Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологическое воспитание школьников в процессе трудового обучения рассмотрены в исследованиях Т. В. Денисовой, Н.Н.Пусто-вит, В. В. Сериковой. В этих работах определена сущность ответственного отношения к природе, акцентируют внимание на его действенном характере, стремлении школьника реализовать свое отношение в действиях. Г. В. Кирин рассматривает вопросы преемственности детского сада и школы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. II
    • 1. 1. История развития содержания экологического воспитания учащейся молодёжи
    • 1. 2. Экологическая культура личности. Ее сущность и качественные характеристики
    • 1. 3. Школьное краеведение как важнейшее средство воспитания экологически культурной личности
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ПЩГОГМЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛО ГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ П
  • СРЕДСТВОМ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • I. Ш
      • 2. 1. Дидактические условия формирования экологической культуры младших школьников по-I средством краеведческой деятельности
      • 2. 2. Моделирование системы работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством 1фаеведческой деятельности
      • 2. 3. Мотивационно-личностный компонент модели системы работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством краеведческой деятельности
      • 2. 4. Содержательный компонент модели системы работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством краеведческой деятельности. ИЗ
      • 2. 5. Процессуальный компонент модели системы работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством краеведческой деятельности
      • 2. 6. Опытно-экспериментальная работа проверки эффективности педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников посредством краеведческой деятельности
  • Быводы по главе

Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсификация антропогенного воздействия на природу в настоящее время достигла таких масштабов, что стала приводить к глобальным изменениям экологическое равновесие, что качественно ухудшает состояние окружающей среды, ставя под угрозу существования жизнь на планете.

В виду исключительной значимости проблем экологии возникает необходимость формирования экологической культуры подрастающего поколения, являющееся важнейшей задачей социальной экологии.

Педагогические аспекты экологического воспитания и образования все активнее рассматриваются учеными и практиками.

Первые разработчики данной проблемы И. Д. Зверев, А.Н.Захлеб-ный, И. ТХуравегина и др., раскрыли сущность, содержание, пути решения экологического воспитания и образования.

В научных трудах, учебниках, пособиях Н.М.ВеРзилина, А.В.Да-ринского, А. Б. Ставровского, С. С. Соловьева и др. авторов рассмотрены цели, содержание, формы и методы естественнонаучного образования при подготовке учащихся к природоохранной деятельности. Особенно важно осуществление экологического воспитания младших школьников, так как в данном возрасте закладываются основные качества личности, мировоззрение.

Данная проблема решается широким фронтом педагогической науки.

В исследованиях В. Н. Дикого, Е. М. Кудрявцевой, З. П. Плохого находит отражение необходимость специальных психологических и педагогических воздействий с целью воспитания бережного отношения школьников к природе. Данные исследования посвящены изучению влияния природы на формирование нравственных качеств личности школьников.

Экологическое воспитание школьников в процессе трудового обучения рассмотрены в исследованиях Т. В. Денисовой, Н.Н.Пусто-вит, В. В. Сериковой. В этих работах определена сущность ответственного отношения к природе, акцентируют внимание на его действенном характере, стремлении школьника реализовать свое отношение в действиях. Г. В. Кирин рассматривает вопросы преемственности детского сада и школы в экологическом воспитании.

В своих психолого-педагогических исследованиях В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков и др. показывают, что у младших школьников можно успешно формировать обобщенные представления об окружающем мире, о связи между предметами и явлениями, взаимо действии общества и природы, т. е. целостности природы, взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, позволяющих осознать себя частью природы. Осознавши вышесказанное, человек психологически готов к экологически целесообразной антропогенной активности. Обращение к трудам и исследованиям Н. Н. Баранского, М. Н. Скаткина, П. В. Иванова, К. Ф. Строева, А. В. Миронова, М.И.Исахо-ва, Н. И. Изосимова и других, работы которых посвящены различным вопросам школьного краеведения, дало возможность удостовериться в недостаточном отражении использования краеведения в начальных классах, полнее отразить состояние методической концепции исследуемой проблемы.

На современном этапе краеведение требует экологической направленности, органической связи с нуждами, запросами и требованиями охраны природы. Новые требования и запросы, возникшие перед краеведением, дают в руки ключ к познанию региональных особенностей общей проблемы защиты биосферы.

Вместе с тем практика показывает, что во многих школах все еще низок уровень знаний учащихся начальных классов о взаимосвязях между компонентами природы и человека, а также умений и навыков устойчивого и положительного поведения в природной среде. Крайне низок уровень сформированное&tradeэкологической культуры. Это обусловлено недостаточным охватом младших школьников внеурочной деятельностью, слабой ее связью с учебным процессом, незначительной экологической направленностью, отсутствием эффективных систем краеведческой деятельности, максимально способствующей формированию экологической культуры. Преодоление этих негативных явлений требует оптимизации всей системы учебно-воспитательного процесса и его составного элемента внеурочной деятельности.

Анализ теоретической литературы и педагогического опыта решения этой проблемы свидетельствуют о наличии объективного противоречия между возникшей острой необходимостью в эффективной организации экологического воспитания в школе, разработке системы такого воспитания через внеурочные формы и с другой стороны отсутствием исследований, которые полно и на уровне современных требований, решалась бы проблема формирования экологической культуры младших школьников через внеурочную форму деятельности, в частности, через краеведение.

Данное противоречие и явилось проблемой, исходя из которой мы и сформулировали тему исследования. «формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности» .

Целью исследования является выявление содержания, форм, видов, методов краеведческой деятельности, способствующие решению задач совершенствования экологического воспитания младших школьников.

В качестве объекта исследования выступает процесс формирования экологической культуры младших школьников.

Предмет исследования — краеведческая деятельность младших школьников в процессе формирования экологической культуры.

Гипотеза.

Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности повышается, если:

— в краеведческой работе руководствоваться комплексом личностных качеств, определяющий экологическую воспитанность ученика;

— будет использовано такое содержание краеведческой деятельности, которое будет направлено на формирование экологической культуры младших школьников;

— будут применяться формы, методы, виды краеведческой деятельности адекватные задачам и комплексу личностных качеств, определяющий экологическую воспитанность ученика;

— осуществлять тесную взаимосвязь внеурочной деятельности, в частности краеведения, с учебным процессом по формированию экологической культуры младших школьников.

Выдвинутая гипотеза определила следующие задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновтть структуру формирования экологической культуры личности ученика.

2. Вскрыть педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников посредством краеведческой деятельности и на их основе разработать модель целостной системы работы по достижению исследовательской цели.

3. Экспериментально проверить эффективность модели системы работы по формированию экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности.

Методологической основой исследования являются основные положения диалектики о единстве природы, человека и общества, психолого-педагогические концепции о ведущей роли деятельности как сложного и глубокого источника развития и формирования личности.

Труды В. И. Вернадского, В. Н. Сукачева, С. С. Шварца и других ученых о биосфере Земли, взаимодействии между собой природных сред живой и неживой природы.

Т^уды классиков педагогики: Ж. Ж. Руссо, Г. Песталлоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Насыри о роли природы в воспитании подрастающего поколения.

Труды педагогов-психологов: Л. И. Божович, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, В. С. Мухиной, А. А. Люблинской о закономерностях и особенностях организации воспитательной работы по данной возрастной группе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в учебном процессе и во внеурочной деятельности, изучение опыта учителей, анализ собственного опыта, анализ школьных учебников, учебных программ с целью изучения состояния проблемы. Анализ планов воспитательной работыбеседы с учителями и учащимися, анкетирование и интервьюирование;

— анализ материалов учебной и творческой деятельности младшых школьников.

Метод моделирования".

Педагогическийэксперимент и статистическая обработка результатов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — I990−1992 г. г. — анализ философской, научной психолого-педагогической, учебно-программной документацииизучение состояния проблемы в общеобразовательных школах. Определена проблема и предмет исследованияконкретизирована тема исследования. Составление методики исследования, проведение констатирующего эксперимента (проведение контрольных срезов, бесед, анкетирование учащихся и учителей).

Второй этап — I992−1995 г. г. — поисковый и обучающий эксперимент, в ходе которого было продолжено изучение научно-педагогической и методической литературыпроверялась эффективность разработанной системы мер, способствующих экологическому воспитанию младших школьников.

Третий этап 1995;1996 г. г. обобщение результатов проведенного исследования, статистическая обработка полученных данных эксперимента, разработка методических рекомендаций.

Научная новизна.

1. Выявлен комплекс личностных качеств, определяющий экологическую воспитанность ученика.

2. Разработана структура формирования экологической культуры личности школьника.

3. Определены дидактические условия формирования экологи-" ческой культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности.

4. Разработана модель системы работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством 1фаеведчее-кой деятельности.

Теоретическая значимость.

Раскрытие в диссертации сущности, особенностей и структуры формирования экологической культуры личности школьника, содержательный и процессуальный сторон этой культуры, вносят в определенной мере вклад в развивающуюся педагогическую теорию экологического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Практическая значимость.

Разработанные и апробированные на практике методические материалы и рекомендации по формированию экологической культуры в процессе краеведческой деятельности способствуют вооружению учителей начальных классов эффективной системой работы по экологическому воспитанию детей посредством краеведческой деятельностимогут быть использованы при подготовке студентов педагогического колледжа, педагогических училищ и педагогических институтов педагогического отделения начальных классов к работе по экологическому воспитанию младших школьников, в институтах повышения квалификации учителей.

Достоверность результатов статистически доказана.

На защиту выносятся:

1. Структура формирования экологической культуры личности ученика. Ф.

2. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.

3.Модель системы работы по формированию экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности.

Выводы по главе.

Огромные возможности в постановке и организации экологического воспитания в процессе краеведческой деятельности, реали зуются не полностью. Краеведению в процессе экологического воспитания должного внимания не уделено.

Представленные статистические данные опытно-экспериментальной работы, дают нам основание сделать вывод о том, что организация учебно-воспитательного процесса в младших классах, ис пользуя модель системы работы, на основе разработанной диссертантом комплекса личностных качеств, определяющих экологическую воспитанность ученика, которая предполагает использование в дан ной работе модулей, позволяет наметить и в какой-то степени решить программу деятельности по формированию духовно-здоровой личности ученика посредством эколого-краеведческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания /Под ред. Капрова А. И., Богдановой О. С. — М., 1975 — 320 с.
  2. Е.К. Союз с природой. — М., 1985 — 80 с.
  3. Н.С., Водолажская Т. И. Народные знания о природе. Казань, 1986 — 120 с.
  4. Апоев Байрам Фати оглы. Влияние использования краеведения в начальных классах на качество обучения: Дисс. …канд. пед.наук. — Баку, 1988 — 154 с.
  5. Апресян Г. З, Эстетические отношения к природе. — М., I98I — 93 с.
  6. В.Н., Кацюба Д. В., Матгошкин Г. Н. Историческое краеведение. — М., 1980 — 192 с.
  7. Бескоровайный И, И. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политехнической подготовки учащихся: Автореф. дис. … канд.пед.наук. — М., I96I — 20 с.
  8. Л., Калягин В, Пока не поздно //Огонек — 1988, № 5 — 25.
  9. Л.И. Личность и ее формирование в, детском возрасте. -М., 1968 — 463 с.
  10. Л.Р., Латыгина Д. И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. — М., 1978, — 128 с.
  11. В.Н., Рябинин Б. С. Город и природа //Человек и природа. — М., Знание, I98I — № б, 21−53.
  12. А.А. Внеклассная работа по изучению природы родного края как средство формирования познавательной активности подростков: Автореф. дис. …канд.пед.наук. — М., 1975 — 22 с.
  13. Блягоз Нафсет Шумафовна. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников: Дис. …канд.пед.наук. — Казань, 1992
  14. Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана — Казань, 1984 — 171 с.
  15. Ф.Х. Орнамент казанских татар. — Казань, 1969 -204 с.
  16. Валеева — Сулейманова. Декоративно-прикладное искусство Татарстана — М., 1992.
  17. Василев (пер. с болгарского). Теория отражения и художественное творчество. — М., 1970 — 396 с.
  18. Й. (пер. с чешского) % о должен знать и уметь юный защитник природы. — М., 1983 — 272 с. — 156 —
  19. Н.М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее. Пособие для учителей. — М., 1976 — 223 с.
  20. В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989 — 702 с.
  21. Вопросы высшей нервной деятельности им. ак.йавлова — 1962, т. XII, вып.1. — C.7−2I.
  22. Вопросы философии. — 1965, № 5, 171.
  23. Воспитание дошкольника в труде /под ред. Нечеевой В. Г. — М., 1983 — 206 с.
  24. Воспитание учащихся по месту жительства /под ред. Бочаровой В. Г., Платкина М. М. — М., 1987 — 191 с.
  25. Д.В. Проблема развивающего обучения в педагогической психологии. — Казань, 1995 — 20 с.
  26. Я.И. Теоретические основы природоохранительного образования. — Кишинев, 1961 — 160.
  27. И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин: Автореф.дис.. .. канд.пед.наук. — Казань, 1995 — 20 с.
  28. Г., Чернышева И. В. Об экологической культуре как необходимой предпосылке преодоления экологического кризиса //Научно-технический прогресс: Ускорение и гуманизация. — М, 1990 — 73. у
  29. Э.Х., Хеябиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. — Казань, 1985 — 103 с.
  30. A.M., Курок М. Л. Партийная учеба и экологическое воспитание. — М., 1985 — C, I06-II6.
  31. В.М. Социально-экологическая культура и формирование советского человека /Дез.докл.симпозиума 5−6 окт. 1987. -Л., 1987 -C.80−8I. — 157 —
  32. Ю.Ю. Особенности формирования экологической культуры советской молодежи в современных условиях: Автореф... .дис. канв^.филос.наук. — М., 1990 — 21.
  33. П.Я. Введение в психологию. — М., 1976 — C. I4I-I50,
  34. В.М., Кушков СИ., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы, 1987 № 8. * 40. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка (2-е изд.) — М., 1955 — 57 с.
  35. Е.М., Шмаков А. От игры к самовоспитанию. — М., I97I — 103 с.
  36. Э.В. Система «Общество — природа» — М., 1976 -123 с.
  37. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы //Философские проблемы глобальной экологии. — М., 1983 — 108, ИЗ.
  38. Э.В., Ширкова И. Ю. Экология и культура: В помощь • лектору. — М., 1989 — С И .
  39. Э.В. Природные основы экологической культуры //Экология, культура, образование. Материалы к конференции. -М., 1989 — С П .
  40. Н.А. Охрана природы.- М., 1975 — 238 с.
  41. Дж., Стэнли Дж. (пер. с англ.). Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976 — 495 с. (• 48, Глассер М. (пер. с англ.). Школы без неудачников. — М., I99I — 175 с.
  42. М.И., Кратзнянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М., 1977 -134 с. 50, Громцева А. К. Самообразование старгеклассников общеобразовательной школы. — Л, 1974 — 129 с. — 158 —
  43. Ф.Ф. Татарская народная вышивка. — Казань, 1980 -80 с.
  44. Ф.Ф. Татарская национальная обувь. Искусство кожан- ной мозаики. — Казань, 1983 — 47 с.
  45. А.В. Краеведение. — М., 1987 — 158 с.
  46. А.В. Человек и общественные отношения. — Л., 1966 — ЗЗ.
  47. М.Й. Основы судебной психологии, ?0бщие вопросы, психические процессы и состояния) — М., 1982 — 184.
  48. Р.И., Виноградова Н. Ф., Козлова А. Родной край. -М., I98I — 172 с.
  49. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. — М., 1982 — 9.
  50. А.Н. Школа и проблемы охраны природы. — М., I98I — 184 с.
  51. А.Н., Суравегина И. Т. Охрана природы — важнейшая задача современности. — М., 1975 — 45 с.
  52. А.Н. На экологической тропе. — М., 1986 — 78 с.
  53. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. — М., 1984 — 156 с.
  54. Г. С. Самообразование учащихся. — Казань, 1987 -84 с.
  55. Г. С. Самообразование школьников. — Казань, 1974 — 94 с.
  56. И.Д. Взаимная связь учебных предметов //Знание, М., 1977. № I — 75 с.
  57. Зверев И, Д., Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Содержание природоохранительного просвещения в школе и педвузе — М., НИИ СиМО АПН со:?, 1974.
  58. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования //Знание, 1986 — 26. — 159 —
  59. И.Д. О формировании ответственного отношения к природе в системе воспитания //Организация природоохранительного просвещения в средней школе. — М., 1975.
  60. П.В. Педагогические основы школьного нраеведения. — Петрозаводск, 1966 — 182 с.
  61. И.В. Биологические экскурсии. — М., 1983 — 224 с.
  62. Н.В., Илларионов Н. С. Социально-экологические аспекты ускорения общественного развития. — Кишинев, 1988 — 96.
  63. B.C. Формирование личности школьника. — М., 1984 — 144 с.
  64. .Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе //Проблемы экологического образования в школе. — М., 1979 — З-б.
  65. Кабанова-Миллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся — М., 1968 — 288 с.
  66. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. — М., 1974 — 198 с.
  67. Каленникова Т. Г, Природа и ты. Минск, 1989 — 127 с.
  68. Карпинский А.П.// Юный натуралист — 1936, № 8.
  69. О.А., Носов В. П. Формирование культуры личности // Перестройка общественных отношений и личность. Межвуз.сб. -Л., 1988 — 116 с.
  70. Кевиш И, Формирование у учащихся эстетического восприятия природы. — Ташкент, 1973 — 95 с.
  71. А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. — Л., 1958 — 90 с.
  72. Г. (пер. с нем.) Кибернетика и общество.- М., 1967 — 432 с. — 160 —
  73. Я.А. Избр.пед.соч. — М., 1939, т.1. — C. I85.
  74. Я. Избр.пед.соч. — М., 1966 — 271.
  75. A.M. Познание и деятельность. — М., 1969 — 106 с.
  76. A.M. Теория отражения и творчество. — М. Д971 — 251 с.
  77. Краеведческая работа в начальных классах, сост. Соколова И. В. — М., 1977 — 224 с.
  78. Н.К. К вопросу о свободной школе //Пед.соч. — М., 1957, T.I. — C. II3-II4.
  79. Культура жизни личности /Сохань Л.В., Тихонович В, А., Дон- ченко Е.А. — Киев, 1988 — 189 с.
  80. Культурный прогресс. Философские проблемы, — М., 1984 — 270 с.
  81. .А. Экологическая культура как важный фактор решения экологической проблемы. — Ярославль, 1988 — 4.
  82. А.Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания //Структурно-системные исследования явлений и процессов — М., 1970.
  83. М.Л. Методологические основы экологического воспитания и образования //Современная экологическая ситуация и высшая школа (Методологический аспект). — М., 1983 — 0.37.
  84. B.C. Экологическое образование. Перспективы развития //Биология в школе, 1993, № 5 — 27−29.
  85. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин. 1980 — 333 с.
  86. В.О. Внеурочная деятельность школьников. — М., 1983 — 120 с.
  87. B.C. Содержание общего среднего образования (проблемы структуры). — М., 1980 — 264 с. — 161 —
  88. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984 — 16.
  89. И.Я. Проблемнне обучение. — М. Д974 — 64 с.
  90. И.Я. Дидактическая система методов обучения. — М., 1976 — 18.
  91. B.C. Человек, природа, воспитание. — М., 1977 — 15.
  92. Лихо диевский А. Ф. Проблема формирования социально-экологической культуры //Проблемы социальной экологии. Тез.докл. Первой Всесоюзной конф., г. Львов, 1−3 окт. 1986 г. -Львов, 1986 — 188−190.
  93. А.А. Возможности нравственного воспитания младших школьников //Обучение, воспитание и развитие младших школьников. — Л. Пединститут им. А. Г. Герцена, 1976.
  94. А.А. Некоторые особенности психического развития учащихся третьих классов.//Опыт работы с учащимися третьих классов по новой программе — Л., 1975.
  95. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М., 1975 — 143 с.
  96. А. Г. Экологическая культура как социальное явление. Свердловск, 1982 — С, 67.
  97. А.С. Книга для родителей /соч. в 7-ми т. М., 1957, т.4 -С.20. Юб. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей /Соч., т.4, М., 1957 -С.380.
  98. А.С. Собр.соч. в семи т.- М., 1958, т.5. — С И З .
  99. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М., 1987 — 156 с. — 162 —
  100. К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.// К. Маркс, Ф.Энгельс. Из ранних произведений. — М., 1956.-С.бЗЗ. НЗ. Матрусов И. С. Теория и практика связи обучения географии с жизнью. Дис. …докт.пед.наук в форме научного доклада. -М., 1986 — 45.
  101. М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М., 1977 — 250 с.
  102. М.И. Современный урок. — М., I98I. — 191 с. Нб. Минскин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1982 — 191 с.
  103. Мировоззренческая культура личности. Киев, 1986 — 225 с.
  104. А.В. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании школьников. — Казань, 1989 — 87 с.
  105. Моделирование и познание /под ред. Штофф В. А. — Минск, I974−2II с.
  106. Н.П. Цвет в пейзажах К.Паустовского //''Русская речь", 1967 № 6 — ЗЗ. I2I. M0H0C30H Э. И. Проблемы теории и методики воспитания школьников. — М., 1978. — 84 с.
  107. Мотивы охраны природы //Природоохранительное образование в средней школе. Сборник научных трудов. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1978 — 34−41. — 163 —
  108. B.C. Детская психология. — М., 1985, -272 с.
  109. Мяси1Дев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека/Л1сихологическая наука в СССР, Т.2 — М.: АПН НЭСР, I960 — C. II0-I25.
  110. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Вопросы психологии.-'1957, № 5 — 144. 12б. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Вопросы психологии — 1957 № 5 — 143.
  111. З.Г. О некоторых закономерностях функ1:5Ионирова- ния экологического сознания //Философские проблемы современного естествознания. Республиканский межведомственный науч.сб. — Киев, 1985, вып.59 — 29.
  112. Надель-Туроньска Е. Т. Роль экологической этики в процессе воспитания //Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе ч.1.- Таллинн, 1985 — 35.
  113. К. Избранные произведения. — Казань, 1977 — 256 с.
  114. Г. Н. Краеведение. — М., 1984 — 125 с.
  115. А.И. Внеклассная работа по биологии. — М., 1980 — 239 с. 133.0бщая психология Л1од ред.А. В. Петровского.- М., 1966−460 с.
  116. Ю.П., Никонорова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологической культуры молодежи. — М., 1990 — 15, C.27I.
  117. Организация экологического образования в школе /под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, М., 1990 — 149 с. w^ - 164 —
  118. Отношение школьников к природе /под ред.И. Д. Зверева, И. Т. Суровегиной. — М., 1988. — 123 с.
  119. Охрана окружающей среды. Проблемы просвещения (пер.с франц.) Редакция и послесловие А. Г. Воронова. — М., 1983- 151 с.
  120. И.П. Полное собрание сохшнений. Из д. АН СССР. — М.-Л., I95I, T.I. -С.22−23.
  121. И.П. Соч.изд. АН СССР, 1947, т.1У — 27.
  122. Ф.А., Платонов Г. В. Экологические отношения, сознание, деятельность //Вестник Московского университета. Серия 7, 1987 № 4 — 80.
  123. А.П. Эстетическая картина мира и школьный урок //Советская педагогика, 1976, № 6.
  124. Г. В., Платонова М. Г. Экологический аспект воспитания //Вестник Моск. ун-та. Серия 7 -М., 1984, № 6 — 45.
  125. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984 — 174 с. 144. Платонов К. К. Стр! т. тура и развитие личности. — М., 1985 -С.247−252.
  126. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам /Под ред.И. Я. Лернера — М., 1972 — 120 с.
  127. А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, I98I — 85 с.
  128. А.Г., Пырин Г. А. Воспитание экологической культуры личности //Философия и экологическая проблема. — М., 1990 -Сг307,308.
  129. Н.Ф. Природопользование. — М., 1990 — 259 с.
  130. Л. Проблемы общей психологии /отв.ред. К. Шорохова — М., 1976 — 416 с.
  131. Л. Бытие и сознание. — М., 1957 — 328 с.
  132. .С. Уроки доброты //Человек и природа М. Знание, 1978, № 4 — 9−59.
  133. Савченко А. Я, Познавательные задачи на уроках чтения. Киев, 1979 — 91 с.
  134. Сапеева Л. П, Воспитание берелсного отношения к природе в процессе обучения //Советская педагогика, 1977 № 8.
  135. И.П. Экологическая культура личности при социа- лизме//Личность и общество. — М., 1989 — 69,70. -
  136. И.М. Избранные произведения. — М., 1952, т.1 -С.314.
  137. А.П. Человек и природа. Формирование отношений. -Ставрополь, 1975 — 7.
  138. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. — Самара, I99I — 243 с.
  139. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. — М., 1981 — 96.
  140. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М., 1980 — 144 с.
  141. А.П. Экологическая культура как методологическая проблема //Проблемы философии. — Киев, 1990, вып.85 -С.69.
  142. Е.С. Межпредметные связи в природоохранительной подготовке будущего учителя //Педагогические принципы и условия экологического образования — М., 1983 — 168 с.
  143. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. — М., 1984 — 104 с. -166 —
  144. E.G. Учить охранять природу //Народное образование, 1977 № 3 .
  145. В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 1987 — 143 с.
  146. И.Ю. Экологическая культура как условие становления ноосферы //Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы. Межвузовский сборник научных трудов.-Иваново, 1984 — 60−61.
  147. Л. Воспитание творчеством. — М., 1978- 95 с.
  148. Соловьев С, С. Тенденция развития экологического воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности: Дис. … канд.пед.наук. — М., 1987 — 222 с.
  149. Т.Н. Противоборство идей в свете проблем формирования экологической культуры //Проблемы духовной культуры и задачи идеологической и воспитательной работы кафедр общественных наук. Тезисы докл.науч.конф.- Таллинн, I98I -С.112.
  150. А.Е. Внеклассная краеведческая работа. — М., I95I — 100 с.
  151. Л.Я., Станис Е. В. Проблемы философского статуса экологической формы общественного сознания //Философские проблемы социальной экологии. — М., 1989 — 47.
  152. К.Ф. Краеведение. — М., 1987 — 143 с.
  153. О.П. Роль экологической культуры личности в ускорении научно-технического прогресса //Методологические проблемы создания новой техники и технологии. Сб.науч.тр.-Новосибирск, 1989 — C.2I0−2II. — 167 —
  154. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: Автореф. дис. …докт.пед.наук. — М., 1986 — 32 с.
  155. В.Н. Серия ученые СССР. Очерки, воспоминания, материалы. — М, 1986 — 221 с.
  156. СухомлинскиЙ В. А. Духовный мир школьника — М., 1961 -223 с.
  157. СухомлинскиЙ В. А. Павлышская средняя школа. — М., 1979 — 393 с.
  158. СухомлинскиЙ В. А. Природа, труд, мировоззрение //Виология в школе — 1970, № 5, -С.5−12.
  159. СухомлинскиЙ В. А. Мудрая власть коллектива. — М., 1970 — 170 с.
  160. СухомлинскиЙ В. А. Воспитание коллективизма у школьников.- М., 1956 — 270 с.
  161. СухомлинскиЙ В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду. — М., I960 — 35.
  162. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М., 1989 — 174 с.
  163. Тезисы научно-практической конференции «Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и школьной практики» — Таллинн, 1980 — 80 с.
  164. Л.Н. Педагогические сочинения. — М, 1953 -С.168.
  165. Г. Избранные произведения. — Казань, I960 — 348.
  166. Н.А. К анализу проблемы экологической культуры / / Природоохранительное воспитание и образование. — М.: йзд-во Моск. ун-та, 1983 — 28.
  167. К.Д. Собр.соч. — М.^., 1950, т.8 — с. 24.
  168. К.Д. Избранные пед.сочинения, т. 1. — Х989 — С Ю. — 168 —
  169. А.Н. Структура экологической культуры личности и пути ее формирования //Формирование целостного мировоззрения: Методологические и научно-практические проблемы.Сборник. -М., 1989 -С.118″ 460, 461, 477.
  170. Е.К. Воспитывать экологическую совесть //Природа и человек. — 1982, № 4 — 28.
  171. Формированите личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /Под ред. Филокова Г. Н. — М., 1983 — 255 с.
  172. Формирование учебной деятельности школьников /Под рёд. Давыдова В. В. — М., 1982 — 216 с.
  173. Формирование у учал1ихся готовности к самообразованию. — (Сборник статей) /Герасименко И. Ф. Волгоград, 1977 — 160 с.
  174. Философский словарь. — М., 1969 — 353 с.
  175. Ходжениязов У. С, Общение с природой как условие эстетического воспитания учшдихся начальны?: классов: Автореф. дис.. .. канд. пед. наук. -Фрунзе, 1980 — 2 1 с.
  176. Н.З. Человек — культура — ценности //Вопросы философии, I98I, № 6 — 63.
  177. СМ. Искусство Советской Татарии. — М., 1978 — 295 с.
  178. СМ. Художники Советской Татарии. — Казань, .1981 — 462 с.
  179. В.В. Проблемы экологического образования в школах США //Советская педагогика, 1979, .^ 3 .
  180. ЧуеваИ.П., Андреев А. К. Значение мировоззренческой ориентации в формировании экологической культуры. — М., 1990 -C.I35. — 169 —
  181. Л.К. Вопросы охраны природы. — М., I97I — 174 с.
  182. С. Экологические закономерности эволютши. — М., 1980 — 278 с.
  183. К.И. Понятие экологической культуры //Экология и культура: Методологические аспекты. — Ставрополь, 1982 -С. 62.
  184. Н.В. Природоохранительное просвещение и школьное образование в зарубежных странах //Советская педагогика, 1973, № 12.
  185. Н.В. О путях развития экологического образования // Советская педагогика, 1983, № I — 24−28.
  186. Ю.А. Эта хрупкая планета. — М., 1988 — 140 с.
  187. Г. П. Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966 -94 с.
  188. Л.С. Краеведческая направленность школьного курса ботаники на примере изучения леса: Автореф. дис. …канд. пед.наук. — М., 1969 -18 с.
  189. Экология. Энциклопедический словарь./А.Г.Ахатов — Казань. Татарское кн. изд-во, 1995 — 368 с.
  190. Экологическое образование школьников. — М., 1983 — 14.
  191. Экология и эстетика ландшафта. Моногр. сборник/Под ред. Эрингиса К. И., 1975, гл. ХП — C.25I.
  192. Эстетическое воспитание в школе Л1од ред. Шуртакова Т. В. — Казань, 1991 — 183 с.
  193. Э.Г. Методологические проблемы системного подхода в сциальных исследованиях //Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. — М., 1970 — 391 с. — 170 —
  194. П.Я. Модули //Советская педагогика, 1990, Ш 1,2.
  195. По Вашему мнению, на каком уровне поставлено экологическое образование и воспитание учащихся начальных классов в школах республики: а) высоком- б) удовлетворительном- в) низком- г) совершенно не поставлено (пожалуйста, подчеркните один из ответов)
  196. Как Вы организуете работу по экологическому воспитанию учащихся начальных классов во внеурочное время в школе а) работу веду самостоятельно, б) с помощью шефов, в) использую возможности внешкольных организаций (подчеркните один из ответов)
  197. Какие недостатки и трудности возникают у Вас при проведении работы по экологическому воспитанию младших школьников. Кратко укажите трудности и недостатки.
  198. Какие качества экологической культуры Вы воспитываете у учащихся начальных классов. Перечислите.
  199. Возникнет ли у тебя, находясь среди природы, желание помочь животным, птицам, насекомым и т. д. Да Нет
  200. Вкгаывает ли чувство жалости и сострадания сломанное дерево, раздавленное насекомое и т. д. Да Нет
  201. Поможешь ли птенцу" выпавшему из гнезда? Да Нет
  202. Пройдешь мимо когда видишь как ломают дерево, срывают цветы с корнем, издеваются над животными Да Нет
  203. Возмутишься ты этим или нет Да Нет Благодарим за ответы •^'^^ Приложение 1У Анкета для выявления уровня экологической воспитанности ученика Уважаемый ученик! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
  204. Что ты любишь в окружающей тебя природе?
  205. Проявляешь ли ты заботу о пг"иооде и в какой мере а) постоянно думаю и стараюсь заботиться о поироде б) проявляю заботу о лесе, ее обитателях, но не всегда в) проявляю заботу очень редко г) никакой заботы не проявляю (Ответ который ты выбрал, подчеркни)
  206. По твоему мнению — для чего надо охранять, бережно относиться к природе. Сможешь ли ты обойтись без природы, которая тебя окружает.
  207. Что полезного для природы ты умеешь делать один или вместе с классом, находясь стэеди природы. Благодатэим за ответы — 175 —
Заполнить форму текущей работой