Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы регулирования экономических интересов при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Договор страхования. ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Автотранспортные средства и их владельцы как объекты страхования
    • 1. 1. Характеристика автомобильного парка в РФ. Марочная и возрастная структура. Экономическая составляющая аварийности в РФ
    • 1. 2. Основные задачи и формы страховой деятельности в РФ. Структура страхового рынка РФ, перспективы и тенденции развития
    • 1. 3. Развитие рынка обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в РФ и зарубежных странах
  • Глава 2. Система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в РФ
    • 2. 1. Методика страхования обязательной гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
    • 2. 2. Анализ функционирования субъектов страхового рынка по
  • ОСАГО
    • 2. 3. Анализ результатов правоприменения закона об обязательном страховании ответственности владельцев автотранспортных средств
  • Глава 3. Методы регулирования экономических интересов владельцев АТС при ДТП
    • 3. 1. Информационно-математическое обеспечение экономической оценки АТС и размера ущерба при ДТП
    • 3. 2. Сравнительный анализ методик при определении размера страховых выплат в результате ДТП
    • 3. 3. Методика определения размера возмещаемого ущерба в результате ДТП, в размере стоимости восстановительного ремонта
    • 3. 4. Перспективы развития системы обязательного страхования в РФ
  • Выводы

Методы регулирования экономических интересов при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В нашей стране стремительными темпами происходит рост парка автотранспортных средств. Этот процесс, с одной стороны, является одним из главных элементов экономического потенциала страны, развития экономической и социальной сферы. В то же время, увеличение численности автотранспортных средств оказывает влияние на структуру и объем торговых операций, доходы и расходы бюджетов страны и отдельных регионов, на развитие целого ряда, взаимосвязанных с автотранспортом, областей бизнеса. Рост численности автотранспортных средств, как и в количественном выражении, так и в расчете" на душу населения, заставляет пересмотреть приоритеты транспортной политики государства. Неразвитость инфраструктуры, недостаточная проработка законодательной базы, низкая правовая и экономическая культура населения ведет к значительному росту: издержек экономики страны. В первую очередь это прямой ущерб ' здоровью людей, вследствие дорожно-транспортных происшествий, затраты на лечение и восстановление здоровья. Это и материальный ущерб, наносимый транспортным средствам, перевозимому грузу. Огромен и косвенный ущерб — потеря рабочего времени из-за пробок, возникающих в местах ДТП, загрязнение окружающей среды и ухудшение экологической ситуации в городах и около транспортных магистралей. Ущерб наносится не только всей экономике и обществу в целом, но и каждому из его членов. Разработка действенного и эффективного механизма возмещения ущерба физическим и юридическим лицам, пострадавшим при воздействий автомобильного транспорта является по-настоящему актуальной задачей.

В развитых странах разработаны разнообразные механизмы по возмещению экономического и морального ущерба, ущерба здоровью пострадавшим в ДТП. Наиболее распространенным механизмом, несомненно, является страхование. Формы и виды страхования практически полностью покрывают риски убытков не только участников транспортного процесса от неблагоприятных для них обстоятельств, но и третьих лиц, оказавшихся вовлеченных в ДТП. Наша страна, несмотря на некоторое отставание в создании полноценно действующей страховой системы, идет по тому же пути. Создается' нормативная база, обеспечивающая сбалансированность интересов государства, страхователей и страховщиков. Принят ряд законов, регулирующих взаимоотношения всех сторон страхового процесса.

Договор страхования. ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. Дорожно-транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба.

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования, гражданской ответственности, начавшим бурно. развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме, которая во многих европейских государствах (Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании, Германии и др.) была введена еще до.

Второй мировой войны. Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. С другой стороны, обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически к полному охвату страхованием имеющегося. в той или иной стране парка автотранспортных средств (как правило, незастрахованными оказываются от 1 до 6% средств транспорта), обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.

В нашей стране данный вид страхования до последнего времени проводился только в добровольном порядке, а обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств отсчитывается с 1 июля 2003 года.

Масштабы ущерба, который приносят сегодня обществу дорожно-транспортные происшествия возрастают с каждым годом. Ежегодно число погибших на дорогах России составляет более 30 тысяч человек, а раненых — более 180 тысяч человек. Сумму ущерба, причиняемого имуществу, из-за отсутствия единой статистики точно определить невозможно: Но по экспертным оценкам, основанным на многолетних наблюдениях, сумма подлежащего возмещению имущественного вреда достигает более 6 млрд. рублей в год. Однако законодательство страны не содержит тех правовых положений, которые бы обеспечили оперативное и полное возмещение вреда потерпевшим в ДТП. Как следствие, ежегодно тысячи судебных решений по соответствующим, делам оказываются неисполненными либо исполненными лишь частично., Принятый Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» касается каждой российской семьи, а не только владельцев транспорта. Ведь в роли пешехода, пострадавшего при ДТП, или другого участника движения может оказаться каждый. Поэтому так важно, чтобы этот закон наиболее полно отражал интересы всех участников дорожного движения. Цель исследования состоит в разработке методов согласования экономических интересов участников системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обеспечивающих максимально возможную возмездность потерь имуществу третьих лиц, при возникновении страховых случаев.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

— проанализировано состояние парка автотранспортной техники в РФ, как объекта страховой и оценочной деятельности, исследованы тенденции его развития, структура аварийности на автомобильном транспорте и наносимый экономический ущерб;

— актуализирована роль и место страхования в экономике страны;

— рассмотрены основные положения страхования ответственности владельцев транспортных средств в РФ и за рубежом;

— проведен сравнительный анализ методик по определению размера ущерба в результате ДТП и определены направления их совершенствования;

— обоснованы предложения,' направленные насогласование экономических интересов граждан при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

— предложен комплекс организационно-экономических рекомендаций по улучшению функционирования системы обязательного страхования ответственности в РФ.

Объектом исследования является система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и методы регулирования экономических интересов всех заинтересованных сторон, а также методы определения размера ущерба имуществу, полученному в результате ДТП. , — ¦

Предметом исследования являются проблемы совершенствования механизма возмещения ущербаи методики определения размеров ущерба при возникновении случаев гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Методологическая основа. Концептуальной и методологической основой диссертационного исследования явились законодательные и подзаконные акты органов государственной власти РФ, других государств по проблеме обязательного страхования гражданской ответственности, труды отечественных ученых по институциональным проблемам развития рыночного хозяйства, общему и целевому страхованию рисков.

Работа выполнена сиспользованием фактического материала Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТА РФ), ГАИ-ГИБДД, отечественных и зарубежных страховых компаний, Российского союза Автостраховщиков (РСА), Всероссийского страхового союза (ВСС), Министерства транспорта РФ, баз данных и информационных технологий, применяемых при оценке ущерба. Приведенные в диссертации исследования применялись с использованием современной методологии системного и экономико-статистического анализа и современной компьютерной техники.

Научная новизна состоит:

— в комплексном исследовании. тенденций развития системы обязательного страхования гражданской ответственности в РФ и зарубежных странах;

— в системном анализе основных положений системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ;

— в проведении совместных исследований параметров, определяющих размер экономического ущерба от ДТП;

— в предложении информационно-математического обеспечения методики определения размера экономического ущерба в результате ДТП ;

— в разработке комплексных предложений по совершенствованию системы обязательного страхования в РФ.

Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций и обоснованию размеров компенсаций, выплачиваемых страховыми компаниями владельцам транспортных средств.

Результаты работы могут быть использованы саморегулируемыми организациями, а также организациями их членами, страховыми компаниями, экспертными и оценочными организациями, в их практической деятельности по рассматриваемой проблеме.

Реализация работы. Результат выполненных исследований используется в учебном процессе Института профессиональной оценки активов автотранспортного комплекса МАДИ (ГТУ) в учебном процессе по профессиональной переподготовке и повышению квалификации оценщиков бизнеса и экспертов-техников в составе курсов «Оценка транспортных средств», «Страхование автотранспорта» и «Автотехническая экспертиза» .

Апробация работы. Концептуальные положения и методики использованы в практической деятельности экспертно-оценочной компании «Интекс-А» и в деятельности саморегулируемой организации «Объединение транспортных экспертов» (НПСО «ОТЭК»).

Положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на 63-й и 64-й научной конференциях МАДИ (ГТУ).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 3 работы общим объемом около 1.2 п.л. ;

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы. Она содержит 175 страниц машинописного текста, 21 таблицы, 38 рисунков и 73 наименований библиографий. • м.

выводы.

На основе проведенных исследований, изложенных в диссертации и в опубликованных автором работах, можно сделать следующие основные выводы:

1. Развитие имущественных отношений, связанных со становлением рыночной экономики России привело к созданию принципиально новых видов экономической деятельности, к числу которых относится оценочная деятельность, так и к динамичному развитию традиционных отраслей экономики, таких как страхование. Особенно ярко переплелись эти виды экономической деятельности в области страхования транспортных средств вообще, в частности в страховании ответственности владельцев транспортных средств. Автором проанализированы аспекты взаимодействия и выявлены тенденции учета экономических интересов всех участников системы обязательного страхования гражданской ответственности.

2. В диссертации дана характеристика современного парка автотранспортных средств, эксплуатируемых в РФ. Показаны количественные. и качественные тенденции развития, связанные одновременно и общим старением автопарка, так и с одновременным ростом числа новых автомобилей иностранного производства. Автором показана структура аварийности автотранспорта на территории РФ, факторы ее роста, а также ее негативные экономические последствия от ДТП.

3. Проанализирована законодательная база и итоги реализации закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Обобщены итоги работы страховых компаний, работающих в данной области, выявлены определенные положительные и негативные тенденции. .

4. В работе определены концептуальные основы регулирования экономических интересов населения при страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

5. Приведенные в работе сравнительные расчеты на основе существующих методик показали, что они существенно различаются по принципам учета износа автотранспортной техники. Данные различия, а также их несоответствие реальным рыночным условиям, дают возможность автору предложить методологическую базу для методики определения размера возмещаемого ущерба в результате ДТП.

6. В работе даны практические рекомендации по совершенствованию системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в РФ. Показаны варианты развития, реализованные в отдельных зарубежных странах, и предложены пути развития, характерные для России, в силу специфических социально-экономических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Страхование. М.: «Издательство ПРИОР», 1999 г. -192 стр.
  2. Ю.В. Оценка автотранспортных средств. М.: Дело, 2003 г. 487 стр.
  3. А.З., Отлобовский И. Б. Тенденции и перспективы развития страхования в ТЗЗ России. М.: Диалог-МГУ, 1999 г. — 80 стр.
  4. И. Т., Балабанов А. И. Страхование. — СПб: Питер, 2001 г. -256 стр. (Серия &bdquo-Учебники для вузов")
  5. Н., Гербер X. Актуарная математика. М.:Янус-К, 2001 г. — 655 с.
  6. .М. Страхование автомобиля. М.: «Издательство ПРИОР», 1999 т. -128 стр.
  7. К.Г. Основы экономики страхования М.:1995 г.
  8. А.А. Основы страхования: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 320 с.
  9. А.А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. — 184 с.
  10. Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. М: Финансы и статистика, 2004. — 352 с.
  11. .Д. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Обобязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» / Б.Д.Завидов- под общ. ред. Б. Я. Гарвилова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 256 с.
  12. Е. Правовое регулирование страхования внедоговорной ответственности //Страховое право 2000 № 2
  13. В. В. Шабека B.JI. Оценка стоимости автотранспортных средств и ущербов от дорожных происшествий. Минск.: Издательство «ФУАинформ», 2003. 310 с.
  14. Комментарий к Федеральному закону Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005. — 144 с.
  15. Краткий автомобильный справочник. М., НИИАТ, 2004 г. Тома 1,2,3.
  16. Лемер Жан. Автомобильное страхование. Актуарные модели. М.: Янус-К, 1998.-316с. •
  17. . Системы бонус-малус в автомобильном страховании: Перев. с англ. М.: «Янус-К», 1998 г. — 270 стр.
  18. А.Д. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие. М.:Издательский отдел УНЦ ДО, 2011 г.- 120 с.
  19. Н.Л., Косаренко Н. Н. Страховое дело. М.: «Феникс», 2003. -604 с.
  20. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния. Р-3 112 194−0376−98. Департамент автомобильного транспорта.-М.:199. -159с.
  21. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. РД 37.009.015−98. с изменениями 1,2,3. ГНЦ «НАМИ».- М.:2001.
  22. Методические рекомендации по определению стоимости автомотранспортных средств, стоимости их ремонта в рамках оценочной деятельности и в рамках экспертизы ОСГО. М.: 2004 г.
  23. Методика по определению стоимости автотранспортных средств для расчета таможенных платежей. М.: 1997 г. 108 с.
  24. Основы страховой деятельности. Учебник / отв. ред. проф. Федорова Т. А. М.: Издательство БЕК, 1999 — 776 с.
  25. Оценка стоимости транспортных средств /под ред. М. П. Улицкого. М.: «Финансы и статистика», 2005. — 302 с.
  26. Е. В. Ганченко О.И. Статистика автомобильного транспорта: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 1998. 240с.
  27. А.П. Очерки зарубежного страхования. М.: «Анкил», 1997 г. -200 с.
  28. Правила дорожного движения. / Постановление Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, в редакции от 28 июня 2002 года.
  29. Правила применения типовых схем ДТП и распределения ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред: Информационный бюллетень Российского Союза Автостраховщиков, М.: — 2002 г.
  30. Сборник типовых правил, условий и договоров страхования. / Сост. А. А. Цыганов. М.: «Анкил», 2003. — 416 с.
  31. С.А. Страхование. Теория и практика США и стан Европейскогосообщества. М.:ТПП РФ. 1993. — 78 с.
  32. Страхование/под ред. Т. А. Федоровой. М.: «Экономистъ», 2005. — 875 с.
  33. Страхование: принципы и практика / Составитель Дэвид Бланд: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1998. — 416 с.
  34. И.П. Основы теории достоверности статистических показателей. Новосибирск: СО «Наука», 1979.
  35. Ю.А. Страхование ответственности М.: Аудитор, 2001 г.- 172 стр.
  36. Типовые (стандартные) правила страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств: Информационный бюллетень Всероссийского Союза Страховщиков № 7(29) 2000 г.
  37. Теория и практика страхования. Учебное пособие. М.: Анкил, 2003. -704 с.
  38. В.А. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. М.: Издательский центр «Анкил». 1998 г. — 80 стр.
  39. В.А., Плешков А. П. Автотранспортное страхование. (От истоков до современности). М.: АНСЕЛ-ПРЕСС, 2001. — 448 с.
  40. X. «Система страхования в Германии» // Проблемы теории и практики управления, № 5, 1996
  41. А.И., Худяков А. А. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 380 с.
  42. В. Л. Дашкевич Г. Б. Автомобильный транспорт и страхование. Основы теории и практики взаимодействия. Минск.: Издательство «ВУЗ-ЮНИТИ», 2004.-219с... ¦
  43. М.П. Основные проблемы оценки автотранспортных средств в РФ. В сборнике докладов III конгресса оценщиков России и стран СНГ.1. М.:РОА, 2000. 3 ст.
  44. М.П. Автомобильный транспорт как субъект рыночной экономики России.// Финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Сборник научных трудов. Выпуск седьмой.—М.: МАДИ, 2003 г.
  45. И.Э. Страхование ответственности: Справочник. М.: Финансы и статистика, 1999 г. -352 стр.
  46. Auto katalog. Самое полное ежегодное российское издание, содержащеекраткое описание конструктивных особенностей, фотографии и более 30 технических параметров 2100 серийных и экзотических легковых автомобилей.2004 г.
  47. AUTOMOBIL REVUE. Автомобильный каталог. Все легковые автомобили мира, технические характеристики, цветные иллюстрации. 2004 г.
  48. Часть 2. Авторефераты и диссертации.
  49. О.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидатаэкономических наук «Совершенствование методов экономической оценки автотранспортной техники с использованием современных информационных технологий», М.2003
  50. Н.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Методологические основы развития системы страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в РФ», М.2003
  51. В.А. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», М.1998
  52. Часть 3. Законодательные и нормативные акты.
  53. Гражданский кодекс РФ, глава 48 «Страхование» (в ред. Федеральныхзаконов от 12.08.96 г. № 110-ФЗ, от 24.10.97 г. № 133-Ф3, от 17.12.99 г. № 213-Ф3).
  54. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации"от 27.11.1992 г. № 4015−1(с последующими изменениями и дополнениями).
  55. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательномстраховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  56. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 41-ФЗ «О внесенииизменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  57. Федеральный.закон от 25 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в РФ».
  58. Постановление Правительства РФ № 263 от 07 мая 2003 г. «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  59. Постановление Правительства РФ № 238 от 24 апреля 2003 г. «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ».
  60. Концепция развития страхования в РФ. Одобрена Правительством РФ 25.09.2002 г. № 1361-р.
  61. Транспортная стратегия РФ. Одобрена на заседании Госсовета РФ 29 октября 2003 г.
  62. Часть 4. Периодические и он-лайновые издания.
  63. Журнал «Страховое дело», № 1,2,3,4,5 2004 г., www.ankil.ru.
  64. Журнал «Страховое ревю», № 3,4 2005 г, 2,3,4,8,10 2004 г., 4,7,12 2003г., www.inrevu.ru.
  65. Журнал «Русский полис», № 1,2,3,4,5,6,7 2005 г., www. in-sure.ru.
  66. Часть 5: Программные продукты.
  67. НАМИ-СЕРВИС-2. Программа по расчету стоимости ремонта отечественных АМТС. М.: «ПРАЙС-Н».
  68. AUDATEX. Программа по расчету стоимости ремонта импортных АМТС.- Германия.: AUDATEX.
  69. Advanced Grapher версия 2.11. Программа регрессионного анализа. -США.: Alentum Software, Inc.
  70. EXEL 2003. Программа статистической обработки данных. США.: Microsoft.
  71. Основные положения исследования опубликованы в работах:
  72. A.JI. Расчет тарифных ставок в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств // Финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Сборник научных трудов. Выпуск десятый. М.: МАДИ (ГТУ), 2005 г.
  73. A.JI. Тенденции развития страхового рынка в РФ в 2002 -2004 годах.// Финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Сборник научных трудов. Выпуск десятый. М.: МАДИ (ГТУ), 2005 г.
  74. A.JI. Минимизация затрат при продлении полиса ОСАГО.// Финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Сборник научных трудов. Выпуск девятый. М.: МАДИ (ГТУ), 2005 г.
Заполнить форму текущей работой