Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Университетское телевидение как инструмент формирования корпоративной культуры вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РЯ-деятельности (Д. Л: Стровский, В. А. Волкоморов, т.д.). Компромиссным решением. проблемы мы считаем обращение к нбрмативным моделям РК и журналистики, которые I абсолютизируют необходимость предоставления площадки для диалогового взаимодействия всем заинтересованным в коммуникации субъектам. При анализе цели, задач и функций корпоративных СМИ, нами было выявлено особое место диалога… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Университет как субъект информационно-коммуникационного взаимодействиями его корпоративная культура
    • 1. 1. Университет — корпорация особого типа
      • 1. 1. 1. Современный университет в условиях перехода к информационному обществу
      • 1. 1. 2. Университетская корпорация: диахронный и синхронный аспекты
    • 1. 2. Корпоративная культура университета с точки зрения его сущностной специфики
      • 1. 2. 1. Корпоративная культура университета: подходы к дефинизации
      • 1. 2. 2. Функции и структура корпоративной культуры ¦университета
      • 1. 2. 3. Полисубъектность университетской корпоративной культуры
  • Глава 2. Телевидение университета в контексте теории и практики корпоративных средств массовой информации
    • 2. 1. Институциональные характеристики корпоративных, СМИ в свете диалоговых отношений
      • 2. 1. 1. Проблема статуса корпоративных средств массовой информации
      • 2. 1. 2. Целеполагание, функции и типы корпоративных СМИ
    • 2. 2. Телевидение как эффективный канал корпоративной коммуникации
    • 2. 3. Телевидение университета: задачи, отличительные признаки, типология
  • Глава 3. Университетское телевидение г. Челябинска: воспроизводство и отражение корпоративной культуры вуза
    • 3. 1. Корпоративное телевидение челябинских вузов: специфика функционирования и особенности программной политики
    • 3. 2. Формирование корпоративной культуры Южно-Уральского государственного университета посредством ТРК «ЮУрГУ-ТВ»
      • 3. 2. 1. ЮУрГУ-ТВ: проблема самоидентификации
      • 3. 2. 2. Структурно-функциональный анализ корпоративного контента телеканала «ЮУрГУ-ТВ»
      • 3. 2. 3. Молодежные и образовательные программы в эфире ЮУрГУ-ТВ

Университетское телевидение как инструмент формирования корпоративной культуры вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Сфера массовой информации, находящаяся в настоящий момент под влиянием целого ряда медиатрендов (среди которых появление конвергентной журналистики, перманентное усиление визуализации коммуникации, развитие интерактивных форм взаимодействия с аудиторией), демонстрирует взаимообусловленные процессы трансформации стратегий медиапотребления и парадигмального изменения поведения игроков высококонкурентного информационного рынка. В этом контексте роль телевидения как наиболее мощного медийного ресурса актуализируется в связи с признанием визуального образа ключевым элементом коммуникации (на фоне кризиса вербального общения) и внедрением инновационных интерперсональных технологий взаимодействия с аудиторией при посредничестве сети Интернет, активизирующей общественный потенциал телевизионной коммуникации. Динамичный рост количества и качества корпоративных СМИ, являющихся одним из наиболее активно развивающихся сегментов мирового и российского информационного пространства, обусловил включение телевидения (на основании осознания его возможностей) в системы действующих в различного типа организациях и компаниях корпоративных масс-медиа. Пожалуй, наиболее показательно данная тенденция проявляется в сфере российского высшего образования, где фактически каждое высшее учебное заведение стремится к организации и развитию собственного медиапространства. Корпоративное телевидение университетов, переживающее период активного становления, сегодня функционирует во множестве столичных и региональных вузов.

Следует подчеркнуть, что постепенно университетское телевидение перестает восприниматься только как красивая «визитка» (существующая для удовлетворения амбиций ректората) и стремится выйти на качественно новый уровень, позволяющий ему составить конкуренцию городскому, областному и даже федеральному телевидению.

В силу своих имманентных свойств телевидение занимает значительное место в системе университетских корпоративных коммуникаций, «удельный вес» которых в деятельности вуза ощутимо возрастает на фоне усиления значения современного университета как субъекта информационного, образовательного, научного и культурного взаимодействия в условиях построения информационного общества, определяющего роль университета в качестве лидера в использовании, потенциала коммуникационных инноваций. Университетское: телевидение становится одним из наиболее эффективных каналов, формирования и трансляции корпоративной культуры, являющейся ' важнейшим фактором адаптации университета к трансформационным процессам В! сфере высшего1 образования (присоединение к Болонской конвенции, образование* сети федеральных и национальных исследовательских университетов, изменение механизмов финансирования вузов и др.), самоидентификации и устойчивого развития данной институции в новых реалиях.

В рамках существующей системы координат корпоративная культура. университета воспринимается в качестве одного из способов повышения конкурентоспособности и средства согласования интересов вузовской корпорации с внутренней и внешней общественностью. И именно корпоративное телевидение (в силу привычки медиапотребителя к телесмотрению, усиления значимости визуальной составляющей средств массовой коммуникации и т. д.) способно стать универсальной площадкой для диалогового взаимодействия между различными заинтересованными аудиториями, воссоздавая модель гражданского общества «в миниатюре» на уровне конкретной организации.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблемы формирования университетским телевидением корпоративной культуры вуза потребовало обращения к нескольким отраслям научного знания.

Наиболее полно в зарубежной и отечественной науке представлены исследования, посвященные феномену корпоративной культуры в её экономическом, культурологическом, аксиологическом, психологическом и других аспектах. В этом контексте основополагающими для нашей работы явились исследования зарубежных ученых, таких как Е. Hall, М. Hall, Н. Trice, J. Beyer, G. Hofstede, Э. Шейн, Й. Кунде, И. Масааки, Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер и др., отечественных специалистов: В. Спивак, Э. Капитонов, А. Капитонов, Т. Персикова, Т. Соломанидина, Д. Стровский, В'. Коновалова, А. Радугин. Разработка этого направления также осуществляется в многочисленных научных статьях, например, Н. Могутновой, А. Селютина, Н. Панферовой, Н. Самоукиной, и др., и диссертационных исследованиях, например, И. Абалова, М. Ананьина, А. Дарагана, Е. Скляр, М. Фадеевой и др. По причине множественности, подходов и исследуемых аспектов, опора на отдельные концепции корпоративной культуры представляется нецелесообразной, поэтому в своей работе мы делаем попытку синтеза ключевых положений различных авторов.

Трансформация роли университета в условиях перехода к информационному обществу (достаточно подробно исследованному bi современной науке) была изучена с опорой на концепции Э. Тоффлера, Д. Белла, Т Стоуньера, М. Кастельса и т. д., а также на материалы ЮНЕСКО. Исследование вуза как корпорации особого типа обусловило обращение к классическим работам, посвященным феномену университета, — это сочинения Т. Веблена, X. Ортеги-и-Гассета, Т. Парсонса, Дж. Платта и др. Университет как корпорация в синхронии и диахронии рассмотрен в статьях Е. Margolis’a, В. Добренькова, А. Кравченко, А. Осипова, С. Иванова, Н. Покровского, Д. Куракина, А. Филиппова, Н. Суворова и др.

Изучение корпоративной культуры вуза было актуализировано сравнительно недавно, поэтому данный блок источников представлен преимущественно публикациями в научной периодике. В этом ряду следует отметить статьи А. Франц, Н. Яблонскене, Г. Мальцевой, О. Горшковой,.

Т. Сергеевой, О. Горбатько, Ю. Тюнникова, М. Мазниченко, О. Емельянова, А. Кайбияйнен, И. Васениной, В. Черняевой и др. Кроме того, в рамках данного направления в последнее время были защищены диссертации Е. Строгецкой, М. Масиловой, Н. Кадочникова и др.

Осмысление феномена корпоративных СМИ произошло в отечественной науке сравнительно недавно, но уже инициировало появление множества научных публикаций. В первую очередь, в этом ряду следует отметить немногочисленные монографии таких ученых, как Д. Мурзин, Ю. Чемякин, А. Горчева и диссертационные исследования В. Волкоморова, А. Тухватовой и др. Более широко концепции корпоративных средств массовой информации представлены в научных статьях следующих исследователей и практиков корпоративных СМИ: А. Кривоносов, О. Бочкин, М. Кацай, М. Ковалева, А. Быков, Т. Жаворонкова, С. Серебряков,. Д. Дегтяренко, А. Афанасьева, Н. Кравченко, Э. Могилевская и др.

В гораздо меньшей степени исследована специфика корпоративных СМИ вуза и университетского телевидения в частности. В этом ряду превалируют материалы научно-практических конференций и статьи в научной периодике: публикации С. Коптилова, А. Кривокрысенко,. И. Куривчака, Ф. Родионова, Ю. Терещенко, Е. Лозовской, Н. Муравьевой и др. По темам, затрагивающим университетские корпоративные СМИ, защищены немногочисленные диссертации, но они, как правило, касаются вузовской печати: например, исследования Д. Алексеева, Е. Лапиной. Университетскому телевидению посвящена единственная монография — книга Л. Шестеркиной, но она рассматривает университетскую телерадиокомпанию в ином (медиаобразовательном) аспекте, не затрагивающем вопросов корпоративной культуры.

Для решения задач нашего исследования необходимым было привлечение работ общетеоретического характера по журналистике таких ученых, как С. Корконосенко, В. Олешко, Б. Лозовский, Я. Засурский, Е. Вартанова, В. Ворошилов, Е. Прохоров, И. Дзялошинский, И. Фомичева,.

Л. Реснянская, М. Шкондин, Г. Вычуб, Т. Фролова, А. Кажикинпо телевидению (В. Егоров, С. Муратов, Г. Кузнецов, В. Цвик, А. Юровский) — по РЫ (С. Блэк, Ф. Джефкинс, Д. Ядин, С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум, Э. Тикер, Д. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша, И. Алёшина, А. Бинецкий, В. Маслова, В. Моисеев, И. Синяева, Ф. Шарков и др.). Помимо фундаментальных теоретических знаний, ряд источников данного круга предоставил принципиально важный для нашего исследования научный материал по вопросу об актуальном состоянии диалогового взаимодействия в сфере массовой коммуникации. Потребностью изучения теории диалога в широком научном контексте обусловлено также обращение к работам М. Бахтина, В. Библера, Ю. Лотмана, Ю: Хабермаса.

Таким образом, отдавая должное значительной исследовательской работе, следует отметить, что автором не обнаружено фундаментальных исследований корпоративного телевидения университета как инструмента формирования корпоративной культуры вуза. Данное обстоятельство определяет перспективы изучения выбранной темы.

Объектом исследования является университетское телевидение как особый вид корпоративных средств массовой информации.

Предмет исследования — корпоративная, культура университета как корпорации особого типа, формирование и трансляция которой является важнейшей целью корпоративных СМИ вуза в целом и университетского телевидения в частности.

Цель данной работы — исследование специфики и потенциала университетского телевещания как эффективного канала формирования и репрезентации корпоративной культуры1 вуза на основании структурно-функциональной модели анализа программного контента телевидения университета.

Для достижения указанной цели было необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть изменение роли университета в контексте перехода к информационному обществу и описать систему его информационно-коммуникационных взаимодействий, формируемых в рамках новой цивилизационной парадигмы.

2) На основании обобщения результатов исследований различных авторов уточнить понятие корпоративной культуры в применении к университету как корпорации особого типа, рассмотренной в диахронном и синхронном аспектах.

3) Описать сущностные характеристики многоаспектного феномена корпоративной культуры университета в категориях целеполагания, функций, структуры и полисубъектности.

4) Выявить и проанализировать основные противоречия в рассмотрении вопроса о статусе корпоративных СМИ (между журналистикой и РЯ) и предложить компромиссный вариант решения проблемы за счет акцентирования диалоговых отношений как тенденции развития корпоративных коммуникацийсистематизировать основные концепции теоретиков и практиков корпоративных средств массовой информации для конкретизации цели, функций и оснований, типологизации корпоративных СМИ.

5) Охарактеризовать телевидение компании как особый вид корпоративных средств массовой информации и эффективный канал корпоративной коммуникациирассмотреть трансформацию модели корпоративного телевидения в применении к вузовской реальностиопределить специфические задачи университетского телевидения и его феноменологические особенности в сопоставлении с телевещанием сугубо экономически-ориентированных корпораций, предложить типологию телевидения университета.

6) Изучить актуальное состояние телевидения в университетах г. Челябинска и определить основные направления эфирной политики вузовских телестудий и телерадиокомпаний [далее ТРК — Т.С.] в связи с особенностями функционирования их учредителей — ведущих челябинских вузов.

7) Разработать модель структурно-функционального анализа корпоративной составляющей эфира университетской ТРК в плане содержания и выражения (на примере ТРК «ЮУрГУ-ТВ») и определить роль молодежных и образовательных программ в концепции корпоративного телевидения университета.

8) Предложить рекомендации по повышению уровня эффективности формирования корпоративной культуры вуза посредством университетского телевидения в контексте диалоговых отношений. Теоретико-методологическую основу нашего диссертационного исследования составляет комплексная методология, сочетающая различные подходы (структурно-функциональный, структурно-типологический, культурно-исторический, социокультурный, компаративный, системный) и методы — общефилософские (абстрагирование, идеализация, формализация, описание) и специальные (наблюдение, метод сплошнойвыборкиконтекстный и сопоставительный анализ, контент-анализ). Эмпирические данные для нашего исследования были получены в ходе социологического опроса, проведенного в феврале — мае 2010 года с участием 520 студентов.

Челябинского государственного университета (ЧелГУ), Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) и Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) и нацеленного на изучение восприятия и оценки вузовского телевидения внутренней аудиторией. Кроме того, в ходе исследования был проведен анонимный (в целях объективизации данных) экспертный опрос, охвативший 40 респондентов из четырех групп, три из которых включали представителей профессорско-преподавательского состава упомянутых учебных заведений, а четвертая — независимых экспертов из числа представителей медиасферы г. Челябинска и г. Екатеринбурга. По итогам просмотра двух сорокаминутных фрагментов эфира внутреннего телевидения ЧелГУ и телекомпании «ЮУрГУ-ТВ» респондентам было предложено определить, на какие аудиторные сегменты рассчитаны отсмотренные телепрограммы, оценить различные характеристики эфира корпоративного телевидения ЧелГУ и ЮУрГУ (информационная насыщенность, качество дизайна и оформления, «интересность», эффективность формирования корпоративного «духа» или корпоративной культуры вуза и др.) по 10-балльной шкале, назвать достоинства и недостатки университетских телепрограмм. Также в экспертный опрос был включен ассоциативный эксперимент: респондентам предлагалось, не раздумывая, по ассоциации назвать 4−5 прилагательных, которыми можно описать корпоративную культуру ЧелГУ и ЮУрГУ, представленную в эфире университетского ТВ.

Эмпирическая основа исследования представлена программным контентом телекомпании «ЮУрГУ-ТВ», а также материалами внутреннего университетского телевидения ЧелГУ. Кроме того, в рамках диссертации были исследованы передачи корпоративного телевидения ЧГАКИ (Челябинского Академического телевидения — «ЧАТ»), рассмотренные в качестве фона, позволяющего более глубоко исследовать корпоративное телевещание ЧелГУ по принципу «от противного».

Поскольку ТРК «ЮУрГУ-ТВ» вещает в круглосуточном режиме, в эфире за 2010 год было выбрано 16 контрольных точек с продолжительностью просмотра от 6 часов 30 минут до 15 часов 10 минут (общая продолжительность эфирного времени — не менее 170 часов), кроме того в состав эмпирической базы были включены отдельные выпуски различных передач ЮУрГУ-ТВ за разные годы (в общей сложности — 104 программы). Программный конетент телевидения ЧелГУ, использованный в исследовании, включает 38 передач за период с 2007 по начало 2011;ого года. Телевидение ЧГАКИ представлено 17 программами за 2010 год. Следует отметить, что для ретроспективного обзора и углубления представлений о программной политике университетских телекомпаний привлекались материалы за последние 8 лет.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 2003 по начало 2011 года, в который преимущественно укладывается история корпоративного телевидения вузов Южного Урала в современном его понимании. Основное внимание сосредоточено на анализе эфирного контента телекомпаний и телестудий университетов г. Челябинска за 2010 год. Этот год был ознаменован присвоением ЮУрГУ статуса национального исследовательского университета, что повлекло изменение эфирной политики ЮУрГУ-ТВ и позволило выявить и описать действие механизмов воспроизводства и трансляции корпоративной* культуры вуза с* высокой степенью достоверности. Динамичность развития ЮУрГУ-ТВ. в данных условиях особенно очевидна на фоне стагнации- .телевиденияЧелябинского государственного университета, которую продемонстрировал анализ его эфирного контента за тот же период. Кроме того, выбор хронологических рамок исследования, определен фактором новизны эмпирического материала. Научная новизна, диссертационного исследования заключается в том, что:

— в нем впервые в отечественной филологической науке предпринята попытка системного анализа университетского телевидения как инструмента формирования корпоративной культуры вуза;

— обоснована ведущая роль диалоговых отношений в функционировании корпоративных СМИ как средства формирования и трансляции корпоративной культуры организации в целом и университета в особенности;

— выявлена трансформация особенностей корпоративного телевидения в условиях университетской реальности, определены его специфические задачи;

— предложена универсальная типология корпоративного телевидения университета;

— разработана по многим параметрам уникальная структурно-функциональная модель анализа корпоративного программного контента университетского телевещания на разных уровнях его эксплицированности;

— на её основе впервые осуществлено исследование эфира университетских ТРК и телестудий г. Челябинска с точки зрения эффективности формирования и трансляции корпоративной культуры вуза.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1). Усиление значения современного университета как субъекта информационного, образовательного, научного и культурного взаимодействия в контексте построения информационного общества, а, также повышение статуса его коммуникаций (образовательных, научных, корпоративных) актуализирует вопрос о роли корпоративной культуры университета как средства управления информационными потоками, фактора стабильного развития данной. институции и повышения конкурентоспособности современного университета в рыночных условиях. Деятельность современного университета зачастую описывается в терминах, экономической теории («конкурентоспособность», «доходность», «рынок образовательных услуг» и др.), однако следует признать, что университет является корпорацией особого типа, функционал которой не ограничен только коммерческой целесообразностью и включает в себя продуцирование культурных констант и научных инновацийвоспроизводство! интеллектуальных ресурсов, подготовку высококвалифицированных специалистов в различных отраслях и т. п. Культурная насыщенность семантики университетской корпорации, обусловленная многовековой традицией, определяет особое место университета в ряду промышленных, сырьевых и прочих корпораций и актуализируется в контексте включения России в Болонский процесс.

2). Культура университета как корпорации имеет приоритетную значимость, поскольку обладает богатейшей традицией и определяет не только жизнеспособность вуза, но и его роль как культурного и научного центра в масштабах региона и страны. Корпоративная культура университета определяется набором собственных ценностей, отличающих её от культуры экономически ориентированных корпораций: демократизмом университетского сообщества, наличием академических свобод, гуманистически ориентированным отношением к каждому участнику образовательного процесса, ориентацией на культ знания, высоким уровнем толерантности, критического мышления и творческого потенциала универсантов и др. Эти ценности, с учетом гетерогенности и полисубъектности университетского сообщества, продуцируют благоприятные условия для реализации диалогических отношений, нацеленных как на достижение баланса интересов внутри университетского пространства, так и на гармонизацию взаимодействий университета с внешней средой.

3). Корпоративные СМИ играют важнейшую роль в формировании и трансляции корпоративной культуры. В полемике о статусе корпоративных СМИ (корпоративные СМИ — инструмент РЯ, продукт журналистской деятельности или гибридный феномен) острота оппозиции может быть частично нейтрализована за счет обращения к моделям РИ. и журналистики, построенным на диалоговых взаимоотношениях субъектов коммуникации (двусторонняя симметричная модель РЛ и модель гражданской журналистики). Всоответствии с диалоговой природой претерпевают изменения цель и функции корпоративных СМИ.

4). Телевидение компании является наиболее эффективным каналом корпоративной коммуникации в силу особенностей его физической природы (звуко-зрительная образность, феномен документальности, эффект сопричастности и т. п.). В условиях университетской реальности корпоративное телевидение приобретает ряд особенностей, отличающих его от телевещания корпораций другого типа (полисубъектность аудитории, перманентное обновление кадрового состава редакции, широта тематики и т. д.), и набор специфических задач (обеспечение образовательного процесса и обогащение внутреннего мира универсантов, предоставление учебной площадки для подготовки будущих специалистов в сфере СМИ, консолидация интересов молодежи), без которых эффективность университетского ТВ как канала корпоративной коммуникации значительно снижается.

5). Последнее десятилетие — время интенсивного развития университетских ТРК и телестудий в масштабах страны в целом и на Южном Урале в частности. Однако на практике корпоративное телевидение челябинских вузов зачастую не выполняет всего многообразия задач университетского телевещания, необходимых для его успешного функционирования, а также демонстрирует неготовность к реализации диалоговых отношений (ориентация на монолог, отсутствие постоянной обратной связи с аудиторией, несоблюдение баланса интересов вуза и его общественности).

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Основные положения диссертации дополняют и развивают теорию корпоративных средств массовой информации, фокусируя внимание на таком малоизученном сегменте, как телевидение университетов (и корпоративное телевидение в целом). Выявленные параметры нормативной модели корпоративного телевидения университета, а также предложенные по результатам исследования практические рекомендации определяют вектор развития данного вида СМИ в долгосрочной перспективе, возможной в, условиях установления гармоничных диалоговых отношений между университетом и различными сегментами его внутренней и внешней общественности. Исследование предоставляет универсальную структурно-функциональную методику анализа корпоративного телевещания университетов, которая может быть использована как руководством вузовских ТРК, так и сотрудниками отделов по связям с общественностью и маркетингу региональных вузов.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть внедрены в учебный процесс подготовки профессионалов в сфере журналистики (в рамках специальных курсов по корпоративным СМИ, по типологии средств массовой информации, по тенденциям и перспективам развития современных масс-медиа) и РЯ (в преподавании теории и практики связей с общественностью, теории и практики массовой информации, основ деятельности современной пресс-службы). Кроме того, результаты исследования применимы в реализации медиаобразовательных проектов на базе университетских телекомпаний, функционирующих в качестве площадок для подготовки будущих журналистов, и программ массового медиаобразования. Обладая междисциплинарным потенциалом, диссертационное исследование представляет ценность в теоретическом плане I и для такой отрасли научного знания, как культурология (в контексте изучения университетской корпоративной культуры).

Апробация^ работы: Основные положения и выводы диссертации обсуждались на международных научных конференциях «Речевая агрессия в современной культуре» (Челябинск, 2005), «СМИ — ОбществоОбразование: Модели взаимодействия» (Челябинск, 2007), «Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе» (Челябинск, 2010), «Профессиональная подготовленность выпускников к рынку труда: проблемы и пути решения» (Тюмень, 2008) — на всероссийских конференциях «Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире» (Москва, 2005), «Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной* трансформации социальной среды» (Москва, 2008), «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», (Воронеж, 2009) — на Втором ЮжноУральском социальном форуме «Семья и демография: региональная политика» (Челябинск, 2008), а также на XXX научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ «Культура — искусство — образование: новые аспекты в синтезе теории и практики» (Челябинск, 2009). Ключевые тезисы исследования нашли отражение в 21 публикации, две из которых представлены в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК РФ, а одна является главой учебного пособия для старшеклассников «Введение в журналистику» (под редакцией И. А. Фатеевой, М. В. Загидуллиной).

Научные идеи диссертационного исследования были использованы автором в педагогической деятельности. В качестве преподавателя факультета журналистики Челябинского государственного университета диссертант разработал и внедрил в образовательный процесс авторский спецкурс «Корпоративные СМИ», к настоящему моменту существующий на протяжении трёх лет. С опорой на ключевые положения диссертации осуществляется преподавание дисциплин специализации «Современная печать: особенности, проблемы, перспективы развития», «Современное телевидение: особенности, проблемы, перспективы развития». Кроме того, результаты исследования использовались при создании курса «Журналистика», интегрированного в систему базовых и специальных курсов, предназначенных для студентов кафедры «Режиссура кино и телевидения» факультета театра, кино и телевидения Челябинской" государственной академии культуры и искусств.

Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры периодической печати Уральского государственного университета имени А. М. Горького и рекомендована к защите.

Структура и объем работы: Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем исследования составляет 245 страниц. Библиографический список включает 231 наименование.

Заключение

.

Завершая наше исследование, посвященное изучению университетского телевидения как инструмента формирования корпоративной культуры вуза, обозначим основные выводы, обобщающие результаты работы.

Трансформационные процессы в сфере обработки, передачи и хранения информации, интенсифицировавшиеся в последние десятилетия, продуцируют глобальные изменения в современном обществе, которое вслед за футурологами середины XX века все чаще обозначается как I информационное. В соответствии с прогнозами Т. Стоуньера, Д. Белла и М. Кастельса, намечается тенденция к изменению роли такого значимого социального института, как университет, оказывающегося в авангарде модернизационного движения и призванного решать ряд задач, актуальность которых продиктована временем (обеспечение непрерывного образования, развитие навыков работы универсантов в различных информационных средах, участие в проектах, нацеленных на повышение медиаграмотности современного социума и др.). В этом контексте происходит увеличение значимости всей системы университетских коммуникацийобразовательных, научных, корпоративных.

Мы определили, что в условиях перехода к информационному обществу актуализируются вопросы формирования корпоративной культуры вуза, поскольку именно она позволяет регулировать информационные взаимодействия, воспроизводить уникальность вузовской корпорацииявляется ключевым условием адаптации вуза к изменениям окружающей средыопределяет степень конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг.

Обобщив результаты многочисленных исследований по корпоративной культуре (Й. Кунде, В. А. Спивак, Э. А. Капитонов, Т. О. Соломанидина, Д. Л. Стровский и др.) и адаптировав их к вузовской специфике, мы осуществили дефинизизацию корпоративной культуры университета и сконструировали ее теоретическую модель, опираясь на феноменологические характеристики университета как корпорации. С этой целью мы проследили развитие университетской корпорации в диахронии (от Средневековья к текущему моменту) и синхронии, выявив, что университет обладает всеми признаками корпорации, но корпорации особого типа. Его целеполагание не может быть исчерпано продажей услуг и максимизацией прибыли, и во многом предопределяется внеэкономическими факторами и богатой культурной традицией. Миссия университета, тесносвязанная с воспроизводством, сохранением и преумножением культурных, научных, социальных аксиологических констант, — это не просто «атрибутика», придающая коммерческой корпорации дополнительный социально значимый смысл, а первостепенное условие ее существования.

Исследуя особенности корпоративной культуры университета, мы установили, что в отличие от культуры экономически ориентированных корпораций на нее возлагаются дополнительные задачи: социализация студенческой молодежи и приобщение ее к общечеловеческим ценностямподготовка к вхождению в профессиональную культуру в рамках обучения специалистаинтеграция педагогов в научное сообщество, нематериальная мотивация сотрудников к труду, приобретающая особую значимость в условиях современной российской действительности, когда уровень заработной платы" педагога не соответствует его потенциалу, затрачиваемым усилиям и образованию. Специфика корпоративной культуры университета, кроме всего прочего, обусловлена также полисубъектностью внутрии внеуниверситетского сообщества, сегменты которого не могут быть в полной мере эквивалентны субъектам экономической корпорации: например, студенты могут | быть рассмотрены и как клиенты1 университетской корпорации, в качестве товара получающие знания, и как часть внутренней I общественности,. и как «продукт» деятельности университета, «поставляемый» на рынок труда. Следовательно, многочисленность I I участников корпоративных взаимодеиствии, гетерогенность университетского! сообщества, а также личные качества его субъектов I критичность мышления студентов, повышенный уровень рефлексии преподавателейи т.п.) актуализируют повышенную необходимость установления диалоговых отношений (гармонизирующих интересы всех членов университетской корпорации и ее внешней общественности), а также поиск наиболее адекватных этой задаче коммуникационных инструментов. нашей точки зpeнияj наиболее эффективным каналом корпоративной коммуникации (в' том числе и университетской) являются корпоративные СМИ-. поскольку ¡-они представляют собой «квинтэссенцию корпоративных, коммуникаций» ! (Д. Дегтяренко), усиливая" эффект от других организационных! медиа, и обладают высокимпотенциалом диалогового взаимодействия с различнымисегментамикорпоративной общественности (Д. А. Мурзин). Обратившись к множественным концепциям корпоративных. СМИ, мы обнаружили, что одним из остро дискутируемых вопросов является их статус (принадлежность к журналистике или РК). Точки зрения исследователей на этот вопрос можно разделить, на три группы: 1) корпоративное | издание — продукт РК (А. Д. Кривоносов, ОВ: Бочкин, Д. А. Алексеев и! др.) — 2) корпоративное издание — часть системы СМИ (Д. А. Мурзин, С. Г. Корконосенко, В. В. Ворошилов и пр.) — 3) корпоративное издание «гибридный» феномен, находящийся на стыке журналистского.

РЯ-деятельности (Д. Л: Стровский, В. А. Волкоморов, т.д.). Компромиссным решением. проблемы мы считаем обращение к нбрмативным моделям РК и журналистики, которые I абсолютизируют необходимость предоставления площадки для диалогового взаимодействия всем заинтересованным в коммуникации субъектам. При анализе цели, задач и функций корпоративных СМИ, нами было выявлено особое место диалога в их составе и необходимость интегрировать его в. .. целеполаганиеВ качестве особой разновидности корпоративных СМИ, переживающей период интенсивного становлениямы рассмотрели творчества и ЮВ. Чемякин и телевидение компании, определив его специфические свойства (высокая i информативность! видеоленты, создание эффекта достоверности, облегчение процесса восприятия зрителем информации и т. д.) и его роль. Выявленные закономерности предоставили возможность охарактеризовать уникальные задачи университетского телевидения как объекта нашего исследования I выпуск образовательно-просветительских передач, нацеленных на i обеспечение учебного процесса и обогащение внутреннего мира универсантовсоздание телепрограмм, консолидирующих интересы молодежи и способствующих социализации молодой аудитории, предоставление учебной площадки для подготовки медиа-профессионалов).

Также нами были рассмотрены особенности, отличающие университетское телевидение от телевещания корпораций другого типа, среди них — полисубъектность аудитории, перманентное обновление кадрового состава редакции, широта’тематики и т. д.

Свойства университетского телевидения делают его привлекательным каналом корпоративной коммуникации для современного университета, что определяет интенсивное развитие этого сравнительно молодого сегмента отечественных корпоративных масс-медиа в настоящее время. Анализ текущего состояния телевидения университетов в нашей стране показал большое многообразие форм и разновидностей университетских телестудий и ТРК, которое может быть описано с помощью разработанной нами универсальной типологии вузовского телевещания.

Предпринятое нами исследование практики университетского телевидения на Южном Урале, существующего в двух крупнейших вузах г. Челябинска — ЧелГУ и ЮУрГУ, выявило неравноценность этих вещательных структур с точки зрения воспроизводства и трансляции вузовской корпоративной культуры. Так, университетское телевидение ЧелГУ, выполненное на низком профессиональном уровне журналистской, операторской и режиссерской работы, обновляющееся эпизодически, не имеющее продуманной стратегии развития, оказывает скорее негативное воздействие на корпоративную культуру университета, что подтверждают результаты наших социологических исследований.

Мы также пришли к выводу, что крупнейший университетский телепроект Южного Урала — ЮУрГУ-ТВ, амбициозность которого отражена в уровне технического оснащения, численности привлеченных сотрудников и наборе декларируемых задач (а, соответственно, и в количестве финансовых вливаний), не реализует свой потенциал в формировании и трансляции корпоративной культуры в полной мере. На основании структурно функционального' анализа нами были выявлены очевидные противоречия функционирования телевидения ЮУрГУ на современном этапе, среди которых — гипертрофирование репрезентативной функции в ущерб другим функциям корпоративной культуры, превалирование представителей топ-менеджмента вуза среди героев телеканала на фоне практически полного отсутствия материалов о сотрудниках вуза и представителях профессорско-преподавательского состава (за исключением преподавателей факультета журналистики, привлеченных в эфир в качестве приглашенных «звёзд»), игнорирование интересов преподавателей как сегмента полисубъектного университетского сообщества. Кроме того, было отмечено неоправданное4 увеличение количества передач с корпоративным контентом за счет сокращения числа молодежных и образовательных программ. I.

Несмотря на очевидные различия между вузовскими телевещателями, и телевидение ЧелГУ и ЮУрГУ-ТВ демонстрируют низкую готовность к «диалоговому взаимодействию со своими целевыми аудиториями. Нереализованным остается также потенциал Интернет-коммуникации, игнорирование которого является недопустимым в условиях изменения парадигмы сознания аудитории в связи с расширением её интерактивных возможностей (в контексте выхода на траекторию построения информационного общества).

В данном контексте необходимо предложить ряд рекомендаций руководству университетских телестудий и телекомпаний.

1. Запуск университетского телевизионного проекта (как и любого корпоративного) требует продуманной стратегии развития, четко определяющей задачи, аудиторию, предел финансовых и технических возможностей, кадровое обеспечение и т. п. Создание университетского телевидения как дань моде или с целью удовлетворения амбиций ректората представляется не только неэффективным, но и отрицательно влияющим на формирование и трансляцию корпоративной культуры вуза. В таком случае следует или переосмыслить роль данного коммуникационного инструмента и определить направление его развития на основе социологических i исследований аудитории) или вовсе отказаться от него.

2. Гипертрофирование одних функций корпоративной культуры в ущерб другим ставит под сомнение полноценность ее воспроизводства и репрезентации в эфире университетских телекомпаний. Необходимо стремиться к достижению баланса в реализации всех функций корпоративной культуры университетским телевидением.

3. Игнорирование какого-либо из сегментов вузовской общественности i например, преподавателей) приводит к нарушению целостности сообщества I и его разобщению. Следует откликаться на запросы всех субъектов университетского сообщества, в частности предлагая телевизионные материалы о профессорско-преподавательской аудитории как ведущем участнике образовательного процесса.

4. Сужение. спектра задач университетского телевидения посредством наращивания объема корпоративных программ за счет «вымывания» из эфира молодежных и образовательно-просветительских передач негативно сказывается на восприятии эфира университетской телестудии или ТРК аудиторией. Тем более недопустимо замещение образовательных и молодежных программ корпоративными. С нашей точки зрения, необходимо расширение спектра образовательных передач, повышение их 1 периодичности, согласование с учебными циклами, увеличение разнообразия г научно-популярного контента. Следует также развивать молодежное вещание, смещая* акценты к освещению в эфире вузовского телевидения социально-значимых проблем, актуальных для современной молодой аудитории.

5. Преобладание в эфире университетского телеканала постоянно повторяющихся корпоративных передач, описывающих университетское пространство с позиций монументальности, эпохальности и проч., с течением времени вызывает отторжение внутренней аудитории, с учетом того, что корпорация такого типа, как правило, включающая тысячи человек, не обходится без проблем и противоречий, которые должны выноситься на «форум», модерируемый корпоративным телевидением университета. В этой связи необходимо использовать весь спектр форм обратной связи между телевидением, руководством вуза и его общественностью, в особенности I интерактивных возможностей Интернет-коммуникации, предоставляемых сайтом телекомпании, обязанным работать в тесном и слаженном сотрудничестве с телецентром и способным организовать не только диалоговые, но и полилоговые взаимодействия с аудиторией.

6. Функционирование корпоративного университетского телевидения, ориентированного на смешанную аудиторию (как и в случае с корпоративной I печатью) представляется неперспективным, поскольку оно не учитывает в полной мере интересы ни внешнего, ни внутреннего сообщества. С учетом высокой затратности корпоративного телевидения, следует рекомендовать частичное разделение контента по аудиторному признаку (за счет возможностей Интернет-коммуникации, посредством создания «окон» с внутренним контентом в сетке вещания и др.).

Мы считаем, что выполнение перечисленных выше рекомендаций способно определить пути к решению ключевых проблем университетского телевидения в его актуальном состоянии, приближая существующие университетские телекомпании к нормативной модели, с которой связаны перспективы данного направления вещания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Интервью с Д. Д. Дегтяренко) Электронный ресурс. // Mediaatlas. —i
  2. URL: http://www.mediaatlas.ru/items/?cat=analitics&id=6 (датаобращения: 15.03.2008). — Загл. с экрана.
  3. , И. Ю. Этнонациональный фактор корпоративной культуры современных российских организаций Текст.: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 / И. Ю. Абалов. М., 2006. — 23 с.
  4. , Д. А. Корпоративное издание в- формировании имиджа регионального вуза (На примере комплекса изданий Ухтинского государственного технического' университета)/ Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / Д. А. Алексеев. СПб., 2005. — 188 с.
  5. , И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров Текст.': учебник / И. В. Алешина. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 480 с.
  6. , М. С. Личность в корпоративной культуре Текст.': дис.. канд. культурол. наук: 24.00.01 /М. С. Ананьин. -М., 2005t 193 с.
  7. , Е. JI. Изменение подходов к понятию «организация» на современном этапе Текст. / Е. JI. Андреева // Известия Уральского государственного университета. — 2004. — № 29. — С. 30—37.
  8. , Ш. Трудности перевода : а вашей компании требуется пересказ, с «корпоративного» на «человеческий»? Текст.: пер. с англ. / ШэронI
  9. Бартон // PR в России. 2006. — № 2 (66). — С. 2−6.
  10. , M. М. Эстетика словесного творчества Текст. / M". М. Бахтин — примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.-444 с.
  11. Н.Белл, Д. Социальные рамки информационного общества Текст.: пер.- с англ./ Дэниел Белл // Новая технократическая волна на Западе / отв. ред. П. С. Гуревич. -М.: Прогресс, 1986. С. 330−342.
  12. , В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в. двадцать первый век Текст. / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1991 — 412 с.
  13. , А. Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутацииIбизнеса: Текст. учебно-практическое пособие / А. Э. Бинецкий. -М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. 240 с.
  14. , С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? Текст.: пер. с англ. / Сем Блэк. — М.: Новости: Модино пресс, 1990. — 240 с.
  15. Болыная энциклопедия Текст. В162 томах. Т. 23. — M.: ТЕРРА, 2006. -592 с.
  16. , А. Западные тенденции и российские реалии Текст. /I
  17. А. Борисов // Советник. 2006. — № 4 (124). — С. 11−13.
  18. , Е. Б. Мсжкультурно-партисипативный подход как теоретико-методологическая" стратегия. формирования" межкультурной педагогической компетентности Текст.: / Е. Б. Быстрай // Вестник ОГУ. 2003. — № 6. — С. 78−83.
  19. В: МедиаСоюзе появилась Гильдия. корпоративной- прессы Электронный ресурс. // Гильдия издателей периодической печати. -2004. | 04 ноября.. URL: http ://www. gipp .ru/op ennews. php? id=4087&tyue=0a (дата обращения: 06:02.2008). — Загл. с экрана.
  20. Васенина, И: Показатели корпоративной культуры вуза Текст. / И- Васенина, В. Черняева // Высшее образование в России. 2004. — № 1.-С. 76 80.
  21. , Г. Маркетинговые коммуникации — современныйинструмент1 у правления бизнесом Электронный ресурс. / Г. Верников
  22. Группа компаний- «Верников: и Партнеры" — Официальный сайт.
  23. URL.: hitp: y/www.vpg.ru/main.mhtml?PubID=26 (дата обращения 04.04.2010). Загл. с экрана.i. .
  24. , Р. П. Учебное телевидение в вузе / Р. Н. Винник,
  25. В. С. Мешкунов: Киев — Одесса: Выща шк. Головное изд-во, 1989. —1.<
  26. A. В. Виноградов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2006. j6. С. 50−54.j
  27. Вишнякова,! Е. Чем корпоративное СМИ похоже на глянец. I
  28. Любопытные аспекты создания журнала для клиентов в секторе Ъ2Ъ Текст. / Е. Вишнякова // PR в России. 2004. — № 11. — С. 14.
  29. Влияние социальных коммуникаций на престиж регионального вуза Текст. / под ред. О. В. Шиняевой. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. 128 с.
  30. Ворошилов,"В. В. Журналистика Текст.: учебник. 4-е издание /
  31. B. В. Ворошилов. — СПб.: Изд-воМихайлова В. А., 2002. 656 с. I
  32. , В. М. Институализация паблик рилейшнз как фактор формирования и развития информационного рынка Текст. /1.1
  33. В. М. Горохов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2001. —3. С. 67^-73.
  34. М: Вест-Консалтинг, 2008. 220 с.
Заполнить форму текущей работой