Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
В завершении исследования необходимо отметить, что для обеспечения нормального функционирования потребительского рынка необходимо последовательно решать следующие задачи: защита жизни и здоровья граждан от опасного воздействия производимой фальсифицированной и контрафактной продукциизащита прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические аспекты административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
- 1. Понятие и сущность деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
- 2. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
- 3. Содержание административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
- Глава II. Проблемы реализации механизма административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
- 1. Нормы административного права в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
- 2. Административные правоотношения в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел, по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
- 3. Акты применения в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел, по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка
Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. Перед органами внутренних дел Российской Федерации стоят самые разные задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты прав личности. Охранительная деятельность органов внутренних дел реализуется в различных областях жизнедеятельности. В условиях расширения хозяйственных отношений внутри страны, а также в межгосударственном масштабе возрастает объективная необходимость адаптировать органы внутренних дел к новым социально-экономическим реалиям. Развитие экономики Российской Федерации обусловливает рост потребления различного рода товаров и услуг, а также предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, вызывает необходимость упорядочивать общественные отношения на потребительском рынке, совершенствовать административно-правовой режим защиты прав потребителей. В обеспечении законности и правопорядка на потребительском рынке задействовано значительное количество органов государственного управления как федерального, так и регионального уровня. Особое место в системе органов исполнительной власти, участвующих в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений, совершаемых в сфере потребительского рынка, занимают органы внутренних дел, которые в лице конкретных служб и подразделений обеспечивают предупреждение и пресечение правонарушений в сфере потребительского рынка, привлечение нарушителей к юридической ответственности. При этом у каждого подразделения или службы своя компетенция в рассматриваемом направлении деятельности. В настоящее время для того, чтобы обеспечить правопорядок в указанной сфере, органы внутренних дел осуществляют контрольно-надзорную, юрисдикционную, разрешительную, а также нормотворческую деятельность, выступают субъектом взаимодействия с различными федеральными органами исполнительной власти: Ростехнадзором, Роспотребнад-зором, а также Департаментами потребительского рынка, которые созданы во многих субъектах Российской Федерации. Однако, несмотря на большое количество сформированных органов исполнительной власти, которые призваны упорядочить сферу потребительского рынка, утверждать, что в настоящее время управленческим воздействием охвачены все общественные отношения в рассматриваемой сфере, пока нет оснований. Недостатки в организации предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка негативным образом сказываются на уровне законности и правопорядка в рассматриваемой сфере. Известно, что проблема предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка имеет большое социально-экономическое значение.
Поэтому сегодня, как никогда, назрела насущная необходимость совершенствовать правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка, налаживать взаимодействие между органами внутренних дел и другими субъектами контрольно-надзорной деятельности в рассматриваемой сфере.
Для максимально полного исследования содержания административно-правового регулирования предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского были использованы работы А. П. Алегина, А.Г. Ав-дейко, В. И. Афанасьевой, Е. Ф. Басарева, Д. Н. Бахраха, С. Н. Бочарова, И. И. Веремеенко, Г. И. Вольфмана, А. П. Коренева, М. А. Катыса, Б. М. Лазарева, Ю. Л. Лисанского, И. Х. Маманова, Н. С. Магарина, Ю. Н. Старилова, В. В. Теплухина, В. Ф. Опрышко, Ю. В. Помогаловой, М. А. Рыльской, C.B. Фо-мова, А. П. Шергина и др.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные аспекты административно-правового регулирования потребительского рынка исследованы в диссертациях: М. Н. Бурака «Административно-правовые средства предупреждения правонарушений в сфере потребительского рынка» (М., 2009), Ф. Н. Зейналова «Проблемы контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка» (Орел, 2007), Е. В. Кима «Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка» (Хабаровск, 2005), H.A. Резиной «Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка» (Омск, 2003), О. В. Никулиной «Административная ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка» (М., 2008), Н. М. Тюкаловой «Пути совершенствования административного законодательства в сфере торговли» (Хабаровск, 2002), Г. Б. Царевой «Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушителями в сфере потребительского рынка» (М., 2003), A.B. Пешехонова «Производство по делам об административных правонарушениях на потребительском рынке России» (Воронеж, 2009).
Изучение перечисленных исследований позволило сделать вывод о том, что в них не рассматривалось конкретное содержание административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка. Проведенное исследование отличается от ранее защищенных диссертаций, в том числе и тем, что в работе раскрывается административно-правовой механизм предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке, раскрывается механизм взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами управления. Кроме того, в диссертации рассмотрены проблемы, стоящие перед службой по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, которая согласно действующему законодательству призвана предупреждать и пресекать административные правонарушения в сфере потребительского рынка, а также разработаны предложения по решению существующих проблем.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, которые складываются в связи с административно-правовым регулированием деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере потребительского рынка.
Предметом диссертационного исследования является административно-правовой механизм реализации органами внутренних дел мер предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является изыскание и научное обоснование отвечающих современным реалиям административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере потребительского рынка.
В рамках достижения данной цели в диссертационном исследовании поставлены и решаются следующие теоретические и научно-практические задачи:
— раскрыть понятие и сущность деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;
— исследовать формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;
— проанализировать содержание административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;
— провести анализ норм административного права в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;
— определить специфику административных правоотношений в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка;
— охарактеризовать правоприменительные акты в механизме регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка.
Методология и методика диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Кроме того, в ходе исследования использован, метод сравнительного правоведения, который позволил проанализировать законодательство о защите прав потребителей ряда западноевропейских государств.
Эмпирическую базу исследования составили сведения ГИАЦ МВД России об административных правонарушениях в сфере экономики за 20 072 009 гг., 19 аналитических справок Управления по борьбе с экономическими преступления ГУВД по г. Москве, касающихся борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере потребительского рынка. В ходе исследования было изучено 135 протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), 127 протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с обманом потребителей. Было изучено 118 постановлений о применении административных наказаний за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), 112 постановлений о применении административных наказаний за правонарушения, связанные с обманом потребителей. Кроме того, было изучено 27 информационных писем, подготовленных Федеральной службой по защите прав потребителей и благополучия человека, связанных с предупреждением правонарушений в сфере потребительского рынка, 16 обзоров Департамента потребительского рынка г. Москвы, регулирующих оптово-розничную торговлю в г. Москве.
Научная новизна диссертации. В диссертации раскрыто содержание административной деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка, выявлены наиболее приемлемые формы и методы, которые целесообразно использовать в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка. В исследовании раскрыт административно-правовой механизм предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере потребительского рынка. Проанализированы нормы административного права, административные правоотношения, а также правоприменительные акты, задействованные в механизме предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка. В конце исследования сформулированы предложения по совершенствованию административной деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка.
Проведенное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения:
1. Особое место^ в, механизме предупреждения и пресечения* административных правонарушений в. сфере потребительского рынка занимают органы внутренних дел. Органы внутренних дел в сфере потребительского рынка осуществляют широкий спектр правоохранительной деятельности. Так, органы внутренних дел осуществляют предупреждение, пресечение преступлений, административных правонарушений, на потребительском рынке, контрольно-надзорную, а также разрешительную 'деятельность. В этой связи нельзя поддержать направления реформирования МВД России, в ходе/которых подразделения по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке в таком крупном субъекте Российской Федерации, как Москва, фактически ликвидируются^ а полномочия, органов внутренних дел по контролю за деятельностьююридических лиц и индивидуальных предпринимателей? на потребительском рынке сокращаются. Органы внутренних дел, располагая оптимальным: арсеналом административно-правовых, средств, могут вносить существенный вклад в дело предупреждения и пресечения’правонарушений в сфере потребительского рынка. Существующие реалии свидетельствуют о необходимости воссоздания подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка в г. Москве и Московской области.
2. Основной формой-: реализации контрольно-надзорных функций в деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке, является проверка. Проверкаэто совокупность, проводимых специализированными подразделениями-милиции общественной: безопасности мероприятий по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей со стороны,'хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на потребительском рынке.
В целях создания единой правоприменительной практики проведения проверок субъектов предпринимательства и привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, нарушающих законодательство в области защиты прав потребителей, а также усиления контроля за соблюдением законности в сфере потребительского рынка, необходимо принять совместный приказ, согласованный заинтересованными ведомствами и службами (МВД России, Прокуратура Российской Федерации, Роспотребнадзор), которым регламентировался бы порядок, формы и методы проведения проверок хозяйствующих субъектов сотрудниками специализированных подразделений милиции общественной безопасности. Этим приказом необходимо определить: понятие проверки, проводимой сотрудниками милиции общественной безопасности органов внутренних делкруг субъектов, уполномоченных на проведение проверокперечень объектов проверокметодику проведения проверки (пошаговый алгоритм действий) — образцы процессуальных документов, которые отражали бы ход и результаты проверки.
3. Органы внутренних дел наделены комплексом полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Таких полномочий нет ни у одного органа исполнительной власти. Для того, чтобы работа антимонопольных органов, органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов, осуществляющих управление в сфере потребительского рынка, была более эффективной, необходимо принять регламент взаимодействия в сфере потребительского рынка. Так, документ может быть утвержден совместным приказом различных ведомств и включать: I. Общие положенияII. Принципы взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынкеIII. Направления взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынкеIV. Основные формы и методы взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынкеV. Режим взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынкеVI. Полномочия органов внутренних дел и иных субъектов взаимодействия в сфере потребительского рынкаVII. Информационное обеспечение взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на потребительском рынке.
4. В целях недопущения необоснованного сокращения полномочий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка, на наш взгляд, целесообразно исключить из приказа МВД России от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» положение, запрещающее проведение подразделениями милиции общественной безопасности проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел, в том числе по соблюдению лицензионных требований и условий не лицензируемых МВД России видов деятельности, поскольку оно фактически лишает органы внутренних дел возможности осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка.
5. Учитывая масштабы фальсификации и контрафакта на российском потребительском рынке, назрела необходимость разработать и принять единую комплексную государственную, а также региональные программы по противодействию обороту контрафакта и фальсификата в рассматриваемой сфере. Данная программа должна включать следующие основные аспекты:
— оптимизацию функций федеральных и региональных органов исполнительной — власти, уполномоченных осуществлять административно-правовое регулирование в сфере потребительского рынка;
— уточнение полномочий сотрудников специализированных подразделений органов внутренних по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, в том числе по вопросу осуществления сотрудниками милиции общественной безопасности такого оперативно-разыскного мероприятия, как «проверочная закупка»;
— развитие в субъектах Российской Федерации экспертных центров и лабораторий по производству исследований контрафактной и фальсифицированной продукции;
— создание единой электронной базы данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, причастных к изготовлению и реализации контрафактной и фальсифицированной продукции.
6. В целях сохранения и распространения положительного опыта применения методики выявления административных правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, разработанной в ряде субъектов Российской Федерации, а также формирования единой правоприменительной практики по привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих законодательство об авторском праве и смежных правах и о защите товарного знака, необходимо разработать и распространить по всем подразделениям органов внутренних по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка соответствующие методические рекомендации. К разработке таких рекомендаций целесообразно привлечь соответствующие отделы правового обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов Прокуратуры Российской Федерации, а также представителей Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней исследованы и обобщены различные концепции, касающиеся предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка. В работе определены приоритетные направления административной деятельности органов внутренних дел, обеспечивающие правопорядок в сфере потребительского рынка, а также в сфере защиты прав потребителей. Исследование накопленного теоретического материала, касающегося предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка, дало возможность обобщить различные точки зрения, а также сформулировать предложения, направленные на совершенствование форм и методов деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения законности и правопорядка на потребительском рынке.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней разработаны предложения по совершенствованию управления в сфере потребительского рынка и реализации мер административной ответственности за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей. Кроме того, в работе сформулированы предложения по совершенствованию административно-правового механизма взаимодействия органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка. Предлагается ряд мер законодательного характера, направленных на повышение эффективности нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в сфере потребительского рынка.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений на потребительском рынке.
Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на III Всероссийской конференции «Защита прав потребителей», организованной Ассоциацией муниципальных образований «Города Урала» и Администрацией Екатеринбурга (Екатеринбург, 2009), V Международной конференции «Предприниматель и потребитель — шаги навстречу», организованной международной конфедерацией обществ потребителей (Москва, 2009).
Кроме того, материалы диссертации используются в учебном процессе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России при чтении специального курса лекций «Законодательное регулирование товарного сектора потребительского рынка» и Всероссийской налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации при чтении курса лекций по административному праву.
Материалы диссертации внедрены в практическую деятельность Государственного учреждения Московской области «Телерадиовещательная компания «РТВ-Подмосковье», а также в деятельность подразделений по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по г. Москве и милиции общественной безопасности ОВД по району Восточное Дегунино г. Москвы.
Результаты проведенного диссертационного исследования отражены в пяти научных публикациях, две из которых опубликованы в журнале, который рекомендован Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Объем и структура работы. Объем и структура работы соответствуют целям и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Таковы основные выводы и предложения, которые стало возможно сформулировать по окончании исследования административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка. Следует отметить, что рассмотренные нами положения, касающиеся деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка, равно как и предлагаемые пути по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере, не исчерпывают всего комплекса проблем в сфере потребительского рынка. Кроме того, новые проблемы, которые появятся в процессе реализации законодательства о торговли, потребуют своего адекватного разрешения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование содержания административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка позволяет сделать определенные выводы и на этой основе сформулировать предложения, направленные на совершенствование административно-правового механизма предупреждения и пресечения правонарушений в сфере потребительского рынка.
1. Анализ фактического положения дел в сфере потребительского рынка показывают, что несмотря на принимаемые меры, ситуация в сфере оптово-розничной торговли и потребительского рынка продолжает усложняться. Предприниматели, а также иные хозяйствующие субъекты, используя нестабильность законодательства, трудности в становлении рыночных отношений, ценовые диспропорции и другие негативные проявления в экономике, стремятся получить доходы противоправными способами и укрыть их от налогообложения. Производство и реализация фальсифицированных товаров, незаконное повышение или поддержание цен, нарушения правил торговли, и обман потребителей приобретают все большее распространение и носят массовый характер.
2. Учитывая важность общественных отношений в сфере потребительского рынка, государство не может оставить соответствующие отношения вне сферы своего контроля (надзора). Контроль (надзор) за соблюдением правопорядка на потребительском рынке осуществляют различные органы государственной власти и каждого из органов государственной власти своя компетенция в деле предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка. Особое место в механизме предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка принадлежит органам внутренних дел. Органы внутренних дел в сфере потребительского рынка осуществляют широкий спектр правоохранительной деятельности. Так, органы внутренних дел осуществляют предупреждение, пресечение преступлений, административных правонарушений на потребительском рынке, осуществляют контрольно-надзорную, а также разрешительную деятельность в рассматриваемой сфере. У различных подразделений органов внутренних дел своя компетенция в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка.
3. Органы внутренних дел в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка ведут банк данных о лицах, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления в сфере потребительского рынка товаров и услуг и административные правонарушения. Кроме того, органы внутренних дел осуществляют информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и населения о состоянии борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг, а также осуществляют исполнение административного законодательства в рассматриваемой сфере. Следует отметить, что органы внутренних дел осуществляют рассмотрение жалоб и заявлений граждан, должностных лиц, связанных с осуществлением деятельности отдела (отделения, группы) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства. Органы внутренних дел должны осуществлять применение передовых форм и методов работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг, исполнению административного законодательства.
4. Механизм административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений на потребительском рынке, представляет собой способ организации и осуществления прав и законных потребителей которые взаимодействуют с предприятиями торговли, а также предприятиями, оказывающими те или иные услуги. В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере потребительского рынка, необходимо совершенствование нормативных предписаний касающихся информационного обеспечения соответствующей деятельности. Так, информационные системы учета и контроля в сфере потребительского рынка должны включать информацию о каждой единице выпущенной в оборот продукции и о сделках, совершенных с ней субъектами оборота продукции. Информационные системы учета и контроля оборота должны создаваться для следующих видов продукции: аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных на любых видах носителейлекарственные средствабиологически активные добавкикосметическая и парфюмерная продукциястроительные материалыавтомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запасные части для нихпиротехника.
5. В ходе предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере потребительского рынка, возникает целый комплекс административных правоотношений как материального, так и процессуального характера. Возникновение правоотношений в связи с предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере потребительского рынка носит объективный характер, поскольку любое правоотношениеэто норма права в действии. Специфической особенностью административных правоотношений, возникающих в связи с предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере потребительского рынка, является то, что в данных отношениях участвует орган исполнительной власти или должностное лицо, представляющее этот орган. Связано это с тем, что возбуждать дело об административном правонарушении, составлять соответствующие юрисдикционные, проводить административное расследование, а также выносить контрольно-надзорные акты могут только уполномоченные законом должностные лица.
6. Важной составляющей административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке принадлежит правоприменительным актам. Данные акты носят весьма разнообразный характер, для вынесения соответствующего акта необходимы основания. Регламентирующие акты — наиболее распространенный вид официальной документации, способной подтверждать наличие принадлежащих физическому или юридическому лицу прав, упорядочивать процедуру их реализации. Чаще всего они выносятся при организации общественных отношений в сфере потребительского рынка. Разрешительные акты в сфере потребительского рынка — принимаются в процессе реализации физическими или юридическими лицами своих прав. Следует иметь в виду, что разрешительный порядок использования прав относится не ко всем, а лишь к некоторым специальным правам, которые требуют повышенного социального контроля для обеспечения общественной и личной безопасности граждан. Эти акты строго индивидуальны и содержат юридические решения о предоставлении хозяйствующему субъекту искомого им права. Например, разрешение на право осуществление торговой деятельности определенными товарами или в определенных местах.
Регистрационные акты — удостоверяют и устанавливают фактические и юридические явления, сопутствующие реализации физическими и юридическими лицами своих прав в сфере потребительского рынка. Такие акты применяются при отсутствии каких-либо негативных обстоятельств, препятствующих использованию индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами своих прав.
Удостоверяющие акты — или акты о признании, которыми официально закрепляется определенное состояние. Такие акты носят стабильный и долговременный характер и нередко влекут за собой юридические последствия не только для субъекта осуществляющего, в частности торгую деятельность, но и государственного органа, призванного обеспечить реализацию того или иного права.
Предписывающие (директивные) акты — предназначены для корректировки и уточнения путей и способов реализации, определенных прав в сфере потребительского рынка. С их помощью органы внутренних дел воздействуют на волю и сознание людей, чем обеспечивают безопасную реализацию прав граждан в сфере потребительского рынка, предотвращают предполагаемые негативные факторы.
Запрещающие акты — связаны с совершением индивидуальными предпринимателем или юридическим лицом правонарушений в сфере потребительского рынка. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что акт применения нормы административного права является объективированным выражением административно-юрисдикционной деятельности органа внутренних дел или конкретного должностного лица по применению предписаний КоАП РФ, в котором фиксируются соответствующие данные по разрешаемому делу об административном правонарушении. Следует отметить, что граждане в исследуемой сфере деятельности актов применения не издают, так как не являются субъектами применения правовых норм, регламентирующих административно-юрисдикционную деятельность органов внутренних дел.
7. В завершении исследования необходимо отметить, что для обеспечения нормального функционирования потребительского рынка необходимо последовательно решать следующие задачи: защита жизни и здоровья граждан от опасного воздействия производимой фальсифицированной и контрафактной продукциизащита прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики от отрицательных последствий, связанных с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукциизащита фискальных интересов и усиление экономической безопасности государстваповышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие распространению фальсифицированной и контрафактной продукцииликвидация пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы борьбы с распространением фальсифицированной и контрафактной продукцииповышение эффективности применения законодательных норм, предусматривающих ответственность за осуществление деятельности, связанной с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукцииповышение авторитета государства на международной арене, приведение российского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.
Список литературы
- Нормативные акты и иные официальные документы
- Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 14. — Ст. 1666.
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителя» // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — Ст. 140.
- Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. -№ 32. — Ст. 3301,
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 14. — Ст. 1650.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. — 31 декабря.
- Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 33 (ч. 1). — Ст. 3431.
- Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 32. — Ст. 3283.
- Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» // Собрание законодательства РФ.-2007, — № 19(ч.1).-Ст. 34.
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)» // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6244.
- Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. — 30 декабря.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. «О подразделениях милиции общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2000. — № 20. — Ст. 1121.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 40. — Ст. 3961.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 28. — Ст. 2899.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 31. — Ст. 3259.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. «О федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» // Собрание законодательства РФ. 2009. — № 9. — Ст. 1119.
- Приказ МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3−16/318 «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. -№ 48.
- Приказ МВД России от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка» // Документ утратил силу.
- Приказ МВД России от 15 апреля 2002 г. № 354 «О нормативном правовом регулировании деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы МВД России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. — № 26.
- Приказ МВД России от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики» // Документ официально опубликован не был.
- Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. «О торговой деятельности в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 1999. — № 1.
- Постановление правительства Москвы от 6 февраля 2007 г. «Об утверждении положения о Департаменте потребительского рынка и услуг г. Москвы» // Ведомости Мэра и правительства Москвы. 2007. — № 12.
- Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. — № 6.
- Монографии, учебные пособия, научные статьи
- Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
- Алексеев С.С. Теория советского государства и права. М., 1981.
- Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. -М., 1999.
- Аванесов Ю.А. Экономика предприятий торговли и сферы услуг. -М., 1996.
- Алехин А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1997,
- Алегин А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. — № 8.
- Алегин А.П., Ситковский A.JI. Совершенствование информационного обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка. М., 2006.
- Алегин А.П. Современный потребительский рынок: криминологический аспект // Российский следователь. 2006. — № 8.
- Алегин А.П. К вопросу о совершенствовании информационных банков ОВД в сфере потребительского рынка: практические рекомендации // Российский следователь. 2007. — № 3.
- Алегин А.П. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка // Российский следователь. -2007.- № 5.
- Авдейко А.Г. Защита органами внутренних дел прав граждан на потребительском рынке // Закон и право. 2008. — № 1.
- Ахременко И.В. к вопросу о правовом регулировании контроля в сфере потребительского рынка // Актуальные проблемы борьбы с преступностью и иными правонарушениями. М., 2005.
- Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. — № 3.
- Вельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. -№ 3.
- Безденежных В.М. Выявление и пресечение милицией общественной безопасности административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и потребительского рынка. М., 1998.
- Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999.
- Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. — № 5.
- Белых B.C. Предпринимательское право в системе права России // Правоведение. 2001. — № 1.
- Бахрах Д.Н., Семенов A.B. Понятие «административная жалоба» // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003.
- Бахрах Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М., 2004.
- Басарев Е.Ф. Противодействие органов внутренних дел (милиции) административным правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности. М., 2003.
- Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2007.
- Вельский К.С. Полицейское право / Под ред. A.B. Куракина. М., 2004.
- Беляев В.П. О проблемах эффективности государственного контроля // Правоведение. 2006. — № 2.
- Бурак М.Н. Административные правонарушения в сфере потребительского рынка // Закон и практика. 2006. — № 1.
- Вольфман Г. И. Правонарушения против советской торговли. -Саратов, 1976.
- Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1981.
- Васильев Э.А. Общественная опасность основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений // Государство и право. — 2007. — № 4.
- Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и элементы // Государство и право. 2008. — № 1.
- Генкин Д.М. Актуальные вопросы правового регулирования советской государственной торговли // Советское государство и право. 1961. — № 8.
- Грубин Б. Предпринимательство или «дикий» рынок? // Хозяйство и право. 1992. -№ 12.
- Григорьев Ф.А. Акты применения права. Саратов, 1995.
- Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996.
- Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.
- Гаджиев Г. А, Конституционные принципы рыночной экономики. -М., 2004.
- Гладких Р.Б. Реализация правоохранительной функции государства в сфере предпринимательства. М., 2008.
- Гурьев E.H. Потребительский рынок России: проблемы и перспективы // Вестник МАП России. 2003. — № 4.
- Гирько С.И. Обеспечение экономической безопасности в сфере потребительского рынка // Юридический консультант. 2003. — № 3.
- Денисов Р.И. Административный надзор: сущность и соотношение с контролем // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983.
- Демченко Н.В. О некоторых пробелах в законодательном регулировании содержания и формы, индивидуальных административно-охранительных актов // «Черные дыры» в российском законодательстве. -2005. -№ 4.
- Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. -М., 1965.
- Зубач A.B., Кокорев А. Н., Русаков P.A. Основные направления деятельности милиции. М., 2005.
- Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.
- Котюргин С.И. Функции советской милиции. Омск, 1975.
- Котюргин С.И. О вине по делам, об административных правонарушениях // Общетеоретические проблемы административно-правового обеспечения общественного порядка. Киев, 1982.
- Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. -М., 1978.
- Административное право России: Часть вторая / Под ред. А. П. Коренева. -М., 1997.
- Коренев А.П. Административное право России. Ч. 1. -М., 2000.281.1. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. — № 4.
- Кононов П.И. Административный процесс в России: проблемы теории и законодательного регулирования. Киров, 2001.
- Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификация преступлений. М., 2001.
- Куракин A.B., Тюрин В. А., Дроздов A.B., Зубач A.B. Квалификация административных правонарушений. М., 2001.
- Килясханов И.Ш. Институт необходимой защиты граждан и его реализация в КоАП Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2003. — № 1.
- Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козы-рина.-М., 2003.
- Костенников М.В., Куракин A.B., Тюрин В. А. Принципы административного права и принципы кодификации норм административного права // Право и политика. 2004. — № 9.
- Курченко В.Н. Отграничение преступлений от административных правонарушений в сфере потребительского рынка // Российская юстиция. -2006.-№ 11.
- Коржнев A.A. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка как фактов обеспечения экономической безопасности России // Право: теория и практика. 2007. — № 9.
- Казинская М.Н. Особенности возмещения вреда в случае совершения мошенничества в сфере потребительского рынка в отношении предпринимателей // Юрист. 2009. — № 8.
- Лапшин В.Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983
- Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право. 1996. — № 3.
- Лучков B.B. Акты применения юридической ответственности // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Тольятти, 2005.
- Медведев A.M. Разграничение преступлений и административных проступков // Советское государство и право. 1990. — № 6.
- Махров И.Е. Административная юрисдикция органов исполнительной власти // Право и экономика. 2002. — № 12.
- Маманов И.Х. Административная ответственность за правонарушения в области торговли // Советское государство и право. 1989. — № 8.
- Теория государства и права / Под ред. Н. М. Матузова, A.B. Маль-ко. М., 2001 2. Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве. — М., 2004.
- Мельгунов В.Д. Административно-правовое регулирование и административные режимы в сфере предпринимательской деятельности. М., 2008.