Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной культуры предпринимателя в условиях современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Российские элиты, опыт социологического изучения. Лидеры бизнеса о себе и об обществе. М., Наука. 1996; Бабаева Л. В., Некльсон Л. Предприниматели о себе и о бизнесе. // Малый бизнес, рынок и общество. 1991, № 3- Воронин АН. Российские предприниматели как наемные работники: психологические аспекты проблемы // Управление персоналом. 1996, № 10. Грачев В. И. Социология… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа предпринимательства как феномена культуры
    • 1. 1. Предпринимательство как элемент хозяйственной культуры общества
    • 1. 2. Культурная среда предпринимательской деятельности
    • 1. 3. Социокультурный контекст формирования предпринимательской деятельности в современной России
  • Глава 2. Структура и культурно-цивилизационная специфика профессиональной деятельности предпринимателя
    • 2. 1. Профессиональные универсалии производственной деятельности предпринимателя
    • 2. 2. Цивилизационные модели организационно-управленческой деятельности предпринимателя
  • Глава 3. Овладение предпринимательством как профессией: опыт распредмечивания культурных смыслов
    • 3. 1. Освоение универсальных принципов работы на рынке: в поисках субъект-субъектных отношений
    • 3. 2. Специфика деятельности российского предпринимателя: между организационным и корпоративным типами управленческой культуры

Формирование профессиональной культуры предпринимателя в условиях современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Рыночные преобразования экономики в эпоху перестройки вывели на авансцену новых субъектов хозяйственной деятельности — предпринимателей, которые смогли достичь реальных успехов в своей деятельности. В массовом сознании, затем — и среди специалистов распространилось отношение настороженности к чужому успеху. В нем стали усматривать парадокс судьбы, стечение удачных обстоятельств. Первоначально так думали и многие из тех, кто начинал свою предпринимательскую деятельность в самом начале 90-х годов. Однако за годы экономических преобразований их взгляды на бизнес и свою роль в хозяйственной деятельности изменились. Стабилизация рыночных отношений способствовала рефлексии предпринимателей по поводу собственной деятельности, ее оценке как специфической профессии, а не только везения, удачи, искусства, или уникальных способностей. Формирование такой позиции обусловлено также и общим настроем в российском обществе, которое фиксируется социологами: «любое занятие, чтобы быть успешным, требует особых знаний и специальной подготовки, материального оснащения и, наконец, профессионального отношения к труду». 1

В современной исследовательской литературе, посвященной различным аспектам предпринимательской деятельности, управленческой культуре, менеджменту и маркетингу, отсутствует анализ изменения форм предпринимательской деятельности в России на протяжении 90-х годов, а также формирования ими своей профессиональной сферы. Этот анализ отсутствует во многом потому, что информация подобного рода рассматривается как закрытая, коммерческая тайна, а те аспекты, которые открываются самими предпринимателями (например — А. Довгань, Г. Форд, Л. Якокка) носят скорее рекламный, нежели аналитический характер.

1 Радаев В. В. Экономическая социология. М, 1997. С. 331.

Вместе с тем, благодаря разработке этого направления становится возможным выявление основных проблем становления профессиональной культуры предпринимателя: кристаллизация ее нормативно-ценностного аспекта, технологий работы на рынке, формирование корпоративных связей между предпринимателями, выстраивание норм, регулирующих взаимодействие предпринимателя и власти и т. д.

Изучение этого опыта необходимо для управления процессом рыночных преобразований в стране, поскольку вскрывает факторы, способствующие или препятствующие становления предпринимательской культуры у главного актора рыночных отношений — предпринимателя. Вместе с тем, данный анализ необходим также и для самих предпринимателей, достаточное число которых в настоящее время столкнулись с проблемой снижения эффективности своих усилий на рынке. Нормализация и стабилизация экономических отношений является проявлением укрепления институциональной основы функционирования предпринимательского слоя, а это способствует увеличению в их деятельности не рискованных акций, а прогнозируемых экономических действий. Данная тенденция актуализирует проблему расширения цивилизованных форм организационно-управленческой культуры предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, требует новых подходов к организации взаимодействия предпринимателя и наемных работников.

Движение в этом направлении представляет наибольшую трудность. По свидетельству специалистов, «до сих пор отсутствует национальная модель менеджмента, учитывающая в полной мере этнокультурную специфику отечественной рабочей силы, ее сильные и слабые стороны». 1 Предприниматель, действуя методом «проб и ошибок», вторгается, по сути, в область устойчивых традиций в сфере трудовых отношений и трудовых ценностей, вы

1 Шкаратан О. И., Карачаровский В. В. Русская трудовая и управленческая культура//Мир России. T.XI. 2002. № 1. С. 49. ступающих центральной (ядерной) частью культуры конкретно-исторического общества. Изменение плановой экономики на рыночную, потребовало переориентации смыслов деятельности на уровне массового сознания, перемещения центра тяжести на целерациональные мотивы. Движущей силой, определяющей этот вектор, выступает сам предприниматель. Эффективность его деятельности непосредственно определяется изменениями культурных смыслов в экономических отношениях, проецирующихся на мир повседневной жизни.

Таким образом, многомерное исследование становления профессиональной культуры предпринимателя предполагает социокультурный ракурс рассмотрения, позволяющий выявить этапы и специфику этого процесса в зависимости от изменения культурной среды общества. Этот подход реализуется в данном диссертационном исследовании.

Степень разработанности проблемы. Процесс формирования слоя российских предпринимателей широко представлен, прежде всего, в экономической литературе. В рамках этого направления исследуются экономическая и хозяйственная деятельность отечественных предпринимателей. Так, выявлены основные элементы как феномена предпринимательской деятельности (В.И. Верховин, С. Б. Логинов)1, так и ее наиболее распространенные у технологии (Я. Кузьминов, В. Г. Макеева, В. В. Томилов,) и культуры управления (A.JI. Свеницкий, М. М. Омаров, Е. В. Тишин, А.В. Карпов) 3.

На страницах экономических журналов широко обсуждаются проблемы малого предпринимательства, государственная поддержка частного бизнеса, а так же взаимоотношения современных российских предпринимателей

1 Верховин В. И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения. // Социологические исследования. 1995, № 8.

2 Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации. // Вопросы экономики, 1993, № 3- Томилов В. В. Культура предпринимательства: деловые игры, практикумы, ситуации. СПб., 2001; Макеева В. Г. Культура предпринимательства. М., 2002.

3 Свеницкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986; Омаров А. М. Управление и человек. М., 1989; Тишин Е. В. Управление персоналом на предприятии. СПб., 1996; Карпов А. В. Разработка психологической теории принятия в управленческой и организационной деятельности. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997, № 1. с государством и властными структурами. Среди этих публикаций наибольшего внимания заслуживают работы следующих авторов Т. Алимова, А. Ар-хипова, Г. Баткилина, А. Виленского, В. Калинина, А. Кокорева, А. Орлова, Ю. Симачева, А. Цыганова и др.1

Уже стали практически классикой работы известных советских социологов, касающихся проблемы зарождающегося отечественного предпринимательства, появившиеся еще в середине 90-х. В первую очередь можно нал звать таких авторов, как Бабаев JI.B., Заславская Т. И., Рывкина, Радаев В.В.

Определена специфика предпринимательской субкультуры и вопросы ее возрождения (Т.И. Заславская, И. Бунин, С. Г. Климова, JI.B. Бабаева, С.К. Рощин)3, выделены принципы предпринимательской деятельности (А.В. Филиппов, В.Г. Смольников)4 и ее социальные функции (А. Маршалл, П. Дру-кер)5.

Интерес к анализу специфики управленческой деятельности предпринимателя отразился в публикации в России известных кросс-культурных исследований (Г. Хофстед, А. Китахара Р. Д. Льюис, Н.В.Латов)6. Проблемы

1 Архипов А, Баткилин Б, Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. 1997. № 4., Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики 1997, № 6., Орлов, А Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997. № 4., Виленский А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики 1997, № 6. и др.

2 Нельсон Л. Д., Бабаева JIB., Бабаев P.O. и др. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // Социологические исследования. 1993. № 1., Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 3., Радаев В. В. Новые российские предприниматели: стратегия хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования 1994 № 1.и др.

3 Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991; Бунин И. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания. / Либерализм в России. М., 1993; Климова С. Г., Дунаевский Л. В. Новые предприниматели и старая культура. // Социологические исследования. 1993, № 5- Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Труд бизнесмена — что это такое? // Человек и труд. 1995, № 3- Рощин С. К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология. // Психологический журнал. 1995, Т. 16, № 3.

4 Филиппов АВ., Ковалев С. В. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989, № 1- Смольников В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности. // Социологические исследования. 1994, № 2.

5 Маршалл, А Принципы экономической науки. Том 1−3. М., 1993. T.1- ДраккерП. Управление нацеленное на результаты. Пер. с англ. М., 1992. Друкер Ф. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.

6 Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 2001; Китахара, А Реальность и идеальный образ общины (Япония и Таилавд)//Философские науки. 1996, № 1−6- Латов Н. В., Латова Ю. В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне/Юбщественные науки современность. 2001., № 4. особенностей организационной управленческой культуры предпринимателей экономически развитых стран Европы и Америки рассматриваются в работах известных зарубежных авторов (О.Дж. ШонессиП.М. Дизель, 1993; Х. Р. Кауфман, Д. Ньюстром,)1. Большой популярностью в России пользуются также исследования специфики управленческой культуры в Японии и азиатских странах (X. Окумура) .

Все эти и многие другие работы позволяют проводить исследования особенностей предпринимательской культуры России. Различные аспекты этой проблемы отражены в работах (С.П. Баньковская, Г. Кинг, В. П. Поздняков, А.Е. Чирикова).3 Большое внимание в современной литературе уделяется изучению стратегии предпринимательской деятельности. Этой проблемой занимаются многие ученые и на региональном уровне (Курбатов В.И., Мостовая И. В., Самыгин С. И., Чуланов В.А.)4 Исследованы также факторы позитивного имиджа (Г.Г. Почепцов, И.И.) 5 и культуры делового человека (А.И. Пригожин, Ф.В. Кузин)6.

1 Шонесси О.Дж. Принципы организации управления фирмой. М., 1979; Дизель П. М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993; Кауфман Х. Р. Тактика успеха в бизнесе и науке. М., 1993; Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. СПб, 2000.

2 Окумура X. Корпоративный капитализм в Японии. М., 1986.

3 Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Российские элиты, опыт социологического изучения. Лидеры бизнеса о себе и об обществе. М., Наука. 1996; Бабаева Л. В., Некльсон Л. Предприниматели о себе и о бизнесе. // Малый бизнес, рынок и общество. 1991, № 3- Воронин АН. Российские предприниматели как наемные работники: психологические аспекты проблемы // Управление персоналом. 1996, № 10. Грачев В. И. Социология российского предпринимательства и менеджмента // Социологические исследования. 1995, № 6- Дряхлов Н. И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методические подхо-ды//Социологические исследования. 1996, № 6. Журавлев А. Л., Поздняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. 1994, № 5- Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации // Вопросы экономики 1993, № 3- Лебедев А. Н. Социально-психологические проблемы формирования коллектива производственно-коммерческой фирмы //Психологический журнал. 1994. № 5. Т. 15- Макеева В. Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М. 2002; Панченко А. О специфике славянской цивилизации // Знамя. 1992, № 9. Попов Ю. Организация предпринимателей России: становление и борьбы за влияние // Проблемы теории и практики управления. 1995, № 3- Рывкина Р. В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994.

4 Курбатов В. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д.: Феникс, 1995; Лакпохина Л. А., Самыгин С. И. Психология и этика предпринимательской деятельности. Ростов/Д.: Пегас, 1997; Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология менеджмента и маркетинга. Ростов н/Д.: Пегас, 1996. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

5 Поченцов Г. Г. Имидж-мейкер. Паблик рилейшинз для политиков и бизнесменов. Киев, 1995.

6 Пригожин А. И. Деловая культура: сравнительный анализ. // Социологические исследования. 1995, № 9- Кузин Ф. Имидж бизнесмена. М., 1996; Он же. Культура делового человека. М., 1996.

В последние годы появляются исследования, касающиеся различных аспектов взаимодействия предпринимателя и окружающей социальной среды (Верховин В.И., Горричева Л., Зарубина Н. Н., Иваницкий В., Коваль Т. Б., Карачаровский В. В., КолесниковаЛ., Люк М., Миронов Б. Н., Мусаэлян И. Э., Наумова Н. Ф., Перекрестов В., Сливицкий Ю. О., ТемницкийА.Л., Шабанова М. А, Шкаратан О.И.)1.

При всем обилии исследований и разнообразии затронутых аспектов, тем не менее, до сих пор в отечественной научной литературе слабо представлен анализ динамики становления культурных форм предпринимательства за 90-е годы, особенно в коммерческой сфере, где частный бизнес представлен в России наиболее полно. Слабо разработана также проблема влияния на формирование культуры предпринимательства различных факторов социокультурной среды. Восполнению данного пробела посвящено данное исследование.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является анализ становления профессиональной культуры предпринимателя в сфере торгового бизнеса в условиях России 90-х годов. Она реализуется в процессе достижения следующих исследовательских задач:

— проанализировать предпринимательство как феномен культуры общества;

— определить необходимые культурные условия для профессионализации предпринимательской деятельностиВерховин В. И. Модели экономического поведения и их вербализация в русском народном фольклоре// Мир России. 2001. № 1- Горячева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание// Вопросы экономики. 1993, № 8- Зарубина Н. Н. Православный предприниматель в зеркале русской культу-ры//Общественные науки и современность. 2001. № 5- Коваль Т. Б. Православная этика труда// Мир России. 1994, № 2- Колесниковва Л., Пкерекрестов В. Организационная структуры и культура предпринимательст-ва//Вопросы экономики. 2000, № 8- Люк М. Чего не хватает российскому менеджменгу?//Проблемы теории и практики управления. 2000, № 4- Мксаэлян И. Э., Сливицкий Ю. О. Российский предприниматель: готов ли онстать двигателем социально-экономического развития страны?// Куда идет Россия?.М., 2001Наумова Н. Ф. Рецедивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? М., 1999;Темницкий А. Л. Социокультурные факторы формализации трудовых отношений// Куда идет Россия?.М., 2002; Шкаратан О. И., Карачаровский В. В. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития// Мир России. T.XI. М., 2002, № 1.

— проанализировать специфику российской социокультурной среды, определяющей формы проявления предпринимательской деятельности в условиях формирования рыночных отношенийвыделить основные структурные элементы профессиональной деятельности предпринимателя в сфере коммерции;

— выделить содержательные этапы формирования профессиональной культуры предпринимателя;

— проанализировать основные проблемы формирования профессиональной культуры российского предпринимателя;

— на основании компаративного анализа выявить особенности модели управления, которые формируются в практике функционирования конкретных российских фирм.

Объект исследования — предпринимательская деятельность и социокультурная среда, определяющая ее формирование и трансформацию.

Предмет исследования — специфика становления профессиональной деятельности предпринимателя в культурных условиях современной России.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции предпринимательской деятельности, выдвинутые М. Вебером, В. Зомбартом и Й. Шумпетром., которые рассматривали социокультурные аспекты предпринимательства и доказали его инновационный характер. В частности, в исследовании активно используются концепция И. Шумпетра о неэкономических мотивах предпринимательской деятельности (стремление к самореализации, потребность в организации и управлении людьми, радость творчества) — а также идея М. Вебера о том, что предпринимательство выражает собой определенный тип мышления, для которого свойственно стремление к извлечению законной прибыли в рамках своей профессиональной деятельности. В работе нашла отражение типология личности В. Зомбарта, в основе которой лежит предпринимательский дух.

При исследовании профессиональной культуры предпринимателя автор опирался также на работы Т. Веблена, П. Друккера, анализирующие специфику работы предпринимателя на рынке.

Проблемы специфики управленческой деятельности предпринимателя в культурных условиях различных стран рассматриваются на основе идей М. Вебера и М. Мичио о роли культурного и религиозного факторов в формировании предпринимательства и формировании трудовых ценностей.

В работе использованы методы прикладных социологических исследований (метод экспертных оценок, анкетный опрос, включенное наблюдение). Эмпирической базой диссертационного исследования являются данные, собранные в процессе конкретно-прикладных социологических исследований в г. Ростове-на-Дону, проведённых при участии автора в 2000 г. и 2002 г. Всего в течение двух этапов исследования было опрошено 2059 человек. Выборка осуществлялась по связанным параметрам: пол, возраст, доход и территория проживания респондентов.

Научная новизна исследования.

• выделены необходимые социокультурные условия для формирования профессиональной культуры предпринимателя, которые следует рассматривать на трех уровнях — институциональном, ценностном и практически-технологическом;

• аргументирован тезис о том, что институциональные условия функционирования экономики и традиции ценностного сознания российского общества определяют сохранение криминального и теневого характера предпринимательской деятельности, что существенно тормозит освоение и использования необходимых профессиональных технологий предпринимательским слоем;

• проанализированы основные структурные компоненты профессиональной культуры предпринимателя, занятого в сфере торговли, которые объединены в группу технологий работы на рынке и управленческих

10 технологий, а также показано их универсально-профессиональное и национально-культурное содержание;

• обосновано выделение двух этапов формирования профессиональной деятельности предпринимателя — инструментального и маркетингового, которые отличаются социальными смыслами деятельности, степенью свободы предпринимателя как актора, и моделями взаимодействия предпринимателя и потребителя;

• на основе обширного эмпирического материала показано значение предпринимателя в становлении культуры потребления и, тем самым, -культуры повседневной жизни широких городских слоев российского населения;

• вскрыты основные проблемы профессиональной культуры российского предпринимателя, работающего в коммерческой сфере, которые связаны с завоеванием доверия со стороны потребителя и формировании своеобразных схем управления персоналом;

• на примере анализа становления управленческой деятельности конкретной российской фирмы выявлены отличительные черты менедже-ральных схем управления, которые проявляются в микшировании методов организационной и корпоративной культуры;

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Предпринимательство проявляется как деятельность, основанная на индивидуальных качествах личности, сформировавшихся по мере развития культуры: рациональность, энергичность и склонность к самоутверждению и риску, способность работать с заведомо неполным знанием. При этом конституирующей чертой выступает нацеленность индивида на инновацию. В хозяйственной деятельности предприниматель проявляется как субъект, способный для достижения прибыли в условиях неопределенной ситуации, создать организацию, которая представляет собой синтез новых идей, материальных ресурсов, технологий, людей, производящих новый товар (услугу), имеющий высокий спрос на рынке.

2. Предпринимательство в качестве профессиональной деятельности возникает при определенных социокультурных условиях, которые проявляются на уровне массового сознания в форме ценностной установки на предпринимательскую активность в любой сфере, на институциональном уровне — в системе правовых и организационных установлений, нормирующих предпринимательскую активность.

3. Советская экономическая система характеризовалась институциональным исключением предпринимателей как хозяйственных агентов из формальных правил функционирования экономики, при сохранении их узкого слоя в реальных экономических отношениях. Поэтому легальные формы предпринимательства при переходе к рынку в России формировались в неблагоприятных условиях: а) отсутствии прозрачных институциональных правил экономической деятельности и принципа равенства субъектов в рыночных отношенияхб) негативного имиджа предпринимателя на уровне массового сознания и агрессия по отношению к нему со стороны массовых слоев обществав) стремлении основной массы работников к функционированию в рыночных условиях при профессиональной и мировоззренческой не готовности к этому, что проявилось в повсеместном распространении неправовых практик в сфере трудовых отношений. Эти условия определяют сохранение теневого характера предпринимательства в хозяйственной деятельности России даже при его легализации, что затрудняет профессионализацию этой сферы деятельности.

4. В содержании профессиональной культуры предпринимателя, занятого в коммерческой сфере, можно выделить универсальные элементы, в которых выражены технологии работы на рынке — изучение поведения потребителей, рекламной деятельности, способы позиционирования и продвижения товара на рынке, послепродажный сервиси национально-специфические

12 элементы, в которых проявляется организационно-управленческая деятельность. Она определяется культурными смыслами конкретно-исторического общества, которые выражены в отношении ко времени, к традиции, к личности и к семье. Они задают культивирование коллективизма (индивидуализма) как основополагающего принципа организации фирмыдолгосрочность (краткосрочность) в оценке эффективности и прибыльности производствапатернализм (формализм) по отношению к кадрам, что проявляется в управлении карьерой каждого сотрудника или утверждении принципа «помоги себе сам" — степени гарантированное&tradeзанятости.

5. В формировании профессиональной культуры предпринимателя, занятого в коммерческой сфере, можно выделить два этапа: инструментальный и маркетинговый. При равной производственной мотивации (получение прибыли), они отличаются содержанием социальных смыслов деятельности. На первом, «инструментальном», этапе предприниматель работает стихийно, его деятельность зависит от сложившейся конъюнктуры рынка, которая задает установку на сиюминутную выгоду. Взаимоотношения предпринимателя и потребителя представляют собой субъект-объектные отношения, когда покупатель рассматривается в инструментальном ключе (как средство сбыта товара). Второй, маркетинговый этап представляет собой ориентацию предпринимателя на максимальное удовлетворение потребности покупателя, что предполагает освоение технологий работы на рынке, позволяет приобрести определенные статусные позиции на рынке и требует переориентации взаимодействия с потребителем по модели «субъект-субъектных» отношений.

6. Современный российский предприниматель, осваивая маркетинговый этап формирования профессиональной культуры, сталкивается с проблемой социального доверия: формирование и развитие субъект-субъектных отношений возможно при завоевании доверия со стороны покупателя, когда и покупатель начинает рассматривать конкретного предпринимателя в качестве потенциального субъекта своих действий. Разрешение этой проблемы

13 требует в сфере работы на рынке перехода к освоению PR-технологий, в сфере управленческой деятельности внутри фирмы — формирования национальной модели мененджмента, учитывающей специфику трудовых ценностей российского работника.

7. Сопоставление управленческой модели в средних по численности фирмах в российских условиях показывает ее промежуточность по сравнению с организационной (американской) и корпоративной (японской) моделями, рассматриваемыми как идеальные типы. В частности, модель личности, трудовая мотивация, определяющие организационо-корпоративные принципы и оплату труда в российских фирмах близки к японской модели. Но доминирование горизонтальных связей во взаимодействии сотрудников, оценка персонала по уровню профессиональных качеств, принципы обучения кадров, их наем и расстановка — по всем этим признакам управленческая модель российского предпринимателя приближается к американскому типу. Отличается своеобразием также и ценностное ядро («миссия фирмы») управленческой деятельности российского предпринимателя: в отличие от американцев в качестве миссии может выступить идея, обладающая коллективистским смысломпо сравнению с японцами, российский коллективизм имеет не групповой (особенно не микрогрупповой), а социокультурный смысл.

Практическая значимость работы обусловливается тем, что проделанный анализ дает возможность осмыслить на конкретном материале определяющее значение культурных факторов препятствующих распространению эффективных профессиональных технологий в сфере торгового капитала. Результаты исследования имеют практическое значение для соответствующих отделов административных органов, разрабатывающих и реализующих политику поддержки малого и среднего бизнеса, а также для ассоциаций предпринимателей, заинтересованных в утверждении профессиональных принципов деятельности на российском рынке.

Результаты данной работы могут быть использованы для развития соответствующих направлений в современном социологическом знании: социологии культуры, экономической социологии, социологии управления.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональной и университетской научных конференциях, опубликованы в научных работах, общим объемом в 3,8 п.л.

Заключение

.

Бурное развитие предпринимательской деятельности в России в последние десятилетия первоначально вызвало стремление осмыслить это явление в ключе социального состава формирующегося нового социального слоя. Затем в отечественной науке можно зафиксировать поворот к теоретическому анализу социокультурных функций предпринимательского слоя. Не случайно во второй половине 90-х годов на русском языке публикуется обширное количество произведение классиков западной социологии и экономики, посвященных анализу предпринимательства.

Заметен сдвиг в анализе предпринимательства на акцент его новаторских функций и социальной ответственности. По сравнению с советским периодом российской истории в настоящее время в исследовательской литературе предпринимательство рассматривается с точки зрения организации хозяйственной деятельности, в ходе которой происходит творческое переосмысление экономических реалий и создание новых форм, способов хозяйствования, экономических «комбинаций» .

Опираясь на теоретические разработки современных западных социологов и экономистов, российские исследователи подчеркивают направленность содержания профессиональной деятельности этого социально-профессионального слоя — реорганизация экономики, устранение косности социальных и экономических институтов, стимулирование перераспределения общественного богатства, ослабление монополизации экономической власти, повышение общественного благосостояния через востребованность потенциальных талантов, создание новых рынков и сфер производства. Предпринимательство оказывается той социальной формой, которая адекватным образом даёт возможность инноватизировать производство и реализо-вывать творческие возможности субъектов хозяйствования. При этом подчёркивается, что современный экономический бум в слаборазвитой стране, возможно совершить только через активизацию данного социального института.

Констатируя все эти важные моменты, хотелось бы отметить, что выполнение всех этих функций возможно при условии профессионализации предпринимательской деятельности. Российский предприниматель в предельно сжатый срок проходит фазу «дикого капитализма», для которого характерна ситуация «войны всех против всех», и уже сегодня начинает решать проблему формирования культуры профессиональной деятельности в области предпринимательства. Фактически, в настоящий период можно говорить о начале перехода предпринимательства в цивилизованную фазу своего развития. Важнейшими условиями для этого являются и созданная правовая база, и укрепление рыночных отношений, и расширение самого слоя мелких и средних предпринимателей в России. Все эти условия способствуют демонополизации различных сегментов рынка, реализации принципа конкуренции как нормы экономических отношений. О начале перехода к цивилизованной фазе предпринимательской деятельности можно судить и по косвенным признакам — изменении поведения потребителей, дифференциации различных сегментов покупателей, трансформации содержания рекламы и др.

Вместе с тем, переход к этой фазе развития предпринимательства в России не совсем прост. Он затруднен целым рядом объективных обстоятельств. К их числу можно отнести традиционно сложившиеся неправовые практики предпринимательской деятельности, характерные для советской экономики, которые приняли иной облик условиях становления рынка в России. Формируя правовые условия, регулирующие предпринимательство, власть, одновременно поощряет укрепление неправовых практик, и для предпринимателя они оказываются экономически более рациональны. В этих условиях, для массового сознания являются не преодоленными пока стереотипы недоверия и агрессии по поводу предпринимателей.

Анализ становления предпринимательской деятельности в различных странах показывает, что ее развитые формы в сфере экономики не могут существовать в «тени», требуют открытости и однозначно трактуемых и юридически контролируемых «правил игры». Только в этих условиях возможна технологизация деятельности, поиска уже сформированных в странах с рыночной экономикой алгоритмов и приемов работы, т. е. формирования профессиональной культуры.

Проведение социологического исследования функционирования конкретной фирмы, обладающей определенным именем и имиджем на рынке, позволило выявить основные компоненты профессиональной культуры предпринимателя и трудности в процессе ее обретения.

В содержании профессиональной культуры предпринимателя, занятого в коммерческой сфере, можно выделить универсальные элементы, в которых выражены технологии работы на рынке, и национально-специфические элементы, в которых проявляется организационно-управленческая деятельность. Культурные смыслы конкретно-исторического общества, которые выражены в отношении ко времени, к традиции, к личности и к семье, задают базовые принципы управленческой культуры: коллективизм (индивидуализм), долго-срочность (краткосрочность) в оценке эффективности и прибыльности производствапатернализм (формализм) по отношению к кадрамстепень гаран-тированности занятости.

Формирование профессиональной культуры предпринимателя проходит ь два этапа: инструментальный и маркетинговый. Они отличаются содержанием социальных смыслов деятельности. Первый этап больше ориентирован на собственный экономический интерес предпринимателя, второй вынуждает его реализовывать посредством ориентации на интересы потребителя. В этой системе отношений просвечивается изменение взаимодействия типа «субъект-объектных» отношений, на тип «субъект-субъектных» отношений.

Современный российский предприниматель, осваивая маркетинговый этап формирования профессиональной культуры, сталкивается с проблемой социального доверия: формирование и развитие субъект-субъектных отношений возможно при завоевании доверия со стороны покупателя, когда и покупатель начинает рассматривать конкретного предпринимателя в качестве потенциального субъекта взаимодействия. Разрешение этой проблемы требует в сфере работы на рынке перехода к освоению PR-технологий, а в сфере управленческой деятельности внутри фирмы — формирования национальной модели менеджмента, учитывающей специфику трудовых ценностей российского работника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. № 29. Июль.
  2. Австрийская школа в политической экономики: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика. 1992. 492 с.
  3. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа. 1998. 436.
  4. B.C. Экономический анализ и человеческое поведение. // Thesis, 1993. Том 1. Выпуск 1. С. 24−40.
  5. B.C. Межгрупповые воздействия. М.: Наука, 1980, — 250 с.
  6. B.C. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991, — 185 с.
  7. Дж. Рынок «лимонов»: Неопределенность качества и рыночный MexaHH3M//Thesis. 1994. Вып.5.
  8. А.В., Пигалов В. И. Деловое администрирование на практике. Инструментарий руководителя. М.: Технология мирового бизнеса. 1994. -136 с.
  9. И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов. -М.: ФАИР-ПРЕСС. 2000. 384 с.
  10. Ю.Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. М., Народное образование. 1995. -159 с.
  11. П.Андреева И. В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. СПб: Питер. 1999. 236 с.
  12. И.В. Личностный аспект деятельности предпринимателя. Канд. дис. Государственная Академия Управления им. Оржоникидзе. Москва. 1995.
  13. А.И. Человек и бизнес: путь совершенства. М.: Барс. 1995. -228 с.
  14. Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Универес.1993.
  15. С.Н. Планирование трудовых действий. // Профессионально-техническое образование. 1955. Вып. № 4. С. 23 -25.
  16. А., Баткилин Б, Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  17. Л.В., Некпьсон JI. Предприниматели о себе и о бизнесе. // Малый бизнес, рынок и общество. 1991, № 3.
  18. Л.В., Чирикова А. Е. Российские элиты: опыт социологического изучения. Лидеры бизнеса о себе и об обществе. М., Наука. 1996.
  19. Л.В., Чирикова А. Е. Труд бизнесмена что это такое? // Человек и труд. 1995, № 3.
  20. Л.В., Чирикова А. Е. Бизнес элита России: образ мировоззрения и типы поведения // Социологические исследования. 1995, № 4.
  21. С.С., Воронин Г. Л., Французова. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социологические исследования. 1993, № 2. С. 812.
  22. В.М., Аронов З. Л. Современный руководитель. М.: Информагро-тек. 1994. 104 с.
  23. В.И. О деловой этике и этикете. М.: Фонд правовая культура.1994. 145 с.
  24. Н. Судьба России. М.: Просвещение. 1990. 240 с.
  25. Бизнесмены России 40 историй успеха. М.: Око, 1994. 416 с.
  26. И.Н., Длгопятова Т. Г., Широнин В. М. Использование опросов руководителей для изучения экономического поведения предприятий//Социологические исследования. 1993, № 1.
  27. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.
  28. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих отношений//Вопросы психологии. 1997, № 2.
  29. А.В. Психологические проблемы экономической социализа-ции//Педагогика. 1994, № 4.
  30. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века//Вопросы психологии. 1993, № 1.
  31. Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма. 1993.
  32. К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию o6njecTBa//Thesis. 1993. Том 1. Вып. 3. С. 51−72.
  33. А.В. Проблема субъекта в психологической нау-ке//Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 6.
  34. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука. 1990. 413 с.
  35. И. Бизнес-элита и российское общество//Власть. 1996, № 9.
  36. И. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания//Либерализм в России, М.: Око. 1993. 419 с.
  37. М.К., Семенов В. А. Экономика и психология. М.: Наука, 1998. -234 с.
  38. П. Социальное пространство и генезис с классов//Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 17−36.
  39. С. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М.: ИЭ РАН, 1995.
  40. Е.П., Степанов С. Ю. Управленческое консультирование. Социально-психологический срез//Социологические исследования. 1995, № 6.
  41. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 560 с.
  42. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  43. И.Г. Личность руководителя и стиль управления. М.: Прогресс, 1992. 230 с.
  44. Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. Книга для руководителей. М.: Флинта, 1998. 112 с.
  45. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения. // Социологические исследования 1995, № 8.
  46. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: С.-Петербургского университета, 1995.
  47. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики 1997, № 6.
  48. «author»>Власова Н. ".и проснешься боссом". Справочник по психологии управления. Новосибирск ЭКОР, 1994. 240 с.
  49. А.Н. Российские предприниматели как наемные работники: психологические аспекты проблемы. // Управление персоналом, 1996, № 10.
  50. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., «Дело», 1991. 320 с.
  51. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. 422.
  52. Г. К. Предприниматель. М.: Арко, 1992. 179 с.
  53. JI. Экономические проблемы и национальное самосозна-ние//Вопросы экономики. 1993, № 8.
  54. В.И. Социология российского предпринимательства и менеджмента. // Социологические исследования, 1995, № 6.
  55. К. Предпринимательство в 90-х годах. // Иностранная психология. 1997, № 5.
  56. .М., Новикова Л. Г., Лапша Н. И. Социальный портрет предпринимателя. // Социологические исследования 1992, № 10.
  57. О. Экономическая психология. СПб.: СПбГУ, 1999. 105 с.
  58. П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М.: Фонд, 1993. 270 с.
  59. Г. С., Гук А.А. Маркетинговые исследования российского рынка: опыт анализа // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999, № 1 (19).
  60. Д.М. Самопрезентация как средство представления о себе. // Реферативный журнал, 1992, № 9.
  61. Дж., Лидсей Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: СПбГУ, 1991.-348 с.
  62. Дорошева. Психологическое тестирование в кадровом менеджменте: за и против//Психология в бизнесе. № 4, 1997.
  63. В.И. Экономическая психология: ориентироваться на потребности производства//Психологический журнал. 1993, № 1.
  64. В.Н. Новые хозяева вишневого сада /личностные особенности бизнесменов // Вестник Российской Академии Наук. 1994. Т. 64, № 3.
  65. П. Управление нацеленное на результаты. Пер. с англ. М., 1992.
  66. Ф.П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
  67. Н.И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методические подходы. // Социологические исследования 1996, № 6.
  68. В.М. Рефлексивно-психологические особенности проектирования профессии бизнесмена. Канд. дис. Бийский Государственный Педагогический Университет. 1995.
  69. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука. 1991.
  70. Ю.Н., Кормачев В. В. О личностных свойствах, обусловливающих успешную деятельность и психологию совместимости руководителей суда// Психологический журнал. 1990, № 1.
  71. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. -548 с.
  72. Е.В. Российская трудовая этикав социально-психологическом контексте экономической реформы//Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. М., 2000.
  73. В. Коммуникативная компетентность. М.: Прогресс, 1991. 112 с.
  74. A.JI. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях//Психологический журнал. 1998, № 3.
  75. А.Л., Поздняков В. П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения пред-принимателей)//Психологический журнал 1993. Т. 14, № 6.
  76. Журавлев A. J1., Поздняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре//Социологические исследования. 1994, № 5.
  77. Н.Н. Православный предприниматель в зеркале русской культу-ры//Общественные науки и современность. 2001. № 5.
  78. Т.И. Бизнес слой российского общества: сущность, структура, статус//Социологические исследования. 1995, № 3.
  79. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наук. 1991.
  80. В.В. О роли концепции экономического человека в постановке проблемы мотивации/УМотивация экономической деятельности. М.: ВНИИ-СИ. 1980.-304 с.
  81. В.В. Индивидуальные различия понимания обмана в бизнесе// Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6.
  82. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. Минск: Харвест 1992. 340 с.
  83. Имидж лидера. Под. ред. Егорова-Гатмана Е.В. М.: Экономика. 1994. 268 с.
  84. В.И. Трудовая мобильность: организационные, институциональные и социально-структурные факторы// Социологический журнал. 1999. № 3−4.
  85. Р.И. В наступлении homo economicus // Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 4.
  86. И. О роли государства в развитии промышленного предпринимательства в России//Вопросы экономики. 1996, № 9.
  87. . Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. М.: Экономика. 1991.-238 с.
  88. Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. СПб, 1974. 86 с.
  89. А.В. Разработка психологической теории принятия в управленческой и организационной деятельности//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997, № 1.
  90. С. Паблик рилейшнз: теория и практика. М., 2000.
  91. Х.Р. Тактика успеха в бизнесе и науке. М., Интеллект. 1993. -284 с.
  92. Г., Барноу Дж., Баньковская С. П. Личностные ценности русскоязычных менеджеров в Латвии //Социологические исследования. 1995, № 12.
  93. С.В. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.
  94. А. Реальность и идеальный образ общины (Япония и Таи-ланд)//Философские науки. 1996, № 1−6.
  95. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика. 1987. 301 с.
  96. А.И. К вопросу об экономико-психологическом исследовании труда//Психологический журнал. 1983, № 5.
  97. А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Просвещение, 1984. 276 с.
  98. А.И. Введение в экономическую психологию М.: Экономика, 1983.-253 с.
  99. С.Г., Дунаевский Л. В. Новые предприниматели и старая культура//Социологические исследования. 1993. № 5.
  100. С.Г., Филатова Е. Г. Социально-культурный подход к исследованию рынка труда. СПб.: Питер, 1999. 406 с.
  101. Т.Б. Православная этика труда// Мир России. 1994, № 2.
  102. Ю.С. Прикладная социология. Ростов н/Д., 2001. -320 с.
  103. Конгресс Российских деловых кругов. М.: Око, 1991. 204 с.
  104. Т.Ю. Взаимоотношения с властными структурами как критерий дифференциации слоя российских предпринимателей// Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М., 2000.
  105. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. 193 с.
  106. Краткий толковый словарь делового человека. Современная политическая и экономическая терминология. / под. ред. Ямухина А. П., Ростов/Д: Феникс, 1991. 64 с.
  107. О., Тьюсон Л. М. Типы людей и бизнес: как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе. М.: Персей, Вече, ACT, 1995, 350 с.
  108. С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы. М.: Экономика, 1992. 264 с.
  109. P.JI. Если вы руководитель, элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. 381 с.
  110. О.В. Нелегальные структуры в Россини/Социологические исследования 1995, № 8.
  111. Ф. Имидж бизнесмена. М.: Ось, 1996. 303 с.
  112. Ф. Культура делового человека. М.: Ось, 1996. 239 с.
  113. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
  114. Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации. // Вопросы экономики, 1993, № 3.
  115. В. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. -416 с.
  116. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Для высшего управленческого персонала. / Автор составитель P.P. Кашапов. Ижевск: Из-во Удм. Ун-та, 1996. 448 с.
  117. B.C. Планирование как главное направление и исходный принцип исследования в психологии управления // Вопросы психологии. 1980, № 6. С. 25−33.
  118. Л.А., Самыгин С. И. Психология и этика предпринимательской деятельности. Ростов/Д.: Пегас, 1997. 51 с.
  119. Н.Ю. Формирование современной российской элиты. М.: ИНИ-ОН, 1995. 243 с.
  120. Ю.В. Предприниматели и чиновники России неразлучные враги или заклятые друзья?// Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М., 2002.
  121. Н.В., Латова Ю. В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне/Юбщественные науки современность. 2001., № 4.
  122. А.Н. Психологические проблемы планирования деятельности руководителем //Психологический журнал. 1991, № 5. С. 18−29.
  123. А.Н. Социально-психологические проблемы формирования коллектива производственно-коммерческой фирмы//Психологический журнал, 1994. № 5. Т. 15. С. 22- 29.
  124. А.Н., Боновиков А. К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российский потребителей// Вопросы психологии. 1995, № 3.
  125. В.И. Психология и управление. М.: Агропром, 1990. 175 с.
  126. М.И. Предпринимательство и бизнес в России. М.: Луч, 1994. -268 с.
  127. Лидерство: психологические проблемы в бизнесе по материалам американских исследователей Гибсон Р. К., Лоринг М. Т., Клоуз Р. У. Дубна, Феникс. 1997.- 174 с.
  128. Э.Э. Деловые переговоры: советы психолога начинающему бизнесмену/ТБизнес и учет в России. 1994. № 2−3.
  129. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело. 2001. -486 с.
  130. Люк М. Чего не хватает российскому менеджменту?//Проблемы теории и практики управления. 2000, № 4.
  131. В. Об изменениях трудовых ценностей российского населе-ния//Куда идет Россия? Власть, общество, личность. М., 2000.
  132. Н.А. Этические основы экономической теории. М.: ИНИОН, 1993. 306 с.
  133. С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований). // Психологический журнал. 1990. Т. 11, № 6.
  134. С.В. Интраэкономическая модель экономического поведения и иллюзия прибыльности //Психологический журнал. 1991, № 4.
  135. С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. // под общей редакцией Задорожнюка И. В. М.: Экономика, 1992. 404 с.
  136. В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. -М.: «Экзамен», 200. 192 с.
  137. В.Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2002. -218 с.
  138. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Том. 12.
  139. А. Принципы экономической науки. Т. 1−3. М.: Прогресс-Универс., 1993.
  140. .В. Личностные детерминанты карьерной успешности предпринимателя. Канд. дис. Северо-Кавказский Государственный Технический Университет. 2001.
  141. А. Мотивация и личность. М.: Наука, 1970. 365 с.
  142. М.И., Розин М. В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании //Вопросы психологии. 1993. № 1.
  143. Менеджмент и самоменеджмент//Высшее образование в России. 1997, № 3.
  144. В.В. Психологические сходства руководства и персонала как детерминанта устойчивости предпринимательской структуры. Канд. дисс. Государственная Академия управления. М., 1996.
  145. Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс. 1964. 168 с.
  146. Д.С. Основы политической экономии. Том 1−3. М.: Прогресс, 1980. Т.1. 495 е., Т.2. — 480 е., ТЗ. — 447 с.
  147. К.И., Бабаева JI.B., Таршис Е. Я., Резниченко JI.A., Чири-кова А.Е. Российские элиты: опыт социологического изучения. Концепция и методы исследования. М., Наука. 1995. 306 с.
  148. Л.И. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-психологических условиях// Вопросы психологии. 1997, № 4.
  149. И.Э., Сливицкий Ю. О. Российский предприниматель: готов ли онстать двигателем социально-экономического развития страны ?//Куда идет Россия?.М., 2001.
  150. Е. Личностные факторы и карьера // Прикладная психология и психоанализ. 1998, № 2.
  151. Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии. 1998, № 3.
  152. Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. М.: Из-во ИПП. 1997. 128 с.
  153. А.В. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. 78 с.
  154. Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis, 1994, Вып. 5, с.12−28.
  155. Н.Ф. Рецедивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? М., 1999.
  156. Л.Д., Бабаева Л. В., Бабаев P.O. и др. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // Социологические исследования. 1993. № 1.
  157. И., Толмачев В. Творчество в профессиональном управленческом труде // Прикладная психология и психоанализ. 1998, Т. № 3.
  158. Д.К. Институты и экономический рост: историческое видение // Thesis, 1993, Вып. 2, Т.1. С. 69−91.
  159. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  160. Д., Дэвис К. Организационное поведение. СПб, Из-во: Питер. 2000. 348 с.
  161. В. Основы национальной экономики. М.: Экономика. 1996. 240 с.
  162. X. Корпоративный капитализм в Японии. М.: Мысль. 1986.
  163. A.M. Управление и человек. М.: Политиздат. 1989. 80 с.
  164. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  165. Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: пять стратегий обновления государства". М., 2001.
  166. А.С. Философский анализ предпринимательства // Вестник Академии Наук. 1992, № 8.
  167. А. О специфике славянской цивилизации // Знамя. 1992, № 9. С. 202−203.
  168. С.Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула. 1992. 112 с.
  169. О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социологические исследования. 1995, № 2.
  170. Ю.Ю. Этика бизнеса. Современные концепции. // Общ. науки и совр. 1998, № 3.
  171. В. Организационная структуры и культура предприниматель ства//Вопросы экономики. 2000, № 8.
  172. В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности// Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 6.
  173. В.П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология 1995. № 5−6.
  174. К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля, деньги// Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 10−17.
  175. В.А. Формулы успеха в бизнесе. Практическое руководство для российский предпринимателей. Новосибирск. 1993. 278 с.
  176. В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД. 1995. 126 с.
  177. Ф.Я. Первоначальное накопление капиталов в России. М.: Просвещение. 1958. 234 с.
  178. В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка. // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 5.
  179. А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., МГУ. 1991.- 147 с.
  180. Ю. Организация предпринимателей России: становление и борьбы за влияние/ДТроблемы теории и практики управления. 1995, № 3.
  181. Г. Г. Имидж-мейкер. Паблик рилейшинз для политиков и бизнесменов. Киев: Наука Думка. 1995. 235 с.
  182. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. М.: Российская политическая энциклопедия. 1997. -344 с.
  183. А.И. Деловая культура: сравнительный ана-лиз//Социологические исследования. 1995, № 9.
  184. Производство как общественный прогресс: актуальные проблемы теории и практики. М.: Мысль, 1986. 328 с.
  185. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М.: Экономика. 1997. 400 с.
  186. Психология бизнеса. Хрестоматия. Составитель Сельченок К. В. -Минск.: Харвест. 1998. 474 с.
  187. Психология и экономика: Сборник научных трудов. М.: Экономика. 1983.-365 с.
  188. В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М.: Аспект Пресс. 1998. 367 с.
  189. В.В. Российские предприниматели кто они? (на примере Москвы) // Экономические реформы в России. 1994, № 5.
  190. В.В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей//Мировая экономика и международные отношения. 1994, № 4.
  191. В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия //Полис. 1993,№ 5, с. 79−87.
  192. В.В. Четыре стратегии утверждения авторитета внутри фирмы: некоторые результаты обследований российских предпринимателей// Социологический журнал. 1994, № 2. С. 149−157.
  193. В.В. Новые российские предприниматели: стратегия хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования. 1994, № 1.
  194. В.В. Теневая экономика в России: Изменение контуров//Рго et Contra. 1999. Вып. 1.
  195. В.В. О социальных компромиссах и теневой экономике// Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год. 1999. М., 1999.
  196. В.В. Издержки легализации//Эксперт.2001. № 40. 29 окт.
  197. В.В. Легализация Российского бизнеса как институциональная проблема// Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. 2000. М., 2002.
  198. .А. Предпринимательство и риск. М.: Экономика, 1992. 128с.
  199. Ю.И. Из истории предпринимательства//Предприниматель. 1992, № 2.
  200. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование//Социологические исследования. 1996, № 6.
  201. М.М. Современная российская ментальность. Народ -идеология власть. М., СПб.: СпбГУ. 1996. — 285 с.
  202. Л. Предмет экономической науки //Thesis. 1993. Т. 1, вып. 1, с. 10−23.
  203. И.В. Психологические особенности предпринимателя как субъекта деятельности. Автореф.канд. дис. СПб. ГУ, 1996.
  204. П.В. Формальные организации и неформальные отношения: Кейс-стади практик управления в современной России. Саратов, 2000.
  205. Россия: трансформирующееся общество/Под ред. В. А. Ядова. М., 2001.
  206. С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеоло-гия//Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 3.
  207. С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 5.
  208. Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994. 256 с.
  209. Р.В. Влияние новой правящей элиты на ход и результаты экономических реформ // Социологические исследования. 1995, № 11.
  210. Р.В. Экономическая социология переходной России. М.: Дело, 1998.-308 с.
  211. Р.В. Экономическая культура в России: социология, этнология, культурология. 1994. № 1, Т.З.
  212. П.Г. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма//Вопросы истории религии и атеизма. М., 1950.
  213. Р. Культура предпринимателя. М.: ИНИОН, 1992. 176 с.
  214. Г. А. Рациональность как процесс продукт MbHEmemm//Thesis, 1993. Т. 1. Вып. 3, с. 16−38.
  215. Г. А. Рациональное принятие решений в деловых организациях. Нобелевская мемориальная лекция, прочитанная 8 декабря 1977 года. // Психологический журнал. 2001. Том 2. С. 25−34.
  216. Т. Что такое Япония? М., 1992.
  217. С.И., Столяренко Л. Д. Психология менеджмента и маркетинга. Ростов н/Д.: Пегас, 1996. 137 с.
  218. С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
  219. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс. 1997. -512 с.
  220. Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. М.: Око. 1998. 96 с.
  221. А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986. 196 с.
  222. К.В. Загадка чарующего образа (имеджпроектирование и психология рекламы). Минск: Харвест. 1994. 206 с.
  223. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука. 1996. 176 с.
  224. Н. Социология. М.: Феникс. 1994.
  225. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической си-туации//Социологические исследования. 1995, № 4.
  226. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз. 1962. 408 с.
  227. П.И. Социология личности. СПб., 2001.
  228. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования. 1994, № 2.
  229. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М.: Просвещение. 1990. 304 с.
  230. , В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001.
  231. А.А. Интеллектуальный потенциал управляюще-го//Психология в бизнесе. № 4,1997.
  232. Э.Е. Интеллектуальный капитал предпринимателя// Управление персоналом. 1996, № 4.
  233. Статьи зарубежных авторов по экономической психоло-гии//Психологический журнал. 1991, № 1.
  234. В.Г. О некоторых предпосылках современного экономического сознания//Психологический журнал. 1993, № 1.
  235. Л.Д. Психология менеджмента в системе рыночных отношений. Ростов н/Д: Пегас, 1994. 52 с.
  236. В.А. Этика и психология делового человека. Настольная книга бизнесмена. М.: ИНИОН. 1997. 399 с.
  237. А.К. Персонал-технология: Отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989.-213 с.
  238. К. Вечный дух предпринимательства. Киев: Наука Думка. 1992.-156 с.
  239. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. 167 с.
  240. А.Л. Социокультурные факторы формализации трудовых отношений// Куда идет Россия?. .М., 2002.
  241. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975. 198 с.
  242. Е.В. Управление персоналом на предприятии: учебное пособие. СПб.: РАЕН. 1996. 184 с.
  243. Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста. М.: Класс. 1999. 118 с.
  244. В.А. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре// Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 1995, № 3.
  245. В.А. Управленческая триада: психологическая совместимость руководителя и подчиненного//Социс. 1993, № 2.
  246. В.В. Культура предпринимательства: деловые игры, практикумы, ситуации. -СПб.: Питер, 2001. -176 с.
  247. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под ред. Марра А. М.: МГУ, 1997. -165 с.
  248. Э.А. Профессия менеджер. М.: Экономика, 1992. — 174 с.
  249. А.П., Устюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М.: Колос, 1993. 111 с.
  250. Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания// Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
  251. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. 167 с.
  252. А.В., Ковалев С. В. Психология и экономи-ка//Психологический журнал. 1989, № 1.
  253. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 414 с.
  254. Э. Человек для себя. Минск: Харвест. 1992. 460 с.
  255. Ф. Конкуренция как процедура открытия//Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 12.
  256. Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука // Thesis, 1993, Т. 1. Вып. 1, с. 41−55.
  257. С. Самоорганизация и стихийность: опыт сравнительного социально-психологического исследования//Социс. 1999, № 4.
  258. А.У. Человек рынка// Общ. науки и совр. 1992, № 5.
  259. Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс-Универс, 1991. 159 с.
  260. Т.И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: ИНФРА-М, 1994. 207 с.
  261. А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. 1997, № 6.
  262. В.В., Чередниченко В. А., Шапиро В. Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях//Социологические исследования. 1994, № 2.
  263. Д. Деловой этикет: паблик релейшнз. Настольная книга бизнесмена. М.: ИНИОН. 1997. 334 с.
  264. А.Е. Психологические особенности личности российских предпринимателей/ДТсихологический журнал. 1998, № 1.
  265. А.Е. Госпредприятия и частные фирмы: сравнительный анализ делового поведения//Малый бизнес, рынок, общество. 1992, № 3−4. С. 38−49.
  266. П. Д. Методика оценки и личностных качеств руководителей среднего звена // Психологический журнал. 1986, № 3.
  267. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  268. .Х. Личность. Карьера. Успех. Психология бизнеса. М.: Прогресс. 1993. 239 с.
  269. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
  270. В.М. Управленческая психология. М., 1984.
  271. Е.Л., Фельдхоф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований: опыт эмпирического исследования на промышленных предприятиях России. СПб., 1999.
  272. Н. Феномен предпринимателя: интеграция понятий. М.: ОКО, 1993.-210 с.
  273. О.И., Фигатнер Ю. Ю. Старые и новые хозяева России (от властных отношениях к собственническим)// Мир России. Т. 1, 1992, № 1.
  274. О.И., Карачаровский В. В. Русская трудовая и управленческая культура//Мир России. T.XI. 2002. № 1.
  275. Шкруднев Ф. Д, Юзуфович Г. К. Психология бизнеса. СПб., 1992. 346 с.
  276. Н.П. Экономические перспективы России//Социологические исследования. 1995, № 3.
  277. О.Дж. Принципы организации управления фирмой. М.: Экономика, 1979. 112 с.
  278. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982. -455 с.
  279. В.В. Средства социальной диагностики в системе управления. М.: МГУ. 1993. 116 с.
  280. Экономика и этика предпринимательства. СПБ.: СПУЭиФ, 1992. 236 с.
  281. Экономическая психология: социокультурный подход. / Под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  282. К. Информация и экономическое поведение/УВопросы экономики. 1995. № 5. С. 98−107.
  283. Этика бизнеса: межкультурные аспекты /Отв. ред. А. А. Лобанов. Сост. Е. В. Фотеева. М.: Дело. 1992. -160 с.
  284. В.А. Роль социологии и социальной психологии в изучении путей развития трудовой и общественной активности личности//Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. М.: Экономика. 1978. -109 с.
  285. В.А. Мотивация труда: проблемы и пути исследования // Советская социология. М.: Наука. 1982. Т. 2. С. 29−38.
  286. Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991. 384 с.
Заполнить форму текущей работой