Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Руководствуясь логикой заявленной темы, автор ограничил научное поле исследования философско-антропологическим анализом феномена духовной культуры в сфере межэтнических отношений. Актуальным направлением дальнейшего анализа, по мнению диссертанта, является изучение мо-дернизационного противостояния в современных межэтнических взаимодействиях. Также представляется перспективным исследование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общечеловеческое (универсальное) и этническое в духовной культуре
    • 1. 1. Универсальное и локальное в духовных ценностях
    • 1. 2. Основные типы межэтнического взаимодействия
    • 1. 3. Проблема гармонизации межэтнических отношений в современном обществе
  • Глава II. Межкультурный диалог в современных межэтнических отношениях
    • 2. 1. Религия в современном межэтническом диалоге
    • 2. 2. Специфика межкультурного диалога на Северном Кавказе
    • 2. 3. Проблема формирования культуры межэтнического общения студентов ВУЗов

Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нынешний этап в жизни России — это период сложных и во многом судьбоносных изменений в межэтническом взаимодействии, в конструировании нового этнического облика страны. В современном обществе возникают и требуют разрешения противоречия, с одной стороны обусловленные стремлением каждого народа к самоорганизации, самоутверждению, к сохранению этнической самобытности- /с другой стороны, существует и набирает силу объективный процесс интеграции общества в целом. Процесс интеграции вызван как мировыми интернациональными тенденциями, так и сложившейся духовной общностью народов нашей страны, потребностью в согласованном проведении экономических и политических реформ в федеративном государстве, сохранении и упрочении общероссийской государственности. Поэтому такие проблемы, как гармонизация межэтнических отношений, межкультурный диалог в современном межэтническом взаимодействии, нуждаются в глубоком научном анализе и внедрении результатов этого анализа в социокультурную практику. Противоречивые изменения межэтнических отношений как в сторону усиления их напряженности, так и в направлении урегулирования и гармонизации, в большинстве случаев происходят при более или менее активном участии религиозного фактора, тем самым традиционно обуславливая постоянную связь национального и религиозного. В то же время остается малоизученным регулятивный механизм этой взаимосвязи, степень его влияния на состояние или динамику межэтнических отношений, которые сами по себе неоднозначны. Динамика и характер межэтнического взаимодействия зависят от многих других факторов, таких, как среда обитания, исторический опыт совместного проживания народов, национальная культура, особенности вероисповедания, общность или различие языка, этнические стереотипы поведения и восприятия друг друга, экономическая ситуация. Наиболее актуальны проблемы межнационального взаимодействия в полиэтничных регионах, к числу которых относится Северный Кавказ. Специфичным для современной России, а особенно для северокавказского региона, является неконструктивный характер межэтнического диалога как в политической, экономической, так и в духовной сферах. В последнее время наблюдается тенденция к некоторой замкнутости народов в своих этнических структурах, поэтому особое значение приобретает сохранение ценностей, объединяющих культуры народов Северного Кавказа, обеспечивающих межкультурный диалог. Иногда апробированное ранее воздействие на процессы межэтнического взаимодействия не дает ожидаемых результатов при переносе в новые условия из-за недостаточно разработанного регионального подхода к культуре межнациональных отношений. Проблемами формирования культуры межнационального взаимодействия занимались и продолжают заниматься специалисты различных гуманитарных наук: философы, социологи, культурологи, политологи, историки, психологи и педагоги. Но все же нет целостного представления о различных сторонах развития межэтнического взаимодействия в сфере духовной культуры, поэтому необходимы: — анализ взаимодействия универсального и локального в духовных ценностях- - исследование типов и обобщение результатов межэтнического взаимодействия- - поиск путей гармонизации межэтнических отношений в современном обществе- - изучение особенностей формирования культуры межэтнического общения у молодежи, в том числе у студентов высших учебных заведений. Обозначенные проблемы определили выбор темы исследования, востребованной как научной мыслью, так и социокультурной практикой. О Степень научной разработанности проблемы. Теоретическими основами настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей философии, этнологии, культурологии, социологии. Отдельные проблемы научного характера в понимании роли духовной культуры в межнациональном взаимодействии начинают рассматриваться в 70−80-е годы XX в. в трудах А. Арутюнова, Т. Ю. Бурмистровой, О. А. Дмитриева, М. С. Кагана, М. В. Крюкова, П. И. Кушнера, Э. С. Маркаряна, Ю. И. Мкртумяна, В. В. Пименова, И. И. Серова, М. М. Сужниковой, Г. С. Сапаргалиева, А. Токарева, А. К. Уледова, И. А. Чебоксаровой, Н. Н. Чебоксарова, Н. В. Чистова.' Авторы указанных работ, оставаясь на позициях сложившейся в советской науке концепции наций и национальных отношений, заложили теоретическую основу дальнейшего развития исследуемой проблемы, анализируя сущность, признаки, функции культуры межнационального взаимодействия, ее социальное содержание, критерии зрелости и факторы формирования. Среди зарубежных исследований культуры этнического взаимодействия можно выделить труды Н. Глэйзера,^ М. Нэша,^ Р. Парка,'' Э. Стоунквиста,^ Ф. Бэгби, И. Валлерстайна. ' См.: Арутюнов А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989; Бурмистрова Т. Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в СССР. — М., 1986; Каган М. С. Атамуратова, Р. А. Ачиловой, М. С. Джунусова, Ю. Г. Ершова, СЮ. Ивановой, СТ. Калтахчяна, М. В. Капчели, Г. Г. Катожекова, М. И. Кучукова, П. С Максимова, В. В. Мархина, А. Н. Мельникова, А. Г. Мельникова, В. В. Пименова, Ю. В, Попкова, Б. Н. Попова.'' ^ Стоунквнст Э. В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979. * Бэгби Ф. Общие принципы цивилизационной компаративистики // Сравнительное изучение цивилизаций. Интефация этнических мифантов в европейское сообщество: проблемы управления // Этнические проблемы современности. Вып. 7. — Ставрополь, 2001. «Абдулатипов Р. Г. Человек. Нации. Общество. — М., 1991; Атамуратов Национальное самосознание и интернациональное воспитание. — Ташкент, 1991; Ачилова Р. А. Нация и семья. — Фрунзе, 1987; Барулин С. Авксентьева, Ю. В. Бромлея, B.C. Библера, B.C. Поликарпова, идеи которых имеют актуальное значение. Исследуемая в диссертации проблема постоянно находится в предметном поле северокавказского научного сообщества. Анализу этносоциальных и этнокультурных проблем, а также разработке категориального аппарата этнонациональных исследований посвящены работы А. В. Авксентьева и В. А. Авксентьева. Проблемы межэтнической интеграции освещаются в работах Д. А, Напсо, А. Чекменева, В. П. Невской, В. Ш. Нахушева.''* Особенности современных этнических процессов в России и на Северном Кавказе нашли освещение в работах Н. Г. Айдемирова, А. Ф. Дашдамирова, В. Х. Болоткова, И. А. Задворнова, Р. Г. Читашевой, А. Ю. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. Ч. 1. ''' Напсо Д. А., Черкменев А. Надежда и доверие. Из истории дружественных связей народов КарачаевоЧеркессии с русским народом. — Черкесск, 1993; Невская В. П. Присоединение Черкессии к России и его социально-экономические последствия. — Черкесск, 1956; Невская Т. А. Связи русского населения Ставрополья с ногайцами и другими кочевыми народами в XIX в. // История горских и кочевых народов Северного Кавказа в XIX-начале XX в. — Ставрополь, 1980 '^ Айдемиров Н. Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам. — Ставрополь, 1992; БолотоковВ.Х., СеменовВ.Н. Национальная культура в системе жизнедеятельности людей // Философия и социология. — Майкоп. 1996. № 4. 35−43- ДашдамировА.Ф. Национальная идея и этничность (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере) — М., 1996; Задворнов И. А. Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности // Социс — 2000. — № 10. стратификационных, этнокультурных, конфессиональных особенностей Северного Кавказа в условиях глобализации, проблемы социокультурной трансформации российских цивилизационных форм в северокавказском регионе такими учеными, как В. И, Каширин («Россия как страна-цивилизация: глобалистский подход»), М. М. Шаталов, К. С. Дзагкоев («Особенности социально-стратификационных процессов на Северном Кавказе»), И. О. Басова («Влияние ислама на государственно-правовое развитие»).'^ Нельзя не отметить научную продуктивность и практическую значимость Всероссийской научно-практической конференции «Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия», проведенной ИППК при РГУ 1999 году в г. Ростов-на-Дону. На конференции были рассмотрены проблемы методологии социокультурного взаимодействия на Кавказе, формы цивилизационно-культурного диалога в регионе, особенности межэтнических конфликтов, место и роль культуры в их урегулировании. Большое значение для диссертационного исследования представляют труды В. Г. Афанасьева, Г. Н. Волкова, А. С. Гашимова, Е. П. Жирковой, А. Э. Измайлова, А. Г. Корниловой, А. Н. Николаевой, Б. Н. Попова, Н. А. Садовского, Ю. П. Сокольникова, М. Г. Харитонова, Н. М. Лебедевой, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, P.M. Роговой, В. А. Сластенина, М. Г. Тайчинова, заложившие основы для изучения системы образования в полиэтничном культурном пространстве. Проблемы воспитания и обучения в многонациональном и поликультурном учебном коллективе рассматриваются ЧиташеваР.Г. Апсуара как основа нравственности и нравственного воспитания абхазов. — Гагра, 1995; Шадже А. Ю. Национальные ценности и человек. — Майкоп, 1996. '^ Российская цивилизация на Северном Кавказе: к постановке проблемы. Сборник научных статей. Ставрополь, 2001. ' ' Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2000. '^ Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М., 1980; Волков Г. Н. Этнопедагогика. — Чебоксары, 1974; Жирков Е. П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия). — М., 1992; Измайлов А. Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1991; Попов Б. Н. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры. Предметом анализа выступает взаимодействие этнических, культурных и религиозных компонентов духовной жизни общества, основные направления гармонизации межэтнических отношений, особенности позитивного развития межкультурного диалога. Методологической основой исследования выступает совокупность теоретических положений, диалектически обосновывающих сложную структуру, неоднозначную взаимосвязь и взаимообусловленность различных уровней социокультурной реальности (в том числе и этнического уровня). Поскольку в диссертации анализируется духовная культура, диссертант считает необходимым обращение к диалектической парадигме: диалектика перехода культуры из одной формы в другую посредством активности человека (группы) ясно обнаруживает и объясняет оппозиционность подсистем культуры, в определенной мере диалектическая парадигма помогает понять особенности статистических и динамических срезов культуры, универсального и локального в духовных ценностях. Диалектический подход позволяет рассмотреть различные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — в тесной взаимосвязи применительно к особенностям межэтнического взаимодействия. Помимо анализа межэтнического взаимодействия в сфере духовной культуры необходимо обратиться к структурно-уровневому методу его изучения. Бенедиктом, Ф. Бартом и Хантингтоном. При рассмотрении некоторых частных проблем, связанных с указанной темой, диссертант обращается к подходам, выработанным в регионоведении, этнометодологии, этнопедагогике. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: — выявлены уровни соотношения универсального и локального в духовных ценностях- - систематизирован и обобщен большой эмпирический материал, позволяющий моделировать конструктивные формы межэтнического взаимодействия- - проанализирована степень влияния религии на состояние и динамику межэтнического взаимодействия в сфере духовной культуры- - показана специфика межкультурного диалога в северокавказском регионе- - раскрыты мировоззренческие основы и определены факторы формирования культуры межнационального взаимодействия у студенческой молодежи. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Этническая культура представляет собой специфический для каждого народа способ приобщения к универсальному и включает в себя такие составляющие, как: — существующие только в данной культуре уникальные формы этнокультурной выраженности и маркированности основных видов человеческой деятельности- '^ См.: Лурье СВ. Историческая этнология. Учебное пособие для ВУЗов. — М., 1997. 54−56- Барт Р. Семиотика. Поэтика. — М., 1989; Хантингтон Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. №. — индивидуальное, своеобразное сочетание, комбинацию универсальных, присущих всем или ряду этносов компонентов культурысобственную конфигурацию границы между обязательными (типизированными) и свободными (вариативными) способами человеческой деятельности.2. Гармонизации межэтнических отношений способствуют следующие факторы: -выравнивание правового статуса народов, проживающих на данной территории- - формирование установок на сотрудничество, а не соперничество в культурно-творческой деятельности- - создание работающих государственных программ по развитию культурных связей народов- - деятельность СМИ, направленная на формирование культуры мира и толерантности, моделей и образов неконфликтных межэтнических отношений- - организация работы по формированию культуры межэтнических отношений в системе дошкольного, школьного и вузовского образования- - содействие и поощрение в создании интернациональных, политических, культурно-спортивных и иных общественных организаций, ставящих своей целью развитие дружбы и укрепление взаимных связей между народами.3. Изменения межнациональных отношений как в сторону усиления их напряженности, так и в направлении гармонизации и урегулирования проблем, происходят при более или менее активном участии религиозного фактора, тем самым традиционно обуславливая постоянную связь национального и религиозного. Обострение религиозного чувства, активизация религиозного поведения являются защитной реакцией на те трудности, которые общество и индивиды переживают в переходный период.4, Основные тенденции формирования связей между религией и этносом проявляются в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики. При этом этнические явления, свойства (ряд особенностей культуры и быта) в течение длительного взаимодействия впитываются культом, становятся его составными элементами, «конфессионализируются». С другой стороны, отдельные компоненты культового комплекса, особенно его ритуалы, религиозные обычаи и традиции, проникая в национальные формы общественной жизни посредством слияния с народными верованиями, приобретают характер этнических явлений, этнически окрашиваются, «этнизируются».5. Межэтнические отношения на Северном Кавказе складывались в результате длительного, многообразного, поэтапного исторического процесса формирования этнической структуры региона. В последнее время, для которого характерна некоторая замкнутость в своих этнических структурах, особое значение и необходимость приобретает сохранение ценностей, объединяющих культуры народов нашего региона.6. Межкультурный диалог на Северном Кавказе должен основываться на следующих взаимосвязанных факторах: — приобретение человеком положительного личного социального и эмоционального опыта общения в многонациональной среде- - познание ценностей, традиций культуры других народов- - овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, поведения, нравственной культурой.7. Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высшего учебного заведения — это процесс учебно-воспитательного характера, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, которые обеспечивают приобретение студентами ценностей, знаний, норм, умений деятельности и общения (в частности, межнационального) для их последующего применения в поликультурном пространстве. Результатом данного процесса будет служить. успешная социализация студента, при которой осуществляется его саморазвитие, самовоспитание, самоутверждение как личности. Теоретическое и практическое значение исследования состоит в попытке дальнейшей разработки концептуальных основ относительно молодой отрасли философского знания — философии культуры, а также теоретикометодологических основ культурологии и этнологии. Результаты исследования, его выводы могут быть использованы органами государственной власти, общественными организациями как в перспективной, так и в повседневной практической работе в области культурной политики, образования и воспитания в целях гармонизации и совершенствования культуры межэтнических отношений. Материалы диссертации представляют интерес для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения. Теоретические обобщения и практические выводы применимы в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников органов законодательной и исполнительной власти, занимающихся проблемами межнациональных отношений и культурной политики, а также работников сферы образования. Диссертация содержит аналитический материал, который может быть использован при формировании нового образа неконфликтных этнических отношений.Апробация.Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной философии и этнологии. Основные положения представлены на научных и научнопрактических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Циклы в природе и обществе» (октябрь 1998 г., г. Ставрополь), 45-ой региональной научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Проблема гармонизации межэтнических отношений в регионе» (14−15 сентября 1999 г., г. Ставрополь), Всероссийской научнопрактической конференции «Молодежь за мирный Кавказ» (20−22 сентября 2000 г., г. Ростов-на-Дону), 46-ой региональной научно-методическая конференция преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука региону» (20−21 апреля 2000 г., г. Ставрополь), региональной научнопрактической конференция «Циклы в природе и обществе» (май 2000 г., г. Ставрополь), 47-ой региональной научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «XXI век — век образования» (24апреля 2001 г., г. Ставрополь), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Этнические конфликты и урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества» (21−22 мая 2002 г., г. Ставрополь).С отдельными положениями диссертации автор выступал на занятиях учебно-методологического семинара аспирантов кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 5 публикациях автора, общим объемом 1,3 п.л.

Выводы ко II главе.

1.' Изменения межнациональных отношений как в сторону усиления их напряженности, так и в направлении урегулирования и гармонизации, происходят при более или менее активном участии религиозного фактора, тем самым традиционно обуславливая постоянную связь национального и религиозного. Обострение религиозного чувства, активизация религиозного поведения являются защитной реакцией на те трудности, которые общество и индивиды переживают в ходе переходного периода. В основе роста религиозности людей лежат не вероискательские, мировоззренческие мотивы, а чувство самосохранения, национальные чувства, основанные на культуре этноса, его’исторически сложившихся традициях.

2. Межкультурный диалог на Северном Кавказе должен основываться на следующих взаимосвязанных факторах:

— приобретение человеком положительного личного социального и эмоционального опыта общения в многонациональной среде;

— познание ценностей, традиций культуры других народов;

— овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, поведения, нравственной культурой.

3. Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высшего учебного заведения — это процесс учебно-воспитательного характера, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающие приобретение студентами ценностей, знаний, норм, умений деятельности и общения (в частности, межнационального) для их последующего применения в поликультурном пространстве. Результатом данного процесса будет служить успешная социализация студента, при которой им осуществляется саморазвитие, самовоспитание, самоутверждение его как личности.

4. Развитие системы образования в любом обществе должно происходить с учетом как национальных культурных оснований, так и тех изменений, которые происходят в развитии мировой цивилизации. Противоречие между универсальной общечеловеческой функцией образования и его этнокультурной функцией, сохраняющей культурную самобытность и уникальность, должно решаться не в пользу или в ущерб первой или второй функции образования.

5. Не все элементы существующих образовательных систем могут оказаться благотворными для той или иной образовательной национальной системы. Фундаментальные принципы естественных наук интернациональны, интернациональный характер имеют и общечеловеческие глобальные проблемы, поскольку отражают сущностные отношения в независящей от человека природной и социальной среде.

Заключение

.

Исследование по теме «Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры» диссертант завершает формулированием следующих выводов.

Этническая культура представляет собой специфический для каждого народа способ приобщения к универсальному и включает в себя такие составляющие, как:

— наличествующие только в данной культуре уникальные формы этнокультурной выраженности и маркированности основных видов человеческой деятельности;

— индивидуальное, своеобразное сочетание, комбинацию универсальных, присущих всем или ряду этносов компонентов культуры;

— собственную конфигурацию границы между обязательными (типизированными) и свободными (вариативными) способами человеческой деятельности.

При анализе этнического своеобразия культуры все эти составляющие следует рассматривать в единой системе.

Культура этноса имеет сложную структуру и включает в себя как общее, так и особенное:

— признаки, характерные только для данного этноса;

— полностью ассимилированные культурные заимствования;

— черты и особенности, характерные для многих этнических культур.

Этническая культура развивается как неповторимая и уникальная и как часть мировой культуры, осознающая и проявляющая себя в ней. Но в обоих случаях этническая культура выражает в той или иной степени общечеловеческое начало.

Данный вывод был основан и доказан в ходе диссертационной работы следующими основными положениями.

Во-первых, в качестве универсальных ценностей выступают духовно-нравственные ценности, которые утверждают основополагающую ценность человеческой личности. С этой точки зрения подлинные локальные и универсальные ценности имеют одну направленность — сделать жизнь в обществе достойной человека. Во-вторых, реализация универсальных общечеловеческих нравственных принципов общественного бытия невозможна иначе, как через «частичное» осуществление в пределах, прежде всего, национальных государств. И, наоборот, невозможна полноценная реализация локальных ценностей без осуществления универсальных. Лежащие в их основе универсальные интересы все более сплетаются с локальными, глобальное становится все более важной и неотъемлемой частью локального. В свою очередь, локальные ценности находят свое выражение в реализации универсальных принципов человеческого общежития.

Исследователи рассматривают множество переменных, от которых зависит успешность взаимодействия представителей разных культур и этносов:

— территория, которая может быть общей или «своей» лишь для одной из групп;

— продолжительность взаимодействия (постоянное, долговременное, кратковременное);

— цель (совместная деятельность, совместное проживание, учёба, досуг);

— тип вовлечения в жизнь общества (от участия до наблюдения);

— частота и глубина контактов;

— относительное равенство статуса и прав;

— численное соотношение (большинство — меньшинство);

— явные различительные признаки (язык, религия, раса).

Но и при самых благоприятных условиях контакта, например, при постоянном взаимодействии, совместной деятельности, частых и глубоких контактах, относительно равном статусе, отсутствии явных различительных признаков, необходимо учитывать, что восприятие степени сходства между культурами не всегда бывает адекватным. Кроме объективной культурной дистанции на него влияют и многие другие факторы:

— наличие или отсутствие конфликтов — войн, геноцида и т. п. — в истории отношений между двумя народами;

— степень знакомства с особенностями культуры этноса пребывания и компетентности в чужом языке. Так, человек, с которым мы можем свободно общаться, воспринимается как более похожий на нас;

— равенство или неравенство статусов и наличие или отсутствие общих целей при межкультурных контактах.

Естественно, что процесс адаптации будет менее успешным, если культуры воспринимаются как менее сходные, чем они есть на самом деле.

Специфика гармонизации межэтнических отношений заключается в ее содержательной (когнитивной) основе, состоящей из трёх компонентов:

1) структуры и содержания межэтнических коммуникаций;

2) особенности этнической культуры;

3) событийной хроники отношений между народами.

Эти объективированные компоненты жизнедеятельности этносов обретают своё существование в следующем:

— в форме представлений, убеждений, установок, выражающих отношение к существующей практике межэтнических отношений;

— в виде социальных этнокультурных особенностей, поведенческих моделей,-имеющих важное значение в ситуациях межэтнического общения и определяющих межэтническую совместимость;

— в форме части исторической памяти этноса, которая включает оценочное значение исторических событий в системе межэтнических отношений.

Во всех формах особое значение имеют образы собственной и других социальных этнических групп (стереотипы, предубеждения, предрассудки), при формировании которых в единой «точке» преломляются политические, культурные и социальные перемены.

Эти формы находят своё отражение в этническом самосознании и выражаются посредством этнических ценностей, особенно в условиях поликультурной среды.

Анализ состояния проблемы приводит к убеждению, что культура межэтнических отношений становится элементом образа жизни и поведения личности под совокупным взаимодействием следующих взаимосвязанных факторов:

1) приобретение Человеком положительного личного социального и эмоционального опыта общения в многонациональной среде;

2) познание ценностей, традиций культуры других народов;

3) овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, поведения, нравственной культурой.

Гармонизации межэтнических отношений способствуют следующие факторы:

— выравнивание правового статуса народов, проживающих на данной территории;

— формирование установок на сотрудничество, а не соперничество в культурно-творческой деятельности;

— создание работающих государственных программ по развитию культурных связей народов;

— деятельность СМИ, направленная на формирование культуры мира и толерантности, моделей и. образов неконфликтных межэтнических отношений;

— организация работы по формированию культуры межэтнических отношений в системе дошкольного, школьного и вузовского образования;

— содействие и поощрение в создании интернациональных, политических, культурно-спортивных и иных общественных организаций, ставящих своей целью развитие дружбы и укрепление взаимных связей между народами.

Результаты проведенного диссертационного исследования показали, что обострение религиозного чувства, активизация религиозного поведения являются защитной реакцией на те трудности, которые общество и индивиды переживают в ходе переходного периода. В основе роста религиозности людей лежат не веронскательские, мировоззренческие мотивы, а чувство самосохранения, национальные чувства, основанные на культуре этноса, его исторически сложившихся традициях.

Межэтнические отношения во временном и массовом масштабе-это сосуществование, сожительство, соперничество, сотрудничество, взаимообмен широким спектром м! атериальных и духовных ценностей, диалог культур этнических общностей, проживающих на одной территории.

Эти отношения на Северном Кавказе складывались в результате длительного, многообразного, поэтапного исторического процесса формирования этнической структуры региона.

В последние время, для которого характерна некоторая замкнутость в своих этнических структурах, особое значение и необходимость приобретает сохранение ценностей, объединяющих культуры народов нашего региона, ибо они. играют роль спасителя от все новых противоречий между различными народамидуховная культура должна нести выражение общности этнического и общественного самосознания, оказывать влияние на рост культуры мышления, без которого труднее прийти к национальному согласию, так необходимому для социальной стабильности, необходима культура единства вместо бывшей единой культуры.

Установление социальной стабильности необходимо начать с формирование культуры межнационального взаимодействия в системе дошкольного, школьного и вузовского образования. В рамках данного диссертационного исследования, опираясь на научный и практический опыт, диссертантом исследована проблема формирования культуры межэтнического общения у студентов ВУЗов.

Основными направлениями в формировании культуры межэтнического общения у студентов ВУЗов являются: анализ специфики формирования у людей национального самосознания и межнациональных установок, в том числе через средства массовой информации и семьюизучение культурного наследия народов с целью его сохраненияисследование духовных потребностей и интересов народов, ориентированности на современную и традиционную культуру.

Изучение и анализ педагогической теории и практики, передового и массового педагогического опыта в высшей школе, данных экспериментальных исследований, а также философской, социологической, педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме позволили предположить, что эффективность формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений возможна, если: определены. факторы формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов — психологический (личностный), педагогическийнаучно обоснован выбор содержания и технологий формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов (осуществление модернизации традиционного содержания и технологий образования) — выявлены уровни развития культуры межнационального взаимодействия у студентов (низкий, средний, высокий) — научно обоснована целевая организация учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.

Руководствуясь логикой заявленной темы, автор ограничил научное поле исследования философско-антропологическим анализом феномена духовной культуры в сфере межэтнических отношений. Актуальным направлением дальнейшего анализа, по мнению диссертанта, является изучение мо-дернизационного противостояния в современных межэтнических взаимодействиях. Также представляется перспективным исследование дальнейшего развития культуры межэтнического развития у студентов ВУЗов. В частности, автору представляется важным изучить механизмы и сравнить особенности поликультурного образования в различных полиэтничных странах.

Проделанный диссертантом анализ имеет, прежде всего, научно-практический интерес, который может быть использован в культурологических, социологических, региональных и педагогических исследованиях в системе этнического взаимодействия. Автор надеется, что проделанная работа вносит также свою лепту в изучение духовной культуры общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.: Мысль, 1991. — 169 с.
  2. Р.Г. Человек. Нации. Общество. М.: Политиздат, 1991. — 224 с.
  3. Р. Г. Национальная идея и национализм: идеи и люди // Независимая газета, 1995. 28 апреля.
  4. А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1993. — 222 с.
  5. А.В., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. -Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1994. 88 с.
  6. А.В., Авксентьев В. А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь: СГПУ, 1994. — 100 с.
  7. В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. Ч. 1 — 154 с. Ч. 2. — 170 с.
  8. В.А., Шаповалов В. А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь: СГУ, 1997. — 75 с.
  9. Актуальные проблемы культуры XX века. Курс лекций. М.: Знание, 1993. -192 с.
  10. Ю.Александров В. Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур // Культура и ценности. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1992. С. 17−26.
  11. П.Алексеев В. П. Этногенез. (Учеб. пособ.). М.: Высшая школа, 1986. — 173 с.
  12. В.В. Национальная идея и проблемы русских регионов // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 131−135.
  13. Американский характер: очерки культуры США. М.: Наука, 1991. — 384 с.
  14. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  15. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-243 с.
  16. Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев B.C., Сусолоков К. А. Этносо-циология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984.-255 с.
  17. Ю.В. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. -464 с.
  18. С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание / Под ред. Дороченко А. И. Ташкент: Узбекистан, 1991. — 124 с.
  19. А.С. Культурные основы межэтнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. С. 115−125.
  20. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 294 с.
  21. Е.В. Россия и Запад: взгляд издалека // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 58−71.
  22. М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX XX вв. // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 81−90.
  23. М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992. — 336 с.
  24. М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1995. — 470 с.
  25. Н.А. Судьба истории. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990 — 208 с.
  26. Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 2.
  27. B.C. Национальная русская идея? Русская речь! // Октябрь. 1993. № 2. С.155−183.
  28. В. X. Нация и ее национально-психологический мир. — Нальчик.: «Логос», 1996.-272 с.
  29. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.:'Наука, 1987.-334 с.
  30. Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983.-412 с.
  31. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 283 с.
  32. Ю.В. Человек в этнической национальной системе // Вопросы философии. 1988. № 7. С. 16−28.
  33. Г. Национализм и интернационализация // Международная экономика и международные отношения. 1996. № 8.
  34. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  35. .Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнологическое обозрение. 1998. № 4. С. 3−26.
  36. Е.Я., Жарников А. Е. Этнический ренессанс парадокс XX века? // Диалог. 1990. № 15. — С. 37−45.
  37. И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. — 288 с.
  38. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашек, кн. изд-во, 1974. — 376 с.
  39. Г. Ю. Гуманизм и общество будущего // СОЦИС. 1993. № 5. С. 51−59.
  40. К.С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. -М.: Наука, 1990.-240 с.
  41. Э. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль. 1994. № 5 С. 20−29.
  42. Г. Д. Национальные образы мира: Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский. М.: Совет. Писатель, 1988. -445 с.
  43. Г. Д. Национальный космо-психо-логос // Вопросы философии. 1994. № 12. С. 57−78.
  44. Г. Д. Национальный Эрос в культуре // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 134−146.
  45. Э. Нации и национализм: Пер. с англ. / Ред. и послесловие И. И. Крупника. М.: Прогресс, 1991. 320 с.
  46. А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов (очерки по конфликтологии). М. Ин-т психологии РАН, Федерация мира и согласия, Центр политических и международных исследований, 1993. — 120 с.
  47. . Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии. 1992. № 1.
  48. М.Н. Ценности русской культуры // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54−61.
  49. М.Н. Предпосылки изучения современной этнополитической ситуации в СССР // Национальные процессы в СССР. М.: Наука, 1991.
  50. А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. — 310 с.
  51. JI.H. География этноса в исторический период. Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1990. — 279 с.
  52. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: ЛГУ, 1989. — 495 с.
  53. А .Я. Историческая наука и Школа Анналов. М.: Индрик, 1993. -328 с.
  54. А.Я. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. — 288 с.
  55. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д., 1979.
  56. К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
  57. Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. -Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1996. 224 с.
  58. У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911. — 235 с.
  59. А.И. Методологические аспекты изучения культуры: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Душанбе, 1990. -20 с.
  60. Д.В. Навязанная этничность // Политические исследования. 1993. № 5. С. 24−30.
  61. Записки по проблемам национальностей / Ассоциация исследователей национальностей (Евразия и Восточная Европа). Нью-Йорк — Москва, 1993. Вып. 2.-196 с.
  62. А.А. Этнонационализм: основные концепции современной американской этнологии (аналитический обзор) // Социологические исследования. 1992. № 12. С. 118−126.
  63. А. Третий русский национализм // Дружба народов. 1993. № 1. С. 146 178.
  64. В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. 1993. № 4. С. 3−11.
  65. С.Ю. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре. Авт. диссертации. канд. филос. наук. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
  66. С.Ю. и др. Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. -76 с.
  67. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  68. С.Н. Диалоги о культуре. Д.: Лениздат, 1987. — 205 с.
  69. Н. За национальную Россию: Манифест русского движения // Слово. 1991. № 4.
  70. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс. (Под. ред. М.А. Розова). -М.: Изд-во МГУ, 1989. 228 с.
  71. И.Н. Россия и современная цивилизация // Отечественная история. 1992. № 4.
  72. Н.В. Культура народов Севера: философско-социологический анализ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 208 с.
  73. Т.Г. Возвращение утраченного: (Диалог о национальном) Казань: Татарск. кн. изд-во, 1991. — 144 с.
  74. Ист Р. Ф. Введение в этнографию. Л.: ЛГУ, 1991. — 204 с.
  75. М.С. Принципы построения историко-культурной типологии // Известия СКНЦ ВШ Общ. наук. Ростов н/Д., 1976. № 3. С. 39−48.
  76. Ю.М. Американская симфония // Вопросы философии. 1996. № 1. '
  77. К.М. Философия и культура в истории развития человечества // Вопросы философии. 1983. № 7. С. 86−99.
  78. В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития / отв. ред. Г. П. Мохоря. Кишинев: Штиинца, 1991. — 84 с.
  79. В.В. Введение в этнографию народов СССР. Ч. 1. -М.: МГУ, 1990.
  80. А.В. Национально-освободительное движение: теория и практика. -М.:'Наука, 1989.- 135с.
  81. М.С. Культурно-историческая типология как проблема исторического материализма//Вестник МГУ. 1981. Сер. 7. Философия. № 4. С. 3−12.
  82. И.А. Общечеловеческие ценности и жизнь общества // История. 1994. №№ 11, 12, 14, 16,21,24.
  83. А.И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (опыт изучения конкретной ситуации) // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 67−69.
  84. П.М. Традиции в системе этноса // Этнологическое обозрение. 1997. № 6. С. 3−13.
  85. О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // СОЦИС. 1993. № 11. С. 138−140.
  86. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М.: Совет национальностей Верховного Совета Российской Федерации, 1992. 40 с.
  87. А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.
  88. Г. Г. Философско-социологический анализ национальной культуры: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. -М., 1991. -48 с.
  89. С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.
  90. Н.К. Об интернациональной и национальной культуре // Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10-ти т., т. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 248−262.
  91. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. -144 с.
  92. М.В. Главной задачей по-прежнему остается проникновение в сущность этнических связей // Советская этнография. 1986. № 5.
  93. В.Б. Философско-педагогическая антропология: проблемы и тенденции // Вопросы философии. 1985. № 6. С. 132−139.
  94. В.Н. Современное национальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. М.: Мысль, 1988. — 202 с.
  95. Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 1992. № 12.
  96. Н.И., Беляева Л. А., Здравомыслов А. Г., Наумова Н. Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: 1996. — 221 с.
  97. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социологические исследования. 1997. № 3. С. 14−20.
  98. Н.И. Проблема социокультурной реформации в России. Тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 134−146.
  99. И.А. Русский коммунизм: альтернативы, драма духа, трагедия воли // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 3−14.
  100. Ю4.Личкова В. А. Национальный стиль искусства // Философские науки. 1991. № 1.С. 14−25.
  101. Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. М.: Изд-во «Ключ», 1990. Кн. 1.-64 с. Кн. 2−96 с.
  102. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -524 с.
  103. Э.С. Проблемы целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология в США и Канаде. -М., 1989. С. 15−61.
  104. В.В. Основные закономерности процесса интернационализации общественной жизни: Социально-философский анализ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989.-242 с.
  105. А.Д. Перестройка и нравственные ценности // Социологические исследования. 1990. № 11: С. 55−61.
  106. Ю.Матвеева С. Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии // Общественные науки и современность. 1997. № 1.
  107. А.Д. Перестройка и нравственные ценности // Социологические исследования. 1990. № 11. С. 55−61.
  108. В.М. Культура и история. М., 1977. — 197 с.
  109. Н.Н. Размышления о национализме // Социально-политический журнал. 1994. № 3−6, 7−10.
  110. Н.Муххаметбердиев О. Б. Национальное самосознание (социально-философский анализ). М.: Луч, 1992. — 140 с.
  111. Г. Н. Народные традиции и культура. Ташкент: Узбекистан, 1992.-120 с.
  112. И 6. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 624 с.
  113. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 479 с.
  114. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы / Пер. с англ. М.: Республика, 1992.-415 с.
  115. А. Перспективы русского национализма // Дружба народов. 1993. № 3.
  116. Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 53−63.1210 гуманизме в науке и культуре. Под ред. Сивоконя П. Е. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 176 с.
  117. Обозреватель. Специальный выпуск. «Национальная доктрина России». 1994. № 5−8.
  118. Обозреватель. Специальный выпуск. «Россия сегодня реальный шанс». 1994. № 21−24.124.0ртега-и-Гассет X. Человек и люди / Дегуманизация искусства и другие работы. -М.: Радуга, 1991. С. 229−476.
  119. Основы этнографии (под ред. Токарева С.А.). М.: Высш. шк., 1968. — 359 с. 1260 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — 528 с.
  120. Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социологические исследования. 1997. № 6.
  121. Параллели: (Россия Восток — Запад). Альманах философской компаративистики. — М.: ИФ АН СССР. Вып. 1, 1991. — 166 с.
  122. Д. Культурные универсалии // Философские науки. 1990. № 11. С. 110−114.
  123. М.К. Человек и культура в НТР // Вопросы философии. 1990. № 5.
  124. Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 12−22.
  125. В.В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы) // Расы и народы. Вып. 16. М.: Наука, 1986. — С. 12−30.
  126. А.А., Яковенко И. Г. Культура как система // Человек. 1997. № 5. С. 80−87.
  127. В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  128. В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Перв. пол. XIX в. М.: Мысль, 1975. — 223 с.
  129. Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990. -200 с.
  130. К. Нищета историцизма.: Пер. с англ. М.: Изд. гр. «Прогресс"-VIА, 1993.- 187 с.
  131. М.А. Современные тенденции мировых интеграционных процессов // США. Экономика. Политика. Идеология. 1997. № 8. С. 5−19.
  132. Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: СГПИ-ИСПИ-ЮР, 1994. — 123 с.
  133. Пролетарский интернационализм: вопросы идеологии и культуры. М.: Наука, 1979.-260 с.
  134. . Массовая культура. М.: Прогресс, 1979. — 487 с.
  135. Раздумья о будущем: Диалоги в преддверии третьего тысячелетия. М.: Политиздат, 1987. 175 с.
  136. Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. (Составитель С.К. Иванов). -М.: Прогресс, 1994. 463 с.
  137. В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. М.: Наука, 1991.- 192 с.
  138. Русская идея: сост. М. А. Маслик. М.: Республика, 1992. — 496 с.
  139. С.И. Идея универсальности культуры // Философские науки. 1994. №№ 1,2,3.
  140. В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 217 с.
  141. Самосознание европейской культуры XX в. М.: Политиздат, 1991 — 365 с.
  142. Ю.Ф. Человек и этнос // Социально-политический журнал. 1994. №№ 9,10.
  143. Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
  144. М.А. Влияние дискурса традиционных культур на становление полицентрического образа фундаментальной науки (востребование наследования традиционных культур в компьютерную эпоху) / Ориентация поиск. Восток в теориях и гипотезах. — М., 1992.
  145. . Дж. Демократическое решение проблем этнического множества // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 89−97.
  146. Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // СОЦИС. 1999. № 1. С. 3−26.
  147. Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1977. Изд. 2-е.
  148. Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Наука, 1994. — 252 с.
  149. Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свободная мысль. 1994. № 1. С. 53−60.
  150. B.C. Русская идея / Смысл любви. М.: Современник, 1991. С. 4168.
  151. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.
  152. М. Социокультурные аспекты европейской интеграции // Международная экономика и международные отношения. 1996. № 12.
  153. B.C. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Философский альманах. 1991. С. 4−47.
  154. А.А. Русский этнос в XX веке: этапы кризиса экстенсивной культуры // Мир России. 1994. № 2.
  155. Сысоева J1.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск. Изд-во Том. ун-та, 1989. 232 с.
  156. Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс: правомерен ли термин? // Дружба народов. 1989. № 2. С. 179−189.
  157. В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 12.
  158. В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3−7.
  159. В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнологическое обозрение. 1998. № 5. С. 3−26.
  160. А. Постижение истории. -М.: Прогресс, 1991.
  161. О. Власть. Раса. Культура / Новая технологическая волна на Западе.-М., 1984.
  162. А.Н., Алексеев А. С. Проблема общечеловеческого в политике: (История и современность). Изд-во Ирк. ун-та, 1991. — 133 с.
  163. А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. — 333 с.
  164. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985, 268 с.
  165. А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль. 1995. № 3. С. 78−86.
  166. А.И. Россия и Запад: мир общечеловеческих ценностей или планетарной разобщенности? // США. Экономика. Политика. Идеология. 1997. № 3. С. 73−83.
  167. К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6-ти тт. T.l. -М.: Педагогика, 1988. С. 194−256.
  168. Ф. С. Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997. № 8.
  169. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 21−34.
  170. Философия в России XIX начала XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. — М.: ИФАН, 1991.
  171. C.JI. Русское мировоззрение / Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-510 с.
  172. C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 511 с.
  173. C.JI. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -366 с.
  174. Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы современности (социально-философский анализ). Майкоп: Изд-во «Зихи», 1997. -194 с.
  175. И.Г. Синтез искусств как средство выразительности // Философские науки. 1991. № 7. С. 45−57.
  176. С. Конфликт цивилизаций // Полис. 1994. № 1.
  177. С. Столкновение цивилизации и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. № 3. С. 133−136.
  178. Художественная культура: проблемы и суждения. -М.: Знание, 1982 63 с.
  179. B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф. дис.. д-ра философ, наук. Свердловск, 1984. — 42 с.
  180. М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. № 4.
  181. JI.H. Этнокультурная история южнорусского населения // Этнологическое обозрение. 1998. № 5. С. 27−43.
  182. С.В. Россия и Запад. Метаморфозы восприятия. М.: Наука, 1993. -140 с.
  183. Чучин-Русов А. Е. Культурный плюрализм // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 165−174.
  184. А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп: Изд-во АГУ, 1996. — 168 с.
  185. Г. Х. Куда идет человечество? (Критические очерки немарксистских концепций будущего). М.: Мысль, 1985. — 192 с.
  186. С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М.: Мысль, 1974. — 254 с.
  187. О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. 1. Геш-тальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. -М.: Мысль, 1993.-663 с.
  188. Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. — 601 с.
  189. Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение: Методологический аспект. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. — 176 с.
  190. Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры (отв. ред. Чистов В.К.). М.: Наука, 1987. — 558 с.
  191. Этническое и эстетическое (в системе ценностей). Д.: Изд-во Ленингр. унта, 1971.- 173 с.
  192. Этнические проблемы современности. Материалы XLI научной конференции преподавателей и студентов. Ставрополь: СГУ, 1996. — 54 с.
  193. Этнография. Учебное пособие / Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. -М.: Высшая школа, 1982.
  194. Юнг К. Г. Коллективное бессознательное // Вопросы философии. 1988. № 11.
  195. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сб. (Пер. с англ.). СПб.: Университетская книга, 1997. — 544 с.
  196. A.M. Интернациональное и национальное в развитии духовных ценностей советского народа. Ташкент: Фан, 1987. — 208 с.
  197. Р.Г. Поиск народной идеи // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 15−21.
  198. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  199. Glazer N., Moynihan D.P. Ethnicity. Theory and Experience. Cambridge -Mass. 1975.
  200. Nash. M. The cauldron of ethnicity in the modern world. Chicago, L., 1989.
  201. Park R. Rase and Culture. Illinois, 1950.
Заполнить форму текущей работой