Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегическое развитие промышленного предприятия как экономической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, несмотря на казалось бы всестороннюю изученность вопросов стратегического менеджмента, попытки его внедрения на российских предприятиях осуществляются довольно редко и часто терпят неудачу. Наиболее вероятной причиной неприятия управленцами-практиками основных идей стратегического менеджмента представляется их нечеткий, описательный характер, отсутствие быстрой отдачи в финансовом… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретические основы стратегического развития предприятия
    • 1. 1. Развитие системы: интерпретация понятия в экономических исследованиях
    • 1. 2. Логика процесса целенаправленного развития: цель — стратегия — тактика
    • 1. 3. Сравнительный анализ классификаций стратегий
  • II. Перспективные направления стратегического развития предприятия
    • 2. 1. Стоимостная стратегия развития
    • 2. 2. Инновационная стратегия развития
    • 2. 3. Стратегия оптимизации затрат
  • III. Эффективность стратегического развития предприятия
    • 3. 1. Методика оценки эффективности стратегического развития
    • 3. 2. Общая методология и некоторые подходы к определению уровней устойчивости и гибкости развития предприятия
    • 3. 3. Зависимость организационной структуры от стратегий развития

Стратегическое развитие промышленного предприятия как экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость включения в систему управления предприятием стратегической компоненты возникла в странах с рыночной экономикой с конца 1960;х — начала 1970;х гг. В этот период внешняя среда стала оказывать решающее влияние на деятельность предприятий, в результате чего потребовалась переориентация внимания высшего руководства предприятий с оперативных проблем на текущее и будущее состояние окружения. В настоящее время представление о качественном процессе управления немыслимо без проведения анализа внешней и внутренней среды, на основании которого выбираются ключевые направления деятельности, стиль поведения предприятия на рынке, взаимоотношения с контрагентами и т. д. С начала перехода к рыночной экономике стратегический подход доминирует и в российской школе менеджмента. Поэтому велико число исследований в области стратегического менеджмента, охватывающих широкий спектр вопросов данной проблематики. Известными российскими учеными, работающими над аспектами стратегического управления, являются О. С. Виханский, А. И. Наумов, В. А. Винокуров, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин, А. П. Градов, Г. Л. Азоев, И. Н. Герчикова и др. В зарубежной литературе можно выделить таких известных авторов, как М. Портер, И. Ансофф, К. Боумен, Дж. Грейсон, Б. Карлоф, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, П. Друкер, A.A. Томпсон, А. Стрикленд, Р. Акофф, Дж.У. Дункан и др.

Однако, несмотря на казалось бы всестороннюю изученность вопросов стратегического менеджмента, попытки его внедрения на российских предприятиях осуществляются довольно редко и часто терпят неудачу. Наиболее вероятной причиной неприятия управленцами-практиками основных идей стратегического менеджмента представляется их нечеткий, описательный характер, отсутствие быстрой отдачи в финансовом выражении и количественных критериев эффективности. Поэтому основные положения диссертации являются попыткой автора выйти за пределы слишком широкого, качественного взгляда на стратегическое управление.

Следует констатировать, что, несмотря на обилие информации о новых подходах и моделях управления, а также всеобщую компьютеризацию управленческих процессов, пока не создано целостной концепции стратегического развития предприятия как саморегулирующейся и самоорганизующейся системы. Отметим, что те или иные вопросы развития экономических систем исследованы в работах Й. Шумпетера, Дж.Р. Хикса, P.M. Солоу, Н. Д. Кондратьева, Р. Нельсона, С. Уинтера, Гуияра, Келли, JI. Абалкина, В. Иноземцева, Т. В. Чечелевой, Н. Косолапова, JI.C. Черного и др. Среди этих и других исследователей нет единства мнений о том, что такое развитие экономических систем, в том числе предприятий, и как оценить эффективность развития.

Вышеуказанные обстоятельства обусловили постановку цели диссертации — разработать теоретическую концепцию стратегического развития промышленных предприятий и методические положения, необходимые для использования данной концепции в процессе управления.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

— исследовать и обобщить существующие подходы к определению развития экономических систем;

— установить условия непрерывного целенаправленного развития предприятия путем анализа взаимосвязи между целью развития, стратегией и тактикой управления экономической системой;

— исследовать существующие классификации стратегий и определить, какие стратегии предприятия являются приоритетными с точки зрения обеспечения непрерывного целенаправленного развития;

— раскрыть содержание приоритетных стратегий, выявив базовые элементы, которые необходимо учитывать при разработке стратегий;

— определить эффективность стратегического развития, описать ее условия и критерии оценки;

— обосновать явление стратегического синергизма и предложить методику его количественной оценки;

— рассмотреть взаимосвязь между структурой предприятия и его стратегическим развитием.

Объектом исследования являются предприятия различных отраслей промышленности как субъекты предпринимательской деятельности.

Предмет исследования — комплекс теоретических и методических вопросов стратегического развития промышленного предприятия и оценки его эффективности.

Содержание работы соответствует области исследования Паспорта специальностей ВАК — п. 15.15 «Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства».

Теоретическая и методическая база исследования. При разработке методических положений, обосновании выводов и предложений использовались научные исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области теорий экономического роста и развития систем, стратегического управления, финансового менеджмента, инновационного менеджмента, оценки бизнеса, управления стоимостью компании, управленческого учетазаконодательная база бухгалтерского и налогового учета затрат. Информационной базой исследования являются материалы специализированных периодических изданий. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания (сравнение, анализ и синтез, конкретизация, абстрагирование, индукция и дедукция), методы оценочной деятельности и экономического анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней в получила теоретическое и методическое обоснование концепция эффективного стратегического развития предприятия. Получены следующие основные научные результаты, выносимые на защиту:

— систематизированы выработанные экономической наукой точки зрения о сущности процесса развития экономических систем и определены термины развитие предприятия, стратегическое развитие и стратегический синергизм;

— предложены наборы базовых элементов инновационной стратегии и стратегии оптимизации затрат и раскрыто их содержание;

— уточнен цикл стратегии управления стоимостью путем включения в него блока анализа чувствительности стоимости бизнеса к определяющим ее факторам;

— предложен вариант расчета синергетического эффекта от совместной реализации трех стратегий развития;

— сформулированы базовые положения, определяющие эффективность стратегического развития: необходимое и достаточное условия, минимум и степень эффективности;

— разработана методика оценки эффективности стратегического развития предприятия.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения диссертации доведены до уровня практических рекомендаций и могут быть использованы как для дальнейших научно-теоретических исследований, так и в практической деятельности промышленных предприятий для формирования стратегий развития, реализация которых позволяет получить синергетический эффект, для обеспечения гибкости и устойчивости производственной системы, а также для оценки эффективности развития. Выводы исследования универсальны и адаптируемы для любых предприятий, независимо от их отраслевой принадлежности.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертационной работы доложены на:

— I Всероссийской научно-практической конференции «Безопасностьмногоуровневый аспект: превентивные меры и методы» (Пенза, 2003);

Всероссийской научно-практической конференции «Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций» (Пенза, 2003);

— I Международной научно-технической конференции «Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации» (Курск, 2003);

III Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии научных исследований социально-экономических процессов» (Пенза, 2005).

— Всероссийской научно-практической конференции «Трансформация социально-экономических отношений в современных экономических условиях» (Пенза, 2005).

Результаты исследования использованы:

— в учебном процессе в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова при изучении студентами специальностей 60 800 «Экономика и управление на предприятии» дисциплин «Стратегическое управление», «Планирование на предприятии», «Управление стоимостью компании»;

— экономическими субъектами при разработке стратегий развития и систем оценки эффективности развития.

Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующими актами внедрения.

Публикации. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 9 научных статьях общим объемом 2,3 п.л. (в том числе авторских 1,65 п.л.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 202 страницах машинописного текста, включая 7 таблиц и 6 рисунков.

В заключение можно сформулировать следующие выводы по результатам исследования:

1. Стратегическое развитие определено в диссертации как долгосрочное целенаправленное развитие предприятия в качественно определенном направлении, которое характеризуется набором видов деятельности, правилами организации бизнес-процессов и позицией во внешней среде.

2. Выдвигая в качестве стратегической цели рост стоимости бизнеса, предприятие может добиться компромисса интересов разных групп субъектов, прямо или косвенно зависящих от его деятельности.

Повышению эффективности стратегического развития способствует дополнение стоимостной стратегии инновационной стратегией и стратегией оптимизации затрат. Эти стратегии направлены на повышение способностей предприятия гибко реагировать на изменение спроса на продукцию и поддерживать устойчивость бизнес-процессов в условиях действия неконтролируемых факторов внешней среды. Стратегия оптимизации затрат влияет в основном на текущую гибкость и устойчивость, а инновационная стратегия — на перспективный уровень этих свойств системы.

3. Стратегия роста стоимости представляет собой план ликвидации разрыва между текущей стоимостью предприятия и целевой стоимостью, достижение которой возможно при воздействии на факторы, содержащие наибольшие резервы роста стоимости. При выборе ключевых факторов стоимости целесообразно оценивать их чувствительность, изменчивость и управляемость.

Так как предприятие рассматривается в единстве внешней и внутренней сред, факторы стоимости логично делить на внешние и внутренние. В составе внутренних факторов следует разграничивать факторы, связанные с операционной деятельностью, и факторы, связанные с формированием структуры капитала и со стоимостью его привлечения. Термин внешние факторы стоимости подразумевает реорганизацию видов деятельности и структуры корпорации путем купли-продажи подразделений, слияний и поглощений, а также деятельности по сохранению корпоративного контроля.

4. Инновационная направленность развития производства лежит в основе качественных сдвигов в экономике. При разработке инновационной стратегии должны быть определены интенсивность инновационной деятельностиприоритетные направления и виды инновационной деятельностисостояние ресурсной базы инновационной деятельности и распределение ресурсов между приоритетными направлениями инновацийобщие принципы организации инновационной деятельностизащита созданных объектов интеллектуальной собственности.

5. Под оптимизацией затрат нами понимается органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции, не противоречащее целям долгосрочного развития и не ухудшающее положение персонала организации. Подразумевается, что снижаться должны излишние, непроизводительные затраты, не связанные с получением в будущем экономической выгоды. Стратегия оптимизации затрат должна конкретизироваться путем разработки следующих обязательных элементов управления затратами: выбор системы калькулирования себестоимостивыбор способов учета, желаемым образом влияющих на размер затратиспользование современных методов и технологий управления затратамипринятие управленческих решений, направленных на оптимизацию трансакционных издержек.

6. Необходимое условие эффективности стратегического развития состоит в том, что система предприятие обладает свойствами гибкости и устойчивости. Достаточное условие эффективности стратегического развития: развитие эффективно, если стратегии приводят к достижению цели. Минимум эффективности стратегического развития: стоимость бизнеса не сокращается, то есть экономическая прибыль является неотрицательной величиной. Если минимум эффективности развития выполняется, то степень эффективности определяется приращением функции стоимости в каждый момент времени.

7. Эффективность стоимостной стратегии определяет темп прироста стоимости бизнеса. Получить представление об инновационной деятельности позволяет динамика ее частных показателей, алгоритм расчета которых обычно соответствует традиционному представлению об эффективности.

Если инновационная деятельность осуществляется на предприятии в неразрывном единстве со стоимостной стратегией развития, эффективность инновационной стратегии может отождествляться с вкладом инноваций в рыночную стоимость бизнеса. Эффективность стратегии оптимизации затрат отражает темп сокращения затрат текущей деятельности предприятия при условии, что стоимость бизнеса стремится к максимуму.

8. Одновременная реализация нескольких стратегий развития позволяет получить дополнительный синергетический эффект, названный стратегическим синергизмом. В работе в рамках методики оценки эффективности стратегического развития предложен подход к определению стратегического синергизма в количественном выражении, в основе которого лежит разделение общего эффекта на три слагаемых, отражающих попарное объединение стратегий развития.

9. Единых критериев оценки свойств гибкости и устойчивости не существует, так как, во-первых, их качественный характер объективно способствует отсутствию единого мнения относительно экономического содержания этих свойств, а, во-вторых, сильно различаются сами системы, анализируемые на предмет устойчивости и гибкости. В диссертации выявлены общие методологические принципы описания и формализации данных свойств.

10. Структура предприятия должна способствовать реализации стратегии развития. В структуру включаются элементы, деятельность которых либо прямо связана с созданием добавленной стоимости, либо технологически необходима для ее создания. Схема управления и принципы взаимодействия элементов организационной структуры находятся под влиянием стратегии оптимизации затрат, которая должна предусматривать достижение компромисса между экономией трансакционных издержек внутрифирменных взаимодействий и экономией неявных издержек упущенной выгоды, а также инновационной стратегии, в которой проявляется склонность руководства к риску и стадия жизненного цикла отрасли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  2. Е.А., Данилочкина Н. Г. Управление затратами. М.: Издательство «ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998. — 64 с.
  3. С.Н. Стратегия управления инновационной деятельностью научно-производственных систем // Наука и промышленность России. -2002.-№ 8.-С. 23−28.
  4. А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер. с англ./ Под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой.-М.: Финансы и статистика, 2002.-952с.
  5. И.В. Управление развитием предприятия. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.
  6. И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М. Гардарики, 2005.
  7. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 5.
  8. А.И. Инновации главное направление инвестиционного процесса // Финансы и кредит. — 2003. — № 5. — С. 28−34.
  9. П.С., Кашаев А. Н., Коммисарова И. П. Учет затрат и калькулирование в промышленности. М.: Финансы и статистика, 1989.-320 с.
  10. М., Приходько В. К вопросу о гибкости организаций органического типа // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 4.
  11. И. Бендерская О. Б. Методы и механизм управления устойчивым функционированием предприятий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Белгород, БГТУ им. В. Г. Шухова, 2004.
  12. М.Х. Гибкие производственные системы. Организационно-экономические аспекты. М.: Экономика, 1988.
  13. С.Г. Концепция устойчивого развития // Россия и социальные изменения в современном мире. Материалы международной научной конференции «Ломоносов-2004». Сборник статей студентов в 3-х т. Том 3. М.: МАКС-Пресс, 2004.
  14. Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2000. -т. 1,497 с. 15.16,17.18,19
Заполнить форму текущей работой