Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В работе использовался ряд методов, выбор которых определялся задачами отдельных этапов исследования. На подготовительном этапе широко использовались: метод критического анализа научной литературы и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность службы практической психологии образования и психологаметод структурного анализа, позволившего представить процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические представления об организации деятельности службы практической психологии образования
    • 1. 1. Научное представление о службе практической 12 психологии образования
    • 1. 2. Основные этапы становления службы практической 24 психологии образования как инновации
    • 1. 3. Развитие профессионального самосознания психолога 46 как фактор развития службы практической психологии образования
    • 1. 4. Проектирование моделей деятельности психологов и 59 служб практической психологии образования
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Организация формирующего эксперимента и его программное обеспечение
    • 2. 1. Алгоритм создания и функционирования службы 76 практической психологии образования
    • 2. 2. Качественные показатели когнитивно-статистической 92 модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
    • 2. 3. Методика расчета количественных показателей 108 когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
      • 2. 3. 1. Разработка количественных показателей когнитивно- 109 статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
      • 2. 3. 2. Апробация когнитивно-статистической модели 115 психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

      2.3.3. Соотнесение экспериментальных данных с 124 гипотетическими расчетами когнитивно-статистической модели и расчетами, полученными на основе 'эмпирической верификации теоретической модели М.Р. Битяповой

      2.3.4. Стандартизация количественных показателей i 33 когнитивно-статистической модели психолого-педагогического с о п ро вожде н и я об раз о вате л ь н о го п ро не с с а

      2.4 Выводы

      Глава 3. Анализ использования элементов контроллинга 145 в управлении развитием службы ППО Иркутской области па основе когнитивно-статистической модели психолого-недагогнческого сопровождения образовательного процесса

      3.1. Особенности организации деятельности психологов 145 образовательных учреждений Иркутской области

      3.2. Организация рефлексивно-проективных практикумов как 152 средства моделирования психологической деятельности в образовании

      3.3. Развитие деятельности служб практической психологии 166 образования Иркутской области за 2003−2006 гг.

      3.4. Выводы

Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное общество характеризуется быстрыми и глубокими преобразованиями. Об этом свидетельствуют изменения, происходящие в общественной структуре, в отношениях индивид — общество. Образование как элемент глобальной общественной системы должно учитывать эти изменения, содействуя решению важных проблем.

В последних документах Министерства образования и науки РФ [49,50] о «едином государственном экзамене», «компетентностном подходе», «про-филизации среднего образования» и других, обозначены те позиции, которые поставлены во главу угла модернизации современного образования. Как отмечает В. В. Рубцов [131], для тех, кто отвечает за образование, совершенно ясно, что есть задачи, которые стоят над любыми официальными позициями в реформах образования: обеспечение качественного уровня образованиявоспитание полноценных граждан Россииразвитие личности детей, сохранение и укрепление здоровья школьников. Организация процесса становления личности с учетом особенностей различных контингентов детей — главная задача современной школы, решение которой невозможно без психолого-социального и психолого-педагогического сопровождения.

Характеризуя современную систему образования в целом по России, нельзя констатировать, что возникшие в 90-х годах инновационные тенденции превалируют над традиционными принципами обучения. Их внедрение в массовую школу остается актуальным. Под инновационным обучением понимается «обучение, ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми» [147,с. 103]. Только такое образование способно реально содействовать развитию успешной, социально адаптированной личности. Инновационные подходы требуют серьезной опоры на психологические теории развития и обучения личности. А их внедрение без соответствующей психологической поддержки, как правило, протекает медленно и неэффективно. Психология дает реальные шансы и доказательные примеры гуманизации самого образовательного процесса, которое требует этапности, планомерности, систематичности.

Анализ ситуации развития службы практической психологии в системе образования спустя пять лет после введения ставок психологов в штатное расписание школ, проведенный на Коллегии Министерства образования по вопросу «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» (1995г.) показал, что «развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению психологической службы образования Российской Федерации"[91, с.23].

Является ли образование социокультурным потенциалом развития региона, а школа — институтом социальной защиты детства определяется, как индикатором, уровнем развития службы практической психологии в образовании. Психологическая поддержка детей связана с решением целого ряда задач нормативно-правового, материально-технического, и, в первую очередь, научно-методического и кадрового обеспечения образования. Как отмечает В. В. Рубцов, разработка эффективных для современной школы моделей службы практической психологии образования (служба ППО) один из наиболее важных проектов, ориентированных на поддержку различных кон-типгентов детей, сохранение их склонностей, способностей, возможностей и интересов [133].

Проблемы организации деятельности служб III10 отражены в работах М. Р. Битяновой [12,13,14,15], Е. В. Бурмисгровой [17], И. В. Дубровиной [28,29,121,123], Т. Н. Клюевой [44], Т. С. Леухипой [60], В. Э Пахальян [104,105,106], М. А. Степановой [154], Л. М. Фридман [158] и других.

Служба ППО, возникшая и более 15 лег существующая в системе образования, с одной стороны обусловлена инновационными процессами в образовании, с другой стороны, во многом инициировала инновационные пронессы на местах, а с третьей, — сама является одним из крупных нововведений в системе образования.

В ряде регионов организация деятельности службы ППО выстроена эффективно, что позволяет качественно оказывать психологические услуги субъектам образовательного процесса. Однако на съездах, всероссийских совещаниях психологов образования от ученых и практиков исходят заявления о затянувшемся кризисе в развитии службы. Одной из наиболее часто называемых причин является отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность психолога образования. Неразработанность нормативов деятельности психолога приводит к крайностям: либо психолог вынужден делать огромный объем работ, пытаясь охватить все возможные направления деятельности, либо его деятельность носит случайный, несистемный характер. Это порождает низкое качество оказываемых психологических услуг. На наш взгляд, эффективность деятельности психолога может быть обеспечена системностью ее организации. А это возможно только в том случае, когда существует согласованность между потребностями объекта приложения сил психолога (субъектов образовательного процесса) — требованиями, предъявляемыми органами, организующими и контролирующими деятельность службы ППО и возможностями исполнителей, т. е. психологов. Такая согласованность, по нашему мнению, должна быть выражена в определенных показателях, в том числе: перечне обязательных видов деятельности, расчете временных затрат, объемах охвата различных категорий участников образовательного процесса.

Особенно актуально согласование критериев оценки деятельности психологов при рассмотрении службы ППО с позиции закономерностей протекания инновации в образовании. Недостаточная изученность деятельности службы практической психологии образования как инновации, несистематн-зированпость представлений о типах ее организации, отсутствие статистических критериев оценки эффективности службы ППО обусловили выбор темы н, а ш е го и сс л с д о ва 11 и я.

Цель исследования — разработать и реализовать когнитивно-статистическую модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Объект исследования — деятельность службы практической психологии образования.

Предмет исследования — организация деятельности службы практической психологии образования на основе когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Гипотеза исследовании — когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволит оптимизировать профессиональную деятельность психологов образования и обеспечить эффективное развитие службы практической психологии образования как инновации.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ развития службы практической психологии образования с позиции закономерностей протекания инновации и подходов к организации деятельности психологарассмотреть содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение как одного из типов системы деятельности службы ППО.

2. Разработать когнитивно-статистическую модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и внедрить ее на базе школьной психологической службы и областного центра психолого-медико-социального сопровождения.

3. Проанализировать результаты внедрения когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

4. Создать и реализовать программу рефлексивно-проективных практикумов по моделированию деятельности психолога.

Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип системного подхода (Б.Ф.Ломов) — принцип развития (А.Н. Леонтьев, Л. И Бо-жович, Л.И. Анцыфирова) — принцип деятельностного подхода (СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) — когнитивный подход (Э.Толмен, М. Вертгеймер) — представления о содержании деятельности службы практической психологии образования, развиваемые в трудах М. Р. Битяновой, И. В. Дубровиной, В. Э Пахальяна, В. В. Рубцова и др.

Методы исследования. В работе использовался ряд методов, выбор которых определялся задачами отдельных этапов исследования. На подготовительном этапе широко использовались: метод критического анализа научной литературы и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность службы практической психологии образования и психологаметод структурного анализа, позволившего представить процесс развития службы практической психологии образования как объект, имеющий разветвленную функциональную структуру, определенное предметное содержание, а выделение компонентов деятельности психолога легло в основу построения гипотетической модели и ее экспериментальной проверки. Особенности развивающего этапа исследования обусловили применение метода естественного лонгитюдного эксперимента и методов рефлексивного анализа профессиональной деятельности, объективного наблюдения и экспертной оценки деятельности психологов, на основе разработанной нами когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения, метод анализа статистической информации о деятельности психологов. На констатирующих этапах исследования широко применялись специальные методы математической статистики.

Орг анизация и база исследования. Исследование проводилось в течение 1993;2006 годов. В соответствии с поставленными задачами осуществлен анализ научной литературы и норматвно-правовой документации по организации службы практической психологии образования и проведен лонги-тюдный эксперимент, состоявший из этапов:

Подготовительный этап (1993;1994) заключался в разработке когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Этап реализации формирующего эксперимента (1995;2006) состоял в апробации и внедрении когнитивно-статистической модели психолого-педагогическое сопровождение на базе психологической службы школы № 62 г. Иркутска и Областного центра психолого-медико-социального сопровожденияв разработке и корректировке качественных и количественных показателей когнитивно-статистической модели, для корректировки и стандартизации были использованы статистические отчеты о работе психологов образовательных учреждений (72 человека) гг. Иркутска, Ангарска, Братска.

На заключительном, третьем этапе (2003;2006) были разработаны рефлексивно-проективные практикумы, в которых приняли участие 128 психологов, работающих в системе образования Иркутской области и методика анализа деятельности психолога. Проведен анализ работы психологов образования Иркутской области в динамике за три года, до и после их обучения на основе изучения статистических отчетов 722 психологов.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, содержательным анализом выявленных фактов, использованием статистических процедур количественной обработки данных, включающих критерий Манна-Уигни. Обработка материалов проводилась с помощью компьютерной программы SPSS 11.5.0.

Научная новизна исследования состоит в том, что конкретизированы сущность и содержание деятельности службы практической психологии образования как организационной структурывыделены этапы развития и структуры службы практической психологии образования как инновацииразработана когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процессаустановлено, что соотношение временных затрат на виды деятельности практического психолога образования определяют тип системы его деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

— теоретически обосновано представление о службе практической психологии образования как инновации;

— предложен алгоритм создания и развития службы практической психологии образования;

— уточнено представление о «психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса» как системе деятельности службы практической психологии образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении алгоритма создания службы практической психологии образования на основе когнитивно-статистической моделив разработке и внедрении методики анализа статистических данных о деятельности психологов, позволяющей осуществлять контроллинг как элемент управления развитием психологических услуг в образовании в рамках службы ППОсоздана компьютерная программа «База данных „Психологи области“», позволяющая систематизировать информацию о деятельности психологов в динамике. Разработан и стандартизирован региональный норматив временных затрат на различные виды деятельности психолога когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения. Создана и внедрена программа рефлексивно-проективных практикумов по проектированию деятельности психологов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Служба практической психологии рассматривается нами как структурное подразделение системы образования, являющееся организационным субъектом, имеющее цель деятельности, обладающее устойчивыми связями между членами и обеспечивающее управление деятельностью психологов образования.

2. Становление службы практической психологии образования происходит в соответствии с закономерностями развития инновационных процессов. Предложенный алгоритм создания и функционирования службы обусловливает планомерность ее развития.

3. Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет оптимизировать профессиональную деятельность психологов и обеспечивать эффективное развитие службы практической психологии образования как инновации.

4. Разработанная и апробированная методика анализа статистических сведений о деятельности психолога образования является важным средством контроллинга деятельности службы. Рефлексивно-проективные практикумы позволяют осуществлять эффективную подготовку психологов к реализации системы деятельности «психолого-педагогическое сопровождение».

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и сообщений на региональной конференции «Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития» (1999), семинарах-совещаниях «Региональная служба практической психологии образования: противоречия, проблемы» (2003), «Нормативно-правовое обеспечение деятельности психологов образования» (2004), «Эффективность деятельности психологов образования» (2005). По теме диссертационного исследования опубликовано 13 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 171 источник и 4 приложения. Объем диссертации — 222 страницы. В тексте работы имеются 16 таблиц и 13 рисунков.

3.4. Выводы.

1. Разработанная методика анализа статистических данных, а также внедрение единых форм учетно-отчетной документации позволили получить достоверную картину развития системы психологических услуг в образовательных учреждениях Иркутской области. В сравнении с анализом 2002 года в настоящее время получаемые данные о деятельности психологов позволяют анализировать более широкий спектр показателей развития службы ППО муниципальных образований Иркутской области.

2. Сравнительный анализ модели М. Р. Битяновой и разработанной когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса показал, что по основным блокам деятельности психолога образовательного учреждения они имеют общие качественные характеристики. Количественные показатели временных затрат на основные блоки психологической работы имеют допустимые отличия и по статистическим критериям относятся к однородной группе значений.

3. Внедрение когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на базе психологических служб школы № 62 и Областного центра психолого-медико-социального сопровождения г. Иркутска позволило подтвердить обоснованность статистических показателей.

4. Сопоставление экспериментальных статистических данных по внедрению когнитивно-статистической модели и статистических данных о деятельности психологических служб образовательных учреждений Иркутской области, организующих деятельность по типу «психолого-педагогического сопровождения», подтвердило правильность разработанных нами показателей деятельности психолога по данной модели и с учетом региональных особенностей позволило внести корректировку и стандартизировать количественные показатели когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

5. Разработанная программа рефлексивно-проективных практикумов как средства для рефлексии профессиональной деятельности и ее моделирования позволила заложить основы для внедрения системы деятельности «психолого-педагогическое сопровождение» психологами образовательных учреждений области.

6. Проводимая работа по внедрению системы деятельности «психолого-педагогическое сопровождение», способствовала изменениям в деятельности психологов. О внедрении данной модели свидетельствуют следующие факты:

— психологической работой охвачены все участники образовательного процесса. Средний показатель охвата всех участников образовательного процесса по области равен 62,5%, наиболее благополучна ситуация охвата психологической помощью учащихся 72,3% и педагогов 75,6%,;

— увеличились объемы организации психологической работы в групповой форме. Соотношение объемов индивидуальной и групповой работой показывает, что охват участников образовательного процесса групповой работой значительно выше. По области практически каждый участник образовательного процесса хотя бы однократно участвовал в индивидуальной работе и неоднократно получил психологическую помощь через групповые формы работы;

— распределение рабочего времени психологов области в полном объеме не соответствует нормативу временных затрат по когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровожденияпо отдельным видам психологической работы наметились позитивные тенденции, устойчивый результат пока не достигнут.

В качестве мер по развитию психологического сопровождения в образовательных учреждениях области, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие управленческие меры:

— разработать критерии оценки деятельности психолога;

— обеспечить электронными программами заполнения и обработки статистического отчета, ведения базы данных о кадровом и программно-методическом обеспечении муниципальные управления образования для централизованного руководства деятельностью психологов;

— руководителям управлений образования и образовательных учреждений уделять внимание материальной базе деятельности психологов;

— на курсах повышения квалификации необходимо продолжить обучать психологов: эффективным формам групповой работы с различными категориями участников ОПнавыкам моделирования работы с различными категориями участников ОП в режиме «психолого-педагогического сопровождения" — организации работы с родителями не только на теоретическом уровне, но и практическом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленное исследование посвящено проблеме организации деятельности служб практической психологии образования и психологов образования.

Анализ научных подходов к содержанию понятий «служба практической психологии», «деятельность службы практической психологии», «деятельность психолога», «виды деятельности психолога» и «виды деятельности службы практической психологии» показал, что, будучи часто используемыми в исследованиях практической психологии, они не имеют однозначного научного определения.

Обосновано представление о «службе практической психологии образования» как структурном подразделение системы образования, являющимся организационным субъектом, имеющим цель деятельности, обладающим устойчивыми связями между членами и обеспечивающим административное управление деятельностью психологов образования на основе правил, определяющих порядок взаимоотношений между ними, и системное развитие психологического сопровождения образовательного процесса на основе постоянного взаимодействия с окружающей средой (образовательным процессом) и использующим специальные профессиональные ресурсы для достижения организационных целей.

Изучение литературы и нормативной документации позволило выявить, что перечень основных видов работ психолога достаточно четко определен: диагностическая работа, консультативная работа, коррекционно-развивающая работа. Тогда, как наличие вспомогательных, но обязательных видов работ, таких как: экспертная работа, организационно-методическая, социально-диспетчерская работа признают лишь некоторые ученые, а в нормативной документации они пока не утверждены. Все перечисленные виды деятельности определяют содержание понятия «деятельность психолога». Обозначено содержание «деятельности службы ППО», имеющее два уровня: 1) управленческая деятельность по функционированию специалистов службы и развитию системы психологической практики в образовании, 2) практико-ориентиро-ванная психологическая деятельность специалистов службы.

Теоретический анализ состояния службы практической психологии образования как инновации выявил, что развитие службы ППО как инновации находится в настоящий момент на этапе «массового распространения новшества». Становление службы практической психологии образования происходит в соответствии с закономерностями развития инновационных процессов. Планомерность дальнейшего развития службы должна быть обеспечена эффективной системой управления с учетом современных подходов, включая организацию контроллинга деятельности психолога и службы. Контроллинг предполагает разработанность системы оценки деятельности основных структурных звеньев службы и критериев анализа эффективности деятельности психологов образования. Обоснована необходимость разработки когнитивно-статистической модели деятельности психолога.

Сделан краткий обзор представлений о профессиональном становлении практического психолога. Достижение им высокого уровня профессионализма является необходимым условием эффективного развития службы ППО, оно невозможно без осуществления профессиональной саморефлексии. Задача психолога, познавая себя профессионалом, пребывающим в активном, деятельном отношении к миру в целом, найти сферы наиболее полного проявления своей компетентности, на которые он может и должен воздействовать, преобразуя, развивая, изменяя их. Рефлексия таких характеристик профессионально-жизненной сферы, как временные и объемные характеристики деятельности, является важным компонентом моделирования профессиональной деятельности практического психолога.

Реализация программы рефлексивно-проективных практикумов как средства активизации процессов рефлексии профессиональной деятельности и ее моделирования позволила заложить основы для освоения системы «психолого-педагогического сопровождения ОП» психологами области.

Анализ научных представлений о построении службы практической психологии образования обнаружил, что отсутствие единого подхода к концепциям построения, развития и функционирования службы ППО существенно тормозит развитие системы психологического сопровождения образования. Существующие концепции практической психологии образования по основным позициям не столько противоречат, сколько дополняют друг друга. И это дает основания полагать, что выработка общих концептуальных оснований построения психологической службы в системе образования и организации работы в рамках той или иной модели возможна. Развитие эффективной системы психологического обеспечения образования возможно лишь при условии решения каждым практическим психологом образования вопроса о выборе оптимальной модели деятельности практического психолога образовательного учреждения, т. е. через проектирование модели профессиональной деятельности.

Выявлено, что система деятельности психолога «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» является оптимальной для осуществления психологической практики на базе образовательного учреждения. Обосновано представление о «психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса» как системе профессиональной деятельности психолога, предполагающей взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития обучаемых.

В рамках лонгитюдного эксперимента, реализовывавшегося течение 13 лет в условиях школьной и областной службы ППО, разработаны: алгоритм создания службы ППО, когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения ОП, методика расчета количественных показателей психологической деятельности в образовании, методика анализа статистических показателей деятельности психологов.

Основным технологическим принципом предложенного алгоритма создания и функционирования службы ППО является разработка всех структур службы как инновации. Универсальность алгоритма позволяет в короткие сроки создать эффективную службу ППО на базе любого образовательного учреждения. Апробация алгоритма была осуществлена при организации психологической службы по типу «психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» в школе и в областном ПМСС-центре.

Методика анализа статистических данных о деятельности психологов образования, являясь элементом контроллинга в системе управления, была внедрена в управление развитием службы ППО Иркутской области. Разработанная методика анализа статистических данных, а также внедрение единых форм учетно-отчетной документации и компьютерных программ обработки и хранения информации о психологах и их деятельности, позволили получить достоверную картину развития системы психологических услуг в образовательных учреждениях Иркутской области. В сравнении с анализом 2002 года в настоящее время получаемые данные о деятельности психологов позволяют анализировать более широкий спектр показателей развития муниципальных служб ППО Иркутской области. Проводимая работа по внедрению системы деятельности «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», способствовала изменениям в деятельности психологов. О внедрении данной модели в ходе анализа динамики показателей деятельности психологов Иркутской области были получены факты, свидетельствующие о наметившихся позитивных тенденциях, устойчивый результат пока не достигнут. В связи с чем, разработаны предложения по развитию психологического сопровождения в образовательных учреждениях области, предполагающие осуществление управленческих действий.

Качественные и количественные показатели когнитивно-статистической модели позволяют идентифицировать деятельность психолога как психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Методика расчета количественных показателей психологической деятельности позволяя устанавливать определенное соотношение временных затрат на основные блоки психологической работы, может быть использована при расчете временных затрат для различных моделей организации деятельности психолога или психологической службы и установления для каждой модели психологической деятельности норматива временных затрат. Применение когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для анализа системы психологической работы, предложенной М. Р. Битяновой, и работы психологов Иркутской области позволило установить, что предлагаемый автором набор видов деятельности психолога отличен от регионального, что обусловлено рядом причин. В связи с этим существует региональная специфика соотношения временных затрат, на основании этого были стандартизирован региональный норматив когнитивно-статистической модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет 1) представить «психолого-педагогическое сопровождение» как инновационную систему- 2) осуществлять оценку деятельности психолога или службы ППО с позиций соответствия типу психологической деятельности «психолого-педагогическое сопровождение» и на ее основе оптимизировать деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Психологический анализ временной организации труда в профессиях, связанных с использованием компьютерных технологий: дис.. канд. психол. наук, М., РГБ, 2005.
  2. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991.
  4. Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем// Сб. «Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения"// материалы к конференции ИЛИ РАО, МД994.
  5. М.А., Печенкина Т. Г., Колпакова Н. В., Рекомендации по оказанию методической помощи педагогам-психологам в период подготовки и прохождения аттестации на высшую категорию Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ap.altairegion.ru
  6. А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. — М. Смысл, 2004. — 448с.
  7. А.Г. Психология индивидуальности: методологические аспекты развития личности в историко-эволюционном процессе// Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768с.
  8. О.В. Влияние самоактуализации на формирование структуры компетентного стиля жизни личности: дис.. канд. психол. наук. Киев, 2001
  9. В.А. Принцип системности в психологической концепции Ломова Б.Ф.// Психологический журнал.- 1997.- № 1- с. 3−9.
  10. С.А. Состав функций районного психологического центра по информационному обеспечению управления образовательными учреждениями: дис. .канд. пед. наук, Челябинск, М., РГБ, 1998.
  11. И.К. Основные принципы и задачи психологического обеспечения российского образования и проблемы воспитания подрастающего поколения// Вестник практической психологии образования.- 2006.- № 4 -с. 18
  12. М.Р. В помощь директору: какой психолог нужен школе?// Вестник практической психологии образования.- 2006 г.- № 4 с.68
  13. М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1997. 298с.
  14. М.Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева H.J1. Работа психолога в начальной школе, Генезис, М., 2001
  15. М.Р., Беглова Т. В. Календарь психолога// Вестник практической психологии образования. 2005.- № 1 — с. 50, № 2 — с. 76, № 3 -с.67, № 4 — с.69
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 391с.
  17. Е.В. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании: дис.. канд. психол.н., М.:РГБ, 2003
  18. И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: на материале специальных тренинговых групп: дис.. канд. психол. наук. М., 1995. 180с.
  19. Т.А. Модель психологической службы экспериментальной площадки школы № 62 // Обучение и развитие: психолого-педагогические технологии развития творческих способностей учащихся. Иркутск, 1999, 111с.
  20. Т.А. Роль психолога в инновационной деятельности ггеда-гогов//Психолого-педагогические особенности образовательного процесса в инновационных учебных заведениях: Материалы третьей регион, научно-практ. конф. Иркутск: ИГУ, 2001, 160 с.
  21. Т.А. Система психолого-педагогической подготовки педагогических кадров к реализации принципов самоактуализирующего обучения// Реализация принципов самоактуализирующего обучения в учебном процессе. Иркутск, 2000, 111с.
  22. Винобер Т. А. Психологическая подготовка учителя один из аспектов профессионального самоопределения// Андрогог в открытом обществе: материалы росс.-польского семинара. — СПб-Иркутск-Р1оск- 2000, 242с.
  23. Винобер Т. А. Целостность образовательного процесса в контексте личностно-ориентированного подхода// Проблемы учебного процесса в инновационных школах. Иркутск: ИГУ, 1999, 197с.
  24. О.Г. Задачи практической психологии в контексте развития вариативного образования// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  25. Т.В. Доклад начальника Управления специального образования, Минобразования России// Школьный психолог.- 2003.-№ 1
  26. .А., Исмагилова А. Г. Опыт личностно-развивающей профессиональной подготовки студентов-психологов к практической работе в сфере образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedsovet.alledu.ru/forum
  27. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 32с.
  28. И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  29. И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства/Психологическая наука и образование.-1998.-№ 2.
  30. П.Я. Управление психологической службой в системе образования г. Алейска// Материалы и тезисы первого краевого съезда практ. психол. обр., Барнаул, 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ap.altairegion.ru
  31. Т.В. Методические рекомендации для проведения внутреннего этапа экспертизы деятельности педагога-психолога ОУ// Вестник практической психологии образования.- 2006.- № 1 с. 122.
  32. Т.В. Повышение квалификации психологов: опыт Тамбовской области// Вестник практической психологии образования.- 2005.-№ 3 с. 124
  33. Т.В. Психологическая служба системы образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedsovet.alledu.ru/forum
  34. М.В. Структура службы практической психологии в системе департамента образования Москвы// Психологическая служба в школе.- 2003.- № 1.
  35. М.В. Проблемы взаимодействия педагога-психолога с администрацией образовательного учреждения// Модели психологической службы// Психологическая служба в школе. -2003.- № 3.
  36. В.М. Практическая психология в системе образования Псковской области// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  37. Из опыта работы психологической службы г. Якутска 2005 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yaguo.ru/psuo
  38. Интервью со Т.А. Степановой/ /Школьный психолог.-2003.-№ 3624с.
  39. О. Плюс психологизация всей страны// Лицейское и гимназическое образование.- 2004.- № 1.
  40. В.А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. СПб.: КАРО, 2005. — 240с.
  41. Т.П. Проблемы педагога-психолога в системе образования// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  42. А.А. Психологическая служба в системе НПО Кемеровской области// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004.-448с.
  43. Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психологическое исследование на материале ОДИ. М.: МГЗПИ, автореф. дис. .канд. психол.н., 1991.
  44. Т.Н. Концептуальные основы построения региональной психологической службы// Прикладная психология. 2001.- № 4
  45. В.Г. Развитие службы практической психологии образования в современном мегаполисе : дис. канд. психол наук: 19.00.07 .-М.: РГЪ, 2003
  46. И. Психологическая служба при реформировании системы образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://upr. 1 september.ru
  47. Концептуальные основы построения региональной психологической службы Самарской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://fio.samara.ru/psychology
  48. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование/ Horvath& Partners- Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-269с.
  49. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1756-Р (п.2) от 29.12.2001.
  50. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Приказ Министра образования № 2783 от 18.07.2002г
  51. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года// Проект Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.rospsy.ru.
  52. Краснов С. И, Значение культурно-ценностного самоопределения новаторов для становления инновационных образовательных систем// Сб. Инновации в образовании: от идеи до воплощения, Вып.2, М: Кентавр, 1995.
  53. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Наука, 1980. — 312с.
  54. Д.А. Отчетность и профессиональный рост психологов образования// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  55. И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика/ И.М. Кыштымова- 2-ое изд., перераб. и доп.- Иркутск.:Изд-во БГУ-ЭП, 2002, 220с.
  56. И.М. Психолого-педагогическая технология самоактуализирующего обучения// Реализация принципов самоактуализирующего обучения в учебном процессе. Иркутск, 2000, 111с.
  57. Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведе-ний//Социальные факторы нововведений в организационных системах. -М., 1980.
  58. Н.И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстой B.C. Нововведения в организациях// Структура инновационного процесса. М., 1981.
  59. Т.С. Личностные и организационные факторы в развитии психологической службы образования: дис.. канд.пс.н., Казань, М., РГБ, 2000.
  60. НА. Оптимизация функционирования регионального психолого-педагогического центра: дис. .канд.пс.наук, М., РГБ, 1999.
  61. И.В. Некоторые особенности технологического подхода к организации психологической службы школы// Завуч, — 1999. -№ 6 с.76−85
  62. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443с.
  63. .Ф. Системность в психологии. М.: Педагогика, 1996.-384с.
  64. Лукьянова М. И. Противоречия практики взаимодействия школьного психолога с педагогами: анализ результатов исследования // Психологическая наука и образование. -1999. -№ 2.
  65. О.М. К вопросу о роли школьного психолога в реализации парадигмы личностно-ориентированного образования// Материалы первого краевого съезда практ. психол. образ., Барнаул, 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ap.altairegion.ru
  66. С.Б. Психологическая служба в системе образования Германии. //Вопросы психологии.-2004.-№ 5.
  67. С.Б., Барский Ф. И., Гроховская М. С., Малыхин П. А. Основные тенденции развития психологической службы мегаполиса (г. Москва) // Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. -448с.
  68. В.Х., Каманов И.М.и др. Критерии эффективности индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ службы практической психологии в образовании// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. 448с.
  69. И.П. Человек и потенциал его бытия. Киев: СтимулК, 1995,256с.
  70. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997
  71. Материалы III съезда 2003 г.//Психологическая газета. 2003.
  72. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика- 1986. — 256с.
  73. Е.И. Психологическая служба в образовании: перспективы развития// Вестник практической психологии образования, — 2005 г.-№ 4(5)
  74. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования// Письмо Минобразования России № 28−51 513/16 от 27.06.2003.
  75. И. А. Мещеряков Б.Г. Проблемы со школьной психологией// Курьер образования.- 1997.- № 2.
  76. JI.M. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта Московский психолого-социальный институт, 1998. 200с.
  77. А.А. На пути к системной психологии развития// Психологический журнал. 1997. — № 3. — с.3−12.
  78. Н.Н. Математика в социальных науках// Математические методы в социологическом исследовании. М., 1981, с. 166
  79. И.В. Методологические возможности практической психологии образования// Материалы Первой межд. науч.-практ. конф. -М. Смысл, 2004. 448с.
  80. П.А. Теория и практика в работе школьного психолога// Вопросы психологии 1991.
  81. О введении в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов// Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.11.89 г. № 247/18−21
  82. О введении должности психолога в учреждениях народного образования// Инстр. письмо Гос.ком. СССР по нар.образ. от 27.04.89. № 16
  83. О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии// Материалы коллегии МО РФ 19.11.2002 г.// Школьный психолог.-2003.- № 1
  84. О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении// Письмо № 1515 от 22.07.98. ГОУ Администрации Самарской обл. руководителям муниципальных ОУО Электронный ресурс. -Режим доступа: http://fio.samara.ru/psychology
  85. О создании краевого координационного совета службы практической психологии образования // Приказ комитета администрации алтайского края по образованию от «01» 03 2004г. N 264 Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.ap.altairegion.ru
  86. О состоянии и перспективах работы по психологическому обеспечению столичного образования// Решение коллегии Московского комитета образования от 10.02.2000 протокол № 5/2 // Московское образование в доку ментах.//М.: Центр «Школьная книга», 2000, 176с.
  87. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации// Материалы коллегии МО РФ от 29.03.1995 г.// Вестник Образования.- 1995. -№ 7
  88. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения// Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.01 № 29/1886−6
  89. Об итогах семинара-совещания. Письмо Минобрнауки от 20.10.2006 № 06−1619// Вестник практической психологии образования,-2006.-№ 4-с.21
  90. Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи/ Ипформ. письмо МО РФ № 06−971 от 07.07.2006// Школьный психолог.-2006.-№ 18
  91. Об организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении // Письмо Минобразования России № 1852−1044 ин/18−28 от 28.10.2003
  92. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / под редакцией О. Э. Башиной, А.А. Спирина- 5-ое изд., доп. и перераб.-М.: Финансы и статистика, 2006.-440с.
  93. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога// Материалы подготовлены к публикации Битяновой М.Р.// Школьный психолог.- 2003.- № 32
  94. Основные направления деятельности в сфере психолого-педагогической поддержки детей и молодежи 2005 г. Аналитические материалы департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.
  95. Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации// Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебн.пособ. для ВУЗов, М: Академ, 2005, 288с.
  96. Ю2.Павлова Т. А. Соотношение основных направлений деятельности школьного психолога// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  97. ЮЗ.Панпурин В. А. Структура внутреннего мира личности: дис.. канд. психол. наук. Свердловск, 1986
  98. В. Э. Проблема психологического здоровья личности, развивающейся в условиях разных образовательных сред Электронный ресурс. Режим доступа: http://ippd.univers.krasu.ru
  99. В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования?// Вопросы психологии, — 2002.- № 2.
  100. В.Э. Служба практической психологии в образовании: современное состояние перспективы развития в России // Магистр. 1999. -№ 5-С. 69−84.
  101. А.В. Вопросы истории и теории психологии. М.: Просвещение, 1984. — 272с.
  102. С.Н. Опыт взаимоотношения практической психологии образования и психотерапии (особенности становления психологической службы образования Ставропольского края)// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  103. Положение о мониторинге психического и психологического здоровья детей, находящихся в образовательных учреждениях разного типа и вида системы образования Самарской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://fio.samara.ru/psychology
  104. Положение о научно-методическом совете службы практической психологии образования г. Москвы// Проект приложение к Решению коллегии Московского комитета образования от 10.02.2000 протокол № 5/2
  105. Положение о психологической службе в системе Главного управления образования Администрации Самарской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://fio.samara.ru/psychology
  106. Положение о психологической службе в системе народного образования // Приказ Гособразования СССР от 19.09.90. № 616.
  107. Положение о психологической службе образования г. Москва// Московское образование в документах. Вып. 7- М.: Центр «Школьная книга», 2003, 176с.
  108. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации // Приказ Минобразования России от 22.10.99 № 636
  109. Положение о службе практической психологии в системе образования Иркутской области // Приказ ГлавУОиПО администрации Иркутской области от 29.10.03 г. 2003 г. № 1431
  110. Положение о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации / Проект. // Школьный психолог.- 2006.-№ 21.
  111. Положение об областной службе практической психологии в системе образования Ярославской области // Школьный психолог. 2003.- № 36
  112. М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр.- 1994.- № 5.
  113. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия// Социальные проблемы инноватики. М., 1989.
  114. А.И. Организации: системы и люди. М., 1983.
  115. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Н. И. Гуткина и др./ Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 222с.
  116. Психологическое сопровождение Электронный ресурс. режим доступа: http://consul.com.ua/psychology
  117. Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И. В. Дубровиной, М. 1991.
  118. А.В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М/.ПЕРСЭ, 2002.-320с.
  119. Резолюция II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт"// Вестник практической психологии образования.- 2005, — № 1 с.7
  120. Рекомендации семинара-совещания «Служба практической психологии в системе образования РФ: проблемы организации и управления"// Вестник практической психологии образования. 2006.- № 4 — с.22
  121. О.В. Психологической службе нужна концепция.
  122. Репортаж.// Школьный психолог.- 2006.- № 24.
  123. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ./ред. и пред. Исениной Е.И.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.
  124. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  125. В. В., Малыхин П. А., Федосова Е. Ю., Малых С. Б. Системы психологической поддержки образования в Зеленогра-де//Психологическая наука и образование. 2001.- № 3.
  126. В.В. Современные проблемы психологического образования: Возрастной подход// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  127. В.В., Малых С. Б., Кобозева В. Г. Анализ развития службы практической психологии образования Москвы// Психологическая наука и образование.- 2002.- № 2.
  128. В.В., Селявина JI.K., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования// Психологическая наука и образование. -1999.-№ 2.
  129. Т.А. Когнитивно-статистическая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса/Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 9.- с.290−298.
  130. Т.А. О проблемах развития Службы практической психологии в системе образования Иркутской области// Актуальные направления современной психологии: региональный опыт// материалы Всероссийской науч.-прак. конф., Иркутск, ИГУ, 2006.-е.143−155.
  131. Т.А. Профессиональная компетентность педагога-психолога: механизмы и пути развития// Проблемы учебного процесса в инновационных школах. Сб.науч.тр. Иркутск: ИГУ, 2005. с. 216−227
  132. Т.А. Развитие службы ППО с позиций инновационной методологии. Сб.науч.тр. Иркутск: ИГУ, 2006. — с. 169−180
  133. Т.А. Служба практической психологии инновация всистеме образования России // Вестник ИрГТУ, 2007, с.206−209
  134. Сапранкова Т. А. Использование гуманистических подходов в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Вестник ИГПУ, Сб.науч.тр., Иркутск, ИГПУ, 2004, с. 189−195
  135. МО.Семаго М. М. Как составить статистическую справку// Школьный психолог, М., 2005,№ 19.
  136. М.М. Рабочий журнал школьного психолога. М., Сфера, 2002.
  137. М.М. Сопровождение — это.// Школьный психолог, М., 2003 № 35.
  138. М.М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения // Школьный психолог.- 2002. -№ 5
  139. И.Ф. Служба практической психологии образования Республики Татарстан// Вестник практической психологии образования. -2005.-№ 3−117с.
  140. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: ООО «Речь», 2002. 350с.
  141. Т.П. Служба практической психологии в системе образования Барнаула. Проблемы и перспективы развития// Материалы первого краев, съезда прак. психол. образ., Барнаул, 2003. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.ap.altairegion.ru
  142. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП, Магистр, 1997 224с.
  143. В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании// Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Сб.науч. тр. ИПИ РАО, М: 1994.
  144. Словарь практического психолога/ сост.С. Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1998. -800с.
  145. Словарь русского языка в 4-х томах. Т.4./ под ред. Евгеньева А. П. М., «Русский язык», 1988.
  146. С.Г. Школьный психолог и администрация: работа в «команде"// Материалы первого краев, съезда прак. психол. образ., Барнаул, 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ap.altairegion.ru
  147. .А. Не новые проблемы психологии модернизируемого образования// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  148. М.А. Практическая психология образования: противоречия, проблемы, перспективы// Вопросы психологии.- 2004. -№ 4.- С.91−101.
  149. О.В. Роль психологической службы в условиях развития образовательного учреждения// Материалы Первой межд. науч.-прак. конф. М. Смысл, 2004. — 448с.
  150. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа. 1995. — 464с.
  151. В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕССДООЗ. — 176с.
  152. Л.М. Школьная психологическая служба: Пособие для школьных психологов. М.:АПКиПРО, 2003. — 182 с.
  153. О.Г. Проблемы психологической службы в школах инновационного типа// Материалы первого краев, съезда прак. психол. образ., Барнаул, 2003 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ap.altairegion.ru
  154. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений./ Под ред. М. М. Поташника. М.: Новаяшкола, 1994.-64с.
  155. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ./ Пер. с англ./ Общ. Ред. Г. В. Бурменской, М.: Прогресс — Универс.- 1993. -480с.
  156. Целевая программа развития службы практической психологии образования в Алтайском крае на 2004 2010 годы Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.ap.altairegion.ru
  157. Т.П. О профессиональном осмыслении психологами своих позиций по отношению к педагогической практике/ Психологическая наука и образование, 2003, № 2
  158. А.А. Развитие региональной психологии: Дис.. докт. психол. наук, Ставрополь, М., РГБ, 2004.
  159. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1997
  160. Ярославская областная психологическая служба// Школьный психолог. 2003.-№ 36.- 24с.
  161. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000.- 128с.
Заполнить форму текущей работой