Моделирование кавитационно-эрозионных процессов, возбуждаемых струйными гидродинамическими излучателями
Внедрена в производство гидродинамическая, мобильная, малогабаритная система, снабженная набором запатентованных устройств, позволяющих проводить комплекс различных видов работ с использованием режимных параметров струйной кавитации и ее максимальной разрушающей способности воздействовать на отложения и наслоения, с целью подготовки поверхностей материалов под защитное покрытие. Выявлены… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ современного состояния проблемы
- 1. 1. Кавитационно-эрозионное изнашивание материалов деталей машин
- 1. 2. Особенности гидроабразивного изнашивания материалов и оборудования
- 1. 3. Моделирование процессов эрозионного изнашивания материалов. а а
- 1. 4. Перспективы «полезного» использования кавитации в промышленном производстве i.j. оыводы
- 1. 6. Постановка задачи исследования
- Глава 2. Разработка универсальной установки и методов исследования струйной кавитации
- 2. 1. Основные факторы, сопровождающие процесс кавитации
- 2. 2. Принципы выбора универсальной установки
- 2. 3. Универсальная установка
- 2. 4. Стенд для испытаний материалов в условиях изнашивания при струйной кавитации
- 2. 5. Выбор и обоснование методик исследования струйной кавитации
- 2. 6. Выводы о
- Глава 3. Моделирование кавитации, возбуждаемой струйными гидродинамическими излучателями
- -Л 1 гт~> ^ j. i. 1 сирсшчеекие мидели и экспериментальные данные анализа процесса кавитационного истечения струй
- 3. 2. Структурные особенности проявления кавитации в струйном потоке
- 3. 3. Закономерности влияния параметров кавитации на гидродинамические характеристики струйного потока
- 3. 4. Силовое воздействие кавитационной струи на преграду
- 3. 5. Влияние конструкции сопел на степень развития кавитаци
- 3. 6. Выводы
- Глава 4. Основные закономерности кавитационно-зрозионного
- ИЗНаШИВЭНИЯ МЕТбрИЗЛОВ
- 4. 1. Анализ некоторых особенностей изнашивания
- 4. 2. Результаты исследований основных закономерностей кавитационной эрозии металлов
- 4. 3. Особенности эрозии неметаллических материалов
- 4. 4. Экспериментальные результаты по гидрообразивному изнашиванию материалов при струйной кавитации
- 4. 5. Влияние введения воздуха и пенообразующего вещества на интенсивность кавитационной эрозии
- 4. 6. Выводы
- Глава 5. Моделирование процессов кавитационно-зрозионного изнашивания материалов
- 5. 1. Исходные уравнения кавитационно-эрозионного изнашивания
- 5. 2. Математическая модель долговечности материалов
- 5. 3. Анализ моделей изнашивания материалов при звуковой кавитации
- 5. 4. Сопоставление модели кавитационной эрозии с данными опытов на установках и в натурных условиях
- 5. 5. Модель внешнего импульсного воздействия в зонах ротационной деформации
- 5. 6. Выводы
- I. лава 6. Примеры использования полученных закономерностей струйной кавитации в промышленных вибротехнологиях. 250 6.1. Способы удаления наслоений на поверхностях материала
- 6. 2. Гидродинамическая подводная очистка корпусов судов
- 6. 3. Способ очистки внутренних поверхностей труб и устройства, их реализующие
- 6. 4. Методика испытаний материалов на кавитадионную стойкость
- 6. 5. Использование кавитационных струй при выполнении водолазных ремонтных работ
- 6. 6. Прочие области использования кавитационных струй
- 6. 7. Выводы
Моделирование кавитационно-эрозионных процессов, возбуждаемых струйными гидродинамическими излучателями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На пути современного развития энергетики и воздушного транспорта все более четко вырисовывается препятствие, которое можно назвать эрозионным барьером. Этот барьер обусловлен мельчайшими частицами — каплями влаги и песчинками пыли, размеры которых в сотни и тысячи раз меньше летательных аппаратов или энергоустановок и которые превращаются в грозное оружие, когда скорость их столкновения с поверхностью изделия превышает сотни метров Б секунду. Не менее важной, чем скорость удара, является и концентрация частиц в окружающей среде, ибо то, что не в состоянии разрушить одна частица, оказывается легко уязвимым в облаке частиц. Гидрообразивный и кавитационный износ ряда деталей машин, которые работают в потоке воды, наносит значительный материальный ущерб, исчисляемый миллионами долларов. Эрозии подвергаются детали гидротурбин, гребных БРТнтоБ, насосов, опор скольжения и многих других рабочих устройств. Поэтому проблема повышения долговечности машин, выяснение причин вызывающих износ ведуших деталей, а также полезное использование кавитации в новых вибротехнологиях является весьма актуальной. Вследствие практической важности эффектов, сопровождающих различные виды кавитации, наблюдается повышенный интерес к исследованию кавитационных режимов движения жидкости, процессов эрозии различного оборудования и т. п. По этим вопросам известными исследователями издано немало монографий: В. Н. Виноградов «Абразивное изнашивание», Е. П. Георгиевская «Кавитационная эрозия гребных винтов», Р. Кнепп и др. «Кавитация», П. Козырев «Гидрообразивный износ металлов при кавитации», Ю. Л. Левковский «Структура кавитационных течений», А. Д. Перник «Проблемы кавитации», К. Прис «Эрозия», Л. И. Погодаев и др. «Гидрообразивный и каБитационный износ судового оборудования», В. В. Рождествешшй «Кавитация», Дж. Спринжер «Эрозия при воздействии капель яшдкости», и. М. Федоткин и др. «Кавитация, кавитационная техника и технология, их использование в промышленности» и другие. Большой вклад в раскрытие важнейших закономерностей кавитации и кавитадиониой эрозии внесли: А. Н. Буше, И. Н. Богачев, Д. Н. Большуткин, И. Н. Воскресенский, В. В. Гавранек, Ю, А. Гривнин, П. Ейзенберг, Р. И. Минц, А. И. Некоз, Т. Окада, М. Плессет, А. П. Пимошенко, В. Н. Половинкин, В. П. Pao, Н. Г. Тимербулатов, А. Тируъенгадам, В. В. Фомин, Ф. Ж. Хэммит, 10. Н. Цветков, Ф. Эдлер. Большинство монографий посвящено главным образом проблеме борьбы с кавитацией и ее эрозионным воздействием. Значительно меньше внимания уделяется решению обратной задачи — использованию кавитации как полезного явления при разрушении сплошных сред. Исследования, проведенные автором данной работы, были направлены на выявление основных закономерностей струйной кавитации, создание технических средств и установление оптимальных режимов их использования, позволяющих с наибольшей эффективностью выполнять работы по эрозионному разрушению разного рода наслоений, отложений, обрастаний и прочих нежелательных образований на поверхностях машин и механизмов, возникающих в процессе их эксплуатации. Работы в этом направлении были начаты авюром еще в 70-е гг. с поиска методов по определению кавитационной способности струйного истечения жидкостей из сопел, применяемых при гидромониторном бурении нефтяных и газовых скважин, по заказу Северо-Кавказского научно-исследовательского института газа. В процессе исследований были получены позитивные научные результаты, позволившие затем разработать конструкции струйных гидродинамических излучателей или гидрокавитационных генераторов (ГКГ), способных значительно увеличивать степень развития струйной кавитации, а ее эрозионную способность интенсифицировать в десятки раз по сравнению с обычно применяемыми известными струйными аппаратами и кавитационными стендами. Подбор оптимальных параметров струйного истечения воды из ГКГ позволяет в широком диапазоне управлять степенью эрозионного воздействия кавитации на поверхность материала, от снятия пыли с его поверхности до исключительно интенсивного разрушения материала за весьма короткое время. Испытания разработанных и запатентованных устройств, использующих ГКГ в различных областях промышленного приР13водства, показали, что технологические возможности струйной кавитации весьма значительны и до конца еще не использованы. Первые попытки использования кавитации как полезного явления были проведены в США при разрушении скального грунта, а позднее — для очистки подводной части корпусов судов от обрастаний и показали значительное преимущество струйной технологии в сравнении с другими механическими способами очистки (разрушения) различных сред. В диссертации в качестве примеров использования полученных результатов исследования струйной кавитации в новых вибротехнологиях рассмогрены проблемы износостойкости материалов, подверженных воздействию кавитационных струй. Анализ показывает, что установки, в которых использутотся физикомеханические особенности струйной кавитации, по мощности эрозионного воздействия на материалы значительно превосходят все известные кавитационно-эрозионные стенды, в которых кавитация возбуждается иными способами. Поэтому актуальность нового научного направления, позволяющего за счет струйной кавитации реализовать ускоренные методы испытаний материалов, покрытий и высокопроизводительные технологические процессы очистки поверхностей различного оборудования, диспергирования и гомогенизации жидких сред и т. п. является очевидной. Несмотря на широкое использование кавитации в промышленном производстве, возможности ее еш-е мало изучены и требуют более эффективного исследования. Автором выполнена работа, связанная с кавитационно-эрозионным изнашиванием оборудования. Предпринята попытка углубления и дальнейшего развития структурно-энергетического подхода, использования его методов в условиях гидроэрозии деталей при струйной кавитации и совместном кавитационно-абразивном изнашивании с учетом коррозии с целью прогнозирования долговечности важных технических средств и оценки эффективности удаления с их поверхности разного рода загрязнений, отложений и обрастаний. Сопоставление различных видов кавитационной эрозии с гидроабразивной, а также с использованием двукфазных пен позволили сделать соответствующие выводы, определить теоретическое обоснование происходящим процессам, в совокупности использования ползд1енных результатов разработать и внедрить в производство как способы, усиливающие эрозионное воздействие кавитационных струй на поверхность материалов, так и устройства, их реализутощие. На защиту выносятся: 1) Закономерности возникновения и развития струйной кавитации в связи со структурой и энергетикой кавитационных областей.2) Методика определения давления затопленной струи на преграду при кавитационных режимах истечения в стесненных условиях.3) Закономерности эрозионной способности и интенсивности степени развития струйной кавитации в зависимости от конструкции элементов сопел и обобщенные математические зависимости меясду этими параметрами.4) Модель долговечности твердых материалов при динамическом воздействии струй жидкости. и 5) Выявленная аналогия в характере разрушения поверхностей кoнcгpyiщиoнныx сталей, используемых для изготовления корпусов ледоколов и образцов эрозии, испытанных при воздействии кавитации.6) Закономерности коррозионно-эрозионного изнашивания различных марок сталей в зависимости от структуры и комплекса физико-механических свойств, при воздействии на них струйной кавитации.
3.7. Выводы.
1) Разработана технологическая модель расчета процесса очистки поверхности материалов от наслоений и различных органических и неорганических отложений гидродинамическим способом в режимах кавитационного струйного воздействия путем подбора оптимальных параметров и конструкций элементов оборудования.
2) Разработаны и запатентованы способы: -гидродинамической подводной очистки корпусов судов [14]- -испытания материалов при кавитационном изнашивании [17]- -очистки стальных изделий [21];
— поверхностной обработки деталей;
— удаления внутренностей у обезглавленных рыб [22].
3) Разработаны и запатентованы устройства: -гидродинамический кавитационный смеситель [18];
— для гидродинамической очистки подводных конструкций [14];
— для измерения давления жидкости [15];
— для гидромеханической очистки корпуса судна [13];
— для очистки внутренней поверхности труб с использованием кавитации [iу\.
— гидрокавитацйонный генератор В. П. Родионова [93].
4) Разработан и внедрен комплект механизированной оснастки для реализации технологического процесса гидрокавитационнои очистки внутренней поверхности труб теплообменных аппаратов и котлов.
5) Разработано и спроектировано специальное оборудование, входящее в комплект машин для испытаний образцов металлов и сплавов на растяжение, сжатие и изгиб, способное осуществлять при проведении испытаний дополнительно к ним кавитационное и коррозионное воздействие.
ЗАКЛ ЮЧ EH И Е.
1) Разработана универсальная экспериментальная установка, позволившая осуществить серию уникальных по своему направлению исследовании по выявлению гидродинамических характеристик и испытанию на эрозионную способность затопленных струй при кавитационных режимах истечения, в заданных диапазонах изменения параметров, и в соответствии с выбранными методиками.
2) Выявлены критериальные закономерности распространения затопленных кавитационных струй жидкости и определены их отличительные признаки от автомодельных струйных течений, заключающиеся в увеличении (за счет кавитационных процессов) геометрических параметров зоны распространения струйного течения у первых и существенного падения величины осевых скоростей по длине потока.
3) Получены расчетные, обобщенные закономерности изменения:
• границы зоны существования и отсутствия кавитации;
• относительной величины видимой зоны расширения кавитационного потока;
V./ I tl VJ V М < V.' 11.111/1,1, 1 11., 1 ! ! V./ 1. vitiltl 1VV1WI V х 1 OWWXJV^ V, 1, Г 1 I ч ?.: V 1 Т ' iWlilLTl давлений от параметров струйной кавитации;
• относительного радиуса струйного потока от параметров.
1 ¦ -'. TTTITI ivann 1 оции.
4) Выведена расчетная формула силы давления затопленной кавитационнои струи с учетом полученных опытных данных влияния геометрических и гидродинамических параметров сопла, истекающего потока, а также условии стеснения и удара в тупик.
5) Разработана, с учетом полученных закономерностей, серия различных конструкций гидродинамических излучателей (генераторов струйной кавитации), позволяющих в реальных, производственных условиях увеличивать степень развития кавитации и ее эрозионную спосооность в десятки раз по сравнению с истечением из различных, известных конструкций сопел.
6) Определены закономерности влияния гидродинамических параметров и параметров кавитации на эрозионную способность струйного потока при воздействии последнего на материалы.
7) Теоретически и экспериментально обоснована модель процессов динамического деформирования и поверхностного разрушения (изнашивания) материалов.
8) Установлена кинетическая зависимость изнашивания материала, имеющая универсальный характер и пригодная для оценки износостойкости различных материалов и покрытий при струйной и других форм кавитации.
9) Установлено, что наибольшее влияние на скорость эрозии материалов оказывают: длина кавитационной струи, частота ее колебаний, относительное давление Ротн равное отношению давления в камере к давлению струи на срезе.
OrtTTTTQ.
V V/iJV IU .
10) Выявлено, что интенсивность совместного гидроабразивного и кавитационного износа зависит в основном от относительного давления. При различных концентрациях абразивных частиц в жидкости частные зависимости износа от относительного давления проходят через максимум. При увеличении расходной концентрации абразивных частиц в струе износ возрастает по степенной зависимости с показателем степени при концентрации абразива равным 0,7.
11) Экспериментально установлено, что добавление в гидроабразивный V f—^.
СтруИнЫЙ JlOiOK ПСНОООраЗушЩбги ВбЩбСТБа ПрИБОдиТ К СуЩбСТЬбпдОМу увеличению интенсивности совместного изнашивания.
12) Результаты испытаний различных материалов на кавитационную стойкость в широком диапазоне изменения условий внешнего динамического воздействия позволили подтвердить мнение ряда исследователей о существовании масштабных уровней изнашивания и увидеть, что показатель степени полученных соотношений может изменяться в пределах от 2 до 17.
13) Получено подтверждение результатов группы исследователей, что при переходе с одного масштабного уровня эрозии на другой, показатель степени эмпирической зависимости выноса материала от воздействия кавитационного струйного потока изменяется ступенчато по правилу, близкому к геометрической прогрессии.
14) Теоретическая модель эрозионного воздействия струйной кавитации, ГТТТТТ’Т ТТ" OTATTT’S С* ТУЛ1Т Г Г ТТ 1 ГЛТЛ ТТГЧ ГТЛ ТПЛТЛЛ Л TTt Г 1Л Г* ТТТТЛТТТТ «^ЛттТ/'ТЖ%Г ттлт% ачЛлг т т л Г» Т" «Т тг ТЛ/» у чИ i diоагыЩаЯ шпи^ ri у viajiuC/injnj природу pcijp vшьпил i илпнл iiuDtjjAnuviпшл слоев материала, а также характер внешнего совместного кавитационного и динамического воздействия, позволяет прогнозировать эрозионное изнашивание различных деталей гидросистем, их надежность и стойкость к кавитации.
15) На основании известного закона линейного наложения повреждений, разработана модель поведения материалов при кавитационном динамическом воздействии, позволяющая прогнозировать долговечность (по хак) материалов с учетом масштабных уровней внешнего нагружения.
16) Получено подтверждение о том, что продолжительность оту-т/'ч п- ^^гттатпдпглглггл rranur гго noon^mrauria атлпгю тто * pdhoouo г" axvivj т^ллДйиипЛ w iiv^-th^UCI раор j ИхСдшл ivi.a.1- wj^iricuict * ак v^ouiiu v энергетическим критерием стойкости материалов W" «. По известным значениям тйК и W* можно произвести сравнительную оценку стойкости материала и наслоений при кавитации.
17) Проведенный комплекс испытаний, полученные закономерности и предложенная модель эрозионного изнашивания материала подтверждают свою достоверность выданными Госкомизобретений четырьмя авторскими СБйдетельствамии одним патентом на способы технологических процессов, не имеющих аналогов как у нас в стране, так и за рубежом.
18) Созданы, запатентованы и внедрены в производство устройства, реализующие новейшие вибротехнологии, основанные на полученных ^ результатах даННОИ раООгЫ, В направлении!
• очистки поверхностей корпусов судов;
303 очистки внутренних поверхностей трубдиспергации, гомогенизации и стерилизации различных жидкостей.
19) Разработанные автором и в соавторстве устройства обладают большей надежностью, малым энергопотреблением, отсутствием движущихся частей, легкостью в обслуживании по сравнению с известными установками выпускаемыми фирмами ФРГ (В ома, Хаммельман, Урака), Японии (Кина) и др.
20) Внедрена в производство гидродинамическая, мобильная, малогабаритная система, снабженная набором запатентованных устройств, позволяющих проводить комплекс различных видов работ с использованием режимных параметров струйной кавитации и ее максимальной разрушающей способности воздействовать на отложения и наслоения, с целью подготовки поверхностей материалов под защитное покрытие.
<"Список литературы
- Абачараев Ivi. ivi. Выбор параметра кавитационной стойкости сплошных металлических материалов и покрытий. //. Защитные покрытия на металлах:. Сборник- Киев: Hay нова думка, 1983 Вып.17 — С. 70 — 74.
- Л л T"t ТТ Т л if. ТТ,------1 по л пг л «z. /лираМОйич г. х1. iсирин iVpuyjicriiНыл сiруи. ivi. паука, iоч. /uU с.
- Айвенм Р. Д., Хэммит Ф. Дж., Митчелл Т. М. Наблюдения разрушения кавитационных пузырьков в трубке Вентури /У Тр. Американского об-ва инженеров-механиков. Сер. Д: Теоретические основы инженерных расчетов. -М, — 1986-№ 3 С. 124 — 133.
- Айвени Р. Д. Численный анализ явлений схлопывания кавитационного пузырька в вязкой сжимаемой жидкости // Тр. Американского об-ва инженеров-механиков. Сер. Д.: Теоретические основы инженерных расчетов. М- 1965.-№ 4, — С. 140 — 150.
- Акунов В. И. Расчет энергетических и геометрических параметровJ j j Гр „„—^ -J Tf JJ- J ^ f) ^жшшенных струи// ip. ontiri цемеш, промышленное! и — i voz.— jVl1 /и, — i^. 56 73.
- Алексеев В. К., Перельман Р. Г. Об использовании струй жидкости для изучения гидроударной эрозии//' Изв.вузов. Энергетика- Минск- 1977 —-a i4 о 11. J№ 5- / / .
- Алиференко В. М., Тявловский М. Д., Фастовец Е.П. Процесс очистки печатных плат от растворимых загрязнений под действием ультразвуковой
- ТТЛТГГРОП ГТ 1П01 SC. 'У Г^ 1 АО 1 понавигации // тив. /л v^ep. -тех. паук.— 1ус>а— э — к^. iv3 iuo.
- Аран С. Акустический метод обнаружения пузырьков кавитации. // Американского об-ва инженеров-механиков. Сер. Д.: Теоретические основы инженерных расчетов. М — 1984, — № 4.- С. 199 — 206.
- Аристов Ю. К. Ремонт оборудования дноуглубительных снарядов. — М.: Транспорт, 1966,—207 с.
- Арумян X. В. Исследование изнашивания пластмасс в струе абразива.//Труды Таллинского политехнического института. Сер.А.- 1966. — № 237, — С. 77.
- Арзуманов Э. С. Кавитация в местных гидравлических сопротивлениях. -М.: Энергия, 1978.-303 с.
- А.с. 1 175 096 СССР, МКИ В 63 В 50/08. Устройство для гидромеханической очистки поверхностей подводных конструкций. В. П. Родионов, А. Ф. Ковальногов. (СССР). № 3 711 729. Заявлено 04.01.84.
- А.с. 1 274 221, СССР, МКИ В 63 В 59/08. Устройство для гидродинамической очистки корпуса судна/ В. П. Родионов, А. Ф. Ковальногов, В. А. Третьяков, А. А. Чикин (СССР) № 3 702 147/27−11. Заявлено 20.02.84.
- А.с. 1 456 206 СССР, МКИ В 01 F 5/04. Гидродинамический кавитационный/Т-“ ТТ г О Л iT, А ЯИГ. ЛА^ ЛЛТ /< О-------шсишсль /о. л. гОдйоноь, о. ivi. танашероь (^.л-^r) л^нОч-ч^-з^. эаягшени1. Ч с г ГЛ У"1. Z5.UJ.50.
- А.с. 1 513 699 СССР, МКИ В 08 В 9/00. Устройство для очистки внутренней поверхности труб с использованием кавитации/ В. П. Родионов, В .Н. Сергиенко. (СССР) № 4 257 868. Заявлено 4.07.87.
- А.с. 1 652 883. СССР, МХИ G 01 N 3/56. Способ испытания материалов при^-г—е./Т* ГТ Т“», /S^r^S^VW lf./linol окавитационним изнашивании/тэ. и. гидиинив и др. (^-^^-rj льгч-иззою.1. Заявлено 6.01.89.
- А.с. 1 829 431. СССР, МКИ. C23G1/00. Способ очистки стальных изделий/ В. п тл, п ni onli. гОдиОнив и др. г) ланиу f оамвлени z / .vj.oy.
- А.с. 1 833 986, СССР, МКИ, А 22 С 25/14. Способ удаления внутренностей у
- С/ Ti ТТ ТЛГ"" ТГТIf-, 1−7 -7 О /Гииез1 давленных рыи/ о. и. годионов, г>. лиаталов, иььг, jn" ч//о/о. Заявлено 08.01.90.
- Аскаров М. А. Кавитационное разрушение металлов и полимеров.1. ТЙГ, г 1 rv71 А СЧ ~iиилиеИ, — 4jz е.
- Атрошенко С. А. Многомасштабные процессы локализации динамического деформирования и их связь с механическими характеристиками металлов: Автореф. докт. дис. СПб.: Ин-т проблем машиноведения РАИ, 1994.
- Банников И. И., Финкель Г. Н., Хейфец В. Я. Механизация очистки и окраски подводной части судов. Л.: Судостроение, 1980 — 116 с.
- Барткус С. И., Шляхас Р. В., Суторшин В. К. Применение лазерных доплеровских измерителей скорости для изменения гидродинамических ^ it -у д |-ур т-!характеристик затопленной струи, а тр. Ан. лиг.ьиг.иср.о. — аильнЮи-1983 -№ 2 (135).- С. 59 61.
- Т7 Т-1.ii ТТ ТТ Г~<О П ТУ&bdquo-&bdquo- г> г^ тпz /. осмькОвскии д. д.,шрижсв о. 11., 1имдра ichk. u d.. тсхнилшИлсудоремонта. М'.: Транспорт, 1986.-285 с.
- ТО Т"1гГТ ТТ ТТ 7~1 Л X ТТ, тЛ 1 Г .zo. ОСЛЯНИН 11. VI., Дани Л Ui$ Г>. rvi. ириМЬШШСНШШ Ч И V i u 1 а машин. iVT.
- Машиностроение, 1982.-224 с.
- Биркгоф Г., Сарантелло Э. Струи, следы, каверны. М.: Мир, 1964, — 466 с.
- Богачев И. Н., Кавитационное разрушение и кавитационно-стойкие сплавы. -М.: Металлургия, 1972.-91 с.
- Богачев И. Н., Минц Р. И. Повышение кавитационно-эрозионной стойкости деталей машин. М.: Машиностроение, 1984.- 144 с.
- Богачев И. Н., Минц Р. И. Кавитационное разрушение железоуглеродистых сплавов. М., 1959 — 230 с.
- Богачев И. Н. Вайнштейн А. А., Волков С. Д. Введение в статистическое металловедение. М., 1972.-175 с.
- Болотин В. Т., Искра Е. В., Луковский А. М. Современные средства механизации подготовительных и окрасочных работ в судостроении. Л.: Судостроение, 1968 — 155 с.
- Бондарева А. А. Очистка теплообменников от накипи и отложений//&bdquo- Y- Л ! Г" О О АГ. /Г р dO Л ОiviOpCKuH флит.— iyod — jnh и—. L/. но *t7.
- Борщевский Ю. Т., Мирошниченко А. Ф., Погодаев Л. И. Повышениеi, ту" 1 гагкаьитацМиннии Сi ОиКисти двш ателеи внутреннею стирания. Аиеь, т^ои.—1. S г1. Z1U С.
- ПН Т^Т/~Ч Т /Тч ТТ Л К ТТ TT TJ ГТэ/. оирщеьскИИ Ю. i ч’сдшКин ti. ivi., ташидас" л. тт. i швышснисэффективности землесосных снарядов. Киев: Будевельник, 1974, — 247 с.
- Буланов Э. А., Сушин М. В. Растекание турбулентной струи на плоской перпендикулярно расположенной преграде // Из. Вузов. Авиационная1 ПСП 1 Р 1 1С 1 1 отсАнила— 1уОу.~лн i — iu тао.
- Буше Н. А. Трение, износ и усталость в машинах.- М. Транспорт, 1987 223 с
- Быков В. И., ХИабаев F. В. Средства механизации, применяемые при очистке корпусов судов в сухих доках. // Сб. ВНТО им. А. Н. Крылова Л., 1979 — Вып. 305- С. 73 — 78.
- Быстрицкий В. В. Эрозионный износ направляющих насадок// Трудыттттт тт in^ niif р огj lttd i. «jl., 1у /z — dmi1. 1j j —.zu ~ зу.
- Бэтчелор Дж. Введение в динамику жидкости. М.: Мир, 1973.— 357 с.
- Васаускас С. С. // Тр. Метрологич. инст-ов СССР. Исследования в области измерения твердости. -М., 1967,-Вып. 91 (151).
- Виноградов В .Н., Сорокин F. М., Колокольников М. Г. Абразивное изнашивание. М.: Машиностроение, 1990−221 с.
- Виноградов В. Н., Сорокин Г. М., Адбагачиев А. Ю. Изнашивание при ударе. М., Машиностроение, 1982 — 193 с.
- Владимирский А. Я., Збарский М. Л., Финкель Г. Ы. Доковый ремонт судов. М.: Транспорт, 1984.-205 с.4п П тл г Г ГТ! ZЛ.// AVAHJ Л СП, А НС."-„гэЛаДИМИрив о. ri. ириилемы физики и изнашивания // i у/ч — лн/,.—лл л л- ju.
- Войцеховский Б. В. Исследования истечения воды под давлением 2000 ат. из насадок различного профиля /V Динамика сплошной среды. -Новосибирск, 1971- Вып. IX-С. 45 50.
- Вулис Л. А., Кашкаров В. П. Теория струй вязкой жидкости. М.: Наука, 1965, — 431 с.
- Вышеславцев А. А. Факторы влияющие на очистку корпусов струей воды. Н 1ехнология и организация ремонта речных судов. ivi.: lpaHCuopi, i у / у,-Вып. 164- С. 48 -52.
- Гавранек В. В. Изучение кавитационной эрозий алюминиевых бронз на магнитоетрикционном вибраторе // Тр. Харьковского политехнического института им. В. И. Ленина. Серия металлургическая, 1959 — т. XXL— Вып.4, — с. З 16.
- Гавранек В. В., Большуткин Д. Н. О механизме кавитационного разрушения и изменения в поверхностном слое металлов /7 Кавитационная и гидроабразивная стойкость металлов в гидротурбинах. М., 1965 — С. 95 -102.
- Гальперин Р. С., Осколков А. Г. и др. Кавитация на гидросооружениях — М.: Энергия, 1977, — 198 с.
- Гарсиа Р., Хэммит Ф. Дж. Кавитационное разрушение и зависимость его от свойств материала и жидкости //Тр. Американского об-ва инженеров-механиков. Сер. Д.: Теоретические основы инженерных расчетов. М.— 1967—№ 3 — С. 67 -70.
- Георгиевская Е. П. Кавитационная эрозия гребных винтов и методы борьбы с ней. Л., 1978, — 205 с.
- Георгиевская Е. П., Ивченко В. М. Эрозия гребных винтов транспортных судов. Л.—Судостроение.— 1965 — № 7.
- Георгиевская Е. П., Мавлюдов М. А. Прогнозирование эрозионных разрушений гребных винтов,—Судостроение.— 1981,—№ 3, — С. 13 -15.
- Гиневский А. С. Теория турбулентных струй и следов. М.: Машиностроение, 1969.— 400 с.
- Гинсбург И. Г., Иноземцев Ю. Г., Картелов В. Г. Кавитационная износостойкость гидротехнического бетона. Л.: Энергия, 1972- 134 с.
- Гликман Л. А. Коррозионно-механическая прочность металлов. —М. -Л.:1. Ъ 1 АГС Г &bdquo-машгш, iyjj. 1 I j с.
- Гликман, А С., Руеецкий А. А. Кавитационные трубы. -Л.: Судостроение, 1 ЛП 1i у /z.— с.
- Гоуфорз Р. Е. Высокоскоростное деформирование металлов. М., 1971rs Г —zu3 с.
- Гривнин Ю. А., Зубрнлов С. П. Кавитация на поверхности твердых тел. Л.: Судостроение, 1985 — 120 с.
- С С ТТ ,-iCТТ— V ТТ, А /Г--------------— ЛД. ГХ— lOTI ЛОА „
- OJ. Дсили Дж., ЛсфЛСМсШ Д. механика i vl. ^/лсриаЯ, 1 у / 1-tov v^.
- Иванова В. С. Усталостное разрушение металлов. М., Металлургиздат, 1963.-258 с.
- Иванова В. С., Терешъев В. Ф. Природа усталости металлов. М., 1 975 145 с.
- Иванченко Н. П., Скуридин, А А., Никитин М. Д. Кавитационные 1 СПГ i „}1. УДОсхроснмс, 1УШ Z.4-J с.
- Ивченко В. М., Кулагин В. А., Немчин А. Ф. Кавитационная технология.1. ТГ! ГГГ r>ff
- Красноярск, 1 yyu.~z.uv с.
- Канавелис Р. Струйный удар и кавитационное разрушение /'/Тр. Американского об-ва инженеров-механиков. Сер.Д.: Теоретические основы инженерных расчетов. М.- 1968 — № 3 — С. 39−41.
- Клейс И. Р., Уэмыйс X. X. Износостойкость элементов измельчителей ударного действия .—М.: Машиностроение, 1986, — 160 е.
- Кнэпп Р., Дейли Дж., Хэммит Ф. Кавитация. М.: Мир, 1974.— 687 с
- Козырев С. П. Гидроабразивный износ металлов при кавитации. М.: Машиностроение, 1971.- 240 с
- Колесников К. С. Машиностроение /'/'Энциклопедия в сорока томах — М.:1. ТЧ Я1 (ЛСС Т П? Г О/Охушшинистроение, iyyj — i. 1V-I ouj c.
- Кудряшов П. А. Анализ и направления механизаций очистки корпусов судов /V Технология и организация ремонта речных судов. М.: Транспорт, 1979,-Вып. 164, — С. 38−41.
- Лебедев К. П., Райнес Л. С., Шеметев F. Ф., Горячев А. Д. Литейные бронзы. Л.: Машиностроение, 1973.-312 с.
- Левковский Ю. Л. Структура кавитационных течений. Л.: Судостроение, 1 то л ~s л ~1у / о.— е.
- Линхард И. Ш. Возникновение кавитации в затопленных струях, истекающих через отверстие Н Тр. Американского об-ва инженеров-механиков. Сер. Д.: Теоретические основы инженерных расчетов. М.— 1984,-№ 4,-С. 227−229.
- Лойцанский Л. Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1978 — 736 с.
- Луковский А. М., Надеждина Л. С. О влиянии длительности эксплуатации на состояние поверхности стальной обшивки морских судов // Технология судостроения— 1971, — № 8. — С. 12 14.
- Меделяев И. А. Разработка энергетического метода оценки абразивной износостойкости металлических материалов: Автореф.канд.дис. — Калинин, 1987, — 19 с.
- Меренов И. В. Подводная очистка и окраска судна. Л.: Судостроение, 1 Ау^Л t -“ --Чху7б.- i iz с.
- Назаренко А. Ф., Коротнев А. В. Удар затопленной струи и жесткое препятствие. // Акустика и ультразвуковая техника 1970.- Вып.- 6. С. 33
- Назаров F. С. Экспериментальное исследование кавитационных характеристик сужающихся насадков // Инженерно-физический журнал, —
- АУЛ ГТ~* X 7"ГТ Г |“ Л Л /= /(ЛЛ1УОУ- 1. л1 V.- № J-. L,. 4Z3 429.
- Некоз А. И. Анализ кавитационно-эрозионного изнашивания как процесса коррозионно-механического разрушения // Трение и износ, — 1984- Т.5.г л -—Г, а п ^ ГЛ- ь. 74б /эз.
- Гидрокавитационный генератор Родионова В. П. / В. П. Родионов (Россия)тпт) 1 ,“. „in отjnh 1. .заявлено z.iz.o/.
- Перни к А. Д. Проблемы кавитации. Л.: Судостроение, 1966 — 440 с.
- Перельман Р. Г. Пробл. прочности.- 1977.—№ 5, — С. 78 85.
- Петерсон Ф. Б. Некоторые соображения о поведении материала твердого тела при соударении со струями или с каплями жидкости // Теоретические Л^^ Ц (•расчеты инженерных расчетов.— 1у / з — ля А.
- Пимошенко А. П. Защита судовых дизелей от кавитационных разрушений —тт . Г^ 100 1лл &bdquo-л.удОегриснис, iVoj.— i2v с. г“ о ттт j тл л. л чете mу о. liHpeuji у. гравитация. т. rvlnp, j у/2>.— уэ с.
- Плесет М С. Импульсный метод получения кавитационной эрозии /У Тр. американского общества инженеров-механиков, серия Д. Техническая механика.-М, — 1963,-Т.85, — № 3, — С. 42 47.
- Погодаев Л. И., Гривнин Ю. А. Математическая модель эрозии материалов при кавитации // Проблемы машиностроения и надежности машин.— 2000 —1. MV. Q f, А О С -7чу J i.
- Погодаев Л. И., Кузьмин В. Н., Сейтказенова К. К., Родионов В. П. //Моделирование повреждаемости материалов при изнашивании и усталости на основе структурно-энергетического подхода // Проблемы машиностроения и надежности машин 2001.4 — С. 32 — 44.
- Погодаев Л. И., Некоз А. И., Цветков Ю. Н. Методика оценки кавитационно-эрозионной стойкости конструкционных материалов //zr»"", 1 ПОЛ Г> ---ТС С 1 CiTирОилсмы прения и шиашиванил.- i^o^.— гэыи. jj.— v. ji ju.
- Погодаев Л. И., Родионов В. П., Сейтказенова К. К. Влияние структуры и остаточных напряжений на эрозионную стойкость сплавов типа 10Х15Н2Т, наплавленных модулированным током // Проблемы машиностроения и надежности машин 2001.- № 5 — С. 35 — 45.
- Погодаев Л. И., Цветков Ю. П. Некоторые закономерности кавитационного изнашивания гребных винтов. Л — Судостроение, — 1989 — № 4. — С.50 — 52.
- Погодаев Л. И., Цветков Ю. Н. Усталостно-энергетическая модель кавитационной эрозии материалов и судового оборудования.// Физико-химические основы действия ингибиторов коррозии: Сб.научн.тр. Ижевск, 1 nm гэ1 г> oi гп1УУ1, — DbLli.z. — У J .
- Погодаев Л. И., Соколов Н. Н. и др. Исследование стойкости против гидроабразивного изнашивания сплавов цветных металлов и сталей, применяемых для изготовления судовых гребней винтов // Технология1. СП ПАсудшлрисния,—1уоу — jyuz.— / /ч.
- Погодаев Л. И., Лихачев Ю. F. Оценка кавитационно-эрозионнойу // 1—Г&bdquo- л.. л (~СС^ 71 f* 1 Лсшикости наилавочных материалов // ыриОлемы прочности, — lyyu — I z, — С. 79 86.
- Погодаев Л. И., Ежов Ю. Е. Основные закономерности гидроабразивного и ударно-абразивного изнашивания наплавочных материалов // Ч. 1. Трение иt АА 1 Т" 1 ••¦% «1 f /-Ц ПЛ 1 Л 1 1износ 1 уу 1.- T. iz-j№ 5 .- С.8и i — si i.
- Погодаев Л. И., Шевченко П. А. Гидроабразивный и кавитационный износ судового оборудования. Л.: Судостроение, 1984 — 263 с.
- ПО. Погодаев Л. И. и др. Обобщенная модель процессов динамического деформирования и поверхностного разрушения (изнашивания) материалов с гетерогенной структурой // Проблемы машиностроения и надежности машин, — 1996, — № 6 С. 60 — 77.
- Потодаев Л. И., Пимошенко А. П., Капустин В. В. Эризия в системах охлаждения дизелей. Калининград: Качество и надежность, 1993. 320 с. 1.1Л тт тг, а я г- / тттг тт -к к 1 лт ч ч гi 1z. ИриС JV .1v1. эрозия. / под ред. ix.ilpwC. -lvi., i>„oz.— jju с.
- Пылаев H. И., Эдель Ю. У. Кавитация в гидротурбинах. Л., 1974.-156 с.
- Резник Л. А. Износостойкость твердосплавного вооружения породоразрушающего инструмента при абразивном изнашивании и разработка метода ее оценки на основе энергетического критерия: Автореф.канд.дис. -М., 1988- 24 с.
- Родионов В. П., Третьяков В. А. Очистка корпусов судов от ржавчины и наслоений кавитирующими струями воды /У Судоподъемные сооружения и
- Г1-? ПТТТ’П, А ТТ ТУтт ТТAf£ ЛгГдОКование судов. LO. Dn i w им. A.ir.ixpjbUiQlBa. л., iyoj — оьш. v чи 51.
- Родионов В. П. Повышение эффективности гидродинамического способа очистки поверхностей металлов от ржавчины и наслоений // Совершенствование технологии корпусных работ в судостроительном
- Г^Г.г тчттт/'ч, а тт ту тт i по Л d — ч пп 4 4 А опроизводство,о. отим. л.гпчрыЛОва. л., 1уоч-.— хэьш. зуу, — 4j — ¦ч-о.
- Родионов В. П., Соколов В. Ф. Интенсификация процесса гидродинамической очистки поверхностей путем использования кавитационной эрозии. /7 Морской транспорт: Экспресс-информация. Сер.Судоремонт. М. — 1986, — Вып. 14 (563).- С. 1 — 4. j i5
- Родионов В. П. Ручная установка для кавитационной очистки корпусов судов „РУД К ОКС“ // Малярное производство: Каталог средстваттитд-тл-'Г-' —.------- inc? Г* Л ?
- TCAHUJIUI ИНСС’КШ и ишащсййя. 14,1 iflJ’I i. v^crSa^lWHOJiD, .— v^.-t
- Родионов В. П., Погодаев JI. И., Протопопов А. С. Эрозионная способность струйного гидродинамического излучателя П Проблемы трения и изнашивания / Республиканский межведомственный научно-технический сборник. — Киев: Техника, 1988.—Вып.33,—С.7 12.
- Родионов В. П. Гидродинамика струйного истечения и явление кавитации в жидкости: Учебное пособие. Кубан.гое.техжш.ун-т.— СПб: Изд-во СПб КубГТУ, 2000- 86 с.
- Родионов В .П., Дедикова Т. Г. Кавитация и энергосбережение технологических процессов: Тезисы докладов Меж ду нар. науч.-практ. конф // Российская академия сельхознаук. Краснодар, 2000- 4.2.- С. 179.
- Родионов.В. П., Костенко Е. М. Кавитация в бурении газовых скважин // Проблемы прочности в промышленности и строительстве: Тез. докл. Всероссийской науч.-практ. конференции. АМТИ. -Армавир, 2000, — С. 1151. Л 'л Г 110.
- Родионов В. П. Механика износа материалов при воздействии на их поверхность кавитационными струями // Трение, износ, смазка, — 2001 — Т.2.—2 С. 21 — 29.
- Родионов В. П. Износостойкость корабельных сталей к воздействию кавитации// Трение, износ, смазка-2001. -T.2-.Nb 2 С. 21 — 29.
- Соколов В. Ф., Родионов В. П. Способы очистки корпусов судов высоконапорными струями воды при кавитационных режимах истечения. //г1 r-.au аг ш гч /10 л гсудостроение 1УОО, — JNi? хи, — С. hj — hj.
- Спринжер Дж. С. Эрозия при воздействии капель жидкости. М.: Машиностроение, 1981.-201 с.
- Стечишин М. С. Повышение долговечности деталей оборудования пищевои промышленности, подтвержденных ка в итзц и о н н о эроз и о н н ом у изнашиванию в солевых растворах: Дис. канд. техн. наук. — Киев, 1983.
- Сутценко С.А. Ударно-абразивный износ и механические свойства наплавочных материалов // Проблемы трения и изнашивания.- 1990-Вып.37.- С. 34 38.
- Тимербулатов М. Г. Усовершенствование методики и определение кавитационной стойкости металлов применительно к гидротурбинам /У. Заводская лаборатория 1968.- № 12- С. 1508 — 1511.
- Тирувенгадам А. Обобщенная теория кавитационных разрушений // Тр. американского общества инженеров-механиков, серия Д. Техническая механика, Ил.— 1963, — Т.85 — № 3.
- Тирувенгадам А. Масштабные эффекты кавитационной эрозии // Труды международного симпозиума по неустановившимся течениям воды с большими скоростями. М.: Наука, 1973.- С. 405 — 426 (англ.)
- Тичлер, Ван-ден-Эльсен, Дети. Устойчивость 14 марок хромистых сталей против кавитационной эрозии // Тр. американского общества инженеров-механиков, серия F. Проблемы трения и износа, — 1970 — № 2.— С. 46.
- Федоров В В., Хачатурьян С. В. Термодинамические аспекты трения и износа /У Тр. между народной научной конференции. Ташкент, 1985 г.— Т.1, — С. 200 — 205.
- Федоткин И. М., Турмов F. П., Финкель Г. Н. Технология ремонта корпуса судна. Л.: Судостроение, 1984 — 286 с.
- Федоткин И. М., Гулый И. С. Кавитация. Киев.: Полиграфкнига. 1997. -Часть 1.-839 с.
- Финкель В. М., Гузь И. А., Куткин И. А. и др. Высокоскоростная деформация. М., 1971, — С. 37 — 42.
- Финкель Г. Н., Муродян А. А. Механизация процессов докования /У Материалы по обмену опытом: Сб. ВНТО им. А. Н. Крылова. Л., 1979, — Вып.-s г г /—л i"л г- г--.-5U3.— и. 34 5У.
- Фомин В. Г. Гидроэрозия металлов. М.: Машиностроение, 19/ /.— 227 с
- Фомин В. В., Мудрова А. Г., Маринин А. А. Конструктивные особенности ГВ рыболовных траулеров и характер их разрушения от коррозии и эрозии // Тр. МВИМУ, 1985.-Вып. 4.2. -М.: Морской транспорт. -С.81 88.
- Хачатурьян С. В. Связь относительной износостойкости при абразивном изнашивании с модулем пластичности металлов // Трение и износ.— 1991.—т Tirui р п/: л1. IZ, — JN^i , — I^.IJU „1ЧО.
- Хекмен Д., Коди Д. Подводный инструмент. JI: Судостроение, 1985 — 128Q
- Хрушов М. М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: Наука, 1970.-zdz С.
- Цветков Б. А. Исследование и опыт эксплуатации гребных винтов, jt / / Т II4 Т TTT тнаплавленных в аргоно-кислороднои смеси нержавеющей сталью // ц, шт ш. Обзорная информация. Серия „Судоремонт“. М., 1974, — С. 83 — 89.
- Цветков Ю. Н., Погодаев Л. И. Анализ статистических данных по кавитационной эрозии судовых гребных винтов // Технология и организацияrt y-r TTT Т 1 ЛОО /п 1 о 1ремонта речных судов!о.научнлр. — л.: jutid i^iyoo — ±/.
- Цветков Ю. Н., Погодаев Л. И. Влияние механизма разрушенияnAU^nVM АГУГЫ РГТПЯКЯ ГГПГГ Т^ЯТгМТЯТТМАТТИПМ HQ IIC5 [[1!ПС!ИИ1Т ТТЯ РГП ПТ1 ГАС ИТР П Г, t (Л.'ИЛ
- J4.ll .' V 1 I — V 7 I I V1U1U2/U 1, j/ I I I. I'.! I Ш (1ИМ111ЛЧ Z < J 1. Г I.: Л I 7 Г. I „V*. 1 11 11 I 1 J „Л VJL ХУ W! / т- 1 ГГ Л Т 1 f П ЛП/Г Т01
- ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ // i рсьис И ИЗНОС — 1УУЧ, — l. LJ — — V^.Z /О Z61.
- Цветков Ю. Н, Погодаев Л. И. Методика ускоренных лабораторных испытании по определению относительной кавитационной износостойкости сплавов применительно к условиям эксплуатации гидромашин // Трение и износ 1994.-Т.15- № 3- С. 461 — 469.
- Шальнев К. К. Масштабный эффект кавитационной эрозии // ЖПТФ, — 1962,-№ 4,-С. 121 128.
- СП ITIГ Т&bdquo-&bdquo-&bdquo-,&bdquo- Л А“ 1 П/ГА ПЛЛ „1.y. i I IJlHAlMni I. i Сирия iJOi рапИЧriUi U СЛШ1.—iVI., i УМУ ~ ' C.
- Эдлер Ф. Механика ударного воздействия жидкости // В кн.: Эрозия. Под ред К.Прис. М.: Мир, 1982, — С. 140 — 200.
- Эпштейн Л. А. Об отрицательных давлениях в быстротекущей воде // Журнал технической физики 1946.- Т. XVI — № 6 — С. 395 — 702.
- Яблокова Н. В. Разработка метода оценки износостойкости сталей по механическим свойствам применительно к абразивному изнашиванию- Автореф.канд.дис. -М., 1984 22 с.
- Ямагути А., Симидзу С. Эрозия, обусловленная ударным действием кавитирующей среды /7 Теоретические основы инженерных расчетов- 1988-ъ I“ уу, п, ^ ГЧ A1. J№J- / 040.
- Auder W. F. Analitical Modeling of Liquid and Solid Particle Erosion, Air Forsce Materials Laboratory, Rep. AFML-tr-73−174, 1973.
- UJ A. T7 A T"i- T D -^,-1, — A IT1- x О 1 ГХП 4 Л, 1IC I1.iJ. Anguna Г. гл. IIIL.J.JvOCK ivlcuii-lvlin. aut, l>/4, Ч-, pp. i I J-IZU.
- Л CO n 1T^V П7 С Г71Г7 TГЧ /О ТЧ Т"5X. Г ГУ г? ivJO. DUKCi U. W. i3., jj^iliUl LJ.IZ., JUIICS U.vJ., ГСсиаОП JL/., ТШС“ iliL.Ulii. faill. XilUS., 2 nd. 1967. P. 449.
- Bargmaim H. W. On the time-dependence of the erosion-rate-a probabilistic approach to erosion, Theoretic and Applied Fracture Mechanics, 1986, v.6, ЖЗ, P.207−215.
- Barnady S. W. On The Formation of Cavitaties ш Water Sorev, Propellers atтт: от-x ir1 A, n j on 1 armnigu opccuS-trans ibi. Navai Alcu. du. юу/.
- Botcher H. Leitsclirift des Verienes deutcher Ingenieure, s. 1999.
- Bowden F. P., Bronton J. H. Proc. R. Soc., London, Ser. A 263. 433 (1961).
- Brunton I. H. Symp Eros Cavitat American Society for Testing and Materials, Philadelphia, Pensilvama, ASTM STR 307, 1961, pp. 83−98.
- Buechi G. Cavitation in Hidraulic Turbines-Energia Electrica, 1929, vol. 11, n6.
- Canavelis R., Trans. ASME, Ser. D, 90, 355 (1968).
- Clare D. S., Wood D. S. Trans Amer. Soc. Metals. 1950. Vol. 42. P.45.
- J=T /"M Т~Ч П Л n * f, 1 1 ЛГ 4 Г t A f ← TV Л Лhi. слагс и. й. /rner. doc. Metais. 1уэч. voi. 40z. T. j4.
- Conn A. F., Johnson V.E., Jr., Proc Int syrup. Jet Curing Tech., 2 nd. Cambridje, 1974, G2, pp. 7−20.
- Cook S. S., Proc R.Soc., London, Ser. A 119, 1929, pp. 481−488.
- Cook S. S., Engineering, 1919, s. 109.
- Eisenberg P., Preiser H. S., Thiruvengadam A. On the mechanism of cavitatiQii damage and method of protecluon Transactions SNAME, 1965, v. 73, h.241−286.
- El-Saile A. A., Investigation of Rocli Scotting by High Pressure Water Jet for Use m Tunnelling (докторская диссертация) Rolla, Missouri, 1977.
- Feller H. G., Kharrasi Y. Cavitation erosion of metals and alloys Wear, 1984, v. 93, № 3, p.249−260.i о о тп11 а, а т> н jt"1 с r^ „n: j тл1 лiioo. гуап /л. л., nut. lvieei suing turn, лаш. cios. лшси пюпишеиа znu.
- A, А А Г7,11 D D T/~ :"Г41 A Ja. T7iL1.1A.ivicersDurg. /v/v Tyaii, K.b. ivmg (eds). ivoyai /лииаи смаиныинст, Famborough: Inst, 1965, P.30.i on Ar^ ixr ti. t-“ • < ri t л .с плл <'inT>s.loy. ишсшег г. w., i lie. engineer, iw, zUz (iyjz).
- Govinda Rao N. S. Cavitation its Inception and Damage Irrigation and rover. 1961. Vol. 18. № 1.
- Hammit F. G.: Cavitation Erosioii: The State of the Ait and Predicting4″ A1'J AjT1TTJ T 1 rnr !-t? Т“ 1/ГП ^ rvapaunliy /ppueu mcCuaiiics iveviews, June iy/v, v./ о, r. zuy-zvz.
- Hammit F. G.: Cavitation Dernage and Perfomance Recearch Facilities ASME Symp of Cavitation Receach Facilities and Techniques, 1964, pp. 175−184.
- Af TTTT T TT T.^j. t~T>'“ T1 1 /Л/Г T TT? Q">iyj. пеушшш r. j., noc. mt. сиш. каш. cros., z пи, iyu /. r. Ooo.
- Hobbs Y. M. Rachman D., Trans. Ins. Eng. Shipbuild. Scotl. Paper, No 1357, 1971.197. iloclirein G., Proc., Geothermal Tech. Rev. Cons. Albuquerque, New Mexico,-i f=i f=! 1У / /.
- Honegger E. Brown Boveri Rev., 14, 94 (1927).
- Hussein A .K., Reynolds W. C. Tr. Of the ASME. 1975. Ser.D., № 3. P.71−76.
- Ivany R. D., Unive. Of Michigan, Dept of Nuclear Eng., Tech. Rep. Nol5, т Г. f Г"i УОЭ.
- Kanmi A., Maaornori M. New approach for cavitation erosion rate computation „Proceedings of 7-th International Conference on Erosion Liquid and Solid
- T, 1П I, А Сл.1ЛС7″ L-JJ TJ (1 п /оlinpaci, v^aiiiui luge, /-iv ocpicuiDei, i у о t,aiiiuiiuge, S.a. z / /1 — z / / о.
- Kato H. A consideration on sealing laws of cavitation erosion International Shipbuilding Progress, September, 1975, v.22, № 253, P.305−327.lAI о T? 131- T111-'—-Jlil- TTJJ О TTi-'i:
- ZUJ5. JVOiii IV. J/., iOUi i UljliCiiiiig Willi i Jigii ДрССС! VV aici >3CIS UtilizingdViiatiUl 1
- Demage, Final Repout on Contract 735−088 to offise of High Speed Groundт* ттг т-v гл 1 А/го11 dlispOl lalluil, Vv dblllglUii, I УОЛ.
- Linggren H., Jonaon С. A., Propulsion and Cavitation Investigation on 230 000 Tons Drot Tankers Full-Scale and Model Experiments., SHAME, 1965, vol 63, pp. 767−799.
- Mason W. P., Internal Friction in Meyals at Large Strain Amplitudes. Ir, Acoust Soc.Am., 1965, pp. 1207−1218.
- Mousson J. M., Trans. ASME, 59, 399 (1937).
- Noskiwic Yaromir. Energy proportions m cavitations wear of material Proceedings of 7-th Conference on Fluid Machinery, Budapest, 1983, v.2, p.605г л л014.
- Noskiwic Yaromir. The application of the mathematical model of cavitation wear „HYDROTURBO*85. D.2″. Ostrava, 1985, 113−126.
- ACH/fT 71 1 ClCC 1 OA Л AO
- ЛОтЪ, //, I7JJ, pp. JOU-ZUO.1 1 С n,---'•←T“ С Г A Л Г“ 11zu. rOuiiei i. o., j. sppc. ivieCil., у, л
- Pressler Hunther, Jahiike Hartwmg., Ermittlimg der Cavitation Erosions Bestandigkeit von Baustoffen. Bil. Ins. Politechnic Jasi, 1981, Sec. 5,27, No 1−2,1. ГЧ Г*. A r1. S. Sb>-LUZ.1. Т1Ч nXX T Г7JЛ Л ПЛЛzi /. ranisay w., niignicciillg inu. zh-, iyyz.
- Basic Eng., Transactions of the ASME, 1970, Sept., pp. 563−579.
- Rao В. С ., Syamala R., Lakshmana N. S., Seetliaramaiah K., Trans. ASME, Ser.D. 92, 563 (1970).
- Rassrnusen Reh., Experiments on Cavitation Erosion m Water Mixed Air-Cavitation Hidtodinamics, London, 1956, pp. 1−20.
- Ragleigh, On the Pressure Developed in a Liquid During the Collapse of a Spherical Cavity. Philosophic Magasin, No 6 < 1917.
- Thiruvengadam A., Preiser H.S. J. Ship Res. 1964. Vol.8, № 39, P.39−56.
- Thiruvengadam A. Symposium of С WPRS, Poona, India. 1965. P.76−87.
- Thiruvengadam A. Waring S. Ship Res. 1966. Vol.8, № 39, P.39−56.
- Thiruvengadam A. ASTM STP 408, 1967, P.22−35.
- Thiruvengadam A. Trans. ASME, Ser. D, 85, 365 (1963).324
- Thomas G. P., Brunton J. H. Drop impingement erosion of metals Proceedings
- П1 CI• T. J, С Л 1 Л-7А. ,(Tl Г (П C^f
- Oi iuyal oucieiy, ьиПиОп, оспаiУ/и, v. oi^t, r. jЧ-у-эи~>.
- Vaiga J. J. Cavitation erosion and mechanical properties of materials
- Proceedings of 7-th Conference on Fluid Machinery, Budapest, 1983, v.2, P.911−11. У10.
- Vater M., Z. Yer. Dents. Ing., 82, 672 (1938).
- Vater M» Koitos. Metal 1., 6, 171 (1944).
- Wittwer Hans-Ioachim Materialprufung. I973.Bd. 15, № 1. S. 10−15.
- Zhou Y. K., He J. G., Harnrnit F. G. Cavitation erosion of diesel engine wet cylinder liners Wear, 1982, v.76, № 3, P.321−328.
- Комиссия считает целесообразным создание устройств с кавитирукь щими насадками т.к. они увеличивают производительность подводной орпусов су-емого легким водолазом
- С^^ГИопков B.C. ?gj>OMOHOB В. П. JW1. Малафеев А. И1. Хруцкий Б. С1. АКТиспшшзошшш «Устройства лдя щдродшшшческой очистка корпусов судов назатируадшл2 струпдадаш дхдовоавшзеся: Председатель кшасея: Звчааьшх шстру^тадьшго участка ЙСНЗ1. Навдвш» Б*Ф*"