Интеллектуальный капитал в системе корпоративных отношений
Уточнена сущность интеллектуального капитала корпоративной структуры, который автор рассматривает как совокупность знаний, информации, опыта, квалификации и мотиваций персонала, организационные возможности, каналы коммуникации, способные создавать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества корпоративной структуры на рынке. Показано, что в формировании интеллектуального… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ КАПИТАЛА
- 1. 1. Интеллектуальный капитал как социально-экономическая категория
- 1. 2. Факторы функционирования и развития интеллектуального капитала
- ГЛАВА 2. РЫНОЧНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ
- 2. 1. Корпоративные модели
- 2. 2. Национальные модели
- ГЛАВА 3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР
- 3. 1. Сущность и особенности интеллектуального капитала корпоративных структур
- 3. 2. Критерии и показатели оценки интеллектуального капитала корпоративных структур
- 3. 3. Интеллектуальный капитал в системе факторов конкурентоспособности корпоративных структур
Интеллектуальный капитал в системе корпоративных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современных условиях и на ближайшее будущее капитал в его интеллектуальной форме является единственным фактором производства, развитие которого имеет неограниченный ресурс как по качественно-количественным параметрам, так и по временным.
Интеллектуальный капитал относится к новым, более сложным формам капитала, обладающим большим потенциалом социально-экономической активности, выступающим, своего рода, вектором развития любой национальной экономики. Ему присуща более высокая ступень развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием чего является устойчивый уровень экономического развития тех стран, где активно формируется и используется интеллектуальный капитал, где новые знания и высокие технологии являются основой конкурентоспособности товаров, услуг, фирм, всей экономической системы в целом.
Российская экономика переживает этап, на котором основные усилия направлены на восстановление эффективного функционирования науки и производства, их сближение, развитие наукоемких технологий. Это необходимо для построения постиндустриального общества, главные институты которого ориентированы на воспроизводство интеллектуального капитала. Это хорошо видно на примере России.
Работая в условиях развивающейся рыночной экономики, некоторые российские компании возлагают большие надежды на использование отдельных элементов интеллектуального капитала, надеясь с их помощью достичь более высокого уровня конкурентоспособности производимой продукции или услуг, но часто не получают желаемого результата. Это происходит не случайно: интеллектуальный капитал представляет собой систему взаимообусловленных и взаимодействующих элементов, без каждого из которых она не эффективна. Всё это подчёркивает особую значимость концепции использования интеллектуального капитала жизненно важной для субъектов хозяйствования в условиях современной рыночной экономики.
Эффективное управление формированием и развитием интеллектуального капитала в масштабах страны, возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики. Выбор оптимальной модели управления данным процессом, задающей для национальной экономики и науки определенное число приоритетных стратегических целей, является для России важнейшей проблемой.
Частный российский капитал пока не очень активно идет в высокие технологии. Между тем в России живет много образованных, изобретательных и предприимчивых людей, чьим интеллектуальным потенциалом необходимо воспользоваться, превратив его в важнейший стратегический ресурс развития экономики — интеллектуальный капитал.
В литературе исследуются различные модели бизнеса, но системное структурирование их с помощью интеллектуальной, мотивационной и стратегической составляющих, основанных на единстве форм существования капитала, мало исследуется. Между тем, совокупность именно этих элементов определяет единый и неделимый комплекс современного бизнеса. Причем его определяющая составляющая — интеллектуальный капитал — является важнейшей и исходной при моделировании практически любой деятельности. Наличие перспективной и конкурентоспособной идеи, эффективной технологии производства продукции или услуг, гибкой и мобильной системы управления, постоянно накапливаемых конкурентных преимуществ обусловливают рыночную ценность интеллектуального капитала.
Разработанность темы исследования. На современном этапе многие ученые уделяют большое внимание определению и исследованию сущности категории интеллектуальный капитал. Среди зарубежных авторов это: Э. Брукинг, Т. Бьюзен, Г. Мине, Д. Моррисон, Р. Нельсон, А. Сливотски,.
С.Дж. Уинтер, Д. Шнайдер, Ч. Хэнди, JL Эдвинсон, Г. М. Десмон, Р. Э. Келли, Дж. Кэл, Д. Белл, Д. Петерсон, Т. Паркинсон, Т. А. Стюарт, Дж. Тобин, Т. Доттино и др. Роль интеллектуального капитала в современном обществе была рассмотрена многими зарубежными учеными. Так Т. Шульц обосновывает выделение концепции «нечеловеческий» капитал. В дальнейшем данную гипотезу развивают и обосновывают У. Боуэн и Г. Л. Беккер, доказывающие, что знания и навыки имеют экономическую ценность. Непосредственно к формированию концепции интеллектуальный капитал подходят Л. Эдвинсон и Т. А. Стюарт, выделяющие в нем две крупные составные части:
— человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта, знаний, навыков, способностей к нововведениям, а также в общей культуре, философии фирмы, ее внутренних ценностях;
— структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети и прочие объективные факторы.
Данная точка зрения принята за основу в научных исследованиях нашего соотечественника Иноземцева B. JL Огромное внимание выявлению сущности интеллектуального капитала, с позиции практика, уделил в своих работах Э. Брукинг, который обосновывает следующую его структуру: рыночные активы, инфраструктурные активы, человеческие активы и интеллектуальная собственность, как актив. Э. Брукинг разводит категории человеческий капитал и интеллектуальный капитал, но недооценивает роль информации и интеллектуальной активности в процессе креативной деятельности. Сегодня с концепцией интеллектуальный капитал работают многие зарубежные авторы, но категории интеллектуальный капитал и человеческий капитал очень часто смешивают, что снижает эффективность их задействования в условиях современной рыночной экономики.
В отечественной науке первыми интеллектуальный капитал не только как категорию, но и как рыночный ресурс, стали исследовать: Б. Б. Леонтьев,.
B.JT. Иноземцев, С. А. Ленская, Л. С. Шаховская, М. А. Эскиндаров, М. А. Федотова, И. Ю. Беляева, Г. И. Наволодская, С. Г. Михнева и др. Глубокие исследования сущности интеллектуального капитала провел Иноземцев В. Л. Он поддержал и развил точку зрения Л. Эдвинсона, рассматривая человеческий капитал и структурный капитал, как его составные части. Дополнил и развил структуру интеллектуального капитала Леонтьев Б. Б., включив в нее клиентский капитал и проанализировав данную форму капитала, как главное конкурентное преимущество фирмы на рынке. Центральная проблема, рассмотренная ученымэто оценка нематериальных активов, повышение эффективности интеллектуальной собственности, используемой отечественными предприятиями в хозяйственной деятельности и моделирование процесса формирования ценностей бизнеса. Роль интеллектуального капитала в системе корпоративных отношений исследует Эскиндаров М. А. Он рассматривает основные формы интеллектуального капитала и затрагивает вопросы связанные с его воспроизводством в рамках корпоративных структур.
Цель и задачи исследования
.
Цель работы заключается в том, чтобы дополнить концептуальные основы развития интеллектуального капитала в системе корпоративных отношений современными подходами, учитывающими российские особенности условий хозяйствования.
Исходя из поставленной цели, в диссертации сформулированы и решаются следующие задачи:
Уточнить определение и раскрыть сущность социально-экономической категории «интеллектуальный капитал» в современной рыночной экономике. Обосновать структуру и взаимосвязь элементов интеллектуального капитала, а также факторов, определяющих его формирование и развитие.
— Классифицировать модели функционирования интеллектуального капитала и провести сравнительную характеристику базовых моделей современного общества: индивидуальных, корпоративных, национальных и международных.
— Выявить сущность и особенности формирования интеллектуального капитала в системе корпоративных отношений.
— Уточнить критерии и показатели интеллектуального капитала корпоративной структуры.
— Обосновать основные направления формирования и развития интеллектуального капитала в системе корпоративных отношений. Предметом исследования в диссертации являются социальноэкономические отношения, возникающие в процессе действия рыночного механизма функционирования интеллектуального капитала и целенаправленном регулировании его на всех уровнях хозяйствования.
Объектом исследования является рыночный механизм функционирования интеллектуального капитала корпоративной структуры, который осуществляется с помощью мотивационных процессов, направленных на реализацию совокупного потенциала данного субъекта хозяйствования.
Методологические и теоретические основы исследования. В диссертационном исследовании используются достижения различных наук. С этим связано и разнообразие методов, основой которых являются: системный подход к исследованию социально-экономических категорий, анализ и синтез, индукция, дедукция, методы диалектики. Решаемые задачи потребовали изучения экономических, социальных, культурных, психологических, духовных, моральных и других особенностей участия человека в корпоративных отношениях.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные концепции и научные гипотезы, представленные в трудах классиков экономической науки и современных ученых. Основой исследования послужили монографии отечественных, зарубежных экономистов и социологов, статьи в научных сборниках, периодической печати, а также учебная литература по экономической теории, в которой представлены различные подходы к пониманию категориального аппарата интеллектуального капитала.
В работе использовались материалы научных и методических конференций, семинаров по проблемам формирования, сохранения, использования, развития интеллектуального капитала России, законы и постановления Правительства РФ по проблемам функционирования интеллектуальной собственности, государственного регулирования процесса воспроизводства интеллектуального капитала.
Научная новизна исследования.
В диссертационном исследовании получены и выносятся на защиту следующие научные результаты.
1. Уточнено социально-экономическое содержание категории интеллектуальный капитал, который, с точки зрения автора, представляет собой отношения по поводу воспроизводства и отчуждения результатов креативной деятельности, принимающих форму интеллектуальной собственности, возникающие между носителями интеллектуальных способностей, и их потенциальными потребителями.
2. Выделена структура интеллектуального капитала (интеллектуальный потенциал, интеллектуальная активность, интеллектуальная собственность, информация, инфраструктурные и рыночные активы) и определена взаимосвязь входящих в нее элементов.
3. Выявлена совокупность факторов, служащих основой функционирования интеллектуального капитала, объединяющих рабочую силу, ее интеллектуальный потенциал, информационный ресурс, интеллектуальную собственность, финансово-инновационный капитал, высокие технологии.
4. Проведена сравнительная характеристика моделей функционирования интеллектуального капитала, на основе следующих критериев: адаптивность, автономность развития, основные формы собственности, мотивационный механизм, характер и синергетический эффект взаимодействия элементов модели.
5. Уточнена сущность интеллектуального капитала корпоративной структуры, который автор рассматривает как совокупность знаний, информации, опыта, квалификации и мотиваций персонала, организационные возможности, каналы коммуникации, способные создавать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества корпоративной структуры на рынке. Показано, что в формировании интеллектуального капитала корпоративной структуры принимают участие не только индивидуальные знания, но и групповые, не только явные, но и неявные знания. Доказано, что синергетическое взаимодействие всех трех составляющих интеллектуального капитала (организационный капитал, человеческий капитал, клиентский капитал) ведет к повышению конкурентоспособности деятельности корпоративной структуры.
6. Уточнены принципы развития интеллектуального капитала корпоративной структуры. Наряду с известными в литературе принципами устойчивости, оптимальности, эффективности и обновления интеллектуального капитала корпоративной структуры, предложены принципы свободного обмена знаниями в организации при одновременной защите специальных знаний от их заимствования извнерационального соотношения кооперации и конкуренциисетевого взаимодействия с потребителями и контрагентами.
7. Предложены новые механизмы формирования особой корпоративной культуры ориентированной на тотальное творчество всех сотрудников, механизм, основанный на управленческом бенчмаркинге, а также механизм постоянного повышения квалификации управленческого персонала на основе ротации, ретритов и мозговых атак.
Практическая значимость работы. Предлагаемые разработки могут быть использованы в образовательных системах разного уровня, в преподавании тех дисциплин социологической науки, где речь идет о человеческом развитии и управлении этими процессами, что может послужить методологической основой для совершенствования систем внутрифирменного управления человеческими ресурсами.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Заключение
.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1. Интеллектуальный капитал представляет собой социально-экономическую систему, характеризуемую специфическими свойствами, обусловленными духовной природой его факторов. Основой интеллектуального капитала является способность человека к творческой деятельности, на определенном этапе своего развития позволяющая устойчиво создавать дополнительную стоимость.
2. Интеллектуальный потенциал — это характеристика трудового или предпринимательского ресурса.
Объединяясь в организационных рамках предприятия (корпорации), персонифицированные представители капитала и принадлежащие им объекты собственности образуют целостную социально-экономическую систему. В нее входят виды ресурсов, способствующих эффективному функционированию капитала, формирующих условия для его развития. Совокупность данных объектов, выполняющих обусловленные общей целью движения системы функции и подлежащих воспроизводству в целостном виде, является факторами капитала.
Выделены следующие интеллектуальные факторы, способствующие функционированию интеллектуального капитала в рамках конкретной экономической системы:
1. рабочая сила;
2. нематериальные активы: интеллектуальные способности, интеллектуальный потенциал, информационный ресурс, интеллектуальная собственность;
3. финансово-инновационный капитал;
4. высокие технологии.
Помимо выше перечисленных факторов, на структуру капитала, эффективность его воспроизводства оказывает существенное влияние ряд внешних условий: уровень развития информационной среды, наличие современной рыночной инфраструктуры, характер государственной экономической политики, состояние институциональной, правовой, инновационной среды, научно-технические, геоэкономические и прочие условия движения капитала.
3. Интеллектуальный капитал коммерческой фирмы становится доминирующим средством достижения высоких социально-экономических результатов ее деятельности. Традиционные факторы роста в современной экономике действуют только при условии эффективного использования интеллектуального капитала. Развитие интеллектуального капитала становится основным фактором вновь создаваемой стоимости, сохранения и повышения конкурентоспособности товаров и услуг.
4. Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и клиентского капитала. Человеческий капитал включает в себя знания, практические навыки, творческие способности людей, их моральные ценности, культуру труда, в организационный капитал входят техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, бренды. Клиентский капитал — это та часть интеллектуального капитала, которая формируется в процессе взаимодействия с клиентами (устойчивые связи с клиентами, маркетинговые возможности, клиентские базы данных).
5. Эффективность российской науки в настоящее время достаточно высока. Это еще раз доказывает система многостороннего научно-технического сотрудничества. На современном этапе необходимы адекватные модели соединения экономических, производственных и научных интересов страны. Для перехода от общества знания к обществу благосостояния у России достаточных ресурсов нет, и. нужно учитывать инвестиционный потенциал отечественного предпринимательства, который и должен стать основным потребителем высокотехнологичного продукта, наработанного российским инновационным сектором.
6. Экономические предпосылки для будущего развития России заложены в ее социально-экономическом потенциале. Три основные компоненты определяют этот потенциал: во-первых, высокий интеллектуальный потенциал и творческий уровень населения, во-вторых, исключительная адаптивность как российского общества в целом, так и отдельных его индивидов, возможность общественного и индивидуального приспособления к самым тяжелым условиям жизни, в-третьих, природные ресурсы России. Прогресс любой страны определяется технологическим потенциалом государства. Указанный потенциал включает образовательный, научный, производственный и управленческий компоненты. Пока в России эти компоненты лишь отдельные звенья, не скрепленные в единую цепь. Государство и общество должны признать образование, науку и технику основой своего развития, играть активную роль в организации и финансировании инновационных программ. Только тогда свяжется неразрывная цепь от образования до наукоемкой продукции, потянув за которую можно будет вытянуть российскую экономику на достойный ее уровень. Однако добиться этого можно, лишь превратив задачу достижения Россией статуса мирового технологического лидера в важнейшую составную часть национальной идеи.
Список литературы
- Азоев Г. А., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 256с.
- Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспективы): Межвуз.сб.науч.тр. Волгоград: ВолгГТУ, 2001. -240с.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.-608с.
- Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов.-М.: ФАИР ПРЕСС, 2000. — 384с.
- Андреев Г. И., Витчинка В. В., Смирнов С. А. Практикум по оценке интеллектуальной собственности: учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.- 176с.
- Барышева Г. А. Инновационный фактор и интеллектуальный ресурс в динамизации экономики России/ Под ред. Ю.С. Нехоршева- Том. политехи, ун-т. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- 221с.
- Барышева Г. А. Интеллектуальный ресурс и вовлечение продукта науки в рыночный оборот: автореф. дис. докт. экон. наук / Томск, гос. ун. -Томск, 2003.-42с.
- Барютин JI.C. Политическая экономия: В 2-х тт. М.: Международные отношения, 1995. — 608с.
- Батрин Ю.Д., Фомин П. А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. — М.: Высшая школа, 2002. 276с.
- Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 400с.
- Бизнес: Оксфордский толковый словарь: англо-русский: — М.: Прогресс-Академия, 1995.-752с.
- Бланк И.А. Управление использованием капитала. Киев: Ника-Центр, 2000. — 656с.
- Бланк И.А. Управление формированием капитала. Киев: Ника-Центр, 2000.-512с.
- Бовин А.А., Череднякова Л. Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учеб. пособие М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.-216с.
- Болдырев А.В. Формирование, управление и оценка интеллектуальной собственности промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. экон. наук/ Белгор. гос. технол. акад. строит, матер. — Белгород, 2002.- 23с.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528с.
- Борохович Л.Н. Ваша интеллектуальная собственность / Борохович Л. Н., Монастырская А., Трохова М. СПб.: Питер БУК, 2001.- 410с.
- Бромберг Г. В. Интеллектуальная собственность: от создания до использования/ Рос. агентство по пат. и товарным знакам. — М.: Роспатент, 2002.- 206с.
- Бромберг Г. В., Розов Б. С. Интеллектуальная собственность: Действительность переходного периода и рыночные перспективы. 2-е изд., испр. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2000.- 207с.
- Бронникова Т.С. Маркетинг.- М., Кнорус, 2007 207с.
- Брукинг Э. Интеллектуальный капитал/ Пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик. СПб: Питер, 2001. — 288с.
- Бьюзен Т., Доттино Т., Израэль Р. Интеллектуальный руководитель / Пер. с англ. Г. И. Левитан Минск: ООО «Попурри», 2001. — 256 с.
- ВалееваЖ.Р. Формирование системы управления объектами интеллектуальной собственности на промышленном предприятии: Автореф. дис. канд. экон. наук / Костром, гос. ун-т. Кострома, 2002.-25с.
- Валянский С.И., Калюжный Д. В. Понять Россию умом. М.: Алгоритм, 2001.-480с.
- Верховин В.И. Экономическая социология.- М.: Академический проект, 2006. 729с.
- Возрождение экономики России: путь в 21 век. М.: Наука, 2000.269с.
- Воронцова В.А., Ивина JI.B. Основные понятия и термины венчурного финансирования. М.: Ступени, 2002. — 186с.
- Воспроизводство и экономический рост / Под ред. В. Н. Черковца, В. А. Бирюкова. -М.: Экономический факультет, ТЭИС, 2001. -282с.
- Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации / И. В. Иванов, В. В. Баранов, Г. И. Лысак, О. В. Кирсанов. М.: Альпина Паблишер, 2003.-416с.
- Гамидов Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности / Гамидов Г. С, Колосов В. Г., Османов Н. О. СПб.: Политехника, 2000.- 323с.
- Гелбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Под ред. акад. Н. Н. Иноземцева. -М.: Прогресс, 1979. 406с.
- Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х томах. М.: Мысль, 1964.- Т.2. -748 с.
- Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учеб. пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2001. — 412с.
- Голубова Е.Н. Управление интеллектуальной собственностью предприятия в условиях присоединения к соглашению TRIP’S // Новые пром. технологии. — 2003.- Вып.2.- С.59−62.
- Дайнеко Е.Ю. Интеллектуальная собственность в системе формирующихся рыночных отношений в России: Автореф.дис. канд.экон.наук/ Воронеж.гос.ун-т. Воронеж, 2001.- 24с.
- Демченко Т.А. Воспроизводство трудовых ресурсов и динамика развития образования/ МГУ. — М.: МАКС-пресс, 2003. — 54с.
- Дихтель Е., Хершчен X. Практический маркетинг: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1995. — 225с.
- Добрусина M.E., Эльмурзаева Р. А. Становление и развитие интеллектуальной собственности в России: Соц.-экон. аспект / Том. гос. ун-т, Высш. школа бизнеса. Томск: ТГУ, 2002.- 170с.
- Доллан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича. СПб.: АОЗТ Литера плюс, 1994. — 416с.
- Доллан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. -СПб.: АОЗТ Литера плюс, 1992. 326с.
- Дымшиц М.Н. Потребительская лояльность М., СПб.: Вершина, 2007- 196 с.
- Дымшиц М.Н. Манипулирование покупателем М.: Омега-Л, 2004 -243 с.
- Жариков О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 62с.
- Забелкина Е.В. ТНК и ФПГ: некоторые аспекты организационного и экономико-правового регулирования деятельности. — СПб.: ИЭФ, 1995.-139с.
- Заславская Т.И., Крылатых Э. Н., Шабанова М. А. Новое поколение деловых людей России, М.: Дело, 2007 319с.47.3аконы и категории «Капитала» Карла Маркса в свете современных данных / Под ред. СВ. Мочерного, Л. Г. Андреева. Киев: Высшая школа, 1986.-263с.
- Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.-244с.
- Иванцов В.А. Интеллектуальный потенциал, факторы его использования: Автореф. дис.канд. экон. Наук / Казан, гос. фин.-экон. институт. -Казань, 2003. 23с.
- Иванюк И. А Маркетинговая модель воспроизводства интеллектуального капитала: Монография — М.: Высшая школа, 2003.-203с.
- Иванюк И. А Международный маркетинг: Монография/ Волгоград, гос. техн. ун-т. Волгоград: Политехник, 2001.-96с.
- Иванюк И.А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах: Монография/ Волгоград, гос. техн. ун-т. — Волгоград: Политехник, 2003.-15бс.
- Имамутдинов И. Инновационный выбор // Эксперт. 2002. № 9. С. 16−20.
- Инновации и экономический рост. М.: Наука, 2002. — 377с.
- Инновационная экономика: Монография / Под общ. ред. А.А. Дын-кина, Н. И. Ивановой. -М.: Наука, 2001. 294с.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. JI.H. Оголевой. М: ИНФРА-М, 2001. — 238с.
- Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 318с.
- Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальная собственность. Интеллектуальный капитал / Общ. ред. и сост. В. Г. Зинов. М.: Акад. нар. хоз-ва, Центр коммерциализации технологий, 2001.- 424с.
- Интеллектуальный капитал фактор экономического развития современной России. Ленская С. А., Эскиндаров М. А., Мосин В. В., Епихи-на Г. М. — М.: Высшая школа, 2002. — 92с.
- Иншаков О.В. Факторы и функции человеческого бытия: обретение новой меры: 2-е изд. /ВолгГУ/2001/01. Волгоград: Изд-во Волг. ГУ, 2001.-80с.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.-230с.
- Кант И. Сочинения. В 8-и томах: Пер. с нем./ Ред. А. В. Гулыга. М.: Чоро, 1994.- Т.6.-644 с.
- Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М., 1967. — 238с.
- Классика маркетинга/ Сост. Энис Б. М., Кокс К. Т., Моква М. П. -СПб.: Питер, 2001. 752с.
- Климов СМ. Интеллектуальные ресурсы общества. СПб.: Изд- во ИВЭСЭП, 2002. — 198с.
- Козлов А.А. Многоуровневый маркетинг: стратегия XXI века / Под ред. В. А. Камаева. Волгоград: Издательство Института Качеств, 1998.-32с.
- Козлова В.А. Интеллектуальный капитал: экономическое содержание и особенности воспроизводства: Автореф. дис. канд. экон. наук / Фин. акад. при Правительстве РФ. М.: 2001.-24с.
- Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 347с.
- Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. М.: Дело, 2002. — 312с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М., СПб, Киев: ВИЛЬЯМС, 2007.646с.
- Котлер Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика, 1980. — 224с.
- Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. М.: ПИТЕР, 2006. -814с.
- Креативное мышление в бизнесе, Коллектив авторов. М.: серия классика HBR, Альпина бизнес букс, 2006 — 227 с.
- Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч. Т. 27.- С. 320−468.
- Ленская С.А. Интеллектуальный капитал фактор экономического развития современной России. — М.: Высшая школа, 2002. — 92с.
- Ленская С.А. Производственные фонды, как экономическая категория. -М.: Экономика, 1982. 127с.
- Ленская С.А., Эскиндаров М. А. Экономическая система основа рационального воспроизводства капитала. — М.: Экономист, 2003. — 189с.
- Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. -М.: Издательский центр «Акционер», 2002. 200с.
- Локк Дж. Сочинения: В 3 т.- М., 1988.-Т.З.-668 с.
- Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. — 512с.
- Львов Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990. — 255с.
- Львов Д.С., Глазьев С. Ю. Новая концепция управления НТП. — М.:ЦЭМИ, 1989.-30с.
- Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. — 440с.
- Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд.-М., 1962.-Т.26, 4.1. С 477−492.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. Экономическая мысль Запада. М.: Прогресс, 1993. — 107с.
- Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: Ин-фра-М, 2002. — 295с.
- Меркулов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000. — 248с.
- Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов: Официальное издание. М.: Экономика, 2000. — 195с.
- Мизес JT. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. -240с.
- Мизес JT. Социализм. Экономический и социологический анализ. -М.: «Catallaxy», 1994.-416с.
- Милль Дж.С. Основы политической экономии. СПб.: Питер, 1965.-137с.
- Мине Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в 21 веке. М.: Альпина Паблишер, 2001.-280с.
- Михнева С.Г. Корпоративный менеджмент: опыт Запада и уроки для России (вопросы теории и практики): Монография / А. Ф. Джинджолия, С. Г. Михнева. М.: Высшая школа, 2002. — 191с.
- Михнева С.Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания: Монография / Научн. ред. Л.С. Шаховская- ВолгГТУ. — Волгоград: Политехник, 2001. 208с.
- Михнева С.Г. Теория и методология системно-эволюционного исследования рынка труда: Монография. М.: Высшая школа, 2002. -344с.
- Монден Я. «Тоёта». Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989. -288с.
- Мор Т. Утопия / Пер с лат. Ю. М. Каган.- М.: Наука, 1978. 416 с. -(Предшественники научного социализма).
- Морис А. Условия эффективности в экономике. М.: Научно- издательский центр «Наука для общества», 1998. — 304с.
- Моритани Масанори. Современная технология и экономическое развитие Японии. М.: Экономика, 1986. — 264с.
- Мосин В.В. Проблемы воспроизводства интеллектуального капитала в корпоративных структурах: Автореф.дис. канд.экон.наук/ Фин.акад. при Правительстве РФ.- М., 2002.- 25с.
- Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: Экзамен, 2002.-384с.
- Мэггс П.Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность: Пер. с англ.- М.: Юрист, 2000.- 396с.
- Нарский И.С. Дж. Локк и его теоретическая система // Джон Локк. Сочинения. В 3 т.- М., 1985.-Т.1.-С. 423−460.
- Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития)/ В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский и др.- М.: Наука, 2001. 636с.
- Наукоёмкий сектор экономики России: состояние и особенности развития / Багриновский К. А., Бендиков М. А., Фролов И. Э., Хрусталёв Е.Ю.- ЦЭМИРАН.-М.: 2001.- 120 с.
- Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений: Пер. с англ. -М.: Дело, 2002. — 536с.
- Новая парадигма развития России в 21 веке: Комплексное исследование проблемы устойчивого развития: идеи и результаты / Под ред. В. А. Коптюга. М.: «Academia», 2000. — 398с.
- Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: «Academia», 1999. — 640с.
- Новожилов В.В. У истоков подлинной экономической науки. М.: Наука, 1995.-235с.
- Новосельцев О.В. Оценка рыночной стоимости интеллектуальной собственности / Рос. агентство по пат. и тов. знакам. — М.: Роспатент, 2002.-32с.
- Оголева Л.Н. Инновационная деятельность как объект проектного финансирования. -М.: Профиздат, 1995. — 128с.
- Опыт работы лучших японских фирм / Под ред. Мокринского Ю. А. -Воронеж: Дело, 1994.- 137с.
- Оценка интеллектуальной собственности: Учеб. Пособие / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 2002. — 352с.
- Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы.- М.: Норма, 2007- 369с.
- Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост -9Д, Форум, 2002.-411с.
- Пачоли JI. Трактат о счетах и записях. / Под ред. Я. В. Соколова.-М.: Финансы и статистика, 1994.- 320 с.
- Перцик Е.Н. Средства человека: предвидимое будущее. — М.: Экономика, 1990.-365с.
- Перцовский Н.И., Крутиков Ф. А. Маркетинг и условия его использования в управлении внутренним рынком продукции производственно-технического назначения страны: Учеб. пособие. — М.: Прогресс, 1990. — 199с.
- Пигу А. Экономическая теория благосостояния— М.: Прогресс, 1985. Т. 1.512с.
- Пигу А. Экономическая теория благосостояния— М.: Прогресс, 1985. Т. 2. 454 с.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, Дело, 1992.-196с.
- Питер Р.Д. Управление маркетингом: Пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — 560с.
- Политика промышленного развития России/ Под ред. JI.H. Володина. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 128с.
- Полунина Г. В. Теоретические и методологические аспекты анализа многоотраслевой экспансии современных монополий. М.: МФИ, 1983.-266с.
- Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Ред. Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. — 400с.
- Рассел A. JI. Планирование в больших экономических системах. -М.: Советское радио, 1972. -224с.
- Репях СМ. Интеллектуальная собственность: ее роль в инновационном процессе / СМ. Репях, И. П. Куличкова, В. Н. Невзоров. Красноярск: СибГТУ, 2002.- 68с.
- Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999.-320с.
- Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия: практика крупнейших компаний/ Под ред. А. А. Бравермана. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001. — 422с.
- Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р. И. Зименкова. — М.: Финансы и статистика, 2002. 432с.
- Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО «АЛГОН», 1994. — 332с.
- Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. — 600с.
- Сенников Н.Л. Развитие института интеллектуальной собственности: Автореф. дис. .канд. экон. наук. / Рос. гос. пед. ун-т.- СПб., 2001.-25с.
- Серебриков Б.Г. Теория экономического равновесия. М.: Мысль, 1973.-162с.
- Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. -СПб.: Изд-во СПбИЭА, 2000.- 151с.
- Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. 448с.
- Соловьев Б.А. Управление маркетингом. М.: ИНФРА, 1999.307с.
- Соловьева Г. М. Рынок услуг по оценке интеллектуальной собственности в России / Рос. агентство по пат. и товар, знакам. М.: Роспатент, 2003. 187с.
- Сорвина Г. Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории. -М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000.- 224 с.
- Сорос Дж. Алхимия финансов. М.: Инфра, 1996. — 415с.
- Социальная политика и поведение домашних хозяйств на российских рынках. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕЦС, 2000. — 100с.
- Столерю Л. Равновесие и экономический рост. — М.: Статистика, 1974,-186с.
- Стоянова Е.С. Финансы маркетинга. М.: Перспектива, 1994. —88 с.
- Стюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. М.: Поколение, 2007- 366 с.
- Судова Т.Л. Человеческий капитал в наукоемкой экономике. — СПб.: Изд-во НИИХИМИИ СпбГУ, 2001.- 469с.
- Судас Л.Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. -М.: Инфра-М, 2004−271с.
- Теория потребительского поведения и спроса./ Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. — 380с.
- Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.-534с.
- Туган-Барановский М. И. Избранное. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. — М.: Наука, «Российская политическая академия» (РОСПЭН), 1997.-574с.
- Туроу Лестер К. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир: Пер. с англ. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 431с.
- Уайт П. Управление исследованиями и разработками. — М.: Экономика, 1982.- 160с.
- Устинова Л.Н. Оценка интеллектуальной собственности при рыночной экономике / Рос. агентство по патентам и товарным знакам. -М.: Роспатент, 2001.- 122с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 624с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-синтез», 2000. — 640с.
- Федоров Н.В. Управление интеллектуальными ресурсами промышленного предприятия: Автореф. дис. канд. экон. наук / Сиб. гос. аэрокосм, унт. Красноярск, 2002.- 22с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987.-590с.
- Фихте И.-Г. Замкнутое торговое государство.- М., 1923.-190 с.
- Фихте И.-Г. Сочинения. Работы 1792 1801 г. г. / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. П. Гайденко.- М.: Ладомир, 1995.-656 с.
- Фишер С, Доринбуш Р., Шмалензи К. Экономика. М.: Дело, 1993.-620с.
- Фомин П.А. Финансы, кредит и денежное обращение: Учеб. Пособие/ ВолгГТУ, — Волгоград, 2000. 144с.
- Фомин П.А., Хохлов В. В. Управление финансами предприятий в условиях дестабилизации экономики: Учеб. Пособие / Под ред. Л.С. Шаховской- Волгоград, гос. техн. ун-т. Волгоград, 2000. — 156с.
- Формирование экономической системы России в координатах мирового развития / Под ред. К. А. Хубиева. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001.-796с.
- ФПГ: зарубежный опыт и реалии России / Авт. кол.: А.Г. Мовсеся-на, Б. М. Смитенко. -М.: ФА, 1996. 152с.
- Фурье Ш. Избранные сочинения / Под ред. В. П. Волгина, — М., 1954.-236 с.
- Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, Универс, 1993.488с.
- Хикс Дж.Р. Стоимость и капитал.: Пер. с англ./ Общ.ред. и вст. ст. Энтова P.M.- М.: Прогресс, 1988. 488с.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства. — М.: Международные отношения, 1993. 352с.
- Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. — М.: Экономика, 1996.-349с.
- Шилов Д.В. Интеллектуальная собственность как резерв финансовых возможностей предприятий России// Вопросы бизнеса, экономики и недвижимости в России и СНГ на рубеже тысячелетий: Материалы между-нар.конф., Дубна, май, 2000.- Дубна, 2001.- С.24- 27.
- Шипова Е.В. Институциональные изменения и функционирование рынка интеллектуальной продукции: Автореф.дис.канд.экон.наук./ Ир-кутск.гос.экон.академия. Иркутск, 2001.-18с.
- Шонберг Р. Японские методы управления производством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. — 127с.
- Шумпетер И.А. Теория экономического развития. — М.: Экономика, 1982.-456с.
- Щерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: МГУ, 1997.-679с.
- Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. — 275с.
- Эклунд К. Эффективная экономика: шведская модель. — М.: Экономика, 1991. -349с.
- Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель, Е. М. Купрянов и др.: Под ред. В. Я. Горфинкеля. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 367с.
- Экономические основы жизнедеятельности фирмы (Можно ли избежать банкротства) / Под ред. Грязновой А. Г., Ленской С. А. М.: Высшая школа, 1996. — 124с.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех. Репринт. Воспроизведение. -М.: Экономика, 1991. 435с.
- Юнь О. М. Производство и логика: информационные основы развития. М: Издательский дом «Новый век», 2001. — 168с.
- Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. — 448с.
- Янсен Феликс. Эпоха инноваций. М.: Инфра-М, 2002. — T. XIL308с.
- АМА board approves new definitions // Marketing news, — 1985.- march, 1.
- Becker G.S. Human capital: A Theoretical and Empical Analisis with Special Reference to Education.- N.Y.: Columbia University Press, 1975.-101 p.
- Bell D. The Sozial Framework of the Information Society.- Oxford, 1980.-276 p.
- Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and the Live. Cycle of Earning//"Journal of Political Economy».- 1967, August.-363 p.
- Bowen H.R. Investment in Learning. San Francisco,-1978.-362 p. 195. Schultz T.W. Economic value of education.- N.Y.- L.5 1963.-X p. 196. Schultz T.W. Investment in Human Capital // Economic Growth an
- American Problem.- Englewood Cliffs, 1964.-148 p.
- Dizard W. The Coming of Information Age.- N.Y., 1982.-390 p.
- Drucker P.F. The Chaning World of the Executive.- Oxford, 1995.
- Hammer M. Beyond Reengineering. How the Process-Centered Organization is Changing Our Work and Out Lives.- N.Y., 1996.
- Handy Ch. Finding Sense in Uncertainty // Gibson R. (Ed.) Rethinking the Future.- L., 1997.
- Horowitz IX. Communicating Ideals: The Crisis of Publishing in a Post Industrial Society.- N.Y., 1986.-268 p.
- Kielhau W., Principles of Private and Public Planning.- L., 1951. 213 P.
- Rifkin J. The End of Work.- N.Y., 1996.-342 p. 204Thurow L. Investment in Learning.- San Francisco, 1978.-362 p.
- Toiler A. Previews and Premises: An Interview with Author of «Future Shock» and «The Third Wave».- N.Y., 1983.-219 p.
- Tom Peters, Thriving on Chaos.- New Jork: Alfred A. Knopf, 1988.- 1571. P
- Wicksell K. Lectures on Political Economy.- Oxford, 1965.