Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие негосударственных вузов в курской области в конце XX — начале XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О проблемах развития негосударственного сектора высшего образования, приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.05.99 № 1314. —. — Режим доступа: http://lawrussia.ru/texts/legal884/doc884a693×867.htmО приказах Минобразования России по вопросам аккредитации образовательных учреждений: приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2005 № 324 // Официальные документы в образовании. — № 3… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава. I. Социально-экономические, политические и культурно-исторические факторы формирования негосударственного сектора вузов России в 90-е годы ХХ-начале XXI веков
    • 1. 1. Социально-экономические и политические предпосылки возникновения негосударственных учебных заведений
    • 1. 2. Организационно-правовые основы создания и развития негосударственных вузов в постсоветской России
  • Глава. II. Управление негосударственной высшей школой в Курской области
    • 2. 1. Развитие сети негосударственных вузов, источники финансирования, создание учебно-материальной базы
    • 2. 2. Подбор, подготовка и расстановка руководящих и научно-педагогических кадров. Формирование контингента студентов
  • Глава. III. Организация учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в негосударственных вузах
    • 3. 1. Организация учебно-воспитательного процесса в негосударственных вузах
    • 3. 2. Научно-исследовательская деятельность и международные связи в негосударственных вузах

Становление и развитие негосударственных вузов в курской области в конце XX — начале XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется местом и ролью образования в жизни государства и общества. Система образования не только аккумулирует опыт социально-профессиональной подготовки молодежи к жизни, адаптирует всё население к модернизационным изменениям, но и определяет стратегии устойчивых преобразований в условиях внутренних и внешних вызовов, а также является системообразующим фактором обеспечения национально-государственной безопасности.

Реформы в России в 90-е годы XX века смена модели социально-экономического и политического развития определили особенности формирования современной образовательной политики и способствовали возрождению различных типов учебных заведений, в том числе негосударственного образования. Созданная в советское время система высшего профессионального образования в условиях радикальных реформ показала свою негибкость и медленно реагировала на запросы развивающейся рыночной экономики. Необходимость в кадрах, способность работать в новых условиях вызывала потребность создания и развития более мобильной и эффективной системы подготовки специалистов. В условиях недостатка государственных средств, развития бизнеса и частнособственнической инициативы законодатель разрешил предоставление платных образовательных услуг и создание негосударственных и смешанных учебных заведений.

В настоящее время негосударственные и частные профессиональные образовательные учреждения заняли прочные позиции на рынке предоставления образовательных услуг и активно расширяют сферу своей деятельности. В них осуществляется подготовка специалистов по государственным программам, в которых учтены все потребности и предпочтения государства и работодателя. Вместе с тем эта работа требует значительных корректив и совершенствования.

Для создания эффективной системы подготовки кадров необходимо осмысление накопленного опыта организации этой работы. Это позволит воссоздать объективную картину развития высшего профессионального образования в постсоветской России.

Объектом исследования выступает государственная политика в сфере высшего профессионального образования и высшая школа постсоветской России.

Предметом исследования является деятельность законодательных, исполнительных и муниципальных органов власти, общественных организаций и частных лиц по созданию и развитию системы негосударственных вузов в Курской области в конце ХХ-начале XXI вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 по 2006 годы — первое и начало второго десятилетия зарождения и развития негосударственного высшего образования. В это время осуществляется переход России к рыночной экономике, новому типу общественных отношений, проводятся радикальные преобразования во всех сферах жизни общества, а также в системе высшего образования. Нижняя граница исследования определяется учреждением первых негосударственных вузов. Верхняя — переходом вузов Курской области на двухуровневую систему подготовки специалистов в высшей школе.

Географические границы исследования охватывают территорию Курской области. Её площадь равняется 29,8 тыс. кв. км, а население составляет 1 184 тыс. чел. Область является типичным регионом средней полосы Европейской России и Центрального Черноземья. В ней имеется серьезный образовательный потенциал и успешно функционирует смешанная система высшего профессионального образования, состоящая из 10 государственных и 9 негосударственных вузов.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма и научной объективности, позволяющие дать объективный анализ собранной информации. Проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, качественно-социологический, структурно-функциональный, ис-торико-типологический в сочетании с компаративным и статистическим методами анализа фактического материала обеспечили создание достаточно полной и достоверной картины становления и развития негосударственных высших учебных заведений в системе образования Курской области.

Историография проблемы исследования. Особенностью историографии проблемы исследования является то, что она имеет один постсоветский период и представлена в основном работами, имеющими междисциплинарный характер.

В конце 90-х годов XX века в новых социально-экономических условиях, в ходе углубления модернизационных процессов во всех сферах жизнеобеспечения, в том числе и в образовании, вышло большое количество разноплановых научных работ. Ученые стремились’критически осмыслить историю развития отечественного образования, оценить достижения и недостатки вузовской системы обучения, определить проблемы и перспективы модернизации высшего образования в постсоветской России. Среди них выделяются работы Б.С. Гер-шунского, A.A. Горюнова, В. И. Жукова, В. Г. Кинелева, А. И. Ковалёва, В. А. Лукова, В. А. Садовничего, О. Н. Смолина, В. Г. Сушко и др1.

В это время были предприняты первые попытки понять сущность и природу вновь открытых и открываемых высших негосударственных учебных заведений. Работа O.K. Крокинской, В. Д. Кащеева, Е.Э. Смирновой2 посвящена исследованию предпосылок зарождения новых форм образования и типов учебных заведений в постсоветской России. Особый интерес представляет мо Высшее образование России в условиях модернизации. — М., 1991; Гершунский Б. С. Россия: Образование и будущее (Кризис образования в России на пороге XXI века). — Челябинск, 1993; Горюнов A.A. Разработка и становление новой политики Российской Федерации в сфере высшего образования в 1990;е гг. — М., 1999; Жуков В. И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. — М., 2000; Кинелев В. Г. Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России. — 1993. — № 10. — С. 33−37. Ковалева А. И. Кризис системы образования // Социс. — 1994. — № 3. — С. 79−85. Луков В. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 217−219- Садовничий B.A., Белокуров B.B., Сушко В. Г. Университетское образование: приглашение к размышлению // Философия образования. — М., 1996. — 106 е.- Смолин О. Н. Образование и национальная безопасность // Свободная мысль. — 1997. — № 11 и др. 2 Крокинская O.K., Кащеев В. Д., Смирнова Е. Э. Новые формы образования как рынок образовательных услуг. -М., 1993. нография В.А. Солоницына3. В ней автор исследует опыт организации системы негосударственного высшего образования в России. Вместе с тем хронологические рамки работы завершаются 90-ми годами XX века, когда еще не обозначились все проблемы создания негосударственной высшей школы, в том числе на региональном уровне.

Философско-психологическому осмыслению современных проблем развития высшего профессионального образования и определению его новых качеств посвящены работы Б. С. Гершунского, И. М. Ильинского, A.M. Новикова, Я. М. Нейматова, С. И. Плаксия и др.4 На основе анализа источников и опыта практической деятельности авторы утверждают, что содержание высшего образования и качество подготовки специалистов в условиях всесторонних модернизаций, создания рыночной экономики определяются и будет определяться конкурентноспособностью выпускников вузов, работающих на предприятиях разных форм собственности.

Интересные материалы и наблюдения содержатся в работах по социологии образования. Их ценность в том, что они позволяют в исторической динамике проследить эволюцию общественного мнения по вопросам реформирования российского образования. Так, в работах В. В. Гаврилюк, С. И. Григорьева, Т. Б. Казаренкова, М. Н. Руткевич, Ф. Э. Шереги и других5 рассматривается комплекс аспектов реформирования системы высшего профессионального образования в изменяющемся обществе, показывается отношение общественности к практической деятельности реформаторов образования.

Солоницын В. А. Негосударственное высшее образование в России. — М., 1998.

4 Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. — М., 1998; Ильинский И. М. Образовательная революция. — М., 2002; Нейматов Я. М. Образование в XXI веке. Тенденции и прогнозы. — М., 2002; Нови-ков A.M. Российское образование в новой эпохе. — М., 2000; Плаксий С. И. Качество высшего образования. — М., 2003 и др.

5 Гаврилюк В. В. Социология образования. — Тюмень, 2003; Григорьев С. И., Матвеева H.A. Неклассическая социология образования начала XXI века. — Барнаул, 2000; Казаренкова Т. Б. Социология высшего образования: проблемы социальной стратификации. — М., 1998; Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи. Избранное (1965;2002). — M., 2002; Шереги Ф. Э. Социология образования: прикладные исследования. — M., 2001; Шереги Ф. Э., Дмитриев H.M., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. — M., 2002 и др.

Особый интерес для нас представляют работы, посвященные исследованию аспектов развития высшего образования в рыночных условиях и экономическим аспектам функционирования системы образования. В этом смысле особое значение имеют работы Н. Г. Багаутдиновой, A.A. Воронина, А.И. Галага-на6. Авторы показывают причины зарождения и развития негативных явлений в современном отечественном образовании, ошибки, допущенные в ходе его модернизации. Интересный материал для понимания современного состояния высшей школы России и определения путей выхода из кризиса содержат исследования И. М. Ильинского, A.B. Мартыненко, С. И. Плаксия, А. Я. Савельева, п.

О.П. Шушариной, Н. Л. Яблонскене и др.

Во второй половине 90-х годов XX в. был подготовлен ряд диссертационных исследований по истории негосударственных вузов (далее HB) в России. Историко-социологический аспект проблемы рассмотрен в диссертациях О. В. Крухмалёвой, А. Ю. Смоленцевой, К. Б. Иваненко, И. К. Кощеевой, С. А. Смирнова и др.8 Так в работе К. Б. Иваненко раскрываются вопросы ценностных отношений и целей в негосударственном образовании, даются прогнозы дальнейшего развития, показано отношение различных социальных групп населения к негосударственным вузам. бБагаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. — М., 2003; Воронин A.A. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. — М., 1999; Вуз и рынок: в 3 кн. — М., 1991;1993; Галаган А. И. Современное состояние мирового рынка образовательных услуг и положение на нем России // Социально-гуманитарные знания. — 2004. — № 3. — С. 61 -75 и др.

7 Ильинский И. М. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. — 2004. — № 9. — С. 39−52- Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: кризис идентичности и пути его преодоления — M., 2004; Мартыненко A.B. Высокие технологии и высшее образование // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 64—67- Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. — М., 2004; Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования. — M., 2005; Савельев А. Я. Реформы высшего образования и их эффективность (1991;2000 гг.). — М., 2003; Шушарина О. П. Исторический опыт разработки и реализации государственной политики СССР и Российской Федерации в сфере высшего образования (19 532 003 гг.): дис.. д-ра. ист. наук. — М., 2004; Яблонскене Н. Л. Развитие высшего образования в России в условиях социально-политической трансформации общества (вторая половина 80-х — 90-е гг. XX в.) дис.. канд. ист. наук. — M., 2004 и др.

8 Крухмалева О. В. Социокультурные основания развития платности образования: дис. канд. социолог, наук. -М., 1999; Смоленцева А. Ю. Социальные конфликты в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике: дис. канд. социолог, наук. — M., 1998; Иваненко К. Б. Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития: Социологический аспект исследования: дис.. канд. социол. наук. — М., 2005; Кощеева И. К. Качество образования как социологическая проблема: дис.. канд. социол. наук. -Екатеринбург, 2003; Смирнов С. А. Становление и институционализация высшего негосударственного образования в современной России: дис. канд. социол. наук. — Ростов н/Д, 1998.

Правовые основы развития и деятельности негосударственных вузов освещают Н. В. Караваев, Н. И. Капинус, Н. К. Потоцкий, Н.Б. Сонькин9. Авторы ввели в научный оборот значительный фактический материал по истории некоторых вузов.

Большое значение для осмысления проблемы имеют труды учёных и организаторов негосударственных вузов. Среди них выделяются работы И. М. Ильинского, ректора негосударственного вуза — Московского гуманитарного университета10. На большом фактическом материале он показывает деятельность негосударственных вузов, обосновывает название «негосударственный», раскрывает признаки негосударственных вузов, рассматривает правовые основы их деятельности в России.

Особое место в осмыслении этого процесса занимают работы А. П. Березовского, В. М. Борисова, В. Н. Вениаминова, И. М. Ильинского, С. И. Плаксия, В. А. Солоницына, O.K. Туляковой, Ю. В. Фалеева, Г. А. Ягодина и др.11 Они рассматривают вопросы государственного управления негосударственными вузами, правового регулирования их деятельности, развития образовательной политики государства. Кроме того, авторы показывают роль негосударственных вузов в формировании рынка образовательных услуг, развитие конкуренции в сфере высшего образования, вопросы качества подготовки специалистов. Серьёзный вклад в разработку проблемы внесли диссертационные работы А. П. Березовского, И. А. Растопшиной, O.K. Туляковой. В них, на значительном фак.

9 Караваев Н. В. Юридическая личность негосударственного высшего учебного заведения: моногр.- Вятский социально-экономический институт. — Киров, 2005; Капинус Н. И., Потоцкий Н. К, Сонькин Н. Б. Правовое регулирование деятельности негосударственных образовательных учреждений // Россия на рубеже тысячелетий. -М., 2000.

10 Ильинский И. М. Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. — М., 2004. Березовский А. П., Борисов В. М. Негосударственная высшая школа России: моногр. — М., 2000; Березовский А. П. Некоторые исторические аспекты становления негосударственного сектора высшей школы. — М., 2000; Вениаминов B.H. От князя Владимира до президента Владимира Владимировича (размышления о негосударственных вузах). — М.: Международный банковский институт, 2002; Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. — М., 2004; Его же. Парадоксы высшего образования. — М., 2005; Солоницын В. А. Негосударственное высшее образование в России. — М., 1998; Тулякова O.K. Негосударственные вузы как элемент системы высшего образования // Научные труды аспирантов и докторантов / ФНПК МосГУ. Вып. 42. — М., 2004. — С. 135−185- Фалеев Ю. В. Негосударственный сектор высшей школы Российской Федерации. — М., 2000 и др. тическом материале, рассматриваются вопросы становления и развития негосударственного образования, его нормативно-правовой и социальной базы12.

Вопросы трудоустройства выпускников негосударственных вузов, прогнозы востребованности определённых профессий в будущем отражены в исследовании С.Е. Бронштейн13. Анализу тенденций, принципов и механизмов управления качеством негосударственного сектора высшего образования посвящена диссертация В.А. Зернова14. Значение этой работы состоит, прежде всего, в том, что он собрал и ввёл в научный оборот значительный фактический материал по исследуемой проблеме.

Интересный фактический материал по теме, методологические суждения содержатся в трудах В.А. Сластёнина15, диссертациях Н. В. Асташкиной, Н. Б. Володиной, В. В. Грачёва, В. П. Гриднева, И. В. Гусевой, О. Г. Степановой и др.16 Особую ценность в них представляют материалы по организации учебно-воспитательной работы в негосударственных вузах.

Рост интереса к экономическим аспектам функционирования негосударственных образовательных учреждений высшего образования отразился в работах E.H. Жильцова, В. Н. Казакова и других17.

12 Березовский А. П. История становления и развития негосударственной высшей школы России (90-е годы XX века): дис.. канд. ист. наук. — М., 2000; Растопшина И. А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX — начале XXI века: автореф. дис. канд. ист. наук. — М., 2006. Тулякова O.K. Возникновение и развитие негосударственного образования в России (1992;2004 гг.): дис.. канд. ист. наук. — М., 2005.

13 Бронштейн С. Е. Негосударственное образование как фактор формирования человеческого капитала в России: дис. канд. экон. наук. -М., 2005.

14 Зернов В. А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: дис. д-ра техн. наук. — Воронеж, 1999.

15 Сластёнин В. А. Субъектная педагогика: контуры новой научной теории // Негосударственное высшее образование: теория и современные проблемы: сб. науч. тр. — М., 1999. — С. 5−24.

6Асташкина H.B. Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе: дис.. канд. пед. наук. — М., 2000; Володина Н. Б. Педагогические условия совершенствования деятельности негосударственных образовательных учреждений: дис.. канд. пед. наук. — М., 1997; Грачёв В. В. Становление и развитие высшего негосударственного образования в России (вторая половина XIX — начало XX века): автореф. дис.. канд. ист. наук. — М., 2000; Гриднев В. П. Организационно-педагогические основы управления процессом развития образования в негосударственных вузах: дис. .д-ра. пед. наук. — М., 2000; Гусева И. В. Развитие учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных учебных заведений: дис.. канд. пед. наук. — Курск., 2001; Степанова О. Г. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук. — Томск, 1997.

7Жильцов E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. — М., 1995; Казаков В. Н. Особенности формирования рынка образовательных услуг // Научно-методическое обеспечение развития высшего образования России: тез. докл. Всерос. науч. конф. — М., 1999.

В последние годы вышел ряд трудов краеведческого характера. Особый интерес среди региональных исследований представляет работа коллектива учёных Курского института экономики менеджмента и бизнеса (МЭБИК)18. В ней рассматриваются вопросы правового регулирования, финансово-хозяйственной деятельности, кадровой политики в негосударственных образовательных учреждениях России и г. Курска, освещаются различные стороны организации образовательного процесса. Правовые основы функционирования НВ представлены в статье ректора Курского регионального открытого социального института (РОСИ) В.Н. Петрова19. Автор на примере возглавляемого им негосударственного вуза показал проблемы негосударственной высшей школы.

В целом анализ историографии проблемы позволяет сделать вывод о том, что данная тема на региональном уровне изучена недостаточно полно. До настоящего времени нет обобщающего исследования, воссоздающего целостную картину становления и развития негосударственного высшего образования в Курской области в конце ХХ-начале XXI века, что подтверждает актуальность исследования.

Целью диссертации является комплексное изучение деятельности государственных, местных органов власти, предпринимательских и общественных организаций, частных лиц и самих негосударственных вузов по созданию и развитию системы негосударственной высшей школы Курской области в 90-х гг. ХХ-начале XXI вв.

Достижение определённой цели предполагает решить следующие задачи:

— раскрыть социально-экономические, политические и культурно-исторические факторы формирования негосударственных вузов в России;

— показать организационно-правовые основы создания и развития негосударственных высших учебных заведений в регионе;

18 Современное состояние и проблемы развития высшего негосударственного образования в России / коллектив авт. — Курск, 2001.

19 Петров В. Н. Правовые основы деятельности негосударственных образовательных учреждений в Российской Федерации // Государство и право. — 1996. — № 9. — С. 14—20.

— определить тенденции развития сети негосударственных вузов в Курской области;

— выявить источники финансирования, материальную базу, особенности формирования контингента студентов и научно-педагогических кадров;

— раскрыть специфику организации учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в негосударственных вузах.

Источниковая база. Источниковую базу диссертационного исследования составляют опубликованные и архивные материалы. Опубликованные источники можно разделить на несколько групп. Первую составляют законодательные акты Российской Федерации в сфере образования, приказы и распоряжения министерства образования и науки России. В них определены права её граждан не только на получение высшего образования, но и на деятельность по развитию учебных заведений, регулируется работа всех субъектов по созданию и развитию высших учебных заведений, независимо от форм собственности, определяется их роль и место в модернизации всех сфер жизнедеятельности населения.

Среди них центральное место занимают Конституция Российской Федерации 1993 года, Указ Президента РСФСР № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г. № 1, законы «Об образовании» во всех редакциях и законы, непосредственно регулирующие деятельность высших учебных заведений20. Все они заложили правовые основы создания, развития и деятельности негосударственных высших учебных заведений, определили права граждан на получение в них образования, права и обязанности учредителей и собственников, порядок финансирования, лицензирования и государственной аккредитации вузов.

20 Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ. От 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. — 21.01. — 2009; О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР: указ Президента РСФСР от 11.07.1991 № 1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. — № 31. — 01.08.1991. — ст. 1025- Об образовании, закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 (ред. от 10.07.2012) // Российская газета. -№ 172. — 31.07.1992; О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ: ред. от 03.12.201: с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012 // Российская газета. -№ 164. — 29.08.1996; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года№ 1756-Р. — Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-129 413.html.

Вторая группа источников представлена тематическими сборниками документов, справочниками, статистическими ежегодниками центрального статистического управления (ЦСУ) РФ, ведомственными сборниками21. Они содержат значительную информацию о финансировании, развитии сети и системы негосударственных учебных заведений в регионе, сущность деятельности государственных и негосударственных вузов.

В силу особенностей периода исследования особое значение для раскрытия темы имеют материалы разноплановой периодической печати. В журналах и газетах за 1992;2006 годы содержатся уникальные сведения по теме исследования, показывающие эволюцию отношения населения к негосударственным вузам, их роль в социально-культурном развитии региона22.

Большую группу источников составляют результаты социологических исследований деятельности негосударственных вузов, составленные на основе анкетирования населения и студентов различных форм обучения. Они показывают отношение студентов к негосударственной системе высшего образования, населения к проблемам развития негосударственных вузов, раскрывают проблемы трудоустройства выпускников, восприятие новых форм обучения различными группами населения России23.

Второй блок источников составляют архивные документы. К неопубликованным источникам, представляющим наибольшую ценность, относятся до.

21 Основные показатели по негосударственным вузам: стат. сб. / Госкомстат России. — М.: Госкомстат РФ, 1996. -198 е.- Основные показатели по негосударственным вузам: стат. сб. / Госкомстат России. — М.: Госкомстат РФ, 2000. -204 е.- Сводный статежегодник Курской обл., 2004: ст. сб. / Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Курской области. — Курск, 2004. — 533 е.- Сводный статежегодник Курской области. 2006: ст. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. -Курск, 2006. — 518 с. и др.

Бобрышев М. Очарование будущего // Комсомольская правда. Черноземье. — 2005. — 25 ноября — С. 10−11- Степанов В. Будет свой вуз и в Ямской слободе // Городские известия. — 2003. — 25 сентября. — С. 1- Грива Т. РОСИ — первый среди равных: Негосударственный вуз получил госаккредитацию // Курская правда. — 2000. -18 января. — С. 3- Леонтьев В. Наиболее перспективные специальности в РОСИ // Друг для друга. — 2000. — 27 июня. — С. 19- Окорокова Г. П. Кредо МЭБИК: главное — не диплом, а работа! // Курская правда. — 2004. — 3 ноября. — С. 2 и др.

2j Крухмалёва О. В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социс. — 2001. — № 9. — С. 83−88- Заборова E.H. Студенты об институте негосударственного высшего образования // Социс. — 1999. — № 11. -С. 97−99- Карпенко М. П. и др. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Социс. — 1999. -№ 8- Гончарова Н. В. О рынке труда выпускников вуза // Социс. — 1997. — № 3 — С. 105−113- Российский статистический ежегодник. 2007: стат. сб. / Росстат. — М., 2007. — С. 255 и др. кументы из фондов центральных и региональных архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Курской области (ГАКО), его фондов Р-3360 (Администрация Курской области), Р-2064 (НОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса») и др. В них представлен целый комплекс документальных источников, которые раскрывают и уточняют различные стороны деятельности органов государственного управления в вузовском образовании24.

Самостоятельную источниковую группу в силу специфики периода представляют материалы текущих архивов Министерства образования РФ, комитета образования и науки Курской области, негосударственных вузов и общественных организаций25. В них содержатся ценные, как правило, подготовительные материалы к совещаниям по проблемам развития негосударственных вузов в Курской области, о взаимоотношениях государственных и муниципальных властей по решению проблем деятельности и развития НВ. Интересный фактический материал дают протоколы заседаний советов негосударственных вузов. Они помогают изучить динамику учебно-воспитательной работы, проводимой в них, кроме того, там содержатся разнообразные сведения о повседневной жизни студентов и педагогов.

Пониманию взаимоотношений между субъектами, участвующими в учебно-воспитательном процессе, способствовали уставы и приказы по негосударствен.

24 ГАКО. — Ф.Р. — 2064. — Оп. 1. Д. 8, — Л. 1−29- ГАКО. — Ф. Р. — 2064. — Оп. 1. — Д. 8. — Л. 31−32- ГАКО. — Ф.Р. -3360. — Оп. 32. — Д. 1. — Л. 206- ГАРФ. — Ф. 10 225. — Оп. 1. — Д. 1507- ГАРФ. — Ф. 10 132. — Оп. 1. — Д. 545- РГИА. — Ф. 40. — Оп.1. — Д.73. — Л.44- РГИА. — Ф. 733. — Оп. 7 — Д. 284. — Л. 25- РГИА. — Ф. 733. — Оп. 49. — Д. 869.-Л. 18- Ф.Р. — 3360. — Оп. 32. — Д.1. — Л. 206 и др.

25 О проблемах развития негосударственного сектора высшего образования, приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.05.99 № 1314. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lawrussia.ru/texts/legal884/doc884a693×867.htmО приказах Минобразования России по вопросам аккредитации образовательных учреждений: приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2005 № 324 // Официальные документы в образовании. — № 3. — 2006; Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Приказ Минобразования РФ от 22.05.1998. — № 1327 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 1998. — № 21- Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждении: приказ Минобразования РФ от 17.11.1994 № 442 // Российские вести. — 1995. — 10 марта и др. ным высшим заведениям26. В них определён состав учредителей, порядок регистрации, цели создания учебного заведения, права и обязанности института как юридического лица и учредителей, порядок учебной, научной и предпринимательской деятельности, распоряжения имуществом и денежными средствами, управление институтом, приём студентов и слушателей их права и обязанности и др.

Особую группу источников составляют результаты самообследования негосударственных вузов27. Они позволяют провести сравнительный анализ деятельности учебных заведений. В них представлены: организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности, система управления институтом, вопросы, рассматриваемые на заседаниях учёных советов, ректорских совещаниях, структура, содержание и качество подготовки специалистов, организация практики, кадровое и материально-техническое обеспечение, научная и международная деятельность.

Из девяти негосударственных вузов в Курской области аккредитацию имеют только четыре: Гуманитарно-технический институт (далее ГТИ), Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (далее МЭБИК), Региональный открытый социальный институт (далее РОСИ), Региональный финансово-экономический институт (далее РФЭИ)28.

Важный материал для понимания сущности проблемы дали личные встречи с руководством, преподавателями и студентами негосударственных вузов Курской области, ознакомление с состоянием материально-технической базы, присутствие на различных воспитательных мероприятиях, выставках, встречах.

26 ГАКО. — Ф.Р. — 2064. — Оп. 1. — Д. 1.

27 Отчёт о результатах самообследования негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Региональный открытый социальный институт» // Текущий архив РОСИ (далее ТА РОСИ). — Курск, 2005; Отчёт о результатах самообследования Гуманитарно-технического института // Текущий архив ГТИ (далее ТА ГТИ). — Курск, 2005; Отчёт о результатах самообследования Московского института бизнеса и экономики // Текущий архив МЭБИК (далее ТА МЭБИК). — Курск, 2005; ГАКО. — Ф.Р. — 2064. — Оп. 1. -Д.119.-Л. 8.

28 ГАКО. — Ф.Р. — 2064. — Оп.1. — Д. 8. — Л. 31−32.

В совокупности все вышеперечисленные источники дают возможность объективно исследовать тему диссертационной работы, обеспечивают достижение поставленной цели и решение определённых задач.

Научная новизна диссертации состоит в показе на обширном фактическом материале того, что негосударственный сектор высшей школы в Курской области стал результатом социально-экономических преобразований в стране и регионе, развития различных форм собственности, объединения усилий государственных и муниципальных структур, бизнеса, общественности и частных лиц. В этот период образование стало рассматриваться как системный фактор обеспечения устойчивого развития страны.

В работе показано, что нормативно-правовая база развития негосударственных вузов, несмотря на несовершенство, стимулировала активность различных слоёв обществаГвластных структур и частных лиц по созданию и развитию негосударственных образовательных учреждений в регионе. Вместе с тем развитие сети учебных заведений определялось не государственно-региональными интересами, а финансово-хозяйственными возможностями частных лиц и активностью властных структур.

Выявлено, что рост численности негосударственных вузов на рубеже ХХ-ХХ1 вв., с одной стороны, способствовал улучшению подготовки кадров новых специальностей, получению второго высшего образования, приблизил образование к населению путём создания филиалов в райцентрах. С другой стороны — подорвал авторитет высшего образования как системы подготовки квалифицированных кадров и, в некоторых случаях, стал формой реализации дипломов за деньги с ускоренным сроком обучения.

Доказано, что на начальном этапе создания негосударственных вузов в Курской области организация учебно-воспитательной работы в них была эффективнее и гибче, чем в государственных вузах, однако научно-исследовательская деятельность в негосударственном секторе не получила надлежащего развития.

Новизна работы состоит также и в том, что впервые в научный оборот было введено значительное количество ранее неизвестных региональных документов и материалов.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации можно использовать в деятельности государственных и муниципальных органов образования, в работе вузов всех форм собственности, при разработке спецкурсов и подготовке обобщающих трудов по истории образования, его модернизации и в целом по отечественной истории.

Апробация исследования осуществлялась в форме научных публикаций автора, обсуждалась на кафедре истории Отечества Курского государственного университета. В целом по теме исследования опубликовано 8 научных статей и одно учебно-методическое пособие общим объёмом 5,125 печатных листа и 395 кбт~ в том числе 3 в периодических изданиях, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы включает введение, три главы, разделённые на шесть параграфов, заключение, а также 9 приложений, 4 таблицы, список источников и литературы.

Заключение

.

Ликвидация монополии государства во всех областях общественной жизни, включая экономику и образование, либерализация экономики, ее постепенное разгосударствление и приватизация повлияли на дальнейшее развитие высшего образования, рынка и конкуренции в российской экономике, потребовали соответствующих преобразований и в системе высшего образования в форме создания и функционирования частных вузов.

Появлению и развитию негосударственного образования способствовал ряд законов, в частности закон «Об образовании» в редакции 1992 и 1996 годов.

Как показывает практика, образовательная деятельность вуза осуществляется также на основе собственной, внутривузовской нормативной базы, которая регламентирует организацию и функционирование, обеспечивает контроль за образовательным процессом в. институте. Негосударственные вузы обладают несравненно большей степенью свободы, быстрее и четче реагируют на требования рынка занятости, что позволяет эффективнее организовать деятельность вуза, а преподавателям реализовать свой потенциал.

За исследуемый период частный сектор вузов более динамично развивается, чем государственный. Известно, что негосударственные вузы заполняют исключительно гуманитарную нишу: из-за сложной материальной емкости технические специальности здесь практически не открываются. Негосударствен" ные вузы выпускают, в основном, «модных» специалистов — юристов, экономистов, политологов. Постепенно положение меняется. Становятся популярными такие специальности как лингвистика, социология, политология, прикладная информатика, природопользование и охрана окружающей среды. В частных вузах можно получить техническое, и естественнонаучное образование, хотя такие примеры единичны.

Являясь откликом на современные социально-экономические изменения, негосударственное образование призвано формировать в человеке качество мобильности и готовности к переменам. В силу ряда обстоятельств (консерватизм, сохранение единства в установках, остаточные явления общей централизации и унификации и т. п.) государственное образование уступает в плане мобильности негосударственным образовательным структурам, которые быстрее (благодаря многоканальному финансированию, позволяющему привлекать лучшие педагогические кадры) отвечают на новые запросы и социальные заказы.

Проблем, которые необходимо решить негосударственному сектору в ближайшее время, достаточно много, но можно выделить основные:

— проблема качества учебного процесса во всех негосударственных вузах;

— укрепления материально-технической базы;

— нахождения своего места в сложной демографической ситуации, обусловленной сокращением рождаемости и уменьшением численности молодежи.

Для удержания позиций и сохранения своего места в системе российского образования негосударственным вузам требуются новые усилия, поиск иной политики, базирующейся на развитии тех принципиальных преимуществ, которыми обладает НВ. Негосударственные вузы, наряду с типичными мероприятиями по подъему качества обучения, должны более активно переориентироваться в направлении индивидуального обучения, подготовки специалистов немассовых профессий, сделать упор на применение уникальных методов и методик обучения.

Дальнейшее функционирование и развитие как государственных, так и негосударственных вузов в значительной мере будет определяться качеством подготовки специалистов. В настоящее время концептуальный уровень проблемы качества образования разрабатывается многими специалистами, но единой, общепринятой теории качества образования пока не существует.

Негосударственное высшее образование может быть достаточно эффективным и конкурентоспособным лишь при условии тесной и конкретной связи с региональным рынком труда. Ближайшее будущее регионов должно присутствовать во внутривузовском планировании структуры и содержания деятельности вузов.

Реально государственный и негосударственный сектор высшей школы поставлены в условия конкуренции. Предметом их конкуренции являются, прежде всего, абитуриенты, что объясняется уменьшением численности выпускников средней школы и достаточным числом вакансий для них в государственных вузах. Таким образом, будущее негосударственного высшего образования зависит во многом от того, смогут ли НВ, работающие по программам высшего образования, обеспечить качественную подготовку специалистов, конкурентоспособных с выпускниками государственных вузов. На данный момент уже ясно, что в системе рыночных отношений выживут только те негосударственные вузы, которые смогут создать систему подготовки по опережающим направлениям развития потребностей в специалистах нашего общества и с высоким качеством их подготовки. Несмотря на принадлежность вуза уже сейчас наступает период, когда студент пойдет учиться в вуз, дающий более качественную подготовку, несмотря на то, государственный он или нет.

Сегодня состав негосударственных вузов неоднороден. Есть вузы элитные, преуспевающие, а есть такие, чья роль однозначно негативна. С этим согласны и работники негосударственных вузов, которые заботятся о престиже своего сектора образования.

Несмотря на положительную роль НВ в жизни общества, наличие средств является главным критерием получения студентами в них образования. Если учесть резкую дифференциацию доходов населения, то для большей части молодых людей эти вузы оказываются недоступными. Фактически дан старт тенденции избирательного распределения образования в обществе, когда оно начинает составлять привилегию богатых. В связи с этим, следует единовременно с развитием негосударственных вузов выстраивать государственную систему социальных гарантий, социальных технологий, делающих вполне доступными все уровни и звенья образования для представителей всех социальных групп.

В исследуемое время в области оформилась сеть негосударственных высших профессиональных учебных заведений, их филиалов и представительств, имеющих добротную собственную учебно-материальную базу, научно-педагогические кадры и студенческие коллективы.

В негосударственных аккредитованных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Курской области Региональный открытый социальный институт (РОСИ) — Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК) — Курский гуманитарно-технический институт (КГТУ) — Региональный финансово-экономический институт (РФЭИ) образовательная деятельность организована в соответствии с требованиями законов, подзаконных актов, Государственных образовательных стандартов и других нормативных документов и соответствует лицензионным требованиям и условиям. В институтах имеются все необходимые средства для обеспечения соблюдения законности в его уставной деятельности, эффективной организации учебного процесса. Результаты анализа деятельности НВ Курской области свидетельствуют, что содержание профессиональных образовательных программ по специальностям, качество подготовки специалистов соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, состав научно-педагогических кадров, уровень организации учебной и научно-исследовательской работы, учебно-методические, информационные ресурсы и материально-техническая база образовательного процесса достаточны для обеспечения реализуемых специальностей.

С момента появления негосударственных вузов и до конца исследуемого периода 2006/07 учебного года в негосударственных вузах Курской области было подготовлено около 16 тыс. специалистов для различных сфер обеспечения жизнедеятельности населения страны и региона196.

Одной из проблем, мало затронутой нами, является существование и.

96Сводный Статежегодник Курской области. 2007: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. — Курск, 2007. — С. 144- Сводный Статежегодник Курской области. 2000: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. — Курск, 2000. — С. 134. функционирование филиалов. Имеющиеся филиалы качественным образом отличаются друг от друга по состоянию учебно-воспитательного процесса. В некоторых случаях совпадение между головной организацией и филиалом обеспечивается по всем критериям, в других — не совпадает ни один. Современное состояние филиальной сети требует более детальной их классификации, которая должна привести существующую фактическую их градацию в системе высшего образования в соответствии с требованиями Гражданского кодекса.

Завершая диссертационное исследование, следует отметить, что исследованию проблем феномена негосударственного высшего образования предстоит еще длительный путь научного осмысления в рамках социологии образования, социальной философии, психологии и экономики. Ряд проблем, касающихся современного негосударственного высшего образования, лишь поставлен в данной работе, но они могут в дальнейшем стать предметом самостоятельного исследования.

Сегодня нет сомнений в том, быть или не быть негосударственным образовательным учреждениям. В ходе совершенствования российской системы высшего образования, государственные и негосударственные высшие учебные заведения закономерно будут обогащать друг друга за счет накопления и отбора положительного образовательного опыта, так и более тесного сотрудничества между собой. Этого требует от них объективный процесс интеграции России в мировые образовательные системы. Государственная и негосударственная системы образования должны и дополнять друг друга и конкурировать.

Постепенно меняется отношение общества к негосударственным вузам и платности образования. От настороженного и недоверчивого до более взвешенного и избирательного. Появление многочисленных негосударственных вузовэто веление времени. Их ускоренное развитие обусловлено не только поисками путей выхода из кризиса, в котором оказалась государственная система высшего образования, но и становлением в России рынка образовательных услуг, объективно потребовавшего создания разнообразных образовательных структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные источники 1. Государственный архив Российской Федерации
  2. ГАРФ. Ф. 10 225. Министерство образования Российской Федерации. -Оп. 1. — Д. 1507.
  3. ГАРФ. Ф.10 132. Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию — Оп.1. — Д. 545.
  4. Российский государственный исторический архив
  5. РГИА. Ф. 40. Всеподданнейшие доклады по части торговли и промышленности и материалы к заключению торговых договоров с иностранными государствами (коллекция) — Оп. 1. — Д. 73. — Л. 44.
  6. РГИА. Ф. 733. Департамент народного просвещения — Оп. 7 — Д. 284. -Л. 25.
  7. РГИА. Ф. 733. Департамент народного просвещения — Оп. 49. — Д. 869. -Л. 18.
  8. Государственный архив Курской области
  9. ГАКО. Ф.Р. — 2064. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса. — Оп. 1.- Д. 8.- Л. 1−29.
  10. ГАКО. Ф.Р. — 2064. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса.-Оп. 1.-Д. 8.-Л. 31−32.
  11. ГАКО. Ф. Р. — 3360. Администрация Курской области. — Оп. 32. — Д. 1. -Л. 206.
  12. ГАКО. Ф. Р. — 2064. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса. — Оп. 1. — Д. 29. — Л. 30−31.
  13. ГАКО. Ф. Р. — 2064. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса.-Оп. 1.-Д. 22.-Л. 3615.
  14. ГАКО. Ф.Р. — 2064. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса. — Оп.1. — Д. 23.-Л. 8−13.
  15. ГАКО. Ф.Р. 2064. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса.-Оп. 1.-Д. 23.-Л. 108−109.
  16. ГАКО. Ф.Р. — 2064. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса. — Оп. 1. — Д. 32. — Л. 5−6.
  17. ГАКО. Ф.Р. — 2064. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса. — Оп. 1. — Д. 119. — Л. 8.
  18. ГАКО. Ф.Р. — 3360. Администрация Курской области. — Оп. 32. — Д. 1. -Л. 59.
  19. ГАКО. Ф.Р. — 3360. Администрация Курской области. — Оп. 32. — Д. 1. -Л. 206.
  20. Текущие архивы негосударственных вузов Курской области
  21. ТА РОСИ. Материалы аккредитации РОСИ. 2004. — С. 16.
  22. ТА ГТИ. Отчёт о самообследовании ГТИ. 2006. — С. 24.
  23. ТА МЭБИК. Отчёт о самообследовании МЭБИК. 2005. — С. 61.
  24. ТА МЭБИК. Отчёт о самообследовании МЭБИК. 2005. — С. 60.
  25. ТА МЭБИК. Материалы аккредитации МЭБИК. 2000. — С. 18.
  26. ТА МЭБИК. Материалы аккредитации МЭБИК. 2000. — С. 24.
  27. ТА МЭБИК. Положение о подготовительном отделении. Протокол заседаний Учёного совета МЭБИК от 16 марта 2002 года.
  28. ТА МЭБИК. Протоколы Учёного совета МЭБИК от 10.09.2003 г.
  29. ТА ГТИ. Отчёт о самообследовании ГТИ. 2005. — С. 24.
  30. ТА РОСИ. Отчёт о самообследовании РОСИ. 2005. — С. 31.
  31. Федеральное и областное законодательство, ведомственныенормативно-правовые акты
  32. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ. От 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. — 21 января.
  33. Об образовании. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266−1 (ред. от 30.06.2007) // Российская газета. 1992. — 31 июля.
  34. О федеральном бюджете на 1994 год. ФЗ от 01.07.1994 N 9-ФЗ (ред. от 23.12.1994, с изм. от 31.03.1995) (принят ГД ФС РФ 24.06.1994) // Российская газета. 1994. — 6 июля.
  35. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ФЗ «Об образовании» п. 20 ст. 50. 13 января 1996 года // Консультант Плюс.
  36. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) // Российская газета. 1996. — 28 августа.
  37. О Федеральном бюджете на 1998 год. ФЗ от 26.03.1998 N 42-ФЗ (ред. от 30.12.2001, с изм. от 23.12.2003) О (принят ГД ФС РФ 04.03.1998) // Российская газета. -№ 61, 31.03.1998, № 62, 01.04.1998, № 63−64, 02.04.1998.
  38. О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 3 августа 1998 г. — Офиц. издание. — № 31. — Ст. 3825.-С. 7220−7221.
  39. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-Р. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-129 413.html.
  40. Налоговый кодекс РФ. 4.1 Раздел 1 // Российская газета. 2000. — 10 августа.-С. 2−13.
  41. Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений: приказ Минобразования РФ от 17.11.1994 № 442 // Российские вести. 1995. — 10 марта.
  42. Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений: приказ Минобразования РФ от 22.05.1998 № 1327 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. — 31 августа.
  43. О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР: указ Президента РСФСР от 11.07.1991 № 1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. — 1 августа-Ст. 1025.
  44. О Приказах Минобразования России по вопросам аккредитации образовательных учреждений. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2005 № 324 // Официальные документы в образовании 2006. — № 3.
  45. О проблемах развития негосударственного сектора высшего образования. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 17.05.99 № 1314 // Режим доступа http://www.edu.ru/db/mo/Data/d99/! 314. html
  46. О Приказах Минобразования России по вопросам аккредитации образовательных учреждений: приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2005 № 324 // Официальные документы в образовании 2006. — № 3.
  47. Документы правительства Курской области
  48. Об образовании в Курской области. Закон от 17.02.2000 № 13-ЗКО // Курская правда. 2000. — 26 февраля.8. Статистические материалы
  49. Основные показатели по негосударственным вузам: стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат РФ, 1996. -198 с.
  50. Основные показатели по негосударственным вузам: стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат РФ, 1997. — 187 с.
  51. Основные показатели по негосударственным вузам: стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат РФ, 1998. -200 с.
  52. Основные показатели по негосударственным вузам: стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат РФ, 1999. -201 с.
  53. Основные показатели по негосударственным вузам: стат. сб. / Госкомстат России. М.: Госкомстат РФ, 2000. -204 с.
  54. Российский статистический ежегодник. 2007: стат.сб. / Росстат. М., 2007. -255 с.
  55. Россия в цифрах: кратк. стат. сб./ Госкомстат России. М.: Госкомстат РФ, 2000. — 396 с.
  56. Сводный статежегодник Курской области. 2002: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2000. — 518 с.
  57. Сводный статежегодник Курской области. 2002: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2002. — 514 с.
  58. Сводный статежегодник Курской обл. 2004: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Курской области. Курск, 2004.-533 с.
  59. Сводный статежегодник Курской области. 2006: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2006. — 518 с.
  60. Сводный статежегодник Курской области. 2007: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2007 — 547 с.
  61. Сводный статежегодник Курской области. 2008: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2008 — 559 с.
  62. Диссертации и авторефераты диссертаций
  63. Н.В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе: дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 203 с.
  64. А. П. История становления и развития негосударственной высшей школы России: автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 2000. — 21 с.
  65. С.Е. Негосударственное образование как фактор формирования человеческого капитала в России: автореф. дис.. канд. экон. наук. -М., 2005.-18 с.
  66. Н.Б. Педагогические условия совершенствования деятельности негосударственных образовательных учреждений: дис.. канд. пед. наук. -Москва, 1997.- 170 с.
  67. В.В. Становление и развитие высшего негосударственного образования в России (вторая половина XIX начало XX века): автореф. дис.. канд. ист. наук. — М., 2000. — 19 с.
  68. В.П. Организационно-педагогические основы управления процессом развития образования в негосударственных вузах: дис. .докт. пед. наук. М., 2000. — 365 с.
  69. И. В. Развитие учебно-профессиональной деятельности студентов негосударственных учебных заведений: дис.. канд. пед. наук. Курск, 2001.- 196 с.
  70. В.А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях: дис.. д-ра техн. наук. М., 1999. — 204 с.
  71. К.Б. Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития: Социологический аспект исследования: дис.. канд. социол. наук Екатеринбург, 2004. — 201 с.
  72. A.A. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации: автореф. дис. канд. пед. наук. -Ульяновск, 2005. 18 с.
  73. И.К. Качество образования как социологическая проблема: дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. — 157 с.
  74. О.В. Социокультурные основания развития платности образования: дис.. канд. социол. наук. М., 1999. — 148 с.
  75. C.B. Институционализация негосударственного вуза в России 90-х гг.: автореф. дис.. канд. социол. наук. -М., 1999. 21 с.
  76. И.А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX начале XXI века: автореф. дис.. канд. ист. наук. -М., 2006. — 287 с.
  77. O.A. Административно-правовой статус негосударственных высших учебных заведений в России: дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2003.-237 с.
  78. С.А. Становление и институционализация высшего негосударственного образования в современной России: дис. канд. социол. наук. -Ростов- н/Д, 1998. 154 с.
  79. А.Ю. Социальные конфликты в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике: дис.. канд. социол. наук. М., 1998. -154 с.
  80. О.Г. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении: дис.. канд. пед. наук. -Томск, 1997.-231 с.
  81. O.K. Возникновение и развитие негосударственного образования в России (1992−2004 гг.): дис.. канд. ист. наук. М., 2005. — 335с.
  82. В.П. Управление негосударственными вузами в условиях трансформации российской системы образования: дис. .канд. социол. наук. -В.П. Ширяев -М, 2005. -156 с.
  83. О.П. Государственная политика в сфере высшего образования в 1953—2003 гг.: тенденции, проблемы, противоречия (На материалах Российской Федерации): дис.. докт. ист. наук. М., 2004. — 449с.
  84. Негосударствен- Булат 307 170, А № 137 Негосуд. не акное образователь- Сергей Курская per. № 0131 от кредитованное учреждение Ана- область, 28.11.2002 г. до
  85. Академия бизне- толье- г. Же- 28.11.2007 г. са и предприни- вич лезно- мательства" горек, ул. Гагарина, 24.
  86. Негосударствен- Петри- 305 040, А № 161 254 Негосуд. не акное образователь- ДИС г. Курск, рег. № 3176 от кредитованное учреждение Алек- ул. Че- 09.03.2004 г. до
  87. Курский техни- сандр люскин- 22.05.2007 г. ческий институт" Викто- цев, 1. КТИ) рович Д. 19, кв. 14.
  88. Негосударствен- Гапь- 305 044, № 24−0865 от Негосуд. не акное образователь- чан- г. Курск, 29.05.2002 г. до кредитованное учреждение ская ул. Со- 29.05.2007 г.
  89. Индустриальный Татья- юзная, институт" на Ива- д. 29 а. новна
  90. Негосударствен- Со- 305 041, А № 55 Негосуд. не акное образователь- ломко г. Курск, рег. 0054 от кредитованное учреждение Вадим ул. К. 31.10.2002 г. до
  91. Курский меди- Ми- Маркса, 31.10.2008 г. цинский инсти- хайло- Д. з тут" вич
  92. ТА областного комитета образования и науки Курской области, форма № 3-НК (НОУ) за 2005 год.
  93. Соотношение показателей государственных и негосударственных высших учебных заведений РФ 1993−2007 годы (на начало учебного года)*1993/ 94 1995/ 96 2000/ 01 2001/ 02 2002/ 03 2003/ 04 2004/ 05 2005/ 06 2006/ 07
  94. Число высших учебных заведений всего 626 762 965 1008 1039 1046 1071 1068 1090 В том числе: государственных и муниципальных 548 569 607 621 655 654 662 655 660
  95. Негосударственных 78 193 358 387 384 392 409 413 430
  96. Численность студентов всего, тыс. человек 2613 2791 4742 5427 5948 6456 6884 7064 7310 В том числе в учебных заведениях: государственных и муниципальных 2543 2655 4271 4797 5229 5596 5860 5985 6133из них обучалось на отделениях:
  97. Очных 1625 1700 2442 2657 2862 ЗОЮ 3144 3195 3251очно-заочных (вечерних) 170 160 259 285 299 302 300 300 291
  98. Заочных 748 795 1519 1784 1973 2165 2279 2348 2443
  99. Экстернат 0,1 51 71 95 119 137 142 148!
  100. Негосударственных 70 136 471 630 719 860 1024 1079 1177из них обучалось на отделениях:
  101. Очных 37 53 183 224 242 267 290 313 331очно-заочных (вечерних) 5 14 44 50 47 50 61 71 81
  102. Заочных 22 61 243 355 427 539 663 684 753
  103. Экстернат 6 8 1 1 3 4 10 11 12
  104. На 10 ООО человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 176 188 324 373 410 448 480 495 514 В том числе государственных и муниципальных 171 179 292 329 361 388 408 419 431
  105. Из общей численности студентов женщины, тыс. человек 1347 1517 2686 3146 3422 3745 4001 4114 4256
  106. Общая численность преподавателей, включая работавших на условиях штатного совместительства.
  107. РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru
  108. Приём в высшие учебные заведения и выпуск специалистов с высшимпрофессиональным образованиемтыс. человек)*1993/ 1995/ 2000/ 2001/ 2002/ 2003/ 2004/ 2005/ 2006/94 96 01 02 03 04 05 06 07
  109. Принято студентов всего, тыс. человек 590 681 1292 1461 1504 1644 1659 1640 1658 В том числе в учебные заведения: государственные и муниципальные 543 629 1140 1263 1300 1412 1384 1372 1377из них на отделения:
  110. Очные 369 403 622 669 698 725 758 746 740очно-заочные (вечерние) 31 39 69 75 72 70 68 66 61
  111. Заочные 143 187 430 494 496 520 536 530 546
  112. Экстернат од 19 25 34 97 22 30 30
  113. Негосударственные 47 52 152 198 204 232 275 268 281из них на отделения:
  114. Очные 23 20 65 76 77 79 83 84 86очно-заочные (вечерние) 4 5 13 13 13 14 19 20 20
  115. Заочные 16 24 74 108 113 137 170 159 170
  116. Экстернат 4 3 0,2 0,5 1 2 3 5 5
  117. По состоянию на 1 октября 2006 г. направления на работу получили 186,7 тыс. специалистов (49,5%), окончивших на бюджетной основе очные отделения государственных и муниципальных высших учебных заведений.
  118. Соответственно в 1993,1995,2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 гг. * Госкомстат РФ. Режим доступа: http://www.gks.ru
  119. Основные показатели по негосударственным высшим учебным заведениям Курской области (на начало учебного года)*2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
  120. Число уч. заведений 4 6 8 8 8 9
  121. В них студентов, человек^ 8878 11 619 13 516 13 303 15 800 15 746обучавшихся на отделениях:
  122. Очных 2189 3206 3959 3789 3986 4263
  123. Очно-заочных (вечерних) 2 2 26 53 76 113
  124. Заочных 6687 8411 9531 9461 11 738 11 370
  125. Принято студентов -всего, человек 2719 3630 4524 3391 3395 3247
  126. Выпущено специалистов- всего, человек 738 699 1692 2373 2793 3318
  127. Численность про-фессорско-преподават. персонала (штатный персонал) всего, чел 772 756 726 871 926 9291. В том числе име- 1. Включая филиалы. ют ученую степень: доктора наук 71 61 57 63 82 81кандидата наук 436 350 344 405 449 480
  128. Из общей числен- 529 509 451 500 554 412ности числен- ность преподават., работавших на условиях штатн. со- вместит.
  129. Сводный статежегодник Курской области. 2007: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской. Курск. — 2007. -С. 144.
Заполнить форму текущей работой