Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Международно-правовые аспекты экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Резюмируя, можно утверждать, что построение более или менее жизнеспособного (то есть реального или ситуативного в нашей классификации) интеграционного объединения, включающего в себя большинство государств-участников СНГ, базируясь на основе существующих на сегодняшний день международно-правовых договоров, представляется невозможным (не считая вышеотмеченных исключений). Достижение же цели… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    • 1. Понятие, сущность и цели международной экономической интеграции
    • 2. Формы экономической интеграции в современном мире
  • ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РАМКАХ СНГ
    • 1. Международно-правовая природа экономического сотрудничества в рамках СНГ
    • 2. Формы экономического сотрудничества в рамках СНГ
  • A) Международные договоры
  • Б) Союз Беларуси и России
  • B) Таможенный союз
  • Г) Экономический суд СНГ
    • 3. Экономическое сотрудничество в форме локальной интеграции

Международно-правовые аспекты экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Процесс радикальных политических изменений конца 80-х — начала 90-х годов, завершившийся развалом Советского Союза и созданием целого ряда новых независимых государств, повлек за собой, помимо прочего, также и серьезные проблемы экономического плана. Межреспубликанский товарообмен, превышавший в 1990 году 20% от всего совокупного внутреннего валового продукта СССР (аналогичный показатель Европейского экономического сообщества составлял около 16% ([111], стр.184)), являлся одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики. Поэтому искусственное разрушение единого народно-хозяйственного комплекса, изначально создававшегося как одно целое, не могло, по оценкам специалистов (см., напр., [127]), не привести к тяжелым экономическим последствиям, в частности, резкому спаду производства, росту затрат, введению таможенных пошлин и квот и, в итоге, к непрерывному кризисному состоянию экономик всех вновь образовавшихся стран.

Не в последнюю очередь такое положение дел было обусловлено и причинами правового характера. Сравнительно неожиданное обретение не только экономической, но и политической независимости, вызвало необходимость создания собственной системы законодательства, что делалось, как правило, с лихорадочной поспешностью и подчас в ущерб качеству. Так, например, почти все налоговое законодательство Российской Федерации, просуществовавшее после этого почти целое десятилетие и вызывавшее в течение всего этого времени множество споров и нареканий, было фактически принято в течение последней недели 1991 года (см., напр., [57], [58], [59], [60] и др.).

При этом экономические отношения на межгосударственном уровне, как между бывшими республиками в составе СССР, так и между их хозяйствующими субъектами, оказались не урегулированными в принципе. Два положения, содержавшиеся в подписанном 8 декабря 1991 года Соглашении о создании Содружества независимых государств [36], о том, что подписавшие его стороны считают необходимым заключение отдельного соглашения о сотрудничестве в области экономики (статья 4), а также о том, что одной из составляющих сферы совместной деятельности сторон является их сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства (статья 7), в любом приближении не могли считаться достаточной правовой базой для какого бы то ни было экономического взаимодействия.

Государства-участники СНГ принялись активно заполнять образовавшийся правовой вакуум. Достаточно сказать, что только за три первых года существования этого объединения ими было заключено более 20 многосторонних договоров и соглашений, регулирующих различные аспекты экономического сотрудничества ([78], стр. 126−127). Очевидно, что число подписанных документов более низкого уровня было еще большим (так, например, только Совет глав правительств принял более 300 документов, посвященных экономическим вопросам ([115], стр. 5). Количество же соответствующих двусторонних договоренностей в силу информационной раздробленности учету практически не поддается.

Несмотря на обилие актов, призванных образовать собой нормативную базу для действенного и плодотворного экономического сотрудничества на территории бывшего СССР, формирования единого экономического пространства, даже на самом низком уровне, не произошло, как не произошло и мало-мальски значимого в макроэкономических масштабах восстановления разрушенных хозяйственных связей. Более того, внешнеторговый оборот каждой страны (за исключением отдельных стран, являющихся крупными экспортерами полезных ископаемых, например, России или Узбекистана) по сравнению с 1990 годом продолжал неуклонно сокращаться, причем не только «внутри» СНГ, но также и за его пределами ([158], стр. 103). Например, только у России и только за 1999 год товарооборот со странами СНГ снизился на 26% [116]. Отдельные периоды относительного роста, как правило, оказывались обусловленными колебаниями цен на мировом рынке и иными подобными причинами.

В результате до 2001 года, то есть почти за 10 лет, прошедших после прекращения существования СССР, на его территории так и не созданы условия для функционирования зоны свободной торговли — первого этапа реальной экономической интеграции. Торговля осуществляется на двусторонней основе, в значительной мере в бартерном варианте. Удельный вес внутрирегионального экспорта в совокупном валовом внутреннем продукте стран СНГ неуклонно падает, что свидетельствует о снижении степени их функциональной открытости по отношению друг к другу, иными словами, свидетельствует об углублении их дезинтеграции ([155], стр. 197). А если учесть, что все перечисленные процессы и явления наблюдаются на фоне успешно развивающихся интеграционных процессов в Западной Европе, Северной Америке и, хотя и в гораздо меньшей степени, в остальном мире, актуальность исследования вопросов экономической интеграции и, в частности, ее правовых аспектов — одной из важнейших составляющих основы этого процесса — не подлежит сомнению.

Степень разработанности темы. Как самостоятельный термин, более или менее близкий к своему теперешнему значению, «интеграция» имеет своим происхождением так называемый «план Маршалла», вступивший в силу в апреле 1948 года и предусматривавший восстановление экономики послевоенной Западной Европы, а также, до известной степени, ее объединение. Этим обуславливается то обстоятельство, что практически любое исследование рассматриваемого феномена каким-либо образом связано с его протеканием в этом регионе. Общеизвестной практике интегрирования западноевропейских стран посвящено огромное количество исследований во всем мире, однако постоянно появляются всё новые работы, что неизбежно в силу непрерывного развития этого интеграционного объединения. Уделяется внимание этому вопросу и современными российскими учеными (см., напр., [97], [98], [113], [132], [141] и др.).

Серьезные исследования интеграционных процессов в мире проводились отечественными учеными и до наступления 90-х годов, однако объективные препятствия, суть которых заключалась в необходимости придерживаться рамок официальной идеологии, накладывали определенные ограничения на их результаты. Достаточно отметить, что интеграция капиталистическая всегда жестко отделялась от интеграции социалистической и даже противопоставлялась ей. При этом под первой понималось «создание межгосударственных монополистических объединений — замкнутых экономических блоков как новых форм борьбы за экономический раздел и передел мира», в то время как под второй — «планомерно регулируемый процесс углубления международного социалистического разделения труда, развития производственной и научно-технической кооперации, взаимовыгодных торгово-экономических и валютно-финансовых связей социалистических стран"([133], стр. 494). Впрочем, не менее существенную роль идеология играла зачастую и в работах западных ученых.

Фактически итоги проводившихся до окончания существования Союза ССР исследований правового регулирования межгосударственных отношений, связанных с интеграцией, были подведены в седьмом томе Курса международного права, посвященном международно-правовым формам интеграционных процессов в современном мире [100]. В нем были рассмотрены, в частности, методы правового регулирования деятельности всех важнейших региональных организаций в области экономического сотрудничества, существовавших на начало 90-х годов двадцатого века.

Исследования, хотя бы подобного этому, посвященного интеграционным процессам в рамках Содружества независимых государств, на сегодняшний день не существуетв различных учебниках международного права данной теме посвящаются лишь отдельные упоминания при рассмотрении таких традиционно включаемых в курс международного права разделов, как право международных организаций или международное экономическое право (см., напр., [107], [72], [83], [84], [103], [108], [118], [144], [109], [106] и др.). Этим, а также постоянно возрастающей актуальностью экономических проблем, связанных с особенностями протекания таких процессов, вызвано непрерывное повышение интереса к ним со стороны современных отечественных исследователей.

Из появившихся в последнее время следует отметить работу Моисеева Е. Г., посвященную международно-правовым основам сотрудничества стран СНГ [115], в которой, в порядке рассмотрения экономической составляющей этого сотрудничества, проанализированы некоторые положения нескольких наиболее важных договоров, заключенных между этими странами. Аналогичным образом исследованы вопросы двустороннего экономического сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ, которым в этой работе уделяется основное внимание.

Некоторым аспектам экономической интеграции в рамках СНГ посвящены отдельные разделы сборников и пособий соответствующей тематики (см., напр., [111], [112], [123], [158]), где, в основном, приводятся общие оценки интеграционной ситуации в странах СНГ и обозначаются некоторые проблемы и перспективы ее развития. Как правило, такие исследования проводятся учеными-экономистами с позиций экономической науки и, естественно, без акцентирования внимания на особенностях правового регулирования соответствующих объектов. В этой связи представляют интерес статьи Шишкова Ю. В. ([150], [151], [152], [153], [154], [155]) и О. В. Черковца [148], а также монография Евстигнеева В. Р. [86], где последовательно проводится сравнение интеграции в Западной Европе и других регионах мира и интеграции на постсоветском пространстве, а также изучается востребованность опыта первой при проведении второй с учетом различий в уровне экономического развития.

Непосредственно вопросам международно-правового обеспечения экономического сотрудничества в рамках СНГ посвящены работы Вельяминова Г. М. (см., напр., [78]), в которых анализируется договорная база экономических связей России со странами СНГ.

Некоторые международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ, рассматривались Ржевским В. А. [122] и Блищенко И. П. [75].

Следует также выделить работы Сапрыкина Ф. И. [124], Моисеева Е. Г. [114], Шумского В. Н. [156], Давлетгильдеева Р. Ш. ([80], [81]), Кириченко В. ([94], [95]), Чекурова В. [146], Погосова И. [119], Валовой Т. [77] и Зевина JI. [87], посвященные, в частности, отдельным аспектам развития интеграционных процессов в рамках Экономического и Таможенного союзов, а также деятельности соответствующих институтов СНГ.

Общие вопросы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве изучались Решетниковым В. [121], Шумским Н. Н. [157] иИсингариным Н.К. ([88], [90]).

Наконец, исследования деятельности Экономического суда СНГ проводились Сафиуллиным Д. [125], Клеандровым М. И. [96], Павловой Н. В. [76] и Карпенко Д. [93], а также Симоняном Г. В. ([128], [129]).

Существуют, таким образом, работы, посвященные анализу западного опыта экономической интеграции, и работы, посвященные отдельным вопросам экономической интеграции в рамках СНГ. Их сопоставление проводится преимущественно с позиций экономики, без уделения должного внимания правовым аспектам такого сравнения. Не был, следовательно, проведен и комплексный анализ экономической интеграции в рамках СНГ с международно-правовых позиций, который представляет безусловный интерес в свете непрекращающегося экономического кризиса и, соответственно, поиска возможных путей выхода из него, в частности, с учетом совершения необходимых действий правового характера.

В отношении терминологии, используемой в перечисленных работах, необходимо отметить тот факт, что само понятие «экономическая интеграция» в настоящее время не имеет общепринятого однозначного толкования, и надлежащим образом не устоялось [100]. В экономической науке оно обычно отождествляется со сближением и сращиванием экономических субъектов или национальных хозяйств ([120], стр. 133), с правовой же точки зрения его чаще используют для обозначения качественно нового этапа интернационализации хозяйственной жизни ([139], стр. 185).

Таким образом, в настоящее время нет работ, посвященных всестороннему анализу правового фундамента экономической интеграции государств-участников СНГ с учетом отсутствия ее практических результатов и исследованием возможной обусловленности последнего причинами правового характера, а также не существует устоявшегося понятия «экономическая интеграция», вследствие чего утверждение об исчерпанности данной темы не может быть признано верным даже в самом грубом приближении.

Цель и задачи исследования

Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы можно определить основную цель диссертационного исследования: выявить наиболее характерные черты и особенности международно-правового регулирования процесса экономической интеграции в рамках СНГ.

В соответствии с поставленной целью в приоритетные задачи исследования входит:

— исследовать различные методологические подходы к феномену интеграции и уточнить понятие «экономическая интеграция» применительно к специфике условий современной России и других государств-участников СНГ;

— рассмотреть основные из существующих в современном мире форм экономической интеграции, ввести и обосновать их классификацию, основанную на степени соответствия содержания правовых норм, закрепленных в соответствующих международных договорах, реальным целям и возможностям их реализации;

— проанализировать содержание норм международных договоров и соглашений, которыми оформлено создание различных интеграционных объединений в рамках СНГ;

— выявить возможные направления и перспективы интеграционных процессов в рамках СНГ и роль международно-правового регулирования в их развитии.

Научная новизна исследования. Как следует из самой постановки проблемы экономической интеграции, рассматриваемой путем изучения накопленного мирового (преимущественно западноевропейского) и отечественного опыта, научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнено понятие «экономическая интеграция» с учетом ее международно-правовой основы и возможности существования в формах, характеризуемых различными степенями реализуемости;

— проведена классификация форм экономической интеграции по степени соответствия содержания правовых норм, закрепленных в соответствующих международных договорах, реальным целям и возможностям их реализации с учетом конструктивных особенностей этих норм;

— показана декларативность интеграционных объединений в рамках СНГ (в частности, Экономического и Таможенного союзов), за исключением Союза Беларуси и России;

— установлена роль Экономического суда СНГ как института декларативного интеграционного объединения;

— предложена модель сотрудничества, предусматривающая экономическую интеграцию на локальном уровне.

Теоретико-методологические основы исследования. Как мы видели, основополагающий термин «экономическая интеграция», непосредственно связанный со всеми исследуемыми в настоящей работе вопросами, в настоящее время не является устоявшимся и не имеет какого-либо одного общепринятого толкования на уровне целостного определения. Представляется, однако, что никакое научное и исследование, хотя бы на начальном этапе, невозможно без применения определенной методологической базы, дающей возможность достичь желаемого результата, опираясь на более широкие положения фундаментального характера. В качестве таких теоретико-методологических источников автором использовались учения Г. Лейбница о развитии материи и Г. Спенсера о всеобщей эволюции, а также К. Маркса о последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формациях.

В качестве исследовательских принципов были избраны комплексность, компаративность и объективностьнашли свое применение такие методы, как логический, сравнительного правоведения, а также формально-юридический.

Объект и предмет исследования. Объектом изучения является экономическая интеграция, а предметом —международно-правовые основы экономической интеграции в рамках Содружества независимых государств.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие полученные в результате настоящего исследования утверждения:

— интеграционные объединения, существующие на сегодняшний день в рамках СНГ, в частности, Экономический и Таможенный союзы, носят декларативный характер в смысле разработанной автором классификации форм экономической интеграции по степени соответствия содержания правовых норм реальным целям и возможностям их реализации;

— нормы, регулирующие деятельность Экономического суда СНГ, характеризуют ее как деятельность одного из институтов декларативного интеграционного объединения;

— реальная экономическая интеграция в рамках СНГ возможна на любом из известных мировой практике уровней при условии ее территориальной и экономической локальности.

Источники и эмпирическая база исследования. Привлечены статистические данные, материалы периодической печати, международные договоры, а также нормативные правовые акты внутригосударственного уровня.

Научная и практическая значимость исследования. Полученные выводы позволяют дополнить научные представления в области изучения международной экономической интеграции. Они могут найти применение в дальнейших исследованиях обозначенной проблемы, а также иметь практическое значение для деятельности соответствующих институтов по разработке конкретных мероприятий правового характера, направленных на оформление интеграционных отношений.

Материалы работы могут быть использованы в преподавании некоторых разделов международного права и экономической теории, ряда спецкурсов, читаемых на гуманитарных факультетах университетов.

Апробация работы. Основные результаты и выводы настоящего диссертационного исследования были положены в основу доклада автора на общем собрании Российской ассоциации международного права и отражены в 2 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая из которых включает в себя два параграфа, а втораятри, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследуются основные методологические подходы к феномену международной экономической интеграции, рассматриваются, с использованием конкретных примеров, существующие в современном.

Заключение

.

Представляется достаточно очевидным, что любое государство, преследующее цели оптимального развития, должно учитывать общемировые тенденции, присущие тому или иному временному периоду. Стремление к объединению в его различных формах, начиная с экономической и заканчивая политической, является на сегодняшний день одним из наиболее значимых признаков, характеризующих ситуацию в мире. Подлинный же экономический прогресс в границах отдельной страны уже практически невозможен. Следовательно, любое государство, если его экономика не является самодостаточной во всех отношениях системой (в настоящее время этому гипотетическому критерию в определенных пределах отвечает только КНР, а также, в меньшей степени, США), для поддержания определенных темпов своего развития должно в доступной ему степени прилагать усилия к максимальному расширению сотрудничества с другими странами.

Возможны, однако, случаи, когда, несмотря на внешне активные действия государств в направлении повышения степени взаимосвязанности своих экономик, их развитие не только не получает никакого дополнительного ускорения, но и практически никак не реагирует на заключение соответствующих договоренностейпри этом ожидания, построенные на основе хрестоматийных примеров, естественно, не оправдываются. Становится, соответственно, неясным, вызвана ли неверность прогнозов неправильной оценкой экономической ситуации, невозможностью применения опыта западноевропейской или североамериканской интеграции в условиях бывших республик Советского Союза, какой-то иной причиной или же их совокупностью.

Отсюда следует неоспоримая актуальность исследований, направленных на объяснение причин, порождающих отсутствие показателей, которых можно было бы ожидать исходя из аналогичных данных Западной Европы. В том же случае, когда экономика переживает глубокий кризис (ситуация, которую мы наблюдаем в настоящее время в Российской Федерации), важность правильного определения каждой группы условий и причин, определяющих отсутствие экономического роста, который должен был стать следствием объединения усилий нескольких стран, еще более возрастает. В нашей работе такой группой стали международно-правовые аспекты этого процесса.

Задавшись, таким образом, обозначенной целью, и начав с рассмотрения основных методологических подходов к феномену экономической интеграции, мы несколько уточнили соответствующее определение для целей изучения влияния ее международно-правовых аспектов на протекание самого процесса. Условившись понимать под ней последовательный процесс расширения и углубления экономического и производственного сотрудничества двух и более экономически развитых государств, направленный на обеспечение их дальнейшего экономического прогресса, обусловленный как политическими, так и рыночно-хозяйственными причинами, носящий региональный характер, и базирующийся на каждом этапе своего развития на реальной международно-правовой основе, мы определились с содержанием исследуемого феномена.

На основе этого определения нами была построена классификация форм экономической интеграции, основанная на степени соответствия содержания правовых норм, закрепленных в международных договорах, которыми оформляется создание той или иной международной институции, реальным целям и возможностям их реализации с учетом существенных особенностей содержания этих норм. По указанному признаку было выделено три типа экономической интеграции: реальная, ситуативная и декларативная.

Международные договоры при реальной интеграции характеризуются такими правовыми построениями, которые обеспечивают достижимость преследуемых договаривающимися государствами целей в случае наличия у них соответствующей политической воли и экономической возможности. Во втором случае интеграция фактически представляет собой лишь цель, преследуемую сторонами договора, а последний оформляет собой процедуру ее достижения. Декларативная же интеграция отличается от ситуативной такой специфической регламентацией своего существования, которая характеризуется невозможностью практической реализации входящих в соответствующий акт нормативно-правовых установлений.

Выделив, таким образом, понятие декларативной экономической интеграции, мы перешли непосредственно к рассмотрению форм экономического сотрудничества в рамках Содружества независимых государств. Были изучены такие институции, как Экономический союз, Таможенный союз, Союз Беларуси и России, Экономический суд СНГ. Кроме того, помимо международных договоров, оформляющих создание перечисленных образований, исследовались также многие другие акты, непосредственно касающиеся затронутой проблематики. В частности, это Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и другие подобные соглашения (менее основополагающие), а также договоры, каким-либо образом связанные с деятельностью Экономического суда СНГ, который в той форме, в которой он существует в настоящее время, фактически иллюстрирует декларативность экономической интеграции в рамках СНГ.

Анализ очерченного круга материалов позволил прийти к основному выводу всего исследования: декларативной сущности экономической интеграции, осуществляемой на основе договоренностей, заключаемых государствами-участниками СНГ. Единственным исключением является Союз Беларуси и России, представляющий собой на сегодняшний день классический пример ситуативной интеграции (с некоторыми элементами реальной). Кроме того, Таможенный союз также может перейти в эту категорию после вступления в силу Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года или реализации намерений, преследуемых при преобразовании его в Евразийское экономическое сообщество по образцу Европейского экономического сообщества, соглашение о создании которого было подписано 4 октября 2000 года в Астане.

Резюмируя, можно утверждать, что построение более или менее жизнеспособного (то есть реального или ситуативного в нашей классификации) интеграционного объединения, включающего в себя большинство государств-участников СНГ, базируясь на основе существующих на сегодняшний день международно-правовых договоров, представляется невозможным (не считая вышеотмеченных исключений). Достижение же цели, заключающейся в подлинной интеграции экономик, будет зависеть, не в последнюю очередь, от международно-правовой регламентации этого процесса (оценка экономического потенциала выходит за рамки настоящей работы, хотя можно предположить, что именно это препятствие станет непреодолимым). При этом существенным подспорьем могло бы стать использование опыта Европейского экономического сообщества — Европейского сообщества. Отдельные примеры такого использования приводились в настоящем исследовании, однако, по нашему мнению, обращения к этому опыту имеют эпизодический характер и определяющей роли не играют. Предлагаемая в заключительном параграфе модель локальной экономической интеграции также могла бы базироваться на международно-правовой основе, разработанной с учетом соответствующих положений учредительных документов ЕЭС-ЕС.

Проделав некоторые шаги в определении возможной комбинации из положений договоров западноевропейских стран, некоторых норм, включенных в акты, оформляющие создание Союза Беларуси и России, а также других позиций, следует, тем не менее, признать, что моделирование их оптимального для имеющихся (в частности, в Российской Федерации) условий сочетания представляет собой тему дальнейших, и при этом весьма обширных, исследований. При этом необходимо учитывать, что в силу целого ряда причин как внутригосударственного, так и внешнеполитического характера, сохранение существующей ситуации может повлечь за собой необратимость наблюдаемого в настоящее время процесса размежевания экономик государств-участников СНГ. Такое положение может быть изменено лишь при условии незамедлительной смены отношения к выполнению существующих договоренностей, разработки принципиального нового механизма их реализации, а также внесения в них соответствующих изменений и дополнений. К сожалению, приводившиеся примеры документов, датируемых самым последним временем (то есть серединой 2000 года), надежды на такое развитие событий не дают.

Также представляет интерес для будущей работы проблема влияния на процессы экономической интеграции хозяйственного взаимодействия на субрегиональном уровне, а именно, между субъектами Российской Федерации и аналогичными образованиями других государств. Подобные отношения, в силу меньшей масштабности, являются более гибкими и способными быстрее реагировать на изменения складывающейся экономической ситуации. Представляется, что именно заключение соответствующих договоров на таком уровне могло бы стать основой реальной интеграции, поскольку взаимодействие между двумя экономически развитыми областями двух государств может быть более эффективным, чем взаимодействие самих государств, причем эффект должен проявиться также и на общегосударственном уровне. Разумеется, правовая регламентация этого процесса должна быть безупречна и не должна воспроизводить дефектов межгосударственных соглашений, подобных многочисленным примерам, приведенным выше. В этом случае, при наличии достаточной экономической базы, ожидание положительного результата будет вполне оправданным. Таких соглашений уже на 1999 год было заключено более 250 [159], и, хотя их принятие было достаточно поспешным, а потому во многом воспроизводило ошибки актов более высокого уровня, сейчас уже можно ожидать определенной отдачи от их действия.

Однако, несмотря на немалую широту затронутых и обозначенных проблем, настоятельно нуждающихся в своем безотлагательном разрешении, можно, вероятно, надеяться, что и результаты, полученные непосредственно в настоящей работе, могут быть использованы при поиске некоторых правовых составляющих решения задачи взаимовыгодного экономического сотрудничества всех бывших республик СССР.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года // Таможенные ведомости.- 1999.- № 7.
  2. Договор о присоединении Киргизской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе от 29 марта 1996 года // Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1996, 13 мая.
  3. Договор о создании Союзного государства: проект. Российская газета, 1999, 8 октября.
  4. Договор о создании Экономического союза // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.-1994.- № 1. С. 54−65.
  5. Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 30.- Ст. 3596.
  6. Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 20 марта.
  7. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года // Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 47, — Ст. 5300.
  8. Заявление правительств Республики Беларусь, Российской
  9. Федерации и Украины // Гарант-максимум.
  10. Положение об Экономическом Суде СНГ (утверждено Соглашением Совета глав государств СНГ от 6 июля 1992 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1992.-№ 1.-С. 118−123.
  11. Ю.Правила определения страны происхождения товаров (утверждены Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1994.- № 9.- С. 83−88.
  12. Программа действий по развитию Содружества Независимых государств на период до 2005 года (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 20 июня 2000 года) // Гарант-максимум.
  13. Проект Решения о ходе выполнения решений Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 года о создании зоны свободной торговли от 20 июня 2000 года // Гарант-максимум.
  14. Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 17 апреля.
  15. Решение Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 года // Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 17 апреля.
  16. Решение стран СНГ от 24 декабря 1993 года «О временном применении Договора о создании Экономического Союза» //Бюллетень международных договоров.- 1995.-№ 1.
  17. Решение о Положении об Экономическом совете Содружества Независимых государств от 25 января 2000 г. // Гарант-максимум.
  18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в 1994 году от 25 декабря 1993 года // Бюллетень международных договоров.- 1994.-№ 8.- С. 40−41.
  19. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 27 мая 1993 года // Собрание законодательства РФ.- 1998.- № 51.- Ст. 6275.
  20. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях поставок товаров между предприятиями и организациями от 20 июля 1992 года // Бюллетень международных договоров.-1993.-№ 10.- С. 65−68.
  21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о координации деятельности железнодорожного транспорта от 20 июля1992 года // Бюллетень международных договоров.- 1993.-№ 10.- С. 58−60.
  22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 20 июля 1992 года // Бюллетень международных договоров 1993.- № Ю. С. 68−70.
  23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 20 июля 1992 года // Бюллетень международных договоров.- 1993.- № 10.- С. 6063.
  24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве по вопросам связи от 20 июля 1992 года // Бюллетень международных договоров.- 1993.- № 10.- С. 77−79.
  25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о научно-техническом и экономическом сотрудничестве в области атомной энергетики от 15 января 1993 года // Бюллетень международных договоров.-1993.-№ 3.-С. 28−31.
  26. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о снятии ограничений в хозяйственной деятельности от 27 января 1992 года // Бюллетень международных договоров.- 1993.- № 4. с. 50−51.
  27. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 года // Бюллетень международных договоров.- 1999.- № 4.
  28. Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по охране промышленной собственности от 12 марта 1993 года // Бюллетень международных договоров.- 1993.- № 3.- С. 3−9.
  29. Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах СНГ от 17 января 1997 года. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1997, 1 февраля.
  30. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ от 25 ноября 1998 года // Гарант-максимум.
  31. Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств-участников Содружества от 9 октября 1992 года // Бюллетень международных договоров.1993.-№Ю.- С. 3−6.
  32. Соглашение о создании Межгосударственного евроазиатского объединения угля и металла от 24 сентября 1993 года
  33. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».- 1993.- № 4. С. 67−70.
  34. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».- 1992.- № 1.- С. 6−10.
  35. Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 года // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».- 1992.- № 5. С. 55−58.
  36. Соглашение о сотрудничестве в области энергетики Российской Федерации и Республики Кыргызстан от 10 июня 1992 года// Гарант-максимум.
  37. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 45.- Ст. 5057.
  38. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан (Соглашение о свободной торговле) от 10 октября 1992 года // Бюллетень международных договоров.- 1994.- № 3.- С. 35−41.
  39. Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств участников СНГ от 23 декабря 1993 года // Экономика и жизнь.- 1995.- № 8.
  40. Соглашение об учреждении Межправительственного совета по нефти и газу от 2 марта 1993 года // Бюллетень международных договоров.- 1994.- № 7.- С. 3−9.
  41. Соглашение от 21 января 1994 года «О создании Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза» // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 13.- Ст. 1473.
  42. Соглашение Республики Беларусь и Российской Федерации с Республикой Казахстан о Таможенном союзе от 20 января 1995 года. Российская газета. 1995,28 января.
  43. Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О создании зоны свободной торговли» // Дипломатический вестник.-1994.-№ 9−10.
  44. Устав Содружества Независимых Государств (утвержден Решением Совета глав государств СНГ от 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров.- 1994.- № 1.- С. 419.
  45. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 30.- Ст. 3596.
  46. Регламент Экономического суда СНГ (утвержден Постановлением Пленума Экономического суда СНГ от 5 июля 1994 года) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1994.- № 12.- С. 64−85.
  47. Решение Экономического суда СНГ от 10 сентября 1996 года № С-1/13−96 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1997.- № 3. с. 106−108.
  48. Решение Экономического суда СНГ от 11 ноября 1997 г. № С-1/1−97 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1998.- № 2. С. 99−106.
  49. Решение Экономического суда СНГ от 14 декабря 1994 года № 03/94 // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».1995.-№ 1,С. 257−260.
  50. Решение Экономического суда СНГ от 15 мая 1997 г. № С-1/1−97 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1998.- № 2. С. 99−106.
  51. Решение Экономического суда СНГ от 3 октября 1996 года № С-1/15−96 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1997.- № 3. С. 108−114.
  52. Решение Экономического суда СНГ от 30 мая 1995 года № 05/95 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1995.- № 9. С. 82−83.
  53. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998−1 «О подоходном налоге с физических лиц» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.- 1992, — № 12.- Ст. 591.
  54. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 25-ФЗ «О ратификации Договора о создании Союзного государства» // Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 2.- Ст. 146.
  55. Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 года № 3707 «О ратификации Положения об Экономическом суде СНГ» // Гарант-максимум.
  56. Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 г. № 352 «О подписании Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года» // Собрание законодательства РФ.- 1999.-№ 14.- Ст. 1741.
  57. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123 // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 8.- Ст. 770.
  58. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № С5−5/03−756 «О применении положений Соглашения о
  59. А Казахстан все ближе, ближе. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 2000, 24 июня.
  60. А., Забейворота А. Строить не времянку, а добротный дом // Российская Федерация сегодня.- 2000.- № 6.-С. 51−52.
  61. Антидемпинговая облава на экспортеров. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 27 марта.
  62. И., Миронов В. Союз Беларуси и России: как это уже было // Российская Федерация сегодня.- 1999.- № 7.- С. 67−69.
  63. К.А., Волосов М. Е. Международное публичное право: Практикум. М.: Проспект, 2000. — 238 с.
  64. Беларусь равноправный партнер. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 16 октября.
  65. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы).- М.: Международные отношения, 1998.
  66. И.П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ // Российский ежегодник международного права. 1996−1997.- СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 1998.- С. 264−275.
  67. В Экономическом суде СНГ // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.- 1999, — № 2. С. 129.
  68. Т. Экономический и валютный союз: закономерности формирования // Российский экономический журнал.-1994.- № 5−6. С. 101−108.
  69. Г. М. Договорное обеспечение экономического сотрудничества в СНГ // Хозяйство и право.- 1997.- № 5.- С. 124−136.
  70. Виртуальная зона-12. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 18 сентября.
  71. Р.Ш. Международно-правовое регулирование трудовой миграции в рамках СНГ: определение общих подходов // Российский ежегодник международного права. 1998−1999.- СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 1999.- С. 256−267.
  72. Р.Ш. Международно-правовое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств в области труда и социального обеспечения.- Ав-тореф. дисс. канд. юр. наук.- Казань, 1998.- 28 с.
  73. A.M. Готфрид Лейбниц как социальный мыслитель // Вопросы философии. 1961. — № 3. С. 36.
  74. Действующее международное право. В 3 т. Т. 1. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права: Антиква, 1999. — 858 с.
  75. Действующее международное право. В 3 т. Т. 3. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права: Антиква, 1999. — 824 с.
  76. Л. Российская внешняя политика на постсоветском пространстве. Независимая газета, 2000, 3 февраля.
  77. В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ: сравнительный семантический анализ.- М.: Наука, 1997.-271 с. 87.3евин Л. Экономическое пространство СНГ: возможные пути организации // Вопросы экономики.- 1994.- № 3.- С. 79−89.
  78. Н.К. Проблемы интеграции в СНГ.- Алматы, 1998.
  79. Н.К. Режим свободной торговли уже действует. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 18 сентября.
  80. Н.К. Тенденции и перспективы развития интеграционных процессов на территории СНГ // Транзитная экономика.- 1998.- № 2.- С. 3−14.
  81. Как торговать не в ущерб друг другу? Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 2000, 29 января.
  82. И. Россия всем навязывает свою волю. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999. 6 февраля.
  83. Д. Экономический суд СНГ как высшая инстанция // Бизнес-адвокат.- 1999.- № 14.
  84. В. На пути к Экономическому союзу // Экономист.- 1994.- № 4.- С. 59−69.
  85. В. О потенциале экономической интеграции в СНГ // Проблемы теории и практики управления.- 1995.- № № 1.-С. 40−44.
  86. М.И. Какие международные суды нужны для СНГ? // Московский журнал международного права.- 2000.-№ 4.-С. 21−35.
  87. А.А., Шишаев А. И. Актуальные проблемы доступа российских товаров на рынок Европейского союза (антидемпинговые процедуры) // Московский журнал международного права.- 1998.- № 4.- С. 78−94.
  88. К. Проблемы экономической интеграции Европы // Проблемы теории и практики управления.- 1995.- № 5.- С. 74−78.
  89. А.В. СНГ и Запад: модели интеграции // США. Экономика, политика, идеология.- 1994.- № 3.- С. 4−15- № 4.- С. 22−31.
  90. Курс международного права. В 7 т. Т. 7. Международно-правовые формы интеграционных процессов в современном мире / М. П. Бардина, С. А. Войтович, Ю. М. Колесов и др.-М.: Наука, 1993.- 328 с.
  91. В.И. Избранные труды. М.: Политиздат, 1978. -521 с.
  92. А. У Белоруссии есть союзник надежный и испытанный — это Россия. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 10 июля.
  93. И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. М.: БЕК, 1999. — 384 с.
  94. М.М. Основные проблемы империалистической интеграции. М.: Наука, 1971.
  95. . К. Капитал // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1961. Т. 23. — 796 с.
  96. Международное право: Учебник / Отв. ред. Колосов
  97. Ю.М., Кузнецов В. И. М.: Междунар. отношения, 1999. -624 с.
  98. Международное право: Учебник / Под. ред. Г. И. Тунки-на. М.: Юрид. лит., 1994. — 512 с.
  99. Международное право: Учебник для вузов. М.: Инфра, Норма, 1999. — 584 с.
  100. Международное публичное право: Учебник / Под ред. Бекяшева К. А. М.: Проспект, 1999. — 608 с.
  101. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 1998.
  102. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», Дипломатическая академия МИД РФ, 1998.- 368 с.
  103. А.Б., Смирнов П. Е. Россия и европейская интеграция.- М.: Российский научный фонд, 1993.- 68 с.
  104. Ю.В. Современные международно-правовые и экономические проблемы интеграции государств-членов Европейского Союза // Российский ежегодник международного права. 1998−1999.- СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 1999.- С. 140−157.
  105. Е.Г. «Четверка» в рамках СНГ: задачи и перспективы // Московский журнал международного права.-1998.-№ 4.-С. 48−61.
  106. Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ: Учебное пособие / Под ред. К. А. Бекяшева.- М.: Юристъ, 1997.- 272 с.
  107. Е.Г. Содружество Независимых Государств:итоги и перспективы развития // Российский ежегодник международного права. 2000.- СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 2000.- С. 211−218.
  108. Настала пора конкретных дел. Российская газета: ведомственное приложение «Бизнес в России», 2000, 4 июля.
  109. Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. -М.: Дело, 1999.-272 с.
  110. И. Декларации об экономическом союзе и реальная жизнь // Проблемы теории и практики управления.-1994.-№ 1.- С. 12−19.
  111. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.- М.: ИНФРА-М, 1997.496 с.
  112. П. От Москвы до самых до окраин. Интеграция в постсоветском политическом пространстве // Диалог.- 1994.- № 3.- С. 9−14.
  113. В.А. О юридической природе форм нового Содружества независимых государств // Государство и право.- 1992.- № 6. С. 26−37.
  114. Ф.И. Создание Экономического союза // Московский журнал международного права.- 1994, — № 2.- С. 120−129.
  115. Д. Статус Экономического суда СНГ и юридическая сила его решений // Хозяйство и право.- 1998.- № 7.-С. 61−68.
  116. В. А. Интеграция и стратегические цели социально-экономического развития стран СНГ // Российский экономический журнал.- 1996.- № 2.- С. 3−11.
  117. И. Договор о создании Экономического союза стран СНГ: проблемы и перспективы экономической интеграции // Внешняя торговля.- 1993.- № 12.- С. 3−8.
  118. Г. В. К вопросу о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ государствами членами Содружества // Московский журнал международного права.- 2000.-№ 4.- С. 104−112.
  119. Г. В. Проблемы компетенции Экономического суда СНГ в условиях реформирования в СНГ // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.-1999.- № 6. С. 103−113.
  120. Слово и дело. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 20 февраля.
  121. А.А. Эволюция отношений Россия (СССР) — Европейские сообщества (ЕС) и подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года // Московский журнал международного права.- 2000.-№ 4.- С. 120−152.
  122. И.А. «Общеевропейский дом» и европейское правовое пространство // Московский журнал международного права.- 1992.- № 3.- С. 91−106.
  123. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров.- 2-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1982.1600 с.
  124. Союзное государство строится медленнее, чем ожидалось. Российская газета: ведомственное приложение «Бизнес в России», 2000, 5 сентября.
  125. Союзных таможен пока не будет. Российская газета: ведомственное приложение «Бизнес в России», 2000, 24 июня.
  126. Таможня дает добро? Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 20 марта.
  127. Тарифный потолок. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 2000, 29 августа.
  128. Технология интеграции. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 24 июля.
  129. JI.B., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова.- М.: 1997.- 526 с.
  130. .Н. Европейские сообщества: право и институты (динамика развития). М.: Наука, 1992.
  131. .Н. Европейское право: Учебник.- М: Юристь, 1998.-456 с.
  132. К. Я за Союз без границ // Российская Федерация сегодня.- 1999.- № 11. С. 46−48.
  133. Усс А. Сибирь уходящая // Российская Федерация сегодня.-2000.-№ 2.- С. 18−20.
  134. Н.А. Международное право: Учебник / Институт государства и права РАН. М.: Юрист, 2000. — 302 с.
  135. К. Светлые перспективы Российско-белорусского союза. Финансовая Россия, 2000, 7−13 сентября.
  136. В. Семь раз отмерить.: О путях формирования Экономического союза государств СНГ // Мировая экономика и международные отношения.- 1994.- № 2.- С. 53−60.
  137. О. Саммит осколков. Советская Россия, 2000, 24 января.
  138. О.В. Россия в контексте мировых интеграционных процессов // Российский экономический журнал.-1995.-№ 2.-С. 31−40.
  139. Г. Г. Право Содружества Независимых Государств // Российский ежегодник международного права. 1998−1999.- СПб.: Социально-коммерческая фирма «Россия-Нева», 1999.- С. 347−349.
  140. Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // Мировая экономика и международные отношения.- 1994.-№ 11.
  141. Ю. Россия в СНГ: надежды и сомнения // Мировая экономика и международные отношения.- 1995.- № 2.
  142. Ю. Судьба Британского содружества наций: воспоминание о будущем СНГ // Общественные науки и современность.- 1996.- № 2.- С. 73−85.
  143. Ю. Экономический союз СНГ: маниловщина или реальность? // Общественные науки и современность.-1994.-№ 2.-С. 15−24.
  144. Ю. Экономический союз СНГ: проекты и проблемы // Российский экономический журнал.- 1994.- № 9.-С. 56−66.
  145. Ю.В. Европейская интеграция и СНГ: западный образец и его отражение в восточном зеркале // Российский экономический журнал.- 1996.- № 8.- С. 25−36.
  146. В.Н. Институты Содружества независимых государств: создание, деятельность и направления дальнейшего совершенствования // Московский журнал международного права.- 1998.- № 4.- С. 61−73.
  147. Н.Н. Интеграция постсоветских государств:возможности и перспективы развития // Белорусский журнал международного права и международных отношений.-2000.- № 3.
  148. Ю.А. и др. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пособие для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 128 с.
  149. Экспериментальная площадка для интеграции. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 23 января.
  150. Ю. Ф. А караван между тем идет . Независимая газета, 2001, 10 февраля.
  151. Ю. Ф. Зона свободной торговли должна действовать с января 2000 года. Российская газета: ведомственное приложение «Экономический Союз», 1999, 18 сентября.
Заполнить форму текущей работой