Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философско-религиоведческий анализ деятельности Русской православной церкви в сфере образования и воспитания молодежи: Традиции и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Социально-экономические и политические преобразования в нашей стране за последние полтора десятилетия оказали существенное влияние на всю структуру современного российского общества. Являясь важным структурным элементом общества, молодежь представлена сегодня во всех его социальных слоях и группах. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Молодежь и проблемы ее мировоззренческого становления в постсоветском обществе
    • 1. 1. Место и роль молодежи в социальной структуре современного российского общества
    • 1. 2. Проблемы мировоззренческого становления молодежи
    • 1. 3. Отношение современной российской молодежи к религии
  • Глава 2. Философско-религиоведческий анализ традиций православного образования и воспитания молодежи в истории России
    • 2. 1. Дореволюционный период
    • 2. 2. Советский период
  • Глава III. Философско-религиоведческий анализ деятельности Русской православной церкви в сфере образования и воспитания молодежи на современном этапе
    • 3. 1. Философско-религиоведческий анализ образовательной деятельности Русской православной церкви
    • 3. 2. Философско-религиоведческий анализ воспитательной и социальной деятельности Русской православной церкви

Философско-религиоведческий анализ деятельности Русской православной церкви в сфере образования и воспитания молодежи: Традиции и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономические и политические преобразования в нашей стране за последние полтора десятилетия оказали существенное влияние на всю структуру современного российского общества. Являясь важным структурным элементом общества, молодежь представлена сегодня во всех его социальных слоях и группах. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Проблема мировоззренческого сознания является особо значимой для молодежи современного российского общества: прежние мировоззренческие ориентиры ушли в прошлое, новые — еще не сложились. Уникальность нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного мира молодых людей, заключается в том, что этот процесс протекает в условиях расширения самостоятельности философско-мировоззренческого самоопределения молодежи. Мировоззренческие искания молодых людей сопровождаются переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и будущем общества. Не стоит упускать из внимания тот факт, что по сравнению с советским периодом, в нашей стране резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования. Свое место в этом ряду активно старается занять церковь.

В 90-е годы XX в. произошло значительное усиление влияния религии на жизнь российского общества. Русская православная церковь (РПЦ) активизировала свою деятельность в общественной жизни страны в целом и в деле образования и воспитания молодежи в частности. В настоящее время наиболее активно формируется система работы с молодежью в РПЦ, что определило для нас выбор этой конфессии для изучения. Православная церковь в российском обществе располагает определенным кредитом доверия. Массовое сознание воспринимает церковь в качестве хранительницы обычаев и культурных традиций народа. Люди видят в православии потенциал духовно-нравственного и патриотического просвещения и воспитания молодежи, что позволяет РПЦ, по сравнению с другими конфессиями, успешно формировать систему религиозного образования и воспитания. Это побуждает исследователей к переосмыслению роли и значения деятельности РПЦ по работе с молодежью. Многообразие имеющихся на сегодняшний день форм работы церкви с молодежью представляет значительный теоретический интерес. Однако процесс включения РПЦ в сферу образования и воспитания подрастающего поколения протекает противоречиво и небеспроблемно. В силу этого актуальным становится комплексный философско-религиоведческий анализ деятельности РПЦ в молодежной среде на разных этапах ее истории, современных форм ее проявления, а также выявление ее значимости в постсоветском пространстве. Очень важно точно определить и философски осмыслить меру, формы проникновения религиозного компонента в образовательную и воспитательную среду. Таким образом, — исследование данной проблемы представляется нам своевременным и актуальным.

Многоаспектный характер рассматриваемой проблемы привлекает к ней внимание со стороны представителей разных отраслей знания. Так, за последние полтора десятилетия вопросы образовательной и воспитательной деятельности РПЦ получили отражение в работах историков, философов, педагогов, психологов, религиоведов, богословов, юристов. Кроме того, проводятся так называемые междисциплинарные исследования, для чего используются различные комбинации тех или иных наук.

Исследование категории «молодежь» в рамках социальной структуры общества опирается на анализ работ философов, социологов, психологов, педагогов: B.C. Барулина, И.В. Бестужева-Лады, В. Н. Боряза, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, И. С. Кона, В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, И. Н. Столярова, Л. Г. Чугуевской и др. Работы данных авторов являются философски насыщенными, в них обобщаются результаты социологических исследований, намечаются исходные понятия и методология исследования молодежи с точки зрения становления личности и ее многообразных отношений с социальной средой, социально-психологических особенностей и психологических детерминант духовного мира молодого человека.

Проблемы мировоззренческого становления молодежи, ее отношение к религии поднимались в трудах Т. В. Андряковой, А. С. Богомолова, О. П. Ильиных, М. Ф. Калашникова, Т. Е. Картановой, М. С. Крутера, Б. А. Ручкина, Т. И. Ойзермана, В. Ф. Черноволенко. Исследователи в целом констатируют, что современная социальная реальность, восприятие которой характеризуется в самом общем виде крушением системы ценностей, отсутствием четко структурированных нормативных моделей, своеобразно и противоречиво представлена в сознании новых поколений россиян.

Исторический аспект исследования, а именно традиции православного образования и воспитания в различные периоды истории России, представлен в исследованиях Г. Р. Гольста, М. Н. Костиковой,.

A.В. Кулаковой, М. И. Одинцова, М. М. Персица, Д. В. Поспеловского, Т. В. Скляровой, И. Р. Шафаревича, В. Н. Якунина.

Проблемы соотношения теологии и религиоведения, вопросы интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность светской школы, в содержание различных образовательных программ нашли свое отражение в работах светских отечественных философов и религиоведов: Т. Л. Белкиной, И. А. Галицкой, В. И. Гараджи, В. Луховицкого, И. В. Метлика, Л. Н. Митрохина, Н. Д. Никандрова, А. И. Осипова, М. Г. Писманика, В. И. Слободчикова, Е. С. Элбакян, В. М. Филиппова.

Сквозь призму христианско-православной религии философские вопросы образования и воспитания рассматривали выдающиеся русские мыслители: К. С. Аксаков, И. А. Ильин, В. В. Зеньковский, И. О. Лосский,.

B.В. Розанов, Ю. Ф. Самарин, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский. Более глубокое знакомство современного поколения с сочинениями русских религиозных философов может внести в современную философию образования свое рациональное зерно.

Правовые основы светскости государства и государственной системы образования получили отражение в трудах ряда отечественных авторов:

A.И. Барменкова, С. А. Бурьянова, В. В. Клочкова, И. В. Понкина, Ю. А. Розенбаума, Ф. М. Рудинского. Авторы относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Проблемы взаимодействия религиозных организаций с Вооруженными Силами РФ, аспекты воспитательной работы РПЦ в армии, вопросы военного религиоведения разрабатывались в работах В. А. Веремчука, А. Б. Григорьева,.

B.М. Груздева, С. А. Мелькова, С. А. Мозгового, Ю. Г. Носкова, А. И. Суровцева. Опыт воспитательной деятельности РПЦ в местах лишения свободы рассматривался в работах М. П. Стуровой, В. П. Хомлюка.

К изучению философско-религиоведческих аспектов деятельности РПЦ по образованию и воспитанию молодежи обращались в диссертационных исследованиях А. П. Анфиногентова, Н. М. Белых, О. В. Боброва, И. М. Бочарова, С. М. Иванов, А. А. Корзинкин, С. И. Левикова, A.M. Торгашин, К. В. Храмова, Р. А. Чихтисов, Э. Я. Чурсина и др.

На современном этапе рассмотрение проблем работы церкви с молодежью с православных позиций нашло свое отражение в трудах православных иерархов: Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, игумена Иоанна (Экономцева), архиепископа Костромского и Галичского Александра, архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия, о. Владимира Воробьева, о. Андрея Кураева, о. Иоанна Маслова, о. Евгения Шестуна.

В педагогической практике применяются учебные программы, пособия, методические материалы, которые ориентируют на освоение учащимися знаний о религии в форме изучения одной религии (А.В. Бородина, С. С. Куломзина, JI.A. Харисова), в форме сравнительного религиоведения (А.Е. Кулаков, М. Г. Писманик, Н. В. Шабуров, Я.Н. Щапов).

Еще одной группой источников диссертационного исследования явились работы, связанные с социологическими опросами. Раскрытие основных количественных и качественных тенденций развития социологических исследований молодежи содержится в работах К. Каариайнена, М. П. Мчедлова, Д. Е. Фурмана, где исследуются проблемы молодежи с точки зрения положения этой социально-демографической группы в социальной структуре российского общества с учетом особенностей форм и механизмов ее функционирования.

В качестве источников автором использовались документы Архиерейских соборов, значительное количество материалов периодики, церковных изданий, личные беседы со священнослужителями, занимающимися духовно-нравственной работой с молодежью.

Проблема исследования может быть выражена в форме противоречия между, с одной стороны, изменившимися социально-политическими условиями жизни общества, переоценкой места и значения религии в истории и культуре российского общества, активизацией деятельности РПЦ в молодежной среде, процессами включения знаний о религии в содержание образовательных и воспитательных программ и, с другой сторонынеобходимостью философско-религиоведческой реакции на эти изменения, которая должна быть выражена в комплексном научном осмыслении этих изменений в плане теоретико-методологических основ.

Цель исследования состоит в философско-религиоведческом анализе проблем образования и воспитания молодежи в деятельности РПЦ.

Объект исследования: деятельность РПЦ по работе с молодежью.

Предмет исследования: философско-религиоведческие аспекты основных направлений деятельности РПЦ по работе с молодежью в постсоветском обществе.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ места и роли молодежи в постсоветском российском обществе и выявить особенности ее мировоззренческого становления.

2. Исследовать отношение молодежи к религии и выявить религиозный потенциал в разрешении молодежных проблем.

3. Осмыслить традиции православного образования и воспитания в истории России.

4. Осуществить философско-религиоведческий анализ основных направлений современной деятельности РПЦ в молодежной среде и на опыте Костромской епархии осмыслить их результативность.

Теоретико-методологическая основа исследования. Концептуально-методологическим основанием нашего исследования является материалистическое понимание социальных процессов и явлений, а также признание ведущей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. В этом подходе важно отметить, что среди других форм общественного сознания религия наиболее отдалена от базисно-материалистических основ общественного бытия, в связи с чем достаточно автономно и опосредованно реагирует на изменения в нем. Как мировоззрение религия обладает активными регулятивными и нормативными функциями, которые обуславливают определенные тенденции поведения индивидов, социальных групп, векторы протекания тех или иных социальных процессов. Именно в материалистическом подходе исследуемый объект предстает для исследователя в своем социально-идеологическом потенциале.

В качестве ведущего метода исследования представлен комплексный междисциплинарный системный подход, предполагающий обращение к различным отраслям знания: философии, истории, религиоведению, социологии, педагогике, психологии. При анализе и отборе собственно религиозного материала нами применялся сравнительно-религиоведческий подход (компаративистика), при котором мы сопоставляли и анализировали относящиеся к различным аспектам нашей темы концептуальные положения религиоведов, философов, историков, правоведов о религии и ее месте в жизни человека. Мы руководствовались принципами историзма, системности, целостности, которые позволили нам рассматривать социальные и религиозные процессы и явления в контексте общественных перемен, с учетом конкретно-исторической обстановки, анализировать факты в их взаимосвязи. При подготовке исследования автор руководствовался принципами объективности и беспристрастности.

В ходе нашего исследования был применен аксиологический подход, так как в своей работе с молодежью РПЦ ориентирована на такие категории, как «духовность», «нравственность», «личность», «свобода», «добро», «зло», «спасение», — которые интенсивно наделены ценностными смыслами.

В исследовании мы опирались на тщательное изучение философской и религиоведческой литературы, на анализ наиболее солидных работ социологов, педагогов, иных ведущих гуманитариев, а также на анализ важнейших первоисточников, документов по проблеме исследования. В диссертации представлен • некоторый эмпирический базис: наблюдения за практикой деятельности РПЦ среди молодежи, опыт работы современных образовательных и воспитательных учреждений в области религиозного и религиоведческого образования и духовно-нравственного воспитания.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

На первом этапе (2002;2003 гг.) изучалась история вопроса, анализировалось и оценивалось современное состояние проблемы, осуществлялся теоретический анализ философской, религиоведческой, религиозной, педагогической литературы по проблеме исследования, шло накопление теоретического материала, определялись методологические подходы к проблеме, формировалась теоретическая концепция диссертации, отрабатывался категориальный аппарат исследования.

На втором этапе (2003;2004 гг.) продолжалась разработка теоретических проблем исследования, велось теоретическое обобщение материала, изучался опыт деятельности Костромской епархии по религиозному образованию и духовно-нравственному воспитанию молодежи.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) систематизировались и обобщались основные идеи и результаты исследования, в материалы работы вносились коррективы с учетом последних публикаций, формулировались результаты и выводы, осуществлялось литературное оформление текста диссертации.

Достоверность получеипых научных результатов обеспечена опорой на выше охарактеризованную методологию, применением системы взаимосвязанных и взаимоконтролирующих методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, привлечением широкого круга источников, а также сопоставлением теоретических выводов с реальной эмпирией, привлеченной нами в исследовании.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• в диссертации осуществлен философско-мировоззренческий и теоретико-религиоведческий анализ места и роли молодежи в социальной структуре постсоветского государства и отношения молодежи к религии;

• был впервые осуществлен комплексный философско-религиоведческий анализ деятельности РПЦ по работе с молодежью в различные периоды истории России, и, прежде всего, на современном этапе. Проведенный анализ позволил констатировать усиление активного влияния РПЦ в структуре светского образовательного пространства постсоветской России. Предметом острой общественной дискуссии явились православные инициативы, связанные с внедрением в светское содержание образовательного процесса конфессионально ориентированной составляющей;

• выявлены и детально проанализированы образовательная, воспитательная и социальная деятельность РПЦ в отношении молодежиобозначены основные положительные и противоречивые стороны этой деятельностии.

• обобщен и проанализирован опыт работы с молодежью Костромской епархии.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

• философско-религиоведческий анализ образовательной, воспитательной и социальной деятельности РПЦ с молодежью позволяет прогнозировать направленность этой деятельности в кратчайшей и длительной перспективе и тем самым корректировать как содержание взаимодействия органов власти с РПЦ, так и практическую направленность молодежной политики в постсоветском пространстве;

• материалы диссертации могут быть использованы для научной разработки проблем взаимоотношения религии и общества в формирующемся демократическом, правовом российском государстве;

• конкретный опыт деятельности Костромской епархии по работе с'? молодежью составляет типичную модель деятельности РПЦ в молодежной среде в целом и поэтому содержащиеся в этой деятельности проблемы и' решения могут быть учтены органами власти и религиозными организациями в других регионах России;

• результаты диссертационного исследования целесообразно использовать в преподавании философских, религиоведческих, исторических, культурологических, педагогических дисциплин в высшей и средней школе России.

Апробация основных положений и выводов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в десяти печатных публикациях автора. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии и политологии Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, на международном психологическом конгрессе «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» (Кострома, 2003 г.), на Всероссийской научной конференции «Философско-религиозные искания русской культуры и наследие отца Павла Флоренского» (Кострома, 2003 г.), на 56-й межвузовской научно-технической конференции молодых ученых и студентов (Кострома, 2004 г.), на II Российской научно-практической конференции «Религия в изменяющейся России» (Пермь, 2004 г.), на V Всероссийских чтениях «Оптина пустынь и русская культура», посвященных братьям Киреевским" (Калуга, 2004 г.), на XIII Всероссийских межвузовских студенческих чтениях «XXI ВЕК: гуманитарные и социально-экономические науки» (Тула, 2004 г.), на 54-й, 55-й и 56-й международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе» (Кострома, 2003;2004 гг.), на круглом столе «Что такое религия для молодежи?», организованным Институтом толерантности г. Москва (Кострома, 2006).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. За последние полтора десятилетия в молодежной. среде России осуществились глубокие мировоззренческие изменения, свидетельствующие как о фундаментальном пересмотре культурных достояний предыдущих поколений, так и о тревожном нарушении преемственности в трансляции социокультурного опыта. Российское общество обеспокоено деструктивными проявлениями в мировоззрении и нравственной сфере значительных групп молодежи, утративших четкие социальные ориентиры, испытывающих серьезные смещения в структуре смысложизненных целей и идеалов. Характерной особенностью и условием формирования личности современного молодого человека является возможность ее. свободного и творческого становления по вопросам самого широкого порядка, включая вопросы религии.

2. Молодежь — это объект воздействия общества и социальных институтов, среди которых наиболее авторитетной и вызывающей доверие молодых людей стала церковь. Сегодня РПЦ активизировала свою деятельность в молодежной среде по трем основным направлениям: образовательная деятельность, воспитательная деятельность и социальная деятельность, под которой мы понимаем благотворительную деятельность. Работа с молодежью стала приоритетом деятельности РПЦ.

3. В различные периоды истории России место религии в системе образования и воспитания подрастающих поколений, а также отношение к знаниям о религии и ее роли в духовно-нравственном воспитании молодежи претерпевало существенные изменения: от полной воцерковленности общества и школы — до полного их отделения. Сегодня знания о религии вернулись в государственную систему образования и воспитания. Необходим анализ отечественных традиций, учет его положительных сторон и его упущений.

4. Принципиальное решение вопроса о религиозном образовании упирается главным образом в отсутствие однозначной оценки по поводу целесообразности введения религиозно-ориентированного предмета в государственную высшую школу (Теология) и государственную светскую среднюю общеобразовательную школу (Основы православной культуры). На наш взгляд, исходя из того, что Россия многоконфессиональное и многонациональное государство, единственно допустимой формой изучения религии в государственной системе образования является научно-философское религиоведение.

5. Сотрудничество между государственной и церковной системой должно развиваться, прежде всего, через структуры дополнительного образования, основной целью деятельности которых является воспитание высоконравственного человека. РПЦ обладает большим воспитательным потенциалом, поскольку ее моральный кодекс содержит общечеловеческие ценности. Цели, задачи и методы деятельности православных молодежных организаций близки задачам, стоящим сегодня перед любым воспитательным институтом, видна их практическая польза не только для церкви, но и для государства и его отдельного участника.

Структура диссертации обусловлена логикой и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Заключение

.

Междисциплинарный анализ теоретических и эмпирических исследований отечественных авторов, результаты собственного исследования позволил прийти к следующим выводам.

За последние полтора десятилетия вопросы, связанные с проблемами образования и воспитания молодежи в деятельности РПЦ, получили широкое отражение в работах и выступлениях философов, религиоведов, историков, педагогов, богословов, юристов. Таким образом, исследование образовательных и воспитательных инициатив РПЦ носит междисциплинарный характер.

Социально-экономические и политические преобразования в нашей стране за последнее десятилетие оказали существенное влияние на всю структуру современного российского общества. Являясь важным структурным элементом общества, молодежь представлена сегодня во всех его социальных слоях и группах. Трансформирующееся российское общество усиливает субъектность молодежи, т.к. молодежь выступает основным фактором становления нового общества. Именно в юности первоначально происходит формирование сравнительно стойкой эмоциональной реакции на окружающий мир, которая органически связана с результатами осмысливания мира и самоопределения. Молодежь — объект воздействия общества и социальных институтов. Выбор мировоззрения, в том числе и религиозного, — неотъемлемое право самого человека, реализующего принцип свободы совести.

Для определения эволюционного контекста исторических судеб российского общества оказывается чрезвычайно важной религиозная стратификация молодежи. Данные последних социологических исследований позволили выявить, что по сравнению с прошлыми десятилетиями религиозность современной российской молодежи возросла, но при этом сохраняется значительная часть колеблющихся между верой и неверием, в сознании молодежи значительное место продолжает занимать нерелигиозный тип мировоззрения. Взлет религиозно-мистических умонастроений, оказавшийся наиболее стремительным в сознании молодежи постсоветского российского общества вполне объясним. Переходные периоды почти всегда сопровождаются мировоззренческими переориентациями общественного и индивидуального сознания от рационального взгляда на мир к религиозно-мистическому.

Продолжение изучения религиозности молодежи по нашему убеждению необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое» отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической й культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности. Именно молодежь выбирает путь исторического движения общества. Поэтому важно философско-религиоведческое исследование процессов, происходящих в сознании молодежи, прогнозирование тенденций и поиск решения молодежных проблем.

Отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике за последнее десятилетие, явилось то, что российское государство лишилось официальной идеологии, обществодуховных и нравственных идеалов, сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования, резко ослабла роль институтов социализации молодежи. Свое место в этом ряду активно старается занять церковь.

Анализ традиций православного образования и воспитания позволяет нам утверждать, что в различные периоды истории России место религии в системе образования и воспитания подрастающих поколений претерпевало существенные изменения, изменялось и отношение к знаниям о религии и ее роли в духовно-нравственном становлении молодежи. На сегодняшний день знания о религии прочно входят в государственную систему образования и воспитания. Для того чтобы не повторять ошибок прошлого необходим вдумчивый анализ традиций православного образования и воспитания в истории России.

Опыт организации религиозного образования и воспитания в новых условиях накапливают все конфессии, что находит отражение в их социальных концепциях. По сравнению с другими конфессиями, наиболее активно формируется система работы с молодежью в РПЦ, которая пользуется наибольшим авторитетом у населения среди других вероисповеданий. Сегодня РПЦ активизировала свою деятельность в молодежной среде по трем основным направлениям: образовательная деятельность, воспитательная деятельность и социальная деятельность, под которой мы понимаем благотворительную деятельность.

Острые дискуссии в современном российском обществе вызвали проблемы, связанные с деятельностью РПЦ в сфере образования. На сегодняшний день принципиальное решение вопроса о религиозном образовании упирается в отсутствие однозначной оценки по вопросу о целесообразности введения религиозно-ориентированного предмета в государственную высшую школу (Теология) и государственную светскую среднюю общеобразовательную школу (Основы православной культуры). От того, как эти вопросы будут разрешены, зависит соблюдение баланса между усилением социальной роли религиозных организаций и сохранением светского характера государственных институтов, поддержание и развитие толерантной атмосферы в обществе. На наш взгляд, исходя из того, что Россия многоконфессиональное и многонациональное государство, возникает вопрос о целесообразности существования вышеуказанных предметов в современном образовательном пространстве России. Светская система образования и РПЦ должны строить сотрудничество на четком разделении сфер влияния.

Мы солидарны с достаточно распространенным на сегодняшний день мнением, что единственно допустимой формой изучения религии в государственной системе образования является научно-философское религиоведение. Присутствие религиоведческих знаний в школьных и вузовских программах, при всем многообразии форм религиозности в России, будет выполнять задачу формирования в молодежной среде толерантного сознания. Преподавание и освоение этой научной дисциплины вносит свой вклад в овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение молодежи в мировоззренческих позициях, формирования духовности личности. На этой позиции стоит ряд ведущих российских религиоведов и философов. В то же время заметим, что нет общепризнанного научно-философского религиоведческого курса для средней школы, который мог бы претендовать на включение в обязательное содержание общего образования. В России на данный момент только начинает разрабатываться теория и философия религиозного образования. В рамках этого необходимо сформулировать базовые идеи, цели и принципы религиозного образования, необходимо выработать правила педагогической корректности на уроках, затрагивающих религию. Важно найти путь последовательного и продуманного внедрения религиозной компоненты в школьные программы. Совершенно недопустим, на наш взгляд, пассивное отношение государства к процессу мировоззренческого формирования молодежи. При соблюдении принципов мировоззренческого плюрализма российское государство должно через систему образовательных и воспитательных учреждений способствовать выработке современных мировоззренческих ориентиров для молодежи, таких, как гуманизация российской идеологии, всечеловечность, терпимость к представителям других народов, духовность. И здесь возможен диалог церкви и мира.

Религия традиционно авторитетна в нравственной сфере и оказывает определенное воздействие на формирование высоких моральных качеств. В современной России РПЦ обладает большим потенциалом влияния на процессы воспитания, используя самые разнообразные, современные формы и методы воспитательного воздействия. Таким образом, сотрудничество между государственной и церковной системой должно развиваться, прежде всего, через структуры дополнительного образования, основной целью деятельности которых является воспитание высоконравственного человека, самостоятельно сделавшего свой выбор. Цели, задачи и методы деятельности православных молодежных организаций близки задачам, стоящим сегодня перед любым воспитательным институтом, видна их практическая польза не только для церкви, но и для государства в целом и для каждого отдельного его участника. Православно-христианские принципы любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми воспитательными возможностями. Нами положительно оцениваются инициативы РПЦ в ее воспитательной деятельности.

Помимо указанной образовательной и духовно-воспитательной работы с молодежью, широко развита на сегодняшний день сеть общественных и благотворительных учреждений РПЦ, которые занимаются проблемами социальной поддержки и помощи нуждающимся детям. Именно в этой сфере РПЦ обладает определенным потенциалом помощи государству. По мере возрождения на современном этапе отечественной благотворительности становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта благотворительности РПЦ.

Анализ поставленной работы с молодежью в Костромской епархии показал, что во всех благочиниях епархии ведется активная работа с молодежью по созданию сети православных образовательных и воспитательных учреждений, осуществляется взаимодействие с государственными органами власти и органами управления образованием, ведется преподавание религиозно-нравственных и вероучительных дисциплин в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Костромской епархией накоплен значительный опыт деятельности в молодежной среде по различным направлениям, который составляет типичную модель этой деятельности РПЦ с молодежью в целом. Новые формы работы (опыт работы которых описывается в тексте диссертации), реализующиеся через различные проекты в области духовнонравственного воспитания молодежи, находят положительные оценки со стороны родителей и светской интеллигенции г. Костромы и области и могут быть заимствованы для организации подобной работы в других регионах.

Проведенное нами исследование может быть продолжено в следующих направлениях: разработка единой модели освоения знаний о религии в государственной и муниципальной системе образованияизучение и анализ опыта преподавания в различных регионах страны предмета «Основы православной культуры" — детальное исследование опыта работы с молодежью других конфессий, действующих на территории РФ, сравнение этого опыта с опытом работы РПЦ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.К. Православное введение в религиоведение. Курс лекций. -М.гРОХОС, 2004.-472 с.
  2. А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. 2002. -№ 3. — С.143−148.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. -М.: Фонд «За экономическую грамотность». 1995. — 291 с.
  4. Алексеева J1.В. Концепция православного дошкольного воспитания // Просветитель. Вестник духовного просвещения. 1994. — № 1. — С. 34−35.
  5. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России // Русская школа / Духовно-нравственные проблемы воспитания. -М.: Русское слово, 1996.-С. 4−19.
  6. II. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на X Международных Рождественских образовательных чтениях Русской Православной церкви. Отдел религиозного образования и катехизации. -М., 2002.-С. 1.
  7. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Россия. Духовное возрождение. М.: Фонд содействия развитию социологических и политических наук, 1999. — 215 с.
  8. Ан. С. А. Светские и религиозные подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли (к. XIX н. XX вв.). -Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 1993. — 136 с.
  9. Ан С. А. Русская религиозная философия о путях духовно-нравственного воспитания личности // Православие, современное образование и наука:
  10. Сб-к мат-лов Всероссийской научно-практической конференции / Ред. С. А. Ан. Барнаул: АКИПКРО, 1996. — С. 7−10.
  11. П.Андрякова Т. В. Мировоззрение молодежи в современной России: религиозный аспект: Дис.. канд. философ, наук. Архангельск., 2004. -191 с.
  12. Антоний (Блум). Митрополит Сурожский. Беседы митрополита Сурожского Антония. Духовность и духовничество // Христианский собеседник. 1998. — Вып 40.
  13. A. JI. Социальная активность Русской православной церкви: Дис.. канд. философ, наук.-М., 1993.- 140 с.
  14. А.З. Истоки духовности. Религия и атеизм. М.: «Наука», «Восточная культура», 1993. — 112 с.
  15. Е.И. Религиоведение. Введение в основные концепции и термины. М.: Проект, 2004. — 320 с.
  16. Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1998. — 297 с.
  17. Ю.В. О социальной структуре общества в постсоветской России // Социс. 2002. — № 9. — С. 29−40.
  18. В.П., Матронина Л. Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социс. 2004. — № 9. — С. 102 — 107.
  19. А.И. Свобода совести в СССР. 2-е изд. — М.: Мысль, 1986. -224 с.
  20. B.C. Социальная философия: Учебник. 2-е изд. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
  21. Басов Н.'Ф., Басова В. М. История социальной работы и педагогики в России: практикум для студентов вузов по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика». Кострома, Изд-во КГУ, 1999. -364 с.
  22. Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М.: Москов. Психолого-социолог. Ин-т: Флинта, 1999. — 312 с.
  23. Бестужев-Лада И. В. Какая ты, молодежь? М.: Московский рабочий. -1988.- 111 с.
  24. П.П. Развитие мышления школьника // Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979, Т. 2, С. 5- 117.
  25. О.В. Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России: на материале православного образования: Дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. — 179 с.
  26. А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. — 288 с.
  27. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 1998. — 1536 с.
  28. Большой энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. перер. и доп.- М.: БСЭ. — СПб: Норит, 1999. — 1456 с.
  29. Л.Ф. Русская православная культура в горизонте философского самоосмысления: Дис.. к. философ, наук. Горно-Алтайск, 2003. -162 с.
  30. А.В. Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступени общеобразовательных школ и гимназий. М.: «Покров», 2002.- 256 с.
  31. БорунковЮ.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. -176 с.
  32. В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. JL: «Наука», 1973. — 154 с.
  33. И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания: Дис. канд. философ, наук. Воронеж, 1998. — 145 с.
  34. Я. Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства? 3-е изд., -М.: ВЦИК CP, 1918. — 158 с.
  35. М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990. — С. 602−643.
  36. С.Н. Эзотерика и ценностный мир молодого человека в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 1. -С. 98.
  37. Выступление Председателя Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископа Костромского и Галичского Александра на Рождественских образовательных чтениях 2002 г. // Благовест. 2002. — № 2 (73). — С. 3.
  38. В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс. 2002. -№ 1.-С. 89−102.
  39. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. — 700 с.
  40. И.А. Школа, церковь и религия в российском обществе // Свобода совести в духовном возрождении отечества. М.: Отдел ОП РНИСиНП, 1994.- 154 с.
  41. И.А., Метлик И. В. Новые религиозные культы и школы. М.: Сентябрь, 2001. — 159 с.
  42. В.И. Религиоведение. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 286 с.
  43. Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский. Волгоградская школа православной педагогики // Сб-к пленарных докладов Международных Рождественских образовательных чтений. М.: Б.и., 2003.-С. 73−75.
  44. .С. Философия образования для XXI в. М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  45. Г. Р. Религия и закон. М.: Юридическая лит-ра, 1975. — 112 с.
  46. Григорьев НЛО. Взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и Русской православной церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы: Дис.. канд. философ, наук. -М., 2003.- 199 с.
  47. Э.Н., Турчаникова Ю. И. Введение в философию образования. М.: «Логос», 2000. — 224 с.
  48. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. -М.: «Русский язык», 1981. Т. I.- Т. 4.
  49. А. Сектоведение: Тоталитарные секты. Н. Новгород: Изд. Братства во имя Св. Велик, кн. Ал. Невского, 2002. — 693 с.
  50. Декреты Советской власти. М.: Политиздат, 1957. — Т. I. — С. 373−374.
  51. К.Х. Философия воспитания и образования // Очерки социальной философии. М.: Наука, 1994. — 208 с.
  52. А.Н. Развитие образования в современном мире. -М.:ВЛАДОС, 1999. 200 с.
  53. В.И., Решетников О. В. Скаутинг. Словарь-справочник. -Ялта-Гурзуф: Б.и., 2001. 176 с.
  54. В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов к. XIX -н. XX в. М.: ИТП и MHO РАО, 1994. — 140 с.
  55. Доклад архимандрита Иоанна (Экономцева). О развитии системы православного образования мирян за период 2000—2004 гг. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3−8 октября 2004 г. // Церковный вестник. 2004. — № 19−20 (296−297).
  56. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на первом пленарном заседании Архиереского собора Русской Православной Церкви // Церковный вестник. 2004. — № 19−20 (296−297).
  57. Доклад Председателя Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Дмитрия Смирнова // Церковный вестник. 2004. — № 19−20 (296−297).
  58. О.В. Очерки по философии образования. -М.: ПРОМО-Медия, 1995.-240 с.
  59. Н.П. Что такое человек. М.: Мысль. — 1983. — 334 с.
  60. В.В. Философско-социологические основания теории воспитания. -М.: Изд-во философ, и психол. лит-ры, 2003.-212 с.
  61. Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения: Сб-к науч. работ. -М., 1998. 109 с.
  62. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 34−35.
  63. Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество.-М.: «Наука», 1994.-Ч. 1.-С. 69−91.
  64. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы // Журнал Московской Патриархии. -2005.-№ 1.-С. 38−58.
  65. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы // Церковный вестник. 2006. — № 1−2.
  66. А.В. Социальная структура общества: Методич. пособие для студентов и аспирантов / Науч. ред. Л. Б. Шульц. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.-22 с.
  67. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  68. Г. Е., Костина Н. Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях // Социс. 2002. — № 12. -С. 107−112.
  69. В.В. На пороге зрелости. 2-е изд. перераб. — Париж. — YMCA-press, 1955.-85 с.
  70. В.В. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1996.- 153 с.
  71. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. 222 с.
  72. С.Н. Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества: Дис.. д. философ, наук. Л., 1974. — 439 с.
  73. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 430 с.
  74. И.А. Собрание сочинений: В 10 томах. -М.: Русская книга, 1994. -Т.3.-591 с.
  75. И.М. ВЛКСМ в политической системе советского общества. — М.: Молодая гвардия, 1981. 239 с.
  76. О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Дис.. кан. философ, наук. Пермь., 1997. — 169 с.
  77. История Русской Церкви. Кн. восьмая. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700−1917. Часть I.-M.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1996. С. 389 — 800.
  78. Иоттен Лео Дитер. Полезно ознакомиться с зарубежной практиктой. // XI Международные Рождественские образовательные чтения: Конференция «Православная культура в светской школе». М.: Самшит-издат, 2003. -С. 117−124.
  79. К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С.35−52.
  80. К. Маркс и Ф. Энгельс о молодежи. М.: Политиздат, 1972. — 368 с.
  81. Как защитить вашего ребенка? М.: «Даниловский благовестник», 2002. -352 с.
  82. В.А., Железняк В. Н., Имакаев В. Р. Философия и педагогическая теория. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2005. — 272 с.
  83. М.Ф. Молодое поколение и религия. Пермь: Пермское книжное изд-во, 1977. — 152 с.
  84. Н.С. Особенности эволюции религии. М.: Мысль, 1984. -222 с.
  85. О.И. Молодежь России: Особенности социализации и самоопределения // Социс. 2000. — № 3. — С. 126−128.
  86. Т.Е. Мировоззренческое сознание молодежи в нестандартном городском социуме: Дис.. канд. философ, наук. Н. Новгород, 2005. -191 с.
  87. А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Н. Новгород.: НГПУ, 1996. — 184 с.
  88. В.Е. Эволюция религиозности в постсоветской России: Дис.. к. философ, наук. Ростов-на-Дон., 2005. — 146 с.
  89. Ю.А. Философия религии: систематический очерк. М.: Изд. Дом «Nota Bene», 1998. — 424 с.
  90. В.В. Закон и религия: (От государственной религии в России к свободе совести в СССР). М.: Политиздат, 1982. — 160 с.
  91. М. Теология в светских вузах? Если да, то это произойдет впервые в истории российского высшего образования // НГ-религии. -2000. 7 марта.
  92. Кон И. С. Молодежь // БСЭ. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16. — 478 с.
  93. Кон И. С. Общество и молодежь. 2-е изд. М.: Просвещение, 1973. -155 с.
  94. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1976.- 175 с.
  95. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива.-М.: «Наука», 1988.-271 с.
  96. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 222 с.
  97. Концепция молодежного служения Русской православной церкви. -М.: Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви, 2002. 32 с.
  98. Концепция образовательной деятельности Русской православной церкви // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 8. — С. 48−50.
  99. Концепция по возрождению духовного просвещения и благотворительности // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 7. -С. 40−42.
  100. А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Дис.. канд. пед. наук. Курск, 1999.- 190 с.
  101. Ф.П. История древнего мира. Уч-к для 5-го класса. М.: Просвещение, 1972. — 12-е изд. — 240 с.
  102. М.Н. Что такое светская школа // Православная культура в светской школе. М.: Самшит-издат, 2003. — С. 107−112.
  103. Г. А., Лебедев С. Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур // Социс. 2004. — № 5. -С. 121−129.
  104. М.С. Молодежь как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия // Философские науки. 2001. — № 4. — С. 132.
  105. Т.А. Светская школа и воспитание толерантности // Материалы научно-практической конференции «Свобода совести и обеспечение межрелигиозного взаимопонимания». М.: Изд-во «Барс», 2001.-С. 38−45.
  106. А.Е. Религии мира. М.: «АСТ», 1996. — 196 с.
  107. А.В. Церковь и школа: уроки прошлого, настоящего и перспективы. В кн.: Православие на рубеже тысячелетий Чита, 2001. -С. 138.
  108. С.С. Наша Церковь и наши дети. М.: Паломникъ, 2002, -285 с.
  109. А. Миссионеры на школьном пороге. М.: Б.и., 1995. — 111 с.
  110. С.И. Феномен молодежной субкультуры: Социально-философский аспект: Дис.. д. философ, наук. М., 2002. — 358 с.
  111. ЛевчукД.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. 2-е изд., доп. — М.: Планета-2000, 2003. — 64 с.
  112. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнения социологических исследований российской молодежи) // Социс. 1998. -№ 5.-С. 98−104.
  113. В.Т. Методология и методика изучения жизненных планов молодежи: Дис. канд. философ, наук. Ленинград, 1968. — 286 с.
  114. .Т. Школа и церковь: новые отношения? // Советская педагогика. 1991. — № 6. — С. 33−36.
  115. Е. Материалы для истории женского образования в России. Кн. III.-СПб., 1895.-271 с.
  116. Д. Мысли о воспитании / Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. — С. 67−224.
  117. Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М.: МАРС, 2001. — 28 с.
  118. И.Л. Духовная культура и религия. Пермь, 1992.
  119. А.В. Народное образование в Костроме // Народное просвещение. 1919. — №№ 39−41. — С.4−5.
  120. В. Религиозное образование в светской школе // Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести / Сост. А. Верховский. М., 2003. -С. 152.
  121. Н.С. Государство, церковь, школа и их взаимоотношения в 1917 1929 гг. (на материалах Верхнего Поволжья): Дис.. канд. ист. наук. — Кострома, 2000. — 318 с.
  122. А.П. Молодежь философские проблемы становления субъекта культуры: Автореф.канд.философ.наук. — Уфа, 1998. — 23 с.
  123. М.К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 823 с.
  124. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. — 700 с.
  125. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
  126. Н.А. Формирование ценностных ориентаций у учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования средствами православного просвещения: Дис.. канд. пед. наук. -Курган, 2000.-184 с.
  127. И.В. Изучение религии в системе образования // Педагогика. -2003.-№ 7.-С. 71−78.
  128. И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. — 384 с.
  129. Мировоззрение и естественнонаучное познание. Киев: Наук, думка, 1983.-326 с.
  130. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон, 1998. — 432 с.
  131. П.Э. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи / НИИ при ЦК ДКСМ. София, 1983. — 156 с.
  132. С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первобытного ее возникновения на Руси до настоящего времени. СПб., 1910.-222 с.
  133. JI.H. Философия религии. -М.: Республика, 1993. 416 с.
  134. Н. Клерикализация образования в России: К общественной дискуссии о введении предмета Основы православной культуры в программу средних школ. М.: ИИФ «СПРОС», 2005. — 79 с.
  135. Н. Православное образование в России // Отечественные записки. 2001. — № 1. — С 202−204.
  136. Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое лит. обозрение, 2004. — 646 с.
  137. С.А. Богословие или религиоведение: что ляжет в основу подготовки военных кадров? // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 23 декабря 1999 г. М.: «Рудомино», 2000. — С. 76−79.
  138. С.А. Становление и развитие взаимодействия вооруженных сил Российской Федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. XX в.: Дис.. канд. истор. наук. -М., 2001. 177 с.
  139. Молодежь. Культура. Духовность. Материалы конференции. / Ред. Н. В. Митрофанова. Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2001.-234 с.
  140. Молодежь в начале XXI в.: основные ценности, позиции, ориентиры: Материалы Всероссийской студенческой научной конференции, 21−22 ноября 2002. / Ред. кол. А. П. Жабин и др. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. — 246 с.
  141. Молодежь России на рубеже веков. Материалы международной научно-практической конференции. — Березники. — Б.и. — 334 с.
  142. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. Н. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993. — 224 с.
  143. В.П. Молодежь в борьбе за мир и социальный прогресс. М.: Мысль, 1981.
  144. Муфтий Равиль Гайнутдин. В XX веке государство разрушило систему религиозного образования // НГ-религии. 2002. — 30 октября.
  145. М.П. Вера России в зеркале статистики. // НГ-религии. -2000.- 17 мая.
  146. М.П. О религиозности российской молодежи // Социс. -1998. -№ 6. С. 107−111.
  147. Ф.М. Введение в науку о религии. М.: Университет, 2002. -258 с.
  148. В.Г., Стариков П. А. Структура и динамика религиозно-этических представлений студенческой молодежи (1987−2000). -Красноярск: «Поликом», 2002. 175 с.
  149. НемовР.С. Психология. Учебник. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
  150. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998.- № 4. — С. 3−8.
  151. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. / Науч. ред. B.C. Степин и др.- Ин-т ф-фии РАН, Нац. Общест.-науч. Фонд. М.: Мысль, 2000−2001. — Т. I.- Т. 2.- Т. III.- Т. IV.
  152. Обучение религии в школах // Религия и право. 2003. — № 3. — С. 16.
  153. Обществоведение. Уч-к для выпускников 10-го класса средней школы. М.: Политиздат, — 7-е изд. — 384 с.
  154. XI Международные Рождественские образовательные чтения. Конференция «Православная культура в светской школе». М.: Самшит-издат, 2003.-254 с.
  155. М.И. Государство и церковь в России. XX в. М.: Луч, 1994.- 171 с.
  156. М.И. Судьбы светской школы в России (60-е годы XIX 80-е годы XX в.) // Проблемы преподавания и современное состояниерелигиоведения в России. Мат-лы конференций. Москва, 2000−2001. М., 2002. — С. 5−28.
  157. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997. — 700 с.
  158. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. 43с.
  159. Основы Православного образования в России. Доклад Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на встрече с членами Российской Академии образования 29 декабря 1994 года. М.: Б.и., — 1995. — 14 с.
  160. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Высшая школа, 2002. — 511 с.
  161. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России. М, 2003. — 224 с.
  162. Основы социальной концепции иудаизма в России. М., 2002
  163. Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») // Социс. 2001. — № 8. — С. 102−107.
  164. А.Н. Образование и воспитание // Ельницкий К. Педагогическая хрестоматия. СПб.: Изд-е Д. Д. Полубояринова, 1905. -С. 11−13.
  165. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до к. XVII в. М.: Педагогика, 1989. — 480 с.
  166. ПерсицМ.М. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в СССР (1917−1919 гг). М.: Изд. АН СССР, 1958. — 198 с.
  167. JI.E. Социальное самочувствие молодежи: (Опыт изучения возрастной когорты): Автореф. дис.. канд. философ, наук. -Екатеринбург, 1997. 18 с.
  168. ПисманикМ.Г. Религиоведение и светская школа.// Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000−2001. М.: «Рудомино», 2002. -С. 47−55.
  169. ПисманикМ.Г. Студенты о религии: гуманитарные аспекты // Концепция гуманитаризации и проблемы высшей школы. Пермь, 1994. -С. 68 -70.
  170. М.Г. Теология и религиоведение // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы IV российской конференций. Москва, М.: «Рудомино», 2003. — С. 67−76.
  171. Е. Религиозное образование в отечественной педагогической культуре // Альма Матер. Вестник высшей школы. 2001. — № 1. — С. 26 -30.
  172. Полное собрание законов Российской империи. Т. VI, СПб., 1830, № 3718.
  173. И.В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в вопросах и ответах. М.: Благотворительный Фонд Свт. Николая Чудотворца, 2003.- 127 с.
  174. И.В. Светскость образования: основные понятия // Образование. 2003. — № 4. — С. 9 -38.
  175. И.В. Теологическое образование в государственном университете: Зарубежный опыт правового регулирования. М.: Изд-во учебно-научного центра довузовского образования, 2004. — 130 с.
  176. О. Духовные учебные заведения в современной России: исторический опыт и перспективы // Альма Матер. Вестник высшей школы. 2002. — № 1. — С. 25−28.
  177. Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. — 511 с.
  178. Правовые основания некоторых направлений совершенствования образовательной деятельности религиозных организаций (сборник документов и материалов). -М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 91 с. 190. «Правозащитники изгоняют бесов» // НГ-религии. 2003. — 18 июня.
  179. Православие и образование: влияние на духовное развитие личности: Сб-к докладов и тезисов выступлений участников научно-практической конференции. Новокузнецк: Изд-во НИУУД995. — 126 с.
  180. Православие культура — образование: Мат-лы межрегиональной научно-практической конференции. — Кемерово: Кемеровская гос. академия к-ры и искусств, 2002. — 428 с.
  181. Православие, современное образование и наука: Сб-к мат-лов Всероссийской научно-практической конференции / Ред. С. А. Ан. -Барнаул: АКИПКРО, 1996. 84 с.
  182. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. М., «Покров», 2004. — 256 с.
  183. Православная педагогика: традиции и современность: Сб-к лекций и докладов. Владимир, 2000. — 122 с.
  184. Православная энциклопедия / Под. общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церков.-науч. центр «Православная энциклопедия». -Т.1−3.-2000.
  185. Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести / Сост. А. Верховский. -М.: Центр «Сова», 2003. 268 с.
  186. Е.М. Партикулярные школы Петровской эпохи в Новгородской епархии. Олонецкий сб-к. Вып. II., Петрозаводск, 1886, отдел III. — 128 с.
  187. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» № 14−52−876 ин / 16 от 22.10.2002.
  188. Проблемы регионального религиоведения и актуальные вопросы преподавания религиоведения в высшей школе. Материалы IV российской конференции, 10−11 декабря 2002. М.: «Рудомино», 2003. — 151 с.
  189. А.О. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу о реализации в Вооруженных Силах РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ-религии. 1999. — 22 сентября.
  190. Протестантизм и протестанты в России: прошлое, настоящее, будущее. Заокский: Источник жизни, 2004. — 416 с.
  191. Протоиерей Шестун Е. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001.-576 с.
  192. Работа РПЦ с несовершеннолетними преступниками // Церковный вестник. 2005. — № 21 (32).
  193. А.А. Введение в религиоведение: история и теория. Курс лекций. М.: «Центр», 1996. — 304 с.
  194. Развитие сотрудничества между церковью и государством в сфере образования: Опыт Костромской епархии: Сб-к мат-лов первых Игнатьевских образовательных чтений. 2−4 апреля 1996. Кострома: Костромская епархия, 1996. — 82 с.
  195. В. Сексуальная революция. СПб.-М.: Университет книга, 1997.
  196. Религиоведение. Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Гардарика, 1998.- 536 с.
  197. Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в современной России: Сб-к науч. трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2004. — 176 с.
  198. Религия в истории и культуре / Под ред. М. Г. Писманика. М.: ЮНИТИ, 2000.-591 с.
  199. Религия и демократия: на пути к свободе совести / Сост.
  200. A.Р. Бессмертный, С. Б. Филатов. М.: Прогресс: Культура, 1997. — 592 с.
  201. Религия и образование: Сб-к обзоров и рефератов / Рос. акад. наук. Ин -т науч. информ. по обществен, наукам, Росс. акад. гос. службы при президенте РФ. М.: ИНИОН РАН, 2002. — 205 с.
  202. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Ответ, ред. и сост. С. Б. Филатов. М.-СПб.: Летний сад, 2002. — 488 с.
  203. F. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М.: Республика, 1998.-410 с.
  204. С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902. — С. 650.
  205. В.В. Религия и культура: сборник статей. М.: Правда, 1990.
  206. Ю.А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985. -174 с.
  207. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа. М.: Наука, 2005. — 396 с.
  208. Российская молодежь и глобализация: Сб-к статей научно-практической конференции. 3−6 октября 2002 / Отв.ред. А. И. Агеев,
  209. B.А. Кудинов. М. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. — 124 с.
  210. В.В., Червяков А. Д. Школьное образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества и как институт социальной защиты детства. Ярославль: «Ярославские епархиальные ведомости», 2002. — 13 с.
  211. Русская православная церковь и право: комментарий / Отв. ред. М. В. Ильичев. М.: БЕК, 1999. — 464 с.
  212. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. СПб, 1912.-491 с.
  213. .А. Молодежь и становление новой России // Социс.- 1998. -№ 5.-С. 90−104.
  214. А. Политруки в рясах // НГ-религии. 2005. — 2 марта.
  215. Ю.Ф. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1996. -608 с.
  216. Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи: Мат-лы из опыта работы Министерства образования РФ // Общ. ред. Т. И. Петракова. 2-е изд. — М.: Самшит, 2002. — 148 с.
  217. Священник Сергий Гордун. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 годы // Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 1. -С. 39−49.
  218. З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социс. -2001.-№ 2.-С. 87−92.
  219. А.О. Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 197 с.
  220. H.JI. Становление государственной формы системы образования в России // Социс. 1996. — № 12. — С. 36−43.
  221. А.В. Религиозное образование в свете демократических норм // Образование. 2002. — № 9. — С. 56−58.
  222. Скауты России. XX век. Воспоминания старших поколений. М.: Изд-во «ИСТЕК», 2003.-320 с.
  223. Скауты в России: вчера и сегодня: Материалы Всероссийской научно-практич. конфер., 16−17 апр. 1995 г. / Ред. Ю. В. Кудряшов. Архангельск: Изд-во Междун. Пед. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1996. — 100 с.
  224. Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 173 с.
  225. Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследовании) // Социс. 2002. — № 1. — С. 103−112.
  226. С. История Московской славяно-греко-латинской академии. -М., 1885.- 156 с.
  227. С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003.-440 с.
  228. А. «Светская» теология: наука о том, как научиться вере, не став верующим // Отечественные записки. 2002. — № 1. — С. 150−154.
  229. В. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982. — 144 с.
  230. В. Оправдание добра. Нравственная философия. М.: Республика, 1988. — Т. 1. — С. 47−549.
  231. B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Собр. соч.: В 15 т.-T.III.-М.: ЛОГОС, 1993.
  232. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2001. — 192 с.
  233. Социология в России / Ред. В. Д. Ядова. М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 1998.-698 с.
  234. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Ред. К. Каариайнена, Д. Е. Фурмана СПб., М.: Летний сад, 2000. — 248 с.
  235. И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентации молодежи: Дис.. канд. филос. наук. -М., 1996.- 169 с.
  236. В.Я. Заметки о русской школе // Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения / Сост. Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1991. -367 с.
  237. Н.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. -1993.-№ 2. -С. 38−40.
  238. Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга: Калуж. гос. пед. ун-т., 1996. — 93 с.
  239. С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986.-623 с.
  240. Толерантность: объединяем усилия: Мат-лы конф-ции / Сост. и ред. М. Н. Генишева. М.: Летний сад, 2002. — 136 с.
  241. A.M. Система православного образования и православные духовные учебные заведения Пензенской губернии в контексте социально-политических перемен в XIX нач. XX в.: Дис.. канд. ист. наук. — Пенза, 2001. — 254 с.
  242. Г. А. Основы религиоведения. СПб.: Питер, 2004. — 364 с.
  243. Н.А. Государственно-церковные отношения: сущность и понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. -М., 1999.
  244. А.В. О религиозном компоненте в образовании // Религиоведение. 2004. — № 3. — С. 133−145.
  245. К.В. Русская религиозная философия. М.: Из-во «Весь мир», 2002. — 208 с.
  246. В.А. Духовное образование в русской православной Церкви // Педагогика. 2000. -№ 5. — С. 75−83.
  247. Э.Г., Элбакян Е. С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интиллегенции // Кентавр. 1993. — № 5. — С. 68.
  248. В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание // Сборник докладов VII Международных Рождественских чтений. М.: Б.и., 1999. — С. 11−17.
  249. Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.288 с.
  250. Философия образования для XXI в. М.: ИЦПУКПС, 1992. — 208 с.
  251. Философия религии: новые перспективы // Вопросы философии. -2003.-№ 8.-С. 18−21.
  252. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  253. П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. -490 с.
  254. С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 510 с.
  255. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.289 с.
  256. С.П. Нужно знать свои святыни // XI Международные Рождественские образовательные чтения. Конференция «Православная культура в светской школе». -М.: Самшит-издат, 2003. С. 213−218.
  257. Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль- XXI. 2003. — № 7. -С. 19−31.
  258. ФурсовА. Педагогические письма П. Флоренского // Воспитание школьников. 2000. -№ 2. — С. 31−35.
  259. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.-447 с.
  260. В.П. Воспитательная деятельность церкви в местах лишения свободы // Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. -М.: Самшит, 2001. С. 59−61.
  261. Человек. Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 2000.-516 с.
  262. Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. — 504 с.
  263. В.А., Фомина Т. А., Хайрулин Ш. Ш. Развитие духовности школьника (аспект оптимизации светского образования). Челябинск: Изд-во Челябинского гос. университета, 1993. — 164 с.
  264. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1970. — 173 с.
  265. Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. М.: «Польза», 1912.-224 с.
  266. И. Феофан Прокопович и его время. Сб-к статей, читаемых в Отделении языка и словесности Академии наук. Т. 4. СПб., 1868.
  267. Р.А. Молодежь в социальной структуре современного российского общества: социологический анализ: Дисс.. канд. социол. наук. Владикавказ, 2002. — 163 с.
  268. JI.Г. Молодежь как общественная группа и ее место в социальной структуре развитого социалистического общества: Дисс.. канд. философ, наук. Кишинев, 1977.-215 с.
  269. ЧупровВ.И. Социальное развитие молодежи. М.: Социум, 1994. -196 с.
  270. Э.Я. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики: Дисс.. канд. пед. наук. Елец, 2001. — 149 с.
  271. H.JI. Духовно-нравственное воспитание россиян в прошлом и настоящем: Программа экспериментального учебного курса-Ярославль: Ярославская епархия, 2000. 11 с.
  272. И.Р. Законодательство о религии в СССР. Париж: YMCA -PRESS, 1973.-81 с.
  273. Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. -М.: Academia, 2001. 464 с.
  274. Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим: Монологи /- СПб.: АО Алетейя, 1994. 336 с.
  275. П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социс. 2001. — № 9. — С. 3−13.
  276. Д. Министерская невнятица // НГ-религии. 2004. — 18 февраля.
  277. А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.-448 с.
  278. Н.Е. Новое воспитание. М.: Пед. об-во России, 2000. — 116 с.
  279. Е.С. Религиоведение и теология: к проблеме демаркации объектов исследования // Религиоведение. 2001. — № 1. — С. 116- 118.
  280. Е.С., Медведко С. В. Анализ религиозной ситуации в России // Религиоведение. 2004. — № 4. — С. 91 -100.
  281. Энциклопедический словарь Ф. А Брокгауза, И. А. Эфрона. Т. XI. -СПб., 1893-
  282. Энциклопедический словарь Ф. А Брокгауза, И. А. Эфрона. Т. XXVII. -СПб., 1899.
  283. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Акад. РАН Г. В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. — 939 с.
  284. Юбилейное заседание епархиального собрания города Москвы. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Московский церковный вестник. 2000. — № 23 (205).
  285. Юнг К. Конфликты детской души. М.: Прогресс, 1982. — 333 с.
  286. В.Н. Духовное образование в России в годы Великой Отечественной войны // Педагогика. 2003. -№ 1. — С. 88−91.
  287. К. Духовная ситуация времени. М.: Политиздат, 1990. — 214 с.
Заполнить форму текущей работой