Особенности трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе
Россия долгое время была во многом закрыта для международных контактов, что отражалось на образе жизни людей. После перестройки создались условия для общения и деловых контактов с представителями разных стран. Этот процесс сопровождается изменением социальной идентичности, прежде всего этнической. Обучение и работа в других странах способствует лучшему пониманию новой культуры и новой этничности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы трансформации социальной идентичности
- 1. 1. Анализ понятийного аппарата в социально-психологических исследованиях идентичности личности
- 1. 2. Анализ моделей структуры и трансформации социальной идентичности различных этнических и культурных групп
- 1. 3. Теоретическая модель трансформации социальной идентичности
- Глава 2. Разработка методов исследования
- 2. 1. Разработка программы исследования
- 2. 2. Разработка комплекса методик исследования и моделей обработки эмпирических данных
- Глава 3. Структура и динамика процесса трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе
- 3. 1. Описание процесса трансформации социальной идентичности личности учащихся
- 3. 2. Факторы, влияющие на динамику процесса трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе
Особенности трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы: Изучение социальной идентичности связано с динамическими социально-психологическими процессами в изменяющемся обществе, которые происходят в нашей стране и во многих других странах в последнее время и обусловливают изменение самосознания граждан. Характерным признаком новой этнополитической и социально-психологической реальности является рост профессиональных и образовательных контактов, этнических миграций, развитие туризма и других видов активности, связанных с межкультурным взаимодействием и общением.
Надо отметить, что ситуация перехода, нестабильности продуцирует определенные процессы в массовом сознании, такие как глобальная ломка социальных стереотиповизменение системы ценностейкризис идентичности. По данным психологических и социологических исследований все больше и больше людей позитивно воспринимают направление развития общества в сторону демократии и новых экономических отношений. Вследствие глубоких перемен общества происходят изменения в массовом сознании, в отнесении себя к определенным социальным категориям, что получило название «кризис идентичности». Социальные изменения создают противоречия в самосознании как у каждого конкретного человека, так и между поколениями.
Сегодня проблема кризиса и трансформация идентичности находятся в центре внимания психологов многих стран. Среди отечественных психологов можно отметить подходы к изучению социально-психологической адаптации в условиях межкультурного взаимодействия (В .В. Гриценко, JI.M. Дробижева, JI.B. Ключникова, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко и др.), а также в условиях кризиса идентичности (H.JI. Иванова, И. А. Климов, Н. М. Лебедева, В. Н. Павленко, А. Н. Татарко и др.) 3.
В то же время важно отметить, что в современной психологической науке социальная идентичность в процессе межкультурной адаптации слабо исследована. Особенно это касается отечественной науки. Остаются слабо изученными вопросы влияния различных элементов культуры на процесс трансформации социальной идентичности, изменения в структуре идентичности и ценностей под влиянием адаптационных процессов, возможности формирования толерантного отношения к представителям иных культур средствами языкового обучения, психологические аспекты развития международных контактов в условиях многоязычной среды. Эти проблемы обусловливают важность изучения процесса трансформации социальной идентичности в ходе изучения иностранных языков и в продуманной, научно обоснованной государственной образовательной политике.
Интерес к межкультурной адаптации мигрантов и визитеров появился в психологии около полувека тому назад, что было связанно с послевоенным бумом в обмене студентами и специалистами и миграционными процессами. Потребность в этих исследованиях значительно возросла в последние годы, поскольку миграционные процессы затронули еще большее количество людей. Современная политика открытого бизнеса и образования в мировом образовательном пространстве дает возможность многим гражданам учиться и работать в зарубежных странах, а также принимать иностранных визитеров.
Россия долгое время была во многом закрыта для международных контактов, что отражалось на образе жизни людей. После перестройки создались условия для общения и деловых контактов с представителями разных стран. Этот процесс сопровождается изменением социальной идентичности, прежде всего этнической. Обучение и работа в других странах способствует лучшему пониманию новой культуры и новой этничности. В процессе обучения за рубежом происходит постепенное «вхождение» индивида в социо-культурную среду, осознание существования различных 4 социальных структур и собственной принадлежности к какой-либо группе, которая может быть узкой, например, референтная группа, или широкой, например, народ. В связи с этим формируется система характеристик, имеющих смысл объединения человека с другими людьми, определяющими его позицию в обществе, отношение к ценностям, нормам группы, социальную перспективу и деятельность.
Проблема трансформации социальной идентичности в процессе межкультурной адаптации, как разновидности адаптации социальной, связана, прежде всего, с поиском механизмов, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в сложном динамичном мире. В данной работе в качестве элемента культуры, оказывающего влияние на идентификационные процессы, рассматривается образование. Образование является феноменом культуры, который оказывает серьезное влияние на становление личности. В то же время оно само зависит от того, кто будет его реализовывать и развивать.
Тема трансформации социальной идентичности в последнее время становится актуальной не только в психологической науке, но и в образовании. Важным аспектом исследования адаптационных процессов визитеров является усвоение иностранных языков в ходе обучения. Психологи отмечают тесную связь адаптационных процессов и языка, как элемента духовной культуры народов. Язык — это элемент духовной культуры общества, поэтому изучение языка приводит к пониманию норм и ценностей определенной культурной среды. Развитие образовательного туризма, совместного бизнеса, миграционных процессов стимулируют обучение за рубежом и изучение различных иностранных языков.
Процесс приспособления к новой социальной и культурной среде может сопровождаться невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся поведением, ностальгией и другими 5 проблемами. Подобные явления в ходе трансформации социальной идентичности получили название «культурного шока» и нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Эти исследования касаются в основном мигрантов и переселенцев, т. е. людей, которые переехали на постоянное место жительство в другую страну. Но надо отметить, что, несмотря на разную цель пребывания в новой стране у мигрантов и визитеров, исследователи отмечают много общего в трасформационных процессах той и другой групп. В частности, наблюдаются стрессы и переживания культурного шока в ходе адаптации. Поэтому необходимо проводить психологические исследования не только мигрантов, которые приезжают на длительный срок в новую страну, но и визитеров, т. е. стажеров, учащихся, которые прибыли на обучение.
Поскольку трансформационные процессы проявляются и в условиях кратковременных контактов с новой социо-культурной средой, важно знать, какие проблемы возникают в процессе адаптации визитеров и в чем заключается специфика трансформации социальной идентичности отечественных и зарубежных учащихся. Это поможет как организации подготовки учащихся к обучению, так и оказанию своевременной помощи в адаптации иностранным студентам и стажерам, что особенно важно в сфере образования и бизнеса.
Таким образом, перед специалистами-психологами социальные изменения ставят такие цели как изучение и обоснование программ подготовки специалистов для обучения и работы в зарубежных странах, программ адаптации мигрантов, поиска механизмов формирования позитивной этнической идентичности. Поэтому большое внимание в данном исследовании уделяется вопросам трансформации социальной идентичности, в которой отражаются социо-культурные противоречия самосознания учащихся в ходе изучения иностранных языков и обучения в Пекинском университете.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
По отношению к динамической стороне идентичности в литературе используются различные понятия: трансформация, конструирование, развитие и формирование, которые зачастую используются как синонимы или отчасти дополняют друг друга.
Развитие идентичности в возрастном плане рассматривается как изменение представлений о своем месте в социальном мире в течение жизни. В основе этого понимания лежат традиционные представления о феномене развития, который означает закономерное видоизменение во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Процесс формирования идентичности в социально-психологическом смысле рассматривается несколько шире, чем в возрастной и педагогической психологии, и представляет собой необходимый момент социализации, в ходе которого проявляется влияние всей совокупности факторов личностного становления.
Под формированием идентичности понимается связанный с влиянием различных факторов процесс преобразования идентичности на разных этапах социализации, результатом которого является качественное изменение идентичности, т. е. развитие.
Конструирование идентичности изучается в рамках конструктивистского подхода и означает приведение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, помогающие постичь ее смысл. Здесь подчеркивается активность познавательной деятельности субъекта в ходе построения идентификационной структуры.
Трансформация идентичности — более современный термин, который, по сути, включает в себя предыдущие, поскольку означает преобразование, превращение, изменение структуры идентичности под влиянием различных 7 факторов, как возрастных, так и социальных. Но в большей степени он применяется по отношению к быстрому изменению и конструированию идентификационных структур под влиянием социальных факторов, в частности, нестабильности, неопределенности, социо-культурных перемен, смены политического устройства общества, кризиса идентичности.
Основные исследования этапов, причин и механизмов формирования социальной идентичности, было проведено на подростках, а также в связи с изучением этнической идентичности. Первые работы касались влияния возрастных факторов на социализацию индивида, и как следствие, возрастной динамики идентичности. Позже стали изучаться социально-психологические факторы.
Надо отметить, что проблема трансформации идентификационных структур сначала была предметом анализа социологов. В психологии наблюдается разграничение областей исследования: в социальной психологии разрабатывается концепция идентичности, в возрастной — ее динамика и формирование, поэтому в итоге концептуальные разработки сущности и структуры идентичности не оказывают должного влияния на изучение процесса трансформации идентификационных структур.
Объект исследования — русскоязычные студенты, проходящие обучение в зарубежном вузе.
Предмет исследования — закономерности процесса трансформации социально-психологической идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе.
Цель исследования — выявление структуры и динамики социально-психологической идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе.
Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме социально-психологической идентичности личности в иной социо-культурной среде. 8.
2. Разработать социально-психологическую модель трансформации социальной идентичности.
3. Разработать методику исследования процесса трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе.
4. Выявить эмпирические показатели трансформации социально-психологической идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе для доказательства гипотез исследования.
5. Описать практическую сферу применения полученных результатов.
Теоретико-методологическая базу исследования составил когнитивный и конструкционистский подходы в исследовании социальной идентичности (П. Бергер, H.JI. Иванова, Т. Лукман, Т. Г. Стефаненко, А. Тэшфел, Дж. Тернер и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. На основе теоретического анализа и эмпирических данных была разработана новая теоретическая модель трансформации социальной идентичности личности, которая описывает процесс формирования кризиса идентичности. Уникальность данной модели заключается в том, что она подходит как для описания кризиса социальной идентичности русскоязычного учащегося в зарубежном вузе, так и для описания любых других затруднений в самоопределении индивида в современном обществе.
2. Сделан вклад в дальнейшее развитие понятийного аппарата социальной психологии и сформулированы основные понятия работы: социальная идентичность, структура социальной идентичности. Теоретически и эмпирически обосновано, что социальная идентичность имеет динамичную структуру, представляющую собой единство когнитивного и ценностно-смыслового аспектов.
3. Полученные более точные и обоснованные данные о структуре и динамике процесса трансформации социальной идентичности учащейся молодежи к новым условиям жизни и учебной деятельности за рубежом. Показаны особенности реакций на фрустрацию при межкультурном взаимодействии. 4. Разработана методика социально-психологического изучения трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного диссертационного исследования были использованы при разработке программы подготовки студентов для обучения в зарубежном вузе и при работе с иностранными студентами Государственного Университета Управления. Полученные данные диссертационного исследования могут использоваться в работах психологов при подготовке учащихся для обучения за рубежом, а также по организации приема в школах и других учебных заведениях студентов из других стран. Они могут помочь психологам, преподавателям, работающим в учебных учреждениях, обеспечивать более эффективный процесс адаптации студентов из иной культурной среды в новых условиях, а также адаптации местных учащихся к новой культуре. Знания об особенностях процесса вхождения учащихся в новую этнокультурную среду могут быть полезны для подготовки учебных курсов по социальной и этнической психологии, в административной работе в образовательных центрах, а также в подготовке к работе с иностранными студентами.
Результаты исследования могут найти практическое применение в различных областях социальной практики: в политике, образовании, бизнесе, управлении. Это важно для построения социально-психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности подготовки специалистов к работе в новых социально-экономических условиях.
Данные проведенного исследования могут использоваться в учебном процессе, так как дополняют и детализируют разделы социальной и.
10 педагогической психологии. Исследование может быть использовано в процессе подготовки и практической деятельности: а) психологов, так как полученные результаты дополняют и детализируют разделы социальной психологии и психологии личностиб) менеджеров и предпринимателей, поскольку позволяют определять оптимальные пути формирования идентичности при межкультурном взаимодействиив) работников социальных служб, а также студентов, изучающих социально-педагогическую специальность.
Основные гипотезы:
1. Динамика процесса трансформации социально-психологической идентичности зависит от совокупности двух факторов: стремление к самореализации и толерантности к представителям других этнических групп.
2. Трансформация социальной идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе осуществляется путем перехода от преобладания личностных характеристик идентичности, социальной и ролевой позиций к преобладанию семейным и этническим характеристикам идентичностиот преобладания семейных и этнических характеристик идентичности к преобладанию глобальной идентичности, деятельностной и общенческой характеристикам идентичности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная идентичность рассматривается как динамическое прижизненно конструирующееся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности целостное когнитивно-мотивационное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта.
2. Структура идентичности имеет определенные различия у русскоязычных и англоязычных учащихся, в частности, англоязычные учащиеся демонстрируют более выраженные показатели учебнопрофессиональной, гражданской, глобальной идентичности, направленность П на деятельность и общениерусскоязычные учащиеся имеют более выраженные показатели семейной, локальной, физической идентичности.
3. Динамика процесса трансформации социально-психологической идентичности зависит от совокупности двух факторов: стремление к самореализации и толерантности к представителям других этнических групп.
4. Трансформация социальной идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе осуществляется путем перехода от преобладания личностных характеристик идентичности, социальной и ролевой позиций к преобладанию семейным и этническим характеристикам идентичностиот преобладания семейных и этнических характеристик идентичности к преобладанию глобальной идентичности, деятельностной и общенческой характеристикам идентичности.
Методы эмпирического исследования:
Эмпирическую базу исследования составил социально-психологический опрос учащихся, русскоязычных и англоязычных студентов, аспирантов в Пекинском университете. Всего в исследовании участвовало более 150 человек.
В соответствии с целями и задачами исследования в работе использовались методы кросс-культурного анализа, психодиагностического тестирования, социально-психологического опроса. Проводился анализ, обобщение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, категориальный анализ парадигмы исследования в современной социальной психологии, теоретический анализ проблем образования и подготовки педагогов в современных условиях. Использовались психодиагностические методики: методика «Двадцать утверждений» (Kuhn, McPartland) — методика «Этническая толерантность» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), методическая разработка анализа уровня выраженности культурного шокаметодика выявления стереотипных представлений о другой группе (H.JL Иванова) — анкета для опроса визитеров и др.
Математико-статистическая обработка данных. При обработке данных использовались статпакет Statistica 5.1. Применялись методики: корреляционный, факторный анализ, непараметрические критерии. Для определения значимости различий использовался непараметрический U-критерий Манна — Уитни.
Достоверность полученных результатов и надежность выводов.
В основу исследования были положены современные принципы проведения социально-психологических исследований: системности, целостности, детерминизма, социо-культурной обусловленности.
При подборе конкретных методов исследования учитывались современные требования к проведению психодиагностических процедур в общепсихологических и социально-психологических исследованиях.
Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами и требованиями валидности, надежности, стандартизации и адаптации используемых методик.
Выводы.
Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ трансформации социальной идентичности в иной социо-культурной среде показывает, что проблема трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе является важной, но вместе с тем слабо изученной областью психологических знаний.
2. Анализ идентичности учащихся показал, что у них наблюдается преобладание качеств, связанных с деятельностью и общениемневнимание к своим физическим данным, здоровью, материальному положениюнизкая религиозная идентичность. Студенты, которые стремятся обучаться за рубежом, — это преимущественно люди, которые в целом достаточно нейтральны в отношении к религиозной культуре, здоровью, материальному положению.
3. Установлены особенности социальной идентичности учащихся из различных стран: у русскоязычных учащихся более выражено понимание своего места в близком окружении, у англоязычных учащихся выше осознание своих способностей к деятельности.
4. Выявлены тендерные различия динамика идентичности, что позволяет говорить о различиях в переживании юношами и девушками кризиса идентичности и культурного шока. На всех этапах трансформации у юношей преобладает деятельностное Я, но на втором и третьем этапах — стойко преобладают этническая и гражданская идентичность. Эти данные полезны для учета тендерных различий в подготовке юношей и девушек к поездке.
5. Установлены показатели динамики идентичности учащихся. В ходе адаптации русскоязычных и англоязычных учащихся наиболее сильно изменяются личностная, социально-ролевая, семейная, этническая, гражданская и глобальная идентичность. Полученные данные подтверждают особую роль этнической и гражданской идентичности в процессе адаптации. Усиление этих идентификационных характеристик свидетельствует о понимании учащихся своего места в этнокультурном пространстве.
6. Выявлены особенности трансформации социальной идентичности учащихся. Учащиеся с более выраженной учебно-профессиональной идентичностью, толерантным отношением к другим народам, с опытом зарубежных поездок (не менее 3-х) легче переживают стресс аккультурации.
7. Показано, что толерантное отношение к представителям других культур положительно влияет на преодоление трудностей, связанных с кризисом идентичности. Процесс изменения толерантности в целом демонстрирует поступательный рост принятия другой группы, но носит скачкообразный характер. В нем наблюдаются периоды принятия и отторжения инородной культуры.
8. В ходе трансформации социальной идентичности происходит изменение системы ценностей и мотивации учащихся, в частности, усиливается роль мотивации межкультурного взаимодействия, ценностей автономии и приобщения к новой культуре. Также наблюдается динамика стереотипических представлений об инородной культурной среде. Снижается доля негативных стереотипов относительно иной культуры.
9. Обучение, построенное с учетом проблем трансформации идентичности, предполагающее информирование учащихся об особенностях новой страны, ее культурных традициях способствует более легкому преодолению кризиса идентичности. Для обеспечения успешной межкультурной адаптации и стабильной социальной идентичности в ходе подготовки учащихся к зарубежным стажировкам большую роль играет изучение иностранных языков, сопровождающееся тренингами межкультурного взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование показало, что изучение социальной идентичности учащихся актуально в современных социально-экономических условиях. В последние десятилетия во многих странах отмечается усиление мобильности молодежи для получения образования и работы за рубежом. Любое пребывание в новой стране может сопровождаться проблемами в трансформации социальной идентичности, связанными с трудностями взаимодействия и поведения в новой культурной среде. Это требует понимания психологических закономерностей адаптации и идентификации, а также факторов, которые могут положительно или отрицательно повлиять на результаты этого процесса.
В исследовании выявлено, что независимо от культурной принадлежности у учащихся в ходе трансформации социальной идентичности происходит повышение значимости одних характеристик и понижение других. Происходит расширение границ своего Я и отнесение себя к более широкой общности, что, видимо, позволяет сохранить то, что уже сформировано в ходе социализации, и найти новые перспективы для развития. Полученные данные показывают, что процесс трансформации социальной идентичности проходит по-разному у юношей и у девушек, они по-разному переживают кризис идентичности. Проблемная идентичность имеет сложную природу, он связан со многими особенностями личности и проявляется по-разному у людей в зависимости от многих факторов. Было выявлено, что успешное вхождение в новую культурную и профессиональную среду связано с обретением профессионально-деловой идентичности, осознанием своих способностей в деятельности и общении, обретением профессиональных, социальных и материальных перспектив, нейтральными и позитивными стереотипами, автономностью, самоуважением и опытом межкультурного взаимодействия.
Выявленные особенности социальной идентичности в процессе ее трансформации в нашей работе имеют научную и теоретическую значимость и могут служить основой для дальнейших социально-психологических исследований в этом направлении. Кроме того, настоящее исследование имеет большое практическое значение, поскольку оно может оказать помощь специалистам по работе с молодежью, педагогам, руководителям учебных заведений в решении новых для них проблем приема иностранных стажеров и подготовки отечественной молодежи для поездок за рубеж.
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник, 1995, № 2, с. 15−35.
- Агеев B.C., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / Психология самосознания. Самара, 2000. С. 624−641.
- Андреева Г. М. Психология социального познания, М., 2000. 288 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с. 3−18.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М-Воронеж, 1996. 768 с.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989, № 1, с. 17−24.
- Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 30 54.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.301 с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.130
- Ю.Брушлинский А. В. Менталыюсть российская и региональная (провинциальная) // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 38 44.
- Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб., 1994. 89 с.
- Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту // Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989. С. 159−215.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1−4. М., 1981−1984.
- Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности. М., 1989. С. 67 89.
- Гнатенко П.И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев, 1999. 463 с.
- Гриценко В.В. Стремление к самоактуализации как важнейший фактор успешности адаптации вынужденных переселенцев. М., 2002. 344 с.
- Гриценко В.В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов // Психологический журнал, т.21, № 4, 2000. С. 22−31.
- Гузенкова Т. С. Коростелов А.Д. Этнокультурные ценности и ориентациив республиках Российской Федерации: сходства и различия // Суверенитети этническое самосознание: идеологи я и практика. М., 1995, с. 143−171 131
- Дашдамиров А.Ф. Социально психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография, 1977, № 3. с. 3−13.
- Дробижева JI.M., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996. 384 с.
- Дробижева Л.М., Сусоколов А. А. Межэтнические отношения и культурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР) // Советская этнография, 1981, № 3, с. 11−12.
- Знаков В.В. Правда и ложь в российском самосознании / Российский менталитет. М., 1997. С.131 144.26.3отова О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Психологический журнал, 1995, № 4, с. 75−82.
- Иванова H.JI. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов / Идентичность и толерантность. М., 2002. С. 134 152.
- Иванова H.JI. Социальная идентичность и проблемы образования.: Монография. Ярославль, 2001. 82 с.
- Иванова H.JI. Психологическая структура социальной идентичности. Дисс. д-ра психол. наук. Ярославль. 2003. 131 с.
- Иванова H.JI. Социальная идентичность: структура и трансформация. Ярославль, 2004. 132 с.
- Иванова H.JI., Мнацаканян И. А. В поликультурном мире // Высшее образование. 2003. № 1. С. 145−163.
- Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997, с. 54−88.
- Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1995. 367 с.
- Киселев И.Ю., Смирнова А. Г. Формирование идентичности в российской провинции. М., 2001. 152 с.
- Климов И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 54 82.
- Клюева Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход). Дисс.. д-ра психол. наук. Ярославль, 2000. 322 с.
- Ключникова JI.B. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия в новых социальных условиях // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М., 2002. С. 233−249.
- Козлов В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография, 1967, № 2, с. 100−111.
- Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография, 1974, № 2, с. 24−38.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе: общие и возрастные особенности. Учебное пособие для Вузов. Минск, 2000. 431 с.
- Комаров М.С., Горшков В. Ю. Жизненные ценности учителей общеобразовательных школ // Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России. Ярославль, 2001. С. 43 54.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и Мышление. М., 1977. 262 с.
- Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997, с.104−115.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1998. 265 с.
- Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999, т.20, № 3, с. 48−58.
- Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. 195 с.
- Лебедева Н.М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России. Психологический журнал. Т.24 5, 2003 стр. 31−44.
- Лебедева Н.М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003. 268 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 311 с.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 15−27.
- Лобас М.А. Адаптация мигрантов к русскоязычной школе. Дисс. Канд. психол. наук. Ярославль. 2001. 158 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988, с. 110−359.
- Мулдашева А.Б. Психические особенности этнокультурной маргинализации // Социально психологические исследования межнациональных отношений. М., 1993, с. 219−231.
- Новые славянские диаспоры / Отв. ред. Мартынова М. Ю. М., 1996. 290 с.
- Павленко В.Н., Таглин С. А. Введение в этническую психологию: Учебное пособие. Харьков, 1992. 108 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 350 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 612 с.
- Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат//Этнология. М., 1994, с. 5−14.
- Платонов Ю.П. Социальная психология этнического взаимодействия / Введение в этническую психологию. СПб., 1995. С. 134 143.
- Психология. Словарь / Под общей ред. И. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. К., 1990.
- Русские нового зарубежья: Итоги этносоциологического исследования в цифрах. М., 1996. С. 90−101.
- Симонян Р.Х. От национального самосознания к гражданскому действию // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994, с. 68−79.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 71−76.
- Старовойтова Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография, 1983, № 3, с. 78−85.
- Степанов Е.Н. Межрегиональные столкновения и терроризм с позиций конфликтологического подхода // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994, с. 88−104.
- Стефаненко Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 11 -30.
- Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности. Дисс.. д-ра псих. наук. М., МГУ, 1999 (а).
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999 (б). 320 с.
- Стефаненко Т. Г. Шлягина Е.И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993. С. 3−27.
- Татарко А.Н. Взаимосвязь этнической идентичности и психологических стратегий межкультурного взаимодействия. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004.
- Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. 532 с.
- Философский словарь. М., 1987.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991. С. 139−193.
- Харитонов М.В. Структура и динамика этнических диспозиций в подростковом возрасте: Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ярославль, 1995. 22 с.
- Хрусталева Н.С. Психология эмиграции: социально-психологические и личностные проблемы // Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб., 1996. 332 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 342 с.
- Этническая психология и общество. М., 1997. С. 119−126.
- Этнопсихологический словарь. М., 1999.
- Этносы и этнические процессы. М., 1993. С. 48−61.
- Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности.// Психология самосознания. Самара. 2000. С. 589 602.
- Anderson S.M., Klatzky R.L. Traits and social stereotypes: level of categorization in person perception // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. 53. Pp. 235−46.
- Augoustinos M., Walker I. Social cognition. London-New Delhi, 1995. Pp. 753−777
- Bauman Z., Identity Then, Now, what For? // Polish sociological review. 1998. 3 (123). Pp. 206−216.
- Baumeister R.F. Identity: Cultural change and the struggle for self. NY, 1986. Pp. 266−275.
- Benedict M., On Cyberspace and virtual reality // Man and Information technology, Stockholm, IVA.1995. p. 41.
- Berry J.W. Psychology of acculturation. // J. Berman (Ed.) Cross-Cultural Perspectives / Lincoln, 1990. Pp. 201−234.
- Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-Cultural psychology: Research and Applications. Cambridge, 1992.
- Billing M. Social representation, objectification and anchoring: A theoretical analysis/ Social behavior. 1985. 3: 1−16.
- Brewer M., Schneider S., Social identity and social dilemmas: A double-edged sword / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990. Pp. 169- 185.
- Brown R., Social psychology. NY, 1986. Pp. 533−682.
- Bruner J. S., Social psychology and perception / Reading in social psychology. NY, 1958. Pp. 85−94.
- Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences // American Psychologist. 1967. 22. Pp. 817−29.
- Condor S. Social stereotypes and social identity / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990. Pp. 944−945.
- Ellemers N., Mlicki P.P. Being different or being better? National stereotypes and identifications of Polish and Dutch students // European Journal of Social Psychology. 1996. Vol. 26. Pp. 97−114.
- Erikson E.H. Identity Youth and Crisis. NY, 1968. 336 p.
- Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments, L., N.Y., 1986. Pp. 59−200.
- Gockowski J., Identity and Adaptation // Polish Sociological Review. 1998. 2 (22). Pp. 133−149.
- Hamilton D. L. A cognitive-attributional analysis of stereotyping / Advances in experimental social psychology. NY, 1989. Vol. 12. Pp. 53−81.
- Hamilton D. L., Sherman S.J., Ruvolo C.M. Stereotype-based expectancies: Effect on information processing and social behavior // Journal of Social Issues. 1990. 46. Pp. 35−60.
- Honess Т., Yardley K., Self and Social structure: An Introductory Review /Self and Identity: Psychosocial Perspectives. NY -Toronto, 1987. Pp. 83−103.
- Judd C.M., Park B. Definition and assessment of accuracy in social stereotypes//Psychological Review. 1993. 100. Pp. 109−128.
- Kloskowska A. The Response of national Cultures to Globalization and Its Effect on Individual Identity// Polish Sociological Review. 1998. 1(21). Pp. 319.
- Kuhn M.N., McPartland T. S. An empirical investigation of self-attitudes // Sociological Review. 1954. 19. Pp. 68−76.
- McCall G., Simmons J. Identities and Interactions. NY, 1978. Pp. 469−470.
- Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations. Cambridge Paris, 1984. Pp. 3−69.
- Моуа М. Social Identity and Interpersonal Relationship / Social Identity (International Perspectives) London- New Delhi, 1998. Pp. 154−210.
- Oyserman D., Markus H.R. The social self / Psychological perspectives on the self. NY., 1993. Pp. 187−213.
- Roccas S., Brewer M. Social Identity Complexity // Personality and Social Psychology Review. 2002. Vol.6. No. 2. Pp. 88−106.
- Self and Identity. Psychological Perspectives (ed. K. Yardley). NY, 1987. Pp. 83−101.
- Stryker S. Identity theory: Developments and extensions / Self and Identity. NY, 1986. Pp. 89−104.
- Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge and Paris, 1982. Pp. 1−39.
- Tajfel H. Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup behavior. Chicago, 1986. Pp. 7−24.th
- Taylor S.E., Peplau L.A. Sears D.O. Social psychology (8 edn.) Englewood
- Cliffs. New Jersey, 1994. Pp. 238−259.142
- Tesser A. Some effects of self-evaluation maintenance on cognition and action. / Handbook of Motivation and Cognition: Foundations of Social Behavior. NY., 1986. Pp. 435- 464.
- Triandis H.C. Culture and Social Behavior, N.Y. 1994. (196)
- Triandis H.C. et al. Individualism and collectivism: cross-cultural perspectives on self-in-group relationship // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. 54. Pp. 323−38.
- Turner J. The experimental social psychology of intergroup behavior/ Eds. J. Turner and H. Giles. Oxford. 1981. P. 66−101.
- Zurcher, L. The mutable self: A self concept for social change. Beverly Hills, 1977. Pp. 95−102.