Финансово-промышленные группы в социально-экономической системе российского общества: Социологический анализ
Полностью конструктивным и социально-политически оправданным направлением международного развития отечественных ФПГ является их интеграция с предприятиями и организациями стран СНГ. Для этого требуется прекращение практики предоставления льгот только группам, создаваемым на основе межправительственного соглашения. Общие для всех благоприятные условия развития позволят интегрированным… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений в современной России оказало и оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества и в первую очередь — на социально-экономическую. Реализация идей и концепций рынка требует переоценки взглядов на формирование и управление этой сферой и её основных компонентов.
Для современного этапа развития социально-экономической сферы России характерно наличие значительных диспропорций. Однако сегодня можно говорить о возникновении ряда вполне чётко сформировавшихся тенденций. Одна из них — становление и повышение роли комплексных корпоративных структур. Объективная основа этого процесса заключается в общемировой интеграционной ориентации, реальном синергетическом эффекте от объединения. Дополнительным важным фактором служат исторически сложившиеся особенности развития экономической и социальной структур, сформировавшихся в России ещё во время СССР. Их характеризует наличие чётко выраженной тенденции к концентрации человеческих и материальных ресурсов.
В условиях коренной трансформации общественной системы страны именно комплексные социально-экономические объекты стали основой реорганизации экономики России. Это подтверждается данными о росте уровня концентрации производства в ряде основополагающих отраслей. Они представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Удельный вес промышленной продукции, выпускаемой восемью предприятиями (%).
Наименование отрасли 1993 1994 1995 1996
Нефтедобывающая 55,6 57,3 59,6 62,6
Не фт еперерабат ывающая 59,8 62,5 69,0 61,0
Чёрная металлургия 52,6 55,5 57,0 56,6
Цветная металлургия 48,2 48,6 49,1 51,2
Источник: Госкомстат РФ.
В течение последних десяти лет в России идёт непрерывный поиск оптимальных форм и методов управления процессом развития социально-экономической сферы на основе различных механизмов: от поддержки малого бизнеса до поддержки государством «естественных монополий» и комплексных корпоративных структур в виде финансово-промышленных групп (ФПГ).
В соответствии с законодательным определением ФПГ — это несколько юридических лиц, функционирующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои ресурсы на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, реализации инвестиционных и других проектов и программ, нацеленных на повышение доходности, конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
И хотя ФПГ по своей сути ориентированы преимущественно на долгосрочную отдачу, итоги развития социально-экономической сферы второй половины 90-х годов и, в особенности, 1998−1999 гг. свидетельствуют о том, что эти группы уже стали существенным фактором противодействия спаду производства и инвестиций.
Важным и во многом определяющим в этих процессах стал рост международного взаимодействия российских предпринимательских структур, который в последнее время, благодаря стремительному прогрессу в коммуникационных и информационных технологиях, получил дальнейшее развитие в виде транснационализации и интеграции экономических процессов.
Важнейшая роль интеграционных процессов в деятельности предпринимательских структур определяется растущей комплексностью отечественной и мировой производственной системы, которая требует адекватного уровня интеграции и кооперирования национальных экономик в целом, и экономических субъектов в их составе, в частности.
Функционирование современной мировой хозяйственной системы определяется деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Размах деятельности ТНК характеризуется огромными масштабами. Крупнейшие ТНК (например, «General Motors», «Ford», «IBM» и мн. др.) распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных государств.
Имеющийся опыт западноевропейских стран, Японии и «новых индустриальных стран» свидетельствует о том, что экономика суверенных государств может выдерживать конкуренцию с ТНК только в том случае, если её субъекты деятельности сами структурируются в мощные финансово-промышленные образования, соразмерные международным аналогам и способные проводить активную внешнеэкономическую политику. Именно в этом ракурсе и следует рассматривать возникновение и развитие в России крупных корпораций — финансово-промышленных групп (ФПГ). Объективно именно они в перспективе должны сыграть роль своеобразного заслона, противовеса интенсивному проникновению в российскую социально-экономическую сферу иностранного капитала и занять заметное место среди крупнейших ТНК мира. Поэтому задача создания максимально благоприятных экономических, социальных, правовых, политических условий для развития транснациональных корпораций в России и их конкретной формы — ФПГ — полностью отвечает интересам страны и общемировой интеграционной тенденции.
Однако финансово-промышленные группы ещё не имеют твёрдой стратегической поддержки со стороны государственных структур и не стали их полноправными партнёрами по разработке ориентиров социально-экономической политики, определению конкретных направлений и форм её реализации. Проблема несоответствия объективного потенциала российских ФПГ и фактически занимаемого ими места в социально-экономической инфраструктуре в современной России требует комплексного изучения различных аспектов деятельности ФПГ. Эта проблема непосредственно связана с областью социального управления. Она затрагивает не только чисто экономические, но и прежде всего социальные аспекты интеграционных процессов в социально-экономической сфере российского общества. Глубокое научное понимание сущности и реальных процессов в деятельности ФПГ, их влияния на социальные процессы — это одновременно и понимание перспектив развития не только корпоративного сектора экономики, но и российского общества в целом.
Актуальность исследования продиктована как наличием указанной проблемы, что естественно на данной, довольно ранней стадии развития корпоративных структур в России, так и ещё в большей степени тем, что данная проблема становится всё более острой, а уровень её разрешения пока ещё слабо соответствует интересам страны. Кроме того, к настоящему времени практически отсутствуют её научные социологические исследования, концептуальные обоснования. Этим и обусловлен выбор темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Развитие интеграционных процессов в социально-экономической сфере общества является объектом изучения различных наук: экономики, социологии, правоведения, истории и др. В научной литературе представлено достаточно большое число исследований по значительному количеству аспектов развития интегрированных экономических и финансовых структур. В нашей стране научные идеи, осмысливающие корпоративные процессы в социально-экономической сфере, стали активно разрабатываться лишь в последнее десятилетие, с началом реформирования общественной системы России.
Характеризуя известные подходы к исследованию данной тематики можно заметить, что несмотря на популярность темы развития на национальном и международном уровнях социально-экономических субъектов в целом и интегрированных структур, в частности, как у отечественных, так и у зарубежных авторов в различных областях научного знания, комплексный подход к анализу возникающих в рамках неё вопросов встречается крайне редко. Исследования, посвященные вопросам развития комплексных корпоративных структур, включающих финансовые, производственные и научные составляющие, можно условно сгруппировать по ряду направлений.
Наиболее общий пласт этой проблематики представлен в работах по экономической социологии Т. И. Заславской и сформированной ею новосибирской школы социологии, а в последнее время — в работах В. В. Радаева, Р. В. Рыбкиной, О. И. Шкаратана, В. В.
Щербины и др. В этой группе исследований центральное место занимают вопросы социальной стратификации в современном российском обществе, факторы формирования его социально-экономической структуры.
С позиций социологии управления и социологии организаций процессы, происходящие в социально-экономической сфере, рассматриваются главным образом как институционализированные формы, имеющие объективные предпосылки, сложную структуру и функционирующие во внешней и внутренней средах с высокой степенью неопределённости. В рамках этого направления рассматриваются вопросы социально-экономической инфраструктуры, связанные с интеграционными процессами, организационного поведения, принятия управленческих решений и др. Различные аспекты этой проблематики представлены в работах В. Л. Доблаева, Ю. Д. Красовского, Н. Н. Ладутько, А. И. Пригожина, Э. А. Смирнова, А. В. Шмелькова и др. В более широком контексте социального управления обществом актуальны для изучаемой проблематики работы В. Г. Афанасьева, Т. М. Дридзе, В. С. Дутченко, Г. И. Осадчей, Ж. Т. Тощенко и др.
Весьма важное направление работ, затрагивающих вопросы развития корпоративных структур в социально-экономической сфере, имеет теоретическую направленность и включает в себя как представителей известных и получивших мировое признание направлений социологической и экономической мысли, так и малоизвестные теории интеграции экономических структур разного уровня: Абросимов В. А., Бояркин Д. Д., Гвишиани Д. М., Иноземцев В. Л., Прангишвили И. В., Хачатуров С. Е. В числе иностранных авторов в этом ряду представлены: Вольф Ч., Менар К., Портер М., Саймон Г., Халл К., Эрроу К.1
1 См., например: Абросимов В. А. Теория интеграции: обобщение интеграции экономических структур / М.: Эслан, 1997- Гвишиани Д. М. Теория организации / М: Изд-во МГТУ им. Баумана. 1999- Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества / М.: «Academia» — «Наука», 1998- Менар К. Экономика организаций / М.: Инфра-М, 1996- Porter М. Wettbewerbsvorteile: Spitzenleistungen erreichen und behaupten / Frankfurt/Main- New York: Campus Verlag, 1999
Более узкую направленность имеют исследования определённых организационных форм деятельности интегрированных структур, в том числе и отечественных финансово-промышленных групп. Работы отечественных авторов в этом направлении имеют в основном выраженный экономический характер, что объясняется практически полным превалированием в последние годы экономического подхода к проблеме развития ФПГ в России. К этой группе можно отнести работы следующих авторов: Авдашева С. Б., Беляева И. Ю., Винслав Ю. Б., Горбунов А. Р., Дворецкая А. Е., Дементьев В., Китаев И., Кузьмин А. К., Любинин А., Мовсесян А. Г., Никольский Ю. Б., Плещинский A.C., Рожков М., Розанова Н. М., Савин А. Ю., Уткин Э. А., Хвойник П. И., Цыгичко А., Штундюк В., Эскиндаров М. А., Гарви Г., Келлер Т., Кэри М., Форсилд Р., Хьюс С. и другие.2 Среди отечественных работ этой группы наибольшее количество исследований посвящено проблемам интеграционных процессов в социально-экономической сфере России, а также вопросам функционирования ФПГ, имевших в течение ряда лет концептуальный характер в ряде государственных программ экономического развития. Довольно большая группа исследователей рассматривают развитие финансово-промышленных структур как элемента социально-экономической сферы в связи общественно-политическим устройством государств и их групп. В их числе можно назвать таких авторов, как: Артюхов В. В., Липсиц И. В., Мартынов A.C., Цымбурский В., Бохмер Э., Винод Т., Гроссман X., Клэссенс С., Лейпцигер Д., Нунекамп П., Фельдер Д., Фишер П., Фэн Д., Шпилькамп А., Шукнехт Л. и других.3
2 См., например: Беляева И. Ю., Эскиндаров М. А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика / М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998- Винслав Ю. Б., Гуськов Э. В., Коробков Д. И. Методические рекомендации и предложения по совершенствованию процессов создания и функционирования финансово-промышленных трупп — Сборник «Финансово-промышленные группы в России: состояние, перспективы, нормативно-методическое обеспечение» / М.: АФГШ еженедельника «Экономика и жизнь», 1996- Уткин Э. А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы / М.: Издательство ЭКМОС, 1998- Келлер Т. Концепции холдинга: организационные структуры и управление / Обнинск: Издательство ГЦИПК, 1997
3 См., например: Сборник под редакцией Липсица И. В. и Нещадина A.A. Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации / М.: Экспертный институт, 1997- Цымбурский В. Народы между цивилизациями / М.: Московский центр Карнеги, 1997- Boehmer Е. Who controls Germany? An exploratory analysis / Berlin: Humboldt University, 1998- Лейпцигер Д., Винод Т. Уроки экономического роста: обзор опыта стран Восточной Азии / М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1997- Felder J.,
Отечественные работы, предметом которых являются социальные и управленческие аспекты интеграционных процессов в социально-экономической сфере общества и их организационные формы, крайне малочисленны и носят ярко выраженный компаративистский характер, основываясь на использовании главным образом экономических и правовых методов. Отдельные проблемы данного круга вопросов нашли отражение в работах Ленского Е. В., Цветкова В. А., Берглофа Э.4
Основными проблемами научного изучения феномена ФПГ в России на данный момент видятся: а) слабый уровень изучения всего спектра развития корпоративных структур- б) узко-экономическая направленность работ большинства авторов. Практически все работы исследователей так или иначе посвящены изучению официальных ФПГ, их сравнению с имеющимися в мире аналогами. Реальность же социально-экономической системы страны оказалась намного разнообразнее и многограннее. Поэтому несмотря на значительное внимание отечественных учёных к вопросам развития экономической системы России, возможности и проблемы развития интегрированных форм субъектов социально-экономической деятельности как важнейшего направления упреждающей интеграции страны в глобальные социально-экономические процессы не нашли ещё адекватного их общественной значимости отражения в отечественной научной литературе. Кроме того, вопросы социальных взаимосвязей в развитии экономических субъектов, их роль в формировании общественных отношений в процессе функционирования в условиях современной экономической системы также не являются достаточно полно разработанными областями научного знания. Таким образом, актуальность исследования социальных аспектов развития финансово-промышленных групп на
Spielkamp А. Innovationsstrategien und Forschungsaktivitaten ostdeutscher Unternehmen / Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung, 1998- Ciaessens S., Djankov S., Fan J., and Lang L. Diversification and Efficiency of Investment by East Asian Corporations / The World Bank, 1998
4 Ленский E.B., Цветков B.A. Транснациональные финансово-промышлешше группы и межгосударственная интеграция: реальность и перспективы / М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998- Развитие корпоративных форм хозяйствования в России (по материалам конференции, проведённой Международной академий корпоративного управления) // Российский экономический журнал — 1998 — № 2- Сборник под ред. Аоки М. и Кима X. К. Корпоративное управление в переходных экономиках: инсайдерский контроль и роль банков / С.-Петербург: Лениздат, 1997 современном этапе развития российского общества и изучение их методами социологии обоснованы безотлагательностью стоящих перед социумом проблем поиска действенных механизмов развития нашей страны. Это и предопределило цель и задачи исследования.
Цель исследования: Выявить и определить роль социальных аспектов деятельности финансово-промышленных групп в социально-экономической системе российского общества, рассматривая их как важнейший ресурс упреждающей интеграции страны в глобальные процессы.
Соответствующие этой цели задачи включают: раскрыть сущность концепций интегративных процессов в социально-экономической сфере российского общества- => определить место и роль финансово-промышленных групп в социально-экономическом развитии России- => сравнительный анализ стратегий организационных форм поведения в национальном и транснациональном развитии интегрированных промышленных и финансовых структур современной России и зарубежных государств- => анализ реального состояния и тенденций развития российских ФПГ- => определение оптимальных форм функционирования и управления ФПГ как средства социально-экономической интеграции России в глобальные процессы.
Объект исследования — финансово-промышленные группы как активный элемент интеграционных процессов в социально-экономической системе российского общества.
Предмет исследования — факторы оптимизации функционирования финансово-промышленных групп и интеграционных процессов в социально-экономической системе российского общества.
Теоретико-методологической основой исследования явились теоретические положения классической и современной социологии и экономики, позволяющие рассматривать макросоциальные процессы, к которым, несомненно, относится возникновение и развитие российских финансово-промышленных групп, как результат сложнейшего взаимодействия политической, экономической, культурной и других важнейших сфер общества. Использовались теоретические положения работ отечественных и зарубежных авторов по социально-экономическим, организационно-правовым и социокультурным проблемам развития социально-экономических субъектов на национальном и международном уровнях, а также научные исследования в области системных теорий и предпринимательства, относящиеся к данной проблематике.
Прежде всего, это интегративные теории макро- и микроуровней социальной реальности, представленные Энтони Гидденсом («теория структурации»), Юргеном Хабермасом («интеграция теории действия и теории систем»), Ричардом Эмерсоном («теория коммуникативного обмена»), а также теоретические конструкции социального пространства Питирима Сорокина, Пьера Бурдье и экстраполированный на социальную систему синергетический подход Ильи Пригожина, Германа Хакена.
Использовались основополагающие принципы социологии управления, а также теории социальных систем, разработанной Талкоттом Парсонсом и другими учёными, теория социального обмена, представленная Джорджем Хомансом и Питером Блау.
В диссертации использованы положения научных трудов отечественных и зарубежных учёных, способствовавших реализации принципа междисциплинарности.
Эмпирическую основу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ о предпринимательской деятельности, регулировании деятельности интегрированных структур, социально-экономической политике, международные соглашения, участником которых является РФ, статистические данные Госкомстата РФ, Министерства экономики РФ, российских и зарубежных негосударственных источников, контент-анализ политико-экономической периодики, а также вторичный анализ социологических, экономических и статистических публикаций по проблемам транснационального развития и интеграционных процессов и финансово-промышленных групп в
России и за рубежом.
Научная новизна исследования состоит в следующем: по-новому раскрыта социально-экономическая сущность финансово-промышленных групп в общественной жизни. Они представляют собой комплексные системы предприятий сферы финансов, производства, услуг и науки, объединенные на основе наличия формальных и неформальных взаимосвязей, и проводящие согласованную политику в области производства, финансов, научно-исследовательской деятельности в течение достаточно долгого времени, а также обладающие выраженными в явной форме общими управленческими структурами-
на основании отечественного и зарубежного опыта раскрыта стратегическая роль ФПГ в современной модели социально-экономического развития России, как одного из ключевых механизмов макросоциального процесса управления общественным развитием-
обоснован механизм проектирования организационных концепций в управлении развитием российских финансово-промышленных групп в следующей системе показателей: направление процессов интеграции, характер структур принятия решений создаваемой группы, степень централизации принятия решений и виды закрепления отношений между участниками-
выявлена целесообразность использования потенциала системного разнообразия региональной структуры Российской Федерации в качестве основы создания и развития мультирегиональных ФПГ-
разработан механизм создания социальной инфраструктуры для сотрудников мультирегиональных ФПГ и членов их семей и снятия их со значительной части государственного социального обеспечения, что даёт ощутимый социальный эффект-
определена необходимость проведения средствами массовой информации более активной и объективной информационной политики в области освещения деятельности ФПГ, которая должна строиться на основе баланса влияний- обоснован один из важнейших принципов государственной политики развития российских ФПГ в рамках СНГ. Предлагается прекращение практики предоставления льгот только для групп, образованных на основе межправительственных соглашений, и создания общих для всех благоприятных условий.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что
выводы и рекомендации исследования могут быть использованы при подготовке и реализации управленческих решений субъектами российской социально-экономической сферы, а также при обосновании государственной внутренней и внешней политики в области интеграционных процессов на транснациональном уровне в целях обеспечения сбалансированного процесса участия страны в общемировом развитии.
Теоретико-методологические положения диссертации могут составить научную базу для выработки практических рекомендаций при подготовке законодательных актов по регулированию транснациональной деятельности интегрированных структур и при разработке конкретных управленческих решений в области предпринимательства.
Материалы диссертации могут быть использованы в высших учебных заведениях при проведении лекций, семинаров и спецкурсов при подготовке специалистов по вопросам национальных и транснациональных интеграционных процессов в социально-экономической сфере общества.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на проблемных семинарах и конференциях, в научных публикациях автора, а также обсуждены на теоретическом семинаре кафедры социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании проблемной группы кафедры социальной политики.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из Введения, 2-х глав, Заключения, Списка использованной литературы и
Приложения.
Финансово-промышленные группы в социально-экономической системе российского общества: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Заключение
.
Рассматривая различные аспекты деятельности финансово-промышленных групп в социально-экономической системе российского общества с позиций социологического анализа наиболее сложным становится выявление объективно-обусловленных тенденций развития ФПГ, особенностей применяемых и возможностей поиска и использования оптимальных механизмов управления процессами интеграции группированных структур в социально-экономической среде современной России.
В современном общественном мнении ФПГ и крупнейшие промышленные предприятия и финансовые учреждения представляют, к сожалению, некоторый черный ящик, что обусловлено трудностями в получении объективной информации по деятельности интегрированных структур в силу их закрытости и информационных войн в СМИ. Государственные структуры в свою очередь не имеют действенных механизмов управления сложившейся ситуацией в силу законодательных пробелов. Основной проблемой является несоответствие реально сложившихся в стране норм практики интеграции корпоративных структур и институциональной среды, их окружающей. Только изменение правовых актов в области регулирования создания и деятельности финансово-промышленных групп с целью адаптации этого понятия к фактически сложившимся структурам может дать в руки социума инструментарий для реального управления интеграционными процессами в стране. Актуально необходимо, в частности, расширение и модификация понятия «финансово-промышленная группа» в действующем законодательстве, определенность и однозначность формулировок о государственной поддержке, либо полный отказ от нее, вскрытие и денонсация закулисных соглашений, ведущих к сращиванию законодательной и исполнительной властей с бизнес-элитой. Государство не только должно, но и обязано для обеспечения социальной и экономической безопасности страны, иметь практическую возможность управления развитием реально сложившихся ФПГ, как крупных, социально-значимых объектов страны, которые могут стать основой для современного этапа развития хозяйственной системы.
В качестве приоритетных направлений развития финансово-промышленных групп в стране неоднократно определялась необходимость восстановления имеющихся производственных цепочек внутри страны и на уровне государств-участников СНГ. Это, безусловно, так, но практически неохваченным остается такой пласт вопросов, как использование внутрироссийского потенциала развития межрегиональных связей. Использование системного разнообразия и государственного устройства России является весьма важным в числе определяющих факторов для интеграционных процессов. Между тем, непохожесть составляющих страну регионов, асимметрия размещения природных и кадровых ресурсов во многом являются основой, цементирующей российскую государственность вопреки центробежным тенденциям к федерализации. Управленческо-социальные связи, основанные на культурно-исторической общности, и совместные геополитические основы построения системы безопасности страны являются логичной основой для формирования широкого спектра межрегиональных хозяйственных процессов. Но в действительности федеративное устройство, как источник многомерной институализации государства, и национальное разнообразие вместе с природно-географическими факторами усложняют полноценное межрегиональное сотрудничество. Действенными мерами по преодолению такой ситуации могут стать определение и поддержка со стороны государства мультирегиональных ФПГ, которые на основе универсальных механизмов станут связующим социально-экономическим звеном между регионами и центром. Важным достоинством подобного развития бизнеса в федеративном государстве является независимость групп, действующих на межрегиональном уровне от региональных предпочтений, при условии проведения взвешенной поддержки их развития со стороны федерального центра. Использование подобным образом мультирегиональных финансово-промышленных групп позволит более эффективно применить их возможности по созданию социальной инфраструктуры как для сотрудников предприятий, так и членов их семей. Предприятия в данном случае выиграют от возможности по перераспределению части социальных траснфертов от опосредованного государством вида в пользу адресных социальных льгот, что явится дополнительным мотивирующим элементом в деятельности сотрудников. На государственном уровне, выигрыш будет получен за счет снятия части социальных расходов и дополнительных доходов от роста производительности труда. При использовании федеральным центром методов управления развитием социально-экономической системы страны с применением механизмов деятельности мультирегиональных финансово-промышленных групп в современной России, они могут, подобно имеющимся примерам успешного сотрудничества бизнеса, федеральных и региональных властных структур в других странах, в силу объема операций и количества занятых приобрести роль макрорегиональных социообразующих систем. Эти системы не только получат возможность на равных сотрудничать с внешним рынком, но и станут дополнительным связующим звеном российского федерализма.
Вместе с тем, не смотря на высокий уровень обеспеченности России всеми основными ресурсами — как природными, так и научно-техническими и человеческими, в сложившихся мировых реалиях наша страна не получит возможности достаточно интенсивно развиваться при условии проведения изоляционистской экономической и научной политики. Это предположение основано на высокой ресурсоемкости наиболее прогрессивных современных технологий, причем потребности эти заключаются не столько в природных, а в первую очередь информационных и кадровых ресурсах. Но одновременно, с учетом высокой ресурсоемкости современных технологий, невозможно или крайне сложно осуществлять деятельность во всех областях, наиболее благоприятным является выбор нескольких отраслей специализации для сосредоточения всего потенциала страны на достижении максимального конкурентного уровня в международной производственной деятельности. Наиболее перспективными и конкурентоспособными на международном уровне являются в свою очередь крупные интегрированные структуры. На настоящий момент именно наиболее крупные предприятия осуществляют наибольший объем внешнеторговых операций, и как показывает мировая практика — это общепринятый вариант развития общественно-хозяйственных систем национальных государств, когда наиболее успешные на национальном рынке компании при поддержке государственных структур становятся авангардом транснационального развития той или иной отрасли.
На микроуровне, при управлении конкретными интегрированными структурами главными положительными последствиями выхода на международные рынки становятся расширение институциональной среды для достижения наиболее эффективного выбора приспособления к внешней среде бизнеса и получение доступа к новым рынкам производства и сбыта. Целями государства при международном развитии его предприятий становится поиск путей оптимального использования этого процесса в общественной жизни страны. Причем на первоначальном уровне движения предприятия к участию в международных хозяйственных процессах требуется наоборот поддержка государством этого процесса в том случае, если это соответствует заложенным в государственную политику целевым функциям. Наибольшее применение нашли в связи с этим меры косвенной государственной поддержки международной деятельности ФПГ. В их число входят предоставление гарантий, целевые налоговые кредиты, работа координационных организаций, связывающих воедино позиции предприятий и государственных органов. Совокупность этих приемов призвана извне стимулировать развитие отечественных финансово-промышленных структур в движении в направлении транснационализации деятельности. Ключевым моментом государственного контроля становится отслеживание социальной позиции группы, ее кадровой и ресурсной политики. Эта проблема является одной из наиболее часто дискутируемых в западных научных публикациях, но в России в силу низкого объема несырьевого экспорта эта проблема пока еще остается в основном слабо освещенной. При этом уже в ближайшем будущем Россия столкнется с необходимостью поиска собственных путей контроля за деятельностью интегрированных структур на транснациональном уровне.
Полностью конструктивным и социально-политически оправданным направлением международного развития отечественных ФПГ является их интеграция с предприятиями и организациями стран СНГ. Для этого требуется прекращение практики предоставления льгот только группам, создаваемым на основе межправительственного соглашения. Общие для всех благоприятные условия развития позволят интегрированным предпринимательским структурам из стран СНГ развиваться на более социально-здоровой и прогнозируемой почве. Это связано с тем, что вопрос поиска путей развития новых национальных образований на основе бывших союзных республик СССР сохраняется в не менее острых формах, нежели чем в период начала 1990;х годов. В первую очередь это связано с тем, что в условиях, существовавших ранее, экономики союзных республик не представляли собой законченный воспроизводственный комплекс каждая в отдельности. Причиной тому служили и объективные, природно и исторически обусловленные факторы, и факторы, обусловленные централизованным планированием и планово-рациональным распределением производственных мощностей на территории СССР. В наиболее выигрышном положении оказались самые ресурсообеспеченные государства, способные к созданию замкнутого воспроизводственного цикла на основе, главным образом, собственных социальных образований. В таком положении оказалась в первую очередь Россия. Вторую группу государств можно охарактеризовать, как имеющую развитый кадровый и производственный потенциал, но слабую ресурсную базу, это страны Прибалтики и Украина. Третья группа включает в себя страны, имеющие среднеи слаборазвитую производственно-кадровую базу, но обладающие ключевыми в рамках современных технологий ресурсами, это Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и ряд других государств. В качестве стран, оказавшихся в наиболее неблагоприятном положении можно назвать Молдавию и Белоруссию, это объясняется средним уровнем развития социально-экономического комплекса в этих государствах, но главным образом — их чрезвычайно низкой ресурсообеспеченностью природными ресурсами. Подобная классификация позволяет нам представить основные тенденции развития, которые были использованы государствами после разделения. Наименее ресурсообеспеченные государства предприняли все шаги для закрепления в зонах влияния государств с высоким уровнем ресурсообеспеченности: Молдавия находится в зоне интересов Румынии, Белоруссия стремится к союзу с Россией, а государства Кавказа и Средней Азии приближаются к азаиатским странам. На основании этих положений можно сказать, что наиболее ресурсодефицитные государства максимально активно включились в процесс международной интеграции. Вместе с тем, страны, представляющие из себя наиболее самодостаточные системы, и в первую очередь Россия, сама представляющая из себя интегрированное федеральное образование, озабочены в первую очередь процессами внутренней реорганизации и модернизации. Но, не смотря на необходимость решения целого ряда внутренних проблем и развития собственных межрегиональных связей, у России остается настоятельная необходимость сохранения и развития хозяйственных связей по крайней мере с тяготеющими к ней государствами.
Но если вопросы регулирования процессов развития реально сложившихся ФПГ со стороны государства все же имеют некоторый резонанс в научных кругах и в прессе, то проблемы, связанные с развитием ФПГ как социально-экономических комплексов, к сожалению, по-прежнему остаются мало затронутыми отечественными исследователями. Предлагается использование в системе управления ФПГ следующей системы координат: направления процессов интеграции, характер структур принятия решений, степень централизации принятия решений и виды закрепления отношений между участниками. Данная система координат, в детализированном виде позволяет использовать ее в качестве основы для комбинированной оценки организационных структур на основе предложенной матрицы организационных концепций. Необходимость определения общих подходов к проектированию интегрированных структур определяется тем, что количество этих методик по-прежнему весьма ограниченно и носит, зачастую, специализированный характер: по холдингам — Томас Келлер27, по капитальным аспектам деятельности ФПГ — Беляева И. Ю., Эскиндаров М.А.28 Практически на этом исчерпывается список работ, систематически рассматривающих вопросы организационных структур интегрированного типа. Манипулируя 4 степенями свободы предложенной классификации можно получить до 160 вариантов организационно-управленческих схем финансово-промышленных структур. Учитывая вложенность одних интеграционных форм в другие, и возможность параллельного использования нескольких типов переменных, число вариантов может быть увеличенным в несколько раз.
27 Келлер Т. Концепции холдинга: организационные структуры и управление / Обнинск: Издательство ЩИПК, 1997.
28 Беляева И. Ю., Эскиндаров М. А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика / М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.
Данная комплексная классификация призвана помочь в построении оптимальных социально-экономических моделей управления ФПГ.
Определяя необходимость изменений в государственной политике в области управления развитием ФПГ как социально-экономических объектов, а также классифицируя направления развития группированных структур в современной России необходимо отметить важность такого фактора формирования отношения общества к ФПГ и крупному бизнесу в целом, как политика в области средств массовой информации. События предыдущих лет выявили очевидную необходимость в повышении качества освещения деятельности ФПГ. Этот аспект является в свою очередь элементом информационного обеспечения государственного регулирования деятельности ФПГ. И для государства важно таким образом сориентировать средства массовой информации, чтобы они шире и более объективно, не впадая в крайности и не проявляя ангажированность освещали реальную деятельность ФПГ, формируя в общественном мнении их положительный образ. В свою очередь государственные структуры, обладая всей полнотой информации по деятельности ФПГ на основе должным образом модифицированной системы регулирования их деятельности получит в этом случае эффективный инструмент проведения государственной политики. Необходимо отметить, что учитывая принадлежность ряда средств массовой информации в том числе и к самим ФПГ в их интересах для улучшения отношения к ним населения прекращение информационных войн компроматов, служащих лишь увеличению социальной напряженности в достаточно нестабильном российском обществе.
Американский историк Пол Кеннеди писал: «экономические и социальные преобразования, которые принесла с собой третья индустриальная революция, заставили содрогнуться стабильность общественных систем Земли». После доказательства большей жизнеспособности относительно разгосударствленной рыночной экономики перед лицом построения хозяйственных систем на базе коммунистических идеалов многое чрезвычайно сильно изменилось в мировом хозяйстве: произошло снижение и минимизация роли малых частных предприятий, приход Китая в мировую экономику, сотни миллионов людей вышли на мировой рынок как продавцы и покупатели. Это привело не только к возникновению новых рынков, но и к росту конкуренции во всех сферах экономической деятельности. В дополнение к этим событиям надо присовокупить открытие границ в Европе среди стран — участниц Шенгенского соглашения, либерализацию мировых финансовых рынков. Все эти освобождённые таким образом человеческие, информационные и финансовые ресурсы сейчас практически свободно могут перемещаться по миру туда, где установлены лучшие условия инвестирования и личности предоставлена наибольшая свобода организации своей жизни в условиях социума страны. Дополнительным фактором в убыстрении событий, происходящих в глобальной социально-экономической сфере деятельности человечества, стала информационная революция, новые технологии которой тоже перешагнули границы и стали мировым стандартом в международном общении за считанные дни.
Сегодня можно фактически определенно говорить о необходимости учета и в России реалий мировой общественно-хозяйственной системы, использования современных методов управления развитием социальной сферы страны и ее экономической составляющей. Реальный подход государства к проблеме организации и развития финансово-промышленных групп, партнерская работа с крупным бизнесом, в том числе и в вопросах организации системы негосударственного социального обеспечения и в совместном поиске наиболее эффективных ниш в международной деятельности, могут стать той основой, которая позволит придать дополнительный импульс современному этапу становления российской государственности.
1. Беляева и.ю., Эскиндаров М. А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика / М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.
2. Бердяев Н. Судьба России / М.: Издательство МГУ, 1990.
3. Беренс В., Хавранек ГШ. Руководство по оценке эффективности инвестиций / М.: АОЗТ «Интерэксперт», «Инфра-М», 1995.
4. Дворецкая А. Е., Никольский Ю. Б. Финансово-промышленные группы: менеджмент + финансы / М.: Принтлайн, 1995.
5. Зарицкий Б. Е. Людвиг Эрхард: секреты «экономического чуда» / М.: Издательство БЕК, 1997.
6. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества / М.: «Academia» «Наука», 1998.
7. Келлер Т. Концепции холдинга: организационные структуры и управление I Обнинск: Издательство ГЦИПК, 1997.
8. Ленский Е. В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная интеграция: реальность и перспективы / М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998.
9. Леонтьев В. Межотраслевая экономика / М.: Экономика, 1997.
10. Максименко Ю. Ф. Экономический путь России (немонетарный анализ) / Интернет: МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ, 1998.
11. МатукЖ. Финансовые системы Франции и других стран / М.: Финстатинформ, 1994.
12. Менар К. Экономика организаций / М.: Инфра-М, 1996.
13. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / М.: Прогресс, 1991.
14. Мовсесян А. Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мирвые тенденции и проблемы развития в России / М.: Финансы и статистика, 1997.
15. Морита А., Рейнголд Э., Симомура М. Сделано в Японии / М.: Прогресс, 1993.
16. Рэдхэд К., ХьюсС. Управление финансовыми рисками / М.: Инфра-М, 1996.
17. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия / М.: ВВС МРМ, Экономика, 199 426. сборник Аккредитивы Документарное инкассо — Банковские гарантии: больше надёжности в международном бизнесе / Цюрих: Швайцерише Кредитанштальт, 1989.
18. Сулакшин С. Измена / М.: Фонд развития политического центризма, 1998.
19. ТатеисиК. Вечный дух предпринимательства / М.: Московский бизнес, 1990.
20. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности I М.: Финансы и статистика, 1999.
21. Хейнз Д. Роберт Максвелл: биография успеха / М.: КРОН-Пресс, 1991.
22. Хойер В. Как делать бизнес в Европе / М.: Прогресс, 1992.
23. Ogger G. Das Kartell der Kassierer/ Muncherr Droemersche Verlagsanstalt Th. Knaur Nachf., 1996.
24. Porter M. Wettbewerbsvorteile: Spitzenleistungen erreichen und behaupten / Frankfurt/MainNew York: Campus Verlag, 1999.
25. Raikhlin R. Систематика социологии и социальная динамика / Интернет: http./Avww. israel.net/raikhlin, 1997.
26. Welge М. К. Globales Management / Stuttgart: C.E.Poeschel Verlag, 1990.
27. Монографии и диссертационные работы.
28. Абросимов В. А. Теория интеграции: обобщение интеграции экономических структур / М.: Эслан, 1997.
29. Алексеев В. Н. Организационные формы финансового капитала в переходной экономике /Саратов: автореферат диссертации, 1995.
30. Антонова З. Г. Компании холдингового типа в переходной экономике / Томск: автореферат диссертации, 1998.
31. Арская Л. П. Японские секреты управления / М.: Универсум, 1991.
32. Артемьев А. Е. Рынки технологии в мировом хозяйстве I М/. автореферат диссертации, 1991.
33. Белонучкин Г., Амиров А. Реестр олигархов j М.: Интернет, 1998.
34. Белонучкин Г., Амиров А. РЕЕСТР ОЛИГАРХОВ / М.: http://www.cityline.ru:8080/politika/raznoe/oligarhi.html, 1998.
35. Бояркин Д. Д. Теория собственности / Интернет: нд, 1998.
36. Горбунов А. Р. Холдинговые предприятия и дочерние фирмы (дочерние компании и формирование внутрифирменных связей) / М.: Издательский центр «Анкил», 1994.
37. Грошева Л. А. Этические модели экономического поведения / СПб: автореферат диссертации, 199 446. информация комитета 2000 год проблемы финансовых учреждений и банковского надзора / Базель: Базельский комитет по банковскому надзору, 1997.
38. Инце А. А. Формирование российского банка международного уровня в условиях переходного периода / М.: автореферат диссертации, 1997.
39. Кожаев Ю. П. Экономическая и мотивационная стратегия развития предприятия / М.: автореферат диссертации, 1997.
40. Лейпцигер Д., Винод Т. Уроки экономического роста: обзор опыта стран Восточной Азии / М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1997.
41. Мартынов А. С., Артюхов В. В., Виноградов В. Г Россия как система / М.:, 1997.
42. Мэлэйбр А. Л. Что такое новейшая экономика / М.: Корпорация «Юридика», 1995.
43. Новиков М. Н. Банковские холдинги в рыночной экономике / М.: автореферат диссертации, 1996.
44. Пашаев Ф. М. Транснациональные корпорации и закономерности развития межфирменных связей / М.: автореферат диссертации, 1991.
45. Савин А. Ю. Финансово-промышленные группы в России / М.: Финстатинформ, 1997.
46. Соболев В. Ф. Оптимизация решений в управлении развитием крупных объединений предприятий / Новосибирск: автореферат диссертации, 1994.
47. Старостина У. Я. Формирование новых организационных форм в промышленности России в условиях приватизации / М.: автореферат диссертации, 1995.
48. Суринов Т. Р. Формирование слвременной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность страны / М.: автореферат диссертации, 1997.
49. Трофимов В. И. Организационно-экономические преобразования в промышленности (на примере Новгородской области) / М.- автореферат диссертации, 1997.
50. Уткин Э. А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы / М.: Издательство ЭКМОС, 1998.
51. Хачатуров С. Е. Организация информационных систем (теоретическое основание организационной науки)/Тула: Издательство «Шар», 1996.
52. Цымбурский В. Народы между цивилизациями I М.: Московский центр Карнеги, 1997.
53. Шаталин С., Петраков Н., Явлинский Г., Алексашенко С., Вавилов А., Григорьев Л., Задорнов М., Мартынов В., Машиц В., Михайлов А., Фёдоров Б., Ярыгина Т., Ясин Е. Программа перехода на рыночную экономику I Интернет: нд, 1998.
54. Шенаев В. Н., Ирниязов B.C. Проектное кредитование. Зарубежный опыт и возможности его использования в России / М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 1996.
55. Штундюк В. Д. Объединения и новейшие тенденции в совершенствовании управления промышленностью в условиях рынка I М.: автореферат диссертации, 1992.
56. Almus М., Neriinger Е. Beschaftigungsdynamik in jungen innovativen Unternehmen: Empirische Ergebnisse fur West-Deutschland I Берлин: Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung, 1998.
57. Asplund M. On the size distributions of firms and markets / Интернет: SSE/EFI Working Paper Series in Economics and Finance No. 288, 1998.
58. Baldwin R., Martin P., Ottaviano G. Global Income Divergence, Trade and Industrialisation: The Geography of Growth Take-Offs / Интернет: IUI Working Paper Series No. 496 02.98, 1998.
59. Baums Т., Theissen E. Banken, bankeigene Kapitalanlagegesellschaften und Aktienemissionen / Frankfurt/ Main.: Johann Wolfgang Goethe-Universitat, 1999.
60. Beise M., Belitz H. Trends in the Internationalisation of R&D the German Perspective / Берлин: Deutsches Institut fur Wirtschaftsforschung — Discussion Paper No. 167, 1998.
61. Bergsten C. COMPETITIVE LIBERALIZATION AND GLOBAL FREE TRADE: A VISION FOR THE EARLY 21st CENTURY / Интернет: INSTITUTE FOR INTERNATIONAL ECONOMICS // APEC Working Paper 96−15, 1996.
62. Boehmer E. Business groups, bank control, and large shareholders: An analysis of German takeovers / Берлин: Humboldt University, 1998.
63. Boehmer E. Who controls Germany? An exploratory analysis / Берлин: Humboldt University, 1998.
64. Buettner T. Local Business Taxation and Competition for Capital: The Choice of the Tax Rate /Берлин: Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung, 1998.
65. Carey M., Post M., Sharpe S. Does Corporate Lending by Banks and Finance Companies Differ? Evidence on Specialization in Private Debt Contracting / Нью-Йорк: Federal Reserve Board, 1997.
66. Cassiman B. The Organisation of Research Corporations and Researcher Ability / Интернет: Universitat Pompeu Fabra, 1998.
67. Ciaessens S., Djankov S., Fan J., and Lang L. Diversification and Efficiency of Investment by East Asian Corporations / Нью-Йорк: The World Bank, 1998.
68. Demirgug-Kunt A., Maksimovic V. Law, finance, and firm growth / Нью-Йорк: The World Bank, 1998.
69. Denis D., Sarin A. Ownership and Board Srtuctures in Publicy Traded Corporations / Интернет, http://www.irex.org, 1998.
70. Drabek Z. A Multilateral Agreement on Investment: Convincing the Sceptics / Нью-Йорк: World Trade Organization Staff Working Paper ERAD-98−05, 1998.
71. Ekholm K, Forslid R. Trade and Location with Horizontal and Vertical Multi-Region Firms / Интернет: The Research Institute of Industrial Economics, 1998.
72. Fama E. and French K. Value versus growth: the international evidence / Чикаго. University of Chicago, 1997.
73. Fama E., French K. Taxes, Financing Decisions, and Firm Value / Интернет: Journal of Finance, Forthcoming publications, 1997.
74. Felder J., Spielkamp A. Innovationsstrategien und Forschungsaktivitaten ostdeutscher Unternehmen / Берлин: Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung, 1998.
75. Garvey G., Hanka G. Capital structure and corporate control: the effect of antitakeover statutes on firm leverage I Интернет: University of British Columbia, 1998.
76. Gerstenberger W., Penzkofer H., Schmalholz H. Europas Position im Innovationswettbewerb und die Rolle der staatlichen Forschungseinrichtungen / Интернет: ifo Schnelldienst 9/99,1999.
77. Glaum M., Brunner M., Himmel H. The DAX and the Dollar: the economic exchange-rate exposure of German corporations / Интернет: Europa-Universitat Viadrina, 1998.
78. Grether J.-M., Olarreaga M. Preferential and non-preferential trade flows in World Trade / Нью-Йорк: World Trade Organization Staff Working Paper ERAD-98−10, 1998.
79. Gro? mann H. Integration der Markte und wettbewerbspolitischer Handlungsbedarf / Гамбург: Institut fur Wirtschaftsforschung-Hamburg Diskussionspapier № 65, 1998.
80. Hansch O., Maik N., and Viswanathan S. Preferencing, Internalization, Best Execution and Dealer Profits / Интернет: Pennsylvania State University, 1998.
81. Harhoff D. Innovationsanreize in einem strukturellen Oligopolmodel I Интернет: Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung, 1997.
82. Klein P., Saidenberg M. Organizational Structure and Performance at Bank Holding Companies /Интернет: University of Georgia, 1999.
83. Laird S. TRANSITION ECONOMIES, BUSINESS AND THE WTO I Нью-Йорк: World Trade Organization Staff Working Paper TPRD-98−03, 1998.
84. Lins K., Servaes H. International Evidence on the Value of Corporate Diversification / Интернет: Kenan-Flagler Business School, University of North Carolina, 1998.
85. Low P., Olarreaga M., Suarez J. Does globalization cause a higher concentration of international trade and investment flows? / Нью-Йорк: World Trade Organization Staff Working Paper ERAD-98−08, 1998.
86. Maksimovic V., Phillips G. Asset Efficiency and Reallocation Decisions of Bankrupt Firms I Интернет: http://www.irex.org, 1997.
87. Mann C. Globalization and productivity in the United States and Germany / Интернет: Board of Governors of the Federal Reserve System International Finance Discussion Papers — № 595−11.97, 1997.
88. Ma? mann J., Schmidt R. Recht, internationale Unternehmensstrategien und Standortwettbewerb / Франкфурт-ан-Майне: Johann Wolfgang Goethe-Universitat, Frankfurt am Main Working Paper Series: Finance & Accounting, 1998.
89. Mattoo A. Dealing with Monopolies and State Enterprises: WTO Rules for Goods and Services / Нью-Йорк: World Trade Organization Staff Working Paper TISD9801. WPF, 1997.
90. Noland M. CHINA AND THE INTERNATIONAL ECONOMIC SYSTEM / Интернет: INSTITUTE FOR INTERNATIONAL ECONOMICS II Working Paper 95−6, 1995.
91. Noland M., Robinson S., and Liu L. The costs and benefits of Korean unification / Интернет: INSTITUTE FOR INTERNATIONAL ECONOMICS Working Paper 98−1, 1998.
92. Nunnenkamp P. German Direct Investment in Latin America Striking Peculiarities, Unfounded Fears, and Neglected Issues / Киль: Kiel Institute of World Economics — Kiel Working Paper No. 861, 1998.
93. Pagano M., Panetta F., Zingales L. Why Do Companies Go Public? An Empirical Analysis / Интернет: http://gsblgz.uchicago.edu, 1997.
94. Paranque B. CORPORATE BEHAVIOUR and competitive forces / Париж: Banque de France, Credit Department, Companies Observatory, 1993.
95. Ramb F. Finanzierungsstrukturen im Vergleich Eine Analyse europaischer Unternehmen / Интернет: Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung, 1998.
96. Rouwenhorst G. International Momentum Strategies / Йель: Yale School of Management, 1997.
97. Scherer F. International Competition Policy and Economic Development / Гарвард: Harvard University, 1996.
98. Scherer F. International Trade and Competition Policy / Гарвард: Harvard University, 1996.
99. Scherer F. Retail Distribution Channel Barriers to International Trade / Гарвард: Harvard University, 1996.
100. Schmidt R., Hackethal A., Tyrell M. Disintermediation and the Role of Banks in Europe: An International Comparison I Франкфурт-ан-Майне: Johann Wolfgang Goethe-Universitat, Frankfurt am Main Working Paper Series: Finance & Accounting, 1997.
101. Schuknecht L. A Simple Trade Policy Perspective on Capital Controls / Нью-Йорк: World Trade Organization Staff Working Paper ERAD-98−11, 1998.
102. Siebert H. Labor productivities and labor costs in Euroland / Киль: Kiel Institute of World Economics, 1998.
103. Walde К. Transitional dynamics, convergence and international capital flows in two-country models of innovation and growth / Амстердам: University of Amsterdam, Department of Macroeconomics, 1995.
104. Нормативные акты и межправительственныесоглашения.
105. ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕДОПУСТИМОСТИ ИНТЕРВЕНЦИИ И ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ГОСУДАРСТВ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ -09.12.81.
106. ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН ОБ УГЛУБЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА 1998 2007 ГОДЫ, РоссияУзбекистан — Ташкент, 12 октября 1998 года.
107. ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1998 Г., Правительство Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации.
108. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, Одобрена Решением Совета глав государств Содружества о Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств, от 28 марта 1997 года.
109. О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ, 22 марта 1991 года N 948−1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
110. ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ, Указ Президента РФ от 28.04.97 № 426.
111. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1999 ГОД, Центральный банк Российской Федерации.
112. СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ Москва, 28 августа 1998 года.
113. УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ, государства участники IX Межамериканской конференции — Богота, 30 апреля 1948 года.
114. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ, От 17.08.95 № 147-ФЗ.
115. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ),.
116. ХАРТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, X Всемирный конгресс профсоюзовГавана, 15 февраля 1982 года.
117. ХАРТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (12 декабря 1974 года).
118. Статьи в периодических изданиях.
119. Авдеенко С. Выхлоп отечества / М.: Итоги, № 43, 1998.
120. Агеев Ю. Российские банки на просторах СНГ: разведка боем или начало экспансии / М.: Финансист, № 12, 1997.
121. Адно Ю. Черная металлургия исписала черновик / М.: Научный парк, № 4, 1998.
122. Анисимов С. Надо покупать не товар, а заводы / М.: Эксперт, № 37, 1998.
123. Бабынина А., Груздова М. Финансово-промышленная группа: создание и особенности формирования консолидированной отчётности / М.: Финансовая газета, региональный выпуск, № 47, 1996.
124. Баранов М. Специальные экономические зоны Китая / M.: Offshore Express, № 8, 1997.
125. Бартенева А. Украина тонет вслед за Россией / М.: Эксперт, № 37, 1998.
126. Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство / М.: Российский экономический журнал.
127. Бертольд Н., Хильперт Й. Мыслить глобально, действовать локально / M.: Internationale Politik, № 5−1998.
128. Бирман А. «Газпром» скупает окрестные банки / М.: Компания, № 16, 1998.
129. Бойков В. Неподкупность легко лечится двумя-тремя взятками / М.: Научный парк, № 5, 1998.
130. Болотин В. В. Финансово-промышленные группы: возможности, реальность и нормотворчество / М.: Финансы, № 7, 1995 г.
131. Боткин О., Козлов М. Финансово-промышленная группа «Уральские заводы»: первый год работы / М.: Вопросы экономики, № 5, 1995.
132. Бочкарев А. Отрицание бизнес-плана / М.: Эксперт, № 23 от 22.06.1998.
133. Бурый А., Кпокова Л. Сейсмоопасный бизнес/М.: Компания, № 13, 1998.
134. Бугрин Д. Новый старый Pioneer / M.: Компания, № 32, 1998.
135. Бутрин Д. Блицкриг отложен / М.: Компания, № 42, 1998.
136. Быков П. Последний шанс Британии / М.: Эксперт, № 25, 1998.
137. Венн М. В защиту суверенитета / М.: http://www.intellectualcapital.ru 25.11.98.
138. Винслав Ю. Б. Результаты мониторинга деятельности финансово-промышленных групп / М.: Российский экономический журнал, 1998.
139. Винслав Ю. Б. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур / М.: Российский экономический журнал, 1997.
140. Власов П. Газ nach Westen / M.: Эксперт, № 44, 1998.
141. Власов П., Быков П. Восточный шок/ М.: Эксперт, № 37, 1998.
142. Власов П., Кобяков А., Щербинина Е. Нашествие динозавров / М.: Эксперт, № 20, 1998.
143. Водянов А. Лабиринт стагнации / М.: Эксперт, № 3, 1998.
144. Головнин В. Автомобиль с человеческим голосом / М.: Итоги, № 43, 1998.
145. Гончаренко С. МИГом залетели в АТЕС / М.: Научный парк, № 4, 1998.
146. Горнов С. Трудная экономика чёрного металла / М.: Деловые люди, № 95, 1998.
147. Губанов В., Коваль А., Кучкаров 3. Интеллектуальный банк У М.: Эксперт, № 43 от 16.10.98.
148. Гурова Т. Джеффри Сакса привлекают не размеры, а доступность / М.: Эксперт, № 19,1997.
149. Гурова Т., Краснова В. Шестеро-семело смелых / М.: Эксперт, № 16, 1998.
150. Даурский А., Костина Г. Инженер по ирискам / М.: Эксперт, № 6, 1998.
151. Дементьев В. Стимулировать развитие ФПГ можно через гибкие налоги / М.: Финансовые известия, № 103, 12.11.96 171. доклад Итоговый доклад Торгово-промышленной палаты РФ за 1997 год (выдержки) / М.: Научный парк, № 1−2, 1998.
152. Еременко А. Слияния и их влияние на состояние банковского сектора / М.: Финансист, № 11, 1997.
153. Зимелев А. Что даст мировому сообществу новый статус Гонконга I M.: Offshore Express, № 8, 1997.
154. Ивантер А. Нефтегазовая отрасль Казахстана уходит под контроль иностранцев / М.: Эксперт, № 19, 1997.
155. Ивантер А., Кириченко Н., Привалов А. Пора, понимаешь, конструктивно работать / М.: Эксперт, № 17, 1997.
156. Ильин Н., Ефремов В. Из варяг в греки мимо России / М.: Научный парк, № 5, 1998.
157. Калин A.A. Финасово-промышленные группы в Росси: становление и развитие. От организационного единства к хозяйственному комплексу / М.: Экономическая газета, № 50, 12.95.
158. Кашин В. Банки и банковский бизнес на пороге XXI века / М.: Финансовый бизнес, № 12, 1996.
159. Кашулинский М. «Похмелье» инвестиционных банков I М.: Компания, № 32, 1998.
160. Кирилленко Н. Общее мнение по поводу ФПГ / М.: Деловые люди, № 65, 04.99.
161. Кирилленко Н. Решают ли ФПГ проблему инвестиций / М.: Деловые люди, № 65, 04.99.
162. Кириченко Н., Привалов А. Других олигархов у нас для вас нет / М.: Эксперт, № 1, 1998.
163. Кириченко Н., Шмаров А. Вторая нефтяная война / М.: Эксперт, № 19, 1997.
164. Кирт Р. Наступление новой эры в конце столетия / M.: Internationale Politik, № 5 -1998.
165. Кирьян П. Четверть рынка звукозаписи под контролем Seagram / M.: Эксперт, № 20,1998.
166. Кобяков А. Капиталистическая гигантомания / М.: Эксперт, № 34, 1997.
167. Кобяков А. США: жизнь взаймы / М.: Эксперт, № 25, 1997.
168. Кобяков A. Volkswagen: «дочки» растут / М.: Эксперт, № 49, 1997.
169. Кобяков А. Консолидация металлургической отрасли / М.: Эксперт, № 20, 1998.
170. Кобяков А. Пожалуйте бриться / М.: Эксперт, № 37, 1998.
171. Кобяков А., Чернаков A. Rolls-Royce не станет народным автомобилем / М.: Эксперт, № 13, 1998.
172. Ковалёв М. Банковская система Белоруссии: будем поглощать или объединяться / М.: Финансист, № 8, 1997.
173. Колесников С. Ответственные работники спрашивают и отвечают / М.: Научный парк, № 5, 1998.
174. Коллер Т. Определение рыночной стоимости компании и использование стоимости в управлении / М.: Финансист, № 8, 1997.
175. Комаров В. Прямые иностранные инвестиции. Проблемы и пути привлечения / М.: Финансовый бизнес, № 3, 1998.
176. Комаров В. Мировой инвестиционный процесс и региональные тенденции / М.: Финансист, № 12,1997.
177. Копейкин М. Нужны ли льготы ФПГ. / М.: Экономика и жизнь, № 45, 04.95.
178. Кравченко Е. Кризис: начинаем с чистого листа / М.: Деловые люди, Na 95, 1998.
179. Краснова В. Без денег и без стратегии / М.: Эксперт, № 22, 1998.
180. Краснова В., Лубков Д. Банки с нетрадиционной ориентацией / М.: Эксперт, № 22, 1998.
181. Крюкова Е. «Herbalife» научил многих / М.: Компания, № 32, 1998.
182. Кузьмин А. К. Роль банка в процессе формирования и развития финансово-промышленных групп / М.: Финансы, № 1.
183. Кулик А. Экономические отношения между Россией и Китаем / M.: Offshore Express, № 8, 1997.
184. Куликов А., Родионов С., Скворцов А. Совершенна ли правовая база развития ФПГ / М.: Российский экономический журнал.
185. Куртишвили Ш. 28 миллиардов долларов мелочью / М.: Компания, № 37, 1998.
186. Куц А. Принципы синдицированного кредитования ! М.: Финансист, № 8, 1997.
187. Ланштайн М. Для оптимизма нет повода. Экономика Китая накануне хаоса. / М.: Internationale Politik, № 5 -1998.
188. Ларионов И. К. Опыт становления ФПГ в России / М.: Финансист, № 1, 1997.
189. Лебедева Л. Империи страсти-мордасти / М.: Научный парк, № 1−2, 1998.
190. Лисин В. Жесткость технократов и экономистов / М.: Эксперт, № 37, 1998.
191. Лось П. «Volkswagen» uber alles / M.: Итоги, № 43, 1998.
192. Лысова Т., Ногина А. Сибирско-уральский детектив / М.: Эксперт, № 49, 1997.
193. Любинин А. Развитие и становление финансово-промышленных групп / М.: Российский экономический журнал, 1997.
194. Макаревич Л. Развитие ФПГ разбивается о множество завалов. / М.: Финансовые известия, № 33, 08.05.97.
195. Макаревич Л. Правовая база заметно отстаёт в развитии / М.: Известия, 1997.
196. Макаревич Л. Финансово-промышленные группы оперируют гигантскими капиталами / М.: Финансовые известия, № 103, 12.11.96.
197. Маковская Елена Репетиция оркестра / М.: Эксперт, № 17, 1997.
198. Максименко Ю. Ф. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ КИБЕРНЕТИКИ / М.: МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ, 1998.
199. Макушин В. Мертвое железо / М.: Эксперт, № 8,1998.
200. Матовников М., Михайлов Л., Сычева Л., Тимофеев Е. Банки попали в шторм финансовой стабилизации / М.: Научный парк, № 1−2, 1998.
201. Медовников Д., Савеленок Е. Амбиции выбора / М.: Эксперт, № 20, 1998.
202. Мичурина Н. Сибирь хочет прирастать к Азии / М.: Научный парк, N24, 1998.
203. Многоцветова И. Газпром в SHELurax/ M.: Научный парк, № 1−2, 1998.
204. Моисеев С. Игра в кризис на деньги / М.: Финансист, № 12, 1997.
205. Николо горский Д. И хочется, и колется. Госпредприятия в составе группы I М.: Экономика и жизнь, № 44, 1997.
206. Нисикава Н. Практика банковской деятельности в Японии / М.: Финансовый бизнес, № 10, 1997.
207. Новикова Л. Готовы ли банки учавствовать в ФПГ? / М.: Экономика и жизнь, № 17, 04.95.
208. Ногина А. «Пурнефтегаз» дешевле нефти / М.: Эксперт, № 37, 1998.
209. Оганесян Т. Блеф / М.: Эксперт, № 18, 1998.
210. Ожиганов Э. Два президента всех россиян и всехзаирян / М.: Научный парк, № 5, 1998.
211. Орлов А. Свет в конце хайвэя / М.: Итоги, № 43, 1998.
212. Паппэ Я. Нефтяная и газовая дипломатия России / М.: Московский центр Карнеги, 1997.
213. Пирер X. Вызов времени или модное слово? I M.: Internationale Politik, № 5 -1998.
214. Рожков M. Финансово-промышленные группы: современное сосотояние и перспективы / М.: Рынок ценных бумаг, № 6, 1996.
215. Сабуров Е. Ф. Банки в системе финансово-промышленных групп I М.: Бизнес и банки, № 16, 04.97.
216. Садков В. Г., Гринкевич Л. Г. Стимулировать формирование региональных ФПГ / М.: Финансист, № 1, 1998.
217. Самарский А. Не пугай авторитета /М.: Эксперт, № 43, 1998.
218. Санстейн К. Государство и рынки: могучий союз / М.: http://www.intellectualcapital.ru, 1998.
219. Саркисянц А. Банковские слияния в США / М.: Финансист, № 11, 1 997 248. сборник анализ событий 17.08.98 / М.: неизвестен, 1 998 249. сборник Управление рисками в банковской деятельности / М.: Финансовый бизнес, № 10, 1997.
220. Семеркин А. Шоу должно продолжаться / М.: Компания, № 32,1998.
221. Сиваков Д., Кобяков А. Концентрация «железа» / М.: Эксперт, № 3, 1998.
222. Сиваков Д., Привалов А. Айкидо против контрольного пакета / М.: Эксперт, № 43, 1998.
223. Сирин Н. Когда в товарищах согласья нет / М.: Компания, № 42, 1998.
224. Ситникова Е. Большие нули для Deutsch Bank / М.: Компания, № 16, 1998.
225. Слепов В. А., Вороненко О. В., Крючин Д. Б. ФПГ: современные тенденции развития / М.: Финансист, № 4, 1998.
226. Смирнов С., Чернявский А., Шепелев С. Кто в России всех богаче / М.: Научный парк, № 4, 1998.
227. Смолянников А. Россия присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге I М.: Научный парк, № 4, 1998.
228. Солдатов А. Планета на проводе / М.: Компания, № 16, 1998.
229. Солдатов А. Под колпаком у М. / М.: Компания, № 37, 1998.
230. Спиридонов Е. Из «Русского дизеля» вырастет транснациональная ФПГ / М.: Сегодня, № от 22.02.97.
231. Телицина И., Вдовин В. Дистрибуторы навсегда/М.: Компания, № 32, 1998.
232. Тесленко В. Бриллиантовый веер I М.: Эксперт, № 3, 1998.
233. Фазуллина Г., Петров Д. Клиническая смерть АвтоВАЗа I М.: Эксперт, № 37, 1998.
234. Хаас Р. Глобализация экономики, или что нам делать с МВФ / М.: http://www.intellectualcapital.ru 26.05.98.
235. Хазбиев А. Указ под «ФиГАЗ» I М.: Эксперт, № 6, 1998.
236. Хатуль Ю. Чужие и мёртвые / М.: Деньги, № 35, 1998.
237. Хнычкин Ю. Вдруг впереди тормоза завизжали / М.: Компания, № 42, 1998.
238. Цыгичко А. Организационные условия экономического роста (проблема развития жизнеспособных ФПГ) 1 М.: Российский экономический журнал, 1997.
239. Цынкуш Т. Банк с позиций современной банковской теории / М.: Финансист, № 11, 1997.
240. Чернаков А. Без манагера никак / М.: Эксперт, № 29, 1997.
241. Чибриков Г. О финансово-промышленных группах/ М.: Мировая экономика, 1996.
242. Чичкин А. Куба да! / М.: Научный парк, № 5, 1998.
243. Шабалкина Л. Управление рисками коммерческих банков / М.: Автобанк хроника, специальный выпуск, № 8−9, 1997.
244. Шарифов В. Опыт неформальной ФПГ холдингового типа: роль финансовых институтов / М.: Российский экономический журнал, 1998.
245. Шпагина М. Банки не могут управлять производством / М.: Эксперт, № 17, 1997.
246. Штоков И. Евангелие от Марка Калифорнийского / М.: Компания, № 13, 1998.
247. Штундюк В. ФПГ, международный маркетинг, валютные отношения / М.: Финансовый бизнес, № 1, 1997.
248. Яннинг Й. Слабые государства в эпоху глобализации / М.: Internationale Politik, № 5 -1998.
249. Berschens R., Dunkel M. Weltmacht Europa / Германия: Wirtschaftswoche, № 19,1998.
250. Dunning, John H An overview of relations with national governments I Интернет: New Political Economy, Jul98, № 3 том 2, стр. 280, 1998.
251. Grawe Т. Die Welt der Datenbanken ist im Umbruch / Германия: Geldinstitute, № 6, 1998.
252. Kinkel K. Ideologische Nachhutgefechte / Германия: Wirtschaftswoche, № 41, 1996.
253. Korten D.C. The United Nations and the corporate agenda. / Интернет: Earth Island Journal, Fall97, Vol. 12 Issue 4, стр. 38, 1997.
254. Licht G., Neriinger E., Burgel O., Fier A. Internationalisierungsstrategien junger, technologieorientierter Unternehmen im internationalen Vergleich I Берлин: Zentrum fur Europaische Wirtschaftsforschung, 1998.
255. Reischauer K., Baumann M. Grenzenlose Freiheit / Германия: Wirtschaftswoche, № 24, 1997.
256. Reuter Газ Туркмении пойдёт через Иран и Турцию / М.: Эксперт, N2 19, 1997.
257. Sklair L. TNC’s AS POLITICAL ACTORS / Интернет: New Political Economy, Jul98, № 3 том 2, стр. 284, 1998.
258. Toedtmann C., Ziesemer В., Baumann M., Ruess A., Sauer U., Fischer M. Wie in Gottes Hand / Германия: Wirtschaftswoche, № 24, 1997——————————————- «^^"упуивапшцх структур в социально-экономических системах высококапнтализированныхстран.
259. Страна/ Регион Основные виды интегрированных структур Ближайшие соответствия общей типологии Основные представители Организационная структура Структура капитала Основные признаки.
260. Страна / Регион ч/книапШС ВИДЫ интегрированных структур соответствия общей типологии Основные представители Организационная структура Структура капитала Основные признаки.
261. Страна / Регион иьпмвпые ВИДЫ интегрированных структур соответствия общей типологии Основные представители Организационная структура Структура капитала Основные признаки.
262. Страна / Регион ч^мпивпвге ОПДР1 интегрированных структур соответствия общей типологии Основные представители Организационная структура Структура капитала Основные признаки.