Формирование эффективной экономической политики государства: методология, теория, практика
Определены приоритетные направления экономической политики российского государства, позволяющие обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня доходов и качества жизни населения: приоритет № 1 — стабилизация цен, ограничение инфляции на уровне 25% в год. Для этого следует разработать и целенаправленно реализовывать общенациональную антиинфляционную программу, включающую систему мер… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Концептуальные основы формирования экономической политики государства
- 1. 1. Сущность, формы и функции государственной экономической политики
- 1. 2. Методологические основы эффективной экономической политики государства
- 1. 3. Взаимосвязь теоретической и нормативной функций экономической теории с экономической политикой государства
- Глава 2. Теории экономической политики государства
- 2. 1. Либеральные концепции экономической политики государства
- 2. 2. Дирижистские теории экономической политики государства
- 2. 3. Институциональная концепция экономической политики государства
- 2. 4. Теории регулирования международных экономических отношений
- Глава 3. Зарубежные модели эффективной экономической политики государства
- 3. 1. Западные модели эффективной экономической политики государства
- 3. 1. 1. Американская модель экономической политики государства
- 3. 1. 2. Западно-европейская модель экономической политики государства
- 3. 2. Азиатские модели эффективной экономической политики государства
- 3. 2. 1. Особенности модели экономической политики японского государства
- 3. 2. 2. Китайская модель экономической политики государства
- 3. 3. Модели экономической политики государства новых индустриальных стран
- 3. 1. Западные модели эффективной экономической политики государства
- Глава 4. Механизм реализации экономической политики государства
- 4. 1. Экономические интересы в механизме реализации экономической политики государства
- 4. 2. Экономический механизм реализации экономической политики государства
- Глава 5. Анализ эффективности и направлений совершенствования экономической политики российского государства
- 5. 1. Оценка эффективности макроэкономической политики российского государства
- 5. 2. Оценка эффективности реализации региональной экономической политики
- 5. 3. Приоритетные направления реализации эффективной экономической политики государства
- 5. 4. Новая парадигма экономической политики российского государства
Формирование эффективной экономической политики государства: методология, теория, практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономическая теория призвана реализовать две основные функции: теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную).
Теоретическая функция предполагает раскрытие сущности и закономерностей объекта, его внутреннего строения (структуры), места и роли отдельных элементов в системе. Содержание теоретической функции заключается в систематизированном, определенным образом упорядоченном изложении экономических знаний. Экономическая теория основана на концепции развития. На основе анализа фактов и процессов экономической действительности в науке прослеживаются закономерности возникновения, становления, развития и совершенствования экономической структуры общества.
Практическая функция призвана осуществить научную разработку и обоснование хозяйственной практики, важнейшей формой которой выступает экономическая политика государства. Экономическая политика государства, формируемая и реализуемая соответствующими государственными органами управления — основной потребитель результатов экономических исследований. Поэтому теоретическая разработка и обоснование государственной социально-экономической политики (форм, направлений, механизмов, методов, способов и принципов действий субъективного фактора) всегда будет оставаться одной из главных задач экономической теории.
Большинство разногласий между экономистами связано с нормативным подходом, с конкретными рекомендациями и предложениями по формированию и совершенствованию экономической политики государства. Это обусловлено спецификой экономической политики, которая заключается в том, что экономическая политика основывается на оценочных суждениях о желательности, необходимости и долженствовании тех или иных действий.
Актуальность диссертационной проблемы обусловлена:
— непоследовательностью и низкой эффективностью экономической политики российского государства;
— эмпирическим характером многих направлений экономической политики российского государства, подменой концептуальных и стратегических целей, текущими и тактическими задачами;
— деформациями в деятельности российских государственных институтов;
— недостаточной разработанностью проблемы в отечественной и зарубежной экономической литературе.
Одной из причин выбора темы исследования послужило то, что в отечественной экономической литературе и сфере управления нет должного внимания к современному мировому опыту формирования эффективных моделей экономической политики государства.
Степень научной разработанности проблемы. В западной экономической мысли основы экономической политики государства были заложены еще в работах А. Смита, который первые обосновал различия между теоретической и практической функциями экономической науки. Значительный вклад в разработку проблемы внесли такие ученые экономисты, как Дж.Б. Кларк, А. Маршалл, Дж. Мид, В. Парето,.
Дж.Сакс, И. Фишер, М. Фридмен, Ф. Хайек, Й. Шумпетер и др. В их работах обосновывается тезис об эффективности рыночных саморегулирующихся механизмов и необходимости сведения к минимуму государственного вмешательства в естественные рыночные процессы. Среди российских авторов, последовательно придерживающихся аналогичной позиции, следует отметить Е. Гайдара, М. Гельвановского, А. Илларионова, О. Мамедова, Г. Рузавина, С. Шаталина, Е. Ясина и др.
Идея сокращения государственного вмешательства в рыночные процессы посредством самого государства, т. е. законодательного установления «правил игры», обеспечения рыночных свобод, стимулирования конкуренции разрабатывается представителями Фрайбургской школы (А. Мюллер-Армак, В. Ойкен, В. Репке, А. Рюстов, Л. Эрхард и др.) и в рамках неоинституционального направления экономической теории (Дж. Бьюкенен, Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон и др.).
Научная разработка и обоснование государственной экономической политики в условиях смешанной экономики содержится в работах Дж. М. Кейнса и его последователей (Дж. Гэлбрейта, Е. Домара, Дж. Стиглица, П. Самуэльсона, Я. Тинбергена, Э. Хансена, Р. Харрода и др.) Они разработали научно обоснованные подходы, принципы и рекомендации по сознательному регулированию макроэкономических процессов. Многие российские ученые поддерживают идею государственного дирижизма, неразрывности государства и рынка (В.П. Колесов, Д. С. Львов, Ю. М. Осипов, А .Я Певзнер, Ф. И. Шамхалов, Ю. М. Швырков, Ю. В. Яковец и др.).
Следует подчеркнуть, что существенный вклад в разработку различных проблем экономической политики российского государства внесли монографии и учебники таких ученых-экономистов как Л. И. Абалкин, Е. С. Васильев, П. Вельфенс, Н. А Волгин, В. И. Кошкин, В. И Кушлин, Т. Г. Морозова, И. М. Осадчая, А. Н. Петров, Л. Г. Ходов, В. М. Шапиро. Вместе с тем в учебниках и учебных пособиях проблематика научных основ экономической политики необоснованно сужена, сведена в основном к понятийному аппарату, направлениям и механизмам реализации экономической политики.
Значительные достижения в исследовании рассматриваемой проблемы, тем не менее, не снижают ее актуальности. В научной разработке и обосновании нуждаются методологические и теоретические проблемы взаимосвязи экономической науки и экономической политики государства, места и роли системы экономических интересов в механизме реализации экономической политики, совершенствования ее институциональных основ, использования позитивного зарубежного опыта для совершенствования экономической политики российского государства, выработки приоритетов экономической политики и др.
В современных условиях перед институтами, формирующими и реализующими экономическую политику, встали новые проблемы, не имеющие однозначного решения. В их числе: необходимость обеспечения ускоренного перехода российской экономики к новой экономике, основанной на знаниях, инновациях и информационных технологияхпроблема эффективного и неинфляционного использования денежных средств в условиях возрастания профицита госбюджета и разбухания стабилизационного фондадостижение финансовой стабилизации при одновременной реализации амбициозных национальных проектов, приоритетных социально-экономических программ развития России. Эти проблемы требуют серьезного научного обоснования и не разработаны в экономической теории.
Недостаточная разработанность перечисленных проблем, их актуальность и значимость для хозяйственной практики предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования, его цель, задачи и круг рассматриваемых вопросов.
Цели и задачи исследования. Целью работы является разработка методологических, теоретических и практических основ формирования эффективной экономической политики государства.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих конкретных задач: обоснования методологических аспектов анализа и реализации эффективной экономической политики государствавыявления сущности, форм и функций государственной экономической политикианализа важнейших теорий (концепций) эффективной экономической политики государства (либеральной, дирижистской, институциональной, международной) — обобщения зарубежных моделей эффективной экономической политики государстваисследования экономического и институционального механизмов реализации эффективной экономической политики государствакритического анализа результатов экономической политики российского государства на макрои мезоуровняхнаучного обоснования приоритетных направлений и новой парадигмы экономической политики российского государства.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются экономические и институциональные отношения, выражающие обоснование, формирование и реализацию экономической политики государства.
В качестве объекта исследования выступает хозяйственный механизм современной экономики, экономическая политика государства, формы ее проявления, механизм реализации.
Методологические, теоретические и информационные основы исследования. Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблем экономической политики государства, государственного регулирования смешанной экономики, хозяйственного механизма современного общества. Большое значение в теоретическом и практическом аспекте имели научные исследования и концепции обобщающие принципы и механизмы экономической политики ведущих зарубежных стран, регулирования международных экономических отношений.
При проведении исследования и изложении материала были применены философские и общенаучные подходы (системный, структурно-функциональный, материалистический, синергетический и др.) и методы (ретроспективный, генетический, научной абстракции, социологический, экономико-статистический и др.).
Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты, справочные статистические материалы официальных органов управления Российской Федерации. С целью широты охвата и обеспечения достоверности результатов исследования проблемы в работе использовались данные периодической печати, Интернета.
В диссертации разработаны концептуальные основы формирования эффективной экономической политики государства (ГЭП), включающие: теоретико-методологическое обоснование проблемыхарактеристику основных теорий (либеральной, дирижистской, институциональной), на которых основывается современная политика государствараскрытие содержания практических моделей экономической политики зарубежных странразработку механизмов ее реализации и направлений совершенствования.
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями.
1. В отличие от имеющихся подходов, дана расширенная трактовка понятия «научные основы экономической политики государства», предполагающая раскрытие не только понятийного аппарата, сущности, форм, направлений, методов и механизмов функционирования ГЭП, но и взаимосвязи экономической политики государства с позитивной и нормативной функциями экономической науки, основных теорий и эффективных моделей государственной экономической политики, принципов ее реализации и направлений совершенствования.
2. Доказано, что научно обоснованная экономическая политика государства оказывает комплексное воздействие на эффективность экономики посредством регулирования и совершенствования хозяйственного механизма общества, согласования экономических интересов и стимулирования мотивации хозяйствующих субъектов, выработки и реализации стратегических приоритетов экономического развития.
3. Доказано, что в условиях избытка денежных средств (увеличения стабилизационного фонда и денежной массы в обращении, профицита госбюджета, реализации национальных проектов, превышения темпов роста доходов населения над темпами роста ВВП и производительности труда) экономическая политика российского государства должна основываться на использовании наработок и рекомендаций монетарной экономической теории, дополненной научно обоснованными действиями по неинфляционному использованию дополнительных денежных ресурсов.
4. Обоснована объективная необходимость использования средств стабилизационного фонда и финансирования общенациональных социально-экономических проектов исключительно в пределах государственного бюджета. Предложены направления использования средств стабилизационного фонда, обладающие низким инфляционным воздействием на экономику: снижение налоговой нагрузки на бизнесгосударственное финансирование инфраструктуры, образования, здравоохраненияформирование именных счетов граждан России в сберегательном и коммерческих банках с запретом их использования на потребительские нужды в течение 5−10 летформирование персональных счетов пенсионеров в сберегательном и коммерческих банках с предоставлением возможности их использования на конкретные целизакупки за рубежом современных машин оборудования для реализации национальных проектовзакупки за рубежом новейших технологий для приоритетных отраслей науки и производства. Эти альтернативные направления и способы использования средств стабилизационного фонда обладают большей социально-экономической эффективностью по сравнению с покупкой зарубежных государственных и корпоративных ценных бумаг.
5. Выявлены характерные черты и особенности наиболее эффективных моделей экономической политики развитых стран (США, Германии, Японии):
— в экономической политике используются нормативные рекомендации различных направлений и школ экономической теории, доказавшие свою высокую практическую эффективность;
— экономическая политика основана на рыночной идеологии: сведение экономической деятельности государства к тем минимальным границам, которые очерчены экономической наукойжесткое и последовательное ограничение монополистических проявлений в экономикесоздание условий для экстенсивного и интенсивного развития конкуренциисдерживание инфляции;
— либерализация внешнеэкономических связей и отношений, ориентация на высокие требование мирового рынка (уровни издержек, цен, качества товаров и услуг);
— активная государственная поддержка социально незащищенных слоев населения.
6. Выявлены общие тенденции, принципы и методы государственной экономической политики «догоняющих» стран, отставших в своем развитии (послевоенная Япония, новые индустриальные страны, Китай): реформирование и регулирование экономики проводилось с опорой на силу и мощь государства (государственное программирование, выделение и поддержка государством приоритетных сфер, отраслей и направлений развития национальной экономики, льготное государственное кредитование и налогообложение, государственное финансирование производственной, социальной и рыночной инфраструктуры) — сохранение в течение длительного времени приводных, ремней между государством и экономикой, государством и бизнесом с постепенным переходом на преимущественно рыночные механизмы регулирования экономикипостепенное преодоление технологического отставания и разрыва так называемого «порочного круга бедности» за счет широкомасштабного привлечения в страну иностранного капитала (займы, прямые и портфельные иностранные инвестиции) — > проведение агрессивной экспортно-ориентированной политики (периодическая девальвация национальной валюты, дотации и льготы промышленным и торговым компаниям специализирующимся на экспорте готовой продукции, услуг, технологий, создание свободных экономических зон) — создание и поддержание в стране стабильной политической, институциональной, финансовой, валютной, социальной обстановки.
7. На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта выделены и обоснованы научные принципы эффективной экономической политики государства: принципы централизации политической и экономической властинормативности (отказ государственных органов управления от предоставления льгот, преимуществ, покровительства каким-либо групповым интересам) — научностистабильности и последовательностигибкостидобровольностипостепенностипрагматизмасогласования системы экономических интересов. Комплексная реализация указанных принципов будет способствовать формированию стабильной и предсказуемой институциональной средысбалансированности всех групп экономических интересов на основе их компромисса, устойчивому росту экономики и благосостояния населения.
8. Реформа российской экономики во многом основывалась на стратегии импорта рыночных институтов, механизмов управления и регулирования. В работе доказано, что неудачи трансформации институциональной структуры российской экономики обусловлены не только несоответствием импортируемых институтов существующим неформальным нормам и особенностям русской истории, культуры, политики, но и тем, что импорт институтов не дополнялся импортом способов, методов, принципов их реализации.
9. Определены приоритетные направления экономической политики российского государства, позволяющие обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня доходов и качества жизни населения: приоритет № 1 — стабилизация цен, ограничение инфляции на уровне 25% в год. Для этого следует разработать и целенаправленно реализовывать общенациональную антиинфляционную программу, включающую систему мер по ограничению всех причин и источников роста цен (инфляцию спроса, предложения, налогов, издержек, рост наличного оборота денежных средств за счет их «обналичивания» и др.). Наиболее действенной мерой наряду с взвешенной денежно-кредитной политикой может стать централизованное ограничение (на уровне 70−80% от планируемых на текущий год темпов роста цен по народному хозяйству в целом) роста цен на продукцию и услуги монополистов всех уровней и сфер экономикиприоритет № 2 — создание общего благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиций во все сферы экономики и инвестиционно-инновационной деятельности в приоритетных областях науки и производстваприоритет № 3 — для преодоления экспортно-сырьевой направленности российской экономики необходимо целенаправленное создание системы более действенных стимулов для экспортеров готовой продукции, услуг, ноу-хауприоритет № 4 — в целях повышения конкурентоспособности национальных производителей и национальной экономики на мировом рынке необходима разработка и реализация национальной программы материалои энергосбережения.
10. Разработаны общие контуры новой парадигмы экономической политики российского государства. Стратегия новой экономической политики, помимо выделенных приоритетных направлений, должна обеспечивать: ускоренное развитие экономики, основанной на знанияхприоритетное государственно-частное инвестирование всех направлений, обеспечивающих развитие человеческого капиталаускоренное развитие новейших технологических укладов, в тех сферах и отраслях, где у России имеются сравнительные экономические преимуществапереход к инвестиционно-инновационному типу экономического ростаукрупнение размеров российских корпораций, стимулирование процессов концентрации и централизации, создание вертикально интегрированной корпоративной основы российской экономики.
11. Для обеспечения институциональной стабильности и снижения трансакционных издержек, связанных с разработкой и реализацией государственной экономической политики, предложено объявить мораторий на передел государственной собственности, создание новых государственных управленческих структур, внесение частых изменений в хозяйственное и налоговое законодательство, ограничить масштабы приватизации государственной собственности, повысить ответственность органов управления всех уровней за результаты и результативность экономической политики.
12. В работе выдвинуто и обосновано положение, что государство обязано инициировать создание новых сфер предпринимательства недостаточно развитых в России: внедрять рыночные конкурентные принципы в социальной сфере экономикиускорять переход к обязательному медицинскому, автомобильному, имущественному страхованиюспособствовать легализации отдельных видов «теневой» деятельностисодействовать ускоренному достраиванию необходимых институтов рыночной инфраструктуры. Включение в систему рыночных отношений всех указанных и других видов деятельности способствует реализации целей экономической политики государства — росту занятости, доходов, совокупного спроса и предложения, объемов и темпов ВВП.
13. Доказана правомерность введения в научный оборот понятия «институциональная конкурентоспособность экономической политики государства». Сформулированы основные направления повышения эффективности институциональной экономической политики: достижение политической, финансовой и социальной стабильности в обществеобеспечение стабильности хозяйственного законодательстваснижение общей налоговой нагрузкирационализация (оптимизация) трансакционных издержексоздание благоприятного инвестиционного климатачеткость в распределении прав собственности, становление эффективных собственников, развитие рыночных саморегулирующихся механизмов и др.
14. Доказано, что важной причиной низкой эффективности совершенствования форм, методов и инструментов экономической политики является их несоответствие (противоречие) коренным экономическим интересам хозяйственных субъектов. Прежде чем принять какой-то закон, внести в него изменения, нужно согласовать эти меры с теми, для кого они предназначены. Поэтому предложено в механизм реализации экономической политики включить своеобразный институт согласования всех вводимых инноваций с теми экономическими агентами, чьи непосредственные интересы они затрагивают (общественными институтами, обществами, советами, ассоциациями, палатами и др.).
Теоретическая и практическая значимость работы. Настоящая работа будет способствовать развитию теории экономической политики государства, механизмов ее функционирования и реализации, расширению и уточнению категориального аппарата в этой области экономического знания.
Практическое значение результатов исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут составить теоретическую основу для выработки долгосрочной стратегии экономического развития, разработки научно обоснованных программ совершенствования экономической политики российского государства, повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Материалы работы могут быть использованы в преподавании курсов: «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика»,.
Сравнительный анализ хозяйственных систем", «Экономическая политика государства», «Теория регулирования рыночной экономики», «Теория хозяйственного механизма», «Международные экономические отношения».
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в двух авторских монографиях и 4 брошюрах, статьях в специализированных журналах и научных сборниках, тезисах докладов на конференциях общим объемом более 45,0 п.л.
Результаты диссертационного исследования получили апробацию на различных международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях. В их числе: Международные научно-практические конференции «Проблемы и перспективы совершенствования управления национальным экономическим потенциалом» (Саратов, 2006), «Ключ к успеху: маркетинг Вашего предприятия» (Саратов, 1993), «Институциональные и социальные факторы экономического развития России» (Саратов, 2005), «Человек и социум в трансформируемом мире» (Саратов, 2006) и др.
Результаты исследования использовались автором при разработке и чтении курса «Экономическая теория», спецкурса «Регулирование рыночной экономики».
Структура диссертации. Структура работы обусловлена поставленными целью, задачами и логикой исследования. Диссертация включает введение, пять глав, шестнадцать параграфов, заключение, список использованной литературы. Диссертационная работа иллюстрирована таблицами, схемами, рисунками, диаграммами.
Заключение
.
Проведенное исследование методологических, теоретических и практических проблем формирования эффективной государственной экономической политики позволило сделать следующие выводы.
1. В работе обосновано, что государственная экономическая политикасознательное целенаправленное воздействие государства на микро-, мезои макроэкономические процессы и субъекты хозяйствования, направленное на регулирование и совершенствование экономических отношений и механизмов с целью обеспечения стабильного и эффективного функционирования общественного воспроизводства. Исходя из этого государственная экономическая политика классифицирована по двум основным критериям: по функциональному назначению (государственное реформирование экономики и государственное регулирование экономики) и по уровням хозяйствования (макро-, мезои микроэкономическая политика). Это различные формы экономической политики, они различаются по целям, направлениям, методам и инструментам, способам и механизмам реализации.
2. Исследование методологических основ эффективной экономической политики государства потребовало рассмотрения следующих вопросов: анализа диалектики общего и особенного, объективного и субъективного в экономической политике, осуществление научного обоснования экономической политики, разработки научных принципов и методов, на которых строится экономическая политика. В работе доказано, что объективные экономические отношения находятся под активным воздействием субъективного фактора, экономической политики государства. Такая их специфика обусловлена, во-первых, тем, что сами объективные условия хозяйствования целенаправленно формируются людьми в процессе предшествующей теоретико-практической деятельностиво-вторых, тем, что экономическая необходимость реализуется через сознательную деятельность людей, в которой сочетаются элементы научного и обыденного сознанияв-третьих, тем, что в экономическом развитии нет жесткой детерминации, оно носит вероятностный характерв-четвертых, сознательная экономическая политика государства оказывает синергетическое воздействие на эффективность функционирования и развития экономики. Государство, в отличие от других экономических субъектов, имеет наибольшие возможности целенаправленного воздействия на протекание экономических процессов, поскольку оно может осуществлять микро-, мезои макроэкономическое регулирование экономики.
3. В работе доказано, что формирование экономической политики государства тесно связано с теоретической и нормативной функциями экономической науки. Эффективная политика может быть сформулирована и реализована только на основе надежной экономической теории. Теоретические знания выступают в качестве фундаментальной основы формирования и реализации экономической политики государства. Экономическая теория вооружает субъектов управления и хозяйствования концепцией экономического развития, системным видением многообразных экономических явлений и процессов, научным подходом к анализу и преобразованию окружающей действительности.
Нормативная функция экономической теории на основе познания существующей действительности, глубокого и всестороннего анализа хозяйственной практики намечает пути совершенствования экономической системы, перехода ее на новые ступени общественного прогресса. В сфере экономической политики реализуются фундаментальные идеи, рекомендации и предложения экономической теории.
4. Современная экономическая политика основывается на трех ведущих направлениях экономической науки: либеральном, дирижистском и институциональном. Поэтому в работе раскрыто содержание, теоретические и нормативные выводы и рекомендации указанных направлений экономической науки.
5. Доказано, что в условиях избытка денежных средств (увеличения стабилизационного фонда и денежной массы в обращении, профицита госбюджета, реализации национальных проектов, превышения темпов роста доходов населения над темпами роста ВВП и производительности труда) экономическая политика российского государства должна основываться на использовании наработок и рекомендаций монетарной экономической теории, дополненной научно обоснованными действиями по неинфляционному использованию дополнительных денежных ресурсов.
6. Значительное внимание в работе уделено научному обобщению наиболее эффективных зарубежных моделей экономической политики государства. На этой основе выявлены характерные черты и особенности наиболее эффективных моделей экономической политики развитых стран (США, Германии, Японии):
— в экономической политике используются нормативные рекомендации различных направлений и школ экономической теории, доказавшие свою высокую практическую эффективность;
— экономическая политика основана на рыночной идеологии: сведение экономической деятельности государства к тем минимальным границам, которые очерчены экономической наукойжесткое и последовательное ограничение монополистических проявлений в экономикесоздание условий для экстенсивного и интенсивного развития конкуренциисдерживание инфляции;
— либерализация внешнеэкономических связей и отношений, ориентация на высокие требование мирового рынка (уровни издержек, цен, качества товаров и услуг);
— активная государственная поддержка социально незащищенных слоев населения.
7. Выявлены общие тенденции, принципы и методы государственной экономической политики «догоняющих» стран, отставших в своем развитии (послевоенная Япония, новые индустриальные страны, Китай): реформирование и регулирование экономики проводилось с опорой на силу и мощь государства (государственное программирование, выделение и поддержка государством приоритетных сфер, отраслей и направлений развития национальной экономики, льготное государственное кредитование и налогообложение, государственное финансирование производственной, социальной и рыночной инфраструктуры) — сохранение в течение длительного времени приводных ремней между государством и экономикой, государством и бизнесом с постепенным переходом на преимущественно рыночные механизмы регулирования экономикипостепенное преодоление технологического отставания и разрыва так называемого «порочного круга бедности» за счет широкомасштабного привлечения в страну иностранного капитала (займы, прямые и портфельные иностранные инвестиции) — проведение агрессивной экспортно-ориентированной политики (периодическая девальвация национальной валюты, дотации и льготы промышленным и торговым компаниям специализирующимся на экспорте готовой продукции, услуг, технологий, создание свободных экономических зон) — создание и поддержание в стране стабильной политической, институциональной, финансовой, валютной, социальной обстановки.
8. На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта выделены и обоснованы научные принципы эффективной экономической политики государства: централизации политической и экономической властинормативности (отказ государственных органов управления от предоставления льгот, преимуществ, покровительства каким-либо групповым интересам) — научностистабильности и последовательностигибкостидобровольностипостепенностипрагматизмасогласования системы экономических интересов. Комплексная реализация указанных принципов будет способствовать формированию стабильной и предсказуемой институциональной средысбалансированности всех групп экономических интересов на основе их компромисса, устойчивому росту экономики и благосостояния населения.
9. На основе критического анализа степени эффективности общефедеральной и региональной экономической политики российского государства выявлены приоритетные направления ее совершенствования, позволяющие обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня доходов и качества жизни населения: приоритет № 1 — стабилизация цен, ограничение инфляции на уровне 25% в год. Для этого следует разработать и целенаправленно реализовывать общенациональную антиинфляционную программу, включающую систему мер по ограничению всех причин и источников роста цен (инфляцию спроса, предложения, налогов, издержек, рост наличного оборота денежных средств за счет их «обналичивания» и др.). Наиболее действенной мерой наряду с взвешенной денежно-кредитной политикой может стать централизованное ограничение (на уровне 70−80% от планируемых на текущий год темпов роста цен по народному хозяйству в целом) роста цен на продукцию и услуги монополистов всех уровней и сфер экономикиприоритет № 2 — создание общего благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиций во все сферы экономики и инвестиционно-инновационной деятельности в приоритетных областях науки и производстваприоритет № 3 — для преодоления экспортно-сырьевой направленности российской экономики необходимо целенаправленное создание системы более действенных стимулов для экспортеров готовой продукции, услуг, ноу-хауприоритет № 4 — в целях повышения конкурентоспособности национальных производителей и национальной экономики на мировом рынке необходима разработка и реализация национальной программы материалои энергосбережения.
10. По мнению автора, низкая эффективность антимонопольной политики в России обусловлена недостатками в механизме ее реализации. Специальные институты государства не справляются с возложенными на них функциями. Следствием этого является, с одной стороны, низкая эффективность российского монополистического капитала (как естественных, так и экономических монополий), с другой стороны, ежегодные превышения темпов роста цен на продукцию и услуги российских монополий по сравнению с запланированными на данный год средними показателями роста цен (инфляции) по народному хозяйству. Практика ведения переговоров правительства с естественными и другими монополистами в конце года с целью ограничения инфляции не выдерживает критики с точки зрения реализации общенародного интереса. В работе предложено ограничивать темпы роста цен в отраслях монополистов на более низком уровне по сравнению с запланированным ее ростом по народному хозяйству в целом. Важно при этом подходить к этому вопросу не избирательно, а применять нормативный принцип, т. е. под указанные ограничения должны подпадать товары и услуги всех монополистов (естественных монополий, экономических монополий, региональных и муниципальных монополий). К нарушителям должны применять самые жесткие и незамедлительные меры. Тем самым будут созданы предпосылки для активизации инвестиционной деятельности, повышения конкурентоспособности, экономического роста российской экономики, повышения качества жизни населения.
11. В диссертации доказано, что процессы глобализации, переход к информационному обществу, технологическое отставание России обусловливают необходимость разработки новой парадигмы экономической политики российского государства. Стратегия новой экономической политики должна обеспечивать: либерализацию внешнеэкономических отношений и интеграцию страны в мировое хозяйствоускоренное развитие экономики, основанной на знанияхпереход к инвестиционноинновационному типу экономического ростаприоритетное государственное инвестирование все направлений, обеспечивающих развитие человеческого капиталастимулирование процессов концентрации и централизации российского капитала.
12. В условиях глобализации мирового экономического пространства Россия должна располагать по меньшей мере несколькими производственными комплексами (на высоком уровне готовности продукции к конечному потреблению), встроенными в мировое хозяйство. Чем в большее число международных производственно-технологических цепочек включена национальная экономика, тем она устойчивее, тем больше потенциал для ее экономического роста. Поэтому необходимо проводить активную экспортно-ориентированную политику, стимулировать расширение экспорта промышленной продукции, технологий и научно-технических услуг. Государственная политика должна быть нацелена на реализацию конкурентных преимуществ национальной экономики, воплощенных в высоких технологиях. Расширение производства наукоемкой, конкурентоспособной на мировом рынке, продукции способствовало бы подъему смежных производств, формированию прогрессивной структуры российской экономики, повышению её эффективности.
Другой важной задачей государства в современных условиях является стимулирование инновационной направленности инвестиционной деятельности. Стратегическое значение эффективных инноваций для российской экономики выражается в том, что они обеспечивают национальную безопасность и независимость, повышение рентабельности производства, рост поступлений финансовых средств в госбюджет, способствуют позитивному решению экологических и социально-экономических проблем.
13. По мнению автора, для расширения финансирования государственных проектов и программ следует использовать часть средств стабилизационного фонда. Исходя из этого, в работе обоснованы противоречивые функции стабилизационного фонда: антиинфляционная, заключающаяся в сдерживании роста ценстабилизационнная, снижающая зависимость национальной экономики и экономической политики от колебаний мировой конъюнктурыстимулирующая, обеспечивающая активизацию инвестиционной деятельности за счет снижения общей налоговой нагрузки на экономику, субъекты хозяйствованияфинансовая, выражающаяся в расходовании средств на погашение внешнего долга, на ограниченное финансировании за счет средств госбюджета развития производственной и социальной инфраструктуры, инвестирование в развитие человеческого капитала (науку, образование и здравоохранение) — социальная, предполагающая создание фонда будущих поколений, повышение доходов пенсионеров и социально не защищенных слоев населения.
14. Обоснована объективная необходимость использования средств стабилизационного фонда и финансирования общенациональных социально-экономических проектов исключительно в пределах государственного бюджета. Предложены направления использования средств стабилизационного фонда, обладающие низким инфляционным воздействием на экономику: снижение налоговой нагрузки на бизнесгосударственное финансирование инфраструктуры, образования, здравоохраненияформирование именных счетов граждан России в сберегательном и коммерческих банках с запретом их использования на потребительские нужды в течение 5−10 летформирование персональных счетов пенсионеров в сберегательном и коммерческих банках с предоставлением возможности их использования на конкретные целизакупки за рубежом современных машин оборудования для реализации национальных проектовзакупки за рубежом новейших технологий для приоритетных отраслей науки и производства. Эти альтернативные направления и способы использования средств стабилизационного фонда обладают большей социально-экономической эффективностью по сравнению с покупкой зарубежных государственных и корпоративных ценных бумаг.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 2000.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: «Экзамен», 2003.
- Приватизация в России: Сб. нормативных документов и материалов. М., 1993.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.- М., 2000.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.- М., 2001.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.- М., 2003.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.- М., 2004.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России.- М., 2005.
- Ю.Россия в цифрах. 2005. Крат. стат. сб. / Госкомстат России.- М., 2006.
- Монографии, статьи 1 Абалкин Л. И. Диалектика социалистической экономики. М., 1981. 12. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк,
- Болыпой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азримяна. М., 1997.
- ХЪ.БуайеР. Теория регуляции. Критический анализ. М., 1997.
- Бункина М.К., Семенов A.M. Экономическая политика. М., 1999.
- Варшавский А.Е. Наукоемкие отрасли: определение, анализ, условия ускорения развития. М.: ЦЭМИ РАН, 1988.
- Введение в институциональный анализ / Под ред. Тамбовцева В. Л. М., 1996.
- ВеберМ. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.:Прогресс, 1984.
- Вельфенс П. Основы экономической политики. С.-Петербург, 2002.21 .Волконский В. Институциональные проблемы российских реформ. М.: Диалог-МГУ, 1998.
- Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
- ВорстЙ., РевентлоуП. Экономика фирмы. М.: Высш. шк., 1994.
- Всемирная история экономической мысли. В 6 т. М.: Мысль, 1987. Т.1- 1988. — Т.2- 1989. — Т. З- 1990. — Т.4- 1994. — Т.5.
- Гершкович Б.Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в Российской Федерации.- Пятигорск, ПГЛУ, 2005.
- Государственное регулирование рыночной экономики /Под ред. В. И. Кушлина. М., 2000.
- Государственное регулирование экономики. Нижний Новгород, 1998.
- Государственное регулирование экономики: / Учебное пособие. Под ред. А. Н. Петрова. СПб. 1999.4.1.
- Грубман С.А., Шухгалыпер М. Л., Левита Р. Я. Специализация производства и ремонта оборудования в США. М: НииМаш, 1973.
- ЪЪ.Гугняк В. Я. Институциональная парадигма в политэкономии: на примере
- Франции. М.: Наука, 1999. 39. Гуськова Н. Д., Филиппова Н. А. Государственное регулированиеэкономического и социального развития. Саранск. Мордовский ун-т. 1995. АО. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.
- Доброе Г. М. и др. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность. Киев: Наукова думка, 1988.
- Современная экономическая мысль: Пер. с англ. М.: 1981. 45. Иванченко В. Информационные технологии в системе управления // Экономист. 2004. № 4.
- Институциональная экономика: Учеб. пособие/ Под рук. акад. Д. С. Львова. -М.: ИНФРА-М, 2001.
- Исгория экономических учений./Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. М. ИНФРА-М, 2001.
- Камаев В Д. Учебник по основам экономической теории. М.: ВЛАДОС, 1994.
- Капанова СЛ. Интеграция рыночного и государственного регулирования экономики: методология, теория, практика. Автор, канд. дисс.- Саратов. 2004.
- Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990.5.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура.- М.: ГУВШЭ, 2000.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Экономика, 1993.5Ъ.Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.
- А.Кларк Дж. Распределение богатства. М., 2000.
- Классики кейнсианства: Р. Харрод, Э. Хансен, в 2-х т. Т. 2. Ч. 2,3,4.
- Клепач А., Яковлев В. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка) // Вопросы экономики. 2004, № 8.
- Кокорев. В. Институциональные преобразования современной России. Анализ динамики трансакционных издержек. // Вопросы экономики. 1996. № 12.
- Колодко Г. Институты, политика и экономический рост // Вопросы экономики. 2004. № 7.
- Корнай Я. Дефицит. М.: Наука, 1990.
- Коуз Р. Г. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993.61 .Коуз Р. Институциональная структура производства // Вестник СпбГУ. Серия «Экономика». 1992. № 4.62 .Красильников О. Ю. Еще раз к критике теоремы Коуза // Вопросы экономики. 2002. № 3.
- Куликов А., Иванов Е. Коррупция как угроза национальной безопасности России /http://www.naslecUe.ru/0b02/Nb 04−99/4−04htm.
- Кун Т. Структура научных революций М., 1997.
- Лакотос И Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
- Лексин В., Андреева А., Ситников В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993.
- Лившиц Р. 3. Теория права. М.: БЕК, 1994.68JIucuh B.C. Макроэкономическая теория и политика экономического роста. М: ЗАО «Изд-во «Экономика». 2004.
- Львов Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999.
- Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 2000.
- Х.Макашева Н. А. Проблема рынка в современной западной экономической науке. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН.1990.
- Макконелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. М., 1992. ТТ. 1,2.
- Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек) // Вопросы экономики. 1996. № 10.
- А.Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. 1998. № 11.
- Мамедов О. Ю. Политическая экономия. Пособие по курсу «Основы экономической теории». Ростов н/Д. 1999.7б.Мамедов О. Ю. Производственное отношение: политике экономическая модель (материалы к спецкурсу). Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997.
- П.Маркс К. Капитал. Маркс К. Энгельс Ф. Собр. соч. 2- изд. Т.23,24,25
- Маршалл А. Принципы политической экономии. ТТ. 1−3. М.: 1993.
- Маслоу А. Мотивация и личность // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1991.
- Менар К Экономика организаций. М.: Инфра-М, 1996.83 .Менгер К. Основания политической экономии / Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.
- Ы.Милль Дж. Основы политической экономии. Т. 1. М., 1980.85 .Моритони М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М.: Экономика, 1986.
- ЪЬ.МэнкъюН. Г. Макроэкономика. М.: МГУ, 1994.
- Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». М., 1972.
- Нельсон Р. Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2000.
- Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 2.90 .Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Наука. 1998.
- Нуреев P.M. Основы экономической теории. М., 1997. Гл. 12.
- Нуреев P.M. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 2000. № 6.
- Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995.
- Олейник А. Теория контрактов. Институциональная экономика. // Вопросы экономики. 1999. № 8.98 .Олейник А. Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12- 1998. № 1.
- Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: Инфра-М, 2000.
- Олсон М. Логика коллективных действий. М., 1995.
- Олсон М. Рассредоточение власти и общество в переходный период. Лекарства от коррупции, распада и замедления экономического роста // Экономика и математические методы. 1995. Вып.4.
- Олъсевич Ю. Институционализм новая панацея для России? //Вопросы экономики. 1999. № 6.
- Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма.- М., 1994.
- Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России. / Под ред. М. М. Загорулько.М.:Логос, 1997.
- Лигу А. Экономическая теория благосостояния. М., 1985.
- Поздняков А.В. Стратегия российских реформ, http://www.lpur.tsu.ru/ Publik/Strategy/index.html.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992.
- Пороховский А.А. Национальные рыночные модели экономического развития //Российский экономический журнал. 1997. № 11−12.
- РайзбергГ.А. и др. Современный экономический словарь. М., 1996.
- Ревенков А. Планирование и государственное регулирование экономики // Экономист. 2001. № 8.
- Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения./ Антология экономической классики. М., 1993.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер. с англ. Изд-во «Прогресс», М, 1986.
- Сажина М. А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать //Финансы. 1996. № 7.
- Саймон Г. Рациональность как процесс и как продукт мышления // THESIS. 1993. Т. 1. № 3.
- Саймон Г. Теория принятия решений в экономической науке и науке о поведении // Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. Спб., 1995.
- Самуэльсон П. Экономика. М., 1993.
- Саратовские вести. 2000.4 мая.
- Селищев А.С., Селищев Н. А. Китайская экономика в XIX веке.- СПб.: 2004.
- Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. М., 2002.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. ТТ. 1,2. М.: 1962.
- Сото Э. Де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М.: Олимп-Бизнес, 2001.
- Сото Э. Де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.
- Степанов СВ. Хозяйственная реформа в КНР, — М., 1989.
- США: проблемы экономики и организации машиностроения. М.: Наука, 1985.
- Тамбовцев В.Л. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: ТЭИС, 1997.
- Тамбовцев B.JI. Государство и экономика. М.: Магистр, 1997.
- Тамбовцев В. J1. Фактор трансакционных издержек в теории и практике российских реформ. М.: ТЕИС, 1998.
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
- Тевено Л. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире // Вопросы экономики. 1997. № 10.
- Тимофеева О. Это нелегкое бремя. //Налоговая полиция. 1997. № 9.
- Уильямсон О. И. Фирмы и рынки. Современная экономическая мысль / Под ред. Р. Вайнтрауба. М.: Прогресс, 1981.
- Уильямсон О.Е. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки «отношенческая» контрактация. СПб.: 1996.
- Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шапиро. М., 1997.
- Усоскин В.М. «Денежный мир» Милтона Фридмена. М., 1989.
- Философский словарь. Под ред. ИТ.Фролова./ М., 1991.
- Фишер С. Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М., 1993.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987.
- Фридмен М. Количественная теория денег. М.: Эльф пресс. 1996.
- Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. 1994. Т.2. Вып. 4.
- Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
- Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
- Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика. 1992.
- Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959.
- Харрис Л. Денежная теория. М.: Прогресс, 1990.
- Харрод Р. К теории экономической динамики. М.: Иноиздат, 1959.
- ХиксДж. Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. Редакция Энтова Р. М. М., «Прогресс», 1993
- Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. М.: Дело. 2003. С. 11.
- Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики 2000. № 1.
- Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М., 1997.
- Худокормов А.Г. История экономических учений. М.: Инфро-Эк, 1999.
- Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х томах: Пер. с англ. СПб.: 1999. Т. 1.Т. 2.154. /http://www.gks.2006.
- Черняк В.К. Структура экономического развития. Киев, 1981.
- Шаститко А. Условия и результаты формирования институтов //Вопросы экономики, 1997. № 3. С. 67−81.
- Шаститко А. Фридрих Хайек и неоиституцианализм. // Вопросы экономики. 1999. № 6.
- Шаститко А.Е. Модели рационального экономического поведения человека // Вопросы экономики 1998. № 5.
- Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., ТЕИС, 1998.
- Шаститко А.Е. Новая теория фирмы. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1996.
- Шаститко А.Е. Экономическая теория институтов. М., 1997.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. / Пер. с нем. М., 1982.
- Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
- Шумпетер. Й.А. История экономического анализа. В 3-х т. Т. З. Пер с англ. Под ред B.C. Автономова. «Экономическая школа» ВШЭ, СПб, 2001.
- Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000.
- Эггертсон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.
- Экономика. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.
- Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (Политическая экономия). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997.
- Экономическая теория. Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб. 1997.
- Эрроу КДж. Неполное знание и экономический анализ // Истоки. Вып. 4. М., 2000.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
- Юдкевич М. М. Кузъминов Я.И. Материалы к курсу лекций по институциональной экономике. В 7-и частях. ГУ ВШЭ. 2002
- Юдкевич М.М., Кузьминов Я. И. Институциональная экономика: учебно-методическое пособие. В 2-х частях. ГУ-ВШЭ, 2000
- Юдкевич М.М., Подколзина Е. А., Рябинина А. Ю. Теория контрактов: модели и задачи. Изд. ГУ-ВШЭ, М., 2003.
- Юрьев В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М.: 1997.
- Яковец Ю.В. История цивилизации. М., 1995.
- Якутии Ю. Господдержка и госрегулирование крупных корпораций в аспекте реализации их антикризисно-инвестиционного потенциала // Российский экономический журнал. 1999. № 5−6.
- Alchian A. Economic forces at work, Indianopolis, 1977.
- Anne Krueger, Foreign Trade Regimes and Economic Development: Liberalization Attempts and Consequences. New York: National Bureau of Economic Resech, Ballinger, 1978.
- Bromley D. Environment and Economy. Property Rights and Public Policy. Cambridge: Blackwell Publishers, 1993.
- Buchholz T. G. New Ideas from Dead Economists. N. Y., 1989.
- Cheung S. (1970). The Structure of a Contract and the Theory of a Nonexclusive Resource // Journal of Lavr and Economics 13 (No. 1, April).
- Cooter D. «Coase Theorem», The New Palgrave: A Dictionary of Economics, Macmillan. 1987.
- Feldstain M. Capital Taxation. Cambridge Mass., 1983.
- Findialy, R, Wilson J. D. The Political Economy of the Leviathan. Seminar Paper No. 285. Stockholm: Institute for International Economic Studies. 1984.
- Friedman M. Nobel Lecture.
- Furubotn E.G., Richter R. Institutions and Economic Theory. The Contribution of the New Institutional Economics. Ann Arbor. The University of Michigan Press, 1997.
- Grupp H. Science and High technology of EU countries // Cambridge Journal of Economics. 1995. Vol. 19.
- Markusen A., Hall P., Glasmeier A. High-Tech America: The What, How, Where and Why of the Sunrise Industries. Winchester, MA: Alien & Unwin, Inc., 1986.
- Mintzberg Я Five Ps for strategy. California Management, 1987
- North D.C. Structure and Change in Economic History. N.Y.- London: Norton Co., 1981.
- Pamanathan K. Measurement of Technology at the Firm Level // Science and Public Policy. 1988. Vol. 15. JVb 4.
- Sharif M.N. Basis for Techno-economic Policy analysis // Science and Public Policy. 1988. Vol. 5. N4.
- Wallis J.J., North D.C. Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870 1970 // Long-term factors in American Economic Growth. Ed. By Engerman S. Chicago, 1987.