Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности управленческих решений в предпринимательской деятельности организации на основе использования имитационного моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенная методика оценки эффективности управленческих решений реализована в виде комплексного показателя, состав и структура которого может изменяться в зависимости от целей исследования и конкретных условий предпринимательской деятельности организации. Выбор показателей, характеризующих эффективность управленческих решений, в зависимости от конкретных условий предпринимательской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Пути повышения эффективности управленческих решений в предпринимательской деятельности организации
    • 1. 1. Стратегическое управление как основа повышения эффективности предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Этапы процесса принятия управленческих решений
    • 1. 3. Методы принятия управленческих решений
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Экономико-математическое моделирование как инструмент выработки управленческих решений
    • 2. 1. Место экономико-математического моделирования в управлении предпринимательской деятельностью организации
    • 2. 2. Имитационное моделирование процессов выработки управленческих решений
    • 2. 3. Имитационная модель организации «Дельта»
      • 2. 3. 1. Назначение и возможности
      • 2. 3. 2. Моделирование рыночной ситуации
      • 2. 3. 3. Моделирование деятельности организации
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Разработка методических положений и рекомендаций по использованию имитационной модели при выработке управленческих решений в предпринимательской деятельности организации
    • 3. 1. Разработка стратегии
    • 3. 2. Моделирование внешних и внутренних условий деятельности организации и принятие управленческих решений
    • 3. 3. Анализ и оценка эффективности управленческих решений и рекомендации по использованию имитационной модели
  • Выводы по главе 3

Повышение эффективности управленческих решений в предпринимательской деятельности организации на основе использования имитационного моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются ведущими хозяйствующими субъектами в странах с развитой рыночной экономикой. Сущность предпринимательской деятельности состоит в поиске, соединении и реализации материальных финансовых, трудовых и других видов ресурсов, обеспечении их оптимального сочетания с целью производства товаров, оказания услуг или выполнения различных видов работ для удовлетворения потребителей. Предпринимательство предполагает получение прибыли в объемах, достаточных для поддержания и расширения деятельности организации, обеспечения экономической самостоятельности. Динамическое взаимодействие с внешним окружением с целью поиска и использования возможностей наилучшего удовлетворения потребностей рынка, обеспечение прибыльности и развития организации в условиях конкуренции, достигается в процессе стратегического управления.

Необходимость непосредственно использовать идеи стратегического менеджмента в предпринимательской деятельности требует применения современных методов прогнозирования изменения рыночной среды, а также оценки последствий влияния таких изменений на эффективность деятельности организации в целом. В то же время значительная часть российских организаций не имеет возможности использовать не практике научно обоснованные принципы стратегического управления, уделяя основное внимание оперативному текущему управлению и достижению краткосрочных целей обеспечения рентабельности. Постоянное обострение конкурентной борьбы, особенно с западными производителями продукции, необходимость адаптации к изменяющимся условиям рынка, требует ориентации предпринимательской деятельности на цели создания и эффективного использования стратегического потенциала организации.

Основы стратегического управления организацией, повышения ее конкурентоспособности посвящен ряд исследований отечественных ученых, таких как: Азоев Г. Л., Виханский О. С., Голубков Е. П., Евенко Л. И., Еленева Ю. Я., Завьялов П. С., Моисеева Н. К. и др. В их работах детально рассмотрены проблемы стратегического планирования, методы анализа внешней и внутренней среды. Это наиболее важные этапы стратегического управления, качество которых определяет эффективность деятельности организации. В трудах таких зарубежных авторов, как Ансофф И., Боумен К., Портер М, Томпсон A.A., Стрикленд Дж. значительное внимание уделяется прикладным вопросам создания эффективных конкурентных стратегий, ориентированных на достижение целей организации.

Конкурентоспособность показывает, насколько продуктивна и эффективна фирма по отношению к конкурентам, посредникам и в обслуживании заказчиков. Продуктивность связана с качеством выпускаемых изделий, занимаемой долей рынка и доходностьюэффективность — со скоростью ответной реакции и экономией издержек. И эффективность, и продуктивность, в конечном счете, зависят от конкурентной рациональности фирмы, т. е. силы ее соревновательного духа и умения принимать решения" [27]. Наиболее значимым фактором в достижении целей организации является способность руководства реализовать разработанную стратегию. Оргнаизации как субъекты рыночных отношений должны осознавать свои возможности по изменению собственного положения на рынке и свои способности активно влиять на рыночную ситуацию.

Стратегическое управление предполагает разработку стратегических планов, принятие решений на всех уровнях управления, направленных на достижение стратегических целей, согласование отдельных функциональных и оперативных стратегий, постоянную ревизию результатов принимаемых решений с точки зрения их эффективности в краткосрочном и долгосрочном плане. Стратегическое управление позволяет адекватно реагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде, объективно оценивать сильные и слабые стороны организации, относительно легко адаптироваться к происходящим на рынке изменениям.

Эффективность отдельных управленческих решений в значительной степени зависит от внешних по отношению к организации обстоятельств, характеризующих изменение рыночной ситуации, как вследствие изменения общеэкономических факторов, так и в результате деятельности конкурентов. Реализация долгосрочных планов развития организации в условиях конкуренции предполагает оценку финансового состояния и стоимости организации, управление ее активами с целью получения прибыли.

Отечественная и международная практика анализа эффективности управления организацией предполагает применение количественных критериев для оценки ее состояния. Оценка эффективности организации на основе данных финансового и производственно-управленческого анализа, определение стоимости организации дает реалистичное представление о ее потенциальных возможностях в борьбе за выживание на рынке. Необходимость использования современных методик при разработке, обосновании и оценке эффективных управленческих решений, направленных на получение прибыли, увеличение стоимости и повышение конкурентоспособности организации, исходя из концепции стратегического управления, определила выбор темы исследования.

Управленческие решения, принимаемые руководством организации на каждом этапе реализации стратегии, строятся на основе данных о ее внутренних ресурсах и внешнем окружении. Существующие методы и модели принятия решений оказывают значительную помощь менеджерам при решении многих вопросов, но отсутствие комплексного подхода к решению управленческих задач, недостаток информации о возможных изменениях конкурентной ситуации не позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Имитационное моделирование экономических процессов, характерных для условий предпринимательской деятельности организаций, позволяет выявить наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента. Исследование управления организацией на примере имитационной модели дает возможность проследить последствия принимаемых решений в долгосрочной перспективе, способствует реализации в предпринимательской деятельности организации принципов стратегического управления. Изменение внешних условий деятельности и последующий анализ результатов в рамках имитационной модели дает возможность выработать общие подходы к принятию эффективных управленческих решений.

Имитационная модель, позволяющая реализовать процесс стратегического управления с целью наибольшего соответствия достигнутых результатов целям деятельности организации, требует введения в эксперимент условий неопределенности и риска, характерных для ситуации конкуренции. Необходимые для проведения управленческого эксперимента внешние условия деятельности (конкуренция) создаются при использовании метода деловой игры. Деловая игра как метод исследования систем управления дает возможность воспроизводить в ходе эксперимента ситуации, аналогичные реальным условиям функционирования конкурирующих организацийпроизводителей и продавцов, осуществляющих деятельность на общем рынке.

Исследование эффективности менеджмента в условиях использования имитационного моделирования для выработки управленческих решений предполагает их количественное обоснование и интерпретацию. Границы применимости и практическая ценность результатов исследования определяются, во-первых, степенью сложностью имитационной модели и ее приближенностью к реальным условиям предпринимательской деятельности организации, во-вторыхвозможностями анализа и оценки результатов управленческих решений в рамках имитационной модели при помощи стандартных финансово-экономических показателей. Отдельной задачей является выбор методики комплексной оценки положения организации среди конкурентов, которая позволяла бы определить эффективность предпринимательской деятельности с точки зрения достижения организационных целей.

Цель диссертации состоит в исследовании и разработке методических материалов и рекомендаций по использованию имитационного моделирования в предпринимательской деятельности организации с целью повышения эффективности выработки управленческих решений, обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ в нестабильных рыночных условиях.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

• обоснования применения принципов стратегического управления организацией в имитационной модели;

• выбора переменных, характеризующих изменение внешней среды организаций, с учетом возможностей и количественных ограничений имитационной модели;

• выбора управляющих параметров, определяющих принятие управленческих решений в отдельных подсистемах управления организацией и соответствующих разработанной стратегии;

• выбора критериев оценки эффективности управления организацией при использовании имитационного моделирования, адекватных российской практике финансового анализа;

• разработки показателя комплексной оценки финансового состояния, стоимости и конкурентоспособности организации как результата реализованной стратегии;

• разработки методики оценки эффективности управленческих решений в предпринимательской деятельности организации.

Предметом данного исследования является использование имитационного моделирования для повышения эффективности управления предпринимательской деятельностью организации в части разработки управленческих решений, направленных на реализацию конкурентных стратегий при изменении переменных внешней и внутренней среды.

Объектом исследования является управление предпринимательской деятельностью организаций, основанное на анализе рыночной ситуации и эффективном использовании их стратегического потенциала с целью обеспечения конкурентоспособности.

Методом исследования является имитационное моделирование процесса разработки решений по управлению организацией (предприятием), осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Теоретической и методологической основой диссертации являются научные исследования зарубежных и российских ученых по проблемам стратегического планирования и принятия управленческих решений, имитационного моделирования экономических систем, финансового анализа и оценки бизнеса. В качестве инструмента исследований использовалась компьютерная имитационная модель «Дельта», разработанная проф. Т. Беттхером (программная реализация — Высшая школа управления и бизнеса БГЭУ).

Основные научные результаты и новизна исследования состоят в следующем:

• уточнен набор управляющих параметров имитационной модели, позволяющий моделировать процессы выработки и принятия решений по управлению предпринимательской деятельностью организацией;

• осуществлен выбор основных показателей эффективности деятельности организации, адекватных условиям имитационной модели и соответствующих российской и международной практике финансового анализа, выявлены условия применимости имитационной модели для выработки решений по управлению предпринимательской деятельностью организации;

• разработана методика выработки альтернативных вариантов управленческих решений на основе использования имитационного моделирования и методика комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности организации в ситуации риска и неопределенности;

• расширена область практического использования имитационной модели «Дельта» применительно к прогнозированию развития конкурентной ситуации и эффективности предпринимательской деятельности за счет дополнения компьютерной имитационной модели аналитическим блоком, обеспечивающим количественную оценку эффективности управленческих решений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в использовании экономико-математического моделирования для выработки альтернативных вариантов управленческих решений, обеспечивающих повышение эффективности предпринимательской деятельности организации.

Практическая ценность исследования заключается в использовании методических разработок диссертации для прогнозирования эффективности управленческих решений в предпринимательской деятельности организации. На уровне отдельной организации практическая значимость работы проявляется в возможности использования результатов исследования в качестве инструмента стратегической диагностики и комплексной оценки ее конкурентоспособности.

Апробация и практическое использование результатов исследования. Методические рекомендации, разработанные в процессе проведенного исследования, были апробированы Фондом поддержки предприятий Ярославской области при выработке управленческих решений в организациях области и позволили сделать вывод об эффективности использования основных результатов диссертации в прогнозировании их предпринимательской деятельности. Отдельные результаты использованы в работе службы маркетинга ЗАО «Интелсервис», г. Ярославль.

Результаты исследования использованы при проведении практических занятий по стратегическому менеджменту и финансовому анализу для руководителей высшего и среднего звена управления, в том числе в рамках Программы подготовки управленческих кадров (Ярославский государственный университет, Ярославский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической и нефтехимической промышленности). Теоретические положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на международных конференциях (Москва, МГУ, 1999 — 2001 гг., ГУУ, 2002 г.). На основе предложенной методики оценки результатов принимаемых решений разработана новая версия деловой компьютерной игры «Дельта» и учебный курс для студентов высших учебных заведений с использованием этой деловой игры. t.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения, списка использованных источников и приложений, изложена на 155 страницах основного текста, включает 18 таблиц и 35 рисунков.

Список использованных источников

включает 161 наименование.

Выводы по главе 3.

Проблемы управления предпринимательской деятельностью организации связаны с выбором оптимального управленческого воздействия на сложную систему. Исследование процессов выработки и принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности организации на основе использования имитационной модели «Дельта» учитывает следующие основные факторы, влияющие на эффективность решений:

• влияние конкуренции, проявляющееся в изменении спроса на продукцию в зависимости от маркетинговых действий предприятий отрасли;

• общеэкономические факторы (инфляционных процессов, рыночной конъюнктуры);

• условия, предоставляемые поставщиками материальных ресурсов;

• изменения таможенной политики;

• изменения кредитной политики и др.

Проведение эксперимента методом деловой игры позволяет исследовать процессы выработки стратегических решений в предпринимательской деятельности организации, контролировать эффективность реализации конкурентных стратегий в ситуациях различной степени неопределенности.

В результате дополнения компьютерной имитационной модели специальным аналитическим блоком для расчета основных показателей деятельности организации существует возможность применять для оценки эффективности управленческих решений методы финансового анализа. В ходе проведенного исследования выбраны показатели, характеризующие рыночную позицию организации с учетом затрат на рекламу, инновационной политики и уровня сервисного обслуживания.

Реализация в имитационной модели методики комплексной оценки управленческих решений, основанной на теории и практике финансового анализа в условиях рыночных отношений, позволяет проводить сравнение результатов реализации отдельных конкурентных стратегий с точки зрения достижения целей организации — повышения уровня доходности, экономической независимости и конкурентоспособности, составляющих основу эффективной предпринимательской деятельности.

Заключение

.

1. Диссертационное исследование носит характер теоретического обоснования необходимости использования имитационного моделирования в управленческой деятельности, а также имеет научно-методическую направленность по разработке управленческих решений. В нем рассматриваются пути повышения эффективности предпринимательской деятельности организации на этапе выработки и принятия управленческих решений, направленных на реализацию конкурентной стратегии. Исследование проведено с использованием имитационной модели «Дельта», адаптированной к условиям деятельности российских организаций и дополненной специальным аналитическим блоком для расчета основных финансовых показателей.

2. Основным результатом проведенного исследования является методика выработки управленческих решений в предпринимательской деятельности организации и оценки их эффективности при построении и реализации конкурентной стратегии, основанная на использовании имитационного моделирования.

3. Практическая ценность исследования заключается в возможности применения предложенной методики для прогнозирования развития конкурентной ситуации и влияния маркетинговой деятельности организации на структуру конкуренции при различных типах организационного поведения. Выработка альтернативных стратегий развития организации и корректировка существующих направлений производственной, финансовой и маркетинговой деятельности с учетом влияния конкуренции и возможных изменений факторов внешней среды позволяют повысить эффективность использования стратегического потенциала организации.

4. Предложенная методика оценки эффективности управленческих решений реализована в виде комплексного показателя, состав и структура которого может изменяться в зависимости от целей исследования и конкретных условий предпринимательской деятельности организации. Выбор показателей, характеризующих эффективность управленческих решений, в зависимости от конкретных условий предпринимательской деятельности: масштабов деятельности организации, структуры отрасли, стратегических приоритетов, возможностей получения информации о конкурентах, оперативности и достоверности сведений об изменении внешних переменных и др., дает возможность использовать предлагаемую методику комплексной оценки для сравнения результатов альтернативных стратегий. Использование имитационного моделирования позволяет выявить возможные факторы риска, определить степень их влияния на эффективность отдельных решений, выработать механизмы оперативного реагирования на изменение условий деятельности организации.

5. В работе сформулированы основные задачи, решение которых применительно к конкретным условиям предпринимательской деятельности организации позволяет использовать имитационную модель «Дельта» для построения конкурентной стратегии, разработки управленческих решений и оценки их эффективности.

6. Программная реализация предлагаемой методики комплексной оценки финансового состояния и конкурентоспособности позволяет расширить область использования имитационной модели «Дельта» в исследовании процессов выработки и принятия решений в управлении предпринимательской деятельностью организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 207 с.
  2. Г. Л. Маркетинговые технологии ведения конкурентной борьбы // Вестник университета / Гос. ун-т управления М., 1999, — № 1. — С. 69−77.
  3. Р., Сасиени М. Основы исследования операций. М.: Мир., 1971, 536 с.
  4. В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1998. -№ 4.
  5. В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 3.
  6. И.П., Бубенко И. В. Теория принятия решений. Киев: Наукова думка, 1990. — 156 с.
  7. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  8. П. Акции, которые не боятся кризиса. // Белорусский рынок, № 12−2001.-С. 25.
  9. А.О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия / Моск. акад. экономики и права. М.: МАЭП, 2000. -151с.
  10. К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
  11. В.В. Финансовое моделирование. СПб: Питер, 2000. — 208 с.
  12. И.П. Моделирование производственных процессов на цифровых вычислительных машинах.—М.: Наука, 1964.—362 с.
  13. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978.400 с.
  14. С.Н., Селедкин А. П. Синтез функции эффективности в многокритериальных задачах принятия решений. // Техническая кибернетика, № 3,1980, с. 186−190.
  15. М. Коммерческие расчеты от, А до Я. Формулы, примеры расчетов и практические советы. Пер. с нем. М.: Издательство «Дело и сервис», 1999. — 384 с.
  16. Е.И., Быков A.A., Неправский A.A. Система имитационного моделирования управления предприятием деловая игра «Дельта»: Учебное пособие. Минск: Экоперспектива, 1999. — 109 с.
  17. Е.И., Быков A.A., Неправский A.A. Стратегический менеджмент. Деловая игра «Дельта»: Пособие. Минск.: БГЭУ, 2001.- 268 с.
  18. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2000. -209 с.
  19. Вопросы анализа и процедуры принятия решений: Сб. переводов.— М.: Мир, 1976.- 229 с.
  20. Ворст Й, Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник / Пер. с датского- М.: Высш. школа, 1994. 272 с.
  21. Голдманн, Маршалл А. Менеджмент и устойчивый экономический рост. // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4.
  22. В.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. М., 1999.- № 2. С. 27−43.
  23. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999. -656 с.
  24. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ
  25. А. Математические модели социалистической экономики. -М: Экономика, 1978. 351 с.
  26. Дик В. В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки. М.: Финансы и статистика, 2001. — 300 с.
  27. П.Р. Управление маркетингом: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экон. напр. и специальностям / Пер. с англ. М.:ЗАО «Издательство Бином», 1998. — 556 с.
  28. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1995. — 255 с.
  29. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999. -560 с.
  30. П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М.Котельниковой. М.: Фаир-Пресс, 1998.- 284с.
  31. A.M., Лагоша Б. А. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 224 с.
  32. С.А. Управление производством и кибернетика. М.: Машиностроение, 1969. — 424 с.
  33. Ю.Я. Стоимостной подход как основа современного управления бизнесом // Проблемы теории и практики управления. -2002. № 3.
  34. Ю.Я., Кротков A.M. Некоторые аспекты управления конкурентоспособностью предприятия // Актуальные проблемы управления 99: М-лы междунар. научно-практической конф. — М.: 1999. — С. 223−225.
  35. A.A. Имитационное моделирование экономических процессов М.: — Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  36. С.М. Метод Монте-Карло и смежные вопросы. М.: Статистика, 1975.- 471 с.
  37. В., Маховикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса. СПб: Питер, 2001. -416 с.
  38. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. — 272 с.
  39. С.А. Экономические модели и методы управления. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1998. — 176 с.
  40. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. М.: Информационно — внедренческий центр «Маркетинг», 1998. — 195 с.
  41. JI.A. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений / В кн.: Математика сегодня. М.: Знание, 1974. — № 7. — С. 5−49.
  42. Имитационное моделирование в планировании и управлении экономическими системами. М.: ЦЭМИ Редкол.: Багриновский К. А. (отв. ред.) и др., 1988. — 211 с.
  43. Имитационное моделирование производственных систем / Под общ. ред. чл. кор. АН СССР A.A. Вавилова. М.: Машиностроение- Берлин: Техника, 1983. — 416 с.
  44. Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2.
  45. В.В., Рачев С. Т. Математические методы построения стохастических моделей обслуживания. М.: Наука, 1988.- 310 с.
  46. Р.Д., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1984. — 560 с.
  47. И.М. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. / Под ред. Романова А. Н. М.: Юнити-дана, 2001. — 239 с.
  48. Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. М.: Статистика, 1978.- 235 с.
  49. Г. Институциональные аспекты реформирования промышленных предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 4.
  50. Г. Предприятие упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России. // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 2.
  51. Клейнрок J1. Вычислительные системы с очередями. М.: Мир, 1979.- 600 с.
  52. В.Ф. Управленческие имитационные игры . Новосибирск: Наука., Сиб. отд., 1989. — 272 с.
  53. Э.М. Исследование систем управления М.: ООО Издательско — консалтинговая компания «Дека», 2000. — 288 с.
  54. Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 749 с.
  55. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. М.: ACT, 2000. — 271 с.
  56. Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -736 с.
  57. М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. М.: изд-во РДЛ, 2002. — 768 с.
  58. ., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
  59. А.И. Принципы и подходы к формированию устойчивости предприятия в рыночной среде // Вестник машиностроения. 1997. -№ 2. — С.39−41.
  60. С., Рожков И. Долгосрочное планирование рынков в системе управления компанией. // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 2.
  61. JI. Управленческий учет помогает увеличить прибыль компании. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 6. -С. 93−95.
  62. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с франц. СПб: Наука, 1996. — 598 с.
  63. Лапу ста М. Г. Предпринимательство: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002. — 224 с.
  64. М.Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Л. Г. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: Инфра-М, 2000. — с.
  65. М.Г., Скамай Л. Г. Основы предпринимательства. М.:1999. -163 с.
  66. Дж. К. Эффективность менеджмента организации: Учеб. пособие. М.: изд-во РДЛ, 2002. — 320 с.
  67. Ли. Л. Состояние и пути развития малого предпринимательства. // Российская экономика на новых путях. 2001. — № 10. — С.43.
  68. И., Нещадин А., Эйкельпаш А. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. М., 1998. — № 9. — С. 87−104.
  69. И.В., Косов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Изд-во БЕК, 1996. — 304 с.
  70. А., Кран А., Кюнг П. Определение показателей для оценки качества хозяйственных процессов. // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5.
  71. Математические методы принятия решений в экономике: Учебник / Под. ред. В. А. Колемаева /ГУУ М.: «ЗАО «Финстатинформ», 1999. -386 с.
  72. Математическое моделирование: Методы, описания и исследования сложных систем / Под ред. A.A. Самарского. М.: Наука, 1989.- 128
  73. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З. П. Румянцевой и Н. А Саломатина. М.: Инфра-М, 1995. — 429 с.
  74. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993. — 703 с.
  75. В. Методические вопросы управления ликвидностью фирмы. И Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 2.
  76. Моделирование производственно-сбытовых систем и процессов управления / Под ред. А. А. Колобова, Л. Ф. Шклярского. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1993. — 216 с.
  77. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учеб. пособие / Под ред. Н. К. Моисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 304 с.
  78. , Н.К., Конышева М. В. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг. М., 1999. -№ 6. — С. 22−34
  79. Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. М.: Мир, 1975. — 504 с.
  80. Ю.Н. Имитационные модели и системы М.: Изд-во «ТВП», 2000.- 134 с.
  81. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.-896 с.
  82. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под. ред. Горфинкеля В .Я., Поляка Г. Б., Швандара В. А. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-475 с.
  83. Проблемы коммерческой деятельности в условиях конкуренции: Сб. научных трудов / Новосиб. гос. акад. экономики и управления- Отв. ред. Дородников В. Н. Новосибирск, 1997. — 80 с.
  84. Я.В. Руководитель в системе управления производством. -М.: Знание, 1973.-216 с.
  85. Д., Качалин В. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования. // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3.
  86. В.В. Цель оптимальность — решение (математические методы принятия оптимальных решений).- М.: Радио и связь, 1982.—168 с.
  87. И.Л. Анализ эффективности менеджмента в условиях имитационной компьютерной модели // VIII Международная конференция «Математика. Компьютер. Образование»: Тез. докладов.- М.:2001. С. 90.
  88. И.Л. Выбор политики закупок в имитационной модели организации. // Актуальные проблемы управления 2002: М-лы между нар. научно-практической конференции. — М.: 2002. — С. 129 -131.
  89. И.Л. Компьютерное моделирование рыночных процессов в современном экономическом образовании. // VI Международная конференция «Математика. Компьютер. Образование»: Тез. докладов.- М.:1999. С. 235.
  90. И.Л. Стратегическая деловая игра «Никсдорф Дельта»: Учебное пособие для участников игры. М.: ЗАО «Анда», 2000. — 116 с.
  91. И.Л. Стратегическое и оперативное управление предприятием в имитационной компьютерной модели. // VII Международная конференция «Математика. Компьютер. Образование»: Тез. докладов.- М.:2000. С. 280.
  92. И.Л. Управление предприятием в деловой игре «Никсдорф Дельта»: Учебное пособие. Мое. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. — М.: 2001. — 149 с.
  93. Э., Шмидт С. Л. Исследование стратегических процессов в организации. // Проблемы теории и практики управления. 2000. -№ 5.
  94. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1993. 320 с.
  95. H.A., Беляев Г. В., Петроченко В. Ф. Прошлякова Е.В. Имитационное моделирование в оперативном управлении производством. М.: Машиностроение, 1984. — 208 с.
  96. В.Д. Компьютер в экономическом образовании. М.: Издательский дом «Новый век», 1999. — 232 с.
  97. Семь нот менеджмента / Под ред. В. Красновой и А. Привалова.- Изд. 2-е. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997. — 228 с.
  98. В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. М.: ИНПРО-РЕС, 1995. — 228 с.
  99. Н. Ситуативность и системность в менеджменте. // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 5.
  100. И., Печерский А., Сироткин Д., Хаит И. Менеджмент роста 2001 исследование успешных российских компаний. // ИФК Альт. -Публикация в Интернет, http://www.altrc.ru/consult/mr2001
  101. Ю.М., Старосельский В. А. Моделирование и управление в сложных системах. М.: Сов. радио, 1974. — 264 с.
  102. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. Учебник для ВУЗов. М.: Высшая школа, 1985. — 320 с.
  103. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: логистикоориентированное проектирование бизнеса. / Под ред. A.A. Колобова, И. Н. Омельченко. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001. — 600 с.
  104. А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Пер. с англ.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  105. В.М. Математическое моделирование в менеджменте: Учеб. пособие. М.: Изд-во РДЛ, 2002. — 256 с.
  106. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. 1997. -№ 4.-С. 104−109.
  107. К. Ключевые показатели менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. — 360 с.
  108. Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ./ Под ред. Рысина В. Т. М.: Прогресс, 1988. — 363 с.
  109. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М. Инфра-М, 2001.-Х, 822 с.
  110. Управление по результатам / Пер. с финск.- Под ред. Я. А. Лейманна. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. — 320 с.
  111. Р. Использование теории игр в практике управления. // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 5.
  112. Финансовые и инвестиционные показатели деятельности американской фирмы. М.: СП «Крокус Интернешенел», 1991. — 128 с.
  113. Г. П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001. — 544 с.
  114. Дж. Основы кибернетики предприятия. М.: Прогресс, 1971.-340 с.
  115. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4.
  116. А. Курс предпринимательства. Практическое пособие: Пер. с англ.-М.: 1993.-352 с.
  117. A.M. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: разработка управленческих решений: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  118. Н.Г. Статистико-математические методы анализа в управлении производством США. М.: Статистика, 1973. — 164 с.
  119. Э.Я. Предпринимательство и бизнес. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с.
  120. Р. Имитационное моделирование систем Искусство и наука. — М.: Мир, 1978.- 418 с.
  121. А.Д., Сайфулин P.C., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. Москва, Инфра-М, 2001. — 208 с.
  122. А.Д., Сайфулин P.C., Севрук М. А. Паспорт в анализе хозяйственной деятельности предприятия. Москва: Экономика, 1986.-208 с.
  123. Г. Основы и проблемы экономики предприятия. / Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1996. — 512 с.
  124. И.П. Моделирование механизма принятия решений. М.: Наука, 1976. — 275 с.
  125. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Сирин, 2001. -308 с.
  126. Экономика предприятия: Пер. с нем. М.: Инфра-М, 1999. — 928 с.
  127. Янг. С. Системное управление организацией / Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1972.-456 с.
  128. Anderson, David R. и др. Contemporary management science: With spreadsheets/ D.R.Anderson, D.J. Sweeney, T.A. Williams.- Cincinnati (O): South-western college publ., 1998. 528 p.
  129. Bateman, Thomas S, Zeithaml, Carl P. Management: Function a strategy.-Homewood- Boston: Irwin, 1990. 796 p.
  130. Berends, Peter, Romme, Georges Simulation as a research tool in management studies // European Management Journal, Volume (issue): 17 (6) 1999. — P. 576 — 583.
  131. Boettcher T. Industrie LUDUS. Handbuch der Leitung. Hamburg, Universitaet der Bundeswehr: Hamburg, 1999.
  132. Boettcher T. Planspiele zur Steigerung der Effektivitaet der betriebswirtschaftlichen Ausbildung. Uniwersitaet der Bundeswehr: Hamburg, 1996.
  133. Bowman C., Ambrosini V. Strategy from an individual perspective // European Management Journal, Volume (issue): 18 (2) 2000.- P. 207 -215.
  134. Bowman C., Carter S., Organising for Competitive Advantage, European Management Journal 13 (4) 1995. — P. 423 — 433.
  135. Christensen J.F. Dynamics of Competence-Based Competition. Theory and Practice in the New Strategic Management // European Management Journal, Volume (issue): 16 (2) 1998. — P. 249 — 251.
  136. Czepiel, John A. Competitive marketing strategy.- Englewood Cliffs (N.J.): Prentice Hall, 1992.- 491 p.
  137. Digman, Lester A. Strategic management: Concepts, de- cisions, cases.-2 ed.-Homewood- Boston: Irwin, 1990.- 882 p.
  138. Doyle P. Radical Strategies for Profitable Growth // European Management Journal, Volume (issue): 16 (3) 1998. — P. 253 — 261
  139. Ghemawat P. Building Strategy on the Experience Curve // Harvard Business Review 64, 1985. No 2. — P. 143−149.
  140. Hertz, David B. «The Changing Field of Management Science» in Contemporary Management, ed. J.W.McGruire, Englewood Gliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1994. P. 95−96.
  141. Hoegsdal B. Planspiele. Einsatz von Planspielen in der Aus- und Weiterbildung. Praxiserfarungen und bewaehrte Methoden. ManagerSeminare Gerhard May Verlags GmbH, Bonn, 1996. -210 p.
  142. Horngren C. Cost Accounting: A Managerial Emphasis, 2d ed., Ehglewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall, 1967.
  143. Kale, Prashant, Dyer, Jeffrey, Singh, Harbir Value creation and success in strategic alliances, alliancing skills and the role of alliance structure andsystems // European Management Journal, Volume (issue): 19 (6) 2001. -P. 463−471.
  144. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard Measures then drive Performance // Harvard Business Review/ - 1992. Vol. 70. — N.I.- P. 7179.
  145. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review/ 1996. Vol. 74. — N.I.-P. 75−85.
  146. Kotier P., Cox K. Marketing Management and Strategy. N.J.: Prentice-Hall Inc., 1980. — 368 p.
  147. Kumar, Nirmalya, Scheer, Lisa, Kotier, Philip From market driven to market driving // European Management Journal, Volume (issue): 18 (2) -2000.-P. 129- 142.
  148. Lei D. Strategy for Global Competition // Long-Rang Planning 22. 1989. -No l.-P. 102−109.
  149. Loewe, Pierre, Williamson, Peter, Wood, Robert Chapman Five styles of strategy innovation and how to use them // European Management Journal, Volume (issue): 19 (2) 2001. — P. 115 — 125.
  150. Mortanges, De C.P., Rad A.T. Marketing Strategy and Market Value: An Event-study Analysis// European Management Journal, Volume (issue): 16 (3) — 1998.-P. 365−371.
  151. Nilsson, Fredrik, Olve, Nils-Goran Control systems in multibusiness companies, from performance management to strategic management // European Management Journal, Volume (issue): 19 (4) 2001.- P. 344 -358.
  152. Ohmae K. The mind of the strategist. New York, San Francisco, Hamburg, London, Madrid, Mexico, Tokyo, Toronto: McGraw-Hill, Inc., 1982.-288 p.
  153. Pearce, John A. Robinson, Richard Braden. Strategic management practice: Readings in strategic management. Homewood- Boston: Irwin, 1991.-411 p.
  154. Porter M. Competitive Advantage: Creating and sustaining performance. -New York: Free Press, 1985. 557 p.
  155. Porter M. Competitive Strategy. New York: Free Press, 1980. — 396 p.
  156. Puffer S. Russia, Central and Eastern Europe: Business and Management Issues // European Management Journal, Volume (issue): 16 (4) 1998. -P. 373 -377.
  157. Rugman, Alan M., Verbeke, Alain Six cases of corporate strategic responses to environmental regulation // European Management Journal, Volume (issue): 18 (4) 2000, P. 377 385.
  158. Simon H. Administrative Behavior. N.Y.: Free Press, 1976.
  159. Steger, Ulrich Environmental management systems: empirical evidence and further perspectives // European Management Journal, Volume (issue): 18(1)-2000.-P. 23 -37.
  160. Thompson A.A., Strickland A.J. Strategy formulation and implementation. Boston, USA: Irwin, 1992. — 448 p.
  161. Turban, Efraim, Meredith, Jack R. Fundamentals of management scien-ce.-5.ed.-Homewood- Boston: Irwin, 1991.- 1010 p.
Заполнить форму текущей работой