Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность общества актуализировала необходимость реорганизации системы художественного образования через модернизацию системы непрерывного образования, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов для предприятий народных художественных промыслов и других отраслей народного хозяйства России. Сложившаяся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-педагогические аспекты развития ху- 17 дожественно-творческих способностей учащихся
    • 1. 1. Педагогическая значимость народного художествен- 17 ного промысла Гжель. История открытия и становления русского фарфора
    • 1. 2. Педагогические аспекты развития художественно- 23 творческих способностей учащихся
    • 1. 3. Педагогические условия построения системы непре- 49 рывного художественного образования учащихся
    • 1. 4. Педагогическая направленность развития художест- 65 венно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования
    • 1. 5. Педагогическое моделирование процесса развития 73 художественно-творческих способностей учащихся
  • Выводы
  • Глава 2. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях системы непрерывного образования
  • Дошкольное учреждение как первоначальный этап художественного образования
  • Педагогические функции средней общеобразователь- 97 ной школы по развитию художественно-творческих способностей школьников
  • Педагогические условия развития художественно- 108 творческих способностей учащихся в период начальной профессиональной подготовки
  • Педагогическая сущность развития художественно- 111 творческих способностей учащихся в период средней профессиональной подготовки
  • Педагогические особенности развития художествен- 115 но-творческих способностей студентов в вузе
  • Педагогические условия построения модели развития 119 художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования
    • 2. 1.
  • Выводы
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффектив- 137 ности развития художественно-творческих способ-Ф ностей учащихся в условиях непрерывного образования
    • 3. 1. Постановка цели и задач опытно-экспериментальной 137 работы
    • 3. 2. Методика проведения опытно-экспериментальной 144 работы
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной рабо- 163 ты
  • Выводы

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов декоративно-прикладного искусства с развитыми художественно-творческими способностями, обладающих высокими профессиональными умениями и навыками, эрудицией, являющихся развитыми личностями, способными к творческой профессиональной деятельности, самоопределению, саморегуляции и саморазвитию.

Потребность общества актуализировала необходимость реорганизации системы художественного образования через модернизацию системы непрерывного образования, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов для предприятий народных художественных промыслов и других отраслей народного хозяйства России. Сложившаяся практика подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства недостаточно обоснована с научно-педагогической точки зрения, зачастую вне связи с художественной культурой бытования народных художественных промыслов, в отрыве от производства, когда не в полной мере используются традиции и самобытность национального искусства. Теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей нашли отражение в работах философов: Б. С. Гершунского, Б. Т. Лихачева, Л. П. Печко и другихпсихологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и другихпедагогов, рассматривающих развитие художественно-творческих способностей в русле общеобразовательной и профессиональной подготовки: В. С. Кузина, В. И. Козлова, Т. А. Кобцевой, Г. В. Лабунской, Н. Н. Ростовцева, Л. Г. Савенковой, Н. Н. Фоминой, Л.В.Школярхудоэ/сников, раскрывающих проблему взаимодействия культуры, художественного воспитания и развития личности: М. С. Соколова, М. Н. Семенова, С. А. Федорова, В. С. Щербакова.

Исследования педагогов и социологов показывают, что налицо комплекс социально-педагогических, экономических противоречий между потребностями предприятий народных художественных промыслов в специалистах с высокоразвитыми художественно-творческими способностями и реальной действительностью этих предприятий и жизненными планами современной молодежи.

С одной стороны, повышаются требования к качественной художественно-эстетической подготовке учащихся (создаются новые типы учебных заведений — художественные лицеи, колледжи, гимназииоткрываются учреждения начальной, средней и высшей художественно-эстетической профессиональной подготовкиразрабатываются сквозные учебные планы и учебные программы, альтернативные учебники по предметам художественно-эстетического цикла), а с другой стороны, явно ощущается невостребованность молодых специалистов, особенно с художественным образованием, на предприятиях народных художественных промыслов. Это в значительной степени снижает качество подготовки молодых специалистов и эффективность работы учебно-воспитательных заведений.

Развитию художественно-творческих способностей учащихся препятствуют в немалой степени и разрушение прежних обычаев, традиций, художественных ценностей и крайне медленное воссоздание новых. Развитие художественно-творческих способностей — длительный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается вплоть до получения высшего профессионального образования, на практике же все еще не отработана преемственность между ступенями системы художественного образования. Сама же система непрерывного художественного образования (детский сад — школа с углубленным изучением ДЛИ колледж — вуз) недостаточно интегрирована с производствами народных художественных промыслов России.

Еще недавно проблематика развития художественно-творческих способностей учащихся и профессиональная подготовка специалистов определялись госзаказом государственных предприятий и организаций, а с изменением социального и экономического курса страны (государственного и негосударственного сектора экономики) определяется и потребность в диверсификации системы образования. Поэтому при подготовке специалиста, наряду с реализацией новой парадигмы образования, возникла необходимость реализации экономической составляющей рыночных отношений и новых потребностей рынка труда.

В педагогической науке недостаточно разработаны научно-педагогические положения подготовки специалистов с развитыми художественно-творческими способностями в соответствии с историко-культурными ценностями, с территориальными особенностями народных художественных промыслов и производств по изготовлению высококачественной художественной продукции.

Проблема исследования заключается в разрешении вышеперечисленных противоречий, поэтому был сделан выбор темы, проблему которой можно сформулировать вопросом: каковы теоретико-педагогические особенности художественно-творческих способностей учащихся в процессе непрерывного образования, модель и педагогические условия, обеспечивающие их дальнейшее функционирование? Решение проблемы составляет цель исследования.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования — «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования».

Цель исследования заключается в научном обосновании теоретико-педагогических аспектов развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе непрерывного образования и построении модели, обеспечивающей их функционирование и дальнейшее развитие.

Объект исследования — теория и практика развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования.

Предмет исследования — педагогический процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования (детский сад — школа — колледж — вуз) и производства.

Гипотеза исследования. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования заметно повысится, если:

— будут определены теоретико-педагогические предпосылки и условия развития художественно-творческих способностей учащихся на разных уровнях и ступенях учебных заведений художественной направленности;

— будет разработана и апробирована многоуровневая модель системы непрерывного образования, в которой традиционная структура системы образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования) будет дополнена учреждениями художественного образования и отвечать требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности обучения и воспитания учащихся;

— налажены структурно-функциональные и содержательные связи между учебно-воспитательными заведениями и учреждениями дополнительного образования, обеспечивающие последовательность педагогических воздействий, направленных на развитие художественно-творческих способностей учащихся в интеграции с предприятиями народно-художественных промыслов, их историей становления и бытования;

— система непрерывного образования будет ориентирована на созидательную творческую деятельность и развитие художественно-творческих способностей посредством реализации содержания художественного образования (учебные планы, учебные программы), государственного стандарта образования, применения профессионально-деятельностного подхода х учетом саморазвития, самосовершенствования учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

— определить теоретико-педагогические предпосылки, факторы и условия профессиональной ориентации и развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования;

— разработать и апробировать модель многоуровневой системы непрерывного художественного образования, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей: детский сад — школа — колледж — вуз;

— обосновать педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

— опираясь на результаты исследования, разработать рекомендации развития художественно-творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся в условиях непрерывного художественного образования.

Общая методология исследования определяется потребностью выявления наиболее значимых философских и педагогических теорий, взглядов, обеспечивающих целенаправленное развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования:

— художественно-педагогический аспект: развитие творческих способностей в процессе гуманитарно-художественного воспитания и обучения (И.В.Марченко, В. В. Давыдкина, Р. А. Данилина и др.);

— системно-целостный подход к развитию личности, в котором художественно-творческие способности формируются на основе идей современной дидактики развивающего обучения (Л.В.Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. П. Саксонова, О. Г. Радомская и др.), личностно-дея-тельностного подхода (Е.В.Бондаревская, М. А. Данилов, В.И.Загвя-зинский, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, З. И. Равкин, Е.Н.Шиянов);

— педагогические аспекты проблемы художественного воспитания (Г.В.Лабунская, Б. П. Юсов, А.А.Мелик-Пашаев, Е. М. Торшилова, А. А. Дмитриева, Н. А. Кушаев и др.);

— инновационные технологии подготовки учителя изобразительного искусства в вузе (В.С.Кузин, Н. Н. Ростовцев, Л. В. Школяр, Л. Г. Савенкова и др-);

— системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования в интеграции с производством (А.А.Андреева, В. М. Логинов, Н. М. Таланчук, Ю. А. Кустов, В. НМещеряков, Е. М. Торшилова и др.).

Методологически значимыми для нашего исследования в аспекте искусствознания, теории и практики художественного творчества, декоративно-прикладного искусства явились фундаментальные исследованиях академика.В. С. Кузина, с позиций историзма развития изобразительного искусства раскрывающего искусство древнего мира, искусство средних веков, искусство Возрождения, искусство западноевропейских стран, русское и советское искусство и архитектуру.

Результаты и анализ, выводы и рекомендации этих исследований являются основополагающими в теории и практике изучения молодыми художниками России основ изобразительной грамоты (рисунка, живописи, композиции, лепки) и декоративно-оформительского искусства.

Исследования В. М. Логинова раскрывают условия социально-профессионального становления молодежи в образовательном комплексе, на примере города Гжель, в котором раскрываются основные тенденции развития художественных способностей учащихся среднего профессионального художественного образования. В работах Л. П. Саксоновой художественное образование рассматривается как фактор развития профессионально значимых, творческих качеств студентов педагогического колледжа. В публикациях В. В. Давыдкиной анализируются современные подходы развития художественных знаний, умений и навыков в контексте единства содержания и формы. В монографиях А. В. Морозова и Д. В. Чернилевского раскрываются педагогическая сущность, структура и содержание креативной педагогики и психологии, формулируется концептуальная модель формирования креативной индивидуальности педагога в современной высшей школе России, показываются особенности развития мотивации педагогического творчества в условиях непрерывного образования.

Для решения поставленных задач (и в соответствии с методологической основой исследования) были использованы следующие методы исследования: теоретического исследования (анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы) — эмпирического исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, изучение художественного творчества учащихся, констатирующий и формирующий эксперименты, экспертная оценка, тестирование, табличное представление уровней сформированности художественно-творческих способностей учащихся).

База исследования. Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель». Экспериментальные работы проводились в ходе построения системы непрерывного художественного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, Гжельском художественно-промышленном колледже, Гжельской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, учебно-культурного научно-производственного центра «Гжель», студии изобразительного искусства средней школы № 6 Раменского района Московской области.

Объектом специального изучения и эксперимента явились учебно-воспитательные учреждения народного художественного промысла «Гжель» Раменского района Московской области.

Организация и этапы исследования. Исследование состояло из трех основных этапов, которые проводились в течение 2000 — 2005 годов, различавшихся по характеру решаемых задач и методам их решения.

На первом, подготовительном, этапе исследования (2000 — 2001 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, проводился анализ педагогической практики художественного образования, констатирующий эксперимент, разрабатывались методологические положения, а также модели системы непрерывного образования с программным обеспечением.

На втором, основном, этапе (2002 — 2004 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент, выявлялись педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся, определялся уровень эффективности разработанной модели функционирования системы непрерывного образования, оценивались результативность и условия ее сопряжения с производством, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, уточнялись теоретические положения исследования.

На третьем, заключительном, этапе исследования (2004 — 2005 гг.) осуществлялись качественная и количественная обработки полученных результатов, корректирование педагогического обеспечения развития художественного творчества учащихся в системе непрерывного образования и внедрения обобщенных материалов в практику, оформление диссертационной работы. На этом этапе исследования диссертант выступал не только в роли организатора и педагога, но и непосредственного участника учебно-воспитательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию учащихся.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— определены теоретико-педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

— на основе опытно-экспериментального исследования выявлены и научно обоснованы основные факторы и направления построения системы непрерывного художественного образования;

— представлена многоуровневая система непрерывного профессионального образования, ориентированная на развитие художественно-творческих способностей учащихся;

— разработана и апробирована модель, раскрывающая этапы развития художественно-творческих способностей учащихся;

— разработаны методические материалы, рекомендации развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования в интеграции с производством.

Теоретическая значимость результатов выполненного исследования обусловлена его вкладом в теорию развития художественно-творческих способностей и в обоснование целенаправленного развития художественно-творческих способностей учащихся, разработку научных основ создания ¦ педагогических условий для построения непрерывной системы художественного образования. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем развития креативности учащихся в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретико-педагогические положения и разработанные научно обоснованные рекомендации функционирования учебно-воспитательного комплекса системы непрерывного художественного образования обеспечивают развитие художественно-творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся, а также начальной, средней и высшей профессиональной подготовки специалистов посредством интеграции содержания, форм и методов обучения с производством и рынком труда.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на ежегодных научно-практических конференциях Гжельского государственного художественно-промышленного института (2003 г., 2004 г.), НИИ общего образования Минобразования и науки Российской Федерации (2003 -2005 гг.), Борисоглебского государственного педагогического института (Воронежская область, 1999 — 2001 гг.) — выступления автора по проблематике диссертационного исследования на Всероссийском конгрессе «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы» г. Орел (ОГУ, 2005 г.), XXIV ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях по теме: «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г. Волгоград, 2005 г.), научно-практической конференции «Инновационные проблемы педагогического образования» г. Таганрог (ТГПИ, 2005 г.), городских и районных педагогических семинарах-совещаниях г. Раменское (Московская область) — персональных художественных выставках картин автора: г. Воронеж (2002 г.), г. Борисоглебск (Воронежская область, 1998 г., 2001 г.), Гжель (Московская область, 2002 г., 2003 г.), выставочных залах художественно-графических произведений искусств «Итера» г. Москва (2004 г.), Гжельской общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (2004 г.) Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель». Экспериментальные работы проводились в ходе построения системы непрерывного художественного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, Гжельском художественно-промышленном колледже, Гжельской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, учебно-культурного научно-производственного центра «Гжель», студии изобразительного искусства средней школы № б Раменского района Московской области.

Достоверность исследования обеспечивается:

— научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, педагогике, психологии, теории изобразительного искусства;

— научно обоснованными показателями экспертных оценок учебных рисунков, лепки, графики, художественных картин и художественной керамической продукции (фарфор, фаянс, полуфаянс) «Гжель»;

— опытно-экспериментальной проверкой основных положений развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных и художественных школ, студентов художественно-промышленного колледжа и института, репрезентативностью выборки участников эксперимента. Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель».

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается наиболее эффективно в условиях непрерывной системы образования целенаправленным, комплексным педагогическим воздействием в местах бытования народного художественного промысла, в русле его историко-культурных традиций и ценностей, в оптимальном сочетании теоретической и практической подготовки на учебно-производственной базе учебного заведения, при совместной и комплексной педагогической деятельности педагогов, художников-наставников, мастеров художественно-производственного обучения.

2. Педагогические условия характеризуются степенью интеграции уровней начального, среднего и высшего профессионального образования и определяются: содержанием, формами и методами обучения и воспитания обучаемыхорганизацией и управлением образования, а также средствами промышленного производства продукции декоративно-прикладного искусства, при котором развитие художественно-творческих способностей (общих способностей и специально-художественных способностей) есть целостный процесс художественной деятельности, активного вовлечения учащихся в процесс художественного творчества по развитию природных художественных задатков ребенка, имеющим своим направлением художественно-эстетическое мастерство подготовки специалиста.

3. Синтез знаний, практических умений и навыков, направленный на развитие художественно-творческих способностей учащихся, наиболее успешно обеспечивается в системе непрерывного образования на основе органического сопряжения учебных планов, учебных программ, учебнометодических пособий и материалов и организации учебного процесса в интеграции с производством народного художественного промысла, реализующих общеобразовательную и профессиональную художественно-эстетическую подготовку учащихся.

4. Разработанная модель системы непрерывного образования закладывает основы художественно-эстетического и духовного воспитания ребенка, обеспечивает развитие художественно-творческих способностей учащихся. Построение системы непрерывного образования с ориентацией на целостность, комплексность, обеспечивает педагогическую эффективность обучения и воспитания учащихся, развитие личности на принципах исторических и духовных народных традиций, национального декоративно-прикладного искусства, бытования народного художественного промысла «Гжель». Инновационное образовательное пространство народного художественного промысла в интеграции с содержанием, формами и методами практической художественной подготовки учащихся обеспечивает развитие художественно-творческих способностей, становление и развитие профессиональных качеств будущих специалистов.

Структура работы состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения.

Выводы.

Как показывают приведенные выше данные, проводимой нами опытно-экспериментальной работы, результативность развития художественно-творческих способностей учащихся достаточно высока. В течение последних трех лет все учащиеся, которые обучались в системе непрерывного образования на разных уровнях, построенной на теоретико-методологической базе по развитию художественно-творческих способностей учащихся, показывали высокую профессиональную художественную подготовку. Это свидетельствует о педагогической валидности теоретических расчетных данных и полученных результатов на практике, а также о высокой результативности рекомендованной системы непрерывного образования, как фактора развития художественно-творческих способностей учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Педагогическая направленность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается, с одной стороны теоретико-педагогическим обоснованием форм, методом, средств и методикой художественного воспитания, с другой, потребностью производства, рынка труда в специалистах с художественным образованием. Эффективность развития художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается в системе непрерывного образования посредством выбора типа учебного заведения, содержания обучения, применением современных инновационных технологий.

Формирование художественно-творческих способностей осуществляется на основе индивидуальных природных задатков и с учетом индивидуальных особенностей психофизиологического развития учащихся.

Организация учебно-воспитательного процесса строится в системе непрерывного образования с учетом принципов соответствия потребностей учащихся в развитии художественно-творческих способностей и возможностей теоретической и практической реализации, обусловленных постепенным переходом от простого к сложному, от репродуктивной деятельности к продуктивной и творческой деятельности.

Интеграция компонентов системы художественного образования (дошкольного воспитания, общего среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования) при тесном взаимодействии с производством художественных изделий и рынком труда, обеспечивает создание непрерывной системы образования и выступает важным педагогическим условием развития художественно-творческих способностей учащихся.

Развитие художественно-творческих способностей осуществляется успешно при условии формирования положительной мотивации школьников, органического сочетания научно-теоретической подготовки с практической самостоятельной работой и получением конечного положительного результата. Это достигается посредством воспитания трудолюбия, усидчивости, работоспособности учащихся в выполнении заданий оптимальной трудности, дозированием с высоким уровнем творческих требований со стороны педагога.

Интегрированные педагогические технологии обучения, воспитания, и развития художественно-творческих способностей обеспечивают органическое взаимодействие содержания обучения с практической художественной деятельностью учащихся. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается педагогической направленностью историко-культурного наследия и традиций народных художественных промыслов.

Разработанная модель системы непрерывного художественного образования, реализующая педагогические условия целостности, непрерывности и комплексности учебно-воспитательного процесса, обеспечивает художественно-эстетическое, духовное воспитание и развитие художественно-творческих способностей учащихся.

Таким образом, разработанные в исследовании педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся представляют собой как целостную совокупность мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов системы непрерывного образования, охватывающие данный образовательный процесс от целевых установок до сформированной с профессиональными художественными умениями и навыками и творчески развитой личности студента. Следовательно, данная технология является концептуальной, эффективной, системной, комплексной, что подтверждается опытно-экспериментальной работой.

Данное диссертационное исследование не может претендовать на завершенное научное описание всех аспектов такого сложного и многогранного процесса как развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования. К важнейшим проблемам, требующим дальнейших исследований, следует отнести разработку теоретико-педагогических основ рисунка, живописи, композиции, архитектуры в развитии художественно-творческих способностей учащихсяразработке диагностических методик и критериев определения художественных и творческих способностей учащихсяприменения современных инновационных технологий совершенствования учебно-воспитательного процесса художественно-эстетического цикларазработке путей создания сквозных, интегра-тивных учебных планов и учебных программ всех уровней системы непрерывного художественного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Проверьте свои способности. СПб.: Лань, 1998. — 159 с.
  2. В.А. Психология личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-89 с.
  3. H.A. Диагностика педагогических способностей /Под ред. М. Р. Гинзбурга. М. — Воронеж, МОДЭК, 1997. — 80 с.
  4. A.A. Гжель: от игры к профессии. ТОО «Гжель». М.: 1994. -160 с.
  5. К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
  6. Апполон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура / Под ред. А. М. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997. — 775 с.
  7. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. М.: МГИК, 1992. -237с.
  8. В.В., Волковысский И. В., Кадария, Ф.Д., Шепелев Е. М. Управление персоналом. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 448 с.
  9. Актуальные проблемы социальной работы, экономики, образования и культуры / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов-на-Дону: Новый бизнес, 2004. -264 с.
  10. Ю.К. Избр. педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  11. A.B. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999.-175 с.
  12. А. Измерение умственных способностей. Пер. с фр. / А.Бине. -СПб.: Союз.-431с.
  13. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 19.81. — 96 с.
  14. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1984.-496 с.
  15. Большой психологический словарь / Сост. общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб, Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
  16. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботовой. М.: Академия, 2002. 208с.
  17. Н.К. Развитие творческих способностей учащихся — М.: Центр «Педпоиск», 1999. -144с
  18. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Под ред. А. Г. Габричевского. -М.: Всесоюзн. академ. архитектуры. Т. 1. — 1936. — 332 с.
  19. Л.С. Психология искусства. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986.-573 с.
  20. С.И. Уроки профессионального творчества. М.: Академия, 1999.- 160 с.
  21. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент! / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. М.: Центр «Валера», 1996. — 100 с.
  22. Вьюжек, Том. Логические игры, тесты, упражнения для усиления концентрации внимания, увеличения объема памяти, развития пространственного воображения, повышения скорости мышления, расширения творческого потенциала. -М.: Эксмо, 2003. -296с.
  23. Г. Ф. Система образования малого города России. Монография. М.: МПГУ, Прометей, 2000. — 180с.
  24. Г. Ф., Богданов И. Е. Проблемы развития культуры и образования. Монография. Борисоглебск, БГПИ, 1998. — 156с.
  25. О.С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М.: Владос-Пресс, 2003.- 384 с.
  26. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Современные образовательные теории. — М.: Университетская книга, 2004. 256 с. .
  27. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  28. В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ИХО РАО, 2004.
  29. P.A. Гуманитарно-художественное воспитание как приоритетное направление современной образовательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ИХО РАО, 2001.
  30. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.-200 с.
  31. А.Н. История образования и педагогической мысли. — М.: Владос-Пресс, 2004. 400 с.
  32. .А. Психология типов личности. М.: Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 503 с.
  33. Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М.: Просвещение, 1991.-223 с.
  34. В.И. Российские реформы: социология, экономика, политика. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. — 508 с.
  35. Занков J1.B. Избр. педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.
  36. А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологи в систематическом изложении. М.: Академия, 1999. — 216 с.
  37. Инновационные технологии образовательной области «Искусство»: Материалы пед. чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии» (Москва 4−9 февраля 2002г) / Ред.-составитель Л. Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2002. — 356 с.
  38. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Материалы Межд,. конф. «Искусство и дети: Проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке». Ред.-составитель Л. Г. Савенкова. М.: ИХО РАО, 2003. 275 с.
  39. История художественного образования в России XX века (в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков). T.I. М.: Педагогика, 2002. — 474 с.
  40. История художественного образования в России (проблема культуры XX века). Под ред. Н. Н. Фоминой. М.: Изд. дом РАО, 2003. 445с.
  41. Изобразительное искусство в подготовке учителя. Программа с метод, реком. для спецкурсов и спец. «Педагог дополнительного образования». Сост. Э. Т. Ардаширова, Ю. В. Куделько. Уфа.: Башкирский госпедунивер-ситет, 2000. — 42 с.
  42. История русского искусства: в 3-х томах. T. I / Под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1991. — 508 с.
  43. Д.А. Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана. Автореф. дис.. .докт. пед. наук. М.: Mill У, 2001.
  44. Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение. 4.2. М.: ЦГЛ, 2004. — 192 с.
  45. Т.И. Педагогическая оценка рисунков с натуры в I IV классах детской художественной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: НИИ худож. воспитания АПН СССР, 1987.
  46. Я.А. Избр. пед. соч.: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. -656 с.
  47. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. -М.: МОДЭК, 1998. 128с.
  48. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: 1977.
  49. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.: Просвещение, 1984. 319 е., ил.
  50. В.И. Принципы активной педагогики. Что и как преподавать в современной школе. М.: Академия, 2001. — 120 с.
  51. Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 120 с.
  52. C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Монография. Воронеж, 1997. — 236 с.
  53. Красная книга культуры. /Сост. В. Л. Рабинович. М.: Искусство, 1989. -423 с.
  54. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 1999.-384 с.
  55. В.М. Психология и педагогика. — М.: Высшая школа, 2001.-319с.
  56. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М.: АПК и ПРО, 2002.-24 с.
  57. О.А. Формирование художественного мышления подростков в условиях общеэстетического отделения ДГТТИ. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: НИИ эстетического воспитания РАО, 1995.
  58. А.Н. История фаянса. Берлин.: Гос. изд-во РСФСР, 1923. — 128 с.
  59. B.C. Системное развитие школы. М.: Педобщество России, 2002. — 304 с.
  60. Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли. -М.: Гардарики, 2003. 603 с.
  61. О.Е. Управление образовательными системами. М.: Университетская книга, 2004. — 136 с.
  62. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: АПН СССР, 1988.-203 с.
  63. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Выс. школа, 1989. — 360 с.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-305 с.
  65. Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия,• 2001.-320 с.
  66. Лейтес Н.С. .Возрастная одаренность и индивидуальные различия. -М.: МОДЭК, 2003.-463 с.
  67. В.И. Совершенствование управления территориальной образовательной системой: Организационно-экономические и информационные аспекты. М.: Академия, 2003 .-368 с.
  68. К. -Акварель. Первые шаги. М.: Апрель ACT, 2004. — 35 с.
  69. В.М. Новь древней Гжели. М.: Московский рабочий. 1986. -^ 112 с., ил.
  70. В., Скальский Ю. И ваши дни благословенны./Из истории российской керамики. М.: Алгоритм, 2001. — 336 е., с ил.
  71. В.М. Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города (на примере города ГЖЕЛЬ). Ав-тореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, НИИ СПО РАО, 2000.
  72. И.В. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену. Автореф. дис.. .канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1999.
  73. Г. С., Меркин Б. Г. Путь к сотворчеству. М.: Просвещение,• 1991.-128 с.
  74. М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 23 8 с.
  75. Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в. регионе. Казань, ИСПО РАО, 1998.-128 с.
  76. A.B., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
  77. A.B. Формирование креативности педагога в условиях непрерывного образования. М.: Изд-во ИГУМО, 2003. — 192 с.
  78. Методика обучения рисованию в восьмилетней школе. Под ред.
  79. A.П.Фомичева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 361 с.
  80. Народный промысел «Гжель». Сб. метод, материалов / Под ред.
  81. B.М.Логинова, А. А. Андреевой. М.: НМЦ СПО, 1995.-137 с.
  82. A.M. Методология образования. М., 2002. — 320 с.
  83. Непрерывное педагогическое образование. Вып. 3. ВГПУ, Волгоград: Перемена, 1994. 77 с.
  84. Непрерывное педагогическое образование. Вып. 4. СПб, Образование, 1994.- 84 с.
  85. Образование, которое мы можем потерять. Сб. статей. Под ред. В. А. Садовничего. -М.: МГУ 2002. 288 с.
  86. Е.П. Педагогические условия совершенствования художественно-эстетического сознания учителя мировой художественной культуры. Автореф. канд. дис. М.: ИХО РАО, 2004.
  87. К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. 2-е изд. -М.: Флинта-Наука, 2002. — 88 с.
  88. Профессиональное образование // № 10, 2000.
  89. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового типа. /Под ред. АЛ.Тряпицыной. СПб, Образование, 1995. — 171с.
  90. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 530 с.
  91. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  92. Проблемы непрерывного профессионального образования: региональный аспект: Материалы региональной научно-практической конференции. -М., 1997.-224 с.
  93. О.С. Русская народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. -М.: Всесоюзн. кооперат. изд-во, 1957. 131 с.
  94. Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как эффективное средство их воспитания и адаптации в социальной среде. Сб. статей. Архангельск: АО ИППК РО, 2001. — 120 с.
  95. Ф. Теория гештальттерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 384 с.
  96. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб, Питер, 2004. — 560 с.
  97. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство IV-VI классы. Под ред. П. А. Стеллиферовской. М.: Минпрос. РСФСР, 1985. -18 с.
  98. Программы факультативных занятий для средней школы с углубленным изучением изобразительного искусства 7−10-е классы. М., НИИ художественного воспитания АПН СССР, 1985. -16 с.
  99. Педагогика. Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  100. Педагогика. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2003.-608 с.
  101. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева. М.: Академия, 1998. -512 с.
  102. A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом.
  103. М.: Просвещение, 1982. — 160 е., ил.
  104. О.И. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: ИХО РАО, 2004.
  105. JI.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.- 607 с.
  106. М.М. Формирование творческой педагогической деятельности у студентов в процессе освоения ими традиций народного декоративно-прикладного искусства. Автореф. дис. .канд. пед. наук. НИИхудож. воспитания АПН СССР, 1992.
  107. Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2004.-480 с.
  108. Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. -М.: Владос-Пресс, 2003. 333 с.
  109. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 239 е., ил.
  110. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / Под ред.
  111. A.М.Прохорова. Т.2. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 675 с.
  112. Е.Г., Зязюн И. А., Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах
  113. B.А.Сухомлинского. -М.: Педагогика, 1991. 112 с.
  114. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, 2004. — 224 с.
  115. JI.C. Основы общей психологии: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  116. Л.П. Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа. Авто-реф. дис.. .канд. пед. наук. Тольятти, 1997.
  117. Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: Монография. Волгоград: Перемена, 2003.-260 с.
  118. С.А. Образовательная квалиметрия в системе повышения квалификации. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. — 160 с.
  119. Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность. — Волгоград: Перемена, 2003. 181 с.
  120. А.Э. Развитие способностей к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: МОДЭК, 2003. — 271 с.
  121. Советский фарфор. Под ред. А. В. Луначарского и др. М.: Московск. худ. изд-во, 1927. -48 с.
  122. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию -М.: Академия, 2003. 192 с.
  123. В.А. Педагогика. М.: Академия, 2004. — 576 с.
  124. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001.-304 с.
  125. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  126. A.A. Учебный натюрморт. — М.: Искусство, 1955. — 64 с.
  127. Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции. 4.3. Обнинск, 2001. — 80 е., цв. ил.
  128. М.С. Художественная роспись по дереву: технология народных художественных промыслов. М.: Владос, 2002. — 304 с.
  129. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. -М.: Флинта, 1998.-364 с.
  130. Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. -207 с.
  131. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.-286 с.
  132. А.И. Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (первый-второй курсы художественно-графического факультета). Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Омск: Омский госпедун-т, 1999.
  133. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2003. -288 с.
  134. Тестирование детей. Сост.В.Богомолов. Ростов н/Д. Феникс, 2005. -352 с.
  135. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. /Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. — 420 с.
  136. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. -Ярославль, Академия развития, 1996. 221 с.
  137. Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольников. М.: ИХО РАО, 1998. — 225 с.
  138. Управление инновационной деятельностью и опытно-экспериментальной работой в муниципальной системе образования Рамен-ского района. Сб. метод.-управл. материалов / Под ред. Т. А. Сергеенковой, Н. М. Уваровой. -Раменское, методкабинет, 2001. 96 с.
  139. Тестирование детей / Автор-сост. В.Богомолов. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 352 с.
  140. К.Д.Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге /Под общей ред.Е.Белозерцева. М.: Роман-газета, 1994. — 192 с.
  141. К.Д. Избр. педагогические сочинения в 2-х т. / Под ред.
  142. A.И.Пискунова. Т.2. — Педагогика, 1974. — 438 с.
  143. С.А., Семенова М. Н. Изобразительное искусство. IV класс. -М.: Просвещение, 1970. 160 с.
  144. Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя. М.: Изида, 2004.-339 с.
  145. М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960. — 212 е., ил.
  146. H.H. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины XX века. М.: ИХО РАО, 2002.
  147. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Сост. Д. И. Донской,
  148. B.Ф.Круглянский. Мн.: ООО Попурри, 2003. — 608 с.
  149. К. Анатомия для художника: совсем просто / Перев. С англ. В. И Кашкан. М.: «Попурри», 2002. — 144 с.
  150. Художники народов СССР: в 6-ти т. Т.1. / Отв. ред. Т. Н. Горина. — М.: Искусство, 1970. — 445 с.
  151. Т.И., ДавыденкоТ.М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. — М.: Академия, 2002. — 384 с.
  152. В.Д. Деятельность и способности— М.: «Логос», 1994. -320 с.
  153. В.Д., Черемошкина JI.B. Мнемические способности: развитие и диагностика. -М.: Педагогика, 1990. 176 с.
  154. В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 768 с.
  155. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 1999. — 288 с.
  156. Школа и учитель в зеркале модернизации образования. Сб. научно-метод. работ: / Под ред. В. В. Серикова, Т. В. Черниковой. -М.: Межд. педакадемия, 2003. 320 с.
  157. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969. 272 с.
  158. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. СЛ.Батышева. Т.2 М., АПО, 1999. — 440 е., ил.
  159. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. /Под ред. С. Я. Батышева. Т.З. М.: АПО, 1999. — 490 с.
  160. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: / Сентябрь, 1996. — 96с.
  161. .Г. Основы технического творчества. — Тольятти, Форум, 1996.-152 с.
  162. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
Заполнить форму текущей работой