Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности приватизации и совершенствование управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственная собственность в структуре собственности Республики Саха (Якутия) продолжает занимать значительное место, в общей стоимости основных фондов она составляет 1/3, а по объему капитализации ее уровень оценивается в 35 — 40%. Таким образом, республика обладает достаточным потенциалом позитивного влияния на экономику посредством организации эффективного управления остаточным госсектором… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования форм собственности
    • 1. 1. Собственность как экономическая категория
    • 1. 2. Логика развития отношений собственности
    • 1. 3. Роль, формы и условия функционирования интеллектуальной собственности
  • Глава 2. Особенности реформирования института государственной собственности в Республике Саха (Якутия)
    • 2. 1. Ретроспективная оценка разгосударствления и приватизации предприятий в регионе
    • 2. 2. Сравнительная эффективность государственной, частной и смешанной форм собственности
    • 2. 3. Совершенствование методов оценки доходности различных вариантов управления государственной собственностью
  • Глава 3. Совершенствование организации управления государственной собственностью в Республике Саха (Якутия)
    • 3. 1. Принципы определения масштабов и границ государственной собственности в многоукладной экономике
    • 3. 2. Формирование эффективного механизма управления государственной собственностью

Особенности приватизации и совершенствование управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В последние годы наблюдается повышенное внимание и пересмотр взглядов на природу, роль и место государственной собственности в российском обществе. Государственная собственность занимала монопольное положение в базисе экономических отношений социализма. С проведением широкомасштабного разгосударствления и приватизации изменились условия функционирования государственной собственности. Организация управления государственным сектором в условиях многоукладного хозяйства — одна из наиболее открытых и актуальных проблем современной фундаментальной экономики.

Управление государственной собственностью является своего рода методом непосредственного государственного вмешательства в экономику. В данном аспекте немаловажно осознание необходимости сохранения определенного пласта собственности в руках государства.

Проблемы управления государственной собственностью в условиях рыночной экономики нашли освещение в работах многих отечественных и зарубежных авторов, таких как Абалкин Л., Ахмедуев А., Бунич П., Клинова М., Корняков В., Некипелов А., Савас Э., Сосна С., Фишер С., и др.

Государственная собственность в структуре собственности Республики Саха (Якутия) продолжает занимать значительное место, в общей стоимости основных фондов она составляет 1/3, а по объему капитализации ее уровень оценивается в 35 — 40%. Таким образом, республика обладает достаточным потенциалом позитивного влияния на экономику посредством организации эффективного управления остаточным госсектором, гибкого и своевременного изменения масштабов и отраслевой структуры государственного имущества. Однако до последнего времени отсутствовала детально обоснованная долгосрочная политика управления государственной собственностью, жестко связанная с программой размещения и развития производительных сил в северном регионе. Формирование многоукладного хозяйства идет хаотично, почти не прослеживается стратегия политики приватизации. Сам государственный сектор представляет собой слабоуправляемый массив нерентабельных (в большинстве случаев) предприятий. В организационной структуре управления госпредприятиями отсутствует стройность, допускается дублирование функций, многосубъектность управления.

В этих условиях крайне необходимо как можно в более сжатые сроки найти решения следующих проблем: каковы оптимальные масштабы государственной собственности в региональной экономике, какие функции закрепляются за государством как собственникомкаковы основные методы управления государственными предприятиями, а также предприятиями смешанной формы собственностикаковы критерии определения оптимальных вариантов приватизации?

Для ответа на эти и другие вопросы представляется своевременным и целесообразным проведение исследований в этой сфере. Научная и практическая значимость, слабая изученность вышеназванных проблем, а также насущная необходимость нового решения поставленных задач послужили предпосылками для выбора данной темы исследований.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является обоснование методологических положений по совершенствованию управления государственной собственностью, выработка методических подходов к его организации. Для достижения этой цели определены и решены следующие задачи:

— дать классификацию различных аспектов понятия собственности;

— изучить закономерность функционирования интеллектуальной собственности в рыночной среде;

— раскрыть сущность государственной собственности и ее роль в развитии региональной экономики;

— определить масштабы, динамику приватизации предприятий в регионе как основного способа реформирования отношений собственности;

— рассмотреть принципы формирования границ государственного сектора, дать оценку современному состоянию государственной собственности в республике;

— разработать практические рекомендации по выбору оптимальных методов и сроков приватизации отдельных предприятий;

— предложить практические рекомендации по совершенствованию организации управления государственной собственностью в условиях многоукладной региональной экономики.

Объектом исследования послужили предприятия государственной формы собственности, частные предприятия и предприятия со смешанным капиталом в Республике Саха (Якутия).

Предметом исследования стали организационные, экономические и управленческие отношения по разгосударствлению и приватизации государственной собственности, обеспечению ее эффективного использования и функционирования в системе различных форм собственности в Республике Саха (Якутия).

Методологической и теоретической основой стала экономическая теория, разработанная в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучаемой проблеме. В работе использованы законодательные и нормативные источники, данные изданий статистического характера, публикаций в периодических изданиях. В ходе исследования широко использовались абстрактно-логические, экономические, компаративные и математические методы.

В качестве информационной базы исследования использованы фактические материалы по экономике предприятий РС (Я), статистические данные Госкомитета РС (Я) по статистике, РС (Я), методические и информационные материалы, предоставленные РФФИ, ГКИ РФ, Центром научно-технической информации РС (Я) и Госкомитетом РС (Я) по управлению государственным имуществом.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании новых направлений совершенствования организации управления государственным имуществом и составными ее элементами являются: расширенная классификация различных аспектов понятия собственностина основе анализа развития интеллектуальной собственности, изменения ее функций в условиях рынка выявлена необходимость государственной поддержки в формировании инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности, стимулирования патентно-лицензионной деятельностиопираясь на научное обобщение результатов разгосударствления и приватизации предприятий, сравнительного анализа с общероссийскими тенденциями определены особенности этого процесса в Республике Саха (Якутия) — методика определения выбора оптимальных вариантов приватизации предприятия, учитывающая совокупность факторов времени, результативности хозяйственной деятельности и цены предприятия как объекта собственностиновые подходы к формированию эффективного механизма управления государственной собственностью, заключающиеся в систематизации процессов управления государственным имуществом, определении направлений его реструктуризации, а также раскрытии новых приоритетов кадровой политики. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в сфере государственного управления экономикой региона для реализации задач: определения приоритетных направлений развития региональной экономики, разработки долгосрочной программы развития производстваразработки правительственных документов аналитического, прогнозного, программного характера, методических инструктивных актов, формирующих базу и основные направления для развития государственного сектора экономикирационализации структуры и методов деятельности органов, управляющих государственным имуществомобеспечения научной обоснованности и объективности при изменении границ государственной собственностиобоснования наиболее рационального способа управления государственным предприятием, совершенствования организационной структуры управления им.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на международной конференции «Города Якутии — какими им быть» (Нюрба, 1996 г.), региональных конференциях, использованы для составления научных отчетов по проблемам перехода Республики Саха к рыночной экономике. Практическая достоверность результатов исследования подтверждается также использованием некоторых рекомендаций правительственной рабочей комиссией в 1998 г. по подготовке доклада к Президентскому совету по вопросу «О политике приватизации, усилении роли государства в управлении и контроле за эффективностью работы предприятий в РС (Я)» .

Опубликованность результатов. Основные положения диссертации опубликованы в 6 работах, в т. ч. 2 монографиях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 глав, 8 параграфов, заключения, приложения, списка использованной литературы. Объем работы — 141 стр. машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Собственность как экономическая категория имеет особое значение в многоукладной рыночной экономике. Происходящий за последние годы в нашей стране переход от плановой социалистической экономики прежде всего предполагает глубокое реформирование отношений собственности, создание многообразия форм собственности и субъектов ее.

Политика разгосударствления и приватизации государственной (общенародной) собственности, которая у нас являлась основой планового ведения хозяйства, осуществляется без научного обоснования теоретических и методологических вопросов и потому с большими затруднениями, издержками и неоднозначными результатами. Сложность и противоречивость этого социально-экономического процесса подтверждает выполненное нами исследование на региональном уровне в Республике Саха (Якутия).

1. Рассматривая сущность собственности как экономической категории, предлагаем более расширенное группирование собственности по следующим признакам:

— по степени обобществления (частная и государственная);

— по масштабам (индивидуальная и совместная);

— по субъектам собственности (индивидуально-частная, коллективная, корпоративная, государственная, которая в свою очередь расчленяется на собственность федеральную, субъектов федерации, муниципальных образований);

— по объектам (на материальные ценности, нематериальные активы);

— по степени реализации прав собственности (полная и неполная).

2. По отдельным группировкам выявлены категории собственности, которые могут иметь большие перспективы развития. Во второй группе региональные условия ограничивают количество и масштабы экономических «ниш» для развития индивидуальной формы собственности в сельском хозяйстве, социально-бытовой сфере и других отраслях. В третьей группе основой экономического базиса региона будет корпоративная собственность с ее возможностями концентрации ресурсов, мощной научной базой, устойчивостью в рыночных катаклизмах, а роль государства в управлении крупными корпорациями будет неуклонно возрастать от текущих значений. В четвертой группе большие перспективы развития имеет интеллектуальная собственность как вид нематериальной собственности. В пятой группе развитие и широкое распространение отношений неполной собственности, таких как, траст, аренда стало общемировой тенденцией. Доля заемного капитала увеличивается быстрее чем общий объем функционирующего капитала.

3. В результате классификации объектов интеллектуальной собственности выявлены сферы активного функционирования этого вида собственности. Будет происходить превращение экономических разработок в товар на рынке интеллектуальной продукции (как объекта лицензионной торговли). Нужны меры государственной поддержки в формировании инфраструктуры рынка объектов интеллектуальной собственности, в частности стимулирование патентно-лицензионной деятельности и создание информационных банков.

4. На основе ретроспективного анализа приватизации предприятий в Республике Саха выявлены региональные особенности и тенденции реализации этого процесса .

По нашему мнению, основная цель приватизации — создание многоукладного рыночного хозяйства как экономического базиса для развития конкуренции, — в основном достигнута. Негосударственный сектор превосходит государственный по количеству предприятий, стоимости основных фондов, объему промышленной продукции, строительно-монтажных работ, розничного товарооборота, услуг во всех каналах реализации, по вводу в действие основных фондов.

Региональный сценарий протекания приватизации предприятий в Республике Саха имел ряд отличий от общероссийского: наряду с другими способами приватизации применялась «местная» схема приватизации, при которой имущество с 70%-ным износом передавалось трудовому коллективу безвозмезднодинамика приватизации характеризуется поздним реагированием на политику обвальной приватизации и более ранним переходом к политике точечнойболее широко применялся инвестиционный конкурс в качестве способа приватизации на начальном этапе (1992;1993 гг.) — в руках государства сосредоточен более значительный пакет акций приватизированных компаний.

К числу основных недостатков приватизации государственной собственности можно отнести: неразработанность долгосрочной стратегии приватизации и увязки ее с программой развития и размещения производительных сил регионаотсутствие учета региональных особенностей при формировании государственной политики разгосударствления и приватизации (региональные условия требовали сохранения более массивного государственного сектора, чем в среднем по России, контроль над всеми естественными монополиями должен был остаться в руках государства, рамки участия трудовых коллективов в уставном капитале должны были быть более узкими) — бюджетная бездоходность приватизации даже после перехода к денежному этапуиспользование средств, полученных от приватизации на потреблениезакрытость процесса изменения форм собственности.

Процесс приватизации в республике можно считать вступившим в заключительную стадию, когда дальнейшее формирование и приращение частного сектора должно идти не посредством приватизации, а на собственной основе.

5. Сравнительный анализ эффективности функционирования различных форм собственности показывает, что в Республике Саха государственные предприятия в сравнении с аналогичными приватизированными оказываются более стабильными по многим показателям, в то же время сравнение финансовых показателей деятельности государственных и муниципальных предприятий, с одной стороны, и смешанных предприятий, с другой (по кругу 233 предприятий), свидетельствует о некоторых преимуществах функционирования в рыночных условиях смешанной формы собственности.

6. В условиях кризисного состояния экономики региона рекомендовано применение новой методики при выборе оптимальных сроков приватизации, сопровождающейся проведением различных мероприятий по санации и реструктуризации предприятия. В качестве критериального выбран показатель внутренней нормы прибыли (internal rate of return). Детализирована иерархия целей государственной политики в области отношений собственности, управления государственным имуществом на макроэкономическом уровне, государственным предприятием на микроэкономическом уровне.

7. В результате исследования определены приоритетные направления реструктуризации государственного имущества:

— национализация объектов собственности, приватизация которых проходила с нарушениями законодательства;

— выкуп объектов собственности, покупка и продажа акций приватизированных предприятий в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона (нефтегазовый комплекс), финансирование этих операций должно идти за счет средств от управления государственной собственностью;

— образование новых государственных предприятийкапитализация государственных ресурсов, выделенных предприятиям: имущества, государственных капитальных вложений и государственных кредитовчасти прибыли, образующуюся за счет налогового иммунитета государственных капвложенийреинвестирование дивидендов государства;

— увеличение доли государства в уставных капиталах акционерных обществ путем реструктуризации их долгов;

— продолжение процесса «точечной» приватизации с тщательной проработкой каждого объекта приватизации в виде индивидуальной программы мер по отношению к этим предприятиям в долгосрочной перспективе (приватизация, санирование с последующей продажей, ликвидация и др.).

8. По мнению диссертанта, основными причинами низкой управляемости государственным имуществом в Республике Саха являются:

• - неотработаность нормативной базы, четко разграничивающей права и ответственность между государственными органами власти и хозяйствующими субъектами;

• - многосубъектность управления государственным имуществом, размывающая ответственность за необоснованные и не правильные решения, за их негативные результаты;

• отсутствие стройной системы кадровой подготовки управляющих государственным имуществом, а также нормативной основы, устанавливающей ответственность руководящего состава за результаты хозяйственной деятельности вверенных им предприятий;

• неудовлетворительный уровень финансового менеджмента и внутрифирменного управления на государственных предприятиях.

9. Для совершенствования организационной структуры управления государственной собственностью в Республике Саха необходимо:

— провести Инвентаризацию сохранившегося государственного капитала и определить те его части, которые не играют значительной роли в обеспечении общереспубликанских интересовсоздать общереспубликанский кадастр собственности и на основе его систему индивидуальных планов развития предприятий государственного сектора на долговременную перспективу;

— в целях повышения эффективности работы предприятий, прошедших приватизацию, проводить постприватизационную оценку деятельности предприятий, а для вновь приватизируемых предприятий ввести отсрочку передачи прав собственности на год с последующим его аудитом на основе которого принимать решения о закреплении статуса собственности или смене руководства- - для упорядочения контроля за налоговыми и арендными поступлениями от государственной собственности провести сплошную инвентаризацию и оценку государственного имущества;

— создать рынок прав на аренду государственного имущества посредством проведения конкурсов на право арендысформировать межведомственную Коллегию по делам управления государственным имуществом, на базе Министерства по управлению государственным имуществом, Министерства экономики, Министерства финансов, в составе которых организовать мобильные рабочие комиссии;

— для исключения возможности выкупа предприятий по заниженной стоимости (ниже рыночной стоимости основных фондов) ввести обязательную процедуру экспертной оценки стоимости основных фондов при исчислении уставного капитала или первоначальной стоимости предприятия в процессе приватизации.

С учетом особой роли в повышении эффективности использования государственной собственности кадровой политики, рекомендуем четко разграничить ее на 2 системы — систему подготовки представителей государства в смешанных предприятиях и систему работы с директорами государственных предприятий и предприятий с долей государства в уставном капитале:

— В первой системе в целях повышения ответственности и компетентности лиц — представителей государства в органах управления предприятий, осуществлять их подбор с соблюдением жестких требований. Для этого начать формирование резерва представителей государства, в частности, путем развития системы подготовки и повышения квалификации. В целях усиления мотивации этих лиц в конечных результатах работы предприятия, нужно ввести контрактно-трастовую систему управления: передавать государственную долю акций в траст доверительному государственному менеджеру (не являющемуся представителем власти) на основании договора, который на законных основаниях будет получать часть дивидендов.

— Во второй системе заключить контракты с первыми лицами всех государственных предприятий и акционерных обществ со 100%-ным участием государства. В контрактах поставить уровень оплаты труда в зависимость от результатов работы предприятия, ввести процедуры контроля за деятельностью директоров (отчеты на Коллегиях министерств, гибкое планирование наиболее важных показателей), а также меру их ответственности за невыполнение контрактных условий. Для создания конкурентной ситуации активнее формировать резерв руководящего состава.

10. В диссертации разработана модель хозяйственного механизма организации управления государственной собственностью, которая охватывает все категории государственных предприятий, а также управление государственными пакетами акций. На основе предложенной модели можно систематизировать процессы принятия управленческих решений в отношении объекта государственной собственности (принятие решения о приватизации, смене статуса собственности, смене характера управления госпредприятием).

Переход к рыночной экономике, в том числе приватизация государственной собственности, как в стране, так и в Республике Саха (Якутия) по существу начался с 1992 года. Прошедший отрезок времени, на наш взгляд, недостаточен для глубокого научного изучения социально-экономических преобразований, имеющих историческое значение. Поэтому выполненное диссертационное исследование такой сложной и всеохватывающей проблемы переходной экономики не может претендовать на исчерпывающие ответы на все вопросы. Для этого необходимы многолетние всесторонние исследования, выполняемые большим творческим коллективом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01 июля 1994 г.
  2. Патентный Закон Российской Федерации от 23.09.92, № 3517−1.
  3. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9.07.93 № 5351−1, с изменениями от 19.07.95.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.94. № 51-ФЗ, 4.1.
  5. Закон Российской Федерации РФ «О подоходном налоге с предприятий».
  6. Закон Российской Федерации «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» от 21 июля 1997 г.
  7. Закон Республики Саха (Якутия) «О разгосударствлении и приватизации предприятий в РС (Я)».
  8. Закон Российской Федерации «О собственности».
  9. Закон РС (Я) «О собственности»
  10. Постановление Правительства Российской Федерации «Об управлении государственной собственностью»
  11. Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации РФ (Я) после 31.01.92 г.
  12. Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РС (Я) после 14.12.92 г.
  13. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РС (Я) после 01.07.94 г.
  14. Положение о порядке отчуждения государственного имущества от 22 августа 1994 г. (утв. Указом президента России от 1 июля 1992).
  15. Примерное положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности (утв. распоряжением Госкомимущества России от 13.11.92 г. № 770-р.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации № 1151 от 1 октября 1994 г.
  17. Постановление Правительства РС (Я) № 468 от 25 ноября 1994 г.
  18. Распоряжение Госкомитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15 февраля 1994 г.
  19. Постановление Правительства РС (Я) № 250 от 6 июня 1997 г.
  20. Постановление Правительства РС (Я) № 469 от 5 ноября 1994 г.
  21. Письмо Госкомимущества России от 15.04.94 г. №ПМ-3055 «О некоторых нормах, регулирующих передачу акций приватизируемых предприятий в доверительную собственность (траст)».
  22. Аналитический доклад Госкомимущества Российской Федерации об итогах приватизации за 1994 г. Российская газета. 1995. 31 марта. Приложение «Бизнес в России».
  23. Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий (приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации РФ от 20.05.94 г. № 498)
  24. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий».
  25. Положение о порядке продажи государственных предприятий -должников (утв. Указом Президента Российской Федерации от 02.06.94 г. № 1114).
  26. Указ Президента Российской Федерации от 28.10.94 г. № 2026 «О Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом».
  27. Указ Президента Российской Федерации от 11.05.95 г. № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации».
  28. Состав Федеральной комиссии по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации при Правительстве Российской Федерации РФ (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.05.95 г. № 478).
  29. Федеральный закон от 16.05.95 г. к74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию».
  30. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. № 908 «Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия».
  32. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.95 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев».
  33. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.95 г. № 193 «Об утверждении Примерного положения о региональной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку».
  34. Материалы рабочей комиссии по подготовке доклада к Президентскому Совету по вопросу «О политике приватизации, усилении роли государства в управлении и контроле за эффективностью работы предприятий в РС (Я)П.
  35. Патентный закон США. Раздел 35 свода законов США.
  36. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. с. 4−12.
  37. Л. Многообразие видов собственности и управление. ЭКО. 1996. № 1.
  38. А. И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. АН СССР. М.: Наука 1990.
  39. С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики. 1997. № 6. с. 138 154.
  40. А. Проблемы реструктуризации угольной промышленности // Вопросы экономики. 1997. № 6. с. 67−82.
  41. Ахмеду ев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. 1994. № 8. с. 59−68.
  42. М., Алексеева И. О взаимосвязи объектов, содержания и форм социалистической собственности // Вопросы экономики. 1990 г. № 5. с. 35−39.
  43. . Г. Финансы капитализма. М.: Высшее образование.
  44. К., Гэлб А. Объединение рабочих с капитализмом новые производственные отношения. / Кооперативы в Западной Европе. /Под ред. Головина В. Г. М.: ИНИОН АН СССР. 1989. с. 43−53.
  45. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 1996.
  46. П. Общественное богатство и мы // Экономика и жизнь. 1990. № 37. с.9−1052. .Методические рекомендации по применению основных положений Государственной программы приватизации от 22 июля 1994 г. п. 5.
  47. М. Отношения собственности: эволюция, а не смена // Экономист. 1996. № 4. с.90−91.
  48. Э. Дж., Лидсней Д. Макроэкономика. Ст-Петербург: 1994, с. 11.
  49. А. Фондовый рынок: система «КС» // Экономика и жизнь. 1993. № 40. с.15
  50. Служебная записка № 03/24 от 12.03.97 первому заместителю Председателя Госкомимущества.
  51. С. Возможности ограничения интеллектуальной миграции // Экономист. 1994. № 7. с. 67−68.
  52. Т. Предприятия предпочитают «своего» инвестора // Финансовые известия. 1994. № 6. 10−16 февраля.
  53. А. Краткая пояснительная записка по результатам маркетинга объектов государственной собственности в условиях послечековой приватизации. Москва: Ассоциация маркетинга, 1994.
  54. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами // Вопросы экономики. 1997. № 7. с. 97−111.
  55. Д. Какой будет «денежная» приватизация в России? // Известия. 1994. 29 июня.
  56. Д. На повестке дня новые эмиссии // Экономика и жизнь. 1994. № 30. Июль.
  57. В. Общими силами к подъему Якутии // Якутия. 1998. № 43.
  58. А., Семенова Л. Отцовство на экспертизу // ЭВС. 18 ноября 1996 г.
  59. Е. Трудный путь от социализма // Экономические реформы. 1993. Вып.1. с. 4−13.
  60. М. В. Государственное предпринимательство в странах Европейского сообщества. М.: Наука .1988.
  61. Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М.: Наука. 1990 г.
  62. Российская газета. 1995. 31 марта. Приложение Бизнес в России. с.З.
  63. В. Гаврилов, С. Ивановский. Реформирование собственности на землю и прироные ресурсы // Российский экономический журнал. 1995. № 3. с.61
  64. М.Х., Смирнов А. П., Хрычев А. Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. М.: ВНИИОЭНГ. 1993 г.
  65. Г. Привалов А. Челябинск как полигон борьбы с приватизацией
  66. Коммерсант. 1993. № 13. с. 5.
  67. Л. Реформа и интересы // Вопросы экономики. 1995. № 6. с.121−130.
  68. С. Приватизация «сверху» и «снизу». // Независимая газета. 1991. 21мая.
  69. Л. Многообразие чековых фондов подталкивает вкладчиков к осмысленному выбору //Финансовые известия. 1994. № 8. 24 февраля -2 марта.
  70. Л. «Детские болезни» приватизации // Московские новости. 1990. Декабрь. № 48.
  71. И., Иванов Н. Экономический рост: теория и мировая практика // Экономист. 1996. № 6. с.91−96.
  72. С. Эволюция отношений собственности: форма содержание. // Экономист. 1997. № 2. с. 73−84.
  73. В.Г. Фирмы, принадлежащие рабочим, и рабочие кооперативы // Кооперативы в Западной Европе / Под ред. Головина В. Г. М.: ИНИОН АН СССР. 1989. с.22−43.
  74. Е. Г. Основные направления социально-экономической политики. Региональные проблемы формирования рыночных отношений. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН. 1996. 320с.
  75. Е. Г. Исследование проблем перехода к рыночной экономике. Якутск: Бичик. 1995. 192 с.
  76. Е. Г. Методологические аспекты исследований экономики Севера. Новосибирск: Наука. 1987.
  77. А. Теория и практика собственности в современной экономике. // Экономист. 1994. № 10. с.42−43.
  78. И. Иностранцы не спешат скупать Россию. II Business MN. 1994. № 15. April 13.
  79. А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. с.83−90.
  80. А. Или приватизация, или продолжение падения. //Деловой мир. 1991. 25 апреля.
  81. Ю. О собственности в современной экономике. II Экономист. 1996. № 7. с.84−91.
  82. Ф. Инвестиционные приоритеты стабилизации и обновления промышленного производства при переходе к рынку (на материалах Азербайджанской Республики)/ Автореферат кандидатской диссертации. М.: РАУ. 1994 г.
  83. . В ожидании закона // Экономика и жизнь. 1994. № 35. Август.
  84. Р. Формы собственности и подъём экономики России. // Экономист. 1995. № 7. с. 76.
  85. И. А. Путь духовного обновления // Знание-сила. 1991. № 7. с.2−9.
  86. ИНИОР: Анализ и прогноз состояния рынка ценных бумаг. М.: Институт исследования организованных рынков. 1994.
  87. В. О собственности на лес. Экономист. 1996. № 5. с.95−96.
  88. С., Минаев Г. Инвестиционные конкурсы и торги в 1993 году // Экономика и жизнь/Реформа. 1994. № 5. Февраль.
  89. В. Общность критериев экономической и государственной безопасности. Экономист. 1996. № 5. с. 3−13.
  90. С. Отношения собственности в аграрном секторе: прошлое, настоящее и будущее // Экономист. 1996. № 6. с.85−90.
  91. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики // Экономист. 1996. № 9. с.74−77.
  92. А. Перераспределение собственности в частном бизнесе // Вопросы экономики. 1997. № 6. с.120−129.
  93. В. Собственность: присвоенческий аспект. // Экономист. 1996. № 12. с.64−68.
  94. В. Новая модель отношений собственности (анализ современного опыта). // Экономист. 1994. № 3. с.72−85.
  95. Л. Идея государственного регулирования экономикой: уроки истории // Вопросы экономики. 1997. № 6. с.91−96.
  96. Ю1.Лынник Н. В. Кукушкин А.Г. Интеллектуальная собственность. Сборник типовых договоров. М.: Инфра-М. 1995.
  97. А. Оптимизация использования инвестиций в реконструкцию производства при переходе к рынку. (Диссертация на соискание ученой степени д. э. н.). М.: РАУ. 1993 г.
  98. А. Собственность это ответственность // Экономика и жизнь. 1994. № 17.
  99. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1993. с. 117.
  100. С. Приватизация в России: особенности, цели и действующие лица. // Вопросы экономики. 1994. № 3 с.49−55.
  101. В. Корпорация как форма организации интегрированной собственности. // Экономист. 1994. № 12. с.43−51.
  102. И.Э. Стандарт патентоспособности изобретений в США. Л.: Наука. 1996. с. 29.
  103. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком // Вопросы экономики. 1997. № 6. с.48−55.
  104. К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., т. 1.
  105. М.Б. Кооперативное движение в Швеции. Реферативный обзор // Кооперативы в Западной Европе / Под ред. Головина В. Г. М.: ИНИОН АН СССР. 1989. с. 96−109.
  106. Международный институт финансового рынка/МИФР. Столицабиржевой фондовой торговли. Негосударственные ценные бумаги. // Экономика и жизнь. 1994. № 15. с. 14.
  107. Международный институт финансового рынка / МИФР. Акции промышленных предприятий становятся всё популярнее. // Деловой экспресс. 1994. № 31. 23 августа.
  108. Г. Разгосударствление. Что это такое? // Правительственный вестник. 1990. № 43. Октябрь.
  109. Мельник-Хмарый В. Трансформация собственности или новая модель управления? // Экономист. 1995. № 1. с.63−66.
  110. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Информэлектро. 1994.
  111. . Управление: пути преодоления кризиса // Вопросы экономики. 1997. № 6. 36−47.
  112. Я. Приоритет инвестициям. // Экономика и жизнь. 1994. № 32.
  113. Я. Ключевые проблемы развития рынка ценных бумаг в России. // Экономика и жизнь. 1994. № 7,9.
  114. JI. Рынок и ожидания // Вопросы экономики. 1997. № 11. с.96−105.
  115. С. О некоторых итогах приватизации в 1993 г. // Экономика и жизнь. 1993. № 14. с. 15.
  116. В. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М.: РАН ИГП. 1992.
  117. Л. Государственное регулирование рынка капитала // Экономист. 1996. № 1. с.27−34.
  118. П. Чек ушёл, меняем курс. // Известия. 1994. 4 августа.
  119. Н. Государственная экономическая политика в отношении различных типов регионов // Экономист. 1996. № 11. с.70−78.
  120. Л., Кузнецова Т. Концептуальные основы разгосударствления и приватизации // Вопросы экономики. 1991. № 2. с. 140−152.
  121. Народное хозяйство СССР в 1989 году // Финансы и статистика. М., 1990.
  122. Д. Изменение форм собственности и структуры промышленных предприятий // Вопросы экономики. 1997. № 9. с. 23−35.
  123. В. Правомерен ли страх перед приватизацией. Вопросы экономики. 1990. № 9. с. 75−86.
  124. А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. М.: Республика. 1994.
  125. Л. Анализ эффективности технического перевооружения промышленных предприятий. М.: Финансы и статистика. 1990.
  126. А. Пути приватизации: наши проблемы и зарубежныйопыт I! Вопросы экономики. 1990. № 9. с.87−94.
  127. От правильных действий зависит судьба ваших денег // Хозяин. 1994. № 20. с. 5.
  128. Патентное право зарубежных стран. М.: Прогресс. 1987.
  129. А. Предпосылки оживления: сильный государственный сектор и планирование. Экономист. 1996. № 5. с.43−50.
  130. JI. Отдать бесплатно. Докладная российскому президенту о наиболее разумном способе приватизации // Известия. 1992. 14 февраля.
  131. Т. Рецепт от бесхозяйственности и застоя приватизация. // Правительственный вестник. 1991. № 31. Июль.
  132. Т. Трения вокруг владения // Правительственный вестник. 1991. № 16. Апрель.
  133. А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп//Экономист. 1994. № 12. с.59−60.
  134. А., Аспин С., Калиниченко Н. Не надо плакать, всё будет хорошо. Обзор приватизации. // Коммерсант. 1994. № 17. с.50−58.
  135. А., Бессонов В., Калиниченко Н. Время собирать камни, не переставая их разбрасывать. Обзор приватизации. // Коммерсант. 1994. № 25. 12 июля, с.54−61.
  136. А., Чернаков А. Батлада о стратегическом инвесторе // Коммерсант. 1994. № 16. с.2−4.
  137. Приватизация в цифрах // Российская газета. 1994. 27 января.
  138. Приватизация госимущества// Российская газета. 1992. 28 марта.
  139. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России (1993−1994). Сб. документов. Вып. 1. М.: Республика., Вып.2−4. М.: Нива России.
  140. Программа действий Кабинета Министров СССР по выводу экономики из кризиса (Проект). М. 1991. Апрель.
  141. Программа Правительства РСФСР по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям (Проект). М., 1991.
  142. Программа совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку. // Известия. 1991. 10 июля.
  143. А. О некоторых формах спонтанной приватизации в СССР и мировой опыт. М.: ИМЭМО. 1991. с.80−92.
  144. А. Приватизация и формирование новой структуры собственности в России: инвестиционный аспект // Вопросы экономики. 1994. № 6. с.38−47.
  145. М., Янг М. Программа исследований и действий в целях развития рынка рабочей силы // Кооперативы в Западной Европе./ Под ред. Головина В. Г. М.: ИНИОН АН СССР. 1989. с. 123−139.
  146. П. Основы патентного права США. М.: Прогресс. 1979, с. 160.
  147. Р. Переходное экономическое сознание в российском обществе // Вопросы экономики. 1997. № 5. с.71−83.
  148. Е. Возрождению командной экономики препятствует приватизация // Финансовые известия. 1994. № 4. 3−9 февраля.
  149. Т.Я. Патентная система. США. М.: ЦНИИПИ. 1968.
  150. В., Шпилько С. Отношение населения к частной собственности // Вопросы экономики. 1990. № 2. с.67−72.
  151. Н. Стратегии углубления экономических реформ новую законодательную основу. Доклад на второй сессии Верховного Совета СССР. //Известия. 1989. 3 октября.
  152. Н. Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике. Доклад на третьей сессии Верховного Совета СССР // Известия. 1990. 25 мая.
  153. Э.С. Приватизация: ключ к рынку. Пер. с англ. М.: Дело. 1992. 150 с.
  154. Селезнев, А Интеллектуальная собственность и ее государственная защита//Экономист. 1996. № 11. с.61−69.
  155. А. Государственное управление при формировании рыночных отношений // Экономист. 1994. № 9. с.33−38.
  156. Е. Акционеры и управление фирмой // Вопросы экономики. 1997. № 9. с.36−43.
  157. С., Зинкевич Д. Долларовое вливание породило лихорадку на рынке акций // Финансовые известия. 1994. № 32. 21−27 июля.
  158. С., Малахова И. Барьеры на пути ценных бумаг во вторичном обращении// Финансовые известия. 1994. № 30. 19−25июня.
  159. В.И. Российская цивилизация: резервы общества и власти. М: ВНТИЦ Информационный бюллетень № 5−6. 1997.
  160. В. Саранцев В., Кунин В. США: изобретения на рынке // Интеллектуальная собственность. 1993. № 11−12.
  161. А. Ипотека: теория сквозь призму законотворчества // Вопросы экономики. 1997. № 7. с. 112−123.
  162. С.А. Государственный сектор в экономике развивающихся стран. М.: Наука. 1989.
  163. В. Коллективная собственность: особый приоритет // Экономика и жизнь. 1991. № 25. Июнь.
  164. М. Пути реформы системы собственности // Вопросы экономики. 1990. № 2. с. 122−125.
  165. М. Кооперативы в Европе // Кооперативы в Западной Европе / Под ред. Головина В. Г. М.: ИНИОН АН СССР. 1989. с. 174−178.
  166. И. Государственный долг: структура и управление //
  167. Вопросы экономики. 1997. № 4. с.67−79.
  168. ПЗ.Хейфец И. Я. Основы патентного права. Д.: Научное химико-технологическое издательство, научно-технический отдел. В.С.Н.Х. 1925.
  169. К. Критерии преобразования собственности. // Экономист. 1994. № 8. с.75−79.
  170. К. Причины инвестиционного кризиса и пути его преодоления И Экономист 1994. № 8. с.75−79.
  171. И. Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 8. с. 112−124.
  172. Черниловский 3. М., Всеобщая история государства и права (История государства и права зарубежных стран). Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа. 1983.
  173. С. Интервью. // Известия. 1991. 21 апреля.
  174. А. Биржи и акции восемь месяцев пути. // Экономика и жизнь. 1993. № 39. Сентябрь, с. 8.
  175. Е. Рац Г. Внешнеэкономическая деятельность республики Саха (Якутия) // Экономист. 1996. № 12. с.58−60.
  176. Финансовые и инвестиционные показатели деятельности американской фирмы //М: СП «Crocus International», 1991, с. 28.
  177. Ю., Клынина Е. Внутрифирменный механизм финансово-экономических отношений и мотивация эффективного труда // Экономист. 1996. № 9. с.78−87.
  178. С., Широков А. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти // Экономист. 1996. № 1. с.85−90.
  179. Bao Tran. IP Law aspects in Strategic Planning. ABI INFORM Euromoney Ltd. 1995.
  180. Bao Tran. Managing Intellectual Property. ABI/INFORM Euromoney Ltd. March, 1995.
  181. Dhanji F. and Milanovic B. Privatization in East and Central Europe: Objectives, Constrains and Models of Divestiture. Center for Cooperation with the European Economics in Transition, OECD. Paris, 1990.
  182. Earl J., Frydman R., Rapaczynsky A. et al. The Privatization Process in Russia, Ukraine and the Baltic States. Central European University Press, 1993.
  183. Economics Survey of Japan (1993−1994)/ A Challange to New Frontier Beyond the Severe Adjustment Process. Economics Planning Agency Government of Japan. Tokyo. 1994. p.334.
  184. Glenn DeSouza. Roualty Methods for Intellectual Property. ABI /INFORM National Association of Business Economics, 1997.
  185. Frydman R., Rapaczynski A. and Earl J. Privatization in the Transition to a Market Economy. London, Pinter Publishers, 1993.
  186. Johnson S. and Kroll H. Managerial Strategies for Spontaneous Privatization 11 Soviet Economy, 1991. 7, 4. P. 281- 316.
  187. Kornai J. The Road to a Free Economy: Shifting from a Socialist System: The Exemple of Hungary. New York, Norton, 1990.
  188. Lipton D. and Sacks J. Privatization in Eastern Europe: the Case of Poland, Brooking Papers on Economics Activity. 1990. № 2 P.293—341.
Заполнить форму текущей работой