Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-акмеологические условия формирования индивидуального стиля общения руководителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях: Республиканской научно-практической конференции «Проблемы качества образования в негосударственном вузе: практика и анализ» 22−23 апреля 2005 г., Йошкар-Олана Международной научной конференции «Акмеоло-го-личностное и профессиональное развитие в Российской академии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
    • 1. 1. Состояние разработки проблемы
    • 1. 2. Стиль общения в структуре профессионализма деятельности и личности руководителя
    • 1. 3. Критерии и показатели эффективного стиля общения руководителя
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Формирование индивидуального стиля общения руководителя. 2.1. Современная система управленческой деятельности как фактор развития индивидуального стиля общения
    • 2. 2. Диагностика личностных характеристик руководителя, влияющих на индивидуальный стиль общения анализ результатов)
    • 2. 3. Влияние стиля общения на эффективность управленческой деятельности руководителя
  • Выводы по второй главе

Психолого-акмеологические условия формирования индивидуального стиля общения руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема общения является в современной науке одной из самых популярных активно разрабатываемых. Внимание к ней объясняется потребностью в консолидации людей в разных направлениях и сферах жизнедеятельности общества, объединения их усилий в решении сложных задач реформирования старой и становления новой общественной системы.

В более узком плане каждая совместная работа предполагает достижение согласия, взаимопонимания, выработки приемлемых для всех способов взаимодействия в решении общих задач, гармонизации групповых и личных интересов. Для каждого человека общение с другими людьми — выход за рамки одиночества, тех сложностей, которые возникают в современном изменяющемся мире, полном противоположностей и трудностей, ситуаций риска, связанных с разного рода угрозами личной безопасности и требующих совместных усилий людей в защите от внешнего воздействия и внутренних конфликтов, разрушающих личность. Умение и способность жить среди людей формируется вместе с формированием культуры общения, приемлемого для каждого человека стиля взаимодействия и отношений с другими.

Актуальность проблемы определяется тем, что в реальной управленческой деятельности общение в значительной степени влияет и на ее результат. Процесс принятия и реализации управленческих решений, индивидуального стимулирования активности каждого работника и мотивация групповой активности во многом зависит от умения выстроить правильные отношения с подчиненными. Вместе с тем общение с коллегами и подчиненными большая часть руководителей называют в числе трудных задач, а преодоление этих трудностей связывают с овладением адекватными методами деловых и межличностных отношений, выработкой оптимального стиля общения с подчиненными и коллегами. сти и общения продолжаются разночтения в понимании содержания этих понятий, их значимости для социально-психологических исследований, выработки методов анализа и регулирования процессов делового и межличностного общения.

Важно также заметить, что понятие «стиль» чаще всего употребляется применительно к деятельности или личности и реже — к общению. Это и определило тему диссертационного исследования, его направление и методы.

Состояние разработанности проблемы исследования. Важное значение для разработки проблемы формирования индивидуального стиля общения руководителя, имеют исследования данной и смежных проблем в психологии личности, психологии развития, социальной психологии, акмеоло-гии, управленческой психологии.

Проблеме личности, ее сущности, развития, стратегии жизни и жизненного пути, Я-концепции посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, В. С. Агапова, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Л. П. Буевой, Л. И. Анцыферовой, A.B. Брушлинского, Л. И. Божович, И. Ф. Демидова, А. Н. Леонтьева, A.C. Огнева, С. Л. Рубинштейна, А. Маслоу, Я. Колберга, М. Эриксона, Э.Росси.

Категория общения разрабатывается в трудах A.A. Бодалева, Л. П. Буевой, B.C. Грехнева, М. С. Кагана, A.A. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, М. И. Лисиной, И. А. Зимней, A.B. Толстых, Ю. А. Шерковина, Е. А. Яблоковой и др. В них рассматриваются философские, социологические, психологические аспекты.

Психолого-акмеологические проблемы профессионализма и профессиональной деятельности разрабатываются О. С. Анисимовым, С.А. Аниси-мовым, A.A. Деркачем, Л. И. Катаевой, Е. А. Климовым, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, A.A. Реаном, Е. А. Сусловой, Дж. Равеном, С.Вельтлауфером.

В рамках психолого-акмеологических исследований изучаются различные аспекты профессионализма государственных служащих: профессиональная и аутопсихологическая компетентность (С.А. Анисимов, О. С. Анисимов, A.A. Деркач, И. Е. Елина, А. К. Маркова, Л.А.Степнова) — рефлексивная культура (О.С. Анисимов, И. В. Байер, A.JI. Емельянов, О. Д. Ковшуро, О. Г. Павицкая, O.A. Полищук, И. Н. Семенов, С.Ю. Сте-папнов) — коммуникативная компетентность (A.C. Гусева, Д. Л. Моисеев, Е. АЛблокова) — профессиональная Я-концепция (Т.Л. Григорьева, Р. Л. Кричевский, С.Ф. Мурашко) — особенности профессионального менталитета (H.A. Ерина) — профессиональное становление (АС. Огнев) — факторы профессиональной карьеры (Е.А. Могилевкин, СВ. Паирель, Д.Б. Воло-севич) — продуктивность управленческой деятельности (В.А. Мурадян, А.В.Кустова) — личностно-профессиональное самосовершенствование (Л.В. Маркелова, В.М. Дьячков). Активно проводятся исследования профессионального мышления государственных служащих (О.Ю. Дулепова-Менейлюк), управленческих способностей (В.И. Храмцов), аутопсихоло-гических способностей (В.В. Лешин), мотивационно-смысловой сферы (В.Г. Асеев, Т. П. Гордеева, Т. В. Новоселов, М.И. Муразбеков), духовности в системе профессиональной культуры (О.Ю. Скуднова), стрессоустойчи-вость к деятельности в стрессовых ситуациях (Г.Г. Васюта, В. Н. Кузнецов, И.Б. Шебураков).

Психологии управления и стиля руководства посвящены исследования A.A. Деркача, A.C. Гусевой, E.H. Дубовой, И. Е. Елиной, А. Л. Журавлева, E.H. Иванова, С. С. Ильина, Р. Л. Кричевского, Л. Г. Лаптева, Г. И. Мараса-нова, В. Н. Маркина, И. Н. Семенова, Ю. В. Синягина, С. Ю. Степанова, В. И. Храмцова,.

В.А. Толочека. Концепций коллективного" или сетевого управления отражены в работах Дж. Нэсбита, Дж. Томасона, М. Уорнера, Д. Белла, П. Эдвардса.

Психологии управленческого общения посвящают свои работы: Т. Ю. Базаров, А. К. Аверченко, Е. М. Дуранов, В. И. Жернов, Б. З. Зельдович, Е. И. Калинина, А. И. Кочеткова, В. Н. Маркин, А. Ю. Панасюк, B.C.

Мерлин, M.B. Удальцова, В. Ф. Спиридонов, В. В. Турунова, Р. Х. Шакурова, Е. А. Яблокова, а также зарубежные ученые: М. Лорр, Т. Лири, У. Шутц.

Понятия стиля, стиля деятельности, индивидуального стиля профессионального взаимодействия рассматриваются в трудах ученых и выпускников кафедры Б. А. Вяткина, В. М. Данильченко, H.A. Жаровой, В. Н. Дружининой, O.E. Ил1уновой, Е. А. Климова, С. Н. Козловской, A.B. Кустовой, И. И. Литвинова, Л. Э. Мишуровского A.B. Меньчукова, С. А. Печерской, Э. В. Синициныной, М. В. Талан, В. А. Толочека, М. Р. Щукина, А. В. Финашина.

В этих исследованиях в контексте специфики профессиональной деятельности госслужащего рассматриваются проблемы стиля деятельности руководителя, дается типология индивидуальных стилей, раскрываются влияние самосознания, самоопределения, Я-концепции руководителя на формирование индивидуального стиля руководителя, факторы формирования продуктивного стиля руководства.

Анализ выше названных работ показал, что еще мало исследований, главным объектом которых был бы индивидуальный стиль общения руководителя. Этому вопросу посвящена данная работа. Анализ выше названных работ показал, что еще мало исследований, главным объектом которых был бы индивидуальный стиль общения руководителя. Этому вопросу посвящена данная работа.

Цель исследования — выявить психолого-акмеологические условия формирования индивидуального стиля общения руководителя.

Объект исследования: профессиональное общение руководителя в системе управленческой деятельности.

Предмет исследования: психолого-акмеологические условия формирования индивидуального стиля общения руководителя в системе управленческой деятельности.

Гипотезы исследования. Можно предположить, что индивидуальный стиль общения по своей основе, содержанию и структуре представляет собой единство общего, особенного и единичного. Учет этого обстоятельства может способствовать построению более полной и адекватной действительности теории индивидуального стиля общения руководителя, и на ее основе — выработке оптимальных методов и технологий деловой и межличностной коммуникации.

Мы предполагали, что в коммуникации используются стратегии поведения, которые играют роль в формировании индивидуального стиля общения руководителяна процессы общения и коммуникации влияют доминирующие стратегии взаимодействия, уровень конфликтности, экстра-интравертируемость, полнаиболее значимыми показателями продуктивного общения являются показатели: пригодность к управленческой деятельностиуравновешенность, самоконтроль в коммуникации, стрессоустойчи-вость, психологическая атмосфера в коллективенеобходимым условием формирования индивидуального стиля руководителя являются индивидуализация стиля управления и руководства, а также стремление к личностному самосовершенствованию.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

— на основании сравнительного анализа имеющихся подходов систематизировать понятия «стиль», «индивидуальный стиль», «стиль руководства», «стиль общения»;

— определить место стиля общения в структуре профессионализма руководителя и его деятельности;

— выявить критерии и показатели эффективного стиля общения руководителя;

— раскрыть факторы формирования индивидуального стиля руководителя;

— определить основные направления влияния стиля общения руководителя на эффективность его деятельности;

— разработать методику диагностики личностных и профессиональных характеристик руководителя, влияющих на индивидуальный стиль руководства.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили принципы детерминизма, системности, развития, единства деятельности, отношений и общения, диалектики общего, особенного и единичного в формировании индивидуальности личности и стиля ее общенияакмеологические принципы комплексного, междисциплинарного анализа проблемы. В своем исследовании автор опирается на теоретические положения и выводы, имеющие методологическое значение и содержащиеся в трудах ведущих^ечественныхГзарубежных ученыхгЭтопринципы субъектности в исследовании общениясубъектности личности как предпосылки успешности ее профессиональной деятельностисвязи содержательных характеристик личности с условиями ее жизни и профессиональной деятельностиединства социального и индивидуального в развитии личности.

Методы исследования. В работе использованы методы: включенного наблюдения, анкетирование, а также пакет психологических тестов: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса адаптированная Н. В. Гришинойметодика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидператесты «Конфликтны ли Вы?» и «Обидчивы ли Вы?" — методика оценки пригодности к работе пред-приниматёлемТменеджеромметодика оценки уровня тревожности Тайлера в адаптации Т. А. Немчинова.

Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса и тестирования государственных служащих — слушателей Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации — 167 человек (86 мужчин и 81 женщина).

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлена синтезом теоретико-методологического и эмпирического подходов с использованием в комплексе общенаучных и специальных научных методов исследования, результатов эмпирического исследования, подтверждающих гипотезу и основные теоретические положения работы.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Представлена целостная психологическая характеристика стиля деятельности, компонентами которой выступают личностные диспозиции, когнитивные процессы, психологические параметры поведения. Отмечается интегральный характер индивидуальных особенностей личности, выраженный в понятиях «стиль человека», «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуальный стиль общения».

Доказательно представлено, что черты профессионала — типичные и индивидуально неповторимые, профессиональные способности руководителя, его профессионально важные качества: деловая компетентность, организаторские умения, нравственные максимы, аутопсихологическая и ком муникативная культура — формируются в деятельности и взаимодействии с другими людьми.

Систематизированы критерии и показатели эффективного стиля общения, в качестве которых выступают: реализация цели, идеала и достижение результата наиболее адекватными методамиподдержание и развитие высокого уровня мотивации к сотрудничеству в субъект-субъектных отношенияхобеспечение в управленческой стратегии единства ориентаций.

Разработана методическая система диагностики личностных и профессиональных характеристик руководителя, влияющих на индивидуальный стиль руководства. Она предполагает использование методов включенного наблюдения, анкетирования, психологических тестов, адаптированных к задачам данного исследованияметодика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика измерения уровня тревожности Тайлера, соционичекая диагностика личности руководителя.

Определены уровни взаимодействия в коммуникативном пространстве, зависимость стиля общения от типа личностиустановлены корреляции между стилем управления и руководства, индивидуальным стилем общения. В соответствующих показателях дана сравнительная характеристика стилей управления и стилей общения.

По результатам исследования выявлены низкие показатели таких коммуникативных способностей и качеств, как умение видеть психологические особенности других людейумение контролировать эмоции свои и партнеровпредвидеть возникновение конфликтных ситуацииспособность устанавливать контакт с партнерамиГЛишь тридцать третье место" из тридцати четырех отведено такому качеству, как эмпатичность.

Выявлены факторы формирования индивидуального стиля руководителя (объективные, внешние по отношению к человекуспецифическиесубъективные — характеристики человека как личности и субъекта деятельности). В качестве макроусловия, определяющего действие других факторов, рассматривается становление нового информационного общества, вызывающее необходимость сетевой модели управления, предъявляющей новые требования к управленцам и стилю их взаимодействия. Это относится и к личностным качествам: приоритет отдается креативному компоненту и характеру обмена информацией, строящемуся на основах коллективной выработки управленческих решений, доверия и согласия.

Определены основные направления влияния «стиля общения руководителя на эффективность его деятельности. Выделены следующие функции и стратегии общения: коммуникативнаяперцептивнаякогнитивнаяэмоциональнаяоперационально-деятельностнаямотивационнаястратегия согласия во взаимодействии субъектов управлениястратегия соперничествастратегия партнерства и сотрудничествастратегия приспособлениястратегия компромиссастратегия конфликта и борьбы. Функции управления, взятые в развитии, позволили через стили управления и руководства выйти на стили общения, их индивидуальные особенности у руководителя и их влияние на эффективность управленческой деятельности.

Показано влияние стиля общения на эффективность управленческой деятельностипротекание инновационных процессовповышение мотивации к деятельностиоптимизацию ролевых взаимодействий. Стили общения являются проявлением и компонентом стиля управления.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, в лекциях, практических занятиях и тренингах, направленных на выработку оптимального стиля общения, индивидуальной стратегии поведения в различных ситуациях делового и межличностного общения.

Методика диагностики стилей профессионального общения может быть использована при проведении соответствующих эмпирических исследований, а также в работе с кадрами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях: Республиканской научно-практической конференции «Проблемы качества образования в негосударственном вузе: практика и анализ» 22−23 апреля 2005 г., Йошкар-Олана Международной научной конференции «Акмеоло-го-личностное и профессиональное развитие в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 7−8 октября 2004 года, «а также на научно-практической «конференции «Государственность и государственная служба в России: пути развития» в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 15−17 декабря 2005 года, а также на аспирантских психолого-акмеологических чтениях, методологических семинарах, на заседаниях проблемной группы и кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности, посвященных методологии психолого-акмеологических исследований, получили отражение в публикациях.

Положения, выносимые на защиту.

1. Одним из важных компонентов деятельности руководителя, направленной на организацию работы подчиненных, стимулирование их профессионального и личностного развития, является деловое и межличностное взаимодействие. В этом процессе проявляются индивидуальность каждого, его статус и роль, мотивация поведения, владение методами влияния и взаимовлияния, социальный и профессиональный контекст.

2. Интегральным понятием, характеризующим совокупность факторов, обеспечивающих успешность взаимодействия с партнерами, является понятие «индивидуальный стиль общения», соединяющее в единое образование индивидуально-неповторймоёгРта профессиональные и социальные ориентации руководителя, его индивидуальные характеристики.

3. Индивидуальный стиль общения как целостное образование проявляется в системе внутренних характеристик личности, отражающих внешние условия и опосредующих их воздействие на личность, а также способ ее самоопределения в предложенных обстоятельствах, частью которых являются люди, с которыми необходимо правильно строить отношения.

4. В процессе общения, если оно осуществляется оптимально, внутренний мир одного человека открывается для другого, и вместе с тем — для него самого. Совершается движение от реакции на внешнее воздействия к более или менее осознанному их отражению, формулированию собственной позиции, цели, что превращает человека из объекта в субъект воздействия.

5. Особенностью профессионального взаимодействия, реализуемого в формах делового и межличностного общения, является то, что оно не является самоцелью, а служит средством решения определенных задач в рамках конкретной профессиональной деятельности по управлению процессами и руководству людьми.

6. Индивидуальный стиль общения, влияя на деятельность и личность руководителя, вместе с тем формируется под влиянием и того, и другого. При этом важно определить зависимость между соответствующими личностными качествами профессионала и стилем общения, а также между характером деятельности и способом общения.

7. Для руководителя его личность и его организм являются своеобразным рабочим инструментом, и этот инструмент предопределяет и во многом обеспечивает выбор, как стиля деятельности, так и стиля общения.

8. Важно определить критерии и показатели индивидуального стиля, являющиеся эффективными и обеспечивающим оптимум реализации руководителем «его фунщйи и самореализации. Реализацияличностного потенциала зависит также от уровня профессионализма подчиненных и ситуации, в которой осуществляется общение.

9. Становлению эффективного стиля способствует социальная направленность исполнения должности руководителятворческий, конструктивный характер его мышления и деятельностисовокупность профессионально важных качеств (ответственностьличное обаяниеумение привлекать к себе людей, влиять на них стимулирующим образом).

10. Интегральным критерием эффективного стиля общения являются достижение оптимальности реализуемых функций руководителя и взаимодействующих с ним сотрудников.

Личностными характеристиками, способствующими эффективному стилю общения, выступают: деловитость, порядочность, принципиальность, предприимчивость, готовность к разумному риску, ответственность, целенаправленность используемых методов и приемов воздействия, наличие моральной основы решений и действий.

Основные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Разработана концепция исследования психолого-акмеологических условий формирования индивидуального стиля общения руководителя.

2. Разработана методика эмпирического исследования данной проблемы, включающая адаптированные тестовые методики, соционическую диагностику, анкетирование, которые позволили выявить профессионально важные и личностные качества руководителей, способствующее как формированию индивидуального стиля общения, так и эффективному процессу управления.

3. Апробированы структуры социально-перцептивной, социально-коммуникативной компетентности, самоконтроля в коммуникации, стратегии взаимодействия.

4. Выявлены основные статистические зависимости, влияющие на процесс взаимодействия: пол руководителя, его верти-руемость, группы с доминирующей стратегией, уровень конфликтности.

5. Определена шкала показателей взаимодействия: общительность, уровень самоконтроля в коммуникации, стрессо-устойчивость, уравновешенность, склонность к работе менеджером и предпринимателем, психологическая атмосфера в коллективе, организаторские способности, усталость, тревожность, обидчивость.

6. Установлено, что для формирования поведения во взаимодействии с доминирующей стратегией, наиболее статистически значимыми оказались следующие показатели взаимодействия: пригодность к управленческой деятельности, уравновешенность, стрессоустойчивость.

7. Стили общения проанализированы в комплексе со стилями руководства и стилями управления, а также с методами и видами самосовершенствования личности руководителя.

Для оптимизации профессиональной деятельности руководителя предложена модель алгоритмов условий, факторов и механизмов социально-перцептивной компетентности, социально-коммуникативной компетентности и стратегией взаимодействия. Эти условия и факторы анализируются системно: объективные, специфические, субъективныеподдержания согласия, консолидации и конфликтов.

Перспективы дальнейших исследований психолого-акмеологических условий формирования индивидуального стиля общения руководителя предполагают более глубокую проработку системы показателей и признаков стилей общения, управления, руководства, соответствующих им профессионально важных и личностных качеств, факторов и потребностей в самосовершенствовании, а также более глубокую адаптацию показателей взаимодействия со стилем общения, разработку и апробацию инструментария по условиям и факторам взаимодействия, что будет способствовать эффективности развития коммуникативной культуры субъектов управленческой деятельности.

Заключение

.

Проведенное исследование индивидуального стиля общения руководителя в целом подтвердило выдвинутые нами гипотезы, позволили реализовать поставленные задачи и доказать положения, выносимые на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А., Стратегия жизни. -М.:1. Мысль", 1991−299с
  2. Абульханова-Славская К.А., Деятельность и психология личности. -М., Наука, 1980. 335с.
  3. B.C., Критерии, показатели и уровни становления Я-концепции в управленческой деятельности руководителей- Гос. ун-т упр. Каф. социологии и психологии упр. -М., 1999. 21 с.
  4. B.C., Функции Я-концепции руководителя в управленческой деятельности. РАГС при Президенте РФ, Моск. открытый социал. ун-т. -М., 2002.
  5. B.C. «Представления о личности руководителя в отечественной психологии»./ Научно практический журнал «Личность Культура Общество» РАН. том II Спец. Выпуск.-М- 2000 г., с. 13.
  6. B.C., Базаров Т. Ю., Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. -М., МГУ, 1986.123с.
  7. О.В., Акмеология: личностное и профессиональное развитие: материалы Международной научной конференции, 7−8 октября 2004 года. РАГС при Президенте РФ. -М., ЭКО, 2004.
  8. .Г., Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. -М., Педагогика, 1980. 232с.
  9. Г. М., Социальная психология. -М., 1994. 118с.
  10. Г. М. Психология управления. М., МГУ. 1998.
  11. И., Стратегическое управление. -М., Экономика, 1985.
  12. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. -М. ЮНИТИ. 1999.551
  13. Л.И., К психологии личности как развивающейся системе. -М., Наука, 1981. 365с.
  14. Л.И., Способность личности к преодолению деформаций своего развития. -М., 1999.
  15. А. Г., Психология личности. -М., МГУ, 1990. 367с
  16. Е.Ф., Голынкин Е. А., Эткинд A.M., Опросник уровня субъективного контроля (УСК). -М., «Смысл», 1993. 16с.
  17. Т.Ю., Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации: Автореф. дис. доктора наук- Психологические науки: 19.00.05 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. -М., 1999. 40 с.
  18. Ф., Личность как функция проектирования человека самого себя. М., 1990.
  19. Г. С., Философское наследие Рубинштейна С.Л. и проблемы креативности. М., Наука, 1990.
  20. Л.М., Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. -М., Наука, 1978. 198с.
  21. В.В., Некоторые итоги и ближайшие задачи исследования кардинальных проблем интегральной индивидуальности. Вестн. Пятигор. гос. лингв, ун-та. Пятигорск, 1998.
  22. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука. 1990. С. 78,94−116,131.23.
  23. Л.И., Социальные аспекты управления. РАГС при
  24. РФ. ., Изд-во РАГС, 2002. 116 с.
  25. Р., Развитие Я-концепции и воспитание. -М., Прогресс, 1986.422с.
  26. М. Молитвенник для шефа. Пер. с нем. М.: Экономика, 1998. С. 275. Стиль работы и образ жизни руководителя: анализ проблемы, рекомендации. Сокр. Пер. с нем. М.: Экономика. 1999. С. 65 66.
  27. E.H., Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. РАУ. -М., 1994. 218с.
  28. A.A., Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспект). -Спб., Речь, 2005, 324с.
  29. A.A., Восприятие и понимание человека человеком. -М., 1982.
  30. .С., Аномалии личности. -М., Мысль, 1988. 303с.
  31. Д.Д., Веснин В. Р., Менеджер и стиль руководства. Социально-политический журнал. -М. 1993.
  32. М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. С. 602 -603.
  33. H.H. Психология управления, Издательство НПО «МОДЭК», 2001. С.227−230.
  34. JI.C., Секреты делового общения. -Минск: Выш. шк., 1996.367 с.
  35. М., Фрэнсис Д., Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. -М., Дело, 1991. 320с.
  36. JI.C., Развитие высших психических функций. -М., Изд. АПН РСФСР, 1960. 500с.
  37. В.К., Шевляков В. М., Серов В. Н., Рачков А. И., Инструменты руководителя. -Ижевск: Удмуртия, 1990. 383с.
  38. З.Н., Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. -Пермь, 1979. 179с.
  39. .Н., Коланда В. М. Принцип профессионализма в государственной службе /Государство и право. 1995 г., № 12.
  40. Ф., Психология управления. -М., Прогресс, 1982.
  41. М.Р., Личностное самоопределение как психологическая проблема. -М., 1988.
  42. Э.А., Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности. РАГС при Президенте РФ. -М., 1995.
  43. Н.В., Психология конфликта. СПб., -Питер, 2001.
  44. Н.В., Влияние деловых и личностных качеств руководителей на социальную напряженность в трудовом коллективе. -М., 1998. 24 с.
  45. В.В., Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. -Новосибирск, 1995.
  46. A.C., Козлов В. В., Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. -М., РАГС, 1997.
  47. В.М., Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности в контексте глобального образования. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 236 с.
  48. Т.П., Социально-психологические проблемы управления. -М., Шск. ин-т народ, хоз-ва, 1989. 64с.
  49. И.Ф., Интерсубъективность: опыт психолого-акмеологического исследования. / Под.ред. Е. А. Яблоковой.-Изд-во РАГС, 2003.128с.
  50. О.И., Проблема конфликтологической компетентности руководителя. Междунар. акад. акмеол. наук. -М., 2000. 35 с.
  51. A.A., Саморегуляция психической устойчивости в ходе профессиональной адаптации руководителя. -М., 2001.
  52. A.A., Акмеологические основы управленческой деятельности. -М., 2000.
  53. A.A., Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. -М., Изд-во РАГС, 2000. 534 с.
  54. A.A., Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. РАУ. -М., Луч, 1993.
  55. В.Г., Деловое общение руководителя (пособие для менеджеров, бизнесменов и политиков). -СПб.: Бизнес-Пресса, 2004. 367 с.
  56. Р., Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы. -М., 2004. 675 с.
  57. Е.Т., Психология управления и личный выбор. -М., 2001.126с.
  58. Е.М., Жернов В. И., Управленческое общение и его педагогическая адаптация. -Магнитогорск, Челябинск, 1998.
  59. С.Н., Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации личности: Моногр. РАГС при Президенте РФ. Каф. психологии проф. деятельности кадров гос. службы. -М., 1996. 199 с.
  60. Е.С., Психология управления. -М., 2002. 511 с.
  61. H.A., Научно-теоретические подходы к определению понятий «индивидуальный стиль деятельности» // Научныетруды Московского педагогического государственного университета. -М., 2003.
  62. А.Л., Рубахин В. Ф., Проблемы человеческого фактора в управлении. 1976.
  63. Г. Е., Руководители и персонал сквозь призму ментальное&trade-. -М., 2001.
  64. Е.Б., Социально-психологическая характеристика современных женщин-руководителей в России. Личность. Культура. Общество. 2004.
  65. В.Г., Обобщенные психологические характеристики государственных служащих систем федерального и регионального управления. -Тамбов, 1998.
  66. Н.Е., Культура управления. -Минск, 1990. 176с.
  67. В.П., Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. -М., Известия, 2003.
  68. Е.Н., Сергеев С. С., Тон задает руководитель. -СПб., ДНК, 2001. 215 с.
  69. Дж., Лобанов А. А., Человеческие ресурсы управле-ния. -М., Дело, 1993.
  70. В.Г., Кадровое обеспечение государственной службы. -Р-н/Д, Изд. «ЛИТРА-Д». 1994. 208с.
  71. Е.П., Стили деятельности: новые подходы и аспекты. / Вопросы психологии.-М., 1988.
  72. Е.П., Успешность деятельности, компенсация и компенсаторные отношения. //Вопросы психологии. -М., 1986.
  73. С.С., Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика //Приклад, психология. -М., 1999.
  74. С. Л., Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск РХБ защиты. -М.: ВУ РХБЗД999. 235с.
  75. A.A., Требуется харизматичный руководитель. В поисках эффективной системы управления. -М., Питер. 2005.
  76. Каммероу Джин М., Ваш психологический тип и стиль работы.
  77. A.B., Маркова Е. В., Методика диагностики стиля принятия управленческого решения // Психологические проблемы принятия решения. Сб. науч. тр. -Ярославль, 2001.
  78. В.И., Коммуникативная компетентность личности в контексте педагогической профессии // Вестн. Костром, гос. пед. ун-та им. H.A. Некрасова. -Кострома, 2002.
  79. A.B., Подшивайлова Л. И., Информативность модельных представлений о самоопределении личности. -Киев Гос. Ун-т им. Т. Г. Шэвченко, 1990. 24с.
  80. А.И., Психология хозяйственного управления. -М.: Профиздат, 1984. 248с.
  81. Кичаев А., PR для карьеры, для семьи и себя. -М.: Вершина, 2003.238 с.
  82. К.Ф., Психологические особенности отношения к себе и к другим носителям нравственных ценностей на различных этапах онтогенеза личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1986. 21с.
  83. Е.А., Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань: Казан, ун-та, 1969. 278с.
  84. Е.А., Путь в профессию. -Д., ЛГУ, 1974. 190с.
  85. Е.А., Психология профессионала. -М.: Институт практической психологии, 1996. -512с.
  86. В.В., Психология делового общения: имидж руководителя. Межотраслевой ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов Госкомстата РФ, Междунар. ин-т психологии, социологии и экономики труда- -М., 1998.71 с.
  87. А.Г., Психологические проблемы профессиональной деятельности руководителя. -М., Нар. образование, 2001.
  88. Кон И.С., в поисках себя. Личность и ее самосознание. -М., Политиздат, 1984. 335с.
  89. .И., Современные западные концепции лидерства / Б. И. Кретов // Соц.-гуманитар. знания.
  90. Кричевский P. JL, Маржене A.B., Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. -Кишинев: Шнитца, 1991.127с.
  91. Кричевский P. JL, Лидерство и руководство. Терминологические уточнения. Воронеж, 1998. Кричевский Р. Л., Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. -М., 1993.
  92. Круден Герберт Дж., Зарубежный опыт управления персоналом. Руководство в организации. Ин-т повышения квалификации гос. служащих РАГС при Президенте РФ- -М., 2001.123 с.
  93. А.Е., «Образ Я» как фактор развития личности. Авто реф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1984.
  94. А.Р., Управленческая адаптация государственных служащих. РАГС при Президенте РФ, Башкир, акад. гос. службы и упр. при Президенте Респ. Башкортостан. -М., Уфа: БАГСУ, 1997.134 с.
  95. Е. В., Реан А. А., Профессионализм педагогической деятельности. -С-Пб., 1993.
  96. М.Ю., Социально-психологический тренинг как условие диагностики ролевого репертуара руководителей. Вестн. Моск. ун-та. 2003.
  97. Ландсберг Макс, Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. -М., ЭКСМО, 2004. 215 с.
  98. Л.Г., Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка: Монография. -М., 1994.
  99. Е.Е., Очерки теории социального управления. -Л., ЛГУ, 1976. 324с.
  100. А.Н., Избранные психологические произведения. -М., Педагогика, 1983.392с.
  101. А.Н., Деятельность, сознание, личность. -М., Политиздат, 1975. 304с.
  102. A.A., Человек в мире и мир в человеке. // Вопросы психологии, 1989.
  103. A.A., Развитие личности и ее жизненный путь. Принципы развития в психологии. -М., 1978.
  104. Э.Э., Контакты и конфликты: Общение в работе руководителя. Экономика, 2000. 286 с.
  105. И.Л., Литвинов И. И., Меньчуков A.B., Стиль исполнения управленческой должности. -СПб., 2003. 520 с.
  106. .Ф., Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., Наука, 1984.444с.
  107. .Ф., Психология управления. -М., Знание, 1978. 64с.
  108. H.A., Жизненный путь человека как проблема психологии. -М., 1985.
  109. В.Н., Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. РАГС при Президенте РФ. Каф. акмеологии и психологии проф. деятельности. -М., Изд-во РАГС, 2001.
  110. А.К., Психология профессионализма. -М., Знание, 1996. 308с.
  111. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. -Т. 43,1974.
  112. Э.В., Психологические пути повышения эффективности профессиональной деятельности руководителей. -ЛатЕ. ССР, 1980. 76с.
  113. И.П., Какой руководитель нам нужен. -М., Экономика, 1993.175с.
  114. К.Б. Психология управления. -М., 2000. С. 43.
  115. А.Г., Маслоу о менеджменте: Самоактуализация. Просвещенный менеджмент. Организационная теория. -СПб. и др., Питер, 2003.
  116. М., Бизнес это психология. Психологическиекоординаты жизни современного делового человека. -М., Альпина Бизнес Букс, 2005.
  117. .С., Системный подход к онтогенезу интеллектуальной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. -М., Наука, 1981.
  118. B.C., Очерки интегрального исследования индивидуальности. -М., Педагогика, 1986. 253с.
  119. B.C., Психология индивидуальности. / Под. ред. Климова Е. А. М., институт практической психологии, 1996 -448с.
  120. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. -М., Дело, 1992.700с.
  121. Г., Профессиональное самосознание руководителя // Приклад, псих, и психоанализ. -2004.
  122. И.В., Психологическая проблема изучения профессионального жизненного пути в целях профориентации. -Яро-славль, 1986.
  123. М. И., Оптимизация управленческой деятельности современного военного руководителя. -М., ИТАР-ТАСС, 1998.
  124. П., Таблицы по математической статистике. -М., Финансы и статистика, 1982. 278с.
  125. Г., Основы психотехники. -М., Изд. Русский книжник, 1924.136с.
  126. В.Н., Личность и неврозы. -Л., ЛГУ, 1960.425с.
  127. А., Виды взаимоотношений: руководитель-подчиненный. -1990.
  128. Г., Законы эффективного управления компанией. -Ростов н/ Д., Феникс, 2005.445 с.
  129. С.И., Словарь русского языка. -М., 1990. 921с.
  130. С.И., Толковый словарь русского языка. -М., 1975.
  131. A.M., Руководитель: размышления о стиле управления. -М., 1987. 225с.
  132. А.Б., Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике. 2002.
  133. Э.А., Конфликты и переговоры. Парадигмы социального взаимодействия. -М., 2001.
  134. Э.А., Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодействия. -М., 2001.
  135. Основы общей и прикладной акмеологии. -М., 1995. 388с.
  136. М.А., Основы теории коммуникации. -М., 2003.
  137. Панасюк А.Ю., У правленческое общение: практические советы. -М., 1990. 112с.
  138. И.В., Учиться управлять. -М., 1983. 186с.
  139. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. -Петроград. Изд. школа и жизнь, 1916. 103с.
  140. Н.П., Искусство работать с людьми, или человеческий фактор в российском бизнесе. -М., 2004. 223 с.
  141. A.B., К пониманию личности в психологии. -М., 1981.
  142. A.B., Личность в психологии с позиций системного подхода. -М., 1981.
  143. С.А., Менеджер или бизнесмен: командовать или подчиняться. -М. Эксмо, 2004. 383 с.
  144. СЛ., Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки руководителей к ценностно-личностному взаимодействию в управлении. -Хабаровск, 2000.
  145. С.А., Когнитивный стиль как стиль индивидуальности. -Бийск, 2000.
  146. С.Е., Смирнова Н. П., Хащенко В. А., Влияние индивидуально-психологических характеристик подчиненных на представления об идеальном руководителе. -М., 1999.
  147. JI.E., Эффективность труда руководителя. -М., 1988.316 с.
  148. .Ф., Функции выбора основа личности, личности. -М., 1969.
  149. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. -М., МГУ, 1988. 368с.
  150. Е.Ф., Социальные и психологические методы управления. -М., 1987.434с.
  151. В.А., Ладанов И. Д., Управление персоналом в Японии. -М., Наука, 1989. 205с.
  152. Профессионализм управленческих кадров. -М., РАУ, 1994. 93с.
  153. Психологические и акмео логические проблемы управленческой деятельности: Межвуз. сб. науч. работ / Под ред. Ю. В. Синягина, И. В. Калинина. -Ульяновск, Средневолж. науч. центр, 1997. 192с.
  154. Психологические тесты (для деловых людей). М., 1994.
  155. Психологический анализ, диалектика профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. -М., 1983. N2.
  156. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. 2-е изд. исп. и доп. -М., Политиздат, 1990.
  157. Психология в управлении. Под ред. Е. С. Кузьмина. -Л., ЛГУ, 1993. 192с.
  158. Психология делового преуспевания / Рук. Авт. Коллектива Колесников А. Н. -М., Владос-Пресс, 2001. 303 с.
  159. Психология управления: Курс лекций / Аверченко JI.K., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И., Николаенко В. М., отв.ред. Удальцова М. В., Новосиб. гос. акад. экономики и упр. -М., 1999.149 с.
  160. Развитие и саморазвитие личности (К 100-летнему юбилею А.Н. Леонтьева): Сборник научных статей. / РАГС при Президенте РФ. Каф. акмеологии и психологии проф. деятельности- Под общ. ред. Деркача A.A. -М., Изд-во РАГС, 2004. 299 с.
  161. О.С. Закономерности оптимизации в науке и практике. Новосибирск, 1990.
  162. Е.Е., Социально-психологический анализ стиля руководства. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1980. 19с.
  163. Т.Б., Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема. Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Свердловск, Урал. гос. ун-т им А. М. Горького, 1991.23с.
  164. Руководитель в аппарате государственного управления. -Киев, «Наукова думка», 1988.-326с.
  165. И.Н., Моральный конфликт как форма проявления нравственной свободы. -М., Мысль, 1984. 25с.
  166. A.A., Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления коллективом. -JL, ЛГУ, 1980.198с.
  167. В.Ф., Жизнетворчество и культура. // Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. -Киев, 1985.
  168. Л.П., Самоопределение личности: основные функции.// Проблемы социального прогнозирования. -Вып. 11. -Красноярск, 1986. С. 79−92.
  169. В.Т., Интеграция естественных наук и развитие стиля научного мышления. Дисс. д-ра философ, наук. -Куйбышев, 1982.48с.
  170. Ю.А., Стиль умственной работы старшеклассников. / Изв. АПН, вып. 17. -М., 1948.46с.
  171. В.Ф., Психология самоопределения личности / Учебное пособие к спецкурсу.-Свердловск, 1986.143с.
  172. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу. (Методика США).-Воронеж, 1992. 112с.
  173. А.Л., Социальная психология управления. -Л., ЛГУ, 1986. 176с.
  174. Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. -М., 1994. 185с.
  175. В. В., Егорова М. С. и др., Современные исследования по психологии развития // Вопросы психологии. -М., 1986. N6. С. 174−176.
  176. С.А., Управленческий образ мышления / Под ред. Дыльнова Г. В. -Саратов, Из-во Сарат. ун-та, 1998. 212 с.
  177. Э.В., Мотивационное развитие и формирование индивидуального стиля деятельности // Объед. науч. журн = Integrated sci. j. -М., 2002. N 27(50). С. 14−19
  178. А.П., Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. -М., 1992. 321с.
  179. Е.А., Руководитель современной организации: управленческий статус и личностные особенности // Личность. Культура. О-во = Culture. Personality. Soc. -М., 2001. Т. 3, N 4.
  180. Т.В., Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. -М., 1989. N2.
  181. А.В., Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. С. 24−28.
  182. П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 484−485.
  183. Социальное управление. Словарь / Под ред. Добренькова В. И., Слепенкова И. М. -М., 1994. 24с.
  184. Социальные аспекты управления: для руководителей управлен-ческих кадров. /Под ред. В. Г. Афанасьева и др. -М., 1981.216с.
  185. В. Корпоративная культура. -СПб., 2001.
  186. В.А., Необходимость и пути формирования социально-психологических навыков у современных отечественных руководителей // Гуманит. науки. -СПб., 1998. N 13/14. С. 1321
  187. В.Ф., Турунова В. В., Психологический анализ управленческих способностей как конгломерата интеллектуальных и управленческих навыков // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. Сб. науч. тр. -М., 2001. С. 247−261
  188. С.Ю., Управленческая инноватика: рефлепрактичес-кие методы. (Акмеологические технологии- Вып.1). -М., Луч, 1993.63с.
  189. Д.В., Эффективное управление: команда, иерархия, единовластие. -СПб., Речь, 2005. 142 с.
  190. Стиль жизни личности. -Киев, Наукова думка, 1982. 372с.
  191. Стиль и методы руководства. Сб. сост. Г. Х. Попов, Г. Л. Подвойский. -М., Шск. рабочий, 1985. 208с.
  192. Стиль работы и образ жизни руководителя. Анализ, проблемы, рекомендации. /Сокр. пер. с нем. / Рук. авт. колл. К Ладензак. -М., Экономика, 1985. 279с.
  193. Стиль человека: психологический анализ / Дорфман Л. Я., Дружинин В. Н. и др., под ред. Либина A.B. -М., Смысл, 1998.309с.
  194. В.В., Самосознание личности. -М., 1983. 286с.
  195. Е.Е., Пантелеев С. Р., Методика исследования самоотношения. (МИС). -М., Смысл, 1993.16с.
  196. А.Д., Этикет общения и управленческая этика // Человек и социум: на рубеже тысячелетия. -М., 1999. С. 86−91.
  197. Е.А., Соционическая диагностика личностно-профес-сиональной коммуникации. -М., 1999. 53−161 с.
  198. Е.А., Диагностика профессиональной и межличностной коммуникации: соционический подход. Развитие профессиональ-ной и психологической культуры государственных служащих. -М., 2000. С. 179−190.
  199. Е.А., Социокультурные условия профессионализма управленческих кадров // Развитие управленческой и психологи-ческой культуры государственных служащих. -М., 2000. С. 67−68.
  200. Е.А., Ершова H.H., Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения // Развитие социально-перцептивной компетентности личности. М., 1998. С. 77−78.
  201. Е.А., Мушаева В. И., Психолого-акмеологические особенности профессиональной и социально-коммуникативной ком-петентности государственных служащих.
  202. A.B., Психологические критерии профессионального самоопределения. Автореф. дисс. канд. Психол. наук. -М., 1987.
  203. В., Психологический портрет Владимира Путина. СПб., 2000, где использована методика соционического диагности-рования личности Президента.
  204. .М., Об изучении типологических свойств нервной системы и их проявлениях. //Вопросы психологии. -М., 1975. N5.
  205. .М. Избранные труды : в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1985 г.
  206. Типы руководителей-стили управления. (Сост. Н. А. Некрасов).-Новосибирск, Наука, 1992. 126с.
  207. В.А., Триада управления и стиль руководства. // Соц. исс. -М., 1992. N12.
  208. В.А., Стили профессиональной деятельности. -М., 2000. г
  209. Дж., Управление персоналом // Управление человеческими ресурсами / Под ред. Пула М., Уорнера М. -СПб., 2002. 351 с.
  210. Ю.В., Профессиональное становление личности и профессиональная ориентация школьников. -Ярославль, 1986. 76с.
  211. Управление по результатам. /Пер. с финск. Общ. ред. и пред. Я.АЛеймана. -М., Прогресс, 1993. 320с.
  212. В.А., Мотивация руководителей в новых условиях хозяйствования. -М., 1989. 46с.
  213. Е.С., Исскуство понимать себя и окружающих. -Спб.: Дельта, 1999.
  214. Е.С., Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. -СПб.: Б&К, 1999.
  215. A.B., Психология управленческой деятельности руководителя. -М., 1980. 76с.
  216. Философская энциклопедия. -М., Сов. энциклопедия, 1970.
  217. Философский энциклопедический словарь.-М, 1983.
  218. Р., рии У., Путь к согласию или переговоры без поражения. -М., Наука, 1990.158с.
  219. Фопель Клаус., Уверенное управление. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие / Фопель, Клаус- Пер. с нем. Янковой М. -М., Генезис, 2004. 122 с.
  220. Формирование личности руководителя нового типа. / Красовский Ю. //Проблемы теории и практики управления. -М., 1992.
  221. Формирование личности старшеклассника. /Под ред. Дуброви нойИ.К.-М., 1989. 168с.
  222. А.У. Руководитель его личность и деятельность. -М., Знание, 1981. 64с.
  223. А., Тендерный аспект менеджмента: особенности женского и мужского управления // Развитие личности. -М., 2000.
  224. В.Н., Человек и персонал в управлении. -СПб., Энергоатомиздат, 1997. 568с.
  225. А.Е., Женщина-руководитель: деловые стратегии иобраз «Я». Социол. исслед. -2000.
  226. А.Е., Женщина во главе фирмы. РАН. Ин-т социологии. -М., 1998. 357с.
  227. С.А., Мотивация и стимулирование персонала. -М., ГроссМедиа, 2005. 223с.
  228. К.А., Кадровый потенциал системы управления. -М., Мысль, 1985. 238с.
  229. М.П., Кто правит нами: психология управленцев. -М., Рус. Правда, 2003. -2-е изд. 239 с. Библиогр.: с.234−239.
  230. М.Р., О структуре индивидуального стиля деятельности. // Вопросы психологии. -М., 1984. С. 11−24.
  231. Г. А., Руководить сообразно ситуации: Пер. с нем. -М., Интерэксперт, 1994. 159 с.
  232. В.М., Настольная книга бизнесмена и менеджера. -М., Финансы и статистика, 1992. 204с.
  233. П., Индустриальный конфликт. -Там же: Корпоративное управление в Германии // Проблемы теории и практики управления. -М, 2002. С.88−94.
  234. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова Г. В. -М., 1995. С. 94.
  235. Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем.- под общ. Ред. В. В. Зеленского. -М., ООО «Попурри», 1988.
  236. Е.А., Психология коллектива и личность. -М., МГУ., 1999, 93с
  237. С.Г., Психологические проблемы этического развития детей. Педагогика, 1984. 143с.
  238. Eales-White, Rupert. The power of persuasion: Improving your performance and leadership skills / Eales-White, Rupert. L. :1. Kogan page, 1993.
  239. Fisch, Rudolf. Schwierige Fuhrungssituationen ihre Diagnostik und Hinweise fur Losungen / Fisch, Rudolf // Verwaltung und Fortbildung. — Koln- Bonn, 1999.
  240. Leadership and power: identity processes in groups and organizations / ed. by Daan van Knippenberg and Michael A. Hogg. London: SAGE, 2005. — XIII, 263 p.: ill. — Библиогр. в примеч.: с. 224−256.
  241. Reskin, Barbara F. Why not ascription? Organizations' employment of male and female managers / Reskin, Barbara F. // American Sociological Review. Washington, 2000. — Vol.65, N 2. — P.210−233.'
  242. Rusaw, A. Carol. Leading public organizations an interactive approach /.Rusaw, A. Carol. Fort Worth etc.: Harcourt college, 2001.
Заполнить форму текущей работой