой деятельности. При этом сами компоненты творческих способностей личности развиваются неравномерно. В результате многие молодые рабочие не всегда ориентируются в технике и технологических процессах, не проявляют интереса к творческой деятельности.

Нередко это вызвано теми противоречиями, которые сложились в системе начального профессионального образования: потребностью общества в творческих кадрах и снижением уровня творческой активности, отсутствием интереса к учебной деятельности учащихся на протяжении всего старшего подросткового возрастанарушением оптимальных пропорций состояния репродуктивной и продуктивной деятельностидисгармонией рациональных и эмоциональных качеств обучающихся, отражающейся на их интеллектуальном развитиинеспособностью учащихся ориентироваться в потоке информации, отсутствием умений самостоятельно анализировать те или иные явленияпротиворечием между профессионально-техническими задачами, выдвигаемыми социальным и научно-техническим прогрессом, с одной стороны, и уровнем специальных и общетехнических знаний, политехнических и профессиональных умений и навыков — с другойпротиворечием между знаниями и умениями, полученными учащимися в процессе теоретического обучения, и требованиями к уровню знаний, необходимых для эффективного формирования профессиональных умений и навыков творчески деятельной личности.

Большие возможности для разрешения этих противоречий заложены в содержании учебных предметов и методах обучения. Правильная организация учебного процесса позволит вооружить учащихся политехническими и технологическими знаниями, развить у них техническое мышление, конструкторские умения, то есть взаимосвязать компоненты, обеспечивающие высокий уровень практической подготовки к творческой деятельности личности в процессе теоретического обучения.

Процесс подготовки к активной творческой деятельности по основам наук остается актуальной задачей педагогической науки и практики. Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс.

Идеи формирования творческой активности личности нашли свое развитие в трудах А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. В них рассмотрены важнейшие условия эффективной организации этого процесса. В ряде исследований обоснованы условия зарождения творчества в процессе обучения, средства и методы организации творческого начала личности (В.В. Анисимов, С. Н. Бондаренко, Д. Б. Богоявленская, Э. А. Гришин, М. М. Зиновкина, Н. Д. Никандров, И .Я. Лернер, П. Н. Новиков, Н. В. Шаронова и др.).

Дидактический аспект развития технического творчества исследовался Г. С. Альтшуллером, Ю. К. Бабанским, В. А. Горским, В. М. Игошевым, М. М. Зиновкиной, Т. В. Кудрявцевым, В. Г. Разумовским, Е. В. Ткаченко, Л. Д. Федотовой т др. Проблема содержания, форм, методов, приемов его организации рассмотрена П. Н. Андриановым, М. А. Галагузовой, А. Т. Глазуновым, B.C. Ледневым, Д. М. Комским, Ю. С. Столяровым и др.

В педагогической науке проблеме формирования творческой деятельности учащихся также посвящен ряд исследований (Андреев В.И., Заботин В. В., Загвязинский В. И., Кязимов К. Г., Лейбович А. Н., Лернер И. Я., Махмутов М. И., Понамарев Я. А., Скаткин М. Н., Талызина Н. Ф., Фридман Л. М., Читаева О. Б. и др.). В них определены основные принципы содержания обучения, методы, способы, средства формирования творческой деятельности.

Философская теория творческой деятельности и ее социальная природа анализируются в работах B.C. Библера, Н. К. Вахтомина, A.M. Коршунова, А. С. Майданова, И. П. Смирнова, А. Т. Шумилина.

Анализ работ указанных авторов позволяет дать определение творчеству как самостоятельной, высокоорганизованной, мотивированной деятельности, направленной на достижение высокого уровня реализации новых оригинальных подходов, путей и способов решения задач. Результатом такой деятельности служат новые общественные или субъективно значимые знания и материальные ценности.

Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель — в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.

Все вышеперечисленное определило выбор темы нашего диссертационного исследования: «Инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (гуманитарный цикл)».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать инновационные методы развития творческих способностей в процессе профессионального образования (в УНПО).

Объект исследования: процесс развития способностей учащихся УНПО в современном учреждении профессионального образования.

Предмет исследования: инновационные методы развития в учебном процессе творческих способностей учащихся как ведущих профессиональных качеств личности.

Гипотеза исследования: подготовка учащихся системы профессионального образования к творческой деятельности будет более успешной, если:

— обеспечить ориентацию учащихся на активизацию творческой деятельности;

— использовать при подготовке к активной творческой деятельности интеграцию основ гуманитарных дисциплин с РТВ, производственно-технические ситуации и задачи поисково-исследовательского характера;

— отобрать и задействовать в учебном процессе инновационные методы (средства, организационные формы и педагогические технологии), обеспечивающие развитие творческой активности учащихся;

— обеспечить эмоциональное восприятие творческой деятельности посредством диалогического общения педагогов и учащихся, учитывающих психологические особенности подросткового возраста;

— обосновать и осуществить отбор тестов для педагогической и психологической диагностики личности;

— разработать для учащихся УНПО содержание интегративных гуманитарных курсов с элементами методологии РТВ и комплекс учебно-программной документации и методического обеспечения по основным разделам интегративных курсов, дидактические требования к системе творческих заданий.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1. Определение степени разработанности в педагогической теории и практике проблемы эффективного развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования.

2. Теоретическое обоснование инновационных методов, обеспечивающих эффективность процесса развития творческих способностей учащихся на основе обеспечения творческой направленности образовательного процессаорганизацию овладения знаниями и умениями решения творческих задач с применением алгоритмов и эвристических методов.

3. Разработка и экспериментальная проверка инновационной модели педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в образовательном процессе в соответствии с выявленными условиями эффективного развития творческих способностей.

4. Разработка методического обеспечения эффективного процесса овладения знаниями и умениями решения задач на основе поэтапного характера развития творческих способностей.

Общей теоретико-методологической основой исследования являются положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мирафилософское положение о социальной природе психической деятельности человека, творческой активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формированияположения о творческой сущности человека, идеи деятельностного подхода в организации учебного процесса и развитии творческих способностей учащихся.

Разрабатывая теоретические аспекты проблемы, мы опирались на философские исследования отечественных и зарубежных ученых, в которых разработаны теоретические положения о деятельности человека (М.Н. Бахтин, B.C. Библер, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили и др.), идеи деятельностного подхода в обучении (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), общие положения теории мышления как продуктивного процесса (Э. Боно, А. В. Брушлинский, В. Е. Клочко, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, O.K. Тихомиров и др.), теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся (В.И. Андреев, М. И. Махмутов и др.), философские, психологические и педагогические идеи о природе творческой деятельности, личностно-деятельностном подходе к развитию творческой личности.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методыизучение и анализ исторической, философской, научно-педагогической, психологической, социологической, общетехнической литературы и документов по проблемам профессионального образования учащихсятеоретическое педагогическое моделированиеизучение и обобщение передового педагогического опытаизучение и анализ учебной документации образовательных учреждений, письменных работ учащихсяпедагогическое наблюдениесоциологические методыпедагогический экспериментсравнительно-сопоставительный анализматематические и статистические методы обработки результатов эксперимента и их педагогический анализ.

Материалы и результаты исследования успешно прошли апробацию и используются в педагогической практике Рославльского сельскохозяйственного колледжа и профессионального лицея № 7 г. Рославля.

Исследование проводилось с 1995 по 2001 год и состояло из трех этапов.

На первом этапе (1995;1998 гг.) изучалась и анализировалась литература по теме исследования, история развития профессионального образования, государственные документы, педагогическая, методическая и специальная литература по проблеме. Одновременно проводился констатирующий эксперимент. На базе всех собранных данных была выявлена актуальность данного исследования, определены цель, предмет, задачи и сформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап исследования (1998;1999 гг.) был посвящен определению инновационных методов развития способностей учащихся. Разработано содержание интегративного курса с системой творческих знаний и инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся. Проведена опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (1999;2002 гг.) — завершение педагогического эксперимента по проверке рабочей гипотезы, обработка полученных результатов, уточнение выводов и завершение исследования, оформление диссертационной работы.

Опытно-экспериментальная база исследования: Рославльский сельскохозяйственный колледж и профессиональный лицей № 7 г. Рославля. Всего в эксперименте в течение пяти лет принимало участие более 500 учащихся.

Научная новизна исследования:

1. Определены, систематизированы и апробированы инновационные методы развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования, включающие современные подходы к обучению (системный, деятельностный, личностно-ориентированный, проблемный, уровневый) на примере преподавания иностранного языка.

2. Выявлена необходимость усиления интеграции гуманитарных дисциплин РТВ как условие подготовки к активной творческой деятельности учащихся для развития творческих способностей учащихся УНПО.

3. Разработаны инновационные дидактические требования к организационным формам и педагогическим технологиям обучения, обеспечивающие развитие творческих способностей учащихся, адаптированы к иностранному языку следующие методы развития творческих способностей — метод пиктограмм, метод фразеологизмов, работа с эвристическими рисунками и др.

4. Создана инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся и содержания этапов этого процесса (мотивационный, смыслоразличительный, аналитический, эвристический).

Практическая значимость результатов исследования:

1. Разработан комплекс инновационных методов развития творческих способностей учащихся, используемых в процессе преподавания интегративных курсов (укрупненный алгоритм работы по тематике интегративных курсов, система деловых игр и интеллектуальных разминок), который может применяться в учебных заведениях НПО и спо.

2. Создана и апробирована инновационная методика производственно-технических ситуаций в обучении посредством проведения нестандартных уроков с проблемными производственно-техническими ситуациями и интегрированными с РТВ программами гуманитарных дисциплин. Эти материалы могут быть использованы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также в общеобразовательных школах, учебно-производственных комбинатах, учебных центрах службы занятости.

3. На примере гуманитарного предмета «Иностранный язык» создан инновационный методический комплекс поддержки интегративного курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ» для учащихся и преподавателей, включающий рабочую программу курса и комплект методических рекомендаций.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных автором, обеспечиваются выбором методологической основы и комплекса методов, соответствующих цели и задачам исследованиякомплексно-деятельным подходом к процессу подготовки к творческой работе учащихсядлительностью апробации основных теоретических позицийобсуждением хода и результатов исследованияматематической обработкой экспериментальных данных и проверкой результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование системы инновационных методов, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей учащихся (интегрированные курсы, педагогические технологии, деловые игры и т. д.).

2. Процессуальные особенности инновационной методики эффективного развития творческих способностей учащихся, состоящие в организации обучения как процесса решения эвристических задач.

3. Инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования (диагностика творческих способностей, комплекс интеллектуальных разминок, творческих заданий и т. д.).

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования систематически обсуждались на заседании кафедры «Инженерное творчество и образовательные инновации» Московского Государственного Индустриального Университета и на заседаниях Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества МГИУ. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в Рославльском сельскохозяйственном колледже и профессиональном лицее № 7 г. Рославля, Смоленской области.

Результаты исследования докладывались автором на Международной научно-практической конференции «Креативная педагогика XXI века» (Москва, 1999 г.), на межвузовских научно-методических конференциях 1999, 2000, 2001 г. г., на методических заседаниях кафедры «Методология творчества» филиала МГИУ в г. Рославле, на педагогических советах Рославльского сельскохозяйственного колледжа. Программа, методические разработки, содержание интегративного курса используются в практике работы Рославльского сельскохозяйственного колледжа и профессионального лицея № 7 г. Рославля.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

Принципиально новым направлением в подготовке учащихся УНПО является не только языковая подготовка, но и развитие творческого воображения, использование в процессе изучения иностранного языка методологии РТВ.

На основе анализа и обобщения опыта по развитию творческого воображения учащихся УНПО средствами иностранного языка можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо разработать инновационную модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся.

2. Важным педагогическим условием поддержки РТВ является разработка интегративного курса и программы курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ», который ставит целью формировать навыки, умения практического владения учащимися УНПО иностранным языком как средством общения в сфере профессиональной деятельности и оказать поддержку развития воображения, способность мыслить нешаблонно, нестандартно.

3. Алгоритм работы над каждой темой курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ», ориентированный на применение методологии РТВ (интеллектуальные разминки, фразеологизмы, метод морфологического анализа, метод фокальных объектов, деловые игры) позволяет развить творческое воображение учащихся УНПО.

4. Исследование позволило провести отбор и разработку активных методов и средств развития творческого воображения учащихся УНПО:

— Разработать и реализовать в учебном процессе разминки, позволяющие включать учащихся УНПО в решение творческих задач по развитию воображения;

— Впервые в педагогической практике иностранного языка в качестве средства развития творческого воображения учащихся УНПО используются:

— Метод морфологического анализа;

— Метод фразеологизмов;

— Алгоритм работы над учебной темой;

— Деловые игры;

— Метод пиктограмм;

— Анекдотические ситуации;

— Метод кроссвордов;

— Юмористические картинки;

— Рассказы в картинках.

Проведенное теоретическое исследование по проблеме и опытно-экспериментальная работа позволяют сделать вывод о необходимости и целесообразности введения интегративного курса «Немецкий язык с элементами методологии РТВ», позволяющего обеспечить непрерывное развитие РТВ учащихся УНПО и тем самым повысить творческую подготовку к их профессиональной деятельности.

Заключение

.

В заключении отражены основные результаты исследования:

1. Приводятся данные педагогических наблюдений, выявивших низкий уровень развития творческих профессионально значимых качеств учащихся УНПО, что негативно влияет на их последующее личностное и профессиональное развитие и, следовательно, непосредственно на будущую профессиональную деятельность. Обосновано, что это требует разработки и применения инновационных методов развития творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования.

2. Теоретически обоснована система инновационных методов, обеспечивающих эффективность процесса развития творческих способностей учащихся на основе обеспечения творческой направленности образовательного процессаорганизации овладения знаниями и умениями решения творческих задач с применением алгоритмов и эвристических методов.

3. Создана и внедрена, экспериментально проверена инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в образовательном процессе в соответствии с выявленными условиями эффективного развития творческих способностей.

4. Разработана инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей учащихся в процессе профессионального образования. Ведущими в модели выступают: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, уровневый, проблемный подходы, учитывающие закономерности и дидактические принципы креативного образования (научность, непрерывность, преемственность, активность, интегративность).

5. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию модели в учебном процессе, и проверена на практике целесообразность выдвинутых педагогических условий, о чем свидетельствуют данные формирующего эксперимента.

6. Обоснованы критерии и произведен отбор методов обучения методологии развития творческих способностей («Метод фокальных объектов», «Морфологический анализ», «Метод фразеологизмов», «Метод пиктограмм») и средств («Деловые игры», кроссворды, сюжетные картинки).

7. Разработаны методические требования к содержанию интегративных курсов и проведено экспериментальное исследование эффективности обучения на примере преподавания «Немецкий язык с элементами методологии РТВ».

Исследование выявило ряд проблем, требующих дальнейшего решения: изучение влияния учебных заданий на развитие творческого воображения в учебном процессе, на формирование ведущего творческого качества личности учащихся УНПО и, в том числе, формировании коммуникативных качеств и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (на примере Корякского авт. округа), Дисс. канд. пед. наук. 227 с.
  2. Н.П., Воловик А. Я. Системный подход в научно-техническом творчестве. Красноярск: Стройиздат, 1990. — 198 с.
  3. Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М.: СИНТЕГ, 1998. — 296 с.
  4. Е.Д. Иностранный язык за двести часов. Система работы для самообучения, монография. СПб: Руди-Барс, 1999. — 128 с.
  5. Р.В. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. М., 2000. — 20 с.
  6. Активизация обучения иностранному языку: (Тез. докл. регион, науч.-метод. конф. преподавателей вузов и учителей шк.). — Ульяновск: УГПИ, 1994.-54 с.
  7. Г. С. Найти идею. Новосибирск: «Наука», 1986. — 209 с.
  8. Г. С. Теория решения изобретательских задач. Справка «ТРИЗ-88». Баку, 1988. — 32 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. М.: Ленинградский ун-т, 1968.-339 с.
  10. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казанский университет, 1988.-238 с.
  11. В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. — Казань: СКАМ, 1992. — 207 с.
  12. Н. Как запоминать иностранные слова: Метод, рекомендации для учителей, шк. психологов, студентов, школьников. Чебоксары, 1996.-22 с.
  13. В.В. Теория и практика развития начального профессионального образования в России XX века. М.: ИОО МО РФ, 2000.- 12 п. л.
  14. В.В. Тесты по педагогике. Пособие-репетитор длястудентов. М.: ИОО МО РФ, 1998. — 5 п. л.
  15. В.В. Формализованная педагогика. М.: МГПУ, 1999. — 8 п. л. (в соавторстве).
  16. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / Инновац. об-ние АН СССР- Всесоюз. методол. центр. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  17. Н. С. Интегративные функции обучения. М.: Просвещение, 1985.- 304 с.
  18. Аристотель Сочинение в четырех томах. Т.1. М.: Мысль, 1976. — 550 с.
  19. П.Р., Поляков В. А. роль трудового обучения в политехничексом образовании школьников. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  20. Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  21. Г. С. Диалектический характер творческого отношения человека к миру. Автореф. дисс. докт. фил. наук. М., 1989. — 42 с.
  22. С. Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. -М.: Педагогика, 1981. 352 с.
  23. С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. — М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  24. С. Я. Производственная педагогика. — М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  25. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344 с.
  26. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. / Акад. пед. и социал. наук, Моск. психолого-социал. ин-т.- М.: Ин-т практ. психологии. — Воронеж: МОДЭК, 1996. 318 с.
  27. С.Н. Фразеологизмы говорят о многом: Образная фразеология немецкого языка. — Мн.: Высшая школа, 1997. — 224 с.
  28. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991. 208 с.
  29. А.П. и др. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования. — JI.: ВНИИ профтехобразования, 1987.- 125 с.
  30. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. Санкт Петербург: Радом, 1997. — 512 с.
  31. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 30 с.
  32. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. — 542 с.
  33. В.П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИнтерЭВМ, 1994. — 80 с.
  34. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192с.
  35. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988, — 256 с.
  36. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. м.: Наука, 1973. — 271 с.
  37. В.М. Эффективность обучения: методологический анализ определения этой категории в дидактике. -М: Педагогика, 1976. 191 с.
  38. Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности. Дисс. канд. психол. наук. -М.: МГУ, 1971. С. 9−22.
  39. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  40. Большая советская энциклопедия. Под ред. Прохорова А. Н. М.: Советская энциклопедия, 1971, Т.5. — 351 с.
  41. Боно Эдвард Де. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. -М.: Прогресс, 1976. 143 с.
  42. А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовкевоображения). Научное творчество. Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1967. С. 17−22., С. 341−346.
  43. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996.-385 с.
  44. Е.Я. Методологические основы эффективного профессионального образования, обеспечение социальной адаптации и занятости молодежи. Сборник докладов Международного конгресса-ч занятости. 2000 г. М., 1996. — 12 п. л.
  45. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итого XX века и прогнозы: В 2-х томах. Т. 1. М., 1999. — 15 с.
  46. Е.Я. Система начального профессионального профобразования региона как основа формирования территориального рынка труда.
  47. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Институт повышения квалификации работников образования. Иркутск, 1996. — 0,7 п. л.
  48. Буш ГЛ. Основы эвристики для изобретателей. Рига: Знание, 1977. — 95 с.
  49. Ф. Новый органон . Соч.: В 2 т. -М.: Мысль, 1972. — Т. 2. — 207 с.
  50. С.Н. Психология технического изобретательства. Дисс. д-^ ра пед. наук. Горький, 1952.
  51. М. Продуктивное мышление (перевод с английского). — М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  52. И.В. «Бороться и искать». О качествах творческой личности. Нить в лабиринте. Серия «Техника-молодежь-творчество», составитель А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1988. — 277 с.
  53. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. — М.: Мысль, 1989.- 173 с.
  54. Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Книга для детей, учителей, родителей. М.: ACT — ПРЕСС, 1999. — 368 е.: ил.
  55. Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. — Ч. 1. — Минск, 1995.-240 с.
  56. Г. П. Человек и научно-техническая революция. — М.: Политиздат, 1972. 36 с.
  57. И.И. Приобщение к творчеству. -М:Просвещение, 1982.— 144 с.
  58. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие / Ун-т Рос. акад. образования. — М.: УРАО, 1997.-285 с.
  59. Т.В. Фантазия как основа искусства. СПб-М., 1914. — 37 с.
  60. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991. —91 с.
  61. Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. -279 с.
  62. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
  63. М.А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. I / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — С. 46−60.
  64. П.Я. Введение в психологию: учебное пособие: дляХ студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям — 3-еизд. М.: КН. Дом «Университет»: ЮРАЙТ, 2000. — 329 с.
  65. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления. Вопросы психологии. 1982. № 5.
  66. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие: Для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. — 3-е изд. М.: Кн. дом «Университет»: ЮРАЙТ, 2000. — 329 с.
  67. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в двух томах. М.: Мысль, 1971. — 630 с. jgy
  68. .С. Философия образования для XXI века. — М.:
  69. Совершенство, 1998. 605 с.
  70. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с. — Репринт, воспроизв. изд-я 1923 г.
  71. Гин А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособоие для учителя. М.: Вита — Пресс, 1999. — 88 с.
  72. А.Т. Региональные модели профобразования // Профессиональное образование. М.: 1997, № 11.
  73. А.Т. Творческое развитие педагога профлицея. — М.: АПО, 1999. 206 с. (в соавторстве).
  74. А.Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. М., 2000, — 10 п. л. (в соавторстве).
  75. А.Т., Смирнов И. П. Русско-английский словарь терминовпрофессионального образования. М., 1998. — 300 с.
  76. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  77. Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и мтеоды исследования: Учебное пособие / Уральский государственный университет им. A.M. Горького. Екатеринбург: УрГУ, 1992. — 127 с.
  78. В.А. Педагогика как автономная наука: Введение в сравнительную науку о воспитании. -М.: Работник просвещения, 1930. 264 с.
  79. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). М.: Минобразование России, 1993.
  80. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. М.: Минобразование1. России, 1993.
  81. М.П., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1977. 134 с.
  82. P.M., Никольская И. М. Защита личности (Психологические механизмы). М.: Знание, 1999. — 347 с.
  83. JI.A. Педагогические основы развития творческогоIмышления на начальном этапе становления личности. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1996. — 20 с.
  84. О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 1999. 16 с.
  85. Н.В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. М.: Экспертинформ, 1992. — 286 с.
  86. И.Б. Кибернетические модели творчества. М.: Знание, 1969. — 63 с.195
  87. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  88. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования — М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  89. В.В. Деловые игры как средство трудовой подготовки ^ старшеклассников (на примере подготовки слесарей механосборочныхработ). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 1998. -20 с.
  90. Д. Сочинения в двух томах. T.l. -М.: Мысль, 1986,-591 с.
  91. J' 93. Диксон Дж. Проектирование систем. Изобретательство, анализ, принятие решений. -М.: Наука, 1969. 150 с.
  92. Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы. — М.: Современник, 1989. — 555 с.
  93. А.Я. Воображение. — Смоленск: СГПИ, Кафедра психологии, 1969.-94 с.
  94. А.Я., Лустина А. Е. Психологии воображения (фантазии) / Смоленский гуманитарный университет, Кафедра психологии. — М. — Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 1997. — 82 с.
  95. Н.И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. — М.: Высшая школа, 1984. 63 с.
  96. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Кн. Психология мышления. — М.: Прогресс, 1996. — С. 86 — 234.
  97. Дьюи Джон Психология и педагогика мышления. / Пер. с англ. Н. М. Никольской под. ред. Н. Д. Виноградова. М.: Совершенство, 1997. — 203(1) с.
  98. Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. -М.: Высшая школа, 1988. 144 с.
  99. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. 1980. № 2. и Дьяченко О. М. О возможностях использования схематизированного образа детьми.
  100. О.М. Развитие воображения дошкольника — М: Международный образовательный и психологический колледж: Психологический институт РАО, 1996. 197 с.
  101. Н.А. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. Наук. — Н. Новгород, 1997. — 25 с.
  102. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. -1977, № 4. С. 74−78.
  103. М.А., Леднев B.C. Вопросы политехнического образования на современном этапе. / Советская педагогика, 1972, № 1. С. 15−16.
  104. Н.И. Процедура подготовки кандидатских и докторских диссертаций по гуманитарным наукам. — М.: Росфо, 1994. — 156 с.
  105. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
  106. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Учительская газета, 1992-№ 28.
  107. Л.В. Беседы с учителями: (Вопр. обучения в нач. классах). 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1975. — 191 с.
  108. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418с.
  109. Г. Е. Социология образования: В 2 ч. Социология профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Издво Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. 188 с.
  110. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1996. — 224 с.
  111. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 220 с.
  112. М.М., Гареев Р. Т., Юрасов А. Б. Творческое воображение и фантазия (методы развития): Учебное пособие.-М: МГИУ, 1997. 58 с.
  113. М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии): Монография. М.: МГИУ, 1996. — 283 с.
  114. М.М., Подкатилин А. В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления. — М., 1997. — 173 с.
  115. М.М. Применение фразеологизмов для развития творческого воображения. / ТРИЗ, № 2, 1996, С. 52−54.
  116. М.М. Формирование творческого технического мышления и инженерных умений студентов технических вузов. Дисс. д-ра пед. наук М.: Академия педагогических наук, 1989. — 326 с. (с приложением).
  117. М.М., Гареев Р. Т., Юрасов А. Б. Развиваем воображение / Школа, 1997. № 2.-8 с.
  118. В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. — М.: Педагогика, 1989. С. 90−102.
  119. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Триволо, 1994.
  120. .Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. — Кишинев: Лумина, 1990.-246 с.
  121. .Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. — Кишинев: Лумина, 1998.-271 с.
  122. Г. И. Формулы творчества или как научиться изобретать. — М.: Просвещение, 1994. 208 с.
  123. Е.И. Воображение и развитие в творческой деятельности человека. — М.: Знание, 1968. — 32 с.
  124. З.В. С чего начинается Личность / Под общ. ред. Р. И. Косолапова. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 360 с.
  125. Исследование проблем психологии творчества. Под. ред. Я. А. Пономарева. -М.: Наука, 1983. 336 с.
  126. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968.
  127. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 592 с.
  128. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01. Минск, 1994. — 22 с.
  129. .М. День одного великого открытия. / Об открытии периодического закона Менделеевым. М.: Соцэ-киз, 1958. — 506 с.
  130. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. — М.: Типография ГА ВС, 1992. 172 с.
  131. Е.А. Введение в психологию труда М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  132. Ф. Чем характеризуется творческое мышление и творческая деятельность? // Резерв успеха — творчество. Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна. М.: Педагогика, 1989. — 7 с.
  133. И.Д. Базовая подготовка рабочих: Сб. науч. трудов ИРПО. — М., 1992.-24 с.
  134. Ковырял га А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валуо, 1980. — 324 с.
  135. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза: Научно-методический центр отдела образования городской администрации, 1994. 338 с.
  136. Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1980. — 223 с.
  137. Колошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности
  138. Нормат. подход). М.: МГУ, 1983. — 168 с.
  139. Н.В. Психологические условия результативности деятельности преподавателя в процессе обучения студента иностранному языку. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Тверь, 1999. — 20 с.
  140. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения. (Воображение в норме и патологии). — Новосибирск: Наука, 1975. 209 с.
  141. JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: МГУ, 1979. -145 с.
  142. В.В. Методология педагогического исследования. — Самара: САМГПИ, 1994.- 164 с.
  143. А.А. Педагогика как наука (к истории вопроса). Казань: Литотипография И. Н. Харитонова, 1913. — 26 с.
  144. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: БОХУМ, 1994. — 124 с.
  145. Краткий философский словарь. / под. ред. М. Гозенталя и П. Юдина. -изд. 4-е, доп. и испр. — Гос. изд-во полит, лит-ры, 1954. — 704 с.
  146. Креативная педагогика 21 века. Педагогическая деятельность, как процесс непрерывного развития творческого потенциала личности: Тезисы докладов. Под научной редакцией М. М. Зиновкиной. — М.: МГИУ, 1999.- 142 с.
  147. Креативная педагогика: Сборник научных трудов / Под ред. М. М. Зиновкиной. -М.: МГИУ, 1998. 186 с.
  148. В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогический училищ. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Просвещение, 1986. 336 с.
Заполнить форму текущей работой