Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В завершении исследования необходимо отметить, что для обеспечения нормального функционирования потребительского рынка необходимо последовательно решать следующие задачи: защита жизни и здоровья граждан от опасного воздействия производимой фальсифицированной и контрафактной продукциизащита прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
    • 1. Понятие и сущность деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
    • 2. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
    • 3. Содержание административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
  • Глава II. Проблемы реализации механизма административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
    • 1. Нормы административного права в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
    • 2. Административные правоотношения в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел, по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
    • 3. Акты применения в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел, по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка

Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Перед органами внутренних дел Российской Федерации стоят самые разные задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты прав личности. Охранительная деятельность органов внутренних дел реализуется в различных областях жизнедеятельности. В условиях расширения хозяйственных отношений внутри страны, а также в межгосударственном масштабе возрастает объективная необходимость адаптировать органы внутренних дел к новым социально-экономическим реалиям. Развитие экономики Российской Федерации обусловливает рост потребления различного рода товаров и услуг, а также предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, вызывает необходимость упорядочивать общественные отношения на потребительском рынке, совершенствовать административно-правовой режим защиты прав потребителей. В обеспечении законности и правопорядка на потребительском рынке задействовано значительное количество органов государственного управления как федерального, так и регионального уровня. Особое место в системе органов исполнительной власти, участвующих в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений, совершаемых в сфере потребительского рынка, занимают органы внутренних дел, которые в лице конкретных служб и подразделений обеспечивают предупреждение и пресечение правонарушений в сфере потребительского рынка, привлечение нарушителей к юридической ответственности. При этом у каждого подразделения или службы своя компетенция в рассматриваемом направлении деятельности. В настоящее время для того, чтобы обеспечить правопорядок в указанной сфере, органы внутренних дел осуществляют контрольно-надзорную, юрисдикционную, разрешительную, а также нормотворческую деятельность, выступают субъектом взаимодействия с различными федеральными органами исполнительной власти: Ростехнадзором, Роспотребнад-зором, а также Департаментами потребительского рынка, которые созданы во многих субъектах Российской Федерации. Однако, несмотря на большое количество сформированных органов исполнительной власти, которые призваны упорядочить сферу потребительского рынка, утверждать, что в настоящее время управленческим воздействием охвачены все общественные отношения в рассматриваемой сфере, пока нет оснований. Недостатки в организации предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка негативным образом сказываются на уровне законности и правопорядка в рассматриваемой сфере. Известно, что проблема предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка имеет большое социально-экономическое значение.

Поэтому сегодня, как никогда, назрела насущная необходимость совершенствовать правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка, налаживать взаимодействие между органами внутренних дел и другими субъектами контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой сфере.

Для максимально полного исследования содержания административно-правового регулирования предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского были использованы работы А. П. Алегина, А.Г. Ав-дейко, В. И. Афанасьевой, Е. Ф. Басарева, Д. Н. Бахраха, С. Н. Бочарова, И. И. Веремеенко, Г. И. Вольфмана, А. П. Коренева, М. А. Катыса, Б. М. Лазарева, Ю. Л. Лисанского, И. Х. Маманова, Н. С. Магарина, Ю. Н. Старилова, В. В. Теплухина, В. Ф. Опрышко, Ю. В. Помогаловой, М. А. Рыльской, C.B. Фо-мова, А. П. Шергина и др.

Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные аспекты административно-правового регулирования потребительского рынка исследованы в диссертациях: М. Н. Бурака «Административно-правовые средства предупреждения правонарушений в сфере потребительского рынка» (М., 2009), Ф. Н. Зейналова «Проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка» (Орел, 2007), Е. В. Кима «Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка» (Хабаровск, 2005), H.A. Резиной «Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка» (Омск, 2003), О. В. Никулиной «Административная ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка» (М., 2008), Н. М. Тюкаловой «Пути совершенствования административного законодательства в сфере торговли» (Хабаровск, 2002), Г. Б. Царевой «Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушителями в сфере потребительского рынка» (М., 2003), A.B. Пешехонова «Производство по делам об административных правонарушениях на потребительском рынке России» (Воронеж, 2009).

Изучение перечисленных исследований позволило сделать вывод о том, что в них не рассматривалось конкретное содержание административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка. Проведенное исследование отличается от ранее защищенных диссертаций, в том числе и тем, что в работе раскрывается административно-правовой механизм предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке, раскрывается механизм взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами управления. Кроме того, в диссертации рассмотрены проблемы, стоящие перед службой по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, которая согласно действующему законодательству призвана предупреждать и пресекать административные правонарушения в сфере потребительского рынка, а также разработаны предложения по решению существующих проблем.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, которые складываются в связи с административно-правовым регулированием деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере потребительского рынка.

Предметом диссертационного исследования является административно-правовой механизм реализации органами внутренних дел мер предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является изыскание и научное обоснование отвечающих современным реалиям административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере потребительского рынка.

В рамках достижения данной цели в диссертационном исследовании поставлены и решаются следующие теоретические и научно-практические задачи:

— раскрыть понятие и сущность деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;

— исследовать формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;

— проанализировать содержание административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;

— провести анализ норм административного права в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;

— определить специфику административных правоотношений в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;

— охарактеризовать правоприменительные акты в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка.

Методология и методика диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Кроме того, в ходе исследования использован, метод сравнительного правоведения, который позволил проанализировать законодательство о защите прав потребителей ряда западноевропейских государств.

Эмпирическую базу исследования составили сведения ГИАЦ МВД России об административных правонарушениях в сфере экономики за 20 072 009 гг., 19 аналитических справок Управления по борьбе с экономическими преступления ГУВД по г. Москве, касающихся борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере потребительского рынка. В ходе исследования было изучено 135 протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), 127 протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с обманом потребителей. Было изучено 118 постановлений о применении административных наказаний за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), 112 постановлений о применении административных наказаний за правонарушения, связанные с обманом потребителей. Кроме того, было изучено 27 информационных писем, подготовленных Федеральной службой по защите прав потребителей и благополучия человека, связанных с предупреждением правонарушений в сфере потребительского рынка, 16 обзоров Департамента потребительского рынка г. Москвы, регулирующих оптово-розничную торговлю в г. Москве.

Научная новизна диссертации. В диссертации раскрыто содержание административной деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка, выявлены наиболее приемлемые формы и методы, которые целесообразно использовать в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка. В исследовании раскрыт административно-правовой механизм предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере потребительского рынка. Проанализированы нормы административного права, административные правоотношения, а также правоприменительные акты, задействованные в механизме предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка. В конце исследования сформулированы предложения по совершенствованию административной деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

1. Особое место^ в, механизме предупреждения и пресечения* административных правонарушений в. сфере потребительского рынка занимают органы внутренних дел. Органы внутренних дел в сфере потребительского рынка осуществляют широкий спектр правоохранительной деятельности. Так, органы внутренних дел осуществляют предупреждение, пресечение преступлений, административных правонарушений, на потребительском рынке, контрольно-надзорную, а также разрешительную 'деятельность. В этой связи нельзя поддержать направления реформирования МВД России, в ходе/которых подразделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке в таком крупном субъекте Российской Федерации, как Москва, фактически ликвидируются^ а полномочия, органов внутренних дел по контролю за деятельностьююридических лиц и индивидуальных предпринимателей? на потребительском рынке сокращаются. Органы внутренних дел, располагая оптимальным: арсеналом административно-правовых, средств, могут вносить существенный вклад в дело предупреждения и пресечения’правонарушений в сфере потребительского рынка. Существующие реалии свидетельствуют о необходимости воссоздания подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка в г. Москве и Московской области.

2. Основной формой-: реализации контрольно-надзорных функций в деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке, является проверка. Проверкаэто совокупность, проводимых специализированными подразделениями-милиции общественной: безопасности мероприятий по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей со стороны,'хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на потребительском рынке.

В целях создания единой правоприменительной практики проведения проверок субъектов предпринимательства и привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, нарушающих законодательство в области защиты прав потребителей, а также усиления контроля за соблюдением законности в сфере потребительского рынка, необходимо принять совместный приказ, согласованный заинтересованными ведомствами и службами (МВД России, Прокуратура Российской Федерации, Роспотребнадзор), которым регламентировался бы порядок, формы и методы проведения проверок хозяйствующих субъектов сотрудниками специализированных подразделений милиции общественной безопасности. Этим приказом необходимо определить: понятие проверки, проводимой сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних делкруг субъектов, уполномоченных на проведение проверокперечень объектов проверокметодику проведения проверки (пошаговый алгоритм действий) — образцы процессуальных документов, которые отражали бы ход и результаты проверки.

3. Органы внутренних дел наделены комплексом полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Таких полномочий нет ни у одного органа исполнительной власти. Для того, чтобы работа антимонопольных органов, органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов, осуществляющих управление в сфере потребительского рынка, была более эффективной, необходимо принять регламент взаимодействия в сфере потребительского рынка. Так, документ может быть утвержден совместным приказом различных ведомств и включать: I. Общие положенияII. Принципы взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынкеIII. Направления взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынкеIV. Основные формы и методы взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынкеV. Режим взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынкеVI. Полномочия органов внутренних дел и иных субъектов взаимодействия в сфере потребительского рынкаVII. Информационное обеспечение взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынке.

4. В целях недопущения необоснованного сокращения полномочий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка, на наш взгляд, целесообразно исключить из приказа МВД России от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» положение, запрещающее проведение подразделениями милиции общественной безопасности проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел, в том числе по соблюдению лицензионных требований и условий не лицензируемых МВД России видов деятельности, поскольку оно фактически лишает органы внутренних дел возможности осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка.

5. Учитывая масштабы фальсификации и контрафакта на российском потребительском рынке, назрела необходимость разработать и принять единую комплексную государственную, а также региональные программы по противодействию обороту контрафакта и фальсификата в рассматриваемой сфере. Данная программа должна включать следующие основные аспекты:

— оптимизацию функций федеральных и региональных органов исполнительной — власти, уполномоченных осуществлять административно-правовое регулирование в сфере потребительского рынка;

— уточнение полномочий сотрудников специализированных подразделений органов внутренних по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, в том числе по вопросу осуществления сотрудниками милиции общественной безопасности такого оперативно-разыскного мероприятия, как «проверочная закупка»;

— развитие в субъектах Российской Федерации экспертных центров и лабораторий по производству исследований контрафактной и фальсифицированной продукции;

— создание единой электронной базы данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, причастных к изготовлению и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции.

6. В целях сохранения и распространения положительного опыта применения методики выявления административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, разработанной в ряде субъектов Российской Федерации, а также формирования единой правоприменительной практики по привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих законодательство об авторском праве и смежных правах и о защите товарного знака, необходимо разработать и распространить по всем подразделениям органов внутренних по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка соответствующие методические рекомендации. К разработке таких рекомендаций целесообразно привлечь соответствующие отделы правового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов Прокуратуры Российской Федерации, а также представителей Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней исследованы и обобщены различные концепции, касающиеся предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка. В работе определены приоритетные направления административной деятельности органов внутренних дел, обеспечивающие правопорядок в сфере потребительского рынка, а также в сфере защиты прав потребителей. Исследование накопленного теоретического материала, касающегося предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка, дало возможность обобщить различные точки зрения, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование форм и методов деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения законности и правопорядка на потребительском рынке.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней разработаны предложения по совершенствованию управления в сфере потребительского рынка и реализации мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей. Кроме того, в работе сформулированы предложения по совершенствованию административно-правового механизма взаимодействия органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка. Предлагается ряд мер законодательного характера, направленных на повышение эффективности нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в сфере потребительского рынка.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений на потребительском рынке.

Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на III Всероссийской конференции «Защита прав потребителей», организованной Ассоциацией муниципальных образований «Города Урала» и Администрацией Екатеринбурга (Екатеринбург, 2009), V Международной конференции «Предприниматель и потребитель — шаги навстречу», организованной международной конфедерацией обществ потребителей (Москва, 2009).

Кроме того, материалы диссертации используются в учебном процессе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России при чтении специального курса лекций «Законодательное регулирование товарного сектора потребительского рынка» и Всероссийской налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации при чтении курса лекций по административному праву.

Материалы диссертации внедрены в практическую деятельность Государственного учреждения Московской области «Телерадиовещательная компания «РТВ-Подмосковье», а также в деятельность подразделений по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по г. Москве и милиции общественной безопасности ОВД по району Восточное Дегунино г. Москвы.

Результаты проведенного диссертационного исследования отражены в пяти научных публикациях, две из которых опубликованы в журнале, который рекомендован Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Объем и структура работы. Объем и структура работы соответствуют целям и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Таковы основные выводы и предложения, которые стало возможно сформулировать по окончании исследования административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка. Следует отметить, что рассмотренные нами положения, касающиеся деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка, равно как и предлагаемые пути по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере, не исчерпывают всего комплекса проблем в сфере потребительского рынка. Кроме того, новые проблемы, которые появятся в процессе реализации законодательства о торговли, потребуют своего адекватного разрешения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование содержания административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка позволяет сделать определенные выводы и на этой основе сформулировать предложения, направленные на совершенствование административно-правового механизма предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка.

1. Анализ фактического положения дел в сфере потребительского рынка показывают, что несмотря на принимаемые меры, ситуация в сфере оптово-розничной торговли и потребительского рынка продолжает усложняться. Предприниматели, а также иные хозяйствующие субъекты, используя нестабильность законодательства, трудности в становлении рыночных отношений, ценовые диспропорции и другие негативные проявления в экономике, стремятся получить доходы противоправными способами и укрыть их от налогообложения. Производство и реализация фальсифицированных товаров, незаконное повышение или поддержание цен, нарушения правил торговли, и обман потребителей приобретают все большее распространение и носят массовый характер.

2. Учитывая важность общественных отношений в сфере потребительского рынка, государство не может оставить соответствующие отношения вне сферы своего контроля (надзора). Контроль (надзор) за соблюдением правопорядка на потребительском рынке осуществляют различные органы государственной власти и каждого из органов государственной власти своя компетенция в деле предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Особое место в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка принадлежит органам внутренних дел. Органы внутренних дел в сфере потребительского рынка осуществляют широкий спектр правоохранительной деятельности. Так, органы внутренних дел осуществляют предупреждение, пресечение преступлений, административных правонарушений на потребительском рынке, осуществляют контрольно-надзорную, а также разрешительную деятельность в рассматриваемой сфере. У различных подразделений органов внутренних дел своя компетенция в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка.

3. Органы внутренних дел в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка ведут банк данных о лицах, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления в сфере потребительского рынка товаров и услуг и административные правонарушения. Кроме того, органы внутренних дел осуществляют информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и населения о состоянии борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг, а также осуществляют исполнение административного законодательства в рассматриваемой сфере. Следует отметить, что органы внутренних дел осуществляют рассмотрение жалоб и заявлений граждан, должностных лиц, связанных с осуществлением деятельности отдела (отделения, группы) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства. Органы внутренних дел должны осуществлять применение передовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг, исполнению административного законодательства.

4. Механизм административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке, представляет собой способ организации и осуществления прав и законных потребителей которые взаимодействуют с предприятиями торговли, а также предприятиями, оказывающими те или иные услуги. В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка, необходимо совершенствование нормативных предписаний касающихся информационного обеспечения соответствующей деятельности. Так, информационные системы учета и контроля в сфере потребительского рынка должны включать информацию о каждой единице выпущенной в оборот продукции и о сделках, совершенных с ней субъектами оборота продукции. Информационные системы учета и контроля оборота должны создаваться для следующих видов продукции: аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных на любых видах носителейлекарственные средствабиологически активные добавкикосметическая и парфюмерная продукциястроительные материалыавтомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запасные части для нихпиротехника.

5. В ходе предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере потребительского рынка, возникает целый комплекс административных правоотношений как материального, так и процессуального характера. Возникновение правоотношений в связи с предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере потребительского рынка носит объективный характер, поскольку любое правоотношениеэто норма права в действии. Специфической особенностью административных правоотношений, возникающих в связи с предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере потребительского рынка, является то, что в данных отношениях участвует орган исполнительной власти или должностное лицо, представляющее этот орган. Связано это с тем, что возбуждать дело об административном правонарушении, составлять соответствующие юрисдикционные, проводить административное расследование, а также выносить контрольно-надзорные акты могут только уполномоченные законом должностные лица.

6. Важной составляющей административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке принадлежит правоприменительным актам. Данные акты носят весьма разнообразный характер, для вынесения соответствующего акта необходимы основания. Регламентирующие акты — наиболее распространенный вид официальной документации, способной подтверждать наличие принадлежащих физическому или юридическому лицу прав, упорядочивать процедуру их реализации. Чаще всего они выносятся при организации общественных отношений в сфере потребительского рынка. Разрешительные акты в сфере потребительского рынка — принимаются в процессе реализации физическими или юридическими лицами своих прав. Следует иметь в виду, что разрешительный порядок использования прав относится не ко всем, а лишь к некоторым специальным правам, которые требуют повышенного социального контроля для обеспечения общественной и личной безопасности граждан. Эти акты строго индивидуальны и содержат юридические решения о предоставлении хозяйствующему субъекту искомого им права. Например, разрешение на право осуществление торговой деятельности определенными товарами или в определенных местах.

Регистрационные акты — удостоверяют и устанавливают фактические и юридические явления, сопутствующие реализации физическими и юридическими лицами своих прав в сфере потребительского рынка. Такие акты применяются при отсутствии каких-либо негативных обстоятельств, препятствующих использованию индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами своих прав.

Удостоверяющие акты — или акты о признании, которыми официально закрепляется определенное состояние. Такие акты носят стабильный и долговременный характер и нередко влекут за собой юридические последствия не только для субъекта осуществляющего, в частности торгую деятельность, но и государственного органа, призванного обеспечить реализацию того или иного права.

Предписывающие (директивные) акты — предназначены для корректировки и уточнения путей и способов реализации, определенных прав в сфере потребительского рынка. С их помощью органы внутренних дел воздействуют на волю и сознание людей, чем обеспечивают безопасную реализацию прав граждан в сфере потребительского рынка, предотвращают предполагаемые негативные факторы.

Запрещающие акты — связаны с совершением индивидуальными предпринимателем или юридическим лицом правонарушений в сфере потребительского рынка. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что акт применения нормы административного права является объективированным выражением административно-юрисдикционной деятельности органа внутренних дел или конкретного должностного лица по применению предписаний КоАП РФ, в котором фиксируются соответствующие данные по разрешаемому делу об административном правонарушении. Следует отметить, что граждане в исследуемой сфере деятельности актов применения не издают, так как не являются субъектами применения правовых норм, регламентирующих административно-юрисдикционную деятельность органов внутренних дел.

7. В завершении исследования необходимо отметить, что для обеспечения нормального функционирования потребительского рынка необходимо последовательно решать следующие задачи: защита жизни и здоровья граждан от опасного воздействия производимой фальсифицированной и контрафактной продукциизащита прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики от отрицательных последствий, связанных с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукциизащита фискальных интересов и усиление экономической безопасности государстваповышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие распространению фальсифицированной и контрафактной продукцииликвидация пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы борьбы с распространением фальсифицированной и контрафактной продукцииповышение эффективности применения законодательных норм, предусматривающих ответственность за осуществление деятельности, связанной с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукцииповышение авторитета государства на международной арене, приведение российского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и иные официальные документы
  2. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 14. — Ст. 1666.
  3. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителя» // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — Ст. 140.
  4. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. -№ 32. — Ст. 3301,
  5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 14. — Ст. 1650.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. — 31 декабря.
  7. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 47. — Ст. 4472.
  8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 33 (ч. 1). — Ст. 3431.
  9. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 32. — Ст. 3283.
  10. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» // Собрание законодательства РФ.-2007, — № 19(ч.1).-Ст. 34.
  11. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6244.
  12. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. — 30 декабря.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. «О подразделениях милиции общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 20. — Ст. 1121.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 40. — Ст. 3961.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 28. — Ст. 2899.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 31. — Ст. 3259.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. «О федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» // Собрание законодательства РФ. 2009. — № 9. — Ст. 1119.
  18. Приказ МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3−16/318 «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. -№ 48.
  19. Приказ МВД России от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка» // Документ утратил силу.
  20. Приказ МВД России от 15 апреля 2002 г. № 354 «О нормативном правовом регулировании деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы МВД России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. — № 26.
  21. Приказ МВД России от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» // Документ официально опубликован не был.
  22. г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 1999. — № 1.
  23. Постановление правительства Москвы от 6 февраля 2007 г. «Об утверждении положения о Департаменте потребительского рынка и услуг г. Москвы» // Ведомости Мэра и правительства Москвы. 2007. — № 12.
  24. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. — № 6.
  25. Монографии, учебные пособия, научные статьи
  26. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
  27. С.С. Теория советского государства и права. М., 1981.
  28. С.С. Право. Опыт комплексного исследования. -М., 1999.
  29. Ю.А. Экономика предприятий торговли и сферы услуг. -М., 1996.
  30. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997,
  31. А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. — № 8.
  32. А.П., Ситковский A.JI. Совершенствование информационного обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка. М., 2006.
  33. А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. — № 8.
  34. А.П. К вопросу о совершенствовании информационных банков ОВД в сфере потребительского рынка: практические рекомендации // Российский следователь. 2007. — № 3.
  35. А.П. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка // Российский следователь. -2007.- № 5.
  36. А.Г. Защита органами внутренних дел прав граждан на потребительском рынке // Закон и право. 2008. — № 1.
  37. И.В. к вопросу о правовом регулировании контроля в сфере потребительского рынка // Актуальные проблемы борьбы с преступностью и иными правонарушениями. М., 2005.
  38. Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. — № 3.
  39. К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. -№ 3.
  40. В.М. Выявление и пресечение милицией общественной безопасности административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и потребительского рынка. М., 1998.
  41. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999.
  42. А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. — № 5.
  43. B.C. Предпринимательское право в системе права России // Правоведение. 2001. — № 1.
  44. Д.Н., Семенов A.B. Понятие «административная жалоба» // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003.
  45. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М., 2004.
  46. Е.Ф. Противодействие органов внутренних дел (милиции) административным правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности. М., 2003.
  47. Д.Н. Административное право России. М., 2007.
  48. К.С. Полицейское право / Под ред. A.B. Куракина. М., 2004.
  49. В.П. О проблемах эффективности государственного контроля // Правоведение. 2006. — № 2.
  50. М.Н. Административные правонарушения в сфере потребительского рынка // Закон и практика. 2006. — № 1.
  51. Г. И. Правонарушения против советской торговли. -Саратов, 1976.
  52. И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1981.
  53. Э.А. Общественная опасность основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений // Государство и право. — 2007. — № 4.
  54. А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и элементы // Государство и право. 2008. — № 1.
  55. Д.М. Актуальные вопросы правового регулирования советской государственной торговли // Советское государство и право. 1961. — № 8.
  56. . Предпринимательство или «дикий» рынок? // Хозяйство и право. 1992. -№ 12.
  57. Ф.А. Акты применения права. Саратов, 1995.
  58. Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996.
  59. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.
  60. Гаджиев Г. А, Конституционные принципы рыночной экономики. -М., 2004.
  61. Р.Б. Реализация правоохранительной функции государства в сфере предпринимательства. М., 2008.
  62. E.H. Потребительский рынок России: проблемы и перспективы // Вестник МАП России. 2003. — № 4.
  63. С.И. Обеспечение экономической безопасности в сфере потребительского рынка // Юридический консультант. 2003. — № 3.
  64. Р.И. Административный надзор: сущность и соотношение с контролем // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983.
  65. Н.В. О некоторых пробелах в законодательном регулировании содержания и формы, индивидуальных административно-охранительных актов // «Черные дыры» в российском законодательстве. -2005. -№ 4.
  66. М.И. Управление в области охраны общественного порядка. -М., 1965.
  67. A.B., Кокорев А. Н., Русаков P.A. Основные направления деятельности милиции. М., 2005.
  68. С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.
  69. С.И. Функции советской милиции. Омск, 1975.
  70. С.И. О вине по делам, об административных правонарушениях // Общетеоретические проблемы административно-правового обеспечения общественного порядка. Киев, 1982.
  71. А.П. Нормы административного права и их применение. -М., 1978.
  72. Административное право России: Часть вторая / Под ред. А. П. Коренева. -М., 1997.
  73. А.П. Административное право России. Ч. 1. -М., 2000.281.1. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. — № 4.
  74. П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Киров, 2001.
  75. В.Н. Общая теория квалификация преступлений. М., 2001.
  76. A.B., Тюрин В. А., Дроздов A.B., Зубач A.B. Квалификация административных правонарушений. М., 2001.
  77. И.Ш. Институт необходимой защиты граждан и его реализация в КоАП Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2003. — № 1.
  78. Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козы-рина.-М., 2003.
  79. М.В., Куракин A.B., Тюрин В. А. Принципы административного права и принципы кодификации норм административного права // Право и политика. 2004. — № 9.
  80. В.Н. Отграничение преступлений от административных правонарушений в сфере потребительского рынка // Российская юстиция. -2006.-№ 11.
  81. A.A. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка как фактов обеспечения экономической безопасности России // Право: теория и практика. 2007. — № 9.
  82. М.Н. Особенности возмещения вреда в случае совершения мошенничества в сфере потребительского рынка в отношении предпринимателей // Юрист. 2009. — № 8.
  83. В.Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983
  84. В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право. 1996. — № 3.
  85. B.B. Акты применения юридической ответственности // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти, 2005.
  86. A.M. Разграничение преступлений и административных проступков // Советское государство и право. 1990. — № 6.
  87. И.Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти // Право и экономика. 2002. — № 12.
  88. И.Х. Административная ответственность за правонарушения в области торговли // Советское государство и право. 1989. — № 8.
  89. Теория государства и права / Под ред. Н. М. Матузова, A.B. Маль-ко. М., 2001 2. Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве. — М., 2004.
  90. В.Д. Административно-правовое регулирование и административные режимы в сфере предпринимательской деятельности. М., 2008.
Заполнить форму текущей работой