Формирование координации движений в условиях учебной задачи
Работа проводилась на материале координации детьми группы движений. Его выбор определялся следующими соображениями. Координация движений имеет большое значение в физическом развитии детей. Вместе с тем в практике школьного физического воспитания еще не разработана психологически обоснованная методика формирования у младших школьников координации движений. При этом упускается важный возрастной… Читать ещё >
Содержание
- ВВБЩЕНИЕ
- ГЛАВА. Т. Учебная задача как компонент учебной деятельности шадщшх школьников
- 1. Понятие учебной задачи в советской возрастной и педагогической психологии
- 2. Психологические предпосылки введения учебных задач и действий при усвоении двигательных умений
- 3. Задачи исследования
- ГЛАВА II. Уровень развития координации движений у младших школьников (Констатирующий эксперимент)
- 1. Уровень развития координации движения у учащихся
- 3. и 4 классов обычной школы
- 2. Обследование уровня координации движений у юных спортсменов (10−11 лет)
- ГЛАВА III. Психологические особенности учебной задачи и учебных действий при усвоении детьми координации движений (Формирующий эксперимент)
- Т. Содержание учебной двигательной задачи и учебных действий (организация экспериментального обучения)
- 2. Анализ результатов формирующего эксперимента
- 3. Сравнение уровня координации движений у учащихся обычной школы, спортивной школы и экспериментальной группы
- ВЫВОДЫ
Формирование координации движений в условиях учебной задачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественному полезному труду и к защите Родины. Большое значение имеет физическое воспитание в начальной школе, где закладываются основы физического развития детей. «Партия считает одной из важнейших задач, — говорится в’программе КПСС, — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детства, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и Физической культуры, в том числе в школах, вовлечение в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи» f1,0,96−97] .
В настоящее время в нашей стране создана целая система Физического воспитания младших школьников. Однако они нуждаются в дальнейшем совершенствовании в свете новых требований жизни. Реализация этого предполагает специальные психолого-педагогические исследования, на основе которых можно улучшить отбор содержания физкультурных занятий, повысить качество обучения спортивным умением и навыком.
При проведении этих исследований необходимо учитывать современные данные, касающиеся психологических закономерностей учебной деятельности младших школьников (работы Д. Е. Эльконина, В. В, Давыдова, А. К. Марковой, Л. И. Айдаровой, В. В. Репкина и др.). Значительный опыт, накопленный современными псттхолorо-педагоги-ческими исследованиями, применительно к разработке проблем обучения школьников в процессе преподавания различных предметов, необходимо использовать в целях дальнейшего улучшения физического воспитания детей. В нашей работе предпринят шаг в этом направлении: на материале школьного физического воспитания мы конкретизировали некоторые положения психологии учебной деятельности, применяемые в преподавании дисциплин физико-математического и гуманитарного цикла, что позволило усовершенствовать содержание и организацию физических упражнении младших школьников.
Актуальность проблемы. В современной возрастной и педагогической психологии большое внимание уделяется вопросам формирования у школьников понятий и умении в условиях специально организованной учебной деятельности. Вопросы её содержания и строения в настоящее время успешно разрабатываются большой группой исследователей. Учебная деятельность отличается от других типов деятельности (от игровой9Л'1тейско-обиходной и др.). Её существенная особенность состоит в том, что именно в учебной деятельности школьник овладевает обобщенными способами ориентации в сфере определенного класса задач и обобщенными способами их решения".
Эффективность психологической теории учебной деятельности (Д.Б.Зльконин, В. В. Давыдов и др.) экспериментально проверена применительно к преподаванию математики, русского языка, физики и других учебных предметов. Но при постановке физического воспитания в школе эта теория до сих пор не используется. Вместе с тем, как показывает анализ, в случае её применения можно существенно улучшить процесс обучения школьников двигательным умениям и навыкам. Поэтому важная психологическая проблема — определить возможности, особенности и эффективность формирования у младших школьников в условиях решения ими специфической учебной задачи посредством особых учебных действий (учебные задачи и учебные действия — важные составляющие учебной деятельности). До сих пор эта проблема в педагогической психологии не изучалась. Её разработка позволит создать новые психологические предпосылки для дальнейшего усовершенствования преподавания физкультуры в школе.
Предметом нашего исследования явилось изчение психологических особенностей процесса постановки и решения младшими школьниками учебной задачи, связанной с координацией некоторых движений, предусмотренных школьной программой по физическому воспитанию.
Гипотеза исследования состояла в том, что формирование координации движений у младших школьников можно успешно проводить в ситуации учебной задачи посредством определенных учебных действий. й этот процесс протекает более эффективно, чем в условиях обычных школьных занятий, которые строятся согласно методике, не ориентированной на понятие учебной задачи, вводимое психологической теорией учебной деятельности.
Работа проводилась на материале координации детьми группы движений. Его выбор определялся следующими соображениями. Координация движений имеет большое значение в физическом развитии детей. Вместе с тем в практике школьного физического воспитания еще не разработана психологически обоснованная методика формирования у младших школьников координации движений. При этом упускается важный возрастной период, когда она может Формироваться быстро и качественно (в дальнейшем это сопряжено со значительными трудностями). Плохая координация движений приводит к их неточному выполнению детьми.
Перед нашим исследованием стояли следующие конкретные задачи:
1) определить уровень координации движений у учащихся 3−4 классов обычной школы;
2) выяснить содержание учебной задачи на координацию движений и учебных действий, обеспечивающих ее полноценное решение младшими школьниками;
3) разработать и проверить систему экспериментального обучения школьников координации некоторых движений;
4) сравнить результаты экспериментального обучения детей обычной школы с результатами подготовки школьников, обучающихся гимнастике в спортивной школе.
Исследование проводилось в условиях индивидуальных констатирующих и формирующих экспериментов с деты®- 10—II лет (3−4 классы), посещающими школу № 10 г. Штищи Московской области, школу $ I г. Гаврилов Посад Ивановской области, а также с юными спортсменами 10—II лет, занимающимися гимнастикой в детско-юношеских спортивных школах Пр. олетарского и Первомайского районов г. Москвы, в спортивной школе г. Иваново. Всего в экспериментах участвовало 340 учащихся.
Достоверность результатов была достигнута благодаря комплексному использованию различных методик исследования, современным средствам фиксации экспериментальных данных, применению при обработке полученных результатов методов математической статистики.
Научное значение и новизна работы состоит в том, что в ней впервые были выявлены и описаны психологические особенности процесса формирования у младших школьников координации движений в ситуации учебных задач. При этом была показана эффективность использования учебных задач для совершенствования у детей общих качеств их двигательной сферы, для создания благоприятных условий последующего усвоения различных двигательных умений. Результаты исследования могут быть использованы при построении целостной учебной деятельности на занятиях по физкультуре в школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы для разработки новой программы и методики обучения младщих школьников двигательным умениям. Часть такой программы была проверена и внедрена в школе № 10 г. Штшци Московской области. Сна может быть использована преподавателями в массовой практике физического воспитания в школе.
Апробация материалов исследования. По результатам исследования были сделаны сообщения на заседании лаборатории психологии детей младшего школьного возраста ИМИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Рекомендации по постановке новых учебных задач были использованы на семинарах преподавателей физического воспитания школы № 10 г. Штшци Московской области.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и библиографии. Она изложена на 79.
ВЫВОДЫ.
Исследование психологических особенностей учебных задач и учебных действий у учащихся 10−11 лет на занятиях по физическому воспитанию позволяет сделать следующие выводы.
1. Обучение детей координации движений может осуществляться в форме особых учебных задач. Такое обучение позволяет сформировать у них общий способ выполнения упражнений, связанных с изменением направления движений (с отношением типа «переключение»).
2. Выделение и усвоение детьми отношения «переключение» предшествует выполнению ими конкретных упражнений соответствующего класса, которые затем сразу выполняются безошибочно на основе общего способа.
3. Обучение детей координации движений в форме учебных задач позволяет им гораздо успешнее выполнять соответствующие контрольные упражнения, чем это наблюдалось у детей, работающих по обычной школьной программе (из 50 учащихся экспериментальной группы сразу правильно новые упражнения выполнили 74−84 $ человеканалогичные упражнения выполнили лишь 18−30% учащихся обычной школы).
4. Обучение детей координации движений в форме учебных задач создает благоприятные условия для последующего успешного выполнения упражнений, связанных с тем или иным видом координации, что способствует быстрому овладению соответствующими разделами программы физического воспитания в школе.
5. Дальнейшее исследование этой проблемы должно быть направлено на изучение возможности построения целостной учебной деятельности на занятиях по физическому воспитанию.
БЙБЛЙГРАФИЯ.
1. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. — М.: Политиздат, 1977. — 144 с.
2. Айдарова Д. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — 1.: Педагогика, I978.-I44 с.
3. Атаханов Р. А. Роль теоретических знаний в умственной деятельности младших школьников. — В кн.: Экспериментальны®исследования по проблемам перестройки начального обучения: Материалы I межреспубликанского симпозиума. — Тбилиси, 1969. — с.416−436.
4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
5. Берцфаи Л. В. Строение учебной задачи и проблема диагностики учебной деятельности. — В кн.: Психолого-педагогически© проблемы обучения и воспитания. — Душанбе, 1974:. — с.31−47.
6. Берцфаи I.B. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практической и учебно®задач. — Вопросы психологии, 1966.-с.141−152, Ш 6.
7. Блинова З. В. Исследование условий, влияющих на эффективность учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе. — Автореф. дисс. канд.пед.наук. — Л., 1969. — 22 с.
8. Боданский Ф. Г. О возможности усвоения алгебраического способа решения задач младшими школьниками. — Вопросы психологии, 1968, & 3, с.120−134.
9. Боданский Ф. Г., Курганов С. Ю., Фещенко Т. И. Формирование всеобщего способа действия как психологическая предпосылка организации учебкой деятельности при расширении изучаемой числовой области. — Вестмжк Харьковского Ув-тз. Психология, 1977, Л 155, с. 54−59.
10. Возраотмыв возможности усвоения зжажжй (младая®классы шкалы) Под ред. Д^ Б. Эльконжна, В. В. Давыдова. — М: Просвещение, 1966. — 442 с.
11. Войлоков Х. М. Исследование отношеижя учащихся старших классов к урокам физической культуры ж путей воспитания интереса к ним. — Автореф.дисс.канд.пед.наук. — Л., 1972, — 22 с.
12. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.- М. г Изд-во АПН РСФСР, 1956, — 519 с.
13. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М: Изд-во АПН РСФСР, I960. 500 с.
14. Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. — Вопросы психологии, 1966, № 4, с.128−135.
15. Гальперин П. Я., Кобндьницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Изд-во МГУ, 1974. — 101 с.
16. Гальперин П. Я.
Введение
в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1976, — 150 с.
17. Гориневский В. В. Избранные произведения, T. I — М: Физкультура ж спорт, 1951, — 318 с.
18. Гласс Дж. t Стекли Дж. Статистжческие методы в педагогике ж психологии. М: Прогресс, 1976. — 495 с.
19. Давыдов В. В. Анализ дидактических принципов традиционной школы ж возможные принципы обучения ближайшего будущего. — В кн. Психологические особенности выпускников средней школы ж профессионально-технических училищ.М.: 1974, с.3−14.
20. Давыдов В, В. Виды обобщения в обучении (Логико-пежхологичео-кие проблемы построения учебных предметов) — М.: Педагогика, 1972. — 422 с.
21. Давыдов В. В. Психология младшего школьника. — В кн. возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. Лекции по возрастной психологии. ч.1 — М., 1975, с.52−65.
22. Давыдов В. В. Психологический анализ действия умножения.
В кн.: Психологические возможности младших школьников в усвоении математики. /Под ред. В. В. Давыдова.~М.:Педагогика, 1969, с.10−75.
23. Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возраста. — В кн.: Принцип развития в психологии. — М., Изд-во АН СССР, 1978, с.295−316.
24. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделировав нив.- Ереван: Лумс, 1981, 220 с.
25. Давыдов В. В. Современная общая психология и психология спорта,.
— Теория и практика физической культуры, 1975, Л 2, с.9−13. i.
26. Давыдов В. В., Элькомин J^B., Маркова А. К. Основные вопросы психологии детей младшего школьного возраста, — В кн.: Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. М., Педагогика, 1978, с.180−206.
27. Давыдов В. В., Зижченко В. П. Принцип развития в психологии. -Вопросы философии, 1980, № 12, с.47−60.
28. Дубровина И. В. Индивидуальные различия в способности к обобщению у детей младшего школьного возраста. — Вопросы психологии, 1966, № 5 с.123−137.
29. Захарова А. В., Верцфаи Л. В. Оценка учащимися процесса и резул: татов решения различных задач.- Вопросы психологии, 1975, Л 6 с.59−67.
30. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, — 430 с.
31. Зинченко В. П. Восприятие как действие. Вопросы психологии, 1967, Ш I, с.17−24.
32. Каминский О. А. Индивидуальный подход в развитии двигательных способностей при обучении гимнастическим упражнениям. — Автореферат дисс.канд.пед. наук.- Л., I97T, — 16с.
33. КоростЙлев А. Ю. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников. — Вопросы психологии,.
1980, № 4, C. II2-IT7.
34. Кременчу^Ьрий В. Ф. Особенности методики физического воспитания мальчиков с недостаточной моторной подготовленностью. -Автореф.дисс. канд. пед. наук. — М., 1975. — 18с.
35. Кубышкин B.C. Исследование эффективности взаимосвязи в преподавании физической культуры и физики в средней школе, — Автореф, дисс. канд, пед. наук. — Л., 1970. — 21с.
36. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. — М.: Педагогика, 1975,-302с.
37. Крутецкий В. А. Психология математических способностей. — М., Просвещение, 1968. — 430 с.
38. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
39. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 62 с.
40. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средство общения. — М.: Педагогика, 1974, — 240 с.
41. Маркова А. К. Психология обучения подростка. — М.: Знание, 1975. — 61 с.
42. Маркова А. К. Психологические критерии эффективного учебного процесса. — Вопросы психологии, 1977, 1 4, с.40−51.
43. Маркова А. К, Психологические предпосылки введемте ребенка в синтаксис родного языка.- В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). Под ред.Д. Б. Зльконина и В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1966, с.310−358.
44. Шишкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. — 206 с.
45. Махмутов М. И. Проблемно®обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. — 364 с.
46. Мейксон Г. Б. Психологически®особенности заучивания школьника ми отдельных параметров движения. — В кн.: Психологические вопросы физического воспитания в школе. — М. 1966, с.65−75.
47. Никулина Г. Г. Психологические особенности решения задач с буквенными данными. — В кн.: Психологические возможности младших школьников в усвоении математики /Под ред. В, В, Давыдова.- М.: Педагогика, 1969, с.157−195.
48. Минаева Н. А. Приемы определения координационных способностей юных гимнастов. — Гимнастика, Л I, 1974, с.29−31.
49. Минская Г. И. Об усвоении обобщенных способов решения арифметических задач младшими школьниками. — Вопросы психологии, 1968, № 2, с.107−118.
50. Подцъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977,.
272 с,.
51. Полуянов Ю. А. Формирование способностей целостного восприятия цвета у детей. — Вопросы психологии, 1980, В I, с. ЗШ-112.
52. Пономарев Я. А. Знание. Мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1967, — 264 с.
53. Репкин В. В. Строение учебной деятельности. — Вестник Харьковского ун-та. Психология, 1976, № 132, с.10−16.
54. Репкин В. В. О понятии учебной деятельности. — Вестник Харько! кого ун-та. Психология, 1976, № 132, с.3−10.
55. Рубинштейн C.I. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.- М.: йзд-во АН СССР, 1957, — 328 с.
56. рыбцов В, В. О логико-психологических предпосылках построения экспериментальной программы по физике в средней школ®-. — В кг.- Психологические проблемы учебной деятельности школьника /Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1977, с. 181−190/.
57. Украи M.JL. Методика тренировки гимнастов (мужчин). — М.: Физкультура и спорт, 1971, — 240 с.
58. Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач.- М.: Педагогика, 1977, — 207 с.
59. Шлемин A.M. Юный гимнаст. — М.: Физкультура ж спорт, 1973, — 376 с.
60. Эльконин Д Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974, — 63 с.
61. Эльконин Д., Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. — В кн.: Вопросы психологии обучения и воспитания. Тезисы докладов на конференции. Киев, 1961, с.12−14.
62. Эльконин Д. Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе. — Вопросы психологии, I960, В 5, с.29−40.
63. Эльконин Д. Б. 0 теории начального обучения. — Народное образование, 1963, № 4, с.49−57.