Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка медицинских кадров в России: XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе проблем развития высшего медицинского образования, подведомственного Министерству народного просвещения. Во-первых, это последовательное рассмотрение предпосылок, хода и итогов реформ высшего государственного медицинского образования в России. Во-вторых, это исследование проблематики, связанной со становлением системы общественного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. ^
  • Глава I. Историография и источники
  • Глава II. Организационно-правовые формы высшего медицинского образования. 3S
    • 1. Государственное высшее медицинское образование в России. 18 041 917 гг
    • 2. Общественное и частное высшее медицинское образование. Й
  • Глава III. Организация учебного процесса на медицинских факультетах университетов
    • 1. Порядок и особенности прохождения курса медицинского факулъmema
    • 2. Медицинское студенчество
  • Глава IV. Подготовка медицинских научно-педагогических кадров. ЦХ)
    • 1. Подготовка преподавателей высшего звена. Ц М О
    • 2. Формирование системы повышения квалификации
    • 3. Медицинская интеллигенция в сословной структуре Российской империи. ?
  • Заключение. 52) Основная библиография. i ^ Приложение. SS

Подготовка медицинских кадров в России: XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении своего существования университеты играли и играют особую роль в духовной жизни России, формируя ее интеллектуальную элиту. Врачи были ее важнейшей частью не только в силу своей социальной востребованности, но и в силу того, что эта профессия во второй половине XIX в. стала одной из самых массовых интеллигентных профессий. Сегодняшний уровень развития университетской историографии позволяет перейти к рассмотрению «по-факультетной» истории высшего образования в России. «Медицинская» тематика диссертационного исследования обусловлена не только спецификой самого медицинского образования, но и обширной самостоятельной правовой базой, которой не имел ни один из университетских факультетов. При этом проблематика развития высшего медицинского образования рассматривается как важнейшая часть государственной университетской политики, занимавшей значительное место в деятельности различных органов власти.

Обращение к данной теме продиктовано и тем, что в условиях рыночной экономики вновь идет поиск наиболее оптимальной модели подготовки медицинских кадров, сочетающей интересы государства и реалии рынка в сфере образования. В связи с начавшейся интеграцией российской системы высшего медицинского образования в европейские образовательные структуры в ходе Бо-лонского процесса, приобрели особую актуальность проблемы соотношения европейских образовательных университетских традиций и национальной российской специфики в контексте развития высшего медицинского образования. Существующие ныне планы ведомственного разделения образовательных структур медицинских университетов и их клинического фонда также заставляют обратиться к историческому опыту, когда клиники формировались и развивались, как неотъемлемая часть медицинских факультетов университетов. В современных условиях оказался востребованным опыт многовариантного финансирования вузов, использовавшийся в дореволюционной России, а 200-летние юбилеи университетов (в 1802 г. был основан Дерптский, в 1804 г. — Казанский, в 1805.

Харьковский университеты), заложивших основы университетской системы России, показали, что вновь стоит обратиться к историческому прошлому страны.

Необходимо также отметить, что характерным явлением современной историографии является взаимопроникновение смежных дисциплин при рассмотрении проблем развития университетского образования в России. Это касается, прежде всего, истории Отечества, философии и истории медицины. В появившихся за последние десятилетия работах идет процесс переосмысления многих стереотипов, связанных с развитием университетского образования в России до 1917 г. Все это позволяет выйти на новый уровень в обобщении источников и литературы по данной тематике.

Объектом исследования является система высшего медицинского образования, подведомственная министерству народного просвещения, 1 в контексте реформ системы просвещения в России.

Предметом исследования данной диссертации является развитие системы высшего медицинского образования в России как сложного социокультурного явления. В диссертационном исследовании рассматриваются процессы, связанные со становлением и развитием государственной политики в сфере высшего медицинского образования в России (1804−1917 г.), главной целью которой было обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами нужд страны. Значительное внимание уделяется созданию системы общественного и частного высшего медицинского образования в России. В диссертации тематически реконструированы процессы, связанные с обучением медицинских студентов в периоды действия различных университетских уставов. Показан порядок прохождения всех курсов медицинского факультета, порядок сдачи как текущих, так и выпускных экзаменов. Затронуты вопросы, связанные с научной работой.

1 Ряд высших медицинских учебных заведений, таких как Медико-хирургические академии (с 1881 г. Военно-медицинская академия), подведомственные Военному министерству, остались за границами исследования, поскольку для их становления и развития была характерна существенная специфика, определявшаяся принадлежностью к военному ведомству. Все остальные высшие медицинские учебные заведения, государственные, частные и общественные, замыкались на министерство народного просвещения. студентов-медиков. В исследовании также рассмотрена проблематика, связанная с особенностями формирования профессорско-преподавательского корпуса в различные исторические периоды. Рассмотрены вопросы карьерных взаимоотношений профессоров, доцентов и приват-доцентов медицинских факультетов. Показан механизм научной аттестации медицинских кадров. Важным элементом диссертации стали вопросы реконструкции изменения численности и социального облика медицинской профессуры и студентов-медиков. Вместе с тем, автор не намерен специально рассматривать проблематику, связанную с революционным движением в российских университетах, поскольку эта тема являлась приоритетной в отечественной историографии советского периода. Проблематика, связанная с развитием медицинских факультетов, будет рассматриваться, прежде всего, с точки зрения эволюции системы высшего медицинского образования в России, изменений социального, конфессионального состава студенчества, уровня вузовской подготовки, изменений мотивационных предпочтений при выборе профессии врача.

Цель исследования состоит в изучении образовательной политики и общественных инициатив по созданию эффективной для своего времени системы подготовки медицинских кадров высшего звена и определение конкретных результатов этой политики и общественной деятельности на различных этапах развития России.

Задачи исследования, которые решались в ходе работы над диссертацией, включают в себя: воссоздание картины развития высшего медицинского образования в России как единого многоаспектного социокультурного процессаисследование процессов формирования единой системы подготовки медицинских кадров и становление стандартов высшего медицинского образования в России в рамках государственной системы университетского образованияисторию развития общественного и частного высшего медицинского образованиядостижения и упущения во взаимодействии различных систем подготовки медицинских кадровпроведение комплексного анализа статистических материалов, характеризующих развитие высшего медицинского образования и анализ динамических изменений социального состава, как медицинского студенчества, так и преподавательского корпусавыявление особенностей национальной политики в системе высшей школыучебный процесс на медицинских факультетах в его историческом контекстеформирование системы подготовки и переподготовки преподавательских и врачебных кадров.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX в. до 1917 г. В соответствии с этим начальной точкой отсчета исследования является подготовка и принятие университетских уставов в 1802—1804 гг., которые заложили основу университетской системы высшего медицинского образования. Завершается исследование началом XX в., когда события Октября 1917 г. положили начало формированию иной системы высшего медицинского образования в стране.

Теоретико-методологической основой исследования является принцип системного анализа, предполагающий выявление в совокупности рассматриваемых фактов и явлений определенной системы, выделение внутри этой системы отдельных ее составляющих и установление взаимосвязей между отдельными ее частями. Применительно к настоящей работе системообразующими понятиями являются «студент — учебный процесс — лекарь — медицинская профессура — медицинские факультеты — университеты — министерство». Работа основана на принципах историзма, объективности и системности, которыми руководствовался диссертант при анализе источников и обобщении полученных данных. Методологические основы историзма позволили проанализировать внутренние взаимосвязи рассматриваемой проблемы. Принцип объективности позволил избежать политизации утверждений и выводов. Принцип системности дал возможность проследить функциональную взаимосвязь явлений и процессов. Критический подход при анализе источников и историографии проблемы стал основой для пересмотра ряда традиционных положений. Статистический метод широко использовался автором в ходе анализа основных характеристик студенческого контингента медицинских факультетов и их преподавательского состава. Этот метод стал основой для составления обобщенных портретов медицинской профессуры методом коллективной биографии. Методика рассмотрения деятельности отдельных медицинских факультетов университетов и других высших медицинских учебных заведений посвящена главной задаче — изучению процесса складывания и развития системы высшего медицинского образования в связи с изменениями структурного порядка, обусловленными общими переменами в экономической, политической и духовной жизни страны.

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе проблем развития высшего медицинского образования, подведомственного Министерству народного просвещения. Во-первых, это последовательное рассмотрение предпосылок, хода и итогов реформ высшего государственного медицинского образования в России. Во-вторых, это исследование проблематики, связанной со становлением системы общественного и частного высшего медицинского образования и его взаимовлияния с соответствующими государственными структурами. В-третьих, автором реконструирован ход образовательного процесса на медицинских факультетах и изменение форм контроля знаний студентов-медиков. В-четвертых, рассматривается весь комплекс проблем, связанных с подготовкой преподавательского корпуса медиков, их переподготовкой и научной аттестацией. В-пятых, на основании широкого круга источников и литературы документально реконструируются реалии повседневной жизни студентов-медиков, как самого крупного отряда дореволюционного университетского студенчества. Кроме этого, автором был рассмотрен ряд проблем, которые ранее оказывались вне круга зрения исследователей: формирование и развитие клинической базы медицинских факультетовпорядок ускоренных выпусков медиков в условиях военного времениподготовка медицинских кадров в европейских университетахзаконодательные основы подготовки стоматологов и фармацевтовформирование института доцентуры и приват-доцентуры. В научный оборот автором введен значительный комплекс источников. В исследовании использованы материалы 51 фонда из четырех архивов Санкт-Петербурга и Москвы. Самый крупный массив архивных источников, введенных в научный оборот автором, содержится в Ф. 733 (Фонды министерства народного просвещения. Департамент народного просвещения) РГИА.

1. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Юрьевского университета за 100 лет. 1802−1902. Т. 1−2. Юрьев. 1902;1903.

2. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета за 100 лет. 1804−1904. Ч.1−2.Казань. 1904.

3. Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского университета. 1755−1855. 4.1−2. М., 1855.

4. Биографический словарь профессоров и преподавателей Харьковского университета. 1805−1905. Т. З. Харьков. 1906.

5. Биографический словарь профессоров и преподавателей университета Св. Владимира. 1834−1884. Киев. 1884.

6. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801−1917. Т. 1−2. СПб., 2001.

7. Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в 50 губерниях Европейской России и Южных губерниях Привисленских по переписи 20 марта 1880 г. СПб., 1888.

8. Иконников В. С. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского университета Св. Владимира. 1834−1884. Киев. 1884.

9. Летопись Московского университета. М., 1979.11 .Подготовка врачебных кадров. М., 1989. Библиография.

10. Пфафф В. Э. Статистические материалы для определения общественного положения лиц получивших образование в Дерптском университете с 18 021 852. СПб., 1862.

11. Русский биографический словарь. Т. 1−25. М., СПб., Пг., 1896−1918.

12. Российский Д. М. Библиографический указатель русской литературы по истории медицины с 1779 по 1928 гг. М., 1928.

13. Российский медицинский список на 1868−1916 г. СПб., 1868−1917.

14. Список лиц служащих в министерстве народного просвещения. Ежегодник. (1869−1915). СПб., 1869−1916.

15. Терновский В. Н. Библиография диссертаций медицинского факультета Московского университета. 1755−1922. М., 1949.

16. Учебные заведения МНП. Справочник. 1883X84- 189 091- 1895- 1898- 1905; 1907;1909; 1911;1916.

17. Белозеров С. Е. Очерки истории Ростовского университета. Ростов-на-Дону. 1959.

18. Безескул В. История Харьковского университета при действии устава 1884 г. (с 1884 по 1905 гг.) Харьков. 1905.

19. Багалей Д. И. Опыт истории Харьковского Университета. Т.1. 1805−1905. Вып. 1. Харьков. 1894.

20. Баглей Д. И. Опыт истории Харьковского Университета. Т.2. 1815−1835. Харьков. 1904.

21. Багалей Д. И. Опыт истории Харьковского Университета. Вып.2. Харьков. 1896.

22. Воинов Л. И. Очерк деятельности врачей выпуска 1878 года Императорской Медико-хирургической академии. 1878−1903. СПб., 1903.

23. Врачи, окончившие курс в Московском Университете в 1884 г. 1884−1889. М., 1900.

24. Двадцати пятилетие деятельности врачей окончивших курс в Медико-хирургической академии в 1860 г. СПб., 1885.

25. Двадцати пятилетие деятельности врачей окончивших курс в Медико-хирургической академии в 1865 г. СПб., 1890.

26. История Императорской Военно-медицинской академии. 1798−1898. СПб., 1898.

27. История Московского университета. Т.1. 1755−1917. М., 1955.

28. История Киевского университета. Киев. 1959.

29. История Тартуского университета. 1632−1982. Таллинн. 1983.

30. Казанский университет. 1864−1979. Очерки истории. Казань. 1979.

31. Краткий исторический очерк Томского университета за 25 лет. 1888−1913. Томск. 1917.

32. Корбут М. К. Казанский университет за 125 лет. 1804−1924. Т.1−2. Казань. 1930.

33. Кооп. A.B. 350 лет Тартускому университету. Таллинн. 1982.

34. Ленинградский Медицинский Институт, к ХХХ-летию деятельности (18 971 927 г.). Л., 1928.

35. Маркевич А. И. 25-летие Императорского Новороссийского университета. Одесса. 1890.

36. Медицинский факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования. 1805−1905. 1. История факультета- 2. Исторические очерки кафедр- 3. Биографический словарь профессоров. Харьков. 1905;1906.

37. Михайлове кий А.И. К 100-летней годовщине Казанского университета. 4.1. Вып. 1−3. Казань. 1904.31 .Михайловский А. И. Преподаватели, учившиеся и служившие в Императорском Казанском университете. 1804−1904.4.1 .Казань. 1901.

38. Московский университет за 225 лет. Указатель литературы. М., 1983.ЗЗ.Одесский университет за 75 лет. 1865−1940. Одесса. 1940.34.0десский университет. 1865−1990. Киев. 1991.

39. Ott Д.О. 100 лет деятельности императорского Клинического повивального института. 1897−1897. СПб., 1898.

40. Панков Г. И., Зарубинская Л. Г. К истории Ростовского медицинского университета. 1915;1995. Ростов-на-Дону. 1996.

41. Павловский E.H. Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова за 140 лет. 1798−1938. Л., 1940.

42. Первый университет в Сибири. Томск. 1889.

43. Петухов Е. В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский университет за сто лет его существования. 1802−1902. Т.1. 1802−1865. Юрьев. 1902.

44. Ростовский Государственный университет. 1915;1965. Статьи, воспоминания, документы. Ростов. 1965.

45. Российский Д. М. 200 лет медицинского факультета Московского государственного университета. М., 1955.

46. Саратовский университет. 1909;1954. Саратов. 1959.

47. Скориченко Г. Г. Столетие Военного министерства. Императорская Военно-медицинская академия. Исторический очерк. 1802−1902. СПб., 1902.

48. Товарищеская памятка врачей выпуска 1879 г. бывшей Императорской Медико-хирургической академии, изданная ко дню XXV-летия со дня окончания курса. СПб., 1904.

49. Томский медицинский институт. Сто лет со дня основания. 1888−1988. Исторический очерк. Новосибирск. 1992.

50. Университет Св. Владимира в царствование Императора Александра III. 1881−1894. Киев. 1900.

51. Фойгтат К. Исторические статьи и записки об Императорском Харьковском университете и его заведениях от основания университета до 1859 г. Харьков. 1859.

52. Харьковский государственный университет за 150 лет. 1805−1955. Харьков. 1955.

53. Шевырев С. П. История Императорского Московского университета. 17 551 855. М., 1855.

54. Шульгин История университета Св. Владимира. 1860.

55. Юбилейный сборник. К 150-летию Казанского университета. Казань. 1954.

56. Юбилейный сборник врачей Императорского Киевского университета Св. Владимира выпуска 1978 г. Киев. 1903. Авторефераты и диссертации.

57. Булгакова Л. А. Интеллигенция в России во второй четверти XIX в. (Состав, правовое и материальное положение). Автореферат, к.и.н. Л., 1983.

58. Воробьева Ю. С. История развития общественного высшего образования в России. 1900;1917. М., 1995. Диссертация на степень доктора исторических наук.

59. Веременко В. А. Высшее совместное образование мужчин и женщин в России в начале XX в. Диссертация на ст. к.и.н. СПб., 1996.

60. Кланца П. А. Вопросы организации здравоохранения и высшего медицинского образования в наследии Н. И. Пирогова. Автореферат, к.м.н. Винница. 1967.

61. Кондрашкина Л. Г. Участие женщин в деятельности медицинских общественных организаций и учреждений России в XVIII XIX вв. СПб., 2002 г. Диссертация на степень кандидата исторических наук.

62. Малинко И. Г. Высшее женское образование на Украине (вторая половина XIX начало XX вв.). Харьков.1984. Диссертация на степень к.и.н.

63. Михеева Э. П. Высшее женское образование в дореволюционной России. 1872−1917 гг. М., 1969. Диссертация на степень к.и.н.

64. Насонкина Л. И. Московский университет и его студенты в общественном движении России. 1826−1831 гг. Автореферат, к.и.н. М., 1958.

65. Соломонов В. А. История десятого университета Императорской России. Саратов. 1998. Диссертация на степень к.и.н.

66. Тарубинер Л. А. История медицинского факультета Московского университета от основания до первой Отечественной войны. Автореферат, к.м.н. М., 1944.

67. Хациева И. А. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России XIX начале XX вв. Диссертация на степень к.п.н. М., 1999.

68. Шалаев Н. Ф. Медицинская, научная и общественная деятельность студентов Военно-медицинской академии в 1881—1917 гг. Автореферат, к.м.н. СПб., 1993.

69. Шмигельский М. Исторический очерк кафедры госпитальной терапевтической клиники Императорской Военно-медицинской академии. 1840−1897. Диссертация на степень д.м. СПб., 1897.

70. Эргинсон Л. К. Тартусский университет в период первой русской революции. 1905;1907 гг. Автореферат, к.и.н. Тарту. 1957.Монографии.

71. Аврус А. И. История Российских университетов. Саратов. 1998.

72. Арипкин М. И., Фарбер В. Б. С. П. Боткин. М., 1948.

73. Артемов Н. М. И. Ф. Цион. Краткая биография. Н. Новгород. 1996.

74. Андреев А. Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX в. М., 2000.

75. Богдарасян С. М. H.H. Бурденко. М., 1954.

76. Бутягин A.C., Салтанов Ю. А. Университетское образование в СССР. М., 1957.

77. Виттекер У. Граф С. С. Уваров и его время. СПб., 1999.

78. Воробьева Ю. С. Общественность и высшая школа в России в начале XX в. М., 1994.

79. Грибанов Э. Д. История развития медицинского образования. М., 1974.

80. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX вв. М., 1991.

81. Иванов А. Е. Ученые степени в Российской Империи XVIII в. 1917 г. М., 1994.

82. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX начала XX вв.: социально-историческая судьба. М., 1999.

83. Изуткин Д. А., Тамарин Ю. А., Камаев И. А. История высшего медицинского образования в России. Н. Новгород. 1997.

84. Кулешов C.B. Национальная политика России: история и современность. М., 1997.

85. Ладыжец Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Н. Новгород. 1992.

86. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. 18 561 880. СПб., 1901.

87. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971.

88. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900;1917 гг. М., 1981.

89. Малыианский А. П. Обзор социально-революционного движения в России, СПб., 1880.

90. Мартинсон Э. Э. Исторические связи Тартуского (б. Юрьевского) университета с русской наукой. Таллин. 1951.

91. Орлов В. И. Студенческое движение Московского университета в XIX столетии. М., 1934.Зб.Осипов В. П. Бехтерев М., 1947.

92. Павлова Г. Е. Организация науки в России в первой половине XIX в. М., 1990.

93. Петров Ф. А. Российские университеты в первой половине XIX в. Формирование системы университетского образования. Кн. 1−4. Кн.1. Зарождение системы университетского образования в России. М., 1998;2001.

94. Петров Ф. А. Российские университеты в первой половине XIX в. Формирование системы университетского образования. Кн.2. Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIX в. 4.1−2. М., 1998.

95. Петров Ф. А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997.

96. Сиротинин В. П. С. П. Боткин. Харьков. 1928.

97. Синецкий А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. М., 1950.

98. Скоч A.B. Формы приватной поддержки отечественного образования: меценаты и благотворители. Начало XX в. М., 2003.

99. Соломонов В. А. Императорский Николаевский Саратовский университет: история открытия и становления. 1909;1917. Саратов. 1999.

100. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860−1930. Пер. с англ. М., 2004.

101. Сточик A.M., М.А., Пальцев М. А., Затравкин С. Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX в. М., 1998.

102. Татур Ю. Г. Образовательная система России. М., 1999.

103. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России, Л., 1984.

104. Тушинский М. Д., Чистович А. Н. Н. Я. Чистович. 1860−1924. JL, 1963.

105. Уваров П. Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе. М., 2000.

106. Ферлюдин П. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Саратов. 1894.

107. Хасбулатова O.A., Гафизова И. Б. Женское движение в России. Иваново. 2003.

108. Шепелев JI.E. Чиновный мир России. XVIII начало XX в. СПб., 1999.

109. Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 г. М., 1976.

110. Щетинина Г. И. Студенчество и революционное движение в России (последняя четверть XIX в.). М., 1987.

111. Шульгин В. История университета Св. Владимира. СПб., 1860.

112. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостной к России капиталистической. М., 1985.

113. Эймонтова Р. Г. Общественность и высшая школа в России в начале XX в. М., 1993.Статьи.

114. Андреев А. Ю. «Гумбольдт в России.»: Министерство народного просвещения и немецкие университеты в первой половине XIX века // Отечественная история.2004. № 2.

115. Афонюшкина A.B. О правительственной политике России 20−40-х гг. XIX в. в области университетского образования // Российские университеты в XIXначале XX вв. Сборник научных статей. Воронеж. 1993.

116. Бржевский В. Ч. К истории высшего медицинского образования // Врачебное дело. 1974. № 6.

117. Быстрова Н. Б., Петров Ф. А. Рудольф Муметалер. В раю ученых. Швейцарские ученые в царской России. 1725−1917. Цюрих. 1996 // Отечественная история. 1999. № 2.

118. Булич Н. И. Казанский университет в Александровскую эпоху // Ученые записки Казанского университета. 1875. С.3−48.

119. Булич Н. И. Из первых лет Казанского университета // Ученые записки Казанского университета. 1890. 1. С.1−144- 2. С.145−276- 3. С.127−244- 5. С.133−208- 6. С.122−214.

120. Булич Н. И. Из первых лет Казанского университета. 1805−1819: рассказы по архивным делам. 4.1−2. Казань. 1887−1891.

121. Пыпин А. И. Старые университетские нравы // Вестник Европы. Август. 1887.

122. Гусятников П. С. Студенческое движение в 1905 г. // Вопросы истории. 1955. № 10.

123. Дупленко И. Из истории высшего женского медицинского образования на Украине // Советское здравоохранение. 1972. № 11.

124. Егорышева И. В. Боткинская комиссия (1886−1889) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 1.

125. Иванов А. Е. Университеты России в 1905 г. // Исторические записки. Т.88. М., 1971.

126. Иванов А. Е. Первая русская революция и профессура высших учебных заведений // Вопросы социально-экономического развития и революционного движения в России. Сб. трудов. Вып.48. М., 1977.

127. Иванов А. Е. Студенческая «самопомощь» в высшей школе Российской империи. Конец XIX начало XX в. // Отечественная история. 2002. № 4.

128. Иванова Л. В. Книги по истории университетов страны: Обзор // История СССР. 1982. № 2.

129. Карнаухова Е. И. К началу женского медицинского образования в России // Советское здравоохранение. 1962. № 1.

130. Кимбэлл Э. Русское гражданское общество и политический кризис в эпоху великих реформ. 1859−1863 // Великие реформы в России. 1856−1874. М., 1992.

131. Комоско Л. В. Изменения сословного состава учащихся средней и высшей школы России (30−80 годы XIX в.) // Вопросы истории. 1970. № 10.

132. Кричевский Г. Г. Ученые степени в университетах дореволюционной России // История СССР. 1985. № 2.

133. Крыжановская И. Екатеринославские высшие женские курсы // Материалы научной конференции посвященной 100-летию высшего женского медицинского образования в СССР. JL, 1972.

134. Кэссоу С. Университетский устав 1863 г.: новая точка зрения // Великие реформы в России. 1856−1874. М., 1992.

135. Очерки истории Харьковского Медицинского института. Харьков. 1969.34,Очерки по истории Московского университета // Ученые записки МГУ. Юбилейная серия. 50−51. М., 1940.

136. Пантелеева C.B. На путях к высшему образованию. В Цюрих с 1864 по 1875 гг. // Труды 1 Всероссийского съезда по образованию женщин. Т.1. СПб., 1914.

137. Петражицкий Л. И. К вопросу о реформе университетского преподавания // Право. 1901.

138. Петров Б. Д. Исследования по истории медицины // Вестник академии медицинских наук. 1950. № 2.

139. Полянская Т. Г. Участие студентов-медиков Томска в общественном и революционном движении (80−90-е годы XIX столетия) // Материалы по истории медицины и здравоохранения Сибири. Томск. 1960.

140. Пирогов Н. И. Сочинения. Т.1. Статьи о высшей школе. Киев. 1910.

141. Пресс A.A. Борьба за высшее образование евреев при Николае II // Еврейская летопись. Кн.З. М., 1924.

142. Разумовский В. И. К истории университетов и медицинских факультетов. СПб., 1910.

143. Резолюции Николая II // Былое. 1917. № 12.

144. Розенталь И. С. А. Е. Иванов. Студенчество России конца 19 начала 20 вв.: социально-историческая судьба// Отечественная история. 2001. № 1.

145. Российский Д. М. Медицинское образование. История медицинского образования в дореволюционной России. Б.М.Э. 1936. № 17.

146. Сватиков С. Русская студентка. 1865−1915 // Сборник статей. Путь студенчества. М., 1916.

147. Сватиков С. Студенческая печать с 1755 по 1915 // Сборник статей «Путь студенчества». М., 1916.

148. Сватиков С. Г. Русские университеты и их историческая библиография. Пг., 1915.

149. Сточик A.M., Затравкин С. Н. Преподавание патологической анатомии в Московском университете в первой половине XIX в. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 1.

150. Сточик A.M., Затравкин С. Н. Преподавание патологической анатомии в Московском университете в первой половине XIX в. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 2.

151. Сточик A.M., Затравкин С. Н. Преподавание патологической анатомии в Московском университете в первой половине XIX в. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 3.

152. Сточик A.M., М.А., Затравкин С. Н., Сточик A.A. Развитие клинического преподавания в первой половине XIX в. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 5.

153. Сточик A.M., Затравкин С. Н., Л. Е. Горелова, В. Г. Игнатьев Подготовка и введение в действие устава университета Св. Владимира (Киев) 1842 г. Сообщение 1. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. № 2.

154. Сточик A.M., Затравкин С. Н., Л. Е. Горелова, В. Г. Игнатьев Подготовка и введение в действие устава университета Св. Владимира (Киев) 1842 г. Сообщение 2. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. № 3.

155. Сточик A.M., Пальцев М. А., Затравкин С. Н., Горелова Л. Е. Подготовка университетского устава 1863 г. Сообщение 1. Начало работы по подготовке устава 1863 г. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. № 6.

156. Тарасенков А. Т. Историческая записка о составе и деятельности Физико-медицинского общества // Московский врачебный журнал. 1856. № 1−2.

157. Тартуский государственный университет: история развития. Тезисы конференции. Тарту. 1982.

158. Тишкин Г. А. Женский вопрос и правительственная политика 60−70-х годов XIX века // Вопросы истории России XIX-начала XX века: Межвузовский сборник, Д., 1983.

159. Торопов Д. И. К статистике женщин-врачей России // Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины. 1914. № 6.

160. Тоцкий И. М. Исследование квартир студентов-медиков 4 и 5 курсов Харьковского университета за 1908 г. // Записки Императорского Харьковского университета. 1909. Кн.4.

161. Федотова Т. Н. О высшем женском образовании в Одессе // Труды Одесского университета. Т.15. (серия философских наук). Вып.11. Одесса. 1961.

162. Фигнер В. Из воспоминаний о Н. И. Драго // Каторга и ссылка. 1923. № 6.

163. Хаусманн Г. Рецензия на книгу Т. Мауера «Преподаватели высшей школы в царской России (к изучению российской социальной истории и истории образования)». Кельн. 1998. // Отечественная история. 2000. № 6.

164. Шабанова А. Н. К истории женского врачебного образовании в России // Ленинградский медицинский журнал. 1926. № 5.

165. Шебунин А. Очерки истории студенческого движения в Военно-медицинской академии. // Юбилейный сборник Военно-медицинской академии посвященный 10 годовщине Октября. Л., 1927.

166. Шевырин В. М. Живое прошлое (По страницам дневника и мемуаров гр. И.И. Толстого) // Отечественная история. 2000. № 4.

167. Щетинина Г. И. Послужные списки как исторический источник. О составе профессоров в пореформенной России // История СССР. 1977. № 1.

168. Щетинина Г. И. Алфавитные списки студентов как исторический источник. Состав университетского студенчества в конце XIX начале XX в. // История СССР. 1979. № 5.

169. Щапов Я. Н. Русские студенты в западноевропейской высшей школе в начале XX в. // Исторические записки. Т.115. М., 1987.

170. Яковлев В. П. Политика правительства в университетском вопросе. 19 051 910 гг. //Вестник ЛГУ. 1969. Вып.1. № 2.Различные брошюры. публикации, публицистика.

171. Абрамов Я. Женские врачебные курсы. СПб., 1886.

172. Бертенсон Л. Б. Необходим ли Петрограду медицинский факультет? Пг., 1916.

173. Багалей Д. И. Экономическое положение русских университетов. СПб., 1914.

174. Будилович A.C. Наука и политика. СПб., 1905.

175. Вагнер В. А. О преобразовании Психоневрологического института. СПб., 1918.

176. Вернадский В. И. 1911 год в истории русской умственной культуры. СПб., 1912.

177. Вернадский В. И. Письма о высшем образовании в России. СПб., 1913.

178. Георгиевский И. О порядке прохождения медицинского курса во французских и немецких университетах. Киев. 1895.

179. Герценштейн Г. М. Страницы из истории медицинского образования в России. (Еще раз по поводу женских врачебных курсов). СПб., 1883.Ю.Гукович Г. П. Организация земских врачебных курсов при Московском университете. Херсон. 1896.

180. Джек-Блек. Женщины-медики, СПб., 1873.

181. Доклад студентов-медиков 5 курса Московского университета выпуска 1902;1903 гг. по вопросу о недостатках преподавания на медицинском факультете. М., 1904.

182. Догель И. М. Заявление о полной анархии в преподавании медицинских наук в Казанском университете. Казань. 1915.Н.Дюков. О необходимости изменения принятой системы образования и воспитания медиков. Харьков. 1904.

183. Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. Очерки. М., 1903.

184. Иконников B.C. Несколько слов по поводу новых данных о наших университетах. Киев. 1876.

185. Иконников B.C. Русские университеты в связи с ходом общественного образования. СПб., 1876.

186. Казанский университет. Медицинский факультет. Комиссия для рассмотрения проекта проф. В. Я. Данилевского «О реформе экзамена на звание лекаря». Казань. 1900.

187. Кареев Н. Выбор факультета и прохождение университетского курса. СПб., 1897.

188. К вопросу о недостатках преподавания на медицинском факультете Московского университета. М., 1903.

189. Коварский А. О дополнительном образовании врачей в Германии. СПб., 1903.

190. Коварский А. О. Новые правила о поступлении в германские университеты. СПб., 1902.

191. Копылов Н. В. Исторический очерк преподавания хирургии в Юрьевском университете. Юрьев. 1916.

192. Котлеров А. Заграничные университеты и наше воспитание. Киев. 1909.

193. Лесневская А. Б. К вопросу о реформе фармацевтического образования в России. СПб., 1912.

194. Лукьянов С. М. Пять вступительных лекций к курсам общей патологии. Варшава. 1895.

195. Любарский А. Свет русской науки. Очерки. Таллин. 1952.

196. Матюшенков И. Цели и задачи университетского медицинского образования. М., 1876.

197. Медицинские факультеты в швейцарских университетах. СПб., 1902.

198. Мациевский К. К реформе высшего медицинского образования. СПб., 1909.

199. Пашутин В. В. Краткий очерк Императорской Военно-медицинской академии. СПб., 1898.

200. Перфильев М. О. О положении медицинского дела в России (Материалы по данному вопросу). СПб., 1889.

201. Полунин А. Соображения на счет мер, какие можно принять для того, чтобы в Императорском Московском университете число профессоров медицинского факультета и учебные пособия соответствовали непомерному количеству учащихся медицине. М., 1861.

202. Полунин А. И. Отчет о преподавании и состоянии медицинских наук в Берлине в 1844 г. СПб., 1845.

203. Первушина В. П. Об организации в Казани при университете повторительных курсов для врачей. Казань. 1908.

204. Повторительные курсы для врачей при медицинском факультете Императорского Московского университета, (весенний семестр 1911 г.) М., 1911.

205. Разумовский В. И. Медицина и хирургия в XIX столетии. М., 1902.

206. Рахманов В. О допущении лекарских помощников и помощниц (фельдшеров и фельдшериц) в университеты. СПб., 1909.

207. Российские университеты в XIX — начале XX вв. Сборник статей. Вып.2. Воронеж. 1996.

208. Российские университеты в XIX — начале XX вв. Сборник статей. Вып.З. Воронеж. 1998.

209. Российские университеты в XIX — начале XX вв. Сборник статей. Вып.4. Воронеж. 1999.

210. Российские университеты в XIX — начале XX вв. Сборник статей. Вып.5. Воронеж. 2000.

211. Сукенников М. 1-й конгресс русских студентов и студенток учащихся за границей. Берлин. 1902.

212. Сущинский П. П. Женщина врач в России, очерк десятилетия женских врачебных курсов 1872—1882 год. СПб., 1883.

213. Таренецкий А. Кафедра и музей нормальной анатомии при Императорской Военно-медицинской академии за 100 лет. СПб., 1895.

214. Толстой И. И., Гессен Ю. Факты и мысли. Еврейский вопрос в России. СПб., 1907.

215. Харьковский женский медицинский институт. (1910;1912). Харьков. 1912.

216. Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. СПб., 1912.

217. Штрюмпель А. Клиническое преподавание медицины. СПб., 1903.

218. Щербина A.M. О допущении женщин в университет. М., 1916. Иностранные издания.

219. Beyrau D. Intelligenz und Dissens. Die russischen Bildungsschichten in derSowjetunion. Goettigen.1993.

220. Brower D.R. Training the Nihilists. Education and Radicalism in Tsarist Russia. London. 1975.

221. Dudgeon R. Women and Higher Education in Russia. 1855−1905. Washington. 1975.

222. Goldberg R. Russian Women s Movement. 1859−1917. Rochester. 1976.

223. Edmondson L. Feminism in Russia. 1890−1917. London. 1984.

224. Kassov Samuel D. Students, Professors, and the State in Jsarist Russia. Berklu.1989.

225. Hans N. Russian Tradition. London. 1963.

226. Hibner Kolitz A. A Convergence of Lifes Sofia Kovalevskaia — Scientist, Writer, Revolutionary. Boston. Basel. Stuttgard. 1983.

227. Johanson Ch. Woman s Struggle for Higher Education in Russia. 1855−1900. Kingston. Montreal. 1987.

228. Stites R. The Women s Liberation Movement in Russia. Feminism, Nihilism and Bolshevism, 1860−1930. Princetons. N.Y. 1978. (Стайте P. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860−1930. Пер. с англ. М., 2004).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой