Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Связь референтности и уровня развития диалектического мышления у студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается соответствием экспериментального исследования теоретическим позициям, комплексом эмпирических методов, соответствующим поставленным целям и задачам исследования, детальным анализом литературы по проблематике исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, адекватностью используемых методов математической обработки. Научная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
    • 1. 1. Психологические исследования отношений межличностной значимости в учебной группе (реально функционирующем контактном сообществе)
      • 1. 1. 1. Студенческие учебные группы, как одна из разновидностей малых групп
      • 1. 1. 2. Отношения межличностной значимости в реально функционирующем контактном сообществе
      • 1. 1. 3. Методы исследования отношений межличностной значимости
    • 1. 2. Особенности развития диалектического мышления у взрослых
      • 1. 2. 1. Особенности функционирования и развития диалектического мышления и диалектических мыслительных средств в разных возрастах
      • 1. 2. 2. Диалектические отношения в представлениях о времени
      • 1. 2. 3. Методы исследования диалектического мышления
    • 1. 3. Связь социо- и референтометрических показателей с интеллектуальными характеристиками и творческими способностями
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ РОССИИ И США В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 2. 1. Материал и методы исследования особенностей отношений межличностной значимости в студенческой группе. Обоснование выбора методик. Особенности выборки
      • 2. 1. 1. Особенности образования групп в американском университете и применения социометрических методик на американской части выборки
      • 2. 1. 2. Характеристика выборки. Особенности исследованных групп
    • 2. 2. Обоснование выбора методик исследования диалектического мышления студентов
    • 2. 3. Особенности отношений межличностной значимости в учебных студенческих группах в США и России
    • 2. 4. Развитие диалектического мышления у студентов психологов США и России
    • 2. 5. Связь социометрических показателей в студенческой группе и уровня развития диалектического мышления

Связь референтности и уровня развития диалектического мышления у студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Глубокие социальные изменения и все ускоряющийся ритм жизни с особой остротой ставят проблему самоопределения субъекта в пространстве культуры, общественных отношений. На первый план выходит проблема выбора человеком той или иной собственной позиции в социальном пространстве, а также целей и средств, лежащих в основе выборов. Перед психологией встает задача поиска средств и способов развития у человека таких личностных качеств как психологическая мобильность, способность активно и продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах, оставаясь при этом устойчивым к стрессам, и, конечно, творческого мышления, которое лежит в основе как перечисленных, так и ряда других способностей.

Наше исследование посвящено выявлению связи интеллектуальных факторов (характерных, в частности, и для ситуаций социального взаимодействия) и статусных и показателей в группе.

Исследование малых групп прошло ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы и роли личности в ней (В.М.Бехтерев, К. Левин [95], Ф. Олпорт, А. В. Петровский [127], Н. Триплет и др.).

На сегодняшний день проведено большое количество технически сложно сконструированных экспериментов, изучены в деталях многочисленные процессы и эффекты малых групп. Однако многие собственно психологические вопросы оказываются нерешенными. В частности, недостаточно исследованным остается вопрос об интеллектуальных особенностях субъекта в связи с его статусом в малой группе. В качестве одного из показателей интеллектуального развития, нами было выбрано диалектическое мышление.

С нашей точки зрения, диалектическое мышление является важным параметром успешности человека в социальном пространстве, в частности, в группе. Данное утверждение обосновывается тем, что успешное овладение операциями диалектического мышления дает человеку возможность продуктивно оперировать отношениями противоположности, продуктивно разрешать противоречия. В рамках структурно-диалектического подхода (Н.Е. Веракса [30−38]) проведено достаточное количество исследований, позволяющих с уверенностью утверждать, что наличие диалектического мышления лежит в основе творчества, что позволяет субъекту адекватно действовать в изменяющейся ситуации, в этом смысле, по-новому, т. е. творчески.

Объектом диссертационного исследования является референтность субъекта в малой группе.

Предмет исследования: связь между референтностью в малой группе и уровнем развития диалектического мышления у студентов.

Цель исследования заключается в изучении особенностей связи статусных показателей студентов с уровнем развития у них диалектического мышления.

Задачи исследования:

1. Проанализировать существующие подходы к исследованию референтности в малых группах.

2. Провести обзор исследований диалектического мышления взрослых.

3. Провести диагностику и выявить уровень референтности студентов.

4. Разработать инструментарий и провести диагностику диалектического мышления студентов.

5. Проанализировать полученные данные и сопоставить их с результатами блока социометрических методик.

6. Исследовать возможность наличия связи референтности студентов и уровня развития у них диалектического мышления.

Методологическая основа исследования: социометрическая теория Дж. Морено [117], концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений, положение о трехфакторной модели значимого другого А. В. Петровского [127,129], концепция диалектического мышления Н. Е. Вераксы [30, 32, 37, 38].

Методы исследования: анализ литературных источников, эмпирическое исследование (социометрия, референтометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, диагностика диалектического мышления), математические методы обработки данных.

Гипотеза исследования:

Существует связь между статусом субъекта в малой группе и уровнем развития диалектического мышления.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: Впервые в социальной психологии ставится проблема связи интеллектуальных и референтных показателей в малой группе и раскрывается социально-психологические контекст развития диалектического мышления. Также впервые показана связь возможности соотнесения статусных показателей студентов с их интеллектуальными характеристиками.

Практическая значимость исследования:

В диссертационном исследовании изучены особенности развития диалектического мышления у субъектов с различным статусом в учебной студенческой группе. В работе экспериментально обосновано особое значение целенаправленного развития диалектического мышления. Также определены возможности использования на американской выборке методического инструментария, стандартизированного на российской выборке. Конкретные результаты исследования расширяют сферу применения использованных диагностических методик.

Положения, выносимые на защиту:

1. Статусные показатели студентов связаны с уровнем развития у них диалектического мышления: студенты, обладающие высоким уровнем развития диалектического мышления, находятся на высоких статусных позициях в малой группе.

2. Существует прямая связь между уровнем развития диалектического мышления и статусом субъекта в сфере властных отношений.

3. Представления о времени являются для студентов содержательной областью, стимулирующей применение диалектического мышления.

Апробация и внедрения результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии развития МГППУ, на выездной психологической школе молодого исследователя (на базе МГППУ), на заседаниях лаборатории раннего обучения и развития детей МГПУ, на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Mill У. Материалы диссертационного исследования докладывались на IV межвузовской конференции молодых ученых в области психологи, педагогики и социокультурной антропологии (Москва, 2009 г.), на юбилейной конференции «125 лет Московскому психологическому обществу» (март 2009). Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в содержании авторского курса «Технология анализа культурных сред», читаемого студентам 5 курса факультета социальной психологии развития МГППУ, в ряде авторских публикаций.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается соответствием экспериментального исследования теоретическим позициям, комплексом эмпирических методов, соответствующим поставленным целям и задачам исследования, детальным анализом литературы по проблематике исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, адекватностью используемых методов математической обработки.

Структура и объем диссертации

: Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего в себя 216 наименований (из них 31 на иностранном языке) и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 120 страницах, включая 6 таблиц, 7 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение следует отметить, что, исследуя особенности диалектических структур мышления и референтности студентов, на основе данных диагностических процедур, мы проанализировали особенности их связи в общем контексте социального взаимодействия в малой группе.

Проведенное теоретико—эмпирическое исследование полностью подтвердило изначально выдвинутую гипотезу, правильность постановки задач и положения, выносимые на защиту.

Все задачи, поставленные нами перед началом данного исследования, были выполнены. Нами было проанализировано малая группа в отечественных и зарубежных психологических концепциях, рассмотрены различные подходы к типологии и классификации малых групп,, содержательно обсужден вопрос о значимости (референтности) субъекта в учебной группе.

Нами, также были проанализированы исследования в области диалектического мышления. Обсуждена возможность соотнесения результатов этих исследований с социально-психологической проблематикой.

В эмпирической части нашей работы были исследованы уровень развития диалектического мышления и статусная структура учебных групп студентов психологических специальностей США и России. Выборка была организована таким образом, чтобы иметь возможность проанализировать особенности связи статусных показателей студентов с уровнем развития у них диалектического мышления.

Каждая из примененных нами методик была призвана выполнить одну из исследовательских задач:

• выявить связь статусных показателей студентов с уровнем развития у них диалектического мышления;

• выявить связь между уровнем развития диалектического мышления и статусом субъекта в сфере властных отношений;

• выявить особенности представлений о времени в структуре диалектического мышления.

Каждую из указанных исследовательских задач выполняла определенная подобранная или специально модернизированная нами методика.

На основании полученных эмпирических данных, нами были проанализированы особенности связей диалектического мышления с различными показателями межличностной значимости (в сфере аттракционных, референтных и властных отношений).

Гипотеза, положенная нами в основу исследования, получила эмпирическое подтверждение.

Результаты данного исследования могут быть использованы при оценке особенностей и интерпретации различий отношений в учебных группах в целом, а также при определении основных детерминант статусно-ролевого структурирования внутри этих групп. В работе раскрыта важная сторона социально-психологического контекста описания диалектического мышления.

Полученные результаты позволяют сделать следующие обобщающие выводы по результатам исследования:

1. Обзор литературы, посвященной изучению проблемы исследования, показал, что феномен связи референтности с интеллектуальными показателями, в частности с диалектическим мышлением, в малых группах, изучен не достаточно. Кроме того, достаточно мало изучены особенности проявления данного феномена в условиях учебной студенческой группы.

2. По результатам эмпирического исследования выявлена связь референтности студентов и уровня развития у них диалектического мышления, студенты, демонстрирующие высокие показатели по уровню развития диалектического мышления, находятся на высоких статусных позициях в группе.

3. Студенты, демонстрирующие высокие результаты по уровню развития диалектического мышления оказываются наиболее успешными в сфере аттракционных отношений.

4. Студенты, демонстрирующие высокие результаты по уровню развития диалектического мышления оказываются наиболее успешными в сфере властных отношений.

5. Студенты, обладающие развитым диалектическим мышлением не попадают в категорию низкостатусных или отвергаемых.

6. Студенты демонстрируют большую успешность в оперировании противоположностями в области представлений о времени, нежели в отношении количественных и качественных характеристик объектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. — СПб.:Алетейя, 2001.
  2. Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. — Самара, 2002.
  3. П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. — М., 1991.
  4. С.А. Основные направления анализа лидерства// Вопросы психологии 1991, № 3. С. 90−98.
  5. .Г. Избранные психологические труды, 1 и 2 тт. Педагогика, 1980.
  6. .Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.
  7. А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПБ., 2001.
  8. И.Д. Диалектическая логика. М., 1985.
  9. Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. — М.: МГУ, 1988.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.
  11. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. № 7,1962.
  12. H.A. Психологические особенности понимания учебного материала в школьном возрасте. Дисс.канд.психол.наук. — Бишкек, 1997.
  13. И.Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе. Дисс.канд.психол.наук. — Самара, 1999.
  14. Г. С. Категория противоречия и ее мировоззренческая функция.//Диалектическое противоречие. Под.ред. Б. М. Кедрова, -М., 1979.
  15. В.В. Диалектические структуры высказывания у дошкольников. Дисс. канд. психол. наук. М., Ml iL У, 1997.
  16. Л.Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника. Автореф. канд. психол. наук. М.: МПГУ им. В .И. Ленина, 1995.
  17. Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. — М., 2006.
  18. А.К. Диалектические структуры в мышлении младших школьников и взрослых.//Перемены. — 2003, № 4. С. 101−123.
  19. А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышления детей и взрослых. Дисс. канд. психол. наук. -М., Институт развития дошкольного образования РАО, 2006.
  20. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  21. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  22. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии, № 2, 1999.
  23. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. — СПб., 2000.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
  25. A.A. Значение слова и психология противопоставлений.// Семантическая структура слова. М. 1971.
  26. Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977.
  27. A.B. Мышление прогнозирование. — М., 1979.
  28. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.
  29. .М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  30. Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. — М., 1977.
  31. Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников. Автореф. докт. психол. наук. — М., 1991.
  32. Н.Е. Структурно-диалектический метод построения психологического знания // XI международная конференция. Логика, методология, философия науки. Т. 4. Москва-Обнинск, 1991.
  33. Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1987, N 4.
  34. Веракса Н. Е Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. 1990, N 4.
  35. Н.Е. Предисловие, в кн. Выготский Л. С. Психология. — М., 2000. С.5−12.
  36. Н.Е. Личность и культура.//Перемены.№ 1,2000.С.81−107.
  37. Н.Е. Методологические основы психологии. М-.: Академия, 2008.
  38. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс. .канд. психол. наук. — М., 1992.
  39. A.C. Особенности социализации выпускников средней школы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 1990.
  40. М. Продуктивное мышление. М., 1987.
  41. JI.C. Психология. М., 2000.С. 1007.
  42. Л.С. История развития высших психических функций. — М., 2000.
  43. Л.С. Лекции по психологии. М., 2000.С.756−828.
  44. П.П. Обоснование научного знания в философии Платона.//Платон и его эпоха. — М., 1979.
  45. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР, т.1. — М., 1959.
  46. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968.
  47. Г. В. Работы разных лет в двух томах, т. 1. М., 1970.
  48. Г. В. Работы разных лет в двух томах, т.2. М., 1970.
  49. Голубева Э. А Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна, 2005.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
  51. В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 2000.
  52. Диалектическое обучение/ под ред. И. Б. Шияна. — М., 2005.
  53. Диалектическая психология / под ред. Е. Е. Крашенинникова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005.
  54. У. Психология. -М.: Педагогика, 1991.
  55. A.C. «Число зверя»: к происхождению социологического проекта «Авторитарная личность» // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 66−74.
  56. A.C., Карпов Г. С. К вопросу о восприятии и оценке времени // Вопросы психологии.- 1967.- № 4.
  57. В.Н. «Психология общих способностей» Питер, 2006.
  58. И.И. Представления о времени в структуре диалектического мышления. Перспективы исследования //Интеллектуальное развитие дошкольника: структурно—диалектический подход /отв. ред.: И. Б. Шиян. М.:МГПУ, 2009.
  59. А.Н. История психологии от античности до современности. — М., 1997.
  60. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001.
  61. Р.Ф. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников. Дисс. канд. психол. наук. М., МПГУ им. В. И. Ленина, 1995.
  62. В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии, 1991, № 1.
  63. Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
  64. В.А. Социально-психологические особенности российской идентичности и тенденции ее трансформации в современных условиях реформирования общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2003.
  65. В.А. Психология взросления: развитие индивидуальности в семье и обществе. — М.: Этерна, 2006.
  66. Ильин В-А. Исследование особенностей психосоциального развития российских студентов в контексте реформирования высшей школы// Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики. Вып. 4, ч. 2. М.: МГППУ, 2006.
  67. В.А. Проблема становления профессионализма молодых специалистов// Акмеология, 2006, № 4 (20).
  68. Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
  69. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. — М1,1974.
  70. И. Критика чистого разума / Соч. в 6-ти тт. Т.З. М.: Мысль, 1964.
  71. .М. Беседы о диалектике. Шестидневные философские диалоги во время путешествия. — М.:КомКнига, 2007.
  72. В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1982.
  73. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М., 2001.
  74. Кон И. С. Социологическая психология (избранные психологические труды). -М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  75. М.Ю. Кондратьев «Значимый другой» в системе отношений «студент-студент», статья в «Социально-психологические проблемы образования» выпуск 3, 2005.
  76. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков// Вопросы психологии, № 3, 1997.
  77. М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — СПб.:Питер, 2005.
  78. М.Ю., Ильин В. А. К вопросу о психологической границе в контексте социально-психологического феномена закрытости//Мир психологии, 2009, № 1.
  79. М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007.
  80. М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М.: ПЕР СЭ, 2006.
  81. М.Ю., Кондратьев Ю. М. Методический вариант определения стадии вхождения личности в профессиональное сообщество//Акмеология, 2006, № 4.
  82. Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент — студент» и «преподаватель — студент» в современном российском ВУЗе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2005.
  83. Р.Л., Дубовская Е. М. Исследования малой группы в отечественной и зарубежной психологии// Социальная психология: хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2000.
  84. Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопр. психол. 1977. № 6.
  85. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989.
  86. В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. — М., 1999.
  87. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
  88. Е.С. Основы социальной психологии. Л.:ЛГУ, 1964.
  89. А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1959.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  91. К. Конфликт между аристотелевским и галиеевским способами мышления в современной психологии // История психологии. -М., 1992. С.47−78.
  92. К. Теория поля в социальных науках// Динамическая психология: Избранные труды. — М.: Смысл, 2001.
  93. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности// Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1996, № 4.
  94. Д. А. Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии, 2001, № 1.
  95. Р. Личность, культура и общество, (пер. с англ. Л.А. Мостовой). 2001. Т. 3. Вып. 1 (7).
  96. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  97. А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон-М., 1969.
  98. А.Ф. Философия имени // Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
  99. А.Р. Лекции по общей психологии. — М., 2004.
  100. Л.Н. Проблема времени в истории философии. Курс лекций. М.: МИФИ, 1999.
  101. A.A. Причинное мышление ребенка в действии. -Известия АПН РСФСР, 1948. № 17.
  102. A.A. Роль языка в умственном развитии ребенка //Ученые зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. -1955. Т. 112.
  103. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000.
  104. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. — М.: Класс, 2001.
  105. А.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. Л., 1988.110- Мальцев В. И. Очерки по диалектической логике.— Mi, 19 641
  106. A.M. Мышление, обучение, творчество. М., 2003.
  107. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  108. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии, 1982, № 4:
  109. М., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер// Социальная психология: хрестоматия.—М: Аспект Пресс, 2000.
  110. В.Ф., Ткачева. Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. — М., 1981.
  111. Дж. Психодрама. М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2001.
  112. Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2004.118- Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999.
  113. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2007.
  114. Е.В., Психологическое время в структуре самосознания личности в юношеском возрасте. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998.
  115. И.В. Личность в условиях совместной учебной деятельности при интенсивном обучении: Дис. канд. психол. наук М., 1983.
  116. H.H. Психология межличностных отношений. К.: «Лыбидь», 1990.
  117. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М. Д972.
  118. В. Б. Психология — практикам, учителям, родителям и руководителям. М., 1996.
  119. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  120. Л., Джон. Психология личности / Пер. с англ. М., 2000.
  121. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.
  122. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии// Вопросы психологии, 1984, № 4.
  123. A.B. Трехфакторная модель значимого другого// Вопросы психологии, 1991, № 1.
  124. A.B. Психология и время. СПб.: Питер, 2007.
  125. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью//Вопросы философии, 1982, № 3.
  126. A.B., Петровский В. А. Категориальная система психологии// Вопросы психологии 2000, № 5.
  127. В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании личности// Вопросы психологии, 1985, № 4.
  128. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.
  129. В.А. Парадигма субъектности в образовании// Психологическая наука и образование, 1996, № 2.
  130. Петровский ^ В. А. Потребность быть личностью// Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2002.
  131. Петровский В: А. Слово об отце: «многовершинность» личности// Петровский A.B. Психология и время. СПб.: Питер, 2007.138. Платон. Пир. М, 1993.
  132. Платон. Парменид. М., 1993.
  133. М.В. Становление персональной идентичности в юношеском-возрасте. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Нижний Новгород, 2005.
  134. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.
  135. . Психология? интеллекта. М., 1994.
  136. . Логика и психология. М., 1994.
  137. ., Инельдер Б. Генезис элементарных*логических структур. М., 2002.
  138. . Теория Пиаже.//Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. — М., 2001.
  139. . Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. //Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии М., 2001 — С.232—243.
  140. А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. -М., 2000.
  141. А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии, 1999, № 1, с. 13−32.
  142. Психология. Словарь под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  143. Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 3: Стандартные прогрессивные матрицы. — М.: Когито-Центр, 1996.
  144. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь^ 2001.
  145. Д.В. Влияние психосоциальной идентичности на статусно-ролевую позицию индивида в группе. Диссертация на соискание ученой степени, кандидата психологических наук. М-, 2007.
  146. Славина J1.C. Трудные дети. Избранные психологические труды. М.: МОДЭК, 2002.
  147. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии — 1991. — № 2.
  148. Социальная психология: Энциклопедический словарь. Под ред. Г. П. Предвечногои Ю.А.Шерковина. М., 1975.
  149. О.К., Клочко В. Е. Обнаружение противоречий- как начальный, этап формирования задачи.//Искусственный интеллект и психология. М. Л976.СЛ 76−205.
  150. А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. 163- Уитроу Дж. Естественная^ философия временш 20 041 641 Уитроу- Дж. Структура, и природашремени. М-: Знание, 1984.
  151. Ученические группы// Писхология/ Иод. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 2000.
  152. Фейерабенд П. Шбранные труды по методологии-науки-,-М1, 1986-
  153. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. — М-: МПСИ, 2004.168- Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. 169: ФлоренскийП.А.Столпиутверждение.истины.Т.1.Мм 1990.
  154. Хайдеггер, М- Время и- бытие: Статьи и выступления / Сост., пер. с нем- шкомм^ В: В^.Бибихина- —М-: Республика^ 1993-
  155. , М. Статьи и? работы разных лет. / Пер., сост. и вступ. ст. А. В- Михайлова. — М.: Гнозис, 1993.
  156. , М. Пролегомены к истории/ понятия времени: / Пер. Е. В. Борисова. Томск: Водолей, 1997.1731 Хасанов И. А. Время: природа, равномерность, измерение. М., 2001.
  157. Г. А., Слободчиков В.И: Мы, взрослые, и остальные люди //Семья ишкола. 1989. № 11.
  158. И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников. Автореф. канд. психол. наук. М., Институт развития личности РАО, 1995.
  159. И. Б., Шиян О. А. Проблема метакогнитивного развития как стратегии построения образовательных программ. //• Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. М., 1999. — С. 261−266.
  160. О.А. Понимание студентами-психологами диалектических отношений противоположностей в научном содержании: трудности перевода. // Перемены. 2008. — № 3. — С. 23−44.
  161. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическиое пособие. -М., 2003.
  162. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского). — М., 1994.
  163. Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000.
  164. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
  165. В.А. Образовательная среда. — М.: Смысл, 2001.
  166. Barron F. Creativity and psychological health. Princeton, NJ: Van Nostrand, 1963.
  167. Bruner J.S. Studies in cognitive growth. N.Y., 1966.
  168. Case R. Intellectual development. Birth to adulthood. N.Y., 1985.
  169. Cooley C.H. Sociological theory and social research, N. Y., 1930.
  170. Geert P. The structure of development theories: A generative approach // Human development. 1987.
  171. Gronlund Norman E. Measurement And Evaluation in Teaching. Fourth Edition-New York, London: Macmillan publishing Co., Inc., 1981.
  172. Hunter J.E. Cognitive ability, cognitive aptitudes, job knowledge, and job performance. Journal of Vocational Behavior. 1986. 29.
  173. Hunter J.E., Hunter R.F. Validity and utility of alternative predictors of job performance. Psychological Bulletin. 1984. 96.
  174. Hunter J.E., Schmidt F.L., Judiesch M.K. Individual differences in output variability as a function of job complexity. Journal of Applied Psychology. 1990.
  175. Keating D. Thinking process in adolescence // Handbook of adolescent psychology.
  176. Knifong D. Logical abilities of young children: Two styles of approach //Child development. 1974.
  177. McClelland D.C. The achieving society. Princeton, NJ: Van Nostrand, 1961.
  178. McClelland D.C. The United States and Germany: A comparative study of national character. Roots of consciousness.
  179. McClelland D.C. (ed.), 1964. Princeton, NJ: Van Nostrand, P. 62−92.
  180. McHenry J J., Hough L.M., Toquam J.L., Hanson M.A., Ashworth S. Project A validity results: The relationship between predictor and criterion domains. Personnel Psychology. 1990.
  181. Piajet J. Development and learning //Ripple R., Ro9ckastle V. (eds). Piajet rediscovered. N.Y., 1964.
  182. Riegel K.F. The dialectics of human development.//American psychologist, 1976.
  183. Riegel K.F. Foundations of dialectical psychology New York: Academic Press, 1979.
  184. Roe A. The making of a scientist. N. Y.: Dodd, Mead, 1952.
  185. Roe A. A psychological study of eminent psychologists and anthropologists, and a comparison with biological and physical scientists. Psychological Monographs: General and Applied, 1967.
  186. Sternberg R.J. Wisdom, intelligence and creativity synthesized. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  187. Structure and transformation: developmental and historical aspects / edited by Klaus F. Riegel and George C. Rosenwald. New York: Wiley, 1975.
  188. Taylor J.A. The nature of creative process// Smith / Creativity. An examination of creative process. — N.Y.1959.P.123−145/
  189. Taylor J.A. Thinking and creativity // Annals of the New York Academy of sciences. 1960.P.114−189.
  190. Torrance E.P. Guiding creative talent. — Printice Hall, 1962.
  191. Torrance E.P. Education and creativity // Creativity: Progress and' potentional. — N.Y., 1964.
  192. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its. testing. The* nature of creativity. R.J. Sternberg (ed.). Cambridge, Cambridge University Press, 1988.
  193. The Developing individual in a changing world / edited by Klaus F. Riegel and John A. Meacham. The Hague, Mouton, 1976.
  194. Wallas I., Klahr D., Bluff K. A self-modifying production model of cognitive development/ZKlahr. D., Langeley P., Neches R. (eds). Production system models of learning and development. Cambridge, MA, 1987.
  195. Ward S., Byrnes J., Overton W. Organization of knowledge and-conditional reasoning // Journal of Education psychology. 1990.
  196. Wertch J., Kanner B. A sociocultural approach to intellectual development // Sternberg R., Berg C. Intellectual development. Cambridge, England, 1992.
  197. Whitrow J. Philosophy of Time. A Collection of Essays. Ed. by R. Gale, London Melbourne, 1968.
Заполнить форму текущей работой