Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная защита населения: На примере Республики Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом отечественного и зарубежного опыта регулирования социальных процессов в сопоставлении с реально складывающейся ситуацией в Республике Башкортостан и России определены основные пути формирования качественно новой системы социальной защиты населения, предполагающие учет и сохранение значительных положительных результатов, достигнутых в сфере социальной защиты в дореформенный период… Читать ещё >

Содержание

  • ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО
  • ГЛАВА 1. о Сопцмлиышм пполштшша государства псапе шеобжодшм©-©- уелговш©- развития!
  • щ (c)ства 1.1. Роль государства в регулировании о о о о о о
    • 1. 2. Социальная политика государства и шструменты социальной политики
  • ГЛАВА II. ее специфика в условиях кризисного этапа тия общества
    • 2. с С о кд шалныш, а % щшальшош] шэлшппшпш государства
  • ОООйОООО ООООООООС личности как основа формирования системы социальной защиты условие социальном стабилизации в
  • ГЛАВА. Зо Система ш (c)казат (c)л (c)1 защшщфшш©-®-&trade- ш? ® Ресипувлпж©
    • 3. 1. Показатели демографического развития Республики ооооооооооооооооооо. 1! овень безработицы и экологической безопасности.. 17(c)
    • 1. Ш ©-оооооооооооооооооооооооооооооооооооооеооо! ^
    • 1. С0К ЛШ КЛФЖ (c)Ш] оооооооооооооооооооооооосо. оооооооо ОООООООООООООООООООООООООООООООООООООО

Социальная защита населения: На примере Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В период социально-экономического кризиса происходит обострение социальных болезней общества: происходит процесс расслоения общества по уровню доходов, общее снижение жизненных стандартов, появляются бедность и нищета, растет безработица, происходит изменение общественного и материального статуса личности. Все это в конечном итоге приводит к росту социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических преобразований.

Естественно, что данное противоречие требует своего разрешения и необходимого регулирования через систему экономических, юридических, организационных и других мер социальной защиты, которая в период кризиса должна быть нацелена на смягчение последствий дестабилизации общественной жизни и адаптацию людей к новым социально-экономическим и политическим условиям.

Ситуация в Республике Башкортостан, как и в целом по России, во многом осложняется тем, что в дореформенный период приоритетным являлся технократический подход к экономике, то есть преимущественно развивалось крупное промышленное производство, в особенности военно-промышленный комплекс. Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу, и к началу реформ, несмотря на наличие значительного ресурсного, промышленного и сельскохозяйственного потенциала, Республика Башкортостан подошла в крайне неблагоприятных, в социальном плане, стартовых условиях. Наблюдался резкий разрыв между экономическим и социальным развитием. По ряду важнейших показателей социального развития республика отставала от Российской Федерации на 20−30%. многом объясняется тем, что факти-широкой социальной базы, не вызывают необходимого трудового импульса. Образуется замкнутый круг в то же время сама социальная защита требует значительных ресурв щения объемов производства и валового внутреннего продукта и будет достаточной только в условиях экономического подъема. государственной социальной защиты всех, а особенразвития общества, степени признания им общечеловеческ нашей республике делаются первые шаги по мы социальной защиты населения, адекватно развития общества. ям, полноту охвата нуждающегося в ней населения. и существования с ных амортизаторов, в роли которых и выступает система социальной защиты населения, обусловлена рядом объективных факторов: воакторов риска, нарушающих социальную, поли-ическую, материальную, психологическую стабильность в общеетъекты, оказывающие в трудных жизненных в поддержке, а также субъекты, которые первых, наличием т вево-вторых ситуациях и нуж необходимые формы и механизмы социальной защитыI разработаны критерии выявления лиц, нуждающихся в защите.

Разработанность темы исследования.

Традиционно проблемы социальной защиты населения рассматривались в мировой экономической науке с точки зрения решения двух основных задач: во-первых, задачи выявления факторов роста производства и национального богатстваво-вторых, задачи смягчения социального неравенства и ликвидации бедности в обществе.

Проблемы регулирования социального благосостояния и защиты населения ставились в мировой общественной мысли еще древнегреческим философом Платоном, размышлявшим над расслоением людей на богатых и бедных, о необходимости обеспечения социальной справедливости и стабильности в обществе. Вопросы социального неравенства и обоснования необходимости его преодоления или, наоборот, признания в качестве стимула общественного прогресса нашли отражение также в работах Аристотеля, БЬМаккиавелли, ТХоббеа, ЗГ. Спенсера, Г. Шмоллера, М.Вебера.

Для Маркса и Энгельса был характерен классовый подход к проблеме социального благосостояния. Фактором, определяющим уровень благосостояния того или иного индивида, являлось его отношение к средствам производства, и отсутствие их у тех, кто своим трудом обеспечивает накопление богатства (наемные рабочие) тем, кто обладает средствами производства (капиталисты), — это бедность. По мнению Маркса, накопление капитала ведет к увеличению численности пролетариата, уделом которого в большинстве случае является нищета и бедность (пауперизация).

Проблемы благосостояния, неравенства доходов и распределения богатства были затронуты в работах А. Маршалла, А. Пигу и других неоклассиков конца XIX века. Здесь в качестве предмета экономической науки рассматривались факторы роста производства и увеличения общественного богатства, одним из которых являлось перераспределение средств в пользу бедных и поддержание уровня доходов на определенном уровне.

Дальнейшее обоснование необходимости государственного регулирования социальных процессов и обеспечения устойчивого социального развития связано с глубокими кризисами м потрясениями мирового масштаба начала XX века и нашло отражение в работах Дж.М.Кейнса, где он проанализировал неспособность экономики самостоятельно выходить из кризисов, из состояния депрессии и бедности. В этих условиях государство должно увеличивать расходы с тем, чтобы стимулировать производство, обеспечивая тем самым подъем экономики, занятость рабочим и рост жизненного уровня своих граждан.

Далее в середине XX века в промышленно развитых странах Запада получают распространение концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный минимальный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйства», сутью которой является включение социальных проблем в круг вопросов, решаемых экономической наукой, введение таких методов государственного регулирования экономики, которые бы одновременно преследовали цель улучшения качества жизни с помощью государственных социальных программ.

Духовным отцом данной концепции является В. Ойкен, а ключевой категорией — «хозяйственный порядок5'. Последующее целостное развитие концепции социального рыночного хозяйства связано с именами А. Мюллер-Армака, Л. Эрхарда и других представителей немецкой экономической школы. Для Мюллер-Армака социальное рыночное хозяйство — это политически упорядоченное общество, построенное на сочетании рыночных механизмов, конкуренции, с одной стороны, и социального регулирования — с другой. Причем, социальный прогресс достигается именно на основе высокой производительности и эффективной рыночной экономики, которая позволяет создать многообразную и всеобъемлющую систему социальной защиты.

Особого внимания заслуживает получившая распространение во второй половине XX века концепция развития человеческого капитала, обосновывающая целесообразность и эффективность, как с экономической, так и с социальной точки зрения, вложений в развитие человеческих возможностей и способностей через систему образования, здравоохранения, культуры и науки. Возникновение и развитие данной концепции связано с именами нобелевских лауреатов в области экономики Теодора Уильяма Шульца (1979 г.) и Гэри Стенли Беккера (1992 г.).

Все эти идеи представляются ценными и достойными внимания с точки зрения построения новой системы социальной защиты в Республике Башкортостан. Однако не стоит сбрасывать со счетов и собственный отечественный теоретический и практический опыт в сфере социального регулирования и социальной защиты, тем более, что несмотря на низкие показатели экономического развития, по сравнению с развитыми странами Запада, были достигнуты определенные положительные результаты в данной области. Это и всеобщее обязательное среднее образование, доступное широким массам высшее образование, бесплатное медицинское обслуживание, широкая система социального обеспечения, в основе которых лежала система общественных фондов потребления, через которые обеспечивалась реализация широкого спектра социальных прав и гарантий. Среди представителей советской экономической и социологической школ, занимавшихся проблемами социальной защиты и обеспечения населения, формирования и использования его денежных доходов, регулирования заработной платы, можно отметить Ракитекого Б. В., Ри-машевскую Н.М., Щербакова В. И., Заславскую Т. И., Шохина А. Н. и других. Определенный вклад в разработку отдельных проблем социальной защиты в Республике Башкортостан внесли Аитов Н. А., Му-хаметлатыпов Ф"У", Насибуллин Р. Т., Барлыбаев Х. А., Махмутов А. Х., Гилязетдинов Дж.М., Россинский М. Б., Аллагулов Р"Х" и др.

Однако, в нынешнем состоянии в области социальной защиты можно говорить о том, что в теории и практике отечественного социального регулирования имеется естественный пробел, связанный с качественно новым этапом развития российского общества и невозможность использования старых теоретических положений и практических механизмов регулирования социальных процессов.

В настоящее время в Российской Федерации и Республике Башкортостан еще не существует единой концепции социальной защиты населения, хотя имеется огромная совокупность мер социальной защиты отдельных категорий населения, подкрепленная большим количеством законодательных актов различных уровней власти, что позволяет на данном этапе общественного, социально-экономического развития нашего общества поддерживать отдельные наиболее социально уязвимые слои населения и помочь им преодолеть экономические, финансовые трудности, вызванные переходом к новой экономической системе. Однако необходима разработка теоретических и практических основ комплексной системы социальной защиты, экономически, политически и организационно распространенной на все слои и категории населения.

Концепция социальной защиты населения должна опираться на идею о том, что система социальной защиты является одной из главных составляющих процесса воспроизводства, не только населения, но и экономического потенциала страны. Поэтому необходимо создание единой теоретической базы и экономической основы комплексной системы социальной защиты, материально и организационно распространенной на все слои и категории населения. Попытка основания необходимости подобной системы, а также структурных элементов представлена в данной работе.

1. Выявить диалектическую связь между экономическими и социальными аспектами развития общества и обосновать необходимость социальной защиты населения в условиях социально-экономического кризиса.

2. Сформулировать сущность и содержание социальной защиты населения в зависимости от этапа общественного и социально-экономического развития общества, от объекта защиты.

3. Провести анализ отечественной и зарубежной практики регулирования социальных процессов, систем и форм социальной защиты с целью отбора и использования положительных моментов при построении новой системы социальной защиты населения.

4. Разработать концепцию новой системы социальной защиты в Республике Башкортостан и наметить ее приоритеты на современном этапе социально-экономического, политического и культурного развития нашего общества.

5. Выделить систему индикаторов, характеризующих степень социальной защищенности населения и необходимость осуществления мер социальной защиты в отдельно взятом регионе, в частности в Республике Башкортостан".

6. Дать прогноз развития системы социальной защиты населения в Республике Башкортостан на ближайшую перспективу.

Объектом исследования является население отдельно взятого региона, в частности Республики Башкортостан.

Предметом исследования является социальная защита населения в Республике Башкортостан.

Территориальные и временные рамки проведенного исследования ограничены Республикой Башкортостан и периодом 90-х годов XX столетия.

Теоретико-методологической базой диссертационной работы являются труды представителей отечественной и зарубежной экономической и социологической науки. В исследовании социальной защиты населения, как достаточно сложного, многообразного и развивающегося процесса, нашли широкое применение диалектические методы исследования, методы системного, функционального и сравнительного анализа социальных явлений и процессов, исторического подхода.

Эмпирической основой исследования выступают:

1. Официальные документы — нормативные акты (законы, указы, постановления, программы и положения различных министерств и ведомств), а также материалы Министерства социальной защиты населения РБ, Министерства труда и занятости РБ, Министерства экономики РБофициальные сообщения в прессе и сборники данных Госкомстата РБ и РФ.

2. Материалы научных изданий и периодической печати, научные труды и публикации ведущих специалистов в области регулирования социальных процессов и социальной защиты населения.

Научная новизна работы состоит в следующем:

— на основе анализа взаимодействия экономических и социальных процессов обоснована ведущая роль социального регулирования в обеспечении общественного, и прежде всего, экономического прогресса в условиях современного социально-экономического, политического и духовного кризиса российского общества;

— на основе детального анализа статистической информации выявлены противоречия и пути их разрешения в сфере социальной защиты населения, связанные с широким спектром политических, демографических, социальных и экономических факторов, которые, с одной стороны, ведут к значительному расширению потребностей в социальной защите, а с другой, наталкиваются на объективную ограниченность ресурсных возможностей государства для их удовлетворения;

— с учетом отечественного и зарубежного опыта регулирования социальных процессов в сопоставлении с реально складывающейся ситуацией в Республике Башкортостан и России определены основные пути формирования качественно новой системы социальной защиты населения, предполагающие учет и сохранение значительных положительных результатов, достигнутых в сфере социальной защиты в дореформенный период, привнесение экономических (рыночных) методов обеспечения необходимого уровня социальной защищенности, что будет способствовать сближению экономических и социальных процессов и гармоничному развитию обществаправленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факто= ров, воздействующих на л деления и самореализации ка в жизнисоциальной защиты щества, направленной его части как основы ния, что служит перспективам развития общества как в экономичен ском, так и в социальном и — предложена новая си? и рованную адресность отдельных ее элементов для различных сощ альных групп и категории населениядля Республики Башкортостан, позволяющая оценивать ситуацию в сфере социальной защиты населения и вносить необходимые корректировки, которая также успешно может быть применена и в других значение диссертационного исследования заключается в том, что она является одной из первых попыток социальной защиты населения в ои методологическии источник получения информации о стратегических направлениях реформирования системы социального регулирования, построения новой, адекватной современты населения в целях снижения остроты социальных противореч!

Теоретическое обоснование и результаты проведенного исследования могут стать материалом для специальной учебной дисциплины или фрагментом общего курса по экономической теорииэ экономике региона для экономических и социологических специальностей высших учебных заведений, системы подготовки кадров, повышения квалификации работников управления различных уровней.

Апробация и практическое использование результатов работы. Основные положения проведенного по теме диссертационной работы исследования освещены в 6 публикациях, в том числе в журнале «Экономика и управление» (РИО БАГСУ при Президенте РБ), а также в изданном в 1998 году учебнике «Экономика Башкортостана'». Основные аспекты исследования проблемы социальной защиты населения доложены на научно-практических конференциях, проходивших в Республике Башкортостан и за ее пределами, в процессе преподавания социологических и экономических учебных дисциплин.

Структура диссертационной работы отражает логику диссертационного исследования и содержит три взаимосвязанных и последовательно раскрывающих проблему социальной защиты населения главы. В первой главе обосновывается необходимость и ведущая роль государства в регулировании социального развития, обеспечении социальной стабильности. Вторая глава целиком посвящена раскрытию содержания и принципов социальной защиты населения, ее особенностей в современных социально-экономических условиях, а также анализу компонентов формирования эффективной системы социальной защиты. В третьей завершающей главе описаны результаты анализа состояния социальной защиты в Республике Башкортостан и предложена система индикаторов, позволяющая оценивать степень социальной защищенности населения. Кроме того, имеются приложения, наглядно демонстрирующие результаты исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог изложенному, можно утверждать, что проблема социальной защиты в современных социально-экономических условиях стоит весьма остро и требует своего незамедлительного решения. В этой связи основные научные выводы диссертационного исследования и направления реформирования системы социальной защиты населения выглядят следующим образом:

1. Необходимо четкое осознание существования диалектической связи экономических и социальных аспектов общественного развития и роли регулирования социальных процессов в обеспечении не только экономического, но и в целом всего общественного развития Республики Башкортостан, в особенности в условиях социально-экономического, политического и духовного кризиса в обществе. Поэтому социальная защита нового типа не должна осуществляться в отрыве от экономических процессов, а обязана оказывать на них активное влияние. Для этого предстоит постепенно перейти к преимущественно экономическим методам стабилизации и использования ресурсов для социальной сферы, переориентировать оказание помощи людям на подготовку и привлечение их к труду и на его стимулирование. Это реализуемо только путем сбалансирования внимания к нетрудоспособной и экономически активной части населения. Такая политика представляется тем более логичной, что труд работающих создает материальные условия для благополучия неработающих, а также способствует преодолению экономического кризиса и дальнейшего прогрессивного развития общества.

2. В качестве приоритетов социальной защиты следует определить поддержку, прежде всего, трудоспособного населения, предотвращение его маргинализации и обнищания, что в конечном счете служит перспективным интересам развития нашего общества и страны, как в экономическом, так и в социальном и духовном плане. В качестве ориентира при построении новой социально ориентированной экономики должно быть взято формирование и развитие многочисленного по своему составу и достаточно обеспеченного с материальной точки зрения «среднего класса55, способного обеспечить политическую и социальную стабильность в обществе.

3. По отношению к неработающим вряд ли целесообразно идти по пути дальнейшего увеличения льгот, компенсаций и гарантий. Необходимо обеспечить строго избирательный и адресный подход в предоставлении социальной помощи социально не защищенным категориям населения, но обеспечивая в то же время достаточный уровень социальной помощи тем, кто действительно в ней нуждается и в силу объективных причин не может обеспечить самостоятельно свое существование.

4. В условиях объективного сокращения возможностей государства в оказании полноценной социальной защиты существует реальная необходимость построения системы социальной защиты на основе многосторонней социальной ответственности, эффективность и целесообразность которой подтверждает и опыт стран с развитой рыночной экономикой и достигнутыми ими высокими социальными результатами. Многосторонняя ответственность предполагает расширение социальных функций за пределы исключительно государственных органов. Иными словами, к решению социальных проблем должны привлекаться и предпринимательские структуры, и частные лица, и различные общественные и благотворительные организации и организации и, что самое важное, непосредственно сами люди. чеекого положения и правового статуса. Для стимулирования их участия в решении социальных проблем могут быть использованы как прямые законодательные меры, обязывающие предпринимателей выполнять определенные условия, связанные с трудовым процессом (установление заработной платы, страхование от производственного травматизма и т. д.), так и косвенные (например, предоставление налоговых льгот тем предпринимателям, которые внедряют какие-либо социальные программы на своих предприятия, или выделения им льготных кредитов). Разработка и внедрение в практику подобных стимулирующих мер является качественно новой и важной функцией государства в условиях рынка.

5. Весьма важной с точки зрения стабилизации ситуации в сфере социальной защиты является ускорение становления правовой базы социальной защиты как основы всей системы, поскольку целый комплекс проблем в данной сфере связан сегодня именно с несоблюдением важнейших гарантий в области социальных прав и свобод человека. Для их реализации необходимы определенные организационные усилия со стороны государственных структур по контролю за соблюдением основных прав и гарантий граждан, тем более, что для этого существуют реальные предпосылки — Законом РБ учрежден институт Уполномоченного по правам человека, функции которого с современных условиях следует расширить и сделать его доступным для населения.

6. Возрастание степени риска в экономической и социальной сферах жизнедеятельности человека в условиях кризисной экономики диктует необходимость использования страховых методов в социальной защите трудящихся. Поэтому основной акцент в социальной защите трудоспособного населения должен быть сделан на формировании системы социального страхования как наиболее эффективной формы социальной защиты, поскольку оно предполагает участие самих работников в обеспечении своего социального и материального благополучия в случае возникновения рисковых ситуаций. Кроме того, социального страхования носит форму организованной взаимопомощи, что близко по своей сути философий коллективизма, в недавнем прошлом присущей нашей общественной жизни.

7. Однако, эффективное функционирование системы социального страхования предполагает занятость возможно большего количества людей, способных оплачивать свои «страховки». Кроме того, занятость населения позволяет людям обеспечивать себе достаточный уровень благосостояния и не зависеть от государственной системы социальной защиты, тем более в условиях снижения бюджетных средств на ее обеспечение. То есть особое значение должно быть придано обеспечению эффективной занятости населения, так как только на этой основе возможен рост денежных доходов, подъем экономики и выход и кризиса. Здесь можно выделить следующие направления деятельности государства и других институтов гражданского общества:

— поощрение самозанятости населения путем поддержки развития малого и среднего предпринимательства, составляющего также основу формирования среднего класса;

— расширение масштабов общественных работ для безработных членов общества, что позволит им пережить временные трудности, связанные с поиском работы;

— поддержка отечественной потенциально конкурентоспособной промышленности, что позволит приостановить рост безработицы, а также сохранить имеющийся высококвалифицированный кадровый потенциал многих отраслей с учетом перспектив дальнейшего развития экономики страны;

— расширение программы переобучения и переквалификации, способствующее рациональному распределению рабочей силы по отраслям экономики и предотвращению массовой безработицы.

8. Весьма важной представляется нам изменение бюджетной политики в пользу достаточной поддержки отраслей социально-культурной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура), способствующих формированию и развитию «человеческого капитала», а также изыскание внебюджетных источников их финансирования.

9. Анализ демографической ситуации требует принятия сроч ных мер против опасной тенденции вырождения нации, ухудшения генофонда страны:

— защита семьи, детства, материнства;

— увеличение естественного прироста населения;

— признание труда домохозяйки в качестве уважаемого и оплачиваемого (в виде различного рода семейных пособий).

Таким образом, для реализации комплексной системы социальной защиты населения в условиях резкого обострения социальных противоречий необходимо осуществление широкого спектра экономических, политических, правовых и иных мер, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, и дальнейшая работа по выбранной теме исследования будет вестись в русле изыскания оптимальных вариантов и новых источников реформирования системы социальной защиты, отвечающей существующим социально-экономическим и политическим условиям на данной территории в данный момент исторического развития общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декларация Республики Башкортостан о правах и свободах человека и гражданина // Законы Республики Башкортостан. -1994. Вып.VII. — С.116−124.
  2. Закон Республики Башкортостан «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил». Уфа, 1997. — 51 с.
  3. Закон Республики Башкортостан «О .занятости населения в Республике Башкортостан55 // Законы Республики Башкортостан. -1996. Вып.ХШ. — С.198−230.
  4. Закон Республики Башкортостан «О коллективных договорах и соглашениях в Республике Башкортостан55 // Законы Республики Башкортостан. 1996. — Вып.ХШ. — С.97=114.
  5. Закон Республики Башкортостан «О медицинском страховании в Республике Башкортостан55 // Законы Республики Башкортостан. 1994. — Вып.VII. — С.30−46.
  6. Закон Республики Башкортостан «О правах профессиональных союзов Республики Башкоротстан55 // Законы Республики Башкортостан. 1994. — Вып.VII. — С.201−212.
  7. Закон Республики Башкортостан «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан55 // Законы Республики Башкортостан. 1994. — Вып. VIL — С.125−146.
  8. Закон Республики Башкортостан «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека55 // Законы Республики Башкортостан. 1996. — Вып.ХШ. — С.3−14.
  9. Закон Республики Башкортостан «Оо охране труда в Республике Башкортостан55 // Законы Республики Башкортостан. -1994. Вып.VII. — С.214−240.
  10. Закон Республики Башкортостан «О государственной бюджетной системе Республики Башкортостан на 1998 год».11 .Информация о работе органов социальной защиты населения за 1996 год.
  11. Информация о работе органов социальной защиты населения за 1997 год.
  12. Как мы живем? (Уровень и качество жизни населения Республики Башкортостан). Уфа: РИО БАГСУ, 1997.- 40 с.
  13. Кодекс Республики Башкортостан об охране здоровья граждан. Уфа, 1997. — 63 с.
  14. МОТ. Конвенции и рекомендации. В 2-х томах. = Женева, 1991.
  15. Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Башкортостан на 1998 год.
  16. Основные направления Программы социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 1996 год.
  17. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов // Российская газета. 1997. — 12 марта.
  18. Система социальной защиты населения в цифрах и фактах. Уфа, Министерство социальной защиты населения Республики Башкортостан, 1997.
  19. Система социальной защиты населения в цифрах и фактах. Информация Министерства социальной защиты населения республики Башкортостан за 1996 год.
  20. Социальная сфера России: Стат.сб./ Госкомстат России. -М.: Б.и., 1996. 275 с.
  21. Социальная сфера России: Стат.сб./ Госкомстат России. -М.: Б.и., 1995. 236 с.
  22. Статистический отчет о результатах исследования по проекту ТАСИСа «Реформа системы социальной защиты, в частности, системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации55 (Башкортостан). = М., 1997.
  23. Трудовой кодекс Республики Башкортостан. Уфа, 1997.51 с.
  24. Уровень жизни населения Республики Башкортостан: Стат. сб / Госкомстат Республики Башкортостан. Уфа, 1998. — 83с.
  25. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Человек и труд. 1998. — № 2. -С. 9−10.
  26. Австрийский путь к рынку // Мировая экономика и международные отношения. -1992. № 10. — С. 15−18.
  27. А.Г. Хочется быть оптимистом и с надеждой смотреть вперед // ЭКО. 1997. — № 11. — С. 32−44.
  28. H.A. Социальное развитие регионов . М.: Мысль,
  29. Р.Х. и др. Основы экономической теории. -Уфа, 1995.
  30. Н., Сильвестров С. От общего рынка к социальной Европе // Человек и труд. — 1997. — № 12. — С. 23−27.
  31. A.A. Теоретико-методологические проблемы исследования качества жизни // Ускорение научно-технического прогресса и совершенствование образа жизни. Уфа, 1989. — С.12−14.
  32. A.M., Егоров E.H., Жильцов E.H. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998. — 189 с.
  33. A.A. Криминальная статистика как показатель состояния общества // Социологические исследования. 1997. -№ 8. — С.71−77.
  34. Х.А. Приватизация на пользу народа. Уфа: Изд-во «Китап», 1994. — 60 с.
  35. А.К. Пособия малообеспеченным гражданам // Библиотечка профсоюзного активиста. 1995. — № 7. — С.37−54.
  36. Л. Принципы социальной справедливости в эпоху перемен // Общество и экономика. 1992. — № 1−2.
  37. В. Франция : от оживления к подъему // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 4. — С. 134 137.
  38. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994. — 720 с.
  39. В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 1996. — № 6. — С. 76−79.
  40. В., Мстиславский П. Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения // Экономист.-1996.-№ 12.- С.21−25.
  41. О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства // Вопросы экономики. -1996. № 10. — С. 64−77.
  42. О. Экономический подъем в США второе дыхание // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. -№ 3. — С.118−125.
  43. А. Российской семье нужна защита // Социальная защита. 1996. — № 1. — с. 77−80.
  44. .Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 1998. — № 3. — с.61−66.
  45. Ф.Э., Гришин И. В., Сванидзе З. Я., Соболева И. В. Типы социальной политики: концепции, практика // Общество и экономика. 1997. — № 1−2.
  46. А. О характере создаваемого в России общественного строя // Социологические исследования. 1994. — № 10.
  47. Ван Лоо Нидерланды: пенсионное обеспечение важнейший эленмент социальной политики // Человек и труд. — 1997. -№ 9. — С.35−37.
  48. В. Роль государства в рыночном хозяйстве // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 1. — С. 15
  49. ГО. «Дорогой человек» эпохи НТР // Мировая экономика и международные отношения. 1991. -№ 11. — С.47−52.
  50. А. Подранки над обрывом // Известия. 1997. -23 октября.
  51. Е.В. Российские предприятия: занятость, заработная плата, социальная инфраструктура // Общество и экономика. 1996. — № 7. — С. 15−25.
  52. А. Демографический потенциал России // Вопросы экономики. 1998. — № 5. — С.103−122.
  53. А.Г. Японский стиль управления и его сравнение с управлением в США и Западной Европе. М., 1990.
  54. Все на слом. Основные направления реформирования отраслей социальной сферы // Социальная защита. — 1997. — № 5. -с. 3−9.58&bdquo-Гасратян К. В Великобритании подъем продолжается // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 3. -С.107−110.
  55. Гизатуллин Х.Ы.5 Биктимирова 3.3. Башкирия: социальная реформа. Уфа: УНЦ PAHS 1994. — 31 с.
  56. Дж.М. и др. Национальные и межнациональные проблемы на современном этапе. Свердловск: Б.и.э 1991. 125 с.
  57. В., Иванов А. Как вам живется семьи инвалидов // Профсоюзы и экономика. 1996. — № 5. — с. 49−52.
  58. Голос детей должен быть услышан // Социальное обеспечение. 1998. — № 3. — с. 11−12.
  59. H.A. Социальная защищенность и мотивация деятельности в условиях рынка. Л. э 1990. — 16 с.
  60. Государство в меняющемся мире (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 1997. Краткое содержание) // Вопросы экономики. — 1997. — № 7. — с. 34.65Хрейсон Дж.К.мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика^ 1991. -319 с.
  61. Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику // Российский экономический журнал. 1997. — № 1. — С.77−89.
  62. Н. Социальное государство (социально-экономический аспект) // Общество и экономика. 1996. — № 8. -С.3−26.
  63. Н. Шведская модель общественного развития // Мировая экономика и международные отношения. 199L — № 4. -С.35−42.
  64. Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста М.° Деловая лига, 1993.
  65. М. Повышение благосостояния населения как стратегическое направление развития России // Вопросы экономики. 1996. -№ 5.
  66. И.Е. Социальная составляющая развития переходной экономики // Общество и экономика. 1997.- № 1−2.
  67. Дифференциация доходов и численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в 1996 г. // Вопросы статистики.-1997. № 2. — С.68−72.
  68. М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики. 1996. — № 10. — С. 49−63.
  69. И. Статистика уровня жизни населения. Методология оценки и анализа стоимости жизни населения. М., 1995. — 80 с.
  70. . Социальная политика: современный этап // Социальное обеспечение. 1997. — № 8. — С. 28−35.
  71. ., Фирстова В., Харитонова Е. В помощь детям // Социальное обеспечение. 1998. — № 3. — С.10−11.
  72. В. Международный день инвалидов // Социальное обеспечение. 1998. — № 1. — С.5−7.
  73. И. Развитие федерализма в социальной сфере // Человек и труд. 1996. — № 10. — С.47−50.
  74. П., Остер П. Как охраняют здоровье в Европе // Бизнес Уик. 1995. -№ 5. — С.18−20.
  75. В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования. 1998. — № 2. — С.55−61.
  76. А. Социально ориентированная экономика в современной России // Обозреватель. 1996. — № 9. — С.37−40.
  77. Т. Семейная политика и формы помощи семье: зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 1.
  78. В. Социальный фактор развития цивилизации // Общество и экономика. 1996. — № 9−10.
  79. В. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале» // Социологические исследования. 1996. — № 4. — С .101.нем. М.: «Дело ЛТД», 1994. — 400 с.
  80. Т. Человек в реформируемом российском обществе // Общество и экономика. 1995. — № 9. — С.3−8.91 .Заславская Т. И. Реальна ли демократическая переориентация нашей экономики // ЭКО. 1997. — № 11. — С.24=31.
  81. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 442 с. 93.3убкова Л., Яковлев Р. К сбалансированию политики доходов населения // Российский экономический журнал. 1997. -№№ 11,12.
  82. Л. Бедность — не порок, а. // Социальная защита. — 1997. № 5. — с. 10−15.
  83. А. Бремя государства // Вопросы экономики. -1996. № 9. — С. 4−27.
  84. Х.В. Европейский капитализм между свободой и социальной справедливостью // Вопросы экономики. 1994. — № 5.
  85. Р.И. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. 1993. — №№ 9,10.
  86. И. Заключение и изменение трудового договора: зарубежный опыт // Человек и труд. 1998. — № 2−3.
  87. A.A. Типы социальной политики американский вариант // Общество и экономика. — 1997. — № 1−2.
  88. А.П. Тенденции развития пенсионной системы и ее адаптация к условиям рыночной экономики //Пенсия.-1997.= № 1.
  89. В.П. Социальное измерение экономики // Вестник Московского Университета. Серия Экономика. 1994. — № 1.
  90. Я. Здоровье нации. М.: Прогресс, 1990. — 45 с.
  91. Я. Путь к свободной экономике. М., 1990.
  92. М.М. Человеческий капитал. Л., 1991.
  93. В. Социальный вектор изменения реформацион-ной модели // Российский экономический журнал. 1996. — № 9. -С. 13−25.
  94. X. Социальная рыночная экономика: германский путь. М., 1993.
  95. А.Ф. Основы и приоритеты социальной защиты: проблемы России и опыт США. США: экономика, политика, идеология. — 1995. — № 10. — С. 27−36.
  96. Лев А, Страшно далеки они от народа // Социальная защита. 1997. — № 7. — С. 4−8.
  97. О.Левашов В. И. Социальные перемены // Социологические исследования. 1998. — № 1. — С. 112−116.
  98. Ш. Либман Г., Преснякова Л. «Шведская модель'5 социальной политики // Вопросы экономики. 1993. — № 8.
  99. ГО.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. — М.: Мысль, 1988. -270 с.
  100. О.Литвинов П. От социального иждивения к социальной защите // Соц. обеспечение. 1994. — № 12.
  101. Л. О бедности и определении прожиточного минимума // Мировая экономика и международные отношения. -1993. № 2. -С.134.
  102. ГО.З. О состоянии пенсионного обеспечения в РФ //Пенсия.-1996.-№ 3.
  103. Пб.Майер В. Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа.- М.: Изд-во МГУ, 1988. 271с.
  104. K.P., Брго С. Л. Экономикс. М.: Изд-во «Республика», 1992.
  105. Л. «Белые воротнички» занимают места в портере. Экономика и жизнь, № 24, июнь, 1998.
  106. М. Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1982. — 267 с.
  107. О. Льготы пособия инструменты семейной политики // Человек и труд. — 1994. — № 3.121 .Марцинкевич В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  108. А. Негарантированные гарантии // Экономика и жизнь. 1997. — № 24.- с. 1.
  109. Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Книжный мир, 1998. — 240 с.
  110. Механизмы защиты отраслей социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М.: Наука, 1992. — 212 с.
  111. Механизмы защиты прав человека в России: Доклады комитета адвокатов по правам человека. = М: Права человека, 1996. -111 с.
  112. . Фактор доверия при проведении экономических реформ // Вопросы экономики. 1998. — № 4. — С. 27−38.
  113. С. Кому и зачем нужен новый порядок выплат пособий по временной нетрудоспособности? // Человек и труд. -1997. № 12. — С. 19−22.
  114. Ф., Галина А. Система социальной защиты населения в республике // Экономика и управление. 1998. -№ 4. — С. 89−95.
  115. Ф.У. Правовой механизм защиты эффективно работающих предприятий // в сб. Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие. Уфа, 1996. — С. 237−238.
  116. Ф.У. Человеческий фактор в ускорении социально-экономического развития советского общества // в сб. Вопросы социально-экономического развития Башкирской АССР
  117. Народное благосостояние: Методология и методика исследования. М.: Наука, 1998.-304 с.
  118. Народное благосостояние: Тенденции и перспективы / Отв. ред. Н. М. Римашевская, Л. А. Оников.- М.: Наука, 1991.
  119. Р.Т. Население на рубеже веков // Экономика и управление. 1998. — № 1. — С.23−28.
  120. Р.Т. Население республики за последние 100 лет // Социологические исследования. 1997. — № 8. — С. 36−39.
  121. Т.В. Рыночные реформы в российском измерении // Социологические исследования. 1998. — №h — С. 55−61.
  122. Нищета, дети и социальная политика: путь в более светлое будущее. Исследование положения в странах с переходной экономикой. Региональный мониторинговый доклад Детского фонда ООН, Международного центра развития ребенка. Флоренция, 1995.
  123. О.Ф. Условия жизнедеятельности и активная социальная политика. Киев: Наук. думка, 1991. — 144 с.
  124. Основные социально-экономические показатели // Экономика и управление 1996. № 1.
  125. Основные социально-экономические показатели // Экономика и управление. 1997. — № 1.
  126. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 1997. — 368 с.
  127. Л.Е. Социальная защита это конкурентоспособность отечественной экономики // Экономист — 1994. — № 5. — С.
  128. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985.
  129. Р., Ребенфельд Д. Микроэкономика. М., 1992.
  130. Политика доходов и социальная защита населения // Российский экономический журнал. 1995. — № 10. — С. 35−48.
  131. Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. М.: НПО «Полигран», 1994. — 200 с. циальной защиты населения // Экономист. 1994. — № 1. — С.151 .Приоритетные задачи усиления социальной политики // Российский экономический журнал. 1997. — № 5−6.
  132. Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 1998. — № 3. — С.31−36.
  133. Л.И. Повышение эффективность социального обеспечения М.: Экономика, 1990.
  134. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. — 318 с.
  135. Развитие социально-культурной сферы как фактор социальной защищенности // Вопросы экономики. 1992. — № 7, — С.
  136. .В. Общественные фонды потребления как экономическая категория. М.: Мысль, 1966. — 191 с.
  137. .В. Стратегия благосостояния. М.: Молодая гвардия, 1983. — 304 с.
  138. .В., Шохин А.EL Закономерности формирования и реализации трудовых доходов при социализме» М&bdquo-: Наука, 1987. — 316 с.
  139. A.C. Уровень жизни населения (Методология и проблемы регионального исследования).- М.: Наука, 1989.
  140. Н.М. Две России, одна из которых во мгле // Социальная защита. 1997. — С. 8−13.
  141. Н.М. Народное благосостояние. Тенденции и перспективы.- М.: Наука, 1993.
  142. Н.М., Бреева Е. В. Дети России: Социально-экономические проблемы. М.: Б.И., 1994. — 145 с.
  143. Н.М., Римашевский A.A. Равенство и справедливость. М&bdquo-: Финансы и статистика, 1991. — 159 с.
  144. В. Досрочные профессиональные пенсии: критерии для страхования // Человек и труд. 1997. — № 12. — С. 13−17.
  145. В. Реформирование пенсионных систем: зарубежный опыт // Человек и труд. 1998.- № 2. — С. 11−13.
  146. В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. 1997. — № 2. — С. 62−65.
  147. В. Социальное государство и гражданское общество // Человек и труд. 1996. — № 11. — С. 9−11.
  148. В., Чернышев С. Социальное страхование досрочных профессиональных пенсий: принципы и методы // Человек и труд. 1996. — № 8. — С. 44−48.
  149. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Российский экономический журнал. 1997. -№ 4. — С. 3−15.
  150. О.В. Социальная защита трудящихся. М.: Дело, 1996.171&bdquo-Рофе А. И. Экономика и социология труда: Учеб. пособие.- М.: Издательство «МИК», 1996. 128 с.
  151. П.О. Программы вспомоществования для малоимущих. // США: экономика, политика, идеология. 1995. — № 7.- С. 35−38.
  152. К.З. Инвестиции в человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ. Екатеринбург, 1993.174&bdquo-Самуэльсон М. Экономика. М.: Наука, 1991.
  153. . Изменение структуры доходов населения и её оптимизация // Экономист. 1996. — № 9. — С.65.
  154. А. Социальный план на предприятиях Франции и Германии // Человек и труд. 1998. — № 3. — С. 87−91.
  155. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. ML: ИНФРА-М, 1996. — 336 с.
  156. EX. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. — № 3. — с. 117 121.
  157. С. Социальная политика: между идеальным и реальным // Сегодня. 1995. — 27 мая.
  158. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 432 с. 181 .Соловьева Л. Социальное обеспечение в западных странах: проблемы 90-х гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1995.- № 12.
  159. Социальная дифференциация общества. М.: Наука, 1993. — 141 с.
  160. Социальная защита военнослужащих граждан, увоелнных с военной службы и челнов их семей. Мл Изд. центр «АНКИЛ-ВОИН», 1995. — 71 с.
  161. Социальная защита военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов России. ML: Информ.-издат. Агентсво «Обозреватель», 1995. — 391 с.
  162. Социальная защита инвалидов: Нормативные акты и документы. М&bdquo-: Юрид.лит., 1994. — 702 с.
  163. Социальная поддержка инвалидов. Ветеранов войны и труда. М.: Б.и., 1995. — 160с.
  164. Социальная политика буржуазного государства / С. Н. Надель, Ф. Э. Бурджалов, М. Б. Кальчугина и др. М.: Наука, 1987. — 207 с.
  165. Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения: Сб.ст. М.: Центр Карнеги, 1996. — 168 с.
  166. Социальная политика в России: Сб. документов. М.: Республика, 1992. — 286 с.
  167. Социальная политика и предпринимательство. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995. — 119 с. 191 .Социальная политика и предпринимательство. Выпуск третий. Отв.ред. Осипов Г. В. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995. — 120 с.
  168. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. М.: Б.и., 1995. — 252 с.
  169. Социальная сфера в условиях рыночных отношений. -Уфа: Б.и., 1991. 33 с.
  170. Социальная сфера: политическое и духовное развитие общества / Отв. ред. В. Н. Иванов, В. З. Роговин. М.: Наука, 1991. — 208 с.
  171. Социальное обеспечение, а странах Запада: Франция, ФРГ, Италия / Сборник обзоров. М.: РАН ИНИОН, 1994. — 148 с.
  172. Социальный облик современного западного общества / С. Н. Надель, Н. Д. Гаузнер, Н. П. Иванов и др. М.: Наука, 1993. -224 с.
  173. Социальный фон экономических реформ в Республике Башкортостан. Коллективная монография / Под ред. А. Х. Махмутова. Уфа: РИО БАГСУ, 1997. — 156 с.
  174. Структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. — № 1. — С.3−35.
  175. М. Социальная работа в России // Социальная защита. 1995. — №№ 5,6. — 1996. — № 1.
  176. B.C. Измерение уровня бедности: история вопроса // Социс. 1996. — № 5. — С.141.
  177. ГО. «Средние русские» на перепутье реформ // Экономика и жизнь. 1998. — № 24.
  178. Л. Дорога на паперть // Социальная защита. -1997. № 7. — с. 29−32.
  179. Е. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения // Экономист. 1997. — № 4. — С.
  180. Л. Адресная помощь совершенствуется // Социальное обеспечение. 1997. — № 8. — С.6−10.
  181. .Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. -206 с.
  182. .Т. Социальное планирование: опыт, достижения, проблемы. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  183. .Т. Социология: Общий курс. Уч. Пос. Для студ. ВУЗ. М.: Прометей, 1994. — 384 с.
  184. .Т. Человеческий фактор производства. М.: Знание, 1987. — 47 с.
  185. .Т., Аитов H.A., Лапин П. И. Социальное проектирование. М.: Мысль, 1982.
  186. В.И. Социальное страхование в России и зарубежных странах / Практическое пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 176 с.
  187. Т. Эффективная рыночная экономика не может не быть социально ориентированной // Человек и труд. 1996. — № 11. — С.4−17.
  188. Фридман и Хайек о свободе. Репринтное издание. -Минск: Полифакт, референдум, 1990.
  189. Р. США: сеть социальной поддержки // Человек и труд. 1996. — № 7. — С. 63−66.
  190. Дж.Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. М.: Прогресс Универс, 1993. — 487 с.
  191. К. Социальное рыночное хозяйство: идея и развитие экономического строя ФРГ.- Минск.: ЫПЖ Плюсминус, 1994.= 120с.
  192. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. — № 3. — с. 93−106.
  193. В. Какие льготы нам нужны // Человек и труд. -1996. № 10. — С.25−27.218.1Пкира А. Социальные риски и социальная защита // Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  194. Г. Социальная политика как часть социальной рыночной экономики // Вестник Московского Университета. Серия Экономика. 1994. — № 1.
  195. Л. Шведская модель: прошлое и будущее // Человек и труд. 1994. — № 5,10.22ЫПульц 3. Реформа Эрхарда // Вопросы экономики. 1991.
  196. В.И. Новый подход к управлению: крупные объединения. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  197. К. Эффективная экономика. Шведская модель. -М., 1991.
  198. Экономическая теория: Учебник для вузов / А. Н. Романов, И. П. Николаева, В. В. Клочков и др.- Под ред. И. П. Николаевой / Всерос.заоч.фин.-экон.ин-т. М.° Финстатинформ, 1997. — 399 с.
  199. Г. Двенадцать принципов производительности. -М.: Экономика, 1992. 221 с.
  200. Ю. Социальная цена экономических преобразований // Общество и экономика. 1996. — № 9−10.
  201. Ю.В. Рыночные механизмы социального развития // Общество и экономика. 1995. — № 10−11.
  202. Esping-Andersen G. The Three Words of Welfare Capitalism. Camlbridg. 1990.
  203. Human resource managment / Lloyd L. Byars, Leslie W. Rue/ IB WIN, Homewood, IL 60 430, Boston, MA 2 116/ - 3 rd ed. — 545 p.
  204. The macro economy today / Bradley R/ Schiller. 5 th ed. -597 p.
  205. The micro economy today / Bradley R. Schiller. 5 th ed. -591 p.1. Приишжотш©- 2
  206. Раех (c)ды шш еощшалнышю-культуршьп© мкершпршштшш в вяшдамш шшутршмем шродуюг®- РеотуШшшш Бажшвдартдасташв фактически действовавших ценах)1991 г 1992 г 1993 г 1994 г 1995 г 1996 г 1997 г
  207. Республика Башкортостан: Статистический ежегодник / Госкомстата Республики Башкортостан. Уфа, 1996. — С. 6,157. Финансы в Республике Башкортостан: Стат. сб. / Госкомстат Республики Башкортостан. — Уфа, 1998.
Заполнить форму текущей работой