Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Уголовно-правовое воспитание как средство предупреждения преступности несовершеннолетних

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу того, что уголовно-правовое воспитание несовершеннолетних основано на нравственных нормах, мы приходим к выводу о целесообразности комплексного подхода к творческому процессу воспитания. Координация деятельности государственных и негосударственных учреждений и общественных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на сознание и поведение несовершеннолетних должна осуществляться… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и цели уголовно-правового воспитания
    • 1. Понятие и признаки уголовно-правового воспитания
  • §-2.Цели уголовно-правового воспитания несовершеннолетних
  • Глава 2. Характеристика уголовно-правового сознания и поведения несовершеннолетних
    • 1. Уголовно-правовое сознание и поведение законопослушных несовершеннолетних. '
    • 2. Уголовно-правовое сознание и поведение несовершеннолетних, совершивших преступление
  • Глава 3. Пути повышения эффективности уголовно-правового воспитания как средства предупреждения преступлений несовершеннолетних
    • 1. Организационные формы уголовно-правового воспитания несовершеннолетних
    • 2. Совершенствование процесса уголовно-правового обучения несовершеннолетних
    • 3. Особенности уголовно-правовой пропаганды и информирования несовершеннолетних
    • 4. Роль подразделений по делам несовершеннолетних в уголовно-правовом воспитании

Уголовно-правовое воспитание как средство предупреждения преступности несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена изменениями в эконоЧ мической, политической, социальной сферах жизни общества, возросшей криминализацией подростковой среды. Особую тревогу вызывает факт утраты значительной частью несовершеннолетних веры в справедливость. Среди них прогрессирует правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к уголовному закону. Об уголовно-правовом воспитании следует говорить применительно именно к несовершеннолетним, наиболее динамичной части общества, с практически одинаковой готовностью воспринимающей и положительное и отрицательное. Вместе с тем, противоправный результат может быть отдален во времени, что позволяет оказывать целенаправленное коррек.

Mri тирующее воздействие на уголовно-правовое сознание несовершеннолетних. В связи с этим существует необходимость развития системы уголовно-правового воспитания несовершеннолетних в духе уважения и соблюдения уголовно-правовых норм.

Разработка проблем правового воспитания привлекла внимание специалистов относительно недавно. Среди них можно выделить исследования Ю. К. Бабанского, Л. Е. Балина, А. В. Грошева, В. В. Головченко, В. А. Дрожжина, К. Е. Игошева, Н. М. Кейзерова, В. Н. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой,.

A.И.Марцева, С. В. Максимова, В. Момова, В. А. Никонова, А. Ф. Никитина,.

B.М.Обухова, О. В. Пристанской, Е. В. Татаринцевой, Н. Н. Трубникова, В. А. Щегорцева, Н. В. Щедрина, имеющие общеметодологическое значение.

На специальном уровне изучения правосознания и поведения несовершеннолетних заслуживают внимания вышедшие в свет работы Р. М. Булатова, А. И. Долговой, Г. Х. Ефремовой, С. А. Кипермана, И. А. Крыгиной, М. Ю. Кержнера, А. А. Маркова, Г. М. Миньковского, В. В. Оксамытного, А. Р. Ратинова, Ф. К. Рябыкина, А. Н. Тарбагаева, В. Т. Томина, А. В. Шеслера и других ученых-исследователей.

Хотя на протяжении некоторого промежутка времени велась значительная разработка проблем правового воспитания, многие из них, характеризующие правосознание и поведение несовершеннолетних, не получили освещения, либо не нашли однозначного решения, так и оставшись дискуссионными. Несмотря на изучение различных аспектов правового воспитания, проблемы уголовно-правового воспитания как самостоятельной формы не получили необходимой оценки в научной литературе. Большинство работ посвящено рассмотрению названных проблем не с юридических, а несколько иных социально-политических позиций.

На сегодняшний день прежняя система правового воспитания устарела, что диктует необходимость современного подхода к ее разработке в целом и уголовно-правового воспитания несовершеннолетних, в частности.

Кроме того, не получило широкого распространения в юридической литературе изучение научно обоснованного взаимодействия всех субъектов уголовно-правового воспитания несовершеннолетних, что отрицательным образом сказывается на организации и осуществлении профилактических мероприятий.

Все изложенное выше обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью данного исследования являлось проведение научного анализа с позиции положений уголовного права и криминологии данных о практике уголовно-правового воспитания несовершеннолетних как средства предупреждения совершения ими преступлений, а также разработка на основе полученных данных рекомендаций, направленных на совершенствование организационных форм правовоспитательной деятельности.

Данная цель нашла свое отражение в постановке следующих задач:

1. Определить понятие уголовно-правового воспитания несовершеннолетних.

2. Выявить и систематизировать цели уголовно-правового воспитания.

3. Обозначить и рассмотреть организационные формы уголовно-правового воспитания несовершеннолетних.

4. Осуществить анализ состояния знания уголовного закона и отношения к нему законопослушных несовершеннолетних и их сверстников-правонарушителей .

5. Рассмотреть роль общеобразовательных учреждений в уголовно-правовом воспитании несовершеннолетних.

6. Показать значение средств массовой информации в уголовно-правовом воспитании несовершеннолетних.

7. Разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию комплексного подхода к уголовно-правовому воспитанию несовершеннолетних.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является уголовно-правовое воспитание несовершеннолетних как социальное явление, выступающее средством предупреждения совершения ими преступлений.

Предмет исследования составили — система уголовно-правового воспитания несовершеннолетнихуровень развития законодательной базы, научные разработки в этой сфере, а также практика уголовно-правового воспитания.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования послужила диалектическая теория познания социальных явлений. В процессе подготовки диссертации применялись как общие, так и специальные методы научного познания: историко-правовой, наблюдение, сравнение, статистический, сравнительного правоведения (выражающийся в анализе положительного современного и ретроспективного опыта в зарубежных странах).

Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных авторов по уголовному праву и криминологии, уголовной политике, социологии, психологии, педагогике.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство России. В работе также использованы нормативные акты по организации взаимодействия правоохранительных органов, государственных и общественных организаций в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Эмпирическую базу составили данные выборочного исследования о состоянии и динамике преступности несовершеннолетних. Изучены на основе специально разработанного инструментария 200 уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и с их участием. На основе анкетирования 220 несовершеннолетних проведено криминологическое изучение знания ими уголовно-правовых норм и отношения к ним, а также поведения данной категории лиц.

Базовыми регионами для проведения исследования послужили г. Тюмень и Тюменская область, Новосибирская область.

Научная новизна исследования. Работа представляет собой первую попытку комплексного изучения практики уголовно-правового воспитания несовершеннолетних с учетом отсутствия теоретических исследований в данной области уголовного права и криминологии, что позволяет делать вывод о необходимости создания в стране системы уголовно-правового воспитания несовершеннолетних.

Основные выводы и положения, выносимые на защиту:

1. Уголовно-правовое воспитание несовершеннолетних следует рассматривать как целенаправленную систематическую деятельность, осуществляемую государственными и общественными учреждениями, направленную на формирование устойчивых качеств несовершеннолетних, обеспечивающих как знание, так и соблюдение ими уголовно-правовых норм.

2. Необходимо выделять общую и специальную цели уголовно-правового воспитания. Первая заключается в формировании и повышении уровня уголовно-правового сознания законопослушных несовершеннолетних и обеспечение на основе знания уголовного закона и позитивного отношения к его установлениям правомерного поведения. Вторая — в коррекции элементов уголовно-правового сознания и поведения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с уголовным законом.

3. Знание уголовно-правовых норм само по себе не означает обеспечение правомерного поведения. Уголовно-правовое воспитание несовершеннолетних необходимо предполагает формирование положительного отношения к уголовному закону и внутренней готовности личности к его соблюдению.

4. Сравнение уголовно-правового сознания несовершеннолетних преступников и законопослушных подростков показывает, что общий объем знания уголовного закона, необходимый для правомерного поведения, достаточно высок у обеих категорий несовершеннолетних. Отличие заключается в различных источниках получения уголовно-правовых знаний и в отношении к ним.

5. Рассматривая вопрос об организационных формах уголовно-правового воспитания несовершеннолетних, автор выделяет уголовно-правовое информирование, уголовно-правовую пропаганду и уголовно-правовое обучение.

6. Целесообразно создание системы уголовно-правового воспитания несовершеннолетних на основе единого учебно-методического центра по уголовно-правовому воспитанию, в обязанности которого должно входить: а) разработка комплексной программы уголовно-правового воспитания несовершеннолетнихб) подготовка методических рекомендаций для педагогов по профилактике правонарушений среди учащихся, а также по работе с трудновоспитуемыми подростками в условиях общеобразовательных учрежденийв) разработка соответствующих пособий для родителей с целью повышения их педагогических и уголовно-правовых знаний.

Теоретическая и практическая значимость работы. Рассмотренные в работе положения могут способствовать оптимизации деятельности по уголовно-правовому воспитанию несовершеннолетних, а также развитию дальнейших разработок, посвященных проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних.

Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и высших юридических учебных заведений в рамках курсов «Уголовное право» й «Криминология».

Апробация результатов исследования. Основные положения работы изложены в статьях, докладах и выступлениях на Международной научно-практической конференции (Тюмень, 9 декабря 2002 г.), межвузовской научно-практической конференции (Тюмень, 20 ноября 2001 г.), итоговых научно-практических конференциях (Тюмень, 20 октября 2001 г.- Тюмень, 20 февраля 2001 г.- Тюмень, 13 февраля 2002 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений. Объем работы 183 страницы машинописного текста (без списка используемой литературы и приложений).

Заключение

.

В настоящее время перед обществом стоит множество нерешенных проблем, одной из которых выступает проблема уголовно-правового воспитания несовершеннолетних. Проведенное исследование показало, что до сих пор уголовно-правовое воспитание не рассматривалось в качестве самостоятельного вида воспитания. В специальной литературе имеет место лишь понятие «правовое воспитание», на которое существует несколько точек зрения.

На основе анализа философской, юридической, педагогической, психологической литературы нами были выявлены основные черты, присущие воспитания, правовому воспитанию, было раскрыто содержание понятия «уголовно-правовое воспитание», а также выделены его основные черты.

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что противоправное поведение несовершеннолетних можно объяснить рядом причин: уголовно-правовой безграмотностью, нигилистическим отношением к уголовному закону, общей низкой информированностью о своих правах и обязанностях, недостаточно высоким профессионализмом как юристов, работающих с несовершеннолетними, так и педагогических кадров.

Таким образом, на современном этапе перед обществом стоит задача более интенсивного формирования и развития сознательного положительного отношения несовершеннолетних к уголовному закону.

Мы также обоснованно пришли к выводу о недооценке обществом организационных форм правовоспитательной деятельности, рассчитанных на несовершеннолетних. Безусловно, новый этап развития государства обязывает к необходимости пересмотра традиционных форм правового воспитания. Но не менее важно сохранить и развивать далее положительный опыт в этой области. Кроме того, любое внешнее правовоспитательное воздействие в должной мере необходимо дополнять созданием благоприятных условий для развития личной активности несовершеннолетних и их позитивного отношения к закону.

Изучение практической деятельности в сфере уголовно-правового воспитания показало факт зависимости последнего от объективно сложившегося образа жизни общества, внешней социальной среды, возможностей материальной поддержки государства. Но наряду с объективными факторами уголовно-правового воспитания действуют и другие, имеющие субъективную природу.

Изложенное позволяет нам сделать некоторые обобщенные выводы, имеющие научно-практическое значение:

1. Предлагается рассматривать уголовно-правовое воспитание несовершеннолетних как целенаправленную систематическую деятельность, осуществляемую государственными и общественными учреждениями, направленную на формирование устойчивых качеств несовершеннолетних, обеспечивающих знание и соблюдение ими уголовно-правовых норм.

2. Система мер уголовно-правового воспитания несовершеннолетних не должна действовать стихийно, шаблонно. Это целенаправленный, активный процесс, базирующийся на достижениях различных общественных наук, в первую очередь философии, педагогики, психологии, социологии, уголовного права. Данное положение обусловлено тем обстоятельством, что конфликтные ситуации, в которые попадает несовершеннолетний, нередко имеют самую различную природу: от противоречий, возникающих в микрогруппе, до противоречий в личностной мотивации поступков несовершеннолетнего. В связи с этим целесообразно выделять общую и специальную цели уголовно-правового воспитания несовершеннолетних. Общая цель включает в себя формирование уголовно-правового сознания и общее повышение уголовно-правовой культуры законопослушных несовершеннолетних. Специальная же цель направлена на изменение имеющихся дефектов уголовно-правового сознания несовершеннолетних, совершивших преступления, на коррекцию их поведения.

3. Результаты проведенного исследования показали, что уровень уголовно-правовой культуры несовершеннолетних (а, следовательно, и правомерного поведения) определяется уровнем сознательного отношения к уголовному закону, уровнем общего образования подростков, профессиональной подготовкой специалистов по передаче несовершеннолетним уголовно-правовых знаний. Сравнение уголовно-правового сознания несовершеннолетних преступников и законопослушных подростков приводит к факту, что общий объем знаний уголовного закона, необходимый для правомерного поведения, достаточно высок у обеих категорий несовершеннолетних. Отличие заключается в различных источниках получения уголовно-правовых знаний.

4. В ходе исследования выявлена проблема классификации тех видов деятельности, с помощью которых осуществляется уголовно-правовое воспитание несовершеннолетних. Исходя из философского понятия формы, приняв за основание классификации цель деятельности, нами были предложены следующие организационные формы уголовно-правового воспитания: уголовно-правовое информирование, уголовно-правовая пропаганда и уголовно-правовое обучение. Эти формы относительно самостоятельны, но каждой их них присущи свои, отвечающие ее задачам методы.

5. Объективные условия детерминируют поведение несовершеннолетних, преломляясь в их сознании через систему потребностей, интересов, эмоций, отношений, оценок. Субъективные факторы во взаимодействии с условиями жизни и предшествующим опытом выступают источником активности личности и оказывают значительное влияние на поведение подростка. В идеале диалектическое единство сознания и поведения, их взаимообогащение приводят к формированию у несовершеннолетних созидательной направленности, устойчивых навыков правомерного поведения.

6. В силу того, что уголовно-правовое воспитание несовершеннолетних основано на нравственных нормах, мы приходим к выводу о целесообразности комплексного подхода к творческому процессу воспитания. Координация деятельности государственных и негосударственных учреждений и общественных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на сознание и поведение несовершеннолетних должна осуществляться единым учебно-методическим центром, обязанностью которого будет являться: 1) разработки комплексной программы уголовно-правового воспитания несовершеннолетних, их родителей и педагогов- 2) подготовка методических рекомендаций для педагогов по профилактике правонарушений среди школьников, а также по работе с трудновоспитуемыми подростками в условиях общеобразовательных учреждений- 3) разработка необходимых пособий для родителей с целью повышения их педагогических и уголовно-правовых знаний.

7. Мы обоснованно пришли к выводу, что сложность становления системы уголовно-правового воспитания в нашей стране обусловливает особую значимость целенаправленного ее развития. Представляется принципиально важным пересмотреть традиционные подходы к профилактике преступлений несовершеннолетних, сложившиеся в практической деятельности правоохранительных органов. Проведенное исследование показало, — что существует разобщенность и несогласованность, формализм в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, подразделений по делам несовершеннолетних с иными субъектами уголовно-правового воспитания несовершеннолетних.

8. Реализуемая в рамках федеральной программы «Дети России» подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не предусматривает мероприятий по ранней профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Представляется необходимым включить в данную подпрограмму организацию и проведение мероприятий по распространению и пропаганде среди несовершеннолетних знаний об уголовном законе, ответственности и наказании, поощрительных нормах действующего закона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. — 10 нояб.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации / Принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. // Собр. законод. РФ. 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  3. О правах ребенка: Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. ст. 13 // Правовое регулирование деятельности криминальной милиции по борьбе с преступностью несовершеннолетних: Сб. нормат. актов / Сост. В. Ф. Луговик, Д. А. Тоточенко. Омск: Акад. МВД России. — 2001.
  4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. 13.01.2001).
  5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24.07.98 г. // Собр. законод. РФ, 1998. № 31. Ст. 3802.
  6. О средствах массовой информации: Федеральный Закон от 27 декабря 1991 г.//Собр. законод. РФ. 2001.- № 32. — Ст.3315.
  7. Об образовании: Федеральный Закон от 13 января 1996 г. // Собр. законод. РФ. 1996. — № 3. — Ст. 150 (изм. и доп. от 13 февраля 2002 г.- 25 июня 2002 г.)
  8. О молодежной политике: Закон Тюменской области от 19 декабря 1996 г.// Законы Тюменской области (1994−2001 гг.): В 3 тт. Т. 2: 3-е доп. Тюмень: «Вектор Бук», 2001. С.78−87.
  9. Об утверждении Положения о комиссиях по дела несовершеннолетних: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.06.67г. (в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 11.03.77, от 01.10.85 N 1527-XI, Закона РФ от 25.02.93 N4549−1)
  10. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений от 22.05.98 г. № 1327 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. — № 21. -С.28−37.
  11. Книги, статьи, диссертации, авторефераты
  12. Н.М. Подросток в орбите наркотизма: Проблемы предупреждения / Н. М. Абдиров, М. К. Интыкбаев. Караганда: Караганд. высш. шк., 1997.-158 с.
  13. Н.Абельцев С. Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия / С. Н. Абельцев. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2000. — 207 с.
  14. P.M. Насильственные преступления несовершеннолетних: Характеристика, типология личности, предупреждение / Р. М Абызов, Г. А. Юрков. Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2001. — 150 с.
  15. А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений ОВД: Учеб. пособ. / А. И Алексеев. М.: ВНИИ МВД СССР, 1984. — 92с.
  16. М.И. Правовое воспитание трудящихся / М. И. Амиралиев. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1978. 92 с.
  17. М.И. Правовое воспитание: стиль, методы, практика / М. И. Амиралиев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986. — 168 с.
  18. И. Наказание и предупреждение преступлений / И. Анденес. М.: Прогресс, 1979. — 264 с.
  19. И. Совершенствование правовоспитательной работы среди учащихся Воронежской области // Сов. юстиция. 1982. — № 1.- С. 13−14.
  20. Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних / Ю. М. Антонян. М.: Знание, 1982.- 40 с.
  21. Аристотель. Риторика: Кн. П / Аристотель. СПб, 1894.
  22. В.Г. Проблема мотивации и личность // Теорет. пробл. психологии личности. М.: Мысль, 1974, — С. 122−145.
  23. Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1979. — 32 с.
  24. В.В. Проблемы формирования правовой культуры несовершеннолетних в условиях демократизации общества // Мат. итог, науч.-практ. конф. 26 февр. 1992 г. Тюмень: Высш. шк. МВД РФ, 1992. С. 82−84.
  25. Балин J1.E. Правовое воспитание и его профилактическая функция в развитом социалистическом обществе. Учеб. пособ. / JI.E. Балин. Ташкент: ОНиРИО, 1983.- 120 с.
  26. JI.M. Некоторые социальные факторы риска противоправного поведения подростков // Социал. и прав. вопр. предупр. правонарушений несовершеннолетних: Сб. науч. тр. М.: НИИ МВД России, 1993. — С.104−109.
  27. К.М., Правовое воспитание несовершеннолетних и его формы в деятельности ОВД: Учеб. пособ. / К. М. Бейсебаев, Г. М. Попова. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. — 54 с.
  28. Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. М.: Стеле, 1995.-304 с.
  29. В.Г. Мудрость воспитания: Книга для родителей / В. Г. Белинский. М.: Педагогика, 1989. — 304 с.
  30. С.А. Дети и семьи группы риска как объекты социальной профилактики // Сб. науч. тр. М.: НИИ МВД России, 1993. — С.84−91.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бо-жович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  32. А.Д. Некоторые вопросы правового воспитания // Прав, культ, и вопр. прав, воспитания. М.: Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер по предупр. преступности, 1974. — С. 11−39.
  33. Е.В. О мерах предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Уч. зап.: Вып.25. М.: ВНИИ СССР, 1971. — С.135−149.
  34. В.В. Проблемы освещения преступности в средствах массовой информации профессиональная деятельность органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. — 22 с.
  35. М.И. Роль нравственного идеала в воспитании подрастающего поколения // Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних / Ред. Ю. В. Шабанов. Минск: Наука и техн., 1969. — С.15−25.
  36. P.M. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних / Р. М Булатов, А. В. Шеслер. Казань: РИЦ «Школа», 1999.
  37. Е.В. Правовая культура личности и общества. Профессиональное достоинство юридической науки // Сов. гос-во и право. 1989. — № 11.-С.38−39.
  38. Ю.В. Латентная преступность и правосознание: Учеб. пособ. / Ю. В. Бышевский, А. А. Конев. Омск: ОВШМ, 1986. — 76 с.
  39. В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних / В. Л. Васильев. Л.: Знание, 1980. -36 с.
  40. Вестник МВД России: Спецвыпуск: № 1. Мат. засед. коллегии МВД России по итогам деятельности за 2000 г. и задачам на 2001 г.
  41. Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н. И. Ветров. М.: Юрид. лит., 1980. — 184 с.
  42. В. Мораль и социальная психика / В. Вичев. М.: Просвещение, 1976.-357 с.
  43. Вопросы теории и практики правовой пропаганды / Под ред. Д.А. Кери-мова, Л. И. Спиридонова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — 110 с.
  44. JI.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 293 с.
  45. Галимов М Правовое воспитание составная часть коммунистического воспитания трудящихся // Сов. юстиция. — 1978. — № 3. — С.3−5.
  46. М.М. Правовое воспитание и роль закона в его осуществлении / М. М. Галимов, О. Ф. Мураметс. Казань: Казан, ун-т, 1976. — 170 с.
  47. Г. Работы разных лет. В 2-х томах: Т.2 / Г. Гегель. М.: Мысль, 1973.-623 с.
  48. В.В. Эффективность правового воспитания: Понятие, методика, критерии измерения / В. В. Головченко. Киев: Наукова думка, 1985. -128 с.
  49. М.Н. Профилактика рецидива правонарушений несовершеннолетних, освобожденных от отбывания наказания // Вест. Моск. ун-та. Серия 11, Право. 1994. — № 2. — С.28−33.
  50. И.И. Проблемы нравственности в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних // Духовность. Правопорядок. Преступность: Мат. науч.-практ. конф. М.: Акад. МВД РФ, 1996.- С.69−74.
  51. Л.М. Формирование правосознания несовершеннолетних / Л. М. Голубева. Фрунзе: Мектеп, 1986. — 84 с.
  52. Г. Н. Правовая агитация как средство оптимизации профилактики преступлений // Пробл. профилактики правонарушений в развитом соц. обществе. М.: МВШ МВД СССР, 1982. — С.64−71.
  53. А.В. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел: Понятие, функции, проблемы формирования / А. В. Трошев. Екатеринбург: Изд. Екатеринбург, высш. шк. МВД РФ, 1995. — 82 с.
  54. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников /В.Е. Гурин. М.: Педагогика, 1988. — 134 с.
  55. Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. М: Педагогика, 1981. — 176 с.
  56. И.А., Лелеков В. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних (По мат. Центр.-Черноземн. р-на) // Социолог, исслед., 1993.-№ 10.-С.54−59.
  57. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности// Теорет. пробл. психологии личности. М.: Наука, 1974. -С.145−170.
  58. Н.А. Избранные философские произведения: Т. 1. / Н. А. Добролюбов. М.: Худож. лит., 1945. — 434 с.
  59. А. Правовое воспитание несовершеннолетних / А. Долгова, А. Кожевникова, А. Медведев. М.: Знание, 1977. — 95 с.
  60. А.И. Правосознание как условие эффективности закона // Эффективность применения уголрвного закона. М.: Юрид. лит., 1973. — С.69−78.
  61. А.И. Правосознание молодежи и учет его особенностей в процессе правового воспитания // Вопр. теории и практики прав, воспитания: Сб. науч. тр. М., 1976.
  62. А.И., Миньковский Г. М. Правовое воспитание несовершеннолетних и молодежи // Прав, культура и вопр. прав, воспитания: Сб. науч. тр. -М. Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер по предупр. преступности, 1974. С.68−85.
  63. А. Записки воспитателя: Очерки / А. Дрипе. М.: Сов. писатель, 1983.-280 с.
  64. В.А. Правовое воспитание эффективное средство предупреждения правонарушений // Совершенствование профилактики преступлений органами внутрен. дел в свете решений 27 съезда КПСС: Межвуз. сб. науч. тр. — М.: МВШМ, 1986.-С.17−21.
  65. ДрукаровИ.Л. Влияние микросреды на формирование антиобщественных взглядов несовершеннолетних правонарушителей // Пути повышения эффективности борьбы с преступностью. Барнаул: АТУ, 1983. — С.26−31.
  66. Ф., Пергатая А. А., Щедрин Н. В. Уголовное право по делам несовершеннолетних Германии // Прав, реформа в России и заруб, опыт: Меж-вуз. сб. науч. тр. Красноярск, 1997. — С.53−85.
  67. Г. Х. Особенности правосознания молодых правонарушителей // Правосознание и прав, воспитание осужденных: Сб. науч. тр. Всесоюз. ин-т по изучению причин и разработке мер предупр. преступности. — М.: Б.и., 1982.-С.43−53.
  68. А.Э. Эффективность профилактики преступлений й криминологическая информация / А. Э. Жалинский, М. В. Костицкий. Львов: Ви-ща школа, 1980. — 212 с.
  69. С.А. Правовая культура личности: социально-философский анализ. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1995. — 184 с.
  70. Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания / Е. С. Жигарев. М.: Моск. высшая школа МВД СССР, 1990. — 77 с.
  71. Р.И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних: Учеб. пособ. / Р. И. Забрянский. Краснодар: Кубан. ун-т, 1979. — 102 с. 77.3ака А. И. Кинематограф и детская преступность // Уголов. право. 2000. -№ 4. — С. 102−105.
  72. А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении /
  73. А.Ф. Зелинский. Харьков: Вища школа, 1986. — 186 с. 81.3иядова Д. Вовлечение школьников в преступную деятельность // Законность. — 2002. — № 2. — С.37−40. 82.3юбин JI.M. Психология воспитания / JI.M. Зюбин. — М.: Высш.шк., 1991. -96 с.
  74. И. Пляски на крови: Наше ТВ впереди планеты всей по смакованию жестокости // Труд. 2001. — 4 дек.
  75. Н. Право как предмет общего образования // Образование. -1895.-№ 7−8.
  76. В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних: (Криминологические и пенитенциарные проблемы). Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1993. — 40 с.
  77. К.Е. Семья, дети, школа / К. Е. Игошев, Г. М Миньковский. М.: Юрид. лит., 1989. — 444 с.
  78. К.Е. Социальные аспекты профилактики правонарушений: (Проблемы социального контроля) / К. Е. Игошев, И. В. Шмаров. М.: Юрид. лит., 1980.-176 с.
  79. И.А. О сущности правосознания / И. А. Ильин. М.: Рарогъ, 1993. -235 с.
  80. С.М. Зарубежная криминология / С. М. Иншаков. М.: Изд. группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. — 383 с.
  81. . Принцип «Никто не вправе ссылаться на незнание закона» во французском праве // СССР Франция: Социолог, и междунар.-прав. аспекты сравнит, правоведения. — М.: ИГПАН, 1987. — С.14−19.
  82. И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии / И. И. Карпец. М.: Юрид. лит.,-1976. — 224 с. 93 .Карпец И. И. Уголовное право и этика / И. И. Карпец. М: Юрид. лит., 1985.-256 с.
  83. И.И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Сов. гос-во и право. 1968. — № 12. — С.49−54.
  84. Н.М. Воспитание привычки соблюдать советский закон / Н. М. Кейзеров. М.: Юрид. лит., 1965. — 71 с.
  85. М.Ю. Организационная работа партии по повышению роли учреждений массовой информации и общественных формирований трудящихся в профилактике правонарушений / М. Ю Кержнер. Ташкент: ТВШ МВД СССР, 1980. — 24 с.
  86. Д.А. Потребности, поведение, воспитание / Д. А. Кикнадзе. -М.: Мысль, 1968. 148 с.
  87. X. Правовое воспитание и результаты его исследования в лаборатории криминологии ТГУ // Правовое воспитание молодежи. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1979. — С.3−34.
  88. С.А. Периодическая печать в школе и дома. Опыт воспитания школьников средствами периодической печати / С. А. Киперман. М.: Просвещение, 1993. — 125 с.
  89. А.В. Правовое сознание студенческой молодежи: результаты криминологических исследований // Вестн. Моск. ун-та. Серия 11, Право. 1998. -№ 1.- С.78−90.
  90. А.Г. Психология личности. 3-е изд. М.: Просвещение, 1970.391 с.
  91. А.Г. Психологические особенности человека: В 2-х т.: Т.1 / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. — 264 с.
  92. В.М. Планирование борьбы с преступностью и механизм уголовно-правового воздействия // Планирование мер борьбы с преступностью. М.: Б. и., 1982. — 158 с.
  93. С.Н. Социалистический образ жизни и правовое воспитание // Правоведение. 1986. — № 2. — С.22−30.
  94. .И. Высокая правовая культура как необходимое условие построения правового государства // Юбил. сб. науч. тр. Моск. акад. МВД России. М., 2000.
  95. А.В. Современные криминологические тенденции развития преступности несовершеннолетних // Прав, пробл. укрепления рос. государственности: Сб. ст.: 4.9 / Под ред С. А. Елисеева. Томск, 2002. — С. 115 119.
  96. И.И. Актуальные проблемы борьбы с преступностью де-привантов // Юрист-Правовед. 2000. — № 1. — С. 73−75.
  97. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 576 с.
  98. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на Дону: Феникс, 1999. -512 с.
  99. Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В. В. Розановой. -М.: Русский язык, 1985. 245 с.
  100. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи / А. Ф Лопушанский и др. Киев: Наукова думка, 1986. — 207 с.
  101. . М. Профилактика преступлений молодежи: Теоретическая модель и социальная реальность // Уголов. право. 2002. — № 4. — С. 114−117.
  102. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999. — 189 с.
  103. В.Н. Правовое поведение: норма и патология / В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1982. — 287 с.
  104. В.Н. Право и поведение / В. Н. Кудрявцев. М.: Юрид. лит., 1978.- 191 с.
  105. В.Н. Преступность и нравы переходного общества / В. Н. Кудрявцев. М.: Гардарики, 2002. — 238 с.
  106. Ю.В. Знание правовой нормы // Сов. гос-во и право. 1983. -№ 9. — С.27−34.
  107. Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания личности старшего подростка: Автореф дис. канд. пед. наук. М., 1979. -20 с.
  108. Н.И. Использование СМИ органами следствия в профилактике преступлений: Учеб. пособ. / Н. И. Кулагин. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1971.-95 с.
  109. Г. А. Эффективность правового воспитания шкбльников // Факторы педагог, запущенности и психолог, вопр. коррекции делинквент-ного поведения несовершеннолетних. Воронеж: ВГПИ, 1983. — С.111−116.
  110. К.К., Карабаев Ф. Ж. Некоторые проблемы формирования правовой культуры в образовательных учреждениях МВД // Психопедагогика в правоохранит. органах. 1999. — № 1. — С. 10−11.
  111. Л.Ю., Семенихин В. Ф. Роль школы в профилактической работе с несовершеннолетними «группы риска» // Социал. профилакт. правонарушений среди несовершеннол"етних: Тез. сообщений на науч.-практ. сем. -М., 1990. С.109−113.
  112. М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников: Дис. канд. юрид. наук. М*., 1999. — 189 с.
  113. М. К вопросу о роли семьи в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя // Уголов. право. 2001. — № 4. — С.97−98.
  114. Личность и уважение к закону. М.: Наука, 1979. — 285 с.
  115. Дж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов.- 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. — С.163−195.
  116. С.К. «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» // Духов, ценности и нац. интересы России. Сб. ст. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. — С.155−160.
  117. А.Ф. Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних / А. Ф. Лопушанский. Киев: Наук, думка, 1977. — 327 с.
  118. Е.А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. М.: Юрид. лит., 1973. — 344 с.
  119. А.В. О народном образовании / А. В. Луначарский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 636 с.
  120. В.В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции / В. В. Лунев. М.: Изд-во «НОРМА», 1999. — 516 с.
  121. С.Я. Демокрит / С. Я. Лурье. Л.: Наука, 1970. — 664 с.
  122. А.С. Собрание сочинений: в 5-ти т.: Т.4. / А. С. Макаренко. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 359 с.
  123. А.С. Сочинения. В 5-ти т.: Т.5. / А. С. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.-367 с.
  124. С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений / С. В. Максимов. М.: Акад. МВД РФ, 1992. — 133 с.
  125. Малая советская энциклопедия. М.: Изд-во «Большая сов. энцикл.», 1958.- 1276 с.
  126. Г. В. Право, правосознание, мировоззрение // Сов. гос-во и право. 1975. — № 7. С.48−49.
  127. А.А. Влияние средств массовой коммуникации на правонарушения и преступления несовершеннолетних: Автореф. дис.канд. юрид. наук. СПб: СПбУ МВД России, 2000. — 25 с.
  128. Г. Д. Научные основы и организация правового воспитания молодежи / Г. Д. Маркова. Киев: Вища школа, 1979. — 153 с.
  129. К. Сочинения. Т 16. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1960.-838 с.
  130. В. Школьник в судейской мантии // Сов. юстиция. 1987. -№ 6. — С.ЗО.
  131. А.И. Некоторые вопросы правового воспитания молодежи // Вопросы советского гос. и права в свете решений 27 съезда КПСС: Вып. 1−2. Иркутск, 1972. — С. 144.
  132. А.И. Общее предупреждение преступлений и его эффективность / А. И. Марцев, С. В. Максимов. Томск: Томск, гос. ун-т, 1989.- 159 с.
  133. А.И., Устинов B.C. Проблемы повышения эффективности общей превенции преступлений // Уголов.-прав. средства борьбы с преступностью: Межвуз. сб. науч. тр. Омск: Высш. шк. МВД СССР, 1983. — С. З-11.
  134. Н.А. Новые формы организации работы подразделений по делам несовершеннолетних // Вестн. ГУВД Тюмен. обл., 2002. № 1. -С.58−60.
  135. Г. Г. Эффективность условного осуждения несовершеннолетних // Вопр. эффективности уголов.-прав. мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей: Уч. зап. Рига: Латв. ун-т, 1971.
  136. Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пособ. для студентов пед. инс-в / Под ред. А. В. Мицкевича, В. М. Обухова. М.: Просвещение, 1982.-223 с.
  137. А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя профилактика / А. И. Миллер. Киев: Наукова думка, 1985. — 150 с.
  138. Д. Планы и структура поведения / Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. М.: Прогресс, 1965. — 238 с.
  139. Г. М. Проступок и преступление / Г. М. Миньковский, Л. С. Халдеев. М.: Юрид. лит., 1972. — 56 с.
  140. P.M. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних / P.M. Миньковский, А. П. Тузов. Киев: Политиздат Украины, 1987.-215 с.
  141. В. Человек, мораль, воспитание: (Теоретико-методологические проблемы) / В. Момов. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  142. К.А., Могилевский Р. С. Социальное планирование и проблемы правового воспитания // Человек и общество: Вып. 12. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.-263 с.
  143. О.М. Самосознание несовершеннолетних правонарушителей // Психолог, пробл. предупрежд. педагог, запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Воронеж, 1982. — С.135−137.
  144. О.Ф. Правовое воспитание как метод идеологической деятельности по формированию правосознания трудящихся // Пробл. методологии и методики правоведения. М.: Мысль, 1977. — 205 с.
  145. Н.С. Значение социальной среды в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних // Ювен. юстиция и профилакт. правонарушений: Тез. докл. и выступлений на междунар. науч.-практ. конф. -СПб: Гражданский контроль, 1999. С. 111−113.
  146. Н. Право и ценности / Н. Неновски. М.: Прогресс, 1987. -226 с.
  147. А.А. Эффективность общего предупреждения преступлений несовершеннолетних. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: МВШМ, 1989.- 17 с.
  148. А.Ф. Формирование правовой культуры у школьников // Нравств.-прав. воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  149. В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование) / В. А. Никонов. М.-Тюмень, 1994. — 95 с.
  150. А.Г. Правосознание и правоверность // Ювен. юстиция и профилакт. правонарушений: Тез. докл. и выступлений на междунар. науч.-практ. конф. СПб: Гражданский контроль, 1999. — С.86−87.
  151. В.И. Содержание правового воспитания // Тез. докл. и сообщений на науч.-практ. конф. «Прав. вопр. трудящихся и укрепление соц. законности». -М., 1973. С.25−26.
  152. В.М. Влияние правового воспитания на формирование правосознания и поведение учащихся // Прав, воспитание учащихся: Из опыта работы / Сост. Г. П. Давыдов, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов. М.: Просвещение, 1979. — С.53−60.
  153. Общая психология. Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. проф. А. В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. — 479 с.
  154. Общая психология: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Богословского. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1981. -383 с.
  155. Общее предупреждение преступлений: (Проблемы и перспективы): Монография / А. И. Марцев и др. Омск: Высш. шк. МВД РФ, 1993. — 206 с.
  156. B.C., Нарозников А. К. Индивидуальное и групповое сознание подростков // Трудные судьбы подростков кто виноват? — М.: Юрид. лит., 1991.-С. 177−188.
  157. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Сов. энцикл., 1972. — 846 с.
  158. В.В. Правомерное поведение личности / В.В. Оксамыт-ный. Киев: Наукова думка, 1985. — 175 с.
  159. Организация и эффективность правового воспитания. М.: Мысль, 1983.-285 с.
  160. М.Ф. Право и личность / М. Ф. Орзих. Киев: Вища школа, 1978. -141 с.
  161. B.C. Подросток и преступление (основные пути предупреждения преступлений несовершеннолетних) / B.C. Орлов. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 202 с.
  162. Остапец-Свешников А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе / А.А. Остапец-Свешников. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  163. А.И. Педагогические основы комплексного подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних / А. И. Островский. -Ташкент: Фан, 1983. 139 с.
  164. .Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Пары-гин. М.: Мысль, 1971.-351 с.
  165. С.Ш. Наука и нравственное воспитание / С. Ш. Пашаев. М.: Высш. шк., 1984.-152 с.
  166. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 515 с.
  167. Педагогические требования к планированию и организации работы по правовому воспитанию учащихся средних профтехучилищ. Методические рекомендации. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1986. — 48 с.
  168. Ю.Г. Криминологические и психолого-педагогические основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя: Учеб. пособ. / Ю. Г. Пилипейченко. М.: МССШ МВД СССР, 1989. — 55 с.
  169. В.Ф. Криминальная психология: Психология подростковой преступности: Кн.1. / В. Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 1998. — 304 с.
  170. И.Ф. О правовой активности личности и формирование ее правосознания // Вестн. Ленингр. ун-та. 1971. — № 17.
  171. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: (Информационный сб.).-М., 1991.-206 с.
  172. Г. С. Внушение и убеждение как социально-психологические явления и их роль в формировании общественного мнения: Автореф. дис. канд. психолог, наук. М., 1973.
  173. П.Г. Социальные и правовые проблемы противодействия преступности в России // Духовность. Правопорядок. Преступность. М.: Акад. МВД России, 1996. — С.30−38.
  174. В.В. Правовое воспитание как необходимая предпосылка формирования правосознания // Психопедагогика в правоохранит. органах. -2000.- № 1 (13).-С.10.
  175. В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния // Социолог, исслед. 1998. — № 5. — С.72−79.
  176. Г. М. Беседа как средство индивидуально-профилактического воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя / Г. М. Попова. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. 47 с.
  177. Г. М. Профилактика неправомерного поведения школьников // Нравств.-прав. воспитание учащихся: Из опыта работы / Сост. А. Ф. Никитин. -М.: Просвещение, 1986. С.132−136.
  178. Правовое воспитание и социальная активность населения / В. П. Зенин, Киев: Наукова думка, 1991. — 327с.
  179. Правонарушения и преступность: Стат. сб. М., 1999.
  180. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение / Под ред. Н. С. Захарова, М.ДЛысова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. — 151 с.
  181. Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. М.: Мысль, 1975. — 183 с.
  182. О.В. Роль правосознания в механизме социально-нормативной регуляции противоправного поведения // Вопр. борьбы с преступностьюб Вып. 37. М., 1982, — С. 29.
  183. Л.М. Криминология: Общая часть: Учеб. пособ. / Л. М. Прозументов, А. В. Шеслер. Красноярск! Горница, 1997. — 256 с.
  184. М.А. Реформа школы и задачи народного образования // Сов. педагогика. 1984. — № 7. гС.3−10.
  185. Э.Л. Правосознание несовершеннолетних нарушителей и источники его криминогенной деформации (по материалам Республики Бурятия): Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. -201 с.
  186. Э.Э., Ребане И. А. Методологические аспекты правового воспитания населения // Сов. гос. и право. 1977. — № 4. — С. 109−115.
  187. В.П., Чернышев Н. А. Роль микросреды в механизме правонару-шающего поведения и обеспечении корректирующего воздействия наличность // Криминология и уголовная политика. М.: АН СССР: Ин-т гос. и права, 1985. — С.91−93.
  188. В. Организационные трудности народного образования // Трудные судьбы подростков кто виноват? — М.: Юрид. лит., 1991.- С.236−253.
  189. C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1946.-485 с.
  190. C.JI. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В. Шоро-хова. 2-е. изд. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  191. Р.К. Сознание и правомерное поведение личности // Сов. гос. и право.- 1983.- № 5.-С.-3−11.
  192. В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности / В. А. Рыбаков. Уфа: Уф. высш. шк. МВД России, 1993. — 170 с.
  193. В.А., Толкачев К. Б., Хабибулин А. Г. Правовое воспитание в условиях формирования гражданского общества // ОВД в механизме формирования правового государства. Уфа: Уф. высш. шк, 1991. — 161 с.
  194. И.Ф. Основы правовой педагогики / И. Ф. Рябко. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1973. — 157 о.
  195. И.Ф. Правосознание правовое воспитание в советском обществе / И. Ф. Рябко. Ростов: Изд-во Рост, ун-та,-1969. — 191 с.
  196. И.Ф., Баранов П. П. Правовое воспитание важный фактор укрепления правопорядка // Правопорядок и прав, статус личности в развитом соц. обществе. — Саратов, 1980.
  197. Ф.К. Организация применения СМИ в профилактике правонарушений: Учеб. пособ. / Ф. К. Рябыкин. М., 1980. — 99 с.
  198. Е.В. Предупреждение преступности в маргинальной среде молодежи: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1994.- 20 с.
  199. А.К. Психологические аспекты зарождения правонарушаю-щего поведения и его профилактики // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999. — № 1(9). — С.49−51.
  200. В.П. Социалистическая правовая культура как фактор профилактики правонарушений // Пробл. профилактики правонарушений в развитом соц. обществе. М.: МВШ МВД СССР, 1982. — С.58−64.
  201. И.С. Проблема повышения эффективности правового воспитания // Прав, воспитание трудящихся и укрепление соц. законности. -М., 1973.
  202. Г. С. Индивидуальная профилактика преступлений / Г. С. Сар-кисов. Ереван: Айастан, 1986. — 184 с.
  203. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности / Б. В. Сафронов. М.: Знание, 1984. — 96 с.
  204. А.Б. Об антисоциальных чертах личности преступника // Сов. гос. и право. 1970.'- № 10. — С. 110−116.
  205. В. О возможности и эффективности освобождения от уголовной ответственности (наказания) в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Профессионал. 2000. — № 5(37). — С.34−37. •
  206. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс: проблемы теории и методологии: Дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.- 193 с.
  207. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  208. Н.Я. Организация правовой пропаганды / Н. Я. Соколов. М.: Юрид. лит., 1974.-88 с.
  209. Н.Я. Правовое воспитание: цель и задачи // Полит, самообразование. 1985. — № 1. — С.33−40.
  210. A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций / A.M. Столя-ренко. М.: ЭКМОС, 2000. — 496 с.
  211. Н.Г. Формирование правовых ориентаций старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. —21 с.
  212. А. Нужна ранняя профилактика*// Милиция, 1997. № 6. С. 4 — 5.
  213. В.А. Стать человеком .// Комсомол. Правда. 1970. 7 окт.
  214. С.А. Преступное поведение: Социальные и психологические черты / С. А. Тарарухин. М.: Юрид. лит., 1974. — 224 с.
  215. А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних / А. Е. Тарас. Минск: Народная асвета, 1982. — 64 с.
  216. А.Е. Правовое воспитание старшеклассников / А. Е. Тарас. -Минск: Народная асвета, 198,8. 72 с.
  217. А.Н. Правомерное поведение и общее предупреждение преступлений // Меры предупреждения преступлений. Барнаул: АТУ, 1985. — С.89−95.
  218. Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика / Е. В. Татаринцева. М.: Высш. шк., 1990. — 175 с.
  219. В.В. Право, правосознание* мировоззрение // Сов. гос. и право. 1975.-№ 7.-С.45−46. •
  220. В.Т. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью: Учеб. пособ. / В. Т. Томин. Горький: Горьк. высш. шк. МВД СССР, 1976.
  221. Ф.Ф. Воспитательная роль советского права / Ф. Ф. Третьяков. JL: Знание, 1966.
  222. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат» / Н. Н. Трубников. М.: Высш. шк., 1967. — 148 с.
  223. В.П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1965.- 191 с.
  224. А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних / А. П. Тузов. Киев: Вища школа, 1982. — 181 с.
  225. А.С. Организационно-правовые вопросы деятельности органов юстиции по правовому воспитанию населения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: МГУ, 1981. — 25 с.
  226. Управление профилактикой правонарушений несовершеннолетних. -Рига: Зинатие, 1989.
  227. Усс А.В. Социально-интегративная роль уголовного права: Монография /А.В. Усс. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1993. — 256 с.
  228. К.Д. Собрание сочинений. Т.2. / К. Д. Ушинский. M.-JL, 1950.
  229. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания / И. Е. Фарбер. М.: Юрид. лит., 1963. — 205 с.
  230. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной- Науч.-исслед. ин-т общей и педагог. Психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
  231. В.В. Формирование правосознания молодых сотрудников в период профессиональной адаптации к службе в ОВД // Психопедагогика в правоохранит. органах. 1999. — № 2 (10). — С. 18−21.
  232. Г. Социалистическое право и личность / Г. Ханай. М.: Прогресс, 1971.-335 с.
  233. Е.А. Меры раннего предупреждения преступлений: Учеб. пособ. / Е. А. Харшак. Караганда: КВШ МВД СССР, 1976. — 40 с.
  234. М.Г. Мотив преступной деятельности и его значение в уголовном праве / М. Г. Чубинский. — Ярославль, 1900.
  235. В.Д. Роль государственно-правового регулирования в формировании правосознания советских граждан: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: ВЮЗИ, 1983. — 23 с.
  236. Ш. Н. Проблема бессознательного в советской психологии / Ш. Н. Чхартишвили. Тбилиси, 1966.
  237. А.Ф. Право, правосознание мировоззрение // Сов. гос. и право. 1975. -№ 7. -С.50−51.
  238. Д.А. Семейная криминология: семья- конфликт- преступление / Д. А. Шестаков. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 264 с.
  239. В.И. Почему подросток нарушил закон / В. И. Шилова. Л.: Знание, 1982. — 36 с.
  240. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г. Х. Шингаров. М.: Наука, 1971. — 223 с.
  241. З.К. Младшим школьникам о правах человека / З.К. Шне-кендорф. М.: Вита-пресс, 1995. — 32 с. t •
  242. З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка / З. К. Шнекендорф. М.: Рос. педагог, агенство, 1997. — 250 с.
  243. В.А. Социология правосознания / В. А. Щегорцев. М.: Мысль, 1981.- 174 с.
  244. Н.В. Правовая установка и социальная активность личности / Н. В. Щербакова. М., 1986.
  245. Юридическая клиника КрасГУ // Информационный бюллетень. Вып. 1 / Отв. ред. А. С. Горелик. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2002. — 60 с.
  246. Юридическая клиника КрасГУ // Информационный бюллетень. Вып. 2 / Отв. ред. А. С. Горелик. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2002. — 100 с.
  247. С.В. Проблемы' правового воспитания несовершеннолетних: Дис. канд. юрид. наук. М., 1983.
  248. А.А. Основания уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация / А. А Яковлев. -М.: Политиздат, 1982. 123 с.
  249. A.M. Индивидуальная профилактика преступного поведения / A.M. Яковлев. Горький, 1977. — 112 с.
  250. A.M. Правосознание как объект конкретно-социального исследования //Уч. зап. ВНИИ СЗ: Вып. 23. М., 1971.
  251. Г. М. Печать как средство правового воспитания в целях предупреждения правонарушений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1976.
  252. Die niedersachsische Polizei. Engagiert. Kompetent. Biirgernah. Hannover, 1997.-55s.
  253. Jugendmedienschutz. Innenministerium Baden-Wurttemberg im Auftrag der Innenminister / Senatoren des Bundes und der Lander. Miinchen, 2001.
  254. Kooperations- und Forschungsprojekt «Polizei und Sozialarbeit im Hinblick auf die Prevention von Jugendgewalt» / Leitung: F. Hiicker, M. Dohner, F. Vahsen, M. Busche-Baumann. Hildesheim, 1998. 197s.
  255. Wie schiitzen Sie Ihr Kind?. Innenministerium Baden-Wiirttemberg im Auftrag der Innenminister / Senatoren des Bundes und der Lander. Miinchen, 2000-
  256. Jugendgerichtsgesetz vom 04.08.1953 (Zuletzt geandert durch Gesetz vom 26.01.1998 (BGB1. I S. 160) // Strafgesetzbuch 35. Auflage. 2000. Beck-Texte im dtv.1. АНКЕТА
  257. Как Вы думаете, с какого возраста наступает уголовная ответственность за совершение любого преступления? а) с 14 лет-б) с 15 лет-в) с 16лет-г) с 17 лет-д) с 18 лет.
  258. Как Вы считаете, с какого возраста следует наказывать за совершение преступлений (впишите)?
  259. За совершение каких преступлений Вы можете быть наказаны в уголовном порядке? а).за хулиганство-б).за грабеж-в).за убийство-г) за хранение оружия-д) .за участие в банде.
  260. Как Вы считаете, можно ли наказать в соответствии с уголовным законом родителей за преступления, совершенные их детьми?.а).можно наказать только родителей-б).можно наказать только детей-в) можно наказать детей вместе с родителями.
  261. И в заключении, сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.8. Укажите свой пол: а) мужской-б) женский.9. Укажите свой возраст:
  262. Стоите ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних? а) да-б) нет.11. Где Вы учитесь? а).в школе-б). в ПТУ-в) в колледже-г) .не учусь.
  263. Если Вы не учитесь, то работаете ли? а) да-б) нет.
  264. Привлекались ли Вы к уголовной ответственности? а) да-б) нет.
  265. Спасибо за участие в проводимом исследовании!1. АНКЕТА
  266. Знакомы ли Вы с уголовным законом? а) да-б) нет.
  267. Считаете ли Вы, что уголовный закон: а).слишком суров-б).справедлив-в).слишком мягок-г) затрудняюсь ответить.
  268. Если подросток, совершая преступление, считает, что поступает законно. Как это влияет на наказание? а).его не наказывают-б).его наказывают на общих основаниях-в).ему смягчают наказание-г).вместо него наказывают родителей.
  269. Если родители систематически избивают своего ребенка и жестоко обращаются с ним. Как бы Вы оценили их поведение? а).как преступное и наказуемое-б) как безнравственное, но не наказуемое поведение-в).как внутрисемейное дело-г) иноеj
  270. Если взрослые люди нигде не работают, по Вашему мнению, на какие средства они живут? а), на полученные законным путем-б) на полученные незаконным путем.
  271. Если бы Вы были свидетелем драки, расскажете ли Вы сотрудникам милиции о том, что видели? а).ни при каких условиях не расскажу- •б) расскажу, если я был не один, и кто-то еще может подтвердить мои слова-в).обязательно расскажу-г).затрудняюсь ответить.
  272. Нравится ли Вам, как Вы проводите свободное время? а).нравится-б) нравится, но не всегда-в).не нравится-г).иногда не нравится-д). затрудняюсь ответить.
  273. Чем Вы чаще всего занимаетесь в свое свободное время? а).провожу время с друзьями-б).занимаюсь спортом- в).занимаюсь в предметном кружке-г) занимаюсь в художественном кружке-д)ино е•
  274. Укажите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:12. Пол: а) мужской-б) женский.13. Возраст (в годах):
  275. Спасибо за участие в проводимом исследовании!160 п14 012 060 40 20 0
  276. Степень информированности законопослушных несовершеннолетних обуголовном законепроцент несовершеннолетних, считающих, что знают уголовный закон
  277. Процент несоврешеннолетних, неправильно оценивших уголовно-правовую ситуацию
  278. Процент несоврешеннолетних, не знающих уголовный закон
Заполнить форму текущей работой