Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Спортивное право как комплексная отрасль законодательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании содержится обзор состава институтов спортивного права. В силу комплексной природы спортивного права такой состав двойственен: с одной стороны, в нем можно выделить уникальные, не свойственные для других частей права и законодательства институты, с другой — иные правовые институты, известные в системе права и системе законодательства, представлены в спортивном праве со значительной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие комплексной отрасли законодательства
  • Общетеоретические вопросы
    • 1. 1. Современная система российского законодательства
  • Право и законодательство
    • 1. 2. Комплексные отрасли в системе российского законодательства
  • Глава II. Теоретические основы и концепция спортивного права
    • 2. 1. Понятие спортивного права. Границы спортивного права
    • 2. 2. Предмет спортивного права. Спортивно-правовые отношения
    • 2. 3. Спортивное право на современном этапе: проблемы и перспективы развития
  • Глава III. Состав спортивного права
    • 3. 1. Источники спортивного права
    • 3. 2. Субъекты спортивного права
    • 3. 3. Принципы спортивного права
    • 3. 4. Институты спортивного права

Спортивное право как комплексная отрасль законодательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Возрастание роли комплексного, то есть находящегося на стыке основных отраслей права, правового регулирования является одной из главных тенденций развития современного российского законодательства. В научных изданиях последнего времени наблюдается интерес авторов к проблемам и закономерностям комплексного законодательного регулирования, угасший было после научной дискуссии конца 70-х — начала 80-х годов прошлого века о системе права. Этот интерес присущ, прежде всего, тем исследователям, которые повседневно сталкиваются с комплексными образованиями системы законодательства, структура которой в современных условиях значительно меняется. Примерами могут служить работы, целью которых является определение места в современной системе права массивов правовых норм, регулирующих отношения1 в важнейших сферах общественной жизни, как правило, не рассматривавшихся ранее в качестве самостоятельных отраслей права и законодательства — военного, информационного, медицинского, образовательного, транспортного права и др.1.

О спорте и о правовых нормах, регламентирующих складывающиеся в этой сфере отношения, в этой связи следует говорить отдельно. Спорт — одна из важнейших сфер общественной жизни. Он ценен как сам по себе, так и в качестве одной из основ сохранения и укрепления здоровья населения, средства повышения жизнестойкости, оптимизма, трудоспособности людей. Спортивные достижения граждан конкретного государства всегда считались индикатором его мощи, достоинств социальной системы, уровня развития и оборонного потенциала страны в целом. С каждым годом в мире растёт число спортсменов, как любителей, так и «профессионалов». Спортивные соревнования привлекают.

1 См., напр: Бачгию И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2- Литовка А. Б., Литовка П. И. Медицинское право — комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития // Правоведение. 2000. № 1- Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Военное право. М., 2002; Стрельникова И. А. Понятие и место транспортного права в системе права России. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2009; Сырых В. М.

Введение

в теорию образовательного права. М., 2002 и др. внимание всё большего числа людей, в спорт вкладываются всё увеличивающиеся денежные средства. Соответственно, повышаются требования к организации спортивных мероприятий, деятельности их участников, появляется потребность в более чётком правовом регулировании отношений в сфере спорта.

Особое и значимое место спорт традиционно занимает в общественной жизни нашей страны. Право на занятия физической культурой и спортом вытекает из статьи 41 Конституции Российской Федерации. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость поиска путей по формированию и сохранению здоровья граждан. В этом контексте эффективная государственная политика в сфере физической культуры и спорта рассматривается в качестве оптимального механизма сбережения нации2.

Конец первого десятилетия XXI века стал важной вехой в развитии нормативного правового обеспечения отечественного спорта — был принят Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и о спорте в Российской Федерации». 30 марта 2008 г. новый базовый нормативный правовой акт в сфере физической культуры и спорта вступил в силу. Одновременно вступила в силу глава 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. Произошедшие качественные изменения в законодательном обеспечении российского спорта, несомненно, положительно отразились на состоянии всего нормативного массива, который можно назвать спортивным правом. Наряду с этим можно наблюдать рост внимания к спортивно-правовым вопросам со стороны научной общественности. Поэтому необходимым и своевременным видится обращение к теоретико-правовой проблематике спортивного права, в том числе его рассмотрение в качестве комплексной отрасли законодательства.

2 См.: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М., 2007. С. 103.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы общей теории системы права исследовались в отечественной науке преимущественно во второй половине XX века. Можно выделить работы С. С. Алексеева, С. Н. Братуся, О. А. Красавчикова, А. В. Мицкевича, С. В. Полениной, И. С. Самощенко, А. Ф. Шебанова, В. Ф. Яковлева и др. В постсоветскую эпоху рассматриваемые вопросы стали объектом исследования Д. В. Гусева, С. В. Ермоленко, Е. А. Киримовой, М. И. Милушина, Д. Е. Петрова, В. П. Реутова, Е. Э. Черенковой и др.

Отдельные аспекты спортивного права и нормативного правового регулирования' в сфере физической культуры и спорта изучались отечественными правоведами, а также специалистами в области физической культуры и спорта: С. Н. Братановским, Р. Г. Гостевым, С. И. Гуськовым, В. Н. Зуевым, С. А. Ищенко, В. Н. Уваровым, И. М. Чемакиным и др. В работах этих авторов анализируется взаимодействие государственных органов и физкультурно-спортивных организаций, включая, спортивные федерации, трудовые отношения с участием спортсменов и тренеров, вопросы финансирования физической культуры и спорта, функционирования объектов спорта и др., исследуется история нормативного правового регулирования в сфере спорта.

Спортивно-правовой тематике посвящен ряд диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, защищенных в последние годы. Можно отметить работы И. М. Амирова, С. В. Васильева, В. П. Васькевича, Е. А. Дементьева, А. Н. Егоричева, А. С. Леонова, М. В. Лукина, М. А. Маргулиса, С. А. Медведева, Н. А. Овчинниковой, В. В. Сараева, А. Н. Чеснокова, О. А. Шевченко и др.

Стоит отметить, что в последние годы помимо прикладных вопросов правового ре1улирования спорта внимание исследователей все больше привлекают теоретические проблемы спортивного права. Попытки концептуально определить понятие спортивного права, описать его место в системе права и системе законодательства предпринимались С. В. Алексеевым,.

И.С. Кузнецовым, С. А. Медведевым, С. И. Нагих, Д. И. Рогачевым, А. А. Соловьевым и др. Ряд исследователей приходит к выводу, что сформировавшийся в России массив правовых норм, регулирующих отношения в сфере спорта, носит комплексный характер4. Однако предметом углубленного общетеоретического исследования указанный вопрос не становился.

Объектом диссертационного исследования является система российского законодательства, обладающая сложной многослойной структурой, обусловленной современным этапом ее развития. При этом система законодательства рассматривается в неразрывной связи с системой источников права, а также примыкающей к ней системой иных социальных норм.

Предметом исследования являются особенности функционирования и развития массива правовых норм, регулирующих отношения в области спорта, — спортивного права и его соотношение с системой российского законодательства.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является обоснование самостоятельности спортивного права как элемента системы законодательства, а также определение места спортивного права в данной системе с учетом существующих теоретико-правовых наработок, прежде всего по вопросу комплексных образований в структуре системы законодательства.

Объект, предмет и цель исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

— осуществить структурный анализ современной системы российского законодательства, определить элементы этой системы, их виды и уровни, существующие внутрисистемные связи, рассмотреть основные подходы к указанному вопросу;

— обосновать наличие комплексных образований в системе законодательства, их научную и практическую значимость;

4 См., напр.: Кузнецов И. С. Спортивное право России как отрасль российского законодательства // Спорт: экономика право, управление. 2004. № 4. С. 3.

— ввести определение понятия «спортивное право», критически рассмотреть основные существующие подходы к определению указанного понятия, очертить состав и границы спортивного права;

— рассмотреть предмет, принципы, основные институты спортивного права, субъектный состав правовых отношений в сфере спорта;

— осветить ключевые этапы формирования спортивного права России, уделив основное внимание современному состоянию отрасли и направлениям ее развития.

Теоретические основы исследования. Общетеоретической основой диссертации являются труды по общей теории права и государства, социологии права, психологии права, теории систем и по ряду отраслевых юридических наук О. С. Алексеева, М. О. Аржанова, М. И. Байтина, В. М. Баранова, Д. Н. Бахраха, И. В. Блауберга, С. Н. Братуся, О. С. Иоффе, В. Б. Исакова, Д. А. Керимова, О. А. Красавчикова, В. Н. Кудрявцева, О. Е. Кутафина, О. Э. Лейста, Р. З: Лившица, А. В. Малько, Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. В. Мицкевича, В. П. Мозолина, B.C. Нерсесянца, Е. Б. Пашуканиса, Л. И. Петражицкого, А. С. Пиголкина, С. В. Полениной,.

B.М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, В. А. Толстика, Т. Я. Хабриевой, P.O. Халфиной, В. М. Чхиквадзе, Н. Д. Шаргородского, Э. Г. Юдина, Л. С. Явича, Ц. А. Ямпольскои и др.

Теоретико-методологической основой исследования также стали работы в области спортивного права и нормативного правового регулирования в сфере физической культуры и спорта С. В. Алексеева, Р. Г. Гостева, С. И. Гуськова,.

C.И. Нагих, А. А. Соловьева, а также работы В. Г. Бауэра, П. А. Виноградова, А. А. Исаева, М. Я. Сарафа и др., исследовавших социальную сущность общественных отношений в указанной сфере и их развитие.

В диссертации использован зарубежный опыт комплексного исследования спортивного права, а также анализа отдельных институтов спортивного права в работах таких авторов, как М. Beloff, С. Furno, S. Gardiner, М. Jones, М. Pescante, Т. Sarkozy, G. Wong и др.

Методологические основы исследования. В работе используется современный методологический инструментарий теории права и государства, включающий как общенаучные, так и специальные методы научного познания.

В числе общенаучных методов автором используются диалектический, исторический, статистический, позволяющие рассмотреть спортивное право как целостное явление, установить его общие и частные характеристики, особенности развития.

Особое место в процессе научного исследования занимает системный (системно-структурный, системно-функциональный) метод, широкое применение которого обусловлено особенностями объекта исследования.

В работе были применены также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, необходимые для познания правовой действительности. Одновременно специфика объекта исследования определила широкое использование средств правового мониторинга действующих актов законодательства, проектов нормативных правовых актов, общественных отношений, входящих в рассматриваемую сферу правового регулирования5.

Источниковедческая и эмпирическая основа исследования. В ходе подготовки диссертации был исследован широкий круг законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере спорта и смежные отношения, значительное число законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Также исследованы основные международно-правовые документы в рассматриваемой сфере и акты корпоративного нормотворчества. В работе используются материалы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных организаций по вопросам совершенствования нормативно-правового обеспечения физической.

5 См.: Арзамасов Ю. Г., Наконечный Я. Е Мониторинг в правотворчестве: теория и методология. М., 2009. С. 10 и далее. к } культуры и спорта.

Особое внимание было уделено Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — базовому акту спортивного права России.

Эмпирическую основу диссертации составляют: источники права и практика их реализации, акты применения и толкования, статистические данные, научно-практические работы в области систематизации законодательства и в области спортивного права, справочная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации.

Научная новизна результатов исследования. Диссертация представляет собой первую попытку общетеоретического исследования спортивного права как целостного образования и определения его места в правовой системе России и в системе российского законодательства. К настоящему моменту в научной литературе проработаны лишь частные, фрагментарные аспекты функционирования спортивного права. Автором используется концепция комплексной отрасли законодательства, разрабатываемая современной npaBOBofiN наукой, обосновывается ее применимость для характеристики спортивного права.

В работе впервые осуществленанализ спортивного права с учетом происходящих системных изменений, обусловленных вступлением в силу Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В этой связи автором не только описывается система действующих источников спортивного права России, но и предлагаются пути ее развития и совершенствования.

В работе обосновываются следующие теоретические положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Принимая во внимание дискуссионность вопроса и существующее многообразие подходов, автор использует понятие «комплексные отрасли законодательства» для характеристики обособленных групп нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права, при этом объединенных предметным единством, то есть регулирующих качественно однородные общественные отношения, а также едиными принципами, в основе которых, как правило, лежат базовые законодательные акты.

2. Результаты исследования системы российского законодательства в целом, а также соответствующей тематической источниковедческой базы и научной литературы, позволяют сделать вывод, что к настоящему времени сформировалась комплексная отрасль законодательства — спортивное право, обладающая особым предметом правового регулирования, состоящая из базового нормативного правового акта — Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», осуществляющего функцию системообразующего отраслевого центра, и ряда согласующихся с ним законов и иных нормативных правовых актов, отличающаяся внутренней структурированностью и системностью.

3. Одновременно автором не отрицается возможность теоретико-правового рассмотрения спортивного права в иных качествах. В частности, спортивное право может быть рассмотрено как составная часть правовой системы — целостного комплекса правовых явлений, связанных со спортом. В таком случае спортивное право включает как соответствующий нормативный массив и систему источников, так и другие элементы, соответствующие прочим элементам правовой системы: спортивную правовую культуру, спортивное правосознание и спортивно-правовую идеологию, институты, осуществляющие деятельность в сфере спортивного права, практику спортивного права и т. д.

4. Предмет спортивного права составляют спортивные отношения — особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную (состязательную) деятельность и (или) подготовку к ней. К спортивным отношениям ограничено применение принципа эквивалентности.

5. В исследовании содержится обзор состава институтов спортивного права. В силу комплексной природы спортивного права такой состав двойственен: с одной стороны, в нем можно выделить уникальные, не свойственные для других частей права и законодательства институты, с другой — иные правовые институты, известные в системе права и системе законодательства, представлены в спортивном праве со значительной спецификой, обусловленной своеобразием спортивной деятельности. В числе первой группы институтов спортивного права автор называет и характеризует институты борьбы с допингом, драфта, видов спорта, Единой всероссийской спортивной классификации, спортивных сборных команд, в числе второй группы — институты гражданства, разрешения споров, юридической ответственности, трудового договора, перехода работников от одного работодателя к другому, аттестации работников, договора присоединения, спонсорства, страхования, агентирования, лицензированиягосударственного контроля, признания и др.

6. Развитие и правовое регулирование правовых отношений в сфере спорта строится на общеправовых и межотраслевых принципах права, отраслевых принципах — гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей права, принципах отдельных правовых институтов, а также на единых специфичных принципах спортивного права: правовой автономии спорта, соревновательности, ограничения эквивалентности, «честной игры» («fair play»).

7. Автором обращается внимание на невозможность классификации спортивных правоотношений по видам осуществляемой их субъектами экономической деятельности с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)6 в действующей редакции, в связи с чем даются конкретные предложения по.

6 Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. «О принятии и введении в действие ОКВЭД» совершенствованию ОКВЭД в части описания видов деятельности в области физической культуры и спорта (см. Приложение).

8. Автор обосновывает нецелесообразность разработки «спортивного кодекса» на современном этапе развития спортивного права России, а также отсутствие необходимости в специальном законодательном регулировании профессионального спорта.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы широким кругом субъектов, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта.

В работе осуществлен критический анализ представлений о системе права и системе законодательства, их структуре и соотношении. В результате уточнено понятие комплексной отрасли законодательства, что углубило современные научные знания по данному вопросу. Результаты диссертационного исследования могут применяться при преподавании соответствующих разделов курса теории права и государства, а также специальных дисциплин, рассчитанных на юристов и специалистов в сфере физической культуры и спорта.

В диссертации определено место спортивного права как комплексной отрасли российского законодательства, описаны его объект, принципы, содержится анализ основных институтов и специфических субъектов правовых отношений в сфере спорта, что может быть использовано федеральными органами законодательной и исполнительной власти в процессе дальнейшего совершенствования законодательства о физической культуре и спорте, а также правоприменительными органами. В частности, практическая значимость исследования многократно возрастает в условиях продолжающейся работы по совершенствованию российского законодательства о физической культуре и спорте и спортивного права в целом с учетом нового базового отраслевого акта.

— Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» .

По результатам диссертационного исследования автором осуществляется доработка программы спецкурса «Спортивное право», рассчитанного на студентов, проходящих подготовку по специальности «Юриспруденция». Чтение курса планируется на факультете права Государственного университета.

— Высшей школы экономики.

Апробация результатов диссертации. Работа выполнена на кафедре теории права и сравнительного правоведения факультета права Государственного университета — Высшей школы экономики. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях указанной кафедры, высказывались автором на I и II международных научно-практических конференциях «Спортивное право: перспективы развития» (г. Москва, Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, 29 июня 2007 г. и 29 мая 2008 г.), Научно-практической конференции «О гражданско-правовых отношениях между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. Пути развития» и «круглом столе» по теме: «Обсуждение проекта федерального закона «О спортивной подготовке» (г. Москва, 19 ноября 2009 г.), докладывались на заседаниях рабочих органов Федерального агентства по физической культуре и спорту, Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, легли в основу ряда публикаций автора.

Материал диссертационного исследования широко апробирован в ходе профессиональной деятельности автора в качестве преподавателя кафедры теории права и сравнительного правоведения Государственного университета — Высшей школы экономики (с 2006 г.), ведущего специалиста-эксперта отдела нормативного обеспечения отрасли Правового управления Федерального агентства по физической культуре и спорту (2007;2008 гг.), арбитра Спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (с 2009 г.), члена Экспертного совета Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения (с 2009 г.), члена Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России (с 2010 г.).

Отдельные предложения, вытекающие из научного исследования были приняты и реализованы в практической деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в ходе разработки Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и главы 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров». Автор участвовал в деятельности рабочих групп по подготовке проектов указанных федеральных законов.

Ряд теоретических положений, сформулированных в ходе исследования, используются автором в ходе проведения занятий со студентами по курсу «Теория государства и права» на факультете права Государственного университета — Высшей школы экономики.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования и позволяет последовательно рассмотреть теоретические и практические проблемы избранной темы. Работа включает в себя введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что к настоящему времени в российской правовой системе, равно как и в правовых системах мира, сформировалось сложное многогранное явление, именуемое спортивным правом. Учитывая своеобразие спорта, его политическую и правовую автономию, все возрастающее общественное и политическое значение, пересечение правовой и спортивной сфер также весьма специфично. Возможно, именно поэтому, несмотря на нередкое в последнее время обращение ученых к спортивно-правовой проблематике, единый подход к базовому понятиюспортивному праву — остается невыработанным. В настоящей работе спортивное право подверглось анализу в качестве составной неотъемлемой части российской правовой системы, что, не отрицает прочие его ипостаси и проявления.

Спортивное право рассмотрено автором на национальном уровне с использованием сформированных в отечественной юриспруденции в ходе десятилетий взглядов, на структурный состав системы права и системы законодательства. Критерием членения системы права на составляющие элементы — прежде всего, отрасли и подотрасли права, а также правовые институты — общепризнан предмет правового регулирования. Кроме того, принято считать, что отдельным отраслям права соответствуют особые методы правового регулирования, отражающие специфику применяемых способов правового воздействия и правовых средств, а также формирующиеся отраслевые режимы. При этом было установлено, что представления о структурном составе системы законодательства при этом отличаются меньшим единообразием и степенью разработанности, часто являясь своего рода проекцией на систему законодательства характеристик системы права.

Происходящие изменения в общественной жизни нашей страны, отражающиеся на правовой сфере, заставляют по-новому взглянуть на рассматриваемую теоретическую проблематику. Для преодоления нарушений системности законодательства, низкого качества законопроектов, многочисленных юридических коллизий, сказывающихся на невысоком уровне реализации законов, что является слабейшим участком юридической сферы нашего общества, необходима подготовка научных концепций отраслевого законодательства519. Этим обусловлено вновь возрастающее внимание к ставшим классическими структурным проблемам теории права. В частности, предпринимаются регулярные попытки обосновать существование тех или иных правовых образований в качестве особых, «комплексных» отраслей права, не соответствующих критериям «предмет-метод» (либо в отношении которых соответствие этим критериям небесспорно), в противоположность традиционно выделяемым, «основным» отраслям права. Одновременно, по-видимому, в силу дискуссионности проблем соотношения права и законодательства, состава последнего, можно наблюдать смешение научных представлений о структурном составе системы права и системы законодательства, а также используемых для их исследования и описания понятий и классификаций.

Перспективу разрешения описанных выше проблемавтор увидел в обращении к структурному составу системы законодательства, отличному от структурного состава системыправа, характеризующемуся многослойностью и включающему в себя, помимо прочих, комплексные образования, в том числе комплексные отрасли законодательства. Законодательство приэтом понимается широком смысле — как совокупность нормативных правовых актов, включая и подзаконные акты. Представляется, что лишь выделение комплексных отраслей законодательства и научная разработка соответствующего понятия позволяет дать характеристику ряду новых явлений, как в системе источников права, так и в самой системе права, в том числе спортивному праву. С этой целью автором была предпринята попытка определения комплексной отрасли законодательства.

Отрадно наблюдать все возрастающий интерес к спортивному праву со стороны общественности и ученых-юристов, повышение общего уровня.

519 Концепции развития российского законодательства. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2004. С. 6. правовой культуры и правового сознания в сфере спорта. Однако научная дискуссия по спортивно-правовой проблематике видится неполноценной без рассмотрения вопроса феноменологии спортивного права, его оснований, места в правовой системе. Выводы диссертации и размышления автора представляют собой попытку ответить на этот вопрос, путем применения к рассматриваемой специализированной базе источников накопленного в отечественной теоретической юриспруденции инструментария.

В диссертации проведен анализ свыше полусотни нормативных правовых источников в сфере спорта, в первую очередь, действующих, что позволяет i составить целостную картину нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере, определить внутренние взаимосвязи спортивного права, существующие проблемы и возможные пути их решения. Одновременно автор обобщил значительный по своему объему опыт исследования спортивного права в. нашей стране и за рубежом, в ходе анализа научных публикаций, посвященных отдельным аспектам спортивного права.

В значительной мере исследование ориентировано на специалистовt к непосредственно участвующих в разработке, изменении и совершенствовании норм спортивного права — как на уровне законотворчества, так и на уровне подзаконного, локального и корпоративного нормотворчества, а также применении указанных норм. Одной из основных задач автора являлся поиск теоретической основы для такой деятельности, ведь, как справедливо отмечает В. М. Сырых, любые нормативные акты должны базироваться на выводах теории права, логики, отраслевых юридических наук. Вместе с тем, автор изначально рассматривал свою диссертацию как теоретико-правовую, «примеряя» в ней современную теорию права на уникальную, специфичную и при этом весьма значимую сферу общественных отношений, а также осуществляя поиск и апробирование подходящих для описания этой сферы теорий и представлений.

520 Сырых В. М. Предмет и система законодательной техники как прикладной науки и учебной дисциплины // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2001. Т. 1 С. 13.

Нельзя не отметить, что в ходе работы над диссертацией использован материал, накопленный в ходе практической деятельности автора при работе над законопроектами и проектами нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на регулирование спортивных отношений, а также анализе отраслевой нормативной правовой базы. Отдельные идеи и взгляды автора были претворены в жизнь в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», главе 54.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ряде актов в их реализацию.

В ходе исследования охарактеризован ряд институтов спортивного права, система его принципов и субъектов. По данным вопросам, как мне кажется, сказано далеко не последнее слово. Структура и объем настоящей работы, а также стоящие перед нами задачи, определили обзорный характер рассмотрения этих вопросов, которые видятся направлениями для дальнейших углубленных изысканий. При этом основной целью диссертации был поиск места спортивного права в правовой системе, в результате чего было выработано последовательно обосновываемое представление о спортивном праве как комплексной отрасли законодательства, и автор убежден в преимуществах такого подхода.

Представляется, что рассмотрение спортивногоправа на теоретико-правовом уровне, в том числе как комплексной отрасли законодательства, то есть единой системы согласованных источников, создаваемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и базовым Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», и существующей на основе общих принципов, позволит строить дальнейшую работу по его совершенствованию и приведению к тому качественному уровню правовой регламентации общественных отношений, который будет соответствовать современному этапу развития и интересам российского спорта, общества и государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 57. Ст. 5712. С последующими изменениями и дополнениями.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301- 1996. № 5. Ст. 410- 2001. № 49. Ст. 4552- 2006. № 52. Ст. 5496. С последующими изменениями и дополнениями.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823. С последующими изменениями и дополнениями.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1. С последующими изменениями и дополнениями.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3. С последующими изменениями и дополнениями.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. С последующими изменениями и дополнениями.
  7. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1797. С последующими изменениями и дополнениями.
  8. Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. № 13-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 9. Ст. 812.
  9. Федеральный закон от 17 июня 2010 г. «О внесении изменения в статью 184 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 25. Ст. 3071.
  10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031. С последующими изменениями и дополнениями.
  11. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757. С последующими изменениями и дополнениями.
  12. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145. С последующими изменениями и дополнениями.
  13. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3032. С последующими изменениями и дополнениями.
  14. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148. С последующими изменениями и дополнениями.
  15. Федеральный закон от 27 декабря 2006 г. № 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1. Ст. 3.
  16. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232. С последующими изменениями и дополнениями.
  17. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. ст. 3019. С последующими изменениями и дополнениями. г
  18. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2206. С последующими изменениями и дополнениями.
  19. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6242. С последующими изменениями и дополнениями.
  20. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930. С последующими изменениями и дополнениями.
  21. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822. С последующими изменениями и дополнениями.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2290.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 748 «О дополнительных гарантиях спортсменам, работникам физической культуры, спорта и туризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2660.
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 № 904 «О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 2. Ст. 162. С последующими изменениями и дополнениями.
  25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р «О Социальных нормативах и нормах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 29. Ст. 3504. С последующими изменениями и дополнениями.
  26. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» // Социальный мир. 2007. № 12.
  27. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 56 «Об утверждении Положения оспортивных судьях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 8.
  28. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. «О принятии ивведении в действие ОКВЭД» (вместе с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности»)".
  29. Закон города Москвы от 14 декабря 2001 г. № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» // Ведомости Московской городской Думы. 2002. № 2. Ст. 301.
  30. Закон города Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» // Тверская, 13. 2009. 28 июля.
  31. Закон Московской области от 27 декабря 2008 г. № 226/2008−03 «О физической культуре и спорте в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2008. 30 декабря.
  32. Закон Омской области от 24 июля 2008 г. № 1070−03 «О физической культуре и спорте в Омской области» // Омский вестник. 2008. 26 июля.
  33. Закон Московской области от 8 февраля 2002 г. № 3/2002−03 «О детско-юношеском спорте в Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 2002. № 4.
  34. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 4-П по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 11. Ст. 1372.
  35. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  36. Конституции государств Америки / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2006.64
Заполнить форму текущей работой