Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансформации смысловой сферы юношей с различным уровнем компьютерной зависимости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы: разработана программа коррекции коммуникативной и эмоциональной сфер посредством телесно-ориентированного тренинга. Программа имеет своей целью повышение уровня социальной адаптивности личности, развитие у нее способности эффективно интегрироваться в социум, психологически грамотно решать задачи, возникающие в процессе межличностного взаимодействия. Решение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных технологий с точки зрения психологии
    • 1. 1. Информационные технологии: характеристика, роль в современном обществе. Информационная культура и ее влияние
    • 1. 2. Общая характеристика смысловой сферы в юношеском возрасте
    • 1. 3. Особенности ценностно-смысловой сферы у юношей, работающих с компьютером
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Методическое обеспечение исследования особенностей смысловой сферы юношей
    • 2. 1. Методическое обеспечение исследования трансформации смысловой реальности личности
    • 2. 2. Методическое обеспечение исследования смысловой сферы юношей с различными смысложизненными стратегиями в условиях компьютерной зависимости
  • Выводы к главе 2
  • Глава 3. Трансформации смысловой сферы юношей с различной степенью приобщённости к компьютеру
    • 3. 1. Анализ полученных результатов. Выявление особенностей трансформации
    • 3. 2. Программа интенсивного формирования коммуникативных навыков у юношей, активно пользующихся компьютером
  • Выводы к главе 3

Трансформации смысловой сферы юношей с различным уровнем компьютерной зависимости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена существом проблемы информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. Период 2008;20Юг. стал крайне важным этапом формирования в России основ информационного общества. Утверждена Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 г., реализация которой, по заявлению Председателя Правительства РФ В. В. Путина, должна стать одним из приоритетных национальных проектов дальнейшего развития страны. Создан Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, который возглавил Президент России Д. А. Медведев. При этом Д. А. Медведев предложил внести в систему показателей оценки эффективности региональных органов такой индекс, как уровень применения информационных технологий, и отметил, что «очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы „встроиться“ грамотным образом, не подрывая нравственные устои и, в то же время, не выталкивая самих себя на обочину информационного развития».

Новые технологии инициируют исследования, связанные с познавательными и личностными новообразованиями, которые возникают в новом информационном контексте (А.Е. Войскунский, Е. З. Мирская, С.Б.Шапошник). Возникает необходимость выявить особенности влияния компьютера на потребителяs данной технологии, на его когнитивные, эмоциональные и личностные качества. В рамках психологии, социологии, аксиологии проводятся исследования степени приобщенности конкретного респондента к компьютеру как ключевого критерия в оценке диадного взаимодейстия человек-компьютер. Содержательно исследование распадается на два основных блока. Первый анализирует отношения «человек-компьютер», т. е. описывает три основные категории (пользователи.

— потенциальные пользователи — непользователи), оценку ими полезности использования информационных технологий и возникающих при этом проблем. Второй блок — «человек и информационные технологии» -анализирует взгляды респондентов на основные проблемы становления в России информационного общества (С.А.Иванов, А.В.Чугунов). В рамках исследования данных проблем выявлено, что в процессе интервенции информационных технологий всё больше выявляются деформации ценностей у людей, работающих на компьютере как профессионально, так и на уровне пользователя (Л.П. Друганова, Т. В. Шаева, Г. И. Шведов). Очевидно и то, что информационные технологии продолжают развиваться, иногда замещая принципиально важные элементы жизнедеятельности человека и тем самым трансформируя важнейшие личностные особенности.

Особый раздел исследований взаимодействия человека и информационных технологий связан с исследованием компьютерной зависимости, которая понимается как патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные (Robert L. Solso). В настоящее время наблюдается очевидный дефицит исследований данной проблемы с точки зрения ценностно-смыслового подхода. При этом весьма важной является проблема личностной предрасположенности к возникновению компьютерной зависимости. Кто находится в зоне риска? Какие смысложизненные стратегии в наибольшей степени ориентируют личность на аддиктивное поведение? Возможно ли через психолого-дидактическое сопровождение предотвратить нежелательные личностные деформации? Эти вопросы определили проблему настоящего исследования.

Цель исследования: изучение трансформаций смысловой сферы юношей разного уровня компьютерной зависимости.

Предмет исследования: трансформации ценностно-смысловой сферы юношей.

В качестве объекта исследования выступили юноши 21−23 лет с разным уровнем приобщенности к компьютеру.

Гипотезы исследования:

1. Смысложизненные стратегии могут влиять на потенциальную готовность человека к компьютерной зависимости.

2. Позиционирование потенциальной готовности личности к определенному уровню зависимости к компьютерным технологиям в системе индивидуальных ценностно-смысловых приоритетов позволяет выявить уровни компьютерной зависимости.

3. При выраженной компьютерной зависимости наблюдаются сильнейшая трансформация социальных связей личности и так называемая ценностно-смысловая дезадаптация человека в его личностной направленности и жизненных приоритетах.

4. Уровни компьютерной зависимости юношей могут корректироваться посредством психолого-дидактического сопровождения как специально организованной психолого-дидактической системы, ориентированной на различные смысложизненные стратегии.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ представлений и походов к исследованию ценностно-смысловой сферы личности в современной психологии.

2. Осуществить подбор исследовательского инструментария и разработку процедуры проведения исследования.

3. Проанализировать теоретические и экспериментальные исследования психологических особенностей личности, приобщенной к компьютерам с элементами зависимости.

4. Определить на основании проведённых исследований, какие личностные особенности обусловливают склонность к компьютерной зависимости («группа риска») и, наоборот, как компьютерная зависимость влияет на личностные качества, ценности человека.

5. Разработать программы предупреждения и коррекции отрицательных факторов компьютерной зависимости.

6. Разработать рекомендации для преподавателей и психологов по предупреждению и уменьшению стремления приобщённости к компьютеру с элементами зависимости.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

1. Теории, рассматривающие особенности развития личности в условиях информационного общества: О. Г. Борисов, А. Е. Войскунский, Н. А. Носов, JI.B. Осипова-Дербас, В. В. Петухов.

2. Современные теории интегральной смысловой регуляции и смысложизненных стратегий: И. В. Абакумова, К.А. Абульханова-Славская, Е. М. Борисова, П. Н. Ермаков, В. А. Зобков, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, Т. В. Максимова, Е. В. Мартынова, В. Н. Мясищев, В. В. Налимов, В. Ф. Петренко,.

A.В. Петровский, В. А. Петровский, C. JL Рубинштейн, В. И. Слободчиков,.

B.В. Столин, А. Р. Фонарев, Н. Д. Чеботарева, В. Э. Чудновский.

3. Концепция применения технических средств в обучении:

C.И.Архангельский, К. К. Колинин, И. В. Роберт.

4. Теории воздействия компьютерных технологий на общество в целом и личность пользователя в частности: А. Е. Войскунский, Н. А. Носов, В. В. Петухов, Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова и др.

Для практического выполнения поставленных целей и задач были использованы несколько групп методов исследования:

1. Теоретический анализ научных источников, позволяющих изучить особенности проблемы исследований.

2. Эмпирические методы (стандартизированное интервью в форме анкеты, тестирование, педагогический эксперимент, разработка и апробация инновационных образовательных методик и рекомендаций).

3. Статистические методы (статистическая обработка данных исследования и их графическое представление).

В исследовании были использованы опросники на выявление приобщённости к компьютеру, на выявление «компьютерной зависимости», тесты «Система ценностей», «Смысложизненные ориентации», «Влияние на позицию и мотивация личности», «Осознанность жизненных целей» и «Механизмы психологической защиты».

Для компьютерной обработки данных использовались стандартные статистические методы и программы: «Microsoft Excel SP3» и «Statistika -6.0" — для выявления точных корреляций и математического прогнозирования — программа «Mathlab».

Научная новизна исследования:

— Выявлены и проанализированы особенности ценностно-смысловой сферы юношей разного уровня приобщенности к компьютерным технологиям. Дополнено и конкретизировано понятие смысложизненных стратегий, которые рассматриваются как сформировавшаяся в ходе онтогенеза на основе ментального опыта устойчивая система личностных смыслов индивида, позволяющая оптимизировать или минимизировать активность субъекта во взаимоотношениях с объективной действительностью и проявляющаяся в отношении к цели, процессу и результату деятельности, а также в отношении к жизни и самому себе. Впервые показано, что смысложизненные стратегии личности оказывают существенное влияние на особенности компьютерной зависимости.

— Выделены три типа смысложизенных стратегий: академическая, соматическая, просоциальная. Показано, что у юношей каждой из групп с разным уровнем потребности в использовании компьютеров проявляются различные смысложизеннные стратегии, которые влияют на уровень компьютерной зависимости. Охарактеризовано понятие жизненной успешности, проанализированы критерии и признаки успешности (особенности самооценки, локус контроль Я, социальное признание, просоциальные центрации, личностная направленность) юношей с различными смысложизненными стратегиями.

— Выделены и типологизированы уровни компьютерной зависимости (высокий, средний, низкий) у юношей с различными смысложизненными стратегиями. Изучены особенности и приоритеты жизненных ценностей у юношей с разным уровнем приобщенности к компьютерным технологиям. Показано, что при высоком уровне компьютерной зависимости восстановление жизнедеятельности происходит благодаря формированию или восполнению новых смысловых образований, способных задать новую направленность жизнедеятельности. Излишнее увлечение компьютерными технологиями и опосредованная коммуникативная деятельность деформируют поведение человека в рамках социальных норм, что приводит к ещё большей потребности в «виртуальной» жизни, деформации и регрессии ценностных самоцентраций, группоцентраций и просоциальных центраций.

— Проанализированы теоретические и экспериментальные исследования психологических особенностей личности, приобщенной к компьютерным технологиям с элементами зависимости. Установка на нигилизм и замкнутость в отношении будущего, решение «придуманных» проблем для замещения «реальных» становятся определенным барьером в личностном развитии, который мешает людям в их осознанном отношении к своей жизни и характерен для компьютерно-зависимых юношей. В целом, выявленные отрицательные связи отражают те затруднения (отрицательные эмоциональные состояния, проявление агрессии и враждебности), которые присутствуют у зависимых юношей (с академической смысложизненной стратегией) в межличностных отношениях и контактировании с окружающими. Данное противоречие служит источником для возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, который побуждает индивида к росту внутреннего напряжения и актуализирует механизм психологической защиты.

— Впервые на основании проведённых исследований уствновлено, какие личностные особенности определяют склонность к зависимости от компьютерных технологий («группа риска») и, наоборот, как компьютерная зависимость влияет на личностные качества, ценности человека. Юноши, находящиеся в группе риска, подвержены влиянию социальных стереотипов как «штампов» сознания, вырабатываемых средой и вырабатываемых способом поведения в той или иной ситуации на фоне возникающих противоречий между группами ценностей. Одним из следствий оппозиционной организации ценностей является потенциал конфликтности, который может реализоваться в случаях, когда имеется выраженное стремление к реализации ценностей, входящих в противостоящие группы как условие для попадания юношей в группу риска компьютерно зависимых.

— Разработаны программа предупреждения и коррекции отрицательных факторов зависимости к компьютерным технологиям, а также рекомендации для преподавателей и психологов по предупреждению и уменьшению деформирующих факторов приобщённости к компьютерным технологиям с элементами зависимости.

Теоретическая значимость работы позволила по-новому подойти к проблеме изучения компьютерной зависимости как повышенному пристрастию человека к работе или проведению времени за компьютером, интерпретируя компьютерную зависимость как симптомокомплекс ценностно-смысловых трансформаций и регрессий личности. У юношей с высокой степенью компьтерной зависисмости выявлена конфликтность сферы отношения к саморазвитию личности, что проявляется напряжением, возникающим вследствие равной значимости самоопределения и самовозвышения, тогда как решение данной проблемы у юношей с соматической и просоциальной смысложизненными стратегиями происходит в пользу самоопределения. Был выявлен конгломерат разнородных типов ценностей, и данный факт исключает наличие фактора конвециональности, «социофилии»: в нем отсутствуют типы ценностей, связанные с просоциальной ориентацией, в окружении которых ценности стимуляции сжигающая потребность знать", нежели потребность в наслаждении) отражают такие способы поиска новизны, которые также связаны с социальными отношениями. Выявленными паттернами противоречия между группами ценностей у юношей с высокой степенью использования компьютерных технологий являются ценности сохранения — ценности измененияценности самоопределения — ценности само-возвышенияценности группы — ценности индивида.

Практическая значимость работы: разработана программа коррекции коммуникативной и эмоциональной сфер посредством телесно-ориентированного тренинга. Программа имеет своей целью повышение уровня социальной адаптивности личности, развитие у нее способности эффективно интегрироваться в социум, психологически грамотно решать задачи, возникающие в процессе межличностного взаимодействия. Решение указанных проблем требует от человека определённого уровня развития целого комплекса психологических характеристик: самооценки, социальной перцепции, влияния на людей и т. п. Развитие этих характеристик предполагает формирование у юношей «образа я», включающего все компоненты телесности, а также способностей отражения и интерпретации этих компонентов у других людей в различных ситуацияхразработаны способы и средства актуализации ценностей и смыслов деятельности за счет направленного формирования ценностно-смысловых установок, ориентирующих юношей на преодоление барьеров «виртуального мира». Благодаря ценностно-смысловым установкам ценности и смыслы преодоления компьютерной зависимости осознанно и направленно вводятся психологом в коррекционную программу как контекст проектирования юношами своего индивидуального жизненного пути, в проблематику жизненной стратегии личностиполученные результаты исследования могут быть использованы для решения задач оздоровления общества при помощи коррекционной работыразработанная программа развития может быть использована в целях диагностики ценностно-смысловой сферы, актуализации ценностей и личностного роста зависимости так называемой «группы риска».

Экспериментальная база исследования: ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», МОУ ДЮЦ «Боевые перчатки», РГОО «Спортивный клуб им. братьев Самургашевых», 00 «Агентство молодежных инициатив», ОО «Россия вперёд», BOO «Молодая гвардия», РГОВПП «Единая Россия».

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются:

— общей логикой исследования и целостным подходом к решению проблемы;

— методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования;

— подбором комплекса диагностических методик и корректной организацией исследовательской работы;

— репрезентативностью (необходимостью и достаточностью) выборки респондентов и статистическими методами обработки полученных в ходе исследования данных;

— результатами исследовательской работы, практическим подтверждением основных положений исследования.

Исследование проводилось в течение 4 лет и состояло из четырех этапов.

На первом, научно-теоретическом этапе были сформулированы основные методологические положения, на которых строилось эмпирическое изучение проблемы.

В процессе реализации данного этапа нас особо интересовали общее представление современной психологии о ценностно-смысловой сфере личности и вопросы зависимости (в частности, его компьютерного варианта).

На втором, организационном этапе осуществлялось планирование научного эмпирического исследования, были сформулированы его цель, гипотезы и задачи, сформирована выборка, разработан методический инструментарий по сбору эмпирического материала и проведены основные исследования.

Третий, психодиагностический этап предполагал исследование групп респондентов по выделенным нами параметрам.

Четвертый, констатирующий этап состоял в обобщении полученных результатов, выявлении особенностей личностных качеств и определении группы риска к трансформации ценностной сферы под влиянием компьютерной зависимости. На этом этапе работы были сделаны выводы, сформулированы положения, выносимые на защиту, и разработана коррекционная программа.

Всего в исследовании добровольно приняли участие 451 юноша с соматической, академической, просоциальной смысложизненными стратегиями.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертационное исследование выполнено в рамках проблематики НИР кафедры педагогики и педагогической психологии ЮФУ «Внедрение информационных технологий в учебный процесс современного ВУЗа» (20 092 012). Диссертация завершена в 2010 г.

Данные, полученные в исследовании, используются в работе преподавателей психолого-педагогических дисциплин, «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Детская психология», «Дидактика», «Педагогика» в Южном федеральном университете.

Материалы исследования используются при организации занятий тренерами детско-юношеского спортивного центра «Боевые перчатки»,.

РГОО «Спортивный клуб им. братьев Самургашевых» г. Ростова-на-Дону.

Материалы диссертации докладывались на «Неделях науки» в ЮФУ (2008;20 Югг), а также на международных и региональных конференциях: IV съезд Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 2007) — Международный педагогический форум «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственностиоснова социальной технологии развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2009) — Международная научно-практическая конференция «Методология и практика образовательных технологий в условиях модернизации высшего образования» (Таганрог, 2009) — XXVIII психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана» (Ростов-на-Дону, 2009).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Смысложизненные стратегии как сформировавшаяся в ходе онтогенеза на основе ментального опыта устойчивая система личностных смыслов индивида, позволяющая оптимизировать или минимизировать активность субъекта во взаимоотношениях с объективной действительностью и проявляющаяся в отношении к цели, процессу и результату деятельности, а также в отношении к жизни и самому себе, влияют на потенциальную готовность личности к определенному уровню приобщенности к компьютерным технологиям.

2. Юноши с различными смысложизненными стратегиями имеют разные уровни приобщенности к компьютерным технологиям:

— оперативный — независимый (компьютер используется для работы и получении информации по мере объективной необходимости);

— ситуативно-зависимый (компьютер используется как по мере объективной необходимости, так и для игр, развлечения и т. д.), однако существенно не влияет на ценностно-смысловые приоритеты личности;

— зависимый — увлечение компьютером начинает носить патологический характер, трансформируя ценностно-смысловые приоритеты личности.

3. Агравационные тенденции в использовании компьютерных технологий как компонента жизненного мира субьекта деятельности, деформирующие его ценностно-смысловые особенности в отношении к себе и окружающему миру, должны рассматриваться как компьютерная зависимость. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая трансформация социальных связей личности и так называемая ценностно-смысловая дезадаптация человека в его личностной направленности и жизненных приоритетах.

4. Уровни компьютерной зависимости юношей могут корректироваться посредством психолого-дидактического сопровождения через программу коррекционно-развивающего и профилактического тренинга ценностно-смысловой и коммуникативной сфер юношей, ориентированную на различные смысложизненнные стратегии. В соответствии с задачами тренинга у личности в процессе групповой работы формируются ценностно-смысловые установки, выстраивается индивидуальная программа их развития и коррекции, способствующая более успешному интегрированию человека в общество, снятию психологических барьеров и комплексов.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введениятрех глав, выводов, заключения, списка литературы включающего 201 наименований, из них 11 — на английском языке, 2 приложения. В тексте содержится 9 рисунков и 6 таблиц. Объем основного текста диссертации, включая список литературы, составляет 160 страниц.

Выводы к главе 3.

В результате диагностики было выявлено, что в выборке отсутствовали юноши с высоким интеллектуальн Юноши с академической и соматической СЖ стратегией имеют более разносторонние интересычеткое представление о том, что значит жить интересноу них есть определенная цель в жизни, к которой идут довольно решительно.

2. Юноши с просоциальной СЖ стратегией часто берутся за вещи, которые не доводят до конца, их запросы несколько занижены, однако показатели достаточно высокие.

— Свободное время спортсмены проводят несерьезно, предпочтение отдают развлечениям.

3.Уровень Структурированности свободного времени у политически активной молодёжи ниже других групп в связи с необходимостью постоянного поиска модели поведения. У юношей с академической СЖ направленностью и у спортсменов этапы развития более конкретны и во многом зависят от мотивации конкретного члена группы. Тогда как стратегия поведения политически активных юношей зависит от очень многих «внешних факторов». Отсюда деятельность с определённым вектором (целью) теряет свой смысл.

4. Данные тестирования показывают, что большинство юношей с более высоким уровнем зависимости от компьютера имеют негативный эмоциональный жизненный фон, неверие в то, что жизнь может продолжаться достаточно полноценно.

5.Смысложизненные ориентации большинства юношей зависимых от космпьюьера сильно трансформированы в сравнении с данными по юношам без сильной приобщенности к использованию компьютерных технологий (данные Леонтьев Д. А. 1999, Крутелева Л. Ю., 2004, М. Х. Машекуашева, 2005). Среди большинства — можно отметить тенденцию жить сегодняшним днем, а возможно, и вчерашним (идеализация воспоминаний связанных с периодом до ареста — возможно это отражение ценностей, которые транслируются в окружении). Слабо выраженная направленность на будущее может свидетельствовать о склонности к ностальгии, попытке найти психологическую защиту в своих воспоминаниях, очевидна регрессия и вытеснение нежелательных воспоминаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нарастающие темпы развития новых технологий, информационный «взрыв» и быстрое «устаревание» информации, резкое усложнение, автоматизация и компьютеризация производственных процессов, высокая вероятность возникновения «нестандартных» ситуаций в производственной и социальной сферах — все это потребовало от современного человека помимо профессиональных знаний, умений и навыков еще и специальных способностей, умений и свойств личности, обеспечивающих ему гибкость и динамизм профессионального поведения, креативность в профессиональной деятельности, самостоятельность в поиске и освоении новой информации и нового профессионального опыта, а также способность к принятию адекватных решений в «нестандартных» ситуациях в условиях дефицита времени и навыки оптимального взаимодействия с другими участниками производственного процесса и совместной профессиональной деятельности в коллективе. Для полноценного существования информационной культуры в современном обществе и своевременного развития (трансформации), необходимо обнаруживать и, по возможности, контролировать изменяющие её факторы. Исследования информационной культуры, динамики и направление её развития будут актуальны всегда, так как с ходом развития человечества меняется и информационная культура. Процесс необратим. И от того, насколько точно и своевременно будет отслеживаться и контролироваться информационная культура, зависит качество развития личности.

По результатам проведённого диссертационного исследования сделаны ряд выводов и обобщений:

1. На потенциальную готовность личности к определенному уровню приобщенности к компьютерным технологиям влияют смысложизненные стратегии. Исследование характерной степени приобщённости к компьютеру юношей с конкретной смысложизненной стратегией показало, что наиболее предрасположенными к высокому уровню приобщенности и компьютерной зависимости являются юноши с просоциальной и академической смысложизненной стратегией, которым также характерны установка на нигилизм и замкнутость в отношении будущего. Установлено, что решение придуманных" проблем для замещения «реальных» становится определенным барьером в личностном развитии, который мешает людям в их осознанном отношении к своей жизни и характерен для компьютерно-зависимых юношей, а по статистическим данным, ярко выражены у юношей с просоциальной и академической смысложизненной стратегией и очень редко — у юношей с соматической. В целом, выявленные отрицательные связи отражают те затруднения (отрицательные эмоциональные состояния, проявление агрессии и враждебности), которые присутствуют у зависимых юношей (с академической смысложизненной стратегией) в межличностных отношениях и контактировании с окружающими. Данное противоречие служит источником для возникновения диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, который побуждает индивида к росту внутреннего напряжения и актуализирует механизм психологической защиты (тест-опросник «Механизмы психологической защиты» Р. Плутчик, Г. Келлерман, X. Конт), усугубляющий процесс налаживания контакта с окружающими сверстниками.

2. Юноши с различными смысложизненными стратегиями имеют разные уровни приобщенности к компьютерным технологиям:

— оперативный — независимый (компьютер используются для работы и получении информации по мере объективной необходимости). Данный уровень характерен для юношей с соматической смысложизненной стратегией. Ярко выражена самая высокая осознанность жизненных целей, высокие показатели смысложизненных ориентаций и относительно высокий уровень психологической защиты;

— ситуативно-зависимый (компьютер используется как по мере объективной необходимости, так и для игр, развлечения и т. д., однако существенно не влияет на ценностно-смысловые приоритеты личности). Наиболее характерен для юношей с академической смысложизненной стратегией;

— зависимый — увлечение компьютером начинает носить патологический характер, трансформируя ценностно-смысловые приоритеты личности. Данный уровень характерен для юношей академической и просоциальной смысложизненной стратегией (57,8.61,2% и 79,9% соответственно). Осознанность жизненных целей относительно слабая, низкие показатели смысложизненных ориентаций, низкий уровень эмпатических способностей и относительно слабое развитие уровня социального интеллекта.

3. Результаты полученных данных подсчёта количества противоречий между типами ценностей показали, что юноши с высокой степенью использования компьютера присуща конфликтность сферы отношения к саморазвитию личности, что проявляется напряжением, возникающим вследствие равной значимости самоопределения и самовозвышения, когда как решение данной проблемы у юношей с соматической и просоциальной смысложизненными стратегиями происходит в пользу самоопределения. Был выявлен конгломерат разнородных типов ценностей (при помощи теста-опросника «Система ценностей»), в котором трудно усмотреть какую-либо логику и данный факт исключает наличие фактора конвециональности, «социофилии»: в нем отсутствуют типы ценностей, связанные с просоциальной ориентацией, в окружении которых ценности стимуляции («сжигающая потребность знать», нежели потребность в наслаждении) отражают такие способы поиска новизны, которые также связаны с социальными отношениями. Эмпирически выявленными паттернами противоречия между группами ценностей у юношей с высоким уровнем приобщенности к компьютеру являются следующие: ценности сохранения — ценности измененияценности самоопределения — ценности самовозвышенияценности группы — ценности индивида.

4. Уровни компьютерной зависимости юношей могут корректироваться посредством психолого-дидактического сопровождения через программу коррекционно-развивающего и профилактического тренинга ценностно-смысловой и коммуникативной сфер юношей, ориентированную на f. различные смысложизненнные стратегии. В соответствии с задачами тренинга у личности в процессе групповой работы формируются ценностно-смысловые установки, выстраивается индивидуальная программа их развития и коррекции, способствующая более успешному интегрированию человека в общество, снятию психологических барьеров и комплексов. Программа, направленная на уменьшение негативных последствий на личность от использования компьютера, учитывает специфику смысложизненных стратегий юношей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 2006.
  2. , И.В. Смыслодидактика: учебник для магистров педагогики и психологии / И. В. Абакумова. М.: Изд-во «Кредо», 2008
  3. Асмолов А. г, Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  4. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
  5. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.
  6. .Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.
  7. А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1989.
  8. Л.Н. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска: (монография) / Л. Н. Антонова. М.: Просвещение, 2004. — 304 с.
  9. JI.H. Создание муниципальной системы социально-педагогической под держки детей группы риска: (монография) / JI.H. Антонова. М.: Просвещение, 2004. — 56с.
  10. Антонова J1.H. Социально-педагогическая защита детства в системе образования Московской области: (монография) / JI.H. Антонова. М.: Просвещение, 2004. — 96с.
  11. И.С. Ценности и воспитание// Педагогика. 1999. № 4. с. 117
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
  13. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  14. А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  15. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  16. Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика. № 8
  17. JI.B. Источники становления ценностей. М., 2004. с. 112
  18. Всероссийской конференции.- М., 2003., с. 107−109
  19. М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361−373.
  20. А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности, автореф. на соиск. уч. ст. доктора наук. Ростов -на Дону, 2003. 49 с.
  21. А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002.
  22. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986
  23. М. Стереотип. Что за ним?//Школьный психолог. 10 марта 1999. с. 14
  24. А.А. Попытка изучения «учебных способностей» подростка в связи с его интересами // Ученые записки ЛГУ. 1960. № 287. Вып. 19. С. 64−73.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. -Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 62 — 93
  26. Н.В. Личностно-характерологическая изменчивость подростков с криминальным стереотипом поведения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Ставрополь, 2005. 23 с.
  27. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
  28. В.П. Теоретические основания социальной синергетики// Вопросы философии. 2000. № 4. с. 125
  29. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6−13.
  30. С. Верим ли мы в ребенка?! Личностный рост с позиции гуманистической психологии // Журнал практического психолога. М.: Фолиум, 1998. № 1.С. 19−31.
  31. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. — 137 с.
  32. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты -Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 201 -223.
  33. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты -Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 201−223.
  34. С.Л. Проблема выбора критерия нравственного развития личности и пути ее решения // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.- М., 1988. С. 482−491.
  35. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 3−11.
  36. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., 1999.
  37. Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ- Смысл, 2003.-240 с.
  38. Ф.Е. Психотехника выбора Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии — Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — с. 284 — 315
  39. Ф.Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М: Смысл, 1997. С. 284 315.
  40. А.А. Психолого-синергетический потенциал информационных технологии // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 815.
  41. П.П. Познание и ценности/ Субъект, познание, деятельность. М., 2002. с. 207
  42. С.В. Психологические особенности представления о себе как фактор личностного самоопределения дезадаптированных подростков / Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону. 2006. 19 С.
  43. СТ. Самоописание как выражение и способ изучения Я-концепции // Психологический вестник РГУ. № 5. Ростов н/Д: Изд-во Рост, унта, 2000. С. 209−214.
  44. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. -М.: ПЕР СЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2000. 135 с.
  45. И.В. Практическая психология образования. М, 3 -изд., 2000, С. 386
  46. И.И. Мировоззрение / Новейший философский словарь. Минск, 1998. с. 425
  47. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.
  48. В.К., Холмогорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач // Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 62−101.
  49. Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  50. В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15−36.
  51. В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсулекций. Ч. 1. Живое Знание. Самара, 1998. i 61. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очеркироссийской психологии. М.: Тривола, 1994.
  52. В.В. Понимание в познании и общении. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Самарск. гос. пед. ун-т, 1998.
  53. Золотухина-Аболина Е.В. О чувстве смысла // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Ростов н/Д: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2002. № 1. С. 65−81.
  54. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  55. В.А. Формирование побуждений к действию // Вопросы психологии. 1985.№ 3. С. 113−123.
  56. Д.А., Иванова E.JL, Шестакова И. Г., Тубельский А. Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. М., 1997.
  57. Л.Г. Понимание и экспертиза // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 8−57.
  58. М.С. Синергетика и культурология//Синергетика и методы науки. СПб., 1998. С. 201−219. С.209
  59. Капра Фритьоф Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса К.: «София" — М.: ИД «София», 2003.-336 с.
  60. А.В. Общая психология субъективного выбора: структура, процесс, генезис / Институт психологии РАН- Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000.
  61. В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф.. д-ра психол. наук. М., 1991.
  62. В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. Вып. 5. С. 19−26.
  63. В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996, Вып. 2. С. 10−13.
  64. .Д. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория и практика. СПб., 1994. С. 37−45.
  65. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978и
  66. М.Ю. Авторитет педагога как результат его персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. С. 191−211.
  67. СВ. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5.
  68. О .А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18−25.
  69. Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования (из опыта работы). Авторская редакция. М.: Московский психолого-социальный и нститут, 2003, 608 с.
  70. Л.Н. Гуманитаризация содержания деятельности методических объединений учителей: Организационно-педагогические рекомендации. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.
  71. а. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982.
  72. Л.А. Истоки принципа природосообразности // Вестник высшей школы. 1987. № 2. С. 78−81.
  73. В.В. Методология научного исследования. СПб., 2001.
  74. Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н., Ростов-Н/Д, 2005, 24 с.
  75. Н. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики // Новые ценности образования. 1997. Вып. 7. С. 185−204.
  76. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990.
  77. X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001. с. 71
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
  79. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Советская педагогика. 1946. № 1−2. С. 65−72.
  80. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  81. А.Н., Кринчик Е. П. Некоторые особенности переработки информации человеком // Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 227−241.
  82. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3.
  83. Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992.
  84. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000.
  85. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека -Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-с. 156−177
  86. Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992.
  87. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
  88. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 97−111.
  89. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  90. Маслоу Абрахам. Психология бытия. Пер. с англ. (О.О. Чистяков) М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 304 с. Серия «Актуальная психология».
  91. Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. 1986. — № 4.
  92. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Информатика и образование. 2002.- № 3.
  93. Монахов В. М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. М., 1991.
  94. Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. 1997.
  95. Ю.Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. -Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.
  96. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  97. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  98. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2000.
  99. A.M. Методология образования. М., 2002.
  100. В.В., Березанская Н. Б. Психология : Учебник. М.: Юрайт -Издат, 2004. — 484 с.
  101. В.В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник. М.: Юрайт -Издат, 2004. — 484 с.
  102. Образование несовершеннолетних заключенных единственный путь их ресоциализации. Система образования в исправительных учреждениях. Аналитический обзор //Межведомственный информационный бюллетень «Образование в документах», 2006 № 2, с. 27 — 34
  103. Онтопсихология: Учеб. Пособие / Под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2003. — 280 с.
  104. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Психология личности: Сборник статей Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии" — 2001. — с. 162−177
  105. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  106. В.И. Экодогическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов.- М.: Наука, 2004.- 197 с.
  107. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т.И. Бабаева- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  108. Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей -М., 1997.
  109. Е. С Петров А. Е. Дистанционное обучение: Каким ему быть? // Педагогика. 1999. — № 7.
  110. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М: Наука, 1977. С. 520.
  111. Практическая психология образования Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. -М.: ТЦ «Сфера», 1997- 528с.
  112. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М. 2001.
  113. О.В. Особенности субъективной системы отношений взрослых мужчин с разными типами правосознани. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 24 с.
  114. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  115. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т. 1. — 312 е.: ил.
  116. Психологические тесты / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова — М.: «Лист», 1996. -320 с.
  117. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах, / Ред.-сот. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. ^ т. «Общая психология», 249 с. t ?
  118. Психология. Словарь Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  119. Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М.: «Когнито-центр», 2001.
  120. А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  121. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Методич. письмо МО РФ от 24.04.1995 // Вестник образования. 1995. № 7. С. 86−89.
  122. Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании. РИД., 2005. 306 с.
  123. К. Актуализирующая тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центристский подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов н/Д, 1996. С. 60−82.
  124. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М: Смысл, 2002. — 527 с.
  125. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973
  126. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  127. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
  128. Е.В. Философские горизонты гуманистических концепций личности. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти В.с. Соловьева). М: «Смысл», 2001. с. 80 — 94.
  129. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии.- 1998.- № в.- с. 3−17.
  130. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−22.
  131. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995. s 151. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическаярациональность// Вопросы философии. 2003. № 8. с. 17
  132. А.П. Понятие «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 3. С. 26−37.
  133. В.В. Самосознание личности. М., 1982.
  134. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3. С. 38−46.
  135. Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н., Санкт- Петербург, 2002. 20 с.
  136. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984.
  137. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. — Вест. Моск. ун-та. Сер. Психология, № 1 1977, с. 62 — 72
  138. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  139. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1984.
  140. П., Роджерс К. Диалог // Моск. психотерапевтич. журн. 1994. № 2. С. 133−150.
  141. Т.М. Жизненный мир как способ саморазвития личности. Философия психологии: возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти В.с. Соловьева). М: «Смысл», 2001. с. 94 — 103.
  142. O.K. Структура мыслительной деятельности человека (Опыт теоретического и экспериментального исследования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
  143. O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи // Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 66−84.
  144. Философия/Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 1996. с. 258
  145. Философский энциклопедический словарь. М., 2001.
  146. Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М. Бахтина и А. А. Ухтомского // Общение и развитие психики. М., 1986. С. 21−30.
  147. В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1985.
  148. В.Т. Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях. Инновационная школа № 1. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. С. 13−19.
  149. В.Т., Абакумова И. В., Ефименко В. Н. Образование как многосферное пространство и его технологическое обеспечение / Славянский педагогический Собор // Тезисы докладов 1-го Международного конгресса.
  150. С.Л. Реальность и человек / Сост. А. А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997.
  151. В. Воля к смыслу: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  152. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
  153. М.А. Особенности развития смысловой сферы подростков. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н., Хабаровск, 2005, 24 с.
  154. М.А. Особенности развития смысловой сферы подростков. Хабаровск. 2005. 23 с.
  155. А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред А. А. Бодалева. М: НИИ ОПП АПН СССР, 1979. С. 17−35.
  156. А.П. Толерантность в структуре социально-психологической адаптации личности (на примере студентов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Хабаровск, 2006. 21 с.
  157. Д.С. О методологических аспектах синергетики// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. с. 63
  158. Т.В. Качество управления образовательным учреждением: Теория. Методика. Технология работы рукововдителя профильной школы: Методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2005. 120 с.
  159. Е.В. Особенности Я-концепции личности осужденных. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд психол. наук. Екатеринбург, 2005.24 с.
  160. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 312 с.
  161. В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2 (18). С. 74−80.
  162. В. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.
  163. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
  164. В.Д. Философия воспитания и образовательной политики. М., 1993. с. 79−110
  165. П. И. Исследования социальной установки в США//Вопросы философии 1973. № 4, с. 47−53.
  166. Е.Г. Проблемы психолого педагогической диагностики в образовании — Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы. — М.: Институт человека РАН, 2003. — с. 49 — 60.
  167. Adler A. Psychotherapie und Erziehung: Ausgewahlte Aufsatze. Bd 2: 1930 -1932 / Hg. von H.L. Ansbacher, R.F. Antoch. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag. 1982.-285 s.
  168. Bouma E. The Challenge of Project Work // English, 2003, № 17.
  169. Frankl V. The doctor and the soul: from psychotherapy to logotherapy. New York: Vintage book, 1973. XXII, 295 p.
  170. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.: Heinemann, 1983.
  171. Goldstein K. The organism. New York: American book company, 1939.
  172. Heidegger M. The way back into the ground of metaphysics. N.Y.: Meridian, 1956. P. 206−221.
  173. Miller A., Wilson P. Cognitive differentiation and integration: A conceptual analysis // Genetic Psychology Monographs. 1979. V. 99. P. 3−40.
  174. Phenix P. Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. New York etc.: McGraw-Hill, 1964. XIV, 391 p.
  175. Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching/ Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
  176. M. & Hopson B. A Model of helping & Counseling: Indications for Training. Leeds: Leeds University Press, 1979. 298 p.
  177. Watkins C., Hill V. On Consultation and Beginner Educational Psychologists. // Educational Psychology in Practice, Vol. 16, No. 1, 2000. P. 49−51
  178. Webster D. The Appraisal of Educational Psychologists: a very private affair // Educational Psychology in Practice, Vol. 17, No. 2, 2001. P. 110−120.
Заполнить форму текущей работой