Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рихард Вагнер в контексте культурфилософской мысли Германии и России XIX — начала XX в

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что связь творчества Вагнера с романтической культурной традицией проявляется в его антибуржуазной направленности, «романтическом историзме»: идеализации прошлого, конструирующей предполагаемое будущееутверждении ведущей роли музыки не только в системе искусств, но в культуре, в бытии в целомв идее синтеза искусств, выражающей стремление к воссозданию универсальности культуры… Читать ещё >

Содержание

  • С
  • ГЛАВА. L СИНТЕТИЧЕСКИМ ГЕНИИ Р. ВАГНЕРА КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. С
    • 1. 1. «Вагнер и Вагнеры «: Проблема единства творческой личности художника-мыслителя.СП
    • 1. 2. Романтизм как культурная основа творчества Р. Вагнера. С
  • ГЛАВА II. ТВОРЧЕСТВО Р. ВАГНЕРА И НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX В. С
    • 2. 1. Романтическая интерпретация Р. Вагнером философских идей Л. Фейербаха.С.
    • 2. 2. Р. Вагнер в контексте романтической немецкой культурфилософии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).С
  • ГЛАВА III. Р. ВАГНЕР В КУЛЬТУРНОМ СОЗНАНИИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА ХХВ. С
    • 3. 1. р. Вагнер и Ф. М. Достоевский как представители неомифологического направления в культурной менталъности Европы и России второй половины XIX в. С
    • 3. 2. Восприятие Вагнера в культурфилософии русского символизма (Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок).С

Рихард Вагнер в контексте культурфилософской мысли Германии и России XIX — начала XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Исключительная, многосторонняя творческая фигура Рихарда Вагнера (1813 — 1883) — выдающееся явление не только культуры Германии XIX в., но и в целом мировой культуры. «.Давно признано, что творчество Рихарда Вагнера — одно из замечательнейших, величайших явлений человеческой культуры» , — пишет один из исследователей творчества Вагнера — музыковед В. Б. Левик (101. 8).

Вагнер — синтетический гений, сочетающий в себе музыканта — композитора и дирижера, поэта, драматурга, писателя, эстетика, философа, социолога, культуролога, политического деятеля, публициста. Его творческое наследие поистине грандиозно — не только по уровню решения художественных, эстетических задач и философской глубине, но даже по своему объему. Он автор 14 опер и музыкальных драм, ряда произведений для симфонического оркестра (симфоний, увертюр, маршей и т. д.), для духового оркестра, для фортепиано (сонаты, песни, вальс, полонез и т. д.), вокальных произведений и произведений для хора, романсов. Полное собрание его литературных — художественных и теоретических — работ (включая тексты опер и музыкальных драм, статьи, мемуары и т. д.) составляет 16 томов, собрание писем — 17 томов.

Воплощая в себе тип художника-реформатора, художника-революционера, художника-идеолога, художника-мыслителя, Вагнер стал властителем умов нескольких поколений интеллигенции на Западе и в России. Далеко не во всем признававший его реформаторские идеи русский критик В. Б. Стасов констатировал: «У Вагнера образовалась слава громадная. Успех его и лавры были так колоссальны, что мало на свете можно сыскать такой славы, какая пришлась на его долю» (167. 44). Творческие открытия Вагнера стали фундаментальными для дальнейшего развития европейской и русской духовной культуры, именно к нему генетически восходят многие ярчайшие явления в искусстве XX столетия. Понять их во всем их богатстве, сложности и противоречивости невозможно без обращения к творческой личности Вагнера.

Актуальность исследования определяется, во-первых, необходимостью в наиболее полном и глубоком освоении мирового культурного наследия, в частности, европейской и русской романтической традиции второй половины XIX — начала XX в.

Во-вторых, она определяется потребностью современного гуманитарного знания в комплексном, интегративном исследовании явлений культуры. Для наиболее адекватного понимания творчества художника, соединяющего различные виды искусства, требуется преодоление узкоспециального подхода — музыковедческого или литературоведческого — и переход к межпредметному, интегративному, комплексному, культурологическому анализу.

В-третьих, необходимо преодоление многих устаревших стереотипов, сложившихся в рамках тенденциозно идеологизированного, чрезмерно со-циологизированного подхода к анализу искусства, господствовавшего в отечественной науке долгие годы. Эти стереотипы примитивизировали, обедняли, искажали содержание, смысл произведений Вагнера, которые не укладывались в прокрустово ложе адаптации классики для массового сознания.

В-четвертых, актуальность исследования определяется потребностью в диалоге между различными культурными мирами: разных эпох, разных стран в частности, Германии и России.

Состояние научной разработанности проблемы. На первый взгляд, творчество Рихарда Вагнера в науке — отечественной и зарубежной — изучено вполне достаточно.

Литература

о нем по объему и по количеству названий столь велика, что даже не поддается исчислению, и это в значительной степени объясняется противоречивостью его мировоззрения и творчества.

Вагнер интересен как незаурядная, поистине харизматическая личность, «титан духа», как сказал о нем В. Дильтей (62. 230). Существует огромное количество его биографий. Рекорд здесь установил немецкий ученый К. Глазенапп, написав биографию в 6-ти тт. (221). Известны также биографии художника-мыслителя, написанные Ю. Каппом (76), А. О. фон Подзони (142).

Творчество Вагнера рассматривается, в основном, в музыковедении. Следует выделить работы A.A. Альшванга (3), Г. Галя (49), М. С. Друскина. (64, 65), Г. А. Лароша (100), Б. В. Левика (101), И. И. Соллертинского (162, 163, 164), В. В. Стасова (167, 168), Н. В. Туманиной (176), В. Э. Фермана (178), И. О. Финдейзена (180), Э. Щюре (192, 193). Музыкальное мышление немецкого композитора анализируется в работах Э. Ганслика (50) Э. Курта (95), А. Лоренца (ПО). В отечественном музыкознании также существуют работы, специально посвященные анализу его музыкального языка: Н. И. Виеру (40, 41), А. К. Кенигсберг (77, 78, 79, 80), Г. В. Крауклиса (90, 91, 92), В.Дж. Копен (88) и др. Опыт социологичебкой характеристики Вагнера-композитора представляет собой книга Р. И. Грубера (60).

Вагнер всегда привлекал внимание своих коллег — представителей различных видов искусства. Оставили свои суждения о его творчестве композиторы: Г. Берлиоз (21), Дж. Верди (38), Э. Григ (59) Ц. А. Кюи (96, 97, 98), Ф. Лист (105), К. Сен-Санс (154), А. Н. Серов (155, 156, 157, 158, 159, 160) и др. Им всегда интересовались писатели, поэты: Ш. Бодлер (24), Г. Гессе (54), Т. Манн (121), В. Ф. Одоевский (137, 138, 139), Р. Рол-лан (152) и др.

О Вагнере писали театроведы: И. Ашкинази (5), И. Барсова (7) и литературоведы: A.A. Филиппов (179), С. Д. Финогеева (181), Б. Б. Шалагинов (186, 187), философы и культурологи: Д. Гачев (51, 52), А. Ф. Лосев (111, 112, 113), Ф. Ницше (133, 134, 135). Эстетические взгляды Вагнера рассматривали В. В. Ванслов (37), М. Л. Лобанова (109), его музыкальную эстетику — C A. Маркус (122).

Наиболее значительный анализ творчества Вагнера-драматурга и мыслителя представлен в книге французского исследователя конца XIX — начала XX в. А. Лиштанберже «Рихард Вагнер как поэт и мыслитель «(108).

Проблемам восприятия творчества Вагнера в России посвящены работы авторов первой трети XX в. Е. М. Браудо (25, 26, 27), A.A. Горнфель-да (57), С. Н. Дурылина (67), современного музыковеда A.A. Гозенпуда (56).

Следует подчеркнуть, что творческая личность Вагнера в контексте культурфилософской мысли Германии и России еще не стала предметом специального рассмотрения.

Цель исследования — комплексный анализ культурфилософских идей Р. Вагнера в контексте культурфилософской мысли Германии и России XIXначала XX в.

Данной целью определены следующие конкретные задачи исследования:

— рассмотреть проблему единства творческой личности Р. Вагнера как культурологического феномена;

— выявить роль романтической культурной традиции в становлении творческой личности Р. Вагнера;

— рассмотреть основные культурфилософские идеи Р. Вагнера в их связи с учением Л. Фейербаха;

— проанализировать творчество Р. Вагнера в контексте романтической немецкой культурфилософии, в сопоставлении их с идеями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;

— проследить связь творчества Р. Вагнера и Ф. М. Достоевского как основоположников неомифологизма в культурной ментальности второй половины XIX;

— определить особенности восприятия Р. Вагнера в культурфилосо-фии русского символизма (Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок).

Объект исследования — культурфилософские идеи Рихарда Вагнера, предмет исследования — точки их «пересечения» и «отталкивания» с идеями представителей культурфилософской мысли Германии и России XIXначала XX в.

Материал исследования:

— теоретические и художественные произведения, мемуары, переписка Р. Вагнера;

— воспоминания современников о нем;

— теоретические работы крупнейших представителей немецкой философии — как классической (Л. Фейербах), так и постклассической (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше);

— произведения Ф. М. Достоевского, Вяч. Иванова, А. Белого, А. Блока.

Методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта, целями и задачами работы. Исследование осуш-еств-ляется на междисциплинарном уровне, на стыке культурологии, философии, литературоведения, эстетики, этики с привлечением достижений музыковедческой и театроведческой «вагнерианы» .

Особое значение для реализации цели исследования имеет комплексный интегративный подход. Диссертант опирался на труды ведущих отечественных и зарубежных философов, культурологов, эстетиков, литературоведов: Прежде всего, это работы М. М. Бахтина (8, 9, 10, 11), а также П. П. Гайденко (48), К. Гилберта и Г. Куна (55), Ю. Н. Давыдова (61), М. С. Кагана (74, 75), O.A. Кривцуна (93, 94), А. Ф. Лосева (111, 112, 113), Б. Рассела (144), Г. Риккерта (146), В. П. Руднева (151), Э. Трельча (175), В. Е. Хализева (182) и др.

Большое значение для нашего исследования имели работы по теории романтизма: М. Бента (16), Н. Я. Берковского (18, 19, 20), О. Б. Вайнштейн (34), В. В. Ванслова (37), И. В. Волкова (43), P.M. Габитовой (46, 47), A.C. Дмитриева (63), Д. Наливайко (127), И. Тертерян (173), И. Шетера (190) и связанного с романтической культурной традицией эстетизма и эстетической антропологии — И. В. Клюевой (81, 82, 83, 84), В. П. Шестакова (189) и др.

Важны для исследования труды по истории философии: А. Аствацату-рова (4), В. Дильтея (62), Б. Рассела (144), А. А. Чанышева (184) и др.), по культуре Серебряного века: A.B. Висловой (42), К. Мочульского (125), А. Пайман (140), И. Петровской (141), Г. Ю. Стернина (169) и др.

При решении конкретных задач работы автор использовал следующие методы гуманитарных наук:

— сравнительно-исторический метод;

— метод исторической и логической реконструкции;

— метод интерпретации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлен комплексный анализ культурфилософских идей Р. Вагнера в контексте культурфилософской мысли Германии и России XIX — начала XX в., в соотнесении с которой выявляется общее и особенное в решении Вагнером основных культурологических проблем: культура и общество, культура и цивилизация, культура и история, культура и природа, культура и религия, культура и человек, культура и личность, соотношение эмоционального и рационального в культуре и искусстве, культура и миф, культура и искусство, демократизм и элитаризм в культуре, будущее культуры.

— Доказано, что творчество Вагнера представляет собой сложный, неоднозначный, противоречивый и вместе с тем цельный культурологический феномен (что проявляется в таких чертах, как синтетичность природы его таланта, связь его искусства с общественной жизнью, соединение в нем интеллектуального и эмоционального, художественного и философского);

— Установлено, что связь творчества Вагнера с романтической культурной традицией проявляется в его антибуржуазной направленности, «романтическом историзме»: идеализации прошлого, конструирующей предполагаемое будущееутверждении ведущей роли музыки не только в системе искусств, но в культуре, в бытии в целомв идее синтеза искусств, выражающей стремление к воссозданию универсальности культуры, скреплении ее разнородных элементовв культе чувствав утверждении ценности человеческой личности и любви к свободев культе природы и интересе к мифу. Выявлено своеобразие романтизма Вагнера: оно связано с лейтмотивом его творчества — идеей искупленияс более глубоким, по сравнению с романтиками начала XIX в., отражением сложного мира человеческой душис наделением природы не «пейзажным», а мифологическим значением, с модернизацией мифа. В этом — отличие творчества Вагнера от «классического» романтизма и связь с его следующей стадией — символизмом.

— Рассмотрены основные культурфилософские идеи Вагнера — отношение к Богу, к человеку, к истории, к культуре и цивилизации — в их связи с учением Фейербаха, доказано, что последнее было интерпретировано Вагнером в координатах романтического миросозерцания, за пределы которого он никогда не выходил.

— Утверждается несомненность связи творчества Вагнера с по.

U U U 1 1 U стклассической, романтической немецкой культурфилософией: с А. Шопенгауэром (вера в господство эмоционального начала над рациональным, отношение к музыке как к наиболее высокому из искусств, пессимизм, идея отрицания воли к жизни, утверждение морали сострадания, сочувствия и милосердия, что приводит к апологии христианской веры, рассмотрение искусства в качестве религиозного символа нравственного совершенства) и Ф. Ницше (романтический идеал «человека будущего», утверждение необходимости эстетической эволюции человечества, воспитания его в будущем средствами искусства). Выявляется особенность позиции Вагнера — последовательный демократизм в искусстве.

— Выявлена близость творчества Вагнера и Ф. М. Достоевского как основоположников неомифологизма в культурной ментальности второй половины XIX в. В мифомышлении двух художников, проделавших сходную эволюцию в творческом развитии, решавших коренные вопросы человеческого бытия (греха и искупления, любви и смерти), близких в своих поисках «положительно прекрасного человека», любой персонаж — не только «конкретный социальный человек», но и образ-символ, находяш-ийся на пересечении двух миров: быта — «реальной среды» и бытия — мира метафизических сущностей.

— Показано, что русских символистов привлекала в творчестве Вагнера, прежде всего, постановка проблем культуры. Основными особенностями его восприятия в культурфилософии русского символизма (Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок) являются: «музыко-центристская» и «театроцентристская» интерпретация- «дискретность» — вычленение ряда идей для своих собственных построений.

Практическая ценность исследования. Исследование имеет как теоретическое, так и практическое, прикладное значение. Его материалы могут быть использованы в теоретических работах по философии, культурологии, эстетике, литературоведению, искусствоведению. Они также могут найти применение при подготовке общих и специальных курсов по культурологии, истории культуры, истории искусства, истории литературы, эстетике.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора, были использованы в выступлениях автора на всероссийских и региоальных научно-практических конференциях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии Мордовского госуниверситета Н. П. Огарева 10 сентября 2001 г. и рекомендована к защите.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном диссертационном исследовании получены конкретные результаты. Впервые осуществлен анализ культурфилософской проблематики в художественных и теоретических произведениях Р. Вагнера. Исследование доказывает плодотворность изучения творчества немецкого художника-мыслителя на междисциплинарном уровне: на стыке культурологии, философии, эстетики, литературоведения с привлечением данных из других областей науки. Мы убедились, что в исследованиях подобного рода оправдывает себя комплексный, интегративный подход.

Рассматривая романтизм (как общекультурное движение) и конкретно немецкий романтизм в качестве систем, мы выявили черты, органично присущие творчеству Вагнера как элементу этих систем. Сравнительно-исторический метод позволил определить моменты сближения и расхождения мировоззренческих позиций Вагнера с другими представителями романтического культурного движения. Метод исторической и логической реконструкции позволил вычленить культурфилософскую проблематику в творчестве Вагнера. Метод интерпретации дал возможность нового «прочтения» наследия Вагнера в современной культурной ситуации.

Пример Вагнера позволяет увидеть обширнейший культурфилософский потенциал в творчестве выдающихся художников XIX — XX вв., что требует привлечения внимания к данному аспекту исследования их наследия, не ограничиваясь традиционным — эстетическим, искусствоведческим и т. д.

Вторая половина XIX — начало XX в. — время созидательной активности во всех сферах культуры, которое характеризуется стремлением к всеобщему синтезу — синтезу различных видов человеческой деятельности, синтезу различных видов искусства, синтезу различных форм культуры, синтеза искусства и жизни.

Искусство стало превращаться в своеобразный язык философии, которая ушла от универсальных рационалистических представлений и погрузилась в сферу субъективного опыта. Искусство превратилось в главную сферу выражения нравственных исканий и переживаний. Соответственно возросла самооценка искусства как креативной сферы культуры. Оно взяло на себя роль судьи над буржуазным обществом, впервые противопоставило себя ему. Оно же взяло на себя задачу создания нового общества, новой культуры.

Художник-мыслитель, художник-философ, художник-гражданин, Рихард Вагнер сыграл огромную роль в этом процессе. В творчестве Вагнера романтизм перестал быть исключительно духовной, умственной сферой. Он переходит в область жизненной практики в виде социально-политических доктрин или революционных теорий. Идеи, легшие в основу культурфилософии Вагнера, были характерны для духовного климата его времени и нескольких последующих десятилетий.

Вагнер видел в искусстве не развлечение, а важнейший канал культуры, способ пересоздания самой жизни. Он сыграл огромную роль в «передислокации» видовых и жанровых форм художественного творчества. Одни отодвигаются на задний план, другие выдвигаются на авансцену. Так на первое место в его системе выходят музыка и театр, образуя синтетическую «музыкальную драму». На задний план отодвигаются архитектура и изобразительные искусства.

Вагнер во многом подготовил такой культурный феномен, как творчество Ницше. Вместе они оказали колоссальное воздействие на дальнейшее развитие европейской и русской культуры, прежде всего, на формирование такого направления, как символизм.

Ни европейский, ни русский символизм непредставимы без Вагнера. Вагнер в числе других мыслителей и художников-пророков (Ф. М. Достоевский, Г. Ибсен, Ф. Ницше), во многом предопределил как их проблематику, так и особенности художественной формы.

Безусловно, роль Вагнера в культурном процессе — не сугубо «положительная», она во многом роковая. Он был в числе великих утопистов своей эпохи. Явившись провозвестником эзотерического искусства символистов, он вместе с ними сыграл определенную роль в становлении экзотерического искусства тоталитарного общества — как в Германии, так и в России. Эта тема осталась за пределами нашего исследования. Однако она ждет своего осмысления и переосмысления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Избранное: Социология музыки. М. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 445 с.
  2. В. Людовик II, король баварский. К истории жизни и творчества Рихарда Вагнера. Б.м.: Грядущий день, 1911. — X, 140 с.
  3. А. Рихард Вагнер // Альшванг А. Избр. соч. В 2- х тт. Т. 2. -М., 1965.-С. 66−95.
  4. А. Три великие книги Фридриха Ницше // Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПБ. 1993. С. 22 — 60.
  5. И. Театр Вагнера. М.: Б.и., 1909. — 254 с.
  6. С.А. Вагнер, его жизнь и музыкальная деятельность. СПб.: Геданом, 1891. Вып. 29. — 95 с.
  7. И. Сто лет спустя (вагнеровский юбилейный коллоквиум в Лейпциге // Сов. музыка. 1983. — № 11. — С. 34 — 43.
  8. М.М. Проблемы творчества Достоевского. 5-е доп. изд. Киев: Firm"Next", 1994.-510С.
  9. М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986.-445 с.
  10. А. Вагнер // Белый А. Душа самосознающая. М.: Канон, 1999. -С. 246−255.
  11. А. Воспоминания о Блоке. М.: Республика, 1994. — 505 с.
  12. А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.528 с.
  13. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с.
  14. Н. Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма. М., 1971. — С. 5 — 8.
  15. Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. — 567 с.
  16. Г. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. — 473 с.
  17. А. Дневник. М.: Сов. Россия, 1989. — 512 с.
  18. А. Собр. соч. В 6-ти тг. Т. 5. М.: Правда, 1971.-558 с.
  19. БраудоЕ. Ницше философ-музыкант.-Пг. :Б.и., 1902.-97 с.
  20. Е.М. Рихард Вагнер. 1813 1883. Опыт характеристики. — Пг: Светозар. 1922.-21 с.
  21. Е. М. Рихард Вагнер и Россия. Пг.: б.и., 1923. — 52 с.
  22. Р. Вивелунги. Всемирная история на основании сказания. М.: Б.И., 1913.-512 с.
  23. Р. Избранные работы / Пер. с нем. М.: Искусство, 1978. — 695 с.
  24. Р. Кольцо Нибелунга. Золото Рейна. Валкирия. Зигфрид. Гибель богов. Б.и. (СПб.). Тип. Мин-ва путей сообщений. 1905. — 18 с.
  25. Р. Моряк-скиталец / Вступ. ст. И. Соллертинского. Л.: Ле-нингр. филарм. 1934. — 79 с.
  26. Р. Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники. В 4-х тт. М.: Грядущий день. Т. 1.- 1911. 372 с- Т. 2−1911. 361 с- Т. 3. 1912 — 367 с- Т. 4.1912, 341 с.
  27. Р. Статьи и материалы. М.: Искусство, 1974. — 200 с.
  28. О. Б. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.: Б. и., 1994. — 80 с.
  29. . Тема с вариациями. Воспоминания и размышления. М.: Музыка, 1969.-360 с.
  30. В.Г. Рихард Вагнер, его жизнь, творчество и деятельность. -СПб.: Просвещение. 1912. 340 с.
  31. В.В. Об эстетической концепции Рихарда Вагнера // Ванслов В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М., 1983 .-С.3 15−3 19.
  32. Дж. Собр. соч. В 4-х тг. Т. 1. М: Искусство, 1959. — 385 с.
  33. С.Ф. Рихард Вагнер и Латвия. Заметки и материалы // Рихард Вагнер. Статьи и материалы / Сб. науч. трудов кафедры истории зарубежной музыки.-М., 1988.-С. 126- 134.
  34. Н. И. Опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Музыкальные формы и драматургия. М.: Музыка 1972. — 86 с.
  35. Н.И. «Парсифаль» итог творческого пути Вагнера // Рихард Вагнер / Сб. статей. — М., 1987. — С. 191 — 222.
  36. A.B. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре рубежа XIX XX вв. / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. -М., 2000.-212 с.
  37. И. Ф. Романтизм как творческий метод // Проблемы романтизма. -М., 1971. Вып. 2. С. 19−62.
  38. В. К проблеме идейной эволюции Рихарда Вагнера // Рихард Вагнер / Сб. статей. М., 1987. — С. 42 — 75.
  39. М.И. Симфонические принципы Листа и Вагнера в свете романтического синтеза искусств // Рихард Вагнер. Статьи и материалы / Сб. науч. трудов кафедры истории зарубежной музыки. М., 1988. — С. 23 — 44.
  40. P.M. Человек в философии романтизма // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. М., 1995. -С. 43−76.
  41. P.M. Эстетика немецкого романтизма // История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти тт. М., 1985. Т. 3. -С. 56−83.
  42. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 495 с.
  43. Г. Брамс. Вагнер. Верди: Три мастера три мира /Пер. с нем. — М.: Радуга, 1986.-447 с.
  44. Э. О музыкально-прекрасном. М.: Б.и., 1895. — 367 с.
  45. Д. Вагнер и Фейербах // Гачев Д. Статьи, письма, воспоминания. -М., 1975.-С. 39−57.
  46. Д. Наследството на Вагнер // Гачев Д. Студии статьи, письма и спомени. София. 1964. — С. 83 — 100.
  47. Г. Из мемуаров господина фон Шнабелевопского // Гейне Г. Собр. соч. В 6-ти тт. / Пер. с нем. Т. 5. М.: Худож. лит., 1983. — С. 7 — 56.
  48. Г. Душа ребенка- Клейн и Вагнер- Последнее лето Клингзора: повести. СПб.: Азбука, 2000. — 214 с.
  49. К., Кун Г. История эстетики / Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 684 с.
  50. А. А. Рихард Вагнер и русская культура. Исследование. Л.: Сов. композитор, 1990. — 288 с.
  51. А. Вагнер и Достоевский // Боевые отклики на мирные те-мы.-Л., 1924.-С. 37−45.
  52. Гофман Э.Т. А. Крейслериана (Из первой части «Фантазий в манере Калло) // Гофман Э.Т. А. Избр. произведения. В 3-х тт. / Пер. с нем. М., 1962.-С. 9−54.
  53. Э. Избранные статьи и письма (Переводы). М.: Музыка, 1966. -448 с.
  54. Р.И. Рихард Вагнер (1883 1933). — М.: Музгиз. Образцовая тип., 1934.-86 с.
  55. Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. — 344 с.
  56. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. М., 1995. — С. 23 — 34.
  57. М.С. Вагнер // Муз. энциклопедия. В 6-ти тт. Т. 1. М., 1973. -С. 637−647 с.
  58. М.С. Рихард Вагнер. Изд. 2-е. М.: Музгиз, 1963. — 94 с.
  59. А. Танец будущего // Айседора Дункан. Киев, 1990. — С. 35 -132.
  60. СП. Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства. М.: Мусагет, 1913. — 68 с.
  61. Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. — 496 с.
  62. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — 428 с.
  63. Т.С. Нравственные основы творчества Рихарда Вагнера // Вопросы этики и эстетики / Сб. науч. тр. Нижневартовск, 1989. — С. 67 -74.
  64. Из писем Вагнера // Сов. музыка. 1963. — № 5. — С. 6 — 77.
  65. A.A. Рихард Вагнер, его жизнь и творения. М.: Т-во И. Д. Сытина. 1913.-87 с.
  66. М.С. Философия культуры. Спб.: Петрополис, 1998. — 544 с.
  67. М. С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. Спб.: Петрополис, 1998. — 544 с.
  68. Ю. Рихард Вагнер. Биография /Авториз. пер. Гр. Прокофьева. -М.: П. Юргензон (1913). V (3), 232 (4) с.
  69. А.К. «Кольцо нибелунга» Вагнера. М.: Музгиз. 1959. — 83 с.
  70. А.К. Оперы Вагнера «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин». -М.-Л.: Музыка, (Ленингр. отделение), 1967. 80 с.
  71. А.К. «Парсифаль» Вагнера и традиции немецкого романтизма XIX в. // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983. — С. 65 -76.
  72. А.К. Рихард Вагнер. 1813 1883. Краткий очерк жизни и творчества. Популярная монография. Изд-е 2-е. — Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1972.- 118 с.
  73. И.В. Панэстетизм как феномен культуры: от романтизма к постмодерну // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров / Сб. ст. М.: Ин-т искусствознания РАН, 1998. — С. 74 — 88.
  74. И.В. Театр в жизни и творчестве М.М. Бахтина // Бахтинские, чтения. Вып. 2. Орел: Изд-во Орлов, госуд. телерадиовещат. компании, 1997.-С. 294−300.
  75. И.В. «Хоровая утопия» Серебряного века и творчество М.М. Бахтина // Бахтин и время. Саранск: «Красный Октябрь», 1998. С. 102 -104.
  76. И.В. Эстетическая антропология в системе гуманитарного знания // Проблема человека: мультидисциплинарный подход / Материалы науч. конф.-М., 1998.-С. 66−69.
  77. И.В. Хоровые эпизоды в операх Вагнера // Рихард Вагнер. Статьи и материалы / Сб. науч. трудов кафедры истории зарубежной музыки. -М.:МГК. 1988.-С. 115−125.
  78. И.В. Черты стиля оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» // Рихард Вагнер. Сб. статей. -М., 1987. С. 174 — 196.
  79. И. В., Корж Ю. В. Символизм // Культурология XX в. Словарь. СПб., 1998. — С. 201 — 203.
  80. В. О Вагнере // Сов. музыка. 1953. — № 10. — С. 15 — 22.
  81. И.А. Римский-Корсаков и Рихард Вагнер. Берлин: Б.и., 1922.-121 с.
  82. Г. В. Вагнер и программный симфонизм XIX в. // Рихард Вагнер. Сб. статей. М., 1987. — С. 76 — 95.
  83. Г. В. «Лоэнгрин» Р. Вагнера. 2- изд., перераб. М.: Музыка, 1988.-61 с.
  84. Г. В. Оперные увертюры Р. Вагнера. М.: Музыка, 1964. -110с.
  85. O.A. История искусств в свете культурологии // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., 1994. — С. 78 — 98.
  86. O.A. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ. М.: Искусство, 1992. — 263.с.
  87. Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. -М.: Музыка, 1975.-550 с.
  88. Кюи Ц.А. «Кольцо Нибелунгов», трилогия Вагнера. Спб: Тип. Рудо-метова, 1899.-87 с.
  89. Кюи Ц.А. «Тангейзер», музыкальная драма Вагнера // Кюи. Ц. А. Избр. ст.-Д., 1952.-С. 251 -257.
  90. Кюи Ц.А. «Тристан и Изольда» // Кюи. Ц. А. Избр. ст. Д., 1952. — С. 482−488.
  91. Лаку-Лабарт Ф. Mйsica ficta. Фигуры Вагнера / Пер. с фр. СПб: Axioma, 1999.-224 с.
  92. Г. А. Р. Вагнер и его тетралогия «Нибелунгов перстень «// «Северный вестник». 1899. — № 6. — С. 78 — 85.
  93. .В. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1978. — 447 с.
  94. С.Я. Культурология как интегративная область знания // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. — С. 56 — 67.
  95. Т. Ницше, Шопенгауэр, Вагнер // Культурология XX век. Антология. М., 1995. — С. 68 — 87.
  96. И.В. Вагнериана. Спутник опер и музыкальных драм Рихарда Вагнера. М.: Тип. К. Л. Меньшова, 1904. — 79 с.
  97. Ф. «Летучий голландец» Рихарда Вагнера // Лист Ф. Избр. ст. -М., 1959.-С. 191−217.
  98. А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М.: Алгоритм, 1997.-478 с.
  99. М.Л. Р. Вагнер // История эстетической мысли. Т. 4. Вторая половинаXIX в.-М., 1987.-С. 122−131.
  100. А. Тайна формы у Вагнера. М.: Т-во Сытина, 1895. — 263 с.
  101. А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Вагнер Р. Избр. работы. М., 1978. — С. 7 — 48.
  102. А.Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоянием // Вопросы эстетики. Вып. 8. — М., 1968. — С. 67 — 196.
  103. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: 1991. — 675 с,
  104. A.B. Вагнер и французы // Луначарский A.B. О музыке и музыкальном театре. М., 1981. — С. 189 — 192.
  105. A.B. О музыкальной драме (Речь на открытии института музыкальной драмы // Луначарский A.B. О музыке и музыкальном театре. -М., 1981 .-С. 235−246.
  106. A.B. Юношеские идеалы Рихарда Вагнера // Луначарский A.B. О музыке и музыкальном театре. М., 1981. — С. 93 — 107.
  107. A.B. Путь Рихарда Вагнера // Луначарский A.B. В мире музыки. М., 1958. — С. 418 — 428.
  108. И. Явление «Парсифаля» или трехчастный симфонический шедевр с контрастной режиссурой // Скрипичный ключ. 1998. — № 3.-С. 19−21.
  109. Т. Страдание и величие Рихарда Вагнера // Манн Т. Собр. соч. В 10-ти тт. Т. 10.-м., 1961.-С. 102- 173.
  110. С. А. Музыкально-эстетические воззрения Вагнера и этапы их становления // История музыкальной эстетики. В 2-х тт. Т. 2. М., 1968. — С. 433 — 545.
  111. К. Рихард Вагнер. Киев: Б.и., 1903. — 87 с.
  112. В.Г. Лоэнгрин. Опыт анализа Вагнеровской музыкальной драмы. М.: Русский театр, 1923 .-90 с.
  113. К. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. -М.: Республика, 1997. -479 с.
  114. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2-х тт. / Сост. A.B. Михайлов, В. П. Шестаков. Т. 2. М.: Искусство, 1982. — 437 с.
  115. И.П. Природа и культура (Живопись русского романтизма: культурологический анализ) // Полигнозис. 2000. — № 1. — С. 86 — 97,
  116. Николаева Н, С, «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера, М.: Моек, консерватория, 1997. — 80 с,
  117. Николаева Н, С. Об идейной тенденции тетралогии Вагнера (актуальность мифа) // Рихард Вагнер. Статьи и материалы / Сб. науч. трудов кафедры истории зарубежной музыки. М., 1988. — С. 6 — 23.
  118. Н.С. Об оперном симфонизме Вагнера // Рихард Вагнер / Сб. статей. М., 1987. — С. 177 — 190.
  119. Ф. Вагнер в Байрейте / Ницше Ф. Поли. собр. соч. Т. 2. М., 1909.-С. 124−152.
  120. Ф. О Вагнере и Брамсе // Муз. академия. 1998. — № 1. — С. 201 -202 с.
  121. Ф. Сочинения. В 2-х тт. М.: Мысль. 1990. Т. 1. — 829 (2) с- Т. 2−829(1) с.
  122. М. Вырождение. М.: Республика. 1995. — 400 с.
  123. В.Ф. Римский-Корсаков H.A. Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // Одоевский В. Ф. Поли. собр. соч. Лит. произв. и переписка. Т. 2. М., 1963. — С. 47 — 61.
  124. А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. — 415 с.
  125. И. Театр и зритель российских столиц, 1895 1917. — Л.: Искусство, 1990.-271 с.
  126. А.О., фон. Сердечные дела композитора. Романс Рихарда Вагнера. Проп.-ание. Рассказ Артура Шницлера / Пер. с нем. СПБ.: Ред. «Нового журн. иностр. лит.», 1904. — 80 с.
  127. Л.В. Вагнер и Россия // Рихард Вагнер / Сб. статей. М., 1987. -С.9−41 .
  128. . История западной философии. Т. 2. М.: Мысль, 1993. — 476 с.
  129. Г. Трагедия Ницше. Опыт психологии личности // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века». В 2-х тт. Т. 2. Мн. — М.: Алкиона — Присцельс, 1996.-С. 5- 47.
  130. Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.-412 с.
  131. А. Фридрих Ницше как художник и мыслитель. Спб.: Б.и., 1909. -216 с.
  132. Рихард Вагнер. М.: Музыка, 1959. — 48 с.
  133. Р. Вагнер. По поводу «Зигфрида» // Роллан Р. Музыканты наших дней. М., 1938. — С. 76 — 99.
  134. В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. — 384 с.
  135. Р. Тристан // Роллан Р. Музыканты наших дней. М., 1938. — С. 100- 106.
  136. Русско-немецкие музыкальные связи / Гос. ин-т искусствознания. М.: Знание, 1996.-227 с.
  137. Сен-Санс К. «Кольцо Нибелунга» и байрейтские представления // Статьи и рецензии композиторов Франции. Л. 1972. — С. 45 — 47.
  138. А.Н. «Нибелунгов перстень»: музыкально-драматическая поэма Рихарда Вагнера // Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. 6. М., 1990. — С. 30 -86.
  139. А.Н. Оперы Рихарда Вагнера, рассказанные Францем Листом // Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. 3. М., 1987. — С. 240 — 253.
  140. А.Н. Письмо из-за границы // Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. З.-М.: Музыка. 1987.-е. 278−318.
  141. А.Н. Рихард Вагнер в Петербурге // Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. 6.-м., 1990.-С. 5−8.
  142. А.Н. Рихард Вагнер и его концерты в Петербурге // Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. 6. М., 1990. — С. 8 — 15.
  143. А.Н. Рихард Вагнер и его реформы в области оперы // Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. 4. М., 1988. — С. 352 — 383.
  144. A.A. Вагнер Р. М.: Журнально-газетное объединение, Тип. «Искра революции» (и) тип. «Красный воин», 1934. — 270 (2) с.
  145. И.И. Моряк-скиталец» Вагнера // Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. — С. 174 — 182.
  146. И. О «Кольце Нибелунга» Вагнера // Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. — С. 183 — 198.
  147. И.И., Станиславский М. В. Вагнер в России, СПб.: Тип. A.C. Суворина, 1910. — 100 с.
  148. B.C. Сочинения. В 2-х тт. М.: Мысль, 1988. Т. 1 — 892 с- Т. 2 — 890 с.
  149. С. Предисловие // Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. -М., 1997. С. 5.
  150. В.В. Искусство XIX в. // Статьи о музыке. В 5-ти вып. Вып. 5-Б, доп.-М., 1980.-С. 9−105.
  151. В.В. По поводу двух музыкальных реформаторов // Стасов В. В. Статьи о музыке. В 5-ти вып. Вып. 2. М., 1974. — С. 279 — 289.
  152. Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX в. — М.: Искусство, 1978. — 260 с.
  153. Н.М. Рихард Вагнер. Пг., б.г. — 98 с.
  154. П. Парсифаль. Историческое происхождение сказаний о Пар-сифале, содержание и краткий музыкальный разбор драмы-мистерии того же названия Р. Вагнера. СПБ.: Воронец, 1914. — 66 с.
  155. М.Е. Музыкальная драматургия Вагнера в зеркале XX века // Рихард Вагнер / Сб. статей. М., 1987. — С. 122 — 146.
  156. Ф. «Кольцо нибелунга». Критический очерк. СПб.: Б.и., 1910.-157 с.
  157. Э. Метафизический и религиозный дух немецкой культуры // Культурология XX век. Антология. М., 1995. — С. 8 — 97.
  158. Н.В. Р.Вагнер. Пособие по всеобщей истории музыки. М., 1939.-110 с.
  159. Л. Избр. философские произв. В 2- х тт. М.: Мысль, 1955. Т. 1.-423 с- Т. 2.-475 с.
  160. В.Э. Рихард Вагнер (Социологическая и музыкальная характеристика). -М.: Госуд. изд-во. Муз. сектор, нотопечатня Гиза, 1929. 65 с.
  161. A.A. Проблемы творчества позднего Вагнера: от «Тристана» к «Парсифалю». Автореф. дне. на соиск. канд.филол. наук. М., 1988. — 18 с.
  162. Н. Рихард Вагнер, его жизнь и музыкальное творчество. -СПб.: СПб. редакция Русской музыкальной газеты. Ч. 2. 1911. 68 с.
  163. С.Д. Проблема художника в немецком романтизме (Любовь и Искупление в творчестве позднего Вагнера). Автореф. дис. на соиск. канд. .филол. наук. М., 1997. — 29 с.
  164. В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. -240 с.
  165. A.A. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Собр. соч. В 5-ти тт. Т. 1. Мир как воля и представление. -М, 1992.-С. 5−52.
  166. В.Е. «Парсиваль». Драма-мистерия Рихарда Вагнера (Критич. этюд). СПб.: Типо-лит. М. Д. Рудометова, 1899. — 17 с.
  167. .Б. Драматургия Рихарда Вагнера 1840-х годов (Особенности творческого метода). Автореф. .дис. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1973. — 19 с.
  168. Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
  169. В.П. Искусство и мир в «Мире искусства». М.: Славянский диалог, 1998.-167 с.
  170. И. Романтизм: Предыстория и периодизация // Европейский романтизм. М., 1973. — С. 51 — 89.
  171. А. Собр. соч. В 5-ти тт. Т. 1. Мир как воля и представление. М.: Московский клуб, 1992. — 395 с.
  172. Э. Драма Вагнера «Тристан и Изольда»/Пер. с фр. М., 1909. -83 с.
  173. Э. Рихард Вагнер и его музыкальная драма (Пер. с фр.). СПб.-М.: Вольф, 1909. — 2, VIII, 310 с.
  174. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти тт. Изд. 2-е. Т. 21. 745 с.
  175. Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. — 733 с.
  176. Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Аграф, 1992. — 374 с.
  177. СВ. Рихард Вагнер и его трилогия «Кольцо Нибелунга». М., Тип. Л. и А. Снегиревых. 1889 (8). — 89 с.
  178. Adler G.R. Richard Wagner. Vorlesungen gehalten an der Universitat in Wien. Leipzig: Breitkopf u. Hurtel, 1904. -XI, 372 S.
  179. Adorno T. W. Versuch uber Wagner. Munchen — Zurich: Drolmer, Knaur, 1964.-170 S.
  180. Aldrich R. A Guide to Parsifal. The Music drama of Richard Wagner. Its origin. Story and Music. Boston. Diston. a.o. 1904. — XVIII, 73 p.
  181. Barzun J. Darwin, Marks, Wagner. Critique of a heritage. Boston: Little, Brown, 1941.-XII, 420 p.
  182. Beaufils M. Wagner et le wagnerisme. Paris, 1946. — 143 p.
  183. Bekker P. Wagner. Das Leben im Werk. Stuttdgart — Berlin und Leipzig: Deutsche Verl — Anstalt, 1924. — XII, 588 S.
  184. Bertram J. Methos, Simbol, Idee in Richard Wagner Musicdramen. Hamburg, 1937. — 291 S.
  185. Burch, G. Richard Wagner who followed a Star. N. Y. Holt. 1945. — IX (1), 577 p.
  186. Burkner R. Wagner. Sein Leben und seine Werke. Leipzig, 1924. — 381 S.
  187. Chamberlain H.S. Das Drama Richard Wagner. Leipzig, 1906. — 216 S.
  188. Chop M. Richard Wagner. Aufl 4. Munchen, 1907. — 172 S.
  189. Chop M. Erlauterungen zu Richard Wagner Tondrama. Bd. 1,2. Leipzig, 1906.-163 S.
  190. Coeuroy A. Wagner et l’esprit romantique. Wagner et la France. Le Wagner-ism litteraire. P., 1921. — 342 p.
  191. Dahlhaus C. Wagners Konzeption des musicalischen Dramas. Regensburg: Bosse, 1971.-124 S.
  192. Donington R. Wagner’s «Ring» and its symbols. The music and the myth. 2nd ed. L.: Faber and Faber. 1969. — 313 p.
  193. Dry W. Knights at the opera Wagner. L. Edinburg 1924. — VI. 233 p.
  194. Ehrenfels C. von. Richard Wagner und seine Apostaten. Wien, Leipzig. 1913.-135 S.
  195. Engelsmann W. Wagners klingenes Universum. Postdam, 1933. — 162 S.
  196. Forster-Nietzsche E. Wagner und Nietzsche zur Zeit ihrer Freundschaft. -Munchen, 1915.-163 S.
  197. Fries O. Richard Wagner und die deutsche Romantik. Zurich, 1952. — 194 S.
  198. Fumess, R. Wagner and Literature. N. Y. St. Martin’s press. 1982.159 р.
  199. Gide А. Si le grain ne meurt (Memoires), t. 1 2. — P., 1924, t. 1. — 463 p.
  200. Glasenapp C. Fr. Das Leben Richard Wagner. Bd. 1 6. — Leipzig, 1905 -1911.1. 1. — 1905, 276 S.- t. 2. — 1906 — 354 S.
  201. Glasenapp C. Fr. Wagners Leben und Wirken. Bd. 1 2. — Kossei — Leipzig, t. 1. — 1876, 364 S.- t. 2 — 1877. — 387 S.
  202. Hirsch H. Richard Wagner und das deutscher Mittelalter. Wien, Verl. der Ringbuchhandle, Brunn, Rohrer, 1944. — 3 5 S.
  203. Hodson Ph. Who’s who in Wagner’s Life and Work. L., 1984. — XIII, 182 P
  204. HoUinrake R. Nietzsche, Wagner and the philosophy of pessimism. L. etc. Allen a. Unwin, 1982. — XV, 308 p.
  205. Hum Ph. Root, W. The Truth about Wagner. L. Cassel. 1930. — 247 p.
  206. Ingenhoff A. Drama oder Epos: Richard Wagner Gattungstheorie des musicalischen Dramas. Tubingen: Niemeyer, 1987. — X, 139 S.
  207. Jacob P. W. Taten der Musik Richard Wagner und sein Werk. Renensburg. 1952.-396 S.
  208. Lewis M. E. The ethics of Wagner’s The Ring of the Nibelung. N. Y., Putnam, 1906.-XVIII, 192 p.
  209. Loos P.A. Richard Wagner (Vollendung und Tragik der deutschen Romantic). Munchen, 1952. — 562 S.
  210. Magee В. Aspects of Wagner. L., Ross, 1968. — 112 p.
  211. Martin S. Wagner to «the Waste land»: A study of the relationship of Wagner to EngHsh literature. Totowa (N.Y.): Barnes and Noble books, 1982. — XI, 277 p.
  212. Mayer H. Richard Wagner in Bayreuth. 1876 1976. — Stuttdgart — Zurich: Belser. cop. 1976.-248 p.
  213. Osbom Ch. Wagner and his World. L., 1977. — 128 p.
  214. Ovarhoff K. Die Musikdrama Richard Wagner. Leipzig. 1967. — 352 S.141
  215. Penetrating Wagner’s Ring. An Antology. Ed. by J.L. DiGaetani. Reprint. -N.Y., 1983.-454p.
  216. Praeger F. Wagner, wie ich ihn kannte. Leipzig, 1893. — 295 S.
  217. Raphael R. Wagner. N. Y. (cop. 1963). — 153 p.
  218. Rockl S. Ludwig II und Richard Wagner. 1864 1865. — Munchen: C. Beck, 1903.-161 S.
  219. Schemann L. Meine Erinnerungen an Richard Wagner. Stuttdgart: Fro-mann, 1902.-36 S.
  220. Schrenk E. von. Richard Wagner als Dichter. Munchen, 1913. — 465 S.
  221. Seidl A. Neue Wagneriana. Bd. 1 3. — Regensburg, 1914.-256 S.
  222. Strobel O., Deubner L. Bayreuth, die Stadt Richard Wagners. A ufl. 2. -Munchen, 1943.-398 S.
  223. Strobel O. Richard Wagner, Leben und Schaffen. Eine Zeittafel. Bayreuth, 1952.-485 S.
  224. Westemhagen K. von. Richard Wagner, sein Werk, sein Wessen, seine Welt. -Zurich, 1956.-394 S.
Заполнить форму текущей работой