Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь курса химии, общетехнических и специальных предметов в средних профтехучилищах (оптимальное соотношение химических, материаловедческих и технологических знаний для приборостроительных профессий)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное приборостроение представляет собой одну из ведущих отраслей промышленности. Оно практически обеспечивает продукцией все отрасли народного хозяйства и включает производство многочисленных видов приборов, различающихся по их назначению и эксплуатации: часы и часовые механизмыприборы теплотехнического контроля для измерения, контроля и регулирования температуры, давления, расхода пара… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты проблемы исследования
    • 1. 1. Взаимосвязь объекта, прибора и человека в научном познании
    • 1. 2. Важнейшие функции рабочих по обслуживанию приборостроительной промышленности
    • 1. 3. " Взаимосвязь специальных, общетехнических и химических знаний при подготовке учащихся в средних ПТУ
    • 1. Л. Отбор профессионально значимого учебного материала по химии и его структурирование на основе межпредметных связей
  • Выводы к первой главе
  • Глава II. Пути совершенствования преподавания химии на основе взаимосвязи химических и материаловедческих знаний учащихся
    • 2. 1. Кристаллохимический подход к изучению металлов
    • 2. 2. Контентно-структурный подход к изучению сплавов
    • 2. 3. Химико-физический подход к изучению неметаллических материалов
  • Выводы ко второй главе
  • Глава III. Использование химических и материаловедческих знаний для развития общих представлений о технологических процессах приборостроения
    • 3. 1. Кристаллохимический подход к изучению технологии механической, термической и химико
  • -термической обработки материалов
    • 3. 2. Физико-химический подход к изучению технологических процессов сварки, пайки, склеивания и лакокрасочных покрытий
    • 3. 3. Электрохимический подход к изучению обработки металлов и сплавов
    • 3. 4. Методика изучения химических процессов, применяемых в приборостроении
  • Выводы к третьей главе
  • Глава 1. У" Экспериментально-методическое исследование усвоения учащимися взаимосвязанных химических, мате-риаловедческих и технологических знаний
    • 4. 1. Применение химических знаний учащихся для объяснения структуры, свойств, композиции материалов и технологических процессов
    • 4. 2. Исследование влияния профессионально ориентированного курса химии на усвоение ма-териаловедческих знаний учащихся
    • 4. 3. Исследование влияния профессионально ориентированного курса химии на усвоение учащимися технологических знаний
  • Выводы к четвертой главе

Взаимосвязь курса химии, общетехнических и специальных предметов в средних профтехучилищах (оптимальное соотношение химических, материаловедческих и технологических знаний для приборостроительных профессий) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Постановлении ЦК КПСС об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится о том, что следует «полнее использовать большие возможности системы профессионально-технического образования для повышения качества подготовки рабочих кадров, исходя из единых требований к подготовке рабочих определенной профессии и квалификации» [14-].

В связи с этим известные советские и зарубежные специалисты в области профтехобразования С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Г. С. Гуторов, М. И. Махмутов, И. Я. Курамшин, Т. Новацкий, С. Уильяме и др. считают, что обучение общеобразовательным предметам в средних профтехучилищах не может осуществляться безотносительно к профилю училища, без учета особенностей профессиональной подготовки [20,24,65,112,125,148].

Современные рабочие в ходе своей трудовой деятельности постоянно сталкиваются со сложными физико-химическими процессами, со свойствами и способами обработки различных технических материалов. Все это определяет возрастающее значение химии в подготовке специалистов в средних профтехучилищах, так как необходимо, чтобы будущие рабочие могли сознательно решать различные вопросы физико-химического характера в производственных условиях. Следовательно, повышение уровня преподавания химии в профессионально-технических училищах диктуется соображениями, связанными не только с общими тенденциями усиления фундаментальной подготовки учащихся, но и с решением конкретных производственных задач.

В методической литературе проблема профессиональной направленности курса химии исследовалась б работах П. М. Бадуевой, Д. Б. Барановой, В. Я. Вивюрского, В. П. Гаркунова, Л. А. Казанцевой, И. Я. Курамшина, Е. М. Михайлишина, М. С. Пак, Э. Г. Злотникова, Г. М. Шелинского и др. [17−19,33,50,51,82,91,109,111,157,220]. В этих работах раскрываются вопросы межпредметяых связей применительно к химико-технологическому, машиностроительному, радиотехническому, строительному, транспортному профилям профтехучилищ, а также ПТУ легкой, пищевой промышленности, сферы обслуживания и т. д. Вопросы взаимосвязи курса химии с общетехническими и специальными предметами в профтехучилищах по профессиям приборостроения с позиции проблемы «человек-прибор» в методической литературе пока не рассматривались.

Вместе с тем научно-технический прогресс и повышение эффективности общественного производства в значительной степени зависят от прогресса в области приборостроения. Современные автоматизированные системы управления народным хозяйством немыслимы без применения огромного парка приборов [64].

Современное приборостроение представляет собой одну из ведущих отраслей промышленности [ю]. Оно практически обеспечивает продукцией все отрасли народного хозяйства и включает производство многочисленных видов приборов, различающихся по их назначению и эксплуатации: часы и часовые механизмыприборы теплотехнического контроля для измерения, контроля и регулирования температуры, давления, расхода пара, воды, топлива в теплотехнических установкахметрологические приборыавиационные приборы для контроля работы двигателя и пилотажяо-навигацион-ныекорабельные приборы, общепромышленного назначения и навигационныеметеорологические, весоизмерительные, медицинские, учебно-физические, научно-физические, астрономические, геодезические приборыприборы для измерения механических свойств материаловприборы для легкой и пищевой промышленностиагротехнические, оптические, фотоприборы и др. jj60"6I"78,164,197J. При этом следует учесть, что парк приборов постоянно изменяется. По имеющимся данным, за последнее десятилетие введено около 2500 новых наименований приборов, а около 1500 наименований исключено как устаревшие. В одиннадцатой пятилетке в отрасли приборостроения планируется увеличить выпуск продукции в 1,35 раза и обновить выпускаемую продукцию на 60 $ [223 ].

При столь большом количестве приборов они несут различные познавательные функции. Если до последнего времени преимущественно применялись измерительные приборы и приспособления, то в настоящее время в связи с внедрением автоматизации процессов производства применяются приборы управления, регулирования, контроля, защиты оборудования, а также электронносчетные машины, вычислительные учетные и счетные устройства L2X0J.

Уже краткий перечень указанных приборов говорит о том, что в их изготовлении и эксплуатации принимают участие сотни тысяч рабочих, количество которых постоянно будет расти в свете тех решений, которые наметил ХХУ1 съезд КПСС в области приборостроения: «Повысить технический уровень вычислительной техники, приборов и средств автоматизации на основе новейших достижений микроэлектроники, оптоэлектроники и лазерной техники.

Опережающими темпами развивать производство быстродействующих управляющих и вычислительных комплектов, периферийного оборудования и программных средств к ним, электронных устройств регулирования и телемеханики, исполнительных механизмов, приборов и датчиков систем комплексной автоматизации сложных технологических процессов, агрегатов, машин и оборудования. Увеличить выпуск оптических приборов" [И, с, 157].

Современные приборы внедряются практически в любую отрасль науки и техники, а их эксплуатация требует от рабочих хорошего понимания не только физических принципов устройства приборов, но и физико-химических основ тех материалов, из которых эти приборы изготовлены, а также методов химической обработки этих материалов, химико-технических процессов их изготовления и применения в приборостроении.

Поскольку важной целью химической подготовки будущих рабочих для приборостроения является формирование у них умений применять полученные на уроках химии знания для решения производственных задач, целенаправленным при изучении курса химии должно быть прежде всего изучение строения, состава, свойств металлов, являющихся важнейшими проводниковыми (медь, серебро, алюминий), конструкционными (магний, алюминий), технологическими (олово, свинец), магнитными (железо), защитными (хром, никель) и др. материаламинеметаллов-проводников (углерод), полупроводников (кремний) — неорганических и органических соединений, применяемых в качестве абразивных (карбиды* нитриды, оксиды), магнитных и полупроводниковых (оксиды), оптических, диэлектрических и конструкционных (силикаты, высокомолекулярные соединения) материалов.

Процессы изготовления, эксплуатации и ремонта приборов требуют от рабочих отрасли достаточно хороших знаний химизма тех операций, с которыми им приходится иметь дело в производственных условиях.

Наконец, в плане расширения научного кругозора учащихся средних ПТУ приборостроительных профессий необходимо знать химико-технические процессы, которые заложены в основу получения применяемых в отрасли веществ. Это создает условия для эффективной политехнической и профессиональной подготовки учащихся ПТУ.

Таким образом, актуальность темы исследования обеспечивается тем значением, которое имеет приборостроение во всех отраслях народного хозяйства, задачами общеобразовательной, общетехнической и специальной подготовки учащихся профтехучилищ приборостроения, в которых велика роль химии для понимания материаловедения и спецтехнологиинедостаточностью разработки проблемы установления межпредметных связей между курсом химии, курсом материаловедения и спецтехнологии в ПТУ по профессиям приборостроителей.

Объектом исследования являются межпредметные связи курсов химии, материаловедения, электроматериаловедения, радиоматериаловедения и спецтехнологии в профтехучилищах, готовящих рабочих для отрасли приборостроения.

Предмет исследования состоит в установлении закономерностей формирования системы взаимосвязанных химических, материаловедческих и технологических знаний учащихся о предмете и средствах труда и умений осознанно переносить химические знания в производственные ситуации.

Гипотеза исследования. Если целенаправленно использовать межпредметные связи между курсами химии, материаловедения и спецтехнологии приборостроения, а также производственным обучением, то можно добиться: повышения качества усвоения и осознанности технических знаний и умений в производственной ситуации, повышения интересов учащихся к изучению химии в своей будущей профессии.

Цель исследования состоит в выявлении возможностей повышения качества знаний учащихся на основе взаимосвязи химических, общетехнических и специальных предметов в профтехучилищах приборостроительных профессий.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— на основании марксистско-ленинской теории познания проанализировать вза mi оотношения «человек-прибор» в науке и производстве;

— исходя из теоретических положений психологии труда и профессионально-технической педагогики, выявить важнейшие деятельности рабочих при их работе с приборами;

— определить объем и характер химических знаний, необходимых рабочим приборостроительных профессий, и включить требования к их химической подготовке в профессиональные характеристики;

— провести теоретический анализ взаимосвязанных химических, материаловедческих и технологических знаний учащихся при их подготовке в ПТУ приборостроительных профессий;

— произвести оптимальный отбор профессионально направленного учебного материала и обосновать структуру и формы его изучения, опираясь на взаимосвязь химических, материаловедческих и технологических знаний учащихся;

— предложить методические подходы к изучению материалов, физико-химических и химических процессов в курсе химии, обеспечивающих тесные межпредметные связи этого общеобразовательного учебного предмета с общетехническими и специальными дисциплинами;

— проверить эффективность предложенных методических рекомендаций в практике работы профтехучилищ приборостроительных профессий.

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались методы педагогического исследования, соответствующие цели нашей работы.

На первом этапе исследования применялось:

— изучение работ классиков марксизма-ленинизма, философской литературы по проблеме наблюдаемости, роли приборов в познании, взаимоотношений «объект — человек — прибор», материалов программы КПСС, ХХУ1 съезда КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по проблемам приборостроения и профессионально—техяического образования [1−14,30,46,55,69,95,106,151,158, 210,224] ;

— изучение литературы по педагогике профессионального образования, психологии труда [86−88,179,226 ] для определения основных положений нашего исследования [15,21,23,34,36,41−43,45, 63,67,68,72,73,74,99,107,108,110,118,123,126−130,135,136,139, 148,152];

— наблюдения уроков и практических занятий, беседы с преподавателями химии, материаловедения, электроматериаловедения, радиоматериаловедения, спецтехнологии, мастерами производственного обучения, анкетирование преподавателей и учащихся с последующей экспертной оценкой состояния исследуемых вопросов;

— изучение знаний учащихся по химии и умений использовать эти знания в курсах общетехнических и специальных дисциплин, а также во время производственного обучения;

— ознакомление с спецификой труда рабочих-приборостроителей на приборостроительных предприятиях г. Ленинграда и г. Вильнюса, г. Каунаса Литовской ССР.

На втором этапе использовалось:

— теоретическое обобщение и осмысление полученных данных с целью определения содержания и структуры профнаправленного учебного материала по химии для приборостроительных профессий [81,83, 92,96,119,122,149,150,176,186,195,202,218] ;

— разработка методических рекомендаций в соответствии с теоретическими положениями о взаимосвязи химии, общетехнических и специальных предметов, выдвинутых в нашем исследовании.

На третьем этапе осуществлялись:

— экспериментальное обучение учащихся по предложенным методическим рекомендациям;

— проверка эффективности экспериментальной методики;

— статистическая обработка и оценка результатов педагогического исследования.

Научная новизна исследования заключается:

— в отборе профессионально значимого учебного материала для уроков и факультативных занятий по химии, материаловедению и спецтехнологии в ПТУ приборостроительных профессий;

— в усовершенствовании методики изучения профессионально направленного курса химии с учетом межпредметных связей химии общетехнических и специальных дисциплин;

— в установлении влияния кристаллохимических, физико-химических, химических знаний учащихся на уровень осознанности материало-ведческих и технологических знаний учащихся и их практических умений.

Апробация результатов исследования осуществлялась на ХХХУ, ХХХУ1 Герценовских чтениях в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена в 1982, 1983 годахна республиканской конференции по проблемам обучения и воспитания в НИИ Педагогики Литовской ССР — Вильнюс 1982 г.- на республиканском семинаре по проблеме межпредметных связей в средних профтехучилищах — Литовская ССР, Каунас 1983 г.- на семинаре для преподавателей химии средних ПТУ, организованном УМК Главленпрофобра — Ленинград 1983 г.- на пленуме Ленинградского областного правления Всесоюзного химического общества им. Д. И. Менделеева, посвященного преподаванию химии в ПТУ и профориентации школьников — Ленинград 1983 г.

По теме диссертации опубликованы I статья и 3 брошюры, отражающие основное содержание диссертации.

Выводы к главе 4.

Проведенное экспериментально-методическое исследование позволило прийти к следующим выводам:

1. Установлено, что реализация межпредметных связей в практике работы средних профессионально-технических училищ недостаточна. Существующий курс химии не обеспечивает качественного уровня подготовки учащихся для усвоения материаловедческих и технологических знаний. Курсы материаловедения и спецтехнологии, как правило, не опираются на первоначальный запас химических знаний.

2. Выявлено, что применение кристаллйхимических знаний, сформированных в экспериментальном курсе химии, способствует эффективному усвоению учащимися вопросов о свойствах металлических и неметаллических материалов и технологических процессах термической, химико-термической обработки, сварки, пайки и т. п. Об этом свидетельствуют высокие значения К^ и КЭфф*.

3. Найдено, что более углубленное изучение физико-химических свойств дисперсных систем в курсе химии усилило перенос знаний при освоении таких технологических процессов, как склеивание, окрашивание, эмалирование и др., о чем свидетельствуют значения Хдб*! .

4. Доказано, что незначительное изменение содержания электрохимических знаний в курсе химии, главным образом, за счет установления более тесных межпредметных связей с курсами физики и электротехники, привело к существенным сдвигам повышения уровня успеваемости при систематическом изучении спецтехнологии приборостроения" Учащиеся более осознанно выполняли задания профессионального характера и изменили свое отношение к химии как к учебному предмету. Межпредметные связи между курсами химии и спецтехнологии стали более тесными, о чем свидетельствуют значения коэффициента корреляции.

5. Определено, что современная технология приборостроения потребовала от учащихся основательного усвоения химических знаний, связанных с процессами прецизионного травления, фотолитографии и т. п., при изготовлении печатных плат и полупроводнико 2. вых приборов. Абсолютные значения Хэ и <эд при заключительной оценке результатов исследования доказывают важность химических знаний для подготовки будущих рабочих в области приборостроения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Исследование профессиональной направленности курса химии в ПТУ, готовящих специалистов для приборостроения, требует дифференцированного анализа взаимоотношений «объект — человек.

— прибор", с учетом взаимодействующих факторов на микрои макро уровнях,.

2. Выявление функций рабочих, осуществляющих работу с приборами в своей трудовой деятельности, дает возможность утверждать, что они не одинаковы по своему характеру:

— Контролеры, аппаратчики, операторы, регулировщики и др. не создают приборов, а используют готовую продукцию приборостроения. Для их подготовки достаточно изучения химии по существующей программе.

— Монтажники, сборщики, приборов, операторы прецизионного травления и фотолитографии, эмалировщики, гальваники и др. должны знать материальную основу создания приборов (материалы и технологические процессы). Им необходимо инвариантное, вариативное и факультативное изучение химии.

3. Осуществление профнаправленного преподавания химии предполагает установление оптимальных вариантов межпредметных связей. Они следующие: спецтехнология — химияспецтехнология — материаловедение — химияспецтехнология — электроматериаловедение — химияспецтехнология — электротехника с основами промышленной электроники — физика — химияспецтехнология — электротехника и электрохимия — химия — физика.

4. Изучение взаимосвязи курсов химии, материаловедения, электроматериаловедения, радиоматериаловедения показывает, что обобщенные знания учащихся о составе, строении и свойствах простых веществ, сплавов, неорганических и органических соединений обеспечивает систематическое применение этих знаний при характеристике конструкционных, изоляционных, проводниковых, полупроводниковых, оптических, герметизирующих и др. материалов.

5. Раскрытие взаимосвязи курса химии и спецтехнологии на основе кристаллохимического, физико-химического, химического подходов способствует профессиональному пониманию технологии современного приборостроительного производства.

6. Экспериментальное обучение выявило, что применение кристаллохимических знаний, более углубленное изучение физико-химических свойств дисперсных систем, незначительное изменение содержания электрохимических знаний в курсе химии, усвоение химических знаний, связанных с процессами изготовления печатных плат и микросхем, положительно повлияло на степень усвоения учащимися химических, материаловедческих и технологических знаний.

7. Внедрение теоретических и прикладных материалов исследования в практику работы профессионально-технических училищ доказало, что в результате экспериментального обучения знания учащихся приобрели качественно новый целостный уровень. Это проявилось в различных аспектах: в полноте химических знанийв стремлении систематизировать эти знанияв осознанности и обоснованности знанийв самостоятельности решения учебных проблем материаловедческого и технологического характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал. — Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., т. З, с. 324.
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.1−4.
  3. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.20, с.5−338.
  4. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.180−192.
  5. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21,с. 269−317,
  6. В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29, с. 256.
  7. В.И. К вопросу о диалектике. Полн^собр.соч., т.29, с. 318.
  8. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., т.18, с.7−384.
  9. В.И. О политехническом образовании. В кн.: О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1980, т.2,с.203−205.
  10. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 70 с.
  11. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981,--223 с.
  12. О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 августа 1977 г. Собр. постановлений Правительства СССР, 1977,24, с.490−497.
  13. Об утверждении Положения о профессионально-технических учебных заведениях СССР: Постановление Совета Министров СССРот II апреля 1980 г. Собр. постановлений правительства СССР, 1980, № II, с.251−270.
  14. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Постановление Пленума ЦК КПСС от 10 апреля 1984 г. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. -М.: Политиздат, 1984, с.25−31,
  15. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения.- М.: Знание, 1978. 48с.
  16. П.М., Гаркунов В. П. Взаимосвязь химии и материаловедения. -Проф.-техн. образование, 1977, № 9, с, 26−27.
  17. П.М. Взаимосвязь курсов химии и материаловедения в средних ПТУ. Дис. .канд.пед.наук.-Л., 1978. — 201 с.
  18. Д.Б. Профессиональная направленность преподавания органической химии в средних ПТУ (на примере обувных, кулинарных и швейных профтехучилищ). Дис. .канд.пед.наук.- Л., 1980. 225 с.
  19. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
  20. С.Я. Пути совершенствования производственного обучения в средних ПТУ. М., 1982. — 88 с.
  21. А .Т. Монтаж радиоаппаратуры и приборов: Учебник для техн.училищ. М.: Высш. школа, 1982. — 255 с.
  22. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований. М.: Высш. школа, 1978. — 160 с.
  23. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний.-Сов.педагогика, 1968,№ 4,с.52−69.
  24. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. — 158 с.
  25. Е.А. Использование элементов физики и химии твердого тела в курсе неорганической химии средней школы. -Дис.. канд.пед.наук. Л., 1983. — 184 с.
  26. И.В., Садовский В. Н., Юдин В. Г. Философский принцип системности и системный подход. Вопросы философии, 1978, № 8, с.39−52.
  27. А.С., Бавыкин Н. И. Технология и оборудование для производства микроэлектронных устройств: Учебник для ср. спец.учеб. завед.: М.: Машиностроение, 1983. 319 с.
  28. Л.Э. Философские проблемы развития науки. М.: Наука, 1982. — 189 с.
  29. В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе.: Пособие для преподавателей и студентов пед. ву зов.-6-е изд., перераб. и доп.-М.:Учпедгиз, I960, т.2. 543 с.
  30. В.Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента: Пособие для учителей. 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1975, т.2. — 383 с.
  31. В.Я., Козырь В. И. К изучению сплавов на основе межпредметных связей в средних ПТУ. Химия в школе, 1976, № 3, с.53−56.
  32. В.Я. Эксперимент по химии в средних проф-техучилищах:Метод.пособие. -М.: Высш. школа, 1980. 72 с.
  33. З.Я. Самостоятельные работы по органической химии для средних профтехучилищ.-^!. :Высш.школа, 1982. 80с.
  34. Взаимосвязь химии и материаловедения при изучении металлических материалов в средних профтехучилищах: Метод. рекомендации/В. П. Гаркунов, Н.-П.А.Юоцявичюте. Л., 1984. — 95 с.
  35. Взаимосвязь химических и материаловедческих знаний в средних профтехучилищах: Мет од. рекомендации/В.П.Гаркунов, Ф. Т. Гусева, Н.-П.А.Юоцявичюте и др.-Ульяновск, 1983. 89 с.
  36. А. Общеобразовательным предметам профессиональную направленность. — Проф.-техн.образование, 1981, № 8, c. IO-II.
  37. Влияние научно-технической революции на содержание труда и определение требований к подготовке рабочих кадров/Но-вацкий Т., Дисарж В. и др.- Рук.авт.коллектива Н. И. Думченко.- М.: Высш. школа, 1980. 205 с.
  38. Вопросы прогнозирования проблем профессионально-технического образования: Науч.тр./ВНИИ профтехобразования. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1978. — 61 с.
  39. Вопросы совершенствования содержания образования в средних профтехучилищах: Науч.тр./ВНИИ профтехобразования. -Л.- ВНИИ профтехобразования, 1978. 69 с.
  40. Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах.: Сб.науч.тр./Под ред.М. И. Махмутова. М., 1980. — 165 с.
  41. Вопросы теории и практики подготовки рабочих высокой квалификации в учебных заведениях профтехобразования: Науч.тр./ ВНИИ профтехобразования.Л.:ВНИИ профтехобразования, 1970.-92с.
  42. B.C. Материалистическая философия и химия. -М.: Мысль, 1980. 180 с.
  43. Гаврилов .А.Н., Чижиков В. Ю. Технология магнитных элементов для приборов, средств автоматики и вычислительной техники. М.: Энергия, 1974. — 231 с.
  44. Гаврилов А, Н. Технология авиационного приборостроения: Учебник для авиац.спец.вузов. 3-е изд., М.: Машиностроение, 1981. 480 с.
  45. В.П. Развития прогностических способностей учащихся при обучении химии. В сб.: Развитие познавательных интересов и способностей в процессе обучения химии. — Челябинск, 1979, с.52−58.
  46. В.П., Баранова Д. Б. Обобщающие уроки: Некоторые вопросы осуществления межпредметных связей на уроках химии. -Проф. -техн. образование, 1979, № 7, с.22−24.
  47. В.П., Биркун Е. А. Реализация межпредметныхсвязей при ознакомлении учащихся с приборами в курсе химии средней школы. В сб.: Методические рекомендации по совершенствованию методов преподавания химии в средней и высшей школе. -М., 1984, с.23−31.
  48. В.П., Иванова Р. Г. К характеристике методов обучения химии. В сб.:Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. — Градец Карлове, 1983, т.1, с.196−215.
  49. В.П., Пак М. Химия и окружающая среда. -Проф. -техн.образования, 1980, № 7, с.24−26.
  50. .М. Основы физики полупроводников: Учебник для техникумов. М.: Высш. школа, 1982. — 245 с.
  51. А.Н. Теория отражения. Диалектика процесса познания. Ростов н/Д, 1958, с.17−18.
  52. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. Л.И.Хайрусова/Под общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  53. А.Ф., Кравченко А. Ф. Полупроводниковые приборы: Учеб.пособие. М., 1967. — 348 с.
  54. В.М. Регулировщик радиоаппаратуры: Учебник для ср.ПТУ. М.: Высш. школа, 1983. — 176 с.
  55. М.А. Роль межпредметных связей в формулировании профессиональных знаний, умений.41.:Высш.школа, 1978.- 31с.
  56. Государственная система промышленных приборов и средств автоматизации/Каталоги. Вып.1 — М.: ЦНИИТЭМ приборостроения, 1981. — 297 с.
  57. Т.И. Физика полупроводников и полупроводниковые приборы: Учебник для ср.спец.учеб.завед. -М.: Сов. рат дио, 1977. 183 с.
  58. В.М. ХУЛ съезд профсоюзов СССР и задачи НТО приборпроблем им.С. И. Вавилова. Приборы и системы управления, 1982, № 8, с.1−3.
  59. Г. С. Методика и система работы по осуществлению взаимосвязи предметов общеобразовательного и профессионально-технического циклов в средних профтехучилищах. М.: Высш. школа, 1977. — 96 с.
  60. М.А., Малинин В. И. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. Сов. педагогика, 1971, № I, с.73−95.
  61. Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования: Материалы пленума Ученого Совета при Гос-профобре СССР (май 1978 г.). М: Высш. школа, 1980. — 80 с.
  62. Дидактические проблемы повышения эффективности обучения учащихся в средних профтехучилищах: Сб.науч.тр./ВНИИ профтехобразования- отв.ред.-А.В.Шильникова. -Л.:ВНИМ профтехобразования, 1980. 126 с.
  63. Р.Б. Философские проблемы современной химии. Л., 1977. — 37 с.
  64. Ю.Б. Опыт проведения факультативных занятий по химии в школе. Ж.Всес.хим. о-ва им. Д. И. Менделеева, 1978, № 6, с.670672.
  65. И.Л., Макареня А. А. Изучение периодическогозакона и периодической системы Д.И.Менделеева в свете теории строения атома в школьном курсе химии.- Л., 1982. 74 с.
  66. Н.И. Установление взаимосвязи между трудовым, политехническим и профессиональным обучением учащихся: Метод.рекомендации. Л., 1974. — 16 с.
  67. Н.И. Педагогические основы отбора и совершенствования содержания обучения учащихся средних профтехучилищ: Автореф. Дис.. докт.пед.наук. Л., 1975. — 35 с.
  68. Н.И. Проблемы межпредметных связей в учебном процессе. Проф.-техн.образование, 1979, № 2, с.10−11.
  69. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров: М.: Высш. школа, 1983. 112 с.
  70. И.М. Лазеры и химия.-М.: Наука, 1979. 163с.
  71. .И. Приборы автоматического контроля и регулирования: Учебник для ср. проф.-техн.училищ. 2-е изд., — М.: Высш. школа, 1983. 312 с.
  72. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  73. О.С. Системно-структурный подход к построению лекционного курса по общей химии.-В кн.:Сборник научно-методических статей по химии, вып.9.-М.:Высш.школа, 1982, с.14−23.
  74. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной шкоде. М.:Педагогика, 1981. — 159 с.
  75. Э.Г., Бадаева П. М. Пути совершенствования межпредметных связей в средних ПТУ. Химия в школе, вып. П, 1977, № 2, с.76−83.
  76. Л.Я. Дидактические основы формирования системных знаний старшеклассников. -М.: Педагогика, 1978. 128с,
  77. М.И., Бойцова И. А., Иванова М. В. Технология оптико-механического приборостроения: Учебник для приборостр. техникумов.-Л.Машиностроение, Ленингр.отд.-ние, 1981. 278с.
  78. А.О., Махмутов М. И. Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип. В сб.:Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. — М., 1982, с.4−31.
  79. Инженерная психология/Под ред.Г. К. Середы. Киев, 1976. — 307 с.
  80. Инженерная психология в робостроении- основные требования к системам оператор робот — манипулятор: Учеб. пособие для техн. специальностей/Е.Д.Горбацевич, И. П. Мещеряков И.П.Чернышев, А. С. Ющенко. — М.: МВТУ, 1978. — 76 с.
  81. Инженерная психология: Теория методологии, практическое применение/В.Ф.Рубахин, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Венда и др. М.: Наука, 1977. — 304 с.
  82. Исследование содержания подготовки рабочих высокой квалификации по группам профессий для машиностроительной и радиоэлектронной промышленности: Науч.тр./ВНИИ профтехобразования. -Л.: ВНИИ профтехобразования, 1978. 75 с.
  83. Л.И., Щекина А.А, Химия в школе, 1977, № 5, с.70−75, 1978, № I, с.57−64.
  84. Л.А. Методика организации химического эксперимента исследовательского характера в средних профессионально-технических училищах: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. Казань, 1983. — 18 с.
  85. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  86. Каминский М.Л., Каминский В. М. Монтаж приборов и систем автоматизации: Учебник для ср.ПТУ. 5-е изд. — М.:Высш.школа, 1983. — 248 с.
  87. М.Ю., Балаев Г. А. Полимерные материалы: Справочник. Л.: Химия, Ленингр. отд-ние, 1982. — 317 с.
  88. В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980. — 176 с.
  89. .М., Волков В. А. Химия, химизация и научно-технический прогресс.-Химия в школе, 1981, № 2, с.8−12.
  90. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ./Сост. и общ.ред. М. И. Бобневой. М.:Прогресс, 1980. — 391 с.
  91. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  92. Когортный анализ профессионально-квалификационного продвижения молодых рабочих: Типовые метод. указания/А.И.Бабицкий, В. С. Штуков. Л., 1981. — 36 с.
  93. .А., Ливанов В. А., Елагин В.й. Металловедение. и термическая обработка цветных металлов и сплавов. -М.: Машиностроение, 1981. 416 с.
  94. Комплект учебной документации для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах по предмету «Электроматериаловедение». М., 1982. — 41 с.
  95. В.И. Программа обучающая по курсу «Общая электроника с основами электротехники. М., 1975. — 132 с.
  96. Л.Н., Макареня А. А. Обобщение знаний учащихся о свойствах химических элементов в свете учения о периодичности. Химия в школе, 1983, № I, с.34−37.
  97. Кузнецов В. И. Диалектика развития химии.-М.:Наука, 1973, 327 с.
  98. Н.А. Использование проблемного подхода при изучении кремния и его соединений. Химия в школе, 1979, № I, с.31−33.
  99. Кузнецова Н. Е'., Кимаск Г. А. Дифференцированный подход к обучению химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Химия в школе, 1976, № I, с.123−132.
  100. Н.Е. Пути совершенствования познавательной деятельности учащихся при изучении химии. В кн.:Развитие познавательных интересов и способностей в процессе обучения химии: Науч.тр., Челябинск ГПИ, 1979, с.3−14.
  101. И.Я., Шакирзянов А. Взаимосвязь предметов.-Проф.-техн.образование, 1977, № 10, с.22−3.
  102. И.Я., Батаршев А. В. Дидактические материалы по организации проблемного обучения на уроках неорганической химии. -Таллин, 1981. -55. с.
  103. I. Курамшин И. Я., Хаматулина И. М., Краснова В. Г. Профессиональная направленность обучения химии в средних ПТУ. Всб.: Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ. М., 1983, с.54−70.
  104. И.Я., Давыдова Л. Г. О межпредметных связях неорганической химии и дисциплин профессионально-технического цикла в средних сельских ПТУ. В сб. взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ.-М., 1983, с.86−94.
  105. А.И., Юдин В. В. Технология производства полупроводниковых приборов. М.:Высш.школа, 1974, с.128−173.
  106. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 333 с.
  107. Л.Д., Лифшиц Е. М. Теоретическая физика. 2-е изд. — М.: Физматиздат, 1963, т. З, с.12−14.
  108. В.И. Профессия века. Психологические аспекты труда операторов. М.:Наука, 1978, — 192 с.
  109. С.М. Из опыта организации самостоятельной работы учащихся с методическим аппаратом учебника.- Химия в школе, 1983, № I, с.24−26.
  110. Макареня А. А. Перспективы развития химии на рубеже
  111. XX и XXI вв. Л., 1978. — 14 с.
  112. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л., 1979. — 79 с.
  113. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе: Учеб.пособ. Л., 1980. — 92 с.
  114. В.Н. Использование межпредметных связей в- 181 обучении биологии: Метод.разработки. Л.:ЛГПИ, 1983. — 61 с.
  115. Э.Ф. Система самостоятельных работ как средство реализации межпредметных связей на уроках химии в среднем профтехучилище: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1982.-18с.
  116. Материалы в приборостроении и автоматике: Справочник/ Под ред.10.М.Пятина М.: Машиностроение, 1982. — 528 с.
  117. М.И. Методы проблемно-развивающего обученияв средних профтехучилищах-Метод.рекомендации. М., 1983. — 63с.
  118. Межпредметные связи в обучении: Межвуз.сб.науч.тр. /Тульск ГПИ им. Л. Н. Толстого. — Тула, 1980. — 100 с.
  119. Межпредметные связи в преподавании неорганической химии: Мет од. рекомендации/Т.А .Малеванная. М., 1978. — 74 с.
  120. Межпредметные связи в учебном процессе средних профессионально-технических училищ: Темат, сб.науч.тр./НИИ педагогики. Минск: НИИП, 1978. — 82 с.
  121. Межпредметные связи при производственном обучении в средних ПТУ, подготавливающих рабочих электротехнических специальностей: Метод. рекомендации/Н.В.Ефимов.-М.:Высш.школа, 1976.--40с.131'. Менделеев Д. И. Соч., т.6, М.-Л., 1939, с. 157.
  122. Методические указания по проведению экспериментальной работы в опорных технических училищах. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1980. — 12 с.
  123. Методика исследования содержания труда рабочих и- 182 классификации рабочих профессий/Н.Е.Колесников, Б. А. Саакян, Н. М. Мышинская, С. П. Аксенов. М.: Высш. школа, — 95 с.
  124. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования/Под ред. А. П. Беляевой. -М.: Высш.школа. 224 с.
  125. Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта: Тез. докл. на IX сессии Всесоюз.семин. по методолог. и теорет.пробл. педагогики/Под ред.Э. И. Моносзона и др.-М.:АПН СССР, 1978.-172с.
  126. Методологические основы исследований в области педагогики и психологии профессионально-технического образования: Материалы Всесоюз. теоретическойконф./Под ред.С. Я. Батышева.- М.: АПН СССР, 1975. 500 с.
  127. Е.Е., Смирнова Л. Я. О проведении практических работ на факультативных занятиях. Химия в школе, 1979, № 3, с.26−29.
  128. O.K., Романов А. С. Химическая обработка и фотолитография в производстве полупроводниковых приборов и микросхем: Учеб.пособ., для техн.училищ. М.: Высш. школа, 1979. -272с.
  129. В.М. К вопросу о системном анализе взаимосвязей естественно-математических дисциплин. В кн.'.Методические аспекты совершенствования естественно-математического образования. — М., 1978, с.4−11.
  130. О.С., Буганина Т. И. Пленки и ленты в производ< стве корпусов полупроводниковых приборов: Учеб.пособ.для проф.-техн.учеб.заведений. М.:Высш.школа, 1982. — 72 с.
  131. О.С. Сварка и пайка в полупроводниковом производстве: учеб.пособ. для ср. проф.-техн.училищ. М.: Высш. школа, 1982. 192 с.
  132. Научные основы группировки профессий и формирования профессий широкого профиля: Науч.тр./ВНИИ профтехобразования.-Л.:ВНИИ профтехобразования, 1979. 107 с.
  133. Научные основы структуры и содержания общетехнической подготовки учащихся средних профтехучилищ: Сб.науч.тр./ВНИИ профтехобразования.^.:ВНШ профтехобразования, 1980. 143 с.
  134. Научные основы структуры и содержания профессионально-технической подготовки рабочих по группам профессий и профилям широкого профиля: Сб.науч.тр./ВНИИ профтехобразования.-Л.: ВНИИ профтехобразования, 1982. 144 с.
  135. Некоторые вопросы осуществления взаимосвязи учебного материала по спецтехнологии для специальности „Электромонтер по ремонту электрооборудования“ и физике: Мет од. рекомендации/ А. Я. Кудрявцев. 2-е изд., перераб.4Д.:Высш. школа, 1978. — 29 с.
  136. Е.Б., Гаркунов В. П. Межпредметные связи при проблемном обучении химии. В сб.: XXX Герценовские чтения. Химия. — Л., 1977, с.88−92.
  137. Н.В. Электроматериаловедение:Учеб.пособ. -М.: Высш. школа, 1979. 167 с.
  138. Т. Основы дидактики профессионального обучения. М.: Высш. школа, 1979. — 284 с.
  139. И.В. О моделировании сложных систем. М., 1965. — 335 с.
  140. Общая методика обучения химии: Учеб.пособ./Под ред. Л. А. Цветкова М.: Просвещение, 1981, т.1, — 224 с.
  141. Т.И. Основные ступени процесса познания. -М., 1957. 48 с.
  142. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования/Под ред.А. П. Беляевой. М.: Высш. школа, 1983. — 248 с.
  143. Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в средних ПТУ/Под ред.А. П. Беляевой. М.:Высш.школа, 1979. — 344 с.
  144. Основы профессиональной педагогики/Под ред.С.Я.Баты-шева, С. А. Шапоринского. М., 1977. — 32.7 с.
  145. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения учащихся в средних профтехучилищах: Мет од. рекомендации/ Г. Н. Варковецкая. Л., 1983. — 40 с.
  146. Пак М. Изучение коррозии в средних ПТУ с учетом профнаправленности. Химия в школе, 1981, № 2, с.29−32.
  147. Пак М. Взаимосвязь курса химии и специальных предметов в профтехучилищах транспорта и связно Дис.. канд.пед. наук. — Л., 1982. — 218 с.
  148. .Я. К определению понятия „прибор“ Философские науки, 1963, № 6, с.62−71.
  149. Педагогические проблемы совершенствования общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах. Сб.науч.тр./ /ВНИИ профтехобразования.- Л.:ВНИИ профтехобразования, 1982.-75с.
  150. Д.В. О соотношении предметного и операционного компонентов научного знания.- Вопросы философии, 1977, № 5, с.89−99.
  151. В.И. Справочник по профессиям и специальностям. Учебные заведения СССР. Минск, 1978. — 272 с.
  152. А.Я. и др. Материалы для авиационного приборостроения и конструкций. М.: Металлургия, 1982. — 400 с.
  153. Поурочные разработки по химии в средних профессиональ-н о-техниче ских училищах: Мет од. рекоменда ции/А.А.Рюмина, Г. В .П о-дольская, И. В. Соловьева. М.: Высш. школа, 1976. — 32 с.
  154. Приборы. Средства автоматизации: Новые промышленные каталоги, серия 7. М., 1980. — 71 с.
  155. Примерные разработки уроков с межпредметными связями по общербразовательным дисциплинам в средних профтехучилищах: Метод. рекомендации/А.С.Филимонова, Г. Д. Гаркуша, А. Я. Кудрявцев и др.- 2-е изд., перераб. и доп. Высш. школа, 1982. — 23 с.
  156. Проблемы методологии педагогики и методики исследований/Под ред.М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М., 1979. — 93 с.
  157. Проблемы оптимизации процесса теоретического обучения в средних профессионально-технических училищах/А.М.Васильева, В. А. Маркелова. М.:Высш.школа, 1980. — III с.
  158. Проблемы подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием в профессионально-технических учебных заведениях социалистических стран: Матер.конф.ученых соц.стран. Ленин-град/Отв.ред.Н. И. Думченко. -Л.:ВНИИ профтехобразования, 1980.- НО с.
  159. Программа предмета „Материалы и технология машиностроения“ для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. М., 1980. — 23 с.
  160. Программы факультативных курсов по химии. Химия в школе, 1980, № 4, с.46−49.
  161. Профессии рабочих: Справочник. Минск, 1980. — 494 с.
  162. Профессионально-техническая подготовка рабочих широкого профиля и высокой квалификации в средних профтехучилищах: Метод. рекомендации/Под ред.А. П. Беляевой.-Л., 1983. 40 с.
  163. Психологические проблемы формирования профессиональной направленности учащихся профтехучилищ: Сб.науч.тр./Под ред. В. Г. Каневец. Л., 1982. — 39 с.
  164. Психологические характеристики профессий/Ф.И.Иащенко, В. А. Карпич. Минск: Народная асвета, 1979. — 96 с.
  165. Пути совершенствования профессиональной подготовки рабочих в ПТУ: Сб. статей/Под общ.ред.М. Ф. Аронова, Б.В.Пальско-го. Минск: Вышэйш. школа, 1981. — 119 с.
  166. Т.Н. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении зависимости свойств веществ от строения.- В сб.:Научн.тр. Челябинск: Развитие познавательных интересов и способностей в процессе обучения химии. Челябинск, 1979, с.59−67.
  167. Н.М. Проблемы измерений в дидактике.- Киев: Вища школа, 1979. 175 с.
  168. Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента: Справочное руководство. М. :Наука, 1971, — 192с.
  169. В.Ф., Ломов Б. Ф. и др. Инженерная психология.- М., Наука, 1977. 304 с.
  170. Ю.Б., Рывкин М. С. Некоторые проблемы современного физического познания.-Вопросы философии, 19 647, с.68−69.
  171. Системно-структурный подход к построению курса химии/ /Под ред.Е. М. Соколовской, Н. Ф. Талызиной. М.:МГУ, 1983. — 172с.
  172. Система межпредметных связей при преподавании химиив средней школе и ПТУ/Отв.ред.В. П. Гаркунов. Л.:Ленингр.отд-ние Педобщества РСФСР, 1979. — 73 с.
  173. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Высш. школа, 1980. — 96 с.
  174. Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах: Сб.науч.тр./Под ред.М. И. Махмутова. М., 1981.-116с.
  175. Справочник по сварке, пайке, склейке и резке металлов и пластмасс/Под ред.А.Ноймана, Е. Рихтера: Пер. с немец. -М.: Металлургия, 1980. 464 с.
  176. Справочник технолога-приборостроителя. 2-е изд./Под ред.Е. А. Скороходова.-М. Машиностроение, т.2, 1980. — 463 с.
  177. й.М., Цветков В. Ф. Технология полупроводниковых и диэлектрических материалов: Учебник для техн.вузов.
  178. М., Высш. школа, 1983. 271 с.
  179. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1975. 343 с.
  180. .Е. Измерения в электро- и радиотехнике: Учебник для ср.проф.-техн. училищ. М.: Высш. школа, 1984, — 207 с.
  181. Теоретические основы подготовки рабочих высокой квалификации и широкого профиля в профтехучилищах: Сб.науч.тр. /Отв.ред.В. В. Шапкин. Л., 1983. — 95 с,
  182. В.К. Металловедение и конструкционные материалы: Учебник для техникумов. М.:Высш.школа, 1981. — 223с.
  183. С.М. Важнейшие научно-технические проблемы XI и ХП пятилеток по ведущим областям химии. Ж.Всес.хим. о-ва им. Д. И. Менделеева, 1980, 25, № 5, с.482−492.
  184. И.И. Организация педагогических экспериментов по программированному обучению и обработка результатов. -М.: Знание, 1969. 68 с.
  185. B.C. Отражение, система, кибернетика. М.: Наука, 1972. — 256 с.
  186. Учебный план и программа спецтехнологии.-М., 1978, — 14 с.
  187. Факультативные занятия по химии в средней школе/Под ред.Д. А. Эпштейна. М.: Просвещение, 1971. — 126 с.
  188. В.Н. Межпредметные связи естественно-научных и математических дисциплин. В кн.: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. М., 1980, с.3−40.
  189. Философский словарь/Под ред.й.Т.Фролова. 4-е изд.- М.: .Политиздат, 1981. 445 с.
  190. Формирование общетехнологических знаний и умений при преподавании предмета „Материалы и технология машиностроения“: Метод. рекомендации/Э.М.Калицкий. -М., 1980. 34 с.
  191. X. Автоматизация микроэлектроника и политехническое обучение: Пер. с немец. — Л., 1983. — 32 с.
  192. В.В. Химия: Учебник для вузов. М.:Высш.школа, 1979. — 559 с.
  193. А.Н., Катаева Н. А., Харина Д. Т. Курс химии: Учебник для приборостроит. спец.вузов. 2-е изд.- М.:Высш.школа, 1983. — 115 с.
  194. Ю.В., Эпшхейн Д. А., Глориозов П. А. Неорганическая химия: Учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 1983.- 176 с.
  195. В.А., Скобелин В. М. Современные материалы и заготовки и направления их эффективного применения в приборостроении. М.: Машиностроение, 1980. — 64 с.
  196. М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании. Минск, 1972. — 230 с.
  197. Л.А. К вопросу прогнозирования содержания обучения химии: Сб.науч.тр. НИИ содержания и методов обучения химии АПН СССР, 1978, № 3, с.3−21.
  198. Л.А. Межпредметные связи со специальными предметами при преподавании химии. В кн.:Дидактические проблемы межпредметных связей в системе профтехобразования: Матер. пленума ученого совета при Госпрофобра СССР. — М., 1980, с.38−45.
  199. Человек и профессия/Под ред. Е .А .Климова, С. Н. Левиной. вып.З. — Л., 1978. — 150 с.
  200. Человек и профессия/Под ред.Е. А. Климова. вып.6.- Л., 1981. 192 с.
  201. Человек и профессия/Под ред.Е. Н. Климова. вып.7. -Л., 1982. — 160 с.
  202. Человек и профессия/Под ред.Е. А. Климова, С. Н. Левиной.- вып.4. Л., 1979. — 150 с.
  203. А. Химия и спецпредметы: точки соприкосновения. Проф.-техн.образование, 1978, № 5, с.16−17.
  204. Г. И., Сенельникова А. А. Обобщение и систематизация знаний о свойствах металлов. Химия в школе, 1979, № I, с.40−45.
  205. Г. И. Повышение эффективности обучения при изучении зависимости свойств твердых веществ от их строения. -Химия в школе, 1978, № 6, с.32−37.
  206. Г. И. Пути дальнейшего совершенствования обучения химии в средних ПТУ. Химия в школе, 1982, Ш I, с.53−56.
  207. М.С. Приборостроение к ХХУ1 съезду КПСС.-Приборы и системы управления, 1981, № 1, c. I-II.
  208. В.А. Моделирование и познание. Минск, 1974. — 211 с.
  209. В.А. Проблемы методологии научного познания. --М.: Высш. школа, 1978. 271 с.
  210. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. Просвещение, 1979. — 160 с.
  211. Я.Ю. Психологические условия успешности деятельности в некоторых видах операторского труда: Автореф. Дис.. канд.пед.наук. Тарту, 1973. — 19 с.
  212. С.А. Химия и радиоматериаловедение:Учеб.пособ. для техн.спец. М.:Высш.школа, 1970. — с.
  213. A.M., Ильин В.А.Краткий справочник гальванотехника -Л.Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1981. 269 с.- 191
  214. Blazenk J. Modernizace obsanu a project vseobsnee uzdelavacbo predmetu chemie na SOV a SOS I. Piir. vedt ah., 1930(1981), 22, N 3, s.97−98.
  215. Bajoriunas Z., Bitinas В., Rajeckas V., Vaitkevi&ius J. Pedagogika. V., 1981. — 587 p.
  216. Coombes S.D. Science Lessons from industrial processes Leeds. -Educ. Chem., IS80, 17, N 3, p.72−73.2.32. Hildebrand G. Die Behandlung der Farbstoffe in Chemie Unterricht der Realschule. — Haturwiss. Unterr. Phys./ Chem., 1977, 25, H II, s.327−335.
  217. Mauch. J. V/issenschaf tstheorie und Chemieunterricht. -Math, und naturwiss. unters., 1978, 21» K T, s.394−399
  218. Motulski A.J. Brave new world? Current approaches to prevention, treatment and research of genetic deseases raise ethical issues. Science, vol.185,1974, N 23. — 136 p.
  219. В., Недялкова JI., Бойчева М. Состояние и някои проблеми на обучението по химия в СПТУ. Биол. и химия, 1977, 20, № 4, с.18−23.
  220. O’Sullivan D.A. Chemical educators mull problems, needs. Chem. and Eng. News, 1977, 55^ И 39, p.37−41.
  221. Virbsky J., Holanda K. Cile, formy a problematika zaimove einnosti v chemii. — Prir. vedy sic., 1982, Д4, ^ 3″ s*96−98.
  222. Wheeler D.M.S., Vi/heeler H.M. Frends in the teaching of. organic chemistry. A survey of some textbooks. J. Chem. Educ., 1982, 59, N 10, p.863−865.
Заполнить форму текущей работой