Список используемых сокращений
Каждый возрастной период характеризуется набором типичных психологических особенностей. Исследуемой в данной работе аудитории — детям подросткового возраста — присущи быстрая утомляемость, гиперактивность, клиповое мышление, низкая культура восприятия аудиальной информации См. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — СПб., 2008. С. 3, 7, 11, 25, 39, 61. Лютова Е. К., Монина Г. Б… Читать ещё >
Список используемых сокращений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЭМ — радио «Эхо Москвы».
РР — «Радио России».
ДР — «Детское радио».
ФА — фактор адресата.
РП — речевое поведение.
ККР — коммуникативные качества речи.
НИ — нравственный идеал НКК — низкая коммуникативная компетенция.
ВПФ — высшие психические функции.
РВГ — рассредоточенность внимания и гиперактивность.
ПР — правильная речь.
АР — адаптированная речь.
¦ИР — в меру информативная речь.
РИ — речь как игра.
ЛН — литературные нормы.
ЯС — языковые средства.
СОИ — сокращение объёма информации.
ФК — фатическая коммуникация.
Особенности детского радиовещания. Коммуникативный аспект
Многие учёные приравнивали речевую деятельность к математическим наукам неслучайно. Советский психолингвист Н. И. Жинкин, например, предложил двоичную систему счисления, для того чтобы кодировать передачу речевых тембров аналогично тому, как комбинируются числа 1 и 0 по пяти местам, передавая 32 комбинации, которые можно соотнести с буквами алфавита Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958. С. 88. На страницах данного исследования не будут приводиться положения инженерной акустики, для выявления коммуникативных качеств речи автор ограничился самой простой математической формулой, состоящей из константы, переменной и искомой. В общем виде она представляет собой уравнение вида X+Y=Z (где X — это психологическая особенность (фактор адресата), Y — речевое поведение журналиста и Z — коммуникативное качество речи) и содержит в себе неполное логическое суждение, часть которого заменена переменной Y. При подстановке вместо такой переменной какого-либо значения так называемая высказывательная форма превращается в высказывание. При этом суждение будет истинным при одном только значении этой переменной, а это значит, что, пользуясь конкретным лингвистическим средством, журналист сможет обеспечить адекватное восприятие передаваемой информации. В противном случае говорящего ждёт коммуникативная неудача, поскольку слушающий не сможет преодолеть коммуникативный барьер.
Коммуникативная формула детского радиовещания выглядит следующим образом:
ФА + РП = ККР Где ФА — фактор адресата; РП — речевое поведение журналиста; ККР — коммуникативное качество речи.
Каждый возрастной период характеризуется набором типичных психологических особенностей. Исследуемой в данной работе аудитории — детям подросткового возраста — присущи быстрая утомляемость, гиперактивность, клиповое мышление, низкая культура восприятия аудиальной информации См. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — СПб., 2008. С. 3, 7, 11, 25, 39, 61. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб., 2005. С.13; Малахова А. Н. «Небесное путешествие». Программа игротерапии для дошкольников. — СПб., 2008. С. 29; Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. — М., 2005. С. 9, 120, 131. Однако можно выделить отличительные характеристики подростков, так или иначе связанные с процессом речевой деятельности, заключающиеся в восприятии информации. На основе этих особенностей и выведена коммуникативная формула детского радиовещания.
В подростковый период у детей складывается представление о себе как о взрослом человеке. Одновременно с появлением ориентации на качества взрослого у ребёнка появляется свой нравственный идеал, а вместе с тем понимание как правильно поступать/говорить. С этой психологической особенностью соотносится стремление сделать радиосообщение правильным с точки зрения литературных норм. Каким образом журналист будет это делать — первая переменная коммуникативного уравнения.
Нужно помнить, что дети воспринимают и запоминают информацию лучше в процессе игры, в особенности в наше время, когда электронные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного человека. По мнению психолога А. Г. Серова, «если раньше компьютер был приставкой к мозгу, то теперь мозг становится интерфейсом от компьютера. Сокращается количество нейронных связей в мозгу, он становится слабым» Серов А. Г. Полный текст интервью см. в прил.1. Например, чтобы не забыть, делается какая-то соответствующая внешняя метка в цифровом устройстве, а запоминать приходится много, поскольку каждый день из разных источников поступает большое количество информации, с которой человеку приходится иметь дело. В связи с этим применим термин «медийной многозадачности», что представляет собой рассредоточенность внимания. А это вторая особенность психологии современных подростков — они не могут воспринимать насыщенное информацией аудиальное сообщение в течение продолжительного времени, поэтому журналист вынужден находить способы привлечения и удержания внимания своей аудитории. Желание увлечь приводит к активизации игры как формы общения. В радиовещании игровая оформленность достигается посредством обращения к фатической коммуникации.
Описывая подростковый возраст, многие исследователи Например, Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1999. С.102; Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика. — М., 2009.С.39. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 2003. С. 55, 79. говорят о появлении высших психических функций (далее — ВПФ), однако они находятся ещё в зачаточном состоянии, поэтому о полноценном овладении сложными мыслительными процессами речи идти не может. Зарождающееся волевое действие ещё не способно обеспечить беспрерывное внимание ребёнка к потоку информации, поэтому третьим искомым будет умеренная информативность, а правильно подобранная переменная позволит её достичь.
В связи с возникновением ВПФ у детей в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление, расширяется понятийный аппарат, но нельзя злоупотреблять терминами и сложными предложениями, поскольку с понятием «радио» неразрывно связано понятие «массовости», каждый потенциальный слушатель эфира должен понять радиосообщение.
Неоспорим тот факт, что от глубины исследования аудитории зависит эффективность речевого сообщения, т.к. процессы передачи и восприятия речи взаимосвязаны. Именно поэтому данная научная работа основывается на изучении психологии целевой аудитории.