Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации: На материалах изучения казахов и русских в Республике Казахстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перспективы дальнейших исследований. Теоретико-методологические выводы и прикладные результаты исследования определяют перспективу их использования как в разработке методического, психодиагностического и технологического обеспечения оптимизации процесса взаимодействия казахов и русских в полиэтнической среде, так и для интеграции различных отраслей социальной психологии, акмеологии, психологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование содержания и своеобразия 25 взаимодействия и поведения людей в организации
    • 1. 1. Сущность и взаимосвязь взаимодействия и поведения людей
    • 1. 2. «Поведение в организации» как результат взаимодействия ее членов
    • 1. 3. Личностные и мотивационно-ценностные детерминанты взаимодействия и поведения людей в организации
    • 1. 4. Групповые детерминанты взаимодействия и поведения людей в организации
  • Глава 2. Разработка теоретической концепции влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации
    • 2. 1. Сущность национальной психологии и ее влияние на взаимодействие и поведение людей
    • 2. 2. Проявление национальной психологии во взаимодействии и поведении людей в организации на личностном уровне
    • 2. 3. Проявление национальной психологии во взаимодействии и поведении людей в организации на межгрупповом уровне
    • 2. 4. Организационная культура и национальные особенности взаимодействия и поведения людей
  • Глава 3. Технология эмпирического исследования влияния национальной психологии казахов и русских на их взаимодействие и поведение в организации
    • 3. 1. Концептуальная модель эмпирического исследования влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации
    • 3. 2. Содержание программы эмпирического исследования влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации
    • 3. 3. Методы, процедуры и методики исследования влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации
  • Глава 4. Исследование влияния национальной психологии казахов и русских на их взаимодействие и поведение в организации на личностном уровне
    • 4. 1. Своеобразие национальной психологии казахов
    • 4. 2. Мотивационные особенности профессиональной деятельности и профессионального обучения различных этнических групп персонала
    • 4. 3. Ценностные аспекты взаимодействия различных этнических групп персонала
    • 4. 4. Влияние национально-психологических особенностей на формирование образ партнера по взаимодействию
  • Глава 5. Исследование влияния национально-психологических особенностей на взаимодействие и поведение людей на групповом уровне
    • 5. 1. Влияние этностереотипов и ценностных ориентаций казахов и русских их на взаимодействие и поведение в организации
    • 5. 2. Сравнительный анализ ролевых ожиданий казахов и русских во взаимодействии в организации
    • 5. 3. Социально-психологический кризис в организации с полиэтническим коллективом
    • 5. 4. Конфликт как проявление кризиса взаимодействия в полиэтническом коллективе

Влияние национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации: На материалах изучения казахов и русских в Республике Казахстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие суверенных государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, к которым относится и Казахстан, отличается большим своеобразием.

В сложной картине межэтнического общения и взаимодействия в этой республике в последнее время все более заметным становится ряд противоречий, требующих непременного решения: между демократическими преобразованиями, происходящими в социальной, экономической и политической сферах, и возвратом к традиционным национальным (в том числе психологическим) ценностяммежду необходимостью интеграции в мировое сообщество и проявлением все большего национального фаворитизма в отношениях людей внутри государствамежду социальной нестабильностью в обществе и возрастанием роли и значения своего этноса как группы поддержкимежду необходимостью формирования новой организационной культуры в рамках изменившихся форм собственности и влиянием национальной культуры членов профессионального коллектива на ее становлениемежду стремлением к обособлению в рамках своей этнической группы и экономической необходимостью развития процесса интеграции с другими этносамимежду ростом национального самосознания русских и казахов и реальными процессами этнокультурной маргинализации.

Реальная практика отношений между представителями различных этнических общностей в Казахстане требует всестороннего исследования и объяснения ряда феноменов и закономерностей, которые являются реальным следствием межнационального взаимодействия и влияния на него психологии его субъектов и с которыми сталкиваются не только психологи-консультанты в полиэтнических коллективах, но и сами члены последних и их руководители.

По этой причине изучение теоретических и практических аспектов проявления национальной психологии во взаимодействии и поведении людей в организации в любом многонациональном государстве в целом (а не только в Казахстане) как важного условия и предпосылки эффективного управления коллективом представляется чрезвычайно актуальным и отвечающим насущным потребностям сегодняшнего времени.

Современное состояние разработанности проблемы^ Огромное практическое и теоретическое значение проблемы влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей, с одной стороны, ее комплексность, своеобразие и многогранность как результат непосредственного этнопсихологического отражения реальной жизни общества — с другой, обусловили достаточно пристальное внимание к ней ученых, которое реализуется в трех направлениях.

Во-первых, осуществляется анализ конкретных национально-психологических особенностей различных народов, проживающих в различных регионах земного шара. Во-вторых, проводятся социологические и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России, СНГ и других государствах. В-третьих, изучается этнокультурная и этнопсихологическая специфика вербального и невербального поведения представителей многих национальных общностей.

Однако все эти исследования пока еще разрозненны и совершенно недостаточны, прежде всего, для таких многонациональных государств, какими являются Россия и Казахстан. Кроме того, как у нас в стране, так и за рубежом существует множество разнообразных подходов к анализу сущности, содержания и специфики проявления этнопсихологических феноменов. Влияние же их на взаимодействие людей в организации в методологическом, теоретическом и практическом аспектах совсем не изучалось.

В этой связи все более очевидной и настоятельной становится необходимость выработки, с одной стороны, единой (общей) методологической и теоретической концепции анализа и осмысления собственно национальной психологии (объединяющей в себе потенциал методологии отечественной психологии и широту зарубежных кросскультурных исследований) и на этой основе выявление своеобразия ее влияния на взаимодействие и поведение людей как представителей различных народов в организации (группе) с целью последующего внесения корректив в процесс формирования эффективных моделей их взаимодействия — с другой.

Проблема правильного понимания особенностей влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации носит ярко выраженный комплексный и научно-прикладной характер. Находясь в сфере интересов целого ряда научных дисциплин — этнопсихологии, психологии личности, социальной психологии, организационной психологии, социологии организаций, психологии управления, психологии развития, а также конкретной практики управления — для своего продуктивного решения она требует особой проекции на осмысление ее содержания и специфики как достижений каждой из перечисленных отраслей знаний, так и обобщенного разнообразного опыта собственно управленческой деятельности.

В русле вышеизложенного можно констатировать, что на сегодняшний момент наиболее изученными являются следующие феномены: а) взаимодействие как одна из сторон общенияб) некоторые элементы его содержания и структурав) взаимосвязи типов взаимодействия и социально-психологических характеристик личностиг) механизмы взаимодействия, осмысленные через функционирование таких процессов, как подражание, конформизм, внушение, идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуцияд) оценочные функции взаимодействия, а также их влияние на эффективность совместной деятельности и общения. Однако до сих пор еще практически не осмыслена национально-психологическая специфика функционирования взаимодействия.

Кроме того, в многочисленные работах отечественных и зарубежных ученых, исследовавших управленческую деятельность и стили руководства, процессы формирования и развития коммуникативной компетентности, профессионального менталитета, личностных характеристик и типологии руководителей пока не нашли отражения: 1) четкие представления о взаимосвязи взаимодействия и профессиональной деятельности с национальной психологией их субъектов- 2) зависимость организационной культуры, стиля управления и типологии поведения в организации от проявления национально-психологических особенностей ее персонала- 3) своеобразие и закономерности управления полиэтническим коллективом.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и слабая научная разработанность, таким образом, определили выбор темы диссертационного исследования — «Влияние национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации (на материалах изучения казахов и русских в Республике Казахстан)».

Объектом исследования являются взаимодействие и поведение казахов и русских в различных организациях Республики Казахстан, а его предметомвлияние на эти процессы их национальной психологии.

Цель диссертации состояла в том, чтобы разработать: 1) теоретическую концепцию осмысления влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации- 2) концептуальную модель и технологию изучения влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в полиэтнических организациях (профессиональных группах), а затем проверить их в ходе развернутого прикладного этнопсихологического исследования в Республике Казахстан.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи: изучить и всесторонне обобщить результаты социально-психологических исследований проблем взаимодействия и поведения на основе их системнопонятийного анализараскрыть сущность, содержание и механизмы проявления национальной психологии, и на этой основе разработать теоретическую концепцию осмысления ее влияния на взаимодействие и поведение людей в полиэтнической организации (группе) — разработать программу, концептуальную модель и технологию эмпирического исследования влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в полиэтнических организациях (профессиональных группах) — осуществить исследование влияния национально-психологических особенностей казахов и русских на их взаимодействие и поведение в организации на личностном уровневыявить специфику влияние национально-психологических особенностей казахов и русских на их взаимодействие и поведение в организации на групповом уровне.

Гипотезы исследования:

1. Для всестороннего изучения и осмысления сущности и содержания взаимодействия людей необходимо исходить из: во-первых, правильного изучения и интерпретации своеобразия его отражения в обыденном и общественном сознании, проявления в повседневной жизни и трудовой деятельностиво-вторых, в их адекватной интерпретации внутриличностных и внутригруппо-вых механизмов взаимоотношений и общения людейв-третьих, влияния культурно-организационных условий на содержание взаимодействияв-четвертых, возможности привлекать для этой цели понятийный аппарат этнопсихологии и ее исследовательские подходы.

2. В процессе прикладного этнопсихологического исследования поведения людей в организации целесообразно, с одной стороны, опираться на результаты его осмысления специальными отраслями знаний (организационной психологией и организационным поведением), а с другой — уделять главное внимание собственно его социальнои этнопсихологической специфике и механизмам проявления. Основной приоритет при этом следует отдавать, во-первых, систематизированному описанию поведения людей как представителей конкретных этнических общностей в возникающих в ходе их совместной деятельности ситуациях межнационального взаимодействияво-вторых, выявлению этносвоеобразных причин их поступков и действийв-третьих, необходимо абстрагироваться от норм и правил, определяемых местом работы (организацией), и фокусировать основное внимание на тех традициях взаимодействия и поведения людей, которые диктует культурное сообщество и национальная принадлежность.

3. Национальная психология как явление общественного сознания обладает способностью влиять на взаимодействие и поведение людей, выполняет определенные функции по отношению к ним, придает им определенную форму и содержание, обусловливает своеобразные их качественные параметры и характеристики.

4. Взаимодействие и поведение в организации казахов, с одной стороны, и русских — с другой, имеют свои отличия, которые объясняются влиянием национальной психологии каждого народа и обусловлены сложившимися исторически особенностями социального восприятия своей и других этнических общностей, проявлением их своеобразных ценностей и мотивов, национально отличных индивидуально-личностных и социально-психологических качеств, специфики внутрии межгрупповых отношений.

5. Влияние национальной психологии на взаимодействие казахов и русских в организации может прослеживаться в специфике проявления их личностных поведенческих стратегий (преобразовательной или адаптивной), в самом общем виде обусловленных различным сочетанием влияния нескольких биполярных факторов: модальности взаимодействияисточников мотивационной активности (субстанциональных или функциональных) — способом взаимодействия личности со средой, коллективом (направленности на себя или на других).

Содержательный компонент этих стратегий поведения во взаимодействии казахов и русских может отражать специфику функционирования мотивационно-ценностной, интеллектуально-познавательной и коммуникативно-поведенческой составляющих их национальной психологии, а также субъективные представления о партнере по взаимодействию, ролевые ожидания и степень нормативности поведения.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются научные положения, принципы, подходы и концепции отечественных и зарубежных ученых, позволяющие правильно осмыслить и описать влияние национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации:

— исследования в области взаимодействия и общения Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, А. И. Донцова, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, Н. Н. Обозова, Б. Ф. Парыгина, А. И. Шипилова;

— концепция отношений личности А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева;

— современные подходы к осмыслению организационного поведению и организационной культуры Д. М. Гвишиани, О. С. Виханского, В. Н. Воронина, А. Н. Занковского, В. Н. Князева, Ю. Д. Красовского, А. В. Тышковского, А. В. Филиппова;

— системно-ситуационный подход к изучению конфликтов как вида взаимодействия А. Я. Анцупова, А. Бандурки, Р. Дарендорфа, Л. Козера, П. А. Не-чипоренко, Т. Ф. Сулимовой, А. И. Шипилова;

— акмеологический подход к управлению А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, А. А. Бодалева;

— исследования социально-психологической сущности национальной психологии российских ученых Э. А. Баграмова, К. В. Бромлея, Л. М. Дробижевой, Б. А. Душкова, И. С. Кона, В. Г. Крысько, Н. М. Лебедевой, А.П. Оконешнико-вой, Б. Ф. Поршнева, Т. Г. Стефаненко;

— взгляды зарубежных исследователей национальной психологии и межнациональных отношений И. Азара, X. Дейкера и Н. Фрейды, Р Кателла, У. Макдоугалла, Г. Шиллера, Д. Буртона, У. Элбига, Дж. Эллюла, К. Юнга. — основные принципы и методы построения этнопсихологического исследования, предложенные B.C. Агеевым, А. Г. Асмоловым, А. А. Деркачом, Б. А. Душковым, В. Г. Крысько, Н. М. Лебедевой, Г. У. Солдатенко, Т.Г. Стефанен-ко, В. И. Шлягиной.

Методы исследования. В диссертации разработана и использована психодиагностическая технология, направленная на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающая: теоретические (историко-гносеологический, системно-структурный, формально-логический и психологический анализ, моделирование, контент-анализ научной литературы и материалов СМИ), эмпирические (наблюдение, опросы с использованием разработанной автором анкеты, структурированные интервью) и конструктивные (причинно-следственный анализ проблемы, рефлексивный анализ «Поля проблем», построение кластеров описания паттернов поведения и моделей взаимодействия) методы и методики.

В ходе исследования применялись адаптированные версии тестов «Смыс-ложизненные ориентации», 16 PF Кетелла, М. Рокича, Т. Фанталовой, Т. Лири, Томаса, шкала изучения уровня субъективного контроля Дж. Роттера, методики выявления мотивов трудовой деятельности В. Бадоева и оценки стиля руководства А. Журавлева, опросник изучения макиавеллизма МАК-шкала Р. Кристи и Ф. Грейс, проективный рисуночный тест Розенцвейга в модификации Хитровой «Деловые ситуации», тест ограничений Вудкока и Фрэнсиса, репертуарные решетки для изучения личностных конструктов, методика цветовых метафор М. Люшера в модификации И. Соломина, этнопсихологический опросник в модификации В.Крысько.

Специальную группу составили интерпретационные, качественные, количественные и статистические методы (факторный, дисперсионный, корреляционный и кластерный анализ). Для сравнения выборочных совокупностей были использованы различные статистики: хи-квадрат критерий, t-критерий Стью-дента, коэффициент ковариации, серийный критерий — S, парный критерий Вилкоксона.

Часть методик была переведена на казахский язык и адаптирована к казах-скоязычной выборке.

Эмпирическая база и основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом из них (1993;1996 гг.) осуществлялись: уяснение и постановка проблемытеоретическая и эмпирическая ориентация по отношению к объекту и предмету исследованияуглубленное изучение научных источников и обобщение полевых исследований и исследований других авторовразработка программы исследования и апробация диагностического инструментария, полевые эмпирические исследования. Научно-практические результаты, выводы и методические рекомендации данного этапа исследования отражены в соответствующих публикациях автора.

Второй этап (1997;1999 гг.) работы над диссертацией включал: обобщение результатов теоретического анализа проблемыпроведение широкого эмпирического исследования процесса взаимодействия и моделей поведения людей в организации (на двух этнических выборках казахов и русских) — осмысление и обоснование концептуальной модели эффективного взаимодействия в полиэтнических коллективах.

На третьем этапе исследования (2000;2001 гг.): осуществлялась статистическая обработка экспериментальных данных и апробация результатов исследованияпроводилась детализация концептуальной модели и окончательное оформление теоретической концепции влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в полиэтнических коллективахоформлялись диссертация и монография.

Основную часть выборки составили различные группы персонала (менеджеры, предприниматели, ИТР, квалифицированные рабочие и специалисты) промышленных предприятий, фирм и организаций Восточно-Казахстанской области и г. Усть-Каменогорска (ОАО УК Титано-магниевый комбинат, Со-гринская и Усть-Каменогорская ТЭЦ, АО Казмедь, АО Казцинк, АО Восток-цемент, Алтайэнергоремонт). Выборка составила 3865 человек, из них русскоязычная выборка составила 2375 респондентов, казахскоязычная — 1490.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость состоят в том, что: Во-первых.

— обобщены и представлены в систематизированном виде современные научные подходы к осмыслению сущности и содержания процесса взаимодействия людей, специфики его проявления в организации (группе), психологические механизмы и закономерности его функционирования;

— осуществлен всесторонний сравнительно-сопоставительный анализ понятий взаимодействие и поведение людей в организации (группе) со смежными феноменами в таких областях знаний, как психология и социология управления, акмеология, организационное поведение (межличностное общение, взаимоотношения, кооперация, совместная деятельность, коллективное поведение и т. д.);

— реализованы системно-уровневый, историко-гносеологический, теоретико-аналитический и функционально-исследовательский подходы к изучению и интерпретации динамики процесса взаимодействия и поведения людей в полиэтнических коллективах, раскрывающие его интегративный и комплексный характер;

— разработана теоретическая концепция осмысления влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации (группе);

— выявлены и описаны многочисленные факторы, оказавшие влияние на формирование национальной психологии казахов, среди которых: своеобразие их исторического, политического, экономического развития (до и после вхождения в состав СССР и постсоветский период), природные, климатические и географические условияспецифика культурного развития в рамках длительного и многообразного этногенезаособенности религиозной и других сфер сознания казахов.

Проведенное исследование, таким образом, можно отнести к разряду фундаментальных теоретических работ междисциплинарного характера, поскольку в нем раскрываются социально-психологические закономерности, механизмы и динамика влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации (группе), которое вносит вклад в разработку и решение сложнейших теоретических проблем социальной психологии, психологии личности, этнопсихологии, акмеологии и психологии управления. Во-вторых:

— разработаны и в систематизированном виде представлены методологические и методические принципы изучения взаимодействия и поведения людей в полиэтническом пространстве;

— выявлена, экспериментально проверена и представлена специфика различных стратегий взаимодействия и поведения в полиэтническом и моноэтническом коллективах, а также их динамика;

— изучено и осмыслено своеобразие алгоритма адаптации казахов (статусотношения — деятельность) и русских (деятельность — отношения — статус) в полиэтнических коллективах;

— выявлены, всесторонне изучены и адекватно описаны социально-психологические, экономические и структурно-организационные факторы, влияющие на степень проявления национально-психологических особенностей людей во взаимодействии в организации;

— впервые осуществлено этнопсихологическое исследование казахов и русских, позволившее выявить особенности их поведения в процессе взаимодействия в моноэтнических и полиэтнических группах;

— изучены и описаны модели поведения казахов в конфликтных ситуациях в моно и полиэтнических группах;

— выявлены и охарактеризованы зоны совпадений и несовпадений параметров поведения в конфликтном взаимодействии казахов и русских;

— осуществлены перевод и адаптация блока методик по изучению параметров поведения в конфликтном взаимодействии на казахской выборке.

В результате проведенного исследования вносится существенный вклад в развитие методической и экспериментальной базы, сложных технологий, применяемых в социальной психологии, этнопсихологии, психологии управления, и психологии личности.

В-третьих впервые изучены, осмыслены и представлены в систематизированном виде важнейшие особенности влияния национальной психологии на формирование и развитие организационной культуры полиэтнического коллектива (организации);

— на основании изучения специфики функционирования моделей поведения людей в полиэтнических коллективах разработаны рекомендации по организационному консультированию с целью их совершенствования;

— эмпирически обоснованы особенности подбора и диагностики персонала в полиэтническом коллективе;

— разработаны рекомендации практическим психологам по организации и осуществлению специальной деятельности по совершенствованию взаимодействия и поведения представителей различных этнических общностей в многонациональной организации (коллективе).

Все это в окончательном итоге дает возможность прогнозировать эффективность взаимодействия людей и их профессиональной деятельности в условиях полиэтнического пространства, а также открывает новые перспективы деятельности практического психолога в многонациональных организациях (коллективах).

Таким образом, можно говорить о том, что проведенное исследование вносит конкретный вклад в развитие очень важных практико-прикладных направлений психологии управления, акмеологии, организационного психоконсулътирования и психокоррекции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: во-первых, с его помощью закладываются научные и практические основы для обоснованного и эффективного конструирования правильных этнопсихологических предпосылок и условий организации продуктивного взаимодействия в многонациональных организациях (коллективах), эффективного управления ими в современных условияхво-вторых, апробированный психодиагностический инструментарий изучения национально-психологических особенностей взаимодействия и поведения персонала организации позволит эффективно осуществлять его оценку и подбор в условиях полиэтнического пространствав третьих, выявленная специфика проявления национально-психологических особенностей во взаимодействии и поведении людей в организации позволит более эффективно проводить процесс консультирования ее членов, продуктивно и бесконфликтно заниматься формированием управленческой команды в нейв-четвертых, разработаны теоретические и методологические положения, обогащающие содержание преподаваемых в вузах курсов психологии управления, организационного поведения и социальной психологиив-пятых, полученные результаты могут быть использованы при разработке и внедрении в практику обучения и переподготовки руководителей новых средств и алгоритмов управления полиэтническим коллективом, этнообусловленных, а поэтому и эффективных стратегий организационного поведения.

Надежность и достоверность результатов диссертации обеспечивались: опорой на проверенные и подтвержденные в реальной практике фундаментальные теории отечественной и зарубежной психологииразработкой теоретической концепции осмысления сущности и своеобразия влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людейвсесторонним теоретическим и методологическим обоснованием исследовательской стратегиипредварительной адаптацией и апробацией методик и комплексностью изучения основной проблемы, репрезентативностью выборки, в которую вошли представители различных групп персонала и уровней управленияразвернутым качественным анализом исследовательских данныхпрактической проверкой выводов и предложенийкорректным применением математических и статистических методов анализа полученных данных.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования. Теоретико-методологические положения и выводы диссертации обсуждались и были опубликованы в материалах международных научно-практических конференций:

— «Проблемы профессионализма деятельности и подготовки специалистов» (Усть-Каменогорск 1994г);

— «Углубление реформ и общегосударственное согласие» (Усть-Каменогорск 1994г);

— «Региональное развитие Казахстана за десять лет независимости Республики» (Усть-Каменогорск 2001 г).

Автор принимала участие в научных и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Восточно-Казахстанского государственного университета (1992;2001гг), в научно-методических конференциях системы образования области. Материалы исследования были внедрены в практической деятельности крупных промышленных предприятий города и области (ОАО Титано-магниевый комбинат, АО Казцинк, ВК РЭК, Казахстанский монетный двор).

Основные идеи диссертационного исследования нашли отражение в разработанных автором спецкурсах «Психология управления» (90 ч.), «Организационное поведение» (72 ч.), «Организационное консультирование» (52 ч.), «Управление персоналом» (52 ч.), разработанных для студентов Восточно-Казахстанского госуниверситета, специализирующихся по специальности «Практическая психология» и студентов Свободного Казахстанско-Американского университета по специальности «Экономика и менеджмент». Кроме того, в рамках реализации Казахстанско-американского проекта USAID подготовлены программы семинаров-тренингов для менеджеров и предпринимателей города «Управление персоналом организации», «Менеджмент изменений». Основные положения и результаты диссертации обсуждались на заседании кафедры прикладной психологии ВКГУ, связей с общественностью Государственного университета управления (г.Москва). Полученные выводы, рекомендации и обобщения по актуальным ее проблемам положены в основу 38 публикаций, которых составляет 56 печатных общий объем листов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взаимодействие представляет собой систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Сущность взаимодействия проявляется в непосредственном или опосредованном влиянии индивидов друг на друга, порождающем их взаимную обусловленность и связь. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир и свое сознание. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Взаимодействие имеет свою специфическую структуру, проявляется в различных формах и на различных уровнях, может быть различных видов и типов.

2. Поведение как одна из сторон взаимодействия проявляется в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности людей. Всякое поведение реализуется через посредство психологических и социально-психологических механизмов. Термин «поведение» в то же время высвечивает внутренние взаимосвязи взаимодействия людей, а также их отношения друг к другу и к различным группам в обществе. «Поведение людей в организации» представляет собой закономерный результат совместной деятельности и взаимодействия ее членов и осуществляется по установленным обществом и ими закономерностям.

3. Национальная психология представляет собой компонент общественного сознания, имеющий свою материальную базу, своих конкретных носителей. Она отражает то общее, что есть у представителей этнической общности в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к себе, другим людям и природе. Ей присущи определенные свойства: способность детерминировать на уровне личности или группы характер проявления взаимодействия и поведения людейналичие большей по сравнению с другими психологическими явлениями консервативности и устойчивостиона обладает многообразием своего проявления у представителей различных этнических общностей. Национальная психология (национально психологические особенности), сохраняя общепсихологические системные характеристики, выполняет конкретные функции: объективизации этнической специфики деятельности, взаимодействия и поведения людейрегулирования характера и содержания проявления последниха также адаптации, стабилизации и стимуляции активности индивидов в процессе их деятельности, взаимодействия и поведения.

4. Влияние национальной психологии на совместную деятельность, взаимодействие и поведение людей осуществляется на трех уровнях: 1) уровне национального своеобразия выполнения собственно деятельности, проявляющегося в национально своеобразных стилях поведения, алгоритме и способах принятия решений, моделях и стратегиях взаимодействия, в специфических стереотипах и ролевых ожиданиях- 2) уровне национальной специфики проявления личностных качеств, отражающихся в своеобразных причинах выбора профессии и выстраивания карьеры, в структуре профессионально важных индивидуальных характеристик взаимодействия и поведения, степени их сформированное&trade-, в специфике ценностно-мотивационной сферы личности работника как представителя определенной этнической общности- 3) уровне национального своеобразия проявления групповых детерминант взаимодействия и поведения людей, выражающийся в специфическом социальнопсихологическом климате коллектива, в различных факторах удовлетворенности работой, особенностях сформированности неформальной структуры организации, в содержании ее нормативной и ценностной структуры.

5. Проявление национальной психологии во взаимодействии и поведении на личностном уровне объясняется спецификой функционирования, во-первых, интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей, которые отражают своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики и обусловливают наличие у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей другихво-вторых, коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей. которые реализуются на вербальном и невербальном уровне общения прежде всего через такие показатели, как национально своеобразные эс-траверсия-интроверсия, этнические стереотипы, специфические локус общения и локус контроля.

6. Проявление национально-психологических особенностей во взаимодействии и поведении людей на межгрупповом уровне объясняется определенными механизмами. Прежде всего, категоризацией, в результате которой формируются социальные стереотипы межгруппового восприятия. В условиях полиэтнической среды происходит осмысление своей национальной принадлежности, специфичности национального характера собственного народа и психологических различий между своей и другими этническими общностями. На основе систем национально своеобразных представлений формируются автои ге-теростереотипы представителей конкретной этнической общности (механизм стереотипизации). В качестве механизма формирования когнитивного содержания стереотипов выступает каузальная атрибуция. Во взаимодействии людей в полиэтническом коллективе атрибутивные механизмы включаются в тот момент, когда они сталкиваются с поведением, не соответствующим нормам и ценностям, принятым в их этнической среде.

7. Национальная психология (национальная культура) представителей различных общностей, влияя на их взаимодействие и поведение в полиэтническом коллективе (организации), может давать начало определенным нормам и образцам взаимоотношений и совместной деятельности, которые решающим образом влияют на процесс функционирования всей организации, порождая ее специфическую культуру. Доминирование проявления национально-психологических особенностей в культуре организации зависит от этнического состава ее управленческой команды и от соотношения количества ее членов разной национальности.

8. Национальная психология казахов и русских по-разному влияет на эффективность их профессиональной деятельности и профессиональное переобучение. Наблюдаются различия мотивов их трудовой деятельности: в казахской выборке рабочих преобладают социальные мотивы и мотивы безопасности в большей мере, чем в русской выборке квалифицированного персонала. На уровне менеджеров в структуре мотивов существует различие в ранге мотива власти, который больше обозначен в казахской выборке, чем в русской. В последней же более выражена мотивация успеха, в казахской — мотивация избегания неудачи.

9. Структура ценностей во взаимодействии и поведении менеджеров предприятий, ИТР и персонала из числа казахов свидетельствует о выраженных ориентациях на: родственные и дружественные связи, толерантность, уважение, положение в обществе. Содержание ценностных ориентаций во взаимодействии и поведении в организации русских отражает большее стремление к реализации потребности в безопасности, поэтому наиболее значимыми оказываются ценности, обеспечивающие опору на себя, собственные силы, работоспособность и независимость.

10. При выборе партнеров по взаимодействию существует большая степень недоверия со стороны предпринимателей и менеджеров русской национальности по отношению к партнерам казахской национальности и большая доброжелательность последних по отношению к деловым партнерам русской национальности. Этническая принадлежность влияет на формирование тендерных стереотипов в бизнесе и деловом взаимодействии. Мы обнаружили тенденцию к различию по конструкту «женщины — как партнеры по бизнесу» между оценками мужчин — казахов и мужчин — русских.

11. Существует зависимость представлений о руководителе от национальной принадлежности: в ожидаемом профиле руководители казахской национальности большее внимание уделяют качествам, влияющим на межличностные отношения, а руководители из русскоязычной выборки больший вес придают качествам производственно-организационного характера. Присутствуют значимые различия по параметрам «дистанция власти» и «дистанция между подчиненными» в различных этнических группах: у казахов эти показатели более ярко выражены, чем у русских.

12. Типичными моделями поведения казахов в конфликтной ситуации в моноэтнической организации являются: оборонительная (свойственная главным образом для женщин), латентно-оборонительная, демонстративно-оборонительная (смешанная), амбивалентная (характерная преимущественно для мужчин). Типичными моделями поведения казахов в полиэтнической организации являются: конформная (смешанная), агрессивная и самодостаточно-оборонительная (проявляющаяся главным образом у женщин).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений (1-я глава — «Теоретическое обоснование содержания и своеобразия взаимодействия и поведения людей в организации" — 2-я глава — «Разработка теоретической концепции влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации" — 3-я глава — «Технология эмпирического исследования влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации" — 4-я глава -«Исследование влияния национальной психологии казахов и русских на их.

Выводы по четвертой главе:

1. Историко-гносеологический подход и применение метода контент-анализа различных источников показал, что формированию казахского этноса предшествовал длительный период накопления однородных этнических признаков на базе общности экономического уклада в общей среде обитания кочевого скотоводческого хозяйства.

В результате для данного этноса стала присуща общность основных элементов материальной и духовной культуры, быта, обычаев и традиций, включенных в единую систему элементов производства. Немаловажную роль сыграла религия (казахи мусульмане суннитского вероисповедания жанифитского толка).

В ходе длительного своеобразного этногенеза у казахов сформировались следующие особенности национальной психологии:

— под влиянием исторического, социально-политического и экономического развития — стойкость в достижении поставленных целей, выносливость, настойчивость, способность переносить большие трудности, умение быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности, склонность к ассимиляции других народов, чувство единой принадлежности, конформизм, внутригрупповая сплоченность, негативное отношение к конфликтам, тенденция к латентному поведению, в том числе и в конфликтахпод влиянием специфики культурного развития — гостеприимство, общительность, надежность и верность слову, уважительное отношение к старшим и младшим, статусно-оценочное отношение к окружению, амбивалентность и амбитендентность в межличностных отношениях;

— под влиянием своеобразия религиозного развития — добросовестность и беспристрастность, стойкость к страданиям, неприхотливость и непритязательность, уважительность, сопричастие в горе ближнему, избирательное отношение к людям немусульманской веры.

2. Национальная психология казахов и русских по-разному влияет на эффективность их профессиональной деятельности и профессиональное переобучение, казахи по сравнению с русскими все же менее успешны в освоении профессиональной деятельности и в профессиональном переобучении.

3. Присутствуют существенные различия в структуре и содержании ценностных ориентаций в казахской и русской выборках во всех группах персонала на производстве и среди предпринимателей. Максимальные различия обнаружены в кластере ценностей-средств. В казахскоязычной выборке они представлены категорией отношений и статусовв русскоязычной выборке категориями деятельности и личностных качеств.

Существует разница в структуре ценностей в различных профессиональных группах и в различных социальных группах. Менее существенные различия получены в группе предпринимателей. Получены близкие кластерные структуры интернальности в различных сферах жизнедеятельности в казахской выборке и различные в русской выборке. Средние показатели уровня интернальности выше в казахской выборке, что говорит о большей ответственности за свои в значимой социальной группе. Вместе с тем, интернальность в производственной сфере выше в русской выборке по сравнению с казахской.

Взаимосвязь ценностных ориентаций и этностереотипов во всех социальных группах можно охарактеризовать следующим образом: чем больше различие в ценностных ориентациях этнических групп, тем негативнее содержание гетеростереотипа. Наличие в структуре ценностей казахов «толерантности» и «терпимости» значимо коррелирует с более положительным стереотипом «русских» в этой этнической группе.

4. При выборе партнеров по взаимодействию существует большая степень недоверия со стороны предпринимателей и менеджеров русской национальности по отношению к партнерам казахской национальности и большая доброжелательности последних по отношению к деловым партнерам русской национальности. Этническая принадлежность оказывает влияние на формирование тендерных стереотипов в бизнесе и деловом взаимодействии. Обнаружены различия по конструкту «женщины — как партнеры по бизнесу» между оценками мужчин — казахов и мужчин — русских.

Глава 5 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАЗАХОВ И РУССКИХ НА ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ГРУППОВОМ УРОВНЕ.

5.1 Влияние этностереотипов и ценностных ориентаций казахов и русских на их взаимодействие и поведение в организации.

Важнейшим механизмом, детерминирующим межличностные отношения и межличностное восприятие представителей различных этнических общностей, как уже отмечалось, является проявление этнических стереотипов и ценностных ориентаций (см. § 3 главы 2). Необходимо исследовать своеобразие их динамики функционирования и влияния на взаимодействие и поведение казахов и русских в организации1.

Были выделены две возрастные группы: студенты и взрослые. Такое распределение позволяет проследить проявление этностереотипов как в самом начале становления профессиональной деятельности, так и у категории уже имеющей опыт совместной производственной деятельности.

Анализ результатов экспериментального исследования проводился по каждой возрастной группе. Выборка составила 400 человек, из них по 200 человек русской и казахской группы. Основными задачами эмпирического исследования являлись: выявление особенностей автои гетеростереотипов студенчества и взрослого населения Казахстанаопределение зон совпадений-несовпадений автои гетеростереотипов русских и казахов по каждой возрастной группеизучение специфики системы ценностных ориентаций русских и казахов каждой возрастной группыопределение особенностей эмоционального отношения к собственному и противоположному этносам в каждой возрастной группе;

1 Эмпирическое исследование проводилось Натровой Л < под нашим р"толстом к рамкач джссрышв. шмт исследовании выявление особенностей включения атрибутивных механизмов в процессе межэтнического взаимодействия.

Сравнительный анализ проводился на основе усредненных значений семибалльных оценок по предложенному перечню личностных характеристик. Оценки по шкалам интерпретировались соответственно следующему распределению по интервалам:

I. От 1 до 2 баллов — ярко выражен левый полюс шкалы;

II. От 2 до 3 баллов — довольно выраженный левый полюс шкалы;

III. От 3 до 4 баллов — скорее левый полюс, чем правый;

IV. 4 балла — нейтральный ответ;

V. От 4 до 5 баллов — скорее правый полюс, чем левый;

VI. От 5 до 6 баллов — довольно выраженный правый полюс шкалы;

VII. От 6 до 7 баллов — ярко выражен правый полюс шкалы.

Общая характеристика авто и гетеростереотипов казахов и русских. Прежде всего, анализу были подвергнуты данные по группе «студенты». Данные показывают, что полностью автои гетеростереотипы студентов в отношении русских совпадают по 18 позициям (см. прил.4). Некоторые расхождения выражаются в следующих характеристиках: «типичные русские» для русских студентов — это вежливые, аккуратные, жалостливые, миролюбивые и смелые.

Студенты-казахи менее категоричны и их оценки носят более неопределенный характер. Их гетеростереотип включает такие характеристики, как «скорее вежливые, чем грубые», «скорее аккуратные, чем неаккуратные», «скорее жалостливые, чем жестокие», «скорее миролюбивые, чем агрессивные» и «скорее смелые, чем трусливые». Таким образом, оценки, данные респондентами по этим пяти позициям, относятся к разным интервалам, но при этом принадлежат одному полюсу и различия между ними незначимы, в связи с чем мы посчитали возможным отнести их к области совпадений. В целом, область совпадений автои гетеростереотипов в отношении русских составляют 23 характеристики (67,6%), из которых лишь две характеристики принадлежат к негативному полюсу.

Соответственно, область несовпадений этностереотипов студентов в отношении русских составляют 11 характеристик (32,4%). Расчет %2-критерия для всех 11-ти характеристик позволяет утверждать, что различия между оценками русских студентов и студентов-казахов являются значимыми (см. прил.6).

Русские студенты представляют «типичных русских» отзывчивыми, гостеприимными, скорее серьезными, чем легкомысленными, щедрыми, скорее зависимыми, чем независимыми, скорее уравновешенными, чем неуравновешенными, скованными, откровенными, скорее бесшабашными, чем осторожными, скорее скромными, чем самоуверенными и скорее пассивными, чем активными.

Гетеростереотип же студентов-казахов включает отличные от автостереотипа русских характеристики: «скорее отзывчивые, чем равнодушные», «скорее негостеприимные, чем гостеприимные», «скорее легкомысленные, чем серьезные», «скорее щедрые, чем скупые», «независимые», «скорее неуравновешенные, чем уравновешенные», «скорее раскованные, чем скованные», «бесшабашные», «скорее откровенные, чем лицемерные», «самоуверенные» и «скорее активные, чем пассивные». На основе представленных выше данных, можно сделать следующие выводы: Во-первых, полюса оценок русских и казахов одинаковы лишь по четырем характеристикам (но относятся к разным интервалам), а по семи — разные. Во-вторых, автостереотип русских студентов включает 4 негативных характеристики, а в гетеростереотипе казахов содержится 5 негативных характеристики, однако совпадают они только по одной шкале «осторожные — бесшабашные».

• В-третьих, при положительных оценках русские более категоричны, чем при отрицательных, тогда как казахи склонны давать менее категоричные оценки в любом случае.

Таким образом, в целом область совпадений этностереотипов студентов в отношении русских составляет около 2/3, а область несовпадений — 1/3 часть.

Что касается направленности оценок в автои гетеростереотипах, то можно сказать, что количественная их разница весьма несущественна — русские дают негативные оценки по 6 позициям (17,6%) и позитивные по 28 (82,4%), а казахи — по 7 (20,6%) и 27 (79,4%) соответственно (рис. 19).

Ряд 1- позитивные, ряд 2 -негативные- 1- русские, 2- казахи.

Рис. 19 Процентное соотношение позитивных и негативных оценок в этностереотипах студентов в отношении русских.

Однако качественный анализ показывает, что и русские, и казахи единодушно дают положительные оценки по 24 позициям, а отрицательные — лишь по трем. В остальных семи случаях их мнения различаются: там, где русские студенты дают положительные характеристики, оценки казахов негативны, и наоборот. Но в любом случае, можно сказать, что автои гетеростереотипы студентов в отношении русских достаточно близки и содержат преимущественно положительные характеристики.

При исследовании этностереотипов русских студентов в отношении казахов были получены показатели средних значений оценок, которые показали, что при оценке «типичного казаха» результаты, полученные по группе русских студентов, существенно отличаются от результатов студентов-казахов. Вычисление %2-критерия позволило нам определить значимость получившихся различий средних оценок обеих выборок и выделить области совпадения и несовпадения автои гетеростереотипов.

Область совпадений составили ответы респондентов по 16-ти позициям (5). Можно отметить, что из всех этих оценок только в двух случаях встречается негативная: и русские, и казахи находят «типичного казаха» «скорее пассивным, чем активным» — в первом случае, и во втором случае русские — «хитрым», а казахи — «скорее хитрым, чем бесхитростным». Все остальные оценки носят лишь положительный характер, единственное отличие их между собой заключается в степени выраженности того или иного позитивного качества, которым наделяется «типичный казах».

Соответственно, область несовпадений составили ответы респондентов по 18 шкалам (см. прил.7).

Анализ показывает, что различия автои гетеростереотипов студентов в отношении казахов не всегда носят одинаковый характер. Большинство несовпадений — 14 случаев — составляет сочетание негативных оценок русских и позитивных оценок казахов, и лишь одно несовпадение прямо противоположного характера — русскими дана позитивная оценка, а казахами — негативная. В оставшихся трех случаях оценки представителей и того, и другого этноса носят положительный характер, но отличаются степенью выраженности приписываемого «типичному казаху» качества.

Если же проанализировать полюса оценок, данных студентами в отношении казахов, то можно отметить, что оценки русских студентов значительно более негативны, чем оценки казахов: русские студенты критически оценивают «типичного казаха» по 16 позициям, тогда как казахи лишь по трем (рис. 20).

При этом согласованность негативных оценок наблюдается всего по двум характеристикам («скорее пассивные, чем активные" — «хитрые» — по мнению русских и «скорее хитрые, чем бесхитростные» — по мнению казах). Кроме этих двух автостереотип казах включает еще одну негативную характеристику «скованные». Что касается критических оценок русских студентов, то все они (кроме одной — «хитрые») носят менее определенный характер: то есть респонденты склоняются скорее к негативному полюсу, чем к позитивному, но не категоричны в своих оценках.

Подводя итоги по данной возрастной группе можно сказать, что, во-первых, эт-ностереотипы студентов в отношении русских гораздо более согласованы, и, следовательно, носят более стабильный характер, чем этностереотипы в отношении казахов. Во-вторых, и автостереотипы русских, и автостереотипы казахов носят более позитивный характер, чем гетеростереотипы. В-третьих, гете-ростереотипы русских студентов включают гораздо большее число отрицательных оценок, чем автостереотипы казахов.

100 80 60 г?

40 20 0.

Ряд 1 -позитивные, ряд 2 — негативные, 1 — выборка русских, 2- выборка казахов.

Рис. 20 Процентное соотношение позитивных и негативных оценок в этностереотипах студентов при оценке казахов.

Обработка данных, полученных по второй возрастной группе, условно названной нами «взрослые», проводился по такой же схеме, как и по двум другим группам. Анализ усредненных оценок респондентов позволил нам выделить области совпадения и несовпадения автои гетеростереотипов русских и казахов. Так как нас интересует проблема взаимодействия в производственных коллективах, а также для большей иллюстрации выводов приведем данные по этой возрастной группе по тексту, а не в приложении. В отношении русских область совпадения этностереотипов составили оценки по 20 позициям.

Из таблицы видно, что по 18 позициям и русские, и казахи полностью единодушны в оценках «типичного русского», и лишь в двух случаях наблюдается различие (автостереотип русских включает характеристики «вежливые» и «приятные», а гетеростереотип казах — «скорее вежливые, чем грубые» и «скорее приятные, чем неприятные»), которое, однако, не является значимым. Кроме этого, можно отметить, что область совпадения этностереотипов в отношении русских содержит только две негативные характеристики — «скорее не ж ш.

ЯР if Ряд1 ¦ Ряд2 практичные, чем практичные" и «скорее импульсивные, чем спокойные». Область несовпадения этностереотипов включает 14 характеристик (табл. 27).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие теоретические выводы:

1. Основные положения теоретической концепции влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации можно свести к следующему:

Во-первых, национальная психология как явление общественного сознания существует и проявляется в форме национально-психологических особенностей людей и их групп. Она имеет сложную природу и структуру, на ее становление и развитие оказывают влияние ряд факторов: исторические, социально-политические, экономические, культурные и религиозные.

Во-вторых, исследовать специфику влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей можно на различных уровнях анализа: мо-тивационном, интеллектуально-познавательном, эмоционально-волевом и коммуникативно-поведенческом.

В-третьих, возможно выделить три уровня влияния национальной психологии на совместную деятельность, взаимодействия и поведения людей:

1. Уровень национального своеобразия выполнения собственно деятельности, проявляющийся в профессиональных стилях деятельности, ее алгоритме и способах принятия решений, моделях и стратегиях поведения, в профессиональных стереотипах, профессиональных ролевых ожиданиях.

2. Уровень национальной специфики проявления личностных качеств, отражающихся в мотивах выбора профессии и выстраивании карьеры, в струкj туре профессионально важных качеств и степени их сформированности, в ценностно-мотивационной сфере личности работника.

3. Уровень национального своеобразия проявления групповых детерминант взаимодействия и поведения людей, выражающийся в социально-психологическом климате коллектива, в факторах удовлетворенности работой, уровнем сформированности неформальной структуры коллектива, в содержании нормативной и ценностной структуры группы, в особенностях организационной культуры.

Адекватное изучение сущности и содержания национальной психологии вызывают необходимость разработки методологических принципов изучения ее влияния на взаимодействие и поведение людей в организации. В число этих принципов должны входить:

— принцип обоснованных и достоверных показателей;

— сравнения и сопоставления значимых и равнозначных величин;

— принцип историко-гносеологического подхода;

— принцип верификации и валентности методов и методик исследования;

— принцип организационно-экономического подхода;

— принцип непротиворечивости и согласованности результатов;

— принцип гуманитарной ориентации;

— принцип акмеологической ориентации;

— принцип социокультурного подхода.

2. Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности предполагают своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, проявляющееся в присутствии у них специфического сочетания познавательных и интеллектуальных качеств, отличных от аналогичных у представителей других этнических групп.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности проявляются на вербальном и невербальном уровне общения, прежде всего через такие показатели как эстраверсия-интроверсия, локус общения и локус контроля.

3. Проведенный анализ исследований позволил обосновать проявление национально-психологических особенностей во взаимодействии и поведений на межгрупповом уровне объясняется определенными механизмами.

Прежде всего, механизмами категоризации, в результате которых формируются социальные стереотипы межгруппового восприятия. В условиях полиэтнической среды на обыденном уровне национального самосознания происходит осмысление этнической принадлежности, специфичности характера собственного народа и психологических различий между своей и другими этническими общностями.

На основе систем этнических представлений формируются национальные автои гетеростереотипы. В качестве функций, которые стереотипы выполняют во взаимодействии людей выделяют: приспособительскую, связанную с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в полиэтнической средезащиты, состоящую в охране групповых ценностей и оправдании групповых действийсаморегуляции, когда стереотип выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личностизнания, в ходе реализации которой этнические стереотипы дают упрощенное указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объектуфункцию сохранения существующих межэтнических отношений.

В качестве механизма формирования когнитивного содержания стереотипов рассматривается каузальная атрибуция. Во взаимодействии людей в полиэтническом коллективе атрибутивные механизмы включаются в тот момент, когда мы сталкиваемся с поведением, не соответствующим нормам и ценностям, принятым в нашей этнической группе. А так как различие в ценносно-нормативной структуре русских и казахов достаточно существенно, то вероятность этнического компонента атрибуций многократно возрастает в отличие от обычного моноэтнического коллектива.

4. Еще одну группу анализа влияния национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации образуют факторы, связанные с организационной средой. В качестве проявления ее основного содержания выступает организационная культура.

Так как формирование организационной культуры происходит в условиях решения организацией двух важных проблем: внешней адаптации и внутренней интеграции, то влияние этнического фактора на данный процесс логически объяснимо. Состав коллектива — моноэтнический или полиэтнический — существенно влияет на содержание и тип организационной культуры. В условиях двух титульных наций в Казахстане: русских и казахов, именно влияние казахской и русской культуры будет решающим в формировании организационной культуры.

Сравнительный анализ проявления важнейших показателей культуры казахов и русских (индивидуализма-коллективизма, маскулинности-феминности, толерантности, избегания неопределенности, отношения ко времени, эмоционального контроля, дистанции власти, высокой или низкой контекстности, дистанции общения) на процесс их взаимодействия и поведения, а также влияние их на организационную культуру, позволяет прогнозировать модели и стратегии поведения людей в полиэтническом коллективе.

Кроме того, включенность в полиэтническую или моноэтническую среду является детерминирующим фактором, оказывающих воздействие на проявление присущих казахам и русским стратегий и моделей поведения во взаимодействии с представителями других национальностей.

5 На основе контент-анализа различных источников в диссертационном исследовании показано, что формированию казахского этноса предшествовал длительный период накопления однородных этнических признаков на базе общности экономического уклада в общей среде обитания кочевого скотоводческого хозяйства.

В результате для данного этноса стала присуща общность основных Элементов материальной и духовной культуры, быта, обычаев и традиций, включенных в единую систему элементов производства. Немаловажную роль сыграла религия (казахи мусульмане суннитского вероисповедания жанифитского толка).

В ходе длительного своеобразного этногенеза у казахов сформировались следующие особенности национальной психологии:

— под влиянием исторического, социально-политического и экономического развития — стойкость в достижении поставленных целей, выносливость, настойчивость,.

— переносить большие трудности, умение быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности, склонность к ассимиляции других народов, чувство единой принадлежности, конформизм, внутригрупповая сплоченность, негативное отношение к конфликтам, тенденция к латентному поведению, в том числе и в конфликтах;

— под влиянием специфики культурного развития — гостеприимство, общительность, надежность и верность слову, уважительное отношение к старшим и младшим, статусно-оценочное отношение к окружению, амбивалентность и амбитендентность в межличностных отношениях;

— под влиянием своеобразия религиозного развития — добросовестность и беспристрастность, стойкость к страданиям, неприхотливость и непритязательность, уважительность, сопричастие в горе ближнему, избирательное отношение к людям немусульманской веры.

6 Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод, что национальная психология казахов влияет на мотивационную структуру профессиональной деятельности и профессионального переобучения, выражаясь в преобладании внешней мотивации и статусно-ориентированному виду мотивов. Присутствуют существенные различия в структуре и содержании ценностных ориентаций в казахской и русской выборках во всех группах персонала на производстве и среди предпринимателей. Максимальные различия обнаружены в кластере ценностей-средств. В казахскоязычной выборке они представлены категорией отношений и статусовв русскоязычной выборке категориями деятельности и личностных качеств.

Структура ценностей во взаимодействии и поведении менеджеров предприятий, ИТР и персонала из числа казахов свидетельствуют о выраженных ориентациях на: родственные и дружественные связи, толерантность, уважение, положение в обществе. Содержание ценностных ориентаций во взаимодействии и поведении в организации русских свидетельствуют о большей потребности в безопасности, поэтому наиболее значимыми оказываются ценности, обеспечивающие опору на себя, собственные силы, работоспособность и независимость.

При выборе партнеров по взаимодействию существует большая степень недоверия со стороны предпринимателей и менеджеров русской национальности по отношению к партнерам казахской национальности и большая доброжелательности последних по отношению к деловым партнерам русской национальности. Этническая принадлежность не влияет на формирование гендертдых стереотипов в бизнесе и деловом взаимодействии. Различий по конструкту «женщины — как партнеры по бизнесу» между оценками мужчин — казахов и мужчин — русских мы не существует.

7 Сравнительное исследование влияния этностереотипов на взаимодействие казахов и русских позволило автору выявить ряд закономерностей: автостереотипы представителей казахской национальности Республики Казахстан, как правило, включают сочетание следующих обобщенных психологических характеристик: вежливые, честные, отзывчивые, гостеприимные, скорее независимые, чем зависимые, серьезные, щедрые, скорее миролюбивые, чем агрессивные, дружелюбные, скорее хозяйственные, чем бесхозяйственные, спокойные, скорее аккуратные, чем неаккуратные, приятные, скорее уверенные, чем неуверенные, умные.

Гетеростереотипы казахов в отношении русских содержат следующие представления: дружелюбные, скорее легкомысленные, чем серьезные, прощающие, приятные, общительные, скорее импульсивные, чем спокойные, отзывчивые, независимые, бесшабашные, обладающие чувством юмора, самоуверенные, скорее активные, чем пассивные, приятные, скорее негостеприимные, чем гостеприимные, умные, смелые, веселые.

Автостереотипы представителей русской национальности Республики Казахстан включают сочетание следующих обобщенных психологических характеристик: общительные, отзывчивые, гостеприимные, щедрые, аккуратные, обладающие чувством юмора, миролюбивые, умные, веселые, прощающие, смелые, приятные, скованные, скорее зависимые, чем независимые, скорее трудолюбивые, чем нетрудолюбивые. Гетеростереотипы в отношении казахов содержат следующие представления: спокойные, хитрые, осторожные, самоуверенные, отзывчивые, серьезные, скорее щедрые, чем скупые, независимые, скорее дружелюбные, чем враждебные, умные, гостеприимные, скорее общительные, чем замкнутые, скорее хозяйственные, чем бесхозяйственные, скорее агрессивные, чем миролюбивые.

8. Результаты проделанного анализа эмпирических данных, полученных на выборках русских и казахов в полиэтническом коллективе, позволяют говорить о следующих проявлениях национально-психологических особенностях в ролевых ожиданиях при взаимодействии: в содержательной характеристике подчиненными профилей реального и ожидаемого профиля руководителяв рассогласованности оценок ожидаемого и реального профилей руководителя в русской и казахской выборках: в ожидаемом профиле руководители казахской национальности большее внимание уделяют качествам, влияющим на межличностные отношения, а руководители из русскоязычной выборки больший вес придают качествам производственно-организационного характерав различии ролевых представлениях о характере и функциональных обязанностей руководителя и подчиненного- • в манипулятивной составляющей взаимодействия, которая в казахской выборке выражена более ярко, чем в русской- «в большей дистанции власти в казахской выборке по отношению к русской.

9 Полученные данные показали, что существует достаточно сложная зависимость между состоянием организации, стилевыми характеристиками управленческой команды и опосредованием периода кризиса в полиэтническом коллективе рядом этнопсихологических факторов. Различия находятся в следующем факторном поле: социально-психологическом климате организации, моти-вационной структурой коллектива, критериями оценки персонала и формирования команды, локусе проблем и уровнем их рефлексии управленческой командой, стилевых характеристиках управления, атрибутивных процессах.

10 Показано влияние национальной психологии на специфику моделей поведения в конфликтной ситуации казахов и русских и зависимость последних от состава коллектива: моноэтнического или полиэтнического.

Избранная направленность научного исследования, полученные теоретико-методологические выводы и прикладные результаты позволяют выработать следующие практические рекомендации:

1. В целях снижения конфликтности в обществе, улучшения социально-политической обстановки в Республике Казахстан рекомендовать агентству по делам госслужбы при организации конкурсов на замещение вакансий в акима-ты всех уровней, руководителям предприятий и организаций при отборе персонала на всех уровнях управления учитывать полиэтнический состав коллектива, своеобразие национально-психологических особенностей персонала, специфику взаимодействия.

2. Рекомендовать ввести в вузах Казахстана на ряде специальностей («Управление персоналом», «Менеджмент и коммерция», «Государственное управление») курс «Особенности управления полиэтническим коллективом" — на специальности «Психология» в соответствующие курсы — разделы «Учет национально-психологических особенностей в консультировании и диагностике», «Влияние национальной психологии на взаимодействие и общение».

3. В целях оптимизации управления полиэтническим коллективом необходимо принимать во внимание: различие в мотивах трудовой деятельности казахов и русскихособенности оценочной структуры руководителей принадлежащих различным этносам, национальную специфику и стратегии подбора управленческой команды.

В интересах снижения конфликтных отношений в полиэтнических коллективах следует учитывать: особенности ценностей и смысложизненных ориентаций казахов и русских, специфику этнических атрибуций, различие в нормативных моделях поведения.

При организации повышения квалификации руководителей необходимо обращать внимание на формирование полиэтнического состава групп обучения, расширение знаний руководителей об особенностях культуры других этносов, различных моделях поведения казахов и русских, формирование навыков рефлексии собственных методов управления и адекватности их этническому составу коллектива.

4. Консультативно-диагностическую работу в полиэтническом колле ти-ве необходимо строить с учетом: влияния национальных особенностей на формирование запроса консультантувлияния национальных ценностей и традиций на организационную культурупроявление национальной специфики в процессе формирования команды, структуры власти, неформальной структуры организацииразличий в представлении о профессиональной карьере и способах ее реализации. При отборе и диагностике персонала принимать во внимание: соответствие диагностического инструментария этническим и языковым особенностям персонала, при интерпретации полученных результатов учитывать национальные ценности, традиции, проявляющиеся в моделях поведенияотдавать приоритете программам центра оценки персонала, как обеспечивающих максимальную валидность оценочных процедур.

Перспективы дальнейших исследований. Теоретико-методологические выводы и прикладные результаты исследования определяют перспективу их использования как в разработке методического, психодиагностического и технологического обеспечения оптимизации процесса взаимодействия казахов и русских в полиэтнической среде, так и для интеграции различных отраслей социальной психологии, акмеологии, психологии управления. В плане политической психологии намечается проведение кросс-культурного исследования различных этнических субъектов электората в Казахстане. Предполагается, что различные этнические группы имеют специфику в ожидаемом образе депутата, работников маслихата, других политических деятелей. В рамках акмеологии планируется разработка и реализация психолого-акмеологических основ продуктивности управления полиэтническим коллективом в системе подготовки госслужащих в Республике Казахстан. Полученные результаты в рамках пило-• тажного исследования подтвердили различие уровней рефлексивной когпетентности и сфер рефлексии руководителей в зависимости от их этнической принадлежности.

В рамках этнопсихологии продолжится исследование специфики проявления социально-психологических характеристик в моноэтнических и полиэтнических коллективах, а также их динамики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова -Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
  2. Абай. Слова назидания /Пер. с казахского Санбаева С. Алма-Ата: Жалын, 1982.
  3. Р. Этнополитическая общность и нации // Мысль. 1995. — № 10.-С. 16−19.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  5. B.C. Становление Я-крнцепции в управленческой деятельности руководителей. Автореф.дисс.д-ра психол.наук.-М., 1999.-50с.
  6. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983.
  7. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во Московского университета, 1990.
  8. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.
  9. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
  10. Р., Элири Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
  11. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами / Под ред. А. В. Филиппова. М., 1989.
  12. О.В. Роль срабатываемости и совместимости при совместной деятельности в экстремальных условиях / Психическая напряженность в трудовой деятельности. Отв. Ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский М., 1989. — С. 289−300.
  13. И. Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов. -Собр. соч., т. 2. Алма-Ата: Наука КазССР, 1996.
  14. Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. М., 1981.
  15. Г. М., Богомолова Н. П., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические направления. М.- Изд-во МГУ, 1978.
  16. Ю.А. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 1. -С. 26−30.
  17. Ю.Е. Ролевой конфликт работающей женщины//Вопросы психологии,-1989.-№ 5. С.80−87.
  18. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1976.
  19. А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М.: Педагогика, 1982.
  20. А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М.: Педагогика, 1982.
  21. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Московского университета, 1988.
  22. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.
  23. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). М.: Новгород, 1995.
  24. А.Я., Шипилов А. Н. Конфликтология. М., 1999.
  25. А.Я., Прошанов C.J1. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М., 1997.
  26. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии.- М. Новгород, 1995.
  27. Т.В. Психологические особенности профессиональных взаимодействий: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1985. — 16 с.
  28. К.Г., Бунгард В. Саморегулирующиеся рабочие группы: их организация и опыт деятельности // Иностранная психология. Т. 2. 1994.- № 1 (З).-С. 29−34.
  29. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги расследования // Психологический журнал. Т. 13. 1992. -№ 5. — С. 12−26.
  30. С.А., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  31. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976
  32. С.Н. Проблемы этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии. Н Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. М., 1979. — С. 68- 84.
  33. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-243 с.
  34. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979.
  35. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.
  36. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 1986.
  37. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.38
Заполнить форму текущей работой