Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием межрегиональной экономической интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны механизмы повышения эффективности межрегиональной экономической интеграции. Важнейшим элементом данного механизма выступает инструментарий государственного регулирования региональной интеграции, предполагающий: формирование гармонизированной институциональной среды, новых специализированных структур координации и развития межрегионального сотрудничества (советов округов, парламентских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Межрегиональная экономическая интеграция как объект исследования
    • 1. 1. Сущность и содержание интеграционных процессов в регионах
    • 1. 2. Анализ состояния и особенностей интеграционных процессов в Северо-Западном регионе России
    • 1. 3. Методологическая схема осуществления межрегиональной кооперации
    • 1. 4. Оценка интеграционного потенциала развития регионов
  • Глава 2. Пути развития межрегиональной экономической интеграции
    • 2. 1. Институциональные факторы развития межрегиональной экономической интеграции
    • 2. 2. Критерии и показатели эффективности межрегиональной экономической интеграции
    • 2. 3. Формирование механизмов развития межрегиональной экономической интеграции

Управление развитием межрегиональной экономической интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что в рыночных условиях экономическая интеграция территорий, основанная на взаимной долгосрочной заинтересованности в стабильных, надежных экономических связях, взаимной компенсации их природно-ресурсных, экономических, интеллектуальных и социальных составляющих становится практически востребованной, а развитие межрегиональной экономической интеграции требует качественно новых управленческих механизмов и технологий.

Особенностями современного экономического и политического пространства России являются пространственная неоднородность регионов, неосвоенность многих стратегически важных территорий, сохраняющаяся дезинтеграция экономического пространства Российской Федерации, слабое взаимодействие и взаимосогласованность системы внешних связей регионов и отсутствие инфрастуктуры такого взаимодействия. Общий объем межрегиональных экономических связей, по мнению экспертов, снизился в 3,5−4 раза, что существенно больше, чем снижение объемов производства, разрыв в уровне валового регионального продукта на душу населения между субъектами Федерации составил к 2005 г. более чем 36 раз.

Нередко интеграционные процессы происходят без объективной оценки ресурсного потенциала регионов, не сложились и механизмы межрегиональной интеграции, адекватные современным экономическим условиям, не отработано взаимодействие региональной власти и бизнес-структур в ходе активизации интеграционных процессов. Сокращение общественного производства, структурный кризис и радикальная перестройка институциональной сферы экономики внесли заметные изменения в основные направления межрегиональных хозяйственных связей в России.

Приоритетами стратегического воздействия на межрегиональную экономическую интеграцию выступают восстановление традиционных и формирование новых хозяйственных связей с соседними регионами, использование механизмов межрегиональной кооперации в процессе привлечения инвестиций и увеличения объема производства товаров и услуг, и т. д. Значимость интеграционных процессов для перспектив социально-экономического развития, огромные пространственные размеры и исторически сложившиеся отличия в развитии и специализации регионов страны требуют взвешенности подходов при выборе возможностей для России и, соответственно, всемерного учета релевантного мирового опыта.

Именно поэтому представляется актуальной дальнейшая разработка стратегии и механизмов развития межрегиональной экономической интеграции, позволяющих регионам эффективно использовать свой природно-ресурсный, производственный, научно-технический, интеллектуальный потенциал.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ опубликованных научных работ свидетельствует о том, что процессы управления развитием межрегиональной экономической интеграции в регионах основываются преимущественно на зарубежном опыте, разрабатываемых моделях и схемах, нередко без согласования экономических, финансовых и социальных интересов развития российских регионов.

Представленное в данной диссертации исследование опирается на теоретические труды зарубежных ученых-регионалистов, в т. ч. У. Айзарда, Ж.-Р. Будвиля, И. Валлерстайна, С. Р. Деннисона, X. Зиберта, А. Лёша, П. X. Линдерта, В. Кристалл ера, Э. Куклински, Г. Мюрдаля, X. Ричардсона, Дж. Фридмана1.

1 Валлерстайн И. Глобализация или переходный период? // Экономические стратегии. 2000. № 2, П. X. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей.- М., 1992. История европейской интеграции.- М., 1996 и др.

Теоретическую основу исследования проблем развития межрегиональной экономической интеграции составили работы российских ученых-экономистов: Белоусова Р. А., Богомолова О. Т., Борко Ю. А., Бурцева Н. Н., Гапоненко А. Л., Гранберга А. Г., Дулыцикова Ю. С., Дьяченко А. В., Завьялова П. С., Львова Д. С., Лариной Н. И., Лексина В. Н., Орешина В. П., Уколова В. Ф., Фаминского И. П., Швецова А. Н., Шеховцевой Л. С. и др2.

Проблемы международной конкуренции и интеграции рассмотрены в работах Абрамова В. Л., Ивантера В., Кархина Г. И., П. X. Линдерта.,.

2 Белоусов А. Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства. Материалы конференции «Россия: цивилизация, патриотизм, культура», январь 2001 г., Богомолов О. Т. Сложный путь интеграции России в мировую экономику// Проблемы прогнозирования. — М., 2003. — Вып. 2., Борко Ю. А. Экономическая интеграция и социальное развитие в условиях капитализма: буржуазные теории и опыт Европейского Сообщества. М., 1984, Бурцев Н. Н. Промышленность России в условиях развития конкурентной среды: региональный аспект. — М.: Наука, 2003, Гапоненко A. J1. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. — М.: РАГС, 2001., Гранберг А. Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя. //Регион: экономика и социология. 2004. № 1, Дьяченко А. В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Изд-во ВолГУ, 1999, Дулыциков Ю. С. Региональная политика и управление. М., РАГС, 1999, Завьялов П. С. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран. // Маркетинг. -1996. — № 2, Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — 3-е изд. — М.: УРСС, 2000, Орешин В. П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой.- М.: ТЕИС, 2003, Основы внешнеэкономических знаний. Под.ред. И. П. Фаминского. — М.: 1990, Шеховцева Л. С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 4 и др.

Мацнева Д.А., Пилипенко Э. А., М. Портера, Дж. Робинсона, Селезнева А. З., Смирнова Е. В., Спиридонова И. А., Фатхутдинова Р. А., Шенаева В. Н. и др3.

Институциональный анализ интеграционных процессов в экономических системах исследовались Бендукидзе К. А., Кузьминовым Я. И., Львовым Д. С., Гребенниковым В. Г., Мельниковым С. Б., Нестеренко А. Н., Нортом Д., Хайеком Ф. Чаловым В. И., Юдкевич М. М. и др.4.

Высоко оценивая вклад этих ученых в развитие теории и практики развития межрегиональной экономической интеграции, автор считает, что.

3 Ивантер В. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов / В. Ивантер, Ф. Клоцвог // Проблемы теории и практики управления.- 1997. № 5, Львов Д. С., Поршнев А. Г. и др. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. — М. 2002, Мацнев Д. А. СНГ — Межгосударственное регулирование экономической интеграции. М.:РАГС, 2003, Пилипенко Э. А. Внешние факторы экономического развития национальных хозяйственных систем. — М.: МАКС Пресс, 2003, Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986, Селезнев А. З. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки).// Экономист.-1996.-№ 2, Спиридонов И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: ИНФРА-М, — 1997, Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002 и др.

4 Кузьминов Я. И., К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. Курс институциональной экономики. Учебник. — М.: ГУ ВШЭ, 2006, Введение в институциональную экономику. Под обшей ред. Львова Д. С. — М.: Экономика, 2005, Чалов В. И. Институциональные проблемы экономического и социального развития регионов.//Экономика региона: технологии деловой активности. — М.1999, Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Научная редакция Б. З. Мильнера.- М.: Начала, 1997, Институциональная экономика. Под обшей ред. Олейника А. Н.- М.: ИНФРА-М, 2005 и др. далеко не все вопросы, связанные с формированием институциональной среды, необходимой для беспрепятственного процесса интеграции регионов, в особенности ее инфраструктурных институтов, нашли освещение в экономической науке. Имеющиеся проблемы межрегиональной экономической интеграции, а также отсутствие единых методических приемов анализа ее развития определили выбор темы диссертационного исследования, объекта и предмета, цель и задачи диссертации.

Основная цель диссертационного исследования состоит в уточнении концептуальных основ и выработке научно-практических рекомендаций по управлению развитием межрегиональной экономической интеграции.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих конкретных задач: уточнить теоретико-методологические положения, характеризующие современный процесс экономической интеграции регионов и стратегические направления, обеспечивающие ее результативностьвыявить особенности и основные факторы, способствующие межрегиональной экономической интеграциипредложить методологическую схему осуществления кооперации регионов Северо-Западного федерального округа в соответствии со стратегией развития межрегиональной экономической интеграцииобосновать стратегию управления межрегиональной экономической интеграции по двум уровнямразработать механизмы повышения эффективности межрегиональной экономической интеграции.

Объектом исследования является процесс управления развитием межрегиональной экономической интеграции.

Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические и институциональные отношения, складывающиеся в процессе управления развитием межрегиональной экономической интеграции.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления, законодательные и нормативные акты РФ, статистические данные РФ и субъектов Федерации, материалы глобальной сети Интернет. В работе использованы методы структурного и системного анализа, статистико-экономические, программно-целевые, экспертных оценок и другие методы экономических исследований, научные публикации, материалы семинаров и научно-практических конференций, первичные данные территориальных органов управления.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе настоящего исследования, состоят в следующем: развиты и дополнены теоретические положения, стратегические направления и механизмы управления экономической интеграцией регионов, разработаны практические рекомендации по управлению развитием межрегиональной экономической интеграции. В частности:

1. Уточнено содержание категории «межрегиональная экономическая интеграция». В отличие от существующих точек зрения, она представлена автором как способ организации партнерского взаимодействия участников интеграционного процесса, обеспечивающего гармонизацию социальных, экономических и экологических интересов и потребностей регионов в целях повышения качества жизни их населения. Автором введен дополнительный признак региональной интеграции, в основе которого лежат институционально закрепленные интеграционные связи административных, хозяйственных систем и рынков.

В качестве основных следствий межрегиональной интеграции определены: более высокая степень добавленной стоимости и устойчивость экономических систем, повышение качества и научно-технического уровня производимых товаров и услуг, свободный доступ к новым технологиям и информации, меньшие издержки производства, возможность использования накопленного опыта, системное объединение участников сотрудничества, повышение защитных барьеров на основе возросшего потенциала.

2. Сформулированы методологические выводы о социально-экономических, природно-географических, институциональных, экологических особенностях интеграции регионов Северо-Западного федерального округа: регионы располагают наиболее мощным экономическим, экологическим и природным ресурсом среди стран Балтийского бассейна;

— регионы объективно играют роль естественного географического, экономического и социокультурного моста между интегрирующейся Европой и реформирующейся Россией;

— происходит поляризация межрегиональных связей, обеспечивающих производство и вывоз за рубеж продукции в направлении морских портов и конечных пунктов железнодорожных магистралей на государственной границе;

— развитие межрегиональных связей СЗФО осуществляется с упором на интенсивное освоение перспективных, но слабозаселенных территорий;

— интеграционные процессы способствуют сохранению исторических и этнокультурных связей между регионами, а также сложившихся хозяйственных комплексов и межрегиональных структур.

3. Раскрыты факторы, способствующие экономической интеграции регионов, которые по характеру воздействия подразделены автором на объективные и субъективные. К субъективным факторам отнесены: интегрирующая роль федерального центра в проведении региональной и межрегиональной экономической политикидействия региональных органов власти, защищающие социально-экономические интересы регионов. Объективные факторы включают: производственно-технологические, природно-ресурсные и инфраструктурные возможности регионов, коммуникационную доступность сторон, сложившийся и реально достижимый уровень жизни населения.

4. Предложена методологическая схема осуществления межрегиональной кооперации в соответствии со стратегией развития межрегиональной экономической интеграции и алгоритм ее реализации. Она предполагает: в качестве несущего «каркаса» — институционально закрепленную сетевую рыночную инфраструктуруформирование межрегиональных кластеров будущего экономического подъемасоздание новой системы ценностей (мотивации к определенному типу поведения и к труду), новых культурных норм, кодов, а также способов коммуникации в сообществевыравнивание структурных диспропорций экономических систем объединяющихся территорий.

5. Обоснована стратегия межрегиональной интеграции, построенная на двух уровнях. На первом (микроуровне), предполагается установление прямых связей между хозяйствующими субъектами регионов, развитие кооперации между предприятиями, создание общенациональных предприятий и финансово-промышленных групп, интегрированной инфраструктуры, разработка и осуществление совместных инвестиционных проектов, программ и т. п.

На втором (макроуровне), согласуются на государственном уровне цели социально-экономического развития страны и интегрирующихся регионов, формируется согласованная структурная, научно-техническая, инвестиционная, социальная и внешнеэкономическая политика, создаются структуры межрегионального сотрудничества, координирующие развитие и экономические связи интегрируемых регионов.

6. Разработаны механизмы повышения эффективности межрегиональной экономической интеграции. Важнейшим элементом данного механизма выступает инструментарий государственного регулирования региональной интеграции, предполагающий: формирование гармонизированной институциональной среды, новых специализированных структур координации и развития межрегионального сотрудничества (советов округов, парламентских ассоциаций, фондов развития, исследовательских центров и т. п.), основной задачей которых является объединение усилий всех участников экономической деятельности для решения крупных межрегиональных и национальных проектов. В интеграционном сообществе предложено спроектировать и построить новые экономические институты (фондовый рынок, рейтинговые агентства, систему институциональных инвесторов, разработчиков инновационных производственных технологий и пр.).

7. Выявлены приоритетные направления развития отраслей народного хозяйства, располагающих наиболее высоким интеграционным потенциалом в регионах СЗФО: укрепление топливно-энергетической базы, развитие черной металлургии, химической, легкой, рыбной и пищевой промышленности, лесопромышленного комплекса, структурная перестройка машиностроительного комплекса, совершенствование транспортной системы, развитие сельскохозяйственного производства.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны теоретические положения, дополняющие и развивающие научные достижения в области теории региональной экономики. Исследование доведено до институционально обоснованных моделей, стратегий, технологий, и рекомендаций, направленных на совершенствование управления экономической интеграцией регионов с учетом местных ресурсов, традиций, конкретных условий и обстоятельств.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертанта могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, в процессе подготовки студентов и аспирантов, в системе экономического образования по курсам: «Региональный и муниципальный менеджмент», «Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона».

Апробация работы. Основные выводы и практические рекомендации, выработанные в ходе исследования, рассмотрены на заседаниях проблемной группы, семинарах кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также на научных и научно-практических конференциях. Результаты исследования опубликованы в 5 научно-методических работах автора общим объемом 5,0 печатных листов. Отдельные положения диссертационного исследования прошли апробацию в Мурманской и Ульяновской областях.

Структура и содержание работы обусловлены поставленными целями, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

1. Экономическая интеграция является объективным процессом сближения и взаимодействия экономически близких территорий на основе естественного процесса усиления взаимозависимости хозяйственных систем и рынков. Это проявляется прежде всего в растущем объеме торговых, кредитных, финансовых операций, соглашений, договоров и дополняется их сознательным совместным регулированием взаимных хозяйственных связей.

2. Интеграция регионов — не самоцель, а возможность объединения потенциалов их развития и усилий в решении социально-экономических проблем страны. Многостороннее сотрудничество может лишь содействовать достижению ими тех или иных экономических, социальных и политических целей.

3. Важнейшим условием реальной интеграции на региональном уровне является потребность в повышении конкурентоспособности функционирования хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, за счет получения синергетических эффектов от создания единого экономического пространства. В основу механизма повышения конкурентоспособности национальной экономики должен быть внедрен инструментарий государственной поддержки региональной интеграции хозяйствующих субъектов.

4. Движущей силой интеграционных процессов в стране может быть только взаимовыгодное экономическое сотрудничество хозяйствующих субъектов и регионов. При этом потребность в экономической интеграции реальных хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности, является основным условием ее поступательного движения.

5. Интеграция должна продвигаться синхронно, постоянно принимать обязательные для всех решения, избегая создания региональных блоков с различными скоростями развития. Органы государственного управления должны создавать институциональную среду для эффективного взаимодействия регионов и их хозяйствующих субъектов, устранять барьеры во взаимной торговле и перемещении ресурсов.

6. Модель поведения региона в соответствии со стратегией развития межрегиональной экономической интеграции предполагает наличие институционально закрепленной сетевой рыночной инфраструктурынаправляющим вектором развития является движение к постиндустриальному обществу. Интеграционная модель связана с формирование новой системы ценностей, а также способов коммуникации в сообществесодержательным направлением развития интеграции регионов должно стать содействие формированию кластеров будущего экономического подъема.

7.Стратегические направления развития межрегиональной экономической интеграции включают: обоснование принимаемых решений, анализ социально-экономических показателей и формирование социально-экономических индикаторовсодействие продвижению продукции региональных отраслей на внешний рынокформирование партнерских отношений между регионамивведение сетевого планирования в экономике интегрируемых регионовсохранение исторических связей между регионамистимулирование кооперационных связей, способствующих эффективному взаимодействию между наукой, образованием и бизнесом, формированию и развитию инновационных кластеров и т. п.- развитие новых инфраструктур, которые обеспечивают доступ к социальным и культурным благам, правовую и личную безопасность, отдых и досуг людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 2002.
  2. А. А. Современная роль региональных программ // Проблемы региональной экономики. Саранск. 1998.
  3. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.:ОАО Типография «Новости», 2000.
  4. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982.
  5. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  6. Р. Планирование в больших экономических системах / Пер. с анг. М.: Советское радио, 1972.
  7. С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  8. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2000.
  9. В. Чем больше территория, тем лучше жизнь? // Век, 2002, № 12.
  10. О.С., Бережной И. В., Вольчик В. В. Эволюция институциональных ограничений конкуренции в переходной экономике. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
  11. А. Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства. Материалы конференции «Россия: цивилизация, патриотизм, культура», январь 2001 г.
  12. В., Ивантер А., Кириченко И. Новая фаза промышленного подъема // Оборудование. 2001. — № 10 (58).
  13. О. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года //Вопросы экономики. 2002. № 5.
  14. О.Т. Сложный путь интеграции России в мировую экономику// Проблемы прогнозирования. — М., 2003. Вып. 2. — С.3−16.
  15. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — 4-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999.
  16. Ю.А. Экономическая интеграция и социальное развитие в условиях капитализма: буржуазные теории и опыт Европейского Сообщества. М., 1984.
  17. M.JI. Развитие экономической интеграции субъектов Российской Федерации и создание межрегиональных органов исполнительной власти. М.: ИРЭИ, Альфа-Доминанта. 2005.
  18. Н.Н. Промышленность России в условиях развития конкурентной среды: региональный аспект. М.: Наука, 2003.
  19. С.Ю. Производственно-хозяйственные сложные системы: концепция формирования// Научные записки НГАЭиУ. -Новосибирск, 2003. Вып. 2. — С.64−69.
  20. И. Глобализация или переходный период? // Экономические стратегии. 2000. № 2
  21. Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе.- М., 1992.1992 год: новые контуры Западной Европы / Под ред. В. А. Мартынова М., 1992.
  22. А., Буряк А. Кластерный анализ база управления конкурентоспособностью на макроуровне// Маркетинг. — 2003. — JVb 1.
  23. А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
  24. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС, 2001.
  25. С. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики //Российский экономический журнал. 2001.№ 3−4.
  26. .И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации. // ИСКР АН, Научный доклад, 1998 г.
  27. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях. // Российский экономический журнал.-1998.-№ 3.
  28. Н.М. Межрегиональное сотрудничество в период реформ. Владивосток: Дальнаука, 2000.
  29. Дж.К., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  30. А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя. //Регион: экономика и социология. 2004. № 1.
  31. А.Г. Экономический механизм межреспубликанских и межрегиональных отношений. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН СССР, 1989.
  32. А. Г. Основы региональной экономики: Учебник: М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  33. В.М. Экономический риск: Сущность, методы измерения, пути снижения: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999.
  34. Т., Ивантер А. Да здравствует кризис // Эксперт. 2002. -№ 1- 2(309).-С.24−25.
  35. Г. Г. Конкуренция в эпоху глобализации// Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 2. — С.3−10.
  36. Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. Санкт-Петербург. 1992. -т.2.
  37. П. Рынок: Как выйти в лидеры / Пер с англ. М.: Прогресс, 1992.
  38. А.В. Теория систем и некоторые экономические проблемы. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 1996.
  39. А.В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Изд-во ВолГУ, 1999.
  40. Доктрина развития Северо-Запада России./Под руководством П. Щедровицкого.- СПб.: Издательский дом «Corvus», 2001.
  41. Ю.С. Региональная политика и управление. М., РАГС, 1999.
  42. С. Конкурентоспособность отраслей российской экономики: фактологический анализ// Человек и труд. 2002. — № 5. С. 17−20.
  43. А.П. Проблемы и перспективы сбалансированного развития Северо-Западного региона РФ. //"Устойчивое развитие. Наука и Практика", 2004,№ 2.
  44. А.А., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование: Анализ моделей управления. Конкурентная политика. Контроль над качеством. СПб.: Питер, 2002.
  45. П.С. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран. // Маркетинг. 1996. — № 2. — С.20−32.
  46. К.Ю. Межрегиональная экономическая интеграция в России: проблемы и пути развития. Мурманск: Север, 2005 г. 3,8 п.л.
  47. К. Ю. Стратегия межрегиональной экономической интеграции в условиях глобализации//Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции. Мурманск, МГТУ, 2006 г. 0,3 п.л.
  48. К.Ю. Пути развития межрегиональной экономической интеграции в России//Новое в экономике и управлении: Сб. статей/Под.ред. С. С. Евтюхова. М.: МАКС Пресс, 2006 г., Выпуск 2−0,1 п.л.
  49. К.Ю. Межрегиональная интеграция как фактор укрепления целостности страны //Новое в экономике и управлении: Сб. статей, //Под.ред. А. Н. Алисова М.: МАКС Пресс, 2006 г., выпуск 3 — 0,6 п.л.
  50. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах.М.:Прогресс, 1966.
  51. В. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов / В. Ивантер, Ф Клоцвог // Проблемы теории и практики управления.- 1997.-№ 5.
  52. Иванченко JL, Легостаев А. Ассоциации экономического взаимодействия защищают интересы субъектов Российской Федерации.//Федерализм.-1997, № 4(8).
  53. А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост //Вопросы экономики. 2002. № 9.
  54. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  55. В.В. Федеральные округа России важнейший шаг в укреплении государства. М.: Экономика, 2000.
  56. Л.М. Отраслевые и региональные приоритеты и разработка региональных целевых программ экономического и социального развития//Проблемы управления региональной экономикой. -М., 1998.
  57. О.В. Экономическое развитие регионов. Теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд.З. -М., УРСС, 2005.
  58. В.М. Инновационная глобализация и конкурентоспособность через призму экономик России и США// США. Канада: Экономика. Политика, Культура. 2003. — № 7. — С.62−78.
  59. П. X. Линдерт. Экономика мирохозяйственных связей.- М., 1992. История европейской интеграции.- М., 1996.
  60. Д.С., Гребенников В. Г., Ерзкян Б. А. Институциональный анализ корпоративной формы предприятия // Экономическая наука современной России. 2000. -N3−4. — С.5−21.
  61. Д. С., Поршнев А. Г. и др. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М. 2002.
  62. В. Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 3. Региональные программы в новейшей реформационной ситуации //Российский экономический журнал. 2000. № 8.
  63. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е изд. — М.: УРСС, 2000.
  64. В.Н., Швецов А. Н. Организационно-правовые основы управления региональным развитием в России // Политика и экономика в региональном измерении / Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. М.- СПб.: Летний сад, 2000. С. 53−63.
  65. М.Я. История экономики М., 2001.
  66. В.JT. О математических моделях конкуренции между предприятиями// Экономическая наука современной России. 2002. № 1. С.5−9.
  67. А. Принципы политической экономии М.: «Прогресс», 1983.-т.1 -3.
  68. Д.А. СНГ Межгосударственное регулирование экономической интеграции. М.:РАГС, 2003.
  69. May В. А. Экономическая политика России: В начале новой фазы//Вопросы экономики М., 2001.
  70. Дж. С. Основы политической экономии М.: «Прогресс», 1980.-т.1.
  71. В. Исполнительская власть: принципы организации и управления // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 94−108.
  72. Н. Межмуниципальное движение в России. Аналитический отчет / Вопросы местного самоуправления. № 1.2004.
  73. Мишель Пебро. Международные экономические, валютные и финансовые отношения М., 1994.
  74. Н., Слушаенко М. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы// Маркетинг. 2002. -№ 3. — С.101−112.
  75. Т.Г. Экономическое районирование России //Региональная экономика. -М.:ЮНИТИ, 1998.
  76. П.Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. — М.: Юристь, 2000.
  77. P.P., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. Каждана М. Я. М.: Дело, 2002.
  78. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. -1997. N3. — С.22−28.
  79. С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей// Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1. — С.46−51.
  80. В.П., Потапов JI.B. Управление региональной экономикой.- М.: ТЕИС, 2003.
  81. Ю., Быков С., Тащиян Г. Мониторинг конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции// Маркетинг. 2003. — № 3. — С.22−30.
  82. Основы внешнеэкономических знаний. Под.ред. И. П. Фаминского. М.: 1990.
  83. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года. СПб.: «Общество Знание», 2002.
  84. Отчёт о конференции губернатора Сахалинской области Фархутдинова И. П. на тему «Сахалин и Южные Курилы: перспективы создания свободной экономической зоны». Пресс-клуб АК&М, 27 января 1999.
  85. Е.В. Союзы промышленников и предпринимателей в системе регулирования социально-экономического развития регионов. М.:ИРЭИ, Альфа-Доминанта, 2003.
  86. Э.А. Внешние факторы экономического развития национальных хозяйственных систем. М.: МАКС Пресс, 2003.
  87. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
  88. А. Экономически эффективное государство: американский опыт// Вопросы экономики. 1998. — № 3.
  89. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Утвержден постановлением Правительства РФ № 594 от 26.06. 1995 г.
  90. Постановление Правительства РФ «Правовые основы формирования и деятельности региональных ассоциаций экономического взаимодействия Российской Федерации» 1992.
  91. Постановление СМ-Правительства РФ от 04.1993 «О координации и обеспечении деятельности межрегиональных ассоциаций» (Проект ассоциаций экономического взаимодействия).
  92. Постановление СМ-Правительства РФ от 16.09.1993 г. № 918"0 некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления".
  93. Постановление Правительства РФ от 23.03. 1996 г. № 327."Основные положения региональной политики в Российской Федерации".
  94. Проблемы развития коренных малочисленных народов и природные богатства Российского Севера (По итогам международного десятилетия коренных народов мира) 2004 г.
  95. Прогноз развития основных отраслей и секторов мирового хозяйства на 2001−2015 гг. М.: РАН. Институт мировой экономики и международных отношений. 2001.
  96. Регион: к новому качеству управления. /Под ред. Ю. П. Алексеева и А. Н. Падучина. М.: Луч, 2000.
  97. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000.
  98. Д. Начала политической экономии и налогового обложения/Сборник соч.: В 5 т. М.: Госполитиздат, 1941. т. 1.
  99. . Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 198 699. «Российско-армянские отношения: исторический опыт, стратегические вызовы и перспективы развития». Нижний Новгород -Ереван, 2001.
  100. С. Сравнительные аспекты конкурентоспособности экспортоориентированных производств (зарубежный опыт)// Евразийское coo6i4ecTBo//Evrasian community.- Алматы, 2003. № 2. — С.52−60.
  101. С.Г. Элементы экономической теории в пространстве Ульяновск: Изд-во Средневолжского научного центра, 1997.
  102. А.З. К вопросу о конкурентных преимуществах на товарных рынках // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика 1996, № 5.
  103. А.З. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России (методологические вопросы анализа и интегральной оценки).// Экономист.-1996.-№ 2.
  104. И.И. Центр и периферия в пространственном развитии регионов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2003. № 2(16).
  105. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -Петрозаводск: Петроком, 1993.
  106. Е.В. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2002 году// Внешнеэкономический бюллетень. 2003. — № 5. — С.3−9.
  107. И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: ИНФРА-М, -1997.
  108. Соглашение о сотрудничестве. СМ-Правительство РФ, Администрация Президента РФ, Комитет Верховного Совета РФ по вопросам межреспубликанских отношений, региональной политики и сотрудничеству ассоциаций экономического сотрудничества. 15.02.1993 г.
  109. Социально-экономическое положение Мурманской области в 2004 году: экономико-статистическое обозрение / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области -Мурманск, 2005.
  110. С. Межрегиональные сравнения в разрезе федеральных округов и «субокругов» // Российский экономический журнал. 2001. № 1.
  111. Т.М. Экономическая история России М., 2002.
  112. Указ Президента РФ В. В. Путина «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». 3 апреля 2000 г.
  113. Федеральный Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
  114. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  115. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник.-5-е изд., испр. и доп. М.:Дело, 2002.
  116. Н.А. Создание и функционирование свободных экономических зон в России: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.э.н. -СПб: СпбУЭиФ, 1994.
  117. Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее: создание рынков завтрашнего дня/ Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  118. А.Ш. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях. Дисс. док-pa экон. наук: 08.00.01. Казань, 1999.
  119. Цай Т.Н., Грабовый П. Г., Сайел М. Б. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка. М.: Алане, 1997.
  120. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / Авторский коллектив под рук. Любовного В. Я. М.: ГУ ИМЭИ при Минэкономики РФ — Московский научный фонд. — 2000. — 90 с. (www.mpsf.org).
  121. В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. М., Наука, 1993.
  122. А.Е. Теория и практика экономического реформирования России в конце XX века: макроэкономический анализ/РАН. Ин-т социально-политических исследований. М., 2003.
  123. Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 11−16.
  124. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка.//Регион: экономика и социология.-1995.-№ 1.
  125. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  126. И. А. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ. / Предисл. и общ. Ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, 1995.
  127. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок.-http://www.libertarium.ru/libertarium/10 064.
  128. Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.- 239 с.
  129. Dmitri Trenin. The End of Eurasia: Russia on the Border Between Geopolitics and Globalization. Carnegie Moscow Center, 2001.168
Заполнить форму текущей работой