Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Коррекцион-ная программа «Выбор» использована: в рамках Федеральной экспериментальной площадки департамента по молодежной политике Министерства образования РФпри диагностике саморегуляции поведения Комитетом по делам молодежи Администрации г. Тобольскапри подготовке научно-методических материалов, направленных на совершенствование работы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основания понимания свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков
    • 1. 1. Проблема свободы в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Саморегуляция социального поведения личности: основные направления и принципы исследования
    • 1. 3. Особенности саморегуляции поведения подростков
  • Социально-дезадаптированное поведение в подростковом возрасте
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Исследование психологических особенностей реализации свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Характеристика ценности свободы и особенностей саморегуляции поведения у девиантных и нормотипических подростков
      • 2. 2. 1. Сравнительный анализ значимости свободы у девиантных и нормотипических подростков
      • 2. 2. 2. Психологические особенности саморегуляции отклоняющегося поведения подростков
    • 2. 3. Реализация представлений о свободе в поведенческой программе регуляции при социальной дезадаптации подростков
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Психокоррекционная работа с подростками по развитию навыков реализации свободы в осознанной саморегуляции поведения
    • 3. 1. Теоретические основы и принципы психокоррекционной работы. t 3.2. Программа коррекции неадекватной реализации свободы в девиантном поведении подростков
    • 3. 3. Анализ эффективности программы коррекции реализации свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков
  • Выводы по III главе

Реализация свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, которые вытекают из конкретно-исторических условий его существования: социальных, экономических, политических, нравственных и пр. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп. Подростковый возраст представляет собой период концентрации конфликтов, часто приводящий к различным отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в асоциальной субкультуре, наркомания, токсикомания и т. д. С целью преодоления этих негативных явлений необходимо определить, какие же факторы являются основополагающими в становлении девиантного поведения. К сожалению, проблема отклоняющегося поведения чаще рассматривается в современной психологической науке и практике с социальной точки зрения, тогда как существует связь между особенностями личности подростка и отклонениями в поведении. Однако асоциальные проявления выражаются не только во внешнем поведении. К нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностно-нормативных представлений, то есть деформация системы внутренней регуляции.

Исследования показывают, что несовершеннолетние с отклоняющимся поведением характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции — ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций (С.А. Беличева) — большинство из подростков находятся в состоянии психологической изоляции (М.А. Алемаскин) — им свойственны низкий уровень социализации, отставание в развитии (В.Г. Баженов, Г. Г. Бочкарева, И.А. Невский), различные искажения эмоциональной сферы (Л.М. Зюбин, И.С. Лебединская), дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция (Р. Берне, В. Л. Васильев, В. В. Комаров, А. И. Пелипенко,.

В.М. Пискун, С. Н. Хорунжий, Г. М. Потанин), недифференцированность и разынтегрированность «образа Я», рассогласование когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов (Е.Т. Соколова, В.В. Столин).

Кроме того, JLM. Зюбин, Н. Г. Левандовский, А. Е. Личко, A.C. Макаренко, И. Ф. Мягков, Д. И. Фельдштейн отмечают, что подростки с девиант-ным поведением характеризуются, как правило, негативным отношением к действительности. Большинство подростков утверждают: их самое большое желание — больше свободы распоряжаться своей собственной жизнью. Однако, первое, что подростки делают с этой новой свободой, сводится к тому, что они начинают вести себя еще хуже, чем раньше.

Параллельно росту свободы растет и число ограничений, налагаемых на человека обществом, что порождает субъективное ощущение несвободы, апатию, чувство бессилия, а отсюда и безответственность. Возникает вопрос о том, не является ли девиантное поведение следствием осуществляющейся свободы все большего числа подростков, зачастую не умеющих ею пользоваться? При определении границ своих возможностей подросток сталкивается с противоречием «Я-свободное» — «Я-несвободное», у него возникает желание разрешить это противоречие. В ходе его разрешения подросток осуществляет выход за рамки конкретного — изменяет границы возможностей в деятельности и отношение к ним. Свобода рассматривается в связи со способностью человека к самоопределению — самодетерминации, саморегуляции, ответственности, без которых невозможно преодоление субъектом границ своих возможностей. Изучение реализации свободы в саморегуляции поведения социально-дезадаптированных подростков позволяет выявить существенные стороны свободы, исключает возможность редукции свободы личности к спонтанности, воле, произволу.

Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами. Во-первых, социально-дезадаптированное поведение снижает трудовой, духовный, творческий, интеллектуальный потенциал общества. Это мощнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьезная угроза нормальному функционированию общественного организма.

Во-вторых, данное явление заслуживает изучения в силу того огромного ущерба здоровью, .который наносится развивающейся личности.

В-третьих, как показывает практика воспитания и перевоспитания подростков, многие меры педагогического воздействия оказываются малорезультативными.

Актуальность работы определяется и реальными противоречиями, возникающими в жизни каждого подростка, социальной группы и общества в целом. С одной стороны, для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении в стремлениях к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда представляет собой напряжение, которое при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям и т. п. Кроме того, анализ причин поведенческих отклонений в подростковом возрасте в русле личностного подхода поднимает проблему изучения форм и механизмов реализации свободы в социально-дезадаптированном поведении. Познание личностных механизмов регуляции поведения подростков-девиантов позволит выработать эффективные методы коррекции отклонений. Свобода для подростка — это мечта. Задача воспитания — принять свою действительность не детски-иллюзорно, а мужественно-реально. Это и есть второе, третье и т. д. рождение, путь к себе, овладение собой, своими чувствами. Это и есть, по В. П. Зинченко, «. знание живое, действительное, реальное» [82, с. 38].

Центральное место в работе занимает феномен свободы. Именно феномен, а не понятие, так как строгого определения свободы не существует или их слишком много, что, впрочем, одно и то же. В работе свобода рассматривается как концепт культуры, понимаемый как явление, родственное понятию, но отличающееся от него содержанием, формой и сферой существования: его сфера — ментальный мир, не логика, а культура в любой из ее областей (в том числе и в области культурно-исторической психологии) — его форма — не научный термин, а слово или словосочетание общего языкаего внутреннее содержание — достояние всего общества (как, например, «Справедливость», «Демократия»), Ю. С. Степанов, которому принадлежит приведенная характеристика культурного концепта, пишет, что он может существовать и не будучи строго определенным и даже вообще не будучи хорошо определенным" [210, с.9].

Отсутствие строгих определений у культурных концептов не устраняет их из сферы научного исследования. Из-за того, что сознание, мозг, душа, интуиция, творчество и в этом же ряду — свобода есть тайна, их изучение не становится менее актуальным.

Сознательная цель, как закон, определяет способ и характер действий человека. Способы укрощения свободных систем представляют результат становления разнообразных форм активности индивида. Их становление ведет, с одной стороны, к укрощению степеней свободы, с другой — к возникновению новых степеней свободы поведения. Новую свободу необходимо построить, сотворить, что представляет собой огромный труд [82, с. 88]. О свободном действии можно говорить тогда, когда появляется внутренняя или собственная система отсчета. Она, согласно Мамардашвили, составляет самоосновное, бытийное и событийное явление. Свободный человек — собранный человек, который, по Мамардашвили, «сам становится в начало причин своих собственных поступков», оказывается «сам в начале самого себя» [139, с.28].

В целях коррекции и профилактики социально-дезадаптированного поведения подростков исследователи предлагают различные подходы и методы. Так, Б. Н. Алмазов, С. Д. Арзуманян, В. Г. Баженов, В. И. Енин, М. М. Калашникова, JI.M. Кацук, А. Г. Ковалев, К. В. Маслова, Э. Ш. Натанзон, И. Л. Невский, М. Раттер, Д. И. Фельдштейн отмечают положительный эффект при использовании рациональной организации педагогического процесса.

A.И. Захаров, В. В. Комаров, С. А. Кулаков, Э. Г. Костяшкин, А. Е. Личко, Е. В. Ларина, И. В. Романов, С. Н. Хорунжий, С. И. Чаева, Э. Г. Эйдемиллер,.

B.В. Юстицкий доказывают эффективность психологических и психотерапевтических методов (поведенческая и суггестивная психотерапия, психодрама и др.). Однако многолетний опыт коррекции подростковых поведенческих отклонений доказывает необходимость комплексного психолого-педагогического подхода.

Объект исследования — поведение социально-дезадаптированных подростков.

Предмет исследования — реализация свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков.

Цель исследования — выявление особенностей саморегуляции поведения на основе представлений о свободе у социально-дезадаптированных подростков.

Общая гипотеза исследования: девиантное поведение подростков тесно взаимосвязано с особенностями его регуляциидля подростков с деви-антным поведением, как правило, характерны ложное понимание свободы и несформированность отдельных подсистем саморегуляции, что проявляется в симптомах полевого поведения, низком уровне рефлексии, избегании ответственности.

Частные гипотезы исследования:

1) представление о свободе у социально-дезадаптированных подростков реализуется на аффективном и поведенческом уровнекогнитивный уровень понимания свободы у девиантных подростков не сформирован;

2) саморегуляция девиантных подростков отличается от саморегуляции подростков-нормотипов и характеризуется низким уровнем рефлексии, ис-каженностью ценностно-смысловой структуры, низким уровнем субъективной активности;

3) применение системы мероприятий, направленных на коррекцию социально-дезадаптированного поведения подростков, эффективно в случае целенаправленного комплексного психолого-педагогического воздействия на осознанную реализацию свободы в саморегуляции подростков в естественной для них среде общения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие роль свободы в формировании поведения подростков.

2. С помощью специально подобранных методических средств в эмпирическом исследовании выявить специфику представлений о свободе и ее роли в регуляции социально-дезадаптированного поведения подростков.

3. Разработать и апробировать программу коррекции неадекватной реализации свободы в девиантном поведении подростков.

Теоретико-методологическая основа исследования: культурно-историческая теория JI.C. Выготского, философско-психологическое исследование свободы (М. Мамардашвили, В. Франкл и др.), принципы деятельности, детерминизма, системности, развития (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов и др.), положения о регуляции (саморегуляции) поведения, рефлексии, ценностно-смысловой сфере личности (П.К. Анохин, H.A. Бернштейн, Л. И. Божович и др.).

Методы исследования:

1) беседа, наблюдение, опрос с помощью специально разработанной анкеты, направленной на изучение отношения подростков к понятию «свобода»;

2) констатирующий эксперимент с использованием ряда диагностических методик: методика ценностных ориентаций М. Рокича (модификация Е.Б. Фанталовой), «Q-сортировка» В. Стефансона, «Стиль саморегуляции по-ведения-98» В. И. Моросановой, Е. М. Коноз, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, Тематический девиативный тест;

3) преобразующий эксперимент, построенный на основе специально разработанной программы «Выбор»;

4) методы статического анализа (пакет программ STATISTIKA for Windows, программа STATGRAFHICS Plus for Windows).

База исследования. Исследование проводилось в период с 1997 по 2003 год в г. Тобольске на базе средних школ № 1, № 18, реабилитационного центра «Подросток», КДН, КДМ, палаточного лагеря для детей с девиантным поведением «Выбор». Было обследовано 126 подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Все испытуемые находились на учете в ОППН, КДН.

Научная новизна исследования. В работе впервые была предпринята попытка проследить связь между философской трактовкой категории свободы и схемами саморегуляции поведения, представленными в различных психологических системах. В работе определены психологические особенности саморегуляции, характерные для социально-дезадаптированного поведения. Доказательно подтверждено влияние уровня понимания свободы на саморегуляцию отклоняющегося поведения подростков. Выявлены основные параметры развития саморегуляции поведения у социально-дезадаптированных подростков, позволяющие оценить эффективность предпринимаемой в этом направлении коррекционной работы. Разработаны психологические приемы и способы саморегуляции отклоняющегося поведения, преодоления неадекватной реализации свободы подростками-девиантами. Специально организованный преобразующий эксперимент позволил показать возможность коррекции девиантного поведения посредством формирования у подростков содержательного представления о свободе и ответственности.

Теоретическая значимость работы. Осуществлена проекция культурных, философских и психологических аспектов концепта свободы на проблемы саморегуляции индивида, в том числе и на актуальную проблематику отклоняющегося поведения подростков. Доказана взаимосвязь между различными представлениями о свободе и подсистемами саморегуляции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Потребность в свободе и разные уровни ее понимания (осознания) тесно связаны с саморегуляцией поведения подростков: у нормотипических подростков более выражен когнитивный компонент ценности свободы, тогда как у девиантных подростков — аффективный и поведенческий.

2. Саморегуляция социально-дезадаптированного поведения подростков обеспечивается программой поведения, определяемой социально-значимой группой сверстников. Пределы допустимого у нормотипических подростков совпадают с общественными нормами. У социально-дезадаптированных подростков разрыв между групповыми и социальными нормами вызывает напряженность, стремление преодолеть которую приводит к неадаптивным формам реализации потребности в свободе.

3. Эффективность коррекции отклоняющегося поведения подростков может быть повышена с помощью комплексного целенаправленного психолого-педагогического воздействия на личность путем проведения коррекци-онной работы в жизненно-значимой для подростков среде.

4. Адекватная реализация свободы у девиантных подростков достигается на основе преодоления внутреннего дискомфорта, возникающего вследствие противоречия между ситуативной потребностью и невозможностью ее удовлетворения.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования применимы в работе психологов и социальных педагогов для решения задач психосоциальной диагностики и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Разработанная и апробированная в ходе экспериментальной работы программа коррекции социально-дезадаптированного поведения подростков может быть реализована в практике воспитания и сопровождения детей «группы риска» в условиях реабилитационных и психолого-педагогических служб. Предложенная в программе модель «социальной лестницы» частично применима в организации образовательной деятельности девиантных подростков.

Апробированная система диагностики и коррекции способствует реализации комплексного подхода в организации сопровождения подростков с отклоняющимся поведением. Выявленные в процессе эмпирического исследования особенности саморегуляции и ценности свободы у девиант-ных подростков позволят повысить эффективность коррекционных воздействий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Коррекцион-ная программа «Выбор» использована: в рамках Федеральной экспериментальной площадки департамента по молодежной политике Министерства образования РФпри диагностике саморегуляции поведения Комитетом по делам молодежи Администрации г. Тобольскапри подготовке научно-методических материалов, направленных на совершенствование работы с девиантными подросткамипри разработке коррекционных и профилактических программ по подростковой дезадаптации и отклоняющемуся поведению в школах г. Тобольска. Материалы исследования используются в курсах лекций по возрастной, педагогической и специальной психологии, а также при разработке системы обучения и воспитания «трудных» подростков. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях Комитета по делам молодежи г. Тобольска, на научно-методических семинарах кафедры психологии и кафедры практической психологии Тобольского государственного педагогического института имени Д. И. Менделеева, кафедры психологии Омского государственного педагогического университета, кафедры психологии Западно-Сибирского гуманитарного института (г. Тобольск) — на II Всероссийской конференции «Инновационные процессы в образовании» (Тобольск, 2001) — на ежегодных конференциях «Менделеевские чтения» (Тобольск, 1999,2000,2001) — на межвузовской конференции «Проблемы педагогической компетентности» (Тобольск, 2002) — на межрегиональном семинаре «Актуальные проблемы психолого-педагогической поддержки и технологии сопровождения детей „группы риска“» (Тобольск, 2002).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, за.

Выводы по III главе.

Таким образом, психокоррекционная работа, сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов позволяют сделать следующие выводы:

1. Для девиантного подростка характерно включение в определенную субкультуру со своими нормами, понятиями «что хорошо, а что плохо», которая заменяет ему референтную группу и направляет процесс его социализации.

2. Девиантного подростка характеризует активное сопротивление воспитательному воздействию со стороны школы, семьи, неприятие социальных ценностей, не включенных в собственную субкультуру.

3. У девиантного подростка весьма затруднен процесс формирования самосознания. Он либо не способен к реальной самооценке своего поведения, либо оценивает себя с позиции своей неформальной группы, либо включает различные механизмы самозащиты типа «он сам виноват», «я как все» и т. д.

Отсюда первоочередной задачей коррекции является ломка данного стереотипа, преодоление влияния уличной субкультуры, негативного отношения к воспитательному воздействию, преодоление фиксированных установок, помощь подростку в определении границ, пределов допустимого. Выполнение этой задачи лишь средствами индивидуального влияния со стороны учителя, сотрудника инспекции по делам несовершеннолетних, родителей вряд ли возможно, поскольку в данном случае останется вне поля зрения предпочтительная среда общения, неформальная группа, выступающая в данном случае основным институтом социализации.

Таким образом, подростку необходима естественная среда, которая предоставляет благоприятные условия для интенсивного эмоционально-насыщенного общения со сверстниками, для реализации потребности самоутверждения на основе социально значимой деятельности.

Реализация предложенной нами программы предполагает существенную перестройку самосознания, системы ценностей, что, безусловно, влечет за собой перестройку регулятивных процессов поведения. Данная программа позволяет реализовать свободу выбору в естественной для подростка среде вне ценностей референтной группыреализация данной программы предполагает не ограничение свободы, а развитие осознанности ее использования в поведении через наделение ответственностью за свои поступкиразвитие посредством системы психологических тренингов следующих качеств: осознание подростком ценности собственной жизни, смысла своего существованияснятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиямосознание своего «Я», развитие самосознанияразвитие саморегуляции, зрелости эмоционально-волевой сферы личностиформирование внутреннего волевого контроля, развитие нравственно-волевых качествопределение жизненных планов, прояснение временной перспективы будущего, продвижение в плане личностного развития, самоопределение собственной идентичности.

Заключение

.

В нашей работе была предпринята попытка выявить психологические особенности реализации свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков и оказать коррекционное влияние на ее развитие. С этой целью мы проанализировали проблему свободы в отечественной и зарубежной психологии, изучили основные направления и принципы исследования саморегуляцииопределили особенности саморегуляции поведения подростков и социально-дезадаптированного поведения в подростковом возрасте. Так, анализ понятия «свобода» позволил выделить в нем три аспекта (чувственный, рациональный и действенный), определить виды свободы (внутренняя — свобода «для» и внешняя — свобода «от»), а также соотнести ее с многоуровневой регуляцией поведения. В качестве рабочего определения диссертационной работы мы приняли понимание «свободы» Е. И. Кузьминой: свобода личности — осознание, переживание и изменение человеком границ пространства своих возможностей (актуальных, потенциальных, виртуальных и других) по внутреннему убеждению в соответствии с принятыми в обществе нормами, правами, законами — в соответствии с долгом, ответственностью. Свобода — состояние человека, возникающее в результате самоопределения — построения такого отношения к границам пространства своих виртуальных возможностей или изменения этих границ, при котором преодолеваются препятствия самореализации. Компонентами свободы личности являются рефлексия, возможность выбора и активность. В диссертационной работе мы основывались на положении В. П. Зинченко о том, что источниками развития независимой личности являются действие, обладающее избытком своего пространства, и рефлексивный план сознания. Рассматривая личность в системе отношения человека и культуры, условием автономии, свободы и достоинства личности, источником новых культурных форм является избыток пространства деятельности, возникающий во многом благодаря рефлексивному слою сознания. Особенность психологически свободной личности состоит в сознательном использовании ею собственных инструментальных (физических и психических) свойств для реализации своей направленности, а также в преодолении и изменении тех из них, которые такой реализации мешают. Личностная свобода предполагает овладение социокультурными нормами. Но она противостоит слепому подчинению любой норме. Свобода выражается в избирательной активности субъекта и предполагает саморегуляцию поведения. Суть свободы не только в возможности выбора, а в осуществляемой человеком многомерной и многоуровневой регуляции собственной активности. В исследовании регуляции (саморегуляции) выделяются три основных подхода: операционально-технический, мо-тивационный и личностный. Практически все немногочисленные исследования саморегуляции поведения у девиантных подростков проводились в рамках мотивационного подхода. Но мы считаем, что в данном случае оправдан личностный подход, так как проблема регуляции поведения, в том числе и отклоняющегося, должна изучаться в контексте проблемы личности. Только когда проблема регуляции рассматривается как важнейшая часть теории личности, эта проблема может быть решена в более полном объеме. Мы определяем саморегуляцию как активность личности, важнейшими принципами которой являются осознанность, целостность, направленность и система выборов. От степени совершенства саморегуляции зависит эффективность произвольной активности и развитие личности в целом, так как в структуру регуляции входят все основные компоненты структуры личности (ценностно-смысловая сфера, рефлексия, активность).

Особое внимание было уделено нами анализу причин отклоняющегося поведения, поскольку от этого зависит выбор форм и методов коррекции. Следует отметить, что в литературе среди факторов, влияющих на характер поведения, часто называются такие личностные особенности, которые, по сути, составляют содержание саморегуляции (самосознание, направленность, ценностно-нормативная система и др.). Однако, реализация свободы как фактор, влияющий на саморегуляцию девиантного поведения, рассматривается редко, что делает актуальным изучение данного вопроса.

Теоретический анализ проблемы, таким образом, позволил нам перейти к эмпирической части работы, целью которой стало исследование психологических особенностей реализации свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков. Определив в качестве базовых понятий эксперимента такие, как «саморегуляция», «свобода», в результате исследования мы пришли к выводу о том, что при социально-дезадаптированном поведении свобода понимается как некоторый беспредел, возможность безграничного поведения в группе и обществе. При этом участие в асоциальной группе сверстников делает подростка-девианта несвободным. Проведенный анализ особенностей ценностной сферы подростков позволяет говорить о деформированной системе ценностей у девиантов, неадекватном восприятии действительности, искаженном понимании свободы (когнитивный компонент установки на свободу), созданным мифами субкультуры. Подросток, стремящийся к свободе (в действиях и поступках, от внутренних противоречий и сомнений, материальной независимости), имеет возможность ее реализации только в группе сверстников. Однако ее реализация сопряжена с выходом за границы социальных норм. Подросток, понимающий асоциальность групповых норм и поведения, внутренне не принимает их. Но желание сохранить свой социальный статус, стремление к поисковой активности ставят его в ситуации бесконфликтности, контактности с группой.

С целью выявления стилевых особенностей саморегуляции, опосредованных стремлением к свободе, нами были использованы методы математической статистики (коэффициент Браве-Пирсона, стандартное отклонение, среднее арифметическое). В результате было выявлено, что представления о внешних и внутренних значимых условиях позволяют программировать де-виантные действия (р > 0,05). Если для подростка-девианта значимыми являются свобода в действиях и свобода от внутренних противоречий и сомнений, он программирует свое поведение в связи с условиями, позволяющими удовлетворить эту потребность. Определено также, что низкий уровень рефлексии, недостаточная осознанность этих условий, приводят к регуляторным сбоям (р > 0,01). Программирование, оценка результатов и гибкость определяют общий уровень саморегуляции (р > 0,01), т. е. некритичность к своим действиям, неустойчивые критерии успешности, умение решать задачу в условиях риска позволяют компенсировать неблагоприятные личностные особенности.

Интересен тот факт, что подростки-девианты характеризуются как прожектеры, планы которых не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию (стандартное отклонение — 7,35). Они относятся к гедонистам, живущим сегодняшним днем. Они считают себя сильной личностью, которая обладает достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что саморегуляция деви-антных подростков значительно отличается от саморегуляции подростков с нормотипическим поведением. Особенности социально-дезадаптированного поведения сводятся к тому, что развитие основных подсистем регуляции по своим характеристикам имеет низкий уровень: низкий уровень рефлексии (неосознанность последовательности действий, импульсивность, действие путем проб и ошибок, некритичность, рассогласованность полученных результатов с целью деятельности) — искаженность ценностной сферы (программировать свои действия позволяют лишь представления о значимых внешних и внутренних условиях) — низкий уровень субъективной активности (ситуативные действия, приспособительный эффект, следование за групповыми тенденциями поведения).

Исходя из полученных нами результатов, можно говорить о низком уровне сформированности саморегуляции социально-дезадаптированных подростков. Вместе с тем, они достаточно автономны в организации активности и, следовательно, считают себя более свободными в выборе действий и поступков, как бы противопоставляя себя нормотипическим подросткам и обществу в целом.

Как показало исследование, стремление к свободе определяет саморегуляцию личности. В зависимости от особенностей ценностного отношения к свободе, смысла, который подростки вкладывают в нее, свобода оказывает различное влияние на процессы саморегуляции. С целью выявления этих взаимосвязей нами был использован кластерный анализ (метод Варда). В основу анализа были положены 3 вида свободы (свобода действий, материальная свобода, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и процессы саморегуляции (планирование, моделирование, прогнозирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность). В итоге нами было выделено 4 кластера (группы подростков-девиантов). Каждой из них мы дали условное название: «Потребители» — 4% (характеризуются высоким уровнем гибкости и самостоятельности поведения. Из любой ситуации подростки-" потребители" стремятся вынести материальную выгоду. В данном случае свобода выполняет инструментальную функцию, функцию удовлетворения витальных потребностей), «Зависимые» — 68% (подростки этой группы выражают готовность к свободе от внутренних противоречий, сомнений (внутренняя свобода) — понимая, что на определенном этапе взаимодействия с асоциальными сверстниками они становятся зависимыми от группы, что им навязываются убеждения, не всегда совпадающие с их собственными, «зависимые» испытывают еще более угнетающие ощущениясвобода здесь выполняет эго-защитную функцию) — «Независимые» — 15% (наиболее выражена свобода действийнезависимы от группы в том плане, что при удовлетворении потребностей они больше, чем другие их сверстники-девианты, учитывают индивидуальные особенности, желания, убеждения в программировании своего поведениясвобода в этом случае выражает функцию познания действительности, удовлетворения познавательного компонента активности) — «Своевольные» — 13% (характеризуются проявлением в равной степени материальной свободы и свободы действийубеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизньсочетают в себе черты «потребителей» и «независимых» — вседозволенность, игнорирование социальных норм и правил, себялюбие приводят этих подростков зачастую к наиболее сложным устойчивым поведенческим отклонениямсвобода выполняет функцию выражения ценностей (и индивидуальных убеждений, и ценностных ориентаций группы, в которую они включены).

Мы определили, что наибольшая часть подростков-девиантов относится к группе «зависимых». При социально-дезадаптированном поведении стремление к свободе от внутренних противоречий, однажды возникнув, представляет определенным образом систему их поведения. Возникает регулирование, которое включает в себя известную степень неопределенности конкретных форм предстоящей активности, изменчивость процессов, на основе которых достигается нужный конечный приспособительный эффект.

В связи с выявленными особенностями формирования социально-дезадаптированного поведения мы определили положения, на которых, по нашему мнению, должна основываться система коррекционных воздействий: создание условий, способствующих реализации потребности избавиться от внутренних противоречий, сомнений, дискомфортаформирование осознанного понимания свободы и ответственностиразвитие навыков социально одобряемого поведениясоздание ситуации, где подросток смог бы достичь адекватной самооценки, социального статуса в соответствии с нормами, определенными в обществераскрытие внутреннего потенциала личности и развитие осознанной саморегуляции поведения.

Предложенная нами и апробированная программа коррекции девиант-ного поведения предполагает комплексный подход. Она включает проживание подростка в специально созданных условиях, в субкультуре, приближенной к общественной, систему выборов и психологические тренинги. Программа предлагает подростку место в обществе, которое он сможет занять, приложив определенные усилияреальный статус внутри сообщества, который дает ему право и обязанность гордиться собой и который предоставляет права и налагает обязанностиреальную помощь в разрешении проблем в школе, семье и других сферах жизнедеятельности.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о развитии самосознания и, следовательно, саморегуляции поведения. Сформированная личная и социальная ответственность позволяют говорить о формировании адекватного отношения к ценности свободы.

Произошли изменения в ценностной сфере. Так, повысился уровень доступности материальной свободы. Это объясняется осознанием подростками ответственности перед обществом и развитием способов саморегуляции, направленных на достижение материального благополучия. Включение в трудовую деятельность, притом оплачиваемую, сформировало адекватное отношение к деньгам и способам их зарабатывания. В этом случае сработал и эмоциональный аспект: ценность труда не только в материальном благополучии, но и в пользе, приносимой обществу.

В результате формирующего эксперимента повысился уровень ценности свободы от внутренних противоречий и сомнений. Это связано с пониманием, осознанием подростком своего внутреннего мира, мира переживаний, другими словами, с развитием рефлексивного самосознания. При этом подростки овладели способами регуляции эмоциональными состояниями и собственными переживаниями, на что указывает уровень доступности. Все это определило изменения в поведении подростков. Подростки определили границы дозволенного, одобряемого обществом свободного поведения.

В ходе коррекционной программы изменились и уровни протекания регуляторных процессов. Повышение уровня планирования и оценки результатов способствовало решению проблемы внутренних противоречий и сомнений, повысило внутреннюю уверенность подростков. Следовательно, устраняется необходимость легкого занятия социального статуса в асоциальной группе сверстников. Повышение уровня регуляторных процессов позволяет говорить и о повышении уровня осознанности в управлении собственным поведением, значительном участии самосознания в построении поведения и деятельности социально-дезадаптированных подростков. Результаты формирующего эксперимента позволяют утверждать, что предложенная нами психокоррекционная программа предполагает существенную перестройку самосознания, что, безусловно, влечет за собой перестройку регулятивных процессов поведения.

Таким образом, выдвинутые нами предположения о том, что девиант-ное поведение подростков тесно взаимосвязано с особенностями их саморегуляции, свобода в саморегуляции социально-дезадаптированных подростков выполняет приспособительную функцию поведения и выражена в аффективном и операциональном компонентах, нашли свое подтверждение. Применение системы коррекционных мероприятий на социально-дезадаптированное поведение подростков эффективно в случае целенаправленного комплексного психолого-педагогического воздействия на осознанную реализацию свободы в саморегуляции подростков в естественной для них среде общения. Свобода для подростка — это мечта. Задача воспитания — принять свою действительность не детски-иллюзорно, а мужественно-реально. Это и есть второе, третье и т. д. рождение, путь к себе, овладение собой, своими чувствами. Это и есть «. знание живое, действительное, реальное» [81, с. 38]. Свобода — это предмет «живого» знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.- С. 92−99.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
  4. З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением / Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1997.-23 с.
  5. Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций об активности личности в психологии / Автореф. дисс.. док-ра психол. наук. -Томск, 1997.- 52 с.
  6. М.А. Воспитательная работа с подростками — М.: Знание, 1979.- 47 с.
  7. А.Г., Тихоненко В. Г., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981.- № 4.- С.91−102.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.- 339 с.
  9. П.К. Интегративная деятельность нервной системы в норме и патологии. М.: Медицина, 1968. — 288 с.
  10. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. — М.: Наука, 1980.- 196 с.
  11. Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. / Дисс. .док-ра психол. наук Новосибирск, 1999 — 434 с.
  12. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Академия МВД СССР, 1975.- 160 с.
  13. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. — С. 3−19.
  14. В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.: Наука, 1976. С. 254−277.
  15. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. — 1992. — № 1−2. — С.6−13.
  16. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1995. — 188 с.
  17. Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 5. — С.7−19.
  18. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.-512 с.
  19. М.Я. Избранные психологические труды / Под ред. В.Н. Мя-сищева, В. Г. Мерлина. М.: Педагогика, 1975. — 432 с.
  20. Ф.В. Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических представлений // Философские науки. -1990. № 3.
  21. С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Социальное здоровье России, 1993.- 199 с.
  22. A.C. Отклонение в поведении школьников. Свердловск: Свердловский пед. ин-т, 1973.- 138 с.
  23. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. JI.: Наука, 1988.- 269 с.
  24. H.A. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-288 с.
  25. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.- 349 с.
  26. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.- 547 с.
  27. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.-312 с.
  28. A.A. Личность и общение. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.- 352 с.
  30. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С.23−35- 1979. — № 2. — С. 47−56- 1979. — № 4. -С. 23−33.
  31. В.П., Боровиков И.П. Statistika. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. M.: Филинъ, 1997. — 608 с.
  32. Л.В. Исследование уровня притязаний. — М.: МГУ, 1985. -104 с.
  33. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.- 301 с.
  34. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981.- № 2. — С. 46−54.
  35. В. И возвращается ветер. // Театр. 1990. — № 2. — С. 169 190.
  36. М.С. Системная организация рефлексии // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы Второй Всероссийской конференции. Новосибирск, 1995. — 6−8 июня. — С.220−224.
  37. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. — № 1.- С.45−54.
  38. И.Н., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991.- 144 с.
  39. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. Т. 18. -№ 2.- 1997.- С. 58−78.
  40. Введение в психологию/ Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: Академия, 1996.-496 с.
  41. JI.M. Психические процессы Л.: ЛГУ, 1981. — Т.З.- 326 с.
  42. В.Г. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990.- 288 с.
  43. Вопросы психофизиологии активности и саморегуляций личности / Отв. ред. А. И. Крупнова. Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т, 1979. — 102 с.
  44. Л.С. // Собрание сочинений: В 6 томах. Т.4.- М.: Педагогика, 1984.- 242 с.
  45. Л.С. История развития высших психических функций. Собр. сочинений. Т.З. М.: Педагогика, 1983. — 328 с.
  46. Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея.-М.: Педагогика, 1982.- С. 161−165.
  47. В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб., 1994.-98 с.
  48. Гегель Г. Ф. Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет. Т.2. -М., 1971.
  49. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  50. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и к другим // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1982.- № 4.- С. 21−29.
  51. Е.И. Критерии продуктивности жизни // Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). Киев, 1985. — С. 256−265.
  52. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  53. С. Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь / Пер. с англ. М.: Изд. Трансперсонального Института, 1996. — 248 с.
  54. Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Пер. с англ. / Общ. ред. Т. В. Барчкновой. Ярославль: ДИА-пресс, 2000. — 430 с.
  55. Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Томск, 1999.- 27 с.
  56. А.А. Социальная природа нравственности. М.: Молодая гвардия, 1974. -223 с.
  57. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. -Дисс.. канд. психол. наук. М., 1983. — 150 с.
  58. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 239 с.
  59. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1973.- С. 6697.
  60. К.Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп. В кн.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М.: МГУ, 1977. — С. 109−126.
  61. Р. Сочинение: В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1989. — 654 с.
  62. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова. М.: Социальное здоровье России, 1995.- 204 с.
  63. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 385−404.
  64. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1982. — 350 с.
  65. B.C. Психология групповых нарушений общественного порядка. М., Воронеж: Апрель-пресс, 2000. 38 с.
  66. М.И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь.- М.: Юридическая лит-ра, 1997.- 448 с.
  67. Л.А., Лебедев A.B. и др. Нозологическая и синдромальная структура девиантного поведения у подростков // Патологические формы де-виантного поведения у подростков. М.: Медицина, 1989. — С. 11−15.
  68. A.A. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.- 159 с.
  69. . Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.- С. 254−277.
  70. И.М. Развитие способности к психическому самоуправлению у детей с дезадаптивным поведением. — Дисс.. канд. психол. наук. — Казань, 1997.-25 с.
  71. A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.5−14.
  72. .В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. — № 2. — С. 9−14.
  73. .В. Теории личности К. Левина. М.: МГУ, 1981.- 117 с.
  74. О.В. О значении разработки понятия «рефлексия» для исследования самосознания личности. В кн.: Психологическая служба в высшей школе. — Новосибирск: НГУ, 1981.- С. 11−20.
  75. В.П. Проблема психологии развития (читая О. Мандельштама) // Вопросы психологии. 1992. — № 5−6. — С.44−54.
  76. В.П. Психологическая педагогика. Часть I. Живое знание (2-е испр. и доп. изд.) Самара: Самарский Дом печати, 1998. — 296 с.
  77. В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова). — М.: Гардарики, 2002. — 431 с.
  78. В.П., Мещеряков Б. Г. Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование. 2000. — № 2. — С.86−95.
  79. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 301 с.
  80. О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.-С. 30−34.
  81. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения/ Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1976.- С. 219−232.
  82. JI.B. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1997. — 23 с.
  83. Е.В. Личность и саморегуляция поведения // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференц. психофизиологии: Сб. науч. тр. / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1979. — С. 24−27.
  84. Л.М. О природе асоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С.59−63.
  85. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.-.МГУ, 1991.- 142 с.
  86. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции. В кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения/ Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1976.- С. 219 232.
  87. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сб. научных трудов / Под ред. B.C. Мухиной. М.: МГПИ, 1979.- 102 с.
  88. В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции 26−28 ноября 1996 года. Москва. — С.31−32.
  89. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
  90. Р.Б. Анатомия свободы. Иваново: Б.И., 1995. — 225 с.
  91. Г. И. Становление рефлексивной структуры самооценки // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы второй Всероссийской конференции 6−8 июня. — Новосибирск, 1995. С.137−140.
  92. Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2001.- 160 с.
  93. А.Г. Психология личности -М.: Просвещение, 1970.- 391 с.
  94. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. -607 с.
  95. В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. — С. 11−23.
  96. JI.A. Даль свободного романа // Вопросы философии. 2004. -№ 11. — С.33−48.
  97. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
  98. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.- 255с.
  99. В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1974.23 с.
  100. В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологический и психиатрический аспекты Минск: Беларусь, 1988. — 207 с.
  101. O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. -1995.-№ 1.- С.5−12.
  102. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.- 255 с.
  103. А.Ф. между свободой и необходимостью: к методологии кратковременного психологического консультирования // Вопросы психологии. 1996.-№ 4.-С. 44−54.
  104. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома// Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С.69−78.
  105. Т.В. Принятие решений и саморегуляция: перспективы функционально-уровневой концепции / Психология и ее приложения. Ежегодник российского психологического общества Т.9. Вып.2. М., 2002. С.270−271.
  106. В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М.: Медицина, 1992.- 208 с.
  107. Краткий психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1985.-485 с.
  108. В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. — № 12. — С.41−52.
  109. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976.- 286 с.
  110. Е.И. Познание свободы: продолжение пути. Ульяновск: Изд-во СВИНЦ, 1997.
  111. Е.И. Рефлексивно-деятельностный анализ феномена свободы личности / Автореф. дис.. доктора психологических наук. — М., 1999. -46 с.
  112. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. -В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979.- С. 22−28.
  113. А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. — 446 с.
  114. Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.29−41.
  115. К. Топология и теория поля // Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ, 1980.-С. 122−131.
  116. Н.С. О психофизиологических основах активности// Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. — Вып.1.-Свердловск: Свердловский ГПИ, 1975.- С. 14−36.
  117. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-584 с.
  118. А.Н. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М.: Педагогика, 1983.- 391 с.
  119. А.Н. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 2.- М.: Педагогика, 1983.- 393 с.
  120. Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. Том 18. — № 6. — 1997. — С. 13−28.
  121. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. — № 3.
  122. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 1. — С. 1525.
  123. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.- 416 с.
  124. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 446 с.
  125. Е.В. Динамика рефлексивных процессов в социально-психологическом тренинге: проблема децентрации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. — № 4. — С. 70−71.
  126. К. Необходимость свободы // Философская студия. 1993. -№ 1. — С.44−62.
  127. М. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. — 400с.
  128. М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. шк. политических исследований, 2000.
  129. Е.И. Диагностика отклоняющегося поведения подростков.- Омск: ОмГПУ, 1998. 70 с.
  130. Е.И. Саморегуляция поведения, ее развитие и формирование у социально-дезадаптированных подростков / Автореф. канд. дис. Иркутск, 2001.- 16 с.
  131. О. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1990.
  132. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наук, думка, 1990. — 124 с.
  133. Маслоу А. .Мотивация и личность//Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996. — С. 422−449.
  134. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.144−149.
  135. Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966. — С.305−306.
  136. Ю.В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения/ / Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1991. -№ 2.-С. 12−17.
  137. О. Методологические вопросы изучения личности и ее саморегуляции // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1990.- С. 33−47.
  138. Г. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. Киев: Вища шк., 1985. — 55 с.
  139. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.- 151 с.
  140. И.Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1991.- 144 с.
  141. В.И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция человека // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 118−127.
  142. Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность // Вопросы философии. 2004. — № 11. — С.13−18.
  143. К. Психология ответственности. JL: Наука, 1983. — 240с.
  144. Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки // Психология личности и образ жизни- М.: Наука, 1987.- С. 2327.
  145. A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд. АН АрмССР, 1988.- 263 с.
  146. В.И., Каневская М. Е. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. -1980.-№ 1.-С.22−30.
  147. Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- 1984.-№ 4. С. 71−72.
  148. А.К. Саморегуляция деятельности и формирование активности личности. -М.: Знание, 1986.- 80 с.
  149. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник / Под ред. В. А. Попова и С. А. Завряжина. Владимир: Ред. изд. отд., 1994, — 141 с.
  150. И.П. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1955. — 365 с.
  151. Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 4.
  152. Р.К. Личностный фактор делинквентного поведения старших подростков и возможности его изменения в индивидуальной работе.- Дисс.. канд. психол. наук. — Вильнюс, 1988.- 23 с.
  153. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1974.- 253 с.
  154. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М.: МГУ, 1983.176 с.
  155. В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 26−38.
  156. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  157. . Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  158. В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции. М.: Ось-89, 1998. — 304 с.
  159. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1981.- 175 с.
  160. Ю.В. Саморазрушающее поведение у подростков. JI.: Психоневрологический институт им. Бехтерева, 1991. — 342 с.
  161. Г. М., Косенко В. Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. Белгород: Изд. БГПУ, 1995.- 222 с.
  162. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987.- 240 с.
  163. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIII. / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2003. — 391 с.
  164. Г. С. Проявление «автономности» и «зависимости» в осознанной регуляции деятельности // Дисс. канд. психол. наук. М., 1984.
  165. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения / Отв. ред. Д. И. Фельдштейн. М.: АПН СССР, 1990.- 159 с.
  166. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1976.- 368 с.
  167. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
  168. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  169. Психопатические расстройства у подростков / Под ред. А. Е. Личко, Ю. Б. Попова. Л.: Ленинградский психоневрологический НИИ, 1987.- 143 с.
  170. Разумная организация жизни личности, проблемы воспитания и саморегулирования / Л. В. Сохань, В. А. Тихонович, и др. Киев: Наук, думка, 1989.-325 с.
  171. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В. А. Татенко, Т. М. Титаренко. Киев: Рад. школа, 1989. — 128 с.
  172. М.С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии // Системные исследования. М., 1974. — С. 187−230.
  173. К. Что значит становиться человеком? // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара: БАХРАХ, 1996. -С. 390−408.
  174. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер Бук, 2003.-512 с.
  175. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -703 с.
  176. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  177. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. JI.: Наука, 1979. — 264 с.
  178. Р.Д. Психологические механизмы готовности человека к деятельности. Улан-Удэ: БГУ, 1997. — 288 с.
  179. В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. Т. 3. — № 4. — 1982. — С. 14−25.
  180. И.Н., Зарецкий В. К., Степанов С. Ю. Продуктивность рефлексии при дискурсивном решении задач/ / Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1979.- № 2 (21).- С. 7−12.
  181. JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., Воронеж, 1996. — 96 с.
  182. В.Ф. Человек: его природа и смысл бытия. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-360 с.
  183. A.B., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. -Кемерово: КГУ, 1999. 92 с.
  184. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Огиз Госполитиздат, 1952. — 645 с.
  185. П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред.В. К. Вилюнаса, Б. Ю. Гиппенрейтер.-М., 1984.- С.178−185.
  186. В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания. В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. -М.: АПН СССР НИИОП, 1979.-С. 15−20.
  187. В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии.- Новосибирск: НГПУ, 1987.- С.60−68.
  188. Словарь иностранных слов/ Под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. -М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1954.- 856 с.
  189. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Хар-вест, 1997.- 800 с.
  190. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. Аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998.
  191. Л.П. Человек как объект и субъект воспитания: основы философии воспитания. Нижневартовск, 1995. — 210 с.
  192. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1989.-216 с.
  193. О.Д. и др. О структуре психической патологии среди различных подростковых популяционных групп (клинико-эпидемиологичес-кое исследование) // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1987. Т.87. Вып. 10. — С.1497−1503.
  194. Социология преступности / Под ред. Б. С. Никифорова, A.M. Яковлева. — М.: Прогресс, 1966. 366 с.
  195. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1998.-320 с.
  196. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. — № 1.-С. 99−104.
  197. Ю.С. Протей. Очерки хаотической эволюции. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  198. В.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983.- 286 с.
  199. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании/ / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1982.- № 3. — С. 38−47.
  200. Л.Д. Основы психологии Ростов-на/Д: Феникс, 1997.736 с.
  201. Судьба и воля: психология свободы / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2000. — 576 с.
  202. Л.В. Психологические особенности построения временной перспективы поведения // Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизация трудовой и учебной деятельности. Межвузовский сборник. Горький: Изд. ГГУ, 1985. — С. 46−53.
  203. А.И. Структура нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования). -М.: Мысль, 1974.- 278 с.
  204. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.-270 с.
  205. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 79−86.
  206. И.И. Метаконцептуальный подход к проблеме саморегуляции / Психология и ее приложения. Ежегодник российского психологического общества Т.9. Вып.1. М., 2002. — С.34−36.
  207. М.С. О феномене безрефлексивного мышления // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы второй Всероссийской конференции. Новосибирск, 1995. — С.227−230.
  208. В.П. О ценностях жизни и культуры. Д.: ЛГУ, I960.- 156с.
  209. Р.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте // Вестник психосоциальной и коррекци-онно-реабилитационной работы. 1994.- № 2. — С 29−52.
  210. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.- 451с.
  211. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С.27−33.
  212. Е.Б. Методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.32−37.
  213. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
  214. Д.И. Трудный подросток. Душанбе: Ирфон, 1972.- 184с.
  215. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением — В кн.: Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981.-С. 338−361.
  216. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков. — В кн.: Социальная психология личности. -М.: Наука, 1979.-С. 114−138.
  217. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. Т. 1. -М.: Советская энциклопедия, I960.- 504 с.
  218. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. Т. 4. -М.: Советская энциклопедия, 1967.- 591 с.
  219. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. Т. 5. -М.: Советская энциклопедия, 1970.- 740 с.
  220. В. Человек в поисках смысла.-М.: Прогресс, 1990.- 366 с.
  221. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 с.
  222. В.А. Активность и деятельность // Мир психологии. 2000. -№ 4.
  223. .В. Внешние и внутренние формы регуляции // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1976.- С. 237−240.
  224. X. Мотивация и деятельность— М.: Педагогика, 1986.-Т.1.- 407 с.
  225. А.Б., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981.- № 3. — С. 12−21.
  226. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследование и применение. СПб.: Питер, 2003. — 689 с.
  227. И.И. О тенденции исследований состояний личности в советской психологии // Психология личности и образ жизни/ Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987. — С. 19−23.
  228. В.В., Логинова М. С. Клинико-эпидемиологическая характеристика пограничных психических расстройств // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. — Вып. 7. — С. 1203−1208.
  229. В.Г. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.- 72 с.
  230. М.В. Девиантное поведение личности несовершеннолетних женского пола и пути его коррекции. Автореф.дисс.. канд. психол. наук. -М, 1995.-21 с.
  231. В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Вестник МГУ. Философия. 1992. — № 6. — С.71−78.
  232. A.C. Ограниченный человек: Значимость, активность, рефлексия. Омск: ОмГПУ, 2000.- 358 с.
  233. Т. Социальная психология. Ростов-на/Д: Феникс, 1998.544 с.
  234. П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
  235. Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения. — В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979.- С. 3−9.
  236. Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности подростков/ Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.- С.286−312.
  237. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
  238. Д.Б., Зинченко В. П. Психология развития (по мотивам JI. Выготского) // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. Философия и психология. М., 1996.
  239. В.А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL: Наука, 1979. — С.6−32.
  240. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М.: Педагогика, 1984.- 143 с.
  241. М.С. Ценностные ориентации личности как система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.
  242. H.H. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности. Дисс.. доктора психол. наук. — СПб., 1998.- 258 с.
  243. Personality reflection and introspection in youth / Gootkina № 1 // Workshop «Socio Cognitive Dev. Child», Moscow, 11−14 May, 1993: Abstr. — M., 1993. C. 77.
  244. Brandt A. Gustav Psychologie und Psychopathologie fur sociale Berufe.-Darmstadt: Druck und verlangs -Gesellschaft, 1975. -411s.
  245. Lexikon der Psychologie / Red: Prof. W. Arnold, Prof. H. Eysenck, Prof. R. Meili. Bern: Bechtermunz. Verl., 1996. — 3 Bande.
  246. Что ты будешь делать, если на свете останутся одни дети? (твои ровесники)
  247. Что ты будешь делать, если останешься один на Земле?
  248. Что ты будешь делать, если превратишься в невидимку?
  249. Кем лучше быть: взрослым или ребенком? Почему?
  250. Что ты будешь делать, если вдруг станешь взрослым?
  251. Что ты будешь делать, если станешь волшебником? Какие три своих желания ты исполнил бы в первую очередь?
  252. Что бы ты пожелал, если бы появился волшебник и предложил исполнить только три желания?
  253. Что такое ответственность. Это: а) отвечать за свои поступки-б) присматривать за младшим братом или сестрой-в) выполнять задания, даже если нет учителя в классе-г) свой вариант ответа.
Заполнить форму текущей работой