Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия долгое время была во многом закрыта для международных контактов, что отражалось на образе жизни людей. После перестройки создались условия для общения и деловых контактов с представителями разных стран. Этот процесс сопровождается изменением социальной идентичности, прежде всего этнической. Обучение и работа в других странах способствует лучшему пониманию новой культуры и новой этничности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы трансформации социальной идентичности
    • 1. 1. Анализ понятийного аппарата в социально-психологических исследованиях идентичности личности
    • 1. 2. Анализ моделей структуры и трансформации социальной идентичности различных этнических и культурных групп
    • 1. 3. Теоретическая модель трансформации социальной идентичности
  • Глава 2. Разработка методов исследования
    • 2. 1. Разработка программы исследования
    • 2. 2. Разработка комплекса методик исследования и моделей обработки эмпирических данных
  • Глава 3. Структура и динамика процесса трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе
    • 3. 1. Описание процесса трансформации социальной идентичности личности учащихся
    • 3. 2. Факторы, влияющие на динамику процесса трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе

Особенности трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы: Изучение социальной идентичности связано с динамическими социально-психологическими процессами в изменяющемся обществе, которые происходят в нашей стране и во многих других странах в последнее время и обусловливают изменение самосознания граждан. Характерным признаком новой этнополитической и социально-психологической реальности является рост профессиональных и образовательных контактов, этнических миграций, развитие туризма и других видов активности, связанных с межкультурным взаимодействием и общением.

Надо отметить, что ситуация перехода, нестабильности продуцирует определенные процессы в массовом сознании, такие как глобальная ломка социальных стереотиповизменение системы ценностейкризис идентичности. По данным психологических и социологических исследований все больше и больше людей позитивно воспринимают направление развития общества в сторону демократии и новых экономических отношений. Вследствие глубоких перемен общества происходят изменения в массовом сознании, в отнесении себя к определенным социальным категориям, что получило название «кризис идентичности». Социальные изменения создают противоречия в самосознании как у каждого конкретного человека, так и между поколениями.

Сегодня проблема кризиса и трансформация идентичности находятся в центре внимания психологов многих стран. Среди отечественных психологов можно отметить подходы к изучению социально-психологической адаптации в условиях межкультурного взаимодействия (В .В. Гриценко, JI.M. Дробижева, JI.B. Ключникова, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко и др.), а также в условиях кризиса идентичности (H.JI. Иванова, И. А. Климов, Н. М. Лебедева, В. Н. Павленко, А. Н. Татарко и др.) 3.

В то же время важно отметить, что в современной психологической науке социальная идентичность в процессе межкультурной адаптации слабо исследована. Особенно это касается отечественной науки. Остаются слабо изученными вопросы влияния различных элементов культуры на процесс трансформации социальной идентичности, изменения в структуре идентичности и ценностей под влиянием адаптационных процессов, возможности формирования толерантного отношения к представителям иных культур средствами языкового обучения, психологические аспекты развития международных контактов в условиях многоязычной среды. Эти проблемы обусловливают важность изучения процесса трансформации социальной идентичности в ходе изучения иностранных языков и в продуманной, научно обоснованной государственной образовательной политике.

Интерес к межкультурной адаптации мигрантов и визитеров появился в психологии около полувека тому назад, что было связанно с послевоенным бумом в обмене студентами и специалистами и миграционными процессами. Потребность в этих исследованиях значительно возросла в последние годы, поскольку миграционные процессы затронули еще большее количество людей. Современная политика открытого бизнеса и образования в мировом образовательном пространстве дает возможность многим гражданам учиться и работать в зарубежных странах, а также принимать иностранных визитеров.

Россия долгое время была во многом закрыта для международных контактов, что отражалось на образе жизни людей. После перестройки создались условия для общения и деловых контактов с представителями разных стран. Этот процесс сопровождается изменением социальной идентичности, прежде всего этнической. Обучение и работа в других странах способствует лучшему пониманию новой культуры и новой этничности. В процессе обучения за рубежом происходит постепенное «вхождение» индивида в социо-культурную среду, осознание существования различных 4 социальных структур и собственной принадлежности к какой-либо группе, которая может быть узкой, например, референтная группа, или широкой, например, народ. В связи с этим формируется система характеристик, имеющих смысл объединения человека с другими людьми, определяющими его позицию в обществе, отношение к ценностям, нормам группы, социальную перспективу и деятельность.

Проблема трансформации социальной идентичности в процессе межкультурной адаптации, как разновидности адаптации социальной, связана, прежде всего, с поиском механизмов, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в сложном динамичном мире. В данной работе в качестве элемента культуры, оказывающего влияние на идентификационные процессы, рассматривается образование. Образование является феноменом культуры, который оказывает серьезное влияние на становление личности. В то же время оно само зависит от того, кто будет его реализовывать и развивать.

Тема трансформации социальной идентичности в последнее время становится актуальной не только в психологической науке, но и в образовании. Важным аспектом исследования адаптационных процессов визитеров является усвоение иностранных языков в ходе обучения. Психологи отмечают тесную связь адаптационных процессов и языка, как элемента духовной культуры народов. Язык — это элемент духовной культуры общества, поэтому изучение языка приводит к пониманию норм и ценностей определенной культурной среды. Развитие образовательного туризма, совместного бизнеса, миграционных процессов стимулируют обучение за рубежом и изучение различных иностранных языков.

Процесс приспособления к новой социальной и культурной среде может сопровождаться невротическими и психосоматическими расстройствами, отклоняющимся поведением, ностальгией и другими 5 проблемами. Подобные явления в ходе трансформации социальной идентичности получили название «культурного шока» и нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Эти исследования касаются в основном мигрантов и переселенцев, т. е. людей, которые переехали на постоянное место жительство в другую страну. Но надо отметить, что, несмотря на разную цель пребывания в новой стране у мигрантов и визитеров, исследователи отмечают много общего в трасформационных процессах той и другой групп. В частности, наблюдаются стрессы и переживания культурного шока в ходе адаптации. Поэтому необходимо проводить психологические исследования не только мигрантов, которые приезжают на длительный срок в новую страну, но и визитеров, т. е. стажеров, учащихся, которые прибыли на обучение.

Поскольку трансформационные процессы проявляются и в условиях кратковременных контактов с новой социо-культурной средой, важно знать, какие проблемы возникают в процессе адаптации визитеров и в чем заключается специфика трансформации социальной идентичности отечественных и зарубежных учащихся. Это поможет как организации подготовки учащихся к обучению, так и оказанию своевременной помощи в адаптации иностранным студентам и стажерам, что особенно важно в сфере образования и бизнеса.

Таким образом, перед специалистами-психологами социальные изменения ставят такие цели как изучение и обоснование программ подготовки специалистов для обучения и работы в зарубежных странах, программ адаптации мигрантов, поиска механизмов формирования позитивной этнической идентичности. Поэтому большое внимание в данном исследовании уделяется вопросам трансформации социальной идентичности, в которой отражаются социо-культурные противоречия самосознания учащихся в ходе изучения иностранных языков и обучения в Пекинском университете.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

По отношению к динамической стороне идентичности в литературе используются различные понятия: трансформация, конструирование, развитие и формирование, которые зачастую используются как синонимы или отчасти дополняют друг друга.

Развитие идентичности в возрастном плане рассматривается как изменение представлений о своем месте в социальном мире в течение жизни. В основе этого понимания лежат традиционные представления о феномене развития, который означает закономерное видоизменение во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Процесс формирования идентичности в социально-психологическом смысле рассматривается несколько шире, чем в возрастной и педагогической психологии, и представляет собой необходимый момент социализации, в ходе которого проявляется влияние всей совокупности факторов личностного становления.

Под формированием идентичности понимается связанный с влиянием различных факторов процесс преобразования идентичности на разных этапах социализации, результатом которого является качественное изменение идентичности, т. е. развитие.

Конструирование идентичности изучается в рамках конструктивистского подхода и означает приведение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, помогающие постичь ее смысл. Здесь подчеркивается активность познавательной деятельности субъекта в ходе построения идентификационной структуры.

Трансформация идентичности — более современный термин, который, по сути, включает в себя предыдущие, поскольку означает преобразование, превращение, изменение структуры идентичности под влиянием различных 7 факторов, как возрастных, так и социальных. Но в большей степени он применяется по отношению к быстрому изменению и конструированию идентификационных структур под влиянием социальных факторов, в частности, нестабильности, неопределенности, социо-культурных перемен, смены политического устройства общества, кризиса идентичности.

Основные исследования этапов, причин и механизмов формирования социальной идентичности, было проведено на подростках, а также в связи с изучением этнической идентичности. Первые работы касались влияния возрастных факторов на социализацию индивида, и как следствие, возрастной динамики идентичности. Позже стали изучаться социально-психологические факторы.

Надо отметить, что проблема трансформации идентификационных структур сначала была предметом анализа социологов. В психологии наблюдается разграничение областей исследования: в социальной психологии разрабатывается концепция идентичности, в возрастной — ее динамика и формирование, поэтому в итоге концептуальные разработки сущности и структуры идентичности не оказывают должного влияния на изучение процесса трансформации идентификационных структур.

Объект исследования — русскоязычные студенты, проходящие обучение в зарубежном вузе.

Предмет исследования — закономерности процесса трансформации социально-психологической идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе.

Цель исследования — выявление структуры и динамики социально-психологической идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе.

Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме социально-психологической идентичности личности в иной социо-культурной среде. 8.

2. Разработать социально-психологическую модель трансформации социальной идентичности.

3. Разработать методику исследования процесса трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе.

4. Выявить эмпирические показатели трансформации социально-психологической идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе для доказательства гипотез исследования.

5. Описать практическую сферу применения полученных результатов.

Теоретико-методологическая базу исследования составил когнитивный и конструкционистский подходы в исследовании социальной идентичности (П. Бергер, H.JI. Иванова, Т. Лукман, Т. Г. Стефаненко, А. Тэшфел, Дж. Тернер и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. На основе теоретического анализа и эмпирических данных была разработана новая теоретическая модель трансформации социальной идентичности личности, которая описывает процесс формирования кризиса идентичности. Уникальность данной модели заключается в том, что она подходит как для описания кризиса социальной идентичности русскоязычного учащегося в зарубежном вузе, так и для описания любых других затруднений в самоопределении индивида в современном обществе.

2. Сделан вклад в дальнейшее развитие понятийного аппарата социальной психологии и сформулированы основные понятия работы: социальная идентичность, структура социальной идентичности. Теоретически и эмпирически обосновано, что социальная идентичность имеет динамичную структуру, представляющую собой единство когнитивного и ценностно-смыслового аспектов.

3. Полученные более точные и обоснованные данные о структуре и динамике процесса трансформации социальной идентичности учащейся молодежи к новым условиям жизни и учебной деятельности за рубежом. Показаны особенности реакций на фрустрацию при межкультурном взаимодействии. 4. Разработана методика социально-психологического изучения трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного диссертационного исследования были использованы при разработке программы подготовки студентов для обучения в зарубежном вузе и при работе с иностранными студентами Государственного Университета Управления. Полученные данные диссертационного исследования могут использоваться в работах психологов при подготовке учащихся для обучения за рубежом, а также по организации приема в школах и других учебных заведениях студентов из других стран. Они могут помочь психологам, преподавателям, работающим в учебных учреждениях, обеспечивать более эффективный процесс адаптации студентов из иной культурной среды в новых условиях, а также адаптации местных учащихся к новой культуре. Знания об особенностях процесса вхождения учащихся в новую этнокультурную среду могут быть полезны для подготовки учебных курсов по социальной и этнической психологии, в административной работе в образовательных центрах, а также в подготовке к работе с иностранными студентами.

Результаты исследования могут найти практическое применение в различных областях социальной практики: в политике, образовании, бизнесе, управлении. Это важно для построения социально-психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности подготовки специалистов к работе в новых социально-экономических условиях.

Данные проведенного исследования могут использоваться в учебном процессе, так как дополняют и детализируют разделы социальной и.

10 педагогической психологии. Исследование может быть использовано в процессе подготовки и практической деятельности: а) психологов, так как полученные результаты дополняют и детализируют разделы социальной психологии и психологии личностиб) менеджеров и предпринимателей, поскольку позволяют определять оптимальные пути формирования идентичности при межкультурном взаимодействиив) работников социальных служб, а также студентов, изучающих социально-педагогическую специальность.

Основные гипотезы:

1. Динамика процесса трансформации социально-психологической идентичности зависит от совокупности двух факторов: стремление к самореализации и толерантности к представителям других этнических групп.

2. Трансформация социальной идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе осуществляется путем перехода от преобладания личностных характеристик идентичности, социальной и ролевой позиций к преобладанию семейным и этническим характеристикам идентичностиот преобладания семейных и этнических характеристик идентичности к преобладанию глобальной идентичности, деятельностной и общенческой характеристикам идентичности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальная идентичность рассматривается как динамическое прижизненно конструирующееся в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности целостное когнитивно-мотивационное образование, выступающее как система ключевых социальных конструктов субъекта.

2. Структура идентичности имеет определенные различия у русскоязычных и англоязычных учащихся, в частности, англоязычные учащиеся демонстрируют более выраженные показатели учебнопрофессиональной, гражданской, глобальной идентичности, направленность П на деятельность и общениерусскоязычные учащиеся имеют более выраженные показатели семейной, локальной, физической идентичности.

3. Динамика процесса трансформации социально-психологической идентичности зависит от совокупности двух факторов: стремление к самореализации и толерантности к представителям других этнических групп.

4. Трансформация социальной идентичности личности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе осуществляется путем перехода от преобладания личностных характеристик идентичности, социальной и ролевой позиций к преобладанию семейным и этническим характеристикам идентичностиот преобладания семейных и этнических характеристик идентичности к преобладанию глобальной идентичности, деятельностной и общенческой характеристикам идентичности.

Методы эмпирического исследования:

Эмпирическую базу исследования составил социально-психологический опрос учащихся, русскоязычных и англоязычных студентов, аспирантов в Пекинском университете. Всего в исследовании участвовало более 150 человек.

В соответствии с целями и задачами исследования в работе использовались методы кросс-культурного анализа, психодиагностического тестирования, социально-психологического опроса. Проводился анализ, обобщение философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, категориальный анализ парадигмы исследования в современной социальной психологии, теоретический анализ проблем образования и подготовки педагогов в современных условиях. Использовались психодиагностические методики: методика «Двадцать утверждений» (Kuhn, McPartland) — методика «Этническая толерантность» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), методическая разработка анализа уровня выраженности культурного шокаметодика выявления стереотипных представлений о другой группе (H.JL Иванова) — анкета для опроса визитеров и др.

Математико-статистическая обработка данных. При обработке данных использовались статпакет Statistica 5.1. Применялись методики: корреляционный, факторный анализ, непараметрические критерии. Для определения значимости различий использовался непараметрический U-критерий Манна — Уитни.

Достоверность полученных результатов и надежность выводов.

В основу исследования были положены современные принципы проведения социально-психологических исследований: системности, целостности, детерминизма, социо-культурной обусловленности.

При подборе конкретных методов исследования учитывались современные требования к проведению психодиагностических процедур в общепсихологических и социально-психологических исследованиях.

Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами и требованиями валидности, надежности, стандартизации и адаптации используемых методик.

Выводы.

Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ трансформации социальной идентичности в иной социо-культурной среде показывает, что проблема трансформации социальной идентичности русскоязычных учащихся в зарубежном вузе является важной, но вместе с тем слабо изученной областью психологических знаний.

2. Анализ идентичности учащихся показал, что у них наблюдается преобладание качеств, связанных с деятельностью и общениемневнимание к своим физическим данным, здоровью, материальному положениюнизкая религиозная идентичность. Студенты, которые стремятся обучаться за рубежом, — это преимущественно люди, которые в целом достаточно нейтральны в отношении к религиозной культуре, здоровью, материальному положению.

3. Установлены особенности социальной идентичности учащихся из различных стран: у русскоязычных учащихся более выражено понимание своего места в близком окружении, у англоязычных учащихся выше осознание своих способностей к деятельности.

4. Выявлены тендерные различия динамика идентичности, что позволяет говорить о различиях в переживании юношами и девушками кризиса идентичности и культурного шока. На всех этапах трансформации у юношей преобладает деятельностное Я, но на втором и третьем этапах — стойко преобладают этническая и гражданская идентичность. Эти данные полезны для учета тендерных различий в подготовке юношей и девушек к поездке.

5. Установлены показатели динамики идентичности учащихся. В ходе адаптации русскоязычных и англоязычных учащихся наиболее сильно изменяются личностная, социально-ролевая, семейная, этническая, гражданская и глобальная идентичность. Полученные данные подтверждают особую роль этнической и гражданской идентичности в процессе адаптации. Усиление этих идентификационных характеристик свидетельствует о понимании учащихся своего места в этнокультурном пространстве.

6. Выявлены особенности трансформации социальной идентичности учащихся. Учащиеся с более выраженной учебно-профессиональной идентичностью, толерантным отношением к другим народам, с опытом зарубежных поездок (не менее 3-х) легче переживают стресс аккультурации.

7. Показано, что толерантное отношение к представителям других культур положительно влияет на преодоление трудностей, связанных с кризисом идентичности. Процесс изменения толерантности в целом демонстрирует поступательный рост принятия другой группы, но носит скачкообразный характер. В нем наблюдаются периоды принятия и отторжения инородной культуры.

8. В ходе трансформации социальной идентичности происходит изменение системы ценностей и мотивации учащихся, в частности, усиливается роль мотивации межкультурного взаимодействия, ценностей автономии и приобщения к новой культуре. Также наблюдается динамика стереотипических представлений об инородной культурной среде. Снижается доля негативных стереотипов относительно иной культуры.

9. Обучение, построенное с учетом проблем трансформации идентичности, предполагающее информирование учащихся об особенностях новой страны, ее культурных традициях способствует более легкому преодолению кризиса идентичности. Для обеспечения успешной межкультурной адаптации и стабильной социальной идентичности в ходе подготовки учащихся к зарубежным стажировкам большую роль играет изучение иностранных языков, сопровождающееся тренингами межкультурного взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что изучение социальной идентичности учащихся актуально в современных социально-экономических условиях. В последние десятилетия во многих странах отмечается усиление мобильности молодежи для получения образования и работы за рубежом. Любое пребывание в новой стране может сопровождаться проблемами в трансформации социальной идентичности, связанными с трудностями взаимодействия и поведения в новой культурной среде. Это требует понимания психологических закономерностей адаптации и идентификации, а также факторов, которые могут положительно или отрицательно повлиять на результаты этого процесса.

В исследовании выявлено, что независимо от культурной принадлежности у учащихся в ходе трансформации социальной идентичности происходит повышение значимости одних характеристик и понижение других. Происходит расширение границ своего Я и отнесение себя к более широкой общности, что, видимо, позволяет сохранить то, что уже сформировано в ходе социализации, и найти новые перспективы для развития. Полученные данные показывают, что процесс трансформации социальной идентичности проходит по-разному у юношей и у девушек, они по-разному переживают кризис идентичности. Проблемная идентичность имеет сложную природу, он связан со многими особенностями личности и проявляется по-разному у людей в зависимости от многих факторов. Было выявлено, что успешное вхождение в новую культурную и профессиональную среду связано с обретением профессионально-деловой идентичности, осознанием своих способностей в деятельности и общении, обретением профессиональных, социальных и материальных перспектив, нейтральными и позитивными стереотипами, автономностью, самоуважением и опытом межкультурного взаимодействия.

Выявленные особенности социальной идентичности в процессе ее трансформации в нашей работе имеют научную и теоретическую значимость и могут служить основой для дальнейших социально-психологических исследований в этом направлении. Кроме того, настоящее исследование имеет большое практическое значение, поскольку оно может оказать помощь специалистам по работе с молодежью, педагогам, руководителям учебных заведений в решении новых для них проблем приема иностранных стажеров и подготовки отечественной молодежи для поездок за рубеж.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник, 1995, № 2, с. 15−35.
  2. B.C., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / Психология самосознания. Самара, 2000. С. 624−641.
  3. Г. М. Психология социального познания, М., 2000. 288 с.
  4. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с. 3−18.
  5. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М-Воронеж, 1996. 768 с.
  6. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989, № 1, с. 17−24.
  7. Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности // Трансформации идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 30 54.
  8. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.301 с.
  9. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 412 с.130
  10. Ю.Брушлинский А. В. Менталыюсть российская и региональная (провинциальная) // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 38 44.
  11. Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб., 1994. 89 с.
  12. Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту // Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989. С. 159−215.
  13. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1−4. М., 1981−1984.
  14. О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности. М., 1989. С. 67 89.
  15. П.И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев, 1999. 463 с.
  16. В.В. Стремление к самоактуализации как важнейший фактор успешности адаптации вынужденных переселенцев. М., 2002. 344 с.
  17. В.В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов // Психологический журнал, т.21, № 4, 2000. С. 22−31.
  18. Т. С. Коростелов А.Д. Этнокультурные ценности и ориентациив республиках Российской Федерации: сходства и различия // Суверенитети этническое самосознание: идеологи я и практика. М., 1995, с. 143−171 131
  19. А.Ф. Социально психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография, 1977, № 3. с. 3−13.
  20. JI.M., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996. 384 с.
  21. Л.М., Сусоколов А. А. Межэтнические отношения и культурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР) // Советская этнография, 1981, № 3, с. 11−12.
  22. В.В. Правда и ложь в российском самосознании / Российский менталитет. М., 1997. С.131 144.26.3отова О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Психологический журнал, 1995, № 4, с. 75−82.
  23. H.JI. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов / Идентичность и толерантность. М., 2002. С. 134 152.
  24. H.JI. Социальная идентичность и проблемы образования.: Монография. Ярославль, 2001. 82 с.
  25. H.JI. Психологическая структура социальной идентичности. Дисс. д-ра психол. наук. Ярославль. 2003. 131 с.
  26. H.JI. Социальная идентичность: структура и трансформация. Ярославль, 2004. 132 с.
  27. H.JI., Мнацаканян И. А. В поликультурном мире // Высшее образование. 2003. № 1. С. 145−163.
  28. А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997, с. 54−88.
  29. К. Русский национальный характер. М., 1995. 367 с.
  30. И.Ю., Смирнова А. Г. Формирование идентичности в российской провинции. М., 2001. 152 с.
  31. И. А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 54 82.
  32. Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход). Дисс.. д-ра психол. наук. Ярославль, 2000. 322 с.
  33. JI.B. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия в новых социальных условиях // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М., 2002. С. 233−249.
  34. В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография, 1967, № 2, с. 100−111.
  35. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография, 1974, № 2, с. 24−38.
  36. Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе: общие и возрастные особенности. Учебное пособие для Вузов. Минск, 2000. 431 с.
  37. М.С., Горшков В. Ю. Жизненные ценности учителей общеобразовательных школ // Европейские ценности образования и концепция построения гражданского общества в России. Ярославль, 2001. С. 43 54.
  38. М., Скрибнер С. Культура и Мышление. М., 1977. 262 с.
  39. Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997, с.104−115.
  40. Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1998. 265 с.
  41. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999, т.20, № 3, с. 48−58.
  42. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. 195 с.
  43. Н.М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России. Психологический журнал. Т.24 5, 2003 стр. 31−44.
  44. Н.М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог. Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003. 268 с.
  45. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 311 с.
  46. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 15−27.
  47. М.А. Адаптация мигрантов к русскоязычной школе. Дисс. Канд. психол. наук. Ярославль. 2001. 158 с.
  48. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988, с. 110−359.
  49. А.Б. Психические особенности этнокультурной маргинализации // Социально психологические исследования межнациональных отношений. М., 1993, с. 219−231.
  50. Новые славянские диаспоры / Отв. ред. Мартынова М. Ю. М., 1996. 290 с.
  51. В.Н., Таглин С. А. Введение в этническую психологию: Учебное пособие. Харьков, 1992. 108 с.
  52. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 350 с.
  53. . Избранные психологические труды. М., 1969. 612 с.
  54. В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат//Этнология. М., 1994, с. 5−14.
  55. Ю.П. Социальная психология этнического взаимодействия / Введение в этническую психологию. СПб., 1995. С. 134 143.
  56. Психология. Словарь / Под общей ред. И. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. К., 1990.
  57. Русские нового зарубежья: Итоги этносоциологического исследования в цифрах. М., 1996. С. 90−101.
  58. Р.Х. От национального самосознания к гражданскому действию // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994, с. 68−79.
  59. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 71−76.
  60. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография, 1983, № 3, с. 78−85.
  61. Е.Н. Межрегиональные столкновения и терроризм с позиций конфликтологического подхода // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994, с. 88−104.
  62. Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках // Трансформация идентификационных структур в современной России. М., 2001. С. 11 -30.
  63. Т.Г. Социальная психология этнической идентичности. Дисс.. д-ра псих. наук. М., МГУ, 1999 (а).
  64. Т.Г. Этнопсихология. М., 1999 (б). 320 с.
  65. Т. Г. Шлягина Е.И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993. С. 3−27.
  66. А.Н. Взаимосвязь этнической идентичности и психологических стратегий межкультурного взаимодействия. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004.
  67. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. 532 с.
  68. Философский словарь. М., 1987.
  69. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991. С. 139−193.
  70. М.В. Структура и динамика этнических диспозиций в подростковом возрасте: Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ярославль, 1995. 22 с.
  71. Н.С. Психология эмиграции: социально-психологические и личностные проблемы // Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПб., 1996. 332 с.
  72. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 342 с.
  73. Этническая психология и общество. М., 1997. С. 119−126.
  74. Этнопсихологический словарь. М., 1999.
  75. Этносы и этнические процессы. М., 1993. С. 48−61.
  76. В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности.// Психология самосознания. Самара. 2000. С. 589 602.
  77. Anderson S.M., Klatzky R.L. Traits and social stereotypes: level of categorization in person perception // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. 53. Pp. 235−46.
  78. Augoustinos M., Walker I. Social cognition. London-New Delhi, 1995. Pp. 753−777
  79. Bauman Z., Identity Then, Now, what For? // Polish sociological review. 1998. 3 (123). Pp. 206−216.
  80. Baumeister R.F. Identity: Cultural change and the struggle for self. NY, 1986. Pp. 266−275.
  81. Benedict M., On Cyberspace and virtual reality // Man and Information technology, Stockholm, IVA.1995. p. 41.
  82. Berry J.W. Psychology of acculturation. // J. Berman (Ed.) Cross-Cultural Perspectives / Lincoln, 1990. Pp. 201−234.
  83. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-Cultural psychology: Research and Applications. Cambridge, 1992.
  84. Billing M. Social representation, objectification and anchoring: A theoretical analysis/ Social behavior. 1985. 3: 1−16.
  85. Brewer M., Schneider S., Social identity and social dilemmas: A double-edged sword / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990. Pp. 169- 185.
  86. Brown R., Social psychology. NY, 1986. Pp. 533−682.
  87. Bruner J. S., Social psychology and perception / Reading in social psychology. NY, 1958. Pp. 85−94.
  88. Campbell D. T. Stereotypes and the perception of group differences // American Psychologist. 1967. 22. Pp. 817−29.
  89. Condor S. Social stereotypes and social identity / Social Identity Theory. Constructive and Critical Advances. NY, 1990. Pp. 944−945.
  90. Ellemers N., Mlicki P.P. Being different or being better? National stereotypes and identifications of Polish and Dutch students // European Journal of Social Psychology. 1996. Vol. 26. Pp. 97−114.
  91. Erikson E.H. Identity Youth and Crisis. NY, 1968. 336 p.
  92. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments, L., N.Y., 1986. Pp. 59−200.
  93. Gockowski J., Identity and Adaptation // Polish Sociological Review. 1998. 2 (22). Pp. 133−149.
  94. Hamilton D. L. A cognitive-attributional analysis of stereotyping / Advances in experimental social psychology. NY, 1989. Vol. 12. Pp. 53−81.
  95. Hamilton D. L., Sherman S.J., Ruvolo C.M. Stereotype-based expectancies: Effect on information processing and social behavior // Journal of Social Issues. 1990. 46. Pp. 35−60.
  96. Honess Т., Yardley K., Self and Social structure: An Introductory Review /Self and Identity: Psychosocial Perspectives. NY -Toronto, 1987. Pp. 83−103.
  97. Judd C.M., Park B. Definition and assessment of accuracy in social stereotypes//Psychological Review. 1993. 100. Pp. 109−128.
  98. Kloskowska A. The Response of national Cultures to Globalization and Its Effect on Individual Identity// Polish Sociological Review. 1998. 1(21). Pp. 319.
  99. Kuhn M.N., McPartland T. S. An empirical investigation of self-attitudes // Sociological Review. 1954. 19. Pp. 68−76.
  100. McCall G., Simmons J. Identities and Interactions. NY, 1978. Pp. 469−470.
  101. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations. Cambridge Paris, 1984. Pp. 3−69.
  102. Моуа М. Social Identity and Interpersonal Relationship / Social Identity (International Perspectives) London- New Delhi, 1998. Pp. 154−210.
  103. Oyserman D., Markus H.R. The social self / Psychological perspectives on the self. NY., 1993. Pp. 187−213.
  104. Roccas S., Brewer M. Social Identity Complexity // Personality and Social Psychology Review. 2002. Vol.6. No. 2. Pp. 88−106.
  105. Self and Identity. Psychological Perspectives (ed. K. Yardley). NY, 1987. Pp. 83−101.
  106. Stryker S. Identity theory: Developments and extensions / Self and Identity. NY, 1986. Pp. 89−104.
  107. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge and Paris, 1982. Pp. 1−39.
  108. Tajfel H. Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup behavior. Chicago, 1986. Pp. 7−24.th
  109. Taylor S.E., Peplau L.A. Sears D.O. Social psychology (8 edn.) Englewood
  110. Cliffs. New Jersey, 1994. Pp. 238−259.142
  111. Tesser A. Some effects of self-evaluation maintenance on cognition and action. / Handbook of Motivation and Cognition: Foundations of Social Behavior. NY., 1986. Pp. 435- 464.
  112. Triandis H.C. Culture and Social Behavior, N.Y. 1994. (196)
  113. Triandis H.C. et al. Individualism and collectivism: cross-cultural perspectives on self-in-group relationship // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. 54. Pp. 323−38.
  114. Turner J. The experimental social psychology of intergroup behavior/ Eds. J. Turner and H. Giles. Oxford. 1981. P. 66−101.
  115. Zurcher, L. The mutable self: A self concept for social change. Beverly Hills, 1977. Pp. 95−102.
Заполнить форму текущей работой