Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Способы оценки и определение величины незавершенного производства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пример 2. Пусть в рассматриваемом выше примере на начало отчетного периода в цехе находилось 49 заготовок для нарезки резьбы, объем незавершенного производства составлял 490 руб. За месяц на нарезку резьбы было затрачено 8.750 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию станка и т. п.). Всего резьба была нарезана на 1.410 заготовках. На штамповку истрачено 17.440 руб… Читать ещё >

Способы оценки и определение величины незавершенного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Иркутский государственный университет путей сообщения Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Бухгалтерский учет и налогообложение»

КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Бухгалтерский финансовый учет Тема Способы оценки и определение величины незавершенного производства Выполнила: студентка гр. Б-07−1

Маштакова Е.Ю.

Руководитель: ст. преподаватель Зиборева О.Ю.

Иркутск 2009

  • Введение
  • Глава 1. Способы оценки и определения величины незавершенного производства
    • 1.1 Понятие незавершенного производства
    • 1.2 Виды и способы оценок незавершенного производства. Инвентаризация остатков НЗП
      • 1.3 Способы оценки незавершенного производства в бухгалтерском учете
      • 1.4 Инвентаризация остатков незавершенного производства
  • Глава 2. Расчетная часть
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Особое место в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) и финансового результата от основной деятельности организации имеют затраты, понесенные в незавершенном производстве. Продолжающийся характер производственного процесса на предприятии является причиной того, что на момент завершения отчетного периода, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете всегда имеются остатки продукции (работ), не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, не принятые заказчиком работы и услуги, остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Они и относятся к незавершенному производству.

Учет и внутрихозяйственный контроль незавершенного производства играет важную роль. От его правильной организации в значительной мере зависит достоверность определения важнейших экономических показателей работы как предприятия в целом, так и его производственных подразделений — цехов. В связи с этим актуальность темы курсовой работы, связанная с изучением бухгалтерского учета и контроля незавершенного производства представляется весьма актуальной.

Целью работы является изучение бухгалтерского учета незавершенного производства, его оценка, инвентаризация и определение величины незавершенного производства.

ГЛАВА 1. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Понятие незавершенного производства

По своей экономической сущности, незавершенное производство, как объект бухгалтерского учета, относится к оборотным активам или оборотным средствам предприятия. Оборотные средства предприятия — это совокупность денежных и материальных средств, авансированных в средства производства, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт.

Особенностью оборотных средств предприятия является процесс их кругооборота, в котором они последовательно проходят следующие стадии: денежную, производительную и товарную. Процесс производства на предприятии — непрерывный и ритмичный — характеризуется тем, что оборотные средства в процессе движения одновременно находятся во всех стадиях и во всех формах.

Именно на стадии производства оборотные средства принимают форму незавершенного производства.

Для того чтобы наиболее полно представить сущность незавершенного производства как экономической категории, необходимо выделить те классификационные черты (характеристики) соотносимые с объектом исследования. Наиболее полно классификация активов в целом и их оборотной составляющей приведена в учебнике по финансовому менеджменту И. А. Бланка. В соответствии с точкой зрения автора, можно выделить следующее:

— незавершенное производство является материальным (вещественным) активом;

— незавершенное производство является операционным активом по характеру обслуживания деятельности предприятия;

— незавершенное производство является собственным активом предприятия;

— по степени ликвидности незавершенное производство относится к слаболиквидным активам, так как оно может быть конверсировано в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени.

Незавершенное производство является довольно сложной категорией экономики. В Современном экономическом словаре под незавершенным производством понимают частично готовую продукцию, не прошедшую предусмотренный технологией полный цикл производства, необходимый, чтобы продукцию можно было отправить заказчику, поставить на рынок для продажи, отгрузить на склад готовой продукции.

Большой энциклопедический словарь определяет незавершенное производство как издержки на не законченную изготовлением продукцию на всех стадиях производственного процесса — от первой технологической операции до приемки готового продукта.

В различных источниках, а именно учебниках и монографиях, можно встретить ряд следующих определений незавершенного производства. Так, О. И. Волков определяет незавершенное производство как предметы труда, вступившие в производственный процесс и находящиеся на рабочих местах и между ними (заготовки, полуфабрикаты, детали, агрегаты, изделия), не прошедшие все стадии обработки.

По определению Ткаченко Н. М. к незавершенному производству относится продукция (работы, услуги), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов) производства, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, которые прошли укомплектование, пробы и техническую приемку.

Другое, достаточно противоречивое определение незавершенного производства можно встретить в российском учебнике, под редакцией Вещунова Н. Л. Так, незавершенное производство представляет собой не полностью изготовленные детали и сборочные единицы, а также изделия, не принятые техническим контролем.

Таким образом, незавершенным производством являются затраты на продукцию (детали, изделия), не прошедшую всех стадий обработки, предусмотренных технологией производства, установленных испытаний, технической приемки, не укомплектованные изделия, не законченные или не принятые заказчиком работы и услуги товарного характера.

Окончательно забракованная продукция, полуфабрикаты и материалы, находящиеся в цехах, но не начатые обработкой, к незавершенному производству не относятся. Даже полностью законченная продукция, не прошедшая испытаний (если такие испытания предусмотрены технологией), относится к незавершенному производству. К незавершенному промышленному производству относят также остатки невыполненных заказов в цехах вспомогательных производств и полуфабрикатов собственного производства на общезаводских складах.

На рисунке 1.2 (Приложение) приведен состав незавершенного производства, однако он может существенно меняться в зависимости от сферы (отрасли) деятельности предприятия. В своем учебнике Ткаченко Н. М. дает характеристику состава незавершенного производства в зависимости от сферы деятельности предприятия (таблица 1, Приложение).

1.2 Виды и способы оценок незавершенного производства. Инвентаризация остатков НЗП

Способы оценки незавершенного производства в бухгалтерском учете. Оценка незавершенного производства предшествует оценке готовой продукции. В случае использования первого способа сначала определяется объем незавершенного производства на конец периода, а себестоимость завершенной производством продукции определяется как разность накопленных за период затрат с учетом их остатка на начало периода и объема незавершенного производства.

Для этого:

1) по данным инвентаризации определяется натуральный объем незавершенного производства;

2) исчисляется фактическая себестоимость незавершенного производства.

Рассмотрим эти действия на условном примере.

Пример 1. Пусть по условиям техпроцесса из металлического листа сначала штампом вырезаются заготовки определенной формы, а затем в них нарезается резьба. Если стоимость листа составляет 128 руб., из одного листа штампуется 17 заготовок, затраты составляют 73 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию штампа и т. п.), а обрезки сдаются на сборный пункт металлолома по 14 руб., то стоимость одной заготовки составит:

(128 + 73 — 14) / 17 = 11 руб.

Известно, что на конец месяца в цехе находится 1.778 заготовок, тогда объем незавершенного производства составит:

1.778×11 = 19.558 руб.

Далее определяется себестоимость завершенной производством продукции. Для этого из суммы показателей объема незавершенного производства на начало периода и объема затрат за период вычитается объем незавершенного производства на конец периода. Пусть в нашем примере это будет: 18.490 руб. — объем незавершенного производства на начало периода, 245.699 руб. — затраты за период (дебетовый оборот по счету 20), тогда себестоимость завершенной производством продукции составит:

18.490 + 245.699 — 19.558 = 244.631 руб.

То есть по дебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка на сумму 244.631 руб. Если разделить эту сумму на натуральный показатель выпуска готовой продукции (количество изготовленных изделий), то получим себестоимость одного изделия.

2. Оценка незавершенного производства осуществляется после оценки готовой продукции.

В случае использования второго способа определяется размер затрат, относящихся к стоимости изготовленной в отчетном периоде продукции (выполненных работ, оказанных услуг), который затем и списывается с кредита счета 20, 23 или 29. Тогда стоимость незавершенного производства определяется как разность накопленных за период затрат с учетом их остатка на начало периода и стоимости продукции, изготовленной за этот период.

Рассмотрим использование этого способа на примере попередельного метода учета затрат.

Пример 2. Пусть в рассматриваемом выше примере на начало отчетного периода в цехе находилось 49 заготовок для нарезки резьбы, объем незавершенного производства составлял 490 руб. За месяц на нарезку резьбы было затрачено 8.750 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию станка и т. п.). Всего резьба была нарезана на 1.410 заготовках. На штамповку истрачено 17.440 руб. (с учетом стоимости переданных в производство листов, заработной платы штамповщика, затрат на эксплуатацию штампа и т. д.), причем всего разрезано 93 листа на 1.581 заготовок (каждый лист на 17 заготовок).

Сначала определяется количество заготовок для нарезки резьбы, оставшееся в цехе на конец периода:

49 + 1.581 — 1.410 = 220 ед.

Это расчетное количество заготовок сверяется с данными инвентаризации. Затем определяется себестоимость штамповки одной заготовки для резьбы:

(490 + 17.440) / (49 + 1.581) = 11 руб.

Далее определяются затраты на изготовление готовой продукции:

11×1.410 + 8.750 = 24.260 руб.

На основе этих данных может быть определен объем незавершенного производства на конец периода:

490 + 17.440 + 8.750 — 24.260 = 2.420 руб.

Эти данные могут быть проверены путем умножения количества заготовок на стоимость изготовления одной заготовки:

220×11 = 2.420 руб.

В данном случае в дебет счетов 43 или 40 с кредита счета 20 должно быть списано 2.420 руб.

Рассматриваемый учет для варианта оценки себестоимости готовой продукции или объема незавершенного производства по фактическим затратам может приниматься по нормативной оценке. Для этого при определении себестоимости завершенной производством продукции или объема незавершенного производства используются данные о величине отклонений фактической себестоимости изготовленной продукции от ее нормативных значений. Рассмотрим использование этого варианта на примере позаказного метода учета затрат и использовании второго способа расчета.

Пример 3. Организация выполняет услуги по охране. Нормативные затраты на одного охранника принимаются в размере 300 руб./чел. в день (сюда входит заработная плата охранника, затраты на спецодежду, содержание оружия и т. д.). Известно, что в течение месяца оказаны услуги по охране трех объектов, причем на 1-ом объекте работали 2 чел. в течение 10 дней, на 2-ом — 1 чел. в течение 30 дней, на 3-ем — 5 чел. в течение 24 дней. Итого нормативные затраты составили:

(2×10 + 1×30 + 5×24) х 300 = 51.000 руб.

Однако на втором объекте условия работы сопряжены с дополнительной опасностью, поэтому работнику было дополнительно начислено 7.000 руб. заработной платы и выданы дополнительные средства связи, расходы на эксплуатацию которых составляют 20 руб. в день. Таким образом, сумма отклонений составила:

7.000 + 20×30 = 7.600 руб.

По 1-му и 2-му объекту акты об оказании услуг подписываются ежемесячно, по 3-му — ежеквартально. Тогда себестоимость оказанных услуг определяется в размере:

(2×10 + 1×30) х 300 + 7.600 = 22.600 руб.

Именно эта сумма должна быть списана с кредита счета 20 следующими проводками:

дебет счета 40 кредит счета 20 — 22.600 руб.;

дебет счета 90 кредит счета 40 — 15.000 руб. (нормативная себестоимость оказанных услуг);

дебет счета 90 кредит счета 40 — 7.600 руб. (отклонение).

При этом на счете 20 останется сальдо, характеризующее объем незавершенного производства:

51.000 + 7.600 — 22.600 = 36.000 руб. или 5×24×300 = 36.000 руб.

Здесь важно подчеркнуть, что объем незавершенного производства, оценивается именно по нормативной себестоимости, без учета выявленных отклонений.

Методы оценки незавершенного производства (по стоимости материалов, по прямым материальным затратам, по полной производственной себестоимости) Ранее было сказано, что при первом способе оценке (когда оценка начинается с незавершенного производства) определяется объем незавершенного производства на конец периода, а себестоимость завершенной производством продукции определяется как разность накопленных за период затрат с учетом их остатка на начало периода и объема незавершенного производства. Для этого после определения натурального объема незавершенного производства исчисляется его фактическая себестоимость.

Такое исчисление может осуществляться путем оценки незавершенного производства по стоимости материалов, по прямым материальным затратам, по полной производственной себестоимости и иными методами.

Рассмотрим эти действия на приведенном выше примере (см. пример 1). В этом примере стоимость одной заготовки, оцененная по полной производственной себестоимости, составила:

(128 + 73 — 14) / 17 = 11 руб.

При этом объем незавершенного производства составил 19.558 руб., а себестоимость завершенной производством продукции — 244.631 руб.

То есть по дебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка на сумму 244.631 руб. Пример № 4. Теперь сделаем те же расчеты при условии оценки незавершенного производства по стоимости материалов.

Стоимость одной заготовки:

(128 — 14) / 17 = 6,7 руб.

При условии, что на конец месяца в цехе находится 1.778 заготовок, объем незавершенного производства составит:

1.778×6,7 = 11.912,6 руб.

Далее определяется себестоимость завершенной производством продукции:

18.490 + 245.699 — 11.912,6 = 252.276,4 руб.

То есть по дебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка на сумму 252.276,4 руб. Пример № 5. Теперь сделаем те же расчеты при условии оценки незавершенного производства по стоимости прямых материальных затрат. Выше было указано, что затраты на изготовление одной заготовки составляют 73 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию штампа и т. п.). Из этой суммы необходимо выделить прямые материальные затраты — пусть это будет 33 руб. Стоимость одной заготовки:

(128 +33 — 14) / 17 = 8,6 руб.

При условии, что на конец месяца в цехе находится 1 778 заготовок, объем незавершенного производства составит:

1.778×8,6 = 15.290,8 руб.

Далее определяется себестоимость завершенной производством продукции:

18.490 + 245.699 — 15.290,8 = 248.898,2 руб.

То есть по дебету счетов 43 или 40 и кредиту счета 20 должна быть сделана проводка на сумму 248.898,2 руб.

При анализе этих расчетов становится понятным, что чем больший перечень затрат включается в оценку незавершенного производства, тем больше значение этой оценки и, соответственно, тем оно точнее. Иными словами, оценка незавершенного производства по стоимости материалов является наименьшей по значению, поэтому стоимость готовой продукции увеличивается максимально. Оценка по прямым материальным затратам в количественном значении уже дороже, а стоимость готовой продукции падает, соответственно, на величину не только материалов, а всех материальных затрат. Наконец, самая точная оценка — по полной производственной себестоимости.

Если будет использован второй способ (оценка готовой продукции, а уже на ее основе исчисление стоимости незавершенного производства), то в этом случае можно применять только метод оценки по полной производственной себестоимости (фактической или нормативной), поскольку в противном случае все не включенные в оценку виды затрат будут накапливаться в стоимости незавершенного производства. Например, с кредита счета 20 мы будем списывать только оценку готовой продукции по прямым материальным затратам, тогда все остальные затраты будут постоянно накапливаться в дебете счета 20, а объем НЗП будет необоснованно расти от одного отчетного периода к другому.

Инвентаризация остатков незавершенного производства

Инвентаризация незавершенного производства имеет целью определить объемы и фактическую себестоимость его в соответствии с порядком, установленным Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и разработанными на его основе отраслевыми инструкциями.

В части промышленных предприятий, например, необходимо:

— определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

- выявить неучтенный брак;

— определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов) и обеспеченность сборки деталями;

— выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено;

— определить фактическую себестоимость находящихся в производстве заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изготовлением и сборкой изделий.

Перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Находящиеся в цехах заделы незавершенного производства и полуфабрикаты должны быть приведены в порядок, обеспечивающий правильность и удобство подсчета их количества.

Проверка остатков задела незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому цеху (участку, отделению) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным предприятиям, их очередям, объектам, пусковым комплексам, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания без промежуточных платежей; по незаконченным частям конструктивных элементов и видов работ.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризуются особо и фиксируются в отдельных описях.

Окончательно забракованные детали в состав незавершенного производства не включаются.

По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь (в соответствующих отраслях промышленности), в инвентаризационных описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящим в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями.

Наличие и объем незавершенного капитального строительства устанавливаются при инвентаризации путем проверки в натуре оплаченной его части. В актах инвентаризации указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п.

Инвентаризационная комиссия должна проверить:

— не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

— состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые акты. Отдельные акты составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В актах необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству, подлежащие списанию с баланса, составляются акты, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства.

Для этого должна использоваться соответствующая техническая документация, акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Инвентаризация незаконных капитальных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов производится путем проверки состояния работ в натуре.

На незаконченный капитальный ремонт составляется акт, в котором указываются название ремонтируемого объекта, наименования и процент выполнения работ, сметная и фактическая стоимость выполненных работ.

Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает и включает в описи сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов.

Порядок учета, распределения и включения в себестоимость продукции или работ указанных расходов устанавливается в соответствующих инструкциях.

1.3 Учет и определение величины незавершенного производства.

Определение величины незавершенного производства зависит от выбора метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Под методом учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции понимается совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости продукции.

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа, характера технологического процесса и организации производства на промышленных предприятиях могут применяться различные методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.

На практике могут применяться комбинированные методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, которые позволяют максимально использовать преимущества отдельных методов для принятия управленческих решений. В общем виде характеристика методов калькуляции себестоимости продукции, а также сфера их применения приведена в таблице 2 (Приложение).

Рассмотрим особенности формирования информации об остатках незавершенного производства при том или ином методе калькулирования себестоимости продукции.

Формирование фактических затрат по нормативному методу осуществляется отдельно в части расходов по нормам и в части расходов, которые представляют собой отклонения от норм. Такой подход позволяет не только организовать достоверные учет затрат и калькулирование себестоимости, но и систематически анализировать отклонения от норм для принятия решений по оперативному воздействию на процесс формирования себестоимости. Отклонения от норм могут быть положительные (экономия), отрицательные (перерасход) и условные (появляются в результате различий в методике составления плановой и нормативной калькуляций). Учет отклонений от норм достигается ежедневным документированием расходов по основным их видам, вызванным отклонениями от норм, или расчетами за сравнительно короткие периоды времени. Не учтенные в документах отклонения устанавливают посредством инвентаризации незавершенного производства.

При позаказном методы все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам на основании первичных документов. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.

Фактическая себестоимость заказа определяется после его исполнения. До момента передачи заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством.

Учет затрат попередельным методом ведут по каждому обособленному переделу. Каждое производственное подразделение осуществляет какую-либо часть общего процесса производства и передает изделие после этой операции в следующее подразделение, где оно обрабатывается на следующей операции. После завершения производства в последнем подразделении изделие отправляется на склад готовой продукции. Во многих случаях объектом исчисления затрат является не вся продукция передела, а отдельные ее виды или группы.

При попроцессном методе применяется следующий порядок организации учетного процесса:

1) документирование и учет затрат по элементам (по прямым затратам);

2) документирование и учет затрат, относимых на комплексные статьи (в связи с необходимостью учета затрат на вспомогательные производства и расходов на управление);

3) распределение затрат по процессам;

4) определение общей величины затрат за месяц;

5) Распределение затрат в зависимости от характера производства и видов продукции (производится в том случае, если учет организуется не по производству в целом, а по отдельным процессам).

При попроцессной калькуляции используется усреднение: все накладные расходы одного участка или всего производства делятся на количество продукции, произведенной за данный период времени. При этом возникает несколько важных вопросов:

— сколько единиц продукции произведено;

— учитывать ли только законченные изделия;

— что делать с незаконченными единицами продукции;

— что делать с продукцией, остающейся в остатках незавершенного производства?

Для ответа на эти вопросы вводится понятие условного объема производства или условной единицы продукции. Это понятие используют для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период времени. Оно позволяет пересчитать не полностью завершенные изделия в условно готовые.

Для подсчета количества условно готовой продукции используется так называемый «процент завершенности».

Общий объем условных единиц продукции, произведенной за отчетный период, равен сумме: общего количества изделий, производство которых было завершено в течение данного отчетного периода, и количества условных единиц изделий, находящихся в незавершенном производстве на конец отчетного периода.

При этом количество условных единиц продукции в составе незавершенного производства на конец периода определяется произведением количества единиц продукции в незавершенном производстве на конец периода и процента завершенности этих изделий.

Зная число произведенных условных единиц изделий, можно рассчитать их себестоимость путем деления фактических производственных затрат на количество условных единиц изделия.

При этом для каждого участка производства себестоимость условной единицы изделия рассчитывают в отношении двух видов расходов: затрат материалов и издержек обработки.

Издержки обработки представляют собой сумму затрат на производственную заработную плату и накладные (общепроизводственные) расходы, понесенные производственным подразделением. Формулы расчета удельных затрат будут следующие:

(1)

(2)

(3)

Расчет себестоимости изделия выполняется отдельно по материалам и отдельно по издержкам обработки. Это объясняется тем, что затраты на материалы осуществляются неравномерно на протяжении процесса производства: в начале производственного цикла (отпуск материалов в производство) или в его конце (упаковочные материалы). В результате количество условных изделий по материалам будет отличаться от количества условных изделий по издержкам обработки.

Расчет фактической себестоимости произведенной продукции при попроцессном методе может осуществлять различными методами. Наиболее распространенными являются два из них: метод ФИФО и метод усреднения.

Метод ФИФО предполагает, что из всего количества единиц готовой продукции, производство которых было завершено в течение отчетного периода, первыми были завершены находившиеся в процессе производства на начало отчетного периода, а затем те, производство которых было начато и завершено в течение этого отчетного периода.

Процесс расчета фактической себестоимости методом ПРО при попроцессной калькуляции состоит из следующих этапов:

Этап 1. Составляется производственный отчет.

Этап 2. Определяется количество условных единиц продукции, изготовленной в течение отчетного периода.

В ситуации, когда к началу отчетного периода у нас нет незавершенного производства, нужно будет рассмотреть только продукцию, произведенную в пределах отчетного периодами продукцию, начатую, но не завершенную производством к концу периода. Продукция, начатая, но не полностью завершенная, составляет остаток незавершенного производства на конец отчетного периода.

Условный объем продукции при этом рассчитывается по частям следующим образом:

1) Изделия, изготовление которых завершено = Количество единиц * 100%

2) Условные изделия в запасах НЗП на конец периода:

— по затратам материалов = Количество единиц * Процент завершенности;

— по издержкам обработки = Количество единиц* Процент завершенности.

Сумма этих двух величин дает количество условно завершенных изделий за отчетный период. Процент завершенности отражается производственно-диспетчерской службой структурного подразделения предприятия в производственном отчете и удостоверяется подписью руководителя такого структурного подразделения.

Ситуация с отсутствием остатков незавершенного производства достаточно редко встречается в промышленности. Наличие остатков на начало периода немного затрудняет расчет условных единиц. При наличии таких запасов на начало отчетного периода условный объем продукции, с применением метода ПРО, рассчитывается по трем частям следующим образом:

1) Условные изделия в остатках незавершенного производства на начало периода:

— по затратам материалов = Количество единиц * Процент завершенности

— по издержкам обработки = Количество единиц * Процент завершенности

2) Изделия, изготовление которых начато и завершено = Количество единиц х 100%

3) Условные изделия в запасах незавершенного производства на конец периода:

— по затратам материалов = Количество единиц х Процент завершенности

— по издержкам обработки = Количество единиц х Процент завершенности

Сумма этих трех величин (или сумма количества единиц готовой продукции и незавершенного производства на конец периода в условных единицах) дает нам количество условно завершенных изделий за отчетный период. Для определения количества изделий, произведенных в течение отчетного периода, необходимо из общего количества условно завершенной производством продукции в течение отчетного периода вычесть условное количество изделий, находившихся в остатках незавершенного производства на начало такого отчетного периода.

Этап 3. Рассчитывается себестоимость условной единицы продукции.

Все затраты, отнесенные в отчетном периоде на счет 23 «Производство» по каждому подразделению или производственному процессу, состоящие из затрат материалов и издержек обработки, понесенных в данном отчетном периоде, делят на количество условных единиц изделий, изготовленных в течение текущего отчетного периода. Общая сумма затрат по материалам делится на число условных единиц продукции по материалам.

Стоимость продукции, выпущенной из производства (переданной в другой процесс), определяется как разница общей суммы затрат на производство, состоящей из затрат, понесенных в данном отчетном периоде, и затрат в остатках незавершенного производства на начало периода, и стоимости незавершенного производства на конец отчетного периода.

Калькулирование затрат методом усреднения предполагает, что запасы единиц продукции на начало периода были начаты и закончены в пределах текущего отчетного периода. Хотя этот метод менее точный, чем метод ПРО, он гораздо проще для понимания и работы.

Процесс расчета фактической себестоимости методом усреднения состоит из таких этапов:

Этап 1. Составляется производственный отчет.

Этап 2. Определяется количество условно завершенных единиц продукции отчетного периода.

Условный объем продукции при этом рассчитывается по частям следующим образом:

1) Изделия, изготовление которых завершено = Количество единиц х 100%

2) Условные изделия в запасах незавершенного производства на конец периода:

— по затратам материалов — Количество единиц х Процент завершенности

— по издержкам обработки = Количество единиц х Процент завершенности

Сумма этих двух величин дает количество условно завершенных изделий за отчетный период.

Этап 3. Рассчитывается себестоимость условной единицы продукции.

Сначала суммируют все затраты, отнесенные в отчетном периоде на счет 23 «Производство» по каждому подразделению или производственному процессу. Они состоят из затрат материалов и издержек обработки, понесенных в данном отчетном периоде, а также затрат, включенных в сальдо на начало периода по счету 23 «Производство».

Затем делят общую сумму затрат на количество условных единиц. Общая сумма затрат по материалам делится на число условных единиц продукции по материалам. Общая сумма издержек обработки делится на число условных единиц по издержкам обработки. Поскольку применяется метод усреднения, единицы и затраты на начало периода включаются в расчет затрат на условную единицу за данный отчетный период.

Этап 4. Определяется фактическая себестоимость готовой продукции и незавершенного производства.

Стоимость продукции, выпущенной из производства (переданной в другой процесс), определяется как произведение количества такой продукции и себестоимости условной единицы продукции, а стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода — как произведение условных единиц продукции в незавершенном производстве на конец периода и себестоимости условной единицы продукции.

Таким образом, расчет остатков незавершенного производства существенным образом зависит от того, какой на предприятии выбран метод калькулирования себестоимости и определения расходов на производство. Под методом учета затрат понимается совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат. На практике выделяют простой (однопередельный) метод при котором отсутствует НЗП, нормативный, попередельный, позаказный и попроцессный.

На величину незавершенного производства оказывают влияние четыре основных фактора: объем и состав производимой продукции (услуг, работ), длительность производственного цикла, величина себестоимости продукции и характер нарастания затрат в процессе производства. В таблице 3 (Приложение) приводится характер влияния перечисленных факторов на величину незавершенного производства.

Таким образом, незавершенное производство является важным показателем, влияющим на результаты деятельности предприятия, а в особенно — на себестоимость продукции.

ГЛАВА 2. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Остатки по счетам Таблица 1

Остатки по счетам

Дебет

Кредит

01 «Основные средства»

8 460 000

;

02 «Амортизация основных средств»

;

3100 000

04 «Нематериальные активы»

;

;

10 «Материалы», в т. ч.:

10.1 — сырье и материалы

10.2 — покупные п/ф и компл. изделия, конструкции и детали

10.5 — запасные части

10.6 — прочие материалы

10.12 — ТЗР (см. таблицу остатков ТЗР в теме 3)

1 2 170

600 000

180 000

200 000

20 000

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям», субсчет 3 «НДС по приобретенным МПЗ»

;

20 «Основное производство»

;

43 «Готовая продукция»

;

50 «Касса»

;

51 «Расчетные счета»

;

52 «Валютные счета»,

субсчет 52.3 «Транзитный валютный счет

;

;

55 «Специальные счета в банках»,

субсчет 55.1 «Аккредитивы»

;

;

57 «Переводы в пути»

;

;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», в т. ч.:

субсчет 60.1.1 «Ангарский ЭМЗ»

60.1.2 «Нефтехимическая компания»

60.1.3 «Поставщик оборудования»

60.1.4 «Поставщик автомобиля»

160 000

80 000

80 000;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

субсчет 62.4 «Расчеты с иностранными партнерами»

;

68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

;

350 000

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в т. ч.

69.1 «Расчеты по социальному страхованию»

69.2.1 «Расчеты по пенсионному обеспечению»

69.2.2. «Расчеты с федеральным бюджетом»

69.3.1"Расчеты по обязат. мед. страхованию в федер. фонд"

69.3.2 «Расчеты по обязат. мед. страх. в террит. фонд»

;

70 «Расходы с персоналом по оплате труда»

;

75 «Расчеты с учредителями»

;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», в т. ч.

76.5.субсчет «Аренда автомобиля»

76.6 субсчет «Расчеты с инд. предпринимат.»

76.4. субсчет «Расчеты по депонирован. сумм.»

76.2 субсчет «Расчеты по претензиям»

76.7 субсчет «Прочие дебиторы и кредиторы»

;

;

;

80 «Уставный капитал»

;

84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

;

3 360 000

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

;

100 000

96 «Резервы предстоящих расходов»

;

130 000

97 «Расходы будущих периодов»

;

;

Итого валюта баланса

Тема 1. Учет денежных средств и расчетов Журнал учета хозяйственных операций за февраль 2007 г.

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Сумма по операциям

Корреспонденция

дебет

кредит

1.

Поступили денежные средства на расчетный счет от учредителей

2.

Поступил объект основных средств от учредителей в счет взноса в уставный капитал по согласованной оценке

3.

На расчетный счет зачислен аванс от АО «Русь»

4.

Поступили денежные средства от продажи продукции работнику предприятия

90.1

5.

От Ангарского ЭМЗ поступили:

а) материалы б) оборудование в) НДС по приобретенным материалам (определить сумму НДС по ставке 18%)

г) НДС по поступившему оборудованию

(определить аналогично)

10.1

60.1.1

60.1.1

60.1.1

60.1.1

6.

С расчетного счета оплачено Ангарскому ЭМЗ за материальные ценности

60.1.1

7.

Оприходовано топливо от Нефтехимической компании:

а) покупная стоимость б) НДС

10.3

60.1.2

60.1.2

8.

Получено с расчетного счета в кассу:

а) на выдачу заработной платы б) на хозяйственные расходы

9.

Выдано из кассы в подотчет Иванову С.М.

10.

Оприходованы материалы от частного предпринимателя

10.1

76.6

11.

Внесены нематериальные активы учредителями в счет вклада в уставный капитал

12.

Куплено оборудование, не требующее монтажа, на заводе Стройдетали

60.1.3

13.

Перечислен с расчетного счета в бюджет НДС

68.ндс

14.

Оплачено из кассы предпринимателю за полученные материалы

76.6

15.

На расчетный счет зачислена претензия, поступившая от поставщиков

76.2

16.

На расчетный счет поступили средства от покупателей за проданные им основные средства

17.

Перечислена с расчетного счета арендная плата за арендованный автомобиль

76.5

18.

Предъявлена претензия поставщику за некачественное сырье

76.2

60.1.1

19.

Выдана из кассы депонированная заработная плата

76.4

20.

Перечислена заработная плата на лицевые счета работников в сбербанке

21.

С расчетного счета открыт аккредитив для расчетов с Нефтехимической компанией

55.1

22.

С аккредитива перечислено Нефтехимической компании

60.1.2

55.1

23.

а) На расчетный счет возвращен остаток неиспользованных средств с аккредитива

55.1

24.

Получен аванс от Техносервис-Иркутск

— начислен НДС с полученного аванса (по расчетной ставке 18/118*100)

— отражена выручка от реализации прочих материалов

— начислен НДС с реализации

— зачтен аванс

— принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты

— списана себестоимость реализованных прочих материалов Определен и списан финансовый результат от продажи прочих материалов

91.2

91.2

91.9

91.1

25.

С расчетного счета оплачено банку за покупку валюты

91.2

26.

На валютный счет поступила выручка от иностранного покупателя ($) по курсу 35 рублей за 1 $.

27.

а) Продано 10% валютной выручки на внутреннем рынке по курсу 36 рублей за 1 $. Рублевый эквивалент зачислен на рублевый счет

28.

Определена курсовая разница в рублевом эквиваленте Произведено списание курсовой разницы на финансовый результат (прибыль или убыток)

52.3

91.9

29.

Списана на финансовый результат

(прибыль) от продажи продукции работнику предприятия

90.9

30.

Списана на финансовый результат (убыток) расходы на покупку валюты

300(25)

91.9

Расчеты:

Операция № 5

в) Выделяем НДС из стоимости материалов: (50 000*18)/100=9000

г) Выделяем НДС из стоимости оборудования: (20 200*18)/100=3636

Общий НДС:

9000+3636=12 636.

Операция № 7

б) Определим покупную стоимость топлива, для этого выделим из общей суммы НДС:

(75 756*18)/118 =11 556,

а) Покупная стоимость:

75 756−11 556=64200.

Операция № 23

а) Остаток неиспользованных средств с аккредитива:

84 000−80 000 = 4000.

Операция № 24

Начислен НДС с полученного аванса

— отражена выручка от реализации прочих материалов — 2000

— начислен НДС с реализации — 305

— зачтен аванс — 2000

— принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты — 305

— определен и списан фин. результат от продажи прочих материалов Сч. 91

С.н ;

;

Об.2000

Об.2000

С.к;

;

Операция № 27

На валютный счет поступило долларов:

230 000/ 35=6571

а) Продано 10% валютной выручки по курсу 36 рублей за 1 $:

6571*0,1*36=23 656

Операция № 28

236 556−240 000=6556

Операция № 29

Сумма из операции № 4

Операция № 30

Сумма из операции № 25

Таблица 3

51 «Расчетные счета «

Д

К

Сн = 2 500 000

К 75 (ж/о№ 8) 8300

Д 60.1 14 000

К 62 (ж/о№ 8) 1 090 000

Д 50 110 600

К 76.2 (ж/о№ 8) 1750

Д 68. НДС 5600

К 55.1 (ж/о№ 3) 4000

Д 76.5 1300

К 52 (ж/о№ 1) 23 656

Д 70 35 300

К 62 (ж/о№ 8) 14 200

Д 91.2 300

К62(ж/о № 8) 2000

Д 55.1 84 000

Д50 3000

Оборот 1 143 906

Оборот 254 100

Ск = 3 389 806

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

60.1

75.1

60.3

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 10 «Материалы»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

60.1

91.1

76.6

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

60.1

60.1

60.2

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 50 «Касса»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

90.1

76.6

76.4

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 51 «Расчетные счета»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

60.1

76.2

68.ндс

55.1

76.5

55.1

91.2

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 52 «Валютные счета»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 55 «Специальные счета в банках»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

60.1

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

10.1

55.1

10.3

76.2

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

91.1

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

91.1

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

;

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 75 «Расчеты с учредителями»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 76.2 «Расчеты по претензиям»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 76.4 «Расчеты по депонированным суммам»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 76.5 «Аренда автомобиля»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 76.6 «Расчеты с индивидуальным предпринимателем»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

10.1

Оборот за февраль

Оборот за апрель

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 90 «Продажи»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 91 «Прочие доходы и расходы»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

ГЛАВНАЯ КНИГА Счет 99 «Прибыли и убытки»

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

№ операции

По кредиту счетов

Итого по

№ операции

По дебету счетов

Итого по

Остаток на 01.02.2007

91.9

Оборот за февраль

Оборот за февраль

Остаток на 01.03.2007

Тема 2. Учет основных средств Журнал учета хозяйственных операций Таблица 4

п/п

Содержание хозяйственных операций

Сумма по операциям

Корреспонденция

дебет

кредит

1.

Принят к оплате счет поставщика за оборудование, требующее монтажа, включая НДС:

а) по договорной стоимости б) НДС (сумму определить по ставке 18%)

60.1.3

60.1.3

в) Оборудование сдано в монтаж

2.

Начислена заработная плата рабочим за монтаж оборудования

3.

Произведены отчисления ЕСН от заработной платы рабочих (26%):

а) в пенсионный фонд (14%)

б) в федеральный бюджет (20% - 14%)

в) в фонд социального страхования (2,9%)

в фонды обязательного медицинского страхования:

г) в федеральный фонд (1,1%)

д) в территориальный фонд (2%)

69.2.1

69.2.2

69.1

69.3.1

69.3.2

4.

Оплачены расходы по перевозке оборудования

76.7

5.

а) определена первонач. стоимость оборудования. Объект принят к учету.

б) НДС Принят к вычету

(см. опер. № 1)

68.ндс

6.

Перечислено поставщику в оплату счета за оборудование

60.1.3

7.

Получен счет за автомобиль для служебных целей:

а) по договорной стоимости, включая НДС б) НДС (сумму определить)

60.1.4

60.1.4

8.

Автомобиль принят к учету в состав основных средств.

Принят к вычету перед бюджетом НДС по опер. № 7

68.ндс

9.

Перечислено продавцу автомобиля по предъявленному счету

60.1.4

10.

Списывается пришедшее в негодность оборудование:

по первоначальной стоимости а) амортизация составляет (70%)

б) остаточная стоимость Расходы по ликвидации:

1) заработная плата рабочих

2) произведены отчисления ЕСН от заработной платы рабочих:

01.2

91.2

91.2

91.291.2

01.2

01.2

6969.2

— на пенсионное обеспечение (14%)

— в федеральный бюджет (20% - 14%)

— в фонд социального страхования (2,9%)

в фонды обязательного мед. страхов-я:

1) в федеральный фонд (1,1%)

2) в территориальный фонд (2%)

91.2

91.2

91.2

91.2

69.2.2

69.1

69.3.169.3.2

11.

Оприходованы на складе годные запасные части от ликвидации оборудования

10.5

91.1

12.

Определить результат от ликвидации

91.9

13.

Предъявлен счет покупателю за станок, б) договорная цена, а) включая НДС

91.2

68.ндс

14.

Списывается станок с балансового учета:

— первоначальная стоимость

— амортизация на день продажи

— остаточная стоимость

01.2

91.2

01.2

01.2

15.

Расходы по демонтажу станка:

— заработная плата

— отчисления на социальные нужды (26%)

— на пенсионное обеспечение (14%)

— в федеральный бюджет (20% - 14%)

— в фонд социального страхования (2,9%)

— в фонды обязательного мед. страхов-я:

а) в федеральный фонд (1,1%)

б) в территориальный фонд (2%)

(суммы определить)

91.2

91.2

91.2

91.2

91.2

91.2

91.2

69.2.1

69.2.2

69.1

69.3.1

69.3.2

16.

Поступило от покупателей в оплату стоимости станка

17.

Отражен финансовый результат от продажи станка

91.9

Расчеты:

Операция № 1: б) Выделяем НДС:

(79 200*18)/118=12 081

а) Определим стоимость оборудования:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой