Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая поддержка становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В собственно педагогическом аспекте рассмотрение вопроса профессионального выбора старшеклассников осуществлялось в контексте их личностного самоопределения. В наибольшей степени оно сопряжено с понятиями «психолого-педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка». Последнее понимается как деятельность по созданию эффективных условий включения обучающихся в «само-процессы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТАНОВЛЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Практика профориентационной работы и состояние проблемы подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности
    • 1. 2. Проблема становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности в науке и практике общего образования
    • 1. 3. Педагогическая поддержка как система деятельности по развитию смысловой сферы старшеклассника
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТАНОВЛЕНИЯ СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Диагностика процесса становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности
    • 2. 2. Проекгные характеристики образовательной среды как комплекса условий педагогической поддержки становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности
    • 2. 3. Опытно-экспериментальное обоснование модели педагогической поддержки становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности в условиях профильной школы

Педагогическая поддержка становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Усложнение мира профессий, неустойчивость рынка труда, востребованность в современных социально-экономических условиях поликомпетентного специалиста качественно изменяют требования к профессиональной подготовке личности. Одно из них определено результатами научных исследований в современной психологии труда, акмеологии и профориентологии: эффективное профессиональное самоопределение, которое базируется на общей способности человека искать и находить личностные смыслы в осуществляемой деятельности (А.Г. Асмолов, Э. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, Н. С. Пряжников, А. П. Ситников, П.Г. Щедровицкий).

Построение такого опережающего смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности до ее фактического начала одновременно выступает важнейшим психологическим условием профессионального самоопределения на стадии оптации. Старшеклассник вначале постигает общий смысл социальной роли «профессионал», после чего выбор конкретной профессии основывается не только на формальных знаниях, обращенных к миру профессий, рынку труда и самопознанию, но и на осмыслении сущности профессионального труда как такового и его жизненного значения.

В то же время в существующих моделях профориентационной работы в образовательных учреждениях становление смыслового отношения к профессиональной деятельности как компонент целеполагания фактически отсутствует. Не прослеживается он и в профильной школе, в наибольшей мере призванной оптимизировать профессиональное самоопределение выпускников. Реализуемые стратегии его педагогического сопровождения носят преимущественно информационно-просветительский характер, усилия традиционно направлены либо на выбор конкретной профессии, либо на планирование учащимися своей отдаленной профессиональной перспективы.

Достигаемое при этом качество профессионального самоопределения выпускников не соответствует требованиям рынка труда, а индивидуально построенные ими планы не выдерживают столкновения с реальностью (О.Е. Аверченкова, И. М. Агибова, С. И. Вершинин, Е. И. Головаха, О. И. Донина, O.K. Крокинская, А. В. Кузнецов, М.В. Ретивых).

В теоретическом плане вопрос профессионального самоопределения косвенно затрагивался в трудах, посвященных проблеме построения жизненного пути как поиска субъектом смыслов своего существования в целом и разработан в большей степени с философско-психологических позиций в контексте целостного развития личности и ее самоопределения в культуре и обществе (К.А. Абульханова-Славская, В. М. Аллахвердов, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, М. Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, Э. Ф. Зеер, JI.A. Иовайша, К. С. Левитан, Е. А. Климов, И. С. Кон, Т. В. Кудрявцев, Н. С. Пряжников, Е. Н. Пряжникова, Б. М. Разин, В. М. Розин, Д. И. Фельдштейн, П. Г. Щедровицкий, Т. Л. Ярышникова, М. Бон, Дж. Крайтс, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Стьерно, Д. Сьюпер, Д. Тидеман, В. Франкл и др.). Определены уровни процесса самоопределения (гностический и практический) и их связь с универсальной человеческой сущностью — самотрансценденцией. Другой, более частный аспект рассмотрения профессионального самоопределения, связан с его изучением как механизма построения профессиональной карьеры (В.А. Поляков, В. Берг, Д. Сьюпер и др.).

Одним из достижений в развитии научных представлений о профессиональном самоопределении выступает описание этого процесса в понятиях и категориях психологии смысла (М.Р. Гинзбург, А. А. Деркач, Н. Г. Зотова, В. Г. Каташев, Н. С. Пряжников и др.). Установлено, что смысл как «индивидуальное значение понятия» (А.Н. Леонтьев) для самого субъекта в данной теории выступает системообразующим элементом всей его жизнедеятельности, следовательно, и профессионально-личностного самоопределения (Д.А. Леонтьев). Доказано, что с понятием смысла связан такой аспект профессионального самоопределения, как избирательность, т. е. способность субъекта именно выбрать тот путь профессионально-личностного становления, на котором он в максимальной мере сможет реализовать свои творческие силы и социальное предназначение (А.Г. Асмолов, В. В. Давыдов, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, В. Франкл). Необходимым условием здесь выступает обретение учащимися в процессе образования (в т.ч. и профессионального) смысловой картины окружающего мира. Отсутствие такой картины мира выступает главным препятствием профессионально-личностного развития будущего специалиста.

В собственно педагогическом аспекте рассмотрение вопроса профессионального выбора старшеклассников осуществлялось в контексте их личностного самоопределения. В наибольшей степени оно сопряжено с понятиями «психолого-педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка». Последнее понимается как деятельность по созданию эффективных условий включения обучающихся в «само-процессы» -самопознания, самоопределения и самореализации. Исследователями выявлено, что осуществление педагогической поддержки значительно актуализирует личностный потенциал школьника, способствует развитию его субъектности и мотивов саморазвития (О.С. Газман, В. П. Бедерханова, Н. Б. Крылова, О. В. Лишин, А. А. Пинский, С. Д. Поляков, Н. В. Самоукина, А. Н. Тубельский, И. Д. Фрумин, И. Д. Чечель, С. Н. Чистякова, И. С. Якиманская, Е. А. Ямбург и др.). В то же время именно в педагогической литературе по вопросам поддержки аспект смыслообразования мало отражен в целом и в особенности в аспекте профессионально-личностного самоопределения. Не установлено, в каких именно ситуациях педагогической поддержки у обучающихся активизируется процесс поиска смысла своих решений, действий и поступков. В рамках общей теории развития и развивающего образования такие ситуации характеризуются понятиями «проблемные», «эвристические». Однако не показано, каким именно образом они способствуют моделированию непосредственно ситуации вхождения учащихся в мир профессиональной деятельности и что служит основой становления смыслового отношения школьника к нему.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, существует объективная необходимость в становлении смыслового отношения субъекта к будущей профессиональной деятельности уже на этапе выбора профессии, с другой, — педагогические условия, в которых осуществляется этот выбор, не образуют единства смысловой картины мира профессий и профессиональной деятельности и потому не имеют факторного значения для профессионального самоопределения выпускников. Это обозначило тему и проблему нашего исследования в следующей ее формулировке: каковы оптимальные средства педагогической поддержки становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности в профильной школе?

Объект исследования — процесс профессиональной ориентации учащихся на старшей ступени обучения профильной общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогическая поддержка становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности в процессе их профессиональной ориентации.

Цель исследования — выявить и научно обосновать оптимальные средства педагогической поддержки становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности.

Достижение поставленной цели предполагало проверку следующей гипотезы исследования: становление смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности будет происходить наиболее эффективно, если средствами его педагогической поддержки будут выступать специально организуемые педагогические ситуации: проблематизации социального опыта старшеклассников как субъектов допрофессиональной деятельностивыбора и проектирования совместной деятельности и самоопределения профессионально-ролевых позиций ее участниковдостижения и анализа планируемых результатов групповой профессионально-ориентированной деятельностирефлексии новообразований становящегося профессионального самосознания. Эти педагогические ситуации, вероятно, смогут обладать максимальным смыслообразующим потенциалом, если будут создаваться в процессе совместной активно-преобразовательной деятельности учащихся и педагогов, направленной на обогащение образовательной среды школы социальными практиками профессионального и личностного самоопределения.

Были поставлены задачи исследования:

1) Научно обосновать и экспериментально апробировать сопряженные теоретическую и нормативную модели педагогической поддержки становления смыслового отношения старшеклассников8 к будущей профессиональной деятельности.

2) Разработать систему диагностики ценностно-смыслового компонента процесса профессионального самоопределения старшеклассников.

3) Выявить и охарактеризовать основные тенденции становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности с учетом дифференцированно-ситуационных средств его педагогической поддержки.

Методологической основой исследования, служили установки системно-деятельностного и гуманистического, подходов относительно педагогической поддержки: это система педагогической деятельности, имеющая свои мотивационно-ценностные, теоретические и праксеологические основания (Е.В. Бережнова, И: А. Колесникова, В.В. Краевский) — ее цели определяются, исходя из гуманистических воззрений о приоритете интересов развития личности и психологических закономерностей этого развития.

Теоретическую базу исследования составили идеи и положения концепции педагогической поддержки (О.С. Газман, В. П. Бедерханова, И.Д. Фрумин) и средовых влияний на развитие личности (Я. Корчак, В.А. Ясвин), психологическая теория смысла (Д.А. Леонтьев), психолого-педагогической теории креативного развития личности (В.В. Давыдов, Д. Б. Богоявленская, А. И. Кочетов и др.), индивидуализации процесса обучения (Н.Н. Верцинская, Н. Б. Крылова, И.С. Якиманская).

Нами были использованы методы исследования: теоретические — анализ, синтез, обобщение педагогического опыта, моделированиепрактические — опрос, анализ продуктов творчества учащихся и нормативных документов, формирующий педагогический эксперимент, методы психологической диагностикиматематические методы обработки полученных данных. Метод теоретического анализа научной литературы использовался при изучении природы и движущих сил процесса становления смыслового отношения личности к миру, выделении сущностных характеристик педагогической деятельности по поддержке профессионально-личностного самоопределения. Методом моделирования определялись характеристики образовательной среды, преобразование которой в концепции нашего исследования выступает основным содержанием педагогической поддержки. Методы опроса и изучения документации использовались в ходе выявления состояния исследуемой проблемы в практике образования. Эмпирические, статистические и опытно-экспериментальные методы были применены в практической части исследования. Использовались методы статистической обработки данных: оценка нормальности распределений переменных, описательная статистика, анализ динамики частоты встречаемости качественно различимого признака с помощью многофункционального ф* критерия (угловое преобразование Фишера), параметрический метод сравнения двух выборок с использованием t — критерия Стьюдента для зависимых выборок.

Базой исследования служили средние общеобразовательные школы № 4 г. Абинска и № 12 г. Геленджика, входящие в сеть экспериментальных школ-лабораторий НИИ проблем образования Кубанского государственного университета, в рамках деятельности которого было проведено исследование, МОУ СОШ № 43 и профессиональный лицей № 90 г. Краснодара. Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие более 400 учащихся старших классов и 44 педагога.

Исследование было проведено в четыре этапа. Первый (2004/05 гг.) был посвящен сбору научной информации и изучению практического педагогического опыта инновационных школ, работающих в проблематике профессионально-личностного самоопределения учащихся. Были систематизированы полученные материалы, уточнены общий замысел и методологические характеристики исследования.

На втором этапе (2005/06 гг.) была разработана система диагностики, создана модель педагогической поддержки и организована опытно-экспериментальная работа по ее проверке. Проводились диагностические замеры (входящий и итоговый), полученные данные подвергались статистической обработке и анализу.

Третий этап (2007 г.) был осуществлен как перенос построенной модели в новые образовательные учреждения, за счет чего была расширена экспериментальная база и изучены возможности тиражирования полученного опыта.

На четвертом этапе (2007/08 гг.) был написан текст диссертации, осуществлена апробация основных результатов проведенного исследования.

Научная новизна результатов исследования состоит.

— в сущностно-содержательной характеристике педагогической поддержки как индивидуализированного процесса, обеспечивающего учащимся возможность осознанного поиска и построения новых, с учетом социальной реальности, смыслов своей будущей профессиональной деятельности и связанного с этим актуального профессионального самоопределения;

— в научном обосновании ведущего принципа педагогической поддержки: совместного (педагог и учащиеся) обогащения образовательной среды школы ситуационными моделями будущей профессиональной деятельности, содержащими условия порождения смысловых задач;

— в разработке сопряженных теоретической и нормативной моделей педагогической поддержки, где представлены задачи и средства групповой (совместной) деятельности, обусловливающие созидательно-творческий характер профессионального самоопределения старшеклассников: смысловая проблематизация заданных нормпроектирование новых видов совместной деятельностиих перевод в новые нормырефлексия смысловых новообразований становящегося профессионального самосознанияпредставлений, самооценок, отношений к способам принятого в профессиональном сообществе социального поведения;

— в обосновании как целостности спектра взаимно дополняющих показателей, характеризующих процесс становления новых смыслов, связанных с профессиональным самоопределением: личностные ресурсы становления смыслового отношения к миру (мотивация достижений, самооценка, эмоциональный фон самоопределения, смысложизненные ориентации, терминальные ценности), уровень сформированности и особенности образа будущего и временной профессиональной перспективы, степень выраженности субъектной позиции в продуктах творческой профессионально-ориентированной деятельности.

Теоретическая значимость полученных результатов состоит в возможности их использования как исходных позиций для дальнейшего развития смыслового аспекта теории профессиональной социализации личности, педагогической концепции поддержки профессионального самоопределения личности на различных этапах становления ее смысловой сферы. Компоненты разработанных моделей могут стать опорными позициями в теории профессионального обучения педагогов как субъектов педагогической поддержки опережающего развития профессионального самосознания школьников.

Практическая значимость результатов связана с возможностью проектирования образовательных систем, обеспечивающих становление ценностно-смыслового отношения старшеклассников к миру профессий при выборе ими индивидуального маршрута дальнейшего профессионального образования. На основе полученных результатов в практике общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования могут создаваться различные виды профессионально ориентированных творческих объединений детей и взрослых, участие в которых станет основным источником формирования социального опыта учащихся в сфере выбора и освоения будущей профессии. Разработанная система диагностики смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, структурно-функциональные и содержательные характеристики смыслопорождающих педагогических ситуаций могут использоваться в практике психолого-педагогического сопровождения старшеклассников и проектирования образовательных программ профориентационной направленности.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась адекватными целям исследования методологическими и психологическими основаниями, использованием комплекса взаимодополняющих диагностических методик, применением совокупности разнообразных методов получения и обработки данных, фиксацией поддающихся непосредственному измерению качественных изменений деятельности и смысловой сферы сознания старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования апробированы соискателем в виде докладов на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития образования и социального партнерства» (Краснодар, 2005), «Психологическое здоровье нации: региональный аспект» (Краснодар, 2006), XIV годичном собрании Южного отделения РАО (п. Новомихайловский, 2007), обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета и Ученого совета названного факультета (2005 — 2007 гг.). Материалы исследования были также представлены на проблемно-обучающих семинарах, проведенных в период 2005 —2008 гг. для педагогов экспериментальных школ Краснодарского края.

Основные результаты исследования внедрены в практику средних общеобразовательных школ № 4 г. Абинска, № 12 г. Геленджика, № 43 и профессионального лицея № 90 г. Краснодара, что подтверждено соответствующими документами.

Результаты исследования позволили нам обосновать следующиеположения, выносимые на защиту.

1. Педагогическая поддержка становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности в качестве оптимальных средств использует создание педагогических ситуаций смысловой проблематизации социального опыта старшеклассников > в сфере допрофессиональной деятельностипроектирования совместной деятельности и самоопределения профессионально-ролевых позиций ее участниковдостижения и анализа планируемых результатоврефлексии новообразований становящегося профессионального сознания старшеклассников.

2. Педагогическая поддержка становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности осуществляется наиболее эффективно, если строится как совместная деятельность педагогов и учащихся, направленная на обогащение образовательной среды школы практиками, в которых могут моделироваться отношения субъектов и объектов профессиональной деятельности.

3. Базовыми характеристиками модели педагогической поддержки становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности выступают: ценностная направленность совместной деятельности педагогов и учащихся на обогащение образовательной среды школы социальными практиками, необходимыми для моделирования жизнедеятельности и развития профессиональных сообществсистема педагогических ситуаций с повышенным уровнем неопределенности, разрешаемых во взаимодействии с внешней профессиональной средойэтапы проектирования и проживания участниками образовательного процесса жизненных циклов развития профессионально ориентированных творческих объединенийпрофессиональное саморазвитие учителя.

4. Основными тенденциями становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности выступают: преобладание мотивации достижений в разрешении неопределенных ситуаций, связанных с освоением будущей профессиональной деятельностиусиление степени выраженности профессиональной сферы самореализации в системе смысложизненных ориентаций и терминальных ценностей, смещение доминанты тревожности как показателя эмоционального фона процессов смыслопостроения в область будущих профессиональных отношений, усиление роли ценностно-ориентированных представлений в системе знаний о будущей профессиональной деятельностиповышение степени устойчивости личностной авторской позиции учащихся в принимаемых решениях и продуктах их допрофессиональной деятельности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, изложена на 138 страницах, содержит 7 таблиц и 9 рисунков.

Список литературы

включает 340 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление смыслового отношения старшеклассников к профессиональной деятельности — важнейшая педагогическая задача, с решением которой связан успех не только выбора будущей профессии, но и построения всей дальнейшей профессиональной карьеры. Не имея субъективного опыта проживания ситуаций вхождения в профессиональные сообщества, постижения сути деятельности профессионала и его взаимоотношений с коллегами, выпускник школы едва ли имеет возможность выбрать именно «свою» профессиональную сферу, сулящую ему подлинную самореализацию всех творческих возможностей.

Педагогические средства решения этой задачи не сводятся к непосредственной трансляции знаний о профессиях и требованиях, которые они предъявляют к личности профессионала. Даже введение в учебные планы профильных школ предметов, связанных с психологией личности и профессионального выбора, не могут обеспечить становление новых смысловых ориентиров, покуда не будут сформированы смыслообразующие мотивы самопознания и самоопределения школьников. Следует признать, что имеющийся педагогический опыт преподавания специальных учебных дисциплин профориентационной направленности (к чему, по сути, сводятся возможности современной профильной школы, призванной обеспечить полноценное профессионально-личностное самоопределения учащихся) по своим результатам не выдерживает серьезной критики и не удовлетворяет требованиям профессиональных сообществ.

В нашем исследовании мы стремились обосновать такую систему педагогической поддержки процессов смыслообразования старшеклассников, которая не сводилась бы к использованию отдельных педагогических средств, а основывалась бы на моделировании целостных смысловых конструктов, относящихся к сферам профессиональной деятельности и деловых отношений ее субъектов. Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Педагогическая поддержка представляет собой индивидуализированный процесс, обеспечивающий учащимся возможность осознанного поиска и построения новых, с учетом социальной реальности, смыслов своей будущей профессиональной деятельности и связанного с этим актуального профессионального самоопределения.

2. Педагогическая поддержка становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности наиболее эффективно осуществляется в процессе их профориентации посредством создания педагогических ситуаций: смысловой проблематизации социального опыта старшеклассников в сфере допрофессиональной деятельностипроектирования совместной деятельности и самоопределения профессионально-ролевых позиций ее участниковдостижения и анализа планируемых результатоврефлексии новообразований становящегося профессионального сознания старшеклассников.

3. Базовый принцип проектирования смыслопорождающих педагогических ситуаций выступает организация совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на обогащение образовательной среды школы социальными практиками, в которых могут моделироваться отношения субъектов и объектов профессиональной деятельности.

4. Образовательная среда, осваиваемая в процессе совместной деятельности педагогов и учащихся, обладает следующими базовыми проектными характеристиками: ценностная направленность совместной деятельности педагогов и учащихся на обогащение образовательной среды школы социальными практиками, необходимыми для моделирования жизнедеятельности и развития профессиональных сообществсистема педагогических ситуаций с повышенным уровнем неопределенности, разрешаемых во взаимодействии с внешней профессиональной средойэтапы проектирования и проживания участниками образовательного процесса жизненных циклов развития профессионально ориентированных творческих объединенийпрофессиональное саморазвитие учителя.

5. Модель педагогической поддержки, обеспечивающей созидательно-творческий характер профессионального самоопределения, содержит задачи и средства групповой (совместной) деятельности старшеклассников: смысловая проблематизация заданных нормпроектирование новых видов совместной деятельностиих перевод в новые нормырефлексия смысловых новообразований становящегося профессионального самосознанияпредставлений, самооценок, отношений к способам принятого в профессиональном сообществе социального поведения.

6. Процесс становления смыслового отношения старшеклассников к будущей профессиональной деятельности характеризуется следующими основными тенденциями: преобладание мотивации достижений в разрешении неопределенных ситуаций, связанных с освоением будущей профессиональной деятельностиусиление степени выраженности профессиональной сферы самореализации в системе смысложизненных ориентаций и терминальных ценностей, смещение доминанты тревожности как показателя эмоционального фона процессов смыслопостроения в область будущих профессиональных отношений, усиление роли ценностно-ориентированных представлений в системе знаний о будущей профессиональной деятельностиповышение степени устойчивости личностной авторской позиции учащихся в принимаемых решениях и продуктах их допрофессиональной деятельности.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные свидетельствуют о том, что теоретически обоснованные компоненты и структура педагогической поддержки старшеклассников действительно оказывают позитивное влияние на становление смысловых ориентаций старшеклассников в сфере предстоящей профессиональной деятельности, что, в целом, подтверждает выдвинутую гипотезу. В то же время не вызывает сомнения целесообразность дальнейших исследований по данной проблеме, направления которых могут быть связаны с определением конструктивных возможностей сетевых взаимодействий школы с внешними социальными образовательными институтами и использования креативного потенциала ее внешней социокультурной среды в решении задач педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников и выпускников школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Е. Профессиональная ориентация в предпрофильнойподготовке школьников /О. Е. Аверчинкова //Профильная школа. 2004. № 2. С. 44−48.
  2. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб, 2003.
  3. ИМ. Возможные формы организации связи «школавуз» в процессе профильного обучения /И. М. Агибова, В. К. Крахоткина. //Профильная школа. 2004. № 2. С. 42−44.
  4. Э.А. Профильное обучение в средней школе Франции //
  5. Профильная школа. 2004. № 1. С. 48−53.
  6. Д.З. Учебно-методические комплексы в системе непрерывного образования / Д. З. Алибекова, П. А. Жильцов, Ю. Г. Круглов // Педагогика. 1992. № 9/10. С. 54−60.
  7. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 2. Казань, 1998.
  10. Л. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. 2003. № 4. С. 84−89.
  11. АртюховаИ.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика, 2004. № 3. С.29−30.
  12. А.Г. Личность как предмет педагогического исследования. -М., 1984.15 .Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Мир психологии. 1999. № 1. С. 198−208.
  13. В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебное пособие. Краснодар, 2000.1 &-.Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. № 3. 2000. С. 39 51.
  14. БергВ. Карьера — суперигра. М., 1998.
  15. Ю.Бердяев И. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1990.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986.
  17. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.2Ъ.Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  18. Бим-Бад Б. М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. № 3. С. 28 -48.
  19. КВ. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973.
  20. В. Техническое образование школьников: довузовская подготовка// Народное образование. 2003. № 4. С. 89−93.
  21. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.2%.Бондарев В. П. Выбор профессии. М., 1989.
  22. В.П. Технология профессионального успеха: экспериментальный учебник для 10−11 классов естественнонаучного профиля / В. П. Бондарев, А. В. Гапоненко, Л.А. Зингер- под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2001.
  23. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29−36.
  24. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. Пособие для студ., слушателей ИГЖ и ФПК. Ростов -н/Д: Тв. Центр «Учитель», 1999.
  25. ЪAt.Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение //
  26. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. С. 6−22,
  27. . С. Психология в моей жизни: Интервью // Мир психологии и психология в мире. 1994. № 0.
  28. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  29. Н.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 108.
  30. В.К. Игнатович, E.JI. Турецкая Интересы России — интересы школы — забота о детях // Кубанская школа. Краснодар, 2007. № 1. С. 86−94.
  31. М.А. Профилирование и стандарт // Профильная школа. 2004. № 2. С. 32−34.
  32. М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  33. А .Верцинская Н. Н. Формирование индивидуальности школьника в целостном учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. 1991.
  34. С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. М., 1996.
  35. А.П. Дидактические и организационные условия развития жизненного самоопределения старшеклассников гимназии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук, Волгоград, 2003.
  36. В.А. Филимонова // Профильная школа. 2004. № 2. С. 39−42. АЪ. Воронш A.M. Педагогические теории, системы, технологии / A.M. Воронин, В. Д. Симоненко. Брянск, 1997.
  37. Выготский .С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  38. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Вып. 3. Десять концепций и эссе. М., 1995.51 .Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: В 2 т. М., 1971.
  39. . С. Образование в третьем тысячелетии — гармония знания и веры. М., 1997.
  40. .С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974.
  41. А. Гершу некий Б. С. Ретроспективы развития системы непрерывногообразования. М., 1990. 55. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  42. М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.
  43. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19−26.
  44. М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1996.
  45. И. Постижение профессии: от теории к практике // Народное образование. 2004. № 2. С. 111−114.
  46. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.61 .Головаха Е. И. Проблемы профессионального самоопределения молодежи. Киев, 1990.
  47. В.И. Профессионально-педагогическая деятельность в параметрах «творчество» и «индивидуальность» // Вестн. Ставропол. гос. ун-та. Психолого педагогич. науки.- Ставрополь. 1998. Вып. 16. С.44−54
  48. В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе. СПб, 1992.
  49. В.А. Развитие новой модели взаимодействия педагогов дополнительного образования с семьей по формированию навыков самоопределения учащихся / В. А. Грач // Дополнительное образование. 2003. № 12. С. 38−40.
  50. В.М. Преемственность школы и вуза в формировании креативности как личностного качества учащихся. Краснодар, 2005.
  51. М. Исправление школьного конвейера. Ростов-н/Д, 1993.69Тришакина О. В. Опорная школа в системе профильного обучения // Профильная школа. 2004. № 4. С. 25−26.
  52. Э. Парижские доклады (1929) // Логос. Вып. 2. 1991. С. 6−30.
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1996.
  54. А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2004. № 4. С. 136−138.
  55. А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М, 1993.
  56. О.И. Управление профориентационной работой в учреждениях общего среднего, дополнительного и начального профессионального образования: метод, рекомендации / О. И. Донина, Ю. В. Есенков, А. В. Кузнецов. Ульяновск, 2003.
  57. И.А. Самосовершенствование личности. Ростов-н/Д., 1977.
  58. А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М., 1998
  59. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995.
  60. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М., 1989.
  61. И.Н. Педагогические возможности использования ситуации выбора в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994.
  62. Д. Элективные курсы для профильного обучения / Д. Ермаков, Г. Петрова // Народное образование. 2004. № 2. С. 114−120.
  63. М.Б., Лобанова Н. Н. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. СПб., 2000.91 .ЖафяровА.Ж. Концепция и учебные планы профильного обучения /А.Ж. Жафяров, Н. Е. Меднис. Новосибирск, 1993.
  64. А.Ж. Предпрофильная подготовка на средней ступени общего образования // Профильная школа. 2004. № 3. С. 28−29.
  65. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-н/Д., 1972.
  66. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982.
  67. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  68. Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование //Педагогика. 2002. № 3. С. 16−24.
  69. А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект). Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
  70. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.
  71. В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002.
  72. Н.Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурном вузе). Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
  73. В.К. Педагогические условия личностного самоопределения подростков в процессе дополнительного образования. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Сочи, 2001.
  74. В.К. Фестиваль детского творчества как модельное событие. Управление школой. 2002. № 3.
  75. В.К., Балабанова Н. В., Кимишкез И. Г. Толерантная образовательная среда: основы теории и методика проектирования. Краснодар, 2006.
  76. Изучение личности подростка — члена самодеятельного объединения: сборник диагностических методик /авт.- сост. Г. Н. Абросимова, JI. В. Алиева. М., 1993.
  77. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.110 .ИнгенкампК. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.
  78. JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., 1983.
  79. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.
  80. ИЗ. Калугин Ю. Е. Готовность личности к профессиональному самоопределению //Дополнительное образование. 2003. № 9. С. 11−15.114. {Саратовский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  81. В.Г. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1996.
  82. КларинМ.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  83. КларинМ.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем // Школьные технологии, 2004. № 1. С. 11−25.
  84. Н. Как подготовить школу к профильному обучению: материалы научно-практической конференции «Профильное обучение в Москве: опыт, проблемы, перспективы» //На родное образование. 2003. № 7. С. 106−111.
  85. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. г
  86. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
  87. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  88. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  89. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.
  90. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
  91. Г. М. Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.- Ростов н/Д, 2005.
  92. КожухаръГ.С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей (мотивационный аспект): автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993.
  93. Л. Ф. Эффективность образования /Л.Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Д. Г. Борисова. М., 1991.
  94. Колесникова И. А, Горчакова-Сибирцева М. А. Педагогическое проектирование. М., 2005.
  95. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И. Б. Первина. М., 1985.
  96. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.
  97. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  98. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  99. Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи //Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 191−205.
  100. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002. № 1. С. 7−16.
  101. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Учительская газета. 2003. № 32.
  102. Г. Б. Педагогическая среда: современные подходы и интерпретации // Завуч, 2005. № 2. С. 45−68.
  103. А.И. Культура педагогического исследования. Мн., 1996.
  104. А.И. Теория формирования личности. В 2-х частях. 4.1. Факторы, структура, сущность формирования личности. Мн., 1997.
  105. В.В. Методология педагогического исследования: пособ. для педагога-исследователя. Самара, 1994.
  106. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики //Новые исследования в педагогических науках. 1971. № 4. С. 5−68.
  107. С.И. Позиция как деятельностное воплощение личностно-профессионального самоопределения (самосознания) // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997.
  108. М.Ю. От педагогической науки к практике. Киев, 1991.
  109. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению / под. ред. С. Н. Чистяковой. М., 1998.
  110. O.K. Ценности труда и образования в молодежной среде: если разобраться // Вестник СПбГУ. Сер.6, Философия, социология, политология, психология. 1993. Вып.2. С.49−95.
  111. Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
  112. Н., Александрова Е. Как обеспечить самообразование школьника и продуктивность учения? //Народное образование. 2003. № 6. С. 77−80.
  113. Н.Б., Леонтьева О. М. Образование, ориентированное на свободу и самоопределение ребенка. Ч. 1 // Директор школы, 2001. № 2. С. 65.
  114. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
  115. Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2,3.
  116. А.В. Научные основы управления профориентацией молодежи в системе допрофессионального образования: сборник материалов областной научно-практической конференции / Под ред. А. В. Кузнецова. Ульяновск, 2002.
  117. А.В. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития //Народное образование. 2003. № 4. С. 85−105.
  118. А.В., Донина О. И., Есенкова Т. Ф. Теория и практика профессионального самоопределения личности в условиях предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования: Коллективная монография. Ульяновск, 2006.
  119. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся //Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 20−26.
  120. Н.В. Методы системного педагогического исследования Л., 1980.
  121. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  122. JI.H. Теоретико-методологические основания процесса саморазвития личности // Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: Материалы научно-методической конференции / Под общ. ред.: Е. В. Шишмаковой. Благовещенск, 2000.
  123. С.В. Педагогика самоорганизации: Феномен содержания: Монография. Воронеж, 1997.
  124. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.
  125. А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии.// Школьные технологии, 1999. № 1, 2. С. 132 138.
  126. А.А. Педагогика общения. М., 1979.
  127. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  128. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. М., 2003.
  129. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000.
  130. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.2. М., 1983.
  131. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  132. И.Я. Место и роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников 12-летней школы // На пути к двенадцатилетней школе: Сб. научных трудов / Под ред. П. С. Лернер. М., 2000.
  133. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций.// Педагогика. 1996. № 2. С. 7 11.
  134. П.С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников // Инновации в высшей технической школе России: современные технологии в инженерном образовании. М., 2002. Вып.2. С. 26−31.
  135. Лернер 77. С. Роль элективных курсов в профильном обуче нии //Профильная школа. 2004. № 3. С. 12−18.
  136. П. С. Информационные технологии в продуктивном образовании старших школьников //Школьные технологии. 2002. № 4. С. 20−25.
  137. Л.М. Профильное обучение как условие дифференциации образования /Л.М. Липецкая, В. Л. Харитонов //Профильное обучение: теория, опыт, перспективы: сб. статей / под ред. И.Е. Карпухина- отв. ред. Л. М. Липецкая. Стерлитамак, 1999.
  138. Т.Н. Профильное обучение в системе довузовской подготовки //Профильная школа. 2004. №З.С. 42−46.
  139. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технология: Монография /В.В.Сериков, В. И. Данильчук, В. М. Симонов и др. Волгоград, гос. пед. университет, Ин-т проблем личност. ориентир, образования. Волгоград, 2000.
  140. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996.
  141. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.
  142. П.П. Формирование человека как личности. Социально-философский аспект. Л., 1984.
  143. О.Г. Система профессиональной ориентации учащейся молодежи. Чебоксары, 1995.
  144. М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
  145. Г. И., Рототаева Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. М., 2003.181 .МарищукВ.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис. д-ра психол. наук. Л., 1982.
  146. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя //Педагогика. 1995. № 6. С. 55−63.
  147. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  148. А. Мотивация и личность //Вестник Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1991. № 3. С. 66−76.
  149. А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ. М., 1999.
  150. В.Л. Образование через всю жизнь // Открытая школа. 2002. № 2. С. 2−6.
  151. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
  152. Междисциплинарные исследования в педагогике: методологический анализ / В. В. Краевский и др.- под ред. В. М. Полонского. М., 1994.
  153. Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения / под ред. С. Н. Чистяковой. М., 2002.
  154. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. М., 1999.
  155. Методология педагогики: сб. статей / ред.- сост. В. В Краевский. М., 1997.
  156. Н.Н., Юсфин С. М. Актуальное состояние проблемы профессионального самоопределения в сфере образования // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. М., 1997.
  157. Михайлова Н. Н, Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М., 2002.
  158. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995.
  159. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета. 1999. 3 декабря.
  160. НемоваН.В. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой, 2003.
  161. Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учеб.-метод. пособ. М., 2003.
  162. А.А. Профильное обучение в специализированных и заочных школах России // Профильная школа. 2004. № 3. С. 25−28.199 .Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования//Педагогика. 1998. № 3. С. 11−17.
  163. A.M. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования//Специалист. 1998. № 1.
  164. Т.Г. Портфолио как форма оценивания индиви дуальных достижений учащихся /Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская / /Профильная школа. 2004. № 2. -С. 48−55.
  165. Н. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения //Народное образование. 2004. № 2. С. 120−130.
  166. Н. Профильное обучение в гимназии / Н. Новожилова, М. Фирсова // Профильная школа. 2004. №. 3. С. 29 -34.
  167. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов /под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995.
  168. Об эксперименте по введению профильного обучения //Народное образование. 2004. № 6. С. 274−277.
  169. Образовательная программа — маршрут ученика: 4.1./Под редакцией А. П. Тряпициной. СПб., 1998.
  170. Опорная школа в системе профильного обучения // Профильная школа. 2004. № 4. -С. 25−31.
  171. В.А. Образовательный стандарт в условиях профильного обучения: проблемы и решения // Профильная школа. 2004. № 1. С. 1517.
  172. В.А., Лебедева В. П. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды // Стандарты и Мониторинг в образовании. 2000. № 4. С. 6−11.
  173. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  174. Основные направления опытно-экспериментальной работы по введению профильного обучения в 2004/05 учебном году // Профильная школа. 2004. № 3. С. 3−5.
  175. Основы теории и практики профориентации/ сост. ¦1. B.И. Балалихин. Л., 1990.
  176. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. М. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М., 1988.
  177. В.Л. Ценности профессиональной деятельности: автореф. дис.. д-ра философ, наук Киев, 1986.
  178. А.А. Непрерывность образования: теоретические основы концепции развития системы непрерывного образования Кубани. Краснодар, 2001.
  179. А.А. Модели профильного обучения в сельской школе // Профильная школа. 2004. № 4. С. 11−22.
  180. А.А. Модели старшей профильной школы в системе образования Ставропольского края // Профильная школа. 2004. №. 3.1. C. 18−25.
  181. Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. Минск, 1987.
  182. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М.Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002.
  183. А.Ю. Непрофильные предметы в профильной школе // Профильная школа. 2004. № 4. С. 20−23.
  184. Ю.Н. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием. Н. Новгород, 1999.
  185. Л.И. Самосознание и самопознание подростка // Дополнительное образование. 2004. № 4. С.39−45.
  186. А.В. Быть личностью. М., 1990.
  187. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-н/Д, 1996.
  188. Л.А. Социально-педагогическая поддержка детства как компонент воспитательного процесса. Педагогика. 2003. № 10. С. 17−24.
  189. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся М., 1972.
  190. А. Профилирование никого не застанет врасплох //Народное образование. 2003. № 4. С. 79−84.
  191. С.Н. Технологии отбора профильной группы: проблемы, условия и средства //Профильная школа. 2004. № 4. С. 4954.
  192. Ю.П. Профессиональное становление личности: автореф. дис. д-ра психол. наук /Ю. П. Поваренков. М., 1999.
  193. Ю.П. Критерии профессионализации и формирования структуры профессиональных способностей //Развитие идиагностика способностей / под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. ШадриковаМ., 1991. С. 36−40.
  194. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения: методическое пособие / под ред. Н. В. Немовой, Т. Г. Новиковой. М., 2003.
  195. В.М. Методы исследования проблем образования ///Педагогика, 1994. № 3. С. 10−15.
  196. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований . М., 1987.
  197. В. А. Технология карьеры. М., 1995.
  198. С. Д. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе /С. Д. Поляков, А. И. Резник, Г. В. Морозова. М., 1999.
  199. Проблемы гуманизации образования. Новое осмысление старых проблем. Тезаурус / под ред. Ю. Н. Кулюткина. СПб., 1997
  200. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. М., 1987.
  201. Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. № 4.
  202. Е.Н. Выбирайте профессию. М., 1990.
  203. Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб, пособие для 8−11 кл. общеобразоват. учреждений М., 1995.
  204. Н. С. Психология элитарности. М.- Воронеж, 2000.
  205. Н.С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе // Психологическая наука и образование. 2004. № 4. С. 85 94.
  206. Н. С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
  207. Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. М- Воронеж, 1997.
  208. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.- Воронеж, 1996.
  209. Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М., 1991.
  210. Н.С. Психологический смысл труда. М.- Воронеж, 2001.
  211. Пряэ/сников Н. С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995.
  212. Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М, 1999.
  213. Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю, Пряжникова, Н. С. Пряжников. М., 2005.
  214. Психологические проблемы самореализации личности / под. ред. А. А. Крылова, J1. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  215. Психологические проблемы профессиональной деятельности /АН СССР- Институт психологии // Регионы России: сборник статей, в 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. М., 1999.
  216. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. JI. М. Митиной. М., 1998.
  217. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М.Матюшкина- НИИ общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1991.
  218. .М. Психология судьбы: программирование или творче ство // Вопросы психологии. 1992. № 1.
  219. В.Г. Обучение и научное познание // Педагогика. 1997. № 1.С. 7−13.
  220. А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб., 2001.
  221. Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. — 2-е изд., исправл. М., 2004.
  222. Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника «Технология профессионального успеха»: естественнонаучный профиль / С. Н. Чистякова и др. // Шко ла и производство. 2002. № 1. С. 24−27.
  223. Рекомендации по нормативно-правовому обеспечению сетевого взаимодействия образовательных учреждений: Сборник научно-методических материалов / Афанасьева Т. П., БусловЕ.В., Дащинская Д. П. и др. М., 2005.
  224. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся // Профильная школа. 2004. №. 4. С. 3 6.
  225. М.В. Как помочь выбрать профессию? Тула, 1990.
  226. М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.
  227. Реформа образования в Российской Федерации: Концепция и основные задачи очередного этапа. М., 1997. 22 с.
  228. ИО.Родичев Н. Ф. Профессии, которые мы выбираем//Абитуриент. 2002. № 7. С. 12−17.
  229. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 21−23.
  230. РозовН.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
  231. Е.С. Психология профессионального становления личности: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1992.
  232. В.Н. Дидактическая система адаптации учащихся к профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 1998.
  233. . Общество и образование: пер. с англ. М., 1989.
  234. В.Н. Зачем изобретать велосипед? (или Еще, раз о профильной школе) // Профильная школа. 2004. № 2. С. 34−39.
  235. Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: Монография. Волгоград, 2004.
  236. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986.
  237. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М, 1999.
  238. Система управления профориентацией молодежи: методические рекомендации по внедрению / под ред. Н. Н. Захарова. Пермь, 1984.
  239. СкокГ.Б. Формулирование ценностей, целей и норм как основа построения системы качества образования // Качество образования: концепции, проблемы: материалы III Междунар. науч.-метод, конф. / под. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск, 2000.
  240. В.А. Педагогика: учеб, пособ. для студ. пед. учеб, заведений /В. А. Сластенин. М., 1997.
  241. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  242. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997.
  243. Е.Е. На пути к выбору профессии: материалы для специалиста образовательного учреждения. СПб., 2003.
  244. Совместная деятельность: Методология, Теория, Практика. М., 1988.
  245. Современные проблемы профессиональной и деловой культуры: сб. статей участников Всеросс. науч.-метод, конф. (22 мая 2001) / под ред. JI.B. Торопова. Челябинск, 2001.
  246. Сулейманова 3.3. Профессиональное становление личности / 3.3. Сулейманова, А. Х. Чупанов // Дополнительное образование. 2003. № 4. С.3−7.
  247. Тамбовг{ева Т. От «выученной беспомощности» к осознанному выбору//Народное образование, 1997. № 1. С. 17 19.
  248. Г. Ч. Выбор профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки // Профильная школа. 2004. № 3.
  249. Твоя профессиональная карьера: Программы общеобразовательных учреждений: 8−9 классы / под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. М., 1998.
  250. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под. ред. Т. Г. Новиковой. М., 2003.
  251. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие. Астрахань, 1995.
  252. JI.H. Война и мир: Собр. Соч. в 20 томах М., 1962. Т. 5.
  253. А.Н. Школа самоопределения. Шаг 1. М., 1994.
  254. А.Н. Школа самоопределения. Шаг 2. М., 1994.
  255. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  256. И.Б. Профильные учебные заведения как основа формирования контингента абитуриентов МГТУ им. Н. Э. Баумана / И. Г. Федоров, А. Г. Ксенофонтов // Дети, творчество, техника. 2003. № 5. С. 3 6.
  257. КБ. Профильные учебные заведения как основа формирования контингента абитуриентов МГТУ им. Н. Э. Баумана // Дети, творчество, техника. 2003. № 5.С. 3−6.
  258. Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 48−52.
  259. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе М., 1998.
  260. И.О. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения / JI.O. Филатова // Профильная школа. 2004. № 2. С. 19 23.
  261. Философия образования для XXI века. М., 1992.
  262. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова: Российская академия образования. М., 1994.
  263. В. Человек в поисках смысла М., 1990.
  264. JI.M. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
  265. Э. Бегство от свободы. М., 1995.
  266. Э. Человек для себя. Минск, 1992.
  267. И.Д. Образовательное пространство как пространство развития: школа взросления / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин //Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 28−34.
  268. ЪИ.Худик В. А. Диагностика детского развития: методы исследования. Киев, 1992.
  269. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М., 2003.
  270. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58−64.
  271. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  272. Человек и образование в современной России: социологические очерки: сб. статей / под ред. Н. М. Вербицкой, В. Т. Лисовского, 1. В. Т. Пуляева. СПб., 1998.
  273. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М., 1989.
  274. С.Ю. Методика разработки предметных профессионально развивающих курсов: практическое руководство. М., 2001.
  275. С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки /С.Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев // Школьные технологии. 2002. № 1. С. 12−18.
  276. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.
  277. В.Д. Проблема профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. № 5. С. 60−62.
  278. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  279. Т. Социальная психология. Ростов-н/Д, 1998.
  280. Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов-н/Д, 1995.
  281. Школа социального успеха (Опыт разработки и реализации образовательного проекта) / Под ред. Л. И. Клочковой, Н. А. Рототаевой. М., 2001.
  282. Н.Б. Научно-методические аспекты подготовки личности специалиста как профессионала // Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы / под ред. Н. Б. Шмелевой и др. Ульяновск, 2001. С. 3−6.
  283. ШороховаЕ.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М., 1976.
  284. Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  285. B.C. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.
  286. Г. П. Избранные труды. М., 1995.
  287. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993.
  288. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  289. Элективные ориентационные курсы и другие средства предпрофильной подготовки школьников: учебно-методическое пособие / науч. ред. С. Н. Чистякова. М.: АПК и ПРО, 2003. 102 с.
  290. Элективные курсы в профильном обучении: Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ от 13.11.2003 № 14−51−277/13 // Официальные документы в образовании. 2004. № 2. С. 82 85.
  291. ЭлъконинД.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко- АПН СССР. -М., 1989.
  292. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
  293. И.С. Педагогическая поддержка глазами психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всероссийской конференции. М., 1996. С. 37 — 40.
  294. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности.// Психол. журнал, 1981. № 4.
  295. Т.С. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности // Дополнительное образование. 2004.№ 6. С. 24−28.
  296. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой