Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции
Проблема исследования состоит в том, что в теории и методике физического воспитания имеется дефицит информации, касающийся организации академических занятий со студентками специальной медицинской группы. Преподаватели испытывают определенные трудности при подборе средств и методов, объема и интенсивности физических упражнений, которые отвечали бы индивидуальным возможностям занимающихся. Решение… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
- ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Организация занятий по физическому воспитанию в специальной медицинской группе в вузе
- 1. 2. Становление механизмов регуляции вегетативной нервной системы в процессе онтогенеза
- 1. 3. Роль двигательной активности в оптимизации регуляции вегетативной нервной системы
- 1. 3. 1. Теоретическое обоснование средств и методов физического воспитания при построении занятий со студентками специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции
- 1. 3. 2. Определение оптимальной величины физической нагрузки и методы её контроля на занятиях по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы
- 1. 4. Значение показателей кардиоинтервалограммы и гемодинамики для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы
- 1. 5. Резюме
- ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Задачи исследования 52 2. 2. Методы исследования 52 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТА ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
- 3. 1. Соответствие физических нагрузок уровню физической работоспособности студенток специальной медицинской группы
- 3. 2. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и типа вегетативной регуляции у студенток специальной медицинской группы
- 3. 3. Оценка уровня физической работоспособности у студенток специальной медицинской группы
- 3. 4. Резюме
- ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ
- 4. 1. Планирование и организация занятий по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы
- 4. 2. Определение оптимальной величины физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы
- 4. 3. Дифференцирование средств и методов физического воспитания для занятий со студентками, относящимися к различным типологическим группам
- 4. 4. Оперативный контроль и способы срочной коррекции физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы
- 4. 5. Резюме
- ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 5. 1. Изменение субъективных и объективных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студенток специальной медицинской группы
- 5. 2. Динамика физической работоспособности у студенток специальной медицинской группы
- 5. 3. Резюме
- ВЫВОДЫ
Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Студенчество представляет особую социальную группу с характерными специфическими условиями жизнедеятельности, находящуюся в зоне действия многих неблагоприятных факторов [112]. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и мобилизации физических резервов организма особенно в первые годы обучения в вузе [116, 293].
Проведенные исследования [132] показывают, что процесс обучения в вузе связан в том числе и со снижением двигательной активности — за счет увеличения затрат времени на учебную деятельность. Дефицит двигательной активности закономерно приводит к снижению физической работоспособности студенток.
Изменение привычного режима и ритма жизни, значительные умственные и эмоциональные нагрузки и гиподинамия приводят к напряжению адаптационных механизмов организма, смещению баланса отделов ВНСвозникновению вегетативной дисфункции [49, 123, 143], которая является начальной стадией ухудшения здоровья [170].
Неблагоприятные факторы, сопровождающие процесс обучения приводят к ежегодному увеличению численности студенток, занимающихся в специальных медицинских группах (СМГ) в вузе [96, 264].
В сложившейся ситуации возникает объективная потребность в нивелировании отрицательного влияния неблагоприятных факторов, сопровождающих процесс обучения и адаптации студенток к новым условиям жизнедеятельности. В связи с этим одним из перспективных направлений повышения работоспособности студенток и совершенствования адаптационных механизмов их организма является рациональное использование средств физического воспитания [141].
Следует сказать, что применение средств физического воспитания в системе вузовского образования ориентировано на освоение достаточно большого объема теоретического и практического материала. На занятиях по физическому воспитанию перед педагогом стоят важные задачи совершенствования двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма студенток. Однако существующая система образования не позволяет в полной мере решить задачи, возложенные на систему физического воспитания [63], что значительно снижает эффективность академических занятий со студентками СМГ [105].
Многие авторы [74, 93, 102, 137, 193, 222, 225, 234, 295], проводя исследования в области организации занятий по физическому воспитанию со студентами СМГ, отмечают, что эффективность занятий с этой категорией студенток в большей степени зависит от принципов формирования групп и имеющегося арсенала инструментальных методов контроля функционального состояния организма занимающихся.
Существующая программа по физическому воспитанию не в полной мере адаптирована для студенток СМГ, поскольку не содержит рекомендаций, предполагающих учет и оценку ответной реакции организма на физическую нагрузку.
При изучении ответной реакции организма на физическую нагрузку многие специалисты предлагают использовать показатели вариабельности сердечного ритма. В тоже время, в учебном процессе со студентками СМГ показатели сердечно-сосудистой системы (ССС) используются не достаточно часто [74, 269, 290]. Хотя и в этих работах [74, 269, 290] авторами не ставилась задача поиска целенаправленных физических воздействий, приводящих к оптимизации функционального состояния организма.
Проблема исследования состоит в том, что в теории и методике физического воспитания имеется дефицит информации, касающийся организации академических занятий со студентками специальной медицинской группы. Преподаватели испытывают определенные трудности при подборе средств и методов, объема и интенсивности физических упражнений, которые отвечали бы индивидуальным возможностям занимающихся. Решение данной проблемы позволит оптимизировать процесс физического воспитания в вузе, что обеспечит рост физической работоспособности у студенток в процессе обучения в вузе.
Диссертационная работа выполнена по проблеме организации занятий по физическому воспитанию в вузах со студентами СМГ в соответствии с планом научно-исследовательских работ на 2004 — 2008 г. г. Федерального агентства по физической культуре и спорту по направлению 01.03.
Объектом исследования является физическое воспитание студентов специальной медицинской группы в высших учебных заведениях.
Предмет исследования: методика занятий по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка дифференцированного подхода к занятиям со студентками специальной медицинской группы в зависимости от варианта вегетативной дисфункции и физической работоспособности.
Гипотеза исследования: существующая методика занятий по физическому воспитанию в вузе не учитывает индивидуальные проявления вегетативной дисфункции и физическую работоспособность студенток специальной медицинской группы. Предполагается, что основой дифференцированного подхода к проведению занятий со студентками специальной медицинской группы может явиться процесс нормирования нагрузок в рамках академических занятий, учитывающий варианты вегетативной дисфункции и физическую работоспособность. Разработанная на этой основе методика позволит индивидуализировать процесс физического воспитания студенток специальной медицинской группы в рамках академических занятий.
Научная новизна исследования:
— изучены особенности динамики физической работоспособности и вегетативной регуляции у студенток специальной медицинской группы;
— изучены параметры гемодинамики у студенток, относящихся к различным типологическим группам;
— разработан дифференцированный подход к занятиям со студентками специальной медицинской группы, учитывающий тип вегетативной регуляции и уровень физической работоспособности;
— разработаны критерии оптимизации процесса физического воспитания студенток с различными вариантами вегетативной дисфункции;
— разработана методика занятий по физическому воспитанию для студенток специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении раздела теории физической культуры сведениями об организации процесса физического воспитания студентов. Обоснована и экспериментально апробирована методика организации занятий со студентками специальной медицинской группы, предусматривающая использование средств и методов беговой и атлетической тренировки, оптимальных для студенток с вегетативной дисфункцией.
Практическая значимость работы состоит в том, что использование материалов исследования позволило индивидуализировать процесс физического воспитания в вузе на основе выявленных типологических групп из числа студенток специальной медицинской группы. Определен комплекс информативных тестов, оценивающих физическую работоспособность и функциональное состояние организма студенток. Разработаны оптимальные режимы двигательной активности студенток с вегетативной дисфункцией на занятиях по физическому воспитанию. Определены критерии к смене тренировочных режимов в рамках академических занятий по физическому воспитанию.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существующая методика занятий по физическому воспитанию студенток специальной медицинской группы не обеспечивает, в полной мере, должного уровня развития физических способностей. Одним из ведущих факторов повышения физических способностей при проведении академических занятий является реализация принципа индивидуализации, а не увеличение количества академических часов по предмету «Физическое воспитание».
2. Выбор средств, методов физических упражнений, интенсивности нагрузки на занятиях по физическому воспитанию со студентками специальной медицинской группы должен регламентироваться физической работоспособностью и типом вегетативной дисфункции в отличие от традиционного подхода, который учитывает только состояние здоровья занимающихся.
3. Разработанная методика занятий со студентками специальной медицинской группы, основанная на информации о типе вегетативной регуляции и уровне физической работоспособности позволяет целенаправленно воздействовать на рост физической работоспособности и адаптации студенток к физической нагрузке, что положительно сказывается на качестве педагогического процесса.
выводы.
1. Анализ специальной литературы и результаты собственных исследований свидетельствуют о том, что процесс обучения в вузе характеризуется значительными умственными и эмоциональные нагрузками, которые в сочетании с низкой двигательной активностью негативно влияют на физическую работоспособность студенток. Низкий уровень физической работоспособности выявлен у 70,0% студенток специальной медицинской группы, в то время как 9,1% - имеют высокий уровень физической работоспособности.
2. В результате проведенного исследования были выявлены различные типы вегетативной регуляции у студенток СМГ: 52,7% студенток имеют преобладание симпатического отдела, 24,5% - преобладание парасимпатического отдела и 22,8% студенток — баланс симпатического и парасимпатического отделов в регуляции ВНС. Это позволило разделить студенток по типологическим группам и определить соответствующие режимы двигательной активности в рамках академических занятий.
3. Низкий уровень физической работоспособности отмечается преимущественно у студенток с вегетативной дисфункцией: преобладанием симпатического или парасимпатического отдела в регуляции вегетативной нервной системы. В связи с этим при проведении занятий с этой категорией студенток целесообразна дифференциация средств и методов физического воспитания в соответствии с имеющимися индивидуальными особенностями.
У студенток с балансом регуляции вегетативной нервной системы (группа «С») выявлен средний уровень физической работоспособности. Однако во всех трех группах доля студенток с высоким уровнем физической работоспособности была незначительна.
4. Реализация принципа индивидуализации при организации и проведении занятий в специальной медицинской группе предполагает учет уровня физической работоспособности и принадлежности студенток к той или иной типологической группе. Для студенток с преобладанием симпатического отдела в регуляции ВНС следует использовать средства беговой подготовки в аэробном режиме, выполняемые равномерным методом в сочетании с динамическими ОРУ. Для студенток с преобладанием парасимпатического отдела ВНС рекомендуется применять средства беговой подготовки в аэробном режиме, выполняемые переменным методом в сочетании со статодинамическими ОРУ. Для студенток с балансом регуляции ВНС необходим более детальный подход при определении сбалансированности средств и методов физического воспитания, предложенных в имеющихся ранее методических разработках.
5. Интенсивность физической нагрузки для студенток разных типологических групп следует определять на основании результатов теста Купера. В соответствие с уровнем физической работоспособности определяются скоростные диапазоны в упражнениях циклического характера. Контроль выполнения упражнения осуществляется с помощью мониторов ЧСС, что позволяет оперативно вносить коррективы по ходу занятий. Текущее функциональное состояние студенток целесообразно оценивать на основании вариабельности сердечного ритма и параметров гемодинамики.
6. Внедрение разработанной методики в практику академических занятий по физическому в вузе со студентками специальной медицинской группы позволило оптимизировать процессы вегетативной регуляции и повысить уровень физической работоспособности. Количество студенток с низким уровнем физической работоспособности уменьшилось с 70% до 10,1%, количество студенток с высоким уровнем работоспособности увеличилось с 9,1% до 47,3%.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. При организации академических занятий по физическому воспитанию в вузе со студентками специальной медицинской группы, в рамках медицинского освидетельствования в начале учебного года, следует проводить предварительное комплексное исследование, включающее определение типологической группы и гемодинамики. Для реализации индивидуального с. похода и повышения качества учебного процесса по физическому воспитанию специальные медицинские группы следует комплектовать с учетом типа вегетативной дисфункции.
2. В основе дифференцирования средств, методов, интенсивности физических воздействий на занятиях со студентками специальной медицинской группы лежит принадлежность к той или иной типологической группе. Для группы студенток с преобладанием симпатического отдела в регуляции вегетативной нервной системы занятие следует начинать с равномерного бега с интенсивностью 50 — 60% от МПК, далее чередовать динамические ОРУ и равномерный бег (приложение 2, 3). Для студенток с преобладанием парасимпатического отдела в регуляции ВНС занятие следует начинать со статических упражнений для дистальных отделов конечностей и чередовать с бегом переменной интенсивности: 30% - бег с повышенной интенсивностью — 70% от МПК, 70% - бег с пониженной интенсивностью — до 50% от МПК (приложение 4, 5).
3. Интенсивность физической (аэробной беговой и атлетической) нагрузки для студенток различных типологических групп определяется в соответствии показателями ортостатического тестирования и уровня физической работоспособности. Для студенток с преобладанием симпатического отдела в регуляции вегетативной нервной системы при выполнении аэробной беговой нагрузки ЧСС не должна превышать 170 уд/мин, при выполнении ОРУ — 110 уд/мин.
Для студенток с преобладанием парасимпатического отдела в регуляции вегетативной нервной системы при выполнении аэробной беговой нагрузки ЧСС при беге с повышенной интенсивностью не должна превышать 150 уд/мин, при беге с пониженной интенсивностью — 130 уд/мин, при выполнении ОРУ -110 уд/мин.
Скоростные диапазоны выполнения аэробной беговой нагрузки определяются на основании теста К. Купера. Для этого рассчитывается максимальный темп бега на 1 км и соответственно темп бега с различной интенсивностью уровню физической работоспособности (по К. Купер, 1970) у студенток специальной медицинской группы: (табл. 7, стр. 77):
Уровень работоспособности Результ теста Купера, м Х±-<5 Темп бега на 1 км с различной интенсивностью.
Максимальный темп бега 70% от МПК 50−60% от МПК Менее 50% от МПК.
Высокий 2358 ±118 4'48″ -5'24″ 6' 14″ -7' 01″ 6'43″ -7' 38″ 7' 12″ -8' 06″ .
Средний 1990 ±88 5' 48″ - 6' 18″ 7' 32″ — 8'11″ 8' 08″ -9' 02″ 8' 32″ -9' 27″ .
Низкий 1608 ±79 7' 07″ -7' 48″ 9' 15″ -10' 08″ 10' 07″ -10'56- 10' 41″ -11' 32″ .
4. Для студенток группы «С» (с балансом регуляции ВНС) так же характерен различный уровень физической работоспособности. Поэтому с целью индивидуализации физической нагрузки и для этой группы необходимо дифференцировать скоростные диапазоны беговой нагрузки. Для достижения оптимального функционального состояния ССС у студенток группы «С» следует дифференцировать выбор средств и методов физического воспитания с учетом вегетативной реакции ССС на физическую нагрузку.
5. Для осуществления оперативного контроля величины физической нагрузки и своевременной ее коррекции на академических занятиях по физическому воспитанию со студентками СМГ следует использовать оперативные методы контроля.
Список литературы
- Агаджанян, Н. А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: б. и., 2000. — 203 с.
- Адаптация и здоровье: учеб. пособие / отв. ред. Э. М. Казин. -Кемерово: Кузбасс, вуз. изд-во, 2003. 301 с.
- Активный образ жизни и здоровье студента / Н. А. Агаджанян, А. А. Нечаева, Н. В. Данилов и др.- под ред. Г. Ф. Коротько, Н. В. Данилова. 2-е изд., перераб. и доп. — Ташкент: Медицина, 1988. — 341 с.
- Акчурин, Б. Г. Проблемы оптимизации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: дис.. канд. наук по спец. 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» / Б. Г. Акчурин. Уфа, 1996. — 131 с.
- Амосов, Н. М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. 3-е изд. перераб. и доп. — Киев: Здоровья, 1989. — 216 с.
- Андрущенко, Е. В. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания / Е. В. Андрущенко, Е. А. Красовская. Киев: Здровья, 1990.- 152 с.
- Андрющенко, Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «физическая культура» / Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 2. — С. 47 — 54.
- Антонова, Л. Т. К оценке функционального состояния сердечнососудистой системы на этапе ее формирования в подростковом возрасте / Л. Т Антонова, Г. Н. Варварина // Кардиология. 1973. — Т. XIII. — № 12, — С. 70 — 74.
- Апанасенко, Г. Л. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечнососудистой системы / Г. Л. Апанасенко, В. В. Волков, Р. Г. Науменко. Киев: Здоровья, 1987. — 120 с.
- Апанасенко, Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Р-на-Д: Феникс, 2000. — 248 с.
- Аринчин, Н. И. Помощники сердца / Н. И. Аринчин. М.: Знание, 1984.-С. 45.
- Аруцев, А. А. Изменение сосудистых рефлексов и динамика частоты сердечных сокращений при мышечной деятельности: автореф. дис.. канд. биол. наук / А. А. Аруцев. Тбилиси, 1968. — 27 с.
- Аршавский, И. А. Очерки по возрастной физиологии / И. А. Аршавский. М.: Медицина, 1967. — 476 с.
- Асеев, Г. М. Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов / Г. М. Асеев, В. А. Зотов // Врач. 1994. — № 6. — С. 1 — 3.
- Атьков, О. Ю. Гипокинезия, невесомость: клинические и физиологические аспекты / О. Ю. Атьков, В. С. Бедненко. М.: Наука, 1989. —304 с.
- Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. — М.: Медицина, 1990. 192 с.
- Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии /Р. М. Баевский. -М.: Медицина, 1979. 298 с.
- Баевский, Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. 3. Клецкин. М.: Наука, 1984. -С. 36−44.
- Баевский, Р. М. Кибернетический анализ сердечного ритма при пробе с физической нагрузкой у членов экипажей орбитальной станции «Салют-6» / Р. М. Баевский, Ж. В. Барсукова, И. Г. Тазетдинов // Кардиология. 1981. — № 11. -С. 100- 104.
- Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. — Киев: Здоровья, 1987. — 224 с.
- Барабанов, С. В. Физиология сердца: учеб. пособие. / С. В. Барабанов- под ред. Б. И. Ткаченко. СПб.: СпецЛит, 2001. — 143 с.
- Баранов, Н. Н. Мышечная деятельность, адаптация, тренированность / Н. Н. Баранов. Кишинев: Штиинца, 1989. — 104 с.
- Баранов, Н. Н. Нейрогормональные механизмы тренированности / Н. Н. Баранов, М. С. Кахана. Кишинев: Штиинца, 1979. — 120 с.
- Баринов, И. И. Эффективность планирования средств физического воспитания студентов педагогического вуза: автореф. дисс.. канд. пед. наук / И. И. Баринов. М., 1979. — 20 с.
- Бедненко, В. С. Методы оценки и коррекции функционального состояния человека / В. С. Бедненко, Л. А. Гридин, Ю. А. Кукушкин / под ред. В. А. Пономаренко. -М.: Русский врач, 2001. 112 с.
- Белов, В. И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки: дис.. докт. пед. наук / В. И. Белов.-М., 1996.-317 с.
- Белова, Е. В. Механизмы эмоциогенных прессорных реакций в норме и при артериальной гипертензии: автореф. дис. .канд. мед. наук / Е. В. Белова. -М.: б. и., 1989.-48 с.
- Белоконь, Н. А. Болезни сердца и сосудов у детей: руководство для врачей / Н. А. Белоконь, М. Б. Кубергер. М.: Медицина, 1987. — т. I. — 448 с.
- Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активности / Н. А. Бернштейн. — М.: б. и., 1990. — 495 с.
- Богатов, А. А. Связь индекса напряженности регуляторных систем и других показателей сердечного ритма со специальной работоспособностью лыжников-гонщиков / А. А. Богатов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 1.-С. 54−55.
- Болезни органов кровообращения: руководство для врачей / под ред. Е. И. Чазова. М.: Медицина, 1997. — 832 с.
- Бондарь, С. Б. Оптимальный двигательный режим для студентов с повышенным артериальным давлением: метод, рекоменд. / С. Б. Бондарь, Ф. Г. Ситдиков. Казань: б. и., 1983. — 32 с.
- Бородихин, В. А. Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы: дис.. канд. пед наук / В. А. Бородихин. Л.: б. и., 1977. — 224 с.
- Бородихин, В. А. Этюды валеологии / В. А. Бородихин. Омск: б. и., 1996.-276 с.
- Булате, В. Г. Система применения длительных нагрузок циклического характера в физическом воспитании студентов специального медицинского отделения: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Булате. Киев, 1981. — 18 с.
- Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие / Э. Г. Булич. М.: ВШ, 1986. — 225 с.
- Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания / Я. С. Вайнбаум. -М.: Просвещение, 1986. 176 с.
- Вайник, Г. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния: дис. .канд. пед. наук / Г. А. Вайник. СПб, 1995.- 174 с.
- Васильева А. В. Вегетососудистая дистония: симптомы и эффективное лечение / А. В. Васильева. СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. — 160 с.
- Васильева, В. В. Сосудистые реакции у спортсменов / В. В. Васильева.- М.: Физкультура и спорт, 1971. 150 с.
- Васильева, 3. А. Резервы здоровья / 3. А. Васильева, С. М. Любинская.- М.: Медицина, 1984. 320 с.
- Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика / под ред. А. М. Вейна. М.: Медицинское информационное агентство, 2000. — 752 с.
- Вейн, A. M. Вегето-сосудистая дистония / А. М. Вейн, А. Д. Соловьева, О. А. Колосова. М.: Медицина, 1981. — 318 с.
- Вейн, А. М. Заболевания вегетативной нервной системы / А. М. Вейн, Т. Г. Вознесенская, В. Л. Голубева и др. / под ред. А. М. Вейна. М.: Медицина, 1991.-624 с.
- Виленский, М. Я. Физическое воспитание студентов вузов / М. Я. Виленский // Теория и методика физической культуры. М.: Просвещение, 1979.-С. 305 -320.
- Виленский, М. Я. Оптимальное соотношение между умственной и физической деятельностью у студентов педагогических институтов М. Я. Виленский, Б. Н. Минаев // теоретический аспект двигательной активности человека: выпуск 1. Л.: б. и., 1976. — С. 17 — 38.
- Виноградов, В. Ф. Особенности личности, центральной гемодинамики и физической работоспособности у больных НПД по кардиальному типу: автореф. дис.. канд. мед наук / В. Ф. Виноградов. М., 1979. — 16 с.
- Виру, А. А. Гормоны и спортивная работоспособность / А. А. Виру, П. К. Кырге. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 159 с.
- Виру, А. А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. Д. Юримяэ, Т. А. Смирнова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с.
- Вишневский, А. М. Физическое воспитание студентов специальнойгруппы в высшей школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. М. Вишневский. -Л, 1953.- 17 с.
- Влияние комплексной поэтапной реабилитации на физическую работоспособность больных с инфарктом миокарда / Д. М. Аронов, Л. Ф. Николаева, В. А. Соболева и др. // Кардиология. 1980. — № 6. — С. 22 — 28.
- Вовк, С. И. Некоторые данные к хронокарте морфофункциональных перестроек под влиянием тренировки выносливости / С. И. Вовк // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 8. — С. 32 — 35.
- Волков, В. С. Лечение и профилактика гипертонической болезни / В. С. Волков, Ю. М. Поздняков. М.: Анко, 1999. — 192 с.
- Волынский, 3. М. Гипертоническая болезнь у молодых людей / 3. М. Волынский, В. С. Соловьева. Л.: Ленинградское отд., 1965. — 252 с.
- Вучева, В. В. Научно-методическая основа формирования гуманистического ориентирования физической культуры студенток педагогических специальностей: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Вучева. -М., 1998.-23 с.
- Гаврилов, Д. Н. Нормирование физических нагрузок в занятиях оздоровительной направленности по уровню аэробной выносливости: дис.. канд. пед. наук / Д. Н. Гаврилов. СПб., 1995. — 153 с.
- Галлеев, А. Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности: дис.. канд. биол. наук / А. Р. Галеев. Кемерово, 1999. — 158 с.
- Гелетто, В. А. Клинико-инструментальная диагностика нейро-циркуляторных дистоний различного типа: автореф. дис.. канд. мед. наук / В. А. Гелетто. Харьков, 1972. — 18 с.
- Гиясов, Г. И. Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физической культуры у больных нейроциркуляторной дистонией:автореф. дис.. канд. мед. наук/Г. И. Гиясов. -М, 1987. 16 с.
- Гориневский, В. В. Физические упражнения, соответствующие данному возрасту / В. В. Гориневский. Петроград: б. и., 1916.
- Горшков, А. Г. Физическая подготовка студента: учеб. пособие / А. Г. Горшков. М.: МНЭПУ, 2001. — 72 с.
- Гринене, Э. Особенности сердечного ритма у школьников / Э. Гринене, В. Ю. Вайткявичус, Э. Марачинскене // Физиология человека. -1990.-Т. 16.-№ 1,-С. 88 -93.
- Грицюк, А. И. Пособие по кардиологии / А. И. Грицюк. Киев: б. и., 1984.-560 с.
- Гришина, Г. А. Влияние целенаправленных физических упражнений на функциональные возможности организма и профилактика заболеваемости студенток специальной медицинской группы: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Г. А. Гришина. Улан-Удэ, 2005. — 24 с.
- Губанцева, И. Б. Физическая подготовка студенток с ослабленным здоровьем на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: дис.. канд. пед. наук / И. Б. Губанцева. Тула, 1999. — 207 с.
- Губачев, Ю. М. Клинико-физиологические основы психосоматических состояний / Ю. М. Губачев, Е. М. Стабровский. Л.: Медицина, 1981.-216 с.
- Гудыма, С. А. Эффективность средств и методов развития выносливости у студентов в учебном процессе по физическому воспитанию: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Гудыма. -М., 1991. 23 с.
- Гуйллаум, А. С. Ваготонии, симпатикотонии, невротонии. Нарушения равновесия вегетативной нервной системы / А. С. Гуйллаум. Л.: б. и., 1926. -188 с.
- Густов, А. В. Неврологические проявления артериальной гипертонии: диагностика, лечение: уч. пособие / А. В. Густов, А. А. Смирнов, Н. И. Жулина. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. мед. академии, 1988. — 44 с.
- Данилова, Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н. Н. Данилова. М.: МГУ, 1992. — 192 с.
- Данченко, И. П. Изучение влияния различных физических упражнений на студентов с НЦЦ / И. П. Данченко, Ю. Б. Зуевский, И. И. Пономаренко // Физическая культура личности студента: тез. межвуз. науч. конф. М.: б. и., 1989. — С. 114−116.
- Данько, Ю. И. Опыт использования ЛФК как средства восстановления гомеостазиса организма / Ю. И. Данько // Спортивная медицина и лечебная физкультура в Ленинграде: науч. тр. Л.: б. и., 1967. — 214 с.
- Девушкам об оздоровительном беге: метод, рекомендации / сост. В. М. Куликов, В. М. Корчевский. Гродно: Гродненский гос. ун-т, 1992. — 29 с.
- Дембо, А. Г. Спортивная кардиология / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. -Л.: б. и., 1989. -464 с.
- Дементьев, В. Н. Оценка функционального состояния организма человека по данным дыхательной аритмии сердца: автореф. дис.. канд. биол. наук / В. Н. Дементьев. Омск, 2000. — 24 с.
- Деряпа, Н. Р. Принципы донозологической (профилактической) диспансеризации населения / Н. Р. Деряпа, В. Н. Хаснулин // Современные аспекты физиологии, адаптации и патологии. Новосибирск: Библ. изд-во, 1979.-С. 5−12.
- Дикаревич, Л. И. Педагогические приемы управления нагрузкой в занятиях оздоровительной аэробикой женщин различного уровня функционального состояния: дис.. канд. пед. наук / JI И. Дикаревич. М., 1995.- 148 с.
- Должункова, И. П. Методика индивидуального дозирования нагрузок на выносливость при физическом воспитании студентов подготовительного отделения: дис.. канд. пед. наук / И. П. Должункова. Н. Новгород, 1991. -141 с.
- Дуруда, А. Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения: дис. канд. пед. наук / А. Н. Дуруда. Омск, 1999. — 201 с.
- Евстафьева, Е. В. Физиологическое и биогеохимическое обоснование проблемы адаптации человека в различных условиях среды обитания: дис.. докт. биол. наук / Е. В. Евстафьева. М., 1996. — 331 с.
- Егорычев, А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенцик, К. А. Бондаренко и др. // Теория и практика физической культуры. 2003. -№ 2. — С. 53−56.
- Елисеева, Л. Н. Роль микроциркуляции в реализации адаптационно-компенсаторных реакций системы кровообращения: автореф. дис.. докт. мед. наук / Л. Н. Елисеева. М., 1996. — 33 с.
- Еренков, В. А. Инструментальный метод анализа структуры сердечного ритма / В. А. Еренков, А. Н. Лебедь, Ю. С. Шумакова // Экспериментальная и возрастная кардиология. Владимир: б. и., 1970. — Ч. 1. -С. 57- 59.
- Жемайтите, Д. И. Связь реакции сердечного ритма на ортопробу с характеристиками центральной гемодинамики / Д. И. Жемайтите // Физиология человека. 1989. — Т. 15. — № 2. — С. 43 — 48.
- Забельский, С. Ю. Биоэкономичный психомоторный тренинг в физическом воспитании студентов, отнесенных к специальной медицинскойгруппе: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Забельский. Ставрополь, 2001.-26 с.
- Завьялов, А. И. Волейбол для специального медицинского отделения вуза: уч. пособие / А. И. Завьялов, JI. Я. Чернов. Красноярск: б. и., 2005. -156 с.
- Загревская А. И. Совершенствование методики занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы на основе их программирования: дис.. канд. пед. наук / А. И. Загревская. Томск, 2000.160 с.
- Зайцев, П. В. Контроль за динамикой здоровья и двигательной активностью студентов / П. В. Зайцев, В. Ф. Стафеев, А. М. Образцова // Вопросы физического воспитания студентов. JL: б. и., 1991. — С. 3 — 6.
- Зайцева, В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: дис.. док. пед. наук/ В. В. Зайцева. -М., 1995. 322 с.
- Залилов, Р. Ю. Результативность учебной деятельности студентов в зависимости от состояния их физиологических функций и психофизиологических особенностей: дис.. канд. биол. наук / Р. Ю. Залилов. -Великий Новгород, 2001. 142 с.
- Захарова, Н. Г. Методика ежедневных круглогодичных занятий по физическому воспитанию на открытом воздухе со студентами специальной медицинской группы: дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Захарова. Запорожье, 1981.- 154 с.
- Зуевский, Ю. Б. Гигиеническое обоснование средств физической культуры и методики физического воспитания студентов с нейроциркуляторной дистонией: дис.. канд. биол. наук/Ю. Б. Зуевский.-М, 1993.- 170 с.
- Ш. Иванов, А. В. Системный подход к совершенствованию функционального состояния студентов медицинского вуза на занятиях по физическому воспитанию: дис.. канд. биол. наук / А. В. Иванов. Рязань, 1999.- 140 с.
- ПЗ.Игишева, Л. Н. ORTOPLUS: методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галлеев. Кемерово: б. и., 2000. — 32 с.
- Изотова, И. Н. Средства и формы оздоровительной физкультуры у подростков с артериальной гипертензией на поликлиническом этапереабилитации: дис. .канд. пед. наук/И. Н. Изотова. М., 1999.- 116 с.
- Илинский, К. В. Гигиенические аспекты влияния производственной гимнастики на молодой организм: автореф. дис.. канд. наук по специальности 140 007 Гигиена / К. В. Илинский. — М, 1975. — 20 с.
- Иоффе, Л. А. Кровообращение и гипокинетический синдром: автореф. дис.. докт. мед. наук/Л. А. Иоффе. М., 1971. — 56 с.
- Исаев, Д. Н. Проблема психосоматических взаимоотношений / Д. Н. Исаев // Методология и социология педиатрии. СПб.: б. и., 1991. — С. 102 -119.
- Исаев, Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра / Д. Н. Исаев.-Л.: Медицина, 1984. С. 129 — 138.
- Исаев, Д. Н. Психосоматические расстройства у детей / Д. Н. Исаев // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей: сб. науч. тр. ЛПМИ.- Л.: б. и. 1990. С. 15 — 21.
- Исмагилов, М. Ф. Вегетативные сдвиги нормального ипатологического пубертатного периода / М. Ф. Исмагилов // Педиатрия. -1986. № 9. — С. 76.
- Казин, Э. М. Автоматизированные системы в комплексной оценке здоровья и адаптивных возможностей человека / Э. М. Казин, А. Д. Рифтин, А. И. Федоров // Физиология человека, 1990. т. 16. — № 3. — С. 94 — 100.
- Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
- Карлов, В. А. Терапия нервных болезней / В. А. Карлов. М.: б. и., 1987.-512 с.
- Карлов, В. Н. Реакции адаптации здоровых лиц и больных НЦД на краткосрочную гипоксию и физическую нагрузку в зависимости от характера вегетативной регуляции ССС: автореф. дис. .канд. мед. наук / В. Н. Карлов. -Томск, 1990.-20 с.
- Керимкулова, А. С. Гемодинамика и вегетативная регуляция при лечении женщин с гипертонической болезнью: автореф. дис. .канд. мед. наук/ А. С. Керимкулова. Новосибирск, 1992. — 25 с.
- Клиорин, А. И. Биологические проблемы учения о конституциях человека/ А. И. Клиорин, В. П. Чтецов. Л.: Наука, 1979. — 164 с.
- Кобалова, Ж. Д. Международные стандарты лечения артериальной гипертонии: согласованные и несогласованные позиции / Ж. Д. Кобалова // Труды первого международного научного форума «Кардиология» 99, 28 -31.01.99.-М.: б. и., 1999. — С. 208−213.
- Кобяков, Ю. П. Концепция норм двигательной активности человека /
- Ю. П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. 2003, № 11. — С. 20 -23.
- Коваленко, Е. А. Гипокинезия / Е. А. Коваленко, Н. Н. Гуровский. -М.: Медицина, 1980.-320 с.
- Коган, О. С. Медико-биологические проблемы спортивного отбора профессионалов / О. С. Коган // Теория и практика физической культуры. -2003.-№ 8.-С. 42−46.
- Козинец, Г. И. Физиологические системы организма, основные показатели / Г. И. Козинец. М.: Триада — X, 2000. — 336 с.
- Козлов, В. И. Прогрессирование дефицита двигательной активности у студенток и выбор средств его компенсации: дис.. канд. пед. наук / В. И. Козлов. Малаховка, 1995. — 199 с.
- Ш. Козлова, С. И. Программирование физической подготовки студентов специального медицинского отделения с использованием тренажерных устройств: автореф. дисс. канд. пед. наук / С. И. Козлова. М., 1991. — 23 с.
- Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс. М.: Медицина, 1981. — 213 с.
- Колесов, Д. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Кондрашкова, Н. Ф. Развитие общей выносливости студентов подготовительной медицинской группы средствами беговой подготовки в процессе учебных занятий по физической культуре: дис.. канд. пед. наук / Н. Ф. Кондрашкова. М., 1999. — 154 с.
- Коркушко, О. В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека / О. В. Коркушко, В. Б. Шатило, Т. В. Шатило // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 2. — С. 31 -39.
- Корнеева, И. Т. Ортостатическое тестирование в оценке функциональной готовности юных спортсменов / И. Т, Корнеева, С. Д. Поляков // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. — С. 9 — 12.
- Корнеева, И. Т. Факторы риска развития хронического физического перенапряжения сердца у спортсменов / И. Т. Корнеева, С. Д. Поляков // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 11. — С. 50 — 52.
- Томск: б. и., 2000. С. 248 — 250.
- Круглый, М. М. Опыт организации занятий по физическому воспитанию в вузе со студентками, имеющими заболевания сердечнососудистой системы / М. М. Круглый, А. И. Глебова, С. Ф. Кобзарь. М.: б. и., 1963.-С. 269−272.
- Крылов, Д. Н. Критические периоды в психофизиологическом развитии детей и подростков / Д. Н. Крылов // Психогигиена детей и подростков: под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельниц. М.: Медицина, 1985. — С. 17−35.
- Кузнецов, А. А. Клиническая и прогностическая значимость длительности и вариабельности интервалов QT и RR (клинические популяционные исследования): автореф. дис.. докт. мед. наук / А. А. Кузнецов. Новосибирск, 1999. — 36 с.
- Кузнецова, Т. Г. Дыхательные упражнения в физическом воспитании / Т. Г. Кузнецова, П. М. Левитинский. Киев: Здоровья, 1989. — 136 с.
- Куколевский, Г. М. Основы спортивной медицины / Г. М. Куколевский, Н. Д. Граевская. М.: Медицина, 1971. — С. 82 — 84.
- Куликов, В. П. Потребность в двигательной активности / В. П. Куликов, В. И. Киселев. Новосибирск: Наука, 1998. — 144 с.
- Куртев, С. Г. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины / С. Г. Куртев и др., — Омск: [б. и.], 2000. 124 с.
- Ланг, Г. Ф. Вопросы патологии кровообращения и клиники сердечнососудистых болезней / Г. Ф. Ланг. Л.: ОГИЗ, — 1936. — 138 с.
- Левин, В. И. Врачебная профессиональная консультация / В. И. Левин. М.: б. и., 1966. — С. 259 — 283.
- Левченко, К. П. Двигательные режимы в профилактике и лечении неврозов / К. П. Левченко // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.- 1990. № 2. — С. 48 — 53.
- Лобзин, В. С. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии / В. С. Лобзин, А. А. Михайленко, А. Г. Панов. — Л.: Медицина, 1979.-216 с.
- Логинов, В. Г. Значение неврогенного фактора в генезе изменения ЭКГ показателей у студентов СМГ / В. Г. Логинов // Вопросы физического воспитания студентов. — Л.: б. и., 1991.- С. 99 — 102.
- Логинов, С. И. Изменение физической активности и поведения, связанного со здоровьем студентов Сибирского севера / С. И. Логинов // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. — С. 43 — 46.
- Лотоненко, А. В. Молодежь и физическая культура / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов // М.: Физкультура, образование и наука, 1996. 317 с.
- Лушпа, Л. Г. Влияние различных режимов двигательной активности на показатели физического развития и параметры вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников: дис.. канд. биол. наук / Л. Г. Лушпа. Кемерово, 2002. — 133 с.
- Любимова, Г. М. Пути повышения эффективности занятий оздоровительной физической культурой студентов в новых социально-экономических условиях: дис.. канд. пед. наук / Г. М. Любимова. -Хабаровск, 1999.- 187 с.
- Маколкин, В. И. Нейроциркуляторная дистония в терапевтической практике / В. И. Маколкин, С. А. Аббакумов. М.: Медицина, 1985. — 192 с.
- Мареев, В. Ю. Оценка функционального состояния и прогноза больных с сердечной недостаточностью / В. Ю. Мареев // Труды первого международного научного форума «Кардиология» 99. — М.: б. и., 1999. — С. 110−113.
- Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ИФК / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 271 с.
- Матвеев, Л. П. Что же это такое «оздоровительная физическая культура»? / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. — 2005. -№ 11.-С. 21−24.
- Мацук, М. Г. Организация и методика занятий по физическому воспитанию с учащимися средних специальных заведений, имеющих заболевания ССС: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Г. Мацук. М, 1966. -17 с.
- Меерсон, Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшенникова. -М.: Медицина, 1988. -256 с.
- Меерсон, Ф. 3. Влияние адаптации к периодической гипоксии на толерантность нетренированных людей к физическим нагрузкам и идеопатической аритмии сердца / Ф. 3. Меерсон и др. // Физиология человека. 1990.-т. 16. -№ 1.-С. 94- 105.
- Мельников, А. А. Особенности гемодинамики и реологическихсвойств крови у спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса / А. А. Мельников, А. Д. Викулов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 1. — С. 23 — 26.
- Мешков, А. П. Функциональная (неврогенная) патология сердца / А. П. Мешков. Н. Новгород: б. и., 1999. — 208 с.
- Мешконис, И. И. Индивидуальная оценка гемодинамики у пловцов в процессе тренировок / И. И. Мешконис // Физиологические механизмы двигательных и вегетативных функций. М.: Физкультура и спорт, 1965. — С. 112- 118.
- Михайлов, В. В. Физическое воспитание в медицинском вузе: учеб. пособие / В. В. Михайлов, В. Б. Гаптов, M. М. Рыжак. М.: б. и., 1996. — 272 с.
- Могендович, М. Г. О механизмах терапевтического действия физических упражнений при внутренних болезнях / М. Г. Могендович // Физическая культура и здоровье. М.: Гос. изд. мед. лит., 1963. — С. 259 — 262.
- Моргина, И. А. Планирование учебных занятий по физическому воспитанию студентов СМО вуза / И. А. Моргина, Н. Ф. Брушковская, О. А. Козлова. Алма-Ата: б. и., 1989. — 67 с.
- Мостовая, J1. И. Диагностика и коррекция соматоморфных расстройству больных НЦЦ и ИБС: автореф. дис.. канд. мед. наук / J1. И. Мостовая. Самара, 2000. — 23 с.
- Мотылянская, Р. Е. Методологические подходы к проблеме повышения резистентности на примере реабилитации спортсменов / Р. Е. Мотылянская, Е. А. Каплан // Теория и практика физической культуры.-1993.11.12.-С. 2−12.
- Назаров, С. Б. Использование количественного метода для оптимизации режима мышечной тренировки в экспериментальных исследованиях / С. Б. Назаров, JI. С. Горожанин // Физиологический журнал СССР. 1988, — Т. 74,-№ 7. —С. 1041 — 1043.
- Нестеров, В. А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования: учеб. пособие / В. А. Нестеров. -Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 1975. 128 с.
- Никитина, А. А. Формирование физкультурного тезауруса у студентов специального медицинского отделения вуза: дис.. канд. пед. наук / A.A. Никитина. СПб, 1999. — 204 с.
- Никитина, И. В. Организационно-методические условия оптимизации физического воспитания студенток вуза, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Никитина. Смоленск, 2005. — 24 с.
- Николаева, JI. Ф. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца / JI. Ф. Николаева, Д. М. Аронов. — М.: Медицина, 1988. 288 с.
- Николаичева, И. М. Физическая подготовка девушек специальной медицинской группы среднего учебного заведения на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: дис.. канд. пед. наук / И. М. Николаичева. Малаховка, 1997. — 160 с.
- Ноздрачев, А. Д. Физиология вегетативной нервной системы / А. Д. Ноздрачев. JL: Медицина, 1983. — 296 с.
- Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях: приказ гос. комитета РФ по высшему образованию № 777 от 26.07.1994 // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow DocumID 80 471. html
- Оглезнев, Г. А. Методологические подходы к оценке общественного здоровья / Г. А. Оглезнев, В. И. Ветков // Методологические и методические проблемы в современной профилактической медицине: материалы всесоюз. науч. конф.- СПб.: б. и., 1992. С. 42 — 43.
- Озолинь, П. П. Адаптация сосудистой системы к спортивным нагрузкам / П. П. Озолинь. Рига: б. и., 1984. — 134 с.
- Олияр, В. И. Теоретические основы физического воспитания студентов: учеб. пособие / В. И. Олияр, С. К. Макурин, В. С. Быков. -Челябинск: б. и., 2001. 62 с.
- Осадчий, JI. И. Положение тела и регуляция кровообращения / JI. И. Осадчий. М.: Медицина, 1982. — 235 с.
- Осколкова, М. К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей / М. К. Осколкова. М.: б. и., 1988. — 272 с.
- Осколкова, С. Н. Вы и Ваше сердце / С. Н. Осколкова. М.: Крон-Пресс, 2000. — 320 с.
- Основы физиологии функциональных систем / под ред. К. В.
- Судакова. — М.: Медицина, 1983. — 272 с.
- Остапенко, А. Н. Организация и планирование учебных занятий / А. Н. Остапенко // Легкая атлетика. М.: Высшая Школа, 1970. — С. 3 — 33.
- Оськина, Е. П. Саморегуляция в реформе вузовского физического воспитания / Е. П. Оськина, С. Б. Нарзулаев // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 9 — С. 45 — 47.
- Павлова, В. А. Пути индивидуализации учебного процесса по физическому воспитанию студентов специального медицинского отделения / В.
- A. Павлова // Вопросы физического воспитания студентов: межвуз. сб. Л.: б. и., 1990.-Вып. XXI-С. 6-И.
- Пальгов, В. И. Особенности методологического и методического подходов при изучении состояния здоровья студентов немедицинского ВУЗа /
- B. И. Пальгов, Н. А. Крутикова // Методологические и методические проблемы в современной профилактической медицине: материалы всесоюз. науч. конф.-СПб.: б. и., 1992.-С. 42−43.
- Парин, В. В. Космическая кардиология / В. В. Парин. Л.: Медицина, 1967.- 196 с.
- Парцерняк, С. А. Вегетозы / С. А. Парцерняк. СПб.: б. и., 1999.176 с.
- Парцерняк, С. А. Вегетозы: болезни стресса.: учеб. пособие / С. А. Парцерняк, П. И. Юнацкевич. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2002. — 242 с.
- Петренко, Б. Е. Оценка качества вегетативного управления ССС методом анализа переходных процессов у здоровых и больных с вегето-сосудистыми нарушениями: автореф. дис.. канд. мед. наук / Б. Е. Петренко. -М, 1975.-26 с.
- Петров, Ю. А. Влияние направленности тренировочного процесса на объем циркулирующей крови / Ю. А. Петров, В. И. Лапченков // Теория и практика физической культуры. 1978. — № 10. — С. 37 — 40.
- Пильгау, И. А. Экспериментальное обоснование физиологических норм двигательной активности у детей школьного возраста / И. А. Пильгау,
- A.А. Гулинскми, В. Ф. Прокудин // Механизмы нейрогуморальной регуляции функций и их восстановление в процессе фило- и онтогенеза. — М.: б. и., 1980. —С. 146— 153.
- Пирогова, Е. А. Совершенствование физического состояния человека / Е. А. Пирогова. — Киев: Здоровья, 1989. — 168 с.
- Пирогова, Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, J1. Я. Иващенко, Н. П. Стряпко. Киев: Здоровья, 1986. — 152 с.
- Плотников, В. В Гигиенический аспект адаптации студентов на ранних этапах обучения в вузе: автореф. дис.. канд. мед. наук / В. В. Плотников. М, 1986. — 24 с.
- Покалев, Г. М. Нейроциркуляторная дистония / Г. М. Покалев. Н. Новгород: б. и., 1994. — 300 с.
- Пономарева, В. В. Реабилитация студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы: автореф. дис.. докт. мед. наук /
- B. В. Пономарева. М, 1990. — 47 с.
- Пономарева, В. В. Программа оздоровительной тренировки для студентов специальных медицинских групп / В. В. Пономарева // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 8. — С. 33 — 35.
- Привычная физическая активность и здоровье: региональные публикации ВОЗ. Европейская серия № 6 / К. Ланг и др. М.: Медицина, 1982.-200 с.
- Приходько, Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. К. Приходько. Хабаровск, 2000. — 18 с.
- Прокопенко, Т. И. Технология формирования культуры здорового образа жизни личности студента в условиях научно-образовательного и консультативно-оздоровительного центра вуза: дис.. канд. пед. наук / Т. И. Прокопенко. Ставрополь, 1999.-213 с.
- Протасова, М. В. Содержание и методика применения подвижных игр в работе специальных медицинских групп / М. В. Протасова, 3. А. Чехова. -М.: б. и., 1980.-33 с.
- Прошляков, В. Д. Организация учебного процесса в специальном учебном отделении / В. Д. Прошляков. Рязань: б. и., 1995. — 70 с.
- Расолько, А. И. Организационно-методические особенности инаучное обоснование занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Расолько. Минск, 1999. — 22 с.
- Ритм сердца у спортсменов / под ред. Р. М. Баевского, Р. Е. Мотылянской. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 143 с.
- Рифтин, А. Д. Распознавание функциональных состояний на основе кибернетического анализа сердечного ритма / А. Д. Рифтин. М.: б. и., 1989. -С. 15−46.
- Рифтин, А. Д. Модель распознавания функциональных состояний организма на основе математического анализа сердечного ритма / А. Д. Рифтин // Физиология человека. 1990. — № 3.- С. 165 — 172.
- Рубанович, В. Б. Валеологические принципы организации физической культуры / В. Б. Рубанович. Новосибирск: б. и., 1997. — 164 с.
- Рудой, Б. Д. Опыт диспансеризации лиц с пониженным артериальным давлением: автореф. дис.. канд. мед. наук / Б. Д. Рудой. Саратов, 1964. — 14 с.
- Рыбачук, Н. А. Модель подготовки современного учителя в процессе физического воспитания в педагогическом вузе нефизкультурного профиля / Н. А. Рыбачук // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 12. — С. 5 — 8.
- Рымар, Н. П. Нормирование тренировочных нагрузок для подготовки студенток к выполнению нормативов комплекса ГТО: автореф. дис.. канд. пед. наук/Н. П. Рымар. -М., 1983. 18 с.
- Салов, В. Ю. Теоретические и методические основы формированияздорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры: автореф. дис.. докт. пед. наук /В. Ю. Салов. СПб, 2001. — 55 с.
- Самойлов, А. Ф. Сеченов И. М. и его мысли о роли мышц в нашем познании природы / А. Ф. Самойлов // Сеченов И. М. Избранные труды. — М.: Наука, 1967.
- Семенов, Л. А. Эффективность реализации функций управления физическим воспитанием в вузе / Л. А. Семенов, С. П. Смирнова // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 4. — С. 4 — 6.
- Сеченов И. М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. — М.: б. и., 1952. —Т. 1. —772 с.
- Скерневичене, В.- Б. Л. О совершенствовании методики занятий по физическому воспитанию со студентками подготовительного отделения: автореф. дис.. канд. пед. наук / В.- Б. Л. Скерневичене. Вильнюс, 1973. -32 с.
- Сметнев, А. С. Диагностика и лечение нарушений ритма сердца / А. С. Сметнев, А. А. Гросс, Н. М. Шевченко. Кишинев: б. и., 1990. — 372 с.
- Смирнов, К. В. Пищеварение и гипокинезия / К. В Смирнов. — М.: Медицина, 1990.—224 с.
- Соловьев, В. И. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры: автореф. дис.. докт. пед. наук / В. И. Соловьев. СПб, 1999. — 55 с.
- Соловьева, Г. М. Центры здоровья как организационнопедагогический фактор и условие формирования здорового образа жизни студентов / Г. М. Соловьева, Т. И. Прокопенко // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 9. — С. 48 — 51.
- Сорокин, А. П. Принципы управления свойствами организма / А. П. Сорокин // Аспекты адаптации: сб. науч. тр. Горьк. мед. ин-т им. С. М. Кирова. -Киров: б. и., 1985.-С. 4−14.
- Становов, В. В. Физическая культура как фактор социальной адаптации учащейся молодежи: автореф. дис.. докт. пед. наук / В. В. Становов. М, 2002. — 40 с.
- Степанов, А. Д. Критерии здоровья и проблема диспансеризации / А. Д. Степанов // Методологические и методические проблемы в современной профилактической медицине: материалы всесоюз. науч. конф. СПб.: б. и., 1992.-С. 372−374.
- Степочкина, Н. А. Функциональное состояние ССС у лыжников в различные периоды тренировки / Н. А. Степочкина, В. Ф. Лутков, М. П. Виролайнен // Физиологическое обоснование тренировки: сб. тр. ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1969. — С. 45 — 50.
- Сухарев, А. Г. Двигательная активность и здоровье детей и подростков / А. Г. Сухарев, В. И. Теленчи, О. А. Шелонина // Обзорная информация «Медицина и здравоохранение»: Гигиена. — М.: ПК ВНИИМИ МЗ СССР, 1988. —73 с.
- Тарасенко, М. Н. Физическое воспитание студентов вузов вспециальном учебном отделении / М. Н. Тарасенко, В. В. Пономарева. М.: Высш. шк., 1976.- 150 с.
- Темкин, И. Б. Лечебная физическая культура при первичной артериальной гипотонии / И. Б. Темкин. М.: Медицина, 1971. — 200 с.
- Тизул, А. Я. Болезни человека, обусловленные дефицитом двигательной активности и здоровье / А. Я. Тизул. М.: Сов. спорт, 2001. — 248 с.
- Тимошенко, Л. Н. Особенности лечебной гимнастики в лечении больных нейроциркуляторной дистонией / Л. Н. Тимошенко // Нефармакологические методы лечения. М.: б. и., 1988. — С. 43 — 45.
- Тихвинский, С. Б. Физическая работоспособность и показатели кардио-респираторной системы у детей и подростков: автореф. дис.. докт. мед. наук / С. Б. Тихвинский. Л., 1972. — 36 с.
- Токмакова, О. Н. Совершенствование физической работоспособности студенток СМО вуза на основе использования дозированной ходьбы и бега: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Токмакова. М., 1999. — 22 с.
- Травин, Ю. Г. Применение регулярных беговых нагрузок в системе всесторонней физической подготовки студентов: метод, рекомендации / Ю. Г. Травин, И. М. Маломужев. М.: б. и., 1991. -28 с.
- Травин, Ю. Г. Бег ради здоровья: метод, рекомендации для студентов и преподавателей самостоятельно занимающихся оздоровительным бегом / Ю. Г. Травин, О. А. Устинов, С. Б. Мельников. М.: МГПУ, 1984. — 54 с.
- Трушкин, А. Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: дис.. докт. пед. наук / А. Г. Трушкин. Ростов н /Д, 2000. — 585 с.
- Тупицын, И. О. Возрастные и адаптивные изменения сердечнососудистой системы школьников / И. О. Тупицын. М.: Педагогика, 1985. — 87 с.
- Тумасян, Ю. А. Технология физической подготовки студенток снарушением регуляторных функций сердечно-сосудистой системы: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. А. Тумасян. М., 2005. — 25 с.
- Тхакушинова, М. Ю. Комплексное применение средств адаптивной физической культуры при коррекции ранних форм артериальной гипертонии: афтореф. дис.. канд. пед. наук / М. Ю. Тхакушинова. Майкоп, 2001. — 30 с.
- Тюленков, С. Ю. Технология преподавания физической культуры в вузах / С. Ю. Тюленков, С. Н. Зуев, JI. М. Крылова // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 5. — С. 53.
- Ульяновский, А. С. Физиологические основы профилактики нарушений сердечной деятельности при эмоциональном стрессе / А. С. Ульяновский. Физиологич. журнал СССР. — 1990. — Т. 76. — № 10. — С. 1273 -1279.
- Устинов, О. А. Оздоровительный бег / О. А. Устинов. Омск: б. и., 1985.
- Устюгов, Е. Д. Индивидуальное психо-физическое развитие человека / Е. Д. Устюгов, О. В. Ендропов. Новосибирск: НГПУ, 1999. — 190 с.
- Фарбер, Д. А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. -М.: Педагогика, 1990. 64 с.
- Фарбер, Д. А. Физиология подростка / Д. А. Фарбер, J1. К. Семенова, В. В. Алферова. М.: Педагогика, 1988. — 205 с.
- Физическое воспитание студенток: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. М. Михалени. Минск: Дизайн ПРО, 1998. — 127 с.
- Фомин, А. Н. Морфофункциональные предпосылки возрастных изменений кардио и гемодинамики при занятиях спортом / А. Н. Фомин, Н. А. Фомин, Н. Н. Дятлова // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2. -С. 21−25.
- Фролькис, В. В. Возрастные особенности нейро-гуморальной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы / В. В. Фролькис //
- Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. — С. 140 — 152.
- Хомутов, Г. А. Адаптивная физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: дис.. канд. пед. наук / Г. А. Хомутов. СПб, 1999. — 242 с.
- Центерова, Л. Г. Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте / Л. Г. Центерова.- М.: Медицина, 1979. С. 95 — 122.
- Чебыкина, С. М. Коррекция функционального состояния центральной нервной системы студентов вуза средствами физической культуры: дис.. канд. пед. наук / С. М. Чебыкина. М, 1999. — 164 с.
- Черномырдин, В. Г. Методика проведения занятий по настольному теннису со студентами специального отделения / В. Г. Черномырдин // Теория и практика физической культуры. -1978.-№ 8.-С.58−59.
- Шабанов, А. И. Проблема оптимальной двигательной активности / А. И. Шабанов // Современное состояние и актуальные проблемы физиологии спорта. Л.: б. и., 1989. — С. 112 -115.
- Шаркевич, И. В. Теоретико-системный подход к оценке уровня состояния здоровья. Модель здоровья / И. В. Шаркевич, А. В. Чоговадзе, Т. Г. Коваленко и др. // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 1. — С. 2
- Щептев, М. М. Методологические подходы к проведению занятий по лечебной физической культуре в специальных медицинских группах вузах / М. М. Щептев, В. В. Садовский, М. В. Вдовина.-М.: б. и., 1999.- 115 с.
- Юденко, И. Э. Организационно-методические условия оздоровительных занятий студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркуляторная дистония: дис.. канд. пед. наук / И. Э. Юденко. Сургут, 2002. — 160 с.
- Юшин, А. Б. Контроль развития двигательных качеств занимающихся физическими упражнениями оздоровительной направленности на основе учета морфо-функциональных особенностей: дис.. канд. пед. наук / А. Б. Юшин. СПб, 1996. — 121 с.
- Юшков, В. И. Пути совершенствования физической подготовки студенток основного отделения вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Юшков.-СПб, 1991.-24 с.
- Ярикова, Н. М. Особенности возрастной эволюции сердца у детей и подростков 13 17 лет: автореф. дис.. канд. мед. наук / Н. М. Ярикова. — М, 1972.- 32 с.
- Ясоне, Р. А. Методика проведения занятий по физическому воспитанию со студентками специального медицинского отделения вуза: дис.канд. пед. наук / Р. А. Ясоне. Рига, 1985. — 226 с.
- Ballantyne, D. Does training postinfarkt patients reduce the risk of reinfarction? / D. Ballantyne // Europ. J. Cardiol. 1983. — V. 2. — P. 519 — 521.
- Briazgounov, I. P. The role of physical activity in the prevention and treatment of noncommunicable diseases /1.Р. Briazgounov // World Health Statist. Quart. — 1988. — V. 41, № 3. — P. 242 — 250.
- Cooper, K. Physical training programs for mass scale use: effects on cardiovascular disease — fact and theories / K. Cooper // Ann. Clin. Res. — 1982. — V. 14, Suppl. 34. —P. 25 — 32.
- Edvards, M. A. Physical activity and stress reduction: a rewiev of selected literature / M. A. Edvards / Stress on Tension Coutr. 2: Proc. and Int. infordisclp. Conf. Brighton, 30 Aug. —3 Sept. 1983. — N. Y., London: s. п., 1984. — P. 373 — 386.
- Frankenhauser, M. Psychoblological aspekts of life stress / M. Frankenhauser, S. Levine, H. Ursin, et al. // Coping and health. N. Y.: Plenum Press, 1980.-P. 203 -223.
- Frankenhauser, M. The sympathetic-adrenal and pituitary-adrenal response to chelenge: comparison between the sexes / M. Frankenhauser // Biobehavioral bases of coronary heart desease.- N.Y.: Karger, 1983.- P. 91.
- Hoodan, B. Theoretical starting points for optimization of a motor regime in adults / B. Hoodan // Acta Univ. Palackianae olomuc. Facpaed Gymnica. — 1989. — V. 18, № 8, — P. 59 — 79.
- Israel, S. Problems of overtraining from an internal medical and performance physiological standpoint / S. Israel // Medicine Und Sport. V. 16, P. 112.
- Krauss, R. M. Exercise, lipoproteins, and coronary artery disease / R. M. Krauss //Circulation.— 1989. —V. 79, № 5, —P. 1143 — 1145.
- Locke, M. Exercising mammals synthesize stress proteins / M. Locke, E.
- G. Noble, B. G. Atkinson // Amer. J. Physiol. — 1990. — V. 258, № 4. — Pt. I. — P. 723—729.
- Medicine and Science in sport and exercise: s. n., 1999. 212 p.
- Metabolic cost of extremely slow walking in cardiac patients: implications for exercise testing and training / B.A. Franklin, A. Ramathat, S. Johnson et al. // Arch. Phys. Med. — 1983. — V. 64. — P. 564—565.
- Powell, K. E. Physical activity chronic disease / K. E. Powell, C. J. Caspersen, J. P. Koplan, et al // Amer. J. Clin Nutr. — 1989. — V. 49, № 5, Suppl. — P. 999 — 1006.
- President of GHF Chad Tackett «Cardiovascular Exercise Principles and Guidelines: Part One». http://www.puls.zdorove.ru/articlehealthcare4.shtml
- Relation of diet to high-density-lipoprotein cholesterol in middle-aged marathon runners, joggers, and inactive men / G. H. Hartung, J. P. Foreyt, R. E. Mitehel et al. // New. Engl. J. Med. — 1980. — V. 302. — P. 357 — 361.
- Richard, D. Exercise stress testing / D. Richard, R. Birrer // J. Farm. Pract.1988. — V. 26, № 4. — P. 425 — 435.
- Schram, V. Exercise prescription for cardial rehabilitation patients using weighted walking / V. Schram, P. Hanson // Circulation. — 1985. — V. 72, № 4, Pt. 2. —P. III. 39, abs. 156.
- Serum lipoprotein cholesterol in sedentary and trained male patients with coronary heart disease / A. Berg, J. Keui, G. Ringwald et al. // Clin. Cardiol. — 1981.1. V. 4. —P. 233 —237.142