Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сравнительная эффективность методов лечения панического расстройства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По методике для исследования стадий психотерапевтических изменений URICA получены следующие данные. Значение стадии «Предразмышления», для которой характерно отсутствие понимания пациентами психологических причин своего состояния и сопротивление разрешению имеющихся проблем, достоверно изменилось в результате лечения у всех групп пациентов. Но у пациентов, получавших лекарственную терапию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ ПАНИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Паническое расстройство: история вопроса
    • 1. 2. Этиология и патогенез панического расстройства
    • 1. 3. Эпидемиология
    • 1. 4. Клиническая характеристика приступов ианики
    • 1. 5. Диагностические критерии панического расстройства и агорафобии
    • 1. 6. Течение панического расстройства. >
    • 1. 7. Дифференциальная диагностика панического расстройства
    • 1. 8. Лечение панического расстройства
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика материала
    • 2. 2. Методы исследования
  • Г ЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Методы лечения, использовавшиеся при лечении панического расстройства
      • 3. 1. 1. Индивидуальная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
      • 3. 1. 2. Краткосрочная групповая интерперсональная психотерапия
      • 3. 1. 3. Медикаментозное лечение
    • 3. 2. Описание результатов исследования

Сравнительная эффективность методов лечения панического расстройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время паническое расстройство является широко распространенным, склонным к хронизации заболеванием, манифестирующим в молодом, социально активном, возрасте. Распространенность его по данным эпидемиологических исследований составляет 3−6% в общей популяции (Мосолов С. Н., 1995; Wittchen Н., Essau С., 1993). Существует представление, что у большинства людей паническая атака возникает при определенных обстоятельствах хотя бы один раз в жизни, а в виде устойчивого феномена, нарушающего реализацию жизненной программы, встречается у каждого 18-го-20-го человека (Вейн А. М., 2004). В 2−3 раза чаще паническое расстройство наблюдается у женщин в возрасте 20−30 лет. Своевременное и адекватное врачебное вмешательство обеспечивает терапевтический эффект у пациентов с паническим расстройством, однако без лечения эта болезнь может привести к неблагоприятным последствиям в виде социальной изоляции, потери трудоспособности и, в конечном итоге, к существенному снижению качества жизни.

Значение данной проблемы определяется еще и тем, что лица с диагнозом панического расстройства часто вообще не попадают в поле зрения психиатров и предпочитают лечиться у врачей других специальностей. Тревожные расстройства, в том числе паническое, диагностируются лишь у 50% пациентов с очевидными симптомами. Меньше чем 50% больных получают различное лечение и меньше 30% — адекватную терапию. Неадекватные и несвоевременные лечебные мероприятия способствуют переходу панического расстройства в хроническую форму, полное исчезновение симптоматики наблюдается в таких случаях лишь у 11,7— 25% больных (Мосолов С. Н., 1995).

До настоящего времени основным методом лечения панического расстройства является психофармакотерапия. Широкое применение лекарственных средств, обладающих антипанической активностью, способствовало увеличению межпри-ступного периода, что сделало возможным проведение адекватных психотерапевтических мероприятий, при этом наиболее часто при паническом расстройстве используется поведенческая психотерапия (Полторак С.В., 2002). Несмотря на то, что поведенческие методы считаются наиболее эффективными при лечении панических атак, необходимо учитывать, что, позитивно влияя на симптоматику заболевания, они зачастую не затрагивают невротические структуры личности больного (Перре М., Бауман У., 2002), что может привести к появлению новых симптомов или к возобновлению старых. Таким образом, целесообразно расширить спектр психотерапевтических методов при лечении панических расстройств.

Учитывая необходимость обеспечения психотерапевтической помощью возрастающего числа больных с паническим расстройством в современных социально-экономических условиях, нуждающихся в ней, без повышения материальных затрат при сохранении эффективности лечебного воздействия, становится очевидной потребность в использовании краткосрочных методов психотерапии (Коло-тилыцикова Е.А., 2004; Мизинова Е. Б., 2004). Применение групповой формы психотерапии при этом тем более оправдано, что при паническом расстройстве у пациентов зачастую возникает ограничительное поведение, социальная дезадаптация и нарушения в сфере межличностного функционирования (Исурина Г. Л., 1990).

Таким образом, в настоящее время является актуальным оптимальное сочетание фармакотерапии и психотерапии для достижения максимальной эффективности лечебного процесса и в более короткие сроки.

Цель исследования. Общей целью исследования являлось определение оптимальных вариантов комплексного лечения панического расстройства, учитывая развитие современных представлений о его происхождении, а также изучение их сравнительной эффективности.

Достижение поставленной цели потребовало решить следующие задачи:

1. Теоретически обосновать необходимость комплексного применения фармакотерапии и психотерапии при лечении больных с паническим расстройством.

2. Разработать и описать основные принципы и стратегии при использовании комплексного метода лечения больных с паническим расстройством.

3. Исследовать в динамике степень выраженности тревоги у пациентов, получающих медикаментозное лечение в сравнении с пациентами, в терапии которых сочетаются фармакологические средства и психотерапия.

4. Сравнить эффективность лечения пациентов с паническим расстройством при использовании фармакотерапии и комплексной терапии.

Научная новизна. Впервые изучена сравнительная эффективность психофармакотерапии при лечении панического расстройства, в том числе в межпри-ступный период, и комплексного применения психотерапии и фармакотерапии. Установлена высокая эффективность краткосрочных методов психотерапии, включая групповые, в терапии панического расстройства, которая проявляется в уменьшении симптоматики, повышении уровня социальной адаптации, формировании навыков самостоятельного разрешения проблемных ситуаций пациентами. Выявлена убедительная положительная динамика копинг-механизмов с возрастанием более адаптивных форм поведения в результате сочетанного применения лекарственных препаратов и психотерапии. Показано, что наиболее эффективно при панических расстройствах сочетание психофармакотерапии и групповой интерперсональной психотерапии.

Практическая значимость. Полученные данные о клинике, течении и процессе выздоровления в зависимости от применяемого метода лечения могут быть использованы для научно-обоснованных рекомендаций по комплексной терапии панического расстройства.

Сочетание психофармакотерапии и групповой интерперсональной терапии улучшает межличностное взаимодействие, повышает адаптивные способности пациентов в относительно более короткие сроки и может быть рекомендовано для терапии панического расстройства в широкой практике.

Представленные в работе материалы и выводы могут быть эффективно использованы в обучающих программах при повышении квалификации психиатров, психотерапевтов и клинических психологов, работающих с данным контингентом больных.

Материалы диссертации внедрены в работу отделения неврозов и психотерапии и Учебного центра Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, отделения пограничных состояний Городской психиатрической больницы г. Краснодара, а также используются в программах преподавания на кафедре психотерапии ФПК СПбГМА им. И. И. Мечникова.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Психотерапия в лечении панических расстройств невротического регистра является эффективным и патогенетическим методом лечения.

2. Эффективность фармакотерапии обычно ограничивается симптоматическим действием (купирование приступа и увеличение межприступных периодов).

3. Комплексное лечение психотропными средствами и психотерапией позволяет в более короткие сроки устранить симптоматику и обеспечить патогенетический эффект через понимание больным психологических механизмов заболевания.

4. Краткосрочная групповая интерперсональная психотерапия в сочетании с фармакотерапией эффективно воздействует на патологический процесс, обеспечивая формирование конструктивных копинг-механизмов и лучшую социальную адаптацию больных.

выводы.

1. Клинический анализ эффективности фармакотерапии при паническом расстройстве невротического круга показал, что психотропные средства обладают достаточно высокой анксиолитической и антипанической активностью, которая необходима для купирования панических атак, профилактики последующих приступов и увеличения межприступного периода.

2. Положительная динамика на ранних этапах медикаментозной терапии, выражающаяся в снижении уровня тревоги, купировании приступов и снижении фиксации на болезни является «стартовой площадкой» для дальнейшей психотерапевтической работы.

3. Результаты терапии психотропными препаратами зависят от структуры и выраженности панического расстройства. Наибольшая эффективность фармакотерапии установлена при частых, тяжелых и длительных панических атаках в рамках невротических расстройств.

4. Сочетание индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и фармакотерапии обеспечивает высокий уровень комплайенса, снижение фиксации пациента на симптоматике, осознание связей «личность-ситуация-болезнь» и генеза нарушенных отношений, приведших к паническому расстройству, что, в свою очередь, способствует более стойкому терапевтическому эффекту, увеличению периода ремиссии и уменьшению частоты рецидивов.

5. Комплексное применение краткосрочной групповой интерперсональной психотерапии и медикаментозных средств помимо редукции высокого уровня тревоги, дезактуализации фобических переживаний приводит к формированию адекватных коммуникативных навыков, повышается чувствительность пациента к явлениям и процессам, происходящим в его взаимоотношениях с социумом, увеличе-вается гибкость и эффективность общения, осознание влияния собственных установок и ценностей на процесс взаимоотношений с другими людьми.

6. Использование в лечении больных с паническим расстройством краткосрочной групповой интерперсональной психотерапии, наряду с медикаментозными средствами, оказалось наиболее эффективным, позволяя в отличие от индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии воздействовать на более специфические психотерапевтические «мишени», характерные для данной группы больных — нарастание ограничительного поведения, приводящего к редуцированию социальных связей, выраженность симптомов социофобического характера, дефицитарность коммуникативной системы и др. Преимущество данной методики заключается в том, что пациент выходит из состояния изоляции, создаются специальные условия для установления контактов с другими людьми, для изменения образа действий в отношениях с окружающими, возникает возможность для формирования более адекватной самооценки.

7. На этапе формирования психотерапевтических групп представляется важным обеспечение известной гомогенности по синдромальному признаку, характеру имеющихся у пациентов проблем, что повышает сплоченность группы, способствует активации общего психотерапевтического фактора универсализации, который у данного контингента больных проявляется в изменении и снижении чувства уникальности, имеющегося расстройства, связанного со страхом смерти, сумасшествия, потери контроля, что, в конечном итоге, приводит к изменению устойчивых неадаптивных стереотипов поведения.

8. Результаты экспериментально-психологического исследования подтверждают указанную сравнительную эффективность трех методик терапии больных с паническими расстройствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общей целью исследования являлось определение оптимальных вариантов комплексного лечения панического расстройства, учитывая развитие современных представлений о его происхождении, а также изучение их сравнительной эффективности. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Теоретически обосновать необходимость комплексного применения фармакотерапии и психотерапии при лечении больных с паническим расстройством.

2. Разработать и описать основные принципы и стратегии при использовании комплексного метода лечения больных с паническим расстройством.

3. Исследовать в динамике степень выраженности тревоги у пациентов, получающих медикаментозное лечение в сравнении с пациентами, в терапии которых сочетаются фармакологические средства и психотерапия.

4. Сравнить эффективность лечения пациентов с паническим расстройством при использовании фармакотерапии и комплексной терапии.

С целью определения эффективности лечения панического расстройства при использовании фармакотерапии и комплексного применения фармакологических средств и психотерапии было исследовано 120 пациентов отделения неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева и клиники неврозов им. И. П. Павлова, из них 78 женщин и 42 мужчины. У всех пациентов было диагностировано паническое расстройство, согласно критериям МКБ-10. Клиническими критериями отнесения больных к «паническому расстройству», согласно МКБ-10, были следующие:

1) повторные, непредсказуемые приступы (не ограничивающиеся какой-либо определенной ситуацией) выраженной тревоги (паники);

2) сопровождающие тревогу вегетативные симптомы, дереализация и деперсонализация;

3) вторичные страх смерти, утраты самоконтроля, сумасшествия;

4) вторичное избегание какой-либо ситуации, в которой паническая атака возникла впервые;

5) вторичные страхи остаться одному, людных мест, повторных панических.

6) паническое расстройство является основным диагнозом в случае отсутствия какой-либо фобии как первичного расстройства;

7) достоверный диагноз панического расстройства требует, чтобы несколько тяжелых атак тревоги наблюдались, по меньшей мере, в течение одного месяца и отвечали следующим требованиям: а) паническое расстройство возникает при обстоятельствах, не связанных с объективной тревогойб) паническое расстройство не ограничивается известной, предсказуемой ситуациейв) наличие свободных от тревоги периодов между атаками.

В настоящей работе панические расстройства рассматриваются в соответствии с МКБ-10 как невротические, не достигающие психотического регистра. Не включены в анализ материала нозологически неспецифические панические атаки, входящие в структуру различных психических заболеваний.

В зависимости от лечения все исследуемые были разделены на 3 группы: пациенты первой группы (40 человек) получали только медикаментозную терапию, у пациентов второй группы (40 человек) применялось комплексное лечение, включающее фармакологические средства и индивидуальную личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию, при лечении пациентов третьей группы (40 человек) медикаментозная терапия сочеталась с краткосрочной интерперсональной групповой психотерапией. Медикаментозная терапия включала различные варианты сочетаний нейролептиков, антидепрессантов и анксиолитиков из класса бензодиазепинов.

С целью проверки эффективности предложенных методов лечения панических расстройств применялись клинический и экспериментально-психологический методы исследования.

Клинический метод был представлен в том числе включенным наблюдением, которое осуществлялось постоянно в процессе лечения. Экспериментально-психологические исследования проводились дважды: на диагностическом этапе до лечения и в последний день пребывания пациента в стационаре с помощью следующих психологических методик:

1. Симптоматический опросник SCL-90, определяющий выраженность жалоб, входящих в структуру 9 основных клинических шкал, в том числе — «Тревожность» и «Фобии», составляющие основу панического расстройства.

2. Интегративный тест тревожности, являющийся экспресс-диагностическим инструментом для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной (реактивной) переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики.

3. Методика исследования стадий психотерапевтического процесса URICA для определения 4-х терапевтических стадий изменения (предразмышление, размышление, действие и сохранение) и исследования отношения и установок пациентов в процессе психотерапии.

4. Изучение копинг-поведения осуществлялось опросником, предложенным E. Heim, и состоящим из трех шкал, отражающих когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии обследуемых.

В соответствии с выделенными группами больных использовались следующие методы психотерапии и фармакотерапия:

1) Индивидуальная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия была направлена на восстановление нарушенной системы отношений больного через изучение специфики личностных расстройств у пациента, анализ и осознание генезиса системы отношений, формирования патогенной ситуации и невротического конфликта. Сбалансированное использование механизмов лечебного воздействия (конфронтации, эмоционально-корригирующего опыта и научения) позволило корректировать нарушенные отношения больного, учитывая три плоскости ожидаемых изменений (в когнитивной, эмоциональной и мотивационно-поведенческой сферах), причем индивидуальная психотерапия, в отличие от групповой, сфокусирована в большей степени на когнитивных аспектах. Таким образом, целью индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в большей мере являлось формирование адекватного самосознания и расширение его сферы, что реализовало стабильное социальное функционирование и эффективную саморегуляцию больных с паническим расстройством. Проведение индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии обеспечивало высокий уровень комплайенса, снижение фиксации пациента на симптоматике, осознание связей «личность—ситуация—болезнь» и генеза нарушенных отношений, приведших к паническому расстройству.

2) Целью краткосрочной групповой интерперсональной психотерапии являлись конструктивные изменения, прежде всего, в межличностной сфере. Данные изменения достигались через раскрытие, анализ, осознание и переработку интерперсональных проблем пациента и коррекцию его неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. В процессе психотерапии, ориентированной на коррекцию неадекватных интеракций, конфликтные отношения пациента утрачивали свой центральный характер. Это влекло за собой снижение выраженности симптоматики. Наблюдалось уменьшение и внутриличностной проблематики. Задачи краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии фокусировались на трех составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), акцент при этом ставился в большей степени на поведенческих аспектах.

Использование в лечении больных с паническим расстройством групповой интерперсональной психотерапии позволило воздействовать на более специфические психотерапевтические «мишени», характерные для данной группы больных — нарастание ограничительного поведения, приводящего к редуцированию социальных связей, выраженность симптомов социофобического характера, дефици-тарность коммуникативной системы и др. Преимущество межличностного группового подхода заключалось в том, что пациент выходил из состояния изоляции, создавались условия для установления контактов с другими людьми, возникала возможность для формирования более адекватной самооценки.

3) Целью фармакотерапии при паническом расстройстве являлось купирование приступов, снижение уровня тревоги, увеличение межприступного периода. Назначаемые препараты должны были обладать выраженным антитревожным и антипаническим действием. Поэтому, медикаментозная терапия включала назначение различных вариантов следующих препаратов: нейролептики — эглонил, ата-ракс, клопиксолантидепрессанты — ремерон, леривон, коаксил, паксиланксиолитики из класса бензодиазепинов — клоназепам, алпразолам. Наиболее часто использовалось сочетание антидепрессанта с нейролептиком или анксиолитиком. Выбор препарата или схемы лечения зависел от структуры и глубины панического расстройства. В случае преобладания в симптоматике фобических нарушений назначались препараты, способствующие дезактуализации фобий, в случае преобладания тревожной симптоматики — средства, снижающие уровень тревоги, при изолированных панических атаках — бензодиазепины с антипаническим действием. При этом антидепрессант назначался один раз в сутки, на ночь, а нейролептики и анксиолитики требовали дробного назначения, преимущественно в утреннее и дневное время.

Установлены следующие изменения показателей использовавшихся экспериментально-психологических методик до и после терапии панического расстройства.

После проведения лекарственной терапии (первая группа) достоверными по симптоматическому опроснику SCL-90 оказались изменения по таким шкалам опросника как «Соматизация» (р<0,001), «Обсессивность-компульсивность» (р<0,002), «Тревожность» (р<0,016), «Враждебность» (р<0,002), «Фобии» (р<0,001), «Психотизм» (р<0,039), «Индекс общей выраженности симптоматики» GSI (р<0,004), «Индекс проявления симптоматики» PSI (р<0,011) и «Индекс выраженности дистресса» PDSI (р<0,036). Значения показателей по остальным шкалам после проведения медикаментозной терапии значимо не отличались от таковых до лечения.

У пациентов второй группы, получавших медикаментозную терапию в сочетании с индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапией, и третьей группы — комплексное применение лекарственных средств и краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии, достоверными оказались изменения по всем шкалам опросника (р<0,05). При сравнении показателей второй и третьей групп отмечено, что наиболее выраженные изменения по всем шкалам наблюдались у пациентов третьей группы, в комплексное лечение которых была включена краткосрочная интерперсональная групповая психотерапия, что подчеркивает ценность данного метода при лечении панических расстройств.

Жалобы, входящие в структуру шкал «Тревожность» и «Фобии», являлись основными у пациентов, страдающих паническим расстройством. Представлялось весьма существенным, что наибольшие позитивные изменения были выявлены именно по этим шкалам. Так, снижение показателей по шкале «Тревожность» отражало уменьшение выраженности внутреннего дискомфорта у пациентов, обусловленного ощущением внутреннего напряжения, чрезмерным беспокойством по разным поводам. В процессе краткосрочной интерперсональной групповой психотерапии произошли благоприятные изменения в сфере межличностного взаимодействия пациентов, что значительно повлияло на уменьшение тяжести симптоматических проявлений тревоги. Редукции подверглись жалобы на неожиданный, беспричинный страх, приступы ужаса или паники, страх езды в автобусах, метро или поездах, все те основные симптомы, при наличии которых больным выставляется диагноз «паническое расстройство» и которые относятся к шкале фобического синдрома в данном опроснике. В целом, исходя из приведенных данных, можно предполагать существование взаимосвязи между выраженностью межличностных проблем и тяжестью симптоматического состояния больных паническими расстройствами, которое значимо улучшалось одновременно с повышением качества социального функционирования пациентов.

Сравнительный анализ данных относительно симптоматического улучшения в процессе различных видов терапии панического расстройства свидетельствует о наиболее выраженной позитивной динамике симптомов у больных, получавших комплексное лечение, включавшее лекарственные препараты и краткосрочную групповую интерперсональную психотерапию. Наименьшая редукция симптомов отмечалась в группе пациентов, в лечении которых применялись только медикаментозные препараты. В то же время эффективность фармакотерапии была наиболее выраженной в тех случаях, когда пациенты демонстрировали изначально высокий уровень симптомов, входящих в структуру шкал «Тревожность» и «Фобии».

У первой группы пациентов после лечения достоверными по интегративно-му тесту тревожности оказались изменения только по одному параметру, входящему в структуру личностной тревожности — «Фобический компонент» (р<0,05). При этом значение данного показателя повысилось после курса медикаментозной терапии, что свидетельствует о нарастании в эмоциональном фоне пациентов ощущения непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности. В структуре ситуативной тревоги достоверными оказались изменения по шкалам «Общий балл тревожности» (р<0,009) и «Эмоциональный дискомфорт» (р<0,004). В структуре ситуативной тревоги у пациентов второй и третьей групп, получавших комплексное лечение, достоверными оказались различия по всем шкалам опросника (р<0,05). В структуре личностной тревожности у пациентов второй и третьей групп после терапии все изменения, за исключением показателя «Фобический компонент», были достоверными. В картине эмоционального фона испытуемых с пиком по данной шкале преобладали ощущения непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности.

Анализ результатов по методике интегративный тест тревожности показал, что наиболее выраженная динамика в результате лечения наблюдалась в структуре ситуативной тревоги у пациентов всех групп. Это может быть связано с непосредственно анксиолитическим действием препаратов, а также с возникновением чувства безопасности у пациентов, находящихся на стационарном лечении. В то же время, максимальное снижение по всем шкалам, входящим в структуру личностной тревожности, наблюдалось у пациентов третьей группы (сочетанное применение фармакотерапии и краткосрочной групповой интерперсональной психотерапии).

По методике для исследования стадий психотерапевтических изменений URICA получены следующие данные. Значение стадии «Предразмышления», для которой характерно отсутствие понимания пациентами психологических причин своего состояния и сопротивление разрешению имеющихся проблем, достоверно изменилось в результате лечения у всех групп пациентов. Но у пациентов, получавших лекарственную терапию, значение данной шкалы после лечения повысилось (р<0,001). Это может объясняться возрастающей уверенностью пациента после назначения медикаментозных средств в наличии у него соматической патологии в сочетании с активным отрицанием психологических причин заболевания. Стадии «Размышления» (р<0,250), «Действия» (р<0,426) и «Сохранения» (0,298) у пациентов первой группы достоверно не изменились после завершения курса лечения. Вместе с тем, отмечалось значимое увеличение показателей стадии «Размышления» (р<0,001) во второй и третьей группе. Это позволяет предположить, что большинство пациентов в процессе психотерапии начинали задумываться над своими проблемами и у них появлялись серьезные намерения их разрешить. Формировалась устойчивая мотивация к активной работе, направленной на проработку проблем с целью их преодоления и изменения своего поведения, на что указывало достоверное увеличение показателей стадий «Действия» у пациентов второй и третьей групп (р<0,001). Показатели стадии «Сохранения», характеризующейся работой, направленной на предупреждение возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения, также достоверно увеличились в обеих группах (р<0,001).

По методике Хайма на определение копинг-поведения у пациентов, получавших медикаментозную терапию, до лечения чаще использовались конструктивные формы когнитивных стратегий. Они считаются успешными в преодолении трудностей, направлены на анализ возникших проблем и путей выхода из них, на повышение самоконтроля и самооценки, усиливают уверенность в возможности совладания с ситуацией угрозы, психологическое благополучие индивида. На втором месте по частоте использования встречались неконструктивные когнитивные копинг-стратегии — пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Гораздо реже пациенты выбирали относительно адаптивные формы когнитивных копинг-стратегий. Данные формы поведения направлены на придание трудностям особого смысла, оценку их в сравнении с другими, веру в Бога и могут быть успешными или неуспешными в зависимости от выраженности и значимости преодолеваемой ситуации.

Неконструктивные эмоциональные стратегии были диагностированы в 1-м исследовании (до лечения) у подавляющего большинства больных первой группы. Данные варианты поведения характеризуются подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. На втором месте по частоте использования встречались относительно конструктивные механизмы ко-пинг-поведения — стратегии направленные либо на передачу ответственности по преодолению трудностей другим лицам, либо на снятие эмоционального напряжения, например, плачем. Гораздо реже до лечения встречались адаптивные эмоциональные стратегии, характеризующие эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации.

Из поведенческих копинг-стратегий до лечения пациенты первой группы изначально выбирали условно конструктивные формы — поведение, характеризующееся стремлением к временному уходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний. Несколько реже пациенты использовали конструктивные поведенческие механизмы совладания — копинг-механизмы, выражающиеся в активном поведении личности по разрешению сложных ситуаций и способствующие активной адаптации. С наименьшей частотой больные выбирали неконструктивные формы копинг-поведения, предполагающие избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем. После проведения медикаментозной терапии значимых изменений когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий не наблюдалось. Наиболее выраженные изменения у пациентов первой группы были отмечены в эмоциональных копинг-механизмах (р<0,064) за счет увеличения адаптивных и редукции неадаптивных копинг-стратегий.

Во второй группе, пациенты которой получали медикаментозное лечение в сочетании с индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапией, в когнитивной сфере изначально превалировали конструктивные формы копинг-поведения. Несколько реже у пациентов наблюдались неконструктивные когнитивные копинг-механизмы. Небольшое число пациентов в 1—м исследовании выбирали относительно конструктивные типы. В эмоциональных копинг-стратегиях до лечения преимущественно диагностировались неконструктивные их формы. Конструктивные и условно конструктивные копинг-механизмы наблюдались у одинакового числа больных. Конструктивные поведенческие копинг-механизмы изначально отмечались у подавляющего числа пациентов. Реже встречались условно конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии. После проведенного лечения у пациентов второй группы отмечалось статистически значимое (р<0,01) увеличение частоты использования конструктивных эмоциональных копинг-механизмов за счет увеличения относительно адаптивных стратегий и редукции дезадаптивных форм совладания. Значительные изменения после окончания терапии наблюдались в когнитивных конинг-стратегиях (р<0,055) за счет увеличения адаптивных и условно-адаптивных копинг-механизмов и снижения частоты встречаемости неконструктивных копинг-стратегий. В поведенческих копинг-стратегиях изменения после терапии были выражены незначительно (р<0,663).

В третьей группе, пациенты которой проходили групповую интерперсональную краткосрочную психотерапию с одновременным приемом медикаментозных средств, в когнитивной и поведенческой сферах до лечения преимущественно наблюдались адаптивные формы копинг-поведения. В эмоциональных копинг-механизмах у пациентов преобладали неконструктивные копинг-стратегии. С меньшей частотой больные выбирали адаптивные и относительно-адаптивные эмоциональные копинг-механизмы. В процессе групповой краткосрочной психотерапии у пациентов с паническим расстройством произошли статистически значимые изменения в эмоциональных (р<0,002) и поведенческих (р<0,029) копинг-стратегиях и недостоверное (р<0,472) изменение когнитивных копинг-механизмов.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о возрастании частоты использования адаптивных эмоциональных и когнитивных копинг-механизмов после лечения больными второй группы, где медикаментозное лечение сочеталось с проведением индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. В третьей группе, пациенты которой проходили групповую интерперсональную краткосрочную психотерапию с одновременным приемом лекарственных средств, отмечалось достоверное увеличение выбора адаптивных эмоциональных и поведенческих копинг-механизмов.

В соответствии с полученными данными, терапевтическая активность психотропных препаратов с антипаническим и антитревожным действием была достаточно значима на симптоматическом уровне воздействия. При паническом расстройстве назначение медикаментозных средств способствовало купированию приступов, снижению уровня тревоги, увеличению межприступного периода. В работе выявлен ряд особенностей панического расстройства, влияющих на результаты психофармакотерапии. Так, наиболее эффективными назначаемые препараты оказались при частых, тяжелых и длительных панических атаках. Положительная динамика на ранних этапах медикаментозной терапии обеспечивала высокий уровень комплайенса, снижение фиксации пациента на симптоматике и являлась «стартовой площадкой» для дальнейшей психотерапевтической работы.

Сочетание индивидуальной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и фармакотерапии обеспечивало не только симптоматическое улучшение, но и осознание связей «личность—ситуация-болезнь», коррекцию неадекватных установок и отношений, обусловивших развитие невротической симптоматики и ее поддержание, что, в свою очередь, способствовало более стойкому терапевтическому эффекту, увеличению периода ремиссии и уменьшению частоты рецидивов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что индивидуальная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия при паническом расстройстве сфокусирована преимущественно на эмоциональных и когнитивных аспектах. Это подтверждалось возрастанием частоты использования пациентами адаптивных эмоциональных и когнитивных копинг-механизмов после лечения.

Комплексное применение краткосрочной групповой интерперсональной психотерапии и медикаментозных средств помимо снижения высокого уровня тревоги, дезактуализации фобических переживаний, осознания связи между личностными особенностями больного, психотравмирующей ситуацией и развитием настоящего заболевания, способствовало формированию адекватных коммуникативных навыков, повышению чувствительности пациента к явлениям и процессам, происходящим в его взаимоотношениях с социумом, увеличению гибкости и эффективности общения, что, в конечном итоге, привело к улучшению социальной адаптации, редукции ограничительного поведения. Преимуществом краткосрочного группового интерперсонального подхода являлась актуализация, проработка и изменение поведенческих паттернов, что проявлялось в достоверном увеличении выбора пациентами адаптивных форм поведенческих копииг-стратегий после терапии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой