Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические особенности развития технической изобретательской деятельности студентов университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие технической изобретательской деятельности протекает успешно при условиях, если: а) разработаны и реализуются специальные дидактические средства и приемы влияния на мотивационно-эмоциональную, интеллектуальную, волевую и собственно профессиональную направленность познавательно-трудовых потребностей студентов во взаимосвязи с их творческими умениями: в учебной и внеучебной работепричем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
    • 1. 1. Методология и психолого-педагогические закономерности технической изобретательской деятельности
    • 1. 2. Проблема развития технической изобретательской деятель ности студентов
    • 1. 3. Научный анализ становления технической изобретательской деятельности будущего специалиста
  • Выводы по первой главе. ^
  • ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ младших курсов
    • 2. 1. Дидактические основы развития технической изобретательской деятельности студентов

    § 2.2. Сознательное выполнение студентами младших курсов приемов умственной деятельности в процессе решения продуктивных задач как один из путей эффективного развития их технической изобретательской деятельности

    § 2.3. Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной

    Работы. 139

    Выводы по второй главе. 168

Педагогические особенности развития технической изобретательской деятельности студентов университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в Республике Таджикистан обусловили развитие производительных сил, в связи с чем, растет экономическая и социальная значимость технического изобретательства людей в различных сферах жизни, особенно в настоящее время, когда необходимо вывести народное хозяйство на передовые рубежи техники и технологии, усилить интеграцию науки и производства. Для решения насущных социально-экономических задач необходимо, чтобы уровень знаний и технического мышления подрастающего поколения соответствовал требованиям научно-технического прогресса (НТП). Специалисты XXI века должны уметь эффективно и, в достаточно короткие сроки, овладевать не только современной техникой и действующими технологиями, но и той, которая появится в ближайшем будущем и в создании которой они могут непосредственно участвовать. Таким образом, научно-техническое творчество молодежи (НТТМ) — это приоритетное направление социально-экономической политики в условиях коренного преобразования нашего общества. Педагогическая направленность развития НТТМ заключается в том, чтобы сделать техническую изобретательскую деятельность одним из ведущих факторов социального и профессионального становления личности, источником ее всестороннего развития, а не только способом решения существующих и возникающих народно-хозяйственных задач.

Разрешение проблемы развития технической изобретательской деятельности связано с методологическим и теоретическим осмыслением противоречивой ситуации, характерной для взаимодействия человека с усложнившейся технической средой. С одной стороны, необходимо освоить и приумножить национальное богатство, выраженное в его предметно-вещественной форме, с другой — обеспечить развитие человека как носителя общественного знания, обогатить его субъективно-личностный мир.

В прогностическом плане важно определиться: станет ли человек иждивенцем все более совершенных машин или же, напротив, научно-технический прогресс будет сопровождаться утверждением и возвышением человека, дальнейшим развитием его интеллекта. В условиях, когда новые совершенные машины, механизмы и автоматы, вызванные к жизни НТГТ, способны, в случае отсутствия должного противодействия, сделать человека «деталью» сложной технической системы и вытеснить из производства неквалифицированного работника, особую значимость приобретают такие социально-нравственные факторы, как: профессиональная квалификация, компетентность, мастерство, искусство специалиста в общении со средствами производства. Все это, однако, невозможно без технической изобретательской деятельности. Одна из важнейших задач НТП состоит еще и в том, чтобы оградить молодежь от технократического подхода, опасность распространения которого усиливается в связи с возрастающим насыщением техносферы.

Актуальность избранной нами темы обуславливается тем, что решение проблемы развития технической изобретательской деятельности имеет важное экономическое (увеличение производственного потенциала), социальное (творческая активность — нравственная ценность и цель развития общества), научное (результат интенсификации человеческого фактора) значения.

Наше исследование исходит из наличия существенных противоречий, возникших между особой значимостью избранной нами сложной и многогранной проблематики и ее недостаточной теоретической разработкой в педагогике, отсутствием эффективного механизма развития технической изобретательской деятельности, что, в свою очередь, порождает трудности в практической реализации развития НТТМ. По нашим данным, основная часть выпускников высшей школы Республики Таджикистан пассивно относится к технике, к производству, не участвует в рационализаторской деятельности. Занимаются в технических кружках всего лишь от 2 до 6% студентов. К недостаткам, которые отрицательно сказываются на развитии технического изобретательства, следует отнести и репродуктивный характер усвоения 4 технических знаний, умений и навыков, слабую техническую подготовку многих руководителей. ведущих эту работу в учебное и внеучебное время.

Процесс развития технической изобретательской деятельности рассматривается нами с позиций системного и личностно-деятельностного подхода к интеллектуальной, профессионально-технической и трудовой деятельности, основы которого получили отражение в трудах ученых: Г. С. Альтшуллера /4−6/, Т. Рибо /158/, Б. М. Кедрова /95/, О. К. Тихомирова /199/, А. Н. Леонтьева /125/, Я. А. Пономарева /150−151/, Ю. В. Шапиро /211/, П.М. Якобсона/227/, С. Кодирова /86/и других/56−115/.

Констатируя ценность существующих в этой области исследований для построения общей теории развития технической изобретательской деятельности, необходимо, однако, отметить, что, в основном, они были посвящены разработке отдельных ее аспектов и проблем, но научно-педагогическое комплексное обеспечение этого процесса не осуществлялось и не опиралось на новые тенденции профессиональной педагогики (интеграция профессий, взаимосвязь общего и профессионального образования, интенсификация процесса учения, кооперация школы, вуза и предприятия). Такое положение сдерживает разработку теории развития технического изобретательства и возможности ее реализации в профессионально-технической и трудовой подготовке студентов.

Итак, теоретический анализ позволил одновременно вскрыть, что техническое изобретательство как область научного знания практически не исследовалось. И, хотя вопросам исследовательской направленности инженерно-педагогического труда во все времена придавалось большое значение, научкультуры инженера малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы. До сих пор в научно-педагогической литературе отсутствует целостная концепция формирования технической изобретательской деятельности будущего специалиста, не раскрыта сущность исследуемого феномена, которая выражала бы его конкретные свойства в современных процессах обновления общества и вуза, определяла бы 5 возможности взаимодействия субъектов образования в непрерывном учебно-воспитательном процессе университета, направленного на формирование у студентов данного интегративного качества.

Между тем, изучение уровня сформированности технического изобретательства студентов, обучающихся в условиях университета, показало, что сложившаяся система подготовки будущих специалистов не способствует развитию профессиональной мотивации, которая служит побудителем к творческим действиям, поиску новых способов решения профессионально-технических, инженерных задач.

Таким образом, налицо объективно сложившееся противоречие между всемерной потребностью общества в специалистах с высоким уровнем сформированности технической изобретательской деятельности и реальным состоянием решения этого вопроса как в теории, так и в практике высшей школы.

Поиск педагогически эффективных условий разрешения данного противоречия обозначил проблему нашего исследования и предопределил выбор темы исследования: «Педагогические особенности развития технической изобретательской деятельности студентов университета».

Цель исследования: разработка научно-педагогических основ развития технической изобретательской деятельности студентов университета.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в учебное и внеаудиторное время, включающий элементы творческой конструктивно-технической деятельности студентов.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию технической изобретательской деятельности студентов университета.

Цель и предмет исследования обусловили следующую гипотезу: развитие технической изобретательской деятельности студентов будет эффективным, если:

— рассматривать техническое изобретательство как качество личности студентов университета в единой системе личностных свойств- 6.

— разработать научно обоснованные педагогические условия развития технической изобретательской деятельности, основанные на взаимосвязи профессиональной подготовки и творческой технической деятельности в учебном процессе и во внеаудиторной работе;

— добиться включения студентов младших курсов в различные формы технической изобретательской деятельности, учитывающие их индивидуальные особенности, интересы и склонности;

— обеспечить подготовку и переподготовку профессорско-преподавательского состава университета к руководству технической изобретательской деятельностью студентов на основе разработки новых программ и методических рекомендаций.

В соответствии с выдвинутой гипотезой для достижения намеченной цели, мы определили следующие задачи исследования:

— обосновать понятие «техническая изобретательская деятельность студентов университета»;

— раскрыть теоретические основы развития технической изобретательской деятельности студентов университета;

— определить основные направления и педагогические условия развития технической изобретательской деятельности студентов младших курсов;

— разработать и экспериментально проверить дидактические средства, направленные на развитие технической изобретательской деятельности студентов младших курсов.

Ведущая идея исследования состоит в том, что формирование основ технического изобретательства будущего специалиста должно осуществляться в условиях целостного педагогического процесса университета с позиций личностно-деятельностного и системно-аксиологического подходов к определению целей, содержания и технологии их формирования.

Методологическую основу исследования составляют: положения материалистической диалектики о непреходящей ценности понимания сущности человеческой деятельности, участие в которой преобразует личность, 7 возвышает ее потребностиидеи о всестороннем гармоничном развитии личности, ее профессиональном становлениио труде и общественном производстве, о связи теории с практикойо соединении обучения с производительным трудомоб интеграции науки, техники и производства.

В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы: анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, обобщение, идеализация, экстраполяция, интервьюирование, анкетирование, анализ продуктов технической изобретательской деятельности специалистов, выпускников вузов, а также развернутый педагогический эксперимент в вузах и на промышленных предприятиях.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана педагогическая концепция развития технической изобретательской деятельности студентов, предусматривающая взаимодействие ее содержательных и профессионально — деятельностных сторон с учетом их направленности на повышение качества инженерной подготовки, воспитания и развития студентов, формирования у них творческих умений и инженерного мышления, обеспечивающих профессиональное становление мобильных специалистов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: выявлены тенденции развития технического изобретательства студентов во вузе в условиях ускорения научно-технического прогресса на основе закономерностей процесса обучения основам технического изобретательстваразработаны принципы его построения и условия их реализациивыявлены возможности усиления творческой направленности инженерно-технических задач на основе личностно — деятельностного подхода к обучениюразработана оптимальная система дидактических средств, учитывающая профессиональные интересы студентов (творческие задачи, алгоритмы действий студентов по их решению, система самостоятельных работ, методы оценки результатов, формы организации труда).

Практическая значимость исследования состоит в массовом внедрении разработанной системы обучения основам технического изобретательства в процессе учебной и практической профессиональной подготовки и во внеаудиторной работе в университете, что повышает уровень квалификации, стимулирует формирование профессиональной направленности личности, создает предпосылки творческого отношения будущих инженеров к своей деятельности, сокращает сроки включения в техническое изобретательство на производстве и повышает их удельный вес в рационализаторстве и изобретательстве, обеспечивает условия непрерывного профессионального образования.

Результаты исследования легли в основу разработанных автором программы предмета «Основы технического изобретательства" — методических рекомендаций по проведению теоретических и практических занятий по курсу «Основы технического изобретательства" — учебно-методических пособийпрограммы для самообразования преподавателей втузовпрограммы организации внеаудиторной работы по научно-техническому изобретательству.

Этапы и процедура исследования: на первом этапе (2007;2008 гг.) осуществлялась разработка теоретических подходов к проблеме формирования основ технического изобретательства у студентов младших курсов университета, определялся понятийный и научный аппарат, анализировался и систематизировался собранный материал по проблеме исследованияна втором этапе (2009;2010 гг.) был организован поисковый (констатирующий) эксперимент, направленный на диагностику развития технической изобретательской деятельности студентов инженерных факультетов втузов, и осуществлен переход к обучающему экспериментуна третьем этапе (2011;2012 гг.) был продолжен формирующий эксперимент, осуществлялся анализ результатов исследования. Были систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, разработаны научно-методические рекомендации. 9.

База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Политехнического института Таджикского технологического университета, Худжандского госуниверситета имени академика Б.Гафурова. В процессе констатирующего эксперимента принимало участие 360 студентов, 38 преподавателей университетов: в формирующем эксперимента — 80 студентов младших курсов.

На защиту выносятся следующие положения:

— техническое изобретательство студентов университета — объективный процесс в технической, общеинженерной и профессиональной подготовке студентов, обладающий интегративными качествами межнаучного взаимодействия (социальная, экономическая, научно-техническая, профессиональная, психолого-педагогическая, физиологическая направленности), основным источником развития технического изобретательства является научно-технический прогресс как синтез науки, техники и производства;

— как педагогическая категория, техническое изобретательство вскрывает фундаментальную сущность взаимообусловленности формирования личности, условия развития научно-технического прогресса, инженерной подготовки. Оно отображает существенные свойства, связи и отношения между ними и трансформирует их в учебно-познавательном и исследовательско — творческом процессе в университете;

— педагогическая теория развития технического изобретательства включает характеристику процесса технического изобретательства, ее многокомпонентную структуру и совокупность условий эффективного функционирования этого процесса.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций автора, логичностью научного аппарата, применением комплекса методов исследования, тщательным анализом экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, выводы и результаты исследования докладывались на.

10 республиканских научно-практических конференциях в г. Худжанде (2010,2011), ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ХГУ имени академика Б. Гафурова (2007;2011), обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности и одобрены.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения и содержит 6 таблиц, 5 иллюстраций.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Техническая изобретательская деятельность — это такое качество личности, которое дает возможность человеку находить новое, оригинальное, представляющее общественную ценность решение поставленной перед ним производственно-технической задачи. В нынешних условиях развития Республики Таджикистан и преобразующемуся народному хозяйству так необходимо развитие технической изобретательской деятельности студентов, перед которыми производство в ходе их трудовой деятельности ставит и будет ставить задачи, требующие творческого решения.

Эффективным способом развития технической изобретательской дея- «» тельности студентов является работа с ними над решением систем продуктивных задач в процессе учебных и практических занятий. Причем наилучший результат достигается в том случае, когда сначала на занятиях осуществляется теоретическая подготовка к решению продуктивной задачи, актуализация необходимых знаний, предварительное мысленное, а потом графическое конструирование. Затем на практических занятиях организуется комплексное мысленное и предметно-манипулятивное конструирование, необходимое для завершения решения задачи и воплощения его в предметную форму. И, наконец, по мере необходимости на занятиях дорабатывается решение задачи, проводится анализ, выявляются ошибки, иногда перестраиваются принципы последующего графического конструирования, изменяется оценка значения найденного и выполненного варианта решения задачи.

Интенсификация развития технической изобретательской деятельности студентов достигается путем сознательного использования ими в процессе решения продуктивных задач приемов умственной деятельности. А формирование у студентов в ходе обучения умений и навыков применения этих приемов должно осуществляться на основе конкретного учебного материала и в соответствии с учебным планом и программой данного курса. Практически специфика предлагаемого метода обучения способствует также более глубокому и интенсивному изучению студентами учебного материала при высоком уровне активизации их мыслительной деятельности.

Установлено, что обучить студентов решению продуктивных задач трудно из-за необычайной сложности и своеобразия, неповторимой индивидуальности протекания творческого процесса у каждого из них в каждом отдельном случае. Однако передовой педагогический опыт и результаты экспериментальных исследований показывают, что сформировать навыки использования ряда методов и приемов, активизирующих поиск путей решения творческой задачи возможно при условии развития навыков применения эвристических методов и приемов, активизирующих протекание мыслительных операций, и комбинирование знаний, направляющих и регулирующих их функционирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в основном подтвердило выдвинутую гипотезу, что дает основание для ряда общих выводов.

1. С позиции системного и личностно-деятельностного подхода техническую изобретательскую деятельность следует понимать как качество личности, формируемое в процессе обучения и воспитания. Это — совокупность технических умений, устойчивых интересов и эмоционально окрашенных стремлений к технической творческой деятельности в сочетании с личным опытом, обеспечивающая успешное выполнение заданной деятельности. Уровень технической компетенции растет по мере поступательного развития студента, оказывая сильное влияние на результаты его учебно-познавательной и профессиональной деятельности, на саморазвитие личности. Педагогические закономерности развития технической изобретательской деятельности, дидактические условия их реализации и взаимосвязь с общеобразовательной и общеинженерной, профессиональной подготовкой выявляются на основе личностно — деятельностного подхода к обучению. При этом цели задаются определенными знаниями и умениями, формирующими творческие качества личности и опыт творческой технической деятельности.

2. Поскольку развитие технической изобретательской деятельности и формирование общенаучных знаний и умений взаимообусловлены, организация целостного процесса технической творческой подготовки требует соблюдения следующих правил и дидактических условий: включать студентов в доступную и посильную самостоятельную, творческую и техническую деятельность, как в учебное, так и во внеучебное время с первых дней обучения в университетеиндивидуализировать познавательно-профессиональную и творческую деятельность студентов на занятиях и вне ихразвивать познавательно-творческие умения, связанные с самостоятельной творческой деятельностью, и формировать в студенческом коллективе общественное мнение, стимулирующее такую деятельность студентов.

3. Развитие технической изобретательской деятельности протекает успешно при условиях, если: а) разработаны и реализуются специальные дидактические средства и приемы влияния на мотивационно-эмоциональную, интеллектуальную, волевую и собственно профессиональную направленность познавательно-трудовых потребностей студентов во взаимосвязи с их творческими умениями: в учебной и внеучебной работепричем преподаватели заботятся о создании ситуации успеха в процессе усвоения технических знаний, формирования умений творческой деятельностиб) создана и внедрена в практику модель организации обучения техническому изобретательству студентов, включающая: цели, задачи обучения, выделение производственно-технических задач в предметах естественно-математического цикла и в содержании производственной и технологической практики, дидактические условия технической деятельности студентов, педагогические условия творческой технической деятельности преподавателейв) разработана и внедрена в практику система творческих учебно-познавательных и производственных задач по техническому изобретательству для студентов младших курсовг) определена и обоснована система педагогических условий, активизирующих деятельность студента по техническому изобретательству, опирающаяся на проблемное и развивающее обучение, алгоритмизацию, дифференциацию и индивидуализацию творческой технической деятельности студентовд) разработаны и внедрены учебные программы и методические рекомендации, направленные на совершенствование работы по техническому изобретательству (и для педагогов по основам технического изобретательства) — а также — структура и содержание организационно-контролирующей деятельности педагогических коллективов по развитию технической изобретательской деятельности студентов.

4. С учетом данных, полученных и проверенных на различных этапах исследования, в диссертации показаны педагогические условия и средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в развитии технической изобретательской деятельности студентов. В числе внешних условий определены: непрерывность технической и учебно-познавательной деятельности студентов, ее ориентированность на задачу развития технической изобретательской деятельности студентовобеспечение единства теоретической и практической подготовки, усовершенствование содержания всех учебных предметов и практических занятий с позиции отражения в них вопросов развития технической изобретательской деятельности студентовактивное включение студентов в решение реальных научных, технических и производственных проблем и учебного процесса в целом, обеспечение ситуации ответственности и самостоятельностивысокий уровень развития технической изобретательской деятельности преподавателей, • под руководством которых студенты овладевают опытом творческой технической деятельностиорганизация учебно-познавательной и производственно-практической деятельности студентов в формах активного сотрудничества с новаторами и рационализаторами производства в режиме творческого технического поиска.

К внутренним условиям мы отнесли: наличие у студентов потребности в овладении основами технического изобретательствапереживание личной ответственности за результаты своей творческой технической деятельностипотребность в рефлексии, анализе собственного творческого технического опыта, выработка объективных критериев и самооценкичувство удовлетворенности собственной творческой технической деятельностью.

Таким образом, в условиях современного развития Республики.

Таджикистан подготовка специалистов-изобретателей, инициативных и образованных, подлинных хозяев производства является делом первостепенной.

172 государственной важности. Специалист уже самим положением в обществе обязывается владеть еще и «профессией» новатора, что означает обладать способностью переходить от осуществления традиционных функций исполнителя предписанной технологии к решению творческих задач, присущих лишь инженерной деятельности. Поскольку функции новатораэто не только создание новой техники, но и участие в ломке привычных схем взаимосвязей в процессе производства, задачей педагогов университета выступает реализация комплексного подхода к формированию личности молодого специалиста, владеющего профессиональным мастерством в сочетании с высокой интеллектуальной активностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.С., Кедров Б. М., Семенов Н. Б. Научное открытие и его восприятие. М: Наука, 1971. — 248 с. 2. ^ Алексеев В. Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи. Ташкент: Фан, 1980. — 151 с.
  2. М.Н. К вопросу о методологии педагогики //Советская педагогика. 1974. -№ 4. -с. 56−64.
  3. З.С. Алгоритм изобретения. М: Московский рабочий, 1973.296 с.
  4. З.С. Как научиться изобретать. Тамбов, 1961. — 160 с.
  5. З.С. Творчество как точная дио, 1979. 176 с.
  6. . Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека //Тезисы докладов на конференции по психологии.-Д.: ЛГУ, 1967. с. 41−45.
  7. .Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной нау’ки//Вестник ЛГУ.-Д., 1959. Вып. 4. — № 23. — с. 16−18.
  8. .Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М: АПН РСФСР. 1967 — с. 10−16
  9. Ю.Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы //Ученые записки ЛГУ. Л, 1959.-Вып. 16.-№ 265.-с. 101−105.11 .Ананьев Б. Г. Пространственное различие. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1955.-68 с.
  10. .Г. Формирование одаренности // Склонности и способности, — Л.:
  11. Изд-во ЛГУ, 1962. с. 21−24.
  12. З.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969−260 с.
  13. Ю.М. Техническое творчество машиностроителей. Л.: Машиностроение, 1975. — 46 с.
  14. A.B. Психология изобретательского творчества. Киев: Вищая школа, 1978. — 176 с.
  15. Л.А. Энергия, рожденная синтезом //Правда.-1973.-27 апр.
  16. П.Р., Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения //Советская педагогика. -1983.-№ 6.- с. 64−71.
  17. В.Г. О системном подходе в социальном познании //Вопросы философии. 1973. — № 6. — с. 33−46.
  18. X. Рахимов Б. История педагогики таджикского народа, (на тадж яз.). Душанбе: Маориф, 1994.
  19. Т. Лутфуллоев М., Шарифов Ф. Очерки педагогической мысли, (на тадж яз.). Душанбе: 2005.-224
  20. С.Л. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1976.687 с.
  21. С.Л. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции. М.: Знание, 1974. — 96 с.
  22. С.Л. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  23. В.И. Техническое творчество. Методологические проблемы. -Ульяновск, 1975. 110 с.
  24. В.И. Философско-методологические проблемы технического творчества. М., 1987. — 68 с.
  25. М.С. О природе научного творчества //Вопросы философии. -1965. № 6. — с. 21−26.
  26. В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии //В кн.: Грузенберг С. О. Гений и творчество. Л., 1924, — 254 с.
  27. М.А. Творчество в науке и технике Пг., 1920. — 46 с.
  28. А.Н. Творения рук человеческих. М.: Знание, 1988. -170 с.
  29. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1983−176 с. 31 .Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству.-М.:3нание. 1981.-96с.
  30. М. Физика в жизни поколения. М., 1963. — 29 с.175
  31. Е. Ради жизни на земле //Правда. 1982. — 1 дек.
  32. Буш Г. Рождение изобретательских идей. Рига: Виясма, 1976. -127 с.
  33. В.В. Методы науки. М., 1974. — 213 с.
  34. С.И. Собр. соч.-М., 1956.-Т. 3. 152 с.
  35. Васи л ейский СМ. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства //В сб.: Проблемы способностей. -М.: АПН РСФСР, 1962. с, 122−125.
  36. A.A. Подготовка кадров в машиностроении. М.: Машиностроение, 1970. — 238 с.
  37. Ю.К. О профессиональной ориентации школьников. М.: Знание, 1989.-32 с.
  38. Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа и условия задачи в процессе ее решения.Автореф.дисс.канд.наук.-М., 1959.- 16 с.
  39. Всесоюзное совещание изобретателей, рационализаторов и новаторов производства. М.: Профиздат, 1967. — 180 с.
  40. Р. Экспериментальная психология. М.: ИЛ. 1950.
  41. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1936. — 93 с.
  42. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.26 с.
  43. A.A., Андреева В. И. Опыт применения целостного эксперимента для исследования техническо-конструктивного развития школьников //Известия Ростовского пединститута. 1984.-Т.З. с.34−39.
  44. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий //Доклады на совещании по вопросам психологии. М.: АПН РСФСР, 1994. — с. 60−68.
  45. Галь гон Ф. Наследовательность таланта и ее законы и последствия, — СПб., 1875.-70 с.
  46. И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологииисследования. М.: Наука, 1973. — 587 с.176
  47. Д.М., Митин М. Б., Рихта Р век. М.: Знание, 1981. -61 с.
  48. В.А. Техническое творчество юных конструкторов. ДОСААФ СССР, 1980. 144 с.
  49. С.О. Гений и творчество. Пг., 1924. — 38 с.
  50. Г рузенберг С. О. Психология творчества. Минск, 1924. -Т.1.-40 с.
  51. JI. Русские инженера. М.: Молодая гвардия, 1953.-200 с.
  52. JT.JI. О соотношении формальных и эвристических компонентов в решении задач. //Вопросы психологии. 1968. — № 2.- с. 20−25
  53. Г. Развивать способности всех учащихся. //Народное образование. 1962. -№ 2. — с. 15−18.
  54. А. Способности и их развитие Каунас, 1969. — 80 с.
  55. В.Ф. Конструкторская разработка изобретения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-48 с.
  56. М.Г. Психология технических способностей школьников. -Ташкент: Фан, 1971. 158 с.
  57. Де Бройль Л. По тропам науки. М., 19А2. — 145 с.
  58. .А. Моя жизнь. М.: Профиздат, 1950. — 210 с.
  59. Д. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решение /Пер. с англ. М., 1969. — 440 с.
  60. Т.Б. Человек в мире техники и техника в мире человека.
  61. Л.Г. Способности и их воспитание. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1960. — 160 с.
  62. Н.Ф. Учение об индивидуальной одаренности //Элементыдифференциальной психологии. М., 1929. — с. 61−69.177
  63. И.Б. О развитии способностей учащихся в науке и технике. //Политехническое обучение. 1959. — № 12.-е. 28−32.
  64. Е.П. Способности и их развитие. М.: Знание, 1957. — 78 с.
  65. Жариков Е. С Методологический анализ возможностей оптимизации научного творчества. Киев, 1968. — 86 с.
  66. A.C. Развитие творческих способностей учащихся на уроках рисования //Советская педагогика. 1963. — № 7. — с. 41−49.71.3ак А. З. Как определить уровни развитая мышления школьников. -М.: Знание, 1982.-96 с.
  67. В.И. Опыт формирования интеллектуальных умений у старших школьников при решении практических задач //Вопросы психологии. 1966. -№ 3. — с. 12−17.
  68. B.C. Психологическая структура поисковой деятельности при творческом решении задач по техническому конструированию //Материалы III Всесоюзного съезда Общества 1968.-Т. 1.-е. 71−78.
  69. Е.К. Психология изобретательской деятельности детей. -М.: АПН РСФСР, 1961. 101 с.
  70. Л.Б. Современная техника и психологические возможности человека//Вопросы философии. 1961. — № 4. — С. 71−75.
  71. С. Труд-основа гражданского воспитания молодёжи. Душанбе: Сино, 1995, 240с.
  72. . Межпредметные связи: инновация и творческое мышление учащихся. Душанбе, 2004.
  73. М.Х. Научно-теоретические и педагогические основы развития технического творчества в трудовом обучении учащихся. -Алматы: Былым, 1996. -317 с.
  74. З.И. Психологические особенности применения знаний к решению физических задач //Доклады АПН РСФСР. 1957. — № 4. с. 12−16.
  75. Капица Г1.Л. Будущее науки //В сб.: Наука сегодня. М.: Молодая гвардия, 1969.-е. 16−22.91 .Капица П. Л. Теория, эксперимент, практика. М.: Знание, 1966.
  76. И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикских школ, автореф. дисс. докт. пед. наук. -Душанбе, 2000.
  77. М.К. Педагогическая деятельность и идеи Садриддина Айни. -Ходжент: изд. Р. Джалила, 1995. 54 с.
  78. .М. О теории научного открытия //Научное творчество. -М.: Наука, 1969. с. 6−8.
  79. .М. Психологический «механизм» научного открытия //Вопросы психологии. 1969. — № 3. — с. 12−15.
  80. В. Два конца, два кольца//Известия. 1989, — 18 июня.
  81. В.П. Психология способностей к изобретательской деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. — 80 с.
  82. В.Д. Значение фантазии для инженеров-СПб., 1911−68 с.
  83. Л.Д. (сост.) Книга юного техника. М.: Детгиз, 1948. -240 с.
  84. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984. -150 с.
  85. Э. Как определить умственные способности школьников. М.: Сеятель, 1927. — 38 с.
  86. Э. Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы.-М., 1927.-60 с.
  87. А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности //Проблемы способностей. М., 1962. — с. 154.
  88. В.К. В поиске нового. JL, 1975. -60с.
  89. Г. Н. К вопросу о соотношении потребностей и способностей в творческой деятельности новаторов производства //Ученые записки МГУ. -1959. -№ 265. с. 103−108.
  90. К. Педагогика и дидактика суфизма. -Душанбе, 2000.
  91. К.Б. История педагогической мысли таджикского народа, (на тадж яз.). Душанбе: 1996.
  92. С.Ф. Способности и одаренность //Советская педагогика. -1940. -№ 6. -с. 40−46.
  93. Концепция национальной школы. Душанбе, 1994.
  94. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.
  95. Концепция национальной школы Республики Таджикистан (на тадж. языке), Душанбе, 1994.
  96. Г. С. Психологические вопросы руководства развитием способностей //Тезисы докладов на Г съезде психологов. М., 1959. — Вып. З.-с. 78−82.
  97. В.Г. Развитие технического мышления и творческих способностей учащихся в связи с изучением машины //Доклады АПН РСФСР. -М., 1958. -№ 1.-е. 20−25.
  98. T.B. О соотношении теории и практики при решении школьниками технических задач //Вопросы психологии обучения и воспитания: Тезисы докладов на конференции.-Киев, 1961. -с. 12−18.
  99. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. -304 с.
  100. Д.И. Моделирование как средство развития технического мышления и конструкторских способностей учащихся //Ученые записки Томского пединститута. 1964. — Вып. 21.-е. 17−19.
  101. А.Ф., Федосова JI. Естественно-экспериментальные схемы личности учащегося. М., 1916. — 20 с.
  102. Л.И. Умение думать, как ему учить. М., 1975. — 38 с.
  103. Г. А. Тактика науки. М.: Наука, 1970. — 218 с.
  104. П.Г. Автоматизация производства и проблемы изучения способностей //Проблемы способностей. — М., 1962. с.60−65.
  105. Н.Д. О психологических компонентах технической деятельности //Вопросы психологии. 1958. — № 6. — с. 10−14.
  106. Н.Д. Психогеника и профессиональная пригодность (проблемы и методы). М.: Изд-во Мосправотдела, 1928. — 26 с.
  107. Н.С. Склонность к труду //Известия АПН СФСР. М., 1950. — Вып. 25.
  108. А.Н. Деятельность и личность //Вопросы философии. -1979.-№ 5.-с. 65−79.
  109. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения //Известия АПН РСФСР. М., 1947. — Вып. 7.
  110. Н.П. Индивидуальные различия в способностях к техническому конструированию //Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов в СССР. М., 1968. — Вып. 2. — с. 21−27.
  111. .Ф. Человек и техника //Очерки инженерной психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. с. 71−78.
  112. М. Современная дидактика, (на тадж яз.). Душанбе, 2001. -318с.
  113. Лу тфуллоев М. Педагогика милосердия. Душанбе, 1994. -48 с.
  114. М. Возрождение педагогики Аджама. Душанбе: изд. Дониш, 1997. — 150 с.
  115. М. Книга наставлений Аджама. Душанбе, 2004.
  116. М. Независимость Таджикистана и современное образование. Душанбе, 2006.
  117. М. Урок. (Даре), Душанбе 1995.
  118. М. Васильев A.A. Шибанов A.A. О единстве и связи политехнического и профессионального образования //Школа и производство. 1974. -№ 9. — с. 1216. '/Доклад на VTI Междуна-1970.-С М. Политиздат, 1988.-1 Юс.
  119. A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей //Научное творчество. М.: Наука, 1960. — с 18С
  120. H.A. Интеллектуальная деятельность при решении задач. М., 1946. — Вып. 3. — 68 с.
  121. Е.А. Психологические особенности решения некоторых конструктивных задач в старших классах средней школы //Вопросы психологии. 1964. — № 2. — с. 27−29.
  122. В.Б. Техника и человек. М. Молодая гвардия, 1988. -236 с.
  123. В. Как рождаются изобретения.-М., 1961.-160.
  124. М., Тухлиев К., Шодмонов Ш. Информатика и информационная технология. Изд. во «Наргис», Худжанд, 2003, -224с.
  125. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе: Матбуот, 2003.
  126. Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан. Душанбе. 2007.
  127. Национальный план действий по защите прав и интересов ребенка на 20 032 010 годы, утвержден Постановлением Правительства РТ от 4 июля 2003 года, № 309.
  128. В.Д. Факторная структура канских работ //Вопросы психологии. 1961. — Jife2. — с. 15−20.
  129. Обзор методов создания новых технических решений //Конспект лекций A.B. Кудрявцева! М., 1988. — 168 с.
  130. Павловские среды. M.-JL, 1949. — Т. 2.
  131. К.К. Будущее и способности. //Доклад на 7-м Межд. социологическом конгрессе в Варне. М., 1970.-с.2−3.
  132. Г. Л. Моделирование. М: Воениздат, 1963. — 119 с.
  133. Политехническое образование и всестороннее развитие личности школьника //Материалы по организации и методике исследования. М.: АПН СССР, 1977.-76 с.
  134. Я.А. Психика и интуиция. М., Политиздат, 1967.-60с.
  135. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-58 с.
  136. Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1976.-91 с.
  137. А. Избранные труды. М&bdquo- 1974. — Т.З. — 660 с.
  138. В.Д. Развитие технического творчества учащихся IX-X классов в процессе трудового обучения. М., 1971. — 24 с.
  139. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Просвещение, 1975. 270 с.
  140. X., Нуров А. Педагогика, (на тадж яз.).Душанбе, 2000.
  141. П.Е. Нетрадиционная система подготовки учителей: Рождение мастера, М., 2000, 304с.
  142. Т. Опыт исследования творческого воображения.СПб. 1901 .-103с.
  143. Э.В. Взаимосвязь трудового и исполнительского компонентовдеятельности учащихся на занятиях по техническому труду. М., 1984. -18 с.183
  144. И.М. Исследования эвристической деятельности и их значение для понимания творчества //В сб.: Научное творчество. М., 1969. -120 с.
  145. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. М., 1999, 672 с.
  146. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Учпедгиз, 1958.-210 с.
  147. C.JI. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1950.-576 с.
  148. Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. 1959.-71 с.
  149. В.Н. Логико-методические обоснования общей теории систем. -М.: Наука, 1973. 218 с. -с. 227−230.научного откры-Ю-18.//Наука и жизнь. -1974.
  150. Ю.А. Очерки психологии ума, М.: АПН РСФСР. 1962 160 с.
  151. Ю.А. Творчество //Педагогическая энциклопедия. -М.: Педагогика, 1968. Т. 4. — С. 240−241.
  152. А.П. Научные основы и социально-педагогические условия развития технической изобретательской деятельности. Алматы: Былым, 1997. -165 с.
  153. А.П. Научные основы технического изобретательства. -М.: Мысль, 1989.-201 с.
  154. А.П. Новая система обучения техническому изобретательству. -Алматы: Рылым, 1997. 110 с.
  155. А.П. Основы технической психологии. М.: Наука, 1970.- 178 с.
  156. А.П. Теоретико-методологические основы технического воспитания учащихся. Алматы: Былым, 1996. — 258 с.
  157. А.П., Ахметова Г. А. Методика обучения анализу кинематических схем механизмов на основе предметных действий студентов. -Алматы: Рылым, 1997. 28 с.
  158. А.П., Ахметова Г. А. Научные подходы к разработкетеоретических основ методики развития технической изобретательскойдеятельности студентов университета. Алматы: Былым, 1999. — 43 с.184
  159. А.Б., Случин Г. И. Вдохновение по заказу //Уроки изобретательства. Петрозаводск, 1977. — 120 с.
  160. Н.А. Рабочий изобретатель. — Рига, 1961. — 60 с.
  161. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АМН СССР, 1952.193 с.
  162. П.В. Мозг принимает решение. Наука и жизнь.-1974, № 11. с. 60−63.
  163. П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 60 с.
  164. П.В. Эмоциональное возбуждение и психологический мутагенез //Тезисы докладов II симпозиума по проблеме «человек и машина». Тбилиси, 1966. — с. 40−45.
  165. И.И. Творческая деятельность учащихся в процессе труда и средства ее развития. Харьков, 1962. — 26 с.
  166. А.А. Процесс познания в обучении. М.:Изд-во МГУ, 1956,-120с.
  167. С.А. Диагностика предварительной пригодности молодежи к инженерной деятельности //Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Комплексная проблема профориентации и повышения квалификации кадров». Минск, 1986. — с. 58−59.
  168. С.А. Определение профессиональной направленности поступающих в высшую техническую школу //Сб.: Проблемы высшей школы. -Киев: Вища школа. 1974. Вып. 19. — с. 18−21.
  169. С.А. Формирование профессионального интереса к инженернойдеятельности у учащейся молодежи на различных этапах обучения //Тезисы
  170. Республиканской научно-теоретической конференции «Преемственность в185системе и методах воспитания молодежи в общеобразовательной и высшей школе». Одесса, 1975. — с. 20−21.
  171. Ю.С. Автоматика и телемеханика в творчестве юных техников. -М.: ДОСААФ, 1962. 56 с.
  172. Ю.С. Школьникам современную технику. — M.: Знание, 1962.-60 с.
  173. Е.Л. Роль пространственного воображения в практике конструкторской работы и преподавании графических дисциплин во втузах //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. -М:АПН РСФСР, 1961.-с. 160−168.
  174. В.А. Человек неповторим (О развитии творческих способностей в труде. Заметки педагога) //Народное образование. 1961. -№ 5.-с. 12−16.
  175. Н.Ф. Особенности умозаключений при решении геометрических задач. М., 1957. — Вып. 80. — 38 с.
  176. .М. Простейшие способы факторного анализа (В сб.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. -М.: Просвещение, 1967.-Т. 5.-е. 101−108.
  177. .М., Гуревич K.M. (ред.) Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Просвещение, 1966. — 190 с.
  178. .М., Майзаль Н. И., Небылицын В. Д. Психологические вопросы отбора. Инженерная психология. М.: Изд-во МГУ, 1964. -189 с.
  179. Техническое творчество учащихся и производственное обучение. -Свердловск, 1964. 186 с.
  180. O.K. Решение мыслительных задач как вероятныйпроцесс//Вопросы психологии. 1961. -№ 4. — с. 10−14.186
  181. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. 110 с.
  182. O.K. Творчество человека и машины // В сб.: Проблемы научного и технического творчества. М., 1967. — с. 80−86.
  183. С.С. Философские проблемы труда и техники. Мысль, 1972.-278 с.
  184. В.П. Инженер и жизнь. М: Московский рабочий, 1987.- 150 с.
  185. Химия и жизнь. 1977. — № 1. — с. 14.
  186. Ф., Каримова И. Х. Педагогика, (курс лекций).Душанбе: «Ирфон», 2008.-284с.
  187. Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 1. Душанбе, «Ирфон», 2009, 459с.
  188. Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 2. Душанбе, «Ирфон», 2010, 328с.
  189. Шарифзода Файзулло (Шарифов). Интегрированное обучение основа развития и воспитания. — Душанбе, Маориф, 1995.- 143 с.
  190. Шарифзода Файзулло (Шарифов). Интегрированное обучение: проблемы, поиски и размышления: в 2-х частях. -Душанбе. 1999, 2000.
  191. Шарифзода Файзулло (Шарифов). Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. Душанбе: Маориф, 1997 — 194 с.
  192. Дж. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Автореф. дисс. докт.пед. наук. -Душанбе. 1997.-48с.
  193. Ю.В. Внеклассная работа по технике. М.: Учпедгиз, 1976.-70 с.
  194. С.А. Теория и факты в науке обучении. //Советская педагогика.-1974. № 8. — с. 87−93.
  195. Ш. А. Общение и взаимоотношение людей. Худжанд, «Нури маърифат», 2009, 240с.
  196. СТ. Собр. соч. T. I, М., 1962, 198 с.
  197. В.А. О роли моделей в познании. Л.:ЛГУ, 1963.-284.187
  198. В.А. О роли модели в познании. Д.: ЛГУ, 1963. — 284 с. 2 1 7. Шубин В. А. Структурная схема эвристического алгоритма стимулирования движения мысли в ходе проектирования //В сб.: Проблемы научного и технического творчества. — М., 1987.
  199. Шукурова 3. Национальный куррикулум: основа реформы образования. Бюллетень № 7, ЦУП образования ВБ, Душанбе, 2000.
  200. Г. И. К вопросу о критериях ценности в педагогических исследованиях //Советская педагогика.-1972. N9.-с.61−69.
  201. Эврика. 1976. — с. 125−127.
  202. А. Собрание научных трудов. М., 1965. — Т.1. — с. 7−8.
  203. Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. -Душанбе, 2002.
  204. Эмомали Рахмон. Ответственность за будущее нации. Душанбе, 2003.
  205. П. Творческая личность и скихизобретений. СПб., 1911.-с. 10.
  206. Э.Л. Как понимать объект и предмет научного познания //Политическое самообразование. 1967. — № 3. — с. 70−75.
  207. И.С. О показателях развития пространственного мышления //Материалы III Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1968.-Т. II, — с. 7981.
  208. П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л. 1934.-91 с.
  209. Barnes S.I. Creative behavior guidebook. IN.Y., 1967.
  210. Barnes S. L, Harding H.F. (Eds.). A sourcf-N.Y.:Scribners, 1962.
  211. Binder R. Uvod do pedagogiky tvorivosti predmetoch. Bratiskava, 1981. — 363 s.
  212. Gordon I.I. Synectics: the development cjif creative capacity. N.Y.: Harper, 1961.
  213. Guilford LP. Intellectual factors in productive thinking //Exploration in creativity. -N.Y., 1967.
  214. Guilford LP. Measurement of crativity //In: N.Y., 1967.188
  215. Mooney R.L. Conceptual Model for integrating four Approaches to the identification of creative talent. In: C.W. Taylor, F. ity: its Recognition and Development, NY, Wiley, 19J33.
  216. Pemes S.J. Creative behavior guidebook. -N.Y., 1987.
  217. Pernes S.J. The need for developing. Creative behavior. In: C.W. Taylor (Ed.). Widening Horizons in creativity. N.Y.: Wiley, 1984.
  218. S.J., Harding N.F. (Eds.). A source book for creative thinking. -N.Y.: Scribners, 1982.
  219. C.W. (Ed.) Creativity: progress andbotential. -N.Y., 1964.
  220. Toylor C.V., Barron F, (Ed.). Scientific creativity: Its recognition and development.-N.Y., 1963.
Заполнить форму текущей работой