Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физиолого-гигиеническая оценка инновационного обучения на пубертатном этапе онтогенеза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Впервые установлено, что на особенности роста и развития организма подростков оказывает большее влияние тип конституции, а не условия обучения. По мере увеличения календарного и биологического возраста тренирующее влияние нетрадиционного типа обучения возрастает. Интенсивная учебная нагрузка, а также значительные нарушения в режиме дня подростков, обучающихся в инновационном учебном заведении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Возрастные особенности пубертатного периода онтогенеза
      • 1. 1. 1. Морфофункциональные особенности организма подростков
      • 1. 1. 2. Оценка биологического возраста в период полового созревания
      • 1. 1. 3. Умственная работоспособность подростков 22 1.1.4.Особенности соматического типа в период роста и развития организма
    • 1. 2. Влияние инновационного обучения на организм подростков
  • Глава II. КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования и характеристика обследованного контингента
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Математический анализ полученных данных
  • Глава III. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ 13 — 14 ЛЕТ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОБУЧЕНИЯ

3.1. Морфологические особенности организма мальчиков 13−14 лет при разных типах обучения 41 3.1.1. Морфологические особенности организма мальчиков 13−14 лет при разных стадиях полового созревания и типах обучения

3.2. Морфологические особенности организма девочек

13 — 14 лет при разных типах обучения 52 3.2.1. Морфологические особенности организма девочек 13−14 лет при разных стадиях полового созревания и типах обучения

3.3. Функциональные особенности организма мальчиков 13−14 лет при разных типах обучения 60 3.3.1. Функциональные особенности организма мальчиков 13−14 лет при разных стадиях полового созревания и типах обучения

3.4. Функциональные показатели организма девочек 13−14 лет при разных типах обучения 67 3.4.1. Функциональные особенности организма девочек 13−14 лет при разных стадиях полового созревания и типах обучения 71 Резюме

Глава IV. УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 13 — 14 ЛЕТ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОБУЧЕНИЯ. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И РЕЖИМА ДНЯ ПОДРОСТКОВ.

4.1. Умственная работоспособность мальчиков 13 лет при разных типах обучения

4.1.1. Умственная работоспособность мальчиков 13

14 лет при разных стадиях полового созревания и типах обучения

4.2. Умственная работоспособность девочек 13−14 лет при разных типах обучения

4.2.1. Умственная работоспособность девочек 13−14 лет при разных стадиях полового созревания и типах обучения

4.3. Гигиеническая оценка учебной нагрузки и режима дня подростков 13−14 лет при разных типах обуче

Резюме

Физиолого-гигиеническая оценка инновационного обучения на пубертатном этапе онтогенеза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. До последнего времени существующая система образования зачастую соответствовала потребностям среднего школьника. Такая линия, рассчитанная на среднего ученика, вызывала у него неприязнь к учебной деятельности, подавляла проявление талантливости, неординарности мышления. В настоящее время, в связи с внедрением разработанного пакета документов о новом образовательном учреждении в России, появилось много образовательных учреждений, работающих по своей методологии, по своей научной образовательной концепции. Безусловно, это новое веяние является актуальным и важным для сегодняшней России (Сласте-нин В.А., 1997). Целью работы образовательных учреждений нового типа является: предоставление наиболее способным ученикам оптимальных возможностей для более глубокого и всестороннего образования, оказание помощи в реализации индивидуального творческого потенциала, фундаментальная подготовка к поступлению в вуз. Ребенок, обучающийся в гимназии, лицее или частной школе заинтересован своей деятельностью, видит перспективу своего интеллектуального роста.

Между тем, изменение типологии образовательных учреждений имеет свои негативные черты. Данные статистики показывают, что заболеваемость детей в новых образовательных учреждениях в 2,5 раза выше, чем в традиционных (Образование., 1996). Среди причин, пагубно влияющих на здоровье детей, на первое место выдвинулось: перегруженность учебными занятиями, интенсификация процесса обучения (увеличение коэффициента заполняемос-ти урока, усложнение заданий за счет углубленного изучения ряда предметов и увеличение суммарной дневной учебной нагрузки за счет домашних заданий) на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки (Колбанов В.В., 1998). Учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях нетрадиционного типа, как показывает анализ заболеваемости, особенно негативно влияет на здоровье девочек, на фоне общего снижения функционального резерва организма. Наряду с этим, статистическое исследование Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России показало, что ко времени окончания школы 75% девочек имеют хронические заболевания, а число здоровых составляет 6,3%, у мальчиков данные цифры составляют 35,3% и 29,4% соответственно (Образование., 1996). Подростки в Алтайском крае умирают не реже, чем 60 — 70 — летние люди. Заболеваемость девочек-подростков (будущих матерей) за последние 10 лет выросла втрое (Состояние., 1996), в том числе, количество нарушений эндокринной системы увеличилось в Пять раз.

В настоящее время все чаще рассматривают образовательный процесс параллельно с оздоровительным. Гармонично развитый ребенок должен не только реализовать свой интеллектуальный потенциал, быть высоко нравственным и духовно развитым, но и при этом оставаться здоровым, что, обязательно, должно учитываться при разработке учебных планов образовательных учреждений нового типа. Учебные планы, прежде всего, должны отвечать функциональным возможностям и закономерностям индивидуального развития организма, природным особенностям и возможностям детей (Щедрина А.Г., 1996; Казин Э. М. и др., 1993). Несомненный интерес вызывает изучение влияния процесса обучения в образовательных учреждениях нового типа на организм подростков, так как пубертатный этап онтогенеза относится к сенситивному (чувствительному) периоду, в котором ослабевает действие наследственных факторов и усиливается влияние внешней среды, организм становится более пластичным (Щедрина А.Г., 1989; 1996). Причем сенситивные периоды оказывают существенное влияние на все последующие этапы развития.

Цель работы: Изучить морфофункциональное состояние организма и умственную работоспособность подростков, обучающихся в учебных заведениях различного типа.

Основные задачи исследования.

1. Выявить изменчивость антропометрических характеристик организма подростков 13−14 лет в зависимости от пола, паспортного и биологического возраста, типа учебного заведения.

2. Провести анализ функционального состояния организма подростков с учетом пола, паспортного и биологического возраста, типа учебного заведения.

3. Проанализировать умственную работоспособность в динамике учебного дня, недели, года, с учетом возраста, пола, степени полового созревания и типа учебного заведения.

4. Изучить учебную нагрузку и режим дня подростков 13−14 лет в гигиеническом аспекте с учетом типа учебного заведения.

Научная новизна исследования. Впервые выполнены системные исследования морфофункционального состояния и умственной работоспособности подростков 13−14 лет в зависимости от пола, возраста с учетом степени полового созревания, занимающихся в общеобразовательных и инновационных учреждениях г. Бийска. Впервые получены сведения о морфологических свойствах подростков-школьников 13−14 лет этого города. Проведено сравнительное изучение антропометрических, функциональных показателей и умственной работоспособности у школьников учебных заведений различного типа. Впервые получены сведения о динамике умственной работоспособности подростков на различных этапах учебного года как в средних образовательных, так и в инновационных учебных заведениях г. Бийска. Проведена сравнительная гигиеническая оценка учебной нагрузки и режима дня подростков 13−14 лет, обучающихся в традиционном и инновационном учебном заведении г. Бийска.

Впервые установлено, что на особенности роста и развития организма подростков оказывает большее влияние тип конституции, а не условия обучения. По мере увеличения календарного и биологического возраста тренирующее влияние нетрадиционного типа обучения возрастает. Интенсивная учебная нагрузка, а также значительные нарушения в режиме дня подростков, обучающихся в инновационном учебном заведении, приводят к нарастанию утомления в конце учебного года, выражающемся в снижении умственной работоспособности.

Практическая значимость исследования заключается в использовании ее данных для объективной оценки роста, развития, функционального состояния и умственной работоспособности подростков в учебных заведениях инновационного типа. Полученные данные могут быть использованы при разработке оптимальных режимов учебной деятельности. Результаты настоящего исследования внедрены в педагогическую и оздоровительно-профилактическую практику гуманитарной муниципальной школы-гимназии № 11 и общеобразовательной школы № 15 г. Бийска, а также используются при чтении лекций по курсу «Возрастная физиология» на кафедре Бийского государственного педагогического института. Положения, выносимые на защиту.

1. На морфофункциональные показатели, а также на уровень биологической зрелости подростков 13−14 лет, обучающихся в учебных заведениях разного типа, оказывает большее влияние тип конституции и меньшее — условия обучения.

2. Напряжение в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы чаще выявляется у учащихся гимназии по сравнению с их сверстниками из общеобразовательной школы (вне зависимости от пола и степени биологической зрелости).

3. К концу учебного года у подростков-гимназистов наблюдается тенденция к снижению умственной работоспособности.

ВЫВОДЫ:

1. Антропометрические и функциональные показатели организма подростков 13−14 лет, отражающие особенности физического развития, характеризуются индивидуально-типологической изменчивостью в зависимости от пола, уровня биологической зрелости и типа учебного заведения.

2. Признаки долихоморфии выявлены в большей степени у гимназистов (девочек и мальчиков), а брахиморфии — у учащихся обычной школы.

3. Гимназисты-мальчики, по сравнению со сверстниками из общеобразовательной школы, характеризовались более быстрыми темпами полового созревания (в отличие от девочек-подростков).

4. Различия в антропометрических характеристиках сглаживаются в динамике полового созревания у учащихся гимназии и обычной школы.

5. На протяжении учебного года отмечается более выраженное напряжение функционального состояния организма гимназистов (девочек и мальчиков), по сравнению с учащимися из обычной школы, по показателям гемодинамики, независимо от пола и степени биологической зрелости.

6. Умственная работоспособность увеличивается в течение учебного дня и учебной недели у 14-летних гимназистов (девочек и мальчиков) по сравнению с учащимися из общеобразовательной школы.

7. К концу учебного года у учащихся гимназии отмечена тенденция к снижению умственной работоспособности (по сравнению со школьниками).

8. Анализ расписания уроков свидетельствует о превышении недельной учебной нагрузки в учебном заведении с нетрадиционным типом обученияо нарушении в составлении расписания уроков как в.

124 гимназии, так и в общеобразовательной школе. Выявляются существенные нарушения режима дня подростков 13−14 лет, обучающихся в учебных заведениях традиционного и инновационного типа.

9. Выявленные закономерности изменения показателей, характеризующих особенности морфофункционального развития и умственной работоспособности, необходимо учитывать при организации учебно-воспитательной и оздоровительной работы в учебных заведениях различного типа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основании полученных данных по морфофункциональным показателям, умственной работоспособности в течение учебного года, а также оценки режима дня подростков, обучающихся в учебных заведениях различного типа, рекомендуем следующее:

1. Нормирование продолжительности учебного дня.

2. Распределение учебных предметов на протяжении учебного дня в зависимости от степени их трудности, чередование легких и трудных предметов.

3. Рациональная организация перемен между занятиями с максимальным использованием свежего воздухарегулярное проветривание учебных помещений.

4.

Введение

в учебные занятия двигательных пауз.

5. Нормирование объема домашних заданий: время, необходимое для приготовления уроков, количество предметов, по которым задаются домашние задания, характер заданий (недопустимы одни устные или одни письменные домашние задания).

6. Соблюдение требований рационального режима питания.

7. Разработка режима дня подростков, сочетающего чередование умственной работы и отдыха.

8. Улучшение работы спортивных секций, кружков.

9. Проведение разъяснительной работы с родителями.

10.Обеспечение в помещениях учебных заведений чистоты и порядкасоблюдение всех требований школьной гигиены.

11 .Более тщательные требования к организации режима дня подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Окружающая среда и физическое состояние населения. -Ташкент, Медицина, 1984.- 230 с.
  2. З.П., Деменева А. Н., Кочигина A.M. Изменения кровообращения у учащихся разного возраста как отражение адаптации к учебной нагрузке// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М, 1981. С. 243 — 244.
  3. Л.П. Характеристика полового созревания учащихся 10−15 лет//Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1985.- N. 2(25).-С. 24−27.
  4. Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции// Cojcos. Новосибирск, 1997. — С.54−60.
  5. Е.А. Физиолого-гигиенические аспекты трудового обучения подростков в межшкольном УПК//Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков: Тез. докл.- М., 1984. С. 27 — 28.
  6. Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. М., МГУ, 1986 .-216 с.
  7. Л.Т., Мехтиева Т. М. Влияние полового созревания на показатели физического развития и уровень артериального давления у подрост-ков//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1985. -С. 29.
  8. М.В., Михайлова Л. В., Сальникова Г. П., Усищева Ц. Л. Гигиена труда учащихся общеобразовательной школы. М., 1960. — 115 с.
  9. Ю.Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — 250 с .
  10. М.В. Основы гигиены учащихся. М., 1971. — 208 с.
  11. M.B. с соавтор. Социальная и биологическая обусловленность общей умственной работоспособности учащихся 6−17 л.//Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1967. — N. 1(6). — С. 26 -29.
  12. М.В., Ефимова С. П., Лосева O.A., Вайнруб Е. М., Краснянская П. Л. Социальная и биологическая обусловленность умственной работоспособности учащихся 6−17 лет// Соотношение биологического и социального в развитии человека. М., 1976. — С. 8 — 12.
  13. М.В. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки учащихся// Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся VII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. -М., 1984.-С. 6- 17.
  14. М.В., Кузнецова Л. М., Бородкина Г. В. Изменения психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения// Физиология человека. М., 1991. — Т. 17, N. 5.-С. 116.
  15. М.В. с соавтор. Психофизиологические и вегетативные показатели у медлительных и подвижных подростков (лонгитудианальные исследования)// Физиология человека. М., 1995. — Т. 21, N. 5. -С. 68.
  16. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Паничева Т. М. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся// Гигиена и санитария. М., 1997.-К 1.-С. 24−26.
  17. С.А., Шестов Д. В., Хоптяр В. П. Уровень физического развития у подростков 14 лет жителей Улан-Удэ// Гигиена и санитария. — М., 1993. -К 12.-С. 30−33.
  18. Н.И. Оценка биологического возраста по состоянию функциональных систем организма// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 11 — 12.
  19. Н.И. Пути оптимизации умственного и физического развития . человека// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1985. — С. 32- 33.
  20. М.Г. Характеристика режима дня городских школьников// Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1984. — Вып. 15. — С. 43 — 45.
  21. И.А. Физиологические критерии периодизации индивидуального развития и проблема биологического возраста// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 12−16.
  22. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. -М., Наука, 1982. 270 с.
  23. Ю.М. О метрических антропометрических характеристиках, сопровождающих пубертатность// 7-й Международный конгресс антропометрических и этнографических наук.- М., Наука, 1964. 327 с.
  24. В.Г. с соавтор. Рост и развитие детей Горного Алтая// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977. — Т. 2.-С. 199−200.
  25. Е.И. Изменчивость соматических характеристик в группах девочек разного биологического возраста// Человек, экология, симметрия: Мат. межд. симп. Минск, 1994. — 73 — 74 с.
  26. З.Т. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у здоровых подростков (по данным тахоосциллосфигмографии) // Охрана здоровья детей и подростков.-Киев, 1979.-Вып. 10.-С. 92- 95.
  27. Л.М., Иванова О. И., Иваненко Л. М. Возрастная динамика показателей физического и умственного развития школьников// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990. -С. 25.
  28. И.И., Дорохов Р. Н. Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков// В кн. «Детская спортивная медицина». М., 1980. -С. 165−171.
  29. П.Н. Пропорции тела у различных пропорциональных ти-пов//Ученые записки МГУ. М., 1937. — Вып. 10. — С. 103 — 147.
  30. П.Н. К вопросу роста и возрастно-половой дифференцировке детей и подростков// Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. Л., 1967. — N. 11.- С.102−141.
  31. В.Н., Губайдулина Т. Х., Калиберный В. В. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей//Гигиена и санитария.-М., 1996.-N.5.-0.20−22.
  32. М.М. Регуляция сердечного ритма у подростков с разными темпами полового созревания// Новые исследования по возрастной физиологии. -М, 1982.-Ш (18).-С.17−20.
  33. Л.Ф. Гигиенические факторы формирования состояния здоровья детей//Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подрост-ков:Тез.докл.-М., 1984.-С. 108−109.
  34. Л.Ф. Роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов в формировании состояния здоровья детей и его значение в учебном процессе//Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире. Коломна, 1993.-С. 13.
  35. Бец Л. В. Эстрогенная активность организма девочек пубертатного возрас-та//Вопросы антропологии. М., МГУ, 1974.-С.136−141.
  36. A.A. Взаимосвязь физической и умственной работоспособности учащихся 14−15 лет в течение учебного года//Новые исследования по возрастной физиологии.-М., 1986.-N.2(27).-C.67−69.
  37. Н.Г., Игишева Л. Н., Тарасова О. Л., Федоров А. И. Комплексная оценка функционального состояния и развития детей и подростков в системе образования. Методические рекомендации. -Кемерово, 1996.-39с.
  38. Е.Б. Взаимосвязь между размерами тела и половым созревани-ем//Вопросы антропологии. -М., МГУ, 1979.-Вып.60 -С.83−88.
  39. Е.Б. Телосложение и менархе/ТВопросы антропологии. -М., МГУ, 1981 .-Вып.68.-С.64−67.
  40. А.М. Половое созревание девочек различных конституциональных типов//Педиатрия.-М., 1980.-N.6.-C. 8−11.
  41. Г. В. Изменение функционального состояния организма учащихся при 4-летнем профилированном обучении//Здравоохр. РФ.-1994.-N.3.-C.36−39.
  42. М.К., Давиденко И. М., Мороз В. В., Фуртатова C.B. Избыточная масса тела и физическое развитие учащихся среднего школьного возрастав/Возрастные особенности физиологических систем детей и подрост-ков:Тез.докл.-М., 1990.-С.45.
  43. В.В. Антропология.-М., Учпедгиз, 1941.-368с.
  44. Е.М. Особенности работоспособности школьников с различным уровнем полового созревания/Юхрана здоровья детей и подростков.-Киев, 1971.-Вып.3 .-С.5−9.
  45. Е.М. Особенности работоспособности школьников с различным уровнем полового созревания/Юсновные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации.-Одесса, 1975.-С. 147−149.
  46. Е.М., Вахидова Р. Т. О связи мышечной работоспособности детей с особенностями их биологической зрелости//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М., 1981.-С.140.
  47. Е.М., Краснянская П. Л., Игнатенко О .Я. Анализ факторов, определяющих уровень работоспособности школьников//Возрастные особенно. сти физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М., 1981.-С.251.
  48. Е.М. с соавтор. Анализ факторов, определяющих уровень работоспособности школьников/УНовые исследования по возрастной физиологии. -М., Педагогика, 1983 .-N.2(21).-С. 19−21.
  49. Н.В. Характерные нарушения осанки у девочек 10−13 лет различного типа конституции//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М., 1985.-С.405.
  50. Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательной работы в школе. Новосибирск, 1993. -93 с.
  51. Л.К. Валеология при специализированном обучении в шко-ле//Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб.тр.- Новосибирск, 1999. С. 68.
  52. Г. И. Зависимость типов конституции детей и подростков от региона проживания// Новости спортивной и медицинской антропологии. -М., 1990.-Вып. 1.-С. 118- 119.
  53. Т.С. Инструментальные методы исследования сердечнососудистой системы. М., Медицина, 1986. — 416 с.
  54. В.Г. Характеристика процесса физического созревания детей в возрасте от 8 до 17 лет//Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет. М., 1971.-С.29−31.
  55. В.Г. Акселерация роста и развития детей.-М., МГУ, 1976.-279с.
  56. В.Г. Возрастная периодизация человеческой жизни и биологический возраст ребенка//Вопросы антропологии-М., МГУ, 1976.-Вып.52.-С.191−195.
  57. Л.В., Арефьев В. Г. Формирование двигательных способностей девочек школьного возраста в зависимости от уровня физического разви-тия//Вопросы антропологии. М., МГУ, 1997.-Вып.57.-С.122−131.
  58. Т.С. Годовая динамика работоспособности учащихся седьмых классов общеобразовательной средней школы//В кн. «Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе». -М., 1977.-С.73−74.
  59. И.М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. М., 1985.-N.6.-0.6−11.
  60. И.Н. Возрастные особенности гемодинамики большого круга кровообращения у здоровых детей как показатели расширения их адаптационных возможностей//Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков: Тез. докл. -М., 1974.-Т.1.-С.74−76.
  61. Р.Д., Минский И. А. Особенности физического развития и работоспособности детей и подростков одного паспортного, но разного биологического возраста/Юсновные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. -Одесса, 1975.-С.23−25.
  62. В.Я., Бориско Г. А. Конституциональный тип, физическое и половое развитие здоровых детей и подростков/Юхрана здоровья детей и подростков. -Киев, 1982.-Вып.13.-С.7−10.
  63. Е.К., Орлова Е. В., Зеллис Ж. Н. Гигиеническая оценка обучения детей 11−13 лет в классах компенсирующего обучения в общеобразовательной школе/ЛГигиена и санитария.-М., 1993.-№.10.-С.43−45.
  64. Е.З. Некоторые особенности ростовых процессов у школьников Киргизии//Вопросы антропологии. М., МГУ, 1979. — Вып. 60. -С. 70 — 82.
  65. Н.П., Машинистов В. В. К оценке трудности учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах//Гигиена и санитария.-М., 1993.-Ж6.-С.36−37.
  66. Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. -М., Медицина, 1967.-219 с.
  67. Э., Бурнейкене В. Б. Особенности физического развития школьников г.Шауляй/Юсновные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. -Одесса, 1975.-С. 160−161.
  68. Э., Вайткявичус В. Умственная работоспособность школьников 13−17 л. в процессе учебной деятельности/УВозрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М., 1985.-С.106.
  69. С.М. Кривые работоспособности учащихся как способ гигиенической оценки влияния учебных занятий//В кн.: «Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе». -М., 1974.-С.142−150.
  70. С.М., Ужви В. Г., Ямпольская Ю. А. Комплексная оценка морфологического развития ребенка по темпам созревания и физическому со-стоянию//Вопросы антропологии. М., МГУ, 1974. — Вып. 47. — С. 98 — 107.
  71. A.A., Барышников Ю. А., Калябин В. А., Читайкина Н. Б. О взаимосвязи двигательных и вегетативных функций подростков пубертатного возраста//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М., 1970.-С.81−82.
  72. A.A., Феоктистова C.B. Зависимость морфофункционального развития девочек от степени полового созревания//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М., 1985.-С.112.
  73. A.A. с соавтор. Особенности двигательных и вегетативных функций у мальчиков в начальный период полового созревания//Проблемы и методы исследования возрастной физиологии.-Баку, 1987.-С.34.
  74. A.A. с соавтор. Развитие силовых свойств скелетных мышц у подростков//Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1988.-N.1.-С.54−58.
  75. И.В., Кочигина A.M., Лавинская В. А. Реакция сердечно, сосудистой системы на пробу степ-тест у подростков//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М., 1990.-С.85.
  76. H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. -М.: Аспект, Пресс, 1998.-373с.
  77. С.С. Распределение типов конституции у детей разного возрас-та//Дифференциальная психофизиология и ее генетическое аспек-ты:Тез.докл.-М., 1975.-С.200−202.
  78. С.С. Техника определения типов конституции у детей и подрост-ков//Оценка типов конституции у детей и подростков.-М., 1975.-С.45−55.
  79. С.С. Учет особенностей телосложения ребенка при оценке его биологического возраста//Биологический возраст и возрастная периодиза-ция:Тез.докл.-М., 1978.-С. 126−130.
  80. С.С. Акцелерация физического развития восьмилетних школьников Москвы за последние 70 лет//Новые исследования по возрастной фи-зиологии.-М., 1979.-К1.-С.З-9.
  81. ДедабриШвили О.И., Евдокимова Р. И., Надирадзе Ц. А., Натадзе Т. А. Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физического развития учащихся 7−14 лет// Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет.-М., 1971.-С.38−39.
  82. С.Б. Возрастные особенности развития центральной и периферической гемодинамики у детей 9−16 лет//Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1986.-М.2(27).-С.21−25.
  83. Л.П. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у детей пре- и пубертатном периоде онтогенеза. Ав-тореф. дисс. канд. биол. наук. Новосибирск, 1991. — 28 с.
  84. Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей//Гигиена и санитария. М., 1994. — N. 9. 21 — 23.
  85. Ю.П., Рафиков Х. С. Реактивность организма и некоторые генетические маркеры// Новости спортивной и медицинской антропологии. -М., 1990. -Вып. 2. -С. 66- 67.
  86. К.П. Оценка физического развития, как важнейший раздел контроля за процессами роста и состояния здоровья отдельного ребенка и коллектива// Гигиена и санитария. -М., 1977. №. 10. — С. 77 — 82.
  87. Р.Н., Бахрах И. И. Физическое развитие детей школьного возраста// Медицина, подростков и спорт.-Смоленск, 1975. С. 5 — 39.
  88. Р.Н. Соматотипирование детей и подростков// Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. Л., 1986. — Вып. 3. — С. 66 — 71.
  89. ЮЗ.Елгина С. И. Репродуктивное здоровье девочек и научные основы профилактики его нарушений// Охрана здоровья женщин и детей Новокузнецк, 1997.-С. 147- 149.
  90. Г. Н., Полька Н. С. Возрастные особенности развития некоторых психофизиологических функций школьников 12−15 лет// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990.-С. 101.
  91. Л.В. Биомеханические свойства дыхательной системы подростков// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1985. — С. 131.
  92. Юб.Ерикова JI.В., Михеев С. И. Особенности биомеханики дыхания у подростков 13−16 лет// Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1986. — №. 2(27). — С, 25 -27.
  93. Я.Ю., Беляков В. А., Попова И. В., Ведерников Л. В. Половое развитие детей г. Кирова// Актуаль. вопр. клин, педиатрии, акушерства и гине-кол: Мат. конф. Киров, 1994. — С. 101 — 102.
  94. P.A. Школьная медицина. М., 1975. — 392 с.
  95. P.A. Анализ факторов, определяющих уровень артериального давления у детей и подростков// Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1978. — №. 1(1−0). — С. 28 — 33.
  96. P.A. Особенности сосудистого тонуса детей и подростков с разными вариантами физического развития// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981.- С. 95 — 96.
  97. P.A. Системный анализ гемодинамических функций растущего организма// Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1983. — №. 1 (20).-С. 31 -35.
  98. Пб.Кандрор М. И., Клиорин А. И. Возрастные особенности экскреции половых гормонов у девочек// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1971. — №. 1(3). — С. 145 — 149.
  99. В.Н., Стромская Е. П. Показатели биологического возраста// Основные закономерности роста и развития детей и подростков и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 32 — 33.
  100. В.Н., Стромская Е. П., Варламова Л. П., Прохорова В. М. Состояние здоровья детей и подростков с различным физическим развитием// Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. -М., 1981.-С. 28−29.
  101. В.Н., Кучма В. Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детского и подросткового населения и подготовка врачебных кадров// Гигиена и санитария. М., 1993. — №. 10. — С. 48 — 51.
  102. Л.З., Колотыгина Л. Л., Макаркин А. И., Никольских В. Ю., Менькова Е. Ю. Гигиеническая оценка учебной нагрузки в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях г. Кургана// Современные проблемы медицины и биологии. Курган, 1997. — С. 38 — 39.
  103. А.И., Эристави В. Г. Бальная методика оценки полового созревания мальчиков// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1971. — №. 2(4). — С. 151 — 154.
  104. А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: Наука, 1979. — 163 с.
  105. А.И., Сергеев Ю. С. Типы конституции в детском возрасте// Педиатрия. М., 1980. — №. 6. — С. 6 — 8.
  106. А.И., Сергеев Ю. С. Тип конституции как показатель индивидуального развития детей и подростков// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. конф. М., 1981. — С. 172.
  107. Я.Г., Буряк Л. И. Возрастные изменения размеров тела подростков промышленного города// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М., 1977. -Т.2. С. 217.
  108. В.И., Преснякова Н. М. Функциональное состояние сердечнососудистой системы школьников в условиях учебного процесса// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М., 1990.-С. 135.
  109. В.И., Фарбер Д. А. К вопросу о возрастной периодизации// Новые. исследования по возрастной физиологии. М., 1980. — №. 1(14). — С. 3 — 6.
  110. Д.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., Педагогика, 1978. — 222 с.
  111. Д.В. с соавтор. Физиологическая характеристика полового созревания мальчиков// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981. — С. 145.
  112. В.П. Взаимосвязь биологического возраста с соматотипами// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл.-М., 1990.-С. 141.
  113. Г. В. Работоспособность школьников в условиях дифференцированного подхода при обучении// Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. М., 1977. — С. 96 — 98.
  114. Е.П. Динамика работоспособности учащихся IV класса в течение учебного года// Морфо-функциональные особенности растущего организма ребенка. М., 1978. — С. 38 — 40.
  115. А.И. с соавтор. Возрастные преобразования регуляторных механизмов у девочек-подростков на этапах полового развития// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М, 1981.-С. 144.
  116. В.М. Особенности адаптивных реакций кардиореспираторной системы у подростков в процессе мышечной деятельности// Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков: Тез. докл. М., 1974. -Т. 1.-С. 86- 88.
  117. В.М. О методических подходах к вопросу определения биологического возраста подростков// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса., 1975. — С. 185 — 186.
  118. Т.С. Методика исследования и таблицы для оценки физического развития детей и подростков Молдавии -Кишинев, 1966. 99 с.
  119. ИО.Криворучко Т. С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев, 1976. — 96 с.
  120. Т.С., Война Т. И., Марченко Т. П., Штыкан М. В. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс// Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. -М., 1977.-С. 40−41.
  121. Т.С. Гигиеническое значение изменений в биологии развития человека. Кишинев, 1979. — 184 с.
  122. МЗ.Крупко-Болыпова Ю.А., Вовк И. Б., Петербургская В. Ф. К вопросу о критериях пубертатного периода девочек// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. -Одесса, 1975. С. 46 — 48.
  123. A.B. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпа-тико-адреналовой систем школьников разного уровня половой зрелости//
  124. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл.-М., 1990.-С. 154 155.
  125. П.Б., Пидерштрат Б. М. Время появления различных признаков полового созревания у школьниц Костромской области// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981.-С. 145- 146.
  126. Кузнецова JIM., Бородкина Г. В. Физиолого-гигиенические аспекты дифференцированного обучения учащихся VIII Х1классов//Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.-М, 1990.-С.157.
  127. H.H., Поленова М. А. Влияние школьного периода жизни на формирование и реализацию репродуктивной функции женщин/ЛГигиена и санитария.-М., 1993 .-№. 10.-C.46−48.
  128. Г. Б. Влияние наследственных факторов на развитие компонентов состава массы тела в подростковом возрасте// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1985. -С. 203 — 204.
  129. Л.А. О физическом и половом развитии школьниц Астрахани// Вопросы антропологии. М., МГУ, 1976. — Вып. 54. — С. 126 -130.
  130. Г. Ф. Биометрия. -М., Высшая школа, 1980.-293с.
  131. Г., Просалова Е., Шуленина Н. С. Влияние компьютерного обучения на психофизиологическое состояние учащихся 1-го и 7-го класса в динамике обучения. Сб. науч. работ студентов и молодых ученых. Новосибирск, 1999. — С. 47 — 49.
  132. Ю.И. Индивидуально-типологическая характеристика роста и развития русских детей в условиях Тюменской области. Автор, канд. мед. наук. Тюмень, 1997. — 28 с.
  133. О.Г. Психофизиологические параметры и умственная работоспособность школьников учебных учреждений традиционного и нетрадиционного типа. Автореф. дисс. канд. биол. наук. Тюмень, 1998. — 16 с.
  134. Г. Г. Показатели систолического и диастолического давления у школьников равнинных и горных районов Ивано-Франковский области// Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1979. — Вып. 10. — С. 96 — 99.
  135. Э.А. Особенности организации учебных занятий и внешкольной жизни учащихся IV X классов// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. — М., 1990. — С. 180.
  136. Т.М., Янина В. Н. К методике построения единых таблиц для оценке физического развития детского населения// Здравоохранение Рос. Федерации. 1984. — №. 11. — С. 12 -15.
  137. Т.Н., Садова H.A. Физическое развитие детей г. Тамбова// Морфо-функциональные показатели развития детей и подростков. Новосибирск, 1980. — С.11 — 16.
  138. Т.Н. К проблеме установления должных величин артериального давления в онтогенезе человека// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981. -С. 107 — 108.
  139. Т.Н. Об оценке величин артериального давления у детей и подростков// Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. — С. 49 — 50.
  140. Е.М. Учение об индивидуальной изменчивости формы органов, систем и тела человека. Л., BMA, 1951. — 38 с.
  141. H.A., Щулындина Л. В., Жукова Н. П., Усанова Е. П. Гигиенические вопросы обучения школьников с учетом морфо-функциональной зрелости организма// Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977. — С. 51 — 52.
  142. В.П., Куликов A.M., Репрынцева B.B. Закономерности становления артериального давления в пубертате// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990. — С. 189.
  143. Медицинский справочник тренера. Изд-е 2-е доп. и перераб. / Сост. В. А. Геселевич. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 271 с.
  144. JI.B. с соавтор. Антропометрическая характеристика детей и подростков г. Свердловска/ /Гигиена детей и подростков. М., 1974. — С. 91 -92.
  145. H.H., Соловьева B.C., Година Е. З. О связи уровня полового созревания с другими критериями биологического возраста// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 51 — 53.
  146. H.H., Соловьева B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. М., МГУ, 1988. — 184 с.
  147. P.M., Адамян JI.A. О пограничных состояниях у детей подросткового возраста// Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. — С. 148.
  148. И.А. Некоторые особенности умственной работоспособности у детей и подростков с разным типом их соматического развития// Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков. М., 1974. — Т. 2. -С. 108−111.
  149. И.А. Здоровье, физическое развитие и работоспособность детей и подростков одного паспортного, но разного биологического возраста// Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. -М., 1988.-С. 30−31.
  150. Т.М. с соавтор. Физическое развитие детей и подростков Узбекистана// Гигиена и санитария. М., 1994. — №. 4. — С. 44 — 46.
  151. Н.В. Зависимость уровня артериального давления у детей и подростков от их физического развития// Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1982. — Вып. 13. — С. 10 — 12.
  152. Н.Д., Осипов В. Ф. Циркадианный ритм артериального давления у подростков в процессе учебы в условиях юго-западной Сибири// Гигиена и санитария. М., 1989. — №. 11. — С. 12 — 15.
  153. С.А. Влияние учебной информации урока на умственную работоспособность школьника// Гигиенические проблемы обучения в современной школе. М., 1982. — С. 73 — 78.
  154. И.В. Физическое и половое развитие и диагностика их нарушений у девочек и девушек. Автореф. канд. мед. наук. Иваново, 1980. -14 с.
  155. .А. Генетическое влияние на размеры тела детей разного возраста по данным близнецовых и внутрисемейных исследований// Вопросы антропологии. М., 1976. — Вып. 52. — С. 17 — 35.
  156. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. М., Наука, 1978. — 143 с.
  157. .А. Конституция человека// Итоги науки и техники. ВИНИТИ, серия Антропология. М., 1991. — № 4. — С. 3 — 149.
  158. Л.А. Заболеваемость детей-близнецов, различающихся по степени биологической зрелости// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 201−202.
  159. Л.А. Темпы роста у девочек разных типов телосложения и разных темпов созревания// Биологический возраст и возрастная периодизация: Тез. докл. М., 1978. — С. 130 — 133.
  160. Л.Д. К вопросу о критических периодах развития// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 57 — 58.
  161. З.В. Динамика умственной работоспособности у семиклассников в течение учебного года// Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1986. — № 1(26). — С. 70 — 73.
  162. Нормализация учебной нагрузки школьников. М., Педагогика, 1988. -160 с.
  163. Л.А. Физическое и половое развитие школьниц Амурской области и клиническая антропометрия в их характеристике. Автореф. канд. мед. наук. Благовещенск, 1973. -21 с.
  164. Д.Х., Ямпольская Ю. А. Морфологическое развитие и некоторые функциональные особенности девочек с разными сроками полового созревания//Вопросы антропологии. М., МГУ, 1973. -Вып. 43. — С. 116 — 124.
  165. Образование. Личность. Здоровье./Под ред. М. Н. Лазутовой, Э.М. Кази-на. Кемерово, 1996. — 160 с.
  166. С. К вопросу о характеристике полового созревания// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. -Одесса, 1975. С. 59−60.
  167. С., Туткувенс Я. Влияние физической активности и полового созревания на состав тела у школьников// Современная морфология физической культуре и спорту. — Л., 1987. — С. 95.
  168. О.М. Биологический возраст и современные тенденции в постдефинитивном онтогенезе// Вопросы антропологии. М., МГУ, 1985. -Вып. 75. — С. 133 — 147.
  169. О.М. Биологический возраст человека.-М., МГУ, 1987.-280 с.
  170. В.В. Возрастные нормативы основных гемодинамических показателей у учащихся 7 17 лет школ-интернатов г. Москвы. //Морфо-функциональные особенности растущего организма. — М., 1978. — С. 16−20.
  171. Т.В. Антропометрические профили типов конституции по Штефко в 1 детстве// Конституция и здоровье человека: Тез. докл. Л., 1991.-С. 50−51.
  172. В.И. Определение возраста детей и подростков по показателям их физического развития// Судебная мед. экспертиза. 1980. -Т. 23, № 4. -С. 26 — 27.
  173. И.В. с соавтор. Морфофизиологическая характеристика хакасских детей от 7 до 17 лет// Вопросы антропологии. М., МГУ, 1987. -Вып. — 79. — С. 48 — 66.
  174. С.А., Тюрин A.A. Динамика основных показателей физического развития школьников г. Шуи// Морфофункциональные показатели развития детей и подростков. Новосибирск, 1980. — С. 3 — 10.
  175. Е.И. О необходимости учета состояния менструальной функции при оценке фаз полового развития// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990. — С. 219 — 220.
  176. JI.A. Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста. Свердловск, 1970. — 31 с.
  177. О.В., Бугаева Л. С. Развитие мышц и упитанность у школьников 12−18 лет Донецка// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977. — Т. 2. — С. 234 — 235.
  178. В.Г. Зависимость показателей физического развития подростков-пловцов и не спортсменов от их соматотипа и уровня биологического созревания. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Л., 1989. — 20 с.
  179. Р.З., Палажченко Т. А. Нормирование учебных нагрузок// Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1984. -Вып.15.-С. 84 — 85.
  180. Ю.М. Биосоциальный аспект проблемы психофизиологической перегрузки учащихся// Соотношение биологического и социального в развитии человека: Тез. докл. М., 1974. — С. 120 — 123.
  181. Ю.М., Квасов Г. И., Соловьев A.B. Системная электрофизиологическая диагностика умственной работоспособности учащихся/гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.-М., 1984.-С.207−215.
  182. О.Преснякова Н. М. Некоторые узловые периоды возрастной динамики сократительной функции миокарда по данным поликардиограммы// Биологический возраст и возрастная периодизация: Тез. докл., 1978. -С. 72 76.
  183. В.И. Закономерности физического и полового развития детей школьного возраста. Автореф. дисс. кан. мед. наук.-Красноярск, 1974.-25 с.
  184. П.К. Соотношение скорости роста, массы тела и некоторых тканей в процессе полового созревания мальчиков// Гигиена и санитария. -М., 1992.-№.7−8.-С. 48−49.
  185. Равич-Щербо И.В., Шляхта Н. В., Шибаровская Г. Л. Исследование некоторых типологических показателей близнецов// Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1965. — Т. 6. — С. 174 — 197.
  186. Т.И. Использование закономерностей развития организма в подготовке лыжников-гонщиков// Теория и практика физической культуры. М, 1992.-№. 1. — С. 12 — 14.
  187. .Ж., Прахин Е. И. Физическое развитие детей. -Красноярск, 1989.-265 с.
  188. Я.Я. О формировании пропорций тела путем усилия градиентов роста// Вопросы антропогии. -М., МГУ, 1960. Вып. 2. -С. 45 — 54.
  189. В.Д., Бальмагия Т. А. Возрастно-половые особенности физиологических механизмов роста и развития/Юсновные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 213 — 214.
  190. Е.С. с соавтор. Влияние суммарной нагрузки на состояние здоровья школьников// Гигиена детей и подростков. М., 1974. -С. 116 — 118.
  191. Е.С. с соавтор. Особенности состояния здоровья школьников при разных типах конституции// Оценка типов конституции у детей и подростков. М, 1975. — С. 75 — 79.
  192. О.Н. Влияние особенностей режима дня на выносливость при статической мышечной работе// Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978. — №. 1(10). — С. 119 — 122.
  193. Ю.И. Диагностика нарушений физического и полового развития мальчиков пубертатного периода// Здоровье детей Алтайского края: Тез. докл. Барнаул, 1986. — С. 16- 79.
  194. Г. П. Физическое развитие школьников. М., Просвещение, 1968.- 160 с.
  195. Г. П., Эристави В. Г. Динамика физического развития учащихся г. Глухова// Гигиена и санитария.- М., 1974. -№. 3 .-С.19- 21.
  196. Г. П., Тумилович Л. Г., Эристави В. Г., Дзюба Г. И. Удельная значимость вторичных половых признаков как показателя биологического возраста// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 62 — 64.
  197. Г. П., Эристави В. Г. Стандарты и таблицы физического развития школьников в периоде полового созревания// Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР. -М., 1977.-115 с.
  198. Г. М. Информативный методический прием для оценки влиянияучебной нагрузки на работоспособность школьни-ков//Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. -М., 1981.-С. 73 -78.
  199. В.А., Бездетко Н. В., Теребкова И. В. О нормативах тахиосцилло-графических показателей центральной гемодинамики у здоровых мальчиков-подростков// Охрана здоровья детей и подростков. -Киев, 1990. Вып. 21.-С. 83 — 87.
  200. М.Ф. Материалы о некоторых показателях сердечно-сосудистой системы у 10 13 — летних детей с различной степенью полового созревания// Вопросы антропологии. — М., МГУ, 1976. — Вып. 53. — С. 127 — 130.
  201. Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977. — С. 99 — 100.
  202. Л.К., Судзиловский Ф. В. Возрастная морфология сегодня и завтра. М., 1989. — С. 59.
  203. В.Н., Ананьев Н. И., Хасин В. Б. Зависимость показателей работоспособности от двигательного режима у школьников-подростков// Здраво-охр. Казахстана. 1990. — №.3. — С. 60 — 61.
  204. Г. Н., Арнольди И. А. Здоровье подростка. -М., Знание, 1967.-46 с.
  205. Г. Н., Жилов Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М., Медицина, 1977. — 200 с.
  206. Г. Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольных и школьных возрастах// Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. М., 1991. — С. 5−11.
  207. Г. Н. Гигиенические проблемы охраны здоровья подрастающего поколения// Гигиена и санитария. М., 1992. — №. 4. -С. 24 — 28.
  208. O.A. Особенности морфофункционального развития организма детей в пре- и пубертатном периоде онтогенеза с различным уровнем двигательной активности. Автор, канд. дисс. биол. наук.-Тюмень, 1998. 28 с.
  209. А.Ф. Самоконтроль физкультурника. М., Знания, 1987. -96 с.
  210. Л.А. Физическое развитие и состояние здоровья городских и сельских школьников Алтайского края. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -Барнаул, 1965. 21 с.
  211. B.C. Морфологические особенности подростков в период полового созревания (в этно территориальном разрезе). Автореф. дисс. канд. биол. наук. — М., 1966. — 20 с.
  212. B.C. Уровень полового созревания, как один из показателей биологического возраста организма подростка и аспекты его примене-ния//Рост и развитие ребенка: Мат.конф.-М., 1973.-С.152- 188.
  213. B.C. Различия в биологическом возрасте у подростков различного типа конституции// Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Мат. конф. М., 1975. — С. 249 — 251.
  214. B.C., Година Е. З., Миклашевская H.H. Материалы продольных исследований московских школьников// Вопросы аниропологии. М.,
  215. МГУ, 1976. Вып. 54. — С. 100 — 118.
  216. А.П. Системный подход к определению «биологического возраста»// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 70 — 72.
  217. Состояние окружающей природной среды в Алтайском крае в 1995 г. / Под общ. Ред. О. П. Дорощенкова. Барнаул, 1996. — 108 с.
  218. Т.П., Шахлина Л. Г. Уровень биологического развития критерий при спортивном отборе девочек препубертатного возраста// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М., 1990.-С. 274.
  219. А.Г. Школьная гипокинезия и ее последствия// Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981. — С. 51 -52.251 .Таннер Дж. Рост и конституция человека // В кн. «Биология человека». -M., 1979.-С. 366−471.
  220. Е.П. Половое развитие девочек подростков с разными сомато-типами // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. -М., 1975.-С. 251 -254.
  221. И.О. Дифференциация возрастных и адаптационных перестроек сердечно-сосудистой системы// Проблемы и методы исследования возрастной физиологии. Баку, 1987. — С. 88 — 89.
  222. Н.К. К вопросу физического и полового развития девочек г. Минска/ Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет. М., 1971. — С. 101 — 103.
  223. Ц.Л., Самотолкина Н. Г., Сазанюк З. И. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма учащихся старших классов// Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. -М., 1974. -С. 84 115.
  224. Ц.Л. Работоспособность и функциональное состояние организма учащихся профилированных школ// Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977. — С. 71 — 72.
  225. Ц.Л. Гигиенические предпосылки к составлению расписания уроков в общеобразовательной школе// Гигиенические проблемы обучения в современной школе. М., 1982. — С. 85 — 93.
  226. Е.Д. с соавтор. Некоторые аспекты психофизиологического развития школьников//Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: материалы научной конференции. Красноярск, 1997. — С. 95−97.
  227. Д.А. Физиологические критерии возрастной периодизации// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл.-М., 1981.-С. 5−6.
  228. Е.А., Шеромова Н. Н. Влияние физических нагрузок на показатели сердечно-сосудистой системы// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990. -С. 292.
  229. Т.К. Влияние фактора конституции на темпы развития школьников// Новые исследования по генетике развития человека. М., 1977. — С. 67 — 72.
  230. H.H., Девятка Д. Г. Связь размеров тела с развитием вторичных половых признаков у сельских девочек// Основные закономерности роста и развития и критерии периодизации. Одесса, 1975. -С. 72 — 73.
  231. А.Г. О состоянии здоровья и физического развития школьников г. Владивостока// Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет. М., 1971. -С. 103 — 104.
  232. С.С. Влияние внешнесредовых и наследственных факторов на формирование конституции ребенка// Новые исследования по возрастной физиологии: Мат. конф. М., 1974. — Т. 3. — С. 70 — 72.
  233. П.И., Текшева J1.M., Гигиеническое обоснование допустимого веса единого учебного комплекта для школьников// Гигиена и санитария. -М., 1998. -№. 3.- С. 21 -23.
  234. А.Г., Никитюк Б. А. Антропологические аспекты проблемы биологического возраста детей и подростков// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С.74−78.
  235. E.H., Эльгурт Г. М. Половые стероиды и общее биологическое развитие в препубертатном периоде (динамическое исследование)// Вопросы антропологии. М., 1976. — Вып. 52. — С. 36 — 52.
  236. E.H. с соавтор. Факторы общего биологического развития организма в пубертатный период// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1977. -Т.2. — С. 246 — 247.
  237. А.Г. Физическое развитие детей и подростков.- М., 1963. -204 с.
  238. Центры научных основ здоровья и развития/ Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Панина, Г. А. Кривошеева. Кемерово, ОблИУУ, 1993. — 191 с.
  239. А.И., Пратусевич Ю. М. Воздействие ежедневных занятий физкультурой на мозговое кровообращение и ЭЭГ школьников при учебнойнагрузке// Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1975. -№.1(4).-С. 12−14.
  240. М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева O.A. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа// Гигиена и санитария. М., 1997. -№.2.-С. 21 -23.
  241. М.И. с соавтор. Результаты отдельных наиболее важных научных исследований в гигиене детей и подростков за 1993 г.// Гигиена и санитария. М., 1994. — №.4. — С. 39 — 42.
  242. М.Г. с соавтор. Заболеваемость, физическое развитие и функциональные особенности организма при разном характере и степени загрязнения окружающей среды// Гигиена и санитария. -М., 1988. №.4. — С. 26 — 29.
  243. В.Я. Возрастные изменения статических объемов легких у детей 4−14 лет// Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1982. — №. 1 (18). — С. 42 — 46.
  244. Е.П., Ходкевич O.A., Свидрицкая H.H. К вопросу об определении половой зрелости в зависимости от конституционального типа// Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тез. докл. Томск — Красноярск, 1996. — С. 47.
  245. Д.Д. Изучение особенностей функционирования организма при дифференциальном обучении школьников// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990. — С. 311.
  246. Л.З., Кандакова Н. В., Стрелков В. В. Функциональные возможности девочек пубертатного возраста// Современные проблемы медицины и биологии. Курган, 1997. — С. 10 — 12.
  247. Е.И., Молчанова С. С., Круглова И. И. Биологический возрастлподростков и его значение для возрастной периодизации// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1990. — С. 321 — 322.
  248. Н.С. Валеологические основы компьютерного обуче-ния//Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Сб.тр.- Новосибирск, 1999. С. 403 — 404.
  249. А.Г. с соавтор. Взаимосвязь между типами конституции и заболеваемостью вибрационной болезнью// Функциональная морфология. -Новосибирск, 1984. С. 165 — 166.
  250. А.Г. с соавтор. Диалектика взаимосвязи факторов риска и благополучия при оценке состояния здоровья человека// Генетические маркеры в антропогенетике и медицине.-Хмельн., 1988.-С.75- 76.
  251. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. Новосибирск, Наука, 1989. — 136 с.
  252. А.Г. Актуальные проблемы медицинской антропологии// Актуальные вопросы медицинской и клинической антропологии. Томск, 1991. -С. 85−91.
  253. А.Г. с соавтор. Значение конституции в оценке здоровья человека// Конституция и здоровье человека. Л., 1991. — С. 73.
  254. А.Г. Педология наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. — Новосибирск, 1996. — 42 с.
  255. Р.П. с соавтор. Особенности физического развития детей и подростков с ускоренным ростом// Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 85 -87.
  256. Ю.А. Особенности соматического развития девочек в связи со сроками полового созревания// В кн."Гигиена детей и подростков". М., 1974.-С. 154.
  257. Ю.А. Сравнительная характеристика морфологического развития девочек разных конституциональных типов// Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. М., 1975. -226 с.
  258. Ю.А., Ананьева H.A., Ужви В. Г. Соматический и функциональный статусы школьников 12−16 лет разных конституциональных типов// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1977. — Т. 2. — С. 251 — 252.
  259. Ю.А. Ускорение полового созревания у девочек Москвы в последние десятилетие// Вопросы антропологии. М., МГУ, 1978. — Вып. 58.-С. 107−112.
  260. Ю.А. Сдвиги в возрасте менархе и уровне физического развития девушек Москвы за последние двадцать лет// Вопросы антропологии. М., МГУ, 1988. — Вып. 81. — С. 67 — 73.
  261. Ю.А. Анализ акселерации роста морфологический признаков у девочек с учетом различий в их возрасте развития// В кн. «Гигиена детей и подростков». М., 1992. — Вып. 3. — С. 228 — 234.
  262. Ю.А. Об изменении показателя динамометрии у школьников Москвы за последние десятилетие// Гигиена и санитария. М., 1993. — №.9. -С. 27−29.
  263. Attallah N.L., Matta W.M., El-Mankoushi M. Age at menarhe of schoolgirls in Khartoum.//Ann. Hum. Biol. 1983. — v. 10, № 2. — p. 185 -188.
  264. Bielicki T., Waliszko A., Hulanicka В., Kotlarz K. Socialclass gradients in menarche an age in Poland//Arm.Hum.Biol. 1986.- v. l3,№l.-p.l- 11.
  265. Bodzaz E.B. Physique and sexual maturation. Anthropol. 1980. 24. № 1 — 2. -p. 23 -30.301 .Danker-Hopfe H.// Yearb. Phys. Anthropol.-1986. v .29, Suppl. 7. p. 81 112.
  266. Dudek W. Zum Problem der Ermudung im Kindesalter. Munchen, 1957. (цит. по Антроповой M.B., 1968)
  267. Dupertins C.W., Mikael H.B. Comporison of growthin hight and wieght between estomorphic and mesomorphis bays. Develop.-1953.v.24. -p. 203.
  268. Gralla G. Grubose faldo’u sko’rnottuszezo wych у dzieci w wieku od 3 do 15 lat w rejonie domniemanego oddziatywania hute Katowie // Pediatria polska. -1984. № 8.- p. 651 — 658.
  269. Hauspie R., Lauwers M. Susanne C. Effects of industrial pollution on Somatic and neuropsychological development // Genet, and Environ. Factors during Growth Period. // Ed. C. Susanne.-N.Y., London, 1984. p. 221 — 233.
  270. Hebert J.R., Waternaux C. Yraphical displays of growth data //Amer.J.Clin.
  271. Nutz., 1983, v. 38, № 1, p. 145 147.
  272. Hummond W.N. The status of phusisal tupes. Hum. Biol. 1957. — v. 29, № 3. -p. 72.
  273. Jones D.A., Parker O.F., Round J.M., Sasso P.J. Physiol, 1989. 409. — p. 15.
  274. Kannel W.B. Coronary risk factors: 1. Recent highlight from the Fremingham Study.-Aust.-N.L.J.Med., 1976, v. 6, № 5, p. 373 383.
  275. Knussman R. Entwicklung, Konstitution, Geschleght// Human genetic. Bd.1/1, Stuttgarth, 1968, p. 356 — 394.
  276. Malina R. Growth of muscle tissue and muscle mass// In: Human growth. NY., L.:PIenium press, 1978, v.2, p. 273 294.
  277. Matsumoto S., Sato C., Moguchi Т., Tamada T. Studies on menarche of Japan girls//Pediat.and Adolescent Gynecol. 1983. — v. 1, № 1. — p.75 -84.
  278. Mikusek J. Dynamika wzrastania i dojrzewania dzeiwerat w gornoslaskm okregu przeni uslowym// Roczn. PZH. 1985. № 1, p.59- 67.
  279. Normard M., Pontier J. Cah. antropol et biom. hum.-1989.7, № 1−2.- p. 27 46.
  280. Paigen B. et al. Growth of children living the harardois waste site, Jove Canal// Hum. Biol. 1987.- v. 59, № 3. — p. 489 — 508.
  281. Parizkova J., Cermak J., Horna J. Sex differences in somatic and functional characteristics of preschool children //Hum. Biol., 1977, v. 49, № 3, p. 437 451.
  282. Pelech L. Developmental and hematological changes bitween children living in areas with different degree of air pollution// Symp. European Union School and Univ. Health and Med. Abstrasts Budapest, 1985.- p. 85.
  283. Petersen K. Die Factorenanalyse des Langen und Gewicht Wachstums mannlicher Schulkinder// Zeitschr. fur menschl. Verert. und Konstitutionslehre, 1959, Bd. 35, H.2, s.2 5.
  284. Rosset E. Agin process of population. Pergamon Press, Oxford, 1964, 324 p.
  285. Rundai P. Sarkanny E., Viragh Z. et al. Epidemiologiai virsgalaton a z ajkai aluminiumkopoes hoeromo altal feltarastaro a gyermeklakossag koreben Vegzett virsdalator// Egeszegtodomany.- 1987.- v. 31, № 2.-p. 189 195.
  286. Singh S.P., Malhotra P. Secular shift in menarhe at age of Patiola (India) Schoolgirls between 1974 and 1986// Ibid. 1988. — v. 15, № 1.- p. 78 -80.
  287. Stern-Priper L. Kretschmers psychophysiche Typen und Rasenformen in Deutschland// Arch, fur Psychiatr., v. LXVII, n.-Berlin, 1983, s. 569 599.
  288. Tanner J.M., Whitehouse R.H. Standarts for subcutaneous fat in British children//Brit. Med. J., 1962, v. 1, p. 446.
  289. Wich J. Zroznicowanie typon budowy ciala i ich ulasciwosci rozwojowych u dziewczatII In: Mater. ipr. antropol. Zakl. antropol. PAN, 1977,№ 94, s. Ill -132.
Заполнить форму текущей работой