Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Энергосбережение как элемент системы экономической безопасности жилищно-коммунального хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сфере энергосбережения коммунальных услуг, острой проблемой является несоответствие (финансовое, инвестиционное, инновационное) между высокой значимостью социальной функции управления, функций генерирования денежных потоков за услуги, управления эксплуатацией жилищного фонда и низкой надежностью реализации данных управленческих функций. На основании выше изложенного нами были выявлены основные… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы энергетической безопасности жилищнокоммунального хозяйства
    • 1. 1. Экономическая сущность, роль и место энергетической безопасности в системе экономической безопасности жилищнокоммунального хозяйства
    • 1. 20. собенности жилищно-коммунального хозяйства как субъекта энергосбережения
    • 1. 3. Энергоэффективность как составляющая энергобезопасности
  • 2. Состояние и тенденции энергетической безопасности жилищно-коммунального хозяйства
    • 2. 1. Современное состояние экономической безопасности энергетического комплекса России и ее регионов
    • 2. 2. Динамика развития энергетики жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края
    • 2. 3. Анализ реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Ставропольском крае
  • 3. Приоритетные направления совершенствования энергетической безопасности
    • 3. 1. Кластерный подход в управлении энергобезопасностью жилищно-коммунального хозяйства
    • 3. 2. Модели, механизмы и инструменты энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства
    • 3. 3. Инновационное энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве

Энергосбережение как элемент системы экономической безопасности жилищно-коммунального хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования Независимо от исторической эпохи жизнедеятельность и безопасность любого государства всегда были неразрывно связаны с наличием стратегических ресурсов как источника формирования национального потенциала, постоянно эволюционирующего во времени и изменяющегося в контексте мирового научного процесса, способного обеспечивать поступательное, динамичное развитие нации и гарантировать ее безопасность. Обеспечение энергетической безопасности как важнейшей составляющей всей системы экономической и национальной безопасности является одним из условий устойчивости системы экономических, социальных и экологических параметров, определяющих качество жизни населения и являющихся по своей сути показателями эффективности государственного управления.

Энергетическая безопасность России опирается на богатейшую сырьевую базу стратегических ресурсов и созданный производственный потенциал топливно-энергетического комплекса (ТЭК), способные обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать ее безопасность. Однако в последние десятилетия, несмотря на энергетическую независимость и самостоятельность, перед Россией все острее встает проблема энергетической безопасности, что связано с неуклонным уменьшением запасов вовлекаемых в освоение объектов и ухудшением характеристик запасов данных месторождений при том, что экспорт сырья, особенно углеводородного, продолжает неуклонно расти.

При этом энергетическая составляющая в жилищно-коммунальном хозяйстве страны является основополагающим элементом экономической безопасности и стабильности общества в аспекте новых геополитических реалий. Это объясняется тем, что жилищно-коммунальные услуги имеют особое значение в определении уровня жизни населения, кроме того, они являются жизненно необходимыми. От качества и стабильности предоставляемых услуг зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своих жилищах. Именно поэтому сфера жилищно-коммунальных услуг представляет собой одну из важнейших систем жизнеобеспечения общества.

В настоящее время проблемы модернизации развития российской экономики становятся не только одними из наиболее актуальных, но и одними из самых противоречивых. При этом сохранение примитивной сырьевой экономики, хронической коррупции, низкой энергоэффективности производства, недостаточной производительности труда и ряда других негативных моментов обусловлено не только низкой эффективностью менеджмента на всех уровнях, но и существованием реальных экономических стимулов именно такого образа действий и решений участников хозяйственных процессов. Практически все указанные негативные явления присущи сфере жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, актуальность данной диссертационной работы обусловлена отсутствием комплексного подхода к обеспечению энергосбережения как основного фактора экономической безопасности в жилищно-коммунальном хозяйстве, и отсутствием концептуальных положений по повышению надежности, качества энергоснабжения населения, в том числе и с применением энергосберегающих технологий.

Степень разработанности проблемы. Вопросам обеспечения экономической безопасности и её зависимости от экономических процессов в тесной связи с институциональными структурами посвящены труды Архипова А., Белоусова Р., Герасименко В., Глазьева С., Капканщикова С., Ноздрань Н., Овсиенко Ю., Шибалкина О.

Теоретические основы экономической безопасности России и ее регионов были отражены в трудах Богомолова В., Вечканова Г., Кочергиной Т., Абалкина Л., Бурцева В., Илларионова А., Олейникова Е., Сенчагова В., Фетисова Г., Коржова Г., Донской Г., Кидуэлл Д., Петерсон Р.,.

Блэкуэлл Д. и др.

Вопросы теории и практики функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства исследовали Авдеев В., Барулин С., Болотин В., Графов А., Гуртов В., Дурнев В., Иванищев С., Игнатов Л., Жуков Д., Каменева Е., Кесарева Н., Лопасов В., Лубенец Г., Мальцев Д., Павлов В., Ряховская А., Слесарев Д., Тартышов Ю., Тихомирова Л., Улюкаев А., Юнацкевич П., Яськов Н. и др. При этом, особое внимание непосредственно теории и практике управления качеством жилищно-коммунальных услуг уделено в работах Аверченко В., Аксенова П., Богомолова А., Донскова С., Коломейцева А., Лугового Н., Мальгинова Г., Никифоровой В., Новикова Е., Нотенко С., Рыженко И., Силина С., Стерника Г., Чекановского Ю., Шаститко А. и др.

Однако до сих пор не сформировано единого понятие энергосбережения, как одного из основополагающих элементов энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве. Его структурирование позволит выявить категории, наиболее полно определяющие рассматриваемую нами систему энергетической безопасности как основу экономической безопасности. Не систематизированы факторы, направленные на преодоления барьеров, а также отсутствует кластерный подход к управлению энергоэффективностью отрасли коммунального хозяйства.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК (по экономическим наукам). Диссертация выполнена в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасностьв соответствии с паспортом специальностей п.п. 12.10 «Механизмы и инструменты создания эффективной системы экономической безопасности" — 12.21 «Развитие методологии разработки доктрин экономической безопасности по отдельным сферам (продовольственная, энергетическая, военно-промышленная и др.)».

Объектом исследования диссертационной работы является энергетика в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Предметом исследования — совокупность организационно-экономических отношений по обеспечению экономической безопасности в энергетическом комплексе жилищно-коммунального хозяйства.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на научных воззрениях автора, согласно которым энергетика жилищно-коммунального хозяйства — базовый компонент нового технологического уклада энергосбережения, способного обеспечить его развитие, на основе структурно-логических моделей, направленый на усиление стимулирующих методов воздействия экономической безопасности данной отрасли.

Цель исследования заключается в развитии теории и практики энергосбережения и энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующей совокупности научных задач, определивших логику и структуру диссертационного исследования:

— уточнить экономическую сущность, роль и место энергетической безопасности в системе экономической безопасности ЖКХ;

— выявить особенности ЖКХ как субъекта энергосбережения;

— определить взаимосвязь категорий «энергосбережение», «энергоэффективность» и «энергобезопасность»;

— выполнить анализ состояния и тенденций энергетической безопасности ЖКХ России и ее регионов, включая СКФО и Ставропольский край;

— развить методологию кластерного подхода в управлении энергобезопасностью ЖКХ;

— усовершенствовать модели, механизмы и инструменты энергосбережения ЖКХ;

— разработать практические рекомендации по инновационному энергосбережению. послужили труды отечественных и зарубежных ученых, критически осмысленные и творчески воспринятые методологические приемы и подходы представителей различных научных школ по вопросам экономической безопасности. В процессе исследования изучалась фундаментальная и специальная научная отечественная и зарубежная литература, соответствующие правовые акты и нормативные документы, материалы научных конференций по данной проблеме.

Инструментально-методологический аппарат. В ходе работы использовались следующие методы исследования: сравнительный, абстрактно-логический, экономико-статистический, моделирования, экспертных оценок, методы сравнительного и контентанализа.

Информационной и эмпирической базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, Концепция и Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, законы Российской Федерации и Ставропольского края, Указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, материалы Министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи Ставропольского края, международных, всероссийских и региональных конференций, интернет-порталов, а также данные, полученные автором в процессе исследовательской работы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в углублении и совершенствовании концептуальных положений повышения энергетической безопасности, как составной части экономической безопасности, разработке эффективных стратегических, организационно-экономических инструментов развития сферы жилищно-коммунального хозяйства, позволяющих системно модернизировать управление данной отраслью.

Конкретные положения, обеспечивающие приращение научного знания, раскрыты в совокупности следующих полученных результатов:

— опираясь на критический анализ зарубежного и отечественного опыта, уточнены сущность, роль и место понятия экономической безопасности энергосбережения в системе ЖКХ, выявлены специфические особенности эффективного использования внутренних и внешних ресурсов, призванных стимулировать энергоснабжение субъектов хозяйственной деятельности и население без ущерба для экономической безопасности региона;

— выделены и обоснованы факторы, определяющие современное состояние экономической безопасности энергетического комплекса ЖКХ, доказана сопряженность процессов повышения энергоэффективности и экономической безопасности регионов как субъектов хозяйствования;

— разработаны научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию формирования и развития жилищно-коммунального кластера, как новый дополнительный способ повышения эффективности системы управления энергосбережением ЖКХ, организации жилищно-коммунальной политики и жизнеобеспечения территорий;

— разработаны структурно-логические модели, направленные на повышение энергосбережения, основанные на инновационном развитии и взаимодействии региональных государственно-частных компаний с субъектами жилищно-коммунального комплекса, а также система элиминирования сдерживающих барьеров.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в решении поставленных диссертантом задач, разработке практических предложений по формированию и реализации энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальной отрасли, направленных на повышение энергетической безопасности региона.

Теоретические идеи и положения работы могут быть применены в процессе преподавания в вузах курсов по региональной экономической безопасности, стратегическому менеджменту региона, мониторингу социально-экономического состояния региона и пр., а также использоваться в дальнейших диссертационных исследованиях по проблемам экономической безопасности.

Отдельные положения, выводы и рекомендации, полученные в процессе исследования, носят универсальный характер и могут быть предложены для применения в других регионах Российской Федерации.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и результатов подтверждается применением системного и экономического анализа, статистических методов, признанных научным сообществом.

Апробация результатов исследования. Основные научные и методологические положения диссертации опубликованы в научных журналахдокладывались на следующих научно-практических конференциях: Основные научные и методологические положения диссертации опубликованы в научных журналах, докладывались на следующих научно-практических конференциях: юбилейных научно-методических конференциях «Университетская наука — региону» (2005г., 2006 г., 2010 г.) — региональной научно-практическая конференция «Проблемы глобализации и регионализации современной экономики: опыт и перспективы» Ставрополь 2006. всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы экономических наук.» (Новосибирск, 2009.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 13 печатных работ, в том числе 3 — в журналах из перечня ВАК, общим объемом 3,11 п.л., в том числе авторских — 2,91 п.л.

Заключение

.

Проанализировав несколько определений понятия экономическая безопасность, данная дефиниция нами рассмотрена как способность ТЭК на основе эффективного использования внутренних и внешних ресурсов обеспечивать надежное энергоснабжение субъектов хозяйственной деятельности и население, без ущерба для экономической безопасности региона.

Нами было определено что, состояние защищенности, или энергетическая безопасность государства постоянно меняясь, эволюционирует под действием внутренних и внешних факторов, достигает некоего уровня сбалансированности взаимосвязанных элементов государства, общества (включая факторы, условия и механизм обеспечения этого состояния), обладающих собственной, целостной и законченной системой жизнеспособности, устойчивости, а значит, находящихся в состоянии равновесия.

Рассмотрев основные понятия и экономическую сущность, мы структурировали роль и место энергетической безопасности в системе экономической безопасности, как категории наиболее полно определенной в рамках теории динамических систем, согласно которой уровень энергетической безопасности соответствует состоянию эволюционирующей системы в каждый момент времени. Далее нами было выявлено, что энергетическая безопасность неотъемлемая часть экономической безопасности, основанная на зависимости экономики от стабильных поставок энергоресурсов, показывая насколько это развитие, соответствует уровню национальной безопасности. Является интегральным показателем, обеспечения экономической безопасности конечного энергосбережения постоянно развивающегося, реализующего на практике многообразие форм и способов, постоянно модифицируя их в условиях конкретных регионов.

Таким образом, проанализировав базовые категории понятия экономическая безопасность, данная дефиниция нами рассмотрена как способность ТЭК на основе эффективного использования внутренних и внешних ресурсов обеспечивать надежное энергоснабжение субъектов хозяйственной деятельности и население, без ущерба для экономической безопасности региона.

Соответственно из проведенного нами исследования, можно охарактеризовать основные угрозы современного состояния экономической безопасности энергетического комплекса ЖКХ. В СКФО можно назвать лишь один регион отвечающий критериям безопасности из выделенного нами направления электрои теплоэнергии, им является Ставропольский край. Остальные регионы получают большую часть энергию из других административных единиц. Состояние межсистемных связей, их пропускные способности и величина поставляемой извне её доли от общей потребляемой энергии очень важны, поскольку при больших объемах поставляемой из вне электроэнергии возникает угроза её недопоставок, тем самым ведет к усугублению ситуации в округе.

Таким образом, Вопросы энергетической эффективности сегодня становятся инструментом повышения экономических показателей предприятий края, снижения расходов краевого бюджета и местных бюджетов, решения природоохранных проблем. Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий для снижения расходов краевого бюджета и местных бюджетов, мероприятия Программы должны быть направлены на приоритетное решение задач энергосбережения в социальной и жилищно-коммунальной сферах края.

Важное значение формирования кластеров для повышения эффективности и конкурентных преимуществ имеет доступность информации по маркетингу, статистическим и оценочным показателям, современным технологиям, текущим и перспективным потребностям в жилищно-коммунальных услугах. В рамках жилищно-коммунального кластера доступ к информации может быть организован менее затратно для входящих в него структур, создавая условия для более результативной работы.

Создаваемые жилищно-коммунальным кластером информационные преимущества обеспечиваются за счет близости (технологической, организационно-экономической) структур, наличия постоянных контактов и общественных связей.

Таким образом, кластеры в жилищно-коммунальной сфере могут рассматриваться как новый дополнительный способ повышения эффективности системы управления ЖКХ, организации жилищно-коммунальной политики и жизнеобеспечения территорий.

Структуризация системы оценки энергосберегающих мероприятий.

Внедрение энергосберегающих технологий изменяет технико-экономические показатели теплоснабжающей организации, снижает ее доходы и, как следствие, вызывает скрытое противодействие процессу энергосбережения. С другой стороны, реализация потенциала энергосбережения у потребителей тепловой энергии приводит к уменьшению сбыта продукции предприятиями тепловых сетей и, как следствие, к очередному увеличению тарифов.

Фрагментарно мы обобщили и систематизировали основные проблемы рассматриваемой отрасли. В результате этого нами были предложены две сферы влияния на энергосбережение и энергоэффективноть коммунальных услуг. Также уточнены основные направления и механизмы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, позволяющие говорить о том, что воздействовать на комплексный характер проблем ЖКХ, можно одной из представленных нами моделей.

Структурно-логическая модель взаимодействия РГЧК с различными субъектами ЖКК региона направленного на развитие энергосбережения, взаимодействует и с другими субъектами ЖКК региона. При этом за каждым из участников ЖКК должны быть закреплены определенные, согласованные в индивидуальном порядке с каждым из них, функции.

Администрация региона совместно с Жилищным Комитетом, Строительным комитетом и Комитетом по Управлению Государственным имуществом формирует нормативно-правовую базу для деятельности РГЧК, а также обеспечивает на первом этапе целевое бюджетное финансирование инвестиционного проекта целевой программы развития системы управления ЖКК.

Для эффективной работы ЖКК необходимо рассмотреть систему управления им, как совокупность управляющей и управляемой подсистем. Управляющая подсистема вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, во главе которой находится центральное звено, т. е. РГЧК ЭСР ЖКК. Управляемая система, т. е. ЖКК, воспринимает принятые управленческие решения и реализует их на практике.

В сфере энергосбережения коммунальных услуг, острой проблемой является несоответствие (финансовое, инвестиционное, инновационное) между высокой значимостью социальной функции управления, функций генерирования денежных потоков за услуги, управления эксплуатацией жилищного фонда и низкой надежностью реализации данных управленческих функций. На основании выше изложенного нами были выявлены основные проблемы, и намечены основные направления для улучшения ситуации в исследуемой нами области. Во-первых, субъекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры должны максимально полно обеспечивать как генерацию денежных потоков и платежей, что будет являться основой финансирования комплекса, так и функцию самоуправления в жилищной сфере. Во-вторых, требуется, как минимум, удвоение государственных инвестиций на реформирование и модернизацию ЖКК. В-третьих, развитие инновационного потенциала является одним из основных принципов энегосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Таким образом, мы можем определить, что инновационная деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве реализуется через формирование и выполнение его инновационных программ, сформулированных с учетом направлений долгосрочного развития страны и отрасли, на основе технической политики, миссии и стратегии развития энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства, определяющей параметры его долгосрочного развития на основе внедрения нововведений.

В своем исследовании мы предлагаем уточнить понятие управления инновационным энергосбережением жилищно-коммунальном секторе. Таким образом, данный вид деятельности будет являться систематизированным и планово-организационным, направленным на создание и внедрение инноваций, контролирующий и оценивающий эффективность и совершенствование энергосбережения данного комплекса в целом.

Проведенные исследования известных теорий управления инновационными проектами и анализ проблем управления системами энергосбережения бюджетных организаций, позволили выявить основные отличия инновационных энергосберегающих проектов реализуемых в бюджетной сфере от аналогичных проектов внедряемых в производственных отраслях экономики нашей страны.

Таким образом, выявленные нами направления будут способствовать интеграции инновационной деятельности в систему управления жилищно-коммунального хозяйства, реализуемых путем введения новых элементов, усовершенствования процессов и процедур, развитие целей и целевых показателей эффективности этой деятельности.

Основанием для преодоления данных проблем должно стать структурирование факторов препятствующих развитию системы направленной на проведение энергоэффективного функционирования отрасли коммунального хозяйства.

Структурировав преодоления барьеров влияющих на развитие энергоэффективности ЖКХ мы предложили 4 аналогичных группы, которые направлены на преодоление барьеров в развитии данного направления: усиление мотивации, своевременное и в полном объеме информирование, самофинансирование объектов, создание структурных подразделений по организации и координации определенных действий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л., Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994 г. № 12. — С. 48−59-
  2. , А. В. Реформирование электроэнергетики России: краткий анализ концепции формирования отрасли / А. В. Акулов // Север и рынок. — 2006. —№ 1. С. 205−211.
  3. , Э. Г. Моделирование состояния и прогнозирование развития региональных экономических и энергетических систем / Э. Г. Альбрехт. М.: Экономика, 2004. 462 с.
  4. Анализ взаимодействий экономики и энергетики в период рыночных преобразований / отв. ред. М. В. Лычагин, Л. Б. Меламед. — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2002. 271 с.
  5. Л.С., Дальнов Г. Н., Новичков И. В. Экономическая безопасность России в условиях социальной модернизации. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999-
  6. А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения, 2000 г. № 10. — С. 2842-
  7. С. Коммунальный коммунизм / «Коммерсантъ», № 173 (3257) от 15.09.2005.
  8. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. — № 12. -С.36−44-
  9. А.Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: все, что о ней слышали и хотим знать. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  10. А.И. Экономика промышленности: Учеб. пособие для вузов. В 3-х т. Т. 2. Экономика и управление энергообъектами. М.: Издательство МЭИ. 1998.
  11. А.И., Кожевников H.H., Басова Т. Ф. Экономика и управление энергообъектами. Кн. 2. РАО «Р.ЭС России». Электростанции. Электрические сети. М.: Издательство МЭН, 1998.
  12. С.С. Продовольственная безопасность как составляющая экономической безопасности — http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/ v2/a02html-
  13. В.Н. Вариантность определения сущности экономической безопасности. Воронеж:// Вестник центра исследований региональной экономики. — 2004. — № 3. — С.71.-
  14. С.В., Каменева Е. А. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М.: Ось-89, 2003.
  15. Взаимодействие экономических и энергетических факторов при диагностике безопасности регионов России / Отв. ред.: А. И. Татаркин, А. А. Куклин. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. — 104 с.
  16. Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов Российской Федерации / под ред. А. И. Татаркина. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. — 288 с.
  17. A.B. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации: основные понятия, классификация, содержание. М., 1998-
  18. A.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЗАО «ЭдасПак», 2000. — 345с.-
  19. С.П. Особенности обеспечения экономической безопасности -отрасли национальной экономики www.cfin.ru/bandurin/article/ sbm05/04.shml-
  20. , Н. И. Мониторинг и индикативный анализ энергетической безопасности / Н. И. Воропай и др. // Энергетическая политика. — 1996. -№ 2.- С. 15−16.
  21. , Н. И. О сущности и основных проблемах энергетической безопасности России / Н. И. Воропай, С. М. Клименко, JI. Д. Криворуцкий //
  22. Известия академии наук. Энергетика. 1996. —№ 3. С. 38 — 49.
  23. , Н. И. Региональные проблемы энергетической безопасности России / Н. И. Воропай, Н. И. Пяткова, М. Б. Чельцов // Известия академии наук. Энергетика.- 1999.- № 3.- С. 47−55.
  24. , А. Р. Формирование системы управления энергетической безопасностью на региональном уровне / А. Р. Гафуров // Экономика и управление. 2009. № 9. — С. 40−44.
  25. ГипроКоммунэнерго GiproCommunenergo сайт. URL: www.gken.ru
  26. С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс// Российский журнал. 1997. — № 1-
  27. А.Е., Хоминич И. П. Экономическая безопасность: новые вызовы и угрозы в условиях глобализации/ Сб. Вестник академии налоговой полиции. М., РИО АНП, 2003. — С.33−35-
  28. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow-
  29. .В., Павлов В. И., Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник для вузов (под ред. Сенчагова В.К.) Изд.1-е/2-е: М., Дело, 2005. 896с.-
  30. А.Б. Имущественная дифференциация населения: методы оценки // «Проблемы теории и практики управления», № 4, 2007.
  31. С.М. Обеспечение экономической безопасности трансграничных регионов России. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Москва, 2006.-208с.-
  32. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А. Г. Гранберга, С.Д.Валентея- Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2006. -402с.-
  33. И.В. Формирование региональной системы обеспечения экономической безопасности Электронный ресурс.: дис.канд. экон. наук: 08.00.05.-М.:РГБ, 2007-
  34. Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности //Вопросы экономики. 2000. — № 5. — С.42−45-
  35. , А. Ф. Роль тарифной политики в реализации программы энергосбережения России / А. Ф. Дьяков, В. В. Платонов // Энергетик. -2001.-№ 2.- С. 4−6.
  36. Н.В. Система критериев и показателей для оценки состояния экономической безопасности // Информационный бизнес в России: Сб. науч. тр. по материалам научно-практического семинара. Тамбов, 2001. -С.42-
  37. А., Окишев А., Столяров Г. Энергетикам будет тепло / «Ведомости-Самара», № 119 (1893) от 02.07.2007.
  38. С.Г. Сущность и методы оценки экономической безопасности http://www.masters.donntu.edu.ua/2004/fem/ryabkina-
  39. Ю.Г., Кузьмичев А. И., Лавин И. А. «Энергоэффективность в ЖКХ и снижение темпов роста тарифов на энергию» / Информационно-аналитический журнал «Энергонадзор и энергоэффективность», № 3 2003.
  40. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г.) // Система «Гарант" —
  41. Инвестиционный климат, стратегия и эффективность регионального управления// Эксперт. 2003. — № 43-
  42. Информационные Технологии в Управлении энергоэффективностью ЖКХ» Электронный ресурс. / А. Булатов // http://www.nnit.ru/news20/no85898/
  43. Исследование отраслевых и региональных проблем формирования энергетической безопасности / A. JL Мызин, П. Е. и др. // Экономика региона. 2008. № 3. — С. 81−88.'
  44. П.В., Кочергина Т. Е. Экономическая безопасности региона (на примере Южного Федерального Округа). // Известия ВУЗов. Северо
  45. Кавказский регион. Общественные науки, 2001 г. № 1. — С. 49−59-
  46. Классификация состояний безопасности региональных экономических и энергетических систем / А. И. Татаркин и др. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2003. 94 с.
  47. , Г. Ф. Принципы и рекомендации по обеспечению надежности электроснабжения крупных городов, промышленных центров и регионов России / Г. Ф. Ковалев // Известия РАН. Энергетика. 2009, № 1. С. 113−119.
  48. Комплексная методика диагностики энергетической безопасности территориальных образований Российской Федерации (вторая редакция). / А. И. Татаркин и др.- под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург, 2002. 80 с.
  49. Концепция безопасности города Ставрополя, одобренная решением Ставропольской городской Думы от 27 апреля 2006 г. № 22 // Система «Гарант" —
  50. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 2000. —10 января-
  51. JI.H. и др. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального предприятия // ЖКХ 2006.
  52. Н.Д., Федоров В. Г., Сергеев М. Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2001. — № 2. -С.42−48-
  53. . А., Материалы Международной научно-технической конференции «Теоретические основы теплогазоснабжения и вентиляции», 23 25 ноября 2005, МГСУ сайт. URL: http://tgv.mgsu.ru
  54. В. Региональные аспекты экономической безопасности Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч.степ. канд. экон. наук. — М., 2002. — 139с.-
  55. Г. М. Теория экономической безопасности страны // Экономическая теория (политэкономия): Учебник. 3-е изд./ Под ред. В. И. Видяпина и Г. П. Журавлевой. М.: «Инфра-М», 2000. — 344 е.-
  56. А. И. «Региональные проблемы реализации государственнойполитики в сфере энергосбережения и развития энергетической инфраструктуры» / Межрегиональная научно-практическая конференция
  57. Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы важный резерв управления финансов России — 2006.
  58. , А. С. Исследование систем управления / А. С. Малин, В. И. Мухин. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 420 с.
  59. , Л. А. Оптимизация развития управления больших систем энергетики: учеб. пособие / Л. А. Мелентьев. — М.: Высшая школа, 1982. — 319 с.
  60. Методика диагностики экономической и энергетической безопасности государства / Л. Л. Богатырев и др. — Под ред. А. И. Татаркина, А. М. Мостепанова. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. 93 с.
  61. Методы и модели разработки региональных энергетических программ / Б. Г. Санеев и др. — отв. ред. Б. Г. Санеева. Новосибирск: Наука, 2003- 140 с.
  62. Методы и средства для исследования региональной энергетики / под ред. Л. Д. Криворуцкого. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2002. 143 с.
  63. , В. И. Исследование систем управления. Анализ и синтез систем управления / В. И. Мухин. М.: Экзамен, 2003. 384 с.
  64. Надежность систем энергетики: достижения, проблемы, перспективы / Г. Ф. Ковалев и др.- Под ред. Н. И. Воропая. — Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 1999. 434 с.
  65. Надежность топливо- и энергоснабжения и живучесть систем энергетики регионов России / Л. Л. Богатырев и др. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2003. — 392 с.
  66. О проекте доклада «Экономические проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов» // «Аналитический вестник», № 14 (234), 2004 (www.rosteplo.ru — официальный Интернет-сайт Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение»).
  67. Официальный сайт «Энергетика. Оборудование. Документация». -http://forca.ru.
  68. Официальный сайт «Энергоснабжение регионов России» -http://www.russia-energy.ru
  69. Официальный сайт Института энергетической стратегии. -http ://www. energy strategy .ru.
  70. Официальный сайт Министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи Ставропольского края http://www.stavminprom.ru.
  71. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru.
  72. Положение о Совете безопасности Российской Федерации, утверждённое Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 // Система «Гарант" —
  73. Положение о совете по экономической и общественной безопасности Ставропольского края (утв. постановлением Губернатора Ставропольского края от 25 января 2002 г. № 37) // Система «Гарант" —
  74. Положение об аппарате Совета безопасности Российской Федерации, утверждённое Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. // Система «Гарант" —
  75. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 8 августа 1996 г. № 327-СФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации» // Система «Гарант" —
  76. , Н. И. Надежность энергоснабжения: тенденции изменения потенциальных возможностей отраслей ТЭК / Н. И. Пяткова, М. Б. Чельцов // Известия РАН. Энергетика. 2009, № 5. С. 8−16.
  77. , А. Н. Ресруктуризация Российской электроэнергетики: методология, практика, инвестирование / А. Н. Раппорт. М.: Экономика, 2005.-215 с.
  78. РЕФЕРАТ к отчету о научно-исследовательской работе: Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры Российской Федерации // Министерство регионального развития сайт. URL: http://www.minregion.ru/
  79. Н.Д. Экономика энергетики: учеб. пособие для вузов. — М.: Издательство МЭИ, 2005.
  80. Н.Д. Экономические и технологические основы энергоэффективного производства. М.: Издательство МЭИ. 2002.
  81. Российская Федерация. Законы. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: федер. закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 16. — Ст. 1316.
  82. Российская Федерация. Правительство. О генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 февраля 2008 года № 215-р // Российская газета. 2008. — 23 февраля. С. 15.
  83. Российская Федерация. Правительство. Об энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р // Российская газета. — 2009. — 13 ноября.— С. 24.
  84. Российская Федерация. Правительство. Об энергетической стратегии России на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 августа 2009 года № 1234-р // Российская газета. 2003. 28 августа. -С. 22.
  85. Российская Федерация. Президент. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 // Российская газета. — 1996. — 14мая.-С. 12.
  86. Руководство ОСЛО. Руководство по сбору и анализу данных поинновациям. Третье издание. М., ЦИСН- 192 с., 2006
  87. М.Б. Источники повышения эффективности в сфере ЖКХ // «Жилищно-коммунальное хозяйство», № 11−12, 2003.
  88. В. Концепция экономической безопасности регионов. -www.univermvd.ru/digest/99 0407zachbez.htm?y=ry-
  89. Л.К. Методические аспекты оценки экономической безопасности региона: по материалам Оренбургской области. Дисс.канд.экон. наук. М., 2005-
  90. , В. Л. Исследование систем управления / В. Л. Сендеров, Е. Н. Дуненкова. М.: МГОУ, 2001.- 189 с.
  91. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. // Финансовая Россия. 2000. — август. — № 30-
  92. В.К. Экономическая безопасность России: тенденции, методология, организация. М., 2000-
  93. Ю.Ф., Ткачева Н. А., Яковлев В. А. ЖКХ. Справочник для работников муниципальных образований. М.: ИКЦ «МарТ», 2007.
  94. Системные исследования проблем энергетики / Отв. ред. Н. И. Воропай. — Новосибирск: Наука, 2000. — 558 с.
  95. Совет безопасности Российской Федерации -http://www.rainbou.gov.ua/-
  96. Состояние и динамика изменения уровня региональной энергетической безопасности / А. Л, Мызин и др. // Экономика региона. 2006. № 4. — С. 2336.
  97. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник/ территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю 2009 г — 274 е.-
  98. Статистический подход к оценке влияния энергетических и экономических факторов на энергетическую безопасность регионов / А. Л. Мызин и др.: УрО РАН // Метастабильные состояния и фазовые переходы. -2000.-Вып. 4.-С. 96−102.
  99. , И. Р. Базис энергосбережения / И. Р. Степанов. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2003. 90 с.
  100. Строительство и жилищно-коммунальный комплекс: Энергоэффективность. Инвестиции. Инновации
  101. Угрозы безопасности России на Северном Кавказе / Коллектив авторов- под общ. Ред. Н. П. Медведева и П. В. Акинина Ставрополь, 2004 г. — 336 е.-
  102. Указ Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» 29.04.96 № 608-
  103. Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» № 24 от 10.01.2000 г. // Российская газета. 2000 г. -18 января-
  104. , Н. В. Комплексный подход при разработке программ энергосбережения / Н. В. Филатов // Энергосбережение. 2007. — № 5. — С. 64−66.
  105. , А. М. К вопросу о сущности, содержании и механизме обеспечения энергетической безопасности государства / А. М. Филипченко // Финансы и кредит. 2005.- № 1.- С. 55−68.
  106. , А. М. Совершенствование системы обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации / А. М. Филипченко // Финансы и кредит. 2004. № 30. — С. 64 — 76.
  107. Формирование пороговых значений индикаторов энергетической безопасности / Л. Л. Богатырев и др. // Проблемы развития и функционирования электроэнергетических систем. — Екатеринбург: Вестник УГТУ, 2000. № 2. С. 176−179.
  108. , Е. В. Исследование систем управления: учебное пособие / Под ред. Ю. В. Гусева. М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. 367 с.
  109. Центр по эффективному использованию энергии Электронный ресурс. // http://www.cenef.ru/
  110. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации / А. М.
  111. Мастепанов и др. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. 476 с.
  112. Экономическая безопасность России /Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Изд. «Дело». 2005. — 895с.-
  113. Экономическая безопасность России: общий курс: Учебник. 2-е изд. / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. — 896 с.
  114. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки/А.И. Архипов, Р. А. Белоусов и др.: под.ред. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998-
  115. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: «Экзамен», 2004 г. — 287 е.-
  116. Энергетическая безопасность России / В. В. Бущуев и др. -Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1998. 302 с.
  117. , В. А. Энергетическая безопасность России: внутренние и международные аспекты / В. А. Язев // Безопасность Евразии. — 2003. — № 2.-С. 667−681.
  118. Carter D.W.- Milon J.W. Price knowledge in household demand for utility services // Land economics. Madison, 2005. — Vol. 81, № 2.
  119. Hartigan, J. A. A k-means clustering algorithm. Applied Statistics / J. A. Hartigan, M.A. Wong, P. 100−108.
  120. Kalicki, J. H. Energy and Security: Toward a New Foreign Policy Strategy / Jan H. Kalicki, David L. Goldwyn. Woodrow Wilson Center Press, Johns Hopkins University Press, 2005. 604 p.
  121. Kaufman, L. Finding Groups in Data: An Introduction to Cluster Analysis / L. Kaufman, P.J. Rousseeuw. New York: Wiley, 1990. 74 p.
  122. Mandil CI. Energy Security: the IEA’s Perspective. New Orleans, 2007. P. 18 (http://www.iea.org/textbase/speech/2007/mandil/NewOrleans.pdf).
  123. Mandil, C. Energy Security: the IEA’s Perspective / C. Mandil. New Orleans, 2007. 18 p. (http://www.iea.org/textbase/speech/2007/mandil/)
  124. Pascual C., Elkind J. Energy Security: Economics, Politics, Strategies, and Implications. 2009.
  125. Trebing H.M. Assessing deregulation: the clash between promise and reality // Journal of economic issues. Lincoln (Neb.), 2004. — Vol. 38, № 1.
  126. Wustenhagen R., Wolsink M., Burer M. Social Acceptance of Renewable Energy Innovation//Energy policy. 2007. — N9 5.
Заполнить форму текущей работой