Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реструктуризация сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непосредственно экономическим проблемам и практике поведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве посвящены исследования Васина Е. В., Баранова A.B., Белкина Т. Д. Бурака П.И., Варнавского В. Г., Дронова A.A., Егорова А. Л., Зотова В. Б., Катуш Т. А., Максимовой Н. С., Марчука Е. А., Маршаловой A.C., Нефедова Б. Н., Новоселова A.C., Романовой А. И., Румянцевой Е. Е., Патудина В. М., Пашаева… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 1. 1. Теоретические подходы к реструктуризации сферы услуг жилищно — коммунального хозяйства
    • 1. 2. Методологические основы реструктуризации сферы услуг жилищно- коммунального хозяйства: зарубежный опыт
    • 1. 3. Особенности государственного регулирования сферы услуг жилищно- коммунального хозяйства в Российской Федерации
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ ЖКХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Современное состояние сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства: основные проблемы и тенденции развития
    • 2. 2. Приоритеты государственного регулирования сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
    • 2. 3. Механизмы обеспечения реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Реструктуризация сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется потребностью освоения новых стандартов функционирования в отечественной сфере услуг ЖКХ, характерных для экономически развитых стран.

Требования к повышению качества жизни, потребительских стандартов, тенденций интеллектуализации социальной сферы, инновационные технологии не находят своего адекватного отражения в сфере услуг ЖКХ России. Растет разрыв между уровнем современных потребностей россиян в сфере ЖКХ и степенью их удовлетворения.

Занимая по значимости и объему одно из ведущих мест в экономике социальной сферы, сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства России последние двадцать лет неэффективно реформируется, плохо избавляется от застарелых недостатков. Структура предложения услуг в ЖКХ не отвечает уровню современных требований. Неадекватные механизмы хозяйствования, диспропорции в количестве и качестве услуг по достижению передового уровня развития отрасли, нерациональность и несбалансированность функционирования и многое др. — характерные черты современной сферы услуг ЖКХ России.

По оценкам экспертного сообщества, предусмотренное Концепцией социально-экономического развития до 2020 года, Федеральной целевой программой «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 — 2020 годы», развитие новых эффективных организационных форм и структур управления в отрасли, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат в ближайшее время вряд ли достижимы. Таким образом, научное обоснование решения проблем развития сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства посредством реструктуризации, является актуальной в теоретическом и практическом планах.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам преобразования ЖКХ посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных авторов. В отечественной научной литературе общие вопросы государственной политики и стратегии реформирования отраслей социальной сферы рассмотрены в трудах Волгина H.A., Бабича A.M., Бобкова В. И., Жильцова E.H., Левашова В. И., Ракитского Б. В., Ржаницыной J1.C., Сулимо-вой Т. С. Щербакова А.И. и др. Теоретические основы развития видов услуг исследовались Гапоненко А. Л., Егоровым Е. В., Казаковым В. Н., Панкрухи-ным А.П., Сухоруковым М. М. и др.

Непосредственно экономическим проблемам и практике поведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве посвящены исследования Васина Е. В., Баранова A.B., Белкина Т. Д. Бурака П.И., Варнавского В. Г., Дронова A.A., Егорова А. Л., Зотова В. Б., Катуш Т. А., Максимовой Н. С., Марчука Е. А., Маршаловой A.C., Нефедова Б. Н., Новоселова A.C., Романовой А. И., Румянцевой Е. Е., Патудина В. М., Пашаева Р. Ю., Пчелкина В. И., Сиваева С. Б., Улюкаева А. Г., Шебаршиной E.H., Шостак О. И. Целище-ва Н.И., Юртайкина Е. А. и др. Среди зарубежных исследований представляют интерес работы Триплетта Дж., Босуорта Б. и др. Проблематика реформирования ЖКХ представлена так же в материалах: заседаний Государственного советакруглых столов и парламентских слушаний палат Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Проблемам модернизации ЖКХ посвящены работы Акчурина Р. Т., Акимова М. Я., Гринчеля Б. М. и др.

Вместе с тем, проведенный автором анализ показывает, что проблема реструктуризации сферы жилищно-коммунальных услуг, ориентированной на интересы населения, субъекта Федерации и государства, отражена в специальной литературе недостаточно. Значительный круг вопросов, связанных с приоритетами реструктуризации сферы услуг ЖКХ, целями и задачами реструктуризации требует дальнейших научных исследований.

Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании приоритетов государственного регулирования реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Для достижения цели диссертационного исследования определены следующие задачи исследования:

— уточнить теоретико-методологические подходы к реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства;

— исследовать опыт развитых зарубежных стран в сфере государственного регулирования в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства;

— выявить особенности государственного регулирования сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства в России;

— охарактеризовать современное состояние отечественной сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства, выявить основные проблемы и тенденции развития;

— представить основные приоритеты государственного регулирования реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства;

— определить и дополнить механизмы обеспечения реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства;

— сформулировать методологические предложения по совершенствованию реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Объект исследования — содержание и основные направления реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Предмет исследования — социально-экономические отношения по поводу реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по экономике и теории управления, по вопросам реструктуризации сферы жилищно-коммунальных услуг.

В ходе исследования использовалась совокупность методов научного познания социально-экономических явлений и процессов: системный подход, логический, экономический и сопоставительный анализ, а также исторический подход в изучении процесса реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства, статистическая обработка данных.

Правовую и информационную базу исследования составили: действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу жилищно-коммунальных услугданные Росстата России, практика деятельности органов государственной власти Российской Федерации, результаты исследований, проведенных диссертантом в 2000;2012 гг., экспертные оценки ведущих экономистов по данной проблематике, материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященных проблемам ЖКХ, публикации российских и зарубежных ученых, практиков, данные мирового опыта и другие справочные материалы.

Научная новизна диссертационного исследования представлена в следующих, наиболее существенных положениях:

— Уточнены теоретико-методологические основы реструктуризации сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства, в частности, автор определяет реструктуризацию как регулируемые изменения пропорций рассматриваемого объекта с целью их оптимизации для достижения намеченных результатов. Соответственно реструктуризация сферы услуг ЖКХ определяется автором как комплекс (система) действий по изменению пропорций производства и потребления услуг ЖКХ, структуры объекта, субъекта, форм и методов деятельности в данной отрасли.

— Выявлено, что в экономически развитых странах (Западной Европы и др.) реструктуризация сферы услуг ЖКХ связана с преобразованием структуры ее производственных активов (материальных и нематериальных) и собственно услуг. Результатом реструктуризации производства услуг ЖКХ становится увеличение доли науки, высоких технологий, электроники, робототехники, воспроизводимых источников энергии в общем объеме производства услуг ЖКХ (например, использование возобновляемых источников энергии составило более трети всей производимой энергии в 2010 году).

— Установлено, что осуществлённые в России меры по реструктуризации сферы производства услуг ЖКХ, например, путем создания управляющих компаний, товариществ собственников жилья не принесли существенных результатов. Структура основных фондов, расходов, тарифов, компенсаций, не отвечает современным требованиям. Прежние приоритеты — ликвидация дотационности, сокращение расходов на поддержание и развитие производства сферы услуг ЖКХ и др. не обеспечивают необходимое развитие отрасли.

— Выявлено, что новые приоритеты государственного регулирования, реструктуризации сферы услуг ЖКХ должны быть тесно связаны с формированием современной структуры спроса на них и их предложения, с ростом числа новых идей, проектов, изобретений, с изменением структуры производителей, производства, активов, затрат (например, широкое внедрение современных парогазовых установок, локальных котельных, работающих на основе торфа и др.).

— В качестве важного механизма реструктуризации ЖКХ определено формирование кластеров как ключевого элемента хозяйствования, консолидации его научно-технического и кадрового потенциалов, усиление в нем конкуренции, стимулирование инновационной деятельности и масштабное технологическое обновление.

— Для развития учета и статистики в сфере ЖКХ предложено создание независимых аналитических центров мониторинга жилищно-коммунальных услуг на территории муниципальных образований на базе Общества защиты прав потребителей. Софинансирование работы таких центров может осуществляться за счет фонда содействия реформированию ЖКХ, средств Общества защиты прав потребителей и регионального бюджета. Основными функциями таких центров должны быть: анализ состояния сферы услуг, ее отдельных видов в режиме реального времени и доведение соответствующей информации до широких слоев населениявведение вневедомственной статистики по производству и потреблению конкретных видов услуг, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в развитии теории и практики реструктуризации сферы услуг ЖКХ. Основные положения и выводы, сформулированные в виде конкретных рекомендаций, могут быть использованы в субъектах Федерации в целях развития сферы услуг ЖКХ, повышения экономической устойчивости функционирования предприятий данной отрасли, а также местными органами управления для координации развития рынка жилищно-коммунальных услуг.

Теоретические выводы и рекомендации, приведенные в диссертации, могут быть использованы федеральными, региональными и местными органами управления при разработке путей, методов реструктуризации сферы услуг ЖКХ, выработке стратегии и планов развития предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, составлению методических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования сферы ЖКУ в рыночных условиях. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных программ и в процессе преподавания ряда экономических дисциплин и специальных курсов, повышении квалификации муниципальных служащих.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора, в выступлениях на научно-практических конференциях, в том числе: Международная научно-практическая конференция с элементами научных школ: «Научные школы и вызовы современности. Премии Альфреда Нобеля 110 лет» (декабрь 2011 г., Москва), «Власть и управление в современном мире"(май 2012 г., Санкт-Петербург).

Материалы диссертации использовались при подготовке аналитических записок в органы государственной власти Российской Федерации, Брянской областной администрации и областной Думы, в ходе выступлений на заседании Брянской областной Думы. Методические положения и практические выводы диссертации изложены автором в 7 публикациях общим объемом 3,5 п.л., в том числе в 3-х журналах из перечня ВАК Минобрнауки России.

Логика и структура диссертации. В соответствии с поставленной целью и задачами диссертационного исследования диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, содержащего основные выводы, списка использованной литературы.

Результаты исследования показывают, что государственное регулирование сферы услуг ЖКХ должно быть ориентировано на создание институциональных условий для масштабного привлечения инвестиций в реструктуризацию жилищно-коммунальной инфраструктурыинформационно-управленческих механизмов, обеспечивающих доступность для граждан и инвесторов достоверной информации об объемах потребления и стоимости коммунальных ресурсов и о финансовых потоках ЖКХусловий для привлечения долгосрочных источников финансирования. кредитно-финансовых организаций и частного сектора при сокращении доли бюджетных ассигнованийиспользование бюджетных средств для оказания поддержки субъектам Российской Федерации и гражданам с низким уровнем доходов в целях обеспечения доступности коммунальных услуг и качественного жилья.

Эффективным механизмом формирования современной структуры сферы услуг ЖКХ является создание жилищно-коммунальных кластеров.

Структура жилищно-коммунальных кластеров должна включать предприятия непосредственно входящие в сферу услуг ЖКХ, обеспечивающие коммунальными ресурсами (предприятия теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения), обслуживающие организации (жилищно-эксплуатационные, ремонтно-строительные предприятия, др.), управляющие организации в сфере ЖКХ — УК, ТСЖ, ЖСК, а также кредитные организации — банки, инвестиционные, залоговые, страховые компании, научно-исследовательские организации, университеты, информационно — консультационные центры, центр инновационных технологий (центр трансфера технологий), центр научно — технических и научных разработок, центр проектирования и создания автоматизированных систем управления, центр сертификации, переподготовки и повышения квалификации кадров для отрасли и др.

Внедрение жилищно-коммунальных кластеров позволит заменить гор-теплосети, электро-водосбыты, в том числе в рамках делегированного управления, повысить качество услуг и снизить цену за счет усиления конкуренции.

В ходе исследования выявлены и предлагаются следующие механизмы реструктуризации производства и потребления, спроса и предложения, стоимости и затрат наЖКУ:

— повышение значимости и влияния муниципальных образований на рынке услуг ЖКХ, на основе муниципального заказа на разработку и внедрение новых видов и повышение качества услуг.

— партнерство муниципальной власти с частным оператором на основе договора управления с передачей функций (части функций — в случае с обеспечением водой, власти должны оставаться гарантом общественных интересов). Частный оператор обязан предоставить свое ноу-хау (в рамках технического, управленческого и финансового плана), муниципальные власти должны обеспечить добросовестное управление и контроль за работой компании-оператора.

— обеспечение энерго и ресурсосбережения за счет перехода от централизованной системы с многокилометровыми коммуникациями к локальным крышным котельным, Установка и использование крышных котельных обходится в 2,5 раза дешевле, чем централизованной теплосетиспециальных установок, позволяющих трансформировать низкотемпературную возобновляемую природную энергию до температур, пригодных для теплоснабжениятермореновация зданий и применение новейших технологий.

— привлечение недорогих долгосрочных заемных ресурсов. Предоставления целевых кредитов на реализацию проектов государственно-частного партнерствавведение особого вида инфраструктурных облигаций муниципальных образований, обеспеченных платежами потребителей за коммунальные услуги и строго предназначенных для финансирования проектов в сфере слуг ЖКХ.

— повышение инвестиционной привлекательности сферы слуг ЖКХ. переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Переход на долгосрочные (3−5 лет) тарифы по ЯАВ-методу (в зависимости от доходности инвестированного капитала). Вместо ЯАВ-тарифов возможны и двуставочные, где первый тариф — восполнение расходов на инвестиции, второй — затраты на ресурсы. Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования.

— предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для наиболее важных, с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры проектов, расположенных преимущественно в малых городах, в которых сложнее привлечь частные инвестиции.

— - привлечение кредитных ресурсов в сектор услуг ЖКХ, за счет предоставления целевых кредитов на реализацию проектов государственно-частного партнерстваввести особый вид инфраструктурных облигаций муниципальных образований, обеспеченных платежами потребителей за коммунальные услуги и строго предназначенных для финансирования проектов в сфере услуг ЖКХ.

— на уровне муниципальных образований в рамках специальной государственной политики, по поддержке инвестиционных проектов в сфере услуг ЖКХ предусмотреть субсидирование процентных ставок, софинансиро-вание их за счет федерального и региональных бюджетов на уплату процентов по кредитам. В целях повышения заинтересованности коммерческих банков в предоставлении долгосрочных кредитов необходимо предусмотреть предоставление коммерческим банкам гарантий бюджетов региональных и (или) местных бюджетов субъектов Российской Федерации с возможным подкреплением субгарантиями из федерального бюджета.

— повышение для населения ставок оплаты ЖКУ осуществлять в жесткой увязке с темпами роста их доходов, на основе постоянного совершенствования системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Дифференциация оплаты жилья и коммунальных услуг должна проводиться в зависимости от качества жилья и коммунальных услуг Ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг, во дои газоснабжения должны быть дифференцированы в зависимости от спектра, количества и качества предоставляемых услуг.

— создание в регионах системы научно-технических центров (технопарков) по оказанию услуг по стандартизации коммунальных услуг, обобщению зарубежного опыта, внедрению новой техники и технологий, прогрессивных форм управления.

— создание в муниципальных образованиях независимых аналитических центров мониторинга жилищно-коммунальных услуг на базе Общества защиты прав потребителей. Основными функциями таких центров должны быть: анализ состояния сферы услуг, ее отдельных видов в режиме реального времени и доведение соответствующей информации до широких слоев населениявведение вневедомственной статистики по производству и потреблению конкретных видов услуг, как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Софинансирование работы таких центров может осуществляться за счет фонда содействия реформированию ЖКХ, средств Общества защиты прав потребителей и регионального бюджета.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в развитии теории и практики реструктуризации ЖКХ в России. Выводы и рекомендации, приведенные в диссертации могут быть использованы федеральными, региональными и местными органами управления при разработке концепции реструктуризации сферы услуг ЖКК, при разработке учебных программ и в процессе преподавания ряда экономических дисциплин и специальных курсов, повышении квалификации муниципальных служащих. Теоретические и практические выводы диссертации прошли апробацию и частичное внедрение.

Дальнейшие перспективы исследования проблем развития сферы услуг ЖКХ, связаны с совершенствованием способов и методов государственного регулирования, разработкой мер налогового стимулирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в диссертационной работе исследования позволили сформулировать ряд выводов и предложений в отношении основных направлений реструктуризации сферы услуг ЖКХ:

Теоретически обосновано, что реструктуризация является важнейшим социально-экономическим механизмом, способным обеспечить эффективное развитие отрасли. Реструктуризация — регулируемые изменения пропорций рассматриваемого объекта с целью их оптимизации для достижения намеченных результатов. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ — комплекс (система) действий по изменению пропорций производства и потребления услуг ЖКХ, структуры объекта, субъекта, форм и методов деятельности в данной отрасли.

Реструктуризация сферы услуг ЖКХ нацелена на качественное изменение строения, внутренних связей, многоуровневых отношений в целях перехода в другой режим функционирования, обеспечивающий высокое качество и ассортимент услуг. Реструктуризация сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства предполагает: финансовую реструктуризацию, изменение структуры управления, структуры производства и потребления платных услуг, структуры собственников, структуры тарифов, структуры затрат, структуры основных фондов, структуры инвестиций и др.

Сравнительный анализ проведенный в ходе исследования выявил, что реструктуризация сферы услуг ЖКХ в экономически развитых зарубежных странах осуществляется за счет технологических, институциональных, организационно-структурных, управленческих и др. инноваций (новшеств), роста новизны и повышения качества предоставляемых услуг, усиления позиций в структуре отрасли науки, экологии, энергосбережения, высоких технологий, электроники, робототехники, воспроизводимых источников энергииповышения деловой активности частных компаний, объединений собственников жилья, ответственности городской (муниципальной) администрации за координацию частных компаний и предпринимателей в сфере услуг.

В экономически развитых странах реструктуризация сферы услуг ЖКХ связана с радикальным преобразованием структуры производства, активов (материальных и нематериальных) — с высокими темпами развития инновационных технологийактивным участием частных компаний, объединений собственников жилья в процессах преобразований отраслиповышением ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за координацию деятельности частных компаний и предпринимателей в сфере услугобеспечением конкуренции и защитой интересов потребителей от потенциального злоупотребления монопольным положением, производителей и поставщиков услуг. Проведение реструктуризации сферы услуг ЖКХ направлено на обеспечение прав граждан на современно оборудованное, хорошо спланированное и просторное жилье, и доступные цены на жилищные и коммунальные услуги.

Проведенное исследование выявило, что государственное регулирование сферы услуг ЖКХ в России не отвечает современным требованиям. Характерным является: — нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением, отсутствие необходимых инвестиций, специалистов по менеджменту и маркетингу и конкурентной среды. Нынешняя структура сферы услуг ЖКХ, сохраняя свои многоуровневые отношения, воспроизводит устаревшие, непродуктивные социально-экономические отношения вопреки современным изменениям и преобразованиям.

Нормативно-методологическая база реструктуризации сферы услуг ЖКХ в России существует в разрозненном, неполном и не систематизированном виде. Проводимые в настоящее время реформы ЖКХ направлены на: сокращение бюджетных расходов на структурные преобразования отраслиповышение уровня оплаты потребителями услугоплата семьей социального стандарта жилья не должна превышать определенной доли ее дохода.

Отмечается несбалансированная структура обеспечения деятельности сферы услуг ЖКХ. Основная нагрузка по государственной поддержке жилищно-коммунального хозяйства перенесена на региональные и местные бюджеты. ЖКХ всех регионов испытывает финансово-экономические трудности в обеспечении устойчивого функционирования отрасли.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях отсутствуют последовательные и скоординированные меры по реализации современной модели экономических взаимоотношений, структурных изменений в ЖКХ.

Структура основных фондов, расходов, тарифов, компенсаций, не отвечает современным требованиям. Действующий механизм формирования архаичен. Утвержденные тарифы являются необоснованно высокими и не отвечают платежеспособности потребителей.

Несбалансированная структура управления в сфере ЖКХ, порождает завышение роста стоимости жилищно-коммунальных услугне обеспечивает эффективное функционирование механизмов технического перевооружения предприятий ЖКХ, внедрение современных инновационных ресурсосберегающих, информационно-коммуникационных технологий в сфере производства и оказания услуг, повышение качества услуг.

Передача функций по управлению многоквартирными домами ТСЖ, ЖСК, УК не принесли желаемого эффекта в силу неопределенности юридического статуса, отсутствие реального рынка услуг ЖКХ.

В отрасли практически отсутствуют эффективные механизмы антимонопольного регулирования поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

В целях интенсификации процессов реструктуризации отрасли, по мнению автора, необходимо изменение отношений между участниками взаимодействия по поводу жилищно-коммунального хозяйства, создание условий, обеспечивающих компромисс финансовых интересов населения, органов государственной власти и предприятий в сфере ЖКХ, создание благоприятных условий для реального включение жильцов в процесс управления жилым фондов, для развития профессионального рынка услуг управляющих компаний и договорных отношений в отрасли, а также внедрение ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Исследование показывает, что потребительский рынок услуг ЖКХ Российской Федерации лишен свойств и признаков насыщенного, структура населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума не совпадает со структурой субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг. Выявлено несоответствие структуры персонала ЖКХ потребностям отрасли, структуре предоставляемых услуг. Для ЖКХ характерна попытка перехода на рыночные принципы хозяйствования и одновременно сохранение себя как государственной организационной структуры. Имеет место несоответствие производственных мощностей потребностям рынка потребления услуг.

Установлено, что несмотря на позитивные изменения основных социально-экономических показателей в последние годы: рост ВВП, заработной платы, сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля расходов на оплату ЖКУ занимает одно ведущих мест в структуре платных услуг населения. Рост цен на жилищно-коммунальные услуги существенно опережает темпы роста потребительских цен. В структуре стоимости ЖКУ, наибольший удельный вес приходится на жилищные услуги, отопление и горячее водоснабжение. Существующая структура тарифов позволяет включать в платежи населения необоснованные затраты, в числе которых неэффективное использование основных фондов, потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей и др.

В целом, материалы исследования показывают, что состояние жилищных услуг характеризуется отсталостью, неразвитостью, моральной устарелостью, выражающийся в дефиците жильянесоответствии имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жильяструктуры жилищного фонда демографической структуре семейнесоблюдением нормативов технического содержания жилищного фонда.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высокой степенью износа основных фондов, убыточностью предприятий, большими потерями электроэнергии, воды, других ресурсов, дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды.

По мнению автора, современные приоритеты государственного регулирования реструктуризации сферы услуг ЖКХ должны быть связаны с формированием современной структуры предложения и спроса, качеством услуг ЖКХ.

Новую структуру сферы услуг ЖКХ должно отличать высокая доля предоставления высокотехнологичного, наукоемкого сервиса. В том числе информационно-коммуникационных, интеллектуальных, экологических услуг. Услуг, основанных на применении постоянно обновляющихся технологий, биоинженерии и др.

Изменение структуры производства должно быть связано с перестройкой внутриотраслевых пропорций, усилением позиций науки в структуре отрасли, высоких технологий, в т. ч. электроники, робототехники, воспроизводимых источников энергииростом удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновациисозданием новых институтовоформлением жилищно-коммунальных кластеров.

Новая структура потребления должна отвечать принципу доступности, обеспечивать бесперебойное потребление определенного уровня и качества услуг, не только в техническом, но и экономическом и социальном аспекте.

Новая структура активов ЖКХ должна включать: сбалансированность материальных и нематериальных активов. При этом формирование системы тарифного регулирования должно быть нацелено на повышение эффективности поставок услуг, стимулирование инвестиций в жилищно-коммунальную инфраструктуру.

Новую структуру спроса целесообразно дополнить мерами по развитию рынков аренды жилья. Решению этой задачи поможет развитие конкуренции на рынке аренды через создание льготных условий для малого и среднего бизнеса по эксплуатации домов для аренды.

Новая структура управления должна опираться на рыночные механизмы хозяйствования, гибкие формы управления объектами публичной собственности с использованием частной инициативы (концессии, приватизация, акционирование).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. М.:Ось-89. — 48 с.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. № 1 (часть I)
  4. Гражданский кодекс РФ ч.1−2. М.: Норма-Инфра, 2010.
  5. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», Российская газета. -27 ноября 2009. № 5050.
  6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-Ф3 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 30. — ст. 3595.
  7. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 25. — ст. 2963.
  8. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» //Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№ 34. Ст. 3426.
  9. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1992 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. — № 16. — Ст. 499.
  10. Федеральный закон от 03.12.2008 № 228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год» // КонсультантПлюс.
  11. Федеральный закон от 28.12.2009 № 382-Ф3 «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» // КонсультантПлюс.
  12. Федеральный закон от 30.11.2011 № 371 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» // Консультант плюс
  13. Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431 «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 14. — Ст. 1431.
  14. Указ Президента РФ от 28 февраля 1996 г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 10. — Ст. 880.
  15. Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 430 «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья"// Собрании законодательства Российской Федерации. 1996. — № 14. — Ст. 1430.
  16. Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов’У/Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 14. — Ст. 1432.
  17. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 18.- Ст. 2131.
  18. Указ Президента РФ от 27 мая 1997 г. № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «//Собрание законодательства Российской Федерации .- 1997.- № 22. ст. 2568.
  19. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 18. -Ст. 2131.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // Российская газета. 9 мая 2012. — № 5775.
  21. Постановление правительства РФ от 23 мая 2006 № 307 «О Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» // СПС -Гарант.
  22. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг"// СПС -Гарант
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» // Российская газета. 3 апреля 2012. -№ 5745.
  24. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. — № 22. — Ст. 3168.
  25. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 г. № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998−1999 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 1. — Ст. 128.
  26. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. — № 36. -Ст. 3706.
  27. Распоряжение Правительства РФ от 02.02. 2010 № 102-р. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 2020 годы» // СПС -Гарант
  28. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 № 2446-р об утверждении Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» // СПС -Гарант
  29. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р Об Энергетической стратегии России до 2030 года//СПС-Гарант
  30. Л.И. Россия 2015: оптимистический сценарий. М.: ММВБ, 1999.
  31. Н., Губанов С. О соотношении внутренних и внешних условий развития // Экономист. 2005. — № 4. — С. 3 — 15.
  32. A.A. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований// ЖКХ. 2009. — № 2. 4.1.
  33. С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России // Вопросы экономики. 2005. — № 5. — С. 100 — 116.
  34. А.Г. Экономика России на распутье. Выбор посткризисного пространства. -М. 2010.
  35. Е.В. Модернизация ЖКХ в условиях финансового кризиса // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2009. — № 7. — С. 14−22.
  36. И.М. Некоторые социально-экономические и территориальные аспекты реформы жилищно-коммунального хозяйства//-Проблемы прогнозирования. 2009 — № 6.
  37. , Н. А., Муллалгаева 3.3. Муниципальные услуги: формирование системы управления. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- 152 с.
  38. , Р. Т., Иншаков С. Н., Клевцов С. Н. ЖКХ: вектор экономической модернизации. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2005. -202с.
  39. B.C. ЖКХ: требуется самоорганизация собственников: методы социокультурной концепции менеджмента для управления реформированием отрасли жилищно-коммунального хозяйства // Российское предпринимательство. 2008. — № 11.- С. 145−149.
  40. М.М. Критерии эффективного управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства // Совершенствование экономических и управленческих механизмов воспроизводства жилищного фонда: сб. науч. тр. Ростов -на-Дону, 2005.
  41. С.А. Мотивация населения к энергосбережению // Управление многоквартирным домом. 2012. — № 1. — С. 10−14-
  42. Г. Ч. Реструктуризация экономики промышленных предприятий химической и нефтехимической промышленности. // Реструктуризация экономики предприятий химической и нефтехимической промышленности: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — С. 103 — 106.
  43. A.M. Политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения жильем. М.: Знание, 2006.
  44. Е., Забелин О. О политике амортизации // Экономист. -2005. -№ 4.- С. 47−56.
  45. A.B., Десятое A.B. и др. Использование микрофильтрационной технологии для очистки речной воды // Водоснабжение и канализация. 2010. Т. 1. — № 1. — С. 78−87.
  46. В. Капитальный ремонт нашего общего дома. Жилищно-коммунальный сектор: курсом коренной модернизации // Родина. 2011. -№ 3. — С.29−31.
  47. Е.В. Задачи отрасли по повышению качества жилищно-коммунального обслуживания населения //Жилищно-коммунальное хозяйство, — 1999.-№ 1.-С. 10−20.
  48. E.B. Планы надо довести до конца // Национальные проекты. 2009, №½ (32/33). — С.50−52.
  49. Е.В. Главное в реформировании ЖКХ технологическая модернизация коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая резкое снижение затрат // Промышленное и гражданское строительство. — 2005. — № 6. -С.12−18
  50. В., Останкович Г. Тенденции развития регионов в 2005- 2006 гг. // Экономист. 2005. — № 10. — С. 31 — 38.
  51. Белкина Т.Д.. Жилищная реформа в России: проблемы и перспективы.: Проба, 1997. 303 с.
  52. Д.Е. Развитие конкуренции в сфере ЖКХ//ЖКХ. 2005. -№ 6.-4.1
  53. Белых.J1.П. Реструктуризация предприятий. М.: Юнити, 2009.511 с.
  54. В. Дифференциация благосостояния // Экономист. 2005.- № 6. С. 54 — 67.
  55. В.Н. Разработка модели бюджета семьи, обеспечивающей ее экономическую устойчивость //Уровень жизни населения регионов России,-2008,-№ 1. -С. 39−55
  56. А. Экономические механизмы устойчивого развития // Экономист. 2005. — № 4. — С. 63 — 72.
  57. В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы. Москва: Инфра-М, 2007.
  58. П.И., Ростанец В. Г., Топилин A.B. Инфраструктура межрегионального экономического сотрудничества и императивы инновационного развития: монография. М.: Экономика, 2009. — 368 с.
  59. В. Реформирование жилищно-коммунальной сферы // Федерализм. 2001. № 4. — С. 33−54.
  60. , В. Г. Социально-экономические аспекты концессий // Регион: экономика и социология. 2004. — № 3. — С. 133 — 146
  61. В.Г., Клименко A.B., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
  62. Е.А. Жилищно-коммунальный кризис: анализ и оценка современного состояния жилищной сферы в России // Российское предпринимательство. 2009. — № 7. — С. 143−148.
  63. А. Общность принципов ценообразования на конкурсных и монополизированных рынках // Вопросы экономики. 2005. -№ 10.-С. 56−71.
  64. H.A. Французский опыт ЖКХ //ЖКХ. 2008. — № 5.
  65. H.A. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения) М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 224 с.
  66. А.Ю., Балукова В. А. Теоретические аспекты проблемы технической реструктуризации промышленных предприятий. // Реструктуризация экономики предприятий химической и нефтехимической промышленности: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — С. 15 — 17.
  67. А. Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса // Родина. 2011. — № 3. — С. 46−47.
  68. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление: -М.: Омега-П. 2004.-472 с.
  69. С.Н., Самошин B.C. Жилищный вопрос России: проблемы и перспективы. М.: Омега-Л, 2008. — 105 с.
  70. М.Б. Анализ факторов эффективного управления жилищно-коммунального хозяйства территории //Экономика и управление. 2008. -№ 6.-С. 184−187
  71. В. «Бюджетная трехлетка» (2006 2008) и экономическая политика государства // Вопросы экономики. — 2005. — № 8. — С. 107 -123.
  72. Государственная жилищная политика. Социальное измерение. Коллективная монография / Отв. ред. Г. В. Соколова. М.: Либроком, 2009. -288 с.
  73. П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Бука. 2004. — 714 с.
  74. A.A. Направления совершенствования жилищно-коммунального хозяйства на основе инноваций // Экономика и управление2010.-№ 2.-С. 21−23.
  75. О. Московский опыт социальной поддержки населения // Экономист. 2005. — № 5. — С. 72 — 76.
  76. И. Реанимировать разваленный жилфонд должно государство населению это не под силу // Жилищное и коммунальное хозяйство.2011.-№ 6.-С. 2−5.
  77. Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе. Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. СПб.: РГУ, 1998.-С.56.
  78. С. Рост отсталости и отсталость роста // Экономист. -2005. -№ 3.- С. 13−29.
  79. С. Системные условия развития // Экономист. 2005. -№ 2.-С. 16−29.
  80. В.О. О состоянии жилищно-коммунального хозяйства // Экономист, 2009. № 7.
  81. А. Я -собственник жилья! ТСЖ, ЖКХ, самоуправление. М.: Феникс, 2011.
  82. Р.Н. ТСЖ: обязаловка или вариант реального расчета // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2009. — № 1. — С. 31−34.
  83. С. Способен ли частный капитал модернизировать российскую экономику? // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С. 131 — 147.
  84. А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теория и методы системного исследования: Монография. М.: ИКАР, 2003.-420 с.
  85. Г. Д., Графов A.A. Управление качеством услуг на основе инноваций. СПБ.: СПбГУСЭ, 2011. — 159 с.
  86. A.A. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // ЖКХ № 6−7 -2005. — С.46−57.
  87. , Е. П. Голомолзина Н.В., Подылина Э. Ф., Экономическая сущность и формы реализации жилищно-коммунальных услуг : монография -М.: ОАО «ЦКБ «БИБКОМ», 2012.- 144 с.
  88. Егоров A. JL, О реформе ЖКХ, ее успехах, неудачах и возможностях достижения конечного результата // Экологические системы. 2003. — № 9.
  89. Е.В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России. -М.: ТЕИС, 2002.
  90. Жилищная политика местных властей: уроки западноевропейского опыта и реформы в России. СПб.: Наука, 2007.
  91. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения России. Стат. сб. М.: Росстат, 2010.
  92. E.H., Казаков В., Экономика социальных отраслей сферы услуг. Учебное пособие. М.: Теис, 2008. — 288 с.
  93. Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города. М.: Владос-Пресс, 2010.
  94. В. Курс на энергоэффективность // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2011. -№ 1. — С. 14−17.
  95. Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб.: Питер, 2005. — 493 с.
  96. E.H. Финляндия: муниципальный сектор // ЖКХ. -2009. № 7.
  97. В.А., Новиков Д. А., Тренёв В. Н., Целостная система государственно-частного управления инновационным развитием как средство удвоения темпов выхода России из кризиса и посткризисного роста. М: ИПУ РАН, 2009. — 228 с.
  98. A.A., Хлыбов Б. М., Братенков В. Н., Терлецкая E.H. Теплоснабжение. M.: Экомет, 2011. — 336 с.
  99. Инновационное развитие сферы услуг: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Егорова Т.Б. Беляевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2010.
  100. Казаков В. Н Проблемы и направления реформирования ЖКХ в России // Уровень жизни населения регионов. России. 2010. — № 10.
  101. C.B. Функциональная теория социального государства. М.: Экономика, 2002.
  102. A.A. Жилищный фонд и жилищно-коммунальные услуги // Совершенствование экономических и управленческих механизмов воспроизводства жилищного фонда: сб. науч. тр./ Отв. ред.: Б. Н. Небритов. Ростов-на-Дону, 2005. — С. 52.
  103. Е.А. Реформа ЖКХ, или теперь мы будем жить по-новому. Ростов -на-Дону: Феникс, 2007. 348 с.
  104. Е.А. Управление многоквартирным домом: управляющая организация как субъект финансовых отношений в жилищно-коммунальной сфере // Российское предпринимательство. 2008. — № 9. -вып. 2.-С. 191−195.
  105. О.В. Оплата населением услуг ЖКХ: вопросы теории и практики. // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 30. -С.83−87.
  106. И. Социальная политика государства в сфере управления жилищными и коммунальными услугами города с ориентацией на потребителя // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. — № 2. -С.16−21.
  107. И. К. Реструктуризация предприятий строительной индустрии в процессе рыночной трансформации экономики России. Казань: Си-таппдпа, 2004. — 287 с.
  108. Клоцвог Ф., Чернова JL, Сухотин А. О выборе перспективы развития до 2010 г. // Экономист. 2005. — № 8. — С. 12- 22.
  109. А.Н., Плешакова О. В. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: ЗАО Юнистицин-форм, 2005.-368.
  110. Н., Улюкаев А. Реформа ЖКХ: эволюция или революция? // Вопросы экономики. 1997. — № 9. — С.55−68.
  111. Т.В. Управление многоквартирными жилыми домами // «Черные дыры» в Рос. законодательстве. 2007. — № 3. — С. 158−159.
  112. A.B. Сертификация как инструмент в повышении качества услуг по управлению и эксплуатации жилого фонда // Реформа ЖКХ. 2009. — № 5/6. — С. 4−7.
  113. , К., Фоллманн, Т., Ванденбош, М. Пять важных подходов к осуществлению реструктуризации/ К. Кордон, Т. Фоллманн, М. Ванденбош // Маркетинг. 1999. — № 3. — С. 75−82.
  114. А. Механизм кредитования технологической модернизации // Экономист. 2005. — № 9. — С. 44- 48.
  115. А.Д. Взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти в инновационных процессах в сфер ЖКХ // ЖКХ. -2009. -№ 5.4.1.
  116. В.Г. Реструктуризация предприятия. М.: ПРИОР, 1998, — 48с.
  117. В. М. Реструктуризация предприятия и аутсорсинг В. М. Кузнецов, Е. А. Колобова, А. Д. Андреев .- Новосибирск: Арт-Авеню, 2005: 112 с.
  118. Н.П., Пономаренко В. А., Салтыков А. И., Бухтулова Е. В. Технико-экономические аспекты городского центрального водоснабжения. -М., 2006
  119. A.A. Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в 2000—2010 гг.. М.: МАКС Пресс, 2011. — 187 с.
  120. В.И. Траектория экономических трансформаций на современном этапе развития. М.: Экономика, 2005.
  121. А.Н., Иванова Ю. В. Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса мегаполиса. СПб., 2008. — 228 с.
  122. Ф.Д., Мотлохов В. Н., Александров A.A. Особенности реструктуризации горно-химического предприятия. // Реструктуризация экономики предприятий химической и нефтехимической промышленности: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — С. 165 — 169.
  123. В.И. Жилищно-коммунальное хозяйство. // Социальная политика: Толковый словарь. Под редакцией H.A. Волгина М.:РАГС, 2002. С 107.
  124. В.И. Последовательность в исполнении требований повышения энергоэффективности многоквартирных домов // Энергосбережение. 2010. -№ 6. — С.14−22.
  125. Н.Г. и др.Локальные монополии и реформирование ЖКХ: перспективы применения механизма концессий. / Бюро экономического анализа, — М.: ТЕИС, 2005. — 311с.
  126. , Л. С. Жилищный сектор в странах с переходной экономикой. М.: ИМЭПИ РАН, 2004. 98 с.
  127. И.И., Шапиро В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Экономика, 2000. — 456 с.
  128. А. В. Отраслевые особенности реструктуризации предприятий /А. В. Макаров. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004 -51 с.
  129. В., Резников Н. Основы возрождения народного хозяйства // Экономист. 2005. — № 11. — С. 45 — 50.
  130. A.A. Анализ современных форм управления многоквартирным жилищным фондом // Региональная экономика: теория и практика. -2008.-№ 18.-С. 46−52.
  131. P.A., Сиваев С. Б., Хомченко Д. Ю. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве.-М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. 244 с.
  132. Н.С., Реформа жилищно-коммунальной сферы важный резерв укрепления финансов России // ЖКХ. 2007. — № 5. — С.56−63.
  133. МарчукЕ.А. и др. Опыт реформирования в жилищно-коммунальной сфере // Регион. 1999. — № 2. — С. 124−137.
  134. A.C. Экономическая и социальная сущность реформы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством // Регион: экономика и социология. 2006. — № 2. — С. 192−199.
  135. , А. С. Проблемы формирования финансовых и инвестиционных ресурсов малых городов Новосибирской // Регион: экономика и социология 2009. — № 1. — С. 147 — 157.
  136. А.Н. Информатизация как решающее условие реформы жилищно-коммунальной сферы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. — № 12. — С. 77−78.
  137. Модернизация управления жилищной сферой в городах Италии и России / Под ред. Б. М. Гринчеля, Н. Е. Костылевой СПб.: ИРЭ РАН, 2005 -204с.
  138. Морозов A. J1. Справочное пособие по защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения. Чебоксары: Шипи-левский В. С., 2005. — 276 с.
  139. И.В. Формирование методов управления ЖКХ на базе создания государственно-частных партнерств // Экономические науки. -2008.-№ 2.- С. 164−168.
  140. Начинаем с дома. Лучшие практики в повышении энергоэффективности многоквартирных домов // Энергосбережение. 2011. — № 1. -С.30−33.
  141. А., Сухарев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист. 2005. — № 3. — С. 3 — 66.
  142. .Н., Шостак О. И. Реформа жилищно коммунального хозяйства: Структура и управление. Информационно-компьютерные системы: аналитический обзор. — Новосибирск: Наука, 2001. — 155 с.
  143. , В. Д. Основы формирования системы эффективного управления предприятиями сферы ЖКХ в условиях транзитивной экономики СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005. 16 с.
  144. В.А. Реформа ЖКХ начинается с внедрения системы менеджмента качества // Стандарты и качество. 2008. — № 5. — С. 52−55.
  145. A.C. Теория и практика региональной экономики / ЭКО. 2001. — № 9. — С. 172−182.
  146. , В. К. Неравновесный анализ регионального рынка жилищно-коммунальных услуг. Уфа: ФГОУ ВПО БашГАУ, 2004. 26 с.
  147. О проекте доклада «Экономические проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов"// Аналитический вестник СФРФ. -2004-№ 14(234).
  148. А.П. Маркетинг территорий. М., 2005.
  149. В.М., Целищев Н. И., Юртайкин Е. А. О создании кластера ЖКХ // Экономика Алтайского края. 2010. № 2(14). С. 25 30
  150. A.C. Опыт стран ЦВЕ по управлению коммунальным хозяйством // Вопросы экономики. 2009. — № 7.
  151. И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу. Теоретико-методологические проблемы модернизации. М.:РОССПЭН, 2006. С.53−59.
  152. Примак JL, Чернышева JI. Энергосбережение в ЖКХ. М.: Альма Матер, 2011.
  153. П. О предмете антикризисного управления // Экономист. 2005. — № 6. — С. 50- 53.
  154. Принципы финансирования структурных реформ (Глава I Отчета Всемирного банка «Финансово-бюджетные последствия структурных реформ в Российской Федерации») // Вопросы экономики. 2005. — № 6. — С. 4 -33.
  155. Д. А. Реструктуризация как фактор повышения конкурентных преимуществ трубной компании. -Екатеринбург: Ин-т экономики1. УрО РАН, 2005.-72 с.
  156. .В. Реформа жилищно-коммунального хозяйства. М., 2002
  157. Г. Управление многоквартирными домами с участием ТСЖ: опыт, проблемы, перспективы // Муниципальная власть. 2009. — № 5.
  158. Н., Сергиенко В., Френкель А. Хозяйственная конъюктура и структурная перестройка //Экономист. 2005. — № 11. — С. 30 — 34.
  159. А. Н. Реструктуризация российской электроэнергетики: методология, практика, инвестирование А. Н. Раппопорт .- М.: Экономика, 2005. -211 с.
  160. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 157−158.
  161. Реформа ЖКХ по-английски // Российская газета. апрель 2004. — № 3469.
  162. Ржаницына J1.C. Реформа ЖКХ и реальная платежеспособность населения // Человек и труд. 2001. — № 9. — С. 28−3
  163. Н.М., Волкова Г. Н. Доступность благоустроенного жилья. // Народонаселение. 2010. — № 4. — С.5−15
  164. А. А. Механизмы регулирования социально-экономических последствий реструктуризации угольной отрасли / Под общ. ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 2004 — 281с.
  165. Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2005. — № 5. — С. 117−131.
  166. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат, 2011.
  167. Россия в цифрах. Стат. сб. М.: Росстат, 2012.
  168. К.А. Современные проблемы реформирования системы жилищно-коммунального обслуживания населения. СПб.: ГУ сервиса и экономики, 2008.
  169. Е.Е. Некоторые индикаторы развития ЖКХ России. // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 4, — 2003. -С.45−51.
  170. Е.Е. Приоритеты реформирования ЖКХ// Жилищное и коммунальное хозяйство. 2003. — № 2. — С.22−24.
  171. В.M. Эффекты приватизации коммунального хозяйства в Великобритании // Собственность и рынок. 2004. — № 1.
  172. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Коммунальная деятельность как сфера общественных благ и естественной монополии. М.: Магистр: Инфра-М. 2012.-90 с.
  173. К.Н. Управление качеством процессов энергосбережения в ЖКХ. Тамбов, 2012. 223 с.
  174. И.А., Масалов A.C. Методы оценки реструктуризации химических предприятий на основе диверсификации производства. // Реструктуризация экономики предприятий химической и нефтехимической промышленности: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
  175. И. Энергосбережение это потенциал снижения стоимости теплоснабжения // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2011. — № 2. -С. 18−20.
  176. A.A. Неоцененная и непризнанная «малая» энергетика. М.: Новости теплоснабжения, 2009. 176 с.
  177. Д.И. Реструктуризация промышленных предприятий как базовый элемент их реформирования в переходной экономике. Проблемы федеральной и региональной экономики: Ученые записки Ростов-на-Дону,. РГЭА., 2000.-175с.
  178. С. Реформирование ЖКХ: камень преткновения человеческий фактор // Человек и труд. — 2009. — № 1. — С. 58−59.
  179. А. Об использовании стабилизационного фонда // Экономист. 2005. — № 9. — С. 26 — 37.
  180. С. Особенности домоуправления в Германии // Реформа ЖКХ. 2008. — № 9. — С. 20−21
  181. С.Б. Государственно-частное партнерство в коммунальном секторе // Промышленник России. 2011. — № 12. — С. 3—6.
  182. С.Б., Лыкова Т. Б., Гордеев Д. П. Институциональные проблемы повышения энергоэффективности жилищного и бюджетного секторов // ЖКХ. 2011. — № 12. — С. 67—74
  183. Ю.Ф. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов -на-Дону: МарТ, 2008.
  184. Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник. М.: Феникс, 2010.
  185. Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве: учебник. М.: Финансы и статистика, 2010. — 350 с.
  186. М.В. Теплоснабжение. М.: Инфолио, 2009. 320 с.
  187. В.В. Цели и принципы управления жилищно-коммунальной сферой в регионе // Экономика и управление. 2009. — № 3. -С.63−66.
  188. В.Е. Реструктуризация менеджмента качества на основе стратегического управления предприятием. // Реструктуризация экономики предприятий химической и нефтехимической промышленности: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. — С.4−8.
  189. A.A. «Коммунальный» бизнес: анализ проблем и направлений взаимодействия частного бизнеса и жилищно-коммунального хозяйства // Российское предпринимательство. 2007. — № 9. — С. 131−136.
  190. Социальная политика: Учебник / Под общей ред. Волгина H.A., М.: РАГС, 2006. 548 с.
  191. Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. д.э.н., проф. H.A. Волгина, Отв. ред. д.ф.н., проф. Т. С. Сулимова. М.: Академический Проект- Трикста, 2005. — 688 с.
  192. А.Т. Стратегические приоритеты модернизации национальной экономики России. М.: Экономика, 2004. — 556 с.
  193. К.С. Управление многоквартирным домом зарубежный опыт и российская специфика // Россиское предпринимательство. — 2011. — № 6. -С. 161−166.
  194. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях / Под ред. акад. РАЕН Е. Н. Жильцова и П. Н. Романова. -М.: ТЕИС, 1998.
  195. О.В. Порядок, эффективность, прибыльность: выживание на открытом рынке. // ЖКХ. 2010 — № 5.- 4.1
  196. Т.С. Реформы: за и против//Социальная политика и социальное партнерство. 2006. — № 7.
  197. Т.С. Отношение населения к социальным реформам: проблемы, возможности, перспективы/Трансформация социально-трудовых отношений: проблемы, уроки, вектор развития. В 2-х ч. М.: РАГС. 2006
  198. Сухоруков М. М К вопросу об определении понятия «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 6. — С. 19−23.
  199. Ю.П. Новые методы управления ЖКХ с привлечением частного бизнеса // ЖКХ. 2010 № 12. Ч. 1.
  200. Тихомирова J1.B. Жилищно-коммунальные услуги новые правила оплаты. М.: изд. Тихомирова М. Ю., 2005 .- 139с.
  201. Тихомирова J1.B. Новые правила оплаты жилья в Российской Федерации. М.: изд. Тихомирова М. Ю., 2005. — 136 с.
  202. Тихомирова J1.B. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги: по новому жилищному кодексу Российской Федерации. М.: Тихомиров, 2005 — 93с.
  203. В.А. Ценовая политика в сфере ЖКХ // ЖКХ. 2010. -№ 10. 4.1.
  204. Г. А. О реформировании жилищно-коммунального хозяйства // Финансы. 2009. — № 8.
  205. Н. С., Гладких М. А. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства России// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. конф. / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — М.: РИОР, 2011. —С. 248−250.
  206. А.И., Шишкин И. Ф. Комплексные показатели качества коммунальных услуг//ЖКХ. Ч.1.-2005.-№ 1.-С.23−24.
  207. C.JT. Об управлении в жилищной сфере //ЖКХ. -2010-№ 12. 4.1.
  208. A.C. Связь реформы ЖКХ с жилищным строительством // Жилищное строительство. 2006. — № 6. — С. 6−7-
  209. Г. П. Кризис вносит коррективы // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2010. — № 9. — С. 5−10.
  210. В. Необходим рост на основе высоких технологий // Экономист. 2005. — № 6. — С. 27 — 37.
  211. В.К. Организация современных подходов к мониторингу и управлению коммунальным хозяйством // Реформа ЖКХ. 2008. — № 10. -С. 14−16.
  212. B.C. Экономика городского хозяйства. СПб.: СПбГИ-ЭА, 2009. — 166 с.
  213. A.C. ЖЭК-потрошитель. Разоблачение мафии ЖКХ. М.: Яуза-Пресс, 2011.
  214. С. Структурная перестройка и качество роста // Экономист. 2005. — № 3. — С. 41 — 49.
  215. A.B. Привлечение финансирования в сферу жилищно-коммунального хозяйства // Жилищное право. 2010. — № 3. — С.39−46.
  216. C.B. Социально-экономическая эффективность модернизации ЖКХ. Шахты, ГОУ ВПО ЮРГУЭС, 2010. 135 с.
  217. Шебаршина Е. Н. Проблемы надежного функционирования многоквартирных домов // ЖКХ. 2010. — № 7−8. — С. 19−22
  218. В. Тарифная политика в сфере ЖКХ // Экономист. -2005.-№ 7.-С. 75- 80.
  219. А. И. Жилищно-коммунальные услуги: понятие и содержание // Пособие к электронному учебно-методическому комплексу «Стратегия развития муниципальных образований"/ Под ред. Волгина H.A., Бакушева В. В. М.: РАГС, 2007.
  220. А.И. Жилищно-коммунальное обслуживание в российской Федерации: Лекции., М: РАГС, 2010. 90 с.
  221. Е.С. Квартиросъемщики: российский и зарубежный опыт развития арендного жилья // Муниципальная власть. 2010. — № 3. — С. 104−116.
  222. Е.С. Такие правила // Управление многоквартирным домом. -2011. -№ 1. С.53−57.
  223. В.Д. Использование и сохранность жилищного фонда // Управление многоквартирным домом. 2011. — № 3. — С.43−53.
  224. Е.В. Проблемы реорганизации жилищно-коммунального хозяйства малых городов // Экономические науки. 2008. -№ 3. — С. 262−265.
  225. Экономическая и социальная политика: взаимосвязь и взаимодействие: Учебник / Под общей ред. Волгина H.A., Кушлина В. И. М.: РАГС, 2009. — 520 с. и др.
  226. Экономический и юридический словарь / Под ред. А.Н. Азли-лияна. М.: Институт новой экономики, 2004. — 1088 с.
  227. А.Д. Классификация инноваций в ЖКХ. Особенности инноваций в коммунальном и в жилищном хозяйстве // Экономические науки. 2007. -№ 2. — С. 87−91
  228. М.И. Организация энергосбережения: что было, что есть и что нужно делать // Коммунальщик. 2012. — № 2. — С. 34−36.
  229. Ясин Е. Г Политическая экономия реформы ЖКХ. М., 2006. — 52 с.
  230. Диссертации и авторефераты диссертаций
  231. Г. Д. Организационно-экономические особенности формирования рынка жилищно-коммунальных услуг : На примере Республики Саха (Якутия): Дис.. канд. экон. наук .- Новосибирск005- 171с.
  232. , Е. В. Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ в условиях трансформационной экономики : Дис. канд. экон. наук.-Волгоград, 2005. 200 с.
  233. A.A. Инструменты организации инновационной деятельности по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве: дис. канд. экон. наук. Смоленск, 2011. — 170 с.
  234. Д.Н. Управление инвестиционными процессами в жилищной сфере: Автореф. дис. канд. экон. наук: М., 2001. 18 с.
  235. И.А. Эволюция финансового механизма функционирования сферы жилищно-коммунальных услуг: императивы, структурные характеристики, инструменты: автореф. дис.. д-ра экон. наук.- Ростов н/Д, 2009.
  236. , О. П. Повышение эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в регионе : дис. канд. экон. наук. Оренбург, 2005 .-201 с.
  237. .К. Оценка качества эксплуатационного содержания объектов коммунальной инфраструктуры : Дис.. канд. экон. наук М., 2005.176 с.
  238. А. А. Управление качеством услуг ЖКХ на основе инноваций: дис. канд. экон. наук. СПб., 2010.- 166 с.
  239. Г. Н. Развитие организационно-экономических механизмов управления ЖКХ регионов : на примере Ханты-Мансийского автономного округа: дис. канд. экон. наук. М., 2005. — 135 с.
  240. Г. Г. Организационно-экономические преобразования жилищно-коммунального хозяйства региона: дис. докт.экон. наук. М. — 2003.264 с.
  241. В.И. Трансформация жилищно-коммунальной сферы современной России: Состояние и пути оптимизации (социологический анализ) Автореферат диссертации на соиск. учен, степени доктора экон. наук.-М: РАГС, 2004
  242. Е.А. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях реформирования отрасли : дис.. канд. экон. наук. М., 2002. — 184 с.
  243. Т. А. Совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса. Дис. канд. экон. наук СПб., 2009. -171 с.
  244. Н.В. Организация ресурсосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства : дис. канд. экон. наук. Тольятти, 2005. — 156 с.
  245. М.М. Повышение эффективности реструктуризации электроэнергетики в экономике России: Автореф. дис. канд. экон. наук М., 2005.-20 с.
  246. И.Г. Реструктуризация сферы рыночного оборота товаров и услуг в переходной экономике. Автореферат дис. канд. экон. наук. М., 2001.-23 с.
  247. Р.Ю. Совершенствование качества жилищно-коммунального обслуживания в Российской Федерации: дис. канд. экон. -М., 2008, — 167 с.
  248. М.Б. Инновационные механизмы управления эксплуатацией жилищного фонда в условиях реформирования ЖКХ : дис. канд. экон. наук. М., 2008. — 146 с.
  249. А.Н. Формирование рынка сервисного обслуживания автомобилей: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2005. — 25 с.
  250. Bosworth В., Triplett J. Services Productivity in the United States: Griliches' Services Volume Revisited. The Brookings Institution. Wash., 19.09. 2003.
  251. Bosworth В., Triplett J. Productivity Measurement Issues in Services Industries: Baumol’s Disease Has been Cured. The Brookings Institution. 01. 09. 2003.
  252. Canstat. Statistical bulletin. 2003/4 Budapest.
  253. EESTI statistika aastaracmat. 2001. Tallinn.5~ F^^rNetworkiArge n cyrM on i tori n g-Repo rtv-2009^
  254. Federal Network Agency. Annual Report. 2009.
  255. Profile of the German Water Industry. 2008.
Заполнить форму текущей работой