Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Регулирование развития экономики региона в переходный период

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщение мирового опыта, анализ проводимых в нашей стране преобразований привели к выводу о том, что государственное регулирование экономики регионов в переходный период преследует следующие цели: а) в качестве высшей — обеспечение условий для социальной безопасности и физического выживания людей в настоящее время. В среднесрочном периоде — достижение докризисного периода уровня жизни… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы управления экономикой в переходный период
    • 1. 1. Обобщение опыта государственного регулирования рыночной экономики
    • 1. 2. Особенности переходной экономики в России и ее регионах
    • 1. 3. Управление региональной экономикой переходного периода
    • 1. 4. Этапность развития переходной экономики и управление ею на уровне региона
  • 2. Регулирование регионального развития как фактор экономического роста (на примере Ростовской области)
    • 2. 1. Оценка состояния и приоритетные направления развития экономики региона
    • 2. 2. Регулирование институциональных преобразований в экономической среде
    • 2. 3. Управление структурно-инвестиционными преобразованиями

Регулирование развития экономики региона в переходный период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Позитивное социально-экономическое развитие России как в ближайшем будущем, так и в перспективе следует связывать с реализацией переходной модели, способной: а) обеспечить преодоление мафиозно-бюрократических черт, формирующихся социально-экономических отношений, устранить подчинение государственного аппарата и государственных финансов частным интересамб) укрепить наметившуюся финансовую стабилизацию, оздоровить государственный бюджет на долговременный периодв) создать ресурсные и иные предпосылки для возобновления экономического роста и активизировать структурную перестройку экономикиг) обеспечить рационализацию использования всех ресурсов, в том числе выделяемых на социальные цели.

Лишь в рамках такой модели можно было бы реализовать требования усиления социальной направленности реформ, снижения социальных потерь, исключения возможности воспроизводства пороков в формирующейся социально-экономической системе.

В последнее время, на наш взгляд, делаются заметные шаги к разрешению узловых проблем в экономике и разблокированию позитивных перемен. Важно, что поиск выхода из этой ситуации ведется на направлении углубления рыночных реформ, а не отказ от них, на направлении коррекции асоциальных действий капитала, а не примирения с ними.

Медленный, трудный и прерывистый характер продвижения реформ в России во многом обусловлен слабостью теоретико-методологической базы трансформации централизованной, планово-распределительной экономики в социально-ориентированную рыночную.

Не нашли достаточного определения и обоснования задачи государства в сфере формирования в России социально-направленной рыночной экономики, ее регулировании, особенно этапности построения. Нельзя согласиться с абсолютизацией роли рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем, было бы неправильно преувеличивать возможности государства, не признавая роли рыночной саморегуляции, стимулирования и т. д. После шести лет во многом спонтанных действий по построению рыночной экономики приходит осознание того, что создание российским постсоциалистическим обществом рыночного механизма без активного участия государства весьма проблематично. Сомнителен в этом случае выход России на высшие общемировые стандарты в экономическом развитии.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена слабой разработкой теоретических аспектов нового типа отношений между центром и регионами, прежде всего в использовании принципов реального федерализма на основе экономически обоснованной и непротиворечивой в правовом отношении модели федерального устройства России.

Первостепенное значение имеет вопрос об экономическом статусе субъектов Федерации, особенно с учетом нарастающего разрыва в уровнях их социально-экономического развития, располагаемом ресурсном потенциале, финансово-бюджетных возможностях и т. д. На наш взгляд, экономически наиболее развитые регионы не могут играть чисто стандартную типовую роль в осуществлении реформы. Они объективно вынуждены взять значительную большую долю полномочий и ответственности за ход и результаты преобразований, в сравнении с другими административно-территориальными образованиями.

Предметом исследования явились процессы институциональных и структурных преобразований в экономике региона и их регулирование со стороны государственных органов управления.

Цель настоящего исследования состоит в системном анализе государственного регулирования рыночных отношений и на этой основе в построении логической модели управления региональной экономикой в переходный период с учетом этапности проведения рыночных преобразований в России.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: с учетом зарубежного опыта выявить объективные основы государственного регулирования рыночной экономики, как комплексной социально-экономической категориирассмотреть важнейшие особенности переходного периода к рыночной экономике в России в целом и ее регионахобосновать этапный характер переходной экономики Россииохарактеризовать специфику принципов и методов управления региональной экономикой на различных этапах ее построенияисследовать особенности оценки состояния и определить приоритетные направления развития экономики Ростовской области, как субъекта Федерацииобосновать комплексную систему регулирования институциональными преобразованиями в экономической среде регионов (на примере Ростовской области) — разработать мероприятия по совершенствованию управления структурно-инвестиционными преобразованиями на уровне субъекта Федерации — Ростовской области.

Методологической и теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных специалистов, работающих над данной проблемой.

В процессе исследования использовались также нормативно-правовые документы, отражающие социально-экономические явления на уровнях Российской Федерации и ее субъектов.

В рамках диссертационного исследования использовались методы диалектического и логического анализа, системно-функциональный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также статистические методы группировок, параллельных рядов, сравнений, параметрических рядов и т. д.

Эмпирической основой исследования послужили фактологические материалы официальной статистики (Госкомстата РФ, Ростовского областного комитета по статистике), данные литературных источников, информационные материалы, содержащиеся в других источниках, отчеты по научно-исследовательским разработкам, собственные расчеты автора.

Научная новизна диссертационного исследования: обосновано концептуальное положение о соподчиненности управления экономикой отдельно взятого региона единому государственному регулированию территориального развития России, как режима функционирования всех региональных систем, ориентированного на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения каждого субъекта РФвпервые сформулированы специфические принципы регулирования экономики переходного периода:

— дозированное сочетание государственного регулирования и рыночных отношений в зависимости от степени адаптации к ним субъектов федерации и уровня их депрессивности;

— инициирование конкретных мероприятий государственного регулирования развития экономики субъектами РФ и их обязательное участие в выполнении этих мероприятий;

— обоснование и реализация процедур государственного регулирования региональной экономики в режиме особой ответственности, закрепленной в специальных нормативных актах, регламентирующих порядок осуществления каждого решения;

— вписывание регулирующих воздействий на экономику региона в вектор ее развития, выработанный совместно федеральными и региональными органами власти на базе неизбежности регулирующих действий, их легитимности, адресности, предельно допустимой локализации при установлении временных границ и учете отдельных и сопряженных результатовразработан механизм построения структуры управления региональной экономикой в переходный период к рыночным отношениям на основе дифференциации государственных функций регулирования постоянные и временные), вменение обязанности выполнения последних действующим органам администрацииопределены способы использования механизма регулирующего воздействия на экономику субъектов Федерации как последовательного сочетания индикативного планирования и программно-целевого метода регулирования экономического развития в среднесрочном периодеобоснована система ориентации широкого круга частных и частно-коллективных предприятий на решение региональных задач посредством:

— управления уполномоченными Администрации субъекта Федерации акционерными обществами с государственным долевым участием;

— государственных и областных заказов, размещаемых на предприятиях промышленности, строительства и в агропромышленном комплексе области;

— организации информационных потоков и управленческих предложений от предприятий, не имеющих доли государственной собственности к органам исполнительной власти области всех уровней, а также в обратном направлении. Практическое значение работы заключается в возможностях использования теоретических положений исследования властными структурами при осуществлении комплекса институциональных и структурно-инвестиционных преобразований в «секторах роста» экономики Ростовской области и других регионов, в частности при создании логистической системы управления движением материальных и товарных потоков, индикативном планировании социально-экономического развития, а также при размещении общегосударственных и региональных заказов на предприятиях промышленности, строительства и в агропромышленном комплексе.

Апробация работы осуществлялась на общероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях, посвященных комплексу проблем социально-экономического развития региональных и муниципальных образований, где автор выступал по следующим вопросам: обобщение мирового опыта в регулировании развития промышленного производстваактивизация деятельности региональных властных структур в привлечении инвестиций для развития промышленного производстваоценка банковских рисков и инвестирование в реальный сектор экономики.

Некоторые из рекомендаций по совершенствованию регулирования экономическими процессами приняты к использованию в практической деятельности Администрации Ростовской области.

Структура диссертации включает введение, две главы, семь параграфов, заключение, библиографический список литературы и других источников, а также приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение мирового опыта, анализ проводимых в нашей стране преобразований привели к выводу о том, что государственное регулирование экономики регионов в переходный период преследует следующие цели: а) в качестве высшей — обеспечение условий для социальной безопасности и физического выживания людей в настоящее время. В среднесрочном периоде — достижение докризисного периода уровня жизни и стандартов потребления. В долгосрочной перспективе — приближение уровня и качества жизни населения к стандартам постиндустриального общества. б) в качестве глобальной — построение общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально-ориентированной, динамичной рыночной экономики. в) в качестве стратегической — проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем реформы. г) в качестве главной цели — обеспечение экономической безопасности региона, т. е. совокупности текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органично интегрированной в экономику Федерации, как относительно самостоятельной структуры. России предстоит сложный и длительный путь освоения конституционно закрепленной схемы «федеративное государство — государственные образования субъектов Федерации — негосударственные муниципальные образования» во всех взаимосвязанных сферах жизнеобеспечения населения.

Для реализации комплекса указанных целей необходима разработка системы соподчиненности управления экономикой отдельно взятого региона государственному регулированию территориального развития РФ и ее субъектов. ибо государственное регулирование территориального развития осуществляется в масштабах системы политических, социальных, экономических (хозяйственных), финансово-кредитных, бюджетных, налоговых, природно-ресурсных, национально-этнических и иных отношений внутри единой страны.

В процессе исследования территориальное развитие определено как режим функционирования региональных систем, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушаемым воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территорий. В соответствии с этим подходом в работе обосновывается необходимость эволюционного развития регионально-административных границ субъектов РФ. которые создавались в 30−40-е годы нашего столетия, и не отвечают нынешним реалиям, существенно тормозят как развитие отдельно взятого региона, так и России в целом. Выявлено, что формирование рыночных отношений в России существенно меняет критерии специализации регионов. На первое место выходит удовлетворение рыночного спроса и конкурентоспособности различных регионов, что предопределяет необходимость реструктурирования их экономик. Для решения этой задачи требуется мобилизация и эффективное использование ресурсного потенциала нескольких (двух, трех) субъектов РФ.

Целенаправленное формирование субрегионов помимо концентрации ресурсов позволит нивелировать структурные перекосы в экономике, улучшить инфраструктуру, приблизиться к устойчивым рынкам сбыта, сформировать устойчивые квалифицированные кадры рабочих, ученых, ИТР и др. Другими словами появятся предпосылки повысить антикризисную устойчивость интегрированных регионов с обеспечением дальнейшего экономического роста.

Помимо экономических выгод, это несомненно упростит взаимоотношения «центра» и субъектов федерации в части определения вектора их развития, решения налогово-бюджетных проблем, кредитно-финансовых вопросов, создания единого политического и экономического пространства на территории России, укрепляя ее государственную целостность.

В диссертационном исследовании доказано, что экономический федерализм России обусловливает формирование основных принципов государственного регулирования региональной экономики переходного периода. В условиях централизованной командно-распределительной экономики проблема развития экономики региона решалась исходя из общегосударственных интересов, зачастую игнорируя интересы субъектов РФ, консервируя экономическую отсталость одних и в индустриальном и социальном плане перегружая другие. Другими словами, вопрос о государственном регулировании региональной экономики всецело решался на правительственном уровне, а не на региональном.

В соответствии с требованиями территориального развития, предлагаются следующие основные принципы государственного регулирования региональной экономики переходного периода.

1) Дозированное государственное регулирование в зависимости от степени адаптации регионов к рыночным условиям и уровня их депрессивности.

2) Решения Администрации области (края) о конкретных мерах государственного регулирования стабилизации (развития) экономики должны инициироваться субъектами области (края) и муниципальными образованьями, которые обязаны участвовать в выполнении этих решений.

3) При оказании финансовой помощи отдельным городам, районам, а также предприятиям и организациям администрация области (края) в праве формулировать условия предоставления помощи (исключая политические).

4) Государственное регулирование региональной экономики должно обосновываться и реализовываться в режиме особой ответственности. Процедуры распределения ответственности должны закрепляться в специальных нормативных актах или в актах, регламентирующих порядок осуществления каждого решения.

5) Все решения Администрации субъекта Федерации о регулирующих воздействиях на экономику региона должны вписываться в вектор ее развития, выработанный совместно с федеральными органами власти. При этом должны быть обеспечены:

— обоснование неизбежности регулирующих действий и их легитимность;

— учет отдельных и сопряженных результатов;

— установление временных границ каждого действия;

— широкое использование договорных отношений;

— преимущественная ориентация на программно-целевые методы;

— конкретно-целевой характер регулирующего воздействия, его адресность и предельно допустимая локализация.

6) Каждый город, район (каждое муниципальное образование) обязаны иметь ясную и реалистическую программу своего социально-экономического развития с четко обозначенными целями, в значительной степени рассчитанных на собственные ресурсы.

7) Регулирующие (управленческие) решения принимаются на основе обсуждения и не базируются на авторитете, правилах или традициях. Обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, убеждение, а не власть.

Предлагаемые основные принципы государственного регулирования региональной экономики переходного периода реализуются совокупностью известных методов управления (регулирования).

В диссертации сформулированы принципы построения управленческой структуры региона на переходный период к рыночным отношениям. К ним относятся:

1) Распределение государственных функций на постоянные и временные, на период перехода региона на рыночные отношения с полным прекращением их исполнения в конце переходного периода.

2) Временные государственные функции призваны выполнять структуры Администрации, на которых возложены постоянные государственные функции, совмещая из них однородные по уровню профессиональных знаний.

Это позволяет сформировать мобильный функциональный аппарат регионального управления со стабильным кадровым составом высокой квалификации.

В частности, такие рыночные структуры в промышленности как финансово-промышленные группы и аналогичные им образования целесообразно поручить структуре, отвечающей за развитие и регулирование процессов в промышленности, а функции по формированию инфраструктуры рыночной экономики — возложить на подразделение, основной функцией которой является развитие экономики.

В прикладном аспекте в диссертации определены «сектора роста» экономики Ростовской области: сельскохозяйственное производство и переработка сельхозсырья и сельхозпродукции, легкая и пищевая промышленность, строительство, машиностроение и топливно-энергетический комплекс. В работе даются рекомендации по осуществлению комплекса институциональных и структурных преобразований в «секторах роста» экономики Ростовской области, а именно: создание логистической системы управления движением материальных и товарных потоков поставок сырья, готовой продукции конечному потребителю, а также информационных потоков, ассистирующих их движение. В первую очередь подобную систему рекомендуется организовать в агропромышленном комплексе и поручить управление ею хорошо зарекомендовавшим себя коммерческим структурам с обязательным их лицензированием. Апробацию предлагается провести на 2−3 смежных сельских районахразвитие агропромышленных объединений, ориентированных на производство и реализацию диверсифицированного конечного продукта как важное институциональное преобразование в АПК Ростовской области. В качестве их организаторов могут выступать структуры различных организационно-правовых форм: коммерческие банки, профессиональные снабженческие и сбытовые структуры, сами производители сельхозсырья и сельхозпродукции, перерабатывающие предприятия.

В последующем в агропромышленных объединениях найдут место машиностроительные предприятия, НИИ и КБ, с целью поддержания производственно-технологической базы и качества продукции на уровне, соответствующем мировым стандартам. использование мощностей машиностроения Ростовской области и организация производства подавляющей части системы машин и оборудования для комплексной механизации и автоматизации воспроизводственных процессов в растениеводстве, кормопроизводстве, животноводстве, рыбоводстве и перерабатывающей промышленности с целью обеспечения этой техникой агропромышленного комплекса, предприятий легкой и пищевой промышленности, не только Ростовской области, но и регионов центральной части Европейской территории РФ, Поволжья, Северного Кавказа. Формирование финансово-промышленных групп, ориентированных на производство машин и оборудования определенной сферы применения. инициирование организации в строительном комплексе области проектно-строительных объединений (ПСО), специализирующихся на строительстве определенных видов объектов (жилищно-бытовых объектов, автодорог, промышленных объектов социально-производственной инфраструктуры агропромышленного комплекса, артезианских скважин и др.). Функционирование ПСО придаст мощный импульс институциональным и инновационным преобразованиям в промышленности строительных материалов, сборных ЖБК, бетонных конструкций и деталей, стеновых материалов, стекольной и фарфоровой керамики. активизация формирования рынка инвестиционных ресурсов в первую очередь путем создания в достаточном количестве инвестиционных компаний, способных разрабатывать и реализовывать высокоэффективные бизнес-планы, инвестиционные проекты для мелких и средних хозяйствующих структур, которые не в состоянии собственными силами выполнять эти работы, а также в тех случаях, когда требуется осуществить масштабный инвестиционный проект, связанный с новым строительством или реконструкцией предприятия.

Таким образом, практическая значимость диссертационной работы обусловлена содержанием исследуемых вопросов и предложений, направленных на обеспечение экономической стабилизации в регионе с последующей перспективой экономического роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Роль государства в экономике.//Экономист, 1995, № 8, с. 16.
  2. Л.А. и др. Американское государство накануне XXI века. // Москва, Наука, 1990, с. 125.
  3. Breyer S. Regulation and its reform. Cambridge, 1982, p. 15.
  4. И.П. и др. Соединенные штаты Америки. // Москва, 1990, с. 20.
  5. С. «Роль государства в сотворении «Южно-корейского чуда».// Российский экономический журнал, 1993, № 5, с. 98.
  6. Economic report of the presideentb 1986 Wash 1986, p.357.
  7. А. Государственное регулирование ценообразования в Швеции// Экономист, 1995, № 8,с.92.
  8. В. Деловая Япония //Москва, «Мысль», 1991, с. 109.
  9. Хисао Канамари. Экономика Японии: современное положение и перспективы развития // Экономист, 1992, № 10, с. 109.
  10. В. Швецов А. Технология реформ // Российский экономический журнал, 1996, № 4,с.62.
  11. Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики. // Вопросы экономики, 1997, № 1, с. 83.
  12. Л.И. Перспективы экономики России на исходе XX века // Экономист, 1996, № 12, с. 6.
  13. Л.И. Страна располагает всеми условиями для вывода экономики на путь устойчивого роста// Экономист, 1996, № 1, с.З.
  14. Л.Б. Внешние факторы территориально-структурных изменений в России.// Проблемы прогнозирования, 1997, № 1,с.48.
  15. Л.И. Уроки американского менеджмента.// Основы менеджмента. Москва «Дело», 1992, с. 13.
  16. Румянцева 3, П. Современный менеджмент.// Российский экономический журнал, 1995, № 9,с.59.
  17. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. // Российский экономический журнал, 1997, № 3, с. 34.
  18. Л.И. Правительство не выведет из тупика, а выход есть! // Деловой мир, № 88, 17.06.1997, с.З.
  19. М., Жуковская В. И др. Международные ипостаси пятилетия реформационных преобразований в России // Российский экономический журнал, 1996, № 11−12, с. 5.
  20. Данные рассчитаны по материалам Энциклопедического Словаря, Москва, 1982.
  21. Я. Целепостановка в управленческой теории // Российский экономический журнал, 1996, № 1, с. 47.
  22. А., Романова О. и др. Экономическая безопасность как объект регионального исследования // Вопросы экономики, 1996, № 6, с. 79.
  23. Румянцева 3., Алиева 3. Методы менеджмента // Российский экономический журнал, 1996, № 8, с. 83.
  24. Рекомендации международной научно- практической конференции на тему: «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики», состоявшейся в г. Москве 2−3 апреля 1997 г. // Российский экономический журнал, 1997, № 4, с. 9.
  25. Л. Еще раз к итогам реформационного пятилетия // Российский экономический журнал, 1997, № 3, с.З.
  26. Л.И. Страна располагает всеми условиями для вывода экономики на путь устойчивого роста. // «Экономист», 1996, № 1,с.З.
  27. Л.И., Мильнер Б., Медведев В., Маевский В., Сенчагов В. И др. Аналитический доклад Института экономики РАН // «Вопросы экономики», 1996, № 3,с.З.
  28. С., Голанд Ю, Григорьев О. и др. Россия на пути к 200 году // «Вопросы экономики», 1996, № 2, с.З.
  29. А. Российская экономика в условиях системного кризиса: состояние и перспективы развития.// Проблемы прогнозирования, 1996, № 2, с.З.
  30. Л.И. (выступление) научно-практическая дискуссия «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики» // «Экономист», 1997, № 6, с. 5.
  31. В. Стратегия государственной денежно-кредитной и бюджетной налоговой политики России // Вопросы экономики, 1997, № 6, с. 59.
  32. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-июне 1997 г., с. З Ростовский областной комитет государственной статистики.
  33. Ростовский областной комитет государственной статистики. Промышленность Ростовской области. Статистический сборник 1990−1995 гг., с. 16.
  34. Ростовский областной комитет государственной статистики. Социально-экономическое положение Ростовской области в 1996 году, с. 8.
  35. РГЭА. Таблицы и графики по сельскому хозяйству Ростовской области, 1995, с. 16,23,31.
  36. В.Ю., Тебенчук В. Н., Бабаян Э. А. О концепции поэтапного подъема экономики Ростовской области на базе направленного инвестирования // Отчет НИР РГЭА, № 18−95, 1995, с. 20.
  37. В.Ю., Тебенчук В.Н Механизм взаимодействия Администрации области с промышленными предприятиями. // Вестник Академии, № 1,1997, с. 5.
  38. Предварительная оценка экономической конъюнктуры продукции технопарка и инновационного потенциала города и области // Отчет НИР РГУ, 1992, с. 31.
  39. Г., Баскин А. И др. Рынок и логистика. М. Экономика, 1993, с. 15.
  40. Логинов В, Курнышева И. Реструктуризация промышленности в условиях экономического кризиса // Вопросы экономики, 1996, № 11, с. 46.
Заполнить форму текущей работой